Китайская система образования

Система образования в Древнем Китае

Первые школы в Китае появились ещё в III тысячелетии до н. э. Они были двух типов:

  • Сян. Детей обучали пожилые члены общины. Подрастающее поколение узнавало от старших о богах, методах охоты, ремёслах и семейной жизни.
  • Сюй. Обучение военному делу, а также письму, счёту и основам морали.

Со временем система учебных заведений расширялась и усложнялась. Появилась целая сеть школ, созданных государством или частными лицами. Долгое время получение образования в Китае было привилегией высших слоёв общества. Ситуация изменилась при Конфуции (551-479 г. до н. э.), который обучал не только представителей знати, но и бедняков. Конкретной образовательной программы не было. Дети начинали ходить в школу в семилетнем возрасте. Продолжительность обучения зависела от способностей ученика. Учебников в древнекитайской школе также не существовало. Считалось, что упрощение материала и использование игровых методов обучения приведут к упадку нравственности и образованности в обществе.

Все дети изучали историю, мораль, письмо, счёт и музыку. Выходцы из аристократических семей также постигали военное искусство. Обычно школы посещали только мальчики, но богатые родители старались дать образование и своим дочерям. Девочки также изучали общеобразовательные предметы, но вместо военного ремесла учились слагать стихи, танцевать и заниматься рукоделием.

Самой важной дисциплиной древнекитайской школы было письмо. Знание иероглифов открывало перед человеком самые престижные и высокооплачиваемые должности. Изучение иероглифической системы начиналось в школах и продолжалось в университетах (последние стали появляться в Китае ещё в I тысячелетии до н. э.).

В Китае всегда высоко ценили образование. Считалось, что только образованные и умные люди способны добиться процветания страны. Поэтому в Китае появилась специальная экзаменационная система для чиновников. Экзаменаторы должны были оценивать, насколько хорошо будущий чиновник знаком с конфуцианством, а также способности кандидата к рассуждению и аргументации своей точки зрения.

Система дошкольного образования в Китае

С 3 до 6 лет маленькие китайцы посещают детские сады. Дошкольные учебные заведения делятся на два типа:

  • Частные. Здесь наибольшее внимание уделяется развитию индивидуальных особенностей ребёнка, его талантам, творческим способностям, а также происходит первое знакомство с наукой и искусством.
  • Государственные. В таких детских садах основной акцент делается на привитие малышам первых трудовых навыков. Дети учатся обслуживать себя и выполнять мелкие бытовые поручения.

Вне зависимости от типа садика, всем китайским малышам воспитатели прививают уважение к старшим, стремление к успеху, чувство патриотизма и интерес к политике. Вся образовательная система Китая строится, в первую очередь, на дисциплине. С самых ранних лет дети должны строго следовать расписанию и указаниям взрослых. Воспитатели контролируют даже детские игры. По мнению китайских педагогов, подобная строгость позволяет ребёнку стать полноценным членом общества, найти своё место в жизни и приносить максимальную пользу своему народу.

Школьное образование

В Китае школьное обучение продолжается 12 лет и делится на три этапа:

  • Начальный (6 лет). При поступлении в школу каждый ребёнок обязан сдать несколько тестов. Содержание вступительного экзамена хранится в тайне. Родители и дети даже не могут знать, в какой именно форме будут проходить вступительные испытания. Каждый китайский родитель считает необходимым приложить все усилия для того, чтобы его ребёнок попал в лучшую школу города. На данном этапе дети получают базовые знания о мире и обществе. Тогда же они впервые пробуют себя в качестве работников. Школьное образование предполагает прохождение детьми производственной практики на предприятиях или фермах.
  • Средний (3 года). На данной ступени дети проходят углублённые программы по точным наукам, знакомятся с информатикой, изучают иностранные языки, узнают больше о политике и государственном устройстве родной страны. После окончания обязательного девятилетнего обучения школьник может не переходить в старшие классы, а получить среднее профессиональное образование в техникуме или училище.
  • Старший (3 года). В отличие от первых двух этапов, обучение в старших классах платное. На эту ступень обучения переходят только те дети, которые желают поступить в ВУЗ. Перед началом учебного года школьнику предстоит выбрать профильное направление — профессионально-техническое или академическое — и сдать соответствующие тесты.

В Китае очень ценится образование и карьера. Даже младшеклассники осознают всю важность учёбы и стараются заниматься как можно прилежнее. Начиная с первого класса, дети выполняют большие домашние работы и дополнительно занимаются с репетиторами. Также от учеников требуется строгое соблюдение школьной дисциплины. Достаточно пропустить всего 12 занятий без уважительной причины, чтобы оказаться отчисленным из школы.

Как правило, учебный день каждого китайского школьника состоит из 6-7 (у старшеклассников — из 8-9) уроков и посещения многочисленных дополнительных занятий, факультативов и спортивных секций. Уроки длятся по 40 минут. Каждый день проводятся уроки физкультуры. Поскольку занятия продолжаются очень долго, после обеда наступает время своеобразного «тихого часа», который длится 60-80 минут. Обычно до перерыва дети изучают наиболее сложные предметы, а во второй половине дня — более лёгкие и творческие.

В течение года школьники и студенты уходят на каникулы дважды:

  • Летние каникулы продолжаются с начала июля по сентябрь;
  • Новогодние каникулы начинаются в середине января и заканчиваются в середине февраля.

Во время каникул дети продолжают учиться. К началу нового семестра им нужно будет представить учителям готовые домашние задания. Кроме того, многих школьников на время каникул родители отправляют заграницу, чтобы подтянуть иностранный язык или на дополнительные образовательные курсы.

Система высшего образования в Китае

ВУЗы Китая считаются одними из лучших в Азии. Дипломы, выданные многими из них, высоко ценятся в Европе и Америке. Китайское руководство делает очень многое для развития национальной высшей школы. Сегодня большая часть китайских ВУЗов — это огромные высокотехнологичные научные комплексы с библиотеками, музеями и современными лабораториями. Для чтения лекций в университеты часто приглашают лучших профессоров со всего мира.

Все ВУЗы Китая разделены на несколько категорий, в зависимости от престижа и качества обучения. Выпускники школ, готовящиеся к поступлению в университет, сдают единый экзамен, результаты которого оцениваются по стобалльной шкале. Для того чтобы быть допущенным к сдаче вступительных экзаменов в ВУЗ, относящийся к определённой категории, выпускник должен сдать единый экзамен на соответствующее число баллов. Обычно поступление в ВУЗы проходит в условиях жёсткой конкуренции. В отдельных китайских университетах конкурс достигает нескольких сотен человек на место.

Обучение в университетах стоит недёшево, поэтому специально для студентов, находящихся в тяжёлой финансовой ситуации, правительство создало систему кредитов. Также такие студенты могут рассчитывать на стипендии.

Несколько лет назад в Китае функционировала особая программа, предполагающая сотрудничество ВУЗов и крупных китайских предприятий. Благодаря этой программе, все студенты трудоустраивались сразу после получения дипломов. Сегодня же поиском работы занимаются сами выпускники, за исключением тех, кто поступал в ВУЗ по целевому направлению от предприятия.

Аспирантура

В Китае, как и на западе, существует трёхуровневая система высшего образования:

  • Бакалавриат (4 года);
  • Магистратура (2-3 года). На этом этапе предполагается углублённое изучение некоторых предметов.
  • Докторантура (2-4 года).

Аспирантом может стать студент, получивший диплом бакалавра. При поступлении в магистратуру студент должен очень внимательно подходить к выбору направления обучения, поскольку тема будущей диссертации должна будет соответствовать выбранной области знаний.

Обучение в магистратуре предполагает посещение семинаров и лекций, подготовку собственных проектов и докладов, а также публикацию статей в научных сборниках. За каждую выполненную работу учащийся получает баллы, по которым оценивается его работа в течение года. Если аспирант набирает необходимое количество баллов, он получает право на написание собственной диссертации. Помощь в подготовке диссертации аспиранту оказывает куратор, однако, вмешательство научного руководителя в работу подопечного, как правило, сводится к минимуму.

Основное требование к готовой диссертации — это её уникальность. Работы, содержащие более 15% плагиата, к защите не допускаются.

Как правило, обучение в аспирантуре платное, но студенты с актуальными и важными темами работ, могут рассчитывать на получение правительственного гранта.

Сегодня образовательные учреждения Китая ежегодно привлекают десятки тысяч студентов со всего земного шара. Диплом китайского университета для многих стал показателем качества и престижа.

Как устроена школа в Китае

Признаюсь честно, в детстве я не любила школу. Получив аттестат, я твердо знала, что никогда не буду скучать по ней и, тем более, мечтать там снова оказаться. Но я была не права. Когда жизнь предоставила мне возможность вернуться в школьные стены, хотя на этот раз в роли учителя, а не ученика, и в Китае, а не в России; я была рада ей воспользоваться. Мне было интересно снова погрузиться в атмосферу школьного безумства, а также узнать, насколько китайские школы отличаются от той, в которой довелось учиться мне.

Я преподавала английский в китайской школе в течение трех месяцев. Этого времени было достаточно, чтобы узнать все то, что мне хотелось. И я спешу поделиться информацией.
1.Длительность обучения
Дети учатся в школе 12 лет. В Китае школа имеет три ступени: начальная, средняя и старшая. Обычно, каждая из ступеней — это отдельное учреждение, находящееся в отдельном здании. Хотя, бывают случаи, когда ступени взаимосвязаны друг с другом и даже имеют одинаковую форму и согласованные учебные планы. Я работала как раз в такой школе, объединяющей в одном здании и под одним именем начальную и среднюю школу. В школу дети начинают ходить с семи лет. В начальной школе они проводят шесть лет, затем по три года в средней и старшей школе. Старшие школы имеют рейтинг, лучшие из них принимают учеников на конкурсной основе. Так что ученики средней школы стремятся хорошо учиться, чтобы поступить в хорошую старшую школу. Но, конечно, не все ученики усердны и прилежны.

1.Ученик

2. Ученицы

3. На уроке
2.Время, проведенное за партой в течение дня
Самое большое отличие китайской школы от русской, бросившиеся мне в глаза, — это то, сколько времени дети проводят в школе. Все ученики приходят в школу к 7:50 утра, начальные классы расходятся по домам в пол пятого, средняя школа — немного позже, а ученики старшей школы могут заниматься до восьми-девяти вечера. Дети проводят в школе весь день. Школа — их второй дом, и это не просто высказывание, они и правда живут там большую часть времени, если не считать сон. Это в корне отличается от того, как училась я. И дело не только во времени, проведенном за партой, а в отношении к учебному процессу в целом. Для меня школа была местом, куда мы приходили получить какие-то знания и навыки, чтобы уйти домой обдумать и попрактиковать их. Школа была местом, где в доступной форме давалась новая информация, где можно было получить ответы на возникающие вопросы и, конечно, местом, контролирующим то, как мы осваивали новый материал. Но основная доля обучения была самостоятельной работой: чтением, решением задач, разработкой проектов в компании с одноклассниками или в одиночку. Если все время сидеть за партой в классе, заполненном 50-тью одноклассниками, то когда же размышлять?
Я помню, как меня радовало то, что в школе мы проводили половину дня, в отличие от родителей, вынужденных находиться на работе до вечера. Мы, дети, обладали свободой, которой родители могли бы позавидовать. В Китае дети не знают этой свободы.

4. Перемена

5. Сегодня в столовой выдали кексы

6. После репетиции концерта к Дню защиты детей (1 июня)

7. На перемене: парень играет в бадминтон и одновременно ест мороженое. Перемена короткая, приходится выкручиваться.
3.Питание в школе
Так как дети проводят в школе целый день, им необходимо обеспечить питание. Заодно школа обеспечивает питание учителей. В нашей школе учителя получают бесплатные завтрак, обед и ужин. Ученики начальной школы получают только обед, а ученики средней школы — обед и ужин. Обеденный перерыв начинается в 12:10, после четвертого урока, и длится до 14:00, до начала пятого урока. Предположительно, дети должны тратить это время на обед, отдых, сон (сидя, положив голову на парту). Однако, наша школа решила с пользой задействовать один час из двухчасового перерыва, поэтому в обеденный перерыв у них ведутся дополнительные занятия по основным предметам, которыми считаются китайский язык и математика.
Младшеклассникам обед доставляют прямо в классы в больших перевозных котлах, где раскладывают по тарелкам, которые дети приносят из дома. Начиная с шестого класса, ученики ходят в столовую. Ученики и учителя питаются в разных обеденных залах. В нашей столовой еда — одинаковая для всех: рис, суп и четыре дополнительных блюда. Все это мы самостоятельно накладываем из котлов, выставленных в обеденном зале, на тарелки-подносы с делениями.

8. Обеденный зал для учителей

9. Работники кухни принесли котлы с едой

10. Поднос с делениями

11. Сон
4.Школьная форма
В китайских школах есть форма, причем имеется несколько ее видов на разные случаи жизни. Этими случаями являются смены сезонов года. В Ченду зима хоть и не такая холодная как в Сибири, температура как правило не опускается ниже нуля, но так как отопления в домах и школах нет, она переносится довольно тяжело. Лето в Ченду может быть очень жарким и знойным в ясные дни, которых тут к счастью немного. Весна же — комфортная и прохладная. Так что, дети имеют три комплекта формы: зимнюю, весеннюю (осеннюю) и летнюю. Зимняя и весенняя форма — это спортивные костюмы серо-голубой расцветки — зимой и бело-голубой — весной. Летняя форма — это красно-сине-белая футболка с воротничком и синие бриджи (девочки еще получают дополнительно темно-синюю юбку с крупными складками). Дети сами решают, когда менять зимнюю форму на весеннюю, а весеннюю — на летнюю. В школе есть несколько спортивных команд, в основном это футбольные команды, хотя есть и баскетбольные. У каждой команды своя спортивная форма. Члены команд ходят в школу прямо в ней. На физкультуру тут никто не переодевается, да и раздевалок для этого нет. В летнее время девочки занимаются физкультурой в своих форменных юбках и учитель не имеет ничего против. Сменки в школе тоже нет. Отношение китайцев к форме мне очень нравится. В школе, где училась я, формы не было, но был обязательный дресс-код: запрещалось носить в школу джинсы и спортивные костюмы. А так хотелось прийти в школу в спортивном костюме и не переодеваться на физкультуру! Запрет носить джинсы сейчас мне кажется глупым. Но тогда классный руководитель говорила нам о том, что джинсы изначально были одеждой для грязной работы и не подходят для такого учреждения как школа, храм науки. Помню, как моя подруга возражала ей, утверждая, что некоторые джинсы — это модная и дорогая одежда. Как бы то ни было, мне приходилось ходить в школу как на парад, а в Китае школьная форма — это, наоборот, рабочий костюм.

12.Класс в зимней форме

13. Зимняя форма: длинные теплые куртки и утепленные штаны

14. Класс в зимней форме

15. Девочка в весенней (осенней) форме

16.Девочка в летней форме

17. Класс в летней форме

18. Футболистка. Синяя форма команды второго состава

19. Эта же девочка, но уже в первом составе
5.Пионеры и комсомол
Пионеры и комсомольцы — юные члены коммунистической партии. Начиная со второго класса лучших учеников постепенно принимают в пионеры, к началу третьего класса весь класс уже гордо носит галстуки и пионерские значки. В седьмом классе пионерские галстуки и значки сменяются на комсомольские.

20. Третий класс — все в галстуках
6.Расписание начальной школы
Я попросила своих учеников из классов с четвертого по шестой рассказать про их распорядок дня. Расписание у всех классов отличается незначительно, поэтому я возьму за основу шестой класс.
В школе официально семь уроков, длящихся по сорок минут, но на самом деле их больше. Дети приходят в школу за сорок минут до начала первого урока на утреннее чтение книг. Они читают в классе под контролем классного руководителя. Книги могут быть как на китайском, так и на английском языке. Между вторым и третьим уроком дети вместе с классным руководителем выходят на получасовую разминку, которую можно считать дополнительным уроком физкультуры. Вся школа занимается разминкой на стадионе одновременно под руководством ведущего, вещающего из динамиков. Классные руководители призваны контролировать дисциплину. В обеденный перерыв, который длится два часа между четвертым и пятым уроком, ученикам назначили час дополнительных занятий по самым основным для них предметам: китайскому языку и математике. После обеденного перерыва у детей начинается пятый урок, который на самом деле уже далеко не пятый. Между шестым и седьмым уроком вся школа под руководством записи из динамиков делает зарядку для газ. В пятницу пятый и шестой уроки — время для посещения кружков и секций. Футбольные команды тренируются после уроков и до уроков. Некоторые дети не спешат домой и после уроков, а остаются поиграть во дворе или почитать книги из открытой библиотеки, расположенной прямо в холле.
Самый главный предмет в школе — китайский язык. Это неудивительно, учитывая то, сколько иероглифов надо запомнить лишь для того, чтобы научиться читать. В России дети учатся читать за несколько месяцев в первом классе. В Китае им, наверно, не хватает и целого года. У шестого класса в неделю восемь уроков китайского языка и три дополнительных часа в обеденные перерывы. Другой важный предмет — это математика: пять уроков в неделю и один дополнительный час. Английскому языку тоже уделяется значительное внимание: 5 уроков в неделю, из них один урок в неделю ведет иностранный учитель, то есть я. Прочие предметы: три урока физкультуры в неделю, из которых один — это футбол; два урока музыки плюс один дополнительный час; рисованию и науке (физика, химия, биология все вместе) отдается по два урока в неделю; обществознание, ОБЖ и информатика — по одному уроку в неделю.

21. Пятый класс воссоздает свое расписание на английском

22. Расписание шестого класса

23.На уроке физкультуры

24.На уроке музыки

25.На уроке музыки

26. На уроке у китайского учителя

27. Мой урок английского

28. Мой урок английского

29. Учительница математики дает домашнее задание

30. Библиотека в холле

31. Урок физкультуры

32. Урок футбола

33. Урок футбола

34. Урок футбола

35. После уроков
7.Физкультура и спорт
Физическому воспитанию и здоровью тела в китайской школе уделяется значительное внимание. Глядя на учеников, я прихожу к убеждению, что им нравится спорт: каждую перемену они стараются поиграть с мячом или с ракеткой. Школа, где я работала, имеет спортивную специализацию — футбол. Футболу здесь уделяется большое внимание. Каждый класс начальной школы раз в неделю посещает урок футбола, помимо двух других уроков обычной физкультуры. У каждого ученика есть футбольный мяч. На уроках футбола выявляются талантливые ученики, которых забирают в команды, где тренировки ведутся более часто и интенсивно. В школе несколько команд : основной состав и второй состав, дифференцированных по возрасту. Команды тренируются после уроков и до уроков. Так как занятия начинаются без десяти восемь утра, футболисты должны приходить в школу к семи. Команды школы постоянно занимают первые места на различных соревнованиях. Однажды футбольный матч проходил в нашей школе и я пришла поболеть за нашу команду. Это была первая футбольная игра, которую я когда-либо видела от начала до конца. Ученики нашей школы, действительно, показали хорошую игру. На них было приятно смотреть даже мне, человеку, далекому от футбола.
Кроме трех уроков физкультуры в неделю, каждый день дети делают физическую зарядку в течение 30 минут. После второго урока ученики выходят на школьный стадион, где все вместе выполняют различные упражнения. Часть упражнений они делают с футбольным мячом и с дощечками-погремушками. В конце разминки несколько минут посвящается цигуну (китайской традиционной гимнастике). Часть упражнений цигуна тоже делается с футбольным мячом. Две девочки на небольшом помосте показывают всей школе, как выполнять упражнения.

36. Построение на разминку

37. Пятый класс идет на разминку

38. Построение на разминку

39. Построение на разминку

40. Пробежка на разминке. Средняя школа

41. Пробежка на разминке. Начальные классы

42. Пробежка. Четвертый класс

43. Учительница математики решила тоже размяться

44. Упражнения с мячом

45. Упражнения с мячом

46. Цигун с мячом

47. Цигун с мячом

48. Цигун на разминке. Рядом классный руководитель контролирует процесс

49. Мяч и трещотки для разминки

50. Разминка окончена, возвращение в класс

51. Возвращение в класс

52. Футбольная тренировка

53. Футболист с бутылкой для воды (все дети носят с собой в школу бутылку с водой)

54. Тренировка окончена. Раздевалок нет, вещи складывают тут же на стадионе
8.Материальная база
Школа представляет собой два здания, окруженных забором. Одно из зданий, поменьше, — столовая и спортзал, второе, большое, — сама школа с классами. Здание с классами напоминает букву Ш. Вдоль длинного коридора располагаются классы. Коридор напоминает балкон: с одной стороны — перила, а с другой — стена и двери, ведущие в классы. Классы в китайских школах идентифицируются не буквами, как в России (1А и 2Б), а цифрами (4-1, 4-2, 4-3…) Внутри класса есть все что нужно для учебного процесса: доска с мелками, компьютер, проектор, выводящий на экран как изображение с бумажных носителей, так и с компьютера. Парты у детей маленькие, рассчитанные на одного человека, но их сдвигают по две или по три вместе, иначе 50 штук не поместится в класс.
В школе имеется большой стадион и спортзал, есть различный спортивный и музыкальный инвентарь, расходные материалы: бумага, кисти, краски. Многие дети приезжают в школу на велосипедах, так что в подвале школы есть большая велосипедная парковка.
В каждом классе есть небольшой балкон, где находится низкая раковина и кран с водой. Там же хранятся швабры. Дети самостоятельно делают уборку в классах.

55. Школьное здание

56. Школьное здание

57. Ученица с велосипедом

58. Учительская

59. Класс

60. Класс

61. Уборка
9. Поднятие флага
По утрам понедельника в восемь утра школьники выстраиваются на стадионе на церемонию торжественного поднятия флага. Бригада, поднимающая флаг, надевает специальную для этого случая белую форму. Все выглядит торжественно и серьезно. Школа настраивается на новую рабочую неделю. Мне нравится эта утренняя торжественная линейка. Наблюдая, как флаг поднимается ввысь и слушая, как все дружно поют национальный гимн, я отчетливо ощущаю, что нахожусь в другой стране с ее обычаями и особенностями, и с ее школой, чем-то похожей на школу в моей стране, но и в чем-то значительно отличающуюся от нее.

Базовые принципы системы обучения в Китае были заложены в 1949 году, когда к власти пришла Коммунистическая партия. Были закрыты частные учебные заведения, но количество учащихся в государственных гимназиях увеличилось. Это позволило повысить уровень грамотности населения до 22% от общего числа за 7 лет, ранее этот показатель составлял около 10%.

Позднее было введено обязательное обучение, при котором плата за первые 9 лет не взималась. Сегодня более 10% государственного бюджета идет на развитие высшего образования в Китае.

Преимущества Китайского образования

Что же стало тем толчком, который превратил в Китай в самую быстроразвивающуюся страну? Сегодня Поднебесная обгоняет США по количеству запусков в космос, самостоятельно выпускает оригинальную и качественную продукцию, а также является мировым центром передовых исследований и новаторских проектов.

В 1998 г. был подписан «Закон о высшем образовании КНР», который превратил вузы страны в университеты с мировым уровнем, с лучшими профессорами и уникальными лабораториями, благодаря которым Китай теперь по праву можно назвать инновационным чудом.

В настоящее время каждый гражданин КНР понимает, что отсутствие диплома о высшем образовании значит невозможность нормальной, счастливой жизни и самореализации. Это понимание и определило современную ситуацию в стране.

В настоящее время получение диплома и востребованной специализации – это цель каждого жителя страны. И добиваться её начинают с раннего детства. Принимая во внимание невероятное усердие и старание, школьники, а потом и студенты безумно много учатся и воспринимают огромные пласты информации каждый день.

Дошкольное образование

Отправная точка в китайском образовании представлена как коммерческими, так и государственными детскими садами. В коммерческих заведениях больший акцент идет на раскрытие внутреннего потенциала ребенка и его творческих способностей. Второй вариант позволяет лучше подготовиться к дальнейшей учебе. Помимо этого, детей учат основам сельского хозяйства, выполнять такие несложные бытовые задачи, как ремонт одежды или уборка дома.

Объединяет эти две системы миссия социализации детей. В большинстве китайских семей есть только один ребенок, и для его интеграции в окружающий мир необходим коллектив сверстников. Детские сады учат уважению к старшим, воспитывают патриотические чувства.

Очень большое внимание уделяется дисциплине. Строгое следование нормам и правилам прививается китайцам с детства. В некоторых заведениях воспитатели устанавливают некоторое подобие казарменного положения. По мнению министерства, такие методы воспитания позволяют детям приносить, в дальнейшем, наибольшую пользу обществу.

Школьное образование в Китае

Китайская система ставит своей целью создание будущего представителя рабочего класса, либо человека готового поступать в университет. Базовое обучение в Китае делится на 3 стадии и продолжается, суммарно, 12 лет:

  • 6 лет начальной школы;
  • 3 года — средней;
  • и столько же — старшей.

Для зачисления на учебу кандидаты сдают тесты и вступительные экзамены. Содержание и принцип испытаний заранее неизвестен. На основании результатов происходит выбор уровня школы и класса. Китайские ученики очень серьезно подходят к учёбе. Строжайшее соблюдение дисциплины и большой объем домашних работ начинаются с первых лет. «В КНР каникулы начинаются дважды: 2 летних месяца (с июля по август) и 1 — зимний (с середины января до 20-х чисел февраля)»

Необходимые документы для зачисления в китайскую школу

Для того чтобы получить разрешение на учебу каждый иностранец должен предоставить письменное поручительство опекуна, который берет на себя ответственность за поведение школьника. Некоторые школы берут эту роль на себя.

Для въезда на территорию Китая необходимо иметь загранспаспорт с открытой студенческой визой, которая получается после подписания контракта с выбранным учебным заведением.

«Опекуном может быть как гражданин республики, так и человек, имеющий официальное трудоустройство или вид на жительство»

В Поднебесной более сотни государственных институтов и академий. Многие из них представляют собой целые студенческие городки. Выпускаясь, большинство людей сразу получает работу по распределению.

Система подготовки специалистов высокого уровня делится на 2 направления:

  • Специализированные ВУЗы, выпускающие бакалавров, магистров и докторов по более чем 800 специальностям.
  • Колледжи, с образовательными программами на 2 и 4 года. После них студенты становятся либо специалистами среднего уровня, либо бакалаврами.

ВУЗы страны считаются одними из самых престижных на Азиатском континенте. Прием в них осуществляется на основании результатов школьных экзаменов. Обучение может проходить на 2 языках: китайском и английском.

Все университетское образование в Китае предоставляется на платной основе. Для доступа студентов из малообеспеченных слоев населения разработана система государственных кредитов на образование, которые пользуются высоким спросом. Также поступить в ВУЗ можно на контрактной основе, заключив договор с одним из предприятий, участвующих в программе. После завершения обучения студент обязан отработать по контракту несколько лет на благо компании.

Бюджетные места существуют, но они распределяются между победителями национальных и международных соревнований и олимпиад. Существуют специальные бюджетные места для детей из малообеспеченных семей, но конкурс крайне велик.

Что касается получения высшего образования в Китае иностранцами, то и это возможно. Вам понадобятся нотариально заверенные переводы, а также копии ранее полученных документов об образовании. Некоторые китайские вузы не требуют заверения у нотариуса, ограничиваясь подписью проректора по международным связям на материалах и проставлением гербовой печати.

Нострификация российских и китайских дипломов (то есть процедура признания иностранных дипломов эквивалентными) происходит чаще всего автоматически на основании Соглашения 1995 г. между государствами о взаимном признании документов об образовании и ученых степеней. Говорит это о том, что граждане одной из стран получив образование в ней, могут продолжить его или приступить к работе по своей специальности в другой.

Для представителей других государств, с которыми аналогичные соглашения не подписаны, потребуется легализация документов. Она осуществляется в экстерриториальных представительствах государства выдачи, в МИДе или Министерстве юстиции.

Образование для русских

В стране функционирует более полутысячи вузов, которым предоставлены полномочия принимать на учебу иностранных студентов, в том числе из РФ. Большинство таких заведений предлагают обучение по 12 базовым специальностям:

  • агрономия,
  • военное дело,
  • естественные науки,
  • инженерия,
  • история,
  • математика,
  • медицина,
  • менеджмент,
  • педагогика,
  • философия,
  • экономика,
  • юриспруденция.

Именно юридическое образование в Китае пользуется наибольшим спросом. Основных языков обучения два: государственный и английский.

Такие вузы располагают центрами языковой подготовки для студентов из других стран. При этом степень знания китайского не имеет значения. За 1-2 года, овладев языком в достаточной мере, иностранные ученики допускаются к освоению дисциплин по желаемой специальности. Образование в Китае на английском также может иметь место.

Если студент хорошо успевает по учебе, то ему разрешается взять дополнительно изучение второй, отличной от базовой специальности. В таком случаем в его дипломе будут указаны набранные баллы по обеим.

Проживание для иностранных студентов

Правительство Китая крайне заинтересованно в студентах из других стран. Согласно специальной правительственной программе, к 2020 году более 500 тысяч иностранцев должны обучаться в университетах Китая.

У иностранных студентов есть несколько вариантов размещения: классическое студенческое общежитие, самостоятельная аренда квартиры или проживание в составе местной семьи.

Почти все китайские образовательные учреждения располагают комфортными общежитиями, оценить которые можно по фото заранее, поэтому это самый популярный выбор студентов.

Стоимость проживания за 12 месяцев варьируется от $400 до $1500. Обычно это отдельные комнаты для одного-двух студентов с собственной ванной комнатой, небольшой кухней с холодильником, телевизором и интернетом.

Съемная квартира, даже в крупных мегаполисах, обойдется в разы дешевле, в районе $250–300 в месяц. Для начала самостоятельной аренды требуется получить разрешение на проживание вне кампуса от администрации учебного заведения. За утаивание информации могут вынести штраф или даже отчислить.

Большинство учебных заведений или образовательных программ имеют контрактную договоренность с определённым кругом семей, куда и «подселяют» студентов. Как минимум один член в семье говорит по-английски, студенту предоставляется отдельная спальня, приемы пищи и удобства уже включены в цену размещения. Но «гостю» не разрешается приводить кого-либо в квартиру без подтверждения от принимающей стороны, делать компрометирующие семью фото, использовать стационарный телефон для звонков за границу и курить, если не было согласованно иного. В случае конфликтных ситуаций администрация университета поможет найти новую семью для размещения примерно за 10 дней.

Сколько лет учатся в Китае

Системы образования России и Китая в чем-то схожи. Например, получение высшего и средне-специального образования займет аналогичное время. Российским студентам довольно легко адаптироваться в азиатских вузах. Но возможности для построения карьеры после китайских университетов в разы шире.

Путь от учебника до первой ступени карьерной лестницы в КНР начинается со школы. Для поступления детям необходимо сдать специальный тест. Тестовые задания хранятся в тайне. Узнать, что попадет ребенку в качестве задания, можно только во время экзамена.

Сколько лет учатся в Китае в школе? На год дольше российских учеников, но аналогично в школу идут с 6 лет. На начальном этапе, который длится 6 лет, дети получают знания по окружающему миру и обществу. Уже с этого этапа начинается практика на предприятиях или фермах, что позволяет получить практические навыки и познакомится с многими профессиями. В будущем будет проще определиться в какой сфере развиваться ребенку.

Средняя ступень длится 3 года, а ученики переходят на неё в возрасте 12-13 лет. Ученики углубленно изучают предметы, начинают осваивать иностранные языки. После 9 лет обучения можно поступить в колледж. Для этого сдаются вступительные экзамены в средне-специальные учебные заведения.

На старшую ступень приходится еще 3 года. В неё берут учеников в возрасте 15 лет. За время обучения учеников целенаправленно готовят к поступлению в университет. Поэтому перед началом учебного года они должны выбрать профильные предметы. После 12 лет обучения можно подавать документы на поступление в вузы.

Сколько лет учатся в Китае: вузы и колледжи

Аналог российского средне-специального образования можно получить в китайских колледжах. Обучение занимает 3 года и в конце выдается свидетельство о получении профессии. В колледж принимают не только граждан КНР, но и иностранцев.

Престижное высшее образование в Китае потребует от 4 до 11 лет. Срок зависит от ученой степени, которую хочет получить студент. Учебный год в китайских университетах, как и в российских, разделен на весенний и осенний семестры. Зимние каникулы длятся с января по февраль, летние — с июля по август.

Стандартный срок обучения бакалавров — 4 года.Получив диплом, можно официально работать в китайской компании.

После бакалавриата некоторые предпочитают потратить дополнительные 2-3 года на получение звания магистра. Это актуально для медицинских направлений. Например, в Нанькайском университете на обучение по специальности «Клиническая медицина» придется потратить 6 лет, а в Университет Бэйхуа на аналогичном направлении потребуется 5 лет. Магистратура требует самостоятельной разработки актуальных проблем науки и регулярные публикации научных материалов.

После магистратуры от 2 до 4 лет обучения необходимо потратить для получения докторского звания. Здесь уже придется писать докторскую диссертацию и защищать ее перед научной комиссией.

Для иностранных абитуриентов китайские университеты дают дополнительный год предвузовской подготовки. Он помогает подтянуть язык и привыкнуть к университетской среде. Дополнительно осваивают профильные предметы, если в школе им не уделяли достаточно внимание. Участие в предвузовской подготовке позволяет получить грант от университета.

Образование в китайских школах, или Что наша жизнь — экзамен

Образование образованию рознь. Давно идущему спору в России между российскими педагогами и Министерстовом Образования о полезности проводимых образовательных реформ в наших школах не видно конца. Оказывается, не мы одни такие. Китайцы тоже не совсем довольны системой своего среднего образования. Поэтому и намеченная тенденция отправлять детей учиться «за бугор» как и в России очень популярна. Китайские школьники постоянно жалуются на жуткое количество домашнего задания, большой стресс, нехватку свободного времени, желают избежать гаокао (выпускной экзамен, аналог нашего ЕГЭ) и продолжить образование в старших классах «заморских» школ. Поспрашивав китайских школьников, а также преподавателей, я получила полную картину того, по какой системе дети обучаются в Пекине и других городах, а также по какой тенденции сейчас движется образование Китая и как много сил дети тратят, чтобы получить заветный аттестат.

Итак, не буду сразу начинать с самого страшного. Начну с того, что китайская школа делится на три ступени – начальная (6 лет), средняя (6 лет) и старшая (3 года). «Первый раз в первый класс» приходится в возрасте 6 – 7 лет. Государство оплачивает только первые девять лет обучения, за последние три года родители платят из своего кошелька, хотя некоторые счастливчики из учащихся могут рассчитывать на субсидию, или стипендию.
Как мне сказал один китайский знакомый, вся жизнь китайца — вечное прохождение экзаменов, а начинаются они именно в школе. Одно из самых серьезных испытаний сваливается на голову ничего не подозревающего учащегося начальной школы по завершении шестого класса. И тут начинается… начинается поиск путей попасть в среднюю школу, и обязательно хорошую или самую лучшую! Не зря же шесть лет в начальной школе слушали учителя и беспрекословно выполняли его задания!
Надо уточнить, что китайские начальная, средняя и старшая школы не являются одной школой, как в России. Они носят разные названия и являются разными учебными заведениями. Хотя некоторые школы включают в себя все три ступени.
Так вот, гонка родителей (прежде всего) начинается именно по окончании начальной школы. Они «дежурят» у дверей желаемой для своего чада средней школы, «ловят» уже поступивших, в ней учащихся, и «допрашивают» на предмет «как тот в нее поступил» и «содержание экзамена на поступление». Экзамен на поступление. Мне пояснили, что он тайный. Это и есть один из способов поступления в школу. Тайный, потому что к нему невозможно подготовиться заранее, ибо неизвестен контент. Экзамен может принимать разные формы – может быть в форме теста, а может быть и в форме собеседования. Если в форме теста, то это обычно математика, задания даются уровнем выше, чем изучалось прежде, поэтому деньги на репетитора надо готовить заранее.
Следующий путь к желанной школе – рекомендация к поступлению. Рекомендуют преподаватели, выбирает компьютер. О великий лототрон удачи! Только один из десяти абитуриентов может быть зачислен в школу таким образом. Лазейки тоже есть, но это для тех, кто не скупится – все-таки будущее детей, разве можно доверить бездушной машине! Итак, далее – связи родителей. Здесь все понятно. Еще один из способов попасть в заветную школу – автоматическое зачисление по причине близкого нахождения от дома. Чтобы быть зачисленным, нужно иметь квартиру рядом со школой, и проживать в ней более трех лет. Родители, участвующие в «гонке», покупают квартиры близ престижной школы задолго до рождения ребенка, заботясь о его будущем. Ну и самый последний способ продолжить образование – а каждый выпускник начальной школы обязан продолжить образование в средней школе – определение ученика в любую школу, где есть место, обычно далеко не самую лучшую по системе «О всемогущий компьютер, реши мою судьбу». Strange but true.
Итак, нашли путь поступить в хорошую школу, но это совсем не означает, что можно расслабиться и ни о чем уже не думать (до университета). Средняя, и дальше – старшая школы предполагают почти круглосуточное учение, кучу «домашки» и минимум свободного времени, так как помимо «домашки» и уроков, дети посещают кружки по интересам *родителей*, к примеру, учат английский с иностранными преподавателями, или танцами занимаются, или спортом, или еще чем-нибудь, призванным сделать из ребенка высоко организованную, конкурентноспособную личность, так как речь идет о Китае – стране, где выживает сильнейший в силу большого количества народу, в нем проживающего. Родители это понимают.
Расписание в обычной рядовой школе носит «спартанский» характер — в день не менее 8 – 9 уроков: пять уроков в первой половине дня, четыре урока во второй. Каждый день на последнем уроке контрольная работа a.k.a. тест. Это я пишу о последнем классе средней школы, где детей готовят к экзамену в старшую школу. Большой недостаток таких тестов, по словам одного из школьников, которого я интервьюировала, состоит в том, что на самом деле выполняя тесты «на автомате», студент использует логику, а не реально полученные знания. «Зубрежка» чистой воды. Здоровым интересом к учебе здесь почти не пахнет. Однако ж ученики поддерживают в себе энтузиазм к учебе, подогреваемый преподавателями, и относятся ко всему оптимистично. По словам одной из школьниц (Средняя экспериментальная школа Шанди, Shang Di Experimental Middle School, Part of 101 School, Пекин), дружба между одноклассниками крепнет по мере увеличения экзаменов и домашнего задания. «Вместе воюем на экзаменах!» можно считать девизом учащихся старшей школы, ведь именно здесь рождается самая крепкая дружба, которая не ослабевает и после окончания школы.

Образование в Китае

Занятия в школе начинаются около 8 утра, в разных школах по-разному: где-то в 7:30, где-то в 8:30. Каждый урок длится 40 минут, между уроками перемена, а после второго урока – большой перерыв для занятий физкультурой. Уроки физкультуры проводятся каждый день. И это вполне объяснимо, ибо при большой умственной нагрузке просто необходимы занятия спортом. Правда не во всех школах имеется такая политика, некоторые школы не включают спорт в школьную систему. После уроков физкультуры уже изрядно голодные дети бегут в столовую, чтоб провести 5- 10 минут за «уплетанием» обеда, и быстро в классы. Далее следует «полуденный сон», где ученики, сложив руки и «удобно» улегшись на парту, должны притворяться, будто спят. Такой «сон» длится час до 1:20. «Засыпают» по звонку и «просыпаются» по звонку. По поводу внешности тоже введены достаточно строгие правила, которых все придерживаются: короткие, либо собранные в конский хвост волосы и единая для всех учеников школьная форма, обычно представляет собой спортивный костюм. У каждой школы цвета формы разные.

Каждое утро назначается ответственный за поднятие государственного флага, как акт патриотизма, что очень даже похвально. И еще школьники пишут сочинения на ныне популярную тему «китайская мечта» (аналог «американской мечты», китайская версия). Выходные проводят за выполнением домашней работы. Каникулы летом и зимой. Летние – с середины или начала июля и до конца августа, а зимние – с середины января до середины февраля. И каждые каникулы школьники «купаются» в море домашней работы. Некоторых школьников заботливые родители умудряются отправить за границу на учебу недели на две – подтянуть английский, или же проводят время в путешествии по Китаю, что тоже неплохо, но непродолжительно – нужно же еще вернуться и успеть сделать домашнюю работу!
Немного по-другому дела обстоят в старших классах. К примеру, в Школе иностранных языков р-на Хайдянь (Hai Dian Foreign Languages School, Пекин). Чтобы попасть в старшую школу, также нужно пройти экзаменационное испытание, но оно более демократичное и открытое, по сравнению с поступлением в среднюю школу. Никакой тайны из экзамена не делают, что в определенной степени уменьшает стресс как для школьников, так и для родителей. Эта школа считается одной из модных, потому что разделена на два департамента – департамент «гаокао» и иностранный департамент. Вообще, в связи с не спадающим интересом китайцев к иностранным языкам, международных департаментов в школах все больше и больше. Еще в 2010 г. всего в 10 школах существовало такое разделение. Немного подробнее об отличиях. В департаменте «гаокао» школьники учатся по известному режиму, то есть ведется подготовка к самому главному в 12-летнем школьном образовании экзамену, открывающий путь к вузам и дверь в будущее. Гаокао сдается по всем предметам в конце двенадцатого (а в некоторых школах одиннадцатого) класса. И его боятся все – родители, ученики и даже преподаватели. Баллы за каждый предмет варьируются в зависимости от его значимости. К примеру, в текущем году проходной балл за экзамен по китайскому языку равен 180, в прошлом году он составлял только 150. А вот на английский, наоборот, был снижен со 150 до 120. Утешительного, впрочем, немного. Экзамены все равно придется сдавать. И школьники, обучающиеся на данном отделении, «зубрят», готовятся к тестам. Кстати сказать, начиная со старших классов идет распределение учеников на «гуманитариев» и «технарей», с соответствующим набором предметов.
Совсем по-иному обстоит дело в иностранном департаменте. Студентов не готовят к гаокао. Предполагается, что 11-й класс дети закончат в американской школе, и дальше поступят в один из вузов Америки, это сейчас так модно в Китае – избегать «нервотрепки» с «отупляющими» тестами и поехать получать «реальное» образование за границу. Возможно, оно и правильно, если родительские средства позволяют. У соседа трава всегда зеленее. Школьники избегают гаокао, но TOEFL (Test of English as a Foreign Language) и SAT (Scholastic Assessment Test a.k.a. Академический Оценочный Тест) от них никуда не денутся. Это нужно для стажировки в американской школе. «Жизнь постоянно устраивает экзамены, отвлекая от процесса ее улучшения»… Большинство предметов ведется на английском иностранными преподавателями. Прежде всего изучается английский язык, идет штудирование – подготовка к TOEFL, зубрятся новые слова и выражения. Некоторые предметы ведутся на китайском – математика, биология, физика, химия — ради очередного экзамена от городского департамента образования — Certification of High School, его сдают все, независимо от отделения, на котором учится школьник. Приятное в обучении на иностранном отделение имеется – задания, даваемые учителями – иностранцами, гораздо более творческие и интересные: студенты работают в группах, делают и защищают проекты, проводят время за поиском информации для доклада и тд. И учеников в классе меньше – не 40, как в общеобразовательной школе, а всего 25 – 27, как в обычной западной школе. Школа одна, а подход разный.
Теперь нужно написать немного о том, как ученики живут в пришкольном интернате. Очень многие школы имеют ученические общежития. В некоторых школах дети живут в интернате в силу отдаленности школы от дома, а в некоторых школах это включено в одно из правил. В разных школьных интернатах разное количество учеников на комнату – от 6 до 8, а может даже и больше. В Школе иностранных языков р-на Хайдиен, Пекин, на комнату из 6 человек приходятся душ и туалет. В некоторых интернатах душ и туалет на этаж. Встают по звонку в 6:30, в комнату возвращаются около 10 часов вечера, после трех – четырех часов самоподготовки и повторения в классе по окончании уроков. Трехразовое питание в школьной столовой также включено. В интернат запрещается проносить электронные устройства, то есть все айфоны, айпады и компьютеры дожидаются своих хозяев дома, где последние проводят свои выходные – ученики возвращаются домой в пятницу вечером, а в воскресенье вечером снова в общежитие. Ах, да, не забывая при этом носить форму школы. И поднимать флаг.
В провинциях школьная система та же – в то же время начинаются уроки, те же предметы. Отличия, пожалуй, только в возможностях. В провинциях не так много дополнительных секций, куда можно отдать ребенка, к примеру, изучение языков, музыки и т.д., поэтому кроме учебы – только учеба, в отличие от столичных пижонов. В Пекине, да и в других крупных городах Китая, домашнего задания стараются давать чуточку меньше, особенно в начальных классах, чтобы у детей было больше свободного времени на посещение кружков по интересам. К тому же, существует некое неравенство среди поступающих в вузы – пекинец с результатом в 500 баллов по гаокао имеет возможность поступить в неплохой столичный вуз, в то время как выпускник школы из пров. Шаньдун, набрав те же 500 баллов, может рассчитывать только на техникум в Пекине. География имеет место.
Преподаватели в школах также очень заняты работой. По словам одной из преподавательниц Средней экспериментальной школы Шанди (Shangdi Experimental Middle School, Пекин), основное испытание для учителя – найти ко всем ученикам соответствующий подход и оценить, исходя из их индивидуальных особенностей, так как учеников в классе очень много, иногда количество доходит до 48 – 50, индивидуально отнестись к каждому не всегда получается. На долю учителей выпадает очень много работы – проверять огромное количество «домашки» и экзаменационных листов с тестами, проходить курсы повышения квалификации, заниматься научной работой, встречаться с родителями учеников и т.д. А уж если учителя поставили классным руководителем, то на бедного сваливается все это в двойном объеме. Поэтому преподаватели каждый день задерживаются в школе еще на часа 2 – 3 – работа занимает у них много свободного времени. Но не стоит их жалеть раньше времени, у них же есть зимние и летние каникулы, которыми они компенсируют недостаток свободного времени в рабочие дни.
Итак, вот откуда «растут ноги» у распространенного суждения о китайцах, что они самостоятельно мыслить не умеют и совершенно неспособны подойти творчески к делу, — из системы школьного образования, китайцы и сами понимают. Постоянные тесты, тесты, тесты, лишающие ученика самостоятельно решить вопрос, а не выбрать из 4 вариантов правильный ответ. Однако ж этому «баяну» еще недолго существовать. Уже сейчас намечены позитивные сдвиги в школьном образовании, которые отмечают и преподаватели, и сами ученики. Во-первых, слегка сбавили нагрузку с домашним заданием, его стало чуть меньше. Во-вторых, ввиду уменьшения домашней работы, ребенка поощряют на то, чтобы тот посещал кружки, развивающие таланты и способности, как то: танцы, рисование, пение, музыка, изучение иностранных языков и другие, насколько позволит фантазия и кошелек родителей. В-третьих, возвращаясь к тестовой системе, позитивного и здесь можно найти: благодаря тестам, у учеников отлично развита логика, к тому же тестовая система очень удобна для преподавателей во время контроля уровня знаний. Все-таки не забываем, 40 – 50 человек в классе, а время урока всего 40 минут. В-четвертых, китайцы активно перенимают положительный зарубежный опыт. Как уже говорилось ранее, вводят систему двух отделений в старшей школе. На иностранном отделении уроки ведут иностранные преподаватели, которые делают акцент на командную работу учеников, развивают их творческие навыки, навыки работы в коллективе, а также способность не просто копировать материал, а самостоятельно проводить исследование. Ученики на уроке говорят, а не просто слушают, выражают свои мысли и мнения. В-пятых, в связи с политикой сокращения рождаемости, учеников с каждым годом все меньше, а значит, легче для преподавателя найти к каждому ученику индивидуальный подход, фокусироваться на учениках, а не на книгах и заданиях. Ученики также выражают надежду, что система экзаменов, особенно для поступления в среднюю школу, будет более демократичной и открытой, а система оценивания – более справедливой.
Все эти улучшения, однако, не призваны к «расхолаживанию» учащихся. Наоборот, в связи с наметившимися положительными изменениями, у учеников появится больше возможностей для самореализации. Трудиться все равно придется, ибо «рыбку без труда не выловишь». Пожелаем им удачи в этом благородном деле, и дальнейших успехов!

Частное высшее образование в Китае: эволюция, особенности и проблемы

Опубликовано на портале: 15-06-2005 Университетское управление. 2004. № 3(31). С. 77-80.
Тематические разделы:
В статье специалиста международного проекта «Доступность и финансирование высшего образования» рассказывается об истории возникновения в Китае частного высшего образования, затрагиваются проблемы и особенности развития образования, а также контроля частных учреждений, предоставляющих образовательные услуги.

Китай имеет давнюю историю частного образования. Первые заведения частного высшего образования — Шуюаны (академии) — возникли 1300 лет назад. Современные частные вузы появились в начале 90-х годов двадцатого века. Университет Фадан и Китайский университет были основаны в 1905 году, вслед за ними, в 1919 году, появился университет Сямынь и университет Нанкэй. В первой половине двадцатого века частный сектор являлся важным компонентом в системе высшего образования. К 1949 году 93 университета из 223, над которыми коммунисты взяли контроль, были частными вузами (Lin, 1999. С. 88). Вследствие национализации в начале 1950-х, все частные вузы были закрыты или объединены с государственными. В период с 1952 по 1982 год частное высшее образование полностью исчезло.

Частное (минбан) высшее образование вновь возникло в Китае в 1982 году, как следствие политической реформы бывшего лидера Дэн Сяо Пиня. Развитие частного высшего образования в этот период можно разделить на три фазы (Zha, 2001).

1. 1982–1986 гг.: Рост частного высшего образования.

В марте 1982 года, после тридцатилетнего отсутствия, в Пекине вновь был открыт первый частный вуз — Китайский социальный университет. В измененной конституции 1982 года говорилось: «Государство поощряет коллективные экономические организации, государственные и прочие предприятия учреждать высшие учебные заведения различных типов в соответствии с законом» (статья 19). Это предполагало легальную основу функционирования частных вузов. Та же политика была определена в документе «Решение относительно Реформы Образовательной Системы», выпущенном Центральным комитетом Китайской Коммунистической Партии в 1985 году.

2. 1987–1992 гг.: Регулирование частного высшего образования.

Быстрое развитие вызвало некоторые проблемы, такие как низкий уровень управления и злоупотребления служебным положением. В результате, в 1987 году было провозглашено Временное Постановление о функционировании высших учебных заведений, в соответствии с которым социальные силы должны были решить эти проблемы. Местное постановление регулировало открытие и функционирование частных вузов.

3. 1992–2002 гг.: Новое развитие частного высшего образования.

В 1992 году «южный тур с инспекцией» Дэн Сяо Пиня и введение рыночной экономики положили основу учреждения большого числа частных вузов. В 1993 году Программа Образовательной Реформы и развития Китая впервые устанавливала политику, направленную на развитие частного образования как «сильной и активной поддержки, надлежащих руководящих принципов и умелого руководства». Эта идея повторилась в Постановлении о функционировании высших учебных заведений 1997 года, и была подтверждена Законом о Содействии частного высшего образования 2002 года.

Расширение частного высшего образования в Китае можно проследить на рис. 1. В последние несколько лет функционировало более тысячи частных вузов. В 2002 году 1 миллион 403 тысячи 500 студентов было зачислено в частные вузы, что составило 9,60 % от общего числа зачислений в 14 миллионов 625 тысяч 200 студентов (MOE, 2003). Большинство частных колледжей расположено в крупных городах с развитой экономикой. К примеру, на 2002 год в Пекине насчитывается 91 частный вуз с 198 тысячами студентов; в Шанхае — 177 частных вузов с 173 703 студентами (China Education Daily, 2003a, b).

Рис. 1. Развитие частного высшего образования в Китае (источник: Данные о частных вузах на период 1996, 1997, 1999 и 2000 годов предоставлены из Zha (2001), остальная информация взята из официальных данных статистики по образованию)

Как новый феномен в системе высшего образования, частные вузы в Китае отличаются от государственных следующим:

Учредители. Поставщики частного высшего образования весьма разнообразны. Они включают в себя 1) бывших преподавателей, отставных чиновников, бизнесменов; 2) социальные организации, такие как демократические партии; 3) предприятия, как, например, образовательные группы, играющие наиболее активную роль в учреждении частных вузов; 4) государственные вузы с дочерними колледжами; 5) сотрудничество Китая с различными странами; 6) др.

Создание. В соответствии с Законом о Содействии частного высшего образования, частные аккредитованные вузы, дошкольные учреждения, самостоятельное обучение и т.п. должны быть одобрены образовательными ведомствами на государственном уровне. Профессионально-технические учебные заведения должны быть одобрены департаментами труда и социального обеспечения на государственном уровне. Подготовительный период подачи документов на официальное учреждение частного колледжа длится до трех лет. Документы, которые необходимо представить, включают в себя: финансовый сертификат, устав вуза, дипломы преподавателей и руководителей.

Многие частные вузы были учреждены в последние годы. К примеру, появившиеся вузовские городки в развитых районах, которые представляют собой совокупность частных колледжей и университетов. Некоторые слабые государственные вузы были трансформированы в частные учебные заведения при поддержке государства. Один из путей выживания для таких вузов с недостаточным финансированием и низким уровнем управления — это трансформироваться в частные, которые обладают новыми механизмами и средствами из негосударственных источников. С 1999 года в государственных вузах были созданы дочерние колледжи, что позволяет согласовывать увеличивающийся прием студентов. Эти дочерние колледжи считаются независимыми органами, хотя и находятся под руководством вышестоящих вузов. Доход таких вузов зависит от платы за обучение.

Финансовые источники. В отличие от государственных университетов и вузов, чье финансирование идет от одного источника — правительства или налогоплательщиков, финансовые источники частных вузов — различны, это могут быть: 1) плата за обучение и взносы; 2) спонсорские инвестиции; 3) пожертвования; 4) банковские займы; 5) специальные государственные фонды; 6) иностранные инвестиции; 7) предпринимательский доход; 8) прочее. Вследствие того, что вузы не получают большую финансовую помощь от государства, и в Китае не развита культура пожертвований, большинство частных колледжей и университетов управляют рынком, конкурируя за студентов, которые платят высокую плату за обучение и взносы.

Управление. Частный вуз по закону обладает автономией как юридическое лицо. Правительство утверждает его создание, аккредитует программы и оценивает их качество. Совет попечителей назначает президента, утверждает положения и планы вуза, формирует доход и решает важные вопросы. Президенты в вузе ответственны за обучение и административные вопросы.

Студенты и преподаватели. Хотя преподаватели и студенты в частных вузах обладают тем же правовым статусом, что и в государственных вузах, в действительности это не совсем так. Студентов можно поделить на две группы: 1. Студенты, получившие на вступительных экзаменах в государственный колледж количество баллов ниже проходного. 2. Работающие студенты. Обычно это люди более старшего, чем традиционно для студентов, возраста. Поэтому студенты в частных вузах различаются по возрасту и степени подготовленности. Помимо преподавателей, работающих на полную ставку в частном вузе, также нанимают лекторов из государственных вузов или колледжей. Таким преподавателям платят жалованье, согласно учебным часам, и не предоставляют льготы, такие как пособия, медицинское страхование, пенсии и прочее.

Программы и обучение. Для востребованности будущих выпускников большинство частных колледжей концентрируются на программах, которые отвечают требованиям рынка: бизнес-администрирование, маркетинг, финансы, иностранные языки, вычислительная техника, экономика и пр. Некоторые частные вузы специализируются на профессионально-технических программах, по которым готовят инженеров для местных предприятий. В сравнении с государственными вузами, программы в частных вузах более гибкие и приспособлены к изменениям на рынке труда.

Большинство частных колледжей предлагают двух- трех-годичные программы. К 2002 году 133 частных вуза получили аккредитацию выдавать дипломы выпускникам (MOE, 2003). Почти все частные школы помогают студентам проходить национальные экзамены. В частных вузах существуют специальные программы. Такие вузы принимают выпускников средних школ, которые не прошли по конкурсу в государственные вузы. Благодаря курсам частных вузов, студенты могут сдать государственные и местные экзамены (около 70 % общего числа курсов), а также университетские экзамены (30 % всех курсов), таким образом имея возможность получить сертификат или диплом. Из-за различной степени подготовленности студентов, поступающих в частные вузы, и недостатка факультетов, большинство частных вузов не могут гарантировать высокий уровень обучения.

Несмотря на бурное развитие частного сектора в Китае, частные вузы сталкиваются со сложными задачами и проблемами, которые требуют решения.

Во-первых, некоторые финансовые проблемы ограничивают нормальное развитие частного высшего образования.

1. Большинство частных вузов обладают ограниченными финансовыми средствами, кроме тех, которые щедро спонсируются некоторыми предприятиями. В результате, ряд частных колледжей не имеет собственных кампусов или средств обслуживания.

2. Высокая плата за обучение в определенной степени стала причиной несправедливости в высшем образовании. К примеру, в 2003 году в университете Zhejinag Wanli плата за обучение составляла 17 тысяч юаней, а плата за проживание варьировалась от 1100 до 1200 юаней в год (Wanli Education Group, 2003). В то время как в 2002 году чистый годовой доход на душу населения в городе равнялся 12 970 юаней, в сельской местности он составлял 5 764 юаня (Ningbo, 2003). Можно сделать вывод, что стоимость обучения равнялась почти двойному годовому доходу на душу населения в городе, а это за рамками возможностей городских жителей. Учеба в частном колледже или университете является привилегией семей высшего сословия.

3. В частных вузах не существует программ финансовой помощи студентам. Государственные программы финансовой помощи не распространяются на студентов частных университетов. Вопрос в том, как финансово помочь студентам продолжить образование, все еще является «больным» вопросом частного сектора.

4. В некоторых вузах царит беспорядок, так как не урегулированы вопросы финансового менеджмента, бюджетирования, систем аудита.

5. Многие вузы ориентированы на привлечение большего числа студентов для увеличения прибыли, а не на улучшение качества образования. Поэтому многие частные вузы называют «фабриками по выдачи дипломов». Злоупотребление служебным положением приводит к плохой репутации всего частного сектора.

Во-вторых, нужно усилить руководство в частных вузах. В период учреждения и функционирования вуза он должен взаимодействовать с отделами образования, труда, социального обеспечения и налогообложения. Как скоординировать помощь частному сектору во всей этой бюрократической системе и как построить эффективное сотрудничество между государственными органами и частными вузами — вот вопросы, которые требуют разрешения и урегулирования.

По закону, выбранный президент вуза должен им управлять, но фактически он не имеет на это права. Также необходимо определить участие профессорско-преподавательского состава и студентов в вузовском управлении. В действительности частные вузы управляются и контролируются учредителями, которые не обладают ни опытом в управлении вузами, ни должной компетенцией. Существование такого феномена показывает несостоятельность учреждения.

В итоге, какую роль должно играть правительство в развитии частного высшего образования? Роль правительства включает в себя:

  • Утверждение образования частного вуза. Как говорилось выше, различные государственные подразделения утверждают разные типы частных вузов. Как должно правительство контролировать учреждение частных вузов? В какой степени оно должно вмешиваться в образование и функционирование частного высшего учебного заведения?
  • Благоприятные финансовые политики, такие как специальные поощрительные фонды; аренда или продажа земли; государственные активы; благоприятная политика налогообложения; поощрение пожертвований; ссуды правительственных банков и прочие политики, которые нужно должным образом внедрить.
  • Кем должны производиться оценка качества образования и аккредитация программ и присвоение степеней — правительственными организациями или негосударственными учреждениями, такими как профессиональные ассоциации?

Между государственным контролем и вузовской автономией должен быть баланс.

Литература

3. Lin J. (1999). Social transformation and private education in China. Westport, Connecticut: Praeger Publishers.

6. Wanli Education Group. (2003). Admission regulations. Retrieved May 4, 2003, from http://www.zsw.zjwu.net/zkzc/zkzcnr.asp?txt=29

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *