Инфраструктура в России

Инфраструктурный комплекс состав, значение. Виды транспорта

Инфраструктура – это совокупность сооружений, зданий, систем и служб, необходимых для нормального функционирования и обеспечения повседневной жизни населения.

Без инфраструктурного комплекса невозможно представить себе работу предприятий или жизни населения. Чем лучше освоена территория, тем больше на ней учреждений, оказывающих разнообразные услуги. В городе инфраструктурный комплекс развит лучше, чем в сельской местности. Инфраструктурный комплекс подразделяется на две относительно самостоятельные части: коммуникационную систему, в которую входят транспорт, связь, а также сферу обслуживания, в которую входят: торговля и питание (магазины, кафе, столовые), бытовое обслуживание (ремонтные мастерские, ателье, парикмахерские, бани), ЖКХ (жилищно-коммунальное хозяйство – предоставление жилья, с его благоустройством), культура и искусство (концертные, выставочные залы, театры, библиотеки, радио и телевидение), наука и образование (высшие учебные заведения, школы), здравоохранение и физкультура (поликлиники, больницы, спорткомплексы, стадионы), социальное обеспечение (содержание домов для престарелых, детских домов, интернатов, организация пенсионного обеспечения и страхования), финансово-кредитная сфера (банки, страховые и финансовые организации, инвестиционные фонды), государственное управление (оборона, охрана правопорядка).

Услуги. Их виды

Инфраструктурный комплекс состоит из отраслей, производящих услуги.

Услуга – это особый вид продукции. Она потребляется не в виде вещи, а в качестве деятельности.

По характеру услуги делятся на две группы: материальные (торговля, общественное питания и бытовое обслуживание) и нематериальные (образование, культура, здравоохранение) (рис. 1). По периодичности потребления услуги делятся тоже на две группы: постоянные (жилищно-коммунальное обслуживание, торговля, транспорт) и периодичные, т. е. нужные иногда (здравоохранение, парикмахерские или рекреационные услуги).

Характер услуг Виды услуг
Материальные Материализуемые в предметах своего воздействия Торговля, общественное питание, жилищно-коммунальное, бытовое обслуживание
Нематериализуемые в предметах своего воздействия Транспорт и связь
Нематериальные Необходимые Образование, культура, здравоохранение, физическая культура
Вынужденно необходимые Государственное управление, оборона, охрана общественного порядка

Рис. 1. Классификация услуг по их характеру и видам

Услуги обеспечивают нормальную работу сельского хозяйства, промышлености и других звеньев экономики, обеспечивая качественный уровень жизни людей.

Транспорт. Транспортная система

Основная задача транспорта – обеспечить надёжную связь между отраслями хозяйства, регионами государства, а также между Россией и другими странами. Для этого существуют разные виды транспорта, между собой они должны быть взаимосвязаны, образуя транспортную систему. Транспортная система состоит из всех видов транспорта, объединённых транспортными узлами.

Транспортный узел – это центр, в котором сходятся несколько видов транспорта, и происходит обмен грузов между ними.

Крупными транспортными узлами являются Москва, Санкт-Петербург, Мурманск, Владивосток, Нижний Новгород и другие города (рис. 2).

Рис. 2. Крупные транспортные узлы России

Выделяют несколько видов транспорта: сухопутный (железнодорожный, автомобильный), водный (морской и речной), воздушный, а также особый вид транспорта – трубопроводный. Единая транспортная система России – это около 160 000 км железнодорожных путей, 680 000 км автомобильных дорог с твердым покрытием, 100 000 км внутренних водных путей и более 210 000 км трубопроводов. В это отрасли занято около 4,5 млн человек. Работа транспорта оценивается такими показателями как грузооборот и пассажирооборот.

Грузооборот – экономический показатель работы транспорта (показатель объема перевозки грузов), равный произведению массы перевозимого за определенное время груза на расстояние перевозки.

Ведущее место по грузообороту принадлежит водному и трубопроводному транспорту, который транспортирует большие объёмы грузов на дальние расстояния. По объёму перевозимых грузов выделяются железнодорожный, трубопроводный, а также автомобильный транспорт. Быстро растёт удельный вес автомобильного транспорта.

Пассажирооборот – показатель отражения объёма перевоза пассажиров в пассажирокилометрах, который исчисляется как произведение количества пассажиров на расстояние перевозки по каждому виду транспорта.

В пассажирообороте его удельный вес приближается к 60%, а в объёме перевозки пассажиров он преобладает (около 90%).

Виды транспорта отличаются по следующим показателям:

  • Себестоимость (складывается из стоимости транспортных средства, транспортного пути и стоимости погрузочно-разгрузочных станций). Самый дорогой вид транспорта авиационный, а самый дешевый – морской.
  • Скорость перевозок. Самый быстрый – авиационный транспорт, самый медленный – морской и речной.
  • Надежность
  • Комфортность
  • Влияние природных условий. Этот фактор характерен для авиационного, морского и речного видов транспорта.

Список литературы

  1. В.П. Дронов, В.Я. Ром. География России: население и хозяйство, 9 класс.
  2. В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе. География России: хозяйство и географические районы, 9 класс.

Российская инфраструктура в глобальном контексте

За последние 10 лет Россия привлекла больше прямых иностранных инвестиций (ПИИ), чем Бразилия и Индия, но значительно меньше, чем Китай. По уровню ПИИ к ВВП (3,3%) Россия лишь незначительно отстает от лидера группы БРИК — Китая (3,7%), но существенно опережает Бразилию (2,4%) и Индию (1,4%).

Недостаточный объем инвестиций в инфраструктуру на протяжении последних 10–20 лет отбросил Россию на 93-е место в мире по показателю качества инфраструктуры согласно Отчету о глобальной конкурентоспособности за 2013–2014 годы, подготовленному Всемирным экономическим форумом. Китай и Индия занимают в рейтинге 74-ю и 85-ю позиции соответственно.

На относительно высоком уровне (31-е место) в России находится только железнодорожная инфраструктура. В остальных областях (качество автомобильных дорог, инфраструктуры портов, инфраструктуры воздушного транспорта, электроснабжения) необходимы улучшения.

В России разработаны многочисленные стратегии и программы, направленные на развитие инфраструктуры. Проанализировав их, специалисты EY составили карту планируемых проектов, классифицировав их по нескольким параметрам. За последние пять лет было заявлено о 325 инфраструктурных проектах, которые находятся сейчас на разных этапах реализации. Реализация большинства проектов (51%) запланирована на период с 2015 по 2020 год, и лишь несколько должны завершиться ближе к 2030 году.

Отраслевой сегмент

Наибольший объем инвестиций запланировано направить на развитие инфраструктуры железнодорожного транспорта. Основная их часть предназначена для осуществления проектов, предусмотренных планом развития скоростного и высокоскоростного железнодорожного движения на перспективу до 2030 года.

Вторым по объему направлением планируемых инфраструктурных инвестиций является строительство автомобильных дорог и мостов. Большинство проектов относятся к сфере ответственности Государственной компании «Автодор» и (или) предусмотрены Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года.

Наибольшее количество проектов планируется реализовать в энергетике и водоснабжении (включая развитие инфраструктуры электро-, водо- и газоснабжения).

География проектов

Большинство инвестиционных проектов ведется в западной части Российской Федерации, где выше плотность населения и экономическая активность по сравнению с регионами на востоке страны.

Благоприятные последствия развитой инфраструктуры

Как свидетельствует опыт других стран, развитие инфраструктуры имеет следующие благоприятные последствия:

  • Снижение производственных затрат
  • Рост национального производства/ВВП
  • Расширение доступа к трудовым ресурсам
  • Усиление конкуренции
  • Увеличение притока инвестиций
  • Реорганизация землепользования
  • Возможность развития ранее недоступных территорий.

Кумулятивным итогом инфраструктурных инвестиций является увеличение производительности, что представляет собой одну из главных целей многих работающих в России компаний.

История развития инфраструктуры

Все развитие цивилизации характеризуется стремлением людей к коммуникации и контакту, поэтому возможности передвижения оказываются для развития человечества решающими. Жизнедеятельность человека можно представить в виде совокупности нескольких функций территории: проживание, работа, общественное обеспечение (школы, театры, …), отдых и зелень. Перемещение людей и товаров происходит за счет транспортной функции, она является необходимой связующей частью. Её развитие обычно соответствует уровню развития остальных функций территории. Это правило действует в любом масштабе — от маленькой деревни до больших регионов. Транспортная инфраструктура имеет характер как связующий разные области, так и разделяющий. Для жителей оживленные трассы могут стать серьёзной преградой.

В любых формах поселений проживание, работа, парки и другие функции территории занимают определённые зоны. Зоны инженерной и транспортной инфраструктур — зоны для размещения и функционирования сооружений и коммуникаций железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, инженерного оборудования.

Дороги населённых пунктов создают дорожные сети из линий и точек. Градостроительный характер этих сетей определяет композицию этого населённого пункта, являясь первоочередным фактором урбанизации. Транспортная инфраструктура, как правило, вписывается в рельеф местности, определяя экологическую ситуацию.

Историческое значение транспорта в том, какими наши города стали сейчас, нельзя недооценить. Географическое расположение населённых пунктов было так или иначе связано с путями: положение бродов, торговые пути, речные пути, удобный причал — все это могло стать причиной возникновения поселения. Ключевым этапом является развитие железной дороги в XIX веке. Города стали разрастаться в ширину, в пригородах развитие получила территория около вокзалов, железнодорожные ветки определили положение промышленных зон. В XX веке обилие моторного транспорта создало в городах огромные проблемы, из-за чего искались новые принципы планирования.

Инфраструктурный комплекс и его состав

Слово «инфраструктура» каждый из нас по-любому слышал, но далеко не все понимают, что это такое. Все очень просто, инфраструктурный комплекс — это все сооружения, здания, различные системы и службы, которые необходимы населению для комфортной жизни.

В каждом городе есть определенная инфраструктура. Разумеется, в сельской местности она будет значительно уступать по уровню развития. Не удивительно, вряд ли вы в деревне увидите, например, крупный торговый центр или гипермаркет.

Разделить инфраструктурный комплекс можно на две части: коммуникационную систему и сферу обслуживания. С коммуникациями нет ничего сложного. К ним относятся транспорт и связь. А вот сфера обслуживания очень объемная. В нее входят:

  • торговля и питание;
  • бытовое обслуживание;
  • жилищно-коммунальное хозяйство;
  • сфера культуры;
  • образование и здравоохранение;
  • социальный сектор;
  • финансовая сфера;
  • государственное управление.

Магазины, театры, поликлиники и прочие организации относятся к инфраструктуре города. И, чем больше населенный пункт ими обеспечен, тем лучше развита у него инфраструктура.

Современное состояние инфраструктурного комплекса в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

Современное состояние инфраструктурного комплекса в России The current state of the infrastructure complex in Russia

Артемьева Маргарита Эдуардовна

студентка 1 курса экономического факультета, направление подготовки «Экономика» профиль «Экономика предприятий и организаций» ФГБОУВО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова», Россия, г. Чебоксары

Artemyeva Margarita Eduardovna

first-year student of economics department Chuvash State University Russia, Cheboksary

Богоявленов Станислав Львович

студент 1 курса экономического факультета, направление подготовки «Экономика» профиль «Экономика предприятий и организаций» ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова», Россия, г. Чебоксары

Bogoyavlenov Stanislaw Lvovich

first-year student of economics department Chuvash State University Russia, Cheboksary

Аннотация.

В статье отражены основные вопросы проблемы инфраструктурного комплекса России. В статье проведена оценка имеющегося производственного комплекса страны. Предложены мероприятия по улучшению состояния производственного потенциала.

Ключевые слова: инфраструктура, коммуникационная система, транспортная система.

Key words: infrastructure, communication system, transport system.

Прежде чем рассмотреть понятие и структуру инфраструктурного комплекса разберемся, что же такое инфраструктура. Инфраструктура представляет собой комплекс взаимосвязанных структур (учреждений или организаций), которые помогают обеспечивать деятельность общества или какой-то его сферы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Инфраструктурный комплекс представляет собой комплекс отраслей хозяйства, которые обслуживают производство и обеспечивают условия жизнедеятельности общества.

Освоение и использование территории нашей страны невозможно без создания соответствующей инфраструктуры транспорта, производственных и жилых зданий, линий электропередач и водопровода и прочих необходимых условий.

Долгое время развитию инфраструктурного комплекс в России не уделялось должного внимания, и несмотря на мировую практику он считался второстепенным подразделением хозяйства страны.

Говоря об инфраструктурном комплексе нужно отметить, что он разделяется на сферу обслуживания и коммуникационную систему. Коммуникационная система включает транспорт и связь, ее также часто называют производственной инфраструктурой. А сфера обслуживания включает в себя предприятия торговли, образования,

общественного питания, культуры, науки, искусства и т.д., ее также часто называют социальной инфраструктурой.

Коммуникационная система Российской Федерации включает в себя связь (в частности почтовую) и транспорт. Основная задача транспорта в нашей стране — это быть связующим звеном между отдельными частями хозяйства и районами страны. Отметим, что какой-то один вид транспорта не может решить эту проблему самостоятельно и поэтому каждый из видов взаимодействуют и дополняют друг друга. Основными видами транспорта в России можно назвать железнодорожный, автомобильный, морской, речной, воздушный и трубопроводный. Географические особенности нашей страны обусловили большее развитие железнодорожного транспорта в связи с его невысокой себестоимостью перевозок, низкой зависимостью от погоды, большой грузоподъемностью и довольно быстрым передвижением на дальние расстояния. Однако у железнодорожного транспорта нет возможности быть маневренным и доставлять грузы «до порога», поэтому в России получил широкое развитие и автомобильный транспорт. Он самый высокий по себестоимости, но обладает большой маневренностью и позволяет доставлять грузы прямо до потребителя.

Помимо транспорта важнейшей составляющей инфраструктурного комплекса является связь, в частности почтовая. В этой сфере в нашей стране работает Почта России, сеть отделений почтовой связи достаточно развита и большая часть населения страны имеет к ним доступ.

На наш взгляд, в России на сегодняшний день инфраструктурный комплекс недостаточно развит и главными слабыми звеньями являются низкое развитие сферы обслуживания и отсутствие развития транспорта. Текущая транспортная система России сформировалась уже давно и не предпринимается серьезных шагов для ее совершенствования, железнодорожный транспорт по-прежнему остается ведущим и тормозит мобильность и скорость передвижения грузов и людей, а автомобильный транспорт остается очень дорогим для передвижения, а также для него не подготовлена дорожная инфраструктура, так как не созданы условия для безопасного и быстрого передвижения груза по российским автомобильным трассам с плохими дорогами.

Для развития экономики просто необходимо больше внимания обращать на развитие инфраструктурного комплекса Российской Федерации.

Единая транспортная система России — это121 тыс. км железнодорожных путей, 984 тыс. км автомобильных дорог, 101 тыс. км внутренних водных путей и более 250 тыс. км трубопроводов. Более 12 млн человек так или иначе работают в этой отрасли. Ведущее место в грузообороте занимает железнодорожный и трубопроводный транспорт, транспортирующие большие объёмы грузов на дальние расстояния. По объёму перевозимых грузов выделяются железнодорожный, трубопроводный и автомобильный транспорт. Быстро растёт удельный вес автомобильного транспорта. В пассажирообороте его удельный вес приближается к 60%, а в объёме перевозок пассажиров он преобладает (около 97%).

Развитость транспортной системы России очень сильно различается по районам. Обеспеченность путями сообщения как по общей длине, так и по плотности отличается в 10 и более раз. Например, плотность автомобильных дорог в среднем по России 28 км (на 1000 км2), но по районам она колеблется от 5 (Дальневосточный) до 172 км (Центрально-Чернозёмный). Можно выделить три основных магистральных направления транспортной системы страны: широтное «восток — запад»; центрально-европейское «север — юг» с выходом на Украину, Молдову, Кавказ; Волго-Кавказское «север — юг» по реке Волге.

Железнодорожный транспорт является ведущим в России. Это обусловлено географическими особенностями нашей страны. Плюсы этого вида транспорта заключаются в большой грузоподъёмности, невысокой себестоимости перевозок, независимости от погоды. В европейской части страны конфигурация железных дорог напоминает гигантское «колесо», центр которого — Москва. От неё в разные стороны отходят «спицы» — 11 железнодорожных магистралей. С распадом СССР значительные участки крупнейших широтных магистралей -Транссибирской, Среднесибирской и Южносибирской — оказались за пределами России. Единственный собственно российский участок (Екатеринбург — Тюмень — Омск), к сожалению, не в состоянии обеспечить надёжную

транспортную связь между западными и восточными районами страны.

Автомобильный транспорт обладает большой маневренностью и скоростью движения, что даёт возможность доставлять грузы непосредственно потребителям. В то же время, он является одним из самых дорогих по себестоимости перевозок. Эффективность работы автомобильного транспорта зависит от густоты автодорог и их качества. К сожалению, десятая часть дорог у нас грунтовая, а треть имеет твёрдое покрытие низкого качества. Крупнейшие автодороги и магистрали расходятся лучами от Москвы. В восточных районах их плотность резко снижается. До сих пор нет качественной дороги, которая бы пересекала всю Россию с запада на восток.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Морской транспорт — чуть ли не самый дешёвый из-заогромной грузоподъёмности судов, но он очень сильно зависит от природных условий и требуются значительные затраты на строительство судов и портов. В России 39 портов, из них только 11 относительно крупных, а 60% портов мелководны и не могут принимать большие суда. Российские морские порты обеспечивают потребности страны лишь на 50%. Первое место в грузообороте принадлежит тихоокеанским портам (Восточный, Ванино, Владивосток, Находка). Здесь находится около 25% российского флота. Балтийские порты (Санкт-Петербург, Выборг, Калининград) имеют очень выгодное географическое положение, но их здесь мало, невелика их общая мощность. Через порты Черноморского бассейна (Новороссийск) идёт, в основном, экспорт нефти. По морям (Карскому, Лаптевых, Восточно-Сибирскому, Чукотскому, Берингову) проходит Северный морской путь, имеющий огромное значение для жизни районов Крайнего севера. Речной транспорт играет важную роль в тех районах, где протекают многоводные реки. По рекам выгодно перевозить грузы, не требующие быстрой доставки (лес, нефть, зерно). Основной судоходный бассейн -Волго-Камский. Наиболее крупные порты бассейна — три московских (Южный, Западный и Северный), Нижегородский, Казанский, Самарский, Волгоградский и Астраханский. На втором месте по объёму выполняемой работы -Западно-Сибирский бассейн (Обь с притоками). Крупные порты есть также в Новосибирске, Омске, Томске, Тобольске, Тюмени, Сургуте, Уренгое, Лабытнанге. Третьим по важности является воднотранспортный бассейн Европейского Севера (Северная Двина, Сухона, Вычегда).

Воздушный транспорт даёт большой временной выигрыш на средних и больших расстояниях. В малоосвоенных районах Сибири и Дальнего Востока это единственное средство сообщения. Наиболее массовые пассажиропотоки направляются из Москвы по пяти основным направлениям: Кавказскому, Южному, Восточному, Центрально-азиатскому, Западному. На четыре московских аэропорта (Шереметьево, Домодедово, Внуково и Жуковский) приходится 55 % всех отправлений пассажиров воздушным транспортом в России. Крупные авиатранспортные узлы — Санкт-Петербург, Уфа, Самара, Екатеринбург, Минеральные Воды, Сочи, Нижневартовск, Сургут, Тюмень, Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Хабаровск, Владивосток.

Почтовая и телефонная виды связи остаются важнейшими в России. Почтовая связь у нас развита очень хорошо (более42 тыс. предприятий, из которых две трети находятся в сельской местности). По обеспеченности населения услугами телефонной связи Россия существенно уступает и будет уступать, в ближайшем будущем, развитым странам. Стремительно развивается сеть мобильной сотовой связи, что позволит выровнять проблему.

В целом, в сфере инфраструктуры наблюдается развитие за счёт европейской части России и упадок за счёт сибирской и дальневосточной части. Существуют определённые перспективы развития железнодорожного (строительство высокоскоростных магистралей, обновление старых путей, ввод в действие новых подвижных составов) и воздушного (развитие «лоукостеров») транспорта. Есть надежда на изменения в законодательстве России для усиления контроля над строительством автомобильных дорог и изменением порядка финансирования, при котором выделенные из федерального бюджета деньги, проведение тендеров и другие бюрократические задержки не приводили к началу строительства дорог в октябре-ноябре. В сфере связи наблюдается стабильное развитие (строительство вышек связи, улучшение покрытия), но остаются проблемы с покрытием связью на автомагистралях.

Список используемой литературы:

1. Иваницкая И.П., Васильева И.А. Значение и роль регионального производственного потенциала в становлении самодостаточности территории // Потенциал вуза в кадровом и экспертном сопровождении органов государственного и муниципального управления: материалы Всероссийской научно-практической конференции. -Чебоксары: ИПК «Новое время», 2016. — С. 139-144.

2. Ладыкова Т.И., Данилов И.П. Актуальные проблемы развития региональных социально-экономических систем в условиях негативного внешнего воздействия // Вестник экономики, права и социологии. — 2016. — № 4. — С. 40-44.

3. Лещёв С.В.Особенности развития транспортнологистических инфраструктур в регионах Российской Федерации // Риск: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. — 2016. — № 3. — С. 11-13.

4. Морозова Н.В., Иваницкая И.П. Развитие промышленного потенциала регионов Приволжского федерального округа в условиях новых вызовов и угроз: сборник материалов международной научно-практической конференции. — Чебоксары: Изд-во ЧувГУ, 2016. — С. 285-290.

5. Сорокин О.Н. Актуальные проблемы обеспечения перспективы социально-экономического развития территорий // OECONOMIA ET JUS. — 2016. — № 4. — С. 9-15.

6. Уварова А.О. Транспортная инфраструктура российской федерации: анализ современного состояния и перспективы // Молодой исследователь: вызовы и перспективы: сборник статей по материалам XXVII международной научно-практической конференции. — Изд-во: ООО «Интернаука», 2017. — С. 86-92.

7. Оперативный мониторинг экономической ситуации в России: Тенденции и вызовы социально-экономического развития, № 9 (Июнь) 2015 г., Институт Гайдара, РАНХиГС и ВАВТ — . — URL: http://www.iep.ru/files/text/crisis monitoring/2015

Развитие инфраструктуры современного города: социальные и экономические аспекты

Понятие «инфраструктура» достаточно обширное. К инфраструктуре относится объединение структур, организаций и предприятий, деятельность которых носит определенный ориентир. Они направлены на создание условий для качественной работы производства, а также нормальной жизнедеятельности людей. По сути, инфраструктура – это некий комплекс отраслей, направленный на удовлетворение потребности населения. Существуют вариации инфраструктуры: социальная; транспортная; инженерная; финансовая; информационная; военная; рыночная; инновационная.

На сегодняшний день все отрасли испытывают трудности и проблемы, требующие кардинальных перемен.

Социальная инфраструктура — объединение отраслей и предприятий, ответственных за хорошую жизнедеятельность населения. Это строительство жилья, готовое жилье, социальные и культурные объекты, сфера ЖКХ, здравоохранения, образования; сфера услуг, отдыха, учреждения спорта; общественный транспорт и другое. Примерно с середины 20 –го века в странах с развитой экономикой резко увеличился процесс развития данной инфраструктуры.

Социальную инфраструктуру делят на 2 части: социально-бытовую и социально-культурную. Социально-бытовая инфраструктура нацелена на создание условий для жизнедеятельности человека и удовлетворения его потребностей. Социально-культурная инфраструктура способствует развитию духовных, интеллектуальных свойств.

Например, в России нехватка дошкольных учреждений привела к тому, что в очереди на получение места в детском саду состоят 1,5 миллиона граждан. Также было прикрыто порядка 2900 детских лагерей. Недоступной стала первичная медицинская помощь во многих населенных пунктах, а особенно в сельской местности и другое.

Транспортная инфраструктура — объединение отраслей и предприятий, обеспечивающие выполнение и обслуживание перевозки, а также перемещение людей и товаров.

Роль транспорта очень велика. От развития транспортной сферы зависит экономическое благосостояние страны в целом. Ведь она считается важной базовой отраслью.

По результатам всемирного банка, объем недофинансирования ремонта и содержания дорожной отрасли в России составляет 1,2% ВВП в год. В рейтинге Россия находится на 48 месте в мире по показателю общедоступности и качества транспортной инфраструктуры. По качеству железнодорожной инфраструктуры занимает 33-е место в мире, по качеству автодорожной 111-е место. По качеству инфраструктуры воздушных и водных портов – 87-е и 82-е места соответственно.

Инженерная инфраструктура — объединение сооружений и коммуникаций, используемых в процессе газо-, тепло-, электро-, водоснабжения, водоотведения и вентиляции. Инженерная инфраструктура имеет комплекс предприятий по выработке инженерной продукции. Главное назначение данной отрасли состоит в снабжении на определенной территории водой, энергией, топливом, в создании теплового режима в зданиях и условий для проживания.

Финансовая инфраструктура — объединение отраслей и подвидов деятельности, обеспечивающих производство и хозяйство в целом.

Информационная инфраструктура — комплекс специальных структур, обеспечивающих работу и динамичный рост информационного пространства страны и средств информационного взаимодействия. В наше время управлять любой деятельностью нельзя без анализа огромного объема информации и ее обработки с помощью новых технологий. Также развитие глобальных сетей – большой шаг вперед.

Военная инфраструктура — комплексы стационарных объектов и отдельных сооружений, являющихся основанием для расположения вооруженных сил, ведения военных действий и обеспечения боевой и оперативной подготовки войск.

Рыночная инфраструктура — комплекс учреждений и организаций, обеспечивающих вольный оборот товаров и услуг на рынке.

Инфраструктура рынка выполняет следующие функции:

  • обеспечение процесса купли-продажи;
  • распределение потока товара;
  • создание конъюнктуры рынка;
  • повышение продуктивности работы рынка.

Инновационная инфраструктура — объединение субъектов инновационной деятельности, обеспечивающих материально-техническое, финансовое, организационно-методическое, информационное, консультационное и другое обслуживание инновационной деятельности.

Сегодня комфортность проживания, благоустройство городов является актуальной проблемой. Перед нами стоит цель сделать среду обитания наиболее благоприятной и комфортной. Комфортность проживания понимается как система оценок качества жизни населения, которая базируется на основе удовлетворения потребностей человека. Степень комфортности проживания населения является важным показателем конечного эффекта воздействия на людей факторов окружающей среды. В больших городах живет почти 50% населения всей нашей страны, поэтому вопрос формирования среды в этих городах является наиболее важным.

В населённых пунктах обостряются негативные последствия с ростом урбанизации. Под урбанизацией понимают рост городов, увеличение доли населения, повышение роли городов во всех сторонах жизни общества, а также распространение городского образа жизни на сельскую местность и степень хозяйственного освоения.

Города делятся на малые, средние, крупные и крупнейшие в зависимости от количества населения:

  • до 50 тысяч жителей — малые города и поселки городского типа;
  • от 50 до 100 тысяч жителей — средние города;
  • от 100 до 1000 тысяч жителей — крупные города;
  • более 1 миллиона жителей — крупнейшие города;

Перемещение людей из малых городов вызвано поиском работы и плохими условиями жизни населения в сельской местности. Ведь, уровень безработицы в крупных городах ниже на 30-40%, чем в малых городах.

В сельской местности фактически отсутствует благоустройство. Крупные города стали местом сосредоточения потоков людей, сырья, информации. Основными факторами современного города является человек и природная среда. Взаимодействие этих двух элементов и создает городскую среду. В сущности, городская среда формируется на стыке двух основных условий:

  1. положительных — способствующих прогрессу в городах и развитию личности;
  2. ограниченных — состояние природных компонентов, жизненно важных для жизнедеятельности.

Геосистема и экосистема – составные городской среды. Экосистема исследует проблемы взаимоотношения человека со средой обитания и его жизнеобеспечения. Именно человек является главной силой, меняющей природную среду и создающей обновленное качество данной среды. Город — это природно-техногенный объект, функционирование которого определяется взаимодействием природных условий и хозяйственной нагрузки .

Территории современного города включают следующие функциональные зоны: жилую; промышленную; коммунально-складскую; зону внешнего транспорта; пригородную зону; прочие земли в городской черте.

Комфортная городская среда обитания – это пространство в определенных административных границах и всей застройки этого пространства зданиями и сооружениями, наполнив его предметами, которые позволяют удовлетворить индивидуальные и социальные потребности населения, что в результате приведет к повышению качества жизни горожан . Для создания такой среды помимо власти, экономики, социума, необходимо эффективное действие таких сфер как архитектура, искусство, наука и дизайн. «Качество городской среды в итоге определяется способностью городов, с одной стороны, быть фокусами творческих сил общества, реализовывать, концентрировать в себе творческий потенциал и, с другой — создать необходимые условия для приобщения каждой личности к различным формам жизни города» .

Комфортность проживания в современном городе складывается из следующих показателей:

  1. Природная среда: геологическое строение и рельеф; микроклимат; ландшафт; почвенный покров;
  2. Экологическая среда: уровень загрязнения почв; уровень загрязнения воздуха; уровень загрязнения воды;
  3. Социальная среда: плотность и структура численности населения; обеспеченность объектами сферы услуг; обеспеченность транспортом;
  4. Уровень благоустройства городской среды: уровень элементов благоустройства; транспортная инфраструктура; озеленение.

С древних времен люди заселялись в местах, где доступно ведение хозяйственной деятельности. Наличие рек, болот, мерзлоты, степень сейсмичности, увеличивают или уменьшают затраты на создание комфортных условий для населения. Здоровье населения, быт и отдых напрямую зависит от природных условий.

Плотность населения зависит от рельефа местности и природной зоны. В каждой зоне сложились относительно однородные условия для ведения разного вида хозяйственной деятельности. С точки зрения экологической и социальной среды комфортность проживания населения создается при воздействии природных, а также социально-экономических условий. Население выступает основным потребителем комфортности.

Рекомендации по управлению социально-экономическим развитием города:

  • сохранить стабильность городского населения;
  • повысить уровень комфортности города населения путем улучшения экологии, качества дорог, увеличение рекреационных зон;
  • увеличение количества рабочих мест;
  • поддержка малого и большого бизнеса;
  • работа органов городской власти с гражданами города;
  • информирование граждан о мероприятиях по благоустройству города.

Развитие инфраструктуры решает такие вопросы, как создание комфортных и благоприятных условий жизни горожан. Сейчас большое значение имеет внешний облик города, дизайн ландшафта. Ведь, постройка жилья осуществляется на основе коммерческого спроса, не учитывая природную и экологическую обстановку, по принципу сужения существующей жилой застройки, в основном это территории с крупными автодорогами и зонами с высоким уровнем развития транспортной и социальной инфраструктурой. Город имеет благоприятные в природном и экологическом отношении площади, но они заняты ветхим и аварийным жильем и слабо обеспечены социальной инфраструктурой, что снижает коммерческую привлекательность данной территории и препятствует ее развитию. Трудности воссоздания чистых городов и защита памятников исторического и культурного наследия народа остаются актуальными в настоящее время. Градостроительство неразрывно связано с благоустройством городов. Условия труда и отдыха населения зависит от уровня благоустройства. Благоустройство и озеленение – это система, которая соединяет в себе комплекс подпрограмм и идей, направленных на организацию и рост эстетичности городской среды.

Из-за большой изношенности и неправильной эксплуатации большинства объектов и возникают проблемы развития инфраструктуры. Автодороги и дворы нуждаются в срочном ремонте. Садов, газонов, парков становятся всё меньше и меньше. Много рек, пляжей замусорены. Качество воды и экологическое состояние почвы ухудшается.

К примеру, первое место по рейтингу самых экологически грязных городов России занимает Норильск, находящийся в Красноярском крае. Количество выбросов в атмосферу Норильска составляет 1959,5 тысяч тонн в год. Большой вклад в загрязнении города вносит предприятие «Норильский никель».

Качество жилищно-коммунального обслуживания также влияет на комфортность проживания в городе. Ресурсоснабжающие организации должны были направлены на стабильную работу систем тепло-, водо- и электроснабжения, сокращение объёмов потерь теплоносителя, а также своевременно проводить текущие и капитальные ремонты зданий и сетей.

К экономическим трудностям относят излишний монополизм, отсутствие конкурентов.

Стоит отметить, что существуют финансовые препятствия, которые связанны с дефицитом бюджета на содержание и развитие этой сферы, кредитные средства по причине большой инфляции и нестабильности нет возможности использовать.

Мероприятиями по улучшению городской среды:

  • устранение негативных факторов, ухудшающих окружающую среду,
  • улучшение порядка в дворовых фасадах зданий;
  • освещение территорий, зданий, сооружений;
  • озеленение территории общего пользования: парки культуры и отдыха,

сады жилых кварталов и групп домов, скверы, бульвары, набережные;

  • архитектурно — планировочные решения;
  • реконструкция;
  • улучшение внешнего облика города и дизайна;
  • размещение рекламы;
  • улучшение качества дорог;
  • приоритетное развитие общественного транспорта;
  • повышение качества и надежности предоставления жилищно-коммунальных услуг;
  • доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения;

Зеленые насаждения, парковые зоны имеют огромное культурно-бытовое значение, играют большую роль для здоровья населения как средство воздействия на микроклимат города или района, и являются органической частью архитектурного решения города. Необходимо проводить работы по озеленению территории, вывозу и переработке мусора, строительство новых полигонов для твердо-бытовых отходов, увеличению количества и качества уличного освещения. Культура также имеет большое значение для создания благоприятной среды обитания. Чистота, опрятность, комфорт и уважение к месту проживания — вот основные составляющие той культуры, которой часто не хватает современному городу.

В сущности, население интересует ценность территории, которая определяется основными параметрами:

  1. набор материальных благ (человек может приобрести при определенном доходе). Главными финансовыми показателями будут уровень доходов и расходов. Они определяются средней зарплатой и средней стоимостью основных товаров и услуг для населения. Первоначально, города конкурируют в области стоимости жизни. Для населения важны также доступность медицинских, транспортных, образовательных, юридических, развлекательных и других видов услуг, и их качество;
  2. набор нематериальных благ (человек может получить профессиональные услуги. Для населения также важны: исторические традиции, атмосфера города, исторические традиции, культура;
  3. уникальность (местоположение города, ландшафт, особенность архитектуры, экология).
  4. адаптация — приспособленность к быстрым изменениям меняющихся требований потребителя.

Города имеют сегодня много очень глобальных проблем. Это проблемы демографии, экологии, транспорта; проблемы социальные. Выявив эти проблемы, люди смогут решать их, предупреждая тем самым их катастрофические последствия для всего человечества в целом.

С первого взгляда, города – это огромное преимущество. Они являются местами сосредоточения культуры, искусств, науки и образования. Но другой стороны, города – это и недостаток: так как в больших городах плохая экология, которая, в свою очередь, плохо сказывается на здоровье окружающих людей. По статистике самые комфортные для проживания города, это: Санкт-Петербург, Тюмень, Казань, Пенза, Оренбург, Ярославль, Кемерово, Воронеж, Томск, Набережные Челны.

Подводя итоги можно сказать, что для развития инфраструктуры необходимо:

  1. воспитание культуры быта и почтительность к месту проживания;
  2. совершенствование общественного транспорта;
  3. проводить мероприятия по улучшению экологической обстановки;
  4. внедрять новые архитектурные решения для благоустройства города;
  5. повышение качества ЖКХ;

В заключении хотелось бы сказать, что надо любить свой город, уважать и беречь его. Чтобы не оказаться в хвосте мирового сообщества необходимо значительно увеличить инвестиции во все секторы инфраструктуры от коммунального хозяйства до современных транспортных систем и энергетики.

Налаженная работа транспорта, связи, энергоснабжения, высокий уровень здравоохранения, науки и образования – главный критерий успешного состояния экономики. Производственная и социальная инфраструктура необходима для нормальной работы промышленности и жизнедеятельности людей. Инфраструктурные компании, которых в нашей стране очень много, в период экономических санкций и кризиса оказались незаслуженно забыты со стороны государства.

Компании инфраструктурного сектора – важнейшее звено экономики

Несмотря на то что инфраструктурных компаний в России достаточно много, процент их участия в национальном валовом продукте невелик. В 2015 году эта цифра составляла чуть более 50%. Для сравнения: доля аналогичных компаний в формировании бюджета США 75%, Великобритании 72%, Франции 70%. Предприятия, занимающиеся услугами и коммуникациями для основных отраслей народного хозяйства, производят меньше всего продукции в денежном эквиваленте среди всех развитых стран планеты.

Так было всегда, еще со времен Советского Союза, когда подобные предприятия именовались придатком экономики. В начале XXI века расцвет туризма, ставка на высокие технологии, необходимость развития наукоемких производств привели к кратковременному подъему этой сферы народного хозяйства. Однако сложная геополитическая ситуация и обвал рубля привели к полнейшему откату почти всех организаций важного комплекса России. В самом деле, до состояния дорог ли сейчас, если нефтяная игла перестала приносить доход?

Кому нужны услуги компаний инфраструктурного сектора

На самом деле и состояние дорог, и уровень телекоммуникаций, и сервис организаций питания и медицинского обслуживания напрямую влияют на состояние основных отраслей экономики. Услуги компаний инфраструктурного сектора требуются каждому человеку, причем чем дальше он находится от центра России, тем больше он зависит от, казалось бы, второстепенных факторов. В Сибири, Приморье, на Дальнем Востоке как нигде важна надежная мобильная связь, хорошие дороги, точность погодных прогнозов.
На деле же получается все наоборот. Если в Центральном административном округе предприятиями инфраструктуры занято более 11% площади, то в отдаленных регионах России эта цифра составляет менее 1 процента. Неудивительно, что в самом сложном положении находятся организации, расположенные далеко от центра.
Государственные инвестиции в инфраструктуру составляют около 60% на сегодняшний день, что хватает для обеспечения минимальной потребности, но явно мало для опережающего развития. Стоит отметить, что в развитых европейских державах тоже из года в год размер субсидий со стороны государства снижется. Зато во весь заявляют о себе частные инвесторы, которые в нашей стране не видят перспектив во вложениях в инфраструктурные компании.

Что ждет инфраструктурные компании

Для развития подсобных отраслей народного хозяйства необходимо найти разумный баланс между ликвидностью крупномасштабных проектов и рисками частных инвесторов. Пока существенной помощи от государства, бюджет которого погряз в долгах, ждать не приходится. Фирмы сами вынуждены искать инвесторов и привлекать российских и зарубежных юридических частных лиц. Во многих регионах так и происходит: пример блистательно проведенной зимней Олимпиады в Сочи не дает спокойно спать многим мудрым и дальновидным банкирам.
Многие не знают, что наследие Олимпиады уже принесло богатые плоды. Прекрасный комплекс на юге России приносит не только радость жителям всей страны, имеющим возможность круглогодично отдыхать на современном курорте, но и внушительные дивиденды вкладчикам. На смену олимпийским объектам приходят не менее масштабные проекты: расширение БАМа, модернизация Транссиба, строительство платных автодорог по всей территории нашей страны.
Перспективы организаций не видятся в мрачном свете. Между Россией и Китаем открываются все новые транспортные коридоры, которые позволят увеличить грузооборот между нашей страной и Азией к 2020 году в 1,5 раза. Японские инвесторы проявляют все больше интереса к развитию инфраструктурных компаний нашего Дальнего Востока. В Центре России в наиболее тяжелой ситуации находятся здравоохранение и образование, но именно в эти сферы государство планирует выделить до 60% всех вливаний в инфраструктуру.

Разработка урока «Инфраструктурный комплекс» 9 класс

Урок географии в 9-м классе по теме «Инфраструктурный комплекс» Учитель Сорокина Т.И. МБОУ «Гимназия №3» г Брянска

Цели урока:

  1. познакомить учащихся с инфраструктурным комплексом: рассмотреть состав, значение, проблемы комплекса;

  2. продолжить работу со схемами, таблицами;развивать речь учащихся, географическое мышление.

Оборудование урока: Проектор, презентации, карта.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

– Какой комплекс мы с вами изучали? (АПК) –

Сколько звеньев выделяют в составе АПК? У доски ( три основных звена)
Дома вы готовили параграф “Пищевая и легкая промышленность”. тест из 8 вопросов в каждом варианте(письменно).

У доски Верно ли утверждение:

— Отрасли пищевой промышленности по характеру используемого сырья делятся на 3 группы.
– Отрасли: крупяная, чайная, сахарная, рыбная относятся ко 2 группе .
– Отрасли: хлебопекарная, макаронная, кондитерская относятся ко 2 группе.
– Отрасли первой группы ориентируются на потребителя.
– География отраслей 1 группы зависит не только от наличия сырья в тех или иных районах, но и от размеров сырьевой базы.

– Отрасли второй группы пищевой промышленности тяготеют к потребителю готовой продукции и располагаются непосредственно в городах и крупных сельских населенных пунктах.
– Мясная, молочная, мукомольная отрасли пищевой промышленности ориентируются только на потребителя.

-Владимирская и Костромская область – лидеры по производству льняных тканей.

-Наиболее благоприятные для с.х территории юга страны специализируются на выращивании льна, ржи, овса.

— Значительное падение производства в обувной, шелковой промышленности

-из пшеницы получают манную крупу.

— к техническим культурам относят гречиху, просо, кукурузу.

— картофель,кукуруза,сах свекла-технические культуры.

— В районах севера занимаются разведнеим пантового оленеводства.

3. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним межотраслевым комплексом – инфраструктурным.

Постановка цели: Рассмотрим его состав, задачи, значение в экономике страны. Узнаем, какие проблемы существуют в этом комплексе у нас в стране и попытаемся сами в ходе урока определить проблемы в различных отраслях инфраструктурного комплекса.

Откройте тетради, запишите число и тему урока.

  1. Объяснение нового материала. Приложение 1. ( Путеводитель)

1.Понятие инфраструктура из набора слов ? (Инфра- — (infra-) приставка, обозначающая величину, большую по сравнению с какой-либо другой величиной).

2Инфраструктура-совокупность зданий соооружений, Систем и служб необходимых для нормального функционирования и обеспечения жизни населения и хоз-ва страны.

Изучение любого комплекса мы начинаем с его состава (слайд 11).

3.Инфраструктурный комплекс подразделяется на две относительно самостоятельные части.(Записать в тетрадь).Учебник стр98 рис 56.,стр 121 т 24

Коммуникационная система

Транспорт и связь

Состав инфраструктурного комплекса

Сфера обслуживания

  1. Торговля и общественное питание(магазины, кафе, столовые и т.д.)

  2. Бытовое обслуживание (рем. мастерские, ателье, парикмахерские, бани)

  3. Жилищно-коммунальное хозяйство(предоставление жилья с его благоустройством)

  4. Культура и искусство (концертные и выставочные залы, театры, библиотеки, радио и телевидение)

  5. Наука и образование (ВУЗы, школы)

  6. Здравоохранение и физкультура (поликлиники, больницы, спорт. Комплексы, стадионы)

  7. Социальное обеспечение (содержание домов для престарелых, дет. домов, интернатов, организация пенсионного обеспечения и социального страхования)

  8. Финансово-кредитная сфера (сбербанки, страховые и финансовые организации Инвестиционные фонды)

  9. Государственное управление, оборона, охрана правопорядка.

– Мы с вами записали состав инфраструктурного комплекса. Посмотрите еще раз на отрасли, входящие в этот комплекс и скажите: Какую продукцию производит инфраструктурный комплекс
Продукцией этого комплекса являются услуги, т.е. инфраструктурный комплекс объединяет отрасли хозяйства, производящие разнообразные услуги.

Значение комплекса в определении услуги и комплекса.Этим он отличается от всех других межотраслевых комплексов

  1. – Что такое услуга? Это особый вид продукции, который потребляется не в виде вещи, а в качестве деятельности. .(слайд 12)

Работа с таблицей в тетради

Виды услуг-услуга

Материальная и нематериальная(транспорт, связь, образованеиЖКХ,спорт,госуд управление),торговля.

Виды услуг по характеру использования

Нужные

постоянно и всем

Нужные периодически, большинству

Нужные изредка и немногим

Я учитель. Моя профессия относится к сфере образования. Значит моя услуга нематериальная, необходимая, по периодичности – постоянная, по широте круга потребителей– нужная немногим.

ВЫВОД: Инфраструктурный комплекс объединяет отрасли, которые производят разнообразные услуги, а не товары.

Вопрос: А все ли отрасли инфраструктурного комплекса относятся к непроизводственной сфере?

Транспорт, торговля и общественное питание относятся к производственной сфере, а почему?

Ответ: Они оказывают производственные услуги, т.е. услуги, обеспечивающие процесс производства.

Каково же значение этого комплекса? В определении комплекса

При этом, чем лучше освоена территория, тем больше на ней разнообразных инфраструктурных сооружений.

– Как вы думаете, Центральная Россия или Дальний Восток имеет наиболее развитую инфраструктуру и почему? (Центр. Россия – 10% территории, Дальний Восток – 0,5% территории заняты инфраструктурой). Доля инфраст комплекса в экономике диаграмма

Как и у любого другого, у инфраструктурного комплекса есть свои проблемы Рыженко А

Деловая игра. Для того, чтобы ответить на этот вопрос, создадим экспертные группы по 4 человека, которые проанализируют состояние соответствующей отрасли в микрорайоне и кто-то из группы доложит нам кратко, как обстоят дела в этой отрасли, какие проблемы и как их решить.

У вас на столах есть листочки, в которых написано, какую отрасль вы будете представлять. На обсуждение даю 2 минуты.

Выступление групп.

1 группа– транспортКакие виды транспорта есть в микрорайоне?

  1. Как вы оцениваете работу городского транспорта (отлично, удовлетворительно, неудовлетворительно)?

  2. Что мешает эффективной работе транспорта (дороги, нехватка автобусов в “часы пик” или другое )?

  3. Как улучшить работу транспорта?

2 группа – Бытовое обслуживание

  1. Есть ли в микрорайоне ремонтные мастерские, ателье, парикмахерские, химчистка? Нужны ли они? Удобно ли ими пользоваться (режим работы)?

  2. Как решить проблемы?

3 группа – Розничная торговля и общественное питание

  1. Есть ли в микрорайоне магазины (продовольственные, промышленных товаров, бытовые), рынки. Достаточно ли их? Удобен ли режим работы? Удобно ли расположены?

  2. Есть ли кафе ? Нужны ли они?

  3. Как решить проблему?

4 группа –Медицинское обслуживание

  1. Есть ли в микрорайоне поликлиники, больницы, аптеки? Достаточно ли их? Все ли специалисты есть? Удобно ли они работают? В чем проблемы? Как их решить?

5 группа – Образование и культура.

  1. Есть ли в микрорайоне школы, детские сады, библиотеки, клубы, парки? Достаточно ли их? Удобно ли они расположены? Есть ли проблемы? Как их решить?

Закрепление.

В России развитию инфраструктурного комплекса долгое время не уделялось должного внимания. Поэтому его доля в экономике России намного ниже, чем в развитых странах мира

5. Закрепление изученного. Перечень видов учреждений: школа, детский сад, ясли, аптека, поликлиника, спорткомплекс, стадион, театр, кинотеатр, концертный зал, магазин, почта, банк, мастерские (разные), рынок и др.

2.Прямой линией подчеркните учреждения, услугами которых пользуетесь вы, волнистой – старшие в семье.

Рефлексия. Что нового вы узнали Что было сложным на уроке? Как оцените свое участие в рботе.

Дом задание 18 п1. П 22 п1.. Эссе «Услуги в жизни моей семьи» Сообщения ж/д транспорт

Автомобильный транспорт. Трубопроводный

Приложение 1

17. 11. 2015. Путеводитель по теме .

1.Тема ?___________________________________

2. Цель?________________________________

3 Составить определение понятия инфраструктура ————— ( здания, службы, системы, необходимость жизни людей, хозяйство страны)

4. Состав комплекса (записать в тетрадь)

5 Найдите сосответствие : виды услуг — услуга

Связь материальная

Образование нематериальная

Торговля

Транспорт

ЖКХ

Спорт

Государственное управление

6 Заполнить таблицу:

Виды услуг по характеру использования

Услуги нужные постоянно и всем

Услуги нужные периодически большинству

Нужные изредка и немногим

7. Работа групп 1 группа– Транспорт Какие виды транспорта есть в микрорайоне?

  1. Как вы оцениваете работу городского транспорта (отлично, удовлетворительно, неудовлетворительно)?

  2. Что мешает эффективной работе транспорта (дороги, нехватка автобусов в “часы пик” или другое )?

  3. Как улучшить работу транспорта?

2 группа – Бытовое обслуживание

  1. Есть ли в микрорайоне ремонтные мастерские, ателье, парикмахерские, химчистка? Нужны ли они? Удобно ли ими пользоваться (режим работы)?

  2. Как решить проблемы?

3 группа – Розничная торговля и общественное питание

  1. Есть ли в микрорайоне магазины (продовольственные, промышленных товаров, бытовые), рынки. Достаточно ли их? Удобен ли режим работы? Удобно ли расположены?

  2. Есть ли кафе ? Нужны ли они?

  3. Как решить проблему?

4 группа –Медицинское обслуживание

  1. Есть ли в микрорайоне поликлиники, больницы, аптеки? Достаточно ли их? Все ли специалисты есть? Удобно ли они работают? В чем проблемы? Как их решить?

5 группа – Образование и культура.

  1. Есть ли в микрорайоне школы, детские сады, библиотеки, клубы, парки? Достаточно ли их? Удобно ли они расположены? Есть ли проблемы? Как их решить?

Рефлексия

-Что нового вы узнали? Какое открытие на уроке считаете интересным?

Как оцените свою работу на уроке (активно, равнодушно, отлично, надо постараться, просто просидел(а))

Домашнее задание: пар 18 п1, пар 22.п1. Эссе «Услуги в жизни моей семьи»

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *