Метод сравнительного анализа

Общие понятия

Сравнительный метод, как универсально применяемый, относится к общенаучным методам исследований. По своему функциональному назначению и способам использования, является эмпирическим. На практике различают ряд его форм. Например, сравнительно-сопоставительный метод, выявляющий природу разнородных объектов; сравнительно-историко-типологический, раскрывающий сходство не связанных по своему происхождению явлений одинаковыми условиями генезиса и развития; сравнительно-историко-генетический, показывающий сходство явлений как результат их родства по происхождению; сравнение, фиксирующее взаимовлияния различных объектов и явлений.

В прикладных исследованиях сравнительный метод используется в качестве основного при классификации, типологии, оценке, генерализации. Он позволяет разделить общие и отличительные признаки и свойства изучаемых объектов и процессов их развития.

Успешное применение сравнительного метода подразумевает унификацию приёмов наблюдения, включая стандартизацию исходных данных и получаемых результатов.

Недостатки

Недостатком сравнительного метода является неспособность, в ходе его использования, управлять истинно «независимыми» переменными исследуемого объекта при возможном влиянии, неизвестными способами, этих переменных на значимые показатели, в которых предполагается прямая причинная или сопутствующая связь.

Некоторые примеры использования сравнительного метода

Широкое применение сравнительного метода в научных исследованиях иллюстрируется перечнем основанных на нём дисциплин. Сюда, в частности, относятся:

  • Сравнительная анатомия — биологическая дисциплина, изучающая общие закономерности строения и развития органов и их систем.
  • Сравнительное богословие — часть богословия, занимающаяся критическим исследованием отступлений в вероучении и нравоучении инославных христианских обществ от времён завершения Вселенских соборов.
  • Сравнительно-историческое языкознание — область лингвистики, посвящённая родству языков, понимаемому историко-генетически, то есть, как факт происхождения от общего праязыка.
  • Сравнительное литературоведение — раздел истории литературы, изучающий международные литературные связи и отношения, сходство и различия между литературно-художественными явлениями в разных странах.
  • Сравнительная мифология — термин, введённый Максом Мюллером для обозначения науки, занимающейся сравнительным изучением мифических рассказов, а в связи с ними — и религиозных представлений различных народов.
  • Сравнительная политология — дисциплина занимающаяся изучением политики путём сравнения и сопоставления однотипных политических явлений в различных политических системах.
  • Сравнительное правоведение — раздел правоведения, изучающий правовые системы различных государств путём сопоставления одноимённых государственных и правовых институтов, их основных принципов и категорий.
  • Сравнительная психология — раздел психологии, занимающийся эволюцией психики.
  • Сравнительное религиоведение — дисциплина изучающая религии с целью выявления их общих форм, типов, морфологии феноменов, универсальных взаимосвязей, правил и законов.
  • Сравнительное уголовное право — раздел правоведения, изучающий уголовно-правовые системы различных государств путём сопоставления одноимённых институтов уголовного права, их основных принципов и категорий, изучения их истории и закономерностей развития.
  • Сравнительная философия — область историко-философских и философских исследований, сравнительное изучение философских традиций Запада, Востока, Латинской Америки, Африки, включающее изучение философских школ, учений, систем, категориального аппарата и отдельных понятий.

> См. также

  • Компаративистика

4.1. Способ сравнения в анализе хозяйственной деятельности

Учебные пособия

Анализ хозяйственной деятельности предприятия

Раздел: Экономика

Сущность сравнения. Типы сравнений и их цель.

Сравнение — один из способов, с помощью которых человек начал распознавать окружающую среду. В современной действительности этот способ используется нами на каждом шагу, временами автоматически, неосознано. Подчеркивая его важность можно сослаться на поговорку: «Все познается в сравнении». Широкое распространение он получил и в исследовании экономических явлений. Каждый показатель, каждая цифра, используемая для оценки, контроля и прогноза, имеет значение только в сопоставлении с другой.

Сущность этого способа может быть раскрыта следующим образом. Сравнение — это научный метод познания, в процессе его неизвестное (изучаемое) явление, предметы сопоставляются с уже известными, изучаемыми ранее, с целью определения общих черт либо различий между ними. С помощью сравнения определяется общее и специфическое в экономических явлениях, изучаются изменения исследуемых объектов, тенденции и закономерности их развития.

В экономическом анализе сравнение используют для решения всех его задач как основной или вспомогательный способ. Перечислим наиболее типичные ситуации, когда используется сравнение, и цели, которые при этом достигаются.

1. Сопоставление плановых и фактических показателей для оценки степени выполнения плана.

2. Сопоставление фактических показателей с нормативными позволяет провести контроль за затратами и способствует внедрению ресурсосберегающих технологий.

3. Сравнение фактических показателей с показателями прошлых лет для определения тенденций развития экономических процессов.

4. Сопоставление показателей анализируемого предприятия с достижениями науки и передового опыта работы других предприятий или подразделений необходимо для поиска резервов.

5. Сравнение показателей анализируемого хозяйства со средними показателями по отрасли производится с целью определения положения предприятия на рынке среди других предприятий той же отрасли или подоотрасли.

6. Сопоставление параллельных и динамических рядов для изучения взаимосвязей исследуемых показателей. Например, . анализируя одновременно динамику изменения объема производства валовой продукции, основных производственных фондов и фондоотдачи, можно обосновать взаимосвязь между этими показателями.

7. Сопоставление различных вариантов управленческих решений с целью выбора наиболее оптимального из них.

8. Сопоставление результатов деятельности до и после изменения какого-либо фактора применяется при расчете влияния факторов и подсчете резервов.

Рассмотрим более подробно каждый тип сравнения.

Как уже отмечалось ранее, одной из задач АХД является систематический контроль и всесторонняя оценка деятельности предприятий по выполнению плана экономического и социального развития. Этим обусловлена необходимость сравнения фактических данных с плановыми. Такое сравнение позволяет определить степень выполнения плана за месяц, квартал или год (табл. 4.1).

Сравнение фактических данных с плановыми может быть использовано и для проверки обоснованности плановых показателей. Для этого фактические данные в среднем за три-пять прошлых лет сравнивают с данными плана текущего года.

Данные, приведенные в табл. 4.2, свидетельствуют о том, что план по производству продукции является недостаточно обоснованным. Плановые показатели текущего года находятся на уровне фактически достигнутых результатов в среднем за четыре предыдущих года и ниже достигнутого уровня производства в прошлом году, хотя среднегодовой темп прироста за этот период составил 2,7 %:

По изделию Б план был очень напряженным без учета достигнутого уровня и темпов прироста производства за предыдущие годы.


Сравнение фактического уровня показателей с плановым необходимо также для выявления резервов производства. С этой целью фактические данные об объеме проведенных мероприятий сравнивают с плановыми. Если план по какому-либо мероприятию не был выполнен, то это можно рассматривать как неиспользованный резерв увеличения производства продукции (табл. 4.3).

В нашем случае не выполнен план по внедрению новой технологии и модернизации действующего оборудования. Зная влияние этих факторов на рост производительности труда, нетрудно подсчитать, насколько в связи с этим уменьшился выход продукции.

Немаловажное значение в АХД имеет сравнение достигнутого уровня по тем или иным показателям с данными перспективного плана. Такое сравнение дает возможность видеть ход выполнения перспективного плана и задачи на будущий период (табл. 4.4).

В практике аналитической работы используется также сравнение с утвержденными нормами (например, расход материалов, сырья, энергии, воды и т.д.).

Такое сравнение (табл. 4.5) необходимо для выявления экономии или перерасхода ресурсов на производство продукции, для оценки эффективности их использования в процессе производства и определения утерянных возможностей увеличения выпуска продукции и снижения ее себестоимости.

В анализе хозяйствования очень часто применяется сравнение фактически достигнутых результатов с данными прошлых лет. Сравнивают результаты сегодняшнего дня со вчерашним, текущего месяца, квартала, года с прошедшими. Это дает возможность оценить темпы изменения изучаемых показателей и определить тенденции и закономерности развития экономических процессов (табл. 4-6).

Из таблицы видно, что валовая продукция предприятия имеет тенденцию к увеличению. За пять лет объем производства продукции вырос на 9 %, причем этот прирост обусловлен повышением производительности труда при уменьшении количества работников.

Следующий вид — сравнение с лучшими результатами, т.е. с лучшими образцами труда, передовым опытом, новыми достижениями науки и техники. Такие сравнения могут проводиться как в рамках исследуемого предприятия, так и за его пределами. Внутри предприятия проводится сравнение среднего уровня показателей, достигнутых коллективом в целом, с показателями передовых участков, бригад, рабочих. Это позволяет выявить передовой опыт и новые возможности производства.

Большое значение имеет межхозяйственный сравнительный анализ, в процессе которого показатели анализируемого предприятия сопоставляются с показателями ведущих предприятий, имеющих лучшие результаты при одинаковых исходных условиях хозяйствования. Такой анализ направлен на поиск новых возможностей производства, изучение передового опыта и является важным средством определения резервов повышения эффективности работы предприятия. Особенно большое значение имеют сопоставления результатов деятельности анализируемого предприятия с данными предприятий конкурентов.

Сравнения между предприятиями могут быть классифицированы на прямые и косвенные. В условиях конкуренции и коммерческой тайны конкурирующие предприятия редко обмениваются информацией, если они не принадлежат к одной группе и не подчиняются одному центру управления. Поэтому провести прямые сравнения ситуации одного предприятия с ситуацией другого не всегда представляется возможным. Как правило, приходится довольствоваться косвенными сравнениями, основанными на публикуемых среднестатистических данных по определенной отрасли или публикуемой отчетности акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью.

Очень часто в анализе показатели исследуемого предприятия сравниваются со среднеотраслевыми данными или средними по министерству, объединению, концерну и др. Такое сравнение необходимо для более полной и объективной оценки деятельности анализируемого предприятия, определения его рейтинга среди других субъектов хозяйствования данной отрасли, изучения общих и специфических факторов, определяющих результаты его хозяйственной деятельности.

В АХД применяется также сравнение разных вариантов решения экономических задач, что позволяет выбрать наиболее оптимальный и тем самым более полно использовать возможности производства. Особенно широко оно используется в предварительном анализе при обосновании планов и управленческих решений.

Сравнение параллельных и динамических рядов используется для определения и обоснования формы и направления связи между разными показателями. С этой целью числа, характеризующие один из показателей, необходимо расположить в возрастающем или убывающем порядке и рассмотреть, как в связи с этим изменяются другие исследуемые показатели: возрастают или убывают, и в какой степени.

В табл. 4.7 приведены ранжированные данные об уровне урожайности сельскохозяйственных культур и качестве земли по 20 хозяйствам района. Из таблицы видно, что при повышении качества земли урожайность зерновых культур возрастает, и наоборот.

В экономическом анализе различают следующие виды сравнительного анализа: горизонтальный, вертикальный, трендовый, а также одномерный и многомерный.

Горизонтальный сравнительный анализ используется для определения абсолютных и относительных отклонений фактического уровня исследуемых показателей от базового (планового, прошлого периода, среднего уровня, достижений науки и передового опыта).

С помощью вертикального сравнительного анализа изучается структура экономических явлений и процессов путем расчета удельного веса частей в общем целом (удельный вес собственного капитала в общей его сумме), соотношение частей целого между собой (например, собственного и заемного капитала, основного и оборотного капитала), а также влияние факторов на уровень результативных показателей путем сравнения их величины до и после изменения соответствующего фактора.

Трендовый анализ применяется при изучении относительных темпов роста и прироста показателей за ряд лет к уровню базисного года, т.е. при исследовании рядов динамики.

При одномерном сравнительном анализе сопоставления делаются по одному или нескольким показателям одного объекта или нескольких объектов по одному показателю.

С помощью многомерного сравнительного анализа проводится сопоставление результатов деятельности нескольких предприятий (подразделений) по широкому спектру показателей. Подробнее его сущность рассмотрена в следующем параграфе.

К содержанию книги: Анализ хозяйственной деятельности предприятия

Экономика (Булатов) Экономика предприятия (Сергеев) Экономика и социология труда

АНАЛИЗ хозяйственной деятельности подрядной строительной …

Анализ хозяйственной деятельности является одним из важных средств …. анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия и

Роль документации при анализе хозяйственной деятельности

Роль документации при анализе хозяйственной деятельности … информации имеет большое значение для деятельности оптового предприятия. …

bibliotekar.ru

bibliotekar.ru/biznes-31/112.htm

Исследование потенциальных возможностей предприятия …

Анализ текущих результатов хозяйственной деятельности своего предприятия предполагает выяснение его экономического потенциала, общих …

Имущество предприятия включает все виды имущества, которые …

Имущество предприятия является предметом изучения различных … в анализе хозяйственной деятельности рассматривается эффективность …

bibliotekar.ru

bibliotekar.ru/economika-predpriyatiya/37.htm

Роль предпринимательской среды в деятельности предприятия.

В то же время анализ с позиций экономики предприятия рассматривает спрос … ресурсы предприятия, эффективность хозяйственной деятельности, …

bibliotekar.ru

bibliotekar.ru/economika-predpriyatiya/2.htm

Банковское кредитование – это метод финансирования …

В этих целях осуществляется анализ хозяйственной деятельности предприятия, его финансового положения, при необходимости проводится проверка …

bibliotekar.ru

bibliotekar.ru/economika-predpriyatiya-3/129.htm

АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ. Составная часть маркетинга …

АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ. Составная часть маркетинга, задача которой состоит … Комплексный анализ хозяйственной деятельности охватывает все стадии …

bibliotekar.ru

bibliotekar.ru/biznes-15/50.htm

Бухгалтерская отчетность предприятия является завершающим …

Бухгалтерская (финансовая) отчетность предприятия является … и финансовое положение предприятия, результаты его хозяйственной деятельности. Анализ данных бухгалтерской отчетности позволяет определить истинное …

bibliotekar.ru

bibliotekar.ru/economika-predpriyatiya-3/145.htm

Основные виды аудита. Внутренний аудит. Функции …

Аудит хозяйственной деятельности … Внутренние аудиторы предоставляют своей организации (предприятию) данные анализа и оценки, рекомендации и … Используя информацию внутреннего аудита, руководство предприятия …

bibliotekar.ru/audit/8.htm

Принципиальные отличия инновационной деятельности …

Для анализа инновационной деятельности предприятия необходим … Опорный момент проводимой сегодня хозяйственной перестройки …

В принятии решении об осуществлении инновационной деятельности предприятий решающую роль играют маркетинговые исследования различных …

bibliotekar.ru

bibliotekar.ru/biznes-41/57.htm

Деятельность предприятия. Экономика предприятия

Г.Т. Шевченко (гл. 18, совместное И.П. Павловой). В учебнике рассматриваются все стороны деятельности предприятия с момента его создания: выбор …

www.bibliotekar.ru

www.bibliotekar.ru/economika-predpriyatiya/

Деятельность предприятия. Экономика предприятия

В учебнике рассматриваются все стороны деятельности предприятия с момента его создания: выбор организационно-правовой формы, формирование материальных и …

www.bibliotekar.ru

www.bibliotekar.ru/economika-predpriyatiya-3/

Роль предпринимательской среды в деятельности предприятия.

Производство, описание и объяснение всей хозяйственной деятельности предприятия и являются предметом изучения в курсе «Экономика …

bibliotekar.ru

bibliotekar.ru/economika-predpriyatiya/2.htm

Внешнеэкономическая деятельность предприятия

«Внешнеэкономическая деятельность предприятия». Учебник для вузов. Под редакцией. доктора экономических наук, профессора. Л.Е. Стровского …

Инвестиционная деятельность предприятия. Инвестиционная …

Инвестиционная деятельность предприятия – важная неотъемлемая часть его общей хозяйственной деятельности. Значение инвестиций в экономике …

bibliotekar.ru

bibliotekar.ru/economika-predpriyatiya-3/66.htm

Виды цен во внешнеэкономической деятельности предприятия …

В практике внешней торговли используют множество видов цен, связанных с различными особенностями сделок купли-продажи. …

bibliotekar.ru

bibliotekar.ru/economika-predpriyatiya-3/98.htm

Инновационная деятельность предприятия есть система …

Инновационная деятельность предприятия есть система мероприятий по использованию научного, научно-технического и интеллектуального …

ВОЗНИКНОВЕНИЕ СРАВНИТЕЛЬНОГО ПРАВОВЕДЕНИЯ.

В связи с вышеуказанными двумя подходами к самой сущности сравнительного правоведения существует и два подхода к вопросу его возникновения как такового.

Сторонники первого похода (рассматривающие его лишь как один из научных методов юриспруденции) настаивают на древнем происхождении сравнительного правоведения При этом они указывают, что еще античные, а позже и средневековые философы и законодатели использовали сравнение как метод исследования в целях решения конкретных проблем.

Так, сравнение использовалось еще при составлении Солоном и Ликургом первых древнегреческих законов, затем — при разработке в Древнем Риме Законов XII таблиц, образовании римского права с его делением на jus civile и jus genlium, выведении из обычаев различных местностей принципов общего обычного права во Франции в XV веке и принципов немецкого частного права в Германии в XVUI веке, сопоставлении общего права с каноническим правом в Англии в средние века. В результате чего Р Давид указывал, что «сравнение правовых систем, соседствующих на географической карте, — дело столь же давнее, как и сама правовая наука».

Сторонники же второго подхода (рассматривающие сравнительное правоведение как уже сформировавшуюся юридическую науку) датируют время его рождения второй половиной XIX века. При этом иногда указываются такие конкретные даты как 1869 год — год основания французского Общества сравнительного законодательства и (реже) 1900 год. когда был проведен I Международный конгрес сравнительного права.

Таким образом, такое резкое различие в определении времени возникновения сравнительного правоведения, как раз и объясняется различным пониманием самой его сущности. Те, кто в сравнительном правоведении видит лишь простой метод познания и изучения иностранного права, заимствование его в праве государств иных стран, утверждают, что его истоки берут своё начало в глубокой древности. Те же. кто считает его уже самостоятельной наукой, обосновано утверждают, чте данная юридическая наука возникла значительно позже — во второй половине XIX пека, когда правовое развитие достигло уже действительно высокого уровня, в результате чего и было окончательно

сформировано подавляющее большинство национальных правовых систем.

В свою очередь, в результате окончательного формирования большинства национальных правовых систем, к концу XIX века произошло интенсивное усиление интереса к изучению зарубежного законодательства. В процессе такого изучения и сравнения четко обозначились две тенденции: с одной стороны, подчеркивается общность и сходство национальных законодательств, с другой — все большее внимание уделяется различиям между ними

Таким образом, решающее воздействие на становление сравнительного правоведения оказала сама историческая действительность, т.е. интернационализация экономики, развитие международных отношений юрговых связей увеличение экспорта капитала и экспансии колониализма, которые привепи к тому, что юридическая наука должна была выйти за рамки национального права и национального законодательства. Именно эти социальные факторы поставили сравнительное правоведение на практическую почву, в связи с чем, и произошло совмещение собственно теоретического подхода с практико-прикладным подходом, благодаря чему и возникла данная юридическая наука

Отечественные правоведы (в частности О.М Лысенко, В.Д.Ткаченко и др.) выделяют шесть основных этапов в истории формирования и развития сравнительного правоведения.

Первый этап, начавшийся еще во времена античности, характеризуется отдельными попытками сравнительных исследований актов различных государственных образований.

Второй этап, начавшийся в первой половине XIX века, связан с использованием сравнительно-правового метода в истории права (пераые кафедры сравнительного правоведения, созданные в 1831 году в Коледже де Франс и в 1846 году в Парижском университете; первые журналы по сравнительному правоведению, основанные в Германии а 1829 году и во Франции в 1834 году).

Третий этап, начавшийся чуть позже начала второго этапа (также в первой половине XIX века) и проходивший с ним почти параллельно, характеризуется использованием сравните ль но-п разового метода как инструмента законотворчества, в частности кодификации (широкомасштабные кодификационные работы, развернувшиеся в тех государствах, какие властвовали в различных странах Европы в начале XIX века).

Четвертый этап, начавшийся в конце XIX века, характеризуется применением сравнительного анализа к разным правовым системам с целью углубленного изучения самого феномена права и тенденций его развития (в этот период сравнительное правоведение путем сравнения правовых систем и отдельных институтов разных народов начинает выявлять закономерности эволюции правовых систем и институтов, направлений их дальнейшего развития и сближения).

Пятый этап, начавшийся в первой половине XX века характеризуется формированием теории сравнительного правоведения: определением его целей, функций, общих правил сравнительно-правового анализа, методики и т.п.

Нынешний, шестой этап, начавшийся в последних десятилетиях XX века, связан с постепенным преобразованием теории сравнительного правоведения в самостоятельную науку (в этот период происходит интенсивное расширение круга тем, исследующихся в процессе формирования предмета сравнительного правоведения, его понятийного аппарата, определеня его места в системе юридических наук и прочим).

2. Возникновение сравнительного правоведения

Сравнительное правоведение прошло большой и сложный путь развития, которое продолжается и по сей день. Для исторической эволюции юридической компаративистики характерны как подъемы, сопровождающиеся необоснованными попытками придать сравнительному правоведению универсальное значение в преобразовании права различных государств и народов, так и спады, когда в нем видели лишь одно из вспомогательных технико-юридических средств при изучении права, что приводило к неоправданному преуменьшению его роли.

Возникают закономерные вопросы: с какого момента берет свое начало сравнительное правоведение? можно ли считать сравнительным правом все то, что появилось в течение давно прошедших веков при сопоставлении отдельных юридических институтов или целых правовых систем? можно ли отнести все эти ранние понятия к области понятия «сравнительное право» или «сравнительное правоведение»?

В юридической компаративистике ответ на эти вопросы дан в двух вариантах. Сторонники первого варианта настаивают на древнем происхождении сравнительного правоведения. Исходным моментом для них является использование античными и средневековыми философами и законодателями сравнения как метода исследования в целях решения конкретных проблем. В подтверждение этого они, как правило, приводят составленные с использованием сравнительных данных древнегреческие законы Солона и Ликурга, разработку в Древнем Риме Законов XII таблиц, образование римского права с его делением на jus civile и jus gentium, выведение из обычаев различных местностей принципов общего обычного права во Франции в XV в. и принципов немецкого частного права в Германии в XVIII в., сопоставление общего права с каноническим правом в Англии в средние века.

Все это дало основание Р. Давиду писать о том, что «сравнение правовых систем, соседствующих на географической карте, – дело столь же давнее, как и сама правовая наука».

Греческий ученый Г. Маридакис говорил, что Аристотель, чтобы сделать выводы о закономерностях политической организации, собрал, сравнил и проанализировал конституции 158 греческих и варварских городов.

Большая роль в развитии сравнительного правоведения отводится также великим представителям эпох Возрождения и Просвещения, составившим планы общественных реформ на основе естественно-правовой доктрины. При этом французы ведут сравнительное право от Ш. Монтескье, который в своем труде «О духе законов», как известно, прибег к сопоставлению различных правовых систем и строил свое понимание права на предположениях относительно причин различий между этими системами.

В английской компаративистской литературе бытует мнение, что основателем сравнительного правоведения является Ф. Бэкон, который широко пользовался сравнением, разрабатывая собственный индуктивный метод, особенно при составлении своих таблиц сходства, различия и сопутствующих изменений.

По мнению же немецких юристов, первым, кто выдвинул идею о сравнении правовых систем, был Лейбниц.

Представляется, что все-таки и Монтескье, и Бэкона, и Лейбница можно назвать лишь предвестниками сравнительного права.

Сторонники второго варианта (М. Ансель) датируют время рождения сравнительного правоведения второй половиной XIX в., а иногда 1869 г. – годом основания французского Общества сравнительного законодательства, или даже 1900г. – годом проведения I Международного конгресса сравнительного права.

Объясняется столь резкое различие в определении времени возникновения сравнительного правоведения различным пониманием предмета сравнительного правоведения. Те, кто в сравнительном правоведении видит простой метод познания и изучения иностранного права, заимствование его в праве другой страны, считают, что истоки сравнительного правоведения находятся в глубокой древности. Те же, кто признает сравнительное правоведение самостоятельной наукой или научно разработанным и систематически применяемым методом, правы в том, что такое сравнительное правоведение сложились значительно позднее, т.е. во второй половине XIX в., с утверждением национальных правовых систем, вобравших в себя исторические особенности развития каждой из западных стран.

Характерна позиция немецкого компаративиста Л.-Ж. Константинеско. Приводя точки зрения представителей двух вышеназванных направлений, он пишет, что можно, пожалуй, найти аргументы в поддержку обоих мнений. Все зависит от того, как определяют право и его место в науке. Если свести его к мыслительной операции, сопоставляющей сходные объекты, то окажется, что корни сравнительного права действительно уходят в далекое прошлое. И наоборот, если под ним понимать деятельность в целях последовательного сближения правовых систем, то придется согласиться со вторым мнением.

Таким образом, исторически произошло так, что в отличие, например, от общей теории права или философии права сравнительное правоведение сложилось как самостоятельная научная дисциплина лишь во второй половине XIX в., точнее, в последней его четверти.

Становление и оформление сравнительного правоведения в самостоятельную ветвь правовой науки неотделимо от всего комплекса социально-политических изменений, которые сопровождали развитие национальных правовых систем. Это относительно позднее возникновение сравнительного правоведения объясняется двумя факторами, достаточно очевидную связь между которыми отдельные компаративисты либо вообще не признают, либо во всяком случае стараются не особенно подчеркивать. Один из таких факторов носит социальный характер, другой связан с внутренней логикой развития правовой науки. Этот второй фактор особенно часто выдвигается в компаративистской литературе на передний план. В качестве примера укажем, в частности, на позицию Л.-Ж. Константинеско, автора, пожалуй, одного из наиболее детальных очерков истории возникновения и развития сравнительного правоведения. Аналогичной точки зрения придерживаются и такие корифеи юридической компартивистики, как X. Гаттеридж, Р. Давид, М. Рейнстайн и др.

Потребности в сравнительном правоведении в определенной мере вытекали из внутренней логики развития юридических наук. В начале XIX в. национальная односторонность и ограниченность становятся все более и более невозможными. Правовое развитие достигло высокого уровня, образовались национальные правовые системы; на этой почве не мог не усилиться интерес к изучению зарубежного законодательства, и при этом четко обозначаются две тенденции: с одной стороны, подчеркивается общность и сходство национальных законодательств, с другой – все большее внимание уделяется различиям между ними.

Вышедшие в начале XIX в. работы, авторы которых стремились осмыслить правовые явления в историко-сопоставительном плане, основательно подготовили ту благоприятную почву, на которой позднее взрастет наука сравнительного правоведения.

Новые импульсы получает сравнительное правоведение и от других наук, к этому времени все настойчивее обращающихся к сравнительному анализу. Это касается даже естественных наук: сравнительной анатомии, сравнительной физиологии, а позже – сравнительного языкознания. Все исследования этих наук развиваются одновременно со сравнительным правоведением и содействуют его становлению.

Вместе с тем причины обособления и интенсивного развития сравнительного правоведения в автономную, самостоятельную дисциплину следует искать прежде всего в его практических целях, а не в методологической аргументации. Действительно, первые шаги по пути сравнительного правоведения (как и начало всякого научного знания) были сделаны, как говорил английский ученый Ф. Поллок, с чисто практической целью.

Решающее воздействие на становление сравнительного правоведения оказала сама историческая действительность, т.е. интернационализация экономики, развитие международных отношений, торговых связей, увеличение экспорта капитала и экспансии колониализма, которые привели к тому, что юридическая наука должна была выйти за рамки национального права и национального законодательства.

Именно эти социальные факторы поставили сравнительное правоведение на практическую почву. Произошло совмещение собственно теоретического подхода с практико-прикладным. Поэтому русский ученый Ф.В. Тарановский имел все основания писать о том, что «сравнительное правоведение является важнейшим наследием, которое XIX век оставил юридической науке. Двоякого рода причины возвели зарождение и воздействовали на развитие в XIX столетии этого нового направления юридической мысли – теоретические и практические».

При этом следует отметить институционализацию сравнительно-правовых исследований, все более отчетливое обособление сравнительного правоведения от истории права, теории и философии права. Возникли такие научные учреждения, как Общество сравнительного законодательства во Франции, основанное в практических целях в 1869 г., Английское общество сравнительного законодательства, созданное в 1898 г., Международная ассоциация сравнительного правоведения и науки народного хозяйства, учрежденная в 1899 г. в Берлине, и др.

Институционализация выражалась далее в создании и издании специальных журналов, регулярном созыве международных конгрессов и т.д. Соображения практического характера привели в некоторых странах (во Франции, Германии, Англии, США) к включению в программу юридического образования сравнительного правоведения, основу которого составляли исследования зарубежных правовых систем, и к созданию специальных кафедр компаративистского плана.

Методы исследования в возрастной психологии классифицируются следующим образом:

Организационные (сравнительные, лонгитюдные, комплексные)

Сравнительный метод (Метод»поперечных срезов») заключается в сопоставлении свойств у лиц разного возраста с целью изучения динамики психических явлений. Он требует критериев в формировании выборки испытуемых (по уровню образования, принадлежности к определенной социальной группе и т.д.). В достаточно больших группах с помощью конкретных методик изучается определенный аспект развития, например, уровень развития интеллекта. В резуль тати получают данные, характерные для этой группы — детей одного возраста, или школьников, учащихся по одной учебной программой. Таких срезов делается несколько и данные по каждой группе сравниваются между собой. Н а основании этого делается вывод о том, какие тенденции развития здесь наблюдаются и чем они обусловлены. Например, при исследовании интеллекта можно выявлять возрастные тенденции — сравнивая особенности мышления дошкольников (5 лет), младших школьников (8 лет) и подростков (13 лет). Если задача исследования заключается в определении зависимости развития интеллекта от типа обучения, подбираются и дети одного возраста, но такие, обучающихся по разным учебным программам. В этом случае делается другой вывод: там, где полученные лучшие данные, обучение эффективнее, дети, обучающиеся по определенной програм мою быстрее развиваются интеллектуально, и можно делать вывод о развивающий эффект обучения. Метод поперечных срезов требует однозначных критериев в формировании выборки испытуемых. Например, при изучении особенностей потребностей взрослых, значительно отличающихся по возрасту, часто трудно сформировать выборку по уровню образования, принадлежности к определенной социальной группе или пола, а также отделить эффекты хр онологичного возраста от эффектов исторического периода, в котором жили люду, в якому жили люди.

лонгитюдного метод. Часто называют»методом продольных срезов»В нем прослеживается развитие одного и того же ребенка в течение длительного времени. Такое исследование позволяет точно выявить тенденции разви итку, незначительные изменения, происходящие в интервалах, которые не охватывает метод»поперечных»срезов. Вместе с тем существует вероятность привыкания исследователя к группе, проявляющаяся в некритическом осмыслении одержа ной информации. Сложности в проведении лонгитюдных исследований обусловлены миграцией индивидов, их отказом от участия в эксперименте, привыканием к нему и»производством»желательных для исследователя данных, которые не соответствуют реальности, значительными затратами средств, обновляемость теорий и методыів, оновлюваністю теорій і методик.

Комплексный метод. Нередко ученые объединяют методы лонгитюдного и поперечного срезов. Например, американская исследовательница. Стелла. Витбурн в 1968-1976 годах исследовала развитие. Я-образа, социальные относи ини и жизненные ценности студентов старших курсов колледжей. В 1984-1990 годах она повторила это исследование с новыми группами старшекурсников, а также вновь исследовала тех, кто принимал участие в исследовании ра нише. Каждую из этих 4-х групп он рассматривал как возрастную когорту. Старейшая возрастная когорта до завершения исследования обследовалась 4 раза. Возрастные изменения в ней можно было проанализировать тем же способом, что и за лонгитюдного исследования, в течение длительного времени. Кроме того, эту когорту можно было сравнить с другими на каждом возрастном ровнойу рівні.

2. Эмпирические методы (наблюдение, эксперимент, самонаблюдение; психодиагностические: тесты, опросники, анализ продуктов деятельности; биографические методы: анализ жизненного пути, документации, свидетельствуют чень личности и очевидцев).

За длительный период своего существования возрастная психология ассимилировала общепсихологических методы наблюдения и эксперимента, применяя их к исследованию развития человека на разных возрастных этапах

. Наблюдение — систематическое, целенаправленное, по предварительно разработанному плану восприятия психологических фактов и феноменов человека с целью их последующего анализа и объяснения

В возрастной психологии это один из первых и доступных методов, особенно необходим при исследовании детей на ранних этапах развития, когда в исследуемых невозможно взять словесный отчет и проведения любые кой экспериментальной процедуры затруднено. Наблюдение дает возможность собрать факты естественного поведения человека. В случае скрытого наблюдения человек не знает, что за ним наблюдают, и ведет себя естественно, поэтому наблюдение дает жизненно правдивые факты. Фиксируя поведение дошкольника в игре, общении, школьника — на занятиях, подростка — в среде сверстников, взрослого — в профессион й сфере и т.д., психолог получает данные о человеке как целостную личность и, таким образом, интеллект, память, эмоции, личностные черты воспринимаются изолированно, а в связях с действиями, высказываниями, учи нкамы. Наблюдение позволяет системно анализировать психику человека, развиваетсяться.

Ограниченность использования метода наблюдения связана с такими причинами. Во-первых, естественность и слитность в поведении человека социальных, физических, физиологических и психических процессов затрудняют розу умения каждого из них в отдельности и препятствуют выделению главного, существенного. Во-вторых, наблюдения ограничивает вмешательство исследователя и не позволяет ему установить способность ребенка сделать что-то лучше, д. идше, успешнее, чем она сделала. В наблюдении психолог сам неповинен вызвать явление, которое он хочет изучать. В-третьих, при наблюдении невозможно обеспечить повтор одного и того же факта без изменений. В-четвертых, наблюдения позволяет только фиксировать, но не формировать психические проявления. Определенные трудности связаны и с фиксацией данных наблюдения, поскольку наличие средств для записи информации в плывущие на естественность поведения детей, поэтому анализ и обобщение данных осложненные. При этом оказывается один из главных недостатков наблюдение-субъективность, которая заключается в том, что на результаты наблюдения влияет личность исследователя, его индивидуально-психологические особенности, установки и отношение к за кем ведется наблюдение, а также от его наблюдательности, внимательности. Щ об сделать результаты наблюдения достоверными, целесообразно привлекать несколько исследователей для наблюдения за одним и тем же фактом, что снижает экономичность метода. В-пятых, наблюдение не может бут и единичным фактом, оно должно вестись систематически, с определенной повторяемостью и большей выборке испытуемыхіджуваних.

Разновидностью наблюдения является самонаблюдение в форме словесного отчета о том, что видит, чувствует, переживает, проделывает человек — его лучше использовать только в исследуемых, которые уже способны анал лизуваты свой внутренний мир, понимать свои переживания, оценивать свои ди.

Уже более 100 лет в психологии используется эксперимент, который предполагает активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых оказывается исследуемый психоло огичний факт. Первые экспериментальные методики были разработаны для младй.

От наблюдения эксперимент отличают 4 особенности:

1) в эксперименте исследователь сам вызывает изучаемое им явление, а наблюдатель не может активно вмешиваться в ситуацию наблюдения;

2) экспериментатор может варьировать, изменять условия протекания и проявления процесса, подлежащего исследованию;

3) в эксперименте возможно попеременное исключение отдельных условий (переменных), чтобы установить закономерные связи, определяющие изучаемый процесс;

4) эксперимент позволяет варьировать также и количественное соотношение условий, предполагает математическую обработку полученных в исследовании данных

По характеру осуществления эксперименты разделяют на лабораторный (происходит в специально созданных лабораторных условиях) и природный (исследователь вызывает требуется явление, или среда, в которых провел вают исследуемые и являются обычными для них). Естественный эксперимент особенно распространен в педагогической, генетической и возрастной психологии. Его преимуществом является то, что индивиды не осознают своей позиции иссле джуваних и поэтому ведут себя естественно. Однако, естественный эксперимент не позволяет выделить явление, подлежащее изучению, устранить действие случайных факторов, осуществлять контроль за его условиямами.

В целях естественный эксперимент может быть констатирующим и формовочным. В констатирующей эксперименте проявляются определенные психологические особенности и уровни развития соответствующей психической качества или и свойства. Все же большее значение в возрастной психологии приобретает формовочный эксперимент. Формовочный эксперимент предполагает целенаправленное воздействие на испытуемого с целью создания, выработки пе в них качеств, умений. Фактически, это развивающий метод в условиях специально созданного экспериментального педагогического процесса. Формовочный эксперимент может быть учебным, воспитательным, развивающиельним.

Процедура эксперимента предусматривает:

1) выбор объекта и предмета исследования и четко фиксированных показателей проявления психического явления;

2) построение и формулировка гипотезы исследования;

3) организацию специальных условий деятельности, что соответствует гипотетически очерченной системе составляющих объективной деятельности;

4) выбор параметров независимой (например, особенности организации познавательной деятельности) и зависимой (например, структура интеллекта) переменных с целью получения необходимых данных;

5) регистрацию реакций испытуемого на воздействие (фиксирование параметров независимой переменной);

6) выбор системы обработки полученных данных и интерпретацию результатов

Преимущества экспериментального метода заключаются в том, что он позволяет психологу:

1) не будет, когда исследуемая особенность проявится в деятельности исследуемого, а самому создавать условия ее максимального проявления;

2) при необходимости повторить исследование;

3) обнаружена особенность может быть измерена в разных детей в тех же условиях и у одного ребенка в неодинаковых условиях, что повышает достоверность полученных данных;

4) эксперимент удобный в плане стандартизации полученных материалов, их количественной обработки

Вместе с тем эксперимент имеет недостатки:

1) любой эксперимент всегда ограничен определенным набором действий, задач, ответов и поэтому не дает оснований для широких обобщений в плане целостного представления о человеке, развивающейся

2) эксперимент — это всегда только срез по деятельности, личности ребенка в данный конкретный момент, поэтому он требует обязательного повторения

Эмпирические методы

Разновидностью эмпирических методов исследования выступают близнецовый метод, социометрия, анализ результатов деятельности, моделирования, опросы и тестирования

Беседа

Проводят ее по заранее подготовленным схеме, предварительно определив вопрос зависимости от характера исследования беседа может быть более стандартизирована, когда предварительно фиксируют вопросы, пидлягают во освещению, или менее стандартизированная (свободная, поисковая), когда она является первым этапом исследования, обеспечивает уточнение его плана и технологии. Недостаток беседы — необходимость лица, исследуют, в идповидаты на неудобные для нее вопросы, иногда заставляет ее давать неточную, необъективную ответь;

Интервью

Процедура интервью выстраивается по принципу»вопрос — ответ»: как правило, вопросы заранее четко программируют. Этот метод позволяет изучать одновременно большое количество индивидов, собрать масс сив данных, касающихся самых разнообразных вопросов, интересов и предпочтений т.д.обань тощо;

Анкетирование

Этот метод обеспечивает значительные возможности для получения широкой информации за короткое время. Анкета состоит из фиксированного количества открытых, альтернативных или закрытых вопросов. На открытые вопросы д дают свободный ответ, на альтернативные — фиксированную («да»,»нет»,»знаю»,»не знаю»). Закрытые вопросы предполагают косвенную ответ, требует дополнительной интерпретации. В процессе анкетирования недо пустим изменять формулировки вопросов, поскольку это делает невозможным их анализапитань, оскільки це унеможливлює їх аналіз.

Важным преимуществом анкетирования является его анонимность, что обеспечивает искренность ответов, устраняет необходимость давать вынуждены ответа;

Тестирование

Суть его заключается в выполнении испытуемым определенной задачи или их серий. Тесты должны быть хорошо продуманными, надежными (давать устойчивые результаты в течение длительного времени), валидными (проявлять те качества и для изучения которых они предназначены), отвечать требованиям стандартной системы обработки данных, обеспечиваться четкой инструкцией;

Анализ продуктов деятельности

анализа могут подлежать процесс, результаты деятельности. Простейшим примером использования этого метода является анализ ученических письменных работ, рисунков, поделок, стихов и т., позволяющий получить от домости об уровне развития их интеллекта, мотивации, саморегуляции, выявить скрытый потенциал умственной деятельности, личностные качества, задатки, актуальный эмоциональное состояние, прогнозировать тенденцию решения. ИТКу.

Близнецовый метод

Особенно он пригоден для сравнительного изучения влияния внешних условий на развитие близнецов. Поскольку однояйцовые (монозиготные) близнецы имеют одинаковый генетический код, различие в их развитии и поведении дает основание для выводов об особенностях влияния внешних факторов, например учебно-воспитательных условий, на развитие психических функций и личностиі.

Итак, возрастная психология широкий арсенал научных методов для изучения психического и личностного развития человека. Знания их требований и особенностей использования позволяет исследователю широко и всесторонне но изучать психические явления, выявлять закономерности их проявления, выяснять механизмы и условия развитияу.

. ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамова. Г. С. Возрастная психология /. Г. С. Абрамова -. М:. Академ, проект, 2001 — 704 с

2 возрастных и педагогическая психология /. В. В,. Скрипченко,. Л. В. К-Линский, 3. В. Огороднийчук и др. — 2-е изд, доклада -. М.:. Каравелла, 2009 -400 с

3 возрастные психология /. Под ред. Г. С. Костюка -. М.:. Сов шк, 1976-269с

4. Возрастная и педагогическая психология / под ред. М. В. Га-мезо-М:. Просвещение, 2004 -256 с

5. Заброцкий. М. М. Возрастная психология /. М. М. Заброцкий-К:. МАУП, 1998-89 с

6. Кулагина. И. Ю. Возрастная психология /. И. Ю. Кулагина-М:. УРАО, 1999 — 176 с

7. Максименко. С. Д. Метод исследования личности /. С. Д. Максименко / /. Практическая психология и социальная работа-2004-№ 7-С 1-9

8. Мухина. В. С. Возрастная психология. Феноменология развития / BC. Мухина -. М, 2007 — 640 с

9. Обухова. ЛФ. Возрастная психология /. Л. Ф. Обухова -. М, 2001-442 с

10. Полищук. В. М. Возрастная и педагогическая психология /. ВМЛолищук -. Сумы, 2007 — 330 с

11. Савчин. М. В. Возрастная психология /. М. В. Савчин,. Л. П. Василенко -. М.:. Академвидав, 2006 — 360 с

12. Шаповаленко. ИВ. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) /. И. В. Шаповаленко -. М:. Гардарики, 2005 — 349 с

13. Швалб. ЮМ. Возрастная психология:. Учеб пособие для студ вузов /. Ю. М. Швалб,. И. Ф. Муханова;. Киев нац ун-т им. ТГШевченко;. Макеев, экономико-Гуманитарий ин-т -. Донецк:. Норд-пресс, 2005 — 304 с

2. Методы психологических исследований

Наука — прежде всего исследование, поэтому характеристика науки не исчерпывается определением ее предмета, она включает и определение ее метода. Методы — это способы, посредством которых познается предмет науки. Психология, как и каждая наука, употребляет не один, а целую систему частных методов или методик.

В отечественной психологии выделяются следующие четыре группы методов: организационные, эмпирические, методы обработки данных и методы коррекции.

Организационные методы включают сравнительный метод, лонгитюдный метод, метод поперечных срезов. Исследования такого рода позволяют устанавливать связи и зависимости между явлениями разного типа, например, между физиологическим, психологическим и социальным развитием личности.

К познанию особенностей и закономерностей психического развития можно подойти посредством двух основных типов исследования: поперечных срезов и продольных (лонгитюдных).

Лонгитюдный метод — это многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени. Цель лонгитюдных исследований — регистрировать соматическое и психическое развитие личности.

Лонгитюдный метод по сравнению с методом поперечных срезов обладает рядом преимуществ:

— лонгитюдное исследование позволяет проводить обработку данных поперечно по отдельным возрастным периодам;

— лонгитюдные исследования определяют индивидуальную структуру и динамику развития каждого человека;

— только лонгитюдное исследование позволяет анализировать взаимоотношения и взаимосвязи между отдельными компонентами развивающейся личности, позволяет решить вопрос о критических периодах в развитии.

Основным же недостатком лонгитюдных исследований являются значительные затраты времени, требуемые на их организацию и проведение.

Суть поперечных или срезовых исследований психического развития состоит в том, что заключения об особенностях развития делают на основании исследований одних и тех же характеристик в сравниваемых группах людей различного возраста, разных уровней развития, с различными свойствами личности. Основным преимуществом этого метода является быстрота исследования — возможность получения в течение короткого времени результатов. Однако исследования в чисто поперечных срезах статичны и не дают возможности сделать заключение о динамике процесса развития, о его непрерывности.

Сравнительный метод заключается в рассмотрении отдельных механизмов поведения и психологических актов в процессе развития и в сравнении со сходными явлениями у других организмов. Наибольшее распространение этот метод, называемый “сравнительно-генетический”, получил в зоопсихологии и в детской психологии.

Эмпирические методы — наблюдение за отдельными фактами, их классификация, установление закономерных связей между ними; включают в себя наблюдение и самонаблюдение, экспериментальные методы (лабораторный, естественный, формирующий); психодиагностические (тесты, анкеты, опросники, интервью, беседы); анализ продуктов деятельности; биографический метод.

Группа эмпирических методов в психологии традиционно, начиная с тех пор, как психология выделилась в самостоятельную науку, считается основной.

Наблюдение выступает в психологии в двух основных формах — как самонаблюдение, или интроспекция, и как внешнее, или так называемое объективное наблюдение.

Познание собственной психики посредством самонаблюдения всегда осуществляется в той или иной степени опосредованно через наблюдение внешней деятельности.

Объективное наблюдение должно исходить из единства внутреннего и внешнего, субъективного и объективного. Это самый простой и наиболее распространенный из всех объективных методов в психологии. Научное наблюдение непосредственно соприкасается с житейским наблюдением. Необходимо поэтому прежде всего установить общие основные условия, которым вообще может удовлетворять наблюдение, чтобы быть научным методом.

Первое основное требование — наличие четкой целевой установки.

В соответствии с целью должен быть определен план наблюдения, зафиксированный в схеме. Плановость и систематичность наблюдения составляют самую существенную черту его как научного метода. И если наблюдение исходит из четко осознанной цели, то оно должно приобрести избирательный характер. Наблюдать все вообще в силу многообразия существующего совершенно невозможно. Всякое наблюдение поэтому носит избирательный, частичный характер.

Основное преимущество метода объективного наблюдения заключается в том, что оно позволяет изучать психические процессы в естественных условиях. Однако объективное наблюдение, сохраняя свое значение, по большей части должно дополняться другими методами исследования. К процедуре наблюдения предъявляются следующие требования:

а) определение задачи и цели;

б) выбор объекта, предмета и ситуации;

в) выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации;

г) выбор способа регистрации наблюдаемого (как вести записи);

д) обработка и интерпретация полученной информации.

Основной недостаток метода наблюдения заключается в том, что психологическое состояние, личностные особенности наблюдателя могут влиять на результаты наблюдения. Определенную трудность представляет интерпретация данных.

Наблюдение используется, в первую очередь, когда требуется минимальное вмешательство в естественное поведение, взаимоотношения людей, когда стремятся получить целостную картину происходящего.

Экспериментальный метод — это исследовательская деятельность в целях изучения причинно-следственных связей, которая предполагает следующее:

— исследователь сам вызывает изучаемое им явление и активно воздействует на него;

— экспериментатор может варьировать, изменять условия, при которых протекает явление;

— в эксперименте имеется возможность неоднократного воспроизведения результатов;

— в результате эксперимент устанавливает допускающие математическую формулировку количественные закономерности.

Основная задача психологического эксперимента заключается в том, чтобы сделать допустимыми для объективного внешнего наблюдения существенные особенности внутреннего психологического процесса.

Эксперимент как метод возник в области психофизики и психофизиологии и получил широкое распространение в психологии. Но изменился сам характер эксперимента: от изучения соотношения отдельного физического раздражителя и соответствующего ему психического процесса он перешел к изучению закономерностей протекания самих психических процессов в определенных объективных условиях. Против лабораторного эксперимента выдвигались три соображения. Указывалось на искусственность эксперимента, аналитичность и абстрактность.

Своеобразным вариантом эксперимента, представляющим как бы промежуточную форму между наблюдением и экспериментом, является метод так называемого естественного эксперимента. Его основная тенденция — сочетать экспериментальность исследований с естественностью условий. Логика этого метода такова: экспериментальному воздействию подвергаются условия, в которых протекает изучаемая деятельность, сама же деятельность наблюдается в ее естественном протекании. Вместо того, чтобы проводить изучение явлений в лабораторных условиях, исследователи стараются учесть влияние и подобрать естественные условия, соответствующие их целям. Роль естественного эксперимента велика при изучении познавательных возможностей человека на различных возрастных этапах и при выяснении конкретных путей формирования личности.

И наконец, экспериментальный метод включает и эксперимент как средство воздействия, изменения психологии людей. Такая разновидность экспериментального метода называется формирующим экспериментом. Его своеобразие заключается в том, что он одновременно служит и средством исследования, и средством формирования изучаемого явления. Для формирующего эксперимента характерно активное вмешательство исследователя в изучаемые им психические процессы.

Психодиагностические методы. Цель современной психологической диагностики заключается в том, чтобы фиксировать и описывать психологические различия как между людьми, так и между группами людей, объединенных по каким-либо признакам.

В число диагностируемых признаков в зависимости от задач исследования могут входить психологические различия по возрасту, полу, образованию и культуре, по психическим состояниям, психофизическим особенностям и т.п.

Одним из видов психодиагностического метода являются психологические тесты. Английское слово “тест” означает “проба” или “испытание”. Тест — это краткое, стандартизированное испытание, не требующее, как правило, сложных технических приспособлений, поддающееся стандартизации и математической обработке данных. С помощью тестов стремятся выявить определенные способности, навыки, умения (или их отсутствие), наиболее точно охарактеризовать некоторые качества личности.

К числу наиболее распространенных средств познания явлений психологии относятся всевозможные опросы. Цель опроса состоит в получении информации об объективных и субъективных фактах со слов опрашиваемых.

Все разнообразие методов опроса можно свести к двум основным типам: 1) опрос “лицом к лицу” — интервью, проводимое исследователем по определенному плану; 2) заочный опрос — анкеты, предназначенные для самостоятельного заполнения.

В стандартизированном интервью формулировки вопросов и их последовательность определены заранее, они одинаковы для всех опрашиваемых. Методика нестандартизированного интервью, наоборот, характеризуется полной гибкостью и варьируется в широких пределах. Исследователь, который руководствуется лишь общим планом интервью, имеет право сам в соответствии с конкретной ситуацией формулировать вопросы и изменять порядок пунктов плана.

Анкетирование (заочный опрос) имеет также свою специфику. Считается, что к заочному опросу целесообразнее прибегать в случаях, когда необходимо выяснить отношение людей к острым дискуссионным или интимным вопросам либо опросить большое число людей в сравнительно небольшой срок.

Обычно рекомендуется сочетание анкетирования и интервью, так как эта методика наряду с охватом большого числа опрашиваемых в сравнительно короткий срок позволяет получить материал для глубокого анализа.

Метод беседы является вспомогательным средством для дополнительного освещения изучаемой проблемы. Беседа должна быть всегда планово организована в соответствии с задачами исследования, но не должна носить шаблонно-стандартный характер.

Метод изучения продуктов деятельности широко используется в исторической психологии, в детской психологии.

Разновидностью методов изучения продуктов деятельности является биографический метод. Материалом здесь служат письма, дневники, биографии, продукты детского творчества, почерки и т.д.

Во многих случаях в психологических исследованиях используется не один, а несколько методов, каждый из которых дополняет другие, раскрывая новые стороны психической деятельности.

К методам психологической коррекции принадлежат: аутотренинг, групповой тренинг, способы терапевтического воздействия.

Современная психология различными путями оказывает воздействие на практическую деятельность людей. Психологическая помощь чаще всего и эффективнее всего оказывается в ситуации не только существующего объективно, но и субъективно переживаемого неблагополучия. Это переживание может быть острым и выражаться в глубоком недовольстве собой, окружающими, жизнью в целом, а иногда и в страдании. В таких случаях требуется оказание не только консультативной , но и психотерапевтической помощи. И здесь необходимо говорить о коррекционных методах работы психолога. В настоящее время психокоррекционные методы — это довольно обширный набор приемов, программ и методов воздействия на поведение людей; включают аутотренинг, групповой тренинг.

Зарождение и внедрение метода аутогенных тренировок связывают с именем немецкого психотерапевта И.Г. Шульца. Благодаря его работам во всех странах аутогенная тренировка получила широкое распространение прежде всего как метод лечения и профилактики различного рода неврозов и функциональных нарушений в организме. В дальнейшем практический опыт показал, что аутогенная тренировка — действенное средство психогигиены и психопрофилактики, а также управления состоянием человека в экстремальных условиях. В аутогенных тренировках используются три основные пути воздействия на состояние нервной системы:

1) выработка умения полностью расслаблять мышцы тела;

2) использование активной роли представлений, чувственных образов;

3) регулирующая и программирующая роль слова, произносимого не только вслух, но и мысленно.

Комплекс упражнений, составляющий суть аутогенных тренировок, и является тем средством, которое не только способствует росту резервных способностей человека, но и постоянно совершенствует деятельность программирующих механизмов мозга.

Под групповым тренингом обычно понимают своеобразные формы обучения знаниям и отдельным умениям в сфере общения, а также формы соответствующей их коррекции. Что касается методов социально-психологического тренинга, то здесь существует множество классификаций, но, по сути, все они выделяют две большие, частично пересекающиеся области — групповые дискуссии и игры. Метод групповой дискуссии используется в основном в форме анализа конкретных ситуаций и в форме группового самоанализа. Среди игровых методов социально-психологического тренинга наиболее широкое значение получил метод ролевых игр.

В настоящее время практика группового тренинга представляет собой бурно развивающуюся отрасль прикладной психологии. Социально-психологический тренинг в нашей стране используется для подготовки специалистов различного профиля: руководителей, учителей, врачей, психологов и т.п. Он применяется для коррекции динамики супружеских конфликтов, улучшения отношений между родителями и детьми и т.п.

Методы обработки данных — это анализ материала; включают в себя количественный (применение математической статистики, обработка данных на ЭВМ) и качественный (дифференциация материала по группам, анализ) методы.

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *