Контрактная система закупок

Содержание

Основные принципы контрактной системы

Всего в Законе 44-ФЗ обозначено (статьи 6-12):

  • Принцип открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок;
  • Принцип обеспечения конкуренции;
  • Принцип профессионализма заказчиков;
  • Принцип стимулирования инноваций;
  • Принцип единства контрактной системы в сфере госзакупок;
  • Принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности обеспечения закупок.

Принцип открытости и прозрачности информации

Один из важнейших принципов контрактной системы. Он подразумевает, что вся информация о существующих государственных контрактах на территории РФ должна быть абсолютно открыта и доступна для любого гражданина.

Запрещается скрывать информацию о госконтрактах (если речь не идет о государственной тайне, военной сфере и ряде других особых случаев). Для того, чтобы обеспечить выполнение данного принципа, была создана , в которой и размещаются все сведения о госзакупках.

Принцип конкуренции

Еще один основополагающий принцип контрактной системы. Принцип конкуренции подразумевает необходимость обеспечения равных условий и возможностей для всех желающих принять участие в госзакупках. Это значит, что ни заказчик, ни государственные органы, ни кто-либо еще не должны препятствовать честной ценовой (или любой другой) конкуренции между потенциальными поставщиками, если каждый из поставщиков выполняет требования законодательства в области госзакупок.

Особое внимание уделяется запрету на необоснованное ограничение числа потенциальных поставщиков при проведении конкурентных торгов (например, аукциона). Заказчик не имеет права вводить необоснованные ограничения и тем самым нарушать принцип конкуренции.

Принцип профессионализма

Данный принцип подразумевает необходимость иметь определенный уровень профессионализма и и контрольных органов, работающих с госконтрактами. Кроме того, заказчики должны все время повышать свою квалификацию. Заказы и закупки должны осуществляться кадрами, имеющими необходимые теоретические и практические знания. Это необходимо для того, чтобы система функционировала максимально эффективно.

Принцип стимулирования инноваций

Одной из изначальных задач, ради которых создавалась современная система госзакупок, стал поиск инновационных технологий в разных отраслях экономики и помощь компаниям, создающим инновационный продукт, в выходе на рынок. Согласно этому принципу, заказчики должны исходить из приоритета использования высокотехнологичного оборудования и современных технологий при поиске поставщиков для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Принцип единства контрактной системы

Требования, обозначенные в Законе 44-ФЗ, являются едиными для всех контрактов в рамках государственных и муниципальных закупок. Закон№44-ФЗ содержит в себе единые принципы и механизмы, которые заказчики, исполнители и любые другие лица, работающие с госконтрактами, должны учитывать .

Принцип ответственности за результат

Торги по 44-ФЗ — это хороший инструмент поиска максимально выгодных условий выполнения контракта. Тем не менее, сниженная цена или иная выгода не должна стать причиной некачественной работы. Принцип ответственности подразумевает, что все должностные лица несут персональную ответственность за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также за соблюдение всех требований, предусмотренных законодательством.

Перечисленные при грамотном их исполнении позволят добиться максимально эффективного сотрудничества между государственными органами и бизнесом. Соблюдение всех обозначенных требований создаст здоровую конкуренцию и открытую, доступную систему работы с госкомпаниями для среднего и малого бизнеса, выгодную обеим сторонам.

Самые актуальные новости и разъяснения экспертов по острым темам в сфере госзакупок в журнале «Госзакупки.ру»

Принципы контрактной системы

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! В сегодняшней статье речь пойдет о принципах, на которых основывается контрактная система в сфере закупок. Данные принципы отражены в статьях 6-12 44-ФЗ.

И так, контрактная система в сфере закупок основывается на:

— принципе открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок (статья 7 44-ФЗ);
— принципе обеспечения конкуренции (статья 8 44-ФЗ);
— принципе профессионализма заказчиков (статья 9 44-ФЗ);
— принципе стимулирования инноваций (статья 10 44-ФЗ);
— принципе единства контрактной системы в сфере закупок (статья 11 44-ФЗ);
— принципе ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (статья 12 44-ФЗ).

Давайте теперь более подробно рассмотрим с вами каждый из перечисленных принципов.

1. Принцип открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок
2. Принцип обеспечения конкуренции
3. Принцип профессионализма заказчиков
4. Принцип стимулирования инноваций
5. Принцип единства контрактной системы в сфере закупок
6. Принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок

Принципы реализации системы государственных и муниципальных закупок Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

№ 4(67) АПРЕЛЬ 2016

Р.Р. Нуреева, соискатель, кафедра экономики и организации производства,

Казанский государственный энергетический университет, г. Казань, Россия, regisha.08@mail.ru

ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК

Государственные и муниципальные закупки являются важнейшим элементом социально-экономической системы страны. В последние годы в большинстве стран наблюдается тенденция увеличения объема и стоимости государственных и муниципальных закупок. Возросла их значимость как в деле обеспечения занятости населения, так и для национальной экономики в целом. Основная задача системы государственных закупок — обеспечение приобретения товаров, работ и услуг для удовлетворения нужд заказчика при наиболее эффективном расходовании бюджетных средств. Данная задача может быть успешно реализована исключительно при соблюдении важнейших принципов осуществления государственных закупок. В статье автор рассматривает принципы реализации системы государственных и муниципальных закупок, закрепленные в основных федеральных законах, регламентирующих данное направление гражданских отношений. Кроме того, подробно раскрыты восемь принципов государственных и муниципальных закупок, определенных профессором С.Л. Шунером: конкуренция, честность, прозрачность, эффективность, лучшее значение цены, распределение ресурсов, риск расторжения и однородность. К сожалению, ни одна система не может реализовать их одновременно. Поэтому определение того, какие принципы являются наиболее важными в данном случае, является сложной, постоянно меняющейся задачей.

Ключевые слова: государственные закупки, конкуренция в государственных закупках, принципы госзакупок, контрактная система, управление рисками, распределение ресурсов.

Правительства стран всего мира пытаются решить задачу улучшения функционирования системы закупок как с точки зрения правовой формы, так и с позиций практической применимости. В этой связи чрезвычайно важным является вопрос формулировки принципов реализации системы государственных и муниципальных закупок.

Под принципами реализации системы государственных и муниципальных закупок понимают основополагающие начала, руководящие идеи, выражающие сущность и определяющие функционирование главных направлений государственной политики в сфере закупок товаров, работ, услуг

для обеспечения государственных и муниципальных потребностей1. В Российской Федерации принципы контрактной системы закреплены Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федеральным законом Российской Федерации от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Согласно ст. 6 Закона № 44-ФЗ, к принципам закупок, обеспечивающих государственные и муниципальные нужды, относятся принципы открытости, прозрач-

дискуссия

журнал научных публикаций

ности, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных -нужд, эффективности осуществления закупок2. В то же время в Законе № 223-ФЗ определены следующие принципы закупок: информационная открытость, равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки 3.

Таким образом, не смотря на отсутствие полного соответствия принципов государственных и муниципальных закупок, сформулированных в двух основных федеральных законах, регламентирующих подобную деятельность, имеется сходство в формулировках по ключевым моментам. Тем не менее, вопрос определения единых принципов для всей системы централизованных закупок остается открытым.

В данной статье будут кратко рассмотрены восемь принципов, определенных профессором С. Л. Шунером для системы государственных закупок: 1) конкуренция; 2) честность; 3) прозрачность; 4) эффективность; 5) лучшее значение цены; 6) распределение ресурсов; 7) риск расторжения; 8) однородность4.

Три основополагающих принципа, которые легли в основу системы закупок Сое-

Государственные закупки призваны обеспечить в ходе торгов получение доступа к лучшим поставщикам и подрядчикам, самым низким ценам, самым передовым технологиям, благоприятным срокам и условиям контракта, а также гарантировать получение товаров и услуг высокого качества.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Операции, относящиеся к расходам бюджетов всех уровней, требуют высокой степени общественного доверия и безупречного соблюдения стандарта, общего правила.

диненных Штатов, — это конкуренция, прозрачность и честность. Это так называемые три кита, с которых начинается строительство всей системы. Государственные закупки призваны обеспечить в ходе торгов получение доступа к лучшим поставщикам и подрядчикам, самым низким ценам, самым передовым технологиям, благоприятным срокам и условиям контракта, а также гарантировать получение товаров и услуг высокого качества. Поэтому конкуренция играет здесь ключевую роль. Поощрение участия большего числа подрядчиков демонстрирует, что конкуренты будут беспристрастно рассмотрены для присуждения контрактов. От максимально эффективного использования конкуренции государственный и/или муниципальный заказчик получает лучшее значение с точки зрения цены, качества и условий контракта. Конкуренция является хорошей мотивацией для получения прибыли. Тем не менее, поддержание надежного конкурентного режима требует больших усилий. Соответственно, нужно поощрять и поддерживать честность и прозрачность системы.

Используя слово «честность», мы подразумеваем определенные правила поведения. Взяточничество, фаворитизм или неэтичное поведение не имеют места в успешной системе государственных закупок. Государственные закупки должны проводиться с полной беспристрастностью. Операции, относящиеся к расходам бюджетов всех уровней, требуют высокой степени общественного доверия и безупречного соблюдения стандарта, общего правила. Общее правило заключается в избежании любого конфликта интересов в государственных подрядных отношениях, в обеспечении справедливого обращения

№ 4(67) АПРЕЛЬ 2016

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Щ

и соблюдении этичного поведения. Поставщики и подрядчики ожидают справедливой оценки своих предложений. Заказчики оценивают соотношение качества и цены. Это правило, предполагающее взаимодоверие, подкрепленное контролем, не только поддерживает, но и усиливает конкурентную среду.

Следующий принцип заключается в том, что контрактная система в сфере закупок должна быть прозрачной. Под прозрачностью системы понимается использование процедуры, обеспечивающей проведение государственных закупок беспристрастным и открытым способом. Профессор Сью Эро-усмит предполагает, что в прозрачной системе затронутые стороны четко знают как правила, которые используются при проведении закупок, так и информацию о кон -кретных закупках5. Прозрачность поддерживается на всех стадиях закупки. Для этого нужно публиковать все уставы, положения и правила, которые определяют процесс госзакупок; четко формулировать требования к поставщикам и подрядчикам и размещать информацию в открытом доступе. В дальнейшем прозрачность помогает обеспечить соблюдение принципа целостности, что, в свою очередь, способствует развитию кон -куренции.

Заказчик при планировании и проведении госзакупок должен исходить из необходимости достижения заданных результатов. Этот критерий нашел отражение в принципе эффективности. В любой сделке, связанной с коммерцией, эффективность играет ключевую роль. Эффективность в этом контексте подразумевает в первую очередь административную или транзакционную эффективность. Другими словами, система государственных закупок является эффективной, когда она тратит наименьшее количество ресурсов в процесс приобретения необходимых товаров, работ, услуг.

Также стоит уделить внимание принципу наилучшей стоимости (лучшего значения цены), или тому, что называется оптимальным соотношением цены и качества. Другими словами, нужно стремиться к получению лучшего предложения — или совершению лучшей покупки — за меньшие деньги. Такой акцент кажется вполне логичным. Однако нельзя забывать, что стремление к лучшему соотношению цены и качества, как правило, требует от покупателя больше усилий — от исследования рынка до переговоров. Аналогичным образом, низкая цена не всегда позволяет удовлетворить клиента (например, если кли-

дискуссия

журнал научных публикаций

ент требует высокого качества независимо от цены).

Распространенным явлением в современной системе государственных и муниципальных закупок является протекционизм, поэтому следующий принцип — принцип распределения ресурсов — сложился исторически. Этот принцип затрагивает социальную политику. Ведь можно привлечь исполнителей из географических районов с высоким уровнем безработицы. С другой стороны, усилия по перераспределению ресурсов через систему закупок по самой своей природе ограничивают конкуренцию.

Трудно описать режим закупок без признания роли риска. Избегание ненужного риска является основной обязанностью любого руководящего органа. Однако одержимость минимизацией риска может привести к снижению эффективности: задушить творческий потенциал, «который позволяет сотрудникам свободно разделять идеи и данные»6, заглушить инновации, «базирующиеся преимущественно на генерации, распространении и использовании знаний»7.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Существует множество механизмов, разработанных для управления различными видами рисков. Можно, например, отфильтровывать нежелательных и некомпетентных поставщиков, фиксировать цену на возмещение расходов транспортных средств и т. д.

И, наконец, еще один ценный принцип — принцип единообразия (однородности). Единая система закупок предполагает, что все государственные закупки осуществляются по единым законам и правилам. Такая система эффективна, потому что поставщикам нет необходимости каждый раз изучать новые правила для того, чтобы вести сделки с различными учреждениями и ведомствами. Кроме того, если использовать стандартные положения, технологический процесс становится более простым делом.

Система государственных закупок является эффективной, когда она тратит наименьшее количество ресурсов в процесс приобретения необходимых товаров, работ, услуг.

Рассмотрев принципы реализации системы государственных и муниципальных закупок, мы пришли к следующим выводам. Каждая отдельная сделка должна вести — к удовлетворенности как заказчика, так и поставщика (подрядчика) и к лучшему соотношению цены и качества. Также важно, чтобы система государственных и муниципальных закупок была прозрачной, характеризовалась высокой конкурентностью, эффективностью и однородностью. Определение того, какие принципы являются наиболее важными, — сложная и практически ситуационная задача, поскольку ни одна система не может функци-оиировать в соответствии со всеми принципами одновременно. ^

Литература

1. Архалович О.В. Принципы контрактной системы в сфере закупок // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2013. № 3. C. 123-127.

2. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3. Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЭ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

6. Бурганова Т.А. Научные коммуникации и сотрудничество: от «писем к друзьям» к коллабо-рации // Вестник экономики, права и социологии. 2013. № 1. C. 207-211.

7. Бурганова Т.А., Бурганов Т.Ш. Изучение мнений ученых Татарстана об условиях и результатах их работы // Научно-техническая информация. Серия 1: Организация и методика информационной работы. 2014. № 9. С. 15-19.

№ 4(67) AflPEJlb 2016 %

REALIZATION PRINCIPLES OF THE STATE AND MUNICIPAL PURCHASES’ SYSTEM

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Sue Arrowsmith, Towards a Multilateral Agreement on Transparency in Government Procurement.

International & Comparative Law Quarterly, 1998, no. 47, pp. 793-796.

>Госзакупки

Госзакупки в 2018 году, что надо знать

На современном этапе развития Российской Федерации экономическая ситуация сложилась таким образом, что частный бизнес, как таковой, практически отсутствует, чему способствует ряд специфических факторов: коррупция в госорганах, состояние банковской системы (невозможность получения нормального кредитования), тарифы ЖКХ, отсутствие денежной массы у населения.

Более 80 % всей «белой» денежной массы Российской федерации – это бюджетные средства.

Тот бизнес в России, который не только существует, но развивается и даже процветает, ведется в двух направлениях – это деятельность, связанная с наполнением бюджета (более чем на 70 % наполняемость бюджета – это поступление средств от продажи полезных ископаемых) и деятельность, связанная с обслуживанием бюджетных нужд (освоение бюджетных средств – выполнение Госзаказа).

Специализированный консультационный Центр Государственных закупок (Центр Госзакупок) оказывает полный комплекс услуг, связанных с развитием Вашего бизнеса по реализации товаров или услуг в сфере Госзакупок.

Центр Госзакупок оказывает помощь в подготовке, проведении или участии в торгах (тендерах) как государственным организациям – Заказчикам, так и частному бизнесу – Участникам (от нулевого уровня до среднего и крупного), от составления элементарной котировочной заявки до разработки индивидуальной стратегии и тактики ведения тендерных войн (никто добровольно делиться с Вами ни одной копейкой не собирается, добиться этого – тяжелый, кропотливый труд), от выполнения разовых услуг до комплексного обслуживания, защищает Ваши интересы в ФАС России и Рособоронзаказе, лоббирует Ваши интересы среди Заказчиков (помогает встретиться двум одиночествам для нахождения консенсуса в виде заключения Госконтракта), а так же помогает с получением тендерного кредита и банковской гарантии.

Все обратившиеся за помощью делятся для нас лишь по следующему критерию – либо это организатор торгов (Заказчик), либо – участник торгов (Участник размещения заказа).

Государственные закупки

Государственные закупки (сокр. госзакупки; на англ. government procurement, public tendering, public procurement) — это покупка товаров, работ и услуг для нужд государства за счет бюджетных средств.

Закупки могут охватывать все сферы рынка, это может быть и приобретение медикаментов, и покупка автомобилей, и строительство. Чтобы в закупках не было места коррупции, их принято осуществлять по определенной схеме.

Основные принципы государственных закупок в России

Главными критериями для проведения госзакупок можно назвать следующие:

  • Справедливость и равенство по отношению к участникам торгов. Всем поставщикам, которые принимают участие в конкурсе, предоставляются равные права, возможности участия и равный доступ к информации.
  • Открытость и прозрачность. Госзаказчик обязан публиковать всю информацию о ходе проведения торгов на сайте государственных закупок и давать извещение в СМИ о мероприятиях, связанных с закупками.
  • Эффективное использование государственных средств. Товары и услуги должны приобретаться за минимально возможные средства. Практика показывает, что уже сейчас, благодаря открытому размещению заказов на сайте госзакупок, удается оптимизировать расходы бюджета.
  • Ответственность. Должна вестись строгая отчетность по госзакупкам и обосновываться причины, по которым выбран тот или иной исполнитель. В случае сговора ответственность будут нести обе стороны, при этом исполнитель попадает в реестр, где указаны недобросовестные поставщики. Контроль за проведением тендера осуществляет ФАС.

Официальные сайты

В соответствии с действующим законодательством государственные закупки проводятся в виде тендеров (открытых конкурсов).

Вся информация о предстоящих, действующих и завершенных тендерах должна размещаться на сайте государственных закупок. У каждого региона страны есть свой сайт. Все сайты устроены одинаково, это облегчает поиск для поставщиков.

Информация на сайте открыта для всех, она постоянно обновляется и должна быть всегда актуальной.

На сайте, где проводился конкурс, организаторы обязаны опубликовать списки участников, объявить итоги и назвать победителя. Для достижения прозрачности указываются суммы заключенных контрактов и сэкономленных средств.

Способы размещения госзакупок

Сейчас заказы на закупки можно разместить различными способами: конкурсы, электронные торги, запрос котировок или закупки у одного поставщика.

Кроме того, есть одноэтапные и двухэтапные тендеры. В ходе проведения одноэтапного тендера требования к госзакупкам остаются неизменными.

Во время проведения двухэтапного тендера могут произойти некоторые изменения.

Сначала ведутся переговоры с поставщиками и лишь на втором этапе формулируются точные требования к поставкам.

Проведение открытых аукционов в электронной форме

Аукционы в электронной форме представляют все больший интерес. Этот способ не требует больших средств и прост в реализации.

В результате проведения аукциона достигается максимальная прозрачность выбора поставщика, потому что госзаказчик не знает, кто предлагает те или иные условия.

Поставщики получают через сайт госзакупок зашифрованные наименования, чтобы сохранять анонимность.

Данный способ имеет ряд преимуществ. Во-первых, не требуется разрабатывать документацию, информация о тендерах уже содержится на сайте. Во-вторых, госзакупки могут быть проведены в кратчайшие сроки. И в-третьих, достигается максимальная экономия средств.

Когда победитель тендера определен, необходимо четко обговорить условия контракта. Все заключенные контракты попадают в реестр, размещенный на сайте государственных закупок.

Госзакупки

Госзакупки (государственные закупки) – способ приобретения за счет средств бюджетного фонда продукции, услуг и работ для удовлетворения нужд государства.

Такой способ приобретения распространяется практически на все направления деятельности и может применяться для закупки медикаментов, оборудования, техники и др.

Ключевая особенность данного процесса – организация и проведение закупок для государственных нужд регулируется на уровне законодательства Градостроительным кодексом, ФЗ-94, а с 2014г.

ФЗ-44, и рядом других нормативно-правовых документов.

Организация госзакупок происходит путем размещения государственного заказа, под которым следует понимать общее количество заключенных контрактов за счет средств бюджета.

Составной частью госзаказа является муниципальный заказ.

В данном случае он осуществляется по инициативе органов самоуправления для определенной местности и направлен на удовлетворение нужд и решение проблем местного значения.

Госзакупки базируется на принципах:

  • Справедливости и равенства – для всех участников действуют единые правила, предоставляются единые возможности для участия.
  • Открытости и прозрачности – информация о планируемых и проводимых государственных закупках должна быть отображена на информационных ресурсах в сети Интернет и специализированных печатных изданиях.
  • Эффективности использования госсредств – это значит, что контракты на услуги, поставку продукции должны приобретаться по минимально возможной цене.
  • Ответственности – процедура проведения госзакупок является подотчетной. Согласно регламенту каждый этап мероприятия фиксируется, обосновывается выбор исполнителя, результат заносится в реестр. Контролирующую функцию в данном вопросе выполняет ФАС.

В случае выявления нарушения проведения госзакупок, законодательством предусмотрена административная ответственность.

Наказание предусматривает:

  • возложение штрафных санкций в размере от 3 до 500 тысяч рублей, в зависимости от вида выявленного нарушения;
  • фиксирование сведений о недобросовестных поставщиках в одноименном реестре.

Основными путями размещения госзаказа являются торги (конкурс, аукцион), запрос котировок, закупки у единственного поставщика или на биржах.

Выбор пути не является прерогативой заказчика: все четко регламентировано законодательством.

В законе указано, для каких видов работ применим конкурс, для каких электронный аукцион и котировки.

Претенденты на контракт являются участниками размещения заказа, выступать в роли которых могут физические и юридические лица. Участие в аукционах , конкурсах требует взвешенного решения.

Для этого необходимо учитывать:

  • Рентабельность предприятия, компании.
  • Наличие свободных средств для обеспечения заявки.
  • Укомплектованность штата профессиональным бухгалтером, который разбирается в тонкостях работы с бюджетными средствами.
  • Наличие специалиста, профилем работы которого является участие в госзакупках.
  • Отсутствие задолженности по налоговым выплатам.
  • Возможность выполнять работы или поставку продукции за счет организации с последующим погашением из бюджета.

Электронные торги (аукцион) обучение, тренинги

Тест на знание 44-ФЗ: 30 вопросов по запросу котировок с ответами!

Как создать контрактную службу заказчика или принять на работу контрактного управляющего

Федеральный закон Российской Федерации от 5 апреля 2013 г.

N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” предписывает государственным и муниципальным заказчикам с годовым объемом закупок более 100 миллионов рублей организацию специальной контрактной службы.

Рассмотрим варианты организации контрактной службы заказчика.

Нужна ли должностная инструкция для контрактного управляющего?

Не могу не осветить эту тему, т.к. просьбы дать образец должностной инструкции контрактного управляющего получаю едва ли не каждый день.

Прежде всего, спешу всех успокоить: если ваш контрактный управляющий до сих пор работает без должностной инструкции, никакие штрафы вам не грозят.

Государственные закупки: повышение квалификации или просто обучение?

Мало кому удается самостоятельно разобраться в проведении электронных аукционов и освоить весь объем нормативной базы, относящейся к регулированию государственных (муниципальных) закупок.

«Сколько стоит обучение госзакупкам?» и «Сколько длится обучение государственным закупкам?» – самые частые вопросы от впервые позвонивших в «Школу закупок».

Прежде, чем ответить, приходится выяснять к какой категории относится звонивший – поставщик или заказчик – и с какой целью он хочет пройти обучение – получить практические навыки или фундаментальную теоретическую подготовку.

Давайте разберем потребности каждой категории отдельно.<\p>

Подготовьтесь к практикуму по электронным аукционам

Чтобы обучение было эффективным, стоит предварительно потратить немного времени на самостоятельную подготовку.

Перед практикумом целесообразно зайти на официальный сайт по размещению заказов (zakupki.gov.ru) и на сайты электронных торговых площадок, освоить навигацию по этим сайтам и записать все вопросы, которые у вас возникнут.

Составьте полный список товаров-работ-услуг, заказы на которые вас интересуют. Покажите этот список руководителю – он может что-то добавить.

Вполне вероятно, что через участие в госзакупках, ваша фирма хочет выйти на новый для себя рынок. Специфика закупок – предмет для обсуждения с преподавателем.

44‑ФЗ простым языком. Часть 1

Кто участвует в закупках по 44-ФЗ?

Заказчик

Государственные и муниципальные бюджетные учреждения

Поставщик

Любое юридическое или физическое лицо (в том числе ИП), которое:

  • не имеет задолженностей по налогам, судимости, аффилированности с заказчиками,
  • не принадлежит к оффшорным компаниям,
  • также заказчик может потребовать, чтобы участник закупки не состоял в РНП.

15% всех закупок госзаказчики проводят у субъектов малого предпринимательства и некоммерческих социально-ориентированных организаций.

Федеральные органы власти

  1. Министерство финансов — регулирует и принимает нормативные акты (до тех пор пока не принят новый нормативный акт, действуют документы, утвержденные предыдущим регулятором —Минэкономразвития)
  2. ФАС — контролирует и наказывает
  3. Рособоронзаказ — регулирует оборонные заказы и объекты гостайны
  4. «Росатом»
  5. «Роскосмос»

Найти закупки

Что регулирует 44-ФЗ?

  • Планирование, мониторинг и аудит закупок.
  • Отбор поставщиков.
  • Заключение контрактов и их исполнение.
  • Контроль закупок.

Что не регулирует 44-ФЗ?

  • Закупки услуг у международных финансовых организаций.
  • Закупки услуг по государственной защите судей, должностных лиц, участников судов и других людей.
  • Закупки драгоценных металлов и драгоценных камней для пополнения Государственного фонда.
  • Закупки, связанные с поддержкой объектов и информационных систем чемпионата мира по футболу 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года.
  • Закупки бесплатной помощи адвоката или защиты в суде.
  • Закупки избирательных комиссий для проведения выборов и референдумов.
  • Плату за участие в закупках.

Кто принимает правовые акты по 44-ФЗ?

  • Президент Российской Федерации;
  • Правительство Российской Федерации;
  • Федеральные органы исполнительной власти;
  • «Росатом»;
  • «Роскосмос»;
  • Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

44-ФЗ основывается на положениях Конституции, Гражданского и Бюджетного кодексов Российской Федерации

Важные определения

Госзаказчик — это организация, которая нуждается в товарах и услугах и оплачивает закупку. Например, больницы, школы, вузы, научные институты,

Поставщик — юридическое или физическое лицо, в том числе ИП, которое участвует в закупке и поставляет товары и услуги.

Zakupki.gov.ru — сайт единой информационной системы (ЕИС), где заказчики публикуют закупки и отчеты. В ЕИС есть реестры всех заключенных контрактов, недобросовестных поставщиков, жалоб на заказчиков и другая важная информация.

Начальная цена контракта (НМЦ) — стоимость поставки товаров, которую устанавливает заказчик. НМЦ нужно обязательно обосновывать. Поставщики не могут предложить цену, выше НМЦ.

Электронная торговая площадка — сайт, на котором заказчики размещают закупки, поставщики подают заявки на участие в закупках, проводятся электронные аукционы.

Специализированная электронная площадка — сайт с доступом по защищенным каналам связи, на котором проводят закрытые закупки.

Заявка на участие — это документы и сведения, которые поставщик подает в письменной или электронной форме, чтобы участвовать в закупке.

Единая Информационная Система (ЕИС)

Сейчас содержит

  • Информацию о закупках, возможность их поиска,
  • Шаблоны контрактов,
  • Правила нормирования,
  • Информацию о рыночных ценах на товары,
  • Планы закупок, планы-графики,
  • Отчетность по исполненным контрактам,
  • Реестр недобросовестных поставщиков.
  • Единая регистрация и реестр участников закупок.
  • Единый каталог товаров, работ и услуг.
  • Публикация закупок по ПП РФ № 615 (капремонт).

Появится в 2020 году

  • Система фиксации действий участников закупок в ЕИС и на 8 федеральных ЭТП.

Доступ к информации на ЕИС — бесплатный. Если информация об одной и той же закупке, заказчике, договоре и т.д. на ЕИС и в другом источнике отличается, то приоритет — у информации на ЕИС.

Организация ЭДО

Поставщики могут подавать заявки на участие в закупках на электронных торговых площадках. В случаях, определенных правительством, электронный документооборот может также проходить через ЕИС. Все документы подписывают электронной подписью:

  • Заказчики получают электронную подпись бесплатно в федеральном казначействе. С ней они работают в ЕИС и на ЭТП.
  • Поставщикам подпись нужна для участия в электронных закупках. С 1 июля 2018 года система в госзакупках используются квалифицированные подписи. Поставщики могут получить подпись в аккредитованном удостоверяющем центре.

Национальный режим

Национальный режим ввели, чтобы дать преимущества поставщикам российских товаров и товаров из других стран-членов ЕвразЭС. Подробнее о нём мы писали.

Способы проведения закупок

В зависимости от источника дохода госзаказчики могут проводить закупки и по 44-ФЗ, и по 223-ФЗ. По 44-ФЗ, если организация тратит бюджетные деньги. По 223-ФЗ, если тратит собственные и у нее есть положение о закупках.

Планирование

Планы закупок*

Планы-графики

Это основание для планов-графиков.

Нельзя провести закупку, не включенную в план-график.

В описании каждой закупки есть:

  • Идентификационный код,
  • Цель,
  • Объект/ объекты,
  • Объем финансового обеспечения,
  • Сроки осуществления,
  • Обоснование,
  • Информация о технологической сложности, которая ограничивает выбор поставщика,
  • Нужно ли общественное обсуждение закупки. Оно требуется, если закупка дороже 1 млрд. рублей.

В описании каждой закупки есть:

  • Название, номер, требования к товарам и участникам,
  • Способ закупки,
  • НМЦ каждого контракта,
  • Дополнительные требования к участникам закупки, если они есть,
  • Размер обеспечения заявки и исполнения контракта,
  • Месяц и год объявления закупки,
  • Информация о банковском сопровождении контракта,
  • Применение критериев оценки закупки и др.
Формируются на 3 года. Это срок действия федерального закона о бюджете. Формируются на финансовый год.
Планы можно менять.
Вступают в силу в течение 10 рабочих дней после утверждения бюджета.
Публикуются в ЕИС, на своих сайтах и в любых печатных изданиях в течение 3 рабочих дней после утверждения, если не являются государственной тайной.

С 1 июля 2019 года можно будет объявлять закупку через 1 день после изменения плана-графика.

Вступают в силу в течение 10 рабочих дней после утверждения бюджета.

Публикуются в ЕИС в течение 3 рабочих дней после утверждения, если не составляют гостайны.

В плане нужно обосновать объект каждой закупки в соответствии с нормативными затратами.

В плане-графике нужно обосновать НМЦ,.

Еще заказчики учитывают квоты на закупки разными способами и должны проводить 15% всех закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных организаций.

* С 1 октября 2019 года заказчики будут планировать закупки только по планам-графикам на 3 года, планы закупок будут отменены. До конца 2019 года по-прежнему нужно составлять план закупок и план-график.
При проверке или по жалобе поставщика ФАС может признать закупку необоснованной. Тогда ее корректируют или отменяют. Виновных привлекают к административной ответственности.
Все госзакупки нормируются. Количество, цену, характеристики товаров и услуг устанавливает федеральное и местное законодательство РФ.

Например, руководитель государственной организации может купить за счет бюджета только одно офисное кресло в год не дороже определенной суммы, которая зависит от региона. Все нормативы есть в ЕИС.

Начальная цена контракта

Начальную цену контракта определяет заказчик в зависимости от объекта закупки и способа размещения. Для поставщиков действуют антидемпинговые меры. Это значит, что если итоговая цена закупки будет на 25% ниже от НМЦ, победителю придется предоставить повышенное обеспечение контракта или приложить контракты. Подробнее об этих мерах мы писали .

Остальные части серии «44-ФЗ простым языком»:

44-ФЗ простым языком. Часть 2.

44-ФЗ простым языком. Часть 3.

44-ФЗ простым языком. Часть 4.

44-ФЗ простым языком. Часть 5.

44-ФЗ простым языком. Часть 6.

44-ФЗ простым языком. Часть 7.

44-ФЗ простым языком. Часть 8.

44-ФЗ простым языком. Часть 9.

44-ФЗ простым языком. Часть 10.

44-ФЗ простым языком. Часть 11.

44-ФЗ простым языком. Часть 12.

44-ФЗ простым языком. Часть 13.

Формирование приказа о проведении каждой закупки, указанной в плане-графике

Законодатель не обязывает заказчика внутренним приказом утверждать документацию. Также не урегулирован порядок утверждения документов внутри организации. Установлено только, что для проведения открытого конкурса заказчик разрабатывает и утверждает конкурсную документацию (ч. 3 ст. 48 Закона № 44-ФЗ).

Таким образом, полагаем, что вопрос об утверждении документов о закупках необходимо урегулировать внутренними документами заказчика.

Принцип единства контрактной системы в сфере закупок

Согласно ст. 11 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на единых принципах и подходах, предусмотренных Законом о контрактной системе и позволяющих обеспечивать государственные и муниципальные нужды посредством планирования и осуществления закупок, их мониторинга, аудита в сфере закупок, а также контроля в сфере закупок.

В свою очередь, ст. 6 Закона о контрактной системе устанавливает, что контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Следует отметить, что согласно ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Исходя из ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе законодательство РФ о контрактной системе в сфере закупок основывается на положениях Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ и состоит из Закона о контрактной системе и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать Закона о контрактной системе.

В силу, ч. 2 ст. 2 Закона о контрактной системе в случаях, предусмотренных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок, Президент РФ, Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе (далее — нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).

В силу ч. 2 ст. 2 Закона о контрактной системе органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией в случаях, предусмотренных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок, принимают правовые акты, регулирующие отношения, указанные в ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе. Данные правовые акты должны соответствовать нормативным правовым актам, указанным в ч. 1 и 2 ст. 2 Закона о контрактной системе.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что принцип единства контрактной системы в сфере закупок нашел свое отражение в ст. 2 Закона о контрактной системе, так данная статья определят порядок соответствия правовых актов.

Также представляется, что принцип единства контрактной системы в сфере отражен в ст. 4 Закона о контрактной системе.

Так, согласно ч. 1 ст. 4 Закона о контрактной системе в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система, взаимодействие которой с иными информационными системами в соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона о контрактной системе обеспечивает:

1. Формирование, обработку, хранение и предоставление данных (в том числе автоматизированные) участникам контрактной системы в сфере закупок в рамках отношений, указанных в ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе;

2. Контроль за соответствием (вступит в силу с 1 января 2017 г.):

1. информации об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок, информации об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденном и доведенном до заказчика;

2. информации, включенной в планы-графики закупок (далее также — планы-графики), информации, содержащейся в планах закупок;

3. информации, содержащейся в извещениях об осуществлении закупок, в документации о закупках, информации, содержащейся в планах-графиках;

4. информации, содержащейся в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), информации, содержащейся в документации о закупках;

5. условий проекта контракта, направляемого в форме электронного документа участнику закупки, с которым заключается контракт, информации, содержащейся в протоколе определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

6. информации о контракте, включенной в реестр контрактов, заключенных заказчиками, условиям контракта;

3. Использование усиленной неквалифицированной электронной подписи (далее — усиленная электронная подпись) для подписания электронных документов, предусмотренных Законом о контрактной системе;

4. Подачу заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в форме электронного документа, а также открытие доступа к таким заявкам в день и во время, которые указаны в извещении об осуществлении закупки. При этом участникам закупок должна быть обеспечена возможность в режиме реального времени получать информацию об открытии указанного доступа.

В силу ч. 2 ст. 4 Закона о контрактной системе порядок функционирования единой информационной системы, требования к технологическим и лингвистическим средствам единой информационной системы, в том числе требования к обеспечению автоматизации процессов сбора, обработки информации в единой информационной системе, порядок информационного взаимодействия единой информационной системы с иными информационными системами, в том числе в сфере управления государственными и муниципальными финансами, устанавливаются Правительством РФ.

Целесообразно отметить, что в соответствии с ч. 6 ст. 4 Закона о контрактной системе Правительством РФ определяются один или несколько федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке функциональных требований к единой информационной системе, по созданию, развитию, ведению и обслуживанию единой информационной системы, по установлению порядка регистрации в единой информационной системе и порядка пользования единой информационной системой.

Так, п. 1 Постановления Правительства РФ от 30 сентября 2014 г. № 996 определено, что:

1. Министерство экономического развития Российской Федерации — уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции:

  • по выработке функциональных требований к единой информационной системе в сфере закупок;
  • по ведению единой информационной системы в сфере закупок в части поддержки ее пользователей;

2. Федеральное казначейство — уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции:

  • по созданию и развитию единой информационной системы в сфере закупок в соответствии с предусмотренными пп. «а» п. 1 Постановления Правительства РФ от 30 сентября 2014 г. № 996 функциональными требованиями;
  • по обслуживанию единой информационной системы в сфере закупок;
  • по ведению единой информационной системы в сфере закупок (за исключением поддержки ее пользователей);
  • по установлению порядка регистрации в единой информационной системе в сфере закупок и порядка пользования единой информационной системой в сфере закупок.

Также следует подчеркнуть, что в силу ч. 7, 8 ст. 4 Закона о контрактной системе субъекты РФ и муниципальные образования вправе создавать региональные и муниципальные информационные системы в сфере закупок, интегрированные с единой информационной системой. Единые требования к региональным и муниципальным информационным системам в сфере закупок установлены постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1091.

Исходя из ч. 10 ст. 4 Закона о контрактной системе интеграция информационных систем, указанных в ч. 7 ст. 4 Закона о контрактной системе, с единой информационной системой достигается посредством:

1. информационного взаимодействия указанных систем с единой информационной системой, обеспечивающего гарантированную передачу в единую информационную систему и размещение в ней электронных документов и информации, предусмотренных Законом о контрактной системе. Если формирование таких электронных документов и информации осуществляется в региональных и муниципальных информационных системах в сфере закупок, исчисление предусмотренных Законом о контрактной системе сроков размещения таких электронных документов и информации в единой информационной системе начинается с момента фиксации времени поступления таких электронных документов и информации в единую информационную систему;

2. пользования указанными информационными системами базами данных единой информационной системы;

3. установления единых технологических и лингвистических требований к информации, обработка которой осуществляется в указанных системах;

4. размещения информации о закупках на официальном сайте.

Вместе с тем, как установлено ч. 11 ст. 4 Закона о контрактной системе создание информационных систем в сфере закупок, не интегрированных с единой информационной системой, не допускается, за исключением случая, предусмотренного ч. 24 ст. 112 Закона о контрактной системе.

Дополнительно следует отметить, что согласно ч. 24 ст. 112 Закона о контрактной системе до 1 января 2016 года Правительство РФ, а также в случае создания региональных и муниципальных информационных систем в сфере закупок высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ и исполнительно-распорядительные органы муниципальных районов и городских округов вправе установить обязанность планирования закупок товаров, работ, услуг при осуществлении закупок соответственно для федеральных нужд, нужд субъектов РФ, муниципальных нужд. При этом до даты ввода в эксплуатацию единой информационной системы взаимодействие региональных и муниципальных информационных систем в сфере закупок осуществляется с официальным сайтом Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *