Кассовая дисциплина

Содержание

Накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов

12345678910111213141516Следующая ⇒

Осуществление расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров

Расчеты наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами, а также между юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, или между индивидуальными предпринимателями, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, в рамках одного договора, заключенного между указанными лицами, могут производиться в размере, не превышающем 100 000 руб. Такой лимит установлен указанием ЦБ России от 20.06.07 № 1843-У «О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя».

Следует отметить, что лимит наличных расчетов нужно соблюдать по совокупности расчетов в рамках одного договора.

Неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности

Под неоприходованием (неполным оприходованием) в кассу денежной наличности понимают несоблюдение организацией (индивидуальным предпринимателем) совокупности действий, совершаемых при оформлении денежной наличности, в том числе отражения всех операций по приходу и расходу денежной наличности в кассовой книге предприятия.

По мнению судов, неотражение выручки в кассовой книге в день поступления свидетельствует о ее неоприходовании (Постановления ФАС Дальневосточного округа от 18.01.2010 № Ф03-8062/2009 и Восточно-Сибирского округа от 10.11.2009 № А33-441/2009).

При осуществлении расчетов с применением контрольно – кассовой техники, несоответствие показаний ККТ и кассовой книги организации суды признают одним из доказательств неоприходования наличности (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 26.08.2010 № А13-1936/2010 и Волго-Вятского округа от 23.08.2010 № А79-1256/2010).

Несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств

В соответствии с п. 1.4. Положения № 373-П организации и индивидуальные предприниматели обязаны хранить на банковских счетах в банках свободные денежные средства. Свободные денежные средства — это наличные деньги сверх установленного лимита остатка наличных денег.

Накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов

В соответствии с п. 1.2 и п.

Штраф за превышение лимита расчета наличными в 2018 году

1.3 Положения № 373-П теперь лимит остатка кассы организации, а также их обособленные подразделения (филиалы, представительства) и индивидуальные предприниматели устанавливают сами без согласования с банком на основании внутренних документов. Срок на установление лимита также выбирается самостоятельно.

Следует отметить, что в случае необходимости (например, при росте выручки) лимит наличности в кассе можно изменять любое количество раз (Письмо Банка России от 15 февраля 2012 г. № 36-3/25).

Накопление организацией (индивидуальным предпринимателем) наличных денег в кассе сверх установленного лимита допускается в дни выплат заработной платы, стипендий, выплат, включенных в соответствии с методологией, принятой для заполнения форм федерального государственного статистического наблюдения, в фонд заработной платы, а также выплат социального характера (другие выплаты), включая день получения наличных денег с банковского счета на указанные выплаты, а также в выходные, нерабочие праздничные дни в случае ведения в эти дни кассовых операций (п. 1.4 Положения № 373-П).

Подробный перечень выплат формирующих фонд заработной платы установлен Приказом Росстата от 24.10.2011 № 435. Выплаты (в т.ч. компенсационные выплаты, единовременные поощрительные выплаты, премии, вознаграждения членам совета директоров и др.), формирующие фонд оплаты труда приведены в п.п. 85 – 88 вышеуказанного документа. Выплаты социального характера перечислены в п. 90. Кроме этих выплат, есть социальные выплаты, которые не включаются в фонд оплаты труда, но при этом учитываются при расчете сверхлимитных денежных средств, которые можно накапливать в кассе в дни выплат работникам. Перечень таких социальных выплат приведен в п. 91 приказа № 435. Например, это пособия за счет государственных внебюджетных фондов; суммы пособий по временной нетрудоспособности, которые выплачиваются за счет средств работодателя (за первые 3 дня нетрудоспособности); дивиденды; компенсация за использование личного имущества в производственных целях; и т.д.

12345678910111213141516Следующая ⇒

Дата добавления: 2016-03-27; просмотров: 401 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:


Поиск на сайте:


Главная — Новости

Кассовая дисциплина для ИП

Комментарий к Письму ФНС России от 14 июня 2011 г. N АС-4-2/9386

Могут ли налоговики привлечь индивидуального предпринимателя к административной ответственности за несоблюдение Порядка ведения кассовых операций?

Согласно ст. 15.1 КоАП к числу административных нарушений, за которые Кодексом предусмотрена определенная ответственность, причисляется в том числе несоблюдение порядка работы с денежной наличностью и Порядка ведения кассовых операций.

ВОПРОСЫ и ОТВЕТЫ по Учету КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ и кассовой ДИСЦИПЛИНЕ

В частности, таковое влечет наложение штрафа на должностных лиц, к которым в данном случае приравниваются индивидуальные предприниматели, в размере от 4 до 5 тыс. руб. (ст. 2.4 КоАП).
По сути, под нарушением при этом подразумевается несоблюдение требований следующих нормативно-правовых документов:
— Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного Решением Совета директоров Центрального банка РФ от 22 сентября 1993 г. N 40 (далее — Порядок);
— Положения о правилах организации наличного денежного обращения, утвержденного Решением Совета директоров Центрального банка РФ от 19 декабря 1997 г., протокол N 47 (далее — Положение);
— Указания ЦБ РФ от 20 июня 2007 г. N 1843-У, устанавливающего предельный размер расчетов наличными между хозяйствующими субъектами.
Вместе данные НПА и регулируют так называемую кассовую дисциплину. Однако только последний из них прямо предусматривает, что его действие распространяется в том числе и на индивидуальных предпринимателей. Что же касается Положения и Порядка, то в них упоминаются лишь организации и предприятия. Между тем тот факт, что положения таковых на ИП не распространяются, эксперты ФНС России признали только сейчас — в комментируемом Письме от 14 июня 2011 г. N АС-4-2/9386.
По всей видимости, иного варианта у представителей налоговой службы уже не осталось, кроме как учесть выводы Президиума ВАС РФ, изложенные в Постановлении от 29 июня 2010 г. N 1411/10. Данным документом определено, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность ИП по оприходованию в кассу денежной наличности и соблюдению порядка хранения свободных денежных средств. Следовательно, отсутствуют и правовые основания для привлечения их к административной ответственности в соответствии со ст. 15.1 КоАП.
Причем, что не укрылось от внимания специалистов ФНС, в Постановлении Президиума ВАС РФ прямо указано, что содержащееся в нем толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел. Так что никакого смысла для налоговиков на местах "высовываться" с подобными претензиями к индивидуальным предпринимателям нет.
К слову сказать, чуть ранее экспертов налоговой службы сдали позиции и представители Минфина. В Письме от 2 марта 2011 г. N 03-01-10/1-15 финансисты наконец признали, что ни один выпущенный из-под пера представителей Центробанка "профильный" документ (Положение и Порядок) не имеют к предпринимателям никакого отношения. Ну а кроме того, есть Постановление ВАС РФ…
Вместе с тем похоже, что почивать на лаврах коммерсантам предстоит недолго. По информации налоговой службы, по крайней мере Порядок вскоре утратит свою силу, и Центробанк уже подготовил проект нормативного акта, который придет ему на смену. В нем, в частности, будет прописан порядок ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории РФ. Причем нормы данного документа предполагается распространить в том числе и на индивидуальных предпринимателей (Письмо ЦБ РФ от 5 апреля 2011 г. N 29-1-1-7/1818).
Следует при этом отметить, что летом 2010 г. Центробанк действительно вывешивал на своем официальном сайте подобный проект в целях проведения его антикоррупционной экспертизы. Причем им действительно предполагалось, что распространяться сей документ будет как на юрлиц, так и на индивидуальных предпринимателей, а также на физлиц, занимающихся в установленном порядке частной практикой. При этом никаких поблажек для ИП проект не делал и осуществлять проверку кассовой дисциплины бизнесменов предписывал в том же порядке и объеме, что и организаций.

Главная — Статьи

Рассчитываем и устанавливаем лимит по кассе

Ежегодно индивидуальные предприниматели, ведущие кассовые расчеты, сталкиваются с необходимостью пересмотра лимитов по кассе. При этом данный показатель с 2012 г. им приходится определять самостоятельно, а затем его нужно представить в банк. Сложности у предпринимателей возникают в связи с тем обстоятельством, что правила расчета кассового лимита зависят от того, есть у ИП наличная выручка или нет. Как безошибочно рассчитать и утвердить данный предел, вы узнаете из статьи.

Зачем устанавливать лимит по кассе

Обязанность индивидуальных предпринимателей по установлению лимита по кассе закреплена в Положении Банка России от 12.10.2011 N 373-П о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации (далее — Положение N 373-П). А если предприниматель не установит лимит, считается, что он равен нулю. Как следствие, ИП будет не вправе хранить деньги в кассе на конец дня, а остаток наличных денег, ежедневно выводимый в кассовой книге, должен быть равен нулю.
Следовательно, при отсутствии утвержденного кассового лимита велика вероятность того, что предприниматель будет допускать его превышение, что является нарушением законодательства. А значит, в подобной ситуации предпринимателю грозят штрафные санкции.
В соответствии со ст. 4.5 Кодекса об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) привлечь ИП к административной ответственности могут в течение двух месяцев со дня, когда он превысил лимит.

Кроме того, если у ИП не будет установленного лимита по кассе, это может стать препятствием для открытия ему расчетного счета в банке. Хотя законодательство РФ и не устанавливает для индивидуальных предпринимателей необходимость открывать счета в банке, в то же время они не освобождаются от обязанности, прописанной в п. 1.4 Положения, по хранению на банковских счетах наличных денег сверх установленного лимита.
Стоит отметить, что судебная практика складывается не в пользу нарушителей.

Судебная практика. В Постановлении от 09.02.2012 по делу N А56-44496/2011 Тринадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств, неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности, превышение кассового лимита являются нарушениями законодательства.
К аналогичному выводу пришел Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 03.02.2012 по делу N А12-20502/2011: отсутствие либо искажение учета поступивших или не поступивших в кассу наличных денежных средств (части денежных средств) признается нарушением, влекущим административную ответственность.

Как рассчитать лимит по кассе

Порядок расчета кассового лимита прописан в Приложении к Положению N 373-П (далее — Приложение). Он зависит от того, есть ли у предпринимателя поступления наличной выручки от реализации товаров (работ, услуг) либо он осуществляет только выдачу наличных денег. Дня каждого случая в Приложении предусмотрена своя формула. Лимит остатка наличных денег определяется в рублях. При этом для округления лимита до рубля могут применяться правила математического округления (Письмо Банка России от 24.09.2012 N 36-3/1876).

Когда ИП постоянно получает наличную выручку

Если известен ожидаемый объем поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги, лимит кассового остатка рассчитывается по формуле:

L = (V / P) x N

где L — лимит остатка наличных денег в рублях;
V — объем поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги за расчетный период в рублях;
P — расчетный период, определяемый индивидуальным предпринимателем, за который учитывается объем поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги, в рабочих днях;
N — период времени между днями сдачи в банк индивидуальным предпринимателем поступивших наличных денег в рабочих днях. Указанный период не должен превышать 7 рабочих дней, а при расположении предпринимателя в населенном пункте, в котором отсутствует банк, — 14 рабочих дней.
Расчетный период при этом не может превышать 92 рабочих дней. Он определяется предпринимателем самостоятельно: к примеру, это может быть период, предшествующий периоду установки лимита, либо период, когда наличная выручка бывает максимальной, либо соответствующий период прошлого года.

Пример 1. Индивидуальный предприниматель Черкасов И.Ф. занимается розничной торговлей детской одежды. Расчетным периодом является август 2013 г. (22 раб. дн.). Объем выручки от реализации товаров за расчетный период составил 157 000 руб. Магазин работает пять дней в неделю.
Лимит остатка денежных средств составит 14 273 руб. (157 000 руб. / 22 раб. дн.

Наличные сверх лимита

x 2 дн.).

Когда нет постоянной наличной выручки

В настоящее время все чаще денежные средства работникам не выдаются из кассы, а переводятся на банковские карты. В безналичном порядке производятся и расчеты по договорам. В результате возникает ситуация, когда предприниматель не имеет поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы или оказанные услуги. В подобном случае для расчета лимита по кассе используется формула:

L = (R / P) x N

где L — лимит остатка наличных денег в рублях;
R — объем выдачи наличных денег, за исключением сумм наличных денег, предназначенных для выплат заработной платы, стипендий и других выплат работникам, за расчетный период в рублях;
P — расчетный период, определяемый индивидуальным предпринимателем, за который учитывается объем выдачи наличных денег, в рабочих днях;
N — период времени между днями получения предпринимателем наличных денег по денежному чеку в банке, за исключением сумм, предназначенных для выплат работникам, в рабочих днях.

Пример 2. Индивидуальный предприниматель Творов С.Л. осуществляет розничную торговлю продукцией печатных СМИ. Оплата продукции производится только безналичным способом. Учитывая, что магазин работает без выходных, продолжительность расчетного периода составляет 31 день. В качестве расчетного периода принят август 2013 г. Объем выдачи наличных средств за период составил 175 000 руб. Получение по денежному чеку наличных денежных средств из банка осуществляется два раза в месяц (вместе с заработной платой).
Лимит остатка денежных средств в кассе равен 84 677 руб. (175 000 руб. / 31 дн. x 15 дн.).

Следует обратить внимание, что если объем выдачи наличных денежных средств из кассы организации за расчетный период равен нулю (то есть денежные средства перечислялись подотчетным лицам на банковскую карту), то остаток в кассе предпринимателя на конец дня, равный внесенной подотчетным работником неиспользованной сумме, будет считаться сверхлимитным. Данную сумму предпринимателю необходимо из кассы внести на свой банковский счет.

Как установить лимит

Согласовывать величину кассового лимита с банком не требуется. Однако, чтобы начать применять рассчитанный показатель, индивидуальный предприниматель должен утвердить его своим приказом (распоряжением) (см. образец приказа об утверждении лимита по кассе в примере 3).

Мнение. Константин Андреев, бухгалтер ООО "Вяземский колос"
Введение обязанности по установлению лимита по кассе усложнило жизнь индивидуальным предпринимателям. В то же время им не нужно утверждать данный показатель каждый год. Напомню, по правилам, действовавшим до 2012 г., лимит остатка кассы организациям приходилось определять ежегодно. Теперь же срок действия приказа об утверждении кассового лимита не ограничен и предприниматели вправе пересматривать его размер по своему усмотрению.

Какие ошибки ИП допускают при установлении лимита

Ошибки предпринимателей обычно связаны с неправильным определением предельной суммы наличных средств в кассе, с неверным выбором расчетного периода или с несоблюдением кассовой дисциплины.

Ошибка с размером

Как правило, лимит определяется неправильно по одной из двух причин:

  • желание установить более высокий лимит по кассе;
  • невозможность точно определить объем поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги за расчетный период в рублях.

На практике определить объем поступлений особенно сложно тому предпринимателю, который только зарегистрировался. Но и большой опыт работы не гарантирует стабильную выручку. В связи с этим лимит по кассе часто определяется на глаз.

Мнение. Константин Андреев, бухгалтер ООО "Вяземский колос"
При определении кассового лимита не стоит забывать, что Положение N 373-П ограничивает объем наличных расчетов между организациями и индивидуальными предпринимателями: он не должен превышать 100 000 руб. по одному договору. Эта величина установлена п. 1 Указаний Банка России от 20.06.2007 N 1843-У.

Ошибки с периодом

Проблемы при расчете могут быть связаны и с выбором расчетного периода. Дело в том, что он может составлять от 1 до 92 рабочих дней. При этом давность периода не оговаривается. Для установления лимита целесообразно выбрать день с наибольшими показателями.

Ошибки при соблюдении кассовой дисциплины

Контроль за соблюдением кассовой дисциплины с 2012 г. лежит на налоговой службе, а не на банках, как это было раньше. При проведении проверок налоговики руководствуются Административным регламентом, утвержденным Приказом Минфина России от 17.10.2011 N 133н (далее — Административный регламент).

Расхождения в документах могут вызвать претензии и привести к штрафным санкциям за нарушение кассовой дисциплины.

Мнение. Вероника Парадзинская, заместитель главного бухгалтера ООО "Норд-Сейлс"
Наличные операции должны быть документально оформлены. Прием наличных денег, в том числе от работников, предприниматель должен оформить приходным кассовым ордером. Выдача наличных денег под отчет на расходы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, проводится по расходным кассовым ордерам. При этом от подотчетного лица нужно получить письменное заявление на выдачу средств. Составить его можно в произвольной форме. Все операции с наличными деньгами необходимо отражать в кассовой книге: записи вносите на основании приходных и расходных кассовых ордеров (полное оприходование в кассу наличности).

Одна из основных дисциплинарных ошибок связана с накоплением в кассе наличных денежных средств сверх установленных лимитов.

Мнение. Константин Андреев, бухгалтер ООО "Вяземский колос"
Наличные средства сверх установленного лимита индивидуальный предприниматель обязан хранить на банковских счетах. Сдавать сверхлимитную наличность в банк нужно в тот же день, когда лимит был превышен. Правда, это правило не удастся соблюсти, если крупную выручку предприниматель получит в выходной или нерабочий праздничный день. Накопление в кассе сумм сверх установленного предела допускается также в дни выплат заработной платы. К примеру, Седьмой арбитражный апелляционный суд отметил, что превышение лимитов правомерно в ситуации, когда наличные деньги сверх установленного лимита предназначаются для оплаты труда работников и находятся в кассе не более трех дней (Постановление от 27.03.2012 N 07АП-1697/12 по делу N А03-16725/2011). Но эти случаи являются исключением из правила.

Ноябрь 2013 г.

В процессе своей уставной деятельности учреждения осуществляют различные расходы: как оплачиваемые (т. е. обменивающихся на товар или услугу), так и неоплачиваемые. Во расходами (не отождествлять ты с затратами) понимают сумму средств, затраченных бюджетными учреждениями в процессе хозяйственной деятельности в пределах сумм, установленных сметой — главным плановым и финансовым документом, определи ае объем, целевое назначение и поквартальное распределение средств есть расходы-это государственные платежи, не подлежащих возврату (не создают и не компенсируют финансовых требованийг).

Характерной особенностью учета расходов бюджетных учреждений является их разделение на кассовые и фактические

. Кассовыми расходами считают все суммы, полученные учреждением с текущих бюджетных счетов в банке или регистрационных счетов в соответствующих органах. Государственного казначейства для их использования (расходования) согласно смете ом. При этом кассовыми расходами считают как средства, полученные наличными в кассу, так и суммы, перечисленные путем безналичной оплаты счетов. Отсюда понятно, что кассовые расходы нельзя отождествит юват (путать) с кассовыми операциями. Кассовые расходы — это не выдача денег из кассы учреждения, а кассовое исполнение бюджета (выдача денег с бюджетных счетов). Примером кассовых расходов может быть получен ния наличности в кассу на выдачу зарплаты, перечисления средств за материалы, продукты питания, оборудование, в фонды на социальные мероприятия тощтощо.

Учет кассовых расходов ведется по кодам экономической классификации, поэтому в первичных документах на списание денег из бюджетных (регистрационных) счетов обязательно необходимо указывать целевое назна ения (код) расходов.

. Фактические расходы, в отличие от кассовых, это настоящие расходы учреждения для выполнения сметы, подтвержденные соответствующими первичными документами. Примером фактических расходов могут быть операции начисления заработной ной платы работникам, списания израсходованных медикаментов и продуктов питания, списания расходов по данному авансовому отчету, начисления взносов в специальные фонды на социальные меро ди тощо.

Такое распределение расходов в учете определяется необходимостью контроля со стороны государства за использованием средств. Учет кассовых расходов обеспечивает информацию о кассовое исполнение сметы и остатки использ ористаних ассигнований на каждую конкретную дату. Учет фактических расходов дает возможность контролировать ход фактического исполнения сметы расходов учреждения в целом и соблюдение установленных норм по отдельным ими статьями и структурными подразделениями. Учет фактических расходов, как и кассовых, ведется по кодам экономической классификации расходов бюджетету.

. Кассовые и фактические расходы на практике зачастую не совпадают во времени, поскольку в их основу положены различные принципы записи бухгалтерских операций: для кассовых расходов — это кассовый метод, при котором запись доходов и расходов осуществляется в момент получения средств, независимо от периода, к которому они относятся, для фактических расходов — это метод начислений, по которому запись операций осуществляется в момент их определения (начисления ния), а не в момент фактического расходования (выплаты) средств. Так, например, фактические расходы по кодам 1110"Оплата труда работников бюджетных учреждений", 1120"Начисления на заработную плату"и некотором и другие во временном измерении опережают кассовые, т.е. начисление заработной платы и взносов на социальные мероприятия происходит раньше, чем получение денег в кассу на выплату зарплаты или перечисления к оштив в соответствующие фонды. По другим кодам, как правило, кассовые расходы опережают фактические. Например, сначала перечисления средств за продукты питания (кассовые расходы по коду 1133), а затем копье. Ання расходуемых продуктов после их получения и использования (фактические расходы по тем же кодом 1133). Если кассовые и фактические расходы совпадают по времени (что бывает довольно редко), их называют прямыми вид аткамками.

Основные виды кассовых и фактических расходов в разрезе отдельных кодов экономической классификации расходов бюджета приведены в табл 23

. Таблица 23. Основные вилы кассовых и фактических расходов бюджетных учреждений

Коды расходов

Кассовые расходы

Фактические расходы

1110

Получены денежные средства в кассу для выплаты заработной платы

Начислена заработная плата

1120

Перечислено в Пенсионный фонд, Фонды социального страхования начисления на зарплату и отчисления из зарплаты

Начислены взносы на социальные мероприятия и отчисления из заработной платы

1131

Перечислены средства за канцелярские принадлежности, другие хозяйственные материалы

Списана канцелярские принадлежности и потраченные хозяйственные материалы

1132

Перечислены средства поставщикам за медикаменты и перевязочные средства

Списаны израсходованные медикаменты и перевязочные средства

1133

Перечислены средства поставщикам за продукты питания

Списаны израсходованные продукты питания

1140

Полученная наличность для выдачи под отчет на командировку

Списана на расходы сумму авансового отчета о командировке

1163

Перечислены средства за использованную электроэнергию и т др.

Списана на расходы стоимость использованной электроэнергии на основании документов электро-снабженческой организации

Порядок учета кассовых и фактических расходов регулируется"Планом счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений"и"Порядку применения. Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений", с утвержденными. ГКУ 10121999 г № 11114.

Учет кассовых расходов ведется на синтетических счетах 31"Счета в банках"и 32"Счета в казначействе"в разрезе соответствующих субсчетов. Эти счета являются активными, денежными. По дебету отражают ься суммы денежных средств, полученных в виде финансирования и платы за предоставленные услуги, а по кредиту — использование указанных денежных средств и возвращения платти.

Учет операций по движению денежных средств при мемориально-ордерной форме учета в бюджетных учреждениях ведется в"накопительной ведомости движения денежных средств общего (специального) фонда в органах. Государственного казначейства Украины (учреждениях банков)"т ф № 381 (бюджет) и № 382 (бюджет) — мемориальные ордера № 2 и № 3, утвержденных приказом. ГКУ от 27072000 г № 68. Если в организации используется же урнально-ордерная форма учета, то такой учет ведется в журнале 1 типовой формы, утвержденной приказом. МФУ от 29122000 г № 35 р. № 356.

Аналитический учет кассовых расходов в бюджетных учреждениях и централизованных бухгалтериях ведется в"Карточке аналитического учета кассовых расходов"типовой формы, утвержденной приказом. ГКУ от 06102000 г № 100. Карточка ведется в разрезе кодов экономической классификации расходов.

Установление ограничения наличных расчетов

При этом для каждого кода функциональной классификации расходов, для общего и специального фондов, для каждого вида средств специального фонда составляют отдельные карточки. Карточка открывается на месяц и заполняется ежедневно бухгалтером на основании выписок органа. Государственного казначейства (учреждения банка) из регистрационных (текущих бюджетных) счетов. Суммы возмещенных кассовых расходов записывают на обратной стороне карточки картки.

Схему учета кассовых расходов изображена на рис 25

. Рис 25 схем учета кассовых расходов бюджетных учреждений

Учет фактических расходов ведется на активных затратных счетах 80"Расходы из общего фонда"и 81"Расходы специального фонда"в разрезе соответствующих субсчетов. По дебету этих счетов отражается ають суммы фактических расходов, произведенных в течение года, по кредиту — в конце года списания сумм фактических расходов на результат исполнения сметыу.

При мемориально-ордерной форме учет фактических расходов бюджетных учреждений ведется в мемориальных ордерах № 5"Сведения расчетных ведомостей по заработной плате и стипендиям"т ф № 405 (бюджет), № № 6"Накопительная ведомость по расчетам с другими кредиторами"т ф № 409 (бюджет), № № 7

"Накопительная ведомость по расчетам в порядке плановых платежей"тф N ° 410 (бюджет), № 8"Накопительная ведомость по расчетам с подотчетными лицами"т ф № 386 (бюджет), № 12"Сведения накопленным ичувальних сведений о расходовании продуктов питания"тф № 411 (бюджет), № 13"Накопительная ведомость расхода материалов"тф № 396 (бюджет). При журнально-ордерной форме учет фактических выдать ков ведется в журналах 3 илах 3 і 5.

Аналитический учет фактических расходов бюджетных учреждений ведется в специальной"Карточке аналитического учета фактических расходов"типовой формы, утвержденной. ГКУ одновременно с формой карточки учета кассовых в расходов (06102000 р, приказ № 100). Карта фактических расходов ведется ежемесячно в разрезе кодов экономической классификации расходов. При этом для каждого кода функциональной классификации расходов, для с агального и специального фондов, для каждого вида средств специального фонда составляют отдельные карточки. Записи в карточки о суммы фактических расходов осуществляется на основании данных мемориальных ордеров и добавляют них к ним первичных документов. Суммы возмещенных фактических расходов записывают на обратной стороне карточки картки.

Схему учета фактических расходов изображена на рис 26

. Рис 26. Схема учета фактических расходов бюджетных учреждений

Рассмотрим на условном числовом примере, которыми бухгалтерскими записями будут отражены кассовые и фактические расходы бюджетного учреждения и как указанные операции будут отражаться в регистрах анал политически учета. Для этого приведем несколько хозяйственных операций из практики бюджетных учреждений (табл. 24.4).

На основании сделанных записей о хозяйственных операциях заполним регистры аналитического учета кассовых и фактических расходов, учитывая, что все приведенные в табл 24 операции касается-

. Таблица 24. Реестр хозяйственных операций бюджетного учреждения

-ются основной уставной деятельности учреждения и осуществлены за средства государственного финансирования из общего фонда на содержание учреждения. Схематично карточки аналитического учета расходов (несколько упрощенной форм мы) приведены в табл 25 и 2 2.6.

Как видно из сравнения показателей этих таблиц, суммы кассовых и фактических расходов не совпадают во времени. В современных условиях фактические расходы часто превышают кассовые, потому что не всегда финансирования из бюджета в озволяе вовремя погасить задолженность по зарплате, за энергоносители и другие хозяйственные расходы бюджетных учреждений. Сравнение кассовых и фактических расходов с суммами полученного финансирования по соотв ими кодам экономической классификации расходов создает возможность контроля со стороны государства (в лице соответствующих распорядителей средств, финансовых органов и органов. Государственного казначейства) по состоянию ис ния сметы доходов и расходов, расчетов с работниками, поставщиками, различными кредиторами, за целесообразностью использования выделенных средств по их целевому назначению. Такое сравнение дает выявить факты нарушения финансовой дисциплины, произвольным, нецелевое использование государственных средствтів.

Необходимо заметить, что кассовые расходы бюджетных учреждений, которые финансируются через органы. Государственного казначейства, учитываются два раза: один раз в органе казначейства (при списании средств с регистрац ийного счета учреждения) и второй раз — в самом учреждении (при получении выписки органа казначейства с регистрационного счета). Поэтому можно надеяться, что в будущем необходимость учета кассовых выдать ков непосредственно в бюджетных учреждениях отпадет, а следовательно значительно уменьшится объем отчетных показателей об исполнении сметы расходов. Сравнительный же анализ кассовых и фактических расходов и финансирования я можно будет осуществлять в соответствующие сроки путем сравнения данных органов казначейства о кассовых расходах и отчетности учреждения о фактические расходы между собой и с утвержденной сметой. Такие пер перспективу становятся достаточно реальными при внедрении в бюджетных учреждениях автоматизированного учета расходов с использованием персональных. ЭОЕОМ.

Оформление кассовых документов: нарушения и ответственность

На конкретных примерах анализируются типичные ошибки при оформлении кассовых документов. Приводится соответствующая нормативная база.

Документирование кассовых операций является неотъемлемой составной частью общей системы документооборота любого юридического лица независимо от его организационно-правовой формы. Кассовые первичные учетные документы оформляются по унифицированным формам, утвержденным Госкомстатом России.

Типичные нарушения в кассовых документах

Практика аудита расчетов наличными денежными средствами свидетельствует о множестве нарушений в этой серьезной области и, в частности, в оформлении кассовых документов. К типичным нарушениям относятся следующие:

  • небрежно заполнены строки отдельных форм (если они заполняются вручную) и отсутствует корректность (смещение строк) (если заполняются автоматически);
  • не проставлены номера приходных и расходных кассовых ордеров, авансовых отчетов;
  • не указаны корреспондирующие счета и субсчета в приходных и расходных кассовых ордерах;
  • в строке "Приложение" к приходному кассовому ордеру (ПКО) и расходному кассовому ордеру (РКО) даны не все реквизиты соответствующих прилагаемых документов (накладных, счетов-фактур, доверенностей и т.п.);
  • даты квитанций и ПКО не совпадают;
  • суммы НДС выделены неверно;
  • фамилии, имена и отчества лиц, подписывающих кассовые документы, написаны неразборчиво, отсутствуют отдельные подписи, нет расшифровки подписей;
  • имеются подчистки, помарки, исправления;
  • исправления бухгалтера и кассира сделаны не по установленным правилам.

Анализ записей в кассовых документах свидетельствует о том, что большое число ошибок возникает при оформлении авансовых отчетов и кассовых книг. Например, при проверке авансовых отчетов обнаруживается, что ссылки на даты прилагаемых документов не совпадают с фактическими датами в первичных документах, принятых к учету. При большом количестве прилагаемых документов имеются ошибки в подсчете сумм. Бухгалтеры нередко пренебрегают необходимостью регистрировать все авансовые отчеты в отдельном журнале, что приводит к нарушению последовательности в их оформлении. Часто бухгалтеры (кассиры) не придают должного значения подписям в авансовых отчетах, которые подтверждают соответствующие бухгалтерские записи и управленческие решения.

Иногда после составления и утверждения авансового отчета в тексте на оборотной стороне формы авансового отчета возникают приписки. Это недопустимо. Следует приложить другой авансовый отчет, сделав пометку "приложение" (или "дополнение") с другими датой, текстом и подписями. При этом должны делаться дополнительные бухгалтерские записи по измененным суммам. Важно, чтобы оба документа (в данном тексте — авансового отчета) были понятны и не возникало разночтений. В конце перечня оправдательных документов необходимо поставить знак "Z", что позволит исключить приписки.

Особо следует остановиться на ошибках, допускаемых при заполнении кассовых книг. Решением Совета директоров Банка России от 22.09.1993 N 40 (в ред. от 26.02.1996) утвержден Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации (далее — Порядок). В Письмах Банка России от 17.02.1994 N 14-4/35 (в ред. от 28.01.1997) и от 16.03.1995 N 14-4/95 (в ред. от 28.01.1997) содержатся разъяснения, касающиеся отдельных пунктов Порядка.

Согласно п. 23 Порядка подчистки и неоговоренные исправления в кассовой книге не допускаются. Сделанные исправления заверяются подписями кассира, а также главного бухгалтера организации или лица, его заменяющего.

Некоторые бухгалтеры (кассиры) отражают операции с денежной наличностью в кассовой книге не за каждый день, а один раз за ряд дней, например: "Касса за 8 — 15 июля 2009 г.". Такое отражение кассовых операций неправомерно.

В соответствии с п. 24 Порядка записи в кассовой книге производятся кассиром сразу после получения или выдачи денежных средств по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно в конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денежных средств в кассе на следующий день и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.

Следует также отметить, что достаточно часто нарушаются требования пп. "в" п. 18 Порядка, согласно которому выдача приходных и расходных кассовых ордеров или заменяющих их документов на руки лицам, вносящим или получающим денежные средства, запрещается.

Нередки случаи, когда в кассовых книгах исправляются суммы остатков денежных средств на конец рабочего дня и количество ПКО и РКО. Это возникает, если не ведется учет этих ордеров, т.е. отсутствует журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов, что противоречит требованиям п. 21 Порядка. Практика аудита показала, что такой журнал отсутствует в организациях, осуществляющих относительно небольшое количество кассовых операций, и бухгалтеры (кассиры) не регистрируют ПКО и РКО, делая ошибки и внося исправления в кассовую книгу.

Заметим, что в соответствии с п.

Лимит кассы: соблюдать или отказаться

5 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (в ред. от 03.11.2006) внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается. В остальные первичные учетные документы исправления могут вноситься лишь по согласованию с участниками хозяйственных операций, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, которые подписали первоначальные варианты документов, с указанием даты внесения исправлений.

Что касается остатков денежной наличности на конец рабочего дня, то в организациях и у индивидуальных предпринимателей сферы торговли (услуг) часто возникает превышение соответствующего норматива. Согласно п. 2.5 Положения о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации, утвержденного Банком России от 05.01.1998 N 14-П (в ред. от 31.10.2002) (далее — Положение), в кассе организации могут храниться наличные денежные средства в пределах лимитов, устанавливаемых обслуживающими их учреждениями банков по согласованию с руководителями этой организации.

Лимит остатка наличных денежных средств в кассе устанавливается учреждениями банков ежегодно всем предприятиям независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности, имеющим кассу и осуществляющим расчеты наличными деньгами. Если организация не представила расчет на остаток наличных денежных средств в кассе ни в одно из обслуживающих учреждений банка, то лимит остатка кассы считается нулевым, а не сданная организацией в учреждения банков денежная наличность — сверхлимитной (Письмо Управления ФНС России по г. Москве от 23.04.2008 N 09-10/039388@).

Согласно п. 2.6 Положения и п. 9 Порядка организации вправе хранить в своих кассах наличные денежные средства сверх установленных лимитов только для оплаты труда работников, выплаты пособий по социальному страхованию и стипендий не свыше трех рабочих дней, включая день получения денежных средств в кассе (также Определение ВС РФ от 04.12.2008 N КАС08-620).

Арбитражная практика также содержит примеры нарушения ведения кассовых операций. Приведем некоторые из них.

  1. Сейф для хранения денежных средств находится в кабинете главного бухгалтера, не прикреплен к строительным конструкциям, отсутствуют металлические решетки на дверях и окнах по всему офису (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 09.01.2008 N Ф08-5994/07-2241А).
  2. У организации отсутствует изолированное помещение кассы, предназначенное для выдачи, приема и временного хранения денежных средств, касса находится в комнате расчетного отдела бухгалтерии (Постановление ФАС Верхне-Волжского округа от 01.10.2008 N А28-4826/2008-165/12).
  3. В помещении кассы отсутствуют дополнительная металлическая дверь, окно для выдачи денежных средств, сейф. Денежные средства организации хранятся в одном сейфе с денежными средствами другого юридического лица, сейф находится в приемной руководителя (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 01.09.2008 N А39-4266/2007).
  4. Помещение, в котором организацией производятся наличные денежные расчеты с клиентами и осуществляется хранение денежных средств, не изолировано от других служебных и подсобных помещений, не оборудовано специальным окном для выдачи денежных средств, не имеет двух дверей — внешней, открывающейся наружу, и внутренней, изготовленной в виде стальной решетки, открывающейся в сторону внутреннего расположения кассы. В помещении кассы нет огнетушителя (Постановление ФАС Уральского округа от 18.01.2008 N Ф09-11294/07-С1).

Размеры расчетов наличными деньгами определены Указанием Банка России от 20.06.2007 N 1843-У "О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя" (в ред. от 28.04.2008 N 2003-У). Нарушением является выдача заработной платы работникам не кассиром, а другим лицом без соответствующих записей, что противоречит пп. "в" п. 18 Порядка, в соответствии с которым, если деньги выдавались не кассиром, а другим лицом, на ведомости дополнительно делается надпись: "Деньги по ведомости выдавал (подпись)". Выдача денег кассиром и раздатчиком по одной ведомости запрещается.

Ответственность за нарушение оформления кассовых документов

При несоблюдении условий работы с денежной наличностью и ведения кассовых операций в Российской Федерации к организациям могут быть применены меры финансовой ответственности. В соответствии со ст. 15.1 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ) нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 4000 руб. до 5000 руб., на юридических лиц — от 40 000 руб. до 50 000 руб. Согласно ст. 15.11 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ) под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимается искажение сумм начисленных налогов и сборов или любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%.

Заметим, что срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.1 КоАП РФ, составляет два месяца со дня совершения правонарушения (Письмо Управления ФНС России по г. Москве от 23.04.2008 N 09-10/039388@).

В соответствии с п. п. 24 и 25 Постановления Пленума ВС РФ от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в ред. Постановления Пленума ВС РФ от 11.11.2008 N 23) при решении вопроса о привлечении должностного лица организации по ст. 15.11 КоАП РФ необходимо руководствоваться положениями п. 1 ст. 6 и п. 2 ст. 7 Закона N 129-ФЗ, в соответствии с которыми руководитель несет ответственность за надлежащую организацию бухгалтерского учета, а главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) — за ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.

В случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций (п. 4 ст. 7 Закона N 129-ФЗ).

Кроме того в п. 26 Постановления N 18 указывается, что если ведение бухгалтерского учета в организации производится на основании гражданско-правового договора третьими лицами, которые не представляли сведения, необходимые для осуществления налогового контроля, либо представляли их с нарушением установленного законодательством срока или грубо нарушали правила ведения бухгалтерского учета и представления отчетности, то это обстоятельство не освобождает руководителя организации от административной ответственности, предусмотренной ст. ст. 15.6 и 15.11 КоАП РФ.

При проверке юридических лиц и индивидуальных предпринимателей согласно ст. 2.4 КоАП РФ предусматривается ответственность как для должностного лица, так и для организации. На индивидуальных предпринимателей может быть наложен штраф в размере от 4000 руб. до 5000 руб., поскольку они приравниваются к должностным лицам.

Нарушение порядка работы с денежной наличностью и ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, в том числе в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет наложение административного штрафа (ст. 15.1 КоАП РФ):

  • на должностных лиц в размере от 4000 руб. до 5000 руб.;
  • на юридических лиц — от 40 000 руб. до 50 000 руб.

Согласно ст. 15.2 КоАП РФ невыполнение должностным лицом учреждения банка обязанностей по контролю за соблюдением правил ведения кассовых операций влечет наложение административного штрафа в размере от 2000 руб. до 3000 руб.

Пример 1. В ходе проверки торговой организации за период с 25 по 26 мая 2009 г. установлено, что нарушен порядок работы с денежной наличностью и ведения кассовых операций. Согласно объяснительной записке кассира организации от 27 мая 2009 г. во время работы 26 мая 2009 г. она пробила чек на заказ, от которого покупатель отказался. Через некоторое время кассир пробила возвратный чек на сумму 5800 руб.

Генеральным директором организации была написана жалоба, к которой приложены копии чеков, отпечатанных на ККТ <1> 26 мая 2009 г.:

N 0033 — в 11 ч 14 мин. на сумму 5580 руб., который возвращен кассиру в связи с решением покупателя отказаться от заказа;

N 0077 — в 13 ч 29 мин. на сумму 220 руб., который ошибочно пробит кассиром.

<1> Контрольно-кассовая техника.

Согласно копии чека (приложена к жалобе), отпечатанного на ККТ 26 мая 2009 г. N 0108 (в 19 ч 14 мин.), в кассу возвращены денежные средства на сумму 1800 руб., а чек на сумму 5800 руб. отсутствует. Факт возврата денежных средств на сумму 5800 руб. не подтвержден.

В рассмотренной ситуации организация не приняла меры для соблюдения порядка работы с денежной наличностью и допустила неоприходование в кассу организации суммы в размере 4000 руб. (5800 — 1800). В данном случае проверяющий орган вправе привлечь организацию к административной ответственности по ст. 15.1 КоАП РФ.

Пример 2. Организацией представлены материалы, согласно которым выручка за проверяемый период составила 509 388 руб. В кассовой книге организации отражено оприходование 355 949 руб. Таким образом, расхождение составило 153 439 руб. Организацией были представлены документы, подтверждающие, что указанная сумма в проверяемом периоде была получена путем безналичных расчетов с использованием клиентами платежных карт. Денежные средства, полученные с использованием платежных карт, не требуют оформления приходных кассовых ордеров, как и отражения их в кассовой книге.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (в ред. от 17.07.2009) налоговые органы осуществляют контроль за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей.

В соответствии с Методическими рекомендациями по использованию данных учета выручки, полученных с применением контрольно-кассовой техники, утвержденными совместным Письмом Банка России и Госналогслужбы России N 51, N ВЗ-6-13/272 от 18.08.1993, проверка полноты оприходования (неполного оприходования) в кассу организации наличных денежных средств, полученных с применением ККТ, производится путем сравнения выручки: отраженные в фискальном отчете ККТ суммы выручки, определенной по показаниям секционных счетчиков (регистров) ККТ на начало и конец рабочего дня и зафиксированной в книге кассира-операциониста, сравниваются с данными кассовой книги о фактической сумме выручки по организации.

На основании п. 6.1 Типовых правил эксплуатации ККТ при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных Минфином России от 30.08.1993 N 104 (далее — Типовые правила), при закрытии рабочего дня кассир должен подготовить денежную выручку и другие платежные документы, составить кассовый отчет и сдать выручку вместе с кассовым отчетом по приходному ордеру старшему (главному) кассиру.

По показаниям секционных счетчиков (регистров) на начало и конец дня определяется сумма выручки, которая должна соответствовать показаниям денежных суммирующих счетчиков и контрольной ленте. Она должна совпадать с суммой, сдаваемой кассиром-операционистом старшему кассиру с итоговым чеком ККТ. После снятия показания счетчиков (регистров) либо распечатки, определения и проверки фактической суммы выручки делается запись в книге кассира-операциониста, которая скрепляется подписями кассира и представителя администрации.

Согласно п. 5.3 Типовых правил расчеты посредством кредитных карточек относятся к безналичным расчетам с покупателями. Следовательно, несовпадение показаний кассовой книги с данными фискального отчета по суммам, проведенным по безналичному расчету, не свидетельствует о неоприходовании (неполном оприходовании) в кассе денежной наличности. В связи с этим отсутствует факт административного правонарушения, что является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (п. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).

Таким образом, в данной ситуации привлечение к административной ответственности организации за неоприходование в кассу денежной наличности в соответствии со ст. 15.1 КоАП РФ неправомерно.

В.В.Бородина

Аудитор

Положение о порядке ведения кассовых операций

ООО "________"

УТВЕРЖДЕНО: Приказ Директора ООО ____ N _______ от ______________

г. Минск "___" _______ 20__ г.

Нарушение лимита расчетов наличными: о правилах привлечения к ответственности

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано с учетом Инструкции о порядке ведения кассовых операций и порядке расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь, утвержденной Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.03.2011 N 107 (далее — Инструкция N 107), Инструкции об организации наличного денежного обращения в Республике Беларусь, утвержденной Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30.03.2011 N 112 (далее — Инструкция N 112), постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 29 марта 2010 г.

N 38 "Об установлении типовых форм первичных учетных документов по оформлению кассовых операций и Инструкции по заполнению типовых форм первичных учетных документов по оформлению кассовых операций" (далее — постановление N 38), Постановлением Совета Министров Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь от 06.07.2011 N 924/16 (далее — постановление N 924/16) и определяет порядок ведения кассовых операций в белорусских рублях на территории Республики Беларусь в ООО "_______" (далее — Общество).

1.2. Все термины и определения, применяемые в настоящем Положении, используются в значениях, установленных Инструкциями N 107 и N 112.

В Обществе не устанавливается лимит остатка кассы, и Общество самостоятельно отвечает за порядок ведения кассовых операций и сохранность наличных денежных средств.

1.3. Приказом руководителя Общества устанавливаются:

— размер потребности в разменных наличных деньгах (при необходимости) на одно рабочее место кассира, уполномоченное лицо;

— время начала подготовки и формирования инкассаторской сумки с учетом выписки соответствующих сопроводительных документов и последующей передачи службе инкассации (в случае сдачи выручки работникам службы инкассации в соответствии с законодательством);

— время сдачи выручки кассирами главному (старшему по должности) кассиру;

— время начала подготовки выручки для последующей сдачи в обслуживающий банк, или работникам инкассации, или в организацию Министерства связи и информатизации Республики Беларусь.

2. Хранение, прием и выдача наличных денежных средств

2.1. Все наличные деньги Общества хранятся в кассах в металлических шкафах или сейфах, которые по окончании работы кассы закрываются ключом и опечатываются. Ключи от металлических шкафов или сейфов, печати хранятся у кассиров. Учтенные дубликаты ключей помещаются в упаковку, исключающую какую-либо возможность несанкционированного доступа к дубликатам ключей, и хранятся у лиц, ответственных за сохранность ценностей. Проверка их наличия проводится один раз в квартал. При обнаружении утраты ключа руководитель Общества обязан незамедлительно сообщить о происшествии в органы внутренних дел и принять меры к немедленной замене замка металлического шкафа или сейфа.

2.2. Запрещается:

2.2.1. оставлять ключи в замочных скважинах металлических шкафов и сейфов, передавать посторонним лицам либо изготавливать неучтенные дубликаты;

2.2.2. хранить в кассе наличные деньги, принятые без использования кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем, зарегистрированных в налоговых органах, платежных терминалов или без приходных документов, формы которых установлены законодательством.

3. Подтверждением приема наличных денег являются:

— приходный кассовый ордер формы КО-1, установленной постановлением N 38);

— другие приходные документы, предусмотренные законодательством.

4. Выдача наличных денег из касс Общества физическим лицам по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам, производится по:

— расходному кассовому ордеру формы КО-2, установленной постановлением N 38;

— платежной ведомости с приложением расходного кассового ордера на общую сумму выплаченных наличных денег по платежной ведомости (ведомостям) без составления расходного кассового ордера на каждого получателя.

Выдача наличных денег лицам, не состоящим в штате Общества, производится при предоставлении надлежаще оформленной доверенности и предъявления удостоверения личности, по расходным кассовым ордерам, выписываемым отдельно на каждое лицо, или по отдельной платежной ведомости с составлением расходного кассового ордера на общую сумму выплаченных наличных денег по платежной ведомости (ведомостям).

5. Все приходные и расходные кассовые ордера до передачи в кассу должны быть зарегистрированы в журнале регистрации приходных и расходных кассовых ордеров по форме 1 или форме 1-а согласно приложению 1 к Инструкции N 107.

Выходная форма "Вкладной лист журнала регистрации приходных и расходных кассовых ордеров" составляется за соответствующий день и должна содержать данные учета движения наличных денег по целевому назначению.

На каждую единицу кассового оборудования в Обществе ведется книга кассира по форме согласно приложению 2 к Постановлению N 924/16. Книга кассира должна быть прошнурована, пронумерована и скреплена подписями руководителя Общества, главного бухгалтера, а также печатью юридического лица.

6. Все поступления и выдача наличных денег Общества должны быть отражены в кассовой книге по форме согласно приложению 2 к Инструкции N 107.

Кассовая книга должна быть пронумерована, прошнурована и скреплена печатью Общества, количество листов в кассовой книге должно быть заверено подписями руководителя и главного бухгалтера.

7. Работники Общества вправе использовать личные денежные средства в интересах Общества для приобретения товаров (работ, услуг) в пределах размеров, установленных законодательством.

Работники Общества, израсходовавшие наличные деньги в соответствии с данным пунктом, обязаны не позднее 3 рабочих дней со дня приобретения товаров (работ, услуг), исключая день приобретения, представить отчет об израсходованных суммах лично, с использованием автоматизированной подсистемы документационного обеспечения или по почте (при этом датой представления отчета считается дата отправления заказного письма) для возмещения средств, использованных ими в интересах Общества.

8. Один раз в квартал в Обществе проводится внеплановая инвентаризация, сроки и порядок проведения которой устанавливаются приказом руководителя.

3. Расчеты наличными денежными средствами

3.1. Расчеты наличными деньгами проводятся за счет следующих источников:

— наличные деньги, полученные с текущих (расчетных) банковских счетов, карт-счетов;

— выручка;

— личные денежные средства работников Общества.

3.2. Общество осуществляет расчеты наличными деньгами с другими субъектами хозяйствования, в том числе путем внесения наличных денег непосредственно в кассы банков с последующим зачислением их на текущие (расчетные) банковские счета получателей, в общей сумме не более 300 базовых величин (БВ) на протяжении одного дня (далее — предельно допустимый размер расчетов).

3.3. Расчеты наличными деньгами по платежам в бюджет, государственные внебюджетные фонды осуществляются без ограничения размеров.

3.5. В фактический размер расчетов включаются:

суммы всех проведенных Обществом операций по приему наличных денег от субъектов хозяйствования и по расчетам наличными деньгами с другими субъектами хозяйствования;

суммы личных денежных средств работников Общества, использованные в интересах Общества, в наличной форме, в том числе суммы денежных средств, полученные работниками Общества в наличной форме с использованием корпоративных или личных карточек, иных платежных инструментов и средств платежа;

суммы личных денежных средств работников Общества, израсходованные с использованием личных карточек, электронных денег, иных платежных инструментов и средств платежа посредством проведения безналичных расчетов в интересах Общества;

суммы, израсходованные Обществом в оплату товаров (работ, услуг), а также по иным обязательственным правоотношениям путем внесения наличных денег непосредственно в кассы банков с последующим зачислением их на текущие (расчетные) банковские счета получателей (юридических лиц, индивидуальных предпринимателей), а также суммы, израсходованные на уплату вознаграждений банкам за осуществление указанных операций;

суммы, израсходованные на уплату вознаграждения (платы) банкам за инкассацию, прием и перечисление выручки юридических лиц, их обособленных подразделений, индивидуальных предпринимателей из сумм проинкассированных (принятых) наличных денег юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

суммы, израсходованные Обществом на расчеты с банками, за исключением сумм на уплату банкам вознаграждений за открытие (закрытие) банковского счета, свидетельствование подлинности подписей и оттиска печати в карточке с образцами подписей и оттиска печати юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, на погашение (возврат) кредита, уплату процентов и плату за пользование кредитом, уплату неустойки (штрафа, пени) за несоблюдение условий кредитного договора.

3.6. В фактический размер расчетов не включаются:

суммы личных денежных средств работников Общества, использованные в интересах Общества, для проведения расчетов в случаях, установленных законодательством (командировочные расходы, расходы, проводимые за счет средств, полученных по договорам дарения, заключенным в соответствии с законодательством, и т.п.);

суммы, израсходованные Обществом на уплату банкам вознаграждений за открытие (закрытие) банковского счета, свидетельствование подлинности подписей и оттиска печати в карточке с образцами подписей и оттиска печати юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, на погашение (возврат) кредита, уплату процентов и плату за пользование кредитом, уплату неустойки (штрафа, пени) за несоблюдение условий кредитного договора;

суммы, зачисленные на текущие (расчетные) банковские счета получателей за товары (работы, услуги), а также по иным обязательственным правоотношениям путем внесения юридическими лицами, их обособленными подразделениями, индивидуальными предпринимателями (плательщиками) наличных денег непосредственно в кассы банков с последующим зачислением их на текущие (расчетные) банковские счета получателей.

4. Заключительные положения

Все вопросы, не урегулированные настоящим Положением, решаются с применением действующего законодательства Республики Беларусь.

Настоящее Положение может быть изменено или дополнено по решению руководителя Общества. Изменения и дополнения утверждаются приказом руководителя Общества.

Положение разработано:

Согласовано:

Источник страницы с документом:https://belforma.net/бланки/Бухучет/Положение_о_порядке_ведения_кассовых_операций

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *