Исполнительные органы РФ

Правительство Российской Федерации

Правительство
Российской Федерации


Эмблема Правительства Российской Федерации


Дом правительства Российской Федерации
Москва, Краснопресненская набережная, 2

Общая информация

Страна

Россия

Юрисдикция

Россия

Дата создания

25 декабря 1993 года

Предшествующее ведомство

Совет министров РСФСР

Штаб-квартира

Почтовый адрес: Краснопресненская набережная, дом 2, Москва, Россия, 103274

Число сотрудников

1453 (численность аппарата правительства, 2018)

Председатель

Дмитрий Медведев

Сайт

Медиафайлы на Викискладе

Правительство Российской Федерации — высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации. Подотчётно президенту Российской Федерации и подконтрольно Государственной Думе.

Статус и порядок его деятельности определены главой 6 Конституции Российской Федерации и положениями Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации».

Первое правительство Медведева сложило свои полномочия 7 мая 2018 года после инаугурации Владимира Путина.

> История См. также: История правительства России

Полномочия

Правительство Российской Федерации осуществляет свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и нормативных указов президента Российской Федерации (статья 2 Закона «О Правительстве Российской Федерации»).

На основании статьи 114 Конституции Российской Федерации правительство осуществляет следующие полномочия:

  • разрабатывает и представляет Государственной думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной думе отчёт об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной думе ежегодные отчёты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной думой;
  • обеспечивает проведение в государстве единой финансовой, кредитной и денежной политики;
  • обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
  • осуществляет управление федеральной собственностью;
  • осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики государства;
  • осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
  • осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами президента Российской Федерации.

На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов президента Российской Федерации правительство издаёт постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Подзаконные постановления и распоряжения правительства обязательны к исполнению в Российской Федерации. Постановления и распоряжения правительства в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам президента Российской Федерации могут быть отменены президентом Российской Федерации.

Личный приём граждан членами правительства осуществляют в порядке ст. 126 Постановления правительства РФ от 01.06.2004 № 260 «О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации» и ст. 13 Федерального Закона № ФЗ-59 «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ».

Состав правительства Российской Федерации

Правительство Российской Федерации состоит из председателя Правительства Российской Федерации, заместителей председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

Председатель Правительства Российской Федерации назначается президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы. В случае трёхкратного отклонения Государственной Думой представленных кандидатур, президент Российской Федерации назначает председателя правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы депутатов. Президент России не имеет права распускать Государственную Думу на основании статьи 117 конституциии в течение года после её избрания, также нельзя распустить Думу на основании статей 111 и 117 конституции в течении шести месяцев до окончания полномочий президента РФ, а также в период действия военного или чрезвычайного положения на всей территории государства, а также в случае инициирования Государственной думой процедуры отрешения президента от должности в порядке импичмента.

Заместители председателя Правительства Российской Федерации и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности президентом Российской Федерации по предложению председателя Правительства Российской Федерации.

Структура федеральных органов исполнительной власти (Правительства Российской Федерации) утверждается указом президента на основании предложения председателя правительства Российской Федерации, направляемого в течение недельного срока после его назначения (статья 112 Конституции Российской Федерации).

В результате административной реформы 2004 года уточнён статус и распределение функций между федеральными министерствами, федеральными службами и федеральными агентствами. Кроме того, федеральные органы исполнительной власти разделены на находящиеся в курировании президента Российской Федерации (так называемые «силовые ведомства») и Правительства Российской Федерации.

Члены правительства

Основная статья: Второе правительство Медведева

Должность Портрет Имя и фамилия Партия Дата вступления в должность

Председатель правительства
Дмитрий Медведев Единая Россия 8 мая 2018
Заместители председателя правительства
Первый заместитель председателя Правительства Российской Федерации
по вопросам финансово-экономической политики
Антон Силуанов Единая Россия 18 мая 2018
Заместитель председателя Правительства Российской Федерации
по вопросам культуры, туризма и спорта
Ольга Голодец Единая Россия 21 мая 2012
Заместитель председателя Правительства Российской Федерации
по вопросам социальной политики
Татьяна Голикова Единая Россия 18 мая 2018
Заместитель председателя Правительства Российской Федерации
по вопросам топливно-энергетического

комплекса, промышленности и торговли

Дмитрий Козак Единая Россия 14 октября 2008
Заместитель председателя Правительства Российской Федерации
по вопросам строительства, ЖКХ и регионального развития
Виталий Мутко Единая Россия 19 октября 2016
Заместитель председателя Правительства Российской Федерации
по вопросам транспорта, связи и

цифровизации экономики

Максим Акимов Единая Россия 18 мая 2018
Заместитель председателя Правительства Российской Федерации
по вопросам оборонно-промышленного комплекса и ракетно-космической отрасли
Юрий Борисов Беспартийный 18 мая 2018
Заместитель председателя Правительства Российской Федерации
по вопросам агропромышленного комплекса, природных ресурсов и экологии
Алексей Гордеев Единая Россия 18 мая 2018
Заместитель председателя правительства,
руководитель аппарата правительства
Константин Чуйченко Единая Россия 18 мая 2018
Заместитель председателя правительства,
полномочный представитель президента РФ в Дальневосточном федеральном округе
Юрий Трутнев Единая Россия 31 августа 2013
Министры

Министр внутренних дел
Владимир Колокольцев Единая Россия 21 мая 2012

Министр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям
и ликвидации последствий стихийных бедствий
Евгений Зиничев Беспартийный 18 мая 2018

Министр здравоохранения
Вероника Скворцова Беспартийная 21 мая 2012

Министр иностранных дел
Сергей Лавров Единая Россия 9 марта 2004

Министр культуры
Владимир Мединский Единая Россия 21 мая 2012

Министр обороны
Сергей Шойгу Единая Россия 6 ноября 2012

Министр просвещения
Ольга Васильева Беспартийная 18 мая 2018

Министр науки и высшего образования
Михаил Котюков Беспартийный 18 мая 2018

Министр по делам Северного Кавказа
Сергей Чеботарёв Беспартийный 18 мая 2018

Министр по развитию Дальнего Востока и Арктики
Александр Козлов Единая Россия 18 мая 2018

Министр природных ресурсов и экологии
Дмитрий Кобылкин Единая Россия 18 мая 2018

Министр промышленности и торговли
Денис Мантуров Единая Россия 21 мая 2012

Министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций
Константин Носков Беспартийный 18 мая 2018

Министр сельского хозяйства
Дмитрий Патрушев Беспартийный 18 мая 2018

Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства
Владимир Якушев Единая Россия 18 мая 2018

Министр спорта
Павел Колобков Беспартийный 19 октября 2016

Министр транспорта
Евгений Дитрих Беспартийный 18 мая 2018

Министр труда и социальной защиты
Максим Топилин Единая Россия 21 мая 2012

Министр финансов
Антон Силуанов Единая Россия 16 декабря 2011

Министр юстиции
Александр Коновалов Единая Россия 12 мая 2008

Министр экономического развития
Максим Орешкин Единая Россия 30 ноября 2016
Министр энергетики Александр Новак Единая Россия 21 мая 2012

Координационные и совещательные органы правительства

Портал:Политика

Россия

Статья из серии
Политическая система
России

  • Правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации
  • Правительственная комиссия по бюджетным корректировкам на очередной финансовый год и плановый период
  • Правительственный совет по развитию отечественной кинематографии
  • Правительственная комиссия по вопросам охраны здоровья граждан
  • Правительственная комиссия по вопросам социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа
  • Правительственная комиссия по координации деятельности открытого правительства
  • Государственная комиссия по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области
  • Правительственная комиссия по обеспечению безопасности дорожного движения
  • Правительственная комиссия по экономическому развитию и интеграции
  • Правительственная комиссия по вопросам конкуренции и развития малого и среднего предпринимательства
  • Правительственная комиссия по развитию жилищного строительства
  • Правительственная комиссия по миграционной политике
  • Правительственная комиссия по территориальному планированию в Российской Федерации
  • Правительственная комиссия по инвестиционным проектам, имеющим общегосударственное, региональное и межрегиональное значение
  • Государственная пограничная комиссия
  • Морская коллегия при Правительстве Российской Федерации
  • Авиационная коллегия при правительстве Российской Федерации
  • Комиссия по экспортному контролю Российской Федерации
  • Правительственная комиссия по обеспечению реализации мер по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций, а также организаций оборонно-промышленного комплекса
  • Комиссия по вопросам религиозных объединений при правительстве Российской Федерации
  • Комиссия правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности
  • Аттестационная комиссия правительства Российской Федерации
  • Комиссия по организации подготовки управленческих кадров для организации народного хозяйства Российской Федерации
  • Правительственная комиссия по развитию телерадиовещания
  • Правительственная комиссия по проведению административной реформы
  • Правительственная комиссия по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления
  • Комиссия правительства Российской Федерации по вопросам агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов
  • Правительственная комиссия по мониторингу и оперативному реагированию на изменение конъюнктуры продовольственных рынков
  • Правительственная комиссия по обеспечению российского присутствия на архипелаге Шпицберген
  • Правительственная комиссия по транспорту
  • Правительственная комиссия по связи
  • Правительственная комиссия по недопущению негативных последствий техногенной аварии, вызванной затоплением рудника Верхнекамского месторождения калийно-магниевых солей в г. Березники (Пермский край)
  • Правительственная комиссия по вопросам топливно-энергетического комплекса, воспроизводства минерально-сырьевой базы и повышения энергетической эффективности экономики
  • Правительственная комиссия по вопросам развития электроэнергетики
  • Правительственная комиссия по вопросам социально-экономического развития Республики Крым и г. Севастополя (с 15 июля 2015)
  • Совет по развитию лесного комплекса при правительстве Российской Федерации
  • Совет при правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере
  • Российская трёхсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений
  • Правительственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав
  • Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО
  • Правительственная комиссия по делам соотечественников за рубежом
  • Комиссия по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при правительстве Российской Федерации
  • Совет по грантам правительства Российской Федерации для государственной поддержки научных исследований, проводимых под руководством ведущих учёных в российских образовательных учреждениях высшего профессионального образования, научных учреждениях государственной академии наук и государственных научных центрах Российской Федерации
  • Государственная комиссия по радиочастотам
  • Правительственная комиссия по вопросам биологической и химической безопасности Российской Федерации
  • Правительственная комиссия по профилактике правонарушений
  • Правительственная комиссия по обеспечению безопасности электроснабжения (федеральный штаб)
  • Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности
  • Правительственная комиссия по разработке и реализации антинаркотических программ, обеспечивающих интересы Российской Федерации в Центральной Азии

Правительства России

Номер Правительство Срок полномочий Партии в правительстве Выбор главы правительства
1
Первое правительство Силаева
18 июня 1990 — 10 июля 1991
КПСС
назначен Верховным Советом РСФСР
2
Второе правительство Силаева
13 июля — 15 ноября 1991
КПСС
назначен президентом РСФСР Борисом Ельциным
3
Правительство Ельцина — Гайдара
6 ноября 1991 — 23 декабря 1992
президент РСФСР Борис Ельцин сам возглавлял правительство
4
Первое правительство Черномырдина
14 декабря 1992 — 9 августа 1996
Наш дом — Россия
назначен президентом России Борисом Ельциным
5
Второе правительство Черномырдина
10 августа 1996 — 23 марта 1998
Наш дом — Россия
назначен президентом России Борисом Ельциным
6
Правительство Кириенко
24 апреля 1998 — 23 августа 1998
Наш дом — Россия
назначен президентом России Борисом Ельциным
7
Правительство Примакова
11 сентября 1998 — 12 мая 1999
Наш дом — Россия, КПРФ
назначен президентом России Борисом Ельциным
8
Правительство Степашина
19 мая 1999 — 9 августа 1999
Наш дом — Россия
назначен президентом России Борисом Ельциным
9
Первое правительство Путина
16 августа 1999 — 7 мая 2000
Наш дом — Россия
назначен президентом России Борисом Ельциным
10
Правительство Касьянова
17 мая 2000 — 24 февраля 2004
назначен президентом России Владимиром Путиным
11
Первое правительство Фрадкова
5 марта 2004 — 7 мая 2004
назначен президентом России Владимиром Путиным
12
Второе правительство Фрадкова
12 мая 2004 — 12 сентября 2007
назначен президентом России Владимиром Путиным
13
Правительство Зубкова
14 сентября 2007 — 7 мая 2008
назначен президентом России Владимиром Путиным
14
Второе правительство Путина
8 мая 2008 — 7 мая 2012
Единая Россия
назначен президентом России Дмитрием Медведевым
15
Первое правительство Медведева
8 мая 2012 — 7 мая 2018
Единая Россия
назначен президентом России Владимиром Путиным
16
Второе правительство Медведева
8 мая 2018 — настоящее время
назначен президентом России Владимиром Путиным

Примечания

  1. Указ президента Российской Федерации от 23 декабря 1993 года № 2277 «О преобразовании и реорганизации Совета министров — правительства Российской Федерации» // Российская газета. № 238. 25 декабря 1993 года. (За исключением отдельных положений, вступающих в силу с новой Конституцией, в целом указ вступил в силу с момента подписания).
  2. Распоряжение правительства Российской Федерации, устанавливающее с 31 марта 2011 года предельную численность сотрудников аппарата правительства. АРХИВ САЙТА ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ В.В.ПУТИНА 2008-2012. Дата обращения 29 августа 2019. Архивировано 1 августа 2012 года.
  3. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 202. Президент России. Дата обращения 29 августа 2019.
  4. ст. 126 Постановления правительства РФ от 01.06.2004 № 260 «О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации»
  5. ст. 13 Федерального Закона от 02.05.2006 № ФЗ-59 «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ»
  6. Статья 109 Конституции России. www.consultant.ru. Дата обращения 11 апреля 2018.
  7. Открыт официальный сервер российского правительства (недоступная ссылка). Дата обращения 5 марта 2011. Архивировано 6 августа 2011 года.
  8. Хроника основных политических, общественных и культурных событий, происходивших в 1990 году
  9. назначение утверждено Съездом народных депутатов РСФСР
  10. с согласия Верховного Совета РСФСР, назначение утверждено Съездом народных депутатов РСФСР
  11. назначение утверждено Съездом народных депутатов России (РСФСР)
  12. Президент назначил Дмитрия Медведева председателем правительства

Ссылки

В родственных проектах

  • Медиафайлы на Викискладе
  • Новости в Викиновостях
  • government.ru — официальный сайт Правительство Российской Федерации
  • Россия. Госдума, президент и правительство с 1993. Политический атлас (12 ноября 2013). Дата обращения 14 февраля 2015.
  • Иван Гранкин, Марина Гранкина. Состав Правительства Российской Федерации. «Архив журналиста» (13 августа 2014). Дата обращения 14 февраля 2015.
  • Составы правительств с 1990 по 1998 год. Российская газета (21 февраля 2011). Дата обращения 14 февраля 2015.

В социальных сетях

Нормативный контроль

Microsoft: 2801368570

Составы правительств РСФСР и Российской Федерации (с 12 июня 1990 года)

  • Силаев (1990—1991)
  • Силаев (1991)
  • Ельцин — Гайдар (1991—1992)
  • Черномырдин (1992—1996)
  • Черномырдин (1996—1998)
  • Кириенко (1998)
  • Примаков (1998—1999)
  • Степашин (1999)
  • Путин (1999—2000)
  • Касьянов (2000—2004)
  • Фрадков (2004)
  • Фрадков (2004—2007)
  • Зубков (2007—2008)
  • Путин (2008—2012)
  • Медведев (2012—2018)
  • Медведев (2018—)

Действующее Правительство Российской Федерации

Председатель

Первый заместитель председателя

Антон Силуанов (министр финансов)

Заместители председателя

  • Максим Акимов
  • Юрий Борисов
  • Татьяна Голикова
  • Ольга Голодец
  • Алексей Гордеев
  • Дмитрий Козак
  • Виталий Мутко
  • Юрий Трутнев (полномочный представитель Президента в ДФО)
  • Константин Чуйченко (руководитель Аппарата)

Министры

  • Владимир Колокольцев — внутренних дел
  • Евгений Зиничев — по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям
  • Сергей Чеботарёв — по делам Северного Кавказа
  • Вероника Скворцова — здравоохранения
  • Сергей Лавров — иностранных дел
  • Владимир Мединский — культуры
  • Михаил Котюков — науки и высшего образования
  • Сергей Шойгу — обороны
  • Дмитрий Кобылкин — природных ресурсов и экологии
  • Денис Мантуров — промышленности и торговли
  • Ольга Васильева — просвещения
  • Александр Козлов — по развитию Дальнего Востока
  • Дмитрий Патрушев — сельского хозяйства
  • Павел Колобков — спорта
  • Владимир Якушев — строительства и жилищно-коммунального хозяйства
  • Евгений Дитрих — транспорта
  • Максим Топилин — труда и социальной защиты
  • Константин Носков — цифрового развития, связи и массовых коммуникаций
  • Максим Орешкин — экономического развития
  • Александр Новак — энергетики
  • Александр Коновалов — юстиции

Страны Европы: Правительства

Независимые государства

Зависимые территории

Непризнанные и частично
признанные государства

1 В основном или полностью в Азии, в зависимости от проведения границы между Европой и Азией. 2 В основном в Азии.

Структура федеральных органов исполнительной власти России

Структура федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации представляет собой перечень всех федеральных органов исполнительной власти.

Утверждается Президентом Российской Федерации по предложению Председателя Правительства Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации 1993 г. Подлежит утверждению при каждой смене Правительства (в период работы Правительства одного состава в неё вносятся изменения). В данном списке отражены изменения с 15 мая 2018 г. (Указ Президента Российской Федерации от 15 мая 2018 г. № 215), упразднённые органы исполнительной власти обозначены зачёркиванием. О структуре исполнительной ветви власти РФ в предыдущие периоды см. в материалах в разделе См. также.

I. Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам

  • Министерство внутренних дел Российской Федерации
  • Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
  • Министерство иностранных дел Российской Федерации
    • Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству
  • Министерство обороны Российской Федерации
    • Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству
    • Федеральная служба по техническому и экспортному контролю
    • Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия
  • Министерство юстиции Российской Федерации
    • Федеральная служба исполнения наказаний
    • Федеральная служба судебных приставов
  • Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (федеральная служба)
  • Служба внешней разведки Российской Федерации (федеральная служба)
  • Федеральная служба безопасности Российской Федерации
  • Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации
  • Федеральная служба охраны Российской Федерации
  • Федеральная служба по финансовому мониторингу
  • Федеральное архивное агентство
  • Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (федеральное агентство)
  • Управление делами Президента Российской Федерации (федеральное агентство)

II. Федеральные министерства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам

  • Министерство здравоохранения Российской Федерации
    • Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения
    • Федеральное медико-биологическое агентство
  • Министерство культуры Российской Федерации
  • Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
  • Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
    • Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
    • Федеральная служба по надзору в сфере природопользования
    • Федеральное агентство водных ресурсов
    • Федеральное агентство лесного хозяйства
    • Федеральное агентство по недропользованию
  • Министерство промышленности и торговли Российской Федерации
    • Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии
    • Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия
  • Министерство просвещения Российской Федерации
  • Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока
  • Министерство Российской Федерации по делам Северного Кавказа
  • Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
    • Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору
    • Федеральное агентство по рыболовству
  • Министерство спорта Российской Федерации
  • Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
  • Министерство транспорта Российской Федерации
    • Федеральная служба по надзору в сфере транспорта
    • Федеральное агентство воздушного транспорта
    • Федеральное дорожное агентство
    • Федеральное агентство железнодорожного транспорта
    • Федеральное агентство морского и речного транспорта
  • Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
    • Федеральная служба по труду и занятости
  • Министерство финансов Российской Федерации
    • Федеральная налоговая служба
    • Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка
    • Федеральная таможенная служба
    • Федеральное казначейство (федеральная служба)
  • Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    • Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
    • Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям
    • Федеральное агентство связи
  • Министерство экономического развития Российской Федерации
    • Федеральная служба по аккредитации
    • Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии
    • Федеральная служба государственной статистики
    • Федеральная служба по интеллектуальной собственности
    • Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
    • Федеральное агентство по туризму
  • Министерство энергетики Российской Федерации

III. Федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации

  • Федеральная антимонопольная служба
  • Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (федеральная служба)
  • Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
  • Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (федеральная служба)
  • Федеральное агентство по государственным резервам (федеральное агентство)
  • Федеральное агентство по делам молодёжи
  • Федеральное агентство по делам национальностей (федеральное агентство)
  • Структура федеральных органов исполнительной власти России (1994—2000)
  • Структура федеральных органов исполнительной власти России (2000—2008)
  • Структура федеральных органов исполнительной власти России (2008—2012)
  • Структура федеральных органов исполнительной власти России (2012—2018)
  • Федеральные органы исполнительной власти

> Ссылки

  • Указ «О структуре федеральных органов исполнительной власти»

Высшие органы исполнительной власти. Структура и полномочия

Поиск Лекций

Органы исполнительной власти — это прежде всего высший орган федеральной исполнительной власти — Правительство Российской Федерации; другие федеральные органы исполнительной власти — министерства, государственные комитеты и ведомства при Правительстве Российской Федерации; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации — президенты и главы администраций субъектов федерации, их правительства, министерства, государственные комитеты и другие ведомства. Они составляют единую систему органов исполнительной власти, возглавляемую Правительством Российской Федерации.

Для органов исполнительной власти характерно, что они либо образуются (назначаются) соответствующими руководителями исполнительно власти — президентами или главами администраций, либо избираются непосредственно населением. Так, Правительство Российской Федерации образуется Президентом Российской Федерации, который назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства и по предложению Председателя Правительства — заместителей Председателя Правительства и федеральных министров. Главы администраций, если они не заняли эту должность в результате всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации и т. д.

Органы исполнительной власти осуществляют особый вид государственной деятельности, которая носит исполнительный и распорядительный характер. Они непосредственно исполняют акты представительных органов государственной власти, указов Президента Российской Федерации, организуют исполнение этих актов или своими распоряжениями обеспечивают их исполнение. Свои акты они издают на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, конституций и уставов субъектов Российской Федерации, федеральных законов и законов представительных органов субъектов федерации, нормативных указов Президента и нормативных актов руководителей глав администрации субъектов Российской Федерации, постановлений и распоряжений вышестоящих органов исполнительной власти.

Органы исполнительной власти делятся по территории деятельности на федеральные и субъектов федерации. Федеральные — это Правительство Российской Федерации, федеральные министерства, государственные комитеты и другие ведомства. Органы субъектов федерации — президенты и главы администраций субъектов федерации, их правительства, министерства, государственные комитеты и другие ведомства.

По характеру полномочий органы исполнительной власти подразделяются на органы общей компетенции, ведающие всеми или многими отраслями исполнительной деятельности, и органы специальной компетенции, ведающие отдельными отраслями или сферами исполнительной деятельности. К первым из них относится, например, Правительство Российской Федерации и правительства субъектов федерации, ко вторым — министерства, государственные комитеты и другие ведомства федерации и ее субъектов.

Органы исполнительной власти специальной компетенции по характеру своей компетенции могут быть также подразделены на органы отраслевые, руководящие определенными отраслями управления, и органы, осуществляющие межотраслевое управление. К первым из них относятся, как правило, министерства, ко вторым, главным образом — государственные комитеты.

Следует различать также органы исполнительной власти коллегиальные и единоначальные. Коллегиальные — это Правительство Российской Федерации и правительства субъектов федерации. Единоначальными органами являются министерства и ряд других органов исполнительной власти.

Понятие «системы исполнительной власти субъекта Российской Федерации» можно определить как совокупность исполнительных органов власти субъекта Федерации во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также систему связей и взаимоотношений между всеми органами исполнительной власти субъекта Федерации. При этом система органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации является, прежде всего, составной частью (подсистемой) единой системы исполнительной власти в России в целом. Эта подсистема имеет определенное структурное строение, включающее уровни и звенья; а как следствие этого, — виды и формы органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Исполнительную власть в РФ осуществляет Правительство РФ. Оно состоит из Председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров. Председатель назначается Президентом с согласия Государственной Думы. Государственная Дума рассматривает предложенную кандидатуру в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре. После трёхкратного отклонения представленных кандидатур Думой Президент назначает Председателя правительства РФ, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

Председатель в соответствии с Конституцией, федеральными законами и указами Президента определяет основные направления деятельности Правительства РФ и организует его работу.

Правительство РФ: разрабатывает и представляет Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет отчёт об его исполнении; обеспечивает проведение в РФ единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; осуществляет управление федеральной собственностью; осуществляет меры по обеспечению обороны страны, госбезопасности, реализации внешней политики РФ, законности, прав и свобод граждан, борьбе с преступностью; осуществляет непрерывное оперативное руководство страной.

Постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции, законам, указам могут быть отменены Президентом РФ. Правительство может подать в отставку. Президент может принять решение об отставке Правительства. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству РФ. После выражения недоверия Президент вправе объявить об отставке правительства, либо не согласиться с решением Думы. В случае повторного выражения недоверия в течении трёх месяцев Президент объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу. Председатель правительства может поставить перед Думой вопрос о доверии Правительству РФ. Если Дума в доверии отказывает, Президент в течение 7 дней принимает решение об отставке Правительства или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов (ст.117).

Федеративное устройство России предопределило такую особенность статуса органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, как «двойственность» их правового статуса, которая заключается в том, что органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, с одной стороны, выполняют предписания федеральных органов исполнительной власти в рамках единой системы исполнительной власти в Российской Федерации, а, с другой, являясь органами государственного управления субъекта Федерации, осуществляют непосредственное управление соответствующей сферой его общественной жизни и соответственно подчиняются высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Федерации.

Современная модель организации исполнительной власти субъекта Российской Федерации стала складываться после принятия в 1993 г. Конституции Российской Федерации, положениями которой были установлены основные принципы построения институтов власти в России.

В настоящее время в основе построения системы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации лежит исторически сложившаяся доктрина разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную.

Данная концепция положена в основу одного из основополагающих принципов построения демократического государства в современном мире. При этом если рассматривать исполнительную власть именно с точки зрения принципа разделения власти, можно сделать вывод, что исполнительная власть — это власть по выполнению законов, по их реализации законными мерами, включая принуждение.

Для исполнительной власти, как одной из разновидностей власти государственной, присущи многие признаки, характеризующие последнюю. Однако по своей природе и сущности органы исполнительной власти отличаются от органов законодательной (представительной) и судебной властей.

Известно, что органы исполнительной власти является самой мощной частью государственной системы управления. Исполнительная власть непосредственно распоряжается финансовыми и материальными ресурсами государства, а в системе ее органов работает большинство государственных служащих.

Влияние и роль исполнительной власти в значительной мере обусловлены ее специфической природой, а также особенностями возникновения. Характерной особенностью исполнительной власти является, прежде всего, ограниченное в целом развитие и применение выбранных начал в организации и деятельности ее органов, а также доминирование принципа назначения, т.е. вопросы образования, создания органов и подразделений исполнительной власти, назначения их должностных лиц решаются односторонним волевым путем, во многом исключающим черты демократизма.

Специфика исполнительной власти изначально заложена в формах и методах деятельности ее органов, прежде всего в господстве единоначалия и в ограниченном, в известной степени, формальном применении принципа коллективности при решении подведомственных вопросов органами исполнительной власти.

Оптимальной моделью взаимоотношений между Российской Федерацией и ее субъектами должна стать модель строгого разграничения компетенции между органами управления, а также их четкого финансового, правового, организационного обеспечения. При этом решение этой задачи должно быть основано на общепризнанных принципах федеративного демократического государства и облечено в правовую форму. На этой основе органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, превращаясь в реальные субъекты преобразований в России, призваны обеспечить в этом процессе решение не только местных, но и общефедеральных задач.

В систему органов исполнительной власти республик в составе Российской Федерации входят их правительства, министерства, государственные комитеты и другие ведомства. В ряде республик эту систему возглавляет Президент (глава) республики (например, в Ингушетии), в других — правительство или его глава (например, в Карелии).

Правовой статус Президента республики в составе Российской Федерации определяется конституциями республик в составе Российской Федерации, а также законами этих республик о Президенте.

Президент не может быть депутатом представительных (законодательных) органов в республике, занимать какие-либо другие должности в государственных органах, общественных объединениях, коммерческих организациях, не может заниматься предпринимательской деятельностью и вести другую оплачиваемую работу. На время выполнения своих обязанностей Президент приостанавливает членство в политических партиях и иных общественно-политических организациях.

В большинстве республик Президент является главой государства, высшим должностным лицом и главой исполнительной власти. В этом качестве он выступает гарантом государственного суверенитета и территориальной целостности республики, соблюдения ее конституции и законов, а также принятых ею международных и межреспубликанских обязательств; представляет республику в ее отношениях с Российской Федерацией, входящими в состав СНГ государствами, а также в международных отношениях; обращается с посланиями к парламенту и народу; участвует в работе парламента; информирует парламент о важных вопросах внутренней и международной политики; обладает правом законодательной инициативы в парламенте республики; подписывает и обнародует законы, одобренные на референдуме; принимает отставку правительства с согласия парламента.

Президент участвует от имени республики в решении вопросов, относящихся к совместному ведению с Российской Федерацией; вводит чрезвычайное положение на территории республики или в отдельных ее регионах с последующим утверждением его парламентом; ведет переговоры, подписывает международные и межгосударственные договоры, в их рамках заключает соглашения; назначает торговых и иных представителей в иностранных государствах и международных организациях; разрешает вопросы гражданства; награждает государственными наградами и присваивает почетные звания республики.

Президент назначает с согласия парламента Председателя правительства; назначает и освобождает от должности министров, руководителей государственных комитетов и других ведомств республики, представляет в парламент для утверждения кандидатуры на должность председателей Верховного и Высшего Арбитражного Судов республики, назначает и освобождает от должности председателей и судей районных и городских судов; осуществляет общее руководство деятельностью правительства; обеспечивает взаимодействие возглавляемых им органов исполнительной власти с органами законодательной и судебной власти; отменяет постановления и распоряжения правительства, акты министерств и ведомств, других подведомственных ему органов исполнительной власти; приостанавливает действие актов местной администрации в случае противоречия их конституции и законам республики, а также актам Президента.

Президент представляет парламенту проект бюджета республики, распоряжается средствами президентского фонда; осуществляет иные полномочия, предусмотренные конституцией и законами республики.

В ряде республик Президент наделен правом роспуска парламента (Калмыкия, Тува и др.). В некоторых республиках (Башкортостан, Бурятия и др.) он пользуется правом «отлагательного вето».

Президент в пределах своих полномочий издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории республики. Акты Президента имеют подзаконный характер.

Следует отметить, что некоторые конституции республик в составе Российской Федерации наделяют Президентов этих республик полномочиями, выходящими за рамки полномочий этих республик. Так, согласно Конституции Республики Саха (Якутия) Президент этой республики располагает правом определять порядок образования территориальных воинских и иных формирований, хотя в соответствии с Конституцией Российской Федерации все такого рода вопросы входят в число исключительных полномочий Российской Федерации.

Законодательство республики в составе Российской Федерации допускает досрочное прекращение полномочий Президента в случае его добровольной отставки, отрешения от должности, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия.

Наряду с единоличным главой государства в практике государственного строительства республик в составе Российской Федерации встречается и коллегиальный глава государства. Им является Государственный совет Дагестана, возглавляющий в республике исполнительную власть. В его состав входят его председатель, председатель правительства республики и другие лица, избранные Конституционным Собранием Республики Дагестан.

Важную роль в системе исполнительной власти республик в составе Российской Федерации играют правительства этих республик, являющиеся исполнительными и распорядительными органами государственной власти.

Законодательство республик в составе Российской Федерации предусматривает различный порядок формирования правительств этих республик. Так, в соответствии с Конституцией Республики Башкортостан (ст. 101) кабинет Министров республики формируется Президентом республики. Премьер-министр республики назначается Президентом республики с согласия Государственного Собрания (парламента) республики. Заместители премьер-министра, министры, председатели государственных комитетов и руководители ведомств республики назначаются и освобождаются от должности Президентом республики по представлению премьер-министра республики. По представлению премьер-министра республики Президент может включать в состав правительства республики руководителей других органов и организаций республики.

Итак, согласно Конституции РФ исполнительная власть в Российской Федерации является самостоятельной ветвью государственной власти, в которую составляющим элементом входят органы исполнительной власти субъектов РФ. Несмотря на единство исполнительной власти, Конституция РФ закрепляет также самостоятельность органов исполнительной власти субъектов РФ. Это может означать, что, являясь элементами одной системы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют собственную систему, но уровнем ниже. Из положений Конституции можно сделать вывод о том, что исполнительная власть в Российской Федерации имеет две системы — единую систему исполнительной власти Российской Федерации, в которую входят федеральные органы исполнительной власти РФ и органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие полномочия по предметам совместного ведения, и систему органов исполнительной власти субъектов РФ, в которую входят органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие деятельность по предметам совместного ведения и по предметам исключительного ведения субъектов РФ.

Проблема горизонтальных отношений органов исполнительной власти субъекта РФ сводится к их взаимодействию с региональными органами законодательной (представительной) власти. Иначе говоря, речь идёт о так называемой системе «сдержек и противовесов». На уровне субъекта она не представляет собой аналог общефедеральной. В республиках президентского вида глава субъекта (губернатор), как правило, не имеет права роспуска законодательного органа государственной власти (например, в Республике Калмыкия, Краснодарском крае, Ростовской области и в других регионах ЮФО), в то время как в ряде субъектов РФ законодательный (представительный) орган вправе отправить в отставку президента (губернатора). Например, согласно ст.73 Конституции Чеченской Республики Парламент Чеченской Республики вправе выразить недоверие Президенту Чеченской Республики в случае: издания им актов, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Конституции Чеченской Республики, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а Президент Чеченской Республики не устранит указанные противоречия в течение месяца со дня вступления в силу судебного решения; иного грубого нарушения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Конституции Чеченской Республики и законов Республики, если это повлекло за собой массовое нарушение прав и свобод граждан. Решение Парламента о недоверии влечёт немедленную отставку Президента и Правительства Чечни. Одним из важных совместных полномочий органов исполнительной и законодательной властей субъекта РФ является законодательная инициатива.

Высшее должностное лицо подписывает и обнародует законы субъекта, обладает значительными собственными нормотворческими функциями (издаёт указы и распоряжения). Наконец, говоря о взаимоотношениях органов исполнительной власти субъекта РФ с органами местного самоуправления, не входящих в систему государственных органов, необходимо сказать об их взаимной независимости и в то же время о наличии контрольных полномочий за деятельностью последних в руках государственных органов. Кроме этого, конкретно к компетенции органов исполнительной власти субъекта РФ относится обеспечение организации и деятельности органов местного самоуправления.

Исполнительные органы государственной власти Российской Федерации

Исполнительная власть часто именуется административной властью, так как представляет собой исполнительно-распорядительную, организационную деятельность государства. Она обладает наиболее разветвленной системой соподчиненных друг другу государственных органов. Высшим исполнительным органом государственной власти является

Правительство РФ — коллегиальный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти России. Правовые основы деятельности Правительства РФ — Конституция, Федеральный Конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».

В состав Правительства РФ входят назначаемые Президентом РФ Председатель Правительства РФ (с согласия Госдумы), его заместители и федеральные министры (по предложению Председателя Правительства РФ). Предложения о кандидатуре Председателя Правительства РФ вносятся Президентом РФ в Государственную Думу не позднее двухнедельного срока с момента вступления им в должность или после отставки Правительства РФ либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры. Вопросы формирования системы федеральной исполнительной власти являются сферой совместного ведения Президента РФ и Председателя Правительства РФ, который представляет Президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти не позднее недельного срока после назначения. В соответствии с Указом Президента РФ от 14 ноября 2005 г. № 1319 Председатель Правительства РФ имеет трех заместителей, в том числе одного Первого заместителя, заместителя и заместителя — Министра обороны РФ.

Общие полномочия Правительства РФ включают: разработку, представление в Государственную Думу и исполнение федерального бюджета; организацию процесса реализации внутренней и внешней политики РФ; регулирование социально-экономической сферы; осуществление управления федеральной собственностью; координацию и контроль деятельности органов системы исполнительной власти; формирование и реализацию целевых программ и т.д. Правительство РФ имеет специальные полномочия в каждой сфере жизнедеятельности общества; издает правовые акты (постановления, распоряжения), обязательные для исполнения на территории страны, которые могут быть отменены Президентом РФ в случае противоречия Конституции и действующему законодательству. Форма деятельности — заседания, которые проводятся не реже одного раза в месяц. Правительство РФ информирует граждан о вопросах, рассмотренных на заседаниях, о принятых решениях через СМИ. Для решения оперативных вопросов формируется Президиум Правительства РФ, работающий в режиме заседаний.

Полномочия Правительства РФ прекращаются в следующих случаях:

1) Правительство РФ слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом РФ; 2) Правительство РФ может подать в отставку, которая принимается Президентом РФ (или отклоняется); 3) освобождение от должности Председателя Правительства РФ — по личному заявлению Председателя Правительства РФ об отставке либо в случае невозможности исполнения им должностных обязанностей; 4) по решению Президента РФ об отставке Правительства РФ, по следующим основаниям: а) по инициативе Президента РФ; б) при повторном в течение трех месяцев выражении

Государственной Думой недоверия Правительству РФ; в) в случае, если Председатель Правительства РФ ставит перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству РФ, и Государственная Дума отказывает в доверии Правительству РФ.

Правительство РФ осуществляет руководство деятельностью федеральных органов исполнительной власти. Система федеральных органов исполнительной власти включает федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

Федеральные органы исполнительной власти имеют право формировать территориальные органы.

В соответствии со ст. 77 Конституции РФ система органов государственной власти субъектов РФ устанавливается ими «самостоятельно» в соответствии с основами конституционного строя России и Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» Субъекты Федерации обязаны учитывать республиканскую форму правления (ст. 1 Конституции РФ), единство системы государственной власти (п. 3 ст. 5 Конституции РФ), осуществление государственной власти органами государственной власти (п. 2 ст. 11 Конституции РФ), разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации (п. 3 ст. 11 Конституции РФ), разделение государственной власти и самостоятельность ее органов (ст. 10 Конституции РФ), а также то, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12 Конституции РФ), а в пределах ведения Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения Федерации и субъектов Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти в России.

К общим принципам организации исполнительных органов государственной власти могут быть отнесены: обязательное вхождение главы территории (главы республики, области, края) в систему исполнительной власти; обязательное наличие органа общей компетенции субъекта Федерации; подотчетность органов исполнительной власти законодательному и представительному органу по вопросам исполнения законов субъектов Федерации; организационно-правовая самостоятельность местных органов исполнительной власти общей компетенции и другие.

Системы исполнительной власти в субъектах Федерации достаточно разнообразны как по видам органов, так и но структурно-функциональным взаимосвязям между ними. Под системой исполнительной власти субъекта Федерации (рис. 7.1) понимается совокупность органов субъекта Федерации, осуществляющих государственную исполнительную власть, их соиод- чиненность, средства их взаимодействия с иными органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Рис. 7.1. Единая система исполнительной власти субъекта Российской Федерации

Органы исполнительной власти

Исполнительная власть составляет в государстве наиболее разнообразную и разветвленную систему. Исполнительные органы осуществляют государственное управление во исполнение законов, принятых парламентом. Все действия и акты соответствующих органов основываются на законе, направлены на исполнение закона и не должны ему противоречить.

Особенность исполнительных органов состоит в том, что они объединены в строго иерархическую систему с жесткой подчиненностью. Эта система опирается на значительные людские, материальные, финансовые ресурсы, в отношении которых должностные лица имеют распорядительные полномочия. Помимо этого, исполнительная власть опирается на силовые структуры (армия, милиция и т.д.), и при недостаточном контроле со стороны общества возможна узурпация исполнительными органами полноты власти.

Согласно мировой практике исполнительная власть ответственна перед законодательной (представительной) властью и выполняет распорядительные регулирующие и контрольные функции. Распорядительные функции распространяются на государственный сектор, субъекты естественных монополий, акционерные общества с контрольным пакетом акций, принадлежащим государству. Регулирование осуществляется мерами финансовой, кредитной, инвестиционной политики. При этом распорядительные и регулирующие полномочия далеко не совпадают. Там, где это необходимо, действует государственный надзор и контроль. Исполнительная власть выступает с законодательной инициативой, издает собственные нормативные правовые акты.

Конституционные полномочия Президента РФ свидетельствуют о наличии у главы государства функций исполнительной власти. Он формирует высшую исполнительную власть, не являясь ее субъектом, осуществляет руководство внутренней и внешней политикой. Ежегодные послания Президента РФ Федеральному Собранию формулируют основные направления внутренней и внешней политики Российской Федерации.

Президент в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий. Правительство РФ координирует деятельность подведомственных Президенту РФ федеральных органов исполнительной власти.

Установленная Указом Президента РФ структура федеральных органов исполнительной власти служит инструментом проведения политических и экономических реформ, осуществления полномочий государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ. Правительство действует на основе указов Президента, и в случае противоречия актов Правительства РФ Конституции, федеральным законам и указам Президента РФ они могут быть отменены Президентом РФ.

В систему федеральных органов исполнительной власти входят:

  • Правительство РФ;
  • министерства РФ;
  • другие федеральные органы исполнительной власти.

Правительство РФ

Правительство РФ осуществляет самостоятельно государственную власть наряду с Президентом, парламентом, судами и органами власти субъектов РФ.

Правительство РФ является высшим федеральным органом исполнительной власти, т.е. руководит большинством сфер и отраслей управления, обеспечивает общее экономическое, социально- культурное развитие страны, правомочно решать вопросы государственного управления, отнесенные Конституцией и федеральными законами к ведению России.

Правовое положение Правительства РФ, его состав и порядок формирования определяются Конституцией и федеральными законами. В своей деятельности Правительство РФ руководствуется также указами и распоряжениями Президента РФ.

Правительство РФ действует в пределах срока полномочий Президента РФ и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом. Правительство может подать в отставку, которую Президент принимает или отклоняет. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству, после чего Президент решает, согласиться с решением Государственной Думы и объявить об отставке Правительства либо нет. Если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству, то Президент объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.

Конституция РФ определяет круг высших должностных лиц, которые входят в состав Правительства РФ. Это — Председатель Правительства, заместители Председателя и федеральные министры. На практике в состав Правительства включаются должностные лица, не возглавляющие какие-либо министерства, а получившие ранг министра в соответствии с Указом Президента.

Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы.

Предложение о кандидатуре Председателя Правительства РФ вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента РФ или после отставки Правительства РФ либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой.

Государственная Дума рассматривает представленную Президентом РФ кандидатуру Председателя Правительства РФ в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре.

После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства РФ Государственной Думой Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

Ответственность Президента за персональный состав и структуру Правительства с парламентом не разделена. Президент формирует Правительство и этим уже берет на себя ответственность за его работу. Отставка всего состава или некоторых министров в определенных ситуациях может квалифицироваться как исправление ошибок при формировании Правительства.

В СССР правительство формировал парламент — Верховный Совет. Почти во всех странах западной демократии высшая исполнительная власть формируется парламентом, что обеспечивает более эффективный контроль над ней. Премьер становится ответственным не перед одним лицом, а перед партией, выигравшей выборы. Процедура назначения премьера включает проведение консультаций с победившими на выборах партиями; только после этого производится выбор кандидатуры.

В России есть небольшой опыт функционирования правительства, сформированного при активном участии парламента, это правительство во главе с Е.М. Примаковым (конец 1998 — начало 1999 гг.).

В США функции правительства выполняет администрация президента, который одновременно является главой администрации (правительства); отсутствуют должности премьера и вице-премьеров.

Правительство РФ:

  • разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;
  • проводит единую государственную экономическую политику, политику в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
  • осуществляет управление федеральной собственностью;
  • реализует меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, внешней политики РФ;
  • осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
  • координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти по национальной, региональной политике, сотрудничеству с государствами — участниками СНГ и другими странами.

На Правительство возлагается обязанность обеспечения нормальной работы всех органов исполнительной власти на территории России, министерств и иных федеральных органов исполнительной власти. Правительство РФ осуществляет руководство и координацию работы исполнительных органов субъектов РФ по предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения РФ и субъектов РФ.

Деятельность Правительства осуществляется по трем основным направлениям:

  1. стратегическое планирование;
  2. нормотворчество;
  3. оперативное управление.

Правительство определяет экономическое и социальное содержание стратегии. Для этого проводятся теоретический анализ, моделирование ситуаций, долгосрочное прогнозирование; привлекаются представители отечественной и зарубежной науки и практики. Так, для разработки стратегии развития России на период до 2010 г. специально создан Центр стратегических исследований, который привлек для работы более 200 ученых и специалистов разных направлений и убеждений.

Нормотворчество выражается в подготовке законопроектов для внесения в Государственную Думу и принятии постановлений по вопросам экономического и социального развития страны. При этом качеству документов уделяется первостепенное внимание, в противном случае приходится только что принятые законы пересматривать, вносить в них изменения. Основную часть нормативных актов законодатели обычно принимают по предложению исполнительной власти. Правительство активизировало законотворческую деятельность в последние 2—3 года.

Оперативную работу составляют ежедневно принимаемые решения, рассмотрение вопросов на заседаниях комиссий, по поручениям вице-премьеров и Правительства. Подготовка и принятие решений проходят несколько ступеней (стадий): министерство — министр — руководитель аппарата Правительства — департаменты аппарата Правительства — секретариаты вице-премьеров Правительства — вице-премьер — Председатель Правительства. Самостоятельно, без согласования на других ступенях, довести проект до последней верхней ступени практически нельзя, так как на каждой стадии процесс согласования может прерваться, а инициатива — отклониться.

Заседания Правительства проводятся его Председателем не реже одного раза в месяц и носят открытый характер. Отдельные вопросы могут рассматриваться и на закрытых заседаниях.

Рабочим органом Правительства РФ является его аппарат, который обеспечивает деятельность Правительства РФ и осуществляет контроль за исполнением принятых решений. Аппарат Правительства кроме департаментов включает секретариаты премьер-министра и вице-премьеров.

Он функционирует по трем направлениям:

  1. экспертная оценка входящих проектов;
  2. документооборот (контроль за движением документов из министерств в Правительство и обратно и др.);
  3. кадровая работа.

Аппарат взаимодействует с министерствами, не подменяя их и не подавляя ведомственную инициативу. Не является он и просто ретранслятором идей министерств, а осуществляет их экспертную проверку.

При Правительстве РФ функционирует сеть координационных, консультативных и других органов: правительственные комиссии, федеральные комиссии при Правительстве РФ, оперативные комиссии, экспертные советы, рабочие группы, организационные комитеты.

Так, Продовольственная комиссия решает вопросы формирования федеральных продовольственных фондов и резервов, обеспечения поставки селу материально-технических ресурсов, координации деятельности органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ по проведению сева, уборки урожая, контролю за использованием земельных угодий и внедрением промышленных технологий.

Комиссия заслушивает на своих заседаниях руководителей органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ о ходе выполнения соответствующих решений Президента РФ и Правительства РФ. Решения комиссии оформляются протоколом и подлежат обязательному рассмотрению в срок не более одного месяца органами исполнительной власти РФ и субъектов РФ, предприятиями и объединениями, к которым данные решения относятся. При необходимости решения комиссии оформляются в виде постановления или распоряжения Правительства РФ. Заседания комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал по планам, согласованным с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. В заседаниях участвуют руководители и ответственные работники органов исполнительной власти, руководители предприятий и объединений.

Для повышения эффективности взаимодействия с палатами Федерального Собрания, усиления роли Правительства и федеральных органов исполнительной власти в законодательном процессе Правительство РФ образовало свое полномочное представительство в Федеральном Собрании. В его состав входят полномочный представитель Правительства РФ в Государственной Думе, полномочный представитель в Совете Федерации, статс-секретари — заместители министров и других руководителей федеральных органов исполнительной власти. Они участвуют в заседаниях палат, в работе комитетов и комиссий парламента.

К организационным формам федеральной исполнительной власти относятся министерство РФ, федеральная служба, федеральное агентство, иные федеральные органы исполнительной власти. В пределах своей компетенции Правительство РФ утверждает положения о федеральных органах исполнительной власти, устанавливает порядок создания и деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, назначает и освобождает заместителей министров, руководителей иных федеральных органов и их заместителей, утверждает членов коллегий министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.

Министерства РФ

Министерство РФ является органом исполнительной власти, осуществляющим руководство порученной ему отраслью управления или сферой деятельности; образуется на основании указа Президента РФ; возглавляется министром, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Министр входит в состав Правительства, осуществляет государственное управление и координацию деятельности в подчиненной ему отрасли или сфере деятельности на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство задач и функций.

Министерство в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ. федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ. постановлениями и распоряжениями Правительства РФ и положением о министерстве, утвержденном Президентом или Правительством РФ.

Министр издает приказы, распоряжения, указания, инструкции по вопросам, входящим в его компетенцию.

Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством РФ. В министерстве образуется совещательный орган — коллегия в составе министра, его заместителей по должности, руководящих работников и специалистов министерства, ученых, представителей других организаций. Решения коллегии оформляются протоколами и реализуются при необходимости приказами министра.

Структуру министерства составляют руководство (министр, его заместители, коллегия), департаменты, отделы и иные подразделения. Департамент координирует и регулирует одно из крупных направлений экономической, социально-экономической и других видов деятельности государства, решает проблемы федерального или отраслевого значения при высоком уровне автономности в пределах функций соответствующего федерального органа исполнительной власти.

Министерство является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, печать с изображением Государственного герба РФ и своим наименованием.

Федеральные службы России и федеральные агентства

Федеральные службы России и федеральные агентства осуществляют специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и др.) функции в установленных сферах ведения. Федеральную службу возглавляет руководитель федеральной службы, агентство — генеральный директор федерального агентства.

Назначение на должность и освобождение от должности руководителей федеральных служб и федеральных агентств, кроме руководителей федеральных органов исполнительной власти, подведомственных Президенту РФ по вопросам, закрепленным за ним Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами, осуществляются Правительством РФ. Руководители федеральных органов исполнительной власти, подведомственных Президенту РФ, назначаются на должность и освобождаются от должности в особо устанавливаемом порядке.

Создание федеральных органов исполнительной власти, их реорганизация и ликвидация осуществляются Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ.

Положения о федеральных органах исполнительной власти, подведомственных Президенту РФ, утверждаются Президентом РФ, а о других федеральных органах исполнительной власти — Правительством РФ. Наименования федеральных органов исполнительной власти определяются в соответствии с их структурой, утверждаемой указом Президента РФ.

Федеральные службы и агентства могут непосредственно быть подчинены Президенту РФ, Правительству РФ или входить в состав министерств.

Постановлениями Правительства РФ устанавливаются предельная численность аппарата министерств в центре и по территориям, фонд оплаты труда, количественный состав коллегии, число заместителей министра, в том числе первых. Финансирование расходов на содержание центрального аппарата и территориальных органов осуществляется за счет федерального бюджета по статье «Государственное управление».

Определяется количество высших и главных должностей государственных служащих в федеральных органах исполнительной власти. Количество ведущих должностей государственных служащих должно составлять не более 10%, старших — 40% общей численности работников этих органов. Штатная численность департамента не может быть менее 35 единиц, управления — менее 20, отдела — менее 10, отдела в составе департамента (управления) — не менее 5 единиц. В департаменте и управлении не может быть менее трех отделов.

Федеральные органы исполнительной власти для осуществления полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Они могут также передавать органам исполнительной власти субъектов РФ осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам. В свою очередь, органы исполнительной власти субъектов РФ по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий. В пределах ведения и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти РФ.

Для усиления координации деятельности органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ при ведущих министерствах и ведомствах образованы советы, действующие в качестве совещательных органов. Они включают руководящих работников министерств и ведомств и представителей органов исполнительной власти субъектов РФ.

В связи с массовой приватизацией организационная структура федеральных министерств и ведомств претерпела существенные изменения. Одни ведомства оказались ненужными, другие появились заново, на базе некоторых образовались частные или получастные управленческие структуры. Тем не менее, общее их количество (около 70) возросло по сравнению с 1991 г.

Министерства и ведомства не имеют полномочий вмешиваться ни в производственную, ни в финансовую деятельность предприятий, если они не находятся в федеральной государственной собственности. Они перестают быть «штабами отрасли», участниками хозяйственной деятельности и сосредоточиваются на разработке научно-технической, инновационной политики в своих отраслях.

Реализуется концепция разделения по разным ведомствам политических и хозяйственных функций; на выполнении политических функций специализируются министерства как госучреждения; для управления выполнением хозяйственных функций создаются акционерные общества с пакетом акций, находящимся в государственной собственности, хозяйственная деятельность подвергается полному разгосударствлению; государственная служба жестко отделяется от коммерческой деятельности; сохраняется надлежащий контроль за хозяйственно-управленческими структурами в отношении выполнения ими финансовых обязательств перед государством.

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *