Коррупционная составляющая

Формы коррупции

При рассмотрении коррупционной составляющей развития общества важно изучить, в каких формах она может проявляться, так как она многогранна и многолика. Ее выражение заключается в следующем:

  • Совершение коррупционных преступлений (хищение денег и материальных ценностей путем использования должностного положения, получение и дача взятки, подкуп коммерческого характера и т. д.).
  • Совершение правонарушений административного типа (хищение денежных и материальных ценностей в небольших размерах путем использования должностного положения, использование средств бюджета и фондов внебюджетного типа не по целевому назначению, иные составы административных преступлений, зафиксированных в соответствующем Кодексе).
  • Совершение правонарушений дисциплинарного типа, выражающееся в использовании статуса в целях получения различных преимуществ, если за эти действия предусмотрены дисциплинарные взыскания.
  • Совершение сделок гражданско-правового типа, запрещенных законодательными нормами (например, получение подарков или их вручение должностных лицам, оказание государственными служащими различных услуг в пользу третьих лиц).

Перечень коррупционных деяний

Уголовный кодекс РФ устанавливает ряд деяний, относящихся к коррупционной составляющей развития страны:

  1. Злоупотребление полномочиями по должности и службе, как преступление против власти государства, интересов службы в органах на федеральном и муниципальном уровнях (статья 285).
  2. Превышение полномочий соответствующими сотрудниками предприятий, организаций и учреждений.
  3. Получение денег (иного имущества или вещных прав) в качестве взятки (статья 290).
  4. Дача денег (иного имущества или вещных прав) в качестве взятки (статья 291).
  5. Злоупотребление полномочиями по должности, как преступление против служебных интересов в организациях коммерческого и иного типов (статья 201).
  6. Подкуп коммерческого типа (статья 204).

Основная составляющая коррупционного поведения – желание получить выгоду за чужой счет. Поэтому основное деяние в этой сфере – взятка. В это понятие входит получение денег, других материальных ценностей и неимущественных благ. К взяткам также относится предоставление льгот, услуг, выгод социального характера, которые были получены гражданином за бездействие должностного лица или осуществление им каких-либо действий в рамках полномочий.

По определению, взятка – это получение или передача ценностей материального типа за покровительство в любом проявлении или попустительство на службе. К первой группе относятся действия, включающие незаслуженное поощрение, внеочередное необоснованное повышение по должности, совершение иных действий, которые не вызваны прямой необходимостью.

Ко второй группе относятся действия, связанные с недобросовестным реагирование на неправомерные действия человека, непринятием должностными лицами мер за нарушения или упущения в трудовой деятельности лица, дающего взятку или других граждан, чьи интересы представляет взяткодатель.

Ответственность за коррупционные действия

После рассмотрения признаков коррупционной составляющей, следует изучить виды ответственности за совершение различных незаконных действий в указанной сфере. К видам применяемых санкций относятся административная, уголовная, дисциплинарная, гражданско-правовая ответственность.

Получение и передача взятки, а также посредничество в ее вручении в худшем случае карается лишением свободы сроком до пятнадцати лет. Составом преступления в данном случае считается передача денег, независимо от того, были они вручены до выполнения указанных действий или после этого. Кроме того, не важно, была ли договоренность между сторонами перед совершением преступления.

Если передача взятки не включает обстоятельства, отягчающие вину, виновное лицо будет привлечено к финансовой ответственности в виде штрафа, максимальный размер которого составляет пятьсот тысяч, или выражается в размере зарплаты (другого дохода) гражданина в течение годового срока, или в сумме, пятикратной (тридцатикратной) размеру взятки, или исправительным трудом на двухлетний период, или принудительным трудом на три года, либо лишением гражданина свободы на два года с выплатой штрафа в пятикратном (десятикратном) размере взятки.

Любое из наказаний может сопровождаться лишением возможности занимать некоторые должности или работать в определенной сфере в течение трех лет.

Признаки коррупционной составляющей, позволяющие квалифицировать указанное деяние, как преступление, совершенное с отягчающими вину обстоятельствами, это передача взятки должностному уполномоченному лицу в качестве платы за совершение заведомо противоправных действий (отказа от совершения законных действий) в размере, рассчитываемом по нормам УК РФ как особо крупный, либо лицами по предварительной договоренности (группой организованного типа).

За такие деяния преступникам грозят следующий виды санкций:

  • штраф в размере два – четыре миллиона рублей или в сумме дохода гражданина за период два – четыре года, либо в семикратном — девяностократном размере взятки;
  • лишение гражданина свободы на срок восемь – пятнадцать лет с выплатой штрафа семидесятикратного размера взятки;
  • лишение права быть на определенных должностях или заниматься определенными видами деятельности на десятилетний срок (указанный вид санкции может сопровождаться любыми из вышеперечисленных).

Передача взятки осуществляется самостоятельно или через посредника. Посредничество выражается во вручении предмета преступления или создание для этой передачи условий. Посредник привлекается к ответственности, даже если взятка не была получена адресатом, или взяткодатель не получил за нее требуемые услуги.

Противодействие коррупции

Рассмотрев коррупционную составляющую в действиях граждан и должностных лиц, следует изучить меры борьбы с ней и профилактики. Противодействие коррупционной деятельности это работа властных органов на федеральном, региональном и местном уровнях.

В полномочия указанных лиц входят следующие действия:

  • предупреждение коррупции, включая выявление и устранение причин совершения указанных преступлений;
  • предупреждение, выявление, пресечение, раскрытие, расследование правонарушений;
  • минимизация и ликвидация последствий преступлений, связанных с коррупцией.

Определение коррупционней составляющей позволяет выявить также варианты борьбы с ней. Для реализации этих способов Президентом может приниматься решение о создании групп по борьбе с противоправными действиями в сфере финансов внутри органов государственной власти.

Если органы или отдельные подразделение получают информацию о наличии коррупционной составляющей, они обязаны проверить указанный факт. Все соответствующие действия координируются Генеральным прокурором и подчиненными ему сотрудниками прокуратуры.

Основные направления деятельности органов государственной власти по повышению уровня эффективности борьбы с коррупционными действиями

Так как конфликт интересов — коррупционная составляющая противоправных действий, органы государственной власти разрабатывают политику в области противодействия коррупции. В нее входят следующие направления:

  • проведение государством на всей территории страны единообразной политики в сфере борьбы с коррупцией;
  • создание правового механизма взаимодействия органов правоохранительной сферы и других властных субъектов с парламентскими и общественными комиссиями, гражданами, институтами общества по решению указанных вопросов;
  • принятие административных, законодательных и других мер, которые направлены на привлечение муниципальных и государственных служащих, граждан к участию в противокоррупционных действиях и формированию негативного общественного отношения к незаконной деятельности;
  • совершенствование структуры и системы органов государства, создание общественных контролирующих механизмов;
  • введение стандартов антикоррупционного характера, т. е. фиксация для соответствующих областей деятельности единообразной системы ограничений, запретов и дозволений, которые обеспечивают предупреждение незаконных действий в финансовой сфере в отношении госслужащих и лиц, которые замещают должности на госслужбе;
  • обеспечение гражданам доступа к информации о работе государственных федеральных, региональных и местных органов власти;
  • реализация принципа свободы СМИ;
  • соблюдение в неукоснительном порядке принципов судейской независимости и невмешательства в деятельность суда;
  • улучшение организации работы контролирующих и правоохранительных органов в сфере противодействия коррупции, совершенствование особенностей порядка службы в государственных и муниципальных органах;
  • обеспечение открытости, добросовестности, объективности, конкуренции в процессе размещения заказов на выполнение различных работ, оказания ряда услуг, поставку для нужд страны на федеральном или местном уровнях;
  • устранение незаконных и необоснованных ограничений и запретов, особенности в сфере экономической деятельности;
  • улучшение порядка пользования муниципальным и государственным имуществом, ресурсами (включая их использование при предоставлении помощи на федеральном или местном уровне), и порядка переоформления прав на это;
  • увеличение размера заработной платы и уровня защищенности муниципальных и государственных служащих в социальной сфере;
  • укрепление сотрудничества в области международных отношений, повышение эффективности взаимодействия на международном уровне со спецслужбами, правоохранительными органами, финансовыми разведывательными подразделениями в сфере розыска, изъятия и репатриации полученного незаконным путем имущества;
  • усиление проверки и контроля обращений граждан и организаций по факту наличия признаков коррупции;
  • распределение функций между различными органами и т. д.

Если в ходе проверки деятельности различных органов и их должностных лиц усматривается коррупционная составляющая, уполномоченные лица проводят тщательную проверку работы данного субъекта для выявления правонарушений и их раскрытия. Работа по борьбе с коррупцией проводится по многим направлениям для улучшения ее эффективности и повышению уровня преступности в указанной сфере.

Признаки коррупционных противоправных проявлений

Представленные в предыдущем параграфе определения коррупции, как и большинство имеющихся в современной исследовательской практике других определений, трактуют феномен коррупции в точном соответствии с положениями международного права и действующего в России антикоррупционного законодательства. Их сравнительный анализ позволяет представить основные признаки и отличительные черты коррупционных проявлений.

Это особая форма противоправных аморальных действий или бездействий. В подавляющем большинстве случаев такие действия носят уголовно-преступный характер, направлены против общества, государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, против прав и свобод человека и гражданина, против собственности, рыночных механизмов и всей системы хозяйствования. Формы коррупционных действий известны: взяточничество, продажность, фаворитизм, непотизм, незаконное распределение, перераспределение и присвоение общественных ресурсов, циничная приватизация, целенаправленное финансирование политических структур, лоббирование корпоративного интереса и др.

Отличительная черта коррупции — это наличие злого умысла и корыстной личной заинтересованности, умышленное нарушение закона, сознательное подчинение публичных интересов интересом частным. Например, сознательное нарушение закона при распределении жилья; использование не предусмотренных преимуществ при получении кредитов или ссуд, приобретении ценных бумаг или недвижимости; незаконная передача частным организациям или присвоение средств, предназначенных для общегосударственных нужд и др.

Коррупция — это форма неофициальных согласительно-корпоративных и межличностных отношений, основанных на взаимных неформальных обязательствах между тем, кто принимает решение, теми, кому такое решение выгодно, и теми, кто готов финансировать (обеспечивать) принятие и реализацию такого решения; это саморегулируемый, взаимовыгодный и взаимно заинтересованный обмен материально-финансовыми ценностями, услугами и информацией «в рамках неформальных контракт- отношений». При этом не только не исключаются, но и предполагаются методы принуждения, вымогательства и даже шантажа.

Еще одна черта коррупции — латентность, закрытость, секретность отношений. Другими коррупционные отношения не могут быть в принципе. В совершаемых коррупционных деяниях, как правило, нет прямых и непосредственных «победителей», «жертв» и «свидетелей». Все делается в неформально-закрытом режиме и без посторонних. Поэтому коррупционные правонарушения (за небольшим исключением) практически не влекут за собой жалоб и публичных обвинений. Именно в этом заключается сложность разоблачения и привлечения к юридической ответственности организаторов, участников и пособников коррупционных схем.

Также характерно наличие связанных коррупционной зависимостью нескольких субъектов коррупционных отношений. Речь идет о тех, кто заинтересован в коррупционных доходах и делает все, чтобы такие доходы получить. Это физические и юридические лица, взяткодатели, взяткополучатели и посредники. Это могут быть лица, занимающие государственные должности, должности государственной службы и должности, предусмотренные уставами муниципальных образований; служащие государственных органов, учреждений, организаций и фондов; должностные лица межгосударственных органов и международных организаций; судьи; лица, исполняющие обязанности арбитражных и присяжных заседателей; менеджеры госкорпораций; руководители и служащие коммерческих и некоммерческих организаций; аудиторы; профессиональные оценщики; нотариусы; адвокаты; эксперты по гражданским, уголовным и иным делам; лица, зарегистрированные в качестве кандидатов в законодательные органы государственной власти и местного самоуправления; физические лица. Все они либо занимают коррупционно емкие должности, либо тесно соприкасаются с ними. Реестр такого рода должностей сейчас составлен, по каждой из них проводятся экспертизы на предмет коррунциогенности, а выводы и предложения экспертов учитываются при составлении соответствующих должностных регламентов.

В совершение коррупционных сделок может быть вовлечено одновременно множество фигурантов (субъектов), причем не только из одного, но из нескольких государственных и муниципальных ведомств, неправительственных структур, бизнес-сообществ, регионов. Сейчас уже говорят, причем не без оснований, и о международной коррупции. Коррупционному соблазну может быть подвержен субъект любого уровня и любого правового статуса, особенно тот, кто обладает реальной возможностью решать, разрешать и надзирать, по своему усмотрению распределять, перераспределять и бесконтрольно присваивать.

В процессе коррупционно «плодотворного» сотрудничества складываются благоприятные условия для формирования различных патримониальных и клиентельских систем. В первом случае хозяином коррупционной схемы является чиновник, а остальные — его клиентами, во втором, наоборот, частное лицо и частный интерес доминируют над государственным, бизнес становится олигархическим, берущим под контроль государственные структуры.

Но чаще всего ведущую роль все-таки играют те, кто занят в государственных и муниципальных органах и обладает властными полномочиями. Бизнесмены в большинстве случаев вынужденно вовлекаются в коррупционные отношения. Атмосфера коррупционности и бюрократизма лишь «осложняет» их жизнь, мешает нормальной предпринимательской деятельности. Чиновник, в свою очередь, практически ничем не рискует. Оплачивает коррупционные преступления, в конечном итоге, остальное общество, прежде всего рабочий класс, крестьянство, низший слой среднего класса.

Иногда в качестве признака коррупции указывают на наличие свойственных только коррупционерам сленга, символики, поговорок: «крыша», «откат», «распил», «не подмажешь — не поедешь» и т.д.

Понятие коррупции не имеет национальной окраски и жесткой государственно-территориальной привязки, однако в каждой конкретной стране коррупция, естественно, имеет свои черты. В нашей стране коррупция до определенной степени:

  • — стала неотъемлемой частью образа жизни значительной части общества и пока не встречает должного отторжения со стороны большинства населения (хотя люди хорошо понимают пагубность коррупции и обращают внимание на ее тотальное засилье в повседневной жизни российского общества — это мнение не менее 40% россиян, по данным «Левада-Центра»), поэтому практическая эффективность предпринимаемых антикоррупционных мер пока невысока;
  • — базируется на мощных политических, финансово-экономических и информационных ресурсах, что объективно создает благоприятный климат для масштабных коррупционных действий;
  • — превратилась в системное явление, проникла во все структуры государственной власти, бизнеса, культуры и социальной сферы, начали даже формироваться «коррупционные сети», порождая атмосферу правового нигилизма, недоверия к власти и рыночным механизмам. Некоторые исследователи заговорили даже о «коррупционной оккупации» страны;
  • — тяготеет к легализации, т.е. коррупционным сделкам придается видимая законность, их маскируют с помощью официально созданных сетевых систем оказания услуг и их оплаты. Более того, коррупция пошла по пути интернационализации и глобализации. Многие коррупционные проявления приобрели международный характер, тесно сомкнулись с международной организованной преступностью. Противостоять такой коррупции — задача нетривиальная как по содержанию, так и по форме.
  • Радаев В. В. Формирование новых российских рынков: трансакционные издержки,форма контроля и деловая этика. М.: Центр политических технологий, 1998. С. 97.
  • Самарина А. «Золотым парашютам» подрезали стропы // Независимая газета. 2013.26 дек.
  • Малько А. В. Антикоррупционная политика современной России: от имитации к решительным действиям // Правовая политика и правовая жизнь. 2005. № 3. С. 38.

Правила составления жалобы

Заявление о факте вымогательства взятки составляется по правилам, указанным в ст. 7 закона №59-ФЗ. Обязательными элементами являются:

  • указание органа либо лица, куда направляется обращение.
  • при направлении должностному лицу можно указать как его ФИО, так и должность;
  • данные самого заявителя: ФИО, дата составления, личная подпись;
  • электронный либо почтовый адрес, по которому будет направлен ответ;
  • доказательства своего сообщения, если они есть.

При написании документа надо руководствоваться общими правилами делового этикета, по которым составляются официальные обращения. Это сдержанный стиль, лаконичность и последовательность изложения материала.

Структура документа

Жалоба на коррупционера пишется в свободной форме, но должна иметь определенную логику и структуру. Хотя эти рекомендации не являются обязательными, мы советуем соблюдать их, чтобы получить ответ на обращение.

  1. Должно быть указано конкретное лицо (ФИО), которое склоняло к даче взятки, и его должность.
  2. Расскажите ситуацию в хронологическом порядке. Укажите даты, когда произошло (длилось) это событие.
  3. Подкрепите свои слова доказательствами. Это могут быть фотографии, аудио- и видеозаписи, копии документов.
  4. В конце обращения укажите свои требования. Например: провести уголовное расследование по факту коррупции; уволить данное лицо со службы; восстановить ущемленные права заявителя.

Обратите внимание. Если документ направляется вышестоящему лицу в той же организации, где работает взяточник, обязательно надо указать в поле «адресаты» список органов-получателей. Такими органами может быть прокуратура, следственный комитет, комитет по борьбе с коррупцией. Это станет гарантом рассмотрения обращения и безопасности заявителя.

Образец жалобы на коррупцию.

В каких случаях заявление не будет рассмотрено

В законе №59-ФЗ перечислены случаи, когда обращение могут не принять к рассмотрению (ст. 11). К ним относятся:

  1. Анонимность (обязательно указывать ФИО).
  2. Невозможность прочтения текста (почерк, шрифт или иные причины) – в этих случаях письмо возвращается отправителю с пометкой о нерассмотрении , если его адрес указан разборчиво.
  3. Оскорбления, нецензурные выражения, угрозы в адрес получателя либо других лиц также являются поводом для оставления письма без ответа.
  4. Если из текста письма невозможно понять суть обращения.
  5. Если на данную жалобу заявителю уже был дан ответ тем же органом, куда жалоба направлена вновь. Исключение – если появились новые обстоятельства или доказательства.

Чтобы обращение рассмотрели, необходимо придерживаться правил, описанных выше.

Важно. Помните, что заявление, содержащее недостоверную информацию, порочащую указанное в нем лицо, расценивается как клевета и карается как уголовное или административное правонарушение.

Как рассматривается заявление

Жалоба на коррупционные действия рассматривается в порядке, указанном в ст. 8-10 закона №59-ФЗ. В течение 3 дней обращение должно быть зарегистрировано, затем оно принимается к рассмотрению. Если органы, куда поступило заявление, не имеют полномочий решать данные вопросы, оно передается в компетентные органы в течение 7 дней. Также в течение 7 дней должны быть переданы материалы в соответствующие инстанции, если жалоба подлежит совместному рассмотрению несколькими службами. Но пересылать материалы в службу, действия которой обжалуются, запрещено. Уполномоченные органы обязаны рассматривать обращение, обеспечить выездную проверку в случае необходимости, а также могут сотрудничать с гражданином-заявителем. Если информации для полной проверки недостаточно, проверяющие имеют право запросить дополнительные материалы у государственных служб либо должностных лиц, которые обязаны ответить на запрос в течение 15 дней.

Сроки рассмотрения

Жалоба, направленная в письменном виде (в том числе по электронной почте), рассматривается в течение 30 дней (п.1. ст.13 закона №59-ФЗ). Если этого времени недостаточно, в исключительных случаях уполномоченные органы могут продлить срок еще на 30 дней, обязательно уведомив об этом заявителя.

Ответ на жалобу

Инстанция, в которую поступило сообщение о коррупции, обязана направить гражданину ответ с результатами рассмотрения. В нем должен содержаться ответ по существу запроса – из документа должно быть понятно, был ли выявлен состав преступления в действиях лица и т.д. Ответ подписывается руководителем органа или другим уполномоченным лицом. Направляется документ по указанным данным – по электронной почте либо на почтовый адрес.

Сайты, куда можно сообщить о коррупции

Сегодня есть множество ресурсов, куда можно сообщить о вымогательстве взяток. На них есть специальные формы обращения, где нужно заполнить все поля. Принцип заполнения аналогичен описанному ранее. Контактные данные лучше оставлять достоверные, потому что все сведения будут проверяться. Жаловаться на действия уполномоченных лиц можно на следующих сайтах:

  1. letters.kremlin.ru/letters/corruptio – это официальный сайт управления Президента по работе с обращениями граждан.
  2. www.com-cor.ru/soobshchit-o-fakte-korruptsii/ – это Комитет по борьбе с коррупцией.
  3. pasmi.ru/contact – информационный ресурс, по указанной вам информации будет проведено журналистское расследование. В приоритете дела о высокопоставленных чиновниках с доказательной базой. На самом сайте написано, что по каждому обращению проводить расследование сотрудники не могут.

Телефоны и адреса

Не обязательно составлять жалобу в письменном виде. Можно сообщить о коррупционных действиях по телефону – это будет быстрее. Чтобы передать сообщение в полицию, надо найти на региональном сайте МВД телефон горячей линии.

Телефоны официальных общественных организаций, по которым принимают информацию о подобных правонарушениях:

  • Общественная палата РФ: 8-800-700-8-800;
  • Общественный антикоррупционный комитет: +7(495) 692-07-01, +7(495) 517-53-15;
  • Национальный антикоррупционный комитет: +7 (495) 915-50-67;
  • Центр противодействия коррупции в органах государственной власти: +7(495) 624-39-97, +7(495) 624-39-07, адрес: г. Москва, Лучников переулок, д.2;
  • Комитет по борьбе с коррупцией: +7(495) 933-76-07, +7(495) 978-64-86;

Также можно жаловаться в Центральное отделение Управления по экономической безопасности и противодействию коррупции – тел +7 (495) 667 20 20. Если ваше сообщение касается лица, который занимает не очень высокий пост, лучше обратиться в региональное отделение управления.

Жалоба на сотрудника полиции

К сожалению, нередко граждане сталкиваются со взяточничеством именно при обращении в правоохранительные органы, которые должны бороться с подобными правонарушениями. Что делать, если сотрудник полиции просит дать взятку или оказывает давление?

В таком случае можно действовать в нескольких направлениях.

  • Можно обратиться к начальнику отделения, где служит полицейский, нарушивший права заявителя. Но этот способ не всегда результативен – начальник может «покрывать» недобросовестного сотрудника.
  • В МВД есть отдел, работа которого направлена на контроль внутреннего правопорядка – Управление собственной безопасности. По факту коррупции в УСБ можно обратиться круглосуточно, позвонив по телефонам: 8 (495) 667-74-47 и 8-800-250-02-35, или можно направить жалобу в отделение УСБ вашего региона по адресу, указанному на сайте МВД.
  • Также можно обратиться в прокуратуру. Это надзорный орган, который не связан с МВД, не зависим от него и ответственно относится к подобным проверкам. Письменное заявление на действия полицейского можно оставить на официальном сайте ipriem.genproc.gov.ru/contacts/ipriem/.

Образец жалобы в прокуратуру на действия сотрудника полиции можно скачать здесь.

  • По факту коррупции также можно обратиться в Управление Следственного комитета (СКР). Письменный запрос можно подать также через интернет-приемную sledcom.ru/reception.

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *