Контрольная функция бюджета

Функции финансов (8)

Сущность государственного бюджета как экономической категории реализуется через распределительную (регулирующую), контрольную и фискальную функции.

Содержание распределительной функции (или функции экономического регулирования) бюджета характеризуется процессами распределения и перераспределения финансовых ресурсов не только между различными уровнями государственной власти, но и между разными подразделениями общественного производства. Сфера действия распределительной функции определяется тем, что в отношения с бюджетом вступают почти все участники общественного производства.

Основным объектом бюджетного перераспределения является чистый доход; однако это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта, а иногда и национального богатства.

Содержание этой функции реализуется в процессе формирования доходных источников бюджета и их использования для проведения экономической политики государства. Аккумулированные в бюджетной системе финансовые ресурсы посредством налоговых и других обязательных платежей хозяйствующих субъектов и граждан затем в соответствии с проводимой государством социальной и инвестиционной политикой перераспределяются как в сферу материального производства, имеющих приоритетное значение для экономики страны, так и в сферу нематериального производства, находящуюся на содержание бюджета.

Современное понимание распределительной функции бюджета заключается в том, что вместо принципа командования она призвана реализовать принцип служения государства интересам общества.

Контрольная функция бюджета заключается в том, что бюджет объективно через количественные характеристики формирования и использования фондов денежных средств государства отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики.

Благодаря этому свойству бюджет может «сигнализировать» о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей, достаточно ли эффективно «работают» в экономике прямые государственные инвестиции и т.д. При этом в бюджетном процессе «высвечиваются» слабые места, «болевые точки» в экономике страны, и Правительство РФ имеет возможность посредством корректировки направления движения централизованных финансовых ресурсов воздействовать на активизацию деятельности тех иных производств и сфер экономики.

Таким образом, контрольная функция бюджета не носит ни запретительного, ни ограничительного характера, она позволяет лишь контролировать степень и формы разумного косвенного воздействия государства на воспроизводственный процесс.

Решение данной проблемы предопределяется эффективностью управления государственным бюджетом, которое, в свою очередь, охватывает как бюджетные отношения между органами власти различных уровней, так и структурные, технические и институциональные аспекты бюджетной системы. Эти две стороны управления бюджетом невозможно разделить.

Фискальная функция бюджета предполагает, с одной стороны, обеспечение финансовыми ресурсами выполнение государством своих прямых управленческих, оборонных, внешнеполитических и социальных задач, т.е. тех государственных услуг, которые на него возложены обществом. С другой стороны, фискальная функция бюджета не ограничивается только предоставлением государственных услуг. Для того чтобы повышалась эффективность государственных услуг, недостаточно только наращивать их объемы. В равной степени необходимо создание условий для эффективного размещения и использования всех, имеющихся в государстве ресурсов и поддержание определенного уровня экономической активности. Поэтому фискальная функция непосредственно связана с распределительной функцией бюджета, однако она имеет свои специфические формы реализации, ибо фискальная политика государства — это политика поддержания бюджетного дефицита на уровне, соответствующем таким макроэкономическим целям, как контроль за инфляцией, повышение инвестиционной активности всех финансовых ресурсов, рост общего экономического потенциала общества, что в свою очередь обеспечивает прирост доходной базы бюджета и, соответственно, увеличение объема предоставляемых услуг.

Названные функции бюджета носят объективный характер и имеют место в любой стране мира, независимо от уровня развития демократических институтов и характера государственной и экономической политики.

Общественные функции бюджета

Основное назначение бюджета заключается в том, что он позволяет аккумулировать финансовые средства в руках государства и использовать их для финансирования различных программ. Однако, помимо этой важнейшей задачи, бюджет выполняет и ряд других функций. К их числу относятся:

1. контрольная функция. Бюджет позволяет осуществлять контроль за действиями исполнительной власти, который может осуществляться в различных формах – со стороны специализированных органов, наделенных контрольными полномочиями (например, Счетная палата), со стороны вышестоящей организации и др. В странах с развитыми демократическими традициями важное значение отводится общественному контролю, для развития которого принимаются специальные программы повышения прозрачности бюджетной системы. Бюджет принимается как закон и тем самым накладывает ограничения на действия правительства. В нем законодательно закреплены лимиты отдельных статей доходов и расходов, которые государство должно четко соблюдать при проведении социально-экономической политики.

2. информационная функция. Бюджет – это индикатор текущего состояния экономики страны, социальной сферы, политической ситуации. Структура его доходной и расходной части позволяет судить о приоритетах государственной политики, масштабах влияния на нее отдельных групп интересов. Более того, поскольку закон о бюджете на очередной год составляется как плановый документ, он выступает как прогноз будущей экономической ситуации. Его разработка сопровождается прогнозными расчетами основных показателей развития страны, на которые ориентируются не только государственные учреждения, но и организации негосударственного сектора экономики, а также простые граждане. Закладываемые в закон о бюджете планово-прогнозные показатели формируют в обществе определенные ожидания, которые могут быть как позитивными, так и негативными.

3 институционализация общественных предпочтений. В демократических государствах принятию закона о бюджете обязательно предшествует его рассмотрение в парламенте. На этом этапе в составленный правительством законопроект вносятся корректировки с учетом мнений депутатов, представляющих интересы своих избирателей. Таким образом, структура бюджета отражает общественные предпочтения в отношении государственной политики. Посредством механизмов представительной демократии эти предпочтения воплощаются в конкретных цифрах доходных или расходных статей.

Данная функция бюджета в разных странах реализуется по-разному. Она зависит от того, насколько развиты процедуры участия граждан и их представителей в разработке закона о бюджете и контроле за его исполнением. Важное значение имеет установленный порядок бюджетного процесса, степень реального участия в нем органов представительной власти, а также контроль избирателей за действиями выборных органов.

4. регулирующая функция. В условиях рыночной экономики основным инструментом государственного регулирования является финансовая система, центральным звеном которой является бюджет. Любые значимые решения в области экономической политики должны иметь финансовое обеспечение, поэтому они подкрепляются соответствующими бюджетными расходами.

Осуществляя расходы на здравоохранение, образование, социальное обеспечение, государство регулирует социальное развитие и уровень жизни населения страны. С помощью расходов на поддержку отдельных отраслей экономике обеспечивается производство общественно-значимых товаров и услуг, которое с точки зрения рынка может быть неэффективным. Бюджет является инструментом региональной политики, поскольку за счет средств регионов-доноров осуществляется поддержке депрессивных и кризисных территорий, имеющих недостаточный экономический потенциал или испытывающих последствия чрезвычайных ситуаций.

Влияние бюджета не ограничивается государственным сектором экономики и выходит далеко за его пределы. Регулирующее влияние оказывают не только бюджетные расходы, но и налоги, стимулирующие или сдерживающие развитие отдельных отраслей или сфер деятельности.

Названные функции бюджета носят объективный характер и имеют место в любой стране мира, независимо от уровня развития демократических институтов и характера государственной экономической политики. Некоторые из них могут противоречить друг другу. Например, для успешной реализации контрольной и информационной функции бюджет должен быть стабильным, а регулирующая функция, наоборот, предполагает его изменение в зависимости от текущих условий социально-экономического развития. Выбор между стабильностью или гибкостью бюджета определяется задачами политики государства, сложившимися традициями и общественными предпочтениями, а также рядом других факторов.

2. Контрольная функция.

Контрольная функция бюджета позволяет отслеживать движение денежных и финансовых потоков в части поступ-ления доходов в бюджеты всех уровней, создает общественные условия для проведения государственного контроля за своевременным и эффективным выполнением всех расходных обязательств. Контроль как элемент управления играет существенную роль в обеспечении функционирования государства.

Процесс распределения и перераспределения ВВП постоянно контролируется органами государственной власти, чтобы пропорции распределения соответствовали интересам всего общества. В широком смысле финансовый контроль – это контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных учреждений за финансовой деятель-ностью всех экономических субъектов государства, предприятий, учреждений, населения. Объектом финансового контроля являются денежные отношения при распределении, перераспределении, формировании фи-нансовых ресурсов и их дальнейшем использовании. Бюджетный контроль в системе управления государственными финансами призван способствовать нормальному ходу воспроизводственного процесса, минимизировать отрицательные отклонения от заданных параметров развития экономики. Непосредственным предметом контроля являются бюджетные показатели на всех этапах бюджетного процесса. Таким образом, бюджетный контроль – это форма реализации контрольной функции бюджета. Отметим основные формы бюджетного кон-троля: • Предварительный контроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения проектов бюджетов различных уровней, бюджетов внебюджетных фондов, смет доходов и расходов бюджетных учреждений, целевых программ и т.д. Он носит предупредительный характер, способствует предотвращению неэффективного расходования бюджетных средств, выявлению роста дохо-дов, позволяет выбрать наиболее экономичные решения при планировании бюджетных ассигнований. • Текущий контроль реализуется при исполнении бюджетов различных уровней, бюджетов внебюджетных фондов, смет доходов и расходов бюджетных учреждений с целью предупреждения и выявления нарушений бюджетной дисциплины. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ под нарушением бюджетного законодательства РФ понимается неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов бюджетной системы РФ, которое влечет за собой применение к нарушителю мер принуждения, среди которых могут быть: – предупреждение о ненадлежащем исполнении бюд-жетного процесса, – блокировка расходов, – изъятие бюджетных средств, – приостановление операций по счетам в кредитных организациях, – наложение штрафа, – начисление пени и иные меры. • Последующий контроль реализуется после завершения отчетного периода и финансового года. Предназначен для оценки количественного выполнения намеченных показателей по каждому виду доходов и расходов, налоговым и неналоговым поступлениям в бюджеты различных уровней, расходованию бюджетных средств, исполнению расходов внебюджетных фондов и смет бюджетных учреждений. Данный контроль позволяет выявить недостатки предварительного и текущего кон-троля. Отличительной особенностью контрольной функции бюджета является то, что среди огромного количества денежных отношений, выраженных в финансовой форме, нет ни одного, которое не было бы связано с контролем формирования и использования денежных фондов; в то же время нет ни одного финансового отношения, которому была бы присуща только функция контроля. Таким образом, самостоятельно, вне органической связи с макроэкономической функцией бюджета, контрольная функция не существует.

Бюджет — это…

Те из вас, кто вынужден (или просто любит это делать) считать свои деньги, планировать расходы исходя из полученных (или предполагаемых) доходов, занимаются формированием бюджета.

Непростое это дело – выкроить необходимые суммы на удовлетворение тех или иных нужд. Людей, которые умудряются из небольшой зарплаты оплатить коммунальные расходы, купить своим детям самое необходимое и при этом не умереть с голоду, смело можно назвать грамотными финансовыми стратегами.

Это о бытовой стороне понятия «бюджет», но на этой основе можно сформулировать обобщенное толкование термина.

Вывод: бюджет – это расходы и доходы определенного субъекта (частного лица, организации или государства), сведенные в единую схему.

В качестве субъекта, который формирует бюджет, могут выступать:

  1. отдельные люди (физические лица);
  2. семьи;
  3. организации (юридические лица);
  4. государства;
  5. прочие субъекты.

В буквальном переводе со старо-нормандского языка «bougette» обозначает маленький мешочек с деньгами, носимый на поясе (т.е. кошелек в современной интерпретации). В 17 веке слово приобрело его сегодняшнее значение.

Виды бюджетов

Без формирования бюджета невозможна финансовая стабильность.

Именно поэтому нужно уметь, как говорят в народе: «Сводить концы с концами», т.е. грамотно бюджетировать проект (семью, организацию, государство). Далее немного подробней остановимся на каждом из перечисленных видов бюджета.

Личный (семейный)

Ведение семейного бюджета – это основа материального благополучия семьи.

Безусловно, совокупный объем доходной части бюджета ячейки общества – наиболее важный пункт определения благосостояния. Но не менее важно и то, как оптимально распорядиться этими доходами.

Все мы знаем примеры из своего ближайшего окружения, когда человек, зарабатывающий приличные деньги, частенько занимает у своих знакомых «до зарплаты», а семья со скромным достатком может позволить себе съездить в отпуск за границу.

А все дело в том, что кто-то умеет рационально сформировать свой бюджет, а кто-то – нет.

Какие цели преследуются при составлении семейного бюджета:

  1. учет всех доходов из разных источников;
  2. контроль произведенных расходов и их планирование на будущий период;
  3. накопление денежных средств за счет профицита бюджета;
  4. создание денежной «подушки безопасности» на случай форс-мажорных обстоятельств или крупных трат.

Семейный бюджет может вестись различными способами, в зависимости от уклада конкретной семьи:

Бюджет организации

Как известно, основная цель любого коммерческого проекта (в том числе – деятельности компании, предприятия, организации и т.д.) – получение прибыли. Но стабильность ее получения зависит от грамотного планирования хозяйственной деятельности и правильного формирования бюджета.

Бюджет предприятия – это план (смета), характеризующий структуру и объем доходов и расходов за определенный период. Бюджетное балансирование – это одна из важнейших функций управления компании.

Бюджет компании подразделяется на несколько разновидностей, основным из которых является генеральный (основной). Это план работы предприятия в целом, на основании которого создается план доходов и убытков, план движения денежных средств.

Генеральный бюджет, в свою очередь, подразделяется на следующие виды:

  1. операционный (текущий), формируется на основании продаж, затрат на производство и управленческие расходы;
  2. финансовый, создается на основании движения денежных средств и необходимых капитальных вложений.

Бюджет государства

Рассмотрим, что формирует доходную и расходную часть бюджета нашего государства в таблице ниже. Примечание: во всех странах наполнение бюджета и его расходование происходит по одинаковому принципу, различия могут быть только в конкретизации статей дохода и расхода.

По усредненным данным, за последние несколько лет доходная часть бюджета РФ имеет следующую структуру:

  1. налоговые поступления – около 84 %;
  2. неналоговые – около 16 %.

Исходя из экономической ситуации в стране и воздействия внешних факторов (войны, природные катаклизмы и прочий форс-мажор), сальдо государственного бюджета может быть в дефиците либо в профиците.

Что может стать причиной дефицита государственного бюджета:

  1. локальные войны внутри государства и военные конфликты за его пределами;
  2. увеличение расходов на вооружение (модернизацию) в мирное время;
  3. неустойчивый курс национальной валюты;
  4. стагнация (застой в экономике) → снижение ВВП (валового внутреннего продукта) → сокращение налоговых поступлений (т.е. налоговой составляющей доходной части бюджета) при неизменном объеме расходов;
  5. увеличение расходной части государственного бюджета, иногда нецелесообразное или неэффективное расходование денежных средств. Например, чрезмерное финансирование управленческого аппарата, дотации убыточных отраслей производства;
  6. недостаточность объема доходной части. Такая ситуация нередка в нашей стране. Появление новых налогов или увеличение старых – единственная мера для наполнения этой статьи бюджета.

Чтобы государство могло выполнять свои функции и обязательства по отношению к своим гражданам, кредиторам и партнерам, дефицит бюджета должен быть профинансирован, т.е. «погашен».

Как это происходит? Чтобы ликвидировать дефицит денежных средств, государство занимает их у своих граждан (выпускает облигации государственного займа), берет кредит у других стран или проводит эмиссию (дополнительный выпуск денег).

Очевидно, что любой из этих способов хоть и снимает остроту вопроса, но только на некоторое время.

Поэтому кардинальное решение проблемы дефицита – это сбалансированное формирование государственного бюджета.

Сначала правительство страны составляет проект бюджета, затем он утверждается Государственной думой и Федеральным Собранием (высшей законодательной властью страны). Именно эти органы ответственны за формирование сбалансированного государственного проекта.

Случается, что уже после принятия что-то пошло не так, и утвержденный проект начинает «перекашивать» в сторону увеличения дефицита. В этом случае для корректировки сложившейся ситуации государство запускает механизм урезания расходной части бюджета – проводит секвестирование.

Государственный бюджет – это структура, состоящая из трех уровней:

Каждый из уровней бюджетной системы выполняет свое предназначение:

  1. федеральный – финансирует расходы по управлению государством;
  2. региональный – финансирует функционирование субъектов РФ (их промышленность, коммунальное хозяйство, транспорт, связь, социальную инфраструктуру);
  3. муниципальный – обеспечивает выполнение функций местного самоуправления.

Бюджет какова его структура

Государственный бюджет – план доходов и расходов государства на текущий год, составленный в форме баланса и имеющий силу закона.
В любой стране государственный бюджет — ведущее звено финансовой системы, единство основных финансовых категорий: налогов, государственных расходов, государственного кредита — в их действии.
За счет государственного бюджета содержатся армия, милиция, значительная часть здравоохранения, с его помощью государство оказывает влияние на экономику.
Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом – Государственной Думой.
Государственный бюджет является основным финансовым планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств.
Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных и взаимодополняющих статей: доходной и расходной.
Доходная статья – показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования деятельности государства.
Расходная статья – показывает, куда (на какие цели) направляются государственные деньги.
Бюджетный дефицит – это сумма превышения за каждый данный год расходов Федеральным правительством над его доходами.
Бесспорно, бюджетный дефицит — нежелательное для государства явление: его финансирование на основе денежной эмиссии гарантированно ведет к инфляции, с помощью не эмиссионных средств — к росту государственного долга. Тем не менее бюджетный дефицит нельзя однозначно относить к разряду чрезвычайных, катастрофических событий, так как различным может быть качество, природа дефицита. Он может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики (тогда он становится следствием стремления государства обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного воспроизводства) .

Какие функции не относятся к бюджету?–(ФУНКЦИИ: распределительная (регулирующая), контрольная, фискальная)

⇐ Предыдущая123

Капитальные затраты–расходы бюдж, обеспеч инвестиц и ликвидац деят. Они вкл расходы, предназнач для инвестиц в действующие или вновь создаваемые ЮЛ в соотв с утвердж инвестиц программами, расходы на проведение капит ремонта, создание гос запасов и резервов и др расходы, связанные с расширением воспроизв.

Капитальные расходы–расходы бюджетов, обеспечивающих инвестиционную деятельность.

Капитальный гос долг–вся сумма задолженности, вкл начисленные % по выпущенным и непогашенным гос займам и др ЦБ, по кредитам, которые привлечены для покрытия дефицита гос бюджета.

Качественная хар-ка расходов–позволяет установить эк природу и общественное назначение каждого вида бюдж расходов.

Классификация доходов:

1)от гос устройства страны

– в унитарном (гос бюджета и местных бюджетов);

– в федеральном (доходы федерального бюджета- доходы членов федераций и местных бюджетов).

2)от права собственности: – собственные; – заемные

3)по источникам образования: – от ЮЛ; – ФЛ.

4)по юридическому основанию взимания доходов в бюджет: – обязательные; – добровольные.

5)от условий зачисления в бюджет: – закрепленные; – регулирующие.

6)по юрид формам: – налоговые; – неналоговые.

7)по бюджетной классификации:

– налоговые доходы;

– взносы на гос соц страхование(обяз страх взносы работодателей, работающих граждан и ФЛ в ФСЗН);

– неналоговые доходы;

– безвозмездн поступл(безвозмезд поступл от иностранных гос, от международ орг-ий, от др ур гос упр).

8) от объекта налогообложения налоговые доходы:

– налоги на доходы и прибыль;

– налоги на фонд з/п;

– налоги на собственность;

– налоги на товары и услуги;

– налоговые доходы от ВЭД.

9) в соотв с эк-ой хар-ойненалоговые доходы:

– доходы от использования имущества;

– доходы от предпринимательской деят;

– административ штрафы и эк санкции.

Классификация налогов:

1)от метода установления: – прямые; – косвенные.

2)от органа, кот вводит налоги, и в распоряж кот они поступают: – республиканские; – местные.

3)от субъектов уплаты: – с ЮЛ; – ФЛ.

4)от назначения: – общего назнач; – целевого назнач.

5)от источников уплаты:

– налоги, относимые на себестоимость продукции, работ, услуг (обязательные взносы в ФСЗН, экологический налог, земельный налог, отчисления в инновационные фонды)

– налоги и сборы, уплачиваемые с выручки от реализации продукции, работ, услуг(НДС, акцизы)

– налоги, уплачиваемые из прибыли (на недвижимость, прибыль)

Классификация общегос расходов:

1)гос органы общего назнач (расх на фин-ие органов, обеспечив деят Президента, Нац собрания…);

2)международная деят (расходы с ВЭД);

3)международная эк и гуманитарная помощь; 4)обеспечение проведения выборов и референдумов;

5)обслуживание гос долга, долгов органов местного управления и самоуправления;

6)гос материальный резерв (расходы с созданием и пополнением гос запасов и резервов);

7)фундаментальные научные исследования;

8)прикладн научные исследов, научно-технические программы и проекты в области общегос расходов;

9)резервные фонды;

10)др общегос расходы (расх связ с функцион админис СЭЗ, бюдж ссуды, мероприят и програм, ЧАЭС);

11)нац оборона; 12)правоохранит деят и обеспечение безопасности; 13)охрана окруж среды.

Классификация расходов:1)функциональная;2)ведомственная (кто получает бюджетные ресурсы);3)экономическая (текущие, капитальные);4)программная.

Классификация расходов:

1)по общественному назначению(эк расх; расх на соц нужды; расх на управл; военные расх; расх на внешнеэк деят; создание гос резервов и запасов);

2)от эк-ого содержания(текущие; капитальные);

3)по предметному признаку(фин-ие отраслей нац эк; фин-ие соц-культ мероприят; фин-ие науки; фин-ие обороны; содерж правохранит органов и органов гос власти и управл; расх по ВЭД; созд резервн фондов; расх по обслуж гос долга; прочие расх и выплаты);

4)ведомственный признак(министерства; учрежд; орг-ии; получающие бюдж ресурсы);

5)целевой признак – конкретные виды затрат;

6)по территориальному признаку: – республиканского; – местного;

7)по субъектам финансирования: – фин-ие орг-ий, учрежд; – расходы для ФЛ.

Классификация фин-ия дефицита бюджета–группировка источников фин-ия, привлекаемых для покрытия дефицита бюдж, исходя из видов и форм долговых обяз. Состоит из 4 разделов и 7 кодов.

Консолидированный бюджет–совокупность бюджетов РБ или ее соответствующей АТЕ. Он имеет юрид силу и используется для расчетов и анализа, составляется ежегодно.

Материальная норма–отражает затраты материальных ресурсов на ед измерения расходов.

Местный бюджет–фин план формиров и использов ден средств местного управл и самоуправл.

Методы бюджета:

1)налоги 2)прямое бюджетное финансирование общегос программ

3)субсидирование отдельных отраслей 4)выдача бес % и льготных кредитов

5)создание за счет бюджетных ресурсов особых фондов и резервов

Налоги–обязат платежи ЮЛ и ФЛ в бюджет, устанавливаемые и принудительно взыскиваемые гос в форме перераспредел части обществен продукта, использ на удовлетворение общегос потребностей.

Налоговые отношения–фин отнош между гос и субъект хоз-ия и населения по формир централиз фонда

Налоговые доходы–республик налоги, сборы, местные налоги и сборы, др обяз индивидуально безвозмездные платежи и платежи, взимаемые с орг-ий и ФЛ в виде одного из условий совершения в отношении их юр значимых действий, а также пени, начисленные за несвоевременную уплату налогов, проценты за пользование отсрочкой или рассрочкой, налоговым кредитом.

Направления средств гос соц страхования:

1)выплата трудовых пенсий;

2)за особые услуги перед республикой в части, соотв размеру пенсий по возрасту;

3)выплату проф пенсий; 4)выплату пособий по гос соц страхованию;

5)оплату ежемесячно предоставляемого по заявлению матери;

6)фин-ие выплат на санаторно-курортное лечение и оздоровление.

Направления средств республиканского бюджета:

1)мероприятия по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС;

2)общегос программы по соц защите населения;

3)общегос целевые программы;

4)затраты, связанные с ВЭД;

5)затраты на пополнение гос запасов и резервов;

6)нац оборона, пограничные войска, таможенные органы;

7)погашение внешнего долга;

8)образование резервных и гос целевых бюджетных фондов.

Назначение бюджета–мобилизация фин ресурсов гос-ва и их расходование на цели определяемые соответствующими гос органами.

Неналоговые доходы–обязат платежи, уплачив в бюдж в рамках отношений, не регулир налоговым закон-ом, а также добров индивид безвозмездн платежи орг-ий и ФЛ (доходы от использ имущества, находящ в гос собствен; от предпринимат и иной деят; административ штрафы, санкции, удержания).

Общая смета–составляется по однотипным учреждениям.

Общегос расходы–расходы РБ, на осущ мероприятий общегос значения.

Объективные факторы:1)характер произв отношений;2)уровень произв сил;3)особенности страны.

Обязательная норма–устанавливается Правительством и не могут быть изменены.

Показатели гос долга:1)лимит внешнего гос долга;2)предельный прирост величины внутрен гос долга.

Признаки доходов бюджетов:1)безвозмездность;2)безвозвратность.

Принципы бюдж устройства:1)единства бюдж системы; 2)полноты; 3)реальности; 4)гласности; 5)самостоятельности.

Принципы внебюджетных фондов:1)гласность;2)полнота;3)реальность;4)единства;5)самостоятельность;6)сбалансированности;7)адресности.

Принципы налогообложения:1)экон эффективность;2)простота налогообложения;3)определенность;4)удобства;5)справедливость.

Принципы орг-ии системы доходов:1)достаточности;2)стабильности;3)оптимального сочетания поступлений налоговых и неналоговых доходов на разных фазах эк цикла.

Принципы результативности:1)эффективность;2)стабильность;3)соц справедливость.

Принципы финансирования:

1)получение MAX эффекта при MIN затратах;

2)целевой характер использования бюдж ассигнований;

3)предоставл в меру выполн произв и др показателей и с учетом использов ранее отпущен ассигнований; 4)безвозвратность бюдж ассигнований.

Пути создания внебюджетных фондов:

1)выделение из бюджета опред расходов, имеющих особо важное значение;

2)формирование целевого фонда собственными источниками доходов для опред целей.

Разделы расходов:1)общегос. дея-ть;2)нац оборона;3)нац экономика;4)охрана окруж среды;5)здравоохранение;6)судебная власть, обеспечение безопасности;7)ЖКХ;8)спорт, культура, СМИ.

Расходы гос бюджета–эк отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежн средств гос и его использов по отраслевому, целевому и территориальному признакам.

Расходы на соц нужды–обеспечивают фин-ие непроизв сферы, соц учреждений и програм, соц помощь.

Расчетная норма–средние затраты, приходящиеся на расчетную единицу с учетом конкретных условий.

Регулирующие доходы–доходы, кот поступают в нижестоящий бюджет на основе решений вышестоящих органов гос власти или местной власти, принимаемых ими при утверждении своих бюдж.

Сводная отраслевая смета–сведенные в одну смету индивид сметы однородных учреждений и сметы расходов на централиз мероприятия.

Смета расходов–осн фин план, определ объем, целевое направление и поквартальное распредел ассигнований, выделяемых из бюдж на содержание орг-ий и на осущ централиз мероприятий.

Собственные доходы–виды доходов, закреплен на постоянной основе полностью или частично за соответствующ бюдж.

Собственные источники доходов местного бюджета:

1)источники доходов, закрепленные за бюдж каждого уровня;

2)дополнительные источники доходов устанавлив самостоят местными Советами депутатов;

3)дотации, субвенция, субсидия, заемные средства.

Состав правления:

1)Министерства труда и соц защиты;

2)управляющий фондом(заместитель председателя правления) и его заместитель по должности;

3)председатели Минфина, Министерства эк, Нацбанка, республ объединен нанимателей и профсоюзов.

Спец внебюджетные фонды предназначены для целевого использования.

Субъективные факторы:

1)тип гос-ва; 2)политика правительства и приоритеты развития;

3)внутренняя и внешняя эк ситуация.

Субъекты бюджетных отношений:1)гос-во;2)орг-ии;3)ФЛ.

Текущие расходы–часть расходов бюдж, обеспечивающ текущее фин-ие органов гос власти местного самоуправления, бюдж учреждений, оказание гос поддержки др бюдж и отдельным отраслям эк в форме дотаций, субсидий, субвенций.

Текущий гос долг–расходы по выплате причитающимся кредиторам доходов по долговых обязат гос-ва и погашению обязат по наступившим срокам оплаты.

Уровни классификации доходов:1)группа;2)подгруппа;3)вид;4)раздел;5)подраздел.

Уровни местного бюджета

1)бюджеты первичного уровня: – сельские; – поселковые; – городские.

2)бюджеты базового уровня: – районные; – городские.

3)бюджеты областного уровня.

ФСЗН–орган гос управления средствами гос соц страхов в структуре Министерства труда и соц защиты.

Функции бюджета:1)фискальная; 2)контрольна; 3)распределительная (регулирующая).

Функции налогов:1)фискальная (бюдж);2)контрольная;3)распределительная;4)стимулирующая;5)социальная.

Экономические расходы–используются с целью гос регулиров эк и направлены в сферу матер пр-ва.

Элементы бюджетного устройства:

1)бюджетная система; 2)принципы построения бюджетной системы;

3)обусловленность администр-территор делением.

Бюджетная ссуда-ден ср, выдан временно и безвозмедн из респ или местн бюдж для использ по целев назнач.

Бюджетное устройство:государственное устройство

Бюджетные права всех участников бюджетного процесса закреплены: все ответы верны.

Бюджетные права можно классифицировать на:материальные и процессуальные

Бюджетные права участников бюджетного процесса закреплены:все варианты верны

Бюджетные отношения складываются:между представительной и исполнительной властью

Бюджетные правоотношения:длятся в течении года

Бюджетные правоотношения- это:все варианты верны

Бюджетный заем–бюдж ср, представляемые ЮЛ – резедентом РБ (кроме бюдже орг-ий; банков; страховых и небанковских кредитно-фин орг-ий), ИП, на возвратной и безвозвратной основе на осущ определенных целевых расходов.

Бюджетный займ-ден ср,выданные временно из респ или мест бюдж для использ по целевому назнач с получением от заемщика процентов на сумму займов.

Бюджетный кредит –б ср,предоставл из вышестоящ бюдж нижестоящ бюдж,а также из респ бюдж бюдж гос внебюдж фонда или из бюджета гос внебюджетн фонда респ бюджету на возвратн основеБюджетный трансферт –средства, передаваемые из бюджета на безвозвратной и безвозмездной основе

В 30-е годы наибольший удельный вес в структуре расходов бюджета имели расходы:на соц-культурные мероприятия.

В доходах дореволюционного бюджета преобладают:б) пошлины

В каком году был принят Бюджетный Кодекс?2008

В каком году был составлен первый бюджет БССР?1921 г.

В расходах местных бюджетов преобладают: расходы на социально-культурные мероприятия

Военные расходы – предоставление кредита – от закрытости информации

Дайте характеристику 1 бюджету Советского государства:малореальный, исполнен по доходам на 31%, по расходам на 32,9%.

До революции бюджетная роспись России составляла из 2 частей:обыкновенной сметы и чрезвычайной

Имеет ли бюджетная классификация правовое значение?Правовое значение, закл в обязательности следовать ее треболваниям всем организ и ФЛ.

Имеют ли право местные Советы Депутатов предоставлять льготы местным административно-территориальным единицам? Нет

К субъектам бюджетного права относят:РБ, гос органы.

Какие из перечисленных функций выполняет бюджет?Фискальную, контрольную, распределит.

Какое происхождение имеет слово «бюджет»:английское

Какие расходы входили в состав расходов бюджета дореволюционной России:все варианты

К объектам бюджетного права относятся:РБ, гос органы

К заемным средствам бюджета относятся:временно заимствованные ср из республ и местных бюдж, гос внебюдж фондов, кредиты НацБанка РБ, иностранных гос и банков международных фин орг-ий.

К законодательным актам, регулирующим бюджетные отношения, не относят: закон о местном управлении и самоуправлении

К функциональной классификации не относятся:группа и подгруппа

Какие бюджеты получили самостоятельность в 1930-1931 г в связи с расширением компетенции местных органов:сельские бюджеты

Какие виды расходов увеличивают стоимость ОС, НА и МЗ? Капитальные

Капитальные расходы включают расходы на (что не входит): покупка автомобиля

Класс видов государственного долга –капитал и текущий; внутренний и внешний

Местные налоги зависят от: все ответы верны

На что не выделяются деньги из гос бюджета дореволюционного периода?Г) соц нужды

Назовите особенности бюджета Беларуси после суверенитета: исчезли статьи расходов

Налог: принудительный

Общегос расходы – (СТР 139)расходы РБ, они включают весь комплекс расходов, обусловленных нац государственностью. ЭТО расходы на осущ мероприятий общегосударственного значения.

Объективным факторам относятся:характер производственных отношений и уровень развития производительных сил, которые оказывают решающее воздействие на сущность бюджета; природные, эк и соц особенности каждой страны, ее традиции, специфика развития на данном историческом этапе.

Объекты налогообложения?Это доход или имущество, с которого начисляется налог

Органы гос управления?Нац собрание, Президент, Совет депутатов, Правительство, министерства

Первый бюджет БССР– был составлен в 1921 г., но исполнен с дефицитом.

Первый бюджет РБ был составлен: 1991

Плательщиками налогов (сборов) являются: организации, ФЛ

Почему, имея право на самостоятельный бюджет, Белорусская ССР не смогла его составить: в связи с отсутствием прав на самостоятельный бюджет

Принципы бюджетного устройства-единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности

Принципы гос регулирования:эффективность, стабильность, социальная справедливость

Принципы налогообложения :эк эффективность; простота;определенность;удобство;справедливость

Принципы налогообложения не включают: принятие законодательных актов

Распространяются ли бюджетные права на отношения с банками? Да

Расходы на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности не включают: расходы, связанные со статистикой

Регалии в ВКЛ- этопринудительные доходы гос-ва в виде целевых налогов

С какого бюджета финансируются мероприятия по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС?Республиканского.

Секвестр – этопропорциональное сокращение расходов по незащищенным статьям бюджета

Секвестр – этосокращение расходов при исполнении отдельных статей или всего государственного бюджета. Обусловливается разными причинами: просчетами при составлении бюджета, возникновением форс-мажорных обстоятельств и др

Система местных бюджетов в России до революции была представлена: все варианты верны

Сколько видов бюджетов в бюджетной системе РБ? 2

Сколько губерний было?– 5

Сколько губерний входило в состав Беларуси до революции? 5

Сколько принципов отражается в Бюджетном Кодексе РБ?10

⇐ Предыдущая123

Дата добавления: 2016-11-02; просмотров: 484 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:

Похожая информация:

Поиск на сайте:

К функциям бюджета относится __ функция

· регулирующая

· накопительная

· социальная

· распределительная

2)К задачам бюджета не относится …

· контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств

· перераспределение национального дохода

· определение минимального размера оплаты труда

· финансовое обеспечение социальной сферы

3)Бюджет как экономическая категория выражает …

· систему императивных денежных отношений между государством и другими субъектами воспроизводства по поводу перераспределения части стоимости общественного продукта в процессе образования общегосударственного фонда денежных средств и его использования для удовлетворения наиболее важных потребностей общественного воспроизводства

· систему денежных отношений, возникающих в процессе производства, обмена, распределения и потребления

· систему отношений по поводу формирования и использования денежных средств в форме отчуждения принадлежащих им по праву собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств с целью финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований

· отношения между центральной властью государства и органами государственной власти и местного самоуправления административно-территориальных образований по поводу перераспределения центрального фонда денежных средств

4)Размер дефицита федерального бюджета не может…

· иметь ограничений

· превышать 10% объема доходов бюджета

· превышать 8% ВВП

· превышать 15% объема доходов бюджета

5)Счета, используемые для исполнения бюджета завершаемого финансового года, подлежат закрытию в …

· 21 час 31 марта

· 24 часа 31 декабря

· 21 час 31 декабря

· 24 часа 31 марта

6)Документ, который составляется и ведется главным распорядителем бюджетных средств в соответствии с Бюджетным кодексом в целях исполнения бюджета по расходам, – это …

· бюджетные обязательства

· единый счет бюджета

· бюджетные полномочия

· бюджетная роспись


7)В Российской Федерации финансовый год завершается …

· 30 июня

· 30 сентября

· 31 декабря

· 31 марта

8)Государственный бюджет является _______________ финансовым планом.

· прогнозным

· консолидированным

· директивным

· квартальным

9)Бюджет составляется на определенный период, обычно на …

· 1 год

· 3 года

· 5 лет

· 2 года

10)По экономической сущности бюджет представляет собой …

· группировку общественных потребностей

· фонд денежных средств

· финансовый документ, утверждаемый в форме закона

· совокупность объективно существующих денежных отношений

11)В развивающихся странах доля совокупных расходов государства в ВВП колеблется …

· от 35% до 50%

· от 11% до 20%

· от 20% до 35%

· от 70% до 90%

12) В развитых странах доля совокупных расходов государства в ВВП колеблется …

· от 35% до 50%

· от 11% до 20%

· от 20% до 35%

· от 70% до 90%

13) Формой образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства, является…

· Бюджет

· Денежная ситстема

· Финансовая ситстема

· Денежный агрегат

Бюджетное устройство и бюджетная система

1) Бюджетное устройство определяет …

· форму государственного устройства страны

· систему организации финансовых отношений

· направления использования финансовых ресурсов хозяйствующими субъектами

· состав и структуру бюджетов страны

2) Бюджетная система РФ состоит из бюджетов _________ уровней.

· 3

· 4

· 5

· 2

3) Бюджетная система федеративного государства состоит из …

· федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов

· федерального и местных бюджетов

· бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов

· бюджетов субъектов федерации

4) Бюджетная система унитарного государства включает …

· государственный и местные бюджеты

· бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты

· совокупность местных бюджетов

· государственный бюджет

5) Бюджетная система РФ не базируется на принципе …

· превышения доходов над расходами

· сбалансированности бюджета

· единства бюджетной системы

· самостоятельности бюджетов

6) Региональный бюджет является частью …

· консолидированного бюджета Российской Федерации

· муниципального бюджета

· федерального бюджета

· консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации

7) Первый уровень бюджетной системы РФ включает …

· местные бюджеты

· бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов

· федеральный бюджет

· федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов.

8) Федеративное государство имеет _________ бюджетную систему.

· двухзвенную

· однозвенную

· четырехзвенную

· трехзвенную

9) Второй уровень бюджетной системы РФ включает…

· федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов

· бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты)

· бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов

· местные бюджеты

10) Группировка расходов бюджетов по выполнению основных функций государства является ________________ классификацией.

· календарной

· ведомственной

· функциональной

· экономической

11)Принцип функционирования бюджетной системы РФ, который означает закрепление соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, – это принцип …

· равенства бюджетных прав субъектов РФ

· самостоятельности бюджетов разных уровней

· сбалансированности бюджета

· разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ

Функции бюджета

Принципы и функции бюджета

Государственный бюджет является одним из важнейших звеньев финансовой системы страны. Посредством бюджета про­изводятся мобилизация централизованных финансовых ресурсов государства и их расходование на цели, определяемые государ­ством в лице соответствующих органов государственной власти.

Являясь формой образования и расходования денежных средств, бюджет занимает ведущее место среди финансовых рычагов в системе управления страной.

«Основными функциями бюджета являются:

— перераспределение национального дохода и ВВП;

— государственное регулирование и стимулирование экономики;

— финансовое обеспечение социальной политики;

— контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств».

Здесь выделено четыре функции государственного бюджета. Кто же прав?

На наш взгляд, оба учебника правильно освещают функции бюдже­та. Только во втором учебнике первая функция: распределительная – разби­вается на три самостоятельные функции. В дальнейшем будем при­держиваться взгляда на количество функций бюджета, изложенных в учебнике «Финансы» под редакцией В.М. Родионовой.

Итак, первая функция бюджета – распределительная. Федеральный бюджет — основное орудие перераспределения национального дохода и ВВП. Через этот бюджет перераспределяется около 30% ВВП.

Содержание перераспределительной функции бюджета определяет­ся процессами перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями общественного производства. Бюджет способствует формированию рациональной структуры общественного производства, улучшению пропорций, более эффективному использованию государс­твенных средств.

Государственный бюджет выполняет функцию организатора распре­делительных процессов в народном хозяйстве. Через бюджет распреде­ляется основная доля чистого дохода общества. В развитых странах это доля составляет от 35% (США, Япония) до 50% (Германия) и даже свыше 50% (скандинавские страны).

Бюджет выступает важным инструментом регулирования и стимули­рования экономики и инвестиций, повышения эффективности производс­тва. Государственная поддержка оказывается передовым отраслям хо­зяйства — авиастроению, космическим программам, атомной промышлен­ности, энергомашиностроению и отраслям, которые без государствен­ной поддержки не могут функционировать — сельское хозяйство, гор­нодобывающая промышленность и некоторым другим.

Бюджет оказывает наибольшее воздействие на отрасли хозяйства и учреждения непроизводственной сферы в процессе финансового пла­нирования. Будучи основным финансовым планом образования и использования денежных средств, бюджет связан со всеми предприятиями и организа­циями непроизводственной сферы.

Распределительная функция бюджета хорошо прослеживается в со­циальной политике государства. Приоритетами здесь являются под­держка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инва­лидов, студентов, молообеспеченных семей), а так же функционирова­ние учреждений здравоохранения, образования и культуры.

Контрольная функция бюджета заключается в следующем:

— бюджет объективно — через формирование и использование де­нежных средств государства — отражает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики;

— бюджет может «сигнализировать» о том, как поступают в рас­поряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хо­зяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов го­сударства объему его потребностей;

— основа контрольной функции — движение бюджетных ресурсов, отражаемых в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений.

Если все эти три момента, характеризующих контрольную функцию бюджета, рассматривать одновременно, то можно прийти к выводу: контрольная функция позволяет узнать, насколько своевременно и пол­но финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются.

Функции государственного бюджета объективны, как объективна и сама эта категория. Но проявление присущих бюджету свойств, его использование в качестве инструмента распределения и контроля воз­можно только в процессе человеческой деятельности, что находит свое отражение в создаваемом государством бюджетном механизме.

Бюджет выполняет ряд функций:

1) бюджет – основное орудие перераспределения нацио­нального дохода и ВВП;

2) образование основного централизованного фонда денеж­ных средств (налоги, займы);

3) расходование бюджетного фонда (направление бюджетных расходов по отраслям хозяйства, учреждениям социальной сферы, экономическим регионам);

4) контрольная функция (создает условия для контроля за по­ступлением доходов и целевым использованием бюджет­ных средств);

5) через расходы и налоги бюджет выступает важным инстру­ментом регулирования и стимулирования экономики и ин­вестиций, повышения эффективности производства;

6) социальная направленность бюджетных средств имеет важное значение в развитом государстве;

7) в процессе финансового планирования бюджет оказывает
наибольшее воздействие на отрасли хозяйства и учрежде­ния непроизводственной сферы;

8) государственный бюджет выполняет функцию организато­ра распределительных процессов в народном хозяйстве.

Бюджет является мощным рычагом воздействия на соци­ально-экономическое развитие страны. Он призван обеспечи­вать создание общегосударственного фонда денежных средств и эффективное его использование в соответствии с основными направлениями бюджетной и налоговой политики. В бюджете концентрируется часть национального дохода, которая затем перераспределяется. Следовательно, реализуется распредели­тельная функция этого звена финансовой системы.

Органы государственной власти и управления посредством бюджетных отношений получают в свое распоряжение опреде­ленную часть перераспределяемого национального дохода, ко­торая направляется на строго определенные цели. Посред­ством движения бюджетных ресурсов контролируются форми­рование доходной части бюджета и эффективность использо­вания его расходной части (контрольная функция этого звена финансовой системы).

Распределительная и контрольная функции обусловли­вают сущность бюджета как экономической категории. Следо­вательно, бюджет представляет собой систему экономических отношений, на основе которых планируются доходы и расходы государства.

Централизуя и распределяя денежные ресурсы, государ­ство получает возможность корректировать действие рыночно­го механизма. Средства, мобилизуемые через государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды, использу­ются для расходов на общегосударственные нужды. К ним относятся расходы на государственное управление, обществен­ную безопасность граждан, социальные программы, экологию, оборону. Перераспределение ресурсов между секторами эко­номики, отраслями, социальными группами и территориями является важным рычагом реструктуризации экономики, реа­лизации целевых и научно-технических программ.

Государственный бюджет обеспечивает для органов госу­дарственного управления возможность выполнения ими своих функций. Бюджет является инструментом мобилизации средств всех секторов экономики для проведения государ­ственной внутренней и внешней политики. В бюджете отража­ются финансовые взаимоотношения государства с плательщи­ками налоговых и неналоговых средств в бюджет и получате­лями бюджетных средств, т.е. взаимоотношения государства с населением и хозяйствующими субъектами по поводу форми­рования и расходования бюджетных средств.

Через бюджетную систему реализуются функции бюджета: распределительная и контрольная

Распределительная функция предполагает концентрацию денежных средств в государстве через различные каналы поступления и их использование для выполнения государственных целей и функций. В некоторых странах эту функцию выполняет государственное казначейство через свои региональные органы.

Контрольная функция проявляется в проведении контролирующих мер за процессом формирования и использования денежных средств в различных структурных звеньях экономики. Осуществляют ее налоговые инспекции и налоговая полиция, государственные казначейства, Центральный (Национальный) банк и другие органы.

Бюджетная система строится на основе следующих принципов:

· единство, означающее, что государство должно иметь лишь один консолидирующий бюджет страны, объединяющий все доходы и расходы. Это обеспечивается единством правовой базы, использованием единой бюджетной классификации, формами документов, согласованием бюджетного процесса, единой налоговой и денежной систем;

· полнота, достигающаяся отражением всех источников доходов и направлений расходов по каждому уровню бюджетной системы;

· реальность, означающая, что в доходах отражены источники поступлений в размерах, соответствующих прогнозу развития экономики, а в расходах – направления финансирования, которые обоснованы прогнозными показателями;

· гласность, предполагающая, что проекты бюджетов доводятся до общественности путем их освещения в средствах массовой информации.

Ведущее место в бюджетном устройстве каждой страны принадлежит центральному или государственному бюджету, который образует централизованный фонд денежных ресурсов правительства для содержания государственного аппарата, вооруженных сил, здравоохранения, образования, выплаты социальных пособий.

Бюджет является мощным рычагом государственного регулирования экономики, воздействия на хозяйственную конъюнктуру, осуществления мер по ее стабилизации. Воздействие государства на экономику происходит путем финансирования, выдачи субсидий, трансфертов и т.д.

Бюджет современного государства – сложный, многоплановый инструмент, отражающий компромисс в соотношениях социально–экономических интересов различных групп и партий. Это компромисс между собственниками и работающими по найму, по вопросам налогообложения, доходов и заработной плате, по поводу расходов на социальные цели.

С помощью бюджета государство осуществляет сочетание централизованных и местных интересов регионов через распределение налогов, бюджетных дотаций, трансфертов. Через него в зависимости от специфики государства перераспределяется от 20 до 60% национального дохода. Как экономический документ этот бюджет отражает политическую и социальную динамику общества.

Местные бюджеты–бюджеты штатов, земель, субъектов федерации, областей, районов. Под влиянием усложнения производства, роста НТП в развитых рыночных странах развивается тенденция повышения и усиления влияния местных органов власти. Растут масштабы и объемы регионального хозяйства, расширяются и усложняются межтерриториальные связи и функции местных властей. Все это усиливает значение, авторитет и удельный вес местных бюджетов. На их долю в федеративных государствах приходится от 40 до 50% всех бюджетных ресурсов, тогда как в унитарных государствах не более 30%.

Бюджет центрального правительства и местные бюджеты тесно взаимосвязаны как по источникам поступления денежных средств, так и их расходованию. В главном они совместно решают политические, экономические и социальные цели общества на принципе компромисса интересов основных групп как в политике, так и в экономике. Носителями этих интересов выступают министерства, политические партии, финансово–промышленные группы, монополии, союзы предпринимателей, профсоюзы отраслей и т.д.

Достигается этот компромисс иногда в острой политической и экономической борьбе путем перераспределения налогов, бюджетных дотаций, распределением государственных заказов и т.д. В этой борьбе складывается распределение и перераспределение денежных ресурсов в рамках единого государственного бюджета.

Таким образом, государственный консолидируемый бюджет представляет собой не только бюджет центрального (республиканского, федерального) правительства, но и совокупность бюджетов всех уровней государственных и административно–территориальных властей (штатов, губерний, субъектов федерации, земель, областей, районов).

В любом государственном образовании выделяется структура бюджета по доходам и расходам. Следует отметить, что в зависимости от используемых критериев выделяют несколько бюджетных классификаций расходов и доходов.

Среди классических группировок расходоввыделяют ведомственную, где расходы распределены в зависимости от министерств и ведомств; предметную – в соответствии с видами учреждений; экономическую, отражающую расходы по целевому назначению (капиталовложения, заработная плата и пр.); смешанную, отражающую расходы, распределяемые по министерствам, а внутри министерств – по предметам.

В целевойгруппировке расходы разбиваются в соответствии с общенациональными, политическими, экономическими и социальными программами.

В классификации по функциональным признакамрасходы разделены на социальные, обеспечения занятости, здравоохранения, транспорта и связи, внутренних дел, обороны. Они в свою очередь разбиты по категориям затрат: заработная плата, текущие расходы и пр.

Доходыклассифицируются по источникам (форма платежа, субъект, объект, отрасль и т.д.), по видам доходов (налоги от государственных предприятий и т.д.), по способу взимания (налоги и штрафы, плата за услуги и добровольные взносы), по срочности (безвозвратные, временные).

По форме, методам изъятия и содержанию все доходы делятся на налоговые и неналоговые.

Структура государственного бюджета в каждой стране имеет свои особенности. Они обусловлены не только национальными традициями, организацией образования и здравоохранения, но главным образом характером административной системы, структурными особенностями экономики, развитием оборонных отраслей, численностью армии и др.

Расходная часть бюджета характеризует направление и цели бюджетных ассигнований для развития и регулирования экономических процессов. Они всегда носят целевой и, как правило, безвозвратный характер.

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *