Индекс херфиндаля хиршмана

Формула для определения индекса

Формула индекса Херфиндаля-Хиршмана имеет следующий вид: HHI=S12+S22+…+Sn2,

где S12 и S22 — это возведённая в квадрат процентная доля товаров и услуг компании в определённой отрасли. Эта часть определяется как отношение продаж производителя на рынке ко всему объёму товаров или услуг в этой отрасли. Полученная величина должна находиться в диапазоне между 1 и 10000. Показатель в 10000 означает полную монополизацию сектора экономики одной компанией.

Индекс Херфиндаля-Хиршмана показывает уровень концентрации в отрасли. Необходимо отметить, что этот параметр тесно связан с коэффициентом монополизма власти Лернера. Кроме того, следует подчеркнуть, что HHI представляет собой эффективный индикатор изменения рыночной доли той или иной компании. Также он способен косвенно указывать на размер экономической прибыли, получаемой благодаря использованию монопольной власти.

Приведённая формула даёт возможность размежевать влияние на HHI количества компаний в отрасли и разделение рынка между ними. При условии, что все производители контролируют одинаковые части отрасли, показатель разброса будет равен нулю. Тогда значение HHI имеет обратно пропорциональную связь с числом представленных на рынке компаний. В то же время при фиксированном количестве производителей HHI увеличивается при росте разницы между частями фирм в отрасли.

Расчеты индекса индекса Херфиндаля-Хиршмана

Расчеты HHI рассчитываются путем определения доли рынка каждой фирмы в отрасли, ее возведения в квадрат и суммирования результата:

HHI = s1 ^ 2 + s2 ^ 2 + s3 ^ 2 + … + sn ^ 2 (где s — доля рынка каждой фирмы, выраженная как целое число, а не десятичная)

Рассмотрим следующую гипотетическую отрасль с четырьмя компаниями:

Фирма одна рыночная доля = 40%

Фирма две доли на рынке = 30%

Фирмы три доли на рынке = 15%

Фирма четыре доли рынка = 15%

HHI рассчитывается как:

HHI = 40 ^ 2 + 30 ^ 2 + 15 ^ 2 + 15 ^ 2 = 1, 600 + 900 + 225 + 225 = 2, 950

Это считается высококонцентрированной отраслью, как и ожидалось, поскольку существует всего четыре фирмы. Но число фирм в отрасли не обязательно указывает на то, что концентрация на рынке, поэтому расчет HHI важен. Например, предположим, что в отрасли есть 20 фирм. Фирма имеет рыночную долю в 48. 59%, а каждая из 19 оставшихся фирм имеет долю рынка в 2,71%.HHI будет ровно 2, 500, что указывает на высококонцентрированный рынок. Если бы фирма номер один имела рыночную долю в 35. 82%, и каждая из оставшихся фирм имела 3. 38% долю на рынке, то HHI составляла бы ровно 1 500, что указывало бы на конкурентный рынок.

Индекс Херфиндаля-Хиршмана (Herfindal-Hirshman Index)

  • •С.Б. Авдашева
  • •Теория организации отраслевых рынков Учебник
  • •Введение
  • •Глава 1 Глава 1 фирма в теории организации рынков
  • •Основные концепции фирмы Технологическая концепция фирмы
  • •Контрактная концепция фирмы
  • •Стратегическая концепция фирмы
  • •Классификация внутренних структур фирмы
  • •Виды фирм по размеру
  • •Виды фирм по формам собственности
  • •Виды фирм по организационно-правовой форме
  • •Виды фирм по типам внутренней структуры управления
  • •Альтернативные цели фирм
  • •Цели индивидуального собственника
  • •Цели управляющих
  • •Максимизация прибыли в условиях неопределенности
  • •Цели работников фирмы: модель самоуправляющегося предприятия
  • •Использованная и рекомендуемая для дальнейшего научения литература
  • •Глава 2 рыночная концентрация и монопольная власть
  • •Показатели концентрации продавцов на рынке
  • •Определение рынка
  • •Определение показателя размера фирмы
  • •Показатели концентрации Индекс концентрации (concentration ratio)
  • •Сравнительный анализ индексов концентрации на рынках а и в
  • •Индекс Херфиндаля-Хиршмана (Herfindal-Hirshman Index)
  • •Зависимость индекса Херфиндаля-Хиршмана от доли рынка доминирующей фирмы и числа фирм в рамках олигополии
  • •Индекс энтропии
  • •Дисперсия рыночных долей и логарифмов рыночных долей
  • •Индекс Джини
  • •Показатели концентрации и внешняя торговля. Толлинг и концентрация на внутреннем рынке алюминия
  • •Барьеры входа на рынок и выхода с рынка
  • •Нестратегнческие барьеры входа на рынок. Положительная отдача от масштаба и минимально эффективный выпуск
  • •Вертикальная интеграция
  • •Диверсификация деятельности фирмы
  • •Дифференциация продукта
  • •Эластичность и темпы роста спроса
  • •Иностранная конкуренция
  • •Институциональные барьеры входа на рынок и выхода с рынка
  • •Показатели монопольной власти
  • •Коэффициент Бэйна (норма экономической прибыли)
  • •Коэффициент Лернера
  • •Монопольная власть на российском рынке легковых автомобилей
  • •Индекс Лернера на российском рынке автомобилей
  • •Коэффициент Тобина (q Тобина)
  • •Коэффициент Папандреу
  • •Использованная и рекомендуемая для дальнейшего изучения литература
  • •Глава 3 монополия и потери общества
  • •Максимизации прибыли монополии
  • •Последствия монопольной власти
  • •Чистые потери благосостояния, возникающие вследствие монополии
  • •Результаты эмпирических исследований величины «мертвого груза»
  • •Альтернативные издержки монополизации’
  • •Сравнительный анализ эффективности производства в условиях свободной конкуренции и монополии
  • •V.’s.’s.’a- величина дополнительных потерь в связи с х-неэффективностью монополии
  • •Преимущество в издержках в условиях монополии
  • •Проблемы определения потерь от монополии в российской экономике: недостатки статистики предприятий-монополистов
  • •Предприятия-монополисты в пищевой промышленности
  • •Концентрация на рынке молочной продукции Хабаровского края
  • •Концентрация на рынке молочной продукции Приморского края
  • •Использованная и рекомендуемая для дальнейшего изучения литература
  • •Глава 4 доминирующая фирма
  • •Ценовое лидерство доминирующей фирмы: детерминанты монопольной власти в краткосрочном периоде
  • •Модель «самоубийственного» поведения доминирующей фирмы
  • •Статические модели ценообразования, ограничивающего вход
  • •Динамическая модель ценообразования, ограничивающего вход
  • •Грабительское ценообразование на рынке доминирующей фирмы
  • •Барьеры входа в отрасль как фактор поведения доминирующей фирмы
  • •Высота и эффективность барьеров входа
  • •Квазиконкурентные рынки
  • •Теория квазиконкурентных рынков: применение в России
  • •Уровень загрузки производственной мощности в промышленности России (III квартал 1996 г.)
  • •Использованная и рекомендуемая для дальнейшего изучения литература
  • •Глава 5
  • •Глава 5 информация
  • •Модель «рынка лимонов» Акерлофа
  • •Эмпирическая проверка модели «рынка лимонов»
  • •Проблемы «риска недобросовестности контрагента» и «негативного отбора»
  • •Решение «проблемы лимонов»: сигналы о качестве
  • •Асимметричная информация и негативный отбор на рынке кредитов
  • •Источники информации о потенциальных заемщиках коммерческих банков
  • •Асимметричная информация о ценах
  • •Влияние информированности покупателей на цены: эксперимент в Оттаве
  • •Глава 6
  • •Глава 6 дифференциация продукта
  • •Модель Чемберлина дифференциации продукта
  • •Проблема измерения дифференциации продукта
  • •Модель «линейного города» (модель Хотеллинга)
  • •Модель Хотеллинга с квадратичным ростом транспортных расходов
  • •Модель Хотеллинга с фиксированными ценами
  • •Модель «кругового города» (модель Салопа)
  • •Продукт как совокупность характеристик: модель Ланкастера
  • •Эмпирическая проверка модели Ланкастера
  • •Расходы на рекламу на рынке дифференцированного продукта
  • •Максимизируют ли фирмы прибыль, определяя расходы на рекламу?
  • •Вертикальная дифференциация продукта
  • •Расходы на рекламу: сравнительный анализ отраслевых рынков России
  • •Использованная и рекомендуемая для дальнейшего изучения литература
  • •Глава 7 вертикальная интеграция и вертикальные ограничения
  • •Вертикальная интеграция как условие ценовой дискриминации
  • •Формы вертикального контроля
  • •Использование неденежных расчетов в российской экономике
  • •Доля различных расчетов в промышленности в 1995 г.
  • •Вертикальные ограничения в отношениях между производителями и дистрибьюторами
  • •Вертикальная интеграция на рынке цемента сша
  • •Использованная и рекомендуемая для дальнейшего изучения литература
  • •Глава 8
  • •Глава 8 стратегическое взаимодействие крупных фирм на рынке
  • •Парадокс Бертрана
  • •Модель Эджворта
  • •Модель Курно
  • •Модель Штакельберга
  • •Лидерство по Штакельбергу как источник информации о рынке
  • •Кооперативные модели поведения олигополистов
  • •Картельные соглашения
  • •Причины возникновения картелей
  • •Фирма Рынок Рис. 8.6. Сравнение картеля и рынка совершенной конкуренции Стимулы к нарушению картельного соглашения
  • •Факторы, облегчающие сохранение картеля
  • •Методы предотвращения нарушения картельного соглашения
  • •Социальные издержки картелизации
  • •Использованная и рекомендуемая для дальнейшего изучения литература
  • •Глава 9 ценовая дискриминация
  • •Мотивы и условия эффективности ценовой дискриминации
  • •Типы ценовой дискриминации
  • •Совершенная ценовая дискриминация (первый тип дискриминации)
  • •Ценовая дискриминация в зависимости от объема покупки (второй тип дискриминации)
  • •Ценовая дискриминация по группам потребителей – разграничение рынков (третий тип дискриминации)
  • •Экспорт как метод ценовой дискриминации третьего типа
  • •Цены синтетического каучука на внутреннем и мировом рынке
  • •Практика ценовой дискриминации
  • •Связанные продажи
  • •Определение комбинаций объема покупки/цены (нелинейное ценообразование)
  • •Сезонное ценообразование
  • •Скидки как метод ценовой дискриминации в российской промышленности и торговле
  • •Частота предоставления скидок покупателям промышленными предприятиями России
  • •Использование скидок предприятиями оптовой торговли г.Москвы
  • •Межвременная дискриминация. Парадокс Коуза
  • •Использованная и рекомендуемая для дальнейшего изучения литература
  • •Глава 10 государственная отраслевая политика
  • •Типы отраслевой политики
  • •Естественная монополия
  • •Государственное регулирование естественных монополий
  • •Методы ценообразования на продукцию естественных монополий
  • •Регулирование доходности естественной монополии
  • •Прибыль и норма доходности при различных комбинациях использования ресурсов естественной монополией
  • •Параметры рыночного равновесия в зависимости от метода государственного регулирования
  • •Внедрение конкуренции на рынок естественной монополии
  • •Внешнеторговая политика в условиях несовершенной конкуренции на мировом рынке
  • •Доминирующая зарубежная фирма на внутреннем рынке
  • •Олигополия в международной торговле
  • •Антимонопольная политика государства
  • •Цели антимонопольной политики государства
  • •Опыт стран с развитой рыночной экономикой в регулировании рыночных структур и проведении антимонопольной и конкурентной политики государства
  • •Антимонопольная политика в сша
  • •Запрет слияний и поглощений в сша
  • •Антимонопольная политика в Западной Европе
  • •Антимонопольная политика отдельных развитых стран
  • •Общая характеристика антиконкурентного поведения экономических агентов в странах с переходной экономикой
  • •Антимонопольная политика в России
  • •Оглавление
  • •Глава 1. Фирма в теории организации рынков
  • •Глава 2. Рыночная концентрация и монопольная власть
  • •Глава 3. Монополия и потери общества
  • •Глава 4. Доминирующая фирма.
  • •Глава 5. Информация
  • •Глава 6. Дифференциация продукта
  • •Глава 7. Вертикальная интеграция
  • •Глава 8. Стратегическое взаимодействие
  • •Глава 9. Ценовая дискриминация .
  • •Глава 10.Государственная отраслевая политика

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *