Массовое производство

Виды производства и их характеристика

а) Понятие и виды производственных процессов

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС — совокупность простых и естественных процессов, в результате взаимодействия которых сырьё и материалы превращаются в готовую продукцию или услугу определенного вида.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС — основная и важнейшая часть производственного процесса, непосредственно связанная с изменением размеров, геометрической формы или физико-химических свойств предметов труда.

ТЕХНОЛОГИЧСКАЯ ОПЕРАЦИЯ — элементарная часть производственного процесса, выполняемая на одном рабочем месте без переналадки оборудования над одним или несколькими изделиями одним или несколькими рабочими (бригадой).

Операции бывают ручными, машинно-ручными, машинными, автоматическими и аппаратурными.

Экономическая сущность производственного процесса (ПП) проявляется в формировании добавленной стоимости. На содержание ПП влияют следующие факторы:

конструкция изделия;

объём выпуска и трудоёмкость изготовления изделия;

уровень техники и технологии;

уровень специализации и кооперирования производства.

Технологии различаются приемами получения, обработки, переработки исходного сырья, материалов, полуфабрикатов, применяемым оборудованием, последовательностью и местом выполнения производственных операций. Они могут быть простыми и сложными.

Степень сложности технологий определяется:

* многообразием способов воздействия на предмет труда;

* количеством операций, которые над ним осуществляются;

* точностью их выполнения.

Все технологические процессы принято делить на основные, вспомогательные и обслуживающие. Основные процессы могут быть заготовительными, обрабатывающими, сборочными, отделочными, информационными. В их рамках происходит создание товаров или услуг в соответствии с целями фирмы. Цель вспомогательных процессов состоит в создании условий, необходимых для осуществления основных. Обслуживающие процессы связаны с размещением, хранением, перемещением сырья, материалов, полуфабрикатов, готовой продукции, оказанием работникам социальных услуг.

Технологические процессы непрерывно развиваются вслед за прогрессом научной и технической мысли. Так на смену ручным технологиям пришли традиционные механизированные технологии, вершиной которых стал конвейер, а затем и автоматизированные технологии, основными формами которых сегодня являются:

1) автоматическая поточная линия, управляемая компьютером. Она представляет систему универсального, специализированного, многоцелевого оборудования, размещенного по ходу технологического процесса, дополняемого средства транспортировки и складирования продукции и отходов;

2) гибкая производственная система (ГПС), основой которой служит регулируемый компьютером технологический процесс.

Совокупность производственных процессов определяет производственную структуру предприятия, состав и количество производственного оборудования, структуру производственных рабочих.

б) Типы организации производства

ТИП ПРОИЗВОДСТВА — это совокупность организационно-технических и экономических характеристик и особенностей сочетания факторов и элементов организации производства, обусловленных номенклатурой, масштабом и регулярностью выпуска продукции.

Различают следующие типы:

ЕДИНИЧНОЕ ПРОИЗВОДСТВО — в его условиях рабочие места не имеют закрепленных за ними операций и загружаются различными операциями через неопределенные промежутки времени.

СЕРИЙНОЕ ПРОИЗВОДСТВО — рабочие места загружаются несколькими закрепленными за ними операциями, которые выполняются в определенной последовательности.

МАССОВОЕ ПРОИЗВОДСТВО — рабочие места загружены выполнением одной и той же операции над одними и теми же деталями.

Тип производства определяет метод его организации. Существуют следующие методы организации производственного процесса:

Поточный — это метод, основанный на ритмичной повторяемости согласованных во времени и в пространстве основных, вспомогательных и обслуживающих производственных операций, которые выполняются на специализированных рабочих местах, расположенных по ходу технологического процесса. Он используется для массового и крупносерийного типов производства.

Партионный — это метод, при котором периодически изготавливается относительно ограниченная номенклатура продукции. Он характерен для серийного типа производства.

Единичный — это метод, при котором изготавливается широкая номенклатура продукции единичных экземпляров.

На выбор метода организации производства влияют следующие факторы:

номенклатура выпускаемой продукции, масштаб производства,

периодичность выпуска,

трудоемкость продукции,

характеристики технологии производства.

в) Виды движения производственных процессов

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ЦИКЛ — часть производственного процесса организации, связанная с изготовлением отдельного предмета труда (изделия, детали, полуфабриката).

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ЦИКЛА — календарный период времени, в течение которого обрабатываемый предмет превращается в готовую продукцию для данной стадии производства.

Длительность производственного цикла зависит от организации материальных потоков во времени, т.е. от порядка движения предметов труда в ходе их обработки. Обработка партии предметов может осуществляться тремя способами: последовательно, параллельно, параллельно-последовательно. Характеристика видов движения приведена в Таблице 2.

Партия предметов труда — группа предметов, обрабатываемых на одном рабочем месте, одним рабочим (или бригадой) с одной наладкой.

Производственная структура предприятия

Под философией управления мы будем понимать самые общие принципы, на основе которых строится структура управления организацией и осуществляются процессы управления. Конечно, философия качества и философия управления взаимосвязаны — философия качества задает цель и направление деятельности организации, философия управления определяет организационные средства для достижения этой цели. Основы философии управления, так же как и философии качества, были заложены Ф.У. Тейлором.

И программа менеджмента качества Деминга, и принципы Тотальный Менеджмент Качества фактически направлены на изменение структуры системы управления предприятием. Рассмотрим основные типы структур управления предприятием с точки зрения их соответствия идеям современного менеджмента качества. Термин «организационная структура» сразу же вызывает в нашем воображении двумерную древовидную схему, состоящую из прямоугольников и соединяющих их линий. Эти прямоугольники показывают выполняемую работу и круг обязанностей и, таким образом отображают разделение труда в организации. Относительное положение прямоугольников и соединяющие их линии показывают степень подчинения. Рассмотренные соотношения ограничены двумя измерениями : вверх — вниз и поперек, так как мы оперируем с ограниченным допущением, согласно которому организационная структура должна быть представлена на двумерной схеме, вычерчиваемой на плоской поверхности.

В самой же организационной структуре не содержится ничего такого, что ограничивало бы нас в этом отношении. Кроме того, эти ограничения на структуру организации часто вызывают серьезные и дорогостоящие последствия. Вот только четыре из них. Во-первых, между отдельными частями организаций такого рода возникает не сотрудничество, а конкуренция. Внутри организаций существует более сильная конкуренция, чем между организациями, и эта внутренняя конкуренция приобретает значительно менее этичные формы. Во-вторых, обычный способ представления структуры организаций серьезно затрудняет определение задач отдельных подразделений и измерение соответствующих показателей качества работы вследствие большой взаимозависимости подразделений, объединенных подобным образом. В-третьих, это способствует созданию организаций, сопротивляющихся изменениям, особенно изменениям их структуры; поэтому они перерождаются в бюрократические структуры, не поддающиеся адаптации. Большинство таких организаций обучается крайне медленно, если обучается вообще. В-четвертых, представление организационной структуры в виде двумерного дерева ограничивает число и характер возможных вариантов решения возникающих проблем. При наличии такого ограничения невозможны решения, обеспечивающие развитие организации с учетом технических и социальных изменений, темпы которых все больше и больше растут. Существующая обстановка требует, чтобы организации были не только готовы к любым изменениям, но и способны им подвергаться. Другими словами, необходимо динамическое равновесие. Очевидно, что для достижения такого равновесия организация должна иметь достаточно гибкую структуру. (Хотя гибкость не гарантирует приспособляемости, тем не менее она необходима для достижения последней).

Построение гибкой или обладающей какими-либо иными достоинствами организационной структуры является одной из задач так называемого «структурного зодчества». Используя терминологию, принятую в архитектуре, можно сказать, что в данном реферате излагаются основные идеи, на основе которых могут быть разработаны различные варианты решения проблемы организационной структуры без ограничений, связанных с ее графическим представлением.

Выше перечисленные недостатки можно и нужно преодолеть путем построения многомерной организационной структуры. Многомерная структура подразумевает демократический принцип управления.

Иерархический тип структур управления

Структуры управления на многих современных предприятиях были построены в соответствии с принципами управления, сформулированными еще в начале ХХ века. Наиболее полную формулировку этих принципов дал немецкий социолог Макс Вебер (концепция рациональной бюрократии):

принцип иерархичности уровней управления, при котором каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему;

вытекающий из него принцип соответствия полномочий и ответственности работников управления месту в иерархии;

принцип разделения труда на отдельные функции и специализации работников по выполняемым функциям; принцип формализации и стандартизации деятельности, обеспечивающий однородность выполнения работниками своих обязанностей и скоординированность различных задач;

вытекающий из него принцип обезличенности выполнения работниками своих функций;

принцип квалификационного отбора, в соответствии с которым найм и увольнение с работы производится в строгом соответствии с квалификационными требованиями.

Организационная структура, построенная в соответствии с этими принципами, получила название иерархической или бюрократической структуры. Наиболее распространенным типом такой структуры является линейно — функциональная (линейная структура).Линейная организационная структура.

Основы линейных структур составляет так называемый «шахтный» принцип построения и специализация управленческого процесса по функциональным подсистемам организации (маркетинг, производство, исследования и разработки, финансы, персонал и т.д.). По каждой подсистеме формируется иерархия служб («шахта»), пронизывающая всю организацию сверху донизу (рис. 1.3). Результаты работы каждой службы оцениваются показателями, характеризующими выполнение ими своих целей и задач. Соответственно строится и система мотивации и поощрения работников. При этом конечный результат (эффективность и качество работы организации в целом) становится как бы второстепенным, так как считается, что все службы в той или иной мере работают на его получение.

Рис. 1.3 — Линейная структура управления

Преимущества линейной структуры:

четкая система взаимных связей функций и подразделений;

четкая система единоначалия — один руководитель сосредотачивает в своих руках руководство всей совокупностью процессов, имеющих общую цель;

ясно выраженная ответственность;

быстрая реакция исполнительных подразделений на прямые указания вышестоящих.

Недостатки линейной структуры:

отсутствие звеньев, занимающихся вопросами стратегического планирования; в работе руководителей практически всех уровней оперативные проблемы («текучка») доминирует над стратегическими;

тенденция к волоките и перекладыванию ответственности при решении проблем, требующих участия нескольких подразделений;

малая гибкость и приспособляемость к изменению ситуации;

критерии эффективности и качества работы подразделений и организации в целом — разные;

тенденция к формализации оценки эффективности и качества работы подразделений приводит обычно к возникновению атмосферы страха и разобщенности;

большое число «этажей управления» между работниками, выпускающими продукцию, и лицом, принимающим решение;

перегрузка управленцев верхнего уровня;

повышенная зависимость результатов работы организации от квалификации, личных и деловых качеств высших управленцев.

Вывод: в современных условиях недостатки структуры перевешивают ее достоинства. Такая структура плохо совместима с современной философией качества.

Линейно-штабная организационная структура.

Такой вид организационной структуры является развитием линейной и призван ликвидировать ее важнейший недостаток, связанный с отсутствием звеньев стратегического планирования. Линейно — штабная структура включает в себя специализированные подразделения (штабы), которые не обладают правами принятия решений и руководства какими — либо нижестоящими подразделениями, а лишь помогают соответствующему руководителю в выполнении отдельных функций, прежде всего, функций стратегического планирования и анализа. В остальном эта структура соответствует линейной (Рис.1.4).

Рис. 1.4 — Линейно-штабная структура управления

Достоинства линейно — штабной структуры:

более глубокая, чем в линейной, проработка стратегических вопросов;

некоторая разгрузка высших руководителей;

возможность привлечения внешних консультантов и экспертов;

при наделении штабных подразделений правами функционального руководства такая структура — хороший первый шаг к более эффективным органическим структурам управления.

Недостатки линейно — штабной структуры:

недостаточно четкое распределение ответственности, т.к. лица, готовящие решение, не участвуют в его выполнении;

тенденции к чрезмерной централизации управления;

аналогичные линейной структуре, частично — в ослабленном виде.

Вывод: линейно — штабная структура может являться хорошей промежуточной ступенью при переходе от линейной структуры к более эффективным. Структура позволяет, правда в ограниченных пределах, воплощать идеи современной философии качества.

Типы производств классификация

Тип производства – это набор технических, организационных и экономических параметров, которые присущи только ему. В этот набор входят такие понятия как – программа выпуска изделий, периодичность рабочего цикла и некоторые другие.

На практике, любая компания, может организовать выпуск изделий в единичном, серийном и массовом порядке:

  1. Единичный тип– это такая форма, когда продукция выпускается в минимальных количествах (поштучно).
  2. Серийный тип — это такая форма организации, когда готовые изделия производят в определенном количестве и установленной периодичностью.
  3. Массовый тип– это такая форма организации работы предприятия, которая подразумевает выпуск определенного ассортимента продукции, которая может быть однородна по предназначению, конструктивным особенностям и технологии изготовления.

Для каждого вида существуют и математические характеристика, которую называют коэффициентом закрепления операций. Это соотношение между количеством технологических переходов на рабочем месте и общего числа рабочих мест на участке

Единичный тип производства

Ключевые особенности единичной формы работы, состоят в том, что план предприятия может состоять из большого ассортимента изделий. Выпуск продукции, как правило, планируют в определенных количествах. Но необходимо понять, что ассортимент выпускаемой продукции не обладает устойчивостью.

В результате этой неустойчивости, ограниченность изготовления продукции, приводят к некоторым ограничениям в использовании всех инженерно технических возможностей.

В результате, вырастает количество оригинальных деталей и уменьшается объем стандартизированных узлов.

Каждая деталь или сборочная, при таком типе режиме организации работы предпрятия, обладает конструктивной уникальностью, решаемым задачам и другим признакам. Процесс выпуска такой продукции имеет прерывистые циклы. Для выпуска детали или сборочной единицы требуется довольно длительное время. Ко всему прочему для обеспечения работы используют универсальные станки, а процесс сборки производится вручную, персоналом, обладающим универсальными знаниями и навыками.

Единичное производство

Как пример единичной формы выпуска продукции можно рассмотреть изготовление штамповой оснастки или пресс-форм.

Цеха по изготовлению штучных изделий состоят из производственных участков, которые организуют по технологическому принципу.

Этот тип организации работы компании характеризуется:

  1. Большой трудоемкостью.
  2. Высокой квалификацией персонала.
  3. Высокими затратами на материалы.

В себестоимости готовой детали или сборочной единицы значительную долю занимает фонд заработной платы. Она может составлять до 25% и более.

Серийный тип производства

Серийный тип, пожалуй, самый широко применямый. Основная его характеристика, это постоянный выпуск широкого ассортимента продукции. Следует отметить, что ассортимент продукции, выпускаемый в течение года шире, чем выпускаемый каждый месяц.

Пример серийного производства

Продукция, которая выпускается в больших объемах, разрешает проведение унификации технологических операций. Организовать выпуск стандартизированных деталей, которые могут входить и в другие сборочные единицы. Все это приводит к снижению стоимости готовой продукции.

Такой тип изготовления готовых деталей или сборочных узлов характерен для станкостроительной отрасли и пр. Оно организовано так, что на рабочих местах закреплено несколько технологических переходов. Это предоставляет возможность рабочему — освоить инструмент и оснастку, получить необходимые знания и навыки, постоянно совершенствовать технологические операции.

Серийный тип подразумевает периодичность выпуска готовых деталей, а это позволяет снизить затраты на получение готовой продукции.

Существуют следующие подвиды серийного производства: мелкое (штучное), серийное, массовое.

Мелкосерийное — это, по сути, это переходный этап от штучного к серийному. Выпуск изделий может, осуществляется небольшими партиями. Кстати, один из конкурентных факторов – возможность предприятия производить уникальную продукцию в небольших партиях по специальным заказам.

Крупносерийное производство

Внедрение компьютерных технологий существенно повышает гибкость работы предприятия. К примеру, стало возможным изготавливать на одной линии несколько изделий с минимальными затратами на переналадку.

Крупносерийное производство – это переходный этап к массовой форме выпуска изделий. Оно характеризуется тем, что изготовление изделий выполняется большими объемами в течение длительного периода времени.

Массовый тип производства

Главная особенность этого способа – это получение однотипных деталей, улов и готовой продукции в больших объемах и в течение значительного отрезка времени. Другая особенность заключается в том, что на предприятиях, которые заняты массовым выпуском, существенно ограничена номенклатура выпускаемых изделий. Такой подход обуславливает экономическую эффективность от использования стандартизированных и взаимозаменяемых деталей.

Массовое производство метизной продукции

Единицы продукции такого вида практически не отличаются друг от друга, допускаются некритичные отличия в некоторых характеристиках.

Отличительной чертой массового производства является то, оно характеризируется высоким уровнем механизации и автоматизации технологических операций. Такой способ выпуска готовой продукции внедрен на предприятиях, выпускающих автомобили, одежду и пр.

Существенные объемы выпуска деталей и узлов обеспечивают использование различного рода автоматизированного оборудования. Технологические процессы на таком предприятии распределены по рабочим местам. На них выполняется одна или несколько сходных операций с использованием ограниченного количества деталей и узлов.

Проработанный технологический процесс, использование автоматизированного оборудования, оснастки позволяет применять труд квалифицированного персонала.

В качестве примера массового вида можно назвать изготовление электротехнической арматуры (розетки, выключатели) или метизов.

Характеристика типов производства

Тип выпуска продукции влияет на организацию производства, его управление и финансово – экономические показатели, то и в целом эффективность предприятияв целом.

Рост технического оснащения и объемов производства готовых изделий в момент перехода от единичного производства к серийному, и массовому снижает потребность в использовании живого труда. Соответственно снижается стоимость готовых изделий. Кстати, в качестве примера можно привести заводы Ford. На них в начале ХХ века первые автомобили производили на стапелях. При внедрении конвейерного производства резко вырос объем готовых изделий, и упала их цена для потребителей.

Всеволожский завод Ford Sollers

На основании вышесказанного можно провести некоторые обобщения. К возможностям штучного производства можно отнести то, что номенклатура выпускаемых изделий практически неограниченна, большая часть изделий носит сугубо индивидуальный характер. Для производства штучной продукции применяют универсальное оборудование, например, станки токарно-фрезерной группы. При разработке рабочей документации, в частности, технологической документации, проектировщики занимаются созданием укрупненного технологического процесса, не какой-то одной детали, а на узел или изделие в целом. Для производства штучных изделий привлекают высококвалифицированный инженерный и рабочий персонал. Все перечисленные факторы приводят к тому, себестоимость штучных изделий непомерна высока.

Для организации серийного производства изделий привлекают универсальное или специализированное оборудование. Выпуск изделий происходит с определенной периодичностью. Для выполнения работ нет необходимости в привлечении высококлассных специалистов.

Во время организации массового производства используют специализированное оборудование. Для работы на нем достаточно использовать инженерный и рабочий персонал с низкой квалификацией.

Оборудование для массового производства

На самом деле, на предприятии может работать несколько типов производства. Но это может быть объяснено тем, что на предприятии не слишком высокая специализация. Например, в свое время автомобильный завод им. Лихачева (ЗИЛ), серийно выпускал грузовики, предназначенные для эксплуатации военными, в сельском хозяйстве, строительстве, и множестве других отраслей. Вместе с тем, на этом предприятии было организовано штучное изготовление автомобилей для перевозки первых лиц государства.

Особенности планирования разных типов выпуска продукции

У каждого из рассмотренных типов производства существует своя система производства.

Существует фиксированная позиционная планировка. Такая система подразумевает то, что сборочная единица находится в неподвижном состоянии, а необходимые ресурсы подаются к месту работы по мере возникновения необходимости. Такой метод применяют при осуществлении разнообразных проектов. Иногда такой способ называют островным и его иногда применяют при производстве турбин. Такая планировка считается временной и имеет силу на время реализации проекта. Основная сложность реализации такого метода проектирования заключается в грамотном размещении ресурсов.

Фиксированная позиционная планировка

Другой способ планирования – пооперационный функциональный. При таком методе оборудование размещают по видам или по признаку выполняемых работ. То есть организуют участки для различных видов работ, например, участок для работы с корпусными деталями. Соответственно детали и узлы изделия перемещаются по различным технологическим маршрутам. Такой тип отличается определенными сложностями с оптимизацией транспортных потоков.

Для массового производства чаще всего применяют линейную или поточную планировку. При такой форме планирования производимые детали проходят через одни и те же операции. Одной из ключевых характеристик такого производственного процесса является то, все технологические процессы расчленяют на простые операции, которые выполняют на специализированном оборудовании последовательно расположенном. Комплекс такого оборудования называют поточной линией.

Другими словами, движение деталей и улов будущего изделия осуществляется непрерывно. Планирование этого типа предусматривает то, что у рабочих мест должна быть одинаковая пропускная способность. В противном случае выпуск готовой продукции будет происходить с перебоями.

Планирование работы предприятия осуществляется на определенный период времени. Такой подход обеспечивает гибкость рабочего цикла, позволяет вести учет и контроль над всеми ресурсами (материальными, людскими, финансовыми), задействованными в системе предприятия.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

И производство крупными партиями

Книга Тайити Оно «Производственная система Тойоты» имеет подзаголовок «Уходя от массового производства»*, но в книге не объ­яснено, что это значит. Хотя этот подзаголовок аргументирует пра­вильный масштаб производственного менеджмента, позиция г-на Оно состоит в том, что производственная система Тойоты — это ан­типод американского массового производства. В предисловии к кни­ге он пишет:

«Появление такой системы было вызвано объективной необходимостью. Дело в том, что в послевоенный период японская автомобильная промышленность дол­жна была отвечать новым условиям рынка, которые требовали производства ши­рокой номенклатуры моделей автомобилей небольшими партиями».

Американские рынки, с другой стороны, требуют массового про­изводства меньшего числа типов продукции. Производственная сис­тема и система менеджмента компании Toyota стали результатом процесса проб и ошибок в конкуренции с массовым производст­вом, уже установившимся в автомобильной промышленности США и Европы.

Но так ли уж очевидно различие между этими двумя подхода­ми? Цель американского массового производства — снизить не только трудозатраты на единицу продукции, но и полные затраты с учетом амортизации. Низкие цены в свою очередь стимулируют спрос, создавая предпосылки для массового производства и массо­вых продаж.

С этой точки зрения у массового производства ощутимые преи­мущества, особенно с учетом специфики оснащения производства и штампов. Например, компания Volkswagen заработала очень мно­го на производстве знаменитого «Жука» с незначительными изме­нениями в течение долгого времени. Аналогично компания Toyota Motor произвела автомобилей одной модели (Corolla) больше, чем любой автопроизводитель, и получила существенную прибыль.

Однако необходимость массового (крупносерийного) производ­ства иногда определяется характеристиками рынка, и не всегда пред­приятие имеет возможность выбирать. Хотя массовое производство порой называют «упреждающим» или «планируемым», оно по сво­ей природе рискованно. Конечно, графики производства основыва­ются на продажах в предыдущих периодах и исследованиях рынка, но реальный спрос часто сильно отличается от планируемого.

Таким образом, предприятие может не иметь свободы выбора меж­ду малым, средним или массовым производством, так как оно не управляет рыночным спросом. Однако оно может выбирать между производством мелкими или крупными партиями.

Производство крупными партиями и массовое производство — это два совершенно разных направления (рис. 25). Производство мелкими партиями предпочтительно (даже в условиях массового производства), так как сокращает излишние запасы и облегчает уп­равление ими. Даже если общий объем заказанной продукции ве­лик, заказы можно выполнять вовремя малыми партиями без на­копления излишков. С другой стороны, производство крупными партиями всегда приводит к чрезмерному запасу на период выпол­нения заказа независимо от общего спроса.

Производственная система компании Toyota — прямая противо­положность производства крупными партиями, а не массового про-

изводства, и именно поэтому снижение времени переналадки и ус­тановки занимает в ней важное место.

К производству, основанному на заказах

Производственный график компании Toyota, основанный на за­казах, непосредственно соответствует действительному спросу. Ког­да спрос растет, рынок продаж развивается. В такие периоды упреж­дающее производство без потерь поддерживается спросом. Но при нормальных условиях рынка производство должно определять де­йствительный спрос.

Характеристики производства, основанного на заказах

Массовое производство рискованно. В компании Toyota произ­водство основано на подтвержденных заказах и нацелено на рынок, который требует быстрой поставки моделей широкого ассортимен­та, но в небольшом количестве. Система SMED обеспечила возмож­ность многомодельности и вместе с производством малыми парти­ями облегчила производство небольших объемов продукции. Не­большие размеры партий и синхронизированный производствен­ный поток по одному изделию значительно сократили время по­ставки.

Главная трудность при производстве, основанном на заказах, за­ключается в изменениях спроса. Ежедневные изменения можно ис-

ключать с помощью выравнивания загрузки мощностей (см. главу 7); однако ежемесячные и годовые колебания следует учитывать без ис­пользования запаса для выравнивания полной годовой загрузки. Для реагирования на сезонные колебания спроса компания Toyota ус­танавливает основные производственные возможности на уровень минимального спроса и справляется с пиками спроса за счет допол­нительной загрузки оборудования и сверхурочных работ времен­ных рабочих. Эти способы функционируют следующим образом.

Сверхурочные. Между двумя сменами существуют 4-часовые пе­рерывы, за которые можно удовлетворить рост спроса до 50 %.

Дополнительные возможности и временные рабочие. В перио­ды среднего спроса многие рабочие обслуживают 10 станков, загру­женных на 50 % своих возможностей. Когда спрос возрастает, нани­маются временные рабочие. Это позволяет загрузить оборудование на 100 % (когда каждый рабочий обслуживает по 5 станков). Конеч­но, для эффективной организации такой работы станки должны быть усовершенствованы так, чтобы даже временные рабочие мог­ли успешно освоить их не более чем за 3 дня обучения.

Итак, с колебаниями спроса можно справляться за счет гибкости производственных возможностей. Это вполне реально, так как ком­пания Toyota использует на 20-30 % рабочих меньше, чем другие ав­топроизводители, и имеет большие резервные возможности в ре­зультате устранения потерь и совершенствования работы.

Основанное на заказах производство для сезонного спроса

В отличие от компании Toyota компания S Electric Company про­изводит изделия на основании прогнозов будущего спроса. Она про­изводит сезонные товары и останавливает производство на всю зи­му, основываясь на результатах октябрьского прогноза спроса. Пос­ле октября компания становится зависимой от колебаний рынка, поэтому часто должна поддерживать большие запасы продукции.

Компания хотела перейти к производству, основанному на зака­зах, но было непонятно, как справляться с сезонными колебаниями спроса. Теперь продажи 70 % изделий, которые они производят, над­ежно планируются к концу октября. Объем производства на ноябрь, декабрь и январь основывается на заказах. Для удовлетворения из­менений спроса компания внедрила систему SMED и значительно сократила цикл производства. Несколько наименований изделий те­перь могут поставляться через 10 дней после получения заказа.

В год, когда начались преобразования, лето выдалось очень жар­ким и метеорологи предсказывали суровую зиму. Другие компании сформировали большие запасы для удовлетворения ожидавшегося спроса. Когда же, вопреки прогнозам, последовала мягкая зима, они остались с нереализованными запасами готовых изделий. А в ком­пании S Electric Company разница между планируемым и действи­тельным производством составила 4 млрд. иен. Если бы компания работала по плану, у нее бы образовался значительный излишний запас, но поскольку она перешла к производству, основанному на заказах, она работала только с 10 %-ным запасом, достаточным для удовлетворения реального спроса.

Соотношение между циклом производства

и периодом удовлетворения заказов

В главе 1 мы видели, что соотношение между периодом поставки ициклом производства очень важно. D (период между заказом и по­ставкой) должен быть больше Р (периода между первым и послед­ним процессами производства): D> Р. Если продукция заказана за 10 дней до поставки, но ее производство занимает 20 дней, ее нельзя поставить вовремя. Для создания уверенности, что D всегда больше P, формируется дополнительный запас полуфабрикатов, использу­емый для поставок всех заказов менее чем за 20 дней. Как уже отмечалось, неправильное прогнозирование ведет к из­лишнему накоплению и межпроцессным запасам. Чтобы избежать этого, абсолютный цикл производства (от начала до окончания) Ро должен быть меньше D: D> Pq. Как правило, это достигается вырав­ниванием и синхронизацией производства и устранением задержек.

Ускоренная поставка и производство, основанное на заказах

Японский предприниматель переехал в Германию. Когда он за­шел в магазин, чтобы купить шкаф для новой квартиры, ему сказа­ли, что готовых шкафов нет, их делают по заказу и могут доставить в лучшем случае через 6 месяцев. На его вопрос, почему нельзя уско­рить этот процесс, владелец магазина ответил: «Мои шкафы дела­ются на всю жизнь, а вы не можете подождать полгода?» Покупатель был поражен разницей между немецким и японским рынками.

В США и Европе сроки поставки очень отличаются от японских. Например, в Англии поставка автомобиля Austin занимает от 6 ме-

сяцев до года. В США специально заказанного автомобиля GM или Ford вы должны ждать 3-6 месяцев. Однако всем нравится быстрая доставка заказанных товаров.

Из-за недавнего роста курса иены автомобили в Японии стоят примерно на 500 иен меньше, чем японские автомобили в США. Да­же в этом случае у компании Toyota очень хорошие продажи, кото­рые обусловлены быстрой поставкой, низким расходом топлива и низкими затратами на обслуживание. Исследование рынка в США, проведенное компанией Toyota, показало, что именно эти свойства автомобиля важны для американских покупателей.

Компания Toyota удовлетворяет экспортный спрос с помощью той же беззапасной производственной системы, что и внутри Япо­нии. Например, автомобиль Celica по спецзаказу будет поставлен через 10 дней. Продавец информирует главный офис по продажам, который размещает заказ прямо в компании Toyota Motor. Там он вводится в компьютерную базу данных и передается на сборочный завод. Автомобиль изготавливается за 2 дня, 6 дней отводится на его доставку потребителю и еще остается 2 дня в резерве. Таким обра­зом, потребители по всей Японии получают заказанные автомобили через 10 дней. Для стандартных моделей используется безотлага­тельная доставка.

Точные исследования рынка

Конечно, двухдневный цикл производства, упомянутый выше, не включает обработку сырья. Кузов, рама и другие части произво­дятся согласно фиксированному графику производства. Два дня от­водится на окраску и окончательную сборку, требуемые для выпол­нения полученного заказа.

Именно поэтому очень важно уметь предсказывать с высокой точностью, сколько и каких видов машин понадобится. Дважды в год компания Toyota Motor опрашивает около 60 тыс. людей, чтобы выявить тенденции спроса, затрачивая на это около 120 млн. иен. Ежегодно проводятся еще 5-6 дополнительных опросов. Таким об­разом, годовой маркетинговый бюджет в 600-700 млн. иен позволя­ет компании Toyota формировать точные прогнозы рынка. Другой способ сбора данных — ежедневная информация о том, сколько ав­томобилей той или иной модели регистрируется японским управ­лением дорожного движения. На основе этой информации график производства можно изменять в любое время. Подобная практика

подтверждает приверженность компании Toyota производству, ос­нованному на заказе, и ее стремление производить только те авто­мобили, которые можно реализовать.

Планирование производства, основанного на заказах

Планирование производства нужно рассматривать с двух точек зрения. Первая — насколько точно можно спрогнозировать спрос? Вторая — насколько полно можно удовлетворить спрос при помо­щи планированиея производства? Если производство основано толь-f ко на прогнозах, эти требования удовлетворить легко. Если же целью является беззапасное производство, то планирование является очень сложным. Подход компании Toyota показан на рис. 26. Кроме того, важно скоординировать планирование производства с информаци­онными системами.

Показатели производства в годовом плане основываются на ис­следовании рынка. Месячный и недельный планы производства со­ставляются на основе прогнозов, но дневные графики производства определяются только заказами. Потребители предпочитают быст­рую доставку продукции после заказа, но все производство требует больше времени, так что в действительности система компании Toyo­ta — планирование, основанное на сочетании прогнозов и заказов.

Когда годовые планы сверстаны, долгосрочные планы разделя­ются на месячные планы производства. Во многих компаниях изме­нение месячного графика допускается только в ограниченный пери­од, после которого график фиксируется до установления следующе­го месячного плана. При таком подходе со временем могут накапли­ваться излишние запасы. Метод компании Toyota подобен описан­ному, но отличается большей точностью и гибкостью. При ежед­невном планировании план настраивается более и более точно на полученные заказы. План последовательности производства или окончательной сборки ежедневно согласуется с заказами потреби­телей, а изменения передаются на предыдущие процессы через сис­тему канбан.

Начальные процессы, такие, как подготовка сырья, сверление, расточка и обработка на станке, одинаковы для всех моделей. По ме­ре движения материала от обработки и сборки частей к сборке узлов и окончательной сборке продукции предпочтение потребителя к мо­дели и цвету определяет специальные требования к частям. Однако важность производства, основанного на заказах, как показано на

рис. 27, начинает проявляться только на той стадии обработки, где нужно учитывать индивидуальные требования потребителей. Это включает, например, внешнюю окраску автомобиля и монтаж.

В целом компания Toyota интегрирует ожидаемое планирование производства с планированием, основанным на заказах, когда про­изводственный процесс приближается к последним этапам сборки. Такое гибкое планирование, объединенное с ежедневной точной на­стройкой плана последовательности окончательной сборки, обеспе­чивает по-настоящему основанное на заказах производство, кото­рое также удовлетворяет требования беззапасного производства.

Система «Супермаркет»

Производственную систему компании Toyota иногда сравнивают с супермаркетом. В работе супермаркета есть ряд преимуществ: здесь потребители (процессы) покупают, что им нужно и когда нужно; поскольку они могут подойти к полке и взять, что хотят, затраты на реализацию (менеджмент материалов) снижаются; наконец, полки пополняются тогда, когда продукция раскупается (взятые изделия), что позволяет видеть, сколько продукции взято, и избегать излиш­них запасов.

Конечно, в супермаркете нет гарантии, что проданные сегодня продукты будут продаваться и завтра, так что некоторые продукты могут лежать на полках длительное время. Насколько актуальна эта проблема в компании Toyota? Для ответа на этот вопрос можно при-

бегнуть к аналогии с бейсболом: если игрок нападения («бэттер») со средним счетом 1 к 3 проигрывает первую подачу, заканчивает вто­рую подачу легким касанием по мячу, есть ли вероятность его выиг­рыша в третьей подаче? Чтобы ответить на этот вопрос, все, что вы можете сделать, — это проанализировать цифры. Кто-то может предположить: «У него средний результат игры 0,333, поскольку он выигрывает 1 подачу из 3; поэтому на этот раз он попадет точно». Другой может возразить: «Игрок сегодня плохо себя чувствует, по­этому велика вероятность, что он снова промахнется при третьей подаче». Я бы принял второе предположение, так как счет — вопрос средних значений.

В компании Toyota случайностям не место. Рабочие на участке Z, передав на сборку определенное количество деталей со своего про­цесса, получают для обработки это же количество деталей от преды­дущего процесса, который, в свою очередь, от процесса, идущего пе­ред ним, берет ровно столько же деталей, сколько было передано на участок Z и т.д.

Некоторые знатоки говорят, что производственная система ком­пании Toyota увеличивает запас незавершенного производства, так как запас незавершенных деталей резервируется на каждом процес­се, чтобы удовлетворять нужды следующего процесса. Однако в дей­ствительности этот запас создается только для того, чтобы произво­дить замену деталей в проданных изделиях, а не в тех, которые мо­гут быть проданы. Здесь нужно сделать различие между запасом, создающимся в результате расхождения между прогнозом и реаль­ным спросом, и запасом, временно накапливающимся как реакция на действительный спрос. Излишние запасы вряд ли возникнут, ес­ли детали будут обрабатываться в соответствии с действительным ежедневным спросом.

Итак, важнейшее свойство системы «супермаркета» — запас рас­ходуется и пополняется на основании реального спроса. Компания Toyota использовала эту концепцию для создания гибкой производ­ственной системы, в которой следующие процессы получают дета­ли от предыдущих, как покупатели в супермаркете. Такой принцип часто называют системой «вытягивания» или производством на ос­нове заказов. Компания Toyota создала производство, основанное на заказах, и использует систему вытягивания для эффективного вы­полнения работы.

Сравнение производственных систем Форда и Тойоты

Когда г-на Оно попросили сравнить производственные системы Тойоты и Форда и сказать, какая компания имеет, по его мнению, доминирующее положение, он ответил:

«В обеих системах ежедневно возникают новые разработки и улучшения, по-

\ этому трудно провести сравнение, но мне кажется, что система компании Toyota особенно подходит для производства в период слабого роста».

Как мы увидим, для такого заключения есть достаточно причин.

Многие компании подобно компании Ford осуществляют массо­вый выпуск деталей большими партиями, чтобы избежать эффекта возрастания затрат из-за частых замен инструментов и настройки оборудования. Производственная система Тойоты основывается на противоположной точке зрения. На стр. 147 в книге «Производст­венная система Тойоты» г-н Оно отмечает: «Наш производствен­ный девиз — небольшие поставки и быстрая наладка». Он также го­ворит, что беззапасный подход — другая важная особенность систе­мы компании Toyota:

«Даже если сегодня некоторые производители — к примеру, компания Volvo — практикуют сборку всего двигателя одним человеком, — это скорее исключение, а наиболее распространенной тенденцией является использование системы произ­водственных потоков Форда или автоматизации. Хотя события, описанные Со-рэнсеном, происходили еще в 1910 г., с тех пор суть процесса изменилась незначи­тельно.

Производственная система Тойоты, так же, как и фордовская, основана на сис­теме производственных потоков. Основное различие состоит в том, что если Со-рэнсен думал над решением проблемы складирования запчастей, Toyota просто ликвидировала склады»*.

Три основных различия

У компании Toyota есть три основные особенности, отличающие ее от компании Ford: небольшие размеры партий, производство сме­шанных моделей и постоянное выполнение операций по одному из­делию, начиная от обработки и заканчивая окончательной сборкой.

Производство крупными или мелкими партиями. Можно утвер­ждать, что различие между компаниями Ford и Toyota состоит в том, что компания Ford производит немногие модели автомобилей в

большом объеме, а компания Toyota производит много моделей в небольших объемах. Это абсолютно верно, хотя и не дает полной картины. Как указывалось выше, выбор между этими возможностя­ми делается не случайным образом, а является ответом на условия рынка и спрос потребителей.

Аналогично периоды быстрого или медленного роста происхо­дят из-за изменения социальных обстоятельств практически без кон­троля компании. В период быстрого роста легко создать рынок про­давца, но при медленном росте рынок определяют покупатели. Пред­приятия должны быть гибкими и готовыми удовлетворить новые запросы.

Очевидно, у массового производства есть преимущества, такие, как быстрая окупаемость специальных или уникальных станков, инструментов и штампов, но ключевой вопрос — применять мел­кие или крупные партии? Традиционно американские автопроизво­дители считают, что большие партии и планируемое массовое про­изводство позволяют получить существенную экономию затрат. Подобный подход приводит:

• к наличию больших запасов готовой продукции (что вызвано
разрывом между прогнозируемым объемом выпуска продук­ции и действительным спросом);

• к накоплению объема незавершенного производства между
процессами (создаваемому за счет производства крупными
партиями).

Хотя эти явления часто усиливаются в периоды медленного рос­та, их терпят по ряду причин. Во-первых, крупные партии снижают задержки из-за замены инструментов и штампов; во-вторых, они облегчают разделение труда и снижают трудовые и другие затраты; в-третьих, разделение труда дает возможности найма низкоквалифицированных рабочих, что при условии снижения себестоимости продукции способствует увеличению потребления продукции.

Все эти доводы, однако, терпят крах, когда время замены инстру­ментов и наладки снижается благодаря системе SMED. Добавим, что даже при производстве мелкими партиями многие функции стано­вятся общими для нескольких продуктов или процессов. При усло­вии, что небольшие партии в совокупности составляют большие объемы производства, разделение труда продолжает поддерживать­ся, что дает возможность привлекать неопытных рабочих.

Небольшие партии также способствуют сокращению цикла про­изводства и снижению необходимости упреждающего производ-

ства. При этих условиях становится возможным производить про­дукцию на основе действительного спроса.

Использование производства смешанных моделей в сборочном процессе. Самые первые автомобили были произведены, вероятно, штучно небольшой группой рабочих. Конвейерное выполнение опе­раций сборки в компании Ford по одному изделию сделало возмож­ным разделение труда, но оно основывалось на производстве круп­ными партиями. Например, 200 тыс. автомобилей модели X изго­товляются в начале месяца, затем 300 тыс. автомобилей модели Y — в середине месяца и 400 тыс. автомобилей модели Z — в конце. В компании Toyota, однако, выровненное производство смешанных моделей приводит к последовательности окончательной сборки в 2Х 3Y 4Z, которая повторяется в течение дня.

Смешанное производство устраняет накопление незавершенного производства за счет использования небольших партий. Оно быстро реагирует на изменение спроса и облегчает планирование, предос­тавляя информацию в начале процесса, какова будет средняя за­грузка.

Устойчивая последовательность операций от обработки де­талей до сборки. Сборка в компании Ford выстроена в поток еди­ничных изделий, но детали и узлы, подаваемые на сборку, произво­дятся исключительно крупными партиями. В компании Toyota и сборка, и обработка деталей осуществляются в потоке единичных изделий. Например, сварка рамы или механическая обработка дета­лей. Более того, компания Toyota применяет комплексную систему, в которой различные детали поступают прямо на окончательную сборку. Все детали, изготовляемые на заводе или поставляемые из­вне, производятся мелкими партиями и создают единый поток еди­ничных изделий. Это — фундаментальный принцип системы Тойо­ты и ее существенное отличие от системы Форда.

В табл. 4.4 обобщаются различия в системах Тойоты и Форда.

• Компании Ford и Toyota используют поток единичных изде­лий на сборке.

• Однако компания Ford выпускает немного моделей автомоби­лей крупными партиями с простой последовательностью моделей на сборке. Компания Toyota производит много моделей малыми партиями, на сборке используется принцип смешан­ного производства.

• Сборка и производство деталей в компании Ford разделены, а в
компании Toyota связаны.

Таблица 4.4. Различия между системами Тойоты и Форда

Отличие Ford Toyota Выгода
1. Поток единичных изделий Только опе­рации сборки Операции обработки и сборки связаны Короче производственный цикл, снижены запасы готовых това­ров, а также незавершенного производства.
2. Размер партии Большие партии Малые партии Снижение незавершенного производства, производство основано на заказах
3. Особенности выпуска продукции Одна продукция (немного моделей) Смешанная продукция (много моделей) Снижение незавершенного производства, приспособление к изменениям, сбалансированность нагрузки.

Глава 5

МЕХАНИЗМ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ

СИСТЕМЫ ТОЙОТЫ

УЛУЧШЕНИЕ ПРОЦЕССА: УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ ГРАФИКОМ И ПРИНЦИП «ТОЧНО ВОВРЕМЯ»

• В компании Ford поток единичных изделий используется толь­ко на сборке, а детали обрабатываются крупными партиями. В компании Toyota и сборка, и обработка производятся мелкими партиями.

Система компании Toyota не противопоставляется системе ком­пании Ford. Скорее это постепенное улучшение — система приспо­соблена к японскому рынку за счет массового производства неболь­шими партиями с минимальными запасами.

Это принципиальные особенности производственной системы компании Toyota. Основа их достижения — внедрение системы SMED, позволяющей снизить время переналадки и обеспечить про­изводство небольшими партиями.

Выводы

Главная цель производственной системы Тойоты — выявлять и устранять потери и снижать затраты. Запасы ликвидируются обна­ружением и исправлением скрытых причин, которые их порожда­ют. Производство на основе заказов, или ориентация на спрос, а не прогнозное или упреждающее производство, помогает управлять этими условиями. Другая важная с точки зрения операций страте­гия — отделение рабочего от станка, предавтоматизация для обеспе­чения многостаночной работы.

Производственный процесс состоит из операций обработки, кон­троля, транспортировки и хранения, но только обработка добавляет ценность. Это очень хорошо усвоено в компании Toyota, где сниже­ние затрат за счет устранения потерь, особенно потерь от перепро­изводства, является главной целью. Контроль, транспортировка и особенно хранение, или практика накопления запасов, считаются потерями и устраняются где только возможно.

Многие считают самой важной особенностью производственной системы Тойоты принцип «точно вовремя» (just-in-time), но в дей­ствительности это не более чем стратегия достижения беззапасного производства.

Важными концепциями в производственной системе Тойоты яв­ляются управление графиком работ и управление нагрузкой. Управ­ление графиком обеспечивает своевременность изготовления про­дукции. Управление нагрузкой обеспечивает саму возможность вы­пуска продукции за счет поддержания баланса между производст­венными возможностями и нагрузкой. Вот иллюстрация этому: ес­ли вы не явитесь на вокзал вовремя, то опоздаете на поезд (управле­ние графиком), но даже если вы придете вовремя, все равно не смо­жете сесть на поезд, если он уже полон (управление нагрузкой).

Управление производственным графиком и принцип «точно вовремя»

Планирование производства

Обычно планирование производства проходит три стадии:

• основной график — долгосрочный (двухлетний, ежегодный
или квартальный);

• промежуточный график — ежемесячный;

• детализированный график — реальная последовательность про­
изводства на неделю, три дня или один день.

Основной график компании Toyota базируется на глубоком ис­следовании рынка (см. главу 4, с. 142) и устанавливает примерные объемы производства. Общие ежемесячные объемы производства предоставляются заводам и поставщикам комплектующих за два месяца до начала производства и затем подтверждаются через ме­сяц. Эти окончательные объемы используют для составления де­тальных недельных и ежедневных производственных графиков и выравнивания производства. Примерно за две недели до начала про­изводства каждой линии предоставляются проектные дневные объ­емы производства по каждой модели автомобиля. Детальный про­изводственный график с имеющимися дневными изменениями на­правляется на выход линии окончательной сборки для согласования графика с действительными заказами. Изменения сообщаются по линии через систему канбан. Гибкость детального графика — это особенность, отличающая систему производственных графиков ком­пании Toyota от других. Изо дня в день в график могут быстро и лег­ко вноситься точные изменения.

1. Типы производства

Под типом производства понимается совокупность признаков, определяющих организационно-техническую характеристику производственного процесса, осуществляемого на одном или многих рабочих местах в масштабе участка, цеха, предприятия. Тип производства во многом предопределяет формы специализации и методы организации производственных процессов.

В основу классификации типов производства положены следующие факторы:

  • широта номенклатуры,

  • объем выпуска,

  • степень постоянства номенклатуры,

  • характер загрузки рабочих мест и их специализация.

Номенклатура продукции представляет собой число наименований изделий, закрепленных за производственной системой, и характеризует ее специализацию. Чем шире номенклатура, тем менее специализирована система, и, наоборот, чем она уже, тем выше степень специализации. Широкая номенклатура выпускаемой продукции обусловливает большое разнообразие технологических процессов и операций, оборудования, инструментов, оснастки и профессий рабочих.

Объем выпуска изделий — это количество изделий определенного вида, изготавливаемых производственной системой в течение определенного периода времени. Объем выпуска и трудоемкость изделия каждого вида оказывают решающее влияние на характер специализации этой системы.

Степень постоянства номенклатуры — это повторяемость изготовления изделия данного вида в последовательные периоды времени. Если в один плановый период времени изделие данного вида выпускается, а в другие — не выпускается, то степень постоянства отсутствует. Регулярное повторение выпуска изделий данного вида является одной из предпосылок обеспечения ритмичности производства. В свою очередь, регулярность зависит от объема выпуска изделий, поскольку большой объем выпуска может быть равномерно распределен на последовательные плановые периоды.

Характер загрузки рабочих мест означает закрепление за рабочими местами определенных операций технологического процесса. Если за рабочим местом закреплено минимальное количество операций, то это узкая специализация, а если за рабочим местом закреплено большое количество операций (если станок универсальный), то это означает широкую специализацию.

Тип производства определяется по преобладающей группе рабочих мест. В зависимости от указанных выше факторов различают три типа производственных процессов или три типа производства: единичное, серийное и массовое.

  1. Массовый тип производства характеризуется непрерывным изготовлением ограниченной номенклатуры изделий на узкоспециализированных рабочих местах. Изготовление таких изделий обычно осуществляется на специализированных заводах или в специализированных цехах, относящихся к массовому производству.

Важнейшей особенностью массового производства является ограничение номенклатуры выпускаемых изделий. Завод или цех выпускают одно-два наименования изделий. Это создает экономическую целесообразность широкого применения в конструкциях изделий унифицированных и взаимозаменяемых элементов.

Смена изделий в массовом производстве происходит не часто и сопровождается, как правило, реконструкцией предприятия или цеха. Большие объемы выпуска и высокая стабильность конструкции обусловливают экономическую выгоду тщательной разработки технологических процессов. Операции технологического процесса дифференцируются до отдельных переходов и выполняются на специальном оборудовании при помощи специальной оснастки.

Значительные объемы выпуска и дифференциации технологических процессов позволяют использовать высокопроизводительное оборудование (автоматы, агрегатные станки, автоматические линии). Вместо универсальной оснастки используется специальная. Дифференцированный технологический процесс позволяет узко специализировать рабочие места посредством закрепления за каждым из них ограниченного числа деталеопераций.

Тщательная разработка технологического процесса, применение специальных станков и оснастки позволяют использовать труд узкоспециализированных рабочих-операторов. Вместе с тем широко используется труд высококвалифицированных рабочих-наладчиков. Резко сокращается объем всякого рода ручных работ, совершенно исключаются доводочные и пригоночные работы.

При любом изменении конструкции изделия, технологических процессов, систем планирования, учета и других сторон организационно-технической деятельности предприятия требуются большие затраты средств и времени и могут возникнуть перерывы в выпуске продукции предприятия в целом. В связи c этим возникнет необходимость большой централизации всех функций управления. Стандартные планы разрабатываются заводским плановым органом, технологические процессы – отделом главного технолога и т. д. Из всех типов производства поточно-массовое производство является наиболее эффективным.

  1. Серийный тип производства обусловливается изготовлением ограниченной номенклатуры изделий партиями (сериями), повторяющимися через определенные промежутки времени на рабочих местах с широкой специализацией. Серийный тип производства в зависимости от преобладающей группы рабочих мест подразделяется на

  • крупносерийный,

  • среднесерийный,

  • мелкосерийный.

Часть изготавливаемых изделий являются родственными по конструктивно-технологическим признакам. Другим признаком серийного производства является повторяемость выпуска изделий. Это позволяет организовать ритмичный выпуск продукции.

Выпуск изделий в больших или относительно больших количествах позволяет проводить значительную унификацию выпускаемых изделий и технологических процессов, изготовлять стандартные или нормализованные детали, входящие в конструктивные ряды, большими партиями, что уменьшает их себестоимость.

Относительно большие размеры программ выпуска однотипных изделий, стабильность конструкции, унификация деталей позволяют использовать для их изготовления наряду с универсальным специальное высокопроизводительное оборудование и специальную оснастку.

Организация труда в серийном производстве отличается высокой специализацией. За каждым рабочим местом закрепляется выполнение нескольких определенных деталеопераций.

В серийном производстве применяется большое количество сложного оборудования и специальной оснастки, наладка оборудования осуществляется специальными рабочими наладчиками.

  1. Единичный тип производства характеризуется изготовлением широкой номенклатуры изделий в единичных количествах, повторяющихся через неопределенные промежутки времени или вовсе не повторяющихся, на рабочих местах с широкой или не имеющих определенной специализации.

Основные особенности единичного производства заключаются в том, что программа завода состоит обычно из большой номенклатуры изделий различного назначения, выпуск каждого изделия запланирован в ограниченных количествах.

Номенклатура продукции в программе завода неустойчива. Неустойчивость номенклатуры, ее разнотипность, ограниченность выпуска приводят к ограничению возможностей использования стандартизованных конструктивно-технологических решений. В этом случае велик удельный вес оригинальных и весьма маленький удельный вес унифицированных деталей.

Пофакторная характеристика типов производства

Фактор

Единичное производство

Серийное производство

Массовое производство

Номенклатура

Неограниченная

Ограничена сериями

Одно или несколько изделий

Повторяемость выпуска

Не повторяется

Периодически повторяется

Постоянно повторяется

Применяемое оборудование

Универсальное

Универсальное, частично специальное

В основном специальное

Расположение оборудования

Групповое

Групповое и цепное

Цепное

Разработка технологического процесса

Укрупненный метод (на изделие, на узел)

Подетальная

Подетально-пооперационная

Применяемый инструмент

Универсальный, в значительной степени специальный

Универсальный и специальный

Преимущественно специальный

Закрепление деталей и операций за станками

Специально не закреплены

Определенные детали и операции закреплены за станками

На каждом станке выполняется одна и та же операция над одной деталью

Квалификация рабочих

Высокая

Средняя

В основном невысокая, но имеются рабочие высокой квалификации (наладчики, инструментальщики)

Взаимозаменяемость

Пригонка

Неполная

Полная

Себестоимость единицы изделия

Высокая

Средняя

Низкая

Движение деталей (изделий) по рабочим местам (операциям) может быть:

  • во времени – непрерывным и прерывным;

  • в пространстве – прямоточным и непрямоточным.

Если рабочие места расположены в порядке последовательности выполняемых операций, т. е. по ходу технологического процесса обработки деталей (или изделий), то это соответствует прямоточному движению.

Производство, в котором движение изделий по рабочим местам осуществляется с высокой степенью непрерывности и прямоточности, называется поточным. При такой организации все технологическое оборудование (станки, агрегаты, ванны, камеры, печи и т. п.) устанавливается по ходу технологического процесса, значительно сокращает путь пробега деталей, уменьшает затраты на транспортировку, дает возможность механизировать межоперационную передачу предметов труда, что сокращает время межоперационного пролеживания, а следовательно, уменьшает цикл изготовления изделия. Такое построение цехов характерно для предприятий массового и серийного производства.

В связи с этим и в зависимости от формы движения изделий по рабочим местам массовый и серийный типы производства могут быть поточными и непоточными, т. е. может быть массовый, массово-поточный, серийный и серийно-поточный тип производства.

Предприятия отличаются друг от друга не только размерами, занимаемой ими территорией, зданиями и сооружениями, располагаемым оборудованием и масштабом производства, но также и степенью специализации предприятия.

Уровень специализации рабочих мест выражается рядом показателей, характеризующих конструктивно-технологические и организационно-плановые особенности продукции и производства. К таким показателям относятся:

  • удельный вес специализированных рабочих мест в подразделении;

  • число наименований деталеопераций закрепленных за рабочими местами;

  • среднее число операций, выполняемых на рабочем месте за определенный период времени.

Уровень частоты смены различных операций и связанную с этим периодичность обслуживания рабочего различными информационными и вещественными элементами производства определяется коэффициентом закрепления операций (Кзо), который определяют как отношение числа различных технологических операций, выполняемых или подлежащих выполнению подразделением в течение месяца, к числу рабочих мест.

Кзо=m/n,

где m – суммарное число различных операций, выполняемых за планируемый период;

n – явочное число рабочих подразделения, выполняющих эти операции.

В зависимости от значения Кзо рабочие места серийного производства подразделяются на

  • при 1 <= Кзо < 10 рабочие места относятся к крупносерийному производству;

  • при 10 <= Кзо < 20 рабочие места соответствуют среднесерийному производству;

  • при 20<= Кзо <=40 – мелкосерийному производству.

Коэффициент Кзо характеризует среднее время выполнения одной операции или совокупности схожих операций при групповой технологии. Следовательно, он связан с размером партии изделий, которая изготовляется непрерывно на каждой операции. Изменение размера партии, в свою очередь, сказывается на длительности производственного цикла и величине незавершенного производства. Наличие как увеличивающихся, так и уменьшающихся затрат при однонаправленном изменении Кзо свидетельствует о необходимости поиска оптимальной величины Кзо.

Номенклатура изготовляемых изделий на рабочих местах может быть

  • постоянная: относятся изделия, изготовление которых продолжается сравнительно долгое время (год и более); изготовление и выпуск могут быть непрерывными и периодическими, повторяющимися через определенные промежутки времени;

  • переменная: изготовление и выпуск изделий повторяются через неопределенные промежутки.

В зависимости от степени специализации, величине и постоянству номенклатуры изготовляемых изделий рабочие места делятся на следующие группы:

1) Рабочие места массового производства, специализированные на выполнении одной непрерывной повторяющейся операции.

2) Рабочие места серийного производства, на которых выполняется несколько различных операций, повторяющихся через определенные промежутки времени.

3) Ра6очие места единичного производства, на которых выполняется большое число различных операций, повторяющихся через неопределенные промежутки времени или вовсе не повторяющихся.

По мере повышения степени специализации рабочих мест непрерывности и прямоточности движения изделий по рабочим местам, т. е. при переходе от единичного к серийному и от серийного к массовому типам производства, увеличивается возможность применения специального оборудования и технологического оснащения, более производительных технологических процессов, передовых методов организации труда, механизации и автоматизации производственных процессов. Все это приводит к повышению производительности труда и снижению себестоимости продукции.

Организационно-технические особенности отдельных типов производства существенным образом сказываются на экономике предприятий. Чем больше объем производства изделий, чем ближе предприятие к массовому типу производства, тем меньше затраты живого труда.

Тип производства оказывает решающее влияние на особенности его организации, управления и экономические показатели. Организационно-технические особенности типа производства влияют на экономические показатели предприятия, на эффективность его деятельности.

С повышением технической вооруженности труда и ростом объема выпуска продукции при переходе от единичного к серийному и массовому типам производства уменьшается доля живого труда и возрастают расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией оборудования. Это ведет к снижению себестоимости продукции, изменению ее структуры.

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *