Как стать финансистом

Елена Окорокова  |   Источник: Куда пойти учиться

Курсов по финансовому менеджменту в Москве достаточно много, и программы их очень похожи. Правда, учиться там сможет не каждый.

Программа-максимум

О жестком отборе речь не идет – ни на одних краткосрочных курсах вступительных испытаний не предусмотрено. Но стоит лишь взглянуть на перечень предметов на сайтах учебных центров в Интернете, чтобы понять: освоить их без знания хотя бы элементарных экономических понятий будет проблематично. Впрочем, это смущает не всех.

По словам преподавателей, бывали случаи, когда слушатели с «нулевой» базовой подготовкой достигали к окончанию курсов впечатляющих результатов. Главное – желание и целеустремленность. Конечно, им приходилось докупать необходимую литературу, задавать вопросы преподавателю, приходить на дополнительные консультации. Таких учащихся единицы, но они есть.

А основной контингент – это люди, имеющие достаточно ясное представление об экономике и бухучете. Причем каждый, кто учится на курсах финансового менеджмента, не лишен амбиций. Программа-максимум для большинства – стать финансовым директором. Однако всем понятно: эффективно управлять финансовыми ресурсами не так-то просто. Поэтому курсы – лишь первая ступенька на пути к заветной цели.

В режиме «круглого стола»

Группы формируются небольшие (по 8-12 человек), в основном – вечерние, на дневные спрос невелик. Если есть необходимость, можно заниматься по индивидуальной программе или в группе выходного дня. Длительность курса – от 80 до 500 академических часов.

Обучение строится, как правило, в виде лекционных занятий. Однако это не значит, что 4 часа подряд слушатели только и делают, что пишут конспекты. Скучать им не приходится. Преподаватель регулярно «подбрасывает» интересные финансовые задачки, основанные на конкретных примерах (с несколько упрощенными цифрами). А слушатели предлагают варианты решений, опираясь на опыт своего предприятия. Но компании работают по-разному, поэтому возникают споры, и постепенно в обсуждение втягивается вся группа. Преподавателю лишь остается с помощью наводящих вопросов направить ход мысли в нужное русло. В итоге большинство занятий проходит в режиме таких «круглых столов».

От 100 рублей – к 100 миллиардам долларов

Цель программы – открыть секреты построения успешного бизнеса. Прежде всего слушатели должны усвоить понятие «финансовый менеджмент». Все привыкли думать, что бизнес создается ради получения прибыли. На самом деле это только одна из финансовых задач. Гораздо более важной является другая – рост стоимости компании.

Любое предприятие может стать объектом купли-продажи, и у каждого – своя цена: 100 рублей или $ 100 миллиардов. Разумеется, владелец заинтересован в ее постоянном повышении. При грамотном менеджменте именно это и происходит. Главную роль здесь играет, безусловно, финансовая служба предприятия. В ее состав могут входить финансовый директор, казначей, главный бухгалтер, главный финансовый контролер – то есть люди, которые контролируют движение денежных средств. Как правильно организовать такую службу, слушатели узнают на первом же занятии.

Тонкий вопрос – дивидендная политика. Необходимо так оптимизировать выплаты акционерам, чтобы они были довольны и в компании оставалось достаточное количество денег. Ведь для ее развития, а значит, и роста стоимости необходимы средства.

Далее – бухгалтерская отчетность. Финансовый менеджер любого уровня должен уметь читать бухгалтерские документы, понимать, что означают в них те или иные цифры.

Коротко о важном

Следующая часть программы – управленческий учет. Это наука о минимизации затрат, или о том, что делать, если предприятие становится убыточным. Конечно, преподаватель может лишь дать рекомендации для определенных случаев, а жизнь внесет свои коррективы. И тем не менее, теоретические знания помогают решать чисто практические задачи.

Затрагиваются и «политические» вопросы. Название темы звучит почти по-военному: финансовая стратегия и тактика предприятия. Нехватка денег для профессионала – серьезный «прокол». Даже если виноваты партнеры по бизнесу (не перевели вовремя средства за полученный товар, например), в его арсенале должны быть методы, позволяющие избежать финансовой катастрофы.

Отдельная тема – управление налогами. Это не тренинг по уклонению от выплат в государственную казну, а всего лишь рассказ об основных принципах налогового планирования. Однако владея такими знаниями, можно вполне законно сэкономить для компании немалые суммы.

Кроме того, финансовый менеджер должен знать о такой проблеме любого рынка, как слияния и поглощения, уметь обезопасить свою компанию от захвата. Речь, конечно, идет только о цивилизованных методах.

К сожалению, ни одно предприятие не застраховано от банкротства или «предбанкротного» состояния. На занятии по антикризисному управлению преподаватель расскажет, что делать в подобных случаях: распродавать активы, оптимизировать выплаты, работать с кредиторами и т. п.

Разумеется, все эти темы рассматриваются не так подробно, как, скажем, на экономических факультетах вузов, но базовые знания слушатели получат.

Кто построит бюджет?

Основной же акцент при обучении делается на финансовом анализе и финансовом планировании. Собственно, суть профессии в том и заключается, чтобы с высокой точностью прогнозировать возможные прибыли и убытки, предлагать выгодные способы размещения средств и уметь найти выход даже из кризисной ситуации.

А для этого надо знать, как строится бюджет компании. Преподаватель, например, может предложить игру-задание: придумать условное предприятие и разработать для него финансовый план. Чаще всего берется за основу небольшой завод или фабрика. Если кто-то из учащихся владеет хотя бы приблизительными цифрами о подобном производстве, он предоставляет эту информацию остальным. Затем каждый самостоятельно строит бюджет. Учитывается все: объем продаж, затраты на закупку сырья и оплату труда, транспортные расходы и т. д. Цифр очень много. В итоге все они должны быть сведены в прогнозный баланс, прогнозный отчет о движении денежных средств, прогнозный отчет о прибыли и убытках. Причем делается все, как в настоящих компаниях – по месяцам: чтобы заметить вовремя, если вдруг денег на что-то не хватит.

Работу ученики выполняют дома, примерно в течение месяца – параллельно прохождению программы. А на занятиях обсуждаются возникающие вопросы, анализируются допущенные ошибки. Такое задание позволяет не только попрактиковаться, но и увидеть пробелы в своих знаниях. По окончании обучения слушатели курсов сдают зачет.

·Многие серьезные курсы выпускают обучающие мультимедийные диски, которые содержат как теоретическую информацию, так и практические задания.

·В процессе разработки сейчас находятся «кейсы» (конкретные ситуации из жизни предприятий) для слушателей курсов. Проанализировав их, учащиеся должны будут предлагать свои решения, давать рекомендации. Такие задания развивают способность мыслить логично и нестандартно.

В чем разница между профессией бухгалтера и финансового менеджера?

Александр Борисов, преподаватель Ассоциации дополнительного профессионального образования:

– По большому счету, бухгалтер – это всего лишь учетчик того, что уже произошло: отгрузили товар, поступили деньги, начислили зарплату.

А финансист всегда живет будущим. Например, есть такое понятие в финансовом менеджменте, как «ущелье смерти» – момент, когда в компании начинает ощущаться нехватка денег. Если не планировать будущее, можно оказаться в этом «ущелье».

Финансист, в отличие от бухгалтера, серьезно занимается аналитикой. Он знает причины происходящего, понимает, какие факторы привели к той или иной ситуации. И способен найти пути, которые помогут избежать подобных ошибок в дальнейшем.

Содержание

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ФИНАНСИСТА

  • ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ИДЕАЛЬНОГО МЕНЕДЖЕРА ТУРФИРМЫ

    Любой руководитель турфирмы имеет собственное представление о желаемых качествах своих сотрудников. Существует, однако, несколько отличающихся в деталях обобщенных портретов идеальных работников крупных компаний, занимающихся продажей товаров или услуг. Такие портреты имеют свои национальные особенности…
    (Менеджмент в туристической фирме)

  • Целенаправленное формирование профессиональных качеств и навыковВ специалистов (руководителей)

    Развитие и реализация индивидуальных способностей работников будут способствовать повышению их творческой производительности и качества выполняемых ими функций, а следовательно, повышению эффективности работы коллектива фирмы в целом,В что позволит достичь поставленные предприятием цели. Выявление слабых…
    (Основы менеджмента)

  • В ЧЕМ СОСТОЯТ СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА?

    Социальный работник: — должен придерживаться и умножать цельность, этику, знание и миссию социальной работы; — защищать достоинство и цельность профессии; — критически оценивать и быть в центре знаний, касающихся социальной работы; — должен участвовать в накоплении знаний социальной работы, делиться…
    (110 вопросов и ответов по теории и практике социальной работы)

  • Целенаправленное формирование профессиональных качеств и навыков специалистов(руководителей)

    Развитие и реализация индивидуальных способностей работников будут способствовать повышению их творческой производительности и качества выполняемых ими функций, а следовательно, повышению эффективности работы коллектива фирмы в целом, что позволит достичь поставленных предприятием целей. Выявление слабых…
    (Антикризисное управление)

  • Профессиональный стандарт. Специалист по качеству продукции

    Регистрационный номер I. Общие сведения Профессиональная деятельность в области управления качеством продукции (услуг) (наименование вида профессиональной деятельности) ^од Основная цель вида профессиональной деятельности: Разработка, исследование, внедрение и сопровождение в организациях всех…
    (Управление качеством)

  • Профессионально-общественная аккредитация как форма контроля профессионального сообщества качества подготовки кадров.

    Помимо независимой оценки квалификаций (НОК) Нацсовет занимается также вопросами проведения профессиональнообщественной аккредитации (ПОА) профессиональных образовательных программ. В соответствии с пунктом 4 статьи 96 Федерального закона РФ № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»…
    (Национальная система профессиональных квалификаций)

  • Повышение качества развития системы непрерывного профессионального образования государственных служащих РФ

    Совершенствование процессов развития профессиональной компетентности государственных и муниципальных служащих Для максимально эффективной работы средств профессионализации необходимо наличие стимулирующих факторов, которые являются неотъемлемым условием становления государственного служащего как…
    (Развитие профессиональной компетентности государственных и муниципальных служащих РФ на современном этапе)

  • УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    Обоснование необходимости создания системы управления качеством в образовательных учреждениях В современных условиях высшее образование на основе дидактической триады «знания — умения — навыки» (ЗУН) (с основным акцентом на усвоение знаний) не отвечает требованиям быстро меняющегося мира. Социально-экономическое…
    (Менеджмент в организациях профессионального образования)

  • Белозерова Юлия Михайловна. Институциональные механизмы повышения качества профессионального образования в Российской Федерации

    В сфере профессионального образования в последние годы идут стремительные реформы. Трансформируются образовательные программы, изменяются правила приема абитуриентов, объединяются вузы, создаются национальные университеты, вводятся новые механизмы контроля качества учебно-методического обеспечения, в…
    (Повышение качества туристских услуг Российской Федерации)

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *