Кривая а лаффера

История

Сторонниками снижения налогов и стимулирования инвестирования являются представители школы предложения. Они считают, что нужно отказаться от системы прогрессивного налогообложения (именно получатели крупных доходов — лидеры в обновлении производства), снизить налоговые ставки на предпринимательство, на заработную плату и дивиденды. Требуется стимулировать инвестиционный процесс, желание иметь дополнительную работу и дополнительный заработок. В своих рассуждениях теоретики опираются на кривую А. Лаффера. При сокращении ставок база налогообложения в конечном счете увеличивается (больше продукции — больше налогов). Высокие налоги снижают базу налогообложения и доходы государственного бюджета.

Изъятие у налогоплательщика значительной суммы доходов (порядка 40—50 %) является пределом, за которым ликвидируются стимулы к предпринимательской инициативе, расширению производства. Образуются целые группы налогоплательщиков, занятых поиском методов ухода от налогообложения и стремящихся концентрировать финансовые ресурсы в теневом секторе экономики. Однозначного ответа, какое значение эффективной ставки является критическим, не существует. Если исходить из концепции Лаффера, изъятие у производителей более 35—40 % добавленной стоимости провоцирует невыгодность инвестиций в целях расширенного воспроизводства, что равносильно попаданию в порочный круг — так называемую «налоговую ловушку».

Налоговая нагрузка и уровень жизни

Обычно считается, что отношение налогоплательщиков к системе налогообложения страны характеризует величину сосредоточенных в этом секторе средств по отношению к ВВП. Для налогоплательщиков привлекательной является низкая налоговая нагрузка (на уровне 15 %). Высокие налоги означают высокий уровень регулирования экономики. Понятие экономической свободы неразрывно связано с невмешательством государства в отношения субъектов хозяйствования. Индекс экономической свободы, публикуемый ежегодно The Heritage Foundation, показывает, что страны со свободной экономикой имеют лучшие показатели развития общества. Также в мире наблюдается тенденция, что страны, получившие высокий уровень развития за счет низких налогов, постепенно вводят все больше и больше налогов, что тормозит развитие. К примеру, Швеция была страной низких налогов до 1970 года, что обеспечило бурное развитие экономики. После 1970 года Швеция вводит всё больше и больше налогов, что тормозит темпы роста.

Соединённые Штаты плавно повышают налоги и регулирование экономики. Всё больше налогов требуется для содержания армии чиновников. Они своими действиями снижают экономическую свободу, что негативно сказывается на экономике в целом. Очевидно, чиновники не создают ВВП, они лишь препятствуют созданию ВВП, порождая справки, разрешения и прочее регулирование . Динамика индекса экономической свободы для США подтверждает это.

Влияние налоговой нагрузки на эффективность развития экономики, в цифрах 1999 года:

Страна Налоговая нагрузка (% ВВП) Уровень жизни, долл.
Швеция 51,0 25.710
Финляндия 47,3 23.240
Бельгия 46,6 26.440
Франция 44,1 26.270
Австрия 42,8 28.110
Германия 39,3 28.870
Мексика 39,3 3.600
Испания 35,8 14.350
США 31,8 28.020
Турция 22,2 2.830
Канада 16,0 19.020
Россия 48,5 4.430

Примечания

  1. Макконнелл К. Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. — М.: Республика, 1992. — Т. 1. — С. 358. — 399 с. — ISBN 5-250-01534-4.

Как за счет граждан правительство планирует пополнять казну

Кому читать: налогоплательщикам

Зачем читать: чтобы понимать – пора мобилизоваться

Бюджет 2015 года уже окрестили скандальным. Ради наполнения казны различные блоки правительства были готовы пойти на самые непопулярные меры, в том числе на увеличение налоговой нагрузки и для бизнеса, и для граждан. Чем в итоге аукнутся налогоплательщикам изменения в бюджете, разбиралась Наталья Воронцова.

ЧТО ПРЕДЛАГАЕТСЯ

Топ-3 несостоявшихся налоговых инициатив правительства

1. Введение 3%-го регионального налога с продаж.

2. Повышение НДС с 18 до 20%.

3. Рост подоходного налога с 13 до 15%.

В 2015 году перспектива раскошелиться бизнес и граждан миновала. Но правительство лишь отложило принятие решений на будущее. Чем это чревато, разбираемся с экспертом «Эспрессо» Михаилом Горстом, преподавателем кафедры экономического анализа организаций и рынков Высшей школы экономики:

Подоходный налог. Повышение НДФЛ не является основанием для пересмотра контрактов, поэтому увеличение подоходного налога приведет к снижению получаемой на руки зарплаты. От этого пострадает подавляющее большинство работников. Только особо ценные сотрудники, спрос на которых превышает предложение, смогут этого избежать: чтобы удержать их, работодателям придется компенсировать им рост налоговой нагрузки.

НДС и налог с продаж. Одновременное существование этих двух налогов – некий экономический нонсенс. В подавляющем большинстве стран, применяющих НДС, налог с продаж отсутствует. И наоборот. Дважды облагать одну налоговую базу разными налогами – не очень рационально. В России такой опыт был, он оказался неудачным. Разумеется, как введение налога с продаж, так и увеличение ставки НДС, приведет к росту цен. Заплатят за это обычные люди.

Конечно, нельзя совсем исключить, что на определенных каких-то особо конкурентных рынках есть еще резервы для снижения цен. В этом случае повышение налоговой нагрузки может быть переложено на предпринимателей. Но для нашей экономики это будет крайне редкий случай.

С Введением налога с продаж потребуется тотального контроля розничного товарооборотапродаж, а это огромное число мелких предпринимателей в том числе придется вводить дополнительные меры контроля над теми индивидуальными предпринимателями, которые сейчас применяют упрощенную систему налогообложения или уплачивают налог на вмененный доход и не платят НДС.

Михаил Горст:

– Если в условиях нерастущей экономики (в России рост на грани статистической погрешности) увеличивать налоги, бизнес будет либо закрываться, если у него нет возможности перехода в тень, либо, если она есть, переходить в тень и скрывать истинные доходы либо закрываться, если у него нет такой возможности. Если «крупняк» еще сможет адаптироваться – экономить на издержках большой компании проще, то мелкие предприятия, существующие на грани рентабельности, обречены.

Топ-5 последствий повышения налогов

1. Падение деловой активности Закрытие мелкого бизнеса, падение доходов у среднего и крупного.

2. Рост цен на все группы товаров.

3. Уменьшение зарплаты.

4. Снижение покупательской способности.

5. Рост инфляции.

«Эспрессо»-прогноз

Михаил Горст:

– Когда при принятии экономических решений принимаются при отсутствии отсутствует экономическая логика, сложно делать прогнозы. Может произойти все что угодно. Технически Проще повысить ставки уже действующих НДС и НДФЛ, механизмы уплаты по которым отработаны. Введение нового налога – это всегда много технической работы и много усилий, чтобы заставить его работать. А вообще говорить о тонкой настройке системы налогообложения бессмысленно бесполезно до тех пор, пока не улучшится предпринимательский климат в отношении предпринимателей не потеплеет, пока в России не облегчат условия ведения бизнеса и не уменьшат количество возможностей на этот бизнес давить. посторонним органам и личностям.

ЧТО ДЕЛАТЬ

Что может принести больший экономический эффект для пополнения государственного бюджета, чем повышение налогов, выясняем с Ольгой Даниловой, предпринимателем, членом комиссии Общественной палаты РФ по экономическому развитию и поддержке предпринимательства.

Развитие экономики. Ввести косвенные налоги на потребление проще всего. Гораздо сложнее создать условия, при которых станет возможен рост экономики. Все усилия правительства должны быть направлены на это.

Увеличение процента собираемости налогов. Самый большой резерв для собираемости налогов – теневой бизнес. Но вывести его из тени одними только карательными мерами не получится. Нужно выстроить систему налогообложения таким образом, чтобы предпринимателю было невыгодно не заплатить налоги.

Проверка работоспособности госпрограмм поддержки бизнеса. Есть, например, государственная программа софинансирования ставки банка по инвестиционным проектам в сельском хозяйстве. Так вот огромное количество инвестиционных проектов, начиная с 2012 года, лежат в Минсельхозе даже не рассмотренными комиссией. То есть люди поверили государству, взяли кредиты, построили предприятия, а получить обещанное субсидирование на погашение банковских процентов не могут. Если министерство создает программу, она должна работать. Обязательства должны выполнять не только предприниматели, но и государство.

Ольга Данилова:

– В основных направлениях налоговой политики России на 2015–2017 годы, опубликованных на сайте Минфина, предусмотрено семь направлений повышения налогов. Но бизнес будет платить ровно столько, сколько сможет. Я спрашивала предпринимателей, как они поступят, если повысят НДФЛ с 13 до 15%. Основная масса ответила, что они сократят доходы своих работников на 2%. По сути, произойдет перевод доходов из частного сектора, то есть из моего кармана как плательщика НДФЛ в бюджетный карман. Прежде чем принять закон, надо не бояться его обсуждать. Если в итоге закон сработал в минус, привел к ухудшению экономического положения и жизни граждан, авторы должны взять ответственность на себя и, возможно, даже подать в отставку. Да, бизнес способен трансформироваться, приспосабливаться к предложенным правилам игры, но, когда приходится слишком часто приспосабливаться, это приводит к негативным последствиям для всей экономики.

ЧТО ЕЩЕ

С высокой степенью вероятности можно говорить о том, что в 2015 году произойдет:

Увеличение отчислений в ФОМС. Уплата текущего взноса в 5,1% будет производиться со всего фонда оплаты труда, а не с ограниченной его части, как сейчас, – до 624 тыс. рублей в год (52 тыс. рублей в месяц) в 2014 году и 668 тыс. рублей в год (55,7 тыс. в месяц) в 2015 году с учетом инфляции.

Доходы федерального бюджета за счет этого могут увеличиться на 140 млрд рублей.

Повышение ставок транспортного налога. В Московской области ставки транспортного налога изменятся следующим образом. Для легковых автомобилей с мощностью двигателя:

– до 100 л. с. – 10 рублей за 1 л. с. вместо 7;

– 101–150 л. с. – 34 рубля вместо 32;

– 151–200 л. с. – 49 рублей вместо 47.

Для автомобилей с мощностью двигателя 201–250 л. с. и свыше 250 л. с. налоговые ставки не изменятся и будут равняться 75 и 150 рублей за 1 л. с. соответственно.

Дополнительные доходы бюджета Московской области от увеличения ставок транспортного налога могут составить порядка 800 млн рублей. Из них 97 миллионов поступит в казну в 2015 году и 703 миллиона в 2016 году.

Увеличение ставки налога на дивиденды для физических лиц с 9 до 13%

Снижение порога беспошлинной интернет-торговли. Хотя правительство еще не определилось с порогом (обсуждаются 15, 150, 500 евро), в бюджете уже запланированы дополнительные доходы от этого изменения в размере 20 млрд рублей.

Рост акцизов на сигареты. Поправки в налоговый кодекс предусматривают рост специфической части акцизов с 800 до 960 рублей за 1000 сигарет и рост адвалорной части с 8,5% до 9,5% от их розничной стоимости. Запланированные допдоходы – 24 млрд рублей.

Индексация водного налога. Проект бюджета предполагает, что в 2015 году налог будет проиндексирован в 1,28 раза, что принесет в бюджет 2,8 млрд рублей.

Точку в бюджете-2015 поставят депутаты Госдумы, на рассмотрение которых представлен проект документа. Есть вероятность, что принятие самых спорных, политически непопулярных мер будет отложено минимум до 2018 года. Посмотрим, что перевесит – экономическая необходимость или политическая целесообразность.

«Эспрессо»-цитата

Михаил Горст:

– Государство занимается не стимулированием экономического роста, а латанием бюджетных дыр. Последствия этого будут выражаться в дальнейшем ухудшении экономической конъюнктуры и падении темпов роста экономики.

Полезные ссылки

Проект основных направлений налоговой политики РФ на 2015 год и на плановый период 2016-го и 2017-го годов.

Рейтинг стран по уровню удобства налоговых систем.

По данным исследования «Уплата налогов», проводимого PricewaterhouseCoopers, IFC и Всемирным банком

Михаил Горст:

– По уровню налоговой нагрузки – отношению размера собранных налогов к величине произведенного ВВП – Россия не в лидерах. Наибольшая нагрузка в социально ориентированных государствах, у которых государственный сектор гораздо более эффективен, чем в России. Там высокие социальные пособия, расходы на здравоохранение, образование, страхование. В России ничего этого нет. Нельзя даже сравнивать то, что имеют российские граждане и граждане, например, Швеции или Финляндии – в Скандинавии самый высокий уровень социального обеспечения. Возникает вопрос: если государство увеличивает налоговую нагрузку, если денег собирается все больше, почему мы имеем падающее качество государственных и социальных услуг – в сфере образования, здравоохранения, правоохранения. Не думаю, что общество готово платить за ухудшающееся качество услуг все большие деньги. Ведь если вы не можете полагаться на государственную медицину, значит, вы должны зарабатывать на нее сами. А если вы все больше платите государству налогов, у вас остается все меньше денег, чтобы оплачивать медицину. Как мне кажется, в России потенциала для увеличения налоговой нагрузки нет, если мы говорим не о сырьевых экспортерах, а об обычных предпринимателях и рядовых гражданах.

Понятие и сущность кривой Лаффера

Основная идея кривой Лаффера заключается в том, что по мере увеличения налоговой ставки налоговые поступления будут увеличиваться до определенного максимального уровня, а затем будут понижаться, ибо высокие налоги сдерживают экономическую активность хозяйствующих субъектов, в результате чего сокращаются объем производства и доход. Сокращение налоговых ставок вызовет сокращение объема государственных доходов в краткосрочном периоде. В долгосрочном периоде снижение налоговых ставок обеспечит рост сбережений, инвестиций и занятости, в результате чего увеличатся производство и доходы, подлежащие налогообложению, что увеличит налоговые поступления в государственный бюджет. Такой подход выдвигали сторонники теории «экономики предложения».

Исследуя связь между величиной ставки налогов и поступлением в государственный бюджет, американский экономист Артур Лаффер показал, что не всегда повышение ставки налога ведет к росту налоговых доходов государства. Он попытался теоретически доказать, что при ставке подоходного налога выше 50% резко снижается деловая активность фирм и населения в целом.

Если налоговая ставка превышает объективную границу , то налоговые поступления начнут уменьшаться. А. Лаффер доказал, что один и тот же по величине доход в государственный бюджет может быть обеспечен и при высокой, и при низкой налоговых ставках. Однако на практике идеи Лаффера использовать трудно, так как сложно определить, на левой или на правой стороне кривой находится экономика страны в данный момент. Так, из-за ошибки в этом определении «эффект Лаффера» не сработал в период президентства Рейгана: хотя снижение налогов и привело к росту деловой активности в стране, но оно затруднило реализацию социальных программ. Конечно, трудно рассчитывать, что на основе только теории можно построить идеальную шкалу налогообложения. Теория должна быть основательно откорректирована на практике. Немаловажное значение в оценке ее справедливости имеют национальные, культурные и психологический фактор.

Американцы, например, считают, что при такой ставке налога, как в Швеции (75%), в США никто не стал бы работать в легальной экономике. Вообще же считается, что высшая ставка подоходного налогообложения должна находиться в пределах 50-70%.

Данные тенденции видны на следующих рисунках (рис. 1 и рис.2).

Рис. 1. Кривая Лаффера. Форма I.

По мере роста ставки от нуля до 100% налоговые поступления растут от нуля до определенного максимального уровня (Дтяк), а затем вновь снижаются до нуля. Налоговые поступления падают после некоторого значения ставки, поскольку более высокие ставки налога сдерживают активность хозяйствующих субъектов, а потому налоговая база (на макроуровне – национальный продукт и доход) сокращается. Так, налоговые поступления при ставке 100% сокращаются до нуля, ибо такая ставка налога фактически имеет конфискационный характер и останавливает всякую производственную деятельность плательщиков. В свою очередь, 100%-ный налог, приложенный к налоговой базе, равной нулю, приносит нулевой налоговый доход.

Если экономика находится в точке А (рис. 1), снижение ставок налога совместимо с сохранением устойчивых налоговых поступлений. При переходе от точки А к точке В, т.е. при значительном снижении налоговой ставки, в бюджет будет поступать равный объем средств. Отсюда вывод: более низкие ставки налогов создают стимулы к работе, сбережениям и инвестициям, инновациям, принятию деловых рисков. В результате создаются предпосылки расширенного воспроизводства национального продукта и национального дохода. Расширившаяся налоговая база сможет поддержать налоговые поступления на прежнем уровне, даже если ставки налога снизятся.

Параметры кривой Лаффера носят эмпирический характер. Это означает, что на практике сложно ответить на вопрос, при какой конкретной ставке налога начинается снижение налоговых поступлений в бюджет.

Кривая Лаффера может быть представлена и в иной форме, показывающей, куда перемещается предпринимательская деятельность при превышении определенного значения налоговых ставок, т.е. при нарушении принципа соразмерности налогообложения (рис. 2). При увеличении налоговых ставок (в начале кривой) побудительные мотивы хозяйствующих субъектов и населения серьезно не затрагиваются и заинтересованность в легальных доходах, а также общий объем производства сокращаются медленнее, чем возрастает ставка. Поскольку уменьшение налогооблагаемой базы происходит медленнее, чем увеличение ставки, доходы бюджета возрастают.

Но как только ставка достигает некоторого уровня, дальнейшая уплата налога ведет к заметному сокращению чистого дохода плательщика. Начинается спад хозяйственной активности. Уклонение от налогов приобретает массовый характер. Предпринимательская деятельность перемещается из легальной сферы в теневую. Несмотря на рост налоговых ставок, бюджетные доходы сокращаются, поскольку сокращается реальная налогооблагаемая база.

Сама по себе кривая Лаффера не позволяет судить о том, к каким результатам приведет повышение или понижение налоговых ставок – увеличению или сокращению налоговых поступлений. Это зависит от совокупности целого ряда факторов: типа системы налогообложения, временного параметра, масштабов теневой экономики, исходного уровня налоговых ставок, обилия лазеек и льгот и т. п.

Но эта кривая отражает железную общую закономерность: если существующие налоговые ставки непомерно велики, при снижении налогов поступления в казну увеличатся. Стимул, получаемый экономикой от более низких налогов, будет настолько силен, что с лихвой скомпенсирует сокращение прямых налоговых поступлений вследствие снижения ставок. Иными словами, экономический эффект налоговой реформы перевесит ее арифметический эффект.

Следует также учитывать и благоприятное воздействие налоговой реформы на государственный бюджет. Снижение налогов создает стимул для увеличения объема производства и расширения занятости. Ускоренное экономическое развитие означает снижение безработицы и повышение доходов населения, что в свою очередь ведет к экономии расходов на пособия по безработице и другие программы социальной защиты.

Б И Л Е Т № 8 .

ВОПРОС 1.Условия и причины возникновения рыночной экономики. Объекты и субъекты рыночной экономики. Кругооборот ресурсов, продуктов и доходов.

Для более глубокого осмысления рынка важно обратить внимание на причины его возникновения. Среди них выделяют:

— развитие общественного разделения труда; наличие различных собственников –

— обособленных товаропроизводителей;

— появление товарно-денежных отношений.

Развитие общественного разделения труда еще в древности прошло ряд крупных этапов, связанных с отделением скотоводства от земледелия, выделением как самостоятельной отрасли ремесла и возникновением торговли. Затем стали дробиться отрасли, углублялась специализация отдельных производств. Этот процесс бесконечен и взаимообусловлен ростом производительности труда. Вызванное общественным разделением труда развитие обмена сопровождалось стремлением производителей к эквивалентности на основе экономической ограниченности и обособленности интересов. Эта обособленность возникла на основе частной собственности. В дальнейшем она начала опираться и на коллективную собственность, но обязательно ограниченную каким-либо локальным интересом (кооперативы, товарищества, акционерные общества, хозяйственные ассоциации, совместные и смешанные предприятия и другие).

Вначале обмен продуктами был редким, случайным явлением. По мере развития общественного разделения труда, появления новых товаров обмен становился более регулярным. Однако рост числа обмениваемых товаров затруднял процесс купли-продажи, ибо не всегда продавец и покупатель находили друг друга. Затруднения в обмене разрешились постепенным выделением на рынке местных товаров одного, который пользовался всеобщей обмениваемостью.

При формировании национальных рынков из среды товаров-эквивалентов выделился один, так называемый всеобщий эквивалент, ставший деньгами. Повсеместно эта роль закрепилась за золотом и серебром, учитывая их потребительские свойства: сохраняемость, делимость, портативность, однородность и узнаваемость. Этот процесс возникновения денег в рамках эволюционного подхода был наиболее полно исследован К. Марксом. Анализируя развитие форм стоимости, как выражение исторического процесса развития обмена, он исследовал четыре формы стоимости: простую или случайную; полную или развернутую; «всеобщую» и денежную.

Денежная система, в которой всеобщим эквивалентом было золото и серебро, называлась биметаллической. Затем в XIX -начале XX вв. она сменилась монометаллической (золотоденежной). Однако хождение золота во внутреннем обращении продолжалось сравнительно недолго. Начиная с периода первой мировой войны в условиях финансовой нестабильности возник процесс демонетизации золота, в результате которого полноценные золотые деньги стали заменяться знаками стоимости (договорными деньгами). Выпускаемые государством наличные деньги обладают абсолютной ликвидностью.

Ликвидность — это способность какого-либо финансового актива обращаться в наличные деньги.

Лучше всего сущность денег проявляется в их функциях. Классическими функциями денег являются мера стоимости; средство обращения; средство платежа; средство образования сокровищ; мировые деньги.

В качестве меры стоимости деньги соизмеряют стоимости всех товаров. Стоимость товара, выраженная в деньгах, есть его цена. Техническая сторона измерения деньгами стоимости товаров связана с масштабом цен, который представляет весовое количество денежного материала в денежной единице, принятой в стране. Масштаб цен устанавливается государством.

Как средство обращения деньги постоянно переходят из рук в руки, являясь мимолетным посредником при обмене товаров, что делает возможным замену полноценных денег договорными. Однако оплата товара наличными деньгами в момент покупки не всегда возможна. Часто продавец становится кредитором, а покупатель — заемщиком. При этом деньги выступают в функции средства платежа. Из этой функции выросли кредитные деньги: вексель, банкнота, чек.

Вексель- долговая расписка частного лица, содержащая обязательство уплаты определенной суммы в указанный срок.

Банкноты — банковские векселя, обеспечивающиеся всеми активами банка и обладающие способностью к свободному обращению.

Чек — письменное распоряжение владельца вклада своему банку о выдаче с его счета указанной суммы предъявителю чека.

Первоначально банкноты выпускались всеми банками вместо обычных денег, впоследствии их эмиссию (выпуск) стал осуществлять только центральный банк. Они приобрели силу законного и единственного платежного средства. Эволюция кредитных денег привела к появлению кредитных карточек, электронных чековых книжек. В современных условиях происходит сращивание функции средства обращения и функции средства платежа. Эту новую функцию денег стали называть средством обмена.

Функцию денег как средства образования сокровищ (средства накопления) в западной экономической литературе называют функцией средства сбережения. Рыночная система создает возможности и стимулы для превращения сокровищ в капитал, приносящий прибыль. При этом богатство может содержаться в различных формах: деньгах или реальных активах, включая недвижимость, ценные бумаги и т.д.

Функцию мировых денег выделяют лишь экономисты марксистского направления. Она связана с обслуживанием мировой торговли. Долгое время эту функцию отводили золоту, но теперь оно практически вытеснено из международных платежей и расчетов национальными валютами развитых стран.

Таковы основные причины возникновения рыночной системы. Однако, как показывает историческая практика, формирование рынка продолжается и для его нормального функционирования необходимо обеспечение целого ряда условий:

1. свобода экономической деятельности хозяйствующих субъектов;

2. их ответственность за итоги своей экономической деятельности, вплоть до ликвидации предприятия;

3. свободное ценообразование;

4. конкуренция товаропроизводителей, исключающая монополизм;

5. ограниченное прямое участие государства в хозяйственной деятельности;

6. активная ориентация национальной экономики на систему мирохозяйственных связей.

Субъектами рынка являются продавцы и покупатели. В ка­честве продавцов и покупателей выступают домохозяйства (в со­ставе одного или нескольких лиц), фирмы (предприятия), госу­дарство. Большинство субъектов рынка действуют одновременно и как покупатели, и как продавцы.

Объектами рынка являются товары и деньги. В качестве това­ров выступает не только произведенная продукция, но и факторы производства (земля, труд, капитал), услуги. В качестве денег — все финансовые средства, важнейшими из которых являются сами деньги.

Экономический кругооборот (кругооборот ресурсов и доходов) — круговое движение реальных экономических благ, сопровождающееся встречным потоком денежных поступлений и расходов. Это схематическое изображение взаимосвязанных основных рыночных потоков в экономике.

Простейшая модель экономического кругооборота представлена на схеме. В этом случае рыночный кругооборот включает следующие блоки: 1) домохозяйства; 2) фирмы; 3) рынок ресурсов; 4) рынок продуктов.

Домохозяйства рассматриваются как собственники всех ресурсов: труда, капитала, земли и предпринимательских способностей. За ресурсы, поставляемые на рынок ресурсов, домохозяйство получает денежный доход (заработную плату за труд, арендную плату за землю, процент за капитал, прибыль за предпринимательские способности). Денежный доход расходуется на приобретение товаров и услуг на рынке продуктов. Следовательно, домохозяйства формируют спрос на продукты и услуги и предложение на рынке ресурсов.

Фирмы организуют производство товаров и продают их на рынке продуктов. Выручка от продаж используется для покупки ресурсов, то есть превращается в издержки производства товаров. Фирмы формируют спрос на ресурсы и предложение товаров и услуг на рынке продуктов.

В процессе кругооборота формируются два потока: 1) против часовой стрелки — поток экономических ресурсов; 2) по часовой стрелке — поток денежных доходов, потребительских расходов и издержек производства.

Вмешательство государства в рыночную экономику существенно видоизменяет схему кругооборота.

Как один из участников кругооборота государство выполняет следующие функции:
— собирает налоги;
— перераспределяет доходы посредством трансфертных платежей;
— выплачивает заработную плату работникам госсектора и госслужащим;
— покупает на рынках экономические ресурсы и продукты;
— выступает в роли производителя общественных и квазиобщественных благ, а также других товаров и услуг.

Из анализа модели кругооборота делается два вывода.

Вывод первый. Материальные и денежные потоки динамично развиваются при достаточном равенстве совокупных доходов домашних хозяйств, фирм и государства совокупному объему производства. Совокупные расходы увеличивают занятость, объем производства и доходов. Из полученных доходов вновь финансируются расходы участников оборота, возвращаясь в виде дохода к владельцам факторов производства. Государство выполняет регулирующую функцию в сбалансировании совокупного спроса и совокупного предложения.

Вывод второй. В системе кругооборота взаимосвязи макроэкономических субъектов формируются два важнейших макроэкономических сектора экономики: реальный и финансовый (денежный). Первый определяется величиной ВВП, второй — количеством денег, необходимых для обслуживания внутреннего товарооборота. Оба сектора находятся в противоречивом единстве.

ВОПРОС 2. Деньги: сущность, функции. Предложение и спрос на деньги

Деньги – всеобщий эквивалент, отражающий стоимость всех товаров и обеспечивающий их обмен .

Сущность денег заключается: они являются всеобщим эквивалентом, средством для выражения стоимости любого товара, в том, что посредством денег происходит учет общественного труда частных товаропроизводителей, деньги являются инструментом регулирования экономических, а через них и общественных отношений. Деньги с экономической точки зрения следует рассматривать не как вещь, а как экономические отношения. Сущность денег лучше всего проявляется через выполняемые ими функции. Деньги выполняют функции: 1) средства обращения; 2) единицы счета; 3) меры отложенных платежей и 4) запаса ценности.

В качестве средства обращения (medium of exchange) деньги являются посредником в обмене товаров, в совершении сделок. Все покупается и продается за деньги. Альтернативой денежному обмену выступает бартер (обмен товара не на деньги, а на другой товар). Однако бартер связан со значительными издержками. С одной стороны, это потеря времени и усилий, т.е. альтернативные издержки, а, с другой стороны, это прямые трансакционные издержки (издержки по совершению сделки — transaction costs), к которым относятся, например, издержки «стоптанных башмаков». Для осуществления обмена товара на товар необходимо выполнение условия, которое известный английский экономист прошлого века, один из основоположников теории предельной полезности и математической школы в экономической теории Уильям Стенли Джевонс назвал «двойным совпадением желаний» (double coincidence of wills). Человек, желающий приобрести какой-либо товар должен найти такого продавца этого товара, который взамен согласился бы получить то, что производит данный человек. Например, сапожник, желающий купить хлеб, должен найти булочника, которому в обмен на продаваемый им хлеб нужны сапоги. Заболевший художник должен найти аптекаря, который согласится отдать ему лекарства в обмен на картины. А преподаватель макроэкономики, желающий сделать себе модную прическу, должен найти парикмахера, готового предоставить эту услугу за прослушивание лекции, например, по теории денег. Поиски могут длиться долго и не увенчаться успехом. Но при этом время будет потрачено, а башмаки стоптаны. Поэтому бартер является крайне неэффективной и нерациональной формой обмена.

Деньги — величайшее изобретение человечества. Появление денег в качестве посредника в обмене сняло проблему двойного совпадения желаний и ликвидировало издержки обмена. Любой товар можно продать за деньги, и на полученную сумму купить любой другой товар. Это свойство денег быстро и без издержек обмениваться на любой другой актив, реальный или финансовый, получил название абсолютной ликвидности (liquidity) – от английского слова «liquid», что означает «жидкий, текучий». Очевидно, что все активы обладают свойством ликвидности, поскольку рано или поздно их можно продать или обменять, но степень ликвидности у равных у разных активов разная. Свойством абсолютной ликвидности обладают только наличные деньги.

Второй функцией денег выступает то, что они являются измерителем ценности всех товаров и услуг, единицей счета (unit of account). Как масса измеряется в килограммах, расстояние – в метрах, а объем жидкости – в литрах, так ценность (стоимость) измеряется в определенном количестве денег. Пока деньги не начали выполнять эту функцию, стоимость каждого товара должна была измеряться в определенных количествах всех других товаров, производимых в экономике. Причем, человеку, желающему купить определенный товар или продать свой товар, необходимо было знать все эти пропорции обмена. Например, сколько стоит хлеб в рубашках, колбасе, сапогах, телевизорах, компьютерах и т.д. При денежном обмене такая необходимость исчезает. Достаточно знать лишь, на какое количество денег может быть обменен каждый товар. Единицей счета выступает денежная единица страны, т.е. национальная валюта (рубль в России, доллар в США, фунт стерлингов в Великобритании, тугрик в Монголии и т.п.). В условиях высокой инфляции, когда отсутствует стабильность национальной денежной единицы, в качестве дополнительной единицы счета может выступать стабильная денежная единица другой страны (например, доллар в России) или условная денежная единица (у.е.).

Третья функция денег – это функция средства платежа (standard of deferred payment), которая проявляется в использовании их при оплате отложенных платежей (уплате налогов, выплате долгов, получении доходов). Отличие этой функции от функции средства обращения заключается в том, что использование денег в качестве посредника в обмене предполагает одновременное движение товаров и денег, а при выполнении функции средства платежа либо движение товаров и движение денег по времени не совпадают (например, коммерческий кредит, т.е. кредит под товары), либо нет движения товаров, а есть только движение денег (например, банковский кредит). Функцию средства платежа деньги могут выполнять, поскольку они сохраняют свою ценность во времени. А это есть четвертая функция денег.

Четвертая функция денег состоит в том, что деньги представляют собой запас ценности (средство сохранения ценности) – store of value. Деньги являются финансовым активом, обладающим ценностью. Эта ценность состоит в их ликвидности, в их покупательной способности — в том, что на них в любой момент можно купить любой товар, услугу или ценную бумагу. В неинфляционной экономике эта ценность (покупательная способность) сохраняется и не меняется во времени. На одну и ту же сумму денег можно купить одно и то же количество товаров и через год, и через 5 лет. В условиях инфляции деньги теряют свою ценность, их покупательная способность уменьшается. Поскольку общий уровень цен растет, то на одну и ту же денежную сумму можно купить все меньше товаров. Накапливать обесценивающиеся деньги становится бессмысленно. И функцию запаса ценности (средства накопления) начинает выполнять не национальная валюта, а стабильная валюта другой страны. Кроме того, деньги не являются самым привлекательным финансовым активом, который следует держать на руках, поскольку они не приносят дохода. При этом существуют доходные финансовые активы, например, акции, приносящие доход в виде дивиденда и облигации, обеспечивающие процентный доход.

Наиболее важной является первая функция денег – функция средства обращения, поскольку она отличает денежные финансовые активы от неденежных. Однако все функции денег взаимосвязаны и взаимообусловлены. Деньги используются для совершения сделок, поскольку они служат единицей счета и измеряют ценность всех товаров, что возможно, так как деньги сами обладают ценностью, являясь финансовым активом, а поскольку они сохраняют свою ценность во времени, то могут использовать как мера отложенных платежей.

Спрос на деньги – это та сумма денег, которую фирмы, население считают целесообразным иметь у себя при данных экономических условиях, включая уровень доходов.

Две основные причины спроса на деньги:

1) Спрос на деньги как средство, необходимое для совершения сделок. Трансакционный или операционный спрос. Данный вид спроса на деньги зависит от уровня реального объема производства, абсолютного уровня цен и скорости обращения денег в движении доходов и не зависит от ставки процента (R).

2) Спрос на деньги как средство приобретения финансовых активов. Спекулятивный спрос. Он объясняется тем, что в условиях рынка каждый индивид формирует портфель финансовых средств (деньги, акции, облигации). Наиболее распространённая альтернатива деньгам – облигации (дают постоянный поток доходов). Ценой облигации выступает процентная ставка. Причем цена облигации и величина процентной ставки находятся в обратной зависимости.

Предположим, что есть некие стабильные государственные облигации, доход по которым сравнивается со ставкой процента (Rt – текущая ставка процента). Ожидается, что будущая ставка процента Re < Rt (упадёт), тогда это увеличивает ценность облигаций дающих постоянный поток доходов. Значит, субъект начнет приобретать облигации и уменьшать запасы денег, рассчитывая повысить в будущем свой доход. И наоборот, если Re > Rt то нужно ждать повышение ставки процента и ценность облигаций падает. Индивид будет продавать облигации по более высоким ценам и увеличивать денежные запасы. Таким образом, чем выше ставка процента, тем ниже спрос на деньги как средство сохранения богатства. На графике 1 это выглядит следующим образом:

График 1

Y – значение ВНП, которое никогда не может быть равно 0, то есть линия спроса лишь приближается к минимальному значению объема производства, Rmin – минимальная ставка процента. Если линия спроса приблизится к асимптоте на уровне минимальной ставки процента, то экономика попадет в так называемую «ликвидную ловушку».

Общий спрос на деньги (Мd) равен сумме делового и спекулятивного спроса на деньги и зависит от номинальной ставки процента и объема номинального ВНП (рис.1).

Деловой спрос на деньги (Мt) определятся уровнем номинального ВНП (прямо пропорционально).

Спекулятивный спрос на деньги (Мa)основан на обратной зависимости между номинальной ставкой процента и курсом облигаций.

а) деловой спрос; б) спрос на финансовые активы; в) общий спрос

Рис.1. Деловой спрос, спрос на финансовые активы и общий спрос на деньги

Предложение денег (МS) – это совокупность платежных средств, обращающихся в стране в данный момент. Под предложением денег понимается и денежная масса, находящаяся в обращении и складывающаяся из соответствующих денежных агрегатов (М1, М2, М3 и т.д.).

Предложение денег графически отображается обычно вертикальной прямой, поскольку предполагается, что на каждый данный момент создано определенное, фиксированное количество денег, сформированное на основе эмиссии денег (выпуск денег в обращение) при монетарной политике, направленной на поддержание неизменной массы денег в обращении (см. график 2)

График 2

Предложение денег не зависит от ставки процента. Реально предложение денег зависит от целей, которые ставятся в рамках кредитно-денежной политики конкретной страны.

Равновесие денежного рынка – это положение на денежном рынке, когда количество предлагаемых денежных средств равно количеству денег, которое желают иметь у себя на руках население и предприниматели.

Равновесие на денежном рынке достигается в точке пересечения спроса и предложения денег, в этой точке устанавливается равновесная процентная ставка. Если спрос на деньги растет, то будет расти и процентная ставка и наоборот.

Если предложение денег возрастет, то график предложения денег переместиться из положения МSе в положение М1. И наоборот при снижении предложения денег график сместиться влево в положение МS2. Если предложение денег больше спроса (избыток) люди стремятся освободиться от денег: покупают облигации и другие ценные бумаги, цена облигаций растёт, а ставка процентная (R) падает. По мере падения ставки процента возрастает спрос на деньги.

Если предложение денег меньше спроса (недостаток) людям нужны деньги, они начинают продавать облигации, акции (их цена падает), а ставка процента растёт, если ставка процента растёт, спрос на деньги падает.

Воздействие инструментов фискальной политики на совокупное предложение

Следует иметь в виду, что такие инструменты фискальной политики как налоги и трансферты действуют не только на совокупный спрос, но и на совокупное предложение. Как уже отмечалось, сокращение налогов и увеличение трансфертов могут использоваться для стабилизации экономики и борьбы с циклической безработицей в период спада, стимулируя рост совокупных расходов, а, следовательно, деловую активность и уровень занятости. Однако следует иметь в виду, что в кейнсианской модели одновременно с ростом совокупного выпуска снижение налогов и рост трансфертов обусловливает рост уровня цен (от Р1 до Р2 на рис. 1.4 (а)), т.е. является проинфляционной мерой (провоцирует инфляцию). Поэтому в период бума (инфляционного разрыва), когда экономика «перегрета» (рис. 1.4 (б)), в качестве антиинфляционной меры (уровень цен снижается от Р1 до Р2) и инструментов снижения деловой активности и стабилизации экономики может использоваться увеличение налогов и снижение трансфертов .

Рис. 1.4. Кривая Лаффера

Однако поскольку фирмы рассматривают налоги как издержки, то рост налогов ведет к сокращению совокупного предложения, а сокращение налогов — к росту деловой активности и объема производства. Подробное изучение воздействия налогов на совокупное предложение принадлежит экономическому советнику президента США Р.Рейгана, американскому экономисту, одному из основоположников концепции «экономической теории предложения» («supply-side economics») Артуру Лафферу. Лаффер построил гипотетическую кривую (рис. 1.4), с помощью которой показал воздействие изменения ставки налога на общую величину налоговых поступлений в государственный бюджет. (Гипотетической эта кривая называется потому, что свои выводы Лаффер делал не на основе анализа статистических данных, а на основе гипотезы, т.е. логических рассуждений и теоретического умозаключения).

Используя налоговую функцию: Т = t Y, Лаффер показал, что существует оптимальная ставка налога (t опт.), при которой налоговые поступления максимальны (Т max.). Если увеличить ставку налога, то уровень деловой активности (совокупный выпуск) снизится, и налоговые поступления сократятся, поскольку уменьшится налогооблагаемая база (Y). Поэтому в целях борьбы со стагфляцией (одновременным спадом производства и инфляцией) Лаффер в начале 80-х годов предложил такую меру, как снижение ставки налога (и подоходного, и на прибыль корпораций) .

Рис. 1.5. Воздействие снижения налогов на совокупное предложение

Дело в том, что в отличие от воздействия снижения налогов на совокупный спрос, увеличивающего объем производства, но провоцирующего инфляцию, влияние этой меры на совокупное предложение имеет антиинфляционный характер (рис. 1.5), т.е. рост производства (от Y1 до Y*) сочетается в этом случае со снижением уровня цен (от Р1 до Р2) .

ВОЗДЕЙСТВИЕ НАЛОГОВ НА ЭКОНОМИКУ

А. Верны ли следующие утверждения (да, нет)?

A1S. Налоги воздействуют как на совокупный спрос, так и на совокупное предло­жение.

А16. Последствия изменения совокупного спроса и совокупного предложения в ре­зультате сокращения налогов одинаковые.

А17. Налоги оказывают косвенное воздействие на совокупный спрос.

А18. Чем выше ставка налога, тем больше налоговые поступления в бюджет.

А19. При спаде налоги следует увеличить, чтобы увеличивались доходы государст­венного бюджета.

А20. Налоги являются инструментом стабилизации экономики.

А21. Рост индивидуальных налогов сокращает и потребление, и сбережения.

А22. Снижение индивидуальных налогов увеличивает и потребительские, и инвести­ционные расходы.

А23. Высокие налоговые ставки уменьшают дефицит государственного бюджета, да­же несмотря на сокращение совокупного дохода.

А24. Налоговые поступления увеличиваются в период подъема и сокращаются в пе­риод спада.

А25. Повышение ставки подоходного налога ведет к росту объема выпуска и уровня доходов, однако дефицит государственного бюджета уменьшается.

А2б. Рост доходов ведет к сокращению суммы налоговых поступлений.

А27. Повышение ставки подоходного налога ведет к сдвигу кривой совокупного спроса влево.

А28. В модели, изучающей экономику со стороны совокупного спроса, снижение на­логов является проинфляционной мерой.

А29. Кривая Лаффера описывает связь между ставками налогов и величиной нало­говых поступлений в бюджет.

АЗО. Кривая Лаффера показывает, что снижение налоговой ставки может увеличи­вать сумму налоговых поступлений в бюджет.

А31. Сторонники теории “экономики предложения” утверждают, что снижение на­логов сокращает совокупное предложение и поэтому снижает уровень инфляции.

А32. В отличие от кейнсианцев, сторонники теории “экономики предложения” рас­сматривают снижение налогов в качестве антиинфляционной меры.

АЗЗ. Снижение налогов может быть использовано в качестве меры борьбы как с без­работицей, так и с инфляцией.

Б. Выберите единственный правильный ответ

Б24. Налоги не могут служить инструментом:

а) стимулирования экономического роста;

б) обеспечения равенства в распределении доходов;

в) стабилизации экономики;

г) обеспечения эффективного распределения ресурсов;

д) нет верного ответа.

Б25. Изменение налогов воздействует на:

а) совокупный спрос;

б) совокупное предложение;

в) состояние государственного бюджета;

г) уровень цен;

д) все ответы верны.

Б26. Снижение налогов сдвигает:

а) кривую совокупного предложения вправо, а кривую совокупного спроса влево;

б) вправо и кривую совокупного предложения, и кривую совокупного спроса;

в) влево и кривую совокупного предложения, и кривую совокупного спроса;

г) кривую совокупного предложения влево, а кривую совокупного спроса вправо;

д) кривую совокупного спроса вправо, но не сдвигает кривую совокупного пред ложения.

Б27. Снижение налогов ведет к:

а) сокращению объема выпуска и росту уровня безработицы;

б) сокращению объема выпуска, но уровень безработицы не изменится;

в) росту объема выпуска и уровня безработицы;

г) росту объема выпуска и снижению уровня безработицы;

д) снижению уровня безработицы, но объем выпуска не изменится.

Б28. Если правительство предполагает повысить объем выпуска, оно должно умень­шить:

а) налоги;

б) трансфертные платежи;

в) государственные закупки;

г) величину дефицита государственного бюджета;

д) верны ответы а и г.

Б29. Представители кейнсианского направления рассматривают воздействие нало­гов на:

а) совокупный спрос;

б) совокупное предложение;

в) экономический рост;

г) состояние государственного бюджета;

д) все ответы верны.

БЗО. Результатом снижения налогов в кейнсианской модели является рост:

а) совокупных расходов;

б) фактического объема выпуска;

в) потенциального объема выпуска;

г) все предыдущие ответы верны;

д) верны ответы ап б,

Б31. Кривая Лаффера отражает зависимость между налоговой ставкой и:

а) уровнем деловой активности;

б) уровнем совокупного дохода;

в) величиной налоговых поступлений в бюджет;

г) все предыдущие ответы верны;

д) нет верного ответа.

Б32. Гипотеза Лаффера показывает воздействие изменения налогов на:

а) совокупный спрос;

б) совокупное предложение;

в) сальдо государственного бюджета;

г) все предыдущие ответы верны;

д) верны ответы б п в.

БЗЗ. Результатом снижения налогов в модели сторонников теории “экономики пред­ложения” является:

а) снижение уровня цен;

б) рост налоговых поступлений;

в) увеличение фактического объема выпуска;

г) рост уровня деловой активности;

д) все ответы верны.

Б34. Согласно воззрениям сторонников теории “экономики предложения” рост на­логовых ставок ведет к тому, что налоговые поступления в бюджет.

а) увеличиваются, поскольку возрастает доля дохода, перечисляемого государству домохозяйствами и фирмами;

б) уменьшаются, поскольку снижается уровень деловой активности в экономике и поэтому налогооблагаемая база;

в) не меняются, поскольку рост налоговых поступлений от увеличения налоговой ставки компенсируется сокращением доходов бюджета в результате сокращения уровня деловой активности;

г) определенно сказать нельзя, поскольку сумма налоговых поступлений в бюджет определяется не величиной ставки налога, а только фазой экономического цикла.

Б35. Согласно воззрениям сторонников теории “экономики предложения” сниже­ние налоговых ставок может быть использовано в качестве инструмента:

а) сокращения безработицы;

б) уменьшения дефицита государственного бюджета;

в) снижения уровня инфляции;

г) преодоления стагфляции;

д) все ответы верны.

Кривая Лаффера

Сумма собранных налогов тесно связана с размером налоговых ставок. Повышение налоговых ставок только до определённого момента может вести к росту суммы собранных налогов. Дальнейшее повышение налоговых ставок сверх определённого уровня может подорвать стимулы к деятельности, в результате чего общая сумма налоговых поступлений уменьшается. Это затрудняет решение государством стоящих перед ним задач, увеличивается объём теневой экономики, иногда производственная деятельность вообще теряет смысл. Зависимость налоговых поступлений от ставок налогов исследовал экономист А. Лаффер и показал, что не всегда повышение ставки налога ведёт к росту дохода государства. Согласно концепции Лаффера стремление правительства пополнить казну, увеличивая налоговый пресс, может привести к противоположным результатам. Это и продемонстрировал американский учёный при помощи своей известной кривой (рис. 2).

Кривая А. Лаффера — график, показывающий функциональную, связь между налоговыми ставками и объёмом налоговых поступлений, выявляющий такую ставку, при которой налоговые поступления достигают максимума и создаются наиболее благоприятные условия для предпринимательства.

На рис. 2 графически представлена интерпретация основной идеи Лаффера.

При высокой ставке подоходного налога (более 50%) резко снижается деловая активность фирм и населения. Кривая Лаффера отражает зависимость поступлений в бюджет сумм налогов от ставок подоходного налога. При повышении государством ставки налога на одну денежную единицу дохода совокупные налоговые поступления вначале возрастают. Однако по достижении определенного уровня ставка налога начинает оказывать противоположный эффект: уменьшается количество людей, желающих работать, а те, кто уже работает, устраивают стимулы к сверхурочной работе. В результате сокращается налогооблагаемая база, и государственные налоговые поступления падают, несмотря на высокую ставку налога.

Если налоговая ставка превышает некую границу, поступления начнут уменьшаться. А. Лаффер доказал, что один и тот же доход может быть достигнуть и при достаточно низкой, и при высокой налоговых ставках (см. график).

Действительно, равенство бюджетных поступлений достигается при очень разных по уровню налоговых ставках. Дело в том, что более низкая налоговая ставка увеличивает число объектов налогообложения, привлекая всё больше предпринимателей. И, наоборот, с ростом налогов часть предпринимателей разоряется, уходит в теневую экономику, стимулы к труду угасают.

Как показывает кривая Лаффера, снижение налоговых ставок может стимулировать рост производства и, значит, расширить налоговую базу. Почему же правительство не снижает ставки налогов?

Закономерность, открытая американским экономистом Лаффером, действительно существует. Правительство тоже хотело бы снизить налоги, чтобы предприятиям оставалось больше денег на расширение производства. Да и не только члены правительства — многие сейчас ссылаются на кривую Лаффера, показывающую, что чем выше налоги, тем меньше экономическая активность, а чем ниже, тем он больше. Но вопрос далеко не так прост, как думают те, кто знает об этой кривой понаслышке. Во-первых, она имеет форму дуги и показывает, что наилучший экономический результат достигается не когда налоги самые низкие, а когда они оптимальные. Во- вторых, ошибаются те, кто доказывает, будто есть один, на все случаи и для всех стран оптимальный, уровень налоговых изъятий (не верьте, если прочитаете, будто Лаффер доказывал, что этот процент должен быть не выше 35, или 40, или 20). Ничего подобного он не утверждал. В-третьих, и это главное, экономика очень сложна, никто не может точно сказать, увеличится ли вообще, и если да, то насколько, выпуск продукции при снижении налогов на такой-то процент и хватит ли собранных налогов для удовлетворения всех нужд государства: военных, социальных и др.

Иногда предлагают: давайте немного снизим налоги и посмотрим, что получится: если дела пойдут в нужном направлении, ещё снизим; если нет, вернёмся на исходные позиции. Но беда в том, что при снижении налогов может потребоваться много месяцев (экономисты называют это время «лагом»), прежде чем такая операция скажется на уровне производства. Тут важно позаботиться о том, чтобы все связанные со снижением налогов работы проводились быстро и оперативно.

Снижение налогов — важная стратегическая задача. Но для её решения надо существенно сократить государственные расходы — на управление, на военно-промышленный комплекс, на армию (несмотря на то, что многое сделано было до сокращение ВПК в первые годы реформы, он до сих пор бесплодно перемалывает огромные средства, остающиеся главной статьёй расходов федерального бюджета в ущерб культуре, науке, здравоохранению и т.п.). Только при этом условии существенное снижение налогов может привести к положительным социальным результатам.

Но чтобы закономерность, открытая Лаффером, начала действовать в российских условиях, надо сперва побороть инфляцию, при которой капиталовложения в производство не эффективны, следовательно, его расширение невозможно. Сокращение налогов в условиях инфляции приведёт только к тому, что высвобождённые средства предприятий будут пущены в быстрый оборот и на удовлетворение потребительских нужд их руководства и коллективов, но не в инвестиции. Между тем, государственный бюджет не сможет выполнять свои функции, инфляция усилится, и народное хозяйство попадёт в заколдованный круг: дефицит государственного бюджета — инфляция — сокращение производства — дефицит.

Есть надежда, что при устойчивом доведении темпа инфляции до более или менее приемлемого уровня можно будет поставить вопрос об ослаблении налогового бремени. Если, конечно, под влиянием искусственного кризиса неплатежей правительство не пойдёт на дополнительную эмиссию денег, которая с неизбежностью приведёт к новому взлёту инфляции. И тогда движение по заколдованному кругу продолжится.

Критики идей Лаффера выдвинули ряд возражений. Во-первых, так ли эластично предложение труда, чтобы его реакция на снижение налоговых ставок вызвала значительный рост деловой активности? Эмпирические исследования показали, что нет однозначной зависимости между снижением налоговых ставок и увеличением предложения труда. Одни группы людей при ослаблении налогового бремени действительно готовы больше трудиться, в то время как другие, почувствовав себя богаче (увеличился располагаемый доход), предпочитают больше времени отводить досугу. Во-вторых, снижение налоговых ставок — это мероприятие, имеющее длительный лаг воздействия. Увеличение совокупного предложения возможно лишь в отдалённой перспективе, а не сразу же после снижение ставок. Следовательно, на краткосрочных временных интервалах возникает опасность сокращения доходов, поступающих в казну. В-третьих, кто может со стопроцентной уверенностью сказать, что существующая налоговая система соответствует тому отрезку кривой Лаффера, который находится выше А (рис. 2)? А если в действительности налоговая система соответствует тому участку кривой, который расположен, ниже точки М? Ведь тогда снижение налоговых ставок неизбежно вызовет уменьшение налоговых поступлений в бюджет.

Кривая Лаффера не даёт ответа на вопрос, при какой ставке налогов поступления максимальны, ибо такая ставка налогов различна для разных стран и зависит от многих факторов: размеров и структуры госсектора экономики, типа фискальной политики и др. Американцы, например, считают, что при такой ставке налога, как в Швеции (75 %), в США никто бы не стал работать в легальной экономике.

Недостаток теории А. Лаффера — невозможность назвать критическую величину ставки. Однако есть признаки, по которым можно определить, превышена ли она:

a) При повышении налоговой ставки поступления в бюджет растут непропорционально медленно или, хуже того, сокращаются;

b) Снижаются темпы экономического роста, уменьшаются долгосрочные вложения капитала, ухудшается материальное положение населения;

c) Растет теневая экономика — скрытое и явное уклонение от уплаты налогов.

Следовательно, существуют объективные границы взимания налогов, которые позволяют, с одной стороны, увеличить доходы, с другой — заинтересовать предпринимателей в развитии производства, оживлении экономики.

Следуя этим выводам, многие государства стараются сделать предпринимательскую деятельность привлекательной, а налоги — унифицированными, стабильными, лёгкими и гибкими.

Поскольку А. Лаффер был одним из весьма влиятельных консультантов администрации Р. Рейгана, его идеи в значительной мере были воплощены в налоговых реформах, проведённых США в 1981 и 1986 г.

Каков же результат применения на практике идеи снижения налоговых ставок для стимулирования совокупного предложения? Он оказался не совсем таким, как предполагалось в теоретических построениях А. Лаффера. Накопленный за первые шесть лет правления администрации Рейгана дефицит госбюджета оказался больше, чем суммарный государственный долг за 200 лет существования США, включая государственный долг, необходимый для финансирования двух мировых войн (к 1987 г. государственный долг США составил 2,4 трлн. долл.).

Эмпирические исследования, посвящённые влиянию снижения налоговых ставок на поступления в государственный бюджет, показали, что для экономики США 1980-х гг. налоговая система находилась ниже точки А. Таким образом, снижение ставок не привело к росту налоговой выручки государства. Очевидно, снижение налогового бремени не даёт краткосрочного эффекта (в смысле быстрого наполнения доходов государственного бюджета) и проявляется в полной мере (при прочих равных условиях) лишь в долгосрочном аспекте.

В 2002-2003 гг. администрация Дж. Буша осуществляла политику налоговых ставок для стимулирования экономической активности. Однако поступления в государственный бюджет не смогли превысить расходы, увеличившиеся в связи с ростом затрат на оборону, расходами на борьбу с терроризмом и др. Дефицит федерального бюджета США к 1 октября 2004 г. составлял около 413 млрд. долл.

Что же, гипотеза Лаффера совсем неверна? Нет, такой вывод был бы не вполне корректным. Ведь, действительно, государственные доходы могут быть максимизированы только при некотором оптимальном уровне ставки налога. Не обязательно максимальная налоговая ставка ведёт к максимизации доходов государства. Это бесспорно, и кривая Лаффера наглядно свидетельствует о правоте этого утверждения. Главная трудность — найти ту точку, в которой действительно находится экономика (точнее, налоговая система страны), и соответственно определить оптимальный уровень налоговой ставки.

Кривая Лаффера — графическое отображение зависимости между налоговыми поступлениями и динамикой налоговых ставок. Концепция кривой подразумевает наличие оптимального уровня налогообложения, при котором налоговые поступления достигают максимума. Зависимость выведена американским экономистом Артуром Лаффером, хотя сам он признавал, что его идея присутствует уже у Кейнса и даже у средневекового арабского учёного Ибн Хальдуна.

Сторонниками снижения налогов и стимулирования инвестирования являются представители школы предложения. Они считают, что нужно отказаться от системы прогрессивного налогообложения (именно получатели крупных доходов — лидеры в обновлении производства), снизить налоговые ставки на предпринимательство, на заработную плату идивиденды. Требуется стимулировать инвестиционный процесс, желание иметь дополнительную работу и дополнительный заработок. В своих рассуждениях теоретики опираются на кривую А. Лаффера. При сокращении ставок база налогообложения в конечном счете увеличивается (больше продукции — больше налогов). Высокие налоги снижают базу налогообложения и доходы государственного бюджета.

Изъятие у налогоплательщика значительной суммы доходов (порядка 40—50 %) является пределом, за которым ликвидируются стимулы к предпринимательской инициативе, расширению производства. Образуются целые группы налогоплательщиков, занятых поиском методов ухода от налогообложения и стремящихся концентрировать финансовые ресурсы в теневом секторе экономики. Однозначного ответа, какое значение эффективной ставки является критическим, не существует. Если исходить из концепции Лаффера, изъятие у производителей более 35—40 % добавленной стоимости провоцирует невыгодность инвестиций в целях расширенного воспроизводства, что равносильно попаданию в порочный круг — так называемую «налоговую ловушку».

Налоговая нагрузка и уровень жизни

Обычно считается, что отношение налогоплательщиков к системе налогообложения страны характеризует величину сосредоточенных в этом секторе средств по отношению к ВВП. Для налогоплательщиков привлекательной является низкая налоговая нагрузка (на уровне 15 %). Однако государство при данном уровне нагрузки располагает минимальными возможностями управления развитием экономики. Поэтому высокоразвитые государства стремятся поднять уровень налоговых поступлений, одновременно увеличивая возврат в экономику, социально-культурную сферу части средств, поступивших в бюджет. Это определяет и рост уровня жизни населения, что наглядно видно из данных таблицы. Из таблицы также ясно, что нет явной связи между уровнем жизни, развития экономики и уровнем налогов. Это объясняется наличием множества других факторов влияющих на уровень жизни, помимо налогов. Очевидно, что вне зависимости от налоговой политики уровень жизни населения сравнительно бедных стран, как Турция, не сможет быстро достигнуть высоких стандартов США и Европы.

Влияние налоговой нагрузки на эффективность развития экономики

Страна

Налоговая нагрузка (% ВВП)

Уровень жизни, долл.

Швеция

51,0

Финляндия

47,3

Бельгия

46,6

Франция

44,1

Австрия

42,8

Германия

39,3

Мексика

39,3

Испания

35,8

США

31,8

Турция

22,2

Канада

16,0

Фискальная политика — целенаправленное манипулирование государственными расходами и налоговыми поступлениями для обеспечения полной занятости, стабильности цен и экономического роста.

Повышение налоговых ставок до определенного момента будет вести к увеличению собранных налогов. Дальнейший рост налогов подрывает стимулы к производственной деятельности (так как большая часть дохода должна быть перечислена в государственный бюджет), тормозит рост научно-технического прогресса, замедляет экономический рост и ведет к уменьшению поступлений налогов в бюджет.

Данная зависимость выражается в Кривой Лаффера.

На уровне размер налоговых ставок оптимален и обеспечивает наибольшее поступление денежных средств в бюджет.

Налоговые поступления возрастают в периоды экономического подъема и сокращаются в периоды спада.

А трансфертные платежи, напротив, сокращаются в периоды экономического роста и увеличиваются в периоды спада.

Ставки налогов и кривая Лаффера

Налоговой ставкой, или средней налоговой ставкой, называют долю собранного налога в стоимости налогооблагаемого объекта. Другими словами, налоговая ставка показывает какую часть стоимости налогоплательщик выплачивает в виде налога.

Если — это общая сумма собираемого налога, — доход индивида или прибыль предприятия, то ставку налога можно рассчитать по следующей формуле:

Возникает вопрос, какова же должна быть ставка налога? Во-первых, ставка налога должна обеспечить поступление в государственную казну определенной суммы денег, необходимой для выполнения государством своих функций. Во-вторых, следует учитывать, что высокие ставки снижают экономическую активность в стране.

Американский экономист Артур Лаффер предположил, что между ставкой налога и налоговыми поступлениями существует не линейная, а более сложная связь.

Кривая Лаффера

Нелинейная зависимость говорит о том, что после некоторого значения налоговой ставки tоптим. общие налоговые поступления начинают снижаться. При высоких налоговых ставках будут действовать причины, описанные ранее: экономические агенты либо вообще прекращают свою деятельность, либо уходят в теневой сектор. При ставке налога равной 100% вообще нет смысла прилагать какие-либо усилия, поскольку весь доход будет изъят.

Кривая Лаффера представляет собой красивую модель, однако на практике она почти не применима, так как вывести эту кривую применительно к реальной экономике практически невозможно. Не известна также и та критическая точка, после которой налоговые поступления начинают снижаться. Считается, на основании проводившихся эконометрических расчетов, что оптимальная ставка лежит в интервале 35-45%.

Данный график ясно свидетельствует, что при нулевой налоговой ставке государство не соберет ни цента, сколь бы велика ни была налоговая база, т.е. число налогоплательщиков. Точно такой же результат будет и в противоположном конце налоговой шкалы – при стопроцентной налоговой ставке, потому что никто не будет работать бесплатно, и экономическая активность полностью замрет (т.е. налоговая база сузится до нуля).

Между этими крайностями существуют два показателя налоговых ставок, которые при разных подходах дадут одинаковый уровень налоговых поступлений: повышенная налоговая ставка при узкой налоговой базе и пониженная налоговая ставка при обширной налоговой базе.

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *