Купим землю сельскохозяйственного назначения

Содержание

Можно ли продать земельный участок сельхозназначения?

Да, если физическое или юридическое лицо, а также государство или муниципалитет – собственник этих земель.

Важно! При покупке земельных сельскохозяйственных участков преимуществом обладают субъекты Российской Федерации или муниципальные органы, на территории которых расположены такие земельные участки (ст. 8 Закона об обороте земель с/х назначения).

Инструкцию о том, как правильно провести продажу земли сельхозназначения и ее пая, мы предоставили в отдельном материале.

Для каких целей можно использовать такие ЗУ?

Купить подобный земельный участок можно как под сельское хозяйство, так и под другие цели. Статья 78 Земельного Кодекса Российской Федерации указывает, что сельскохозяйственные земли могут использоваться для:

  • Осуществления аграрного производства, образования защитных лесных посадок.
  • Научно-исследовательских, учебных и иных связанных с аграрным производством задач.
  • Рыбоводства.
  • Проведения в жизнь видов деятельности в отрасли охотничьего хозяйства, если другое не определено Земельным Кодексом (ст. 78 ЗК РФ).

Если земля сельскохозяйственного назначения приобретается под строительство, следует обратить внимание на наличие разрешения на постройку на данном участке. Если такого разрешения нет, можно обратиться в специальные компании или агентства (занимающиеся в том числе продажей земли) для смены статуса этого участка. Услуга эта платная.

Внимание! Тот, кто продаёт участок, должен в письменном виде уведомить об этом главный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или в установленных законодательством случаях заявить об этом в орган регионального самоуправления.

Подробный список данных, передающихся при реализации участка земли, перечислен в абзаце первом пункта 2 статьи 8 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения. Также нужно в оповещении о продаже указывать сведения о продавце и кадастровый номер земельного участка, дополнить извещение ксерокопиями правоустанавливающих документов на участок.

Наши эксперты рассказывают не только о сельскохозяйственных землях, но и о сделках с участками различных назначений и приобретаемых для различных целей. Из отдельных публикаций вы узнаете, как грамотно провести куплю-продажу ЗУ:

  • на лесном участке;
  • коммерческого и промышленного назначения;
  • под многоэтажное строительство, а также для возведения базы отдыха либо гостиницы;
  • под ферму или ведение ЛПХ.

Нюансы, которые следует учесть при заключения ДКП

Однако есть и некоторые аспекты, которые следует учитывать при заключении договора купли-продажи (ДКП) земли. Договор купли-продажи земли заключается в установленной земельным правом форме. Если стороны подписывают соглашение, которое не отвечает стандартной модели, оно может быть признано недействительным.

Акт должен включать название, дату и место его составления. В нем указываются нужные данные сторон и все важнейшие условия. В качестве характеристик предмета сделки необходимо указать следующее:

  • правильное местоположение отчуждаемого предмета;
  • площадь участка земли;
  • его кадастровый номер;
  • целевое применение земельного участка, его категория;
  • документально засвидетельствованное разрешение на пользование участком;
  • обременения земельного участка (при их наличии).

Этот пункт особенно важен и его наличие обязательно. Иначе после покупки могут обнаружиться неизвестные факты в виде неуказанных владельцев и прочее. Это может создать проблемы новому владельцу. В некоторых случаях сделка вообще может быть признана недействительной.

Ознакомиться с правилами составления типового ДКП ЗУ можно в этом материале.

Землю сельхозназначения (как и любой другой тип земли) можно продавать частями (долями) – эта возможность зафиксирована в законодательстве. Но эта тема сама по себе достаточно обширна, имеет множество своих нюансов, самостоятельна, заметно отличается от продажи целой земли, а потому её логично рассматривать в отдельной статье.

Землю сельскохозяйственного назначения можно и купить, и продать. Процесс купли-продажи сельхозземли представляет собой сложную процедуру, сопряжённую с заключением договоров, оценкой земли и извещением соответствующих государственных органов об этом действии. Сложность этой процедуры обусловлена наличием нескольких типов земли по её назначению и по формам собственности.

Преимущество в покупке сельскохозяйственных земель в нашей стране принадлежит государству. Собственниками земли могут быть как аграрные, так и несельскохозяйственные учреждения и организации. Заниматься на с/х землях можно только аграрной деятельностью. Также существует возможность продажи земли по долям, но это отдельный вопрос.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Рубрика “С/х земель”

Одной из семи разновидностей земель, которые выделяются российским законодательством, являются земли с/х назначения. Определение земель сельхозназначения содержится в п.1 77 ст. Земельного кодекса. Он подразумевает под ними земельные участки, которые не входят в границы населенных пунктов и предназначенные под сельскохозяйственные нужды.

Обороту и специфике использования сельхоз земель посвящена 14 Глава Земельного кодекса. Данная категория земельных участков неоднородна и предполагает целый спектр вариантов возможного использования.

Это может быть:

  • ведение ЛПХ;
  • дачное строительство;
  • фермерское хозяйство;
  • садоводство;
  • огородничество;
  • животноводство;
  • производство с/х продукции;
  • производство смежной с сельским хозяйством товаров.

Одна из перечисленных разновидностей разрешенного использования прописывается в правоустанавливающей документации и соответствующем пункте договора аренды.

Помимо использования под определенные с/х цели на всех землях допускается право собственника на его застройку. Законодательство разрешает возводить здесь как бытовые и хозяйственные постройки для производства и переработки с/х товаров, так и дачные или жилые строения.

Какие учреждения заниматься выдачей сх земель в аренду

Земли сельхозназначения обычно принадлежат муниципальным органам власти. Решение вопросов передачи земель в аренду и их оборота находится в компетенции органов местного самоуправления. Обычно арендой земель занимается администрация муниципального образования или специально созданный комитет по земельным вопросам.

Собственниками с/х земель могут выступать также физические и юридические лица. Тогда вопросы их аренды решаются в частном порядке или на уровне органов управления юрлица.

Для того чтобы избежать злоупотреблений со стороны местных властей при распределении земель все участки распределяются через открытые торги в формате аукциона. Инициатива о проведении торгов может исходить как от потенциального арендатора, так и муниципальных властей.

Отдельные льготные категории граждан могут рассчитывать на предоставлении им земель без торгов. На участки, которые не состоят на кадастровом учете также распространяется льготная схема выделения земли без торгов.

Стоимость аренды определяется на аукционе. Участник торгов, который предложит наибольшую годовую ставку аренды и будет являться победителем.

При определении первоначальной стоимости аренды земельного участка, по которой он будет выставляться на торги, учитывается комплекс факторов. В том числе, месторасположение земли и площадь участка, его целевое предназначение, ценность земли, окружающую среду и другие важные характеристики.

Годовая ставка аренды обычно привязывается к ее кадастровой стоимости и составляет 0,6-1,5% от нее. Кадастровая оценка максимально соответствует рыночной и при ее определении учитывается оценочная продуктивность с/х земли, затраты на возделывание, стоимость производства продукта.

Так, например, земля в аренду в Тульской области будет стоить около 500 р. за га, тогда как в Московской – уже 2000 р.

Что нужно делать, после того, как вы определились с участком

После того как оптимальный вариант подобран, необходимо обратится в местную администрацию для его согласования. Это обязательное требование для выделения участка в аренду без проведения торгов. Данное заявление обычно пишется в свободной форме или возможно, что муниципальными властями для удобства разработана рекомендованная форма. В нем прописывается кадастровый номер земли и указывается просьба предоставить его в аренду.

При подаче заявления от заявителя потребуется только паспорт. Если участок не стоит на кадастровом учете, то заявителю предварительно необходимо составить его схему и утвердить ее в администрации. В этом случае сложно обойтись без помощи кадастрового инженера.

После того как заявление на предварительное согласование получено администрация должна разместить публикацию о проведении торгов на данный с/х участок. Затем в течение 30 дней власти будут ждать поступления заявок от других кандидатов на данный земельный надел. Если же другие претенденты так и не будут обнаружены, то может быть заключен арендный договор без торгов.

При получении положительного решения в части предварительного согласования арендатору нужно заняться постановкой участка на кадастровый учет.

Для этого потребуется обратиться к кадастровому инженеру и получить кадастровый паспорт на землю, а также произвести оценку ее кадастровой стоимости.

Далее подается заявление о предоставлении земельного участка в аренду на имя главы администрации муниципального образования. Для составления договора потребуется паспорт и техническая документация из Росреестра с указанием местоположения, площади и кадастрового номера земли. На основании представленного заявления специалисты администрации должны подготовить договор аренды (обычно на это им отводится не более 30 дней). После чего заявителя пригласят на ознакомление с документом и подписание договора.

Затем арендатор в установленный срок должен внести арендную плату.

Порядок и периодичность платежей прописывается в арендном договоре. Стандартно плата вносится с периодичностью раз в полгода.

>Всё о том как получить земли сельхозназначения бесплатно и о порядке предоставления земель сельскохозяйственного назначения

Общий порядок предоставления земель сельскохозяйственного назначения

Условия и порядок предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения, из земель принадлежащих федеральным или муниципальным органам власти, гражданам или юридическим лицам, регулируется главой 5.1 Земельного кодекса РФ, Федеральным законом № 5 от 09.01.1997 «О предоставлении социальных гарантий Героям…», а также различными региональными нормативными актами.

Кто имеет право на получение земли?

На платной основе на предоставление земли сельхозназначения имеет право любой совершеннолетний дееспособный гражданин РФ, подав заявление в местный земельный комитет и приняв участие в аукционе.

Бесплатно надел земли могут получить, согласно ст. 39.5 ЗК РФ, следующие категории граждан:

  • работники социально значимых профессий (школьные учителя, врачи и т.д.);
  • семьи, имеющие трёх и более детей, не достигших совершеннолетия;
  • лица, получившие ранее в пользование сельскохозяйственные земли на Дальнем Востоке и использовавшие их по назначению;
  • лица, фактически пользующиеся наделами земли в составе некоммерческих садовых организаций.

Работники востребованных в сельской местности специальностей могут получить в пользование сельскохозяйственную землю для фермерского хозяйства или садоводства, которая подразумевает возможность возведения жилого дома, и оформить в собственность такую землю через пять лет после получения, если они эти пять лет работали по специальности и начали строительство дома.

ВНИМАНИЕ! Если получивший в пользование сельскохозяйственный надел работник востребованной в селе профессии увольняется с работы или использует данный надел не по назначению в течение пяти лет с момента начала пользования, то такой работник лишается права на бесплатное получение надела.

Региональное законодательство субъектов федерации позволяет получить наделы земли бесплатно следующим лицам:

  • семьям с детьми-инвалидами;
  • ветеранам Отечественной войны;
  • профессиональные военные, отслужившие не менее 10 лет;
  • дети-сироты;
  • инвалиды 1-й, 2-й и 3-ей группы;
  • малообеспеченные молодые семьи;
  • герои Труда РФ (Соц. Труда) и Герои России (СССР).

Права последней в списке категории граждан на бесплатные земли также указаны в п. 4 ст. 3 ФЗ № 5 от 09.01.1997 г.

Условия получения

Выкуп сельскохозяйственных земель для различных целей имеет основным условием участие в аукционных торгах и корректное пользование (в соответствии с назначением) ранее предоставленным в аренду наделом земли, который подлежит выкупу в собственность.

СПРАВКА! Правила бесплатного предоставления земель региональные власти устанавливают самостоятельно в зависимости от социальной ситуации в конкретном субъекте федерации и наличии свободных земель.

В большинстве субъектов федерации условия бесплатного получения сельскохозяйственных угодий следующие:

  • получение бесплатного надела земли допускается один раз в жизни;
  • на одного получателя выделяется только один надел земли;
  • получатель должен проживать в регионе предоставления и иметь постоянную регистрацию не менее пяти последних лет;
  • получатель должен быть признан нуждающимся согласно критериям данного региона;
  • получатель должен иметь документы, которые подтверждают его право на льготы;
  • получатель должен иметь гражданство РФ.

Критерии нуждаемости закрепляются нормативными актами каждого конкретного региона РФ.

Требования к землям

Выделяемые в пользование гражданам наделы должны соответствовать ряду требований, которые зависят от:

  • цели предоставления наделов земли;
  • региона предоставления надела;
  • категории лиц-получателей.

Власти большинства регионов установили следующие ограничения по площади земель для разных категорий получателей:

  • героям Труда – от 8 до 25 соток;
  • героям России (СССР) – от 8 до 40 соток;
  • малоимущим семьям – от 4 до 20 соток;
  • многодетным семьям – от 12 до 25 соток;
  • инвалидам и семьям с детьми-инвалидами – от 10 до 25 соток.
  • военным – от 6 до 25 соток.

Площадь предоставляемых земель также зависит во многом от того, собирается ли получатель строить жилой дом. Для строительства дома земля не должна быть меньше 6 соток.

Подробная инструкция о том как получить земли сельхозназначения бесплатно

Существуют два основных способа как получить сельхоз участок земли от органов государственной власти:

  1. Выкуп земельного надела на аукционных торгах.
  2. Получение земельного надела бесплатно.

Бесплатно земельный надел могут получить льготники, для всех остальных граждан РФ предусмотрено проведение аукциона.

Порядок выкупа земли на торгах

Выкуп земельного надела на торгах подразумевает обращение лица, желающего выкупить землю, в местную администрацию с соответствующим заявлением и последующая организация аукциона с объявлением о нём в СМИ. Победителю аукциона предоставляется право выкупа надела (или право его аренды).

ВАЖНО! Если выделение сельскохозяйственной земли предполагает строительство жилого дома (например, при организации крестьянского хозяйства), то такие земли администрация сначала сдаёт в аренду с условием, что арендатор начнёт строительство в течение трёх лет.

В общем случае последовательность действий для получения участка через торги следующая:

  1. поиск подходящего земельного участка на региональной кадастровой карте.
  2. Подача заявления в земельный комитет местных органов власти о намерении выкупить участок земли.
  3. Проведение работ по межеванию выбранного участка (при необходимости).
  4. Объявление в СМИ о дате проведения торгов с информацией о предмете торгов (наделе земли).
  5. Проведение торгов и выбор победителя.
  6. Заключение с победителем договора аренды.
  7. Выкуп арендатором земельного надела по истечении пяти лет арендования.

Начальная аукционная цена за год аренды надела земли устанавливается в размере 2,5 % от кадастровой стоимости такого надела. Межевые работы проводятся за счёт заявителя-организатора торгов.

СПРАВКА! Если в аукционе фактически принимает участие единственный участник, соответствующий требованиям и оформивший заявление на участие в торгах надлежащим образом, то, согласно п. 6 ст. 39.6 ЗК РФ, договор аренды сельскохозяйственного участка заключается с данным участником.

В договоре аренды прописываются сроки и цели аренды и её стоимость. В стандартных условиях договора право выкупа наступает по истечении пяти лет аренды, при условии эксплуатации сельскохозяйственного надела с учётом разрешённого пользования.

Порядок бесплатного получения

Как получить землю под сельское хозяйство бесплатно? Льготникам, желающим получить участок земли для занятия садоводством или строительства дачи, могут потребоваться следующие документы (в зависимости от категории имеющихся льгот):

  • паспорт;
  • справка об официальных доходах всех членов семьи;
  • удостоверение многодетной матери/отца;
  • справка об инвалидности (выдаётся МСЭ)
  • орденская книжка;
  • военный билет;
  • свидетельства о рождении детей;
  • справка обо всех наделах земли, имеющихся в собственности заявителя;
  • удостоверение участника боевых действий.

Точный список документов необходимо уточнять в регионе проживания лиц, имеющих право на льготы.

Процедура получения надела на безвозмездной основе являет собой следующую последовательность действий:

  1. сбор необходимых документов, перечисленных выше.
  2. Подача заявления в земельный комитет местной исполнительной власти.
  3. Рассмотрение заявления комиссией земельного комитета (от 15 до 30 суток).
  4. При положительном решении заявитель получает справку о его постановке на льготную очередь.
  5. При наступлении очереди заявитель вызывается в земельный комитет, где ему сообщают о местонахождении и параметрах предлагаемого участка.
  6. Выдача заявителю свидетельства о вещном праве на предлагаемый участок.
  7. Обращение заявителя с документами о вещном праве и документами, подтверждающими право на льготы, в органы Росреестра, где происходит оформление участка в собственность.

Заявление, которое подаётся в земельный комитет, должно состоять из трёх основных частей:

  • описательной;
  • пояснительной;
  • резолютивной.

В описательной части льготник-заявитель указывает свои паспортные и иные данные, а также описывает свою ситуацию и льготную категорию. В пояснительной части заявитель ссылается на законодательные акты данного субъекта федерации, согласно которым он имеет право на бесплатную землю, а в резолютивной части должна излагаться просьба о предоставлении земельного надела в связи с вышеизложенными фактами.

Особенности использования наделов

Сельскохозяйственные участки, согласно п. 1 ст. 78 ЗК РФ, можно использовать для следующих целей:

  1. организация крестьянского хозяйства (КФХ).
  2. Организация личного подсобного хозяйства (ЛПХ) полевого типа.
  3. Дачное строительство.
  4. Занятия огородничеством и/или садоводством.
  5. Ведение охотхозяйства.
  6. Выпас скота и животноводство.

Строительство жилых домов не допускается на участках для полевого личного подсобного хозяйства и для занятия огородничеством, а также на наделах, представляющих особую природную ценность.

На участках, выделенных для крестьянского или охотничьего хозяйства, а также для дачного строительств а или садоводства возможно возведение жилого дома.

Итак ещё раз в кратце о том как получить землю под хозяйство: для получения сельскохозяйственных земель необходимо обратиться в местную администрацию с необходимыми документами.

Льготные категории лиц могут получить участки бесплатно, а остальные граждане могут принять участие в торгах, победителю которых будет предоставлен надел в аренду с правом последующего выкупа.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Особенность продажи

Главная особенность купли-продажи земельной территории сельскохозяйственного назначения, согласно закону, состоит в наличии преимущественного права региональных (муниципальных) властей на приобретение у правообладателя земли (продавца) такого земельного участка.

Так, законодателем регламентировано, что при продаже правообладателем своего участка земли из состава земель сельскохозяйственного назначения российский регион (субъект РФ) либо в ситуациях, прописанных законодательным актом субъекта РФ, муниципалитет обладает преимущественным правом покупки соответствующего участка земли по той же цене, за которую он реализуется, за исключением случаев земельной продажи с публичных торгов.

Соответственно, чтобы реализовать участок земли, относящийся к рассматриваемой категории земель, правообладатель участка обязан письменно известить полномочный региональный (либо муниципальный) орган о собственном намерении совершить продажу земли. В таком извещении продавца участка обязательно прописывается цена земли и иные существенные договорные условия.

Если региональные власти (муниципалитет) отказываются от приобретения земли либо в месячный срок после получения извещения не уведомляют продавца участка о намерении совершить покупку, правообладатель земли вправе в течение года реализовать участок любому третьему лицу с условием, что цена сделки будет не ниже цены, обозначенной ранее в извещении.

При возмездном отчуждении участка земли, предназначаемого для сельскохозяйственных нужд, с нарушением преимущественного права приобретения земли региональными властями (муниципалитетом) сделка продажи может быть оспорена.

Так, субъект РФ (муниципалитет) вправе в течение года после регистрации новым правообладателем земли перехода прав собственности на приобретённый участок потребовать через судебные инстанции перевода на него правомочий и обязательств покупателя.

Помимо права преимущественной покупки, у процесса продажи земельных территорий сельскохозяйственного назначения есть и другие нюансы:

  1. Покупатель, приобретая участок, должен помнить о целевом назначении земельной территории и использовать её в строгом соответствии с этим назначением. Кроме того, покупателю земли требуется учесть, что на него вместе с правом собственности ложиться и обязательство заботиться о плодовитости приобретенной земли и экологичности условий. Если данное требование законодателя будут нарушено, государство может изъять участок у нового собственника.
  2. При несоблюдении сторонами возмездного отчуждения земли правил, законодательных регламентов и норм, касающихся правового статуса земель сельхозназначения и порядка их использования, государственные органы (полномочные органы муниципалитета) имеют право изъять проданный участок земли.
  3. Для проведения сторонам сделки купли-продажи земельной территории, находящейся на особом контроле государства, продавец участка обязан представлять покупателю необходимую информацию об отчуждаемой земле.
  4. Заключая соглашение продажи, стороны купли-продажи земельной территории вправе установить право выкупа участка продавцом на определённый срок.

При заключении сделки продажи продавец (правообладатель земли) должен представить, как и при любых сделках с землёй, всю информацию об отчуждаемом участке и ограничениях, действующих на него.

Если данные сведения будут утаены, соглашение купли-продажи юридически недействительно.

Договор продажи будет также считаться недействительным, если в нём будут условия, касающиеся установления продавцом земли бессрочных прав выкупа соответствующего участка, отсутствия его ответственности перед покупателем, если на проданный участок земли предъявит права кто-то ещё либо установления любых ограничений на использование земельной территории в дальнейшем. Перечисленные условия договора запрещены законом.

Необходимые документы

Для продажи участка земли сельскохозяйственного назначения и, соответственно, регистрации прав нового правообладателя участка потребуются:

  • паспорта сторон. Если землю продает не её собственник, помимо паспорта, потребуется ещё к представлению и нотариально заверенная доверенность, подтверждающая полномочия доверенного лица;
  • земельный кадастровый паспорт;
  • правоустанавливающая документация на землю, относящуюся к территориям сельскохозяйственного назначения;
  • отказ полномочных районных властей от прав на отчуждаемую землю либо подтверждение того, что продавцом было направлено обязательное уведомительное извещение полномочному органу, но в течение месяца государство (муниципалитет) не выразило намерения приобрести земельную территорию, воспользовавшись правом преимущественного приобретения;
  • договор продажи земли, оформленный надлежащим образом;
  • платежная квитанция по уплате регистрационной госпошлины;
  • протокол собрания – когда речь идёт о фермерском хозяйстве, составной частью которого является отчуждаемая земля.

Что указывается в соглашении купли-продажи?

Составляя договор возмездного отчуждения земельной территории, относящейся к сельскохозяйственным землям, стороны должны указать:

  • Полные данные обеих сторон.
  • Предмет соглашения с указанием кадастрового номера отчуждаемого участка, полных сведений о земле и наименования правовой документации, на основе которой у правообладателя земли (продавца) есть права собственности в отношении предмета договора.
  • Цену сделки.
  • Информацию о целевом назначении отчуждаемого продавцом земельного участка.
  • Конкретные обязательства сторон и их ответственность в рамках правового соглашения купли-продажи участка земли.
  • Порядок проведения сторонам финансовых расчётов.

В тексте договора требуется прописать, что продавец земли передаёт участок, который не подарен другому лицу, не заложен, не находится под арестом или запретом и свободен от каких-либо юридических притязаний третьих лиц.

Гражданин или организация, владеющая участком земли сельхозпредназначения, имеет право распоряжаться им по своему усмотрению, в том числе – оформить его продажу.

Собственник может сделать это по разным причинам. Данная сделка заключается в особом порядке.

В статье рассказывается о порядке и правилах оформления такой процедуры.

Законодательное регулирование вопроса

Сделки о купли-продаже земельных наделов с/х предназначения регулируют:

  1. ФЗ Об обороте земель сельхозназначения. В нём определено, что при продаже участков (ЗУ) с таким предназначением органы власти субъекта или муниципалитета обладают преимущественным правом покупки территории по указанной продавцом цене. Здесь же закреплено, что продавец должен известить государство о продаже в письменной форме. Это правило не действует только при продаже земли на публичных торгах или при её изъятии в государственных целях.
  2. Земельный кодекс РФ. В нём определено, какие наделы признаются землей с/х назначения (в ст. 77) – это те территории, что расположены за чертой городских поселений, и предназначенные для ведения сельскохозяйственной деятельности. На некоторых участках с определённым видом пользования разрешается даже вести строительство определённых объектов.
  3. Гражданский кодекс РФ: ст. 131, 164, 165 и 551. Они регулируют переход прав и сроки расчётов между сторонами (не дольше 90 дней с момента госрегистрации прав нового владельца).

Чаще всего сельскохозяйственные наделы являются наиболее ценными и плодородными землями. Они обладают особым правовым статусом, поскольку защищаются государством в особом порядке (определено в ст. 77 ЗК РФ).

Если стороны не соблюдали правила купли-продажи с/х ЗУ, установленные законодательством, региональные власти вправе изъять такой участок земли. Также необходимо помнить, что надел должен использоваться в соответствии с его целевым назначением. Причём по закону, продавец также должен заботиться о его плодовитости и экологическом состоянии (при несоблюдении возложенных обязанностей государство также может забрать участок). Уже после того, как земля была продана, эти обязанности ложатся на нового владельца.

Правила и порядок проведения сделки купли-продажи

Скачать образец договора купли-продажи ЗУ. Собственниками сельскохозяйственных участков могут быть как юридические, так и физические лица, а также государственные и муниципальные органы.

Если же владелец был членом производственного кооператива и решил выйти из него, он может не выделять свою долю из общего земельного массива, а продать её.

Кто бы ни был продавцом, процесс продажи земли с/х назначения включает несколько этапов:

  1. Сначала владелец извещает о факте и условиях продажи местные органы власти. Если муниципалитет не захочет покупать ЗУ, продавец может предлагать его другим лицам.
  2. Проводится поиск потенциального покупателя.
  3. После того, как покупатель был найден, стороны готовят необходимые документы и согласовывают условия сделки.
  4. Заключается договор купли-продажи и проводится взаимный расчёт.
  5. Участок по передаточному акту переходит к новому владельцу, который регистрирует свои права на него.

Земельные участки сельхоз назначения продаются на определённых условиях, с учётом:

  • Целевого назначения надела.
  • Плодородности сельскохозяйственных угодий.
  • Можно ли перевести надел в другую категорию.
  • Величиной налога, взимаемого с земли.

Для осуществления сделки продавец должен будет подготовить и предоставить покупателю и органам госучёта всю необходимую документацию. Покупатель будет обращать внимание на все важные моменты, указанные в документах – совпадает ли фактическое и юридическое местонахождение приобретаемого объекта недвижимости, сходятся ли реквизиты продавца, продающего ЗУ и его владельца и т.д.

Владелец может сам решить, на каких условия он хочет продать землю:

  • Оформить продажу с полным расчётом.
  • Продать в рассрочку.
  • Затребовать задатка или аванса от покупателя, что подтвердит серьёзность его намерений (в таком случае потребуется подписать предварительное (дополнительное) соглашение либо расписку).
  • Передать надел организации как собственность, указанную в её уставном капитале.

Территория принадлежит государству

Продажа земли c/х пользования, принадлежащая государству, проводится в особом порядке, а сам процесс продажи может затянуться на срок до двух лет. Властные структуры относятся к первичному рынку продавцов и покупателей земельных наделов.

Продажа ЗУ, принадлежащих муниципальным и государственным структурам, осуществляются следующим образом:

  1. Покупатель должен подать ходатайство (заявление) в местное представительство о выдачи ему земли c/х назначения. В нём также указывают цель приобретения участка и его желаемые характеристики (размер, местонахождение, плодородность, вид и т.д.).
  2. Органы рассматривают полученное заявление и выносят решение, которое фиксируется в постановлении главы муниципалитета. В случае отказа указываются причины, побудившие принять такое решение. Заявитель может обжаловать решение в суде.
  3. Правоустанавливающие документы на ЗУ согласовываются с местными службами градостроительства, охраны природы и санитарно-пожарного контроля, а также органами, которые выявляют историческую и культурную ценность недвижимости. Каждая служба проводит проверку и по её результату выдаёт заключение (на нём должна присутствовать подпись руководителя и личная печать службы).
  4. Права на объект регистрируются в местной регистрационной палате.
  5. Оформляется и подписывается договор купли-продажи ЗУ.
  6. Покупатель получает правоустанавливающие документы на землю с/х назначения, а стороны соглашения проводят расчёт. Затем в обязательном порядке нанимает специалистов для проведения процедуры межевания. По её результатам будут определены границы и документация недвижимости.

Цену участка продавец (т.е. муниципалитет) определяет главным образом исходя из его коэффициента плодородности и особенностей почвы, а уже затем на основе его местонахождения и площади. Стоимость будет определена в соответствии с нормативно-правовыми актами, принятыми органами местной власти. В каждом регионе есть списки льготников, которым землю предоставляют в первую очередь.

Владелец – физлицо

Продажа сельскохозяйственных угодий физическими лицами (на так называемом вторичном рынке) осуществляется по стандартной процедуре.

Продавец готовит комплект правоустанавливающих документов. Сделки с физическими лицами заключаются быстрее, но менее безопасны, поэтому нужно особенно тщательно проверять все документы и продумать условия продажи.

В том случае, если вся документация, предоставляемая продавцом и покупателем, оформлена в установленной форме и в ней не обнаружены ошибки, стороны могут заключать сделку. Для этого составляют и подписывают договор купли-продажи сельскохозяйственного надела.

Стороны рассчитываются между собой, а сам ЗУ переходит к новому владельцу после подписания передаточного акта.

Пакет документов, необходимый для осуществления сделки

Для продажи необходимо подготовить:

  • Паспорта участников сделки. Если продажу или покупку осуществляет доверенное лицо, нужно будет предоставить ещё и доверенность, заверенную нотариусом.
  • Выписку из ЕГРН предмета сделки.
  • Документы, подтверждающие права продавца на землю сельхоз назначения.
  • Отказ местных властей от права преимущественной покупки ЗУ или свидетельство, подтверждающее тот факт, что продавец известил районную администрацию о начале продажи, но не получил от неё ответа в установленный законом срок.
  • Сам договор купли-продажи.
  • Квитанция об уплате госпошлины.
  • Протокол собрания собственников (если продаваемый надел является частью общего земельного массива фермерского хозяйства).

Договор купли-продажи ЗУ сельхоз назначения имеет общую структуру. В нём необходимо указать:

  • Дату и место заключения договора, и количество подготовленных экземпляров (обычно – три: два предоставляются сторонам сделки, а третий предназначен для Росреестра).
  • Сведения о сторонах сделки. Юридические лица указывают наименование организации, органы местной власти – название структурного подразделения, физические лица обозначают свои паспортные данные.
  • Информация о предмете сделки – размер участка и его месторасположение, идентификационный (кадастровый) номер и категория надела (вид разрешённого пользования) и пр.
  • Наименование документа, на основании которого продавец обладает правом собственности на объект недвижимости (договор купли-продажи, дарения, наследования и др.).
  • Обязательства сторон и возможные последствия при их нарушении.
  • Стоимость земли и порядок взаимного расчёта сторон.
  • В какой момент договор вступает в силу.
  • Обязательно – подписи все участников сделки.

Продавец не имеет право продать земельный надел c/х назначения следующим лицам:

  • Гражданам иностранных государств (согл. ст. 3 ФЗ Об обороте ЗУ сельхоз назначения).
  • Лицам, которые на момент покупки превышают лимит (устанавливаемый каждым субъектом) максимальной площади сельхоз земель, находящихся в собственности у одного лица (ст.4 того же ФЗ).

Особенности и порядок продажи пая

Земли часто передают в пользование аграрным организациям или частным фермерам. Они нужны им в качестве пастбища, для выращивания определённых культур и т.д.

Государство (органы власти субъекта) также обладает правом преимущественного приобретения участка. Сначала продавец должен будет предложить пай органам местного самоуправления.

Для этого он готовит и отправляет извещение (заказным письмом с уведомлением о получении), где указывает:

  • Цену, за которую он предлагает государству свой пай.
  • Параметры земли и вид её предназначения.
  • Условия расчёта между сторонами сделки.

Если нарушить право преимущественной покупки, продажа пая любому лицу будет считаться незаконной. Это основное условие, без соблюдения которого невозможна дальнейшая регистрация прав и выполнение сторонами своих обязанностей – государство через суд (в течение года с момента регистрации покупателя в качестве владельца) может забрать права на ЗУ, у покупателя заберут участок и право собственности, а у продавца – вырученные деньги

Продавец самостоятельно определяет стоимость продаваемой недвижимости. Она может быть основана не только на кадастровой стоимости, но и на других рыночных и натуральных показателях – месторасположение, размер доли и т.д. Оплата должна быть перечислена не позже 90 дней со дня продажи.

Стоимость ЗУ будет зависеть и от прочих факторов:

  • Насколько он плодороден.
  • Обременён ли надел какими-либо ограничениями (сервитутом и пр.).
  • Каково состояние земли – растут ли на нём вредные кустарники, деревья и т.п.

С момента отправления извещения в соответствующий органов есть 30 дней на то, чтобы всё проверить и дать ответ. Если же государство отказывается от покупки пая (либо игнорирует предложение), владелец может предлагать его другим покупателям. Но только по той цене, по которой он предлагал его органам власти.

Продажа осуществляется при заключении письменного договора купли-продажи. Права на пай регистрируются в местном отделении Росреестра. Желающему оформить право собственности придётся оплатить госпошлину (согласно НК РФ) за проведение регистрации, а также понести другие издержки.

Правила аренды

В статье 9 ФЗ Об обороте земель с/х назначения определено, что в аренду разрешено передавать те участки, что стоят на государственном учёте в кадастровой службе (как в личной, так и в долевой собственности).

Для передачи земли в аренду заключается договор между владельцем участка и его арендатором, в котором определена арендная плата (в натуральном или денежном эквиваленте) и другие условия сотрудничества.

В нём может быть прописано, что:

  • Участок возвращается назад арендодателю после истечения срока аренды, либо же передаётся во владение арендатору.
  • Нарушение условий соглашения приводит к определённым санкциям в отношении нарушителя.

Если на протяжении всего срока соглашения арендатор не нарушил условия договора и исполнял свои обязательства, за ним сохраняется преимущественное право на заключение нового договора аренды. Совокупная площадь всех с/х наделов, одновременно арендуемых одним лицом, законом не ограничена.

Минимальный срок аренды сельскохозяйственной земли определяется на уровне субъекта РФ. Максимально возможный срок аренды сельхозземель – 49 лет.

Договор должен быть зарегистрирован в государственных органах. Помимо этого, если участок находится в долевой собственности, для заключения договора аренды потребуется разрешение собрания совладельцев объекта недвижимости.

Об общих правилах продажи ЗУ смотрите в следующем видеосюжете:

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *