Креативный это какой

Креативность с точки зрения психологии

Явление это психическое, и психология давно и успешно его изучает. Начнем с того, что понятие «креативность» дословно можно перевести несколько корявым русским словом «творческость». Но креативность, хоть и связана с творчеством, не является его синонимом.

Под творчеством обычно понимают особый вид активности, направленной на создание чего-либо нового: новых вещей, идей, способов деятельности и т. д. Термин «креативность» ввел известный психолог, исследователь творчества Дж. Гилфорд в 50-х годах XX века. Он объединил под этим понятием качества личности, обеспечивающие человеку возможность создавать новое, оригинальное, нестандартное.

Креативность и творчество: в чем их различие

Если говорить кратко, то творчество – это особый вид деятельности, а креативность – способность к этой деятельности. Причем не только некий внутренний потенциал и готовность творить, но и совокупность психических качеств, обеспечивающих внешнюю активность, целеустремленность, решительность, потребность в креативной деятельности.

Поэтому далеко не всех людей, обладающих высоким творческим потенциалом, можно отнести к креативам, а только тех, кто достаточно активен, чтобы воплощать свои идеи в жизнь, организовывать и вести проекты, отстаивать свою точку зрения.

Креативность включает в себя не только качества личности, связанные непосредственно с творческим процессом, но и такие особенности, которые обеспечивают человеку высокий уровень активности: уверенность в себе, высокую самооценку и позитивный настрой.

Креативность и интеллект

Интеллект долгое время считался (да и сейчас считается) важнейшим качеством профессионала. Как способность к умственной деятельности, он необходим в любой сфере, но его недостаточно для успеха и тем более для творчества. Довольно долго коэффициент интеллекта – IQ – был определяющим фактором при приеме на работу специалиста. Иметь высокий IQ было престижно, и это открывало перед человеком широкие возможности.

Но к 50-м годам прошлого века стало ясно, что в тех сферах, которые требуют творческого подхода, специалисты-интеллектуалы далеко не всегда эффективны. Психологи Дж. Гилфорд и Э. Торренс (США) провели масштабные многолетние исследования, которые продемонстрировали, что, оказывается, способность к творчеству напрямую не связана с уровнем интеллекта. И нередко люди с высоким IQ (более 150 %) оказывались слишком рациональны для творчества, слишком прагматичны, расчетливы и… логичны. Но и низкий уровень интеллекта — менее 100 % — тоже не способствовал креативности.

Чтобы установить критерии креативности и связь этого качества с интеллектом, Дж. Гилфорд и Э. Торренс разработали специальные тесты, определяющие уровень творческой активности, и ввели понятие «коэффициента креативности» (Cr), аналогичного IQ. Как показали исследования, в которых принимали участие более 150 тыс. человек, наиболее оптимальным для творчества является уровень интеллекта чуть выше среднего. Но обязательное условие креативности – склонность человека к особому типу мышления, которое Дж. Гилфорд назвал дивергентным – разнонаправленным.

Структура креативности

Как и любая другая способность, креативность представляет собой совокупность качеств личности. Можно выделить три группы индивидуально-психологических особенностей, которые обеспечивают успех в творческой деятельности: когнитивные, эмоциональные и волевые.

Когнитивный компонент

Cognito с латинского переводится как «познание», а когнитивные способности связаны с развитием познавательных процессов, которые в структуре креативности занимают основное место. К ним в первую очередь относится особый тип мышления, характерный для творческих людей.

Творческое мышление

Дж. Гилфорд называл мышление, лежащее в основе творческих способностей, дивергентным (направленным в разные стороны), Э. де Боно – латеральным (боковым) или нешаблонным, Т. Бьюзен – радиантным. Несмотря на различие терминов, суть этого типа мышления одна – оно нелинейное, в отличие от однонаправленного, строгого и упорядоченного логического.

Творческое мышление отличается также рядом особенностей, которые позволяют обладающим им людям принимать нестандартные решения и рождать оригинальные идеи.

  • Оригинальность – не просто способность находить новые решения и создавать новые образы, но и потребность в этом, а также спонтанность нестандартного мышления.
  • Дивергентность – умение видеть разные варианты развития событий и пути решения задач.
  • Гибкость – способность переключаться с одной проблемы на другую, искать ответы в разных областях знания, тем самым делая мыслительный процесс более эффективным.
  • Быстрота – высокая скорость мышления и психических реакций в целом.
  • Ассоциативность – способность создавать связи-ассоциации между различными блоками информации и сферами знаний, включать в мыслительный процесс неожиданно возникающие образы и идеи.
  • Образность – преобладание и развитость образного мышления; в творчестве доминируют не логические понятия, а образы, именно в такой форме возникают новые идеи.

Сочетание этих качеств создает совершенно особый тип мышления, который присущ креативам. Оно кажется странным, нелогичным, но эффективно, когда стоит сложная проблема, требующая творческого подхода. Именно поэтому творческие люди часто затрудняются в решении тестовых заданий на уровень интеллекта, так как эти задания предполагают одно, единственно верное решения. А креатив видит несколько вариантов решения и сталкивается с проблемой выбора.

Воображение

Другим важным познавательным процессом в структуре когнитивного компонента творческих способностей является воображение. Как процесс создания новых образов, оно считается основой творчества, его внутренним ядром. Воображение позволяет человеку комбинировать элементы своего опыта, создавая совершенно новые конструкции, наделенные оригинальными свойствами и качествами. Ни один вид творческой деятельности невозможен без хорошо развитого воображения.

Восприятие, внимание и память

Другие познавательные процессы также играют важную роль, потому что они обеспечивают получение и сохранение информации – необходимого материала для творчества. Можно говорить даже об особом типе творческого восприятия, которое позволяет креативу видеть в окружающем мире то, что не замечают люди с низким уровнем креативности.

В психологии есть такое понятие, как сензитивность, то есть чувствительность к внешним раздражителям или воздействиям. Высокий уровень сензитивности является частью творческих способностей. Креативы способны почувствовать мельчайшие изменения в окружающем мире – они видят множество оттенков цвета, слышат нюансы звуков, замечают смену настроения окружающих людей. Творческие люди открыты любому новому знанию, поступающему из внешнего мира или рожденному собственным мышлением. Такая чувствительность во многом врожденная и связана с особенностями процессов высшей нервной деятельности. Но при желании сензитивность можно развить, если знать, что и как развивать.

Эмоциональный компонент

Творческие способности не ограничиваются познавательной сферой. Креативность – это не только творческое мышление, особое восприятие мира и развитое воображение. Когнитивные процессы создают потенциал, возможность для творчества, а вот добьется ли человек успеха в каком-то виде творческой деятельности, во многом зависит от его эмоциональных и волевых качеств.

С точки зрения эмоциональной сферы творческих людей отличают следующие индивидуальные особенности:

  • высокий эмоциональный тонус и позитивный настрой;
  • яркость и сила эмоций, что позволяет говорить о креативах как о людях с горящими сердцами;
  • принятие мира и себя в этом мире, что в свою очередь обуславливает высокую самооценку;
  • способность использовать творческую деятельность как «лекарство» от плохого настроения, хандры и упадка сил;
  • активная жизненная позиция, непримиримость в отстаивании своей точки зрения, упорство и даже упрямство.

Сильные эмоции поддерживают высокий уровень активности творческих личностей, позволяют им выделяться на фоне толпы, делают их жизнь яркой, живой, разнообразной. Но с другой стороны, постоянная высокая активность и накал эмоций создают опасность «выгорания», перегрузки нервной системы и своеобразного отката, который нередко выражается в апатии и даже депрессии. Такое, увы, случается с творческими личностями, если они не владеют методами релаксации, снятия эмоционального напряжения.

Очень важно и развитие волевых качеств, которые играют значительную роль в регуляции творческой активности.

Волевой компонент

Волевые качества личности в структуре креативности выполняю две функции: побуждающую и тормозящую. Побуждающая проявляется в поддержании активности, которая необходима для реализации творческого замысла. Недостаточно найти оригинальное решение, нужно его еще воплотить в жизнь.

Какой бы «шедевральной» ни была задумка художника или скульптора, она станет произведением искусства только в результате упорной работы творца. Гениальная книга рождается в голове, но она станет доступна читателям только после многих дней и ночей напряженной работы, после того, как писатель докажет издателю необходимость публикации своего шедевра и книга будет отредактирована, сверстана, а тираж отпечатан. Как бы ни было важно изобретение, оно не станет реальностью и не будет доступно людям, если ученый или конструктор не приложит к этому усилий.

Никто никогда не узнает, сколько великих изобретений и гениальных произведений искусства так и остались «на диване», не став реальностью, потому что их творец был для этого слишком ленив.

Вот для активизации продуктивной деятельности, направленной на реализацию замысла, и необходимы волевые качества:

  • самостоятельность;
  • инициативность;
  • решительность;
  • уверенность в себе;
  • упорство;
  • настойчивость.

Способность и желание идти к успеху, невзирая на трудности, недоверие и скептицизм окружающих – это то, что отличает креативов и без чего невозможна продуктивная творческая деятельность. Ведь творчество – это создание нового, а новое всегда воспринимается с недоверием. Такова консервативная природа общества, и этот консерватизм и косность вполне обоснованы, так как не всегда новое безопасно.

Развитие креативности

Вопрос развития творческих способностей долгое время вообще не рассматривался, так как эти способности считались особым даром, врожденным или данным Богом. И действительно, в силу особенностей психики есть люди, в большей степени предрасположенные к творчеству. Однако в настоящее время психологи доказали, что креативность в той или иной мере присуща всем людям. Можно сказать, что способность к творчеству – одна из базовых характеристик человека как вида. И именно она обеспечивает поступательное развитие цивилизации.

Но все же творческий потенциал у всех разный, да и не все оказались в детстве в благоприятных условиях для его реализации. Поэтому развитие креативности является довольно актуальной проблемой.

Начиная с середины XX века, в психологии активно разрабатываются методики развития творческих способностей. Большинство тренингов направлены на формирование творческого мышления, развитие воображения и способности поиска оригинальных решений.

Нестандартность, нешаблонность творческого мышления обусловила и своеобразие упражнений по его развитию, которые часто напоминают игры. С несколькими подобными упражнениями я вас познакомлю. Приступая к их выполнению, помните, что творчество лежит за пределами строгой классической логики. Задача этих упражнений — освободить наши мысли, направить их в сторону от проторенной дороги обыденности.

Упражнение «Увидеть необычное»

Это упражнение можно выполнять дома на диване, у компьютера, по дороге на работу и в свободную минутку в офисе – где угодно. Посмотрите вокруг. На первый взгляд, вас окружают привычные вещи, примелькавшиеся люди и обычные детали интерьера. А на второй или на третий?

Сосредоточьтесь, посмотрите внимательнее и обязательно заметите что-то необычное или интересное. Вот на рабочем столе небрежно брошенные ручки и карандаши сложились в какую-то букву, знак, руну. Что она значит, как вы думаете? А вот по луже плывет осенний лист. Куда он плывет, какие приключения его ждут?

Вы считаете, что ничего необычного вокруг вас не происходит? Зря. Отпустите свои мысли, запертые в клетке рационального, дайте свободу фантазии, присмотритесь — и вы обязательно увидите много удивительного.

Упражнение «Дизайнер»

Представьте, что вам нужно оригинально оформить интерьер квартиры. Где взять идеи? Они буквально разбросаны вокруг нас, только нужно отпустить на свободу мысли, сойти с протоптанной и скучной тропы логического мышления.

Выберите несколько самых обычных предметов, например, лимон, карандаш, веточка сосны, мобильный телефон. А теперь вычлените из этих объектов их свойства — цвет, материал, запах, функции и т. д. Затем подумайте, как эти свойства можно использовать в оформлении интерьера.

Например, стены детской можно окрасить в лимонно-желтый цвет, а в гостиной – в зеленый цвет сосновой хвои. Стеновые панели кухни сделать деревянными и ребристыми, как рубашка карандаша, а в гостиной разместить сенсорную панель, с помощью которой можно регулировать освещение и включать музыку (мобильный телефон). Подумайте, какие еще свойства этих предметов можно использовать, или выберите другие предметы.

Упражнение «Любимая мелодия»

Думаю, у всех нас есть музыка, которая нам нравится, которую мы слушаем в минуты грусти или радости. Вспомните эту мелодию и опишите ее. Проще всего описывать музыку языком эмоций, ведь она передает настроение в чистом виде. Есть веселые мелодии и грустные, бодрые и спокойные.

Но мы же хотим развить нестандартное мышление, поэтому будем описывать мелодию другим языком. Например, скажите какого цвета ваша любимая мелодия. Наверное, в ней много оттенков. Какие они? Как сливаются, переплетаются, создавая цветовое полотно. Полотно… Из какого материала создана ваша мелодия. Возможно, это весенняя трава и струйки талой воды? Или серое полотно дороги, ведущей в сказочную страну? Или разноцветная новогодняя мишура?

Не бойтесь фантазировать, фантазия освобождает наше мышление, позволяет видеть мир шире, многообразнее, фееричнее.

Попробуйте выполнить эти упражнения, а затем придумайте свои, и вы поймете, что развитие креативности — не только полезное, но и очень увлекательное занятие, позволяющее расслабиться, отдохнуть от повседневной рутины и слишком рациональных дел.

Креативность — это…

Изначально этот термин был введен американским психологом Джоем Полом Гилфордом в середине XX века.

Понятие «креативность» восходит к латинскому creative – «творческий», creatio – «создание». Оно является калькой с английского «creative» (творчество), если переводить дословно, получится коряво звучащее слово «творческость» («созидательность», как меня поправили).

Эта игра слов неспроста: понятия «креативность» и «творчество» – как две сестры-близняшки, которые во многом похожи, но отличаются характерами.

У первой «сестрички» он в значительной степени прикладной, связан с целенаправленной деятельностью и волевыми усилиями. Творчество же ассоциируется со свободой и отсутствием жестких рамок.

В широком смысле креативность — это способность к нестандартному, остроумному, смелому решению проблем, созданию нового продукта при помощи неспециализированных ресурсов или инструментов.

В повседневной жизни встречается близкое по значению понятие – смекалка.

Есть разные точки зрения по поводу возникновения креативных способностей. По одной из версий они формировались постепенно, на протяжении длительного периода в результате изменений, происходивших у человечества (культурных, демографических, т.д.).

Есть мнение, что способность мыслить креативно внезапно появилась примерно 50 тысяч лет назад в результате генетической мутации.

Креативный человек с точки зрения психологии

В качестве личностной особенности креативность активно изучается в психологии. Специалисты пытаются выяснить, почему для одних не является проблемой мыслить в нестандартном ключе, а у других не получается отойти от шаблонных схем.

Психологи пришли к выводу, что креативный человек выделяется такими свойствами:

  1. Достаточный уровень интеллекта. Показатель IQ ниже 105 баллов среди таких индивидов встречается редко, но и высокий интеллект (IQ>120) часто сопровождается снижением креативности. Специальные тесты показали, что самый оптимальный уровень интеллекта здесь — чуть выше среднего.
  2. Гибкость мышления, позволяющая умело действовать в ситуациях неопределенности, способность выйти за рамки установленного, придуманного, написанного ранее.
  3. Установка на творчество как жизненный принцип, внутренняя движущая сила, благодаря которой креативность проявляется во всех областях жизни.

С точки зрения психологии, креативный – это нестандартно мыслящий человек, умеющий видеть проблему под разными углами.

При принятии решений интуиция для него не менее важна, чем логика. Он необязательно творец в общепринятом смысле, пишущий картины, стихи, музыку. Креативным можно назвать не только Ван Гога или Кафку, но и домохозяйку, придумавшую новый суперспособ мытья посуды.

Как развить креативность

У человека, занятого одним и тем же видом деятельности (а таких большинство), «включается» однонаправленное линейное мышление, губительное для креативности.

Но все можно изменить, для этого есть несложные приемы.

  1. «Разблокировка» мозга. Просмотр фильмов, передач, отличающихся от привычных, прослушивание музыки, не слышанной ранее.
  2. Смена жизненного уклада. Даже поменяв рабочую руку во время чистки зубов или привычный маршрут от дома до работы, можно заставить мозг работать иначе.
  3. Новая деятельность. Необычный мастер-класс, курсы сомелье, групповые занятия по зумбе или сайклингу прокачают «дремлющие» уголки мозга.
  4. «Подзарядка» чужим креативом. Подойдет концерт экспериментальной музыки, авторские театральные постановки, картины экспрессионистов…

Есть специальные упражнения на развитие способности мыслить креативно. Их реально «вписать» в ежедневный распорядок дня.

  1. Открыв холодильник, вместо того чтобы вцепиться зубами в батон колбасы, нужно оценить содержимое и придумать новое блюдо из имеющихся продуктов. Даже если, кроме упомянутой колбасы там будет подвядший салатный листик и 3 оливки – это отличный повод «прокачать» креативные способности.
  2. Зафиксировав в воображении белый лист, мысленно написать при помощи цветных красок свое имя, «потрогать» надпись, почувствовать текстуру, запах. В завершение – стереть.
  3. Поразмышлять о проблеме, которую предстоит решить, в ритме танца – в спонтанном движении, стараясь перевести роящиеся в голове мысли на язык тела. Это называется «станцевать проблему».
  4. Взяв книгу или словарь, наугад выбрать 2 слова, а затем найти (или придумать) нечто общее между ними. Возможно, родится невероятная и даже сумасшедшая история.

Отличные способы «прокачки» креативности – изучение иностранных языков, путешествия, иначе говоря – постоянное расширение кругозора. Например, при обнаружении колбасы «Докторская» в холодильнике – немедленно выяснить, откуда пошло такое название.

Креатив в профессиональной сфере

Высоко ценимый во многих профессиях, креатив имеет немалое прикладное значение. Фотограф, маркетолог, дизайнер, организатор мероприятий, SMM менеджер – список специальностей, где требуются творческие личности, можно продолжать долго.

Есть расчеты, показывающие, что в недалеком будущем до 60% профессий станут невостребованными – людей заменят роботы. Только те области, где требуется креативное мышление, искусственный интеллект не сможет заменить.

В штате рекламных агентств, дизайн-студий и других подобных мест часто имеется «профильная» должность – креативный директор. Он руководит арт-группами, генерирует идеи, отвечает за финальный творческий продукт.

Креатив стал «штампом» в резюме самых разных специальностей, от генерального директора до менеджера. Что работодатели подразумевают под этим качеством, и как избежать ошибок, заполняя эту графу?

  1. Главное – не переусердствовать, делая ставку только на креативность. Практика показывает, что большинство работодателей относятся к этому качеству с долей скепсиса. К примеру, бренд-менеджер – это, прежде всего, человек, владеющий технологиями продвижения бренда, и только потом – креативная личность.
  2. Заявление о способности неординарно мыслить должно подкрепляться реальными творческими достижениями (как вариант – привести в качестве примера собственноручно придуманный слоган или логотип).
  3. Предпочтительна расшифровка понятия с указанием конкретных умений и навыков. «Могу разработать нешаблонную стратегию позиционирования товара» – эта фраза убедит потенциального работодателя, что перед ним сотрудник-находка, надо брать.

Не каждая должность предполагает наличие креатива у того, кто ее замещает. Бухгалтер-креативщик, скорее всего, не порадует работодателя.

Подмена понятий

Слово «креативность» вкупе с однокоренными «родственниками» (креатив и др.) часто используют не к месту, поэтому оно приобрело другие значения, в частности, стало синонимом нелепости, несуразности.

Это необоснованная подмена. Например, человеком, облачившимся в одежду странного вида, может руководить стремление к оригинальности, отсутствие вкуса или чувства меры, но точно не креативность.

Это понятие употребляют для оправдания ошибочных решений, поступков, действий. Неудачная стрижка, плохо сшитый костюм, неверно оформленный документ – повод услышать: «Ничего, зато креативно!»

Встречается и иронический подтекст. К примеру, коллега повесил над столом плакат странноватого содержания. Что сказать по этому поводу? – «Креативно!». Желая подчеркнуть «скромность» результатов творческого процесса, говорят: накреативил.

Быть креативным – значит, обладать многими преимуществами: уметь находить неожиданные решения, прослыть интересным собеседником, а главное – обладать терпимостью к окружающим, понимая, что у каждого человека свое видение мира.

И еще один хороший ролик на тему развития креатива у населения:

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

* Нажимая на кнопку «Подписаться» Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Подборки по теме

  • Вопросы и ответы
  • Использую для заработка
  • Полезные онлайн-сервисы
  • Описание полезных программ

Использую для заработка

  • ВоркЗилла — удаленная работа для всех
  • МираЛинкс — платят за размещение статей
  • ГоГетЛинкс — монетизация сайтов
  • Анкетка — платят за прохождение тестов
  • Etxt — платят за написание текстов
  • Кьюкоммент — биржа комментариев
  • Поиск лучшего курса обмена
  • 60сек — выгодный обмен криптовалют
  • МоеМнение — бонусы за прохождение опросов
  • Бинанс — надёжная биржа криптовалют
  • ВкТаргет — заработок в соцсетях (ВК, ОК, FB и др.)

Рубрика: Отвечаю на частые вопросы

7 привычек изобретательных людей или как стать творческой личностью

Вы когда-нибудь смотрели на творческих или изобретательных людей, и в ваше сознание закрадывалось чувство, что они особые существа, наделенные невероятными талантами? К вам приходила мысль, что вам не так посчастливилось в жизни? Я привык чувствовать себя именно так. Однако с тех пор я узнал, что творчество больше связано с психологией, а не с интеллектом, и нет никаких секретов, чтобы стать творческой личностью.

На самом деле, нет такого понятия – «быть более творческим человеком», вы уже – творческое существо.

Я уверен, у нас всех были моменты, когда мы чувствовали, что зашли в тупик в попытке достучаться до наших творческих способностей. Знаете ли вы, что этот блок – всего лишь продукт деятельности вашего разума? Ваш ум создает разного рода предположения, самоограничения и ограничивающие запреты. Но все эти предположения могут быть устранены простым способом: достаточно почувствовать свое присутствие в настоящем моменте, нужно просто приступить к делу и прекратить думать.

Ниже приведены семь привычек изобретательных и творческих людей, которые я вывел и подытожил из книги Скотта Беркуна «Мифы об Инновации».

  1. Настойчивость – Инновационные решения подразумевают больше, чем просто великолепные идеи. Нам необходимы: вера, тяжелый упорный труд и четкая сосредоточенность на конечном результате, чтобы продолжать упорно идти к нашему видению цели, несмотря на все препятствия. Мы склонны со страхом идти к конечному результату и не видеть элементарного: действий, тяжелой работы и настойчивости, которые так нужны, чтобы воплотить видение в реальность.

«Изобретение – это 1% вдохновения, 99% пота», – Томас А. Эдисон

  1. Избавьтесь от ограничивающих запретов, которые вы устанавливаете сами для себя – Под влиянием запретов мы чувствуем себя ограниченными, нас преследует ощущение, будто мы зашли в тупик. Мы должны избавиться от этих созданных нашим разумом пут, устраняя предположения и ограничения. Именно это мы имеем в виду, когда говорим «мыслить нестандартно». Воодушевляйте себя для того, чтобы быть открытым для новых идей и решений, и не устанавливать для себя ограничивающие убеждения. Помните, что инновация и творчество больше связаны с нашей психологией, а не интеллектом.
  1. Рискуйте, делайте ошибки – Я считаю, что одна из причин, по которой мы сами создаем себе ограничения, – это наш страх провала. Ожидайте, что некоторые ваши идеи потерпят крах в процессе накопления опыта. Создавайте прототипы, испытывайте их на людях, собирайте отзывы, и постепенно совершенствуйте материальное воплощение ваших идей. Вместо того, чтобы считать свои ошибки неудачей, думайте о них, как об экспериментах. «Эксперимент – это ожидаемая неудача при намеренной попытке что-то узнать». (Скотт Беркун). Вместо того, чтобы наказывать себя за неудачи, примите их, а затем примените ваши новые приобретенные знания, чтобы найти наилучшее решение проблемы. Живите согласно своей цели – получить наилучший результат, но в то же время осознайте, что на вашем пути могут встретиться препятствия.

«Я не претерпел неудачу. Я просто нашел 10000 способов, которые не работают». – Томас А. Эдисон

  1. Совершайте побег – Наше окружение может влиять и на самом деле влияет на то, как мы себя чувствуем. Чем больше мы расслаблены и спокойны внутри, тем больше мы восприимчивы для того, чтобы использовать по максимуму неиссякаемый поток нашей креативности. Вот почему идеи иногда приходят к нам в дýше или когда мы остаемся одни. Каждый из нас имеет разные «пусковые механизмы», которые позволяют нам получить доступ к нашей креативной энергии. Многие великие мыслители совершают долгие прогулки, которые помогают им решить проблемы. Поэкспериментируйте и найдите то, что сработает для вас.
  1. Записывайте – Многие новаторы и творческие люди ведут журнал, чтобы записывать идеи и мысли. Некоторые держат наготове записную книжку, альбом, самоклеющиеся листочки или просто ненужные листы бумаги. У каждого из них есть свои метод, как запечатлеть свои мысли, думать на бумаге, отбросить ограничивающие убеждения и начать процесс творения. Знаменитая записная книжка Леонардо да Винчи была куплена Биллом Гейтсом за 30,8 миллионов долларов.
  1. Находите модели и создавайте комбинации – Идеи происходят из других идей. Знаете ли вы, что Эдисон не был первым, кто изобрел электрическую лампочку? Он просто был первым, кто создал работающую углеродную нить накала внутри стеклянной колбы лампы, что увеличило срок службы лампочек. Вы можете увеличить вашу восприимчивость к новым идеям, можете искать модели и думать о том, как вы можете скомбинировать идеи, чтобы улучшить уже существующие решения.
  1. Любопытство – Многие новаторы – просто любопытные люди. Они любознательны, и им нравиться решать проблемы. Пытайтесь смотреть на обычные вещи по-другому. Например, когда вы видите решение проблемы, спросите себя, «Какие существуют альтернативные способы решить ее?». Задавайте много вопросов и бросайте вызов стандартам или существующим методам.

Вот некоторые техники, которые вы можете применять, чтобы развивать свое творческое начало:

  • Ведите дневник – Сделайте своей привычкой записывать каждую мысль, идею, которая вдохновляет вас. Практикуйте мозговой штурм и мышление на бумаге.
  • Решайте противоположную проблему – Такая техника действительно существует. Идея состоит в том, чтобы придумать и устроить мозговой штурм по решению проблемы, противоположной той, которую вы пытаетесь решить. Так, например, если вы пытаетесь создать «лучший дизайн ноутбука», начните с идей по созданию «худшего дизайна ноутбука».

И так для каждой идеи, к которой вы подошли, – переверните ее наоборот. Например, если «тяжелый и неуклюжий» – одна из идей для «самого худшего дизайна ноутбука», тогда переворачивание даст нам «легкий и удобный», что может быть использовано в «лучшем дизайне ноутбука».

Это техника работает особенно хорошо при групповом мозговом штурме. Выполнение этой техники кажется таким глупым, что процесс ответа похож на веселую игру. Юмор снимает препятствия и поощряет людей открыто высказывать свои мысли. Люди чувствуют себя более уверенными и открытым.

  • Найдите творческую обстановку – Найдите спокойную или вдохновляющую обстановку, которая будет способствовать вашему творчеству. Попробуйте побыть в разных местах, пока вы не найдете то особое, которое на самом деле будет пробуждать в вас все самое лучшее.
  • Сделайте что-нибудь веселое – Если вы застряли над чем-то, переведите свои мысли на другое, сделав что-нибудь веселое или что-то, что полностью отличается от вашей текущей деятельности. Вернитесь к решаемой проблеме со свежей головой.
  • Партнерство – Создайте творческие партнерские отношения с другим человеком. Новые идеи могут выйти на поверхность в результате соединения двух креативных усилий и привести к результату, к которому бы не смог прийти один человек.
  • Будьте готовы к ошибкам – «Примите решение рисковать с полным осознанием того, что иногда вы будете претерпевать неудачи. Если вы не терпите неудач, значит, вы не делаете ничего по-настоящему сложного или творческого». – Скотт Беркин
  • Поговорите с кем-нибудь о проблеме – Я обнаружил, что когда я пытаюсь рассказать о конкретной проблеме собеседнику, то таким образом я также формулирую и решение этой проблемы. Объясняя свою ситуацию, я не жду от них решения моей проблемы, скорее, они выступают в качестве «катализатора» для идей.
  • Создайте план действий в случае возникновения препятствий – Примите решение преодолевать возможные препятствия. Стоит подумать и иметь план в случае возникновения не-креативных вопросов, которые могут стать препятствием для креативного мышления. Скотт рассказал о наиболее распространенных препятствиях, с которыми сталкиваются люди: потеря мотивации, недостаток финансирования, неспособность убедить ключевого человека.

Креативная личность и ее особенности

Креативность способна проявляться в различных сферах жизнедеятельности человека, например, в мышлении, чувствах, социальных контактах, определенных сферах деятельности. Такая способность определяется не уровнем интеллекта, а восприимчивостью к новейшим идеям. Так, Э. Фромм считал креативностью способность индивидуума к удивлению и познанию, обнаружению нестандартных решений, нацеленности к новым открытиям. Более узкое определение креативного мышления – творческая способность.

Для воспитания креативности, исходя из психологических исследований, оптимальным возрастом считается 3-5 лет. Именно в этом возрасте ярко выражено повышенное стремление к творчеству.

Существует несколько фаз развития креативности. Воспитание первичных творческих способностей, неспециализированных к определенному виду деятельности. В возрасте 3-5 лет дети активно подражают взрослым, ставя его перед собой образцом, например, пытаясь понять как быстро убраться дома, а это и есть основной механизм креативного формирования.

Втора фаза – период юношества, длящийся с 13 до 20 лет. В это время из общих способностей выделяются специализированные. В период этой фазы особое значение уделяется профессиональному образцу семьи, а также сверстников.

Как распознать креативную личность?

Интересно, что с точки зрения психологии, творческие личности (креативный человек) не имеют четких характеристик. Однако существует ряд особенностей, дающие возможность распознать личность, главной чертой которой является креативность:

  1. мечтательность. С точки зрения нейробиологии, мечтательность – основа для активизации мозговых процессов, связанных с творчеством;
  2. повышенное внимание к деталям;
  3. избегание стандартного распорядка дня. Люди, связывающие свою жизнь с творчеством, работают по вдохновению;
  4. нужда в свободном времени для уединения со своими мыслями;
  5. превращение житейских проблем в основу для творчества;
  6. извлечение личного опыта из неудач;
  7. регулярный поиск неизведанных ранее впечатлений;
  8. повышенная наблюдательность;
  9. стремление к поиску ответов на множество вопросов, как в детском, так и во взрослом возрасте;
  10. тяга к риску;
  11. поиск новых возможностей, с помощью которых реально выразить свои чувства и наблюдения;
  12. руководство внутренней мотивацией;
  13. исследование иных способов мышления, что позволяет человеку покидать привычные для него границы жизнедеятельности;
  14. утрата временного чувства;
  15. регулярный поиск эмоциональных встрясок, исследование новых вещей.

В этом видео зритель узнает о 4-х основных типах личности.

Самой важной характеристикой считается способность узреть возможности, где остальные люди их не замечают.

Творческие качества креативной личности: как воспитывать?

По мнению многих ученых, особая роль при формировании креативных способностей отводится микросреде, к которой привязан ребенок в тот или иной период его жизни. За активизацию таких возможностей отвечает среда, характеризующаяся следующими особенностями.

  1. Повышенной степенью неопределенности, что стимулирует желание найти место расположения (ориентиры) самостоятельно.
  2. Предоставление большого количества вариантов, необходимых для обнаружения собственных решений.

Также в этой среде необходимо наличие:

  1. пониженной степени поведенческой регламентации;
  2. предметной информационной обогащенности;
  3. позитивных образцов творческого поведения;
  4. условий для подражания креативному поведению;
  5. условий, позволяющих блокировать агрессивность, деструктивность;
  6. социального поощрения творческого поведения.

Мотивационная система формируется на основе общей одаренности, созданной микросреды.

Методы повышения эффективности творческого воспитания

Для уменьшения эффекта, подавляющего порывы творчества, разработано несколько педагогических требований:

  1. ни в коем случае нельзя подавлять интуитивную деятельность обучающихся;
  2. необходимо формировать у учеников веру в собственные силы при решении той или иной задачи;
  3. образовательный процесс должен строиться исключительно на положительных эмоциях;
  4. у учеников необходимо стимулировать желание самостоятельной постановки перед собой цели;
  5. требуется регулярно поощрять склонности к рискам;
  6. ни в коем случае нельзя допускать появлении в характере конформных черт;
  7. нельзя подавлять желание фантазировать;
  8. необходимо постоянно формировать чувствительность к противоречиям;
  9. требуется регулярно использовать проблемные методики обучения.

Также развитию креативного поведения будет способствовать применение в обучении задач открытого типа, которые основываются на возможности нескольких правильных решений. В процессе обучения необходимо чаще использовать эвристические приемы, которые дают возможность личности прочувствовать предмет изучения, составить о нем собственное впечатление.

Как манипулировать человеком: описание методов.

Кризис среднего возроста у мужчин: во сколько начинается и как с ним бороться?

10 качеств креативной личности

Автор kwon в 04/12/2017. Опубликовано Вдохновение и творчество, Когнитивная психология Последнее обновление: 30/11/2017

В своей книге 1996 года «Креативность: работа и жизнь 91 известного человека» психолог Михай Чиксентмихайи предположил, что «из всей человеческой деятельности творчество ближе всего к обеспечению целостности, которую мы все надеемся получить в нашей жизни».

Творчество позволяет нам расширять мировоззрение, заниматься новыми и увлекательными вещами и тем, что делает нас на один шаг ближе к раскрытию нашего полного потенциала.

Так что же это делает человека креативным? Люди рождаются такими, или это что-то, что можно развивать так же, как мышцы?
Чиксентмихайи предполагает, что некоторые люди обладают тем, что он называет творческими чертами. Хотя некоторые люди обладают ними от рождения, всё же включение некоторых из практик в вашу повседневную жизнь, может помочь раскрыть ваш потенциал креативности.

Продолжив читать, вы узнаете больше о исследованиях Чиксентмихайи и о десяти навыках, которые, по его мнению, присущи творческим людям.

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *