Квалификация и специальность

Профессия, специальность и специализация: в чем разница?

Главная » Новости

Мы часто слышим слова «профессия», «специальность», «образование», но так сложно бывает уловить разницу между ними! Кажется, будто эти понятия имеют примерно одинаковое значение. Или они все-таки чем-то отличаются? Давайте разбираться.

Профессия

Итак, начнем, пожалуй, с профессии. Что это такое?

  1. Система знаний, умений и навыков, которая присуща конкретному индивиду. Примеры употребления термина в данном контексте: «Он получил профессию инженера», «У нее есть профессия».
  2. Профессиональное сообщество. Людей, занятых определенным видом труда, объединяет не что иное, как профессия. У них схожие интересы, знания и навыки.
  3. Вид деятельности. В данном контексте профессия отождествляется с работой.
  4. Необходимая для социума и довольно ограниченная (в связи с разделением труда) область приложения физических и духовных стараний человека, которая позволяет ему жить и развиваться.

Специальность

Следующий термин похож на предыдущий и соответствует разным видам областей труда в рамках профессий. Допустим, невозможно быть учителем в общем смысле. Это обязательно будет преподаватель по определенной дисциплине: химии, физике, литературе, истории, английскому языку и т.д. В других профессиях, в общем-то, та же ситуация: врач – эндокринолог, анестезиолог, ортопед, окулист, акушер-гинеколог; слесарь – сантехник, механик, инструментальщик. Специальности-профессии утверждены Министерством труда России.

Когда вы будете выбирать колледж или высшее учебное заведение, то непременно столкнетесь с такими понятиями, как «направление образования» и «специальность образования». Предлагаем рассмотреть каждое из них.

Специальностью образования называют совокупность знаний, умений и навыков выпускника, приобретенных им во время обучения по профессиональным программам высшего образования и обеспечивающих возможность заниматься определенным видом профессиональной деятельности в соответствии с полученной квалификацией.

Существует ли принципиальная разница между направлением и специальностью образования? Стоит отметить, что направление образования обеспечивает более обширную сферу профессиональной деятельности. Есть еще такие понятия, как «группа специальностей» и «область знаний» – это разделение наук на определенные виды (гуманитарные, технические, естественные, образовательные и т.д.). Однако подобная дифференциация характерна только для высшего профессионального образования.

Что подразумевается под понятием «квалификация по направлению или специальности образования»? Уровень подготовки к выполнению конкретного вида профессиональной деятельности по определенному направлению или специальности. Квалификации устанавливает Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. От квалификации зависит и минимальная заработная плата (в случае если вы будете работать в госучреждении по специальности).

Специализация

Этот термин следует понимать как конкретизированную совокупность знаний, навыков и умений, применяемых в узкой области профессиональной деятельности в рамках определенной специальности.

Как известно, профессии не стоят на месте – они постоянно меняются в связи с потребностями рынка, и делают это очень стремительно. Создаются новые, объединяются, разделяются или же вовсе ликвидируются старые. Классификатор специальностей реагирует на появление изменений, но с определенной задержкой. Например, такие специальности, как «менеджмент» и «маркетинг», можно встретить в классификаторе, однако для «веб-дизайна», «банковского дела» и «логистики» места пока не нашлось. Хотя образовательные учреждения вправе создавать специализации, используя в качестве ориентира не только классификатор. Есть такие специализации, как «индустриальная психология», «международная журналистика». Они указываются в дипломе и позволяют работодателям судить о том, в какой сфере претендент на должность может похвастаться самыми широкими знаниями. А ведь в дипломе эта узкая специализация не указывается целиком – пишется просто «психология», «журналистика». Если же говорить о профессиях, то зачастую можно встретить устаревшие формулировки («агент по продаже» вместо «дистрибутор»). Бывает и так, что профессия появилась совсем недавно, а термин для ее указания пока еще отсутствует («редактор интернет-издания»). Впрочем, строгая тарифная сетка характерна главным образом для госучреждений. Коммерческие организации, как правило, закрывают глаза на подобные нестыковки между образованием, профессией и должностью. Так что все это обычно не более чем формальности.

Раскроем и такое понятие, как «должность». Это трудовые задачи (функции и обязанности), возлагаемые на работника. Трудовой пост подразумевает цель, средства, условия труда и вообще все, что свойственно определенной должности в определенной организации.

Второе высшее образование

Для успешного управления компанией необходимо понимать множество механизмов. Каждый управленец должен обладать знаниями из области гражданского, трудового, хозяйственного и административного права, маркетинга, экономики и даже пиара. Соответственно, любому топ-менеджеру желательно подкрепить базовое образование вторым высшим.

В последнее время нехватку специальных и узкоспециальных знаний особенно остро чувствуют руководители российских медучреждений. В отличие от Запада, где госпиталями и соответствующими управлениями руководят менеджеры, наши главные врачи, заведующие отделениями и чиновники от здравоохранения имеют подготовку исключительно по медицинскому профилю. К сожалению, в наших вузах, как правило, не предусмотрена возможность изучить нюансы применения правовых норм в медицинской сфере. По этой причине самой популярной современной тенденцией стало требование второго диплома, экономического либо юридического, в сфере медобслуживания. А иначе никак!

Для построения карьеры в банковской сфере мало быть хорошим финансистом. Грамотное управление финансовыми потоками, мудрый обход подводных камней в сложившейся экономической ситуации – все это крайне непросто. Здесь необходимы глубокие знания законодательной базы, в частности финансового права. А если вы предпочтете работу в отделе кредитования физических и юридических лиц, вам придется составлять договоры и вычитывать документы. В отдельных случаях нужно будет проверять, соответствуют ли они принятым правовым нормам, да еще и отслеживать возникновение новых законов. А тут уже придется сопоставлять вновь принятые законы с действующими и проводить сравнительный анализ. Разумеется, человек, не обладающий соответствующими знаниями, не сможет разобраться в подобных вопросах.

Большинство авторитетных изданий любит привлекать к написанию информационных статей не только писателей, но и экспертов – знатоков своего дела. Согласитесь, материал, изложенный профессиональным юристом, экономистом или психологом, окажется гораздо более интересным и полезным, нежели статья, написанная человеком, не особо разбирающимся в той или иной области знаний. Во всяком случае, не придется сомневаться в достоверности изложенного. Особенно ценятся специалисты, имеющие несколько высших образований, одно из которых базовое профильное, допустим, журналистика, философия. А другой диплом позволит компетентно освещать вопросы, поднимаемые на газетных и журнальных страницах.

Как видим, дополнительное второе образование – это наиболее эффективный способ повышения профессионального уровня для любого специалиста. На сегодняшний день юридическое образование является самым популярным вторым высшим. Далее идет «бухгалтерский учет и аудит». Следом расположились «менеджмент» и «управление персоналом». Причем зачастую их выбирают руководители предприятий и топ-менеджеры с технической или гуманитарной базой.

14.03.2015 Разрешается перепечатка материалов при размещении гиперссылки на http://bakalavr-magistr.ru

Выберите обучение

Высшее образование

Финансы. Экономика

Бухгалтерский учет

Маркетинг. Реклама. PR

Сервис. Туризм

Менеджмент

Компьютеры. ИТ

Юриспруденция

Радиосвязь. Радиотехника

Гос. управление

Электроника

Психология

Безопасность

Управление персоналом

Управление производством

Электроэнергетика и электротехника

Физическая культура и воспитание

Психолого-Педагогическое

Логистика

Строительство. Архитектура

Продукты питания

Дизайн

Таможенное дело

Теплоэнергетика и теплотехника

Журналистика

Экология

Машиностроение. Транспорт

Культура. Искусство

Лингвистика

Спорт и спортивная практика

Сельское хозяйство

Второе высшее

Юриспруденция

Менеджмент

Финансы. Экономика

Гос. управление

Компьютеры. ИТ

Маркетинг. Реклама. PR

Психология

Сервис. Туризм

Психолого-Педагогическое

Электроника

Радиосвязь. Радиотехника

Дизайн

Бухгалтерский учет

Теплоэнергетика и теплотехника

Логистика

Строительство. Архитектура

Таможенное дело

Физическая культура и воспитание

Электроэнергетика и электротехника

Журналистика

Управление персоналом

Безопасность

Культура. Искусство

Машиностроение. Транспорт

Управление производством

Экология

Продукты питания

Спорт и спортивная практика

Магистратура

Финансы. Экономика

Психология

Юриспруденция

Безопасность

Лингвистика

Гос. управление

Менеджмент

Психолого-Педагогическое

Управление персоналом

Маркетинг. Реклама. PR

Бухгалтерский учет

MBA/mini MBA

Менеджмент

Сервис. Туризм

Управление персоналом

Маркетинг. Реклама. PR

Финансы. Экономика

Торговля. Розница

Строительство. Архитектура

Компьютеры. ИТ

Управление производством

Продажи

Безопасность

Гос. управление

Электроэнергетика и электротехника

Сельское хозяйство

Экология

Продукты питания

Логистика

Медицина. Фармация

Физическая культура и воспитание

Спорт и спортивная практика

Красота и здоровье

Директорские курсы

Социальная работа

Профпереподготовка

Медицина. Фармация

Менеджмент

Маркетинг. Реклама. PR

Управление производством

Сервис. Туризм

Управление персоналом

Логистика

Продажи

Финансы. Экономика

Сельское хозяйство

Физическая культура и воспитание

Спорт и спортивная практика

Красота и здоровье

Продукты питания

Торговля. Розница

Экология

Электроэнергетика и электротехника

Компьютеры. ИТ

Строительство. Архитектура

Безопасность

Экспертиза и оценка

Юриспруденция

Нефтегазовая промышленность

Бухгалтерский учет

Машиностроение. Транспорт

Психолого-Педагогическое

Психология

Гос. управление

Имидж и стиль

Охрана труда

Дизайн

История

Социальная работа

Международные отношения

Делопроизводство. Секретариат

Журналистика

Культура. Искусство

Политология

Социология

Лингвистика

Регионоведение

Теплоэнергетика и теплотехника

Метрология

Повышение квалификации

Управление персоналом

Маркетинг. Реклама. PR

Финансы. Экономика

Торговля. Розница

Менеджмент

Продажи

Логистика

Сервис. Туризм

Экспертиза и оценка

Компьютеры. ИТ

Нефтегазовая промышленность

Строительство. Архитектура

Бухгалтерский учет

Безопасность

Машиностроение. Транспорт

Психолого-Педагогическое

Медицина. Фармация

Психология

Гос. управление

Социальная работа

Делопроизводство. Секретариат

Охрана труда

Лингвистика

Юриспруденция

Физическая культура и воспитание

Электроэнергетика и электротехника

Международные отношения

Дизайн

Культура. Искусство

Политология

Социология

Управление производством

Регионоведение

История

Красота и здоровье

Продукты питания

Теплоэнергетика и теплотехника

Сельское хозяйство

Спорт и спортивная практика

Колледж

Финансы. Экономика

Сервис. Туризм

Торговля. Розница

Логистика

Компьютеры. ИТ

Бухгалтерский учет

Юриспруденция

Социальная работа

Психолого-Педагогическое

Менеджмент

Маркетинг. Реклама. PR

Продажи

Электроэнергетика и электротехника

Профобучение

Делопроизводство. Секретариат

Медицина. Фармация

Психолого-Педагогическое

Дизайн

Компьютеры. ИТ

Социальная работа

Бухгалтерский учет

Имидж и стиль

Логистика

Сельское хозяйство

Нефтегазовая промышленность

Менеджмент

Культура. Искусство

Недаром говорят, что труд облагораживает человека, особенно если работа приносит удовольствие и достаток. Материальная сторона профессии определяется такими понятиями, как специальность и квалификация. Чем они отличаются друг от друга и как определить разницу? Попробуем разобраться в этом вопросе, используя достоверную информацию.

Выводы сайт

  1. Объём понятий. Специальность – понятие более широкое, в которое входит и уровень квалификации.
  2. Получение. Специальность присваивается лицу после того, как оно успешно прошло обучение и выдержало экзамены. Квалификация присваивается при получении профессии.
  3. Динамика. Специальность, полученная после обучения, остаётся навсегда. Уровень квалификации может меняться: как в лучшую, так и в худшую сторону.

/ Человек и профессия

Глава 2. Человек и профессия

2.1 Профессия — квалификация — специальность

Профессии — это исторически возникшие формы деятельности, необходимые обществу, для выполнения которых человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответствующие способности и профессионально-важные качества.

Профессии порождены разделением труда, которое началось в эпоху возникновения первых цивилизаций (4-6 тыс. лет назад). В настоящее время число профессий достигло нескольких тысяч, причем эти изменения носят динамический характер: одни профессии исчезают, другие — возникают. Например, в конце ХХ века исчезли профессии наборщика типографии и стенографистки, зато возникли профессии логиста и веб-дизайнера. Если постараться дать короткое описание понятия «профессия», то можно прийти к следующему определению:

Человек, обладающей профессией, как правило, должен владеть определенными знаниями и практическими навыками, приобретенными в результате обучения, специальной подготовки или опыта работы. Диапазон освоения человеком профессии может быть очень широким: так для освоения профессии землекопа достаточно нескольких часов, а приобретение профессии врача требует нескольких лет теоретической и практической подготовки.

Профессиональная деятельность обычно является основным источником дохода, поэтому принято отличать ее от занятия. Занятие — это тоже деятельность, связанная с получением дохода, но обычно не главная. Кроме того, человек может заниматься какой-либо деятельностью, даже не имея соответствующей профессиональной подготовки (инженер, которого уволили по сокращению штатов, может заниматься временной работой в качестве подсобного рабочего на стройке).

Профессия как трудовая деятельность имеет определенную структуру по :

§ заданные цели, представления о результате труда;

§ заданный предмет труда (система, в рамках которой осуществляется трудовая деятельность: социальная, знаковая, художественно-эстетическая и др.);

§ система средств труда;

§ система профессиональных служебных обязанностей;

§ система прав;

§ производственная среда, предметные и социальные условия труда.

Многие широко распространенные профессии подразделяются на более узкие специальности.

Как и профессия, специальность приобретается в процессе специальной подготовки и последующего опыта работы. Например, профессия «инженер» делится на такие специальности, как инженер-строитель, инженер-технолог, инженер-механик. В профессии врача выделяют специальности: врач-окулист, врач-хирург, врач-терапевт, врач-инфекционист и пр.

В СССР квалификационные требования, предъявляемые к работникам, жестко определялись Единым тарифно-квалификационным справочником (ЕТКС). В настоящее время роль ЕТКС при оценке профессионализма работника не столь велика, как прежде. Показателем квалификации работника, помимо разряда, может быть также категория или диплом, наличие звания и учёной степени. Занятие некоторых должностей допускается лишь при наличии диплома (должность врача, учителя). Определение квалификации играет важную роль при установлении тарифных ставок и должностных окладов работников.

СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ — ПРОФЕССИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

§ 1. Понятия «профессия», «специальность», «квалификация»

Профессия (от лат. рго/ешо) — вид трудовой деятельности, ко­торая требует специальных теоретических знаний и практических навыков.

Профессиональная трудовая деятельность — источник суще­ствования человека. Поэтому государство гарантирует конститу-ционное право россиян на труд и социальную защиту от безрабо­тицы. В соответствии с действующим законодательством государ­ство гарантирует также свободу выбора рода деятельности; охрану труда, правовую защиту от необоснованного увольнения; бесплат-ное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве. Например, безработным гарантируется бесплатное получение ус­луг в сфере профессиональной ориентации, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации и т.д. Разрабатываются и реализуются целевые программы содействия занятости населения.

Профессия как трудовая деятельность имеет свою структуру, цели и представления о качественном результате; она включает в себя предмет труда, который фиксируется при помощи документации, организации рабочего пространства и т.п.; систему средств труда; систему профессиональных служебных обязанностей; систему прав; производственную среду; предметные и социальные условия труда.

В России официально признанные профессии зафиксированы в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и про­фессий рабочих, который включает краткое описание работ и знаний, необходимых для каждой профессии.

Важно отметить, что профессиональная подготовка, перепод-готовка и повышение квалификации осуществляются в учрежде­ниях профессионального и дополнительного образования, учеб-

ных центрах органов службы занятости, образовательных подраз-делениях организаций или в иных учебных заведениях.

Профессиональное обучение призвано решать следующие за-дачи: предоставлять гражданам широкий спектр услуг в области профессиональной ориентации, в выборе форм и методов обуче-ния; формировать социальный заказ на профессиональное обуче-ние с учетом региональных особенностей и т.д. Для безработных предусматривается выплата стипендий на период обучения.

По завершении профессионального обучения выдается документ об образовании с указанием присваиваемой профессии. Согласно Закону РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. документ об образовании дает право на работу в соответствии с профилем и уровнем полученного образования.

Основой при организации системы профессионального обра-зования является номенклатура профессий и специальностей.

Обязательный минимум содержания профессиональной образо-вательной программы по конкретной профессии, специальности определяется государственными образовательными стандартами.

В целом система профессионального образования формирует рынок труда, непосредственно воздействует на хозяйственные процессы, состояние культуры и науки в стране.

Профессиональная пригодность работника с учетом уровня его подготовки определяется на основании документов об образова-нии; документов, удостоверяющих профессиональную квалифи-кацию; записей в трудовой книжке.

Наряду с понятием «профессия» используется термин специ­ альность. Специальность определяет более узкий круг работ в рам-ках данной профессии и рассматривается как конкретная область трудовой деятельности. Кроме того, специальность может иметь определенные специализации — разделение труда по специаль-ным видам, формам. Под специализацией, таким образом, пони­мают приобретение специальных знаний в определенной области. Так, например, базовая профессия «токарь» подразделяется на такие виды: токарь-карусельщик, токарь-револьверщик, токарь широкой специализации и т.д.

Наряду с понятием специальность в соответствии с выполняе­ мой работой имеется понятие специальность по образованию. В этом случае она характеризует направление подготовки и включает со­вокупность умений и навыков, необходимых для решения кон-кретных профессиональных задач.

Существует официально утвержденный перечень специально-стей по высшему и среднему профессиональному образованию. Например, базовая профессия «учитель» подразделяется по специ-альности и направлению на историю, химию, физику, техноло-гию, математику и т.д. С целью регламентации специальностей по образованию в России разработан и действует «Общероссийский

классификатор специальностей по образованию». Существует так-же перечень специальностей и для подготовки научных и научно-педагогических кадров. Группы специальностей в этом перечне со­ответствуют сферам знаний (наук). Так, «педагогика» имеет клас­сификационный номер 13.00.00, а специальности соответственно: «Общая педагогика, история педагогики и образования» — 13.00.01; «Теория и методика обучения и воспитания» — 13.00.02 и т.д.

Близким по значению к понятиям «профессия» и «специаль-ность» является понятие квалификация, которая определяется объе-мом теоретических знаний и практических навыков.

Квалификацию служащих характеризует прежде всего уровень полученного специального образования. Так, выпускнику вуза, получившему базовую профессию «учитель по специальности и направлению “история”», присваивается квалификация «учитель истории». В специальности «Социальная работа» существует ву-зовская квалификация «специалист по социальной работе». Спе­циализациями к ней являются: социально-правововая защита на-селения; социальная работа с семьей, детьми и молодежью и т.д.

Уровень квалификационных требований к специалистам отра-жен в квалификационных характеристиках. В целях создания усло­вий для профессионального совершенствования существует сис­тема повышения квалификации специалистов.

Во все времена считалось престижным иметь высокооплачиваемую и достойную работу. Нынешний век не стал исключением. Однако для того чтобы современному человеку устроиться на подобное место, необходимо обладать не только исключительным набором но и быть достаточно сведущим в рассматриваемой области. Наиболее полно все трудовые отображает его квалификация. Это определение подразумевает под собой совокупность уровней или ступеней, которые наглядно иллюстрируют оценку качества выполняемой работы. В то же время, с другой стороны, подобный термин может быть охарактеризован как уровень подготовки сотрудника. Однако определение «квалификация» — это также во многих случаях обозначение профессии или же специальности, по которой работает тот или иной человек. Тем не менее у подобного понятия имеется еще несколько толкований, однако они мало связаны с общей темой статьи. Таким образом, данный термин является широко распространенным в современном мире.

Подобные мероприятия проводятся в специализированных учреждениях, основная деятельность которых направлена именно на повышение квалиикации. Данные организации осуществляют свою работу на основании нормативной документации, стандартов, а также действующего Кодекса об образовании. Для того чтобы ваша профессиональная квалификация всегда была на должном уровне, необходимо постоянно совершенствоваться, обучаясь в вышеупомянутых заведениях. В общем случае все подобные курсы строятся по одной и той же программе: сначала происходит «начитка» необходимого материала, а затем следует очередь экзамена. Если тестирование и прочие испытания пройдены успешно, то вам присваевается соответсвующая квалификация. Это может быть выдача дипломов или сертификатов, а также иных документов, удостоверяющих как вашу личность, так и уровень ваших знаний.

Успешная компания

Вполне логично, что после получения одной или нескольких ступеней квалификации, сотрудник начинает задумываться о том, где и как наиболее выгодным образом использовать приобретенные знания, умения и навыки. Следовательно, сотрудник начинает выполнять более широкий спектр работ, принимает на себя новые права и обязанности, а также следит за выполнением поручений и заданий прочими служащими. Ведь успешность компании в целом определяется степенью участия и подготовленности каждого отдельного сотрудника.

Таким образом, на основании всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что квалификация — это не только уровень знаний и возможностей, но и увеличение количества выполняемых обязанностей, приходящегося на одного работника. А быстрое и качественное выполнение требуемых работ станет не только приятным сюрпризом для заказчика, но и позволит увеличить его Профессионализм и активная позиция специалиста — важный шаг на пути к достижению успеха.

Основные виды специализации производства следующие  
Известны следующие виды специализации производства  

На предприятиях нефтеперерабатывающей промышленности широко применяются все виды специализации.  
Организация нового предприятия 1 . Прочие виды специализации . … 2,4 1,6 5,9 1,0 5,3 0,2  
Различают следующие виды специализации производства предметную, подетальную, технологическую, а также специализацию вспомогательных производств.  
Специализация предприятий означает сосредоточение их деятельности на производстве определенного продукта, части продукта или на выполнении той или иной технологической операции. Поэтому различают три вида специализации предметную (производство готовых продуктов), подетальную (выпуск деталей или частей готовых продуктов), технологическую, или стадийную (производство полуфабрикатов, обособление отдельных стадий технологических процессов). В промышленности СССР господствует предметная специализация. Это обусловлено тем, что в годы довоенных пятилеток создание целого комплекса новых отраслей было осуществлено путем строительства преимущественно крупных предприятий полного цикла, универсальных по своему профилю. В дальнейшем все больше и больше начали возникать предприятия подетальной специализации с целью укрупнения производства деталей и заготовок разных видов. Однако уровень подетальной, а также технологической специализации остается сравнительно низким.  
В машиностроении существует несколько видов специализации научно-исследовательских организаций по объектам, по функциям и смешанная. При специализации по объектам работа ведется по исследованию конкретных объектов (машин, агрегатов, узлов, технологических процессе и т. п.) при специализации по функциям исследуются различные объекты, но осуществляются работы определенного характера (например, исследование прочностных характеристик). Во многих случаях эти виды специализации сочетаются (например, НИИ термических процессов в определенной отрасли) — смешанная специализация.  
Параллельно с выбором вида специализации и формы организации производства проводится анализ производственного процесса в пространстве с учетом характера и объемов намечаемых к выпуску изделий. Производятся расчеты потребного количества оборудования составляется планировка цеха или участка определяются потоки материалов, полуфабрикатов и готовой продукции. С применением различных методов оптимизации и имитационного моделирования рассматриваются возможные варианты организационных структур, планировок, маршрутов движения предметов труда и выбираются наиболее рациональные.  
Так, для конструкторов и технологов возможны три вида специализации  
Существуют три основных вида специализации производства 1) предметная, при которой выделяется производство готовых продуктов 2) подетальная, при которой выделяется производство отдельных частей и деталей готового продукта, а также полупродуктов 3) стадийная (технологическая), при которой выделяется выполнение какой-либо определенной стадии общего технологического процесса производства продукции данной отрасли.  
В промышленности существуют три основных вида специализации предметная, детальная, стадийная или технологическая.  
Различают два вида специализации строительного производства отраслевую и технологическую.  
Технологическая специализация — это выделенные в самостоятельные строительные организации управления, участки, выполняющие ограниченные (отдельные) виды работ (например, производство санитарно-технических и электромонтажных работ, монтаж металлоконструкций и др.). Этот вид специализации в специализированных по отраслевому признаку строительных организациях и в организациях межотраслевого профиля способствует более четкой организации производственного процесса, применению высокоэффективных, предназначенных для соответствующих видов работ и процессов машин, механизмов, механизированного инструмента, а следовательно, росту производительности труда, снижению себестоимости строительно-монтажных работ, сокращению продолжительности строительства.  
Специализация — один из самых важных факторов развития современного строительного производства. В период создания материально-технической базы коммунизма получают развитие оба вида специализации. Основное же внимание должно уделяться технологической, в большей степени позволяющей реализовать преимущества ее по повышению однородных по технологии видов строительно-монтажных и специальных работ.  
Задача состоит в выборе наиболее рациональных для каждой подсистемы видов специализации. Предметная специализация, как известно, не является высшим типом специализации. При таком типе специализации в состав предприятий или ор-  
При организации цехов и участков необходим тщательный анализ преимуществ и возможных недостатков тех или иных видов специализации в конкретных производственных условиях.  
Разделение труда по уровню ответственности предполагает разделение всех работников на руководителей, специалистов и технических исполнителей. Инженерно-технические работники могут специализироваться на выполнении конкретных видов работ и функций. Так, отдельные работники выполняют функции линейного управления, конструирования машин, проектирования технологии, планирования производства, экономического анализа и т. д. В свою очередь, для конструкторов, например, возможны три вида специализации предметная, поэлементная, функциональная. Особым видом разделения труда является разграничение обязанностей работников в процессе совместной деятельности по квалификации.  
При формировании производственной структуры предприятия существенное значение имеет выбор вида специализации. В производстве простой продукции, например в добыче нефти, образование подразделений идет по технологическому признаку.  
В. И. Ленин в своих работах не разграничивает понятия общественное разделение труда и специализация труда . Он показал, что развитие разделения общественного труда вызывает объективную необходимость специализации производства, что специализация производства неразрывно связана с разделением общественного труда. Каждому виду общественного разделения труда соответствует определенный вид специализации производства. Общее разделение труда выражается в отраслевой специализации, частное — в отраслевой и внутриотраслевой и единичное — во внутризаводской специализации. Все виды специализации, так же как и виды общественного разделения труда, взаимно обусловлены и теснейшим образом связаны между собой. Специализация неразрывна с обобществлением производства, усиливает его общественный характер, повышая взаимосвязь и взаимозависимость всех составных частей производства, вызывая концентрацию изготовления однородной продукции, кооперирование и комбинирование. Следовательно, специализация — это экономически целесообразная и прогрессивная форма общественного разделения труда и организации производства. В своем развитии специализация производства в каждый конкретный период времени имеет определенные границы, которые определяются возможностями организации массового и крупносерийного изготовления однородной продукции, основанного на использовании наиболее совершенной техники, внедрении комплексной механизации и автоматизации.  
Функциональная специализация предусматривает выделение вспомогательных и обслуживающих производств из промышленных предприятий и создание технологических предприятий, выпускающих конечную продукцию. Этот вид специализации базируется на принципе отделения основного производства от вспомогательного и характеризует степень углубления общественного разделения и кооперации труда.  
Построение производственной структуры предприятия обусловлено типом и масштабами производства, сложностью технологических процессов, степенью и видами специализации цехов. Различают два типа производственных структур структуру по продукту и технологическую структуру.  
Различают четыре основных вида специализации производства предметная, подетальная, технологическая, функциональная.  
В электронной промышленности существует три основных вида специализации 1) предметная 2) подетальная 3) технологическая.  
Предметная специализация — основной вид специализации в электронной промышленности. Из общего количества предприятий отрасли 75% специализированы на изготовлении изделий, относящихся только к одному техническому направлению электронной техники, из которых половина предприятий выпускает продукцию, однородную по конструктивно-технологическим признакам. Последовательное проведение предметной специализации в строгом соответствии с конструктивно-технологической однородностью изделий способствует освобождению предприятий от -выпуска непрофильной продукции. В настоящее время практически все заводы отрасли полностью специализированы на выпуске изделий электронной техники.  
Специализация по конечным пользователям. Например, юридическая компания может специализироваться на уголовном, гражданском или промышленном рынке. Данный вид специализации не так давно вошел в моду у производителей компьютеров (под названием вертикальный маркетинг). Многие годы компьютерные компании оперировали на рынке в целом, на котором постоянно разгорались жестокие ценовые войны. Небольшие компании начали специализироваться на вертикальных слоях пользователей, поставляя компьютеры для юридических фирм, медицинских организаций, банков. Изучение разнообразных запросов целевых потребителей позволило значительно увеличить производство компьютеров с высокой долей добавленной стоимости, обладавших преимуществом над стандартными продуктами. Работников службы сбыта такой компании специально обучают пониманию и обслуживанию конкретного вертикального рынка. Компьютерные компании начали сотрудничать с перепродавцами добавленной стоимости, вознаграждение которых зависело от умения донести до индивидуальных клиентов или потребительских сегментов информацию о преимуществах специализированной техники и программного обеспечения.  
Предметно-замкнутые участки могут иметь несколько организационных форм, в основе которых лежит тот или иной вид специализации.  
Необходимо учесть уровень специализации, за который принимается высшая иерархическая ступень, отмеченная данным видом специализации (управление, трест и т. д.). С увеличением этого уровня возрастает возможность повышения профессиональной подготовки и маневрирования специалистами узкой профессии, внедрения технических новшеств.  
Существуют три основных вида специализации машиностроительных предприятий предметная, подетальная, технологическая.  
Некоторые виды специализации, например подетальная и технологическая, предопределяют тесное кооперирование таких специализированных заводов с заводами, выпускающи-, ми готовые изделия машины, механизмы, приборы и т. д. Таким образом, кооперация и специализация, способствуют ускорению технического прогресса, увеличению выпуска продукции и повышению ее качества.  
Специализация производства по мере развития промышленности и роста объемов выпуска продукции постоянно углубляется. При формировании динамической модели необходимо учитывать все три основные вида специализации технологическую, подетальную и предметную. Предпосылками этому служат возможность унификации, нормализации и стандартизации отдельных элементов машин, а также изучение потребности в этих элементах как для рассматриваемых машин, так и для машин других видов.  
Специализация представляет собой форму разделения труда и заключается в том, что данное подразделение занято производством определенного вида продукции или осуществляет определенное количество производственных процессов или операций. Существует три вида специализации предметная, подетальная, технологическая. Применительно к видам специализации при анализе для оценки уровня ее в цехе рассчитываются коэффициенты предметной, подетальной, технологической и общей специализации. Расчет этих показателей Р. М. Петухов и Е. С. Лазуткин рекомендуют выполнять следующим образом .  
Какие виды специализации вы знаете Почему специализация  
Внутри ремесленной мастерской почти не существовало разделения труда — оно принимало вид специализации отдельных цехов, что с развитием производства приводило к увеличению ремесленных профессий и количества новых цехов. Обычно ремесленнику помогала в работе его семья. Вместе с ним работали один-два подмастерья и один или несколько учеников, но полноправным членом цеха являлся только мастер, владелец ремесленной мастерской. Мастер, подмастерье и ученик занимали разное положение в своеобразной цеховой иерархии. Предварительное прохождение двух низших ступеней было обязательным для всякого желавшего вступить в цех и стать его членом.  
Функциональная ориентация приносит выгоду в виде специализации задач и ясного определения обязанностей. Однако по мере того, как товарный ассортимент расширяется, а число обслуживаемых рынков растет, структура становится громоздкой, отдельным товарам и рынкам уделяется все меньше внимания, поскольку никто не несет полную ответственность за определенный товар или рынок.  
Определение вида специализации основных участков цехов  
Соответствие организации производства конкретным производственно-техническим условиям и экономическим требованиям производства является одной из существенных закономерностей. Характер форм и методов организации производства определяется видом выпускаемой продукции, типом производства, его масштабами и т. п. В зависимости от условий, в процессе организации производства применяются соответствующие организационные решения выбираются вид специализации цехов и участков, способ размещения оборудования, форма организации производственных процессов, определяется тип планово-учетной единицы в системе оперативного планирования.  
Такой вид М.с.п. связан с недостаточным развитием производительных сил во многих странах, и поэтому их место в международном разделении труда определялось наличием тех или иных природных ресурсов — минерального или сельскохозяйственного сырья, возможностью выращивать определенные продовольственные культуры. В известной мере такой вид специализации получает распространение и между развитыми странами, относительно небольшими по размеру территории и количеству населения. Хотя их специализация отчасти также связана с географической средой и природными условиями, она более прогрессивна и характеризуется  
Получает некоторое развитие, хотя пока и не очень значительное в международных масштабах, технологическая специализация, в ходе которой предприятия не производят изделия, а выполняют определенные виды работ. К этому виду специализации может быть отнесено изготовление не только на внутренний, но и на внешний рынок поковок, литья, штамповок, заготовок и т.п. В области химической промышленности такой характер носит специализация некоторых заводов на производстве полупродуктов, которые поставляются затем химическим заводам, расположенным в других странах, для производства различных готовых химических изделий.  
Каждой отрасли экономики в связи с их спецификой производства присущи все или лишь некоторые из указанных видов специализации.,  
Специализация в промышленности проявляется в сосредоточении производства определенной продукции, как правило, однородной, на одном из участков, цехов, предприятии отрасли. Различают несколько видов специализации предметную, подетальную, технологическую, стадийную, внутрипроизводственную, отраслевую, межотраслевую.  
Мы уже говорили о том, что современные организации делятся на подразделения по видам специализации. Подобная специализация в рамках организационной структуры резко увеличивает потенциальную эффективность организации. Однако для того, чтобы реализовать этот потенциал, руководству необходимо ввести в организационную структуру механизм координации и интеграции всех этих подразделений. Определие этого термина в том смысле, в каком он используется здесь, дано Лоурейсом и Лорхом ИНТЕГРАЦИЯ — это процесс достижения единства усилий всех подсистем (подразделений) организации для реализации ее задач и целей . Так же как для того, чтобы наше тело было здоровым и ловким, ему нужна хорошо скоординированная мускульная система, система дыхания и кровообращения, нервная система, так и важнейшее условие обеспечения эффективности реорганизации — это  
На заводах предметной специализации выпускают изделия либо многодетальные узлы, которые изготовляются по замкнутому циклу, начиная от заготовительных операций и заканчивая сборочными. Этот вид специализации в настоящее время наиболее распространен в электротехнической промышленности и составляет 98%. Предприятия чаще всего специализируются по видам оборудования — аппаратостроение, светотехника, кабельные и изоляционные изделия и т. д. по роду используемого тока и напряжения — высоковольтные и низковольтные электроаппараты, электродвигатели постоянного и переменного тока и т. д. по габаритам— для электрических машин, трансформаторов и др.  
Существуют три вида специализации производства (отрасли промышленности, отдельных предприятий и их структурных подразделений) 1) предметная, при которой эти производственные звенья специализируются на изготовлении готовых изделий 2) подетальна я, когда им поручается производство отдельных частей готового продукта, а также полупродуктов 3) постадийная (технологическая), при которой они выполняют какую-либо определенную стадию общего технологического процесса производства продукции (или работ) в данной отрасли. Например, буровые предприятия специализированы по предметному признаку, а отдельные его цехи основного производства (вышкостроение, бурение, испытание) — по технологическому.  
Технологическая специализация выражается в ограничении производства заводов или цехов определенными стадиями технологического процесса. Примером этого вида специализации может служить штамповочное и литейное производство, механическая обработка и т. д. Для электронной промышленности особую роль играет стекольное производство, поставляющее один из основных материалов для изготовления многих изделий электронной техники — электровакуумное стекло. Строительство специализированных стекольных заводов, оснащенных высокопроизводительным оборудованием, позволило ликвидировать в составе электровакуумных предприятий мелкие стекольные цехи и удовлетворить потребности отрасли в высококачественном стекле. Заводы стекольного производства поставляют заводам, выпускающим готовые изделия электронной техники, заготовки и полуфабрикаты из стекла. Например, колбы и цилиндры для изготовления рентгеновских трубок, кинескопов, электроннолучевых приборов, приемно-усили-тельных ламп заготовки для ускорителей бетатронных камер, сосудов Дьюара и т. д.  
Различают следующие виды специализации научно-исследовательских подразделений предметная, функциональная и смешанная. Предметная специализация предполагает выполнение исследований по конкретным объектам (машины, оборудование, узлы) функциональная направлена на выполнение работ по изучению отдельных характеристик изделий, материалов, процессов. Во многих случаях эти виды специализации совмещаются и получается смешанная предметно-функциональная fte-циализация, при которой лаборатория изучает только отдельные стороны создаваемого изделия или процесса.  

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *