Казенные учреждения

Понятие казенного учреждения, нормативная правовая база, регламентирующая деятельность казенных учреждений. Виды казенных учреждений

Бюджетное учреждение может создаваться в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Оно осуществляет деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, от выполнения которого оно не вправе отказаться. Финансовое обеспечение выполнения этого задания осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета .

Бюджетное учреждение вправе осуществлять виды деятельности, не являющиеся основными, в случаях, когда это служит достижению целей, ради которых оно создано.

Закон № 83-ФЗ устанавливает, что все государственные и муниципальные учреждения будут делиться на три типа: бюджетные, автономные, казенные .

Казенное учреждение – государственное (муниципальное) бюджетное учреждение, осуществляющее оказание государственных услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы .

Перечень казенных учреждений ограничен. Частью 1 ст. 31 Закона № 83ФЗ предусмотрено создание федеральных казенных учреждений путем изменения типа следующих федеральных государственных учреждений :

— управления объединений, управления соединений и воинские части Вооруженных Сил РФ, военные комиссариаты, органы управления внутренними войсками, органы управления войсками гражданской обороны, соединения и воинские части внутренних войск, а также других войск и воинских формирований;

— учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы, учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, выполняющие специальные функции и функции управления;

— специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;

— учреждения МВД РФ, Главного управления специальных программ Президента РФ, Федеральной миграционной службы, Федеральной таможенной службы, Федеральной службы безопасности РФ, Службы внешней разведки РФ, Федеральной службы охраны РФ, специальные, воинские, территориальные, объектовые подразделения федеральной противопожарной службы МЧС России, аварийно-спасательные формирования федеральных органов исполнительной власти;

— психиатрические больницы (стационары) специализированного типа с

интенсивным наблюдением, лепрозории и противочумные учреждения.

Статус казенного учреждения идентичен существующему, закрепленному в действующем законодательстве Российской Федерации, правовому статусу бюджетного учреждения с дополнительным ограничением в виде зачисления всех полученных учреждением средств от приносящей доход деятельности в соответствующий бюджет.

Таким образом, если на учреждение планируется возложить не только выполнение работ или оказание услуг, но и исполнение государственных (муниципальных) функций, тип такого учреждения должен быть казенным. Состав сфер деятельности казенных и автономных учреждений ограничен, в то время как состав сфер деятельности бюджетных учреждения не является закрытым.

На основании п. 2 ст. 298 Гражданского кодекса Российской Федерации и п. 3 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение может осуществлять приносящую доход деятельность в соответствии со своими учредительными документами .

В соответствии с п. 4 ст. 298 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 3 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ .

Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества (п. 4 ст. 298 Гражданского кодекса Российской Федерации). Казенное учреждение не имеет права предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги. Субсидии и бюджетные кредиты казенному учреждению не предоставляются .

Кроме того, все государственные и муниципальные учреждения обязаны опубликовывать отчеты о своей деятельности и об использовании закрепленного за ним имущества. Казенные учреждения представляют собой одну из форм некоммерческих организаций и обязаны вести бухгалтерский и налоговый учет.

Согласно статье 2 закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», его положения распространяются и на государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов . Кроме того, пунктом 2 статьи 2 Закона № 402-ФЗ установлено, что его положения применяются при ведении бюджетного учета активов и обязательств РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства, а также при составлении бюджетной отчетности .

Нормы в отношении учетной политики содержатся в документах нормативного регулирования учета в РФ. Законодательно юридическим лицам предоставлено достаточно свободы для того, чтобы сформировать такую учетную политику, которая учитывала бы специфику их деятельности и условия хозяйствования, и в то же время давала возможность предоставить заинтересованным пользователям полную, достоверную и полезную информацию о финансовом состоянии казенного учреждения .

Одним из нормативных документов, регулирующим деятельность казенных учреждений является Федеральный Закон № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» . Согласно ст. 15, учредителями казённого учреждения могут выступать исполнительные органы на всех уровнях власти — Правительство РФ, исполнительные органы субъектов РФ и администрация муниципальных образований. На осуществление финансово-хозяйственной деятельности и организацию бухгалтерского учета влияет организационно-правовая форма учреждения. В связи с этим Министерством финансов РФ были приняты нормативные акты, регулирующие деятельность государственного (муниципального) учреждения в зависимости от его типа и отражающие особенности ведения бухгалтерского учета. В частности по казенным учреждениям это Приказ Минфина РФ № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета …» . Основным локальным актом, регламентирующим организацию и ведение бухгалтерского учета в конкретном казенном учреждении, является учетная политика . Учреждение формирует учетную политику исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности и выполняемых им полномочий.

Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы . Бюджетное финансирование – представленное в безвозвратном порядке денежное обеспечение, выделение (ассигнование) денежных средств из государственного (местного) бюджета на расходы, связанные с осуществлением государственных заказов, выполнением государственных программ, содержанием государственных организаций .

Принципы бюджетного финансирования: — целевой характер использования бюджетных ассигнований (нет возможности тратить бюджетные средства на цели, не относящиеся к деятельности учреждения); — бюджетные средства даются по мере выполнения планов, а также учитываются ранее выделенные средства бюджетные средства даются на безвозмездной и безвозвратной основе.

Без бюджетного финансирования такие сферы как наука, культура, образование, здравоохранение не будут развиваться, поэтому оно просто необходимо.

В настоящее время механизм финансового обеспечения государственных учреждений в РФ недостаточно разработан: в действующих нормативно-правовых актах, целевых программах и в целом в финансовой политике имеется ряд нерешенных вопросов. Главное общее правило для всех учреждений – операции с денежными средствами должны осуществляться посредством открытия лицевых счетов в органах Федерального казначейства либо в финансовых органах субъектов РФ или муниципальных образований . Эти органы также определяют условия открытия и порядок ведения лицевых счетов. Таким образом, у бюджетного учреждения может быть несколько лицевых счетов в финансовых органах РФ.

Для казенного учреждения используется счет 1 501 – Лимиты бюджетных обязательств». Аналитические счета 1 501 03 000 – Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств и 1 501 05 000 – Полученные лимиты бюджетных обязательств. Для учета финансирования казенных учреждений предусмотрен счет 1 502 – Принятые бюджетные обязательства.

Его субсчета: 1 502 01 000 – Принятые обязательства;

1 502 02 000 – Принятые денежные обязательства.

То есть до бюджетного учреждения доводятся лимиты бюджетных обязательств, в пределах этих лимитов бюджетное учреждение принимает на себя обязательства, в том числе денежные. Денежные обязательства означают, что казенное учреждение обязуется заплатить за поставки .

В целях обеспечения внедрения государственных заданий по оказанию государственных услуг и их оплаты по реальным результатам, создания стимулов для ориентации государственных (муниципальных) учреждений на запросы потребителей, в том числе за счет введения новых систем оплаты труда, привязанных к реальным результатам работы, вводятся изменения в ст.

69.2 «Государственное (муниципальное) задание» БК РФ .

Цели и задачи реформ

В качестве основной задачи внедрения новшеств заявляли повышение результативности бюджетных расходов. По сути дела, реформированию планировалось подвергнуть всю бюджетную (а в особенности, социальную) сферу. Должны были уйти из обихода привычные бюджетные учреждения, за действия которых и содержание вне зависимости от конечного результата и востребованности у населения ответственность нес учредитель, а их место предназначалось учреждениям новых форм с совершенно другим объемом прав и обязанностей.

В средствах массовой информации периодически появлялись мнения, что такая реформа приведет к коммерциализации бюджетной сферы, однако Министерство финансов, являющееся идеологом и основным разработчиком данного закона, категорически отрицало такую возможность и достаточно активно проводило разъяснительную работу — как на своем сайте, так и на открытом там же форуме.

Чем казенное учреждение отличается от бюджетного или автономного? Для объективного понимания различий между данными инстанциями надо внимательно сравнить основные положения, характеризующие их права и обязанности.

Основные характеристики бюджетных, автономных и казенных учреждений

Внесение изменений в действующее законодательство поставило перед фактом о необходимости выбора новой организационно-правовой формы для подведомственных учреждений всех органов власти. Из их кратких характеристик видно, чем казенное учреждение отличается от бюджетного или автономного:

  • Казенное учреждение – минимальный объем прав, все имущество принадлежит учредителю, содержание строго по утвержденной учредителем смете, полный контроль деятельности, все доходы от платных услуг идут в бюджет.
  • Бюджетное учреждение – больший объем прав, учредитель не несет ответственности за результаты финансовой деятельности (долги), часть имущества в собственности учредителя, часть – учреждения, деньгами от предпринимательской деятельности распоряжается учреждение, функционирует за счет субсидий на содержание имущества и на выполнение установленного задания.
  • Автономное учреждение – обладает наибольшим объемом прав, особенно в части платных услуг. Есть наблюдательный совет, несущий некоторый распорядительно-рекомендательный функционал. В остальных позициях сходно с бюджетным.

Изначально определенные организационно-правовые формы не статичны: может приниматься решение, например, о переводе казенного учреждения в бюджетное, а потом при необходимости обратно.

Финансовое обеспечение учреждений

Если все учреждения до реформы являлись участниками бюджетного процесса, то новый закон в их качестве оставил только казенные учреждения, к которым по своей сути были отнесены и органы власти всех уровней. Отличия казенных, бюджетных и автономных учреждений ярче всего проявились именно в схеме финансирования их деятельности.

  1. Для казенного учреждения учредитель (главный распорядитель бюджетных средств) доводит лимиты бюджетных обязательств, на основании которых составляется и утверждается учредителем бюджетная смета. Смета передается в казначейство, и все расходование средств осуществляется исключительно в ее пределах в разрезе утвержденных статей. Если возникает необходимость в перераспределении сметы, то это делается только с согласия учредителя и ограниченное количество раз в квартал. Но! В случае возникновения у учреждения какой-либо кредиторской задолженности (что в рамках общего контроля и при тенденции ужесточения наказаний за нарушения бюджетного законодательство маловероятно), субсидиарную ответственность несет учредитель.
  2. Для бюджетной организации учредитель (главный распорядитель бюджетных средств) утверждает перечень услуг, устанавливает финансовые нормативы на их выполнение и доводит задание на услуги в натуральных единицах. Исходя из доведенного задания и нормативов рассчитывается объем денежной субсидии на его выполнение. Деньги должны перечисляться на счет учреждения ежемесячно. Если по каким-то причинам задание не выполнено, то объем субсидии уменьшается без учета того, есть у учреждения нужда в средствах или нет. В случае перевыполнения без согласия учредителя излишне выполненные объемы задания могут быть не оплачены. По своим обязательствам учреждение несет обязанность само. Полученные средства используются в соответствии с составленным и утвержденным планом финансово-хозяйственной деятельности. Перераспределением средств внутри плана занимается само учреждение.
  3. Для автономного учреждения действует тот же принцип, что и для бюджетного, но оно гораздо свободнее в плане закупок.

«Инвентаризация» учреждений государственного сектора

По данным 2010 г. в субъектах РФ существует 278 тысяч государственных и муниципальных учреждений. Это огромная сеть, которая подлежит «инвентаризации» с целью определения эффективности деятельности входящих в нее учреждений и дальнейшей оптимизации (модернизации).

В соответствии с положениями ст. 9.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ) функции и полномочия учредителя в отношении государственного учреждения, созданного Российской Федерацией или субъектом РФ, муниципального учреждения, созданного муниципальным образованием, в случае, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ, осуществляются соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или местного самоуправления (далее — орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя).

На федеральном уровне действует Порядок создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений @ и внесения в них изменений, установленный постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 № 539 (далее — постановление Правительства РФ № 539), в котором полномочиями по принятию соответствующего решения об изменении типа учреждения обладает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, т. е. субъект бюджетного планирования.

ПРИМИТЕ К СВЕДЕНИЮ

Критерии при выборе учреждения

Рассмотрим, каким образом определяет типы учреждений законодательство РФ.

Казенное учреждение — государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления.

Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы (ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — БК РФ)).

Бюджетное учреждение — некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (ст. 9.2. Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ).

Автономное учреждение — некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»).

ГЛАВНОЕ

Для установления типа учреждений необходимо:

1 определить основные категории учреждений по каждой отрасли (например, в образовании: школы, детские сады, детские клубы, коррекционные школы, интернаты и пр.);

2 определить, какие государственные (муниципальные) услуги они оказывают;

3 определить оптимальный тип учреждений для каждой категории (группы) — автономные, бюджетные, казенные;

4 провести анализ учреждений по категориям (группам) и выявить те, к которым должен быть применен индивидуальный подход при определении типа учреждения;

5 определить перечень учреждений подлежащих переводу в автономные, бюджетные и казенные;

6 разработать программу оптимизации сети учреждений по отраслям и начать ее реализацию с обязательным определением пилотных учреждений на уровне субъекта РФ и муниципалитета.

Таким образом, единственным типом государственного (муниципального) учреждения, имеющим право выполнять государственные функции, является казенное учреждение.

Данное утверждение имеет опосредованное подтверждение в п. 11 ст. 161 БК РФ, согласно которому правовое положение казенных учреждений распространяется на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами.

Согласно постановлению Правительства РФ № 539, в случае если изменение типа федерального учреждения приведет к невозможности осуществления им государственных функций, учредитель представляет федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, пояснительную записку, содержащую информацию о федеральном учреждении, которому указанные государственные функции будут переданы.

Первым критерием при выборе типа учреждения является возможность выполнения им государственных (муниципальных) функций.

Следующим критерием является сфера деятельности, в которой создается учреждение.

Для автономного учреждения сфера деятельности ограничена — наука, образование, здравоохранение, культура, социальная защита, занятость населения, физическая культура и спорт, а также иные сферы в случаях, установленных федеральными законами. Например, Федеральный закон от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» устанавливает возможность создания в форме автономных учреждений федеральных университетов, а Градостроительный кодекс РФ -автономных учреждений по проведению государственной экспертизы проектов документов территориального планирования.

Все автономные учреждения, созданные вне указанных сфер деятельности (в т. ч. путем изменения типа) подлежат реорганизации или ликвидации в течение одного года со дня официального опубликования Закона № 83-ФЗ (ч. 14 ст. 31 Закона № 83-Ф3).

Согласно ч. 1 ст. 31 Закона № 83-ФЗ к статусу казенных отнесены:

1 управления объединений, соединений и воинские части Вооруженных Сил России, военные комиссариаты, органы управления внутренними войсками, войсками гражданской обороны, соединения и воинские части внутренних войск, а также других войск и воинских формирований;

2 учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы, учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, выполняющие специальные функции и функции управления;

3 специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;

4 учреждения МВД России, Главного управления специальных программ Президента РФ, ФМС России, Федеральной таможенной службы, ФСБ России, Службы внешней разведки России, Федеральной службы охраны Российской Федерации, специальные, воинские, территориальные, объектовые подразделения федеральной противопожарной службы МЧС России, аварийно-спасательные формирования федеральных органов исполнительной власти;

5 психиатрические больницы (стационары) специализированного типа с интенсивным наблюдением, лепрозории и противочумные учреждения.

Для бюджетного учреждения сфера деятельности не ограничена, хотя отмечены приоритетные направления, в которых они создаются — наука, образование, здравоохранение, культура, социальная защита, занятость населения, физическая культура и спорт.

Для казенного учреждения сфера деятельности не ограничена.

К казенным должны быть отнесены учреждения, которые действуют в интересах общества, выполняя специфические услуги, которые не могут быть оказаны кем-либо кроме публичного правового образования.

Еще одним критерием отнесения государственного (муниципального) учреждения к типу казенного является осуществление им приносящей доход деятельности.

Согласно п. 4 ст. 298 Гражданского кодекса РФ казенное учреждение может осуществлять приносящую доход деятельность в соответствии со своими учредительными документами. При этом доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации, и являются доходом соответствующего бюджета (п. 5 ст. 41 БК РФ).

Если учреждение осуществляет платные услуги в большом объеме, то при переходе в статус казенного, высока вероятность, что оно потеряет заинтересованность в их оказании.

У казенного учреждения не будет раздела на лицевом счете получателя бюджетных средств, открытом к балансовым счетам №№ 40503, 40603, 40703.

Для справки

При создании казенных учреждений в силу ст. 31 Закона 83-ФЗ:

  • не производится переназначение руководителя и иных работников учреждения;
  • имущество не перезакрепляется (т. е. признается закрепленным на праве оперативного управления без принятия дополнительного решения);
  • лицензии, свидетельства об аккредитации, иные разрешительные документы, выданные учреждению, продолжают действовать;
  • не производится перерегистрация – только вносятся изменения в устав.

Единственным исключением из общего правила будут являться учреждения системы исполнения наказаний. В соответствии с п. 10 ст. 241 БК РФ доходы, полученные от приносящей доход деятельности федеральными казенными учреждениями, исполняющими наказания в виде лишения свободы, в результате осуществления ими собственной производственной деятельности в целях исполнения требований уголовно-исполнительного законодательства РФ об обязательном привлечении осужденных к труду, в полном объеме зачисляются в федеральный бюджет.

Указанные доходы отражаются на лицевых счетах получателей бюджетных средств, открытых данным учреждениям в территориальных органах Федерального казначейства, и направляются на финансовое обеспечение осуществления функций учреждений сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете, в порядке, установленном Минфином России.

Порядок использования средств, полученных с применением труда осужденных, установлен приказом Минфина России от 21.07.2010 № 73н.

К размышлению

Учреждения, которые можно отнести к казенным:

  • образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;
  • специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа;
  • оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении

В соответствии с поручением Правительственной комиссии по проведению административной реформы разрабатываются комплексные отраслевые методические рекомендации для субъектов РФ и муниципальных образований, в т. ч. в части рекомендаций по отнесению учреждений к тому или иному типу в зависимости от отраслевой специфики.

Например, с учетом выраженной социальной направленности деятельности, обусловленной особенностями контингента обучающихся, воспитанников (дети-сироты и оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья, с отклонениями в поведении, оказавшиеся в экстремальных условиях, жертвы насилия, а также дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях, проживающие в малоимущих семьях и т. п.), в случае отсутствия у образовательного учреждения достаточного экономического (включая приносящую доход деятельность и другие дополнительные (внебюджетные) источники финансового обеспечения, в т. ч. добровольные пожертвования) и управленческого потенциала, целесообразно отнести к типу казенного учреждения.

По сути, статус казенных учреждений будет идентичен существующему, закрепленному в действующем законодательстве РФ правовому статусу бюджетного учреждения, с дополнительным ограничением в виде зачисления всех полученных учреждением средств от приносящей доход деятельности в соответствующий бюджет.

При этом согласно Методическим рекомендациям по определению критериев изменения типа государственных учреждений субъектов РФ и муниципальных учреждений с учетом сферы их деятельности, утвержденных распоряжением Правительства РФ от 07.09.2010 № 1505-р, данные образовательные учреждения могут быть отнесены и к бюджетным.

Важные моменты при переходе в статус казенных учреждений

При переходе учреждения в статус казенного с учетом требований установленных Законом № 83-ФЗ целесообразно обратить внимание на следующее.

4 пункта, которые должны быть в учредительных документах:

1 общие сведения об учреждении (наименование, тип, местонахождение, наименование органа осуществляющего функции и полномочия учредителя и собственника имущества);

2 исчерпывающий перечень видов деятельности;

3 положения об открытии лицевых счетов;

4 указание на субсидиарную ответственность публичного правового образования по обязательствам казенного учреждения.

Необходимо определить срок (не позднее 1 января 2012 г.), после которого доходы от оказания казенными учреждениями приносящей доход деятельности начинают зачисляться в доход соответствующего бюджета (п. 2 ч. 16 ст. 33 Закона № 83-ФЗ). Для федеральных казенных учреждений это 1 января 2012 г. (ч. 7 ст. 33 Закона № 83-ФЗ). Для казенных учреждений субъектов РФ дата должна быть установлена законом субъекта РФ, а для муниципальных учреждений — нормативными правовыми актами уполномоченного органа местного самоуправления (п. 4 ч. 16 ст. 33 Закона № 83-ФЗ).

В соответствие с положениями приказа Минфина России от 30.07.2010 № 84н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 20 ноября 2007 г. № 112н» необходимо привести в соответствие с нормами названного приказа порядок составления, утверждения и ведения бюджетной сметы казенного учреждения.

На основании приказа Минфина России от 30.09.2010 № 114н «Об определении общих требований к составлению и утверждению отчета о результатах деятельности государственного (муниципального) учреждения и об использовании закрепленного за ними государственного (муниципального) имущества» следует разработать порядок составления и утверждения соответствующего отчета.

До 1 июня 2011 г. всем федеральным, и до 1 декабря 2011 г. — региональным и муниципальным учреждениям необходимо привести в соответствие с изменившимся правовым положением свои учредительные документы.

В целях изменения учредительных документов федеральным государственным учреждениям следует руководствоваться положениями постановления Правительства РФ № 539. А региональным и муниципальным — аналогичными нормативными правовыми документами, разработанными на соответствующем уровне.

Право учреждений на распоряжение имуществом

Бюджетные и казенные учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются им в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются им с согласия собственника этого имущества (п. 9 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ <2>, ст. 296 ГК РФ <3>).

<2> Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Здесь и далее нормы указанного Закона приведены в редакции Закона N 83-ФЗ. В соответствии с данным Законом с 01.01.2011 будет осуществляться регулирование правового положения бюджетных учреждений нового типа.
<3> Здесь и далее нормы ГК РФ приведены в редакции Закона N 83-ФЗ.

Бюджетное учреждение без согласия собственника может сдать в аренду только движимое имущество, не относящееся к особо ценному <4>. Остальным имуществом (особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных ему собственником, недвижимым имуществом) бюджетное учреждение самостоятельно распоряжаться не вправе. То есть для того, чтобы сдать недвижимое имущество и особо ценное движимое имущество, бюджетное учреждение должно получить согласие собственника (п. 3 ст. 298 ГК РФ).

<4> Перечни особо ценного имущества определяются соответствующим органом, выполняющим функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения (п. 12 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ). Порядок отнесения имущества к категории особо ценного движимого имущества установлен Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 N 538.

Казенному учреждению потребуется согласие собственника на сдачу в аренду любого имущества (п. 4 ст. 298 ГК РФ).

Для справки. Учреждение (бюджетное, казенное) может быть создано Российской Федерацией, субъектом РФ, муниципальным образованием. Соответственно собственником его имущества являются Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование (п. 2 ст. 120 ГК РФ).

Указание в уставе учреждения вида деятельности

Устав бюджетного или казенного учреждения наряду с указанием наименования учреждения, его типа (соответственно бюджетное учреждение или казенное учреждение) и сведений о собственнике имущества должен также содержать исчерпывающий перечень видов деятельности, которые такое учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано (п. 3 ст. 14 Закона N 7-ФЗ).

Должен ли быть указан в уставе учреждения (бюджетного, казенного) вид деятельности «сдача имущества в аренду»? Бюджетное учреждение создается в целях реализации полномочий государственных органов (органов местного самоуправления) в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (п. 1 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ). В связи с тем, что собственником имущества бюджетного учреждения является Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование, вид деятельности в части реализации полномочий указанных органов «сдача имущества в аренду» звучит не совсем корректно. С другой стороны, кто же, как не само учреждение, должен исполнять указанный вид деятельности, если имущество по каким-либо причинам оказалось не задействовано в его основной деятельности.

Использование бюджетных средств на содержание помещений, не используемых при выполнении государственного задания, нельзя назвать эффективным. Да и законодательство РФ не запрещает бюджетным учреждениям сдавать в аренду имущество. Так, в ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ рассматриваются условия финансового обеспечения содержания имущества, переданного бюджетным учреждением в аренду, а в ст. 33 Закона N 83-ФЗ речь идет о порядке использования доходов от сдачи в аренду имущества бюджетными учреждениями в переходный период.

Что касается положений в части сдачи в аренду имущества казенными учреждениями, то они содержатся в Бюджетном кодексе и Законе N 83-ФЗ.

Кроме того, законодательство не запрещает бюджетному учреждению осуществлять иные виды деятельности, не относящиеся к основным, при условии указания такого вида деятельности в учредительных документах (п. 4 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ).

Таким образом, по мнению автора, в уставе бюджетного или казенного учреждения, сдающего в аренду имущество, должен быть указан данный вид деятельности.

Сдача имущества в аренду казенными учреждениями

Общие нормы бюджетного и налогового законодательства. Правовые основы деятельности казенных учреждений регулирует Бюджетный кодекс. К доходам бюджетов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, относятся доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных (абз. 2 ст. 42 БК РФ в редакции Закона N 83-ФЗ). В свою очередь, доходы от использования государственного и муниципального имущества (за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных) при составлении, утверждении, исполнении бюджета и составлении отчетности о его исполнении включаются в состав доходов бюджета как неналоговые доходы (ст. 41 БК РФ в редакции Закона N 83-ФЗ).

В 2010 г. доходы бюджетного учреждения от сдачи в аренду государственного и муниципального имущества учитывались в составе доходов бюджетов после уплаты налогов и сборов, установленных законодательством о налогах и сборах. Бюджетный кодекс в новой редакции (действующей с 01.01.2011) не содержит указанного правила в отношении доходов от сдачи в аренду государственного и муниципального имущества казенными учреждениями.

Таким образом, доходы от использования государственного и муниципального имущества казенных учреждений должны в полном объеме поступать в соответствующий бюджет. Казенное учреждение не имеет права использовать указанные доходы в качестве источника дополнительного бюджетного финансирования, как это установлено для существующих на сегодняшний день бюджетных учреждений в п. 11 ст. 5 Закона N 63-ФЗ <5>, который утратит силу с 01.01.2011. Также будет отменен п. 10 ст. 5 Закона N 63-ФЗ, в котором говорится о скором принятии закона о внебюджетной деятельности бюджетных учреждений, ведь и так ясно, что функцию указанного Закона выполнил Закон N 83-ФЗ.

<5> Федеральный закон от 26.04.2007 N 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации».

Примечательно и то, что с принятием Закона N 83-ФЗ налоговое законодательство согласуется с бюджетным в части уплаты налога на прибыль с доходов от аренды, полученных казенными учреждениями. Мы помним, что в 2010 г. данный вопрос применительно к бюджетным учреждениям, несмотря на ряд выпущенных Минфином писем, так пока и не решен. Сейчас бюджетники признают всю сумму полученного от аренды дохода прибылью и платят налог без учета произведенных расходов. Ниже мы рассмотрим вопрос уплаты налога на прибыль с доходов от аренды бюджетными учреждениями нового типа, а пока вернемся к казенным учреждениям.

Закон N 83-ФЗ дополнил п. 1 ст. 251 НК РФ пп. 33.1, в соответствии с которым при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде средств, полученных от оказания казенными учреждениями государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций. При этом расходы казенных учреждений в связи с исполнением государственных (муниципальных) функций, в том числе с оказанием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ), относятся к расходам, не учитываемым в целях исчисления налога на прибыль (п. 48.1 ст. 270 НК РФ).

Что относится к государственным (муниципальным) услугам? Можно ли включить в них сдачу государственного (муниципального) имущества казенными учреждениями? Это не праздные вопросы, поскольку ими зададутся налоговые органы при первой же проверке казенного учреждения. Институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в Налоговом кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства. Так сказано в ст. 11 НК РФ. Это значит, что за определением государственных (муниципальных) услуг следует обращаться к бюджетному законодательству. В соответствии со ст. 6 БК РФ государственные (муниципальные) услуги (работы) — это услуги (работы), оказываемые (выполняемые) органами государственной власти (органами местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями, а в случаях, установленных законодательством РФ, иными юридическими лицами. Отсюда следует, что все работы, услуги, выполняемые казенными учреждениями, относятся к государственным работам, услугам, то есть сдача государственного и муниципального имущества в аренду казенными учреждениями не подлежит обложению налогом на прибыль организаций.

Положительно для казенных учреждений решен вопрос и в отношении уплаты НДС с доходов от аренды. Законом N 83-ФЗ внесена поправка в п. 3 ст. 161 НК РФ, который в 2010 г. обязывает при аренде федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества налогового агента — арендатора исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС. Это положение распространяется на случаи предоставления в аренду имущества органами государственной власти и управления, а также органами местного самоуправления. Закон N 83-ФЗ распространил действие новой редакции п. 3 ст. 161 НК РФ на случаи сдачи в аренду федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества казенными учреждениями. Таким образом, НДС с доходов от аренды имущества казенных учреждений уплачивает в бюджет налоговый агент — арендатор.

Итак, мы рассмотрели общие положения бюджетного законодательства в отношении доходов от сдачи в аренду имущества казенными учреждениями. Они начнут применяться с 1 июля 2012 г. До этой даты Законом N 83-ФЗ установлен переходный период.

Нормы бюджетного и налогового законодательства, действующие в переходный период. В переходный период доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление федеральным казенным учреждениям культуры и искусства, здравоохранения, науки, образования, а также архивным учреждениям, являются источником дополнительного финансового обеспечения содержания и развития их материально-технической базы. Дополнительное финансирование выделяется сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных ведомственной структурой расходов федерального бюджета. За счет указанного источника уплачиваются налоги с доходов от аренды (пп. 3 п. 19 ст. 33 Закона N 83-ФЗ).

Обратите внимание! Согласно проекту федерального закона о федеральном бюджете на 2011 и на плановый период 2012 и 2013 гг. (опубликован на официальном сайте Минфина) остатки средств федерального бюджета по состоянию на 1 января 2011 г. на счетах Федерального казначейства, образовавшиеся в связи с неиспользованием доходов, полученных от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление казенным учреждениям культуры и искусства, здравоохранения, науки, образовательным и архивным учреждениям, также являются источником дополнительного бюджетного финансирования.

В переходный период порядок и направления использования казенными учреждениями субъектов РФ (муниципальными казенными учреждениями) доходов от сдачи в аренду имущества устанавливаются законом субъекта РФ (нормативным правовым актом уполномоченного органа местного самоуправления). Указанные законы должны быть приняты до 1 декабря 2010 г. (п. 16 ст. 33 Закона N 83-ФЗ). Как показывает практика, законы местного уровня повторяют правила федерального законодательства. Поэтому можно сказать, что в переходный период государственные и муниципальные казенные учреждения будут получать в качестве источника дополнительного бюджетного финансирования сумму арендной платы за сданное в аренду имущество. При этом согласно нормам Закона N 83-ФЗ указанный источник используется в том числе и на уплату налога на прибыль с доходов, полученных от сдачи имущества в аренду.

Однако давайте зададимся вопросом: должны ли казенные учреждения платить налог на прибыль с доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности и переданного им в оперативное управление, в случае, если такие доходы являются источником дополнительного бюджетного финансирования?

Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к нормам Налогового кодекса. Как было указано выше, в соответствии с новым пп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ не подлежат налогообложению доходы от оказания казенными учреждениями государственных (муниципальных) услуг, выполнения работ, к которым, как мы выяснили, относится сдача в аренду имущества казенными учреждениями. При этом из норм Налогового кодекса не ясно, будут они являться доходами бюджетов или источником дополнительного бюджетного финансирования.

Дословно пп. 3 п. 19 ст. 33 Закона N 83-ФЗ звучит так: в переходный период <…> на суммы поступивших в федеральный бюджет доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление федеральным казенным или являющимся получателями бюджетных средств бюджетным учреждениям культуры и искусства, здравоохранения, науки, образования, а также архивным учреждениям, на лицевых счетах указанных учреждений, открытых в органах Федерального казначейства, отражается источник дополнительного финансового обеспечения содержания и развития их материально-технической базы, включая расходы на уплату налогов с доходов от аренды, сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных ведомственной структурой расходов федерального бюджета.

Итак, мы видим, что Закон N 83-ФЗ содержит общую норму налогообложения доходов от сдачи имущества в аренду казенными учреждениями. В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, в их числе: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога.

Закон N 83-ФЗ не устанавливает элементы налогообложения. Между тем Налоговый кодекс гласит, что каждое лицо должно уплачивать налоги и сборы, установленные законом (п. 1 ст. 3 НК РФ).

На памяти у бюджетников Постановление Конституционного Суда РФ от 22.06.2009 N 10-П «По делу о проверке конституционности пункта 4 части второй статьи 250, статьи 321.1 Налогового кодекса Российской Федерации и абзаца второго пункта 3 статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева и Московского авиационного института (государственного технического университета)», в котором было отмечено, что существующий в то время порядок уплаты налога на прибыль с доходов от аренды бюджетными учреждениями не соответствовал Конституции РФ. По мнению автора, коллизия, которая существовала тогда в отношении уплаты налога на прибыль с доходов от аренды бюджетными учреждениями, теперь нашла свое место в отношении уплаты налога на прибыль с доходов от аренды казенными учреждениями в переходный период.

Сдача бюджетными учреждениями имущества в аренду

Общие нормы законодательства РФ. С 1 января 2011 г. базовым нормативным документом для бюджетных учреждений становится Закон N 7-ФЗ. Бюджетный кодекс с указанной даты не содержит особенностей правового положения бюджетных учреждений. В общих положениях о расходах бюджетов установлен способ возмещения нормативных затрат, связанных с оказанием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) в соответствии с государственным (муниципальным) заданием (п. 1 ст. 78.1 БК РФ). Именно способ возмещения таких затрат (субсидии) и заложен в основу совершенствования правового положения бюджетных учреждений. Коротко алгоритм совершенствования при сдаче бюджетным учреждением имущества в аренду представлен в ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ:

  • бюджетному учреждению устанавливается государственное (муниципальное) задание в соответствии с предусмотренными его учредительными документами видами деятельности (которое формирует и утверждает учредитель);
  • финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета;
  • Закон N 7-ФЗ не запрещает осуществлять виды деятельности, не относящиеся к основным (таким видом деятельности в нашем случае является сдача имущества в аренду);
  • в случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем или приобретенного им за счет средств, выделенных учредителем, финансовое обеспечение его содержания учредителем не осуществляется.

Таким образом, бюджетное учреждение будет вынуждено направлять часть доходов от сдачи имущества в аренду на его содержание. Отсюда напрашивается вывод, что сдача в аренду имущества является для этого учреждения приносящей доход деятельностью. В соответствии с Налоговым кодексом коммерческая деятельность бюджетных учреждений подлежит обложению налогом на прибыль на общих основаниях. Статья 321.1 НК РФ, определяющая на сегодняшний день особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями, утрачивает силу с 1 января 2011 г. (п. 5 ст. 16 Закона N 83-ФЗ).

Минфин России в Письме от 23.08.2010 N 03-07-11/360 отмечает, что доходы от сдачи в аренду имущества, переданного в оперативное управление бюджетным учреждениям, облагаются НДС. При этом, как считает Минфин, исчисление и уплата НДС в бюджет должны осуществляться бюджетными учреждениями — арендодателями. В указанном Письме Минфин России выражает мнение, что порядок уплаты НДС, установленный п. 3 ст. 161 НК РФ, применяется только в случае предоставления в аренду имущества органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления.

Напомним, что согласно старой редакции п. 3 ст. 161 НК РФ (то есть до вступления в силу положений Закона N 83-ФЗ) при реализации услуг аренды федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления арендаторы обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС. До сих пор считалось, что если имущество сдается в аренду с согласия собственника (в этом случае заключается трехсторонний договор: органы государственной власти, бюджетное учреждение — балансодержатель, арендатор), то такая операция относится к реализации услуг по предоставлению в аренду имущества соответствующими органами государственной (муниципальной) власти, а значит, платить НДС должен налоговый агент — арендатор. В случае заключения двухстороннего договора, сторонами которого являются бюджетное учреждение и арендатор, плательщиком НДС является бюджетное учреждение. Так, в Письме УФНС России по г. Москве от 19.08.2008 N 28-08/077948 отмечалось, что при аренде федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества арендатор признается налоговым агентом в случае, если услуга по предоставлению такого имущества в аренду оказана органом государственной власти и управления или органом местного самоуправления, то есть арендодателем выступают орган государственной власти и управления (или орган местного самоуправления) и балансодержатель данного имущества, не являющийся органом государственной власти и управления или органом местного самоуправления.

Теперь Минфин России в Письме N 03-07-11/360 рассматривает бюджетное учреждение просто как арендодателя, а не как балансодержателя сданного в аренду имущества. Такой подход становится разумным в свете поправок, внесенных в п. 3 ст. 161 НК РФ Законом N 83-ФЗ.

Таким образом, начиная с 2011 г. при оказании бюджетными учреждениями услуг по предоставлению в аренду имущества, переданного им в оперативное управление, исчисление и уплату в бюджет НДС должны осуществлять указанные учреждения — арендодатели имущества.

Для справки. Новой редакцией п. 3 ст. 161 НК РФ с 01.01.2011 в один ряд с органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления поставлены казенные учреждения, чего не было сделано в 2010 г. в отношении ныне существующих бюджетных учреждений.

Нормы законодательства в переходный период. В переходный период доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности и переданного в оперативное управление бюджетным учреждениям, могут быть для них как источником дополнительного бюджетного финансирования, так и средствами от приносящей доход деятельности. Все зависит от того, будет ли бюджетное учреждение в переходный период являться получателем бюджетных средств.

В соответствии с пп. 1 п. 19 ст. 33 Закона N 83-ФЗ в переходный период бюджетные учреждения выступают получателями бюджетных средств и получают бюджетное финансирование на осуществление своей деятельности на основании бюджетной сметы. Однако из этого правила есть исключение: федеральным органом исполнительной власти — главным распорядителем средств федерального бюджета может быть принято решение о предоставлении бюджетному учреждению субсидий из федерального бюджета в соответствии с п. 1 ст. 78.1 БК РФ. В этом случае бюджетное учреждение не является получателем бюджетных средств и функционирует на правах некоммерческой организации, уплачивая налоги в части доходов от сдачи имущества в аренду по общим правилам налогового законодательства.

В случае если федеральное бюджетное учреждение в переходный период является получателем бюджетных средств, оно может использовать доходы от сдачи в аренду имущества как источник дополнительного финансового обеспечения содержания и развития своей материально-технической базы, включая расходы на уплату налогов с доходов от аренды (пп. 3 п. 19 ст. 33 Закона N 83-ФЗ).

Бюджетные учреждения субъектов РФ и муниципальные бюджетные учреждения используют доходы от сдачи в аренду имущества в соответствии с порядком, установленным соответственно законом субъекта РФ, нормативно-правовым актом местного самоуправления (п. 16 ст. 33 Закона N 83-ФЗ).

Таким образом, порядок и направления использования доходов от сдачи в аренду имущества бюджетными учреждениями — получателями бюджетных средств в переходный период не должны отличаться от порядка, действующего в 2010 г.

Л.Салина

Эксперт журнала

«Бюджетные учреждения здравоохранения:

бухгалтерский учет и налогообложение»

Раздел III. Имущество Казённого учреждения

Раздел III
Имущество Казённого учреждения

19. Имущество Казённого учреждения принадлежит ему на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Казённое учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несёт собственник его имущества.

Казённое учреждение имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, лицевой счёт в департаменте финансов администрации муниципального образования город Краснодар по бюджетным средствам, печать со своим полным наименованием (в случаях, предусмотренных законодательством, — печать с изображением Государственного герба Российской Федерации).

Казённое учреждение имеет (не имеет):

филиалы

(полное наименование, индекс и почтовый адрес)

представительства

.

(полное наименование, индекс и почтовый адрес)

20. Право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за Казённым учреждением, возникает у Казённого учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

Казённое учреждение обеспечивает осуществление государственной регистрации права оперативного управления на недвижимое имущество и сделок с ним в случаях и порядке, предусмотренных законом.

21. Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении Казённого учреждения, а также имущество, приобретённое Казённым учреждением по договору или иным основаниям, поступают в оперативное управление Казённого учреждения в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.

22. Право оперативного управления имуществом прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у Казённого учреждения по решению собственника.

23. Казённое учреждение в отношении имущества, находящегося у него на праве оперативного управления, обеспечивает его бухгалтерский учёт, инвентаризацию, сохранность и несёт бремя расходов на его содержание.

24. Казённое учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества.

25. Казённое учреждение владеет, пользуется имуществом, принадлежащим ему на праве оперативного управления, в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

26. Казённое учреждение не вправе выступать учредителем (участником) юридических лиц.

27. Земельный участок, необходимый для выполнения Казённым учреждением своих уставных задач, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования в соответствии с действующим законодательством.

28. Права Казённого учреждения на объекты интеллектуальной собственности регулируются законодательством Российской Федерации.

29. Контроль за использованием по назначению и сохранностью имущества, закреплённого за Казённым учреждением на праве оперативного управления, осуществляет департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар и орган администрации муниципального образования город Краснодар, в ведении которого находится Казённое учреждение, в соответствии с действующим законодательством.

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *