Как развить сельское хозяйство

Основные тенденции развития сельского хозяйства

Неудачная политика сельского хозяйства, проводимая в 90-е годы, отложила отпечаток на отрасль в целом, однако в 2000-е годы ситуация нормализовалась в связи с оказанием фермерам государственной поддержки и налаживанием системы агрострахования и кредитования, показатели развития отрасли начали расти.

Итоги 2015 года продемонстрировали превышение целевых значений Государственной программы, индекс производства сельхозпродукции во всех категориях хозяйств составил 103%. Валовый сбор зерна оказался на отметке 104,8 млн т, что превышает ожидаемый показатель Госпрограммы почти на 5%. Производство скота и птицы в 2015 году достигло 13,5 млн т, превысив значение 2014 года на 4,2%. Производство яиц выросло на 1,6%.

Это важно
Благодаря росту производства отечественной сельхозпродукции и введению Россией эмбарго в отношении ряда стран, в 2015 году сократился импорт продовольствия и сельскохозяйственного сырья.

Объем импорта продукции в 2014 году составил 39,9 млрд долларов США, в 2015 году он сократился до 26,5 млрд. За год на 30% снизился импорт свежего и мороженого мяса, на 44% — свежей и мороженой рыбы, на 36,5% — сыров и творога. При этом большая часть импортной продукции проходится на страны дальнего зарубежья и СНГ.

В 2015 году вырос экспорт сельхозпродукции: мяса птицы и свинины — на 20%. Возросла доля экспорта пшеницы и масла подсолнечного. Большая часть экспорта пришлась на страны дальнего зарубежья и СНГ.

В настоящее время ведется активная поддержка экспорта (институтами «ЭКСАР», «РОСЭКСИМБАНК», «Российский экспортный центр»). Наиболее перспективными экспортными позициями в 2016 году являются:

  • свинина и мясо птицы;
  • зерновые (пшеница, ячмень);
  • рыба и морепродукты;
  • растительные масла.

Одной из основных тенденций развития сельского хозяйства является техническая модернизация отрасли. Но в 2017 году прогнозируется небольшое снижение ее темпов, обусловленное девальвацией рубля и ростом стоимости импортного оборудования. Другим важным направлением является субсидирование сельхозтоваропроизводителей. Государство поддерживает тепличное овощеводство, свиноводство, развитие родительского стада, семеноводство и т. д.

Кстати
Интенсивное развитие тепличного овощеводства стало актуальным вследствие ухудшения отношения с Турцией. Однако спрос на внутреннем рынке недостаточен — среднестатистический россиянин потребляет свежих несезонных овощей в 2 раза ниже нормы — 11 кг в год.

Высокий уровень субсидирования сельского хозяйства привлекает на агрорынок крупных инвесторов. Однако и в области субсидирования остается нерешенным ряд проблем, к примеру, нерациональное распределение субсидий (выделяется значительная часть субсидий на поддержку животноводства, при этом остается неохваченной сфера кормопроизводства и т. п.). Аграрии давно жалуются на недостаточность субсидирования сферы модернизации и реконструкции хранилищ и теплиц.

Растет объем выданных кредитных ресурсов. В 2015 году предприятиям агропромышленного комплекса на проведение сезонных полевых работ было выдано кредитных ресурсов на сумму 263 млрд рублей (преимущественно «Россельхозбанком» и Сбербанком). В мае 2016 года показатель выданных кредитов вырос вдвое по сравнению с аналогичным периодом в 2015 году. Однако несмотря на официальную статистику увеличения объемов кредитования, уровень в среднем по стране снижается — финансируются крупные приоритетные проекты, а мелким крестьянско-фермерских хозяйствам (КФХ) по-прежнему сложно добиться государственной поддержки, приходится сталкиваться с бюрократизацией системы и многими подводными камнями: множество справок, различные экспертизы, скрытые условия, которые не прописываются в официальных документах.

В целом отрасль сельского хозяйства в России стабильно развивается, однако остается множество нерешенных вопросов. Производственные показатели ежегодно растут, однако на этом фоне основной проблемой в 2017 году может стать несоответствие спроса и предложения. На всех рынках в 2017 году отмечается снижение потребительского спроса, связанное с ухудшением платежеспособности населения. А это, в свою очередь, может привести к переполнению рынка и снижению цен на сельхозпродукцию.

Рассмотрим основные векторы развития отрасли и пути решения некоторых проблем, обозначенные в Государственной программе.

Цифры и факты
Несмотря на рост показателей отрасли, низкой остается заработная плата работников сферы сельского хозяйства. Так, в 2016 году она составляет 16 000 рублей в месяц.

Программа развития сельского хозяйства до 2020 года

В июле 2012 года произошло два крупнейших значимых события в сфере сельского хозяйства: во-первых, Россия присоединилась к ВТО, во-вторых, была утверждена «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы» (далее — Госпрограмма). Ее приоритетными направлениями являются:

  • достижение продовольственной безопасности России;
  • ускоренное импортозамещение мясной, молочной продукции, овощей открытого и закрытого грунта, семенного картофеля и плодово-ягодной продукции;
  • повышение конкурентоспособности российской продукции на внутреннем и внешнем рынках;
  • укрепление финансовой устойчивости предприятий АПК;
  • повышение эффективности использования земельных ресурсов;
  • экологизация производства;
  • в социальной сфере — развитие сельских территорий;
  • в институциональной сфере — развитие продуктовых подкомплексов и территориальных кластеров;
  • в научной и кадровой сферах — формирование инновационного агропромышленного комплекса.

По результатам проведения Госпрограммы к 2020 году должно произойти повышение удельного веса российских продовольственных товаров в общих ресурсах продовольственных товаров: зерна — до 99,7%, свекловичного сахара — до 93,2%, растительного масла — до 87,8%, картофеля — до 98,7%, мяса и мясопродуктов — до 91,5%, молока и молокопродуктов — до 90,2%.

Общее увеличение продукции сельского хозяйства всех категорий в 2020 году по отношению к 2012 году должно составить 24,8%. Уровень рентабельности сельхозпредприятий должен повыситься на 10–15%. Доведение соотношения уровней заработной платы в сельском хозяйстве и в среднем по экономике страны — до 55%. Увеличение производства картофеля — до 6 млн тонн, овощей открытого грунта — до 5,2 млн тонн, овощей защищенного грунта — до 1,4 млн тонн.

Также к 2020 году планируется увеличение площади многолетних насаждений на 65 000 гектаров.

Согласно Госпрограмме всего на развитие сельского хозяйство выделено 1,5 трлн рублей — сумма недостаточная — она не соответствует обязательствам РФ по развитию отрасли по нормам ВТО. Однако доклады региональных органов о предварительных итогах реализации Госпрограммы демонстрируют высокие показатели, соответствующие заявленным в Программе.

Ключевые направления развития сельского хозяйства в 2017 году

В продолжение темы анализа госпрограммы рассмотрим детальнее наиболее актуальные направления развития отрасли в 2017 году.

Импортозамещение в сельском хозяйстве

На сегодняшний день и в ближайшей перспективе импортозамещение является одним из ключевых и наиболее актуальных направлений развития сельского хозяйства. Импортозамещение приобрело особое значение после того, как в 2014 году Россия в ответ на санкции европейских стран, США, Канады, Австралии и Японии запретила импорт ряда продуктов, среди которых: мясо крупного рогатого скота, свинина, мясо домашней птицы, мясо соленое, копченое, сушеное, рыба, ракообразные, моллюски, молоко и молочная продукция, сыры, творог на основе растительных жиров, овощи, корнеплоды, фрукты, орехи.

По словам Министра сельского хозяйства Александра Ткачева, сегодня на прилавках магазинов 80% продуктов питания — отечественного производства и лишь 20% — зарубежного. По прогнозам Министра, в 2017 году урожай зерновых превысит 100 млн т, при том что внутренняя потребность в зерне оценивается в 70 млн т. Избыточным в 2017 году ожидается и урожай гречихи. Важно наращивать производство мяса скота и птицы, молока, овощей, плодово-ягодной продукции, винограда. Достаточных для внутреннего рынка показателей производства мяса и птицы планируется достичь через 2–3 года, молочной продукции — через 7–10 лет. Полное обеспечение российских потребителей отечественными овощами и фруктами прогнозируется через 3–5 лет.

Продовольственное эмбарго: 2 года спустя…
На прилавках покупателю больше всего не хватает следующих импортных продуктов:

  • сыры (бри, камамбер, дор блю);
  • рыба и морепродукты (тунец, лосось);
  • овощи и фрукты;
  • орехи и сухофрукты;
  • конфеты и другие сладости (арахисовое масло).

Повышение роли государства в развитии сельского хозяйства России

За последние несколько лет сельское хозяйство получило серьезный импульс для развития со стороны государства. Новые меры аграрной политики, зафиксированной в Госпрограмме, сводятся к активному участию государства в распределении и перераспределении денежных доходов в сельском хозяйстве, повышению уровня финансирования сельского хозяйства с усилением роли регионального финансирования, сезонному и универсальному кредитованию отрасли в рамках господдержки, обязательному госстрахованию сельского хозяйства (страхование рисков гибели или потери урожая и животных).

Сельхозтоваропроизводителям оказывается свыше 30-ти видов господдержки, одни из основных — субсидирование части процентной ставки по долгосрочным кредитам и погектаровая поддержка (субсидии рассчитываются из показателей урожайности с одного гектара).

Государство разработало ряд мер, нацеленных на поддержку начинающих фермеров: гранты на создание хозяйств (до 1,5 млн рублей и единовременную помощь на бытовое обустройство до 300 000 рублей), субсидирование инвестиционных кредитов, субсидирование части первого взноса по лизингу сельхозтехники.

Некоторые банковские институты, такие как «Россельхозбанк», постоянно обновляют линейку финансовых продуктов, направленных на развитие аграрного бизнеса (займы под залог скота, зерна или спецтехники, ссуды на приобретение земель, развитие пищевого и перерабатывающего бизнеса). Для представителей малого и среднего бизнеса действует ставка по годовому кредиту — от 15,95%. Кредитный портфель «Россельхозбанка» за один год (2014–2015) вырос на 13,2% и достиг более чем полутора триллионов рублей.

Современный агропромышленный комплекс в России в большинстве своем существует за счет кредитных средств. Сегодня стоит острая проблема нехватки инвестиций, особенно в долгосрочной перспективе.

Привлечение инвестиций

В текущем году проблема инвестирования является одним из основных ограничителей развития АПК. Несмотря на в целом благоприятную ситуацию, низкая доходность подавляющего количества сельхозпредприятий не позволяет надеяться на значительный приток инвестиций. Но инвесторов могут заинтересовать те сферы, для работы в которых компании получат субсидируемые кредиты, прежде всего это свиноводство, тепличное овощеводство, семеноводство, а также сферы производства продукции, ориентированной на экспорт (зерно и масличные).

Инвестирование практически в любой сегмент АПК является рискованным, однако, по мнению экспертов, 2017 год окажется удачным для вложений в производство молочной продукции (в частности сыров), свинины, птицы, рыбы.

Государство стимулирует приток инвестиций в АПК путем принятия новых мер. Так, замещение части прямых затрат по капитальному строительству предполагает возмещение средств инвестору до 20%. По отдельным проектам в области овощеводства инвесторы получат возмещение уже в этом году. В 2017 году на эту меру поддержки государство планирует выделить 16 млрд рублей.

На заметку
Средний срок окупаемости инвестиций в АПК — 4–5 лет.

Развитие собственной научной базы и технологичности отрасли

Основополагающим фактором для развития сельского хозяйства является подготовка квалифицированных кадров. Поэтому сегодня важно становление аграрных вузов. На данный момент в России действует 54 аграрных вуза, в общей сложности они выпускают по 25 000 специалистов ежегодно, что должно покрывать потребность АПК в молодых кадрах.

В настоящее время проводятся исследования по совершенствованию форм ведения сельского хозяйства, изыскания в области селекции и генной инженерии, выводятся новые виды растений и животных, более устойчивых к вредителям, жизнестойких, обладающих высокими продуктивными качествами.

Кроме того, важно развивать сферу кормопроизводства и ветеринарию.

Развитие фермерства

Согласно статистике в России работает 355 000 сельхозтоваропроизводителей, более половины из них — это индивидуальные предприниматели и малые предприятия. По данным АККОР (Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России), 38% сельских жителей в России хотели бы создать свое фермерское хозяйство.

Можно ли развивать фермерство в России? Безусловно, да. И тому есть наглядные подтверждения. Например, сегодня зоной интенсивного сельскохозяйственного производства является Орловская область, 90% всех земель региона — это земли сельхозназначения, в сельской местности проживает 300 000 человек, то есть 40% населения Орловщины. Развитие частных фермерских хозяйств — это направление, по которому движется отечественный АПК. Будущее сельского хозяйства России как за крупными предприятиями, так и за фермерами.

Все чаще и чаще со станиц прессы и с экранов телевизоров мы читаем и слышим о том, как пресытившиеся бешеным темпом мегаполисов горожане срываются с насиженных мест в поисках тихого семейного счастью на лоне природы. Это не значит, что они хотят жить в соломенной избушке и питаться черным хлебом с солью. Нет, они хотят обеспеченной, сытой, красивой жизни со всеми вытекающими составляющими — но при этом гулять в лесу, а не в сквере возле дома, купаться в реке, а не в хлорированном бассейне, пить парное молоко, а не пакетированное, воспитывать здоровых, розовощеких детей, а не болезненных геймеров-нелюдимов.

Конечно, рассуждения эти утрированы, но примеров того, как городские жители переезжают в село, более того — даже приезжают из-за границы, чтобы обосноваться в русской глубинке, — масса.

Так, овощевод из Якутска Хамид Исматуллаев работал таксистом, затем занимался поставками и вот несколько лет назад решил открыть собственное хозяйство по выращиванию огурцов, помидоров и зелени. Сегодня у него 6,5 гектаров земли закрытых теплиц, а также открытый грунт. Он является постоянным поставщиком продукции на рынок своего региона.

Наверное, многие слышали о Джастасе Уолкере, фермере американского происхождения из Красноярска, который наладил выпуск молочной продукции. На продажу он поставляет кефир, йогурты, сыры и свежее молоко. Уолкер говорит, что в России выгодно заниматься сельским хозяйством, потому что средняя семья тратит на продуктовую корзину 30–40% своего ежемесячного дохода, тогда как в США — 8%. Фермер в России может получать высоких доход, даже имея совсем маленькое хозяйство. Самая большая сложность — это получение земли. Приходиться сталкиваться с непробиваемой бюрократической стеной.

Цитата
«В России тяжело получить землю — расскажите об этом американским или европейским фермерам, и они подумают, что вы шутите!» (Дж. Уолкер)

Государство стимулирует развитие всех форм фермерства в России, и система отвечает взаимностью — рост показателей производства в сельском хозяйстве стабилен, несмотря на непростую политическую и экономическую обстановку. Вместе с тем в АПК остается ряд нерешенных острых проблем: низкий уровень доходности, закредитованность сельхозтоваропроизводителей, достаточно высокие процентные ставки, недостаточность модернизация и обновления технической базы. Государственная программа развития сельского хозяйства, утвержденная в 2012 году, должна решить большую часть проблем, выработать эффективную продовольственную политику, повысить эффективность сельхозпроизводства и конкурентоспособности отечественной продукции.

Пути развития сельского хозяйства

Участники круглого стола по вопросу «АПК Сибири и Дальнего Востока: стратегия развития. Проблемы устойчивого развития АПК регионов» увидели, как разрушаются родные пашни

Заседание круглого стола по вышеупомянутому вопросу проходило в рамках Байкальского экономического форума. С приветственным словом к участникам обратился первый заместитель председателя комитета по аграрно-продовольственной политике Совета Федерации Олег Шурдумов. Основным докладчиком выступил заместитель министра сельского хозяйства РФ Александр Козлов. Рассказывая о динамике развития отрасли за последнее время, чиновник обратил внимание на две тенденции. С 1990-го по 1998 год объемы производства сельскохозяйственной продукции упали почти в два раза. Но начиная с 1999 года сельскохозяйственное производство начинает демонстрировать положительную динамику развития. А в последнее время и вовсе из крайне убыточной отрасль начала постепенно превращаться в рентабельную.

В 2000 году доля прибыльных хозяйств в России составляла 45%. В 2005 году прибыльных хозяйств стало 62%. Очень быстро растет объем инвестиций, аграрный сектор стал более привлекательным. Заместитель министра обратил внимание присутствующих на то, что в последнее время крупным и малым сельхозпредприятиям стало легче получать кредиты, появились федеральные программы по снабжению производителей специальной техникой. Все это было подкреплено цифрами.

В этом году на Байкальский экономический форум были приглашены представители Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Так, на открытии присутствовал и. о. главы администрации Усть-Ордынского Бурятского автономного округа Олег Каньков. На круглый стол по вопросу аграрной политики были приглашены и приняли в нем участие главы всех шести районов автономии.

Большую роль в сельском хозяйстве России играют Сибирский и Дальневосточный округа. Здесь сосредоточено более 1/5 российских пашенных площадей, вырабатывается 18,5% валовой сельхозпродукции. Здесь производится 18% мяса и 15% зерна. Сообщив это присутствующим, докладчик перешел к перспективам, которые ждут нас в дальнейшем. В условиях современного мира главное в сельском хозяйстве — увеличение эффективности труда, которого можно добиться внедрением современных технологий.

На взгляд министерства, нужно сосредоточиться на следующих направлениях:

— Корректировка межотраслевых пропорций, включая доходы, цены, заработную плату. (Речь идет о том, что, например, цены на продукты и на энергию несоразмерны. Зарплаты в сельском хозяйстве самые маленькие в стране. Безработица в отрасли одна из самых больших. С этим надо бороться.)

— Обеспечение добросовестной конкуренции на продовольственных рынках — и прежде всего в отношении субсидированной импортной продукции. (За границей селянам помогают, поэтому у них продукты дешевле. Так вот их не надо бы пускать на наш рынок. Или пускать поменьше. И также помочь нашим селянам… По сравнению с 2000 годом объем импорта сейчас удвоился. Особенно подвержено внешнему влиянию животноводство, то есть производство мяса и молока.)

— Техническое и технологическое отставание. (Исследование развитых в сельском хозяйстве стран показывает, что все они пережили своего рода техническую революцию. Нам нужно внедрять новые технологии, оборудование, покупать племенной скот, бороться с болезнями животных и так далее.)

Александр Козлов доложил и о мерах, принимаемых Минсельхозом. В стране сейчас сложилась ситуация, когда важность развития АПК осознали все, включая Правительство РФ. Недаром один из приоритетных национальных проектов называется «Развитие АПК». Практически каждый выступающий на круглом столе проехался по так называемым либералам, которые не хотят вкладывать средства в село, а предлагают купить все за границей. Один из выступавших предложил этим нехорошим людям даже «пить нефть и занюхивать газом». Вот такой накал страстей.

Что касается мер, то разработано множество программ, которые призваны способствовать социальному развитию села, развитию виноградарства, производству льна, производству и переработке рапса, развитию научно-технического потенциала и так далее. Как отметил чиновник, почти все эти программы проходят согласование в других министерствах. Если в дальнейшем они будут приняты и «наполнены средствами, а с этим у нас часто возникают проблемы», то очень многие вопросы удастся решить.

Правительство разработало проект закона о поддержке сельского хозяйства. Проект этого закона будет в ближайшее время рассматриваться в Государственной думе во втором чтении. Этот законопроект имеет решающее значение и на его реализацию возлагаются большие надежды. Этот законопроект предусматривает государственную поддержку производителям сельхозпродукции.

Национальный проект развития АПК — о нем высказались практически все. Говоря о проекте в разрезе России, Александр Козлов отметил, что проект начал работать и набирает темпы. Фермы строятся, кредиты выбираются, скот закупается. Строится жилье для молодых специалистов на селе. Создаются потребительские кооперативы. Проект послужил импульсом, который заметно ускорил события.

Раскритиковал действия властей в помощи сельскому хозяйству председатель совета депутатов Алтайского края Александр Назарчук. Меры поддержки, по его мнению, абсолютно недостаточны. А вышеупомянутый закон недоработан и требует существенной корректировки. Аудитория шумно поддержала критику.

Начальник ГУСХ Иркутской области Александр Скворцов, рассказывая о ходе реализации АПК в регионе, заявил, что уже в этом году 1 миллиард бюджетных средств и кредитных ресурсов будет направлено в отрасль. Это в пять раз больше, чем в прошлом году. Развиваются в области интеграционные производства. Строятся фермы, закупается скот. Доминирующее положение сейчас в сельском хозяйстве занимает частный сектор. Здесь производится около 60 процентов валовой продукции.

Сверхактуальны потребительские кооперативы, и они уже действуют. Из запланированных 35 уже создано 20. В рамках нацпроекта работает областная программа по закупу молока у населения. Уже создано 70 пунктов, в том числе 14 — в Усть-Ордынском округе. Сбор молока уже в три раза больше, чем в прошлом году. Сеть кооперативов планируется существенно расширить. В этом году уже выдают кредиты предприятиям и частникам в рамках нацпроекта. Высказав ряд пожеланий в адрес федеральной власти, в числе прочего Александр Скворцов отметил, что для более успешного развития животноводства нужно бы предусмотреть гашение не только процентных ставок по кредитам, но и хотя бы 10% самого кредита.

Очень большой интерес вызвало выступление Владимира Паршикова, заведующего научно-методическим отделом Черноземного филиала Росземкадастрсъемки. Ученый продемонстрировал, как истощена почва многих районов России. В том числе демонстрировались уникальные архивные фотографии с воздуха. Аудитория видела пятна истощенной пашни Унгинской долины и многих других мест. Были продемонстрированы страшные песчаники Бурятии и овражные система Ставрополья, которые убивают ценную пахотную землю. Владимир Петрович рассказал, что система изучения почвы практически была уничтожена в последнее время, что и повлекло за собой катастрофические последствия. Аграрии не знают своей земли, не видят, как она истощается и, таким образом, живут лишь сегодняшним днем.

Если необходимые меры принять вовремя, даже истощенные пашни можно спасти. Хозяйственники задумались, и мне кажется, что этот круглый стол был ценен хотя бы из-за этого выступления. Можно много спорить о целесообразности и эффективности подобных заседаний, но одно подобное выступление, которое расширяет кругозор работников сельского хозяйства, стоит проведения двух круглый столов.

Пути развития сельского хозяйства в видении власти и населения Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

Первый этап — «Адаптация и накопление» (2007-2009 гг.) предполагает поддержку конкурентоспособности предприятий обрабатывающих отраслей промышленности и сельского хозяйства, улучшение регионального инвестиционного климата, сокращение оттока капитала, выход предприятий в рамках инвестиционных проектов на производственный режим. Также этап характеризуется нормативно-законодательной, проектно-инвестиционной, инфраструктурной подготовкой будущих направлений социально-экономического развития региона.

Второй этап — «Ускоренный рост и модернизация» (2010-2012 гг.) предполагает активную инвестиционную деятельность; качественные изменения в отраслевой и технологической структуре; техническую и технологическую модернизацию; диверсификацию экономических производств, ориентированных на потребности населения и местных предприятий; расширение хозяйственных связей по

использованию сырья. Большое внимание на этом этапе будет уделяться развитию производственной и технологической кооперации, особенно между предприятиями машиностроения и оборонно-промышленного комплекса, цветной металлургии, нефтехимии. Планируется изменение динамики развития регионов юга, запада и востока края.

Третий этап — «Развитие высокотехнологичных производств» (2012-2017 гг.) предполагает завершение модернизации машиностроения на информационно-индустриальной основе к 2017 г. Большая часть хозяйственного комплекса края будет использовать ресурсосберегающие и наукоемкие технологии. Возможно завершение основных проектов и мероприятий стратегии, способных кардинально изменить структуру экономики региона. В этот период край должен получить ощутимый результат активного использования преимуществ экономико-географического положения; значительно вырастает и благосостояние населения.

Раздел 7. МЕХАНИЗМЫ И ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «РАЗВИТИЕ АПК»

ПУТИ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В ВИДЕНИИ ВЛАСТИ И НАСЕЛЕНИЯ

В.В. Печенкина, к.э.н., доц., зам. зав. каф. Орловской региональной академии

государственной службы

Стратегические задачи развития агропромышленного комплекса и сельских территорий страны определены, в части ближайших ориентиров, в предложенных Президентом РФ приоритетных национальных проектах, в том числе и ПНП «Развитие АПК». Регионам предложено решать данные стратегические задачи применительно к традициям и потенциалу сельских территорий субъектов Федерации и разработать тактические решения поставленных задач в соответствии с программами, конкретными инновационными проектами и экономическими, финансовыми, организационными и управленческими механизмами. Эффективность же их реализации в определенной мере зависит от степени восприятия и преломления стоящих задач и путей их решения теми субъектами, на которых они рассчитаны, т.е. в данном случае на сельскими жителями. В этой связи очень важен мониторинг происходящего с целью последовательной адаптации задуманного «сверху» (задач руководства страны по развитию АПК) к нуждам, потребностям и установкам населения. Иначе: исходить из нужд и потребностей населения и территорий, сверяя их с государственными задачами и гиб-

ко адаптируя к ним, задействуя механизм личного экономического интереса.

В этих условиях существенно меняются и технологии хозяйственного и государственного управления, которые ориентируются на включение механизмов экономической заинтересованности индивидов в решении стратегических государственных задач.

Основная цель ПНП «Развитие АПК» на уровне страны состоит в формировании конкурентоспособного агропромышленного производства. Применительно к субъектам Федерации она диверсифицируется на три составляющие: инновационная основа развития отраслей АПК; ориентация на рациональность использования экономического и природного потенциала территорий; развитие мелкотоварного производства в малых формах хозяйствования и включение его в систему интеграционных отношений. Таким образом, две новых задачи связаны с инвестициями и капитальными вложениями, следовательно, кроме крупных разовых затрат дадут отдачу в средней или дальней перспективе; последняя задача рассчитана на краткосрочный период, не требует больших вложений, ориентирована на быструю

самоокупаемость и минимизацию экономических рисков с переносом последних на мелких субъектов хозяйствования. А в условиях субсидиарной ответственности, где, с одной стороны, стоят мелкие производители, а с другой -государство в лице его институтов и субъектов, становится важным учет экономических интересов разных сторон. В этой связи необходимо всестороннее знание того субъекта, на кого направлены управленческие решения: его

объективных и субъективных характеристик, социальных установок, потребностей, ценностных ориентаций и экономических интересов.

В проведенном Департаментом информационной политики Тюменской области при участии автора социологическом исследовании были выявлены совпадающие и разнонаправленные позиции в видении перспектив развития села со стороны властей и сельских жителей на начальном этапе реализации национального проекта в АПК1.

Респонденты рассматривают в единстве состояние производства, образ и качество жизни. Оценка жизненного уровня экспертами и сельскими жителями совпадает в общих тенденциях, с некоторой увеличенной долей негатива во взглядах рядовых жителей. Обеспокоенность различными сторонами жизни также в сущности идентична, в том числе и ранжирование проблем по остроте.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эксперты существенно больше информированы о национальных проектах, их источники получения информации более разнообразны, существенно выше оценены возможности корпоративных источников получения сведений. Почти аналогичны содержания знаний о существе национального проекта по АПК, то же относится и к удовлетворенности работой СМИ по освещению национального проекта. Столь же единодушно отношение к тому, как могут национальные проекты повлиять на жизнь людей — в большей степени с долей скепсиса.

Оценки о состоянии областного АПК также в основном совпадают у данных групп опрошенных, с той лишь разницей, что у сельских жителей несколько больше негатива. Эксперты изменения в АПК чаще оценивают более позитивно. Близки оценки улучшений и ухудшений тех или иных сторон действительности: в позитиве выделяются дотации на приобретение скота, в негативе — пессимистичный ответ: «Все ухудшилось» и низкие цены на сельскохозяйственную продукцию.

Удивительно, но факт, насколько совпадают мнения и относительно путей развития сельскохозяйственных предприятий, особенно

1 В ходе социологического исследования было опрошено 1100 респондентов из числа сельских жителей и 210 экспертов.

в ранжировании направлений, нуждающихся в развитии (табл. 1).

Близки позиции опрошенных относительно того, какие виды кооперативов нужны населению и предприятиям. В принципе идентичны и позиции групп опрошенных относительно направлений, которые могут способствовать росту сельскохозяйственного производства, с той лишь разницей, что для сельских жителей более значимо развитие ЛПХ и К(Ф)Х, а для экспертов — улучшение кадрового потенциала (табл. 2).

Нет больших различий у опрошенных и в составе их собственных ЛПХ, но вот картина о планах развития ЛПХ в чем-то совпадает, а в чем-то различается. Во многом совпадают ответы о желании расширить ЛПХ, но отсутствуют возможности для этого, однако доля сельских жителей здесь более значительна. На второе место вышел ответ о том, что есть для этого и возможности, и желание, но здесь уже выше доля экспертов. Встает вопрос: что же этому мешает? Больше и доля ответивших, что возможности для развития ЛПХ есть, но у них нет желания (здесь экспертов втрое больше, чем рядовых жителей). А мешает и тем и другим отсутствие средств (особенно у сельских жителей) и высокие цены на ресурсы, плохие возможности реализации выращенной продукции, а также нехватка техники (преобладают ответы сельских жителей).

Понятно преобладание положительных ответов на вопрос относительно информированности о кредитовании сельскохозяйственный производителей среди экспертов по сравнению с сельскими жителями. А вот проблемы, возникавшие при оформлении или обращениями за кредитами, одни и те же: высокие проценты за пользование ими, бумажная волокита, жесткие условия возврата кредита и отсутствие каких бы то ни было льгот. Это обстоятельство необходимо принять во внимание, поскольку развитие системы кредитования входит в число приоритетных сфер национального проекта по АПК. Однако визуальная оценка новой ситуации и практики говорит о том, что во многих регионах страсть финансово-кредитных организаций к бумажной волоките только возросла. Это, видимо, вызвано их стремлением минимизировать собственные риски несмотря на гарантии в этой сфере государственных и региональных властей.

И эксперты, и сельские эжители включили бы в свои планы получение кредитов для развития ЛПХ при условиях гарантии каких-то льгот и снижения платы за пользование кредитом, причем доля таковых среди экспертов выше. Жителей, не планирующих пользоваться кредитами, а соответственно, и развивать ЛПХ, значительно больше.

Направление развития Сельские жители Эксперты

Удельный вес, % Ранг Удельный вес, % Ранг

Углубление специализации 10,3 6 19,0 6

Развитие переработки 20,8 5 30,5 5

Улучшение сбыта 42,5 2 51,4 2

Обновить материально-техническую базу 65,7 1 88,6 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Привлечение инвестиций 25,5 3 35,2 4

Привлечение специалистов 23,6 4 34,3 3

«Оставить все как есть» 1,5 8 0,5 7

Другое 3,0 7 0,0 —

2. Что нужно развивать для роста сельскохозяйственного производства

Направление развития Сельские жители Эксперты

Удельный вес, % Ранг Удельный вес, % Ранг

Крупные агрофирмы 40,4 2 51,0 2

Узкоспециализированное производство 11,7 6 10,5 6

Переработку продукции 30,5 3 34,3 3

ЛПХ и К(Ф)Х 28,3 4 23,8 5

Кадровый потенциал 13,9 5 27,6 4

Социальную инфраструктуру, жилье 42,9 1 55,7 1

Другое 2,4 7 7

Размеры кредитов, которые хотели бы взять опрошенные, существенно выше у группы экспертов. Это естественно, группа в основном состоит из специалистов, они обладают большими возможностями по развитию конкурентоспособного мелкотоварного производства в ЛПХ или в К(Ф)Х, а также в малом бизнесе. Однако и те, и другие хотели бы взять кредит под небольшой процент. Это также объясняется необходимостью страхования собственных рисков.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Близки и объяснимы цели, на которые респонденты потратили бы кредит: это строительство жилья или хозяйственных построек, в первую очередь. Далее для сельских жителей важно собственно развитие ЛПХ, либо (К(Ф)Х) -закупка техники, племенного скота.

Для одной и другой групп опрошенных предпочтителен банковский кредит. К сожалению, даже эксперты-специалисты не видят потребности в развитии кредитной кооперации. Причина, видимо, в том, что о ее сути, технологиях, выгодах мало что известно, несмотря на накопленный в ряде регионов страны опыт. Это может быть заказом для СМИ необходимо освещать богатый отечественный и зарубежный опыт.

Более значимы различия в информированности опрошенных групп относительно лизинга: среди экспертов осведомленность о лизинговых схемах более чем втрое выше, а отсутствие знаний об этой сфере преобладает у рядовых жителей. Однако тем и другим чаще всего не приходилось самим пользоваться этим видом услуг, но почти в 10 раз среди экспертов больше тех, кто лизингом пользовался в сравнении с сельскими жителями. Вместе с тем и

те, и другие указали в числе проблем невыгодные условия лизинга и отсутствие средств для него. Больших планов в отношении лизинга в ближайшей перспективе не имеют ни те, ни другие, но некоторая часть экспертов хотела бы прибегнуть к нему с целью покупки машин и техники.

Судя по результатам опроса, в этой сфере заключены самые большие проблемы реализации национального проекта по АПК, как в части создания системы, так и в адаптации ее в сознании жителей. Быстрая отдача может быть лишь при положительном опыте использования лизинга, его приемлемости к потребностям и возможностям жителей и предприятий, а также при активном освещении этого опыта и сущности лизинговых схем в средствах массовой информации.

Ну и, наконец, необходимо отметить, что планы на будущее по тенденциям сильно не различаются, но все же отличия имеются. Если из рядовых жителей хотела бы продолжить работу на прежнем месте половина, то среди экспертов — уже более двух третей. В 3 раза чаще отмечены планы сменить работу среди сельского населения в сравнении с группой экспертов, аналогично обстоит дело и с теми, кто не имеет никаких планов. Здесь, вероятно, играют роль несколько факторов: чуть более высокий уровень заработной платы, содержание выполняемой работы и ее статус, а следовательно, стабильность и уверенность в ближайшей перспективе у экспертов. В этих условиях логично в реализации национальных проектов ориентироваться на специалистов, а также на кадровый потенциал.

Таким образом, явно напрашивается вывод о необходимости развития многопро-фильности сельского хозяйства, стимулирования как крупного (индустриального), так и

мелкотоварного производства, поддержки со стороны государства социальной составляющей экономической политики в отношении сельского хозяйства и развития территории.

ОСОБЕННОСТИ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СРЕДЫ И РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Г.Н.Никонова, д.э.н., чл-кор. РАСХН, зав. отд.

Северо-Западного НИИ экономики и организации сельского хозяйства

Новый этап в сельском развитии, начавшийся в 2006 г., связан с реализацией ПНП «Развитие АПК», принятием Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» и последующей разработкой государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы». Это означает, что государственная политика эволюционирует в направлении расходования крупных объемов государственных средств, предназначенных для сельской местности, т.е. территории страны, которая, по определению ряда ученых и практиков, представляет собой «зону национального бедствия».

Так, в рамках только одного лишь из направлений ПНП — «Ускоренное развитие животноводства» в 2006-2007 гг. на субсидирование 2/3 ставки рефинансирования Банка России по кредитам коммерческих банков на срок до восьми лет из федерального бюджета будет выделено 6,63 млрд р. Это позволит привлечь в отрасль около 80 млрд р. кредитных ресурсов и планировать увеличение за два года объемов производства мяса на 7%, молока — на 4,5% при стабилизации поголовья крупного рогатого скота.

Между тем новая государственная политика, инициируемая на высоком правительственном уровне, реализуется в условиях неэффективной структуры собственности на землю, неупорядоченных имущественных отношений, низкого качества рабочей силы и т.д. Особенности современной институциональной среды не позволяют устранить причины убыточности и неконкурентоспособности сельскохозяйственного производства и исключают возможность автоматического выхода пред-приятий-участников ПНП на траекторию устойчивого развития. В крайне неблагоприятных экономических условиях после более чем десятилетнего периода деградации отрасли эти инвестиционно-структурные меры не делают институциональную среду адекватной требованиям создания успешных организаций и эффективных зон производства продукции. Иллюзия «самодостаточности» сельскохозяйственных организаций в ходе реализации национального проекта может привести к отрицательным по-

следствиям. Задачи, поставленные при реализации ПНП, не должны ориентировать только на замедление или прекращение спада производства, пока не устранены главные причины депрес-сивности экономики аграрного сектора, а именно:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— неблагоприятные условия для воспроизводственного процесса и предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве при существующем диспаритете цен и уровне государственной поддержки;

— дальнейшее разрушение и деградация ресурсного потенциала сельского хозяйства, препятствующие формированию конкурентоспособных и устойчивых в рыночных условиях сельхозтоваропроизводителей;

— неблагоприятные демографические тенденции на селе;

— резкая дифференциация сельскохозяйственных предприятий по размерам производства и финансовому положению в сочетании с преобладанием низкоэффективных трудозатратных технологий и т.д.

В основе финансирования направлений ПНП лежит принцип селективности, т.е. избирательности регулирования производства, когда в условиях ограниченности ресурсов средства концентрируются для достижения определенных приоритетных целей. Следовательно, предполагается, что предприятия — участники проекта должны выступать как «полюса развития» в отрасли и своим потенциалом и результативностью нововведений обеспечивать высокий мультипликативный эффект, распространяя его на другие сельскохозяйственные организации. Безусловно, «полюса развития» как генераторы и потребители технологических инноваций в процессе диффузии нововведений обеспечивают большой экономический эффект. Однако селективная политика выделения ресурсов может быть эффективной только при дополнении ее политикой гармонизированного роста, осуществляемой непосредственно государством как координатором экономической деятельности применительно ко всем субъектам предпринимательства на селе.

Приоритетный национальный проект «Развитие АПК», направленный на ликвидацию технологического отставания отрасли животноводства, реализовывался в течение 2006 г.,

ОСОБЕННОСТИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

Опубликовано в 2016, Выпуск Июнь 2016, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ | Нет комментариев

Давыдова Ю.В.

Кандидат экономических наук, Вятская государственная сельскохозяйственная академия

ОСОБЕННОСТИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

Аннотация

Целью данной статьи является исследование основных особенностей сельского хозяйства, оказывающих существенное влияние на деятельность организаций отрасли. Согласно стратегии развития экономики страны, сельское хозяйство является одной из наиболее приоритетных отраслей народного хозяйства, поэтому повышение стабильности сельскохозяйственного производства является важной задачей. В исследовании выявлены основные проблемы, мешающие динамичному развитию отрасли, повышению эффективности аграрного производства.

Ключевые слова: сельское хозяйство, эффективность, факторы влияния.

Davydova Yu.V.

PhD in Economics, Vyatka State Agricultural Academy

THE FEATURES OF AGRICULTURE INFLUENCING EFFICIENCY OF AGRICULTURAL PRODUCTION

Abstract

Keywords: agriculture, efficiency, influence factors.

В сельском хозяйстве протекают те же экономические процессы и законы, как и во всех остальных отраслях народного хозяйства. Однако отрасли присущи специфические особенности, которые оказывают существенное влияние не только на эффективность деятельности, но и на само протекание производственного процесса.

Так, Б.И. Смагин в своей работе «Экономический анализ и статистическое моделирование аграрного производства» выделяет следующие особенности :

  1. Рынок сельскохозяйственной продукции по своей сути наиболее близок к рынку совершенной конкуренции. На рынке действует значительное количество продавцов, однако ни один из них не производит достаточно большой объем продукции для оказания влияния на установление цены. Сельхозтоваропроизводители вынуждены соглашаться с той ценой, которую их предлагают потребители. В связи с этим в отечественном сельском хозяйстве диспаритет цен существенен. При этом несоответствие роста цен на продукцию сельского хозяйства наблюдается не только по отношению к росту цен на используемые в производстве ресурсы, но и по отношению к темпу роста цен на продукцию переработки.

По этим причинам сельское хозяйство находится в менее выгодных условиях, что изначально оказывает негативное влияние на эффективность производства.

  1. Согласно многочисленным исследованиям была выявлена низкая эластичность спроса на продукцию сельского хозяйства как по цене, так и по доходу. То есть при росте доходов населения продажи продуктов питания растут не соразмерно. Однако, как утверждает автор, в условиях несоответствия потребления продуктов питания медицинским нормам и низких доходов населения, спрос становится эластичным. Рост доходов наименее обеспеченной категории населения приведет к росту спроса на продукцию.

Помимо этого, по мнению автора, имеется постоянный спрос на сельскохозяйственное сырье со стороны отраслей пищевой, легкой, комбикормовой промышленности.

  1. В сельском хозяйстве получение доходов от производства продукции происходит с лагом запаздывания. В условиях высокой инфляции это приводит к обесценению выручки по сравнению с затраченными средствами на производство.
  2. Для сельского хозяйства характерна сезонность производства, что связано с несовпадением периода работы и периода производства. Сезонность существенно влияет на использование ресурсного потенциала, на организацию процесса производства и в целом на эффективность деятельности организаций отрасли.
  3. Автор в качестве особенности сельского хозяйства выделил низкую подвижность трудовых ресурсов в сельском хозяйстве. Не смотря на продолжающийся отток населения из сельской местности, темпы его снижения не равны темпам падения доходов сельского хозяйства. Автор связывает это с консервативностью поведения сельских жителей, с привязанностью к устоям жизни.

На наш взгляд, это не является таковым. Проведенное исследование эффективности сельского хозяйства Кировской области выявило, что в последние годы наблюдается постоянный рост производительности труда сельскохозяйственных работников, сальдированный финансовый результат организаций отрасли в течение большей части анализируемого периода повышался. Однако это не смогло приостановить сокращение сельского населения. На наш взгляд, превалирующим фактором в данном случае будет являться низкий уровень оплаты труда в отрасли, не способный обеспечить достойное существование населения.

  1. Существенная зависимость от погодных условий, которую окончательно не позволяют сгладить ни высокий уровень агротехники, ни передовые технологии. В результате уровень доходов сельскохозяйственного производства трудно спрогнозировать достоверно.
  2. В сельском хозяйстве уровень внедрения передовых технологий остается низким. Также наблюдается отставание в уровне развития инфраструктуры.

В целом выделяют следующие особенности отрасли, которые оказывают влияние на деятельность сельскохорганизаций :

В – первую очередь, это зависимость от природы. Причинами снижения доходов являются погодные условия, значительная протяженность сельскохозяйственных производств в пространстве, а также зависимость производства от биологических особенностей используемых ресурсов.

Ухудшение погодных условий приводит к снижению урожайности сельскохозяйственных культур, что в свою очередь отражается на снижении объемов производства, увеличении издержек производства и потере сельхозпредприятиями части прибыли.

Территориальная протяженность большинства сельскохозяйственных организаций приводит к снижению контроля и координации деятельности отдельных подразделений, не соблюдению сроков выполнения работ.

Процесс производства в сельском хозяйстве связан с использованием живых организмов и зависит в большей степени от их физиологических особенностей. Несоблюдение сроков и продолжительности выполнения работ (слишком ранний посев, затянувшаяся уборка урожая) могут привести к потере части продукции и снижению прибыли. Кроме того, длительность производственного цикла приводит к тому, что производители не могут быстро реагировать на изменение рыночной конъюнктуры, вследствие чего часть продукции может оказаться невостребованной на рынке.

Во – вторых, фактором, влияющим на эффективность, в сельском хозяйстве является невысокое качество и недостаточное количество используемых ресурсов, в частности посевных материалов, удобрений, что делает величину урожайности в большей степени зависимой от погодных условий. К потерям продукции также приводит нехватка и физическое и моральное устаревание техники. Высокая стоимость и отсутствие финансовых возможностей не позволяют хозяйствам модернизировать машинотракторный парк и снизить влияние этого фактора.

В – третьих, особенности рынка, которые связаны с особенностями реализации сельскохозяйственной продукции. Причинами снижения доходов являются усиление конкуренции между товаропроизводителями, увеличение затрат на транспортировку продукции, неблагоприятное изменение соотношения спроса и предложения на рынке. В большинстве случаев закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию устанавливают предприятия переработки, для которых выгодно их поддерживать на невысоком уровне. Для того чтобы покрыть издержки производства и в силу ужесточения конкуренции сельхозпредприятия вынуждены соглашаться на такие условия.

В – четвертых, производственный процесс в сельском хозяйстве характеризуется длительностью с ярко выраженной сезонностью. Сезонность производства продукции приводит к неравномерному поступлению доходов, что связано со специализацией хозяйств.

Однако сельское хозяйство вследствие объективной причины возникновения некоторых рисков имеет больше рыночных возможностей по адаптации к данным условиям. Это связано с действием экономических законов – продовольствие характеризуется низкой эластичностью спроса, так как является товаром первой необходимости. По этому, производство данных товаров не подвержено существенным изменениям, невзирая на падение доходов населения или же увеличение потребительских цен.

В-пятых, источников снижения эффективности может являться изменение экономической политики государства в отношении сельскохозяйственного производства. К данной группе относятся установление протекционизма или, наоборот, либерализация экономики, ужесточение или ослабление налогового бремени.

Все вышеперечисленные особенности сельскохозяйственного производства занижают его эффективность, ставят в менее выгодные условия по сравнению с другими отраслями, что требует обязательного регулирования аграрной сферы со стороны государства.

Большая часть рассмотренных особенностей сельского хозяйства имеет объективный характер, следовательно, организации могут управлять данными явлениями с целью снижения отрицательных последствий.

Литература

  1. Смагин Б.И. Экономический анализ и статистическое моделирование аграрного производства : монография. – Мичуринск: Изд-во Мичурин. гос. аграр. ун-та, 2007. – 153 с.
  2. Экономика сельского хозяйства /В. Т. Водянников, Е. Г. Лысенко, А. И. Лысюк и др.; Под ред. В. Т. Водянникова. — М.: КолосС, 2007. — 390 с: ил.
  3. Экономика сельского хозяйства : Учебник для высших учебных заведений / Н.Я. Коваленко, Ю.И. Агирбов, Н.А. Серова и др. – М.: ЮРКНИГА, 2004. – 384 с.

References

3. Сельское хозяйство как отрасль народного хозяйства.

  • •»Экономика сельского хозяйства».
  • •1. Предмет науки «Экономика сельского хозяйства».
  • •2. . Методы исследования в экономике сельского хозяйства.
  • •3. Сельское хозяйство как отрасль народного хозяйства.
  • •4. Особенности сельского хозяйства как отрасли народного хозяйства.
  • •5. Развитие сельского хозяйства Республики Беларусь
  • •6. Понятие, сущность и цель функционирования апк
  • •7. Апк и его структура
  • •8. Производственная и социальная структуры апк.
  • •9. Организационно — экономический механизм хозяйствования в апк.
  • •10. Рынок в апк, понятие, функции
  • •11. Рынок сельскохозяйственной продукции
  • •12. Рыночный механизм и его элементы.
  • •13. Реформирование предприятий апк
  • •16, 17, 18. Разгосударствление и приватизация государственных сельскохозяйственных предприятий
  • •19.Сущность и функции цен в сельском хозяйстве.
  • •20.Система цен и тарифов в сельском хозяйстве. Государственное регулирование цен на аграрном рынке.
  • •21.Методология обоснования регулируемых цен.
  • •22. Валовой и чистый доход прибыль и рентабельность в сельском хозяйстве
  • •23. Энергетические ресурсы сельского хозяйства
  • •24. Для оценки эффективности организации использования машинно-тракторного парка применяется система показателей.
  • •1 Показатели интенсивности использования тракторного парка:
  • •2 Показатели продуктивности использования тракторного парка:
  • •3 Показатели экономичности использования тракторного парка:
  • •25. Экономическая эффективность использования автомобильного парка
  • •27. Экономическая оценка применения новой техники в аграрном производстве
  • •29. Состав и структура земельных фондов Республики Беларусь
  • •30. Земельная реформа, система земельных отношений, земельная собственность .
  • •32. Земельный кадастр.
  • •33, 34. Земельная рента. Экономическая оценка земель.
  • •35. Факторы и пути повышения эффективности использования земель в сельском хозяйстве.
  • •36. Понятие трудовых ресурсов. «Рабочая сила» и трудовой потенциал. Особенности использования трудовых ресурсов в сельском хозяйстве.
  • •37. Рынок труда, проблема сельской безработицы.
  • •38, 39. Показатели обеспеченности и эффективности использования трудовых ресурсов.
  • •40, 41. Сущность и характеристика производительности труда. Показатели производительности труда и их определение.
  • •42. Пути повышения производительности труда.
  • •43, 44. Сущность, классификация и структура основных фондов.
  • •45., Показатели обеспеченности основными фондами
  • •46. Виды стоимостных оценок основных фондов.
  • •47, 48. Износ и амортизация основных фондов. Способы и методы начисления амортизации.
  • •49. Эффективность использования основных фондов на предприятиях апк.
  • •50. Сущность, классификация и воспроизводство оборотных фондов предприятий апк.
  • •51. Экономическая эффективность использования и Система показателей обеспеченности и эффективности использования оборотных фондов на предприятиях сельского хозяйства.
  • •52. Пути повышения эффективности использования оборотных фондов на предприятиях апк.
  • •53. Понятие и виды инвестиций в аграрный сектор экономики. Капитальные вложения.
  • •54. Экономическая эффективность инвестиций и капитальных вложений.
  • •55. Факторы и пути повышения экономической эффективности инвестиций в апк.
  • •56. Экономическая эффективность способов доения коров
  • •57, 58. Понятие и экономическая сущность интенсификации производства.
  • •59.Понятие, элементы и особенности материально-технической базы апк
  • •60. Понятие специализации в экономике сельского хозяйства. Формы специализации сельскохозяйственных предприятий.
  • •61.Принципы сочетания отраслей. Показатели эффективности специализации.
  • •62. Сущность концентрации производства ее формы.
  • •63. Основные показатели экономической эффективности с/х.
  • •64. Пути повышения экономической эффективности с.Х. Производства.
  • •65..Себестоимость как экономическая категория.
  • •67. Основы методологии исчисления себестоимости продукции и услуг на предприятиях апк.
  • •68. Экономическая эффективность удобрений
  • •69. Экономическая эффективность товарных и кормовых культур.
  • •70. Пути снижения себестоимости.
  • •71. Экономическая сущность и особенности расширенного воспроизводства в с.Х.
  • •72. Воспроизводство и распределение валового продукта сельского хозяйства

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *