Коррупция в правоохранительных органах

Справка

В целях реализации статьи 9 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»* приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок уведомления военнослужащими и федеральными государственными гражданскими служащими органов федеральной службы безопасности о фактах обращения в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений, регистрации таких уведомлений и организации проверки содержащихся в них сведений.

2. Руководителям, начальникам подразделений ФСБ России, территориальных органов безопасности, органов безопасности в войсках, пограничных органов, других органов безопасности, образовательных и иных учреждений ФСБ России обеспечить исполнение подчиненными военнослужащими и федеральными государственными гражданскими служащими требований Порядка, утвержденного настоящим приказом.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Управление кадров Службы организационно-кадровой работы ФСБ России.

Директор А. Бортников

* Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 52 (ч. I), ст. 6228.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 июля 2010 г.

Регистрационный № 17981

Приложение
к приказу ФСБ РФ
от 10 июня 2010 г. № 291

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок разработан во исполнение положений Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и устанавливает процедуру уведомления военнослужащими, федеральными государственными гражданскими служащими органов федеральной службы безопасности (далее — сотрудники, если не оговорено иное) представителя нанимателя (работодателя): Директора ФСБ России, руководителей, начальников органов федеральной службы безопасности* о фактах обращения к ним в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений, регистрации таких уведомлений и организации проверки содержащихся в них сведений.

2. В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» сотрудники обязаны уведомлять руководителей, начальников органов безопасности, органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка.

Невыполнение сотрудником данной должностной (служебной) обязанности является правонарушением, влекущим его увольнение с государственной службы либо привлечение его к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» коррупцией являются:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица.

4. Сотрудник, которому стало известно о факте обращения каких-либо лиц к иным сотрудникам в связи с исполнением служебных обязанностей в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений либо о фактах совершения сотрудниками коррупционных правонарушений, вправе уведомлять об этом руководителя, начальника органа безопасности в соответствии с настоящим Порядком.

II. Порядок уведомления руководителя, начальника органа безопасности сотрудниками о фактах обращения в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений

5. Уведомление о фактах обращения в целях склонения военнослужащего и федерального государственного гражданского служащего органа федеральной службы безопасности к совершению коррупционных правонарушений (далее — уведомление) осуществляется сотрудником незамедлительно в письменном виде (приложение № 1 к настоящему Порядку).

6. В уведомлении отражается информация согласно Перечню сведений, содержащихся в уведомлениях о фактах обращения в целях склонения военнослужащего и федерального государственного гражданского служащего органов федеральной службы безопасности к совершению коррупционных правонарушений (приложение № 2 к настоящему Порядку).

7. Уведомление представляют:

руководители, начальники подразделений ФСБ России, начальники территориальных органов безопасности — в Управление кадров Службы организационно-кадровой работы ФСБ России (далее — Управление кадров);

начальники органов безопасности в войсках — в отдел кадров Департамента военной контрразведки ФСБ России;

начальники пограничных органов, подразделений и учреждений, подчиненных Пограничной службе ФСБ России, — в управление кадров Пограничной службы ФСБ России;

начальники, командиры иных органов безопасности, находящихся в подчинении подразделений ФСБ России, — в подразделения кадров соответствующих подразделений ФСБ России;

иные сотрудники — в подразделение кадров органа безопасности.

8. При нахождении сотрудника не при исполнении служебных обязанностей, вне пределов постоянного места прохождения службы о факте склонения его к совершению коррупционных правонарушений он обязан сообщить по любым доступным средствам связи, а по прибытии к постоянному месту прохождения службы незамедлительно в установленном порядке оформить уведомление.

III. Порядок регистрации уведомлений

9. Регистрация уведомлений осуществляется уполномоченными сотрудниками Управления кадров и подразделений кадров.

10. Уведомления регистрируются в Журнале регистрации уведомлений о фактах обращения к военнослужащим и федеральным государственным гражданским служащим органов федеральной службы безопасности в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений** (приложение № 3 к настоящему Порядку).

Отказ в принятии и регистрации уведомления не допускается.

11. Запрещается отражать в Журнале ставшие известными сведения о частной жизни заявителя, его личной и семейной тайне, а также иную конфиденциальную информацию, охраняемую законом.

12. Журнал хранится не менее 5 лет со дня регистрации в нем последнего уведомления.

13. Зарегистрированные уведомления докладываются руководителю, начальнику органа безопасности. Уведомления, поступившие в Управление кадров, докладываются Директору ФСБ России.

IV. Порядок организации проверки содержащихся в уведомлениях сведений

14. Проверка содержащихся в уведомлениях сведений осуществляется по решению Директора ФСБ России, руководителя, начальника органа безопасности.

15. Организация проверки содержащихся в уведомлениях сведений осуществляется Управлением кадров, подразделением кадров.

16. Основными целями проверки содержащихся в уведомлении сведений являются:

установление в действиях (бездействии), которые предлагается совершить сотруднику, признаков коррупционного правонарушения, уточнение фактических обстоятельств склонения и круга лиц, принимающих участие в склонении сотрудника к совершению коррупционного правонарушения;

своевременное определение и принятие мер профилактического характера, направленных на предупреждение коррупционного правонарушения, воспрепятствование вмешательству в деятельность сотрудников, недопущение совершения ими противоправного деяния.

17. В случае необходимости к проведению проверки сведений, содержащихся в уведомлении, по решению Директора ФСБ России, руководителя, начальника органа безопасности могут привлекаться сотрудники Управления собственной безопасности ФСБ России, подразделений собственной безопасности, а также иных подразделений органов безопасности.

18. Проверка осуществляется в срок, не превышающий 30 дней с даты регистрации уведомления. В случае необходимости срок проверки может быть продлен не более чем на 30 дней должностным лицом, принявшим решение о ее проведении.

19. В ходе проверки проверяется наличие в представленной сотрудником информации признаков состава коррупционного правонарушения, а также могут быть отобраны объяснения у сотрудника, сообщившего о факте склонения его к коррупционному правонарушению.

20. Результаты проведенной проверки оформляются в виде заключения и с приложением материалов проверки докладываются должностному лицу, принявшему решение о ее проведении.

21. Руководитель, начальник органа безопасности, исходя из результатов проверки, принимает меры, направленные на предупреждение коррупционного правонарушения, пресечение вмешательства в деятельность органов безопасности. При выявлении в ходе проверки признаков преступления руководитель, начальник органа безопасности действует в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

* В настоящем Порядке под органами федеральной службы безопасности понимаются подразделения ФСБ России, территориальные органы безопасности, органы безопасности в войсках, пограничные органы, образовательные и иные учреждения ФСБ России. Далее — органы безопасности, если не оговорено иное.

** Далее — Журнал.

Приложение № 1
к Порядку (п. 5)

__________________________________ (должность, воинское звание руководителя, начальника __________________________________ органа безопасности, фамилия, инициалы) от _______________________________ (должность, воинское звание (классный чин), __________________________________ фамилия, имя, отчество сотрудника) Уведомление* о фактах обращения в целях склонения военнослужащего и федерального государственного гражданского служащего органа федеральной службы безопасности к совершению коррупционных правонарушений Сообщаю, что: 1. _________________________________________________________________ (описание обстоятельств, при которых стало известно о случаях обращения к сотруднику в связи ________________________________________________________________________ с исполнением им должностных (служебных) обязанностей каких-либо лиц _______________________________________________________________________. в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений (дата, время, место, другие условия) 2. _________________________________________________________________ (подробные сведения о коррупционных правонарушениях, которые должен _______________________________________________________________________. был бы совершить сотрудник по просьбе обратившихся лиц) 3. _________________________________________________________________ (все известные сведения о физическом (юридическом) лице, _______________________________________________________________________. склоняющем к коррупционному правонарушению) 4. _________________________________________________________________ (способ и обстоятельства склонения к коррупционному правонарушению _______________________________________________________________________. (подкуп, угроза, обман и т.д.), а также информация об отказе (согласии) принять предложение лица о совершении коррупционного правонарушения) ___________________________ __________ ______________________________ (должность, воинское звание (подпись) (инициал имени, фамилия) (классный чин) » «____________20__г.

* Рапорт — для военнослужащих.

Приложение № 2
к Порядку (п. 6)

1. Должность, воинское звание (классный чин), фамилия, имя, отчество сотрудника.

2. Описание обстоятельств, при которых стало известно о случаях обращения к сотруднику в связи с исполнением им должностных (служебных) обязанностей каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений (дата, время, место, другие условия). Если уведомление направляется сотрудником, указанным в пункте 4 Порядка, указываются фамилия, имя, отчество и должность сотрудника, которого склоняют к совершению коррупционных правонарушений.

3. Подробные сведения о коррупционных правонарушениях, которые должен был бы совершить сотрудник по просьбе обратившихся лиц (о факте обращения каких-либо лиц к иным сотрудникам в связи с исполнением должностных (служебных) обязанностей в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений либо о фактах совершения сотрудниками коррупционных правонарушений).

4. Все известные сведения о физическом (юридическом) лице, склоняющем к коррупционному правонарушению.

5. Способ и обстоятельства склонения к коррупционному правонарушению, а также информация об отказе (согласии) принять предложение лица о совершении коррупционного правонарушения.

Приложение № 3
к Порядку (п. 10)

ЖУРНАЛ
регистрации уведомлений о фактах обращения к военнослужащим и федеральным государственным гражданским служащим органов федеральной службы безопасности в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений
______________________________________________________
(наименование органа безопасности)

№ п/п Регистрационный номер Дата, время регистрации Ф.И.О. военнослужащего, федерального государственного гражданского служащего, подавшего уведомление Краткое содержание уведомления Ф.И.О. должностного лица, принявшего уведомление Особые отметки
1 2 3 4 5 6 7

Приказ ФСБ РФ от 10 июня 2010 г. № 291 “Об утверждении Порядка уведомления военнослужащими и федеральными государственными гражданскими служащими органов федеральной службы безопасности о фактах обращения в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений, регистрации таких уведомлений и организации проверки содержащихся в них сведений”

Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 июля 2010 г.

Регистрационный № 17981

Текст приказа официально опубликован не был

Коррупция в Следственном комитете или борьба за власть

«Если я усну и проснусь через сто лет и меня спросят, что сейчас происходит в России, я отвечу: пьют и воруют». Еще можно добавить мздоимствуют. Эта известная фраза русского классика останется актуальной и еще через сотню лет. А потом и еще и еще на сто и на сто. На то он и классик. Вот и сейчас. Все то же самое. С подачи разных оппозиционных сил несколько лет назад начали вроде как и с коррупцией бороться. Но чем дальше борьба заходит, а точнее не дальше, а выше, тем все больше она превращаю в борьбу за власть. Да и то верно, какая разница как воровать. Кошельки у зазевавшихся прохожих на базаре вытаскивать. По ночам банковские хранилища взламывать. Газ или нефть продавать, оставляя выручку в офшорах. Бюджеты по родне осваивать. Теплые места или даже целые ведомства «отжимать» и те же бюджетные потоки через себя пускать. Вот и арест бывшего руководителя Главного управления Следственного комитета (СК) по Москве генерала Александра Дрыманова в этой же парадигме. Ну конечно может я и ошибаюсь. И это чистой воды борьба с коррупцией. Поймали за руку, но как-то смотря по сторонам, мне в это слабо вериться.

Не один год тянулось дело «Шакро молодого», в ходе которого были арестованы не только представители криминального мира, но и сотрудники СК. Эти сотрудники за один миллион долларов должны были вытащить из кутузки одного из фигурантов этого дела. Вытащить не вытащили, а сами присели. Следователи ФСБ постарались. И с тех пор потянулась ниточка и к генералу Дрыманову. Год из клубка нити тянули, тянули, сети плели, плели, вот и доплели до ареста. Его как и еще нескольких его коллег по комитету за этот миллион приговорить хотят. Одна из причин того, что его долго взять не могли, как говорят, заключается в том, что его лично глава СК по России прикрывал. А отсюда вывод напрашивается, что такая настойчивость в его аресте кроется не только в желании взяточника наказать.

Дело в том, что на невидимом фронте не первый год идет борьба со СК. Без разницы, по каким причинам, но некоторые силы в ФСБ и Генпрокуратуре не заинтересованы в работе СК. Есть идея разбитые сейчас по разным ведомствам следственные функции слить в одно русло. На пути же реализации этого желания стоит глава СК. Вот именно с этой целью, чтобы даже не подобраться к нему, а чтобы как можно больше дискредитировать структуры СК в глазах общественности, так и раскручивают это дело о взяточничестве. Генерал же тоже не промах. Не бежит, не прячется, а не компетенцией противоборствующей стороны пользуется – дело развалить пытается. Но да разве у нас такое возможно. У нас то это только либо деньгами – но не в данном случае, либо звонками – это еще вариант. Ну да ладно. Посмотрим, чем их, бывших сотрудников, дела закончатся. Может, как с подмосковными прокурорами у них сложится, а может и как с кировским экс-губернатором. Но дело даже не в этом.

Дело в том, что воруют, ну или взятки берут. Делают это хорошо, сытно, со вкусом, не стесняясь и не ерзая в кресле. Мало, что у нас в стране можно сделать то без взятки. Услуги без взятки заканчиваются за порогом МФЦ (Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг). Все остальное: не подмажешь, не поедет. Даже, чтоб операцию в больнице сделали. Не занесешь, не порежут. И эти все структуры, которые призваны закон отстаивать, следствия вести, вердикты выносить, готовы в любое направление вильнуть, если там золотцем поблестит. Что, уникальные эти сотрудники СК, которых сейчас за взятку судят? Что, на более низких должностях не берут? В региональных управлениях все кристально? С чего это вдруг именно эту четверку столичную раскручивать стали? По принципу рыба гниет с головы? Голову отрубишь, и здоровье вернется? Если по такой логике господа следователи ФСБ живут, то, наверное, разочаровать придется. Дело не в голове, а в системе. А система у нас сегодня простая: деньги есть закон на твоей стороне, денег нет и закон отдыхает.

А Вы как считаете арест генерала Дрыманова это борьба с коррупцией или со Следственном комитетом?

Особенности координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с коррупцией

Противодействие коррупции как одной из серьезных угроз безопасности России предполагает комплексную систему действий со стороны государства, обеспечивающую согласованность деятельности, объединение усилий всех органов и организаций, и в первую очередь путем осуществления эффективного взаимодействия различных субъектов антикоррупционной деятельности на прочной законодательной и организационной основе. Именно в этих целях и в соответствии с положениями Федерального закона «О противодействии коррупции» Президентом РФ утверждена Национальная стратегия противодействия коррупции и изложен в новой редакции Национальный план противодействия коррупции на 2012–2013 годы. В этих документах определена программа действий как органов государственной власти, органов местного самоуправления, так и институтов гражданского общества, организаций и физических лиц. При этом особое внимание в них уделено вопросам использования в противодействии коррупции системы, включающей в себя меры по предупреждению коррупции и по уголовному преследованию лиц, совершивших коррупционные преступления, а также повышению эффективности деятельности правоохранительных органов по преодолению коррупции.

В свою очередь, в этой системе мер в качестве одной из важных составляющих выступает координация правоохранительной деятельности по борьбе с коррупцией, осуществляемая органами прокуратуры. На значимость и необходимость совершенствования координационной деятельности прокуратуры в рассматриваемой сфере неоднократно обращал внимание в своих выступлениях Президент РФ, возглавляющий главный координирующий орган страны в данной сфере – Совет при Президенте РФ по противодействию коррупции.

Федеральный закон «О противодействии коррупции» не только подтвердил координационный статус прокуратуры в обеспечении согласованности деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, но и внес определенные коррективы в параметры этой деятельности. В ст. 1 Закона указано, что противодействие коррупции – это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений. Из этих законодательных положений следует, что понятие «борьба с коррупцией», во-первых, уже понятия «противодействие коррупции» и является составной частью последнего. Во-вторых, под «борьбой с коррупцией» понимается выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование не только преступлений коррупционной направленности, но и иных коррупционных правонарушений.

Исходя из того что в этом же Законе (ч. 6 ст. 5) Генпрокурор РФ и подчиненные ему прокуроры указаны в качестве координаторов деятельности правоохранительных органов по борьбе с коррупцией, можно сделать вывод о существенном расширении предмета координации, осуществляемой прокуратурой в сфере преодоления коррупции по сравнению с другими направлениями борьбы с криминальными явлениями. На подобное расширение предмета «прокурорской» координации нацеливают приказы Генпрокурора РФ, а также отдельные решения Координационного совещания руководителей правоохранительных органов РФ, в которых речь идет о координационной деятельности не только по борьбе с преступностью, но и с иными правонарушениями.

Расширение предмета координационной деятельности прокуратуры влечет необходимость уточнения круга участников этой деятельности. Ведь если коррупционных преступлений, предусмотренных гл. 30 УК, регистрируется десятки тысяч в год, то коррупционных правонарушений, учитываемых прокуратурой по статистическим отчетам по форме «К», – сотни тысяч. При этом выявление коррупционных правонарушений осуществляется не только правоохранительными, но и контрольно-надзорными органами. Соответственно, возникает вопрос о привлечении к координационной деятельности на правах полноценных участников и различных органов финансового, бюджетного и иного контроля, в частности счетных палат, финансового мониторинга и др.

Механизм и основные направления взаимодействия правоохранительных органов по борьбе с коррупцией базируются также на положениях международных антикоррупционных договоров, участниками которых является Россия, а также используется международный опыт предупреждения коррупции и борьбы с ней.

Координационная деятельность прокуратуры по борьбе с коррупцией обеспечивается также должным уровнем организации этой деятельности, наличием выверенной стратегии и правильной тактики действий каждого из участников координации. Существо организации выражается в применении как общих подходов к организации выполнения данной функции прокуратуры, так и в учете особенностей, обусловленных спецификой предмета координации и потребностями первоочередного решения задач в сфере противодействия коррупции.

С учетом приоритетности деятельности по противодействию коррупции в прокуратуре в соответствии с централизованным ее построением сформирована определенная система координирующих органов. Структурно, как отмечалось ранее, она состоит из постоянно действующих координационных совещаний руководителей правоохранительных органов, функционирующих на федеральном, межрегиональном, региональном и местном уровнях и возглавляемых соответственно Генпрокурором РФ и подчиненными ему прокурорами.

На заседаниях этих координационных совещаний обсуждаются в приоритетном порядке вопросы, связанные с борьбой с коррупцией. Инициаторами обсуждения, а зачастую и исполнителями подготовки рассмотрения наиболее актуальных вопросов в данной сфере в прокуратурах областного звена выступают вновь созданные подразделения по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции. Однако ввиду малочисленности штатного состава этих подразделений и наличия у них множества других функциональных задач они не всегда в состоянии в полной мере организационно обеспечивать на надлежащем уровне координационную деятельность прокуратуры по борьбе с коррупцией в регионе.

Поэтому основную роль в организации и осуществлении координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с коррупционными правонарушениями Закон отводит прокурорам, являющимся председателями соответствующих координационных совещаний руководителей правоохранительных органов. На них лежит обязанность организации информационно-аналитического обеспечения, планирования координационных мероприятий антикоррупционной направленности, осуществления контроля исполнения, взаимодействия с другими органами и организациями.

Обычно в плане общих координационных мероприятий по борьбе с преступностью выделяются мероприятия, связанные с координацией деятельности по преодолению коррупции. Основой для выработки плановых мероприятий служит анализ состояния, структуры и динамики коррупционной преступности и правоприменительной практики. В число основных координационных мероприятий обычно включают проведение анализов, обобщений правоприменительной практики, совместных целевых мероприятий правоохранительных органов по выявлению и пресечению коррупционных преступлений и иных правонарушений, а также установлению и устранению причин и условий, способствующих их совершению. К особенностям информационно-аналитической работы, проводимой для определения приоритетных направлений координационной деятельности по борьбе с коррупцией, конкретных целей и предполагаемых результатов этой деятельности, прогнозирования, а также планирования согласованных действий, относится многообразие источников информации, необходимость в комплексности и системности анализа, в том числе проведение анализа состояния коррупционной преступности и коррупционных правонарушений непреступного характера, причин и условий, порождающих коррупцию. Важной составляющей такой работы является получение относительно объективной информации о реальных тенденциях коррупционной преступности, анализ причин высокого уровня коррупции, эффективности деятельности правоохранительных органов по борьбе с коррупцией.

Как отмечалось, важным условием организации координации в целом, в том числе по противодействию коррупции, является контроль исполнения координационных мероприятий. В соответствии с Положением о координации исполнение принятых координационных решений обеспечивают руководители правоохранительных органов в части, относящейся к сфере ведения и компетенции возглавляемых ими органов. Они должны информировать председателя координационного совещания о ходе, а главное, о результатах выполнения разработанных мероприятий. Как и в других случаях, общий контроль исполнения постановления координационного совещания осуществляется также ответственным секретарем совещания и (или) представителями антикоррупционных подразделений прокуратур областного звена.

К особенностям координационной деятельности по борьбе с коррупционными правонарушениями относится ведение отдельного учета и отчетности по данному приоритетному направлению координации. В отчете по форме «К» предусмотрен самостоятельный раздел, в котором отражаются показатели о количестве проведенных координационных, межведомственных и иных совещаний, созданных межведомственных рабочих групп, осуществленных совместных выездов в регионы и т.д.

Как известно, одним из основных видов деятельности, отражающих содержание организации работы в органах прокуратуры, является взаимодействие. По отношению к координационной деятельности прокуратуры по борьбе с коррупцией речь должна идти как о внутрисистемном, так и о межведомственном взаимодействии органов прокуратуры. Современное состояние дел по борьбе с коррупцией требует повышения эффективности взаимодействия внутри системы прокуратуры по противодействию коррупции, по упорядочению деятельности межведомственных рабочих групп как одной из форм координации и другим вопросам взаимодействия. При этом следует обращать особое внимание на потребность в четкой регламентации межведомственного взаимодействия всех участников координационной деятельности по борьбе с коррупцией в целях выработки единообразного подхода к пониманию и применению норм антикоррупционного законодательства и тем самым обеспечения неотвратимости ответственности за коррупционные правонарушения. Одним из средств решения этого вопроса является подготовка и принятие руководителями правоохранительных органов совместных организационно-распорядительных документов, определяющих порядок взаимодействия этих органов при выявлении, пресечении, раскрытии и расследовании преступлений коррупционной направленности, а также и при судебном разбирательстве дел о таких преступлениях. Подобная практика сложилась во многих субъектах РФ. Руководители правоохранительных органов должны активно участвовать в таком взаимодействии, контролировать исполнение совместно принятых решений.

Имеются определенные особенности и при подготовке и проведении заседаний координационных совещаний по вопросам борьбы с коррупцией на региональном уровне. Как уже упоминалось, зачастую инициатором включения в план основных координационных мероприятий, в том числе проведения заседания координационного совещания по антикоррупционной тематике, выступают специализированные подразделения, осуществляющие надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции. В последующем, как правило, на них возлагаются и обязанности организационного обеспечения проведения таких совещаний, подготовки информационно-аналитических материалов, справок, докладов, проектов постановлений координационных совещаний. При этом качество такой подготовки во многом зависит не только от уровня профессионализма прокурорских работников – исполнителей, но и от того, насколько четко определены полномочия и компетенция этих специализированных подразделений, схемы (порядок) их взаимодействия с другими подразделениями прокуратуры областного звена, городскими и районными прокуратурами. Соответственно, этими подразделениями должно быть налажено и надлежащее межведомственное взаимодействие с другими правоохранительными органами, контрольнонадзорными органами, органами государственной власти субъекта РФ и другими структурами.

К специфике координации и взаимодействия в области борьбы с коррупцией относится использование такой формы координации, как формирование и функционирование постоянно действующих межведомственных рабочих групп. Создание таких групп, в состав которых должны входить наряду с представителями правоохранительных органов и должностные лица контрольно-надзорных органов, является одной из наиболее значимых форм координационной деятельности органов прокуратуры на уровне регионов. Более того, в отдельных регионах данные рабочие группы являются своеобразным «штабом» по выявлению и разрешению актуальных проблем борьбы с коррупцией.

Вместе с тем в прокуратурах областного звена сложилась различная практика по порядку образования этих групп, их количественному и персональному составу, приоритетам и предметам деятельности, механизму принятия и реализации их решений и другим элементам, отражающим содержание рассматриваемой формы совместной согласованной деятельности правоохранительных и других органов. Как правило, подобные рабочие группы создаются совместным приказом (распоряжением, указанием) руководителей правоохранительных (а также и контролирующих) органов или постановлением координационного совещания соответствующих руководителей. Руководство этими группами осуществляется зачастую заместителями прокуроров областного звена. В их состав включаются представители руководящего состава правоохранительных и контрольно-надзорных органов такого же уровня. Функциями заместителя руководителя группы наделяется начальник специализированного подразделения по противодействию коррупции (помощник или старший помощник прокурора).

В качестве предметов деятельности этих групп выступают как наиболее значимые общие вопросы предупреждения, выявления, расследования преступлений коррупционной направленности и иных коррупционных правонарушений, проведения целевых мероприятий, требующих согласования и совместных действий различных ведомств, так и более конкретные, частные, касающиеся принятия решений по материалам проверок, расследования и разрешения уголовных дел.

Решения заседаний группы оформляются протоколами, а реализуются путем издания соответствующими руководителями организационно-распорядительных документов или процессуальных актов. Периодичность заседаний таких групп, как правило, составляет не реже одного раза в квартал.

В ряде прокуратур практикуется также создание параллельно и других рабочих групп, основными направлениями деятельности которых является выявление отдельных преступлений коррупционного характера, реализация оперативных данных и материалов в отношении конкретных лиц, заслушивание хода расследования преступлений по уголовным делам, отчетов прокуроров и начальников отделов внутренних дел городов, районов, в которых по статистическим и иным оперативным данным имеются низкие показатели выявленных коррупционных преступлений. Руководит такими рабочими группами заместитель прокурора областного звена, курирующий вопросы надзора за исполнением законов в ОРД и процессуальной деятельности органов расследования.

Таким образом, в организацию взаимодействия по противодействию коррупции оказываются вовлеченными как прокурор областного звена, так и его заместители, что усложняет процесс управления рассматриваемым видом деятельности. В связи с этим возникает потребность в принятии организационно-распорядительного документа о четком распределении обязанностей между руководителями, схемы внутреннего и внешнего информационного, организационного и процессуального взаимодействия прокуратуры по вопросам противодействия коррупции.

Следующей формой координационной деятельности по борьбе с коррупцией, используемой в большинстве регионов, являются совместные (или одновременно) выезды представителей прокуратуры областного звена и других правоохранительных органов в районы, города для проведения проверок и оказания помощи местным правоохранительным органам, изучения и распространения положительного опыта борьбы с коррупцией. Как правило, подобные выезды осуществляются прокурорскими работниками и сотрудниками органов внутренних дел по утвержденному графику ежемесячно. По результатам выезда составляется обобщенная справка работниками специализированного подразделения, которая представляется руководству прокуратуры областного звена для изучения и принятия решения по подготовке межведомственного совещания или заседания рабочей группы. Вместе с тем в некоторых прокуратурах субъектов РФ отмечается эффективность совместных выездных проверок соблюдения требований уголовно-процессуального законодательства в деятельности следственных подразделений следственных управлений СК РФ по субъектам РФ и прокуратур городов и районов, в том числе по материалам о коррупционных проявлениях. Это позволяет изучать все материалы, имеющиеся в следственных отделах и прокуратурах, выявлять нарушения, обусловленные отсутствием должного взаимодействия прокуроров и руководителей следственных органов.

Существенный вклад вносят в решение проблем по противодействию коррупции согласованные действия правоохранительных органов, направленные на подготовку предложений по совершенствованию антикоррупционного законодательства субъектов РФ, региональных программ по противодействию коррупции.

Совершенствованию координационной деятельности прокуратуры в рассматриваемой сфере в значительной мере способствует формирование деловых отношений на региональном уровне с органами по координации деятельности в области противодействия коррупции, которые могут по решению Президента РФ формироваться в составе представителей федеральных и региональных органов государственной власти, иных структур. В соответствии с Федеральным законом «О противодействии коррупции» на них возложены обязанности при получении данных о совершении коррупционных правонарушений передавать их в соответствующие государственные органы, в том числе в прокуратуру для принятия необходимых мер. И хотя данные органы осуществляют свою деятельность самостоятельно и представители органов прокуратуры в силу ст. 4 Закона о прокуратуре в состав данных органов входить не должны, прокурорам необходимо устанавливать и обеспечивать с ними тесное взаимодействие. К формам такого взаимодействия относятся обмен информацией, участие в заседаниях этих органов, межведомственных совещаниях и других согласованных мероприятиях по противодействию коррупции в регионе. Могут использоваться и другие формы координационной деятельности правоохранительных органов по борьбе с коррупцией, которые не противоречат требованиям законодательства и принципам координации и способствуют повышению эффективности антикоррупционной деятельности.

Имеются также определенные особенности в координационной деятельности по борьбе с коррупцией на местном (муниципальном) уровне. Учитывая, что борьба с коррупцией относится к числу первостепенных задач не только для государственных структур, но и местных органов власти, участие представителей органов местного самоуправления в работе координационных совещаний, в проведении заседаний межведомственных совещаний правоохранительных органов, иных мероприятиях позволяет в значительной мере повысить степень полноты и эффективность согласованности деятельности по противодействию коррупции в поселении, районе.

Особую значимость обычно горрайпрокуроры придают формированию комплексных программ по борьбе с коррупцией на территориях муниципальных образований. Прокуратура и другие правоохранительные органы зачастую выступают в качестве активных участников подготовки таких антикоррупционных программ, вносят в них совместные предложения. Более того, после утверждения подобных программ органами местного самоуправления прокуроры отслеживают их выполнение, а при необходимости вмешиваются и влияют на те органы и на тех должностных лиц, которые неудовлетворительно их выполняют (приостанавливается или не предусматривается финансирование программ, отсутствует контроль исполнения, присутствует формализм при программировании и т.д.).

Большое внимание в процессе координации антикоррупционной деятельности правоохранительных органов уделяется горрай- прокурорами определению механизмов взаимодействия с органами контроля и надзора, функционирующими на этих территориях. Эти органы, выполняя функции по выявлению, устранению и предупреждению коррупционных правонарушений, в состоянии оказать квалифицированную помощь правоохранительным органам в борьбе с коррупцией. Взаимодействие прокуроров с налоговыми инспекциями, органами Казначейства России, аппаратами контролеров-реви- зоров городского, районного уровня, другими структурами состоит не только в обмене информацией по вопросам выявления и устранения нарушений законов, но и в привлечении специалистов этих органов для участия в прокурорских проверках, в рабочих группах по подготовке координационных совещаний, а также в работе таких совещаний, в проведении занятий по повышению квалификации работников правоохранительных органов.

В процессе координационной деятельности горрайпрокуратур в сфере борьбы с коррупцией в обязательном порядке должно обеспечиваться надлежащее взаимодействие с общественными объединениями, СМИ, иными представителями гражданского общества. Для рассмотрения отдельных вопросов по противодействию коррупции, наиболее актуальных для данной территории, для участия в заседании координационных совещаний приглашаются представители этих общественных структур, СМИ. Это позволяет широко информировать население об антикоррупционной деятельности правоохранительных органов, более действенно влиять на преодоление высокой латентности коррупционных проявлений, с помощью граждан активнее выявлять и предупреждать коррупционные правонарушения. Для упорядочения координационной деятельности по борьбе с коррупцией в горрайпрокуратурах осуществляются разработка и принятие регламентов координационного совещания руководителей правоохранительных органов, издание совместных организационнораспорядительных документов по отдельным вопросам согласованной деятельности правоохранительных органов.

  • См.: приказ Генпрокурора РФ от 15.07.2011 № 211, постановление Координационного совещания руководителей правоохранительных органов РФ от 24.09.2008 и др.
  • Более подробно см.: Корсантия А. А. Коррупционная преступность в Российской Федерации: научный доклад. М.: Академия Генпрокуратуры РФ, 2010.

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *