Импортозамещение в сельском хозяйстве

Импортозамещение в АПК: оцениваем результаты

16.10.2018

На совещании по Агропромышленному комплексу, состоявшемуся в Ставропольском крае с участием Президента России Владимира Путина, были рассмотрены результаты работы сельскохозяйственного сектора, а также определены стратегические ориентиры развития ключевой отрасли страны. Владимир Путин охарактеризовал достижения АПК как прорыв: за пять лет объем производства сельхозпродукции вырос более чем на 20%, отечественные производители практически полностью обеспечивают страну по основным группам продовольственных товаров, при этом активно осваивают внешние рынки. Перспективные направления экспорта сегодня — это Китай, Индия, страны ЮВА, Африки, Персидского залива. В 2017 году объем экспортных поставок продовольствия и сельскохозяйственного сырья увеличился на 21%, превысив 20 млрд долл. По словам Владимира Путина, объем продаж оружия составляет 15 млрд долл., то есть, фактически, сельхозпроизводители на 5 млрд долл. превысили этот объем.
За 7 месяцев 2018 года аграрный экспорт вырос почти на треть, до 13 млрд долларов. Сегодня Россия является крупнейшим в мире поставщиком пшеницы и занимает второе место в мире по поставкам зерновых. Вырос экспорт сахара, растительного масла, свинины, мяса птицы. За период январь – июль текущего года вывоз зерна из России вырос в 1,7 раза, объем экспорта мяса птицы вырос на 31%, свинины – на 20%, растительных масел – на 5%, сахара – на 4%. Переход к экспортной модели развития – еще одно подтверждение того, что в отечественном АПК происходят качественные сдвиги, российское сельское хозяйство вышло на новый уровень устойчивости и становится менее уязвимым к перепадам рыночной конъюнктуры, а внутреннее потребление продовольствия практически не зависит от импорта.
По итогам 2017 года показатели продовольственного самообеспечения составили по зерну 170,8%, растительного маслу – 153,1%, сахару – 105,2%, мясу и мясопродуктам – 93%, картофелю – 87%, овощам – 85,9%, молоку и молочным продуктам – 82%. Из этих цифр следует, что по ряду позиций — овощи и фрукты, молочная продукция, говядина — уровень самообеспеченности нашей страны пока ещё недостаточно высок.
На основании данных Росстат, эксперты ЦМТ подготовили динамику производства основных видов российских продуктов, замещающих импортные, в процентном соотношении к предыдущему периоду в графическом выражении:

По словам Владимира Путина, нужно последовательно работать над тем, чтобы российские производители расширяли своё присутствие на внутреннем рынке и осваивали внешние, чтобы отечественные продукты по своим качественным и ценовым характеристикам были конкурентоспособны, пользовались устойчивым, растущим спросом покупателей, как в стране, так и за рубежом. Сегодня экспорт продукции АПК составляет 20 млрд долл. Целевой показатель, стоящий перед страной к 2024 году — нарастить экспорт продукции АПК до 45 млрд долл., при этом рост экспорта должен стать следствием роста качества отечественных товаров, их глобальной конкурентоспособности.
Однако современные технологии, производимые в России, пока не находят широкого применения в российском агропромышленном секторе. По мнению главы Министерства сельского хозяйства Дмитрия Патрушева, модернизация сельского хозяйства призвана создать на российском рынке «экспортноориентированный агропромышленный сектор», основой данного процесса станет федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства до 2025 года. Импортозамещение в приоритетных отраслях сельского хозяйства, по словам Дмитрия Патрушева, прежде всего, должно быть направлено на обеспечение семенами отечественного производства. Сегодня на национальном рынке доля импорта семенного картофеля составляет 80%, что объясняется низкой конкурентоспособностью отечественных сортов, а также отсутствием современной инфраструктуры и материально-технической базы. Доля семян-гибридов иностранной селекции в стране составляет 98%, а селекционно-генетический материал бройлерного птицеводства импортируется полностью. Аналогичная ситуация сложилась по целому ряду других видов продукции, сырья и продовольствия.
Недавно Минпромторг опубликовал данные по сельхозтехнике за 2017 год. Результаты показали, что сегодня каждый второй комбайн произведен в России, при этом целевым показателем министерства к 2030 году является производство на внутреннем рынке восьми из десяти машин, обрабатывающих пашни. На сегодняшний день сельское хозяйство остается одной из самых динамично растущих отраслей российской экономики, импортозамещение в данном секторе реализуется высокими темпами. Одним из важнейших импульсов роста, обеспечивающих положительную динамику конкурентоспособности российских компаний, наряду с другими мерами поддержки, является государственное субсидирование. По мнению экспертов, господдержка позволяет сельхозпредприятиям увеличивать и модернизировать парк сельхозтехники. В основе рекордных, начиная с 2000-х годов, темпов роста производства российской сельхозтехники — разработанные и запущенные в серийное производство при поддержке государства высокотехнологичные модели полноприводных тракторов, зерноуборочных, кормоуборочных комбайнов и другой техники, а также государственная программа стимулирования спроса. За период 2014-2016 годов аграрное производство выросло на 11%, а по итогам 2017 года рост составил порядка 3%. На эти цели по программе субсидирования в 2017 году было выделено 15,7 млрд рублей и закуплено 26,3 тыс. единиц сельхозтехники.
Российские сельхозмашиностроители в 2017 году превысили показатель по производству на 21%, то есть, более чем на 107 млрд рублей. Экспорт продукции составил около 8 млрд рублей, что на 14% выше прошлогоднего периода. За прошлый год на рынок было выведено более 150 моделей новой техники, запущена реализация 20 инвестиционных проектов для обеспечения растущего внутреннего спроса и дальнейшего развития экспорта продукции. В 2017 году российская экспозиция была представлена на крупнейшей мировой выставке Agritechnika в Ганновере, при этом, российское представительство оказалось в числе лидеров как по количеству представленных компаний и производимого спектра сельхозмашин, так и по количеству посетителей, посетивших стенд.
Основной задачей, стоящей сегодня перед российским агропромышленным комплексом, является обеспечение населения страны качественными продуктами питания, а также плодами и ягодами собственного производства в данном секторе пока существенную лидирует импорт. По словам Дмитрия Патрушева, с начала реализации госпрограммы развития АПК в России заложено более 60 тыс га многолетних плодово-ягодных насаждений, к 2025 году планируется заложить еще более 100 тыс. га. По данным на первую декаду октября, в стране заложено около 7,5 тыс га садов, а ожидаемый объем по итогам года составит порядка 15,7 тыс гектаров. В годовом измерении планируется собрать 106 млн т зерна в чистом весе, что соответствует плановым показателям госпрограммы и превышает среднегодовой показатель десятилетнего периода, который составляет 99 млн т в год (данный объём является достаточным для того, чтобы обеспечить внутренние потребности страны, а также экспортные поставки). Рост цен на пшеницу и ячмень в текущем году по прогнозам может составить 21-26,5%. Прогнозные значения урожая масличных культур составляют порядка 16 млн т, что также превышает средние значения за несколько лет.
Положительная динамика сохраняется и в животноводческой отрасли: за период январь сентябрь 2018 года производство мяса скота и птицы в живом весе в хозяйствах всех категорий составило 10,3 млн т, что на 356 тыс т превышает показатель прошлогоднего периода. По итогам года планируется, что общий объём продукции составит 15,1 млн т и превысит показатель 2017 года на 3,6%. Производство молока за 9 месяцев 2018 года составило 24,7 млн, показав незначительный рост (0,3%), соответственно, общий прирост по продукции в годовом выражении составит более 400 тыс т и составит 31,6 млн т.
Одним из путей реализации курса импортозамещения в области сельского хозяйства может стать интеграция АПК России и Беларуси. Недавно в г. Могилев, Беларусь состоялся Форум регионов Белоруссии и России. На полях Форума Владимир Путин и Александр Лукашенко провели рабочую встречу, посвященную наиболее актуальным вопросам белорусско-российских отношений. Несмотря на возникающие разногласия и споры, Россия и Беларусь двигаются к общей цели, вместе работают над продвижением интеграционных процессов на евразийском пространстве. Министерства сельского хозяйства двух стран, в свою очередь, утвердили баланс поставок продовольствия на следующий год. В 2019 году Россия планирует увеличить поставки мяса из Беларуси на 11% до 320 тыс. т, молочной продукции на 2,6% до 3,7 млн т. Белорусские перерабатывающие предприятия заключили договоры на поставку в Россию продукции на 123 млн долларов, самые крупные контракты с российскими партнерами были заключены Гродненским мясокомбинатом (500 млн руб.), Дятловским сыродельным заводом и Верхнедвинским маслосырзаводом (по 300 млн руб.)


Статистические данные свидетельствуют о том, что за последние годы в российском АПК произошли качественные изменения – от превалирующего преобладания импорта до реализации собственного экспортного потенциала, а по некоторым пороговые значения превышают показатели действующей Доктрины продовольственной безопасности. В 2017 году экспорт продукции российского АПК составил 21,6 млрд долл., что превысило запланированные цифры, однако такой результат был получен, в основном, благодаря рекордным урожаям зерновых культур. Для реализации госпрограммы, Минсельхоз России разработал паспорт национального проекта «Международная кооперация и экспорт» в части экспорта продукции АПК. Документ включает в себя 4 основных направления: увеличение производства и переработки с/х продукции на экспорт, построение эффективной экспортно-ориентированной агрологистической инфраструктуры, снятие тарифных и нетарифных ограничений на ключевых экспортных рынках и создание системы продвижения продукции АПК на внешних рынках. На период 2019–2024 гг. объем финансирования поддержки экспорта продукции запланирован в объёме 350 млрд рублей. Выделен перечень приоритетных подотраслей сельского хозяйства, обладающих наибольшим экспортным потенциалом: это — зерновые, масложировая, мясная и молочная продукция, рыба и морепродукты, продукция пищевой и перерабатывающей промышленности, включая кондитерские изделия.

Четыре года продовольственным контрсанкциям на пользу импортозамещению в сельском хозяйстве

Спустя четыре года после введения контрсанкций в виде ограничений на поставки продовольствия из Северной Америки и Евросоюза, статистика российского потребления показывает заметное увеличение доли российских продуктов в покупках россиян. Досанкционная доля отечественного продовольствия в 65% увеличилась до 80%. Рост начался уже в 2015 году: российские фермеры получали дешёвые кредиты, доступ к земле, скидки на перевозки продовольствия по железной дороге.

Программа государственной поддержки «Начинающий фермер»

Импортозамещение в сельском хозяйстве имеет нарастающую динамику. Рост не останавливается: по итогам 2018г. количество поголовья свиней, например,на российских фермах может вырасти на 12%. Большое количество мяса птицы привело к тому, что производители стали снижать оптовые цены, и российский покупатель может ощутить эффект от состоявшегося импортзамещения без потерь для кошелька.

Российское зерно уверенно завоёвывает иностранные рынки, вытесняя европейских и американских экспортёров: девальвация рубля помогла продавцам из России увеличить рублёвую выручку от внешних поступлений. Рост поголовья КРС (крупного рогатого скота) обещает увеличение производства молока и решение проблемы молочного фальсификата из пальмового масла. Ну а ввоз пресловутой «санкционки» для личного потребления никто не запрещал.

За 3 года ряд отраслей сельского хозяйства обеспечили рост объёмов отечественного производства и заместили импортную продукцию. «Отечественные сельхозпроизводители получили карт-бланш после ограничения доступа импортных продуктов на наш рынок. Это открыло «окно возможностей» для отрасли. Рынок не терпит пустоты, поэтому место импортеров заняли отечественные сельхозпроизводители. На российской полке стали доминировать отечественные продукты питания, а поставки импортного продовольствия сократились почти в 2 раза за 3 года: с 43 до 25 млрд долларов в 2016 году», — отметил министр сельского хозяйства Александр Ткачев.

Рост сельхозпроизводства достиг отметки 11% за 3 года благодаря реализации комплекса мер в сфере импортозамещения.

Чтобы помочь АПК максимально быстро наполнить продовольственные рынки отечественной продукцией, Правительство РФ увеличило государственную поддержку агропромышленного комплекса и усовершенствовало ряд инструментов поддержки.

Поддержка отрасли из федерального бюджета выросла на 27%: с 190 млрд руб. в 2014 году до 242 млрд руб. в 2017 году.

Начиная с 2015 года, государство возмещает от 20% до 35% затрат на строительство и (или) модернизацию молочных и тепличных комплексов, овоще- и картофелехранилищ, плодохранилищ, оптово-распределительных, селекционно-семеноводческих и селекционно-генетических центров.

В 2017 году размер компенсации по капитальным затратам при строительстве молочных ферм повышен с 20% до 35%. Увеличился срок строительства молочных комплексов с 2 до 3 лет. Также до 35% увеличена доля компенсации для проектов на Дальнем Востоке.

Для регионов Дальнего Востока, Нечерноземья и Республики Крым установлены повышающие коэффициенты в размере 1,2 по субсидиям, направленным на повышение продуктивности молочного скота, в целях опережающего развития молочной отрасли в этих территориях.

В целях развития садоводства и увеличения сборов фруктов в 2015 году Минсельхоз России более чем в 5 раз увеличил объёмы господдержки по возмещению части затрат сельхозтоваропроизводителей на закладку и уход за многолетними плодовыми и ягодными насаждениями (до 2,5 млрд рублей), что позволило всего за 1 год в 1,5 раза повысить темпы закладки садов (ежегодно площадь закладки садов в целом по России превышает 14 тыс. га садов, из них интенсивного типа порядка 10 тыс. га).

В 2016 году Минсельхозом России проведена консолидация ряда направлений поддержки, введена единая региональная субсидия, позволяющая регионам самостоятельно определять приоритеты в поддержке различных отраслей с учётом региональной специфики.

Создан новый механизм льготного кредитования в сфере АПК по ставке не более 5%. Реализован принцип «одного окна», позволяющий сельхозтоваропроизводителю или фермеру подать документы на получение льготного кредита в уполномоченный банк и не отвлекать оборотные средства на обслуживание кредитов по коммерческой ставке в ожидании получения компенсаций из бюджета. В целях приоритетного развития фермерства каждым регионом установлена доля субсидий, направляемых на льготное краткосрочное кредитование малых форм хозяйствования.

Увеличена грантовая поддержка фермеров, малых форм хозяйствования и сельхозкооперации. С 2017 года размер гранта для фермеров, занятых мясным и молочным скотоводством, увеличен с 1,5 млн до 3 млн руб., а для семейных животноводческих ферм – с 21,6 млн до 30 млн руб. Начиная с 2015 года, осуществляется грантовая поддержка сельхозкооперативов, в 2017 году на эти цели выделено 846 млн руб. из федерального бюджета, что в 2,5 раза больше, чем в 2015 году.

Правительство также определило в качестве приоритетного направления развитие мелиорации сельхозземель в целях повышения урожайности сельхозкультур. В 2017 году федеральная поддержка по программе развития мелиорации увеличена в 1,5 раза (до 11,3 млрд руб.) по сравнению с 2016 годом.

Все эти меры в комплексе позволили запустить процессы импортозамещения в отрасли: наиболее существенные результаты достигнуты в мясной отрасли. Доля импорта в потреблении свинины сократилась в 3 раза (с 26% в 2013 году до 8% в 2016 году), а мяса птицы — в 2,5 раза (с 12% в 2013 г. до 5% в 2016 г.).

В 2 раза сократился ввоз импортных овощей (с 866 тыс. тонн в 2013 году до 463 тыс. тонн в 2016 году), при этом с каждым годом возрастает сбор отечественных овощей. За последние 3 года производство тепличных овощей увеличилось на 30%.

По прогнозам в 2017 году, несмотря на неблагоприятные погодные условия (заморозки, ливни, град, подтопления), урожай овощей и фруктов сохранится на уровне прошлого года (в 2016 г. овощи – 16,3 млн тонн, плоды и ягоды – 3,9 млн тонн) благодаря строительству новых тепличных комплексов и вступлению в плодоношение новых садов.

В животноводстве прогнозируется рост производства скота и птицы на убой примерно на 3% (14,4 млн тонн), молока — до 1% (31 млн тонн).

«Чтобы сохранить полученный импульс к развитию, важно в дальнейшем не снижать объемы господдержки. Это главный стимул для инвестиций в аграрный сектор», — подчеркнул Александр Ткачев.

Успехи в насыщении внутреннего рынка поставили новую задачу перед российским агропромышленным комплексом — развивать экспорт отечественной продукции.

За последние 10 лет экспорт сельскохозяйственной продукции вырос в 3,5 раза с 4,8 млрд долларов в 2006 году до 17,1 млрд долларов в 2016 году. В текущем году экспорт АПК вырос на 17% и превысил 7,4 млрд долларов за 5 месяцев. Отмечается рост поставок пшеницы, растительных масел, сахара, свинины, мяса птицы и рыбы мороженой.

«Россия может торговать не только нефтью, но и стать ведущей мировой аграрной державой, это открывает большие возможности для динамичного развития экономики в целом», — считает Александр Ткачев.

Для стимулирования экспорта Минсельхозом России в рамках направления стратегического развития Российской Федерации «Международная кооперация и экспорт» разработан приоритетный проект «Экспорт продукции АПК». Экспортеры сельхозпродукции будут получать поддержку по программам кредитования, консультационную поддержку, помощь в позиционировании на зарубежных выставках и продвижении популярных русских продуктов за рубежом (Вологодское масло, Адыгейский сыр, Камчатский краб, Тамбовский окорок, Брянская говядина и др.). Разрабатываются экспортные программы для малого бизнеса и экспортных сельхозкооперативов.

Предусмотрено дооборудование лабораторий Россельхознадзора для упрощения работы по выполнению фитосанитарных и ветеринарных требований стран-импортеров, а также увеличение числа проводимых иностранных инспекций российских сельхозпредприятий для их аккредитации на экспортные поставки и расширения доступа продукции АПК на зарубежные рынки.

Кроме того, при Минсельхозе России создан Центр анализа экспорта продукции АПК, перед которым поставлены задачи по проведению аналитических исследований рынков зарубежных стран, определению приоритетных направлений и созданию единой информационной системы поддержки агроэкспорта.

Реализация приоритетного проекта позволит увеличить поставки сельхозпродукции на внешние рынки на 27% до 21 млрд долларов к 2020 году.

Политика импортозамещения в России: от слов к делу

Проблема импортозамещения, то есть замены на российском рынке товаров иностранного производства отечественными, не нова и периодически поднимается, в том числе и руководством страны. В первую очередь, импортозамещение связывают с решением одной из основных задач экономики России – ее диверсификацией. Однако попытку разработать целостную политику власти предприняли только после введения санкций. Так, о необходимости преодоления критической зависимости от зарубежных технологий и промышленной продукции говорилось в послании Президента РФ Федеральному Собранию в конце 2014 года. Использовать складывающуюся в связи с санкциями ситуацию для выхода на новые рубежи развития Президент РФ Владимир Путин призывал и в ходе «прямой линии» в апреле текущего года.

В настоящее время, по оценкам правительства, доля импорта в различных отраслях экономики крайне высока. К примеру, Россия импортирует в гражданском самолетостроении более 80% комплектующих, в тяжелом машиностроении – порядка 70%, в нефтегазовом оборудовании – 60%, в энергетическом оборудовании – около 50%, в сельхозмашиностроении в зависимости от категории продукции – от 50% до 90% деталей и т. д.

Антикризисные меры на 2015 год в новой интернет-версии системы ГАРАНТ. Воспользуйтесь бесплатным доступом на 3 дня!

Получить доступ

Популярно мнение, что тяжелые для экономики России моменты, связанные со снижением зарубежного спроса на поставляемое Россией сырье и закономерной девальвацией рубля, являются своеобразным окном возможностей для развития отечественной промышленности и углубления импортозамещения. Однако, несмотря на ряд «удачных» в этом смысле моментов, – это, к примеру, кризисы 1998 и 2008 годов, государство не воспользовалось ими в полной мере. Эту проблему периодически поднимают на различных уровнях. Так, в 2011 году Дмитрий Медведев, занимавший в то время пост Президента РФ, на встрече с представителями малого бизнеса Пензенской области говорил о неэффективности действующей в то время программы импортозамещения.

МНЕНИЕ

Владислав Корочкин, вице-президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ»:

«Планы по реализации импортозамещения в России смогут осуществиться, если цена на отечественную продукцию будет конкурентоспособной. Этому в определенной мере поспособствовала девальвация рубля, произошедшая в конце прошлого года: отечественная продукция ощутимо подешевела по сравнению с аналогичной, произведенной за рубежом. Однако девальвация работает на импортозамещение лишь в краткосрочной перспективе. Необходимо максимально активно использовать другие механизмы снижения стоимости продукции, такие, как уменьшение непроизводственных, административных издержек (избыточных требований к бизнесу при получении госуслуг, обязательных платежей и т. д.) и повышение конкуренции на внутреннем рынке. С другой стороны, сами производители, прежде чем приступать непосредственно к производству, должны адекватно проанализировать рынок (причем не только отечественный, но и глобальный, если мы хотим по-настоящему развивать промышленность), для того, чтобы продукция нашла своего покупателя и заняла определенную нишу без использования административных рычагов».

От слов до дела – целая верста

В рамках объявленного руководством страны курса на импортозамещение первые акты уже приняты. В апреле 2014 года кабмин утвердил новую редакцию государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» (постановление от 15 апреля 2014 г. № 328). Одной из главных задач госпрограммы, рассчитанной до 2020 года, заявлено снижение доли импорта продукции, в том числе используемой отечественными производителями, в нашу страну.

Месяцем позже Президент РФ Владимир Путин подписал перечень поручений о дополнительных мерах по стимулированию экономического роста, в том числе по импортозамещению в промышленности и сельском хозяйстве. Во исполнение поручений президента правительством был подготовлен План содействия импортозамещению в промышленности. В конце 2014 года была утверждена программа импортозамещения в сельском хозяйстве (распоряжение Правительства РФ от 2 октября 2014 г. № 1948-р).

Финансовое содействие импортозамещению

Выделение средств для поддержки импортозамещения происходит в форме субсидирования и софинансирования исследований, а также предоставления грантов и преференций при государственных закупках.

Так, осенью 2014 года правительством была принята программа поддержки инвестпроектов, реализуемых в России на основе проектного финансирования (постановление Правительства РФ от 11 октября 2014 № 1044). Эта программа была разработана с целью увеличения объемов кредитования организаций реального сектора экономики на долгосрочных и льготных условиях.

В рамках программы финансируются только отобранные в результате конкурса проекты, реализуемые до 2018 года в определенных секторах экономики:

  • сельское хозяйство;
  • обрабатывающая промышленность;
  • химическое производство;
  • машиностроение;
  • жилищное строительство;
  • транспорт;
  • связь и телекоммуникации;
  • энергетика.

В соответствии с условиями программы государственную финансовую поддержку получают инвестиционные проекты стоимостью от 1 млрд до 20 млрд руб. Не менее 20% стоимости проекта заемщик должен будет оплатить сам. Заемщику предоставляется целевой заем уполномоченным банком в рублях под 9% в год. Причем средства, затраченные банками, на предоставление кредитов, будут Банком России им возмещены. В настоящий момент для участия в программе отобраны 10 российских кредитных организаций и международных финансовых организаций – с их списком можно ознакомиться на официальном сайте Минэкономразвития России. Процентная ставка по заему рассчитывается по следующей формуле: 6,5% – определяемая Банком России ставка рефинансирования кредитов на инвестиционные проекты (информация Банка России от 25 апреля 2014 года) + 2,5%. Первая составляющая может быть впоследствии установлена в другом размере, а это значит, что условия финансирования предпринимателей могут поменяться.

Важным условием программы является требование о размещении производственной площадки реализуемого проекта на территории России.

Также предусмотрено предоставление государственных гарантий по кредитам, выдаваемых в рамках программы. Гарантии даются по кредитам, выданным на срок от трех до 20 лет, в объеме до 25% обязательств заемщика. Общий объем выделяемых на эти цели средств в текущем году составляет 60 млрд руб (п. 8 раздела 1.1 приложения 39 к Федеральному закону от 1 декабря № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»).

В реестр отобранных инвестиционных проектов уже попали:

  • запуск 4-го оператора мобильной связи в г. Москве;
  • строительство животноводческого комплекса и приобретение племенного молодняка в Воронежской области;
  • строительство двух энергоблоков Казанской ТЭЦ-1;
  • создание нового аэропортового комплекса «Южный» (г. Ростов-на-Дону) и другие (с полным списком проектов можно ознакомиться на официальном сайте Минэкономразвития России).

    МНЕНИЕ

    Алексей Вялкин, директор Департамента содействия инвестициям и инновациям Торгово-промышленной палаты Российской Федерации:

    «К сожалению, финансовая система сейчас устроена таким образом, что банкам неинтересно финансировать производство. Поэтому правильно, что правительство запускает программу поддержки банков и реального сектора экономики дешевыми деньгами через проектное финансирование. И здесь необходимо максимально упростить процедуру отбора таких проектов, регламентировать время от подачи заявки до выделения ресурсов, снизить требования к проектным показателям. Практика работы ТПП РФ с региональными инвестпроектами доказывает необходимость снижения нижней планки вдвое – до 500 млн руб., что позволит помочь привлечь капитал в свои проекты не только крупным, но и средним компаниям. Также важно проработать возможность снижения требуемого объема софинансирования со стороны инициатора проекта. Следующим шагом, возможно, через подзаконные акты, необходимо определить, что в распределении господдержки будет учитываться доля добавленной стоимости: чем она выше, тем на большую поддержку сможет рассчитывать предприятие. Аналогичным образом должна устанавливаться и налоговая нагрузка: чем выше доля добавленной стоимости, тем ниже налог».

Аналогичной мерой финансовой поддержки импортозамещения стало выделение правительством, за счет средств федерального бюджета целевых займов предприятиям, реализующим проекты по импортозамещению. С августа 2014 года действует Фонд развития промышленности, в задачи которого входит финансирование проектов на предпроизводственной стадии. Правда, бюджет его не так велик: 20 млрд руб., при том, что, по данным фонда, с января по апрель 2015 года поступило более 800 заявок на общую сумму порядка 280 млрд руб. от разных компаний. Фонд предоставляет промышленным предприятиям заем на срок от пяти до семи лет по ставке 5% годовых. Предприятия-заемщики должны соответствовать ряду требований:

  • иметь положительную кредитную историю;
  • сумма займа должна быть обеспечена чистыми активами заявителя или предоставленным обеспечением, например, гарантией банка;
  • финансируемый проект должен быть направлен на внедрение передовых технологий, создание новых продуктов или организацию импортозамещающих производств.

Заем от фонда не смогут получить иностранные компании, и компании с офшорной «пропиской», за исключением компаний, получивших статус национального производителя и заключивших специальный инвестиционный контракт.

Новое для российского права понятие «специальный инвестиционный контракт» содержит пока еще не вступивший в силу Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации» (ст. 16 Федерального закона от 31 декабря 2014 года № 488-ФЗ). Такой контракт представляет собой форму сотрудничества инвесторов и государства, желающих создать, модернизировать либо освоить производство определенной промышленной продукции в России. При этом органы власти обязуются предоставить инвесторам налоговые льготы и льготы по уплате таможенных платежей, а также гарантии от неблагоприятных изменений действующего законодательства в течение срока действия контракта.

Оценить реальный эффект от такого партнерства пока нельзя, так как соответствующие нормы начнут действовать лишь с 1 июля 2015 года. Однако, есть основания предполагать, что облечение отношений производителя и государства в подобную форму даст большую уверенность в успех таких проектов, чем, например, государственно-частное партнерство за счет создания условий стабильности правового регулирования.

В то же время, перечень инструментов поддержки проектов в сфере импортозамещения планируется расширить. По словам Аркадия Дворковича, полный их комплекс будет разработан к 1 июля текущего года. Так, в конце мая, правительство приняло решение внести на рассмотрение в Госдуму предложение о снижении налоговой нагрузки на вновь создаваемые предприятия по производству товаров (распоряжение Правительства РФ от 22 мая 2015 года № 926-р). Законопроектом предлагается предоставить субъектам РФ право уменьшать налоги для участников региональных инвестиционных проектов путем снижения до 10% налога на прибыль организаций в части налога, поступающей в региональный бюджет, и до 0% – в части налога, поступающей в федеральный бюджет.

Помимо прямой поддержки предприятий планируется введение специальных мер, стимулирующих импортозамещение, в том числе и за счет государственных и муниципальных закупок. Так, правительство достаточно активно пользуется правом ограничивать закупки товаров, происходящих из иностранных государств.

Ограничены закупки отдельных видов товаров иностранного производства, таких, как медицинские изделия, товары машиностроения и легкой промышленности, а также товаров, закупаемых для целей обороны страны (постановление Правительства РФ от 5 февраля 2015 г. № 102, постановление Правительства РФ от 11 августа 2014 г. № 791, постановление Правительства РФ от 14 июля 2014 г. № 656, постановление Правительства РФ от 24 декабря 2013 года № 1224).

Минпромторг России возлагает большие надежды на стандартизацию, как инструмент импортозамещения в государственных закупках. Соответствующие поправки1 в законодательство о контрактной системе находятся в Госдуме на рассмотрении. Планируется уточнить правила описания объекта закупки таким образом, чтобы при их осуществлении преимущество отдавалось продукции, соответствующей национальным стандартам.

Импортозамещение в реальном времени

Во исполнение январского антикризисного плана (распоряжение Правительства РФ от 27 января 2015 года № 98-р) в апреле текущего года Минпромторгом, Минкомсвязью, Минтрансом и Минэнерго России было разработано 19 отраслевых программ импортозамещения на ближайшие годы. В рамках подготовленных программ запланированы мероприятия в таких отраслях промышленности, как:

  • фармацевтическая промышленность (приказ Минпромторга России от 31 марта 2015 г. № 656);
  • тяжелое машиностроение (приказ Минпромторга России от 31 марта 2015 г. № 654);
  • программное обеспечение (приказ Минкомсвязи России от 1 апреля 2015 г. № 96)
  • авиастроение (приказ Минпромторга России от 31 марта 2015 г. № 663);
  • судостроение (приказ Минпромторга России от 31 марта 2015 г. № 661) и т. д.

Как сообщил на брифинге по итогам правительственного совещания в начале апреля текущего года зампред правительства Аркадий Дворкович, в рамках этих программ планируется реализовать в общей сложности примерно 2,5 тыс. проектов. Директор Департамента содействия инвестициям и инновациям ТПП РФ Алексей Вялкин добавляет, что реализация этих программ позволит даже в самых чувствительных секторах, например, станкостроении, сократить импортозависимость с текущих 88% до 40% к 2020 году. Осуществление этих мер потребует 159 млрд руб. бюджетных средств. Однако планируется, что в 20-летней перспективе это послужит привлечению в бюджет доходов в объеме до 2,2 трлн руб. (прирост в 13,6 раз).

ПОЛЕЗНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Толкование юридического или экономического термина можно узнать в системе ГАРАНТ. Для этого нужно вызвать вкладку со списком терминов толкового словаря (F12) и ввести соответствующий запрос, например «импортозамещение». Для термина, встретившегося при чтении документа, можно вызвать словарь выделив нужный фрагмент (или наведя курсор на отдельное слово) и вызвав команду «Найти в Толковом словаре», нажав правую кнопку мыши.

На недостатки правового регулирования политики импортозамещения в фармацевтической отрасли сетует генеральный директор Ассоциации Российских фармацевтических производителей Виктор Дмитриев. При этом, подчеркивает он, отечественная фармацевтическая промышленность фактически уже много лет работает в этом направлении, воспроизводя копии оригинальных лекарственных средств. Так, любой так называемый дженерик (воспроизведенный препарат) представляет собой повторение оригинального лекарства, как правило импортного происхождения. поэтому импортозамещение для фармацевтики, по мнению эксперта, – это ежедневная, рутинная работа и принципиальных новелл в этом вопросе не существует. Одновременно, Виктор Дмитриев отмечает проблему, аналогичную сложившейся на рынке программного обеспечения: организация производства лекарства само по себе не столь затруднительна, как вывод созданного препарата на рынок. Правительство еще в сентябре прошлого года разместило для общественного обсуждения проект постановления, которое в отрасли называют «третий – лишний»: об ограничении участия в бюджетных торгах поставщиков импортных препаратов при наличии двух и более участников, предлагающих отечественные лекарственные средства. Однако, дальше проекта, дело до сих пор не продвинулось.

Кроме этого, по словам Виктора Дмитриева, доработки требуют существующие регистрационные процедуры. Например, несмотря на то, что регистрировать фармацевтические субстанции не нужно, закон требует их внесения в государственный реестр лекарственных средств (п. 2 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»), что фактически является повторением процедуры регистрации. Поэтому российские производители лекарств проигрывают зарубежным конкурентам, которые выходят на рынок с уже готовым лекарственным средством и не обязаны заносить в реестр субстанцию в его составе.

Российская индустрия разработки программного обеспечения по праву считается одной из динамично развивающихся отраслей отечественной экономики. Ряд российских программных продуктов стабильно пользуются спросом не только в странах ближнего зарубежья, но и на глобальном рынке. В этом есть и заслуга государства. Так, начиная с 2011 года разработчики программного обеспечения выплачивают страховые взносы в пониженном размере (п. 6 ч. 1, ч. 3 ст. 58 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»).

МНЕНИЕ

Евгения Василенко, исполнительный директор Ассоциации Разработчиков Программных Продуктов «Отечественный софт»:

«В структуре затрат компаний-разработчиков программного обеспечения расходы на оплату труда занимают порядка 80%, поэтому принятое в свое время решение создало для них комфортные условия. В то же время, для реализации комплексной политики импортозамещения в области разработки программных продуктов существующих мер недостаточно. Несмотря на то, что Президент РФ Владимир Путин еще год назад, на XVIII Петербургском международном экономическом форуме, четко обозначил цель на импортозамещение в производстве программного обеспечения, ситуация не изменилась, а в чем-то и ухудшилась. Не было принято ни одного профильного нормативного акта, а иностранные производители софта значительно активизировались на нашем рынке: стало сложнее конкурировать с ними. И тут проблема не в том, чтобы создать продукт, а в том, чтобы довести его до конечного потребителя. У наших компаний нет рекламных бюджетов, сравнимых с выделяемыми на продвижение своих продуктов зарубежными производителями. Не можем мы конкурировать с ними и по цене – будем продавать себе в убыток. Поэтому, лучшее что может сделать государство – помочь компаниям вывести продукт на рынок».

Спустя практически год соответствующие проекты законов2 и нормативных актов подготовили3. В целом снизить зависимость от иностранного программного обеспечения предполагается, сделав рынок государственного заказа более доступным для отечественных компаний. Предложенные проекты подразумевают максимальное ограничение возможности закупать иностранное программное обеспечение, за исключением случаев отсутствия отечественных аналогов необходимых программ, или если имеющееся не соответствуют предъявляемым заказчиком требованиям. В этом случае заказчики должны будут обосновать свой выбор в пользу иностранного софта, чтобы российские разработчики были информированы о потребностях рынка. Одновременно предполагается признавать программное обеспечение отечественным, если оно было внесено Минкомсвязью России в соответствующий реестр.

Получить комментарии о реализации программ импортозамещения от представителей отраслей авиа- и судостроения редакции портала ГАРАНТ.РУ не удалось.

Темпы без качества не темпы, а – профанация

В конце апреля распоряжением правительства была учреждена Автономная некоммерческая организация «Российская система качества» (распоряжение Правительства РФ от 30 апреля 2015 г. № 780-р). Член межведомственной рабочей группы по созданию Российской системы качества Елена Саратцева пояснила порталу ГАРАНТ.РУ, Российская система качества создается в целях продвижения на внутренний и внешние рынки российских товаров высокого качества, а также повышения доверия в отношении российской продукции. Кабмин на своем официальном сайте отмечает, что помимо прочего Российская система качества должна послужить решению задачи импортозамещения. Над созданием АНО «Роскачество», помимо Минпромторга России, работали Минсельхоз России, Росстандарт, ТПП РФ, Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ»и другие общественные и научные организации и объединения.

Планируется, что товары для испытаний в аккредитованных при АНО «Роскачество» лабораториях будут закупаться в точках розничных продаж на территории России. Результаты испытаний будут опубликованы в открытом доступе на официальном сайте Роскачества.

Продукции, успешно прошедшей процедуру добровольной сертификации, будет присваиваться российский Знак качества. При этом сертификация продукции для получения будет полностью бесплатной для производителей. Право маркировать продукцию Знаком качества будет выдаваться сроком на два либо на три года (в зависимости от категории продукции), после чего товар может вновь пройти добровольную сертификацию Роскачества. Причем в случае поступления от населения жалоб на качество продукции, получившей российский Знак качества, будут проводиться внеплановые проверки этой продукции. Если информация о несоответствии требованиям по качеству или локализации, подтвердится, то право на использование Знака качества у такого товара будет отозвано.

Организация финансируется за счет средств федерального бюджета, добавляет Елена Саратцева, этим обеспечивается независимость исследований и сертификации. Уже в этом году Роскачество проведет веерные исследования продукции в 30 категориях. В выборку каждого исследования будет включена большая часть товаров, представленных в каждой категории (до 50 образцов). Предполагается, что первые Знаки качества будут присвоены уже в текущем году.

Защитные меры: обратная сторона медали

В то же время, защитные меры, несмотря на свою очевидную пользу для отечественных производителей, могут нести в себе и скрытые угрозы экономике. К примеру, эмбарго на ввоз в нашу страну продуктов питания из поддержавших антироссийские санкции стран ощутимо снизило конкуренцию российских фермеров с зарубежными производителями на продовольственном рынке. На первый взгляд может показаться, что такие внешнеполитические меры сыграли исключительно на руку отечественным производителям-аграриям. Однако Счетная Палата РФ в своем докладе, опубликованном в октябре 2014 года, выражает опасения в связи с возможным ускорением инфляции в случае, если Россия не справится с полным замещением импорта продовольствия и сырья, попавших под эмбарго. А скорость восполнения образовавшегося дефицита, подчеркивает ведомство, ограничена возможностями имеющихся производственных мощностей.

Опять же, при производстве некоторых продуктов питания используется импортное сырье, доступ производителей к которому прекратился. Сергей Фахретдинов, член координационного совета Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», член Общественной палаты РФ, добавляет, что проблема нехватки незаменимого для выпуска отечественной продукции сырья остро стоит и в высокотехнологичных отраслях. Так, по его словам, российская нефтехимическая промышленность, продуктами которой пользуются практически все отрасли, сильно отстает от передовых стран. На восполнение дефицита химического сырья за счет внутренних ресурсов потребуются значительные усилия и время.

***

Можно констатировать, что в России дан старт глобальной кампании по удовлетворению внутреннего спроса силами отечественных производителей. В то же время, эксперты говорят о необходимости придания этому процессу большей системности. Так, по мнению первого вице-президента Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» Владислава Корочкина, необходимо создать набор постоянно действующих механизмов, которые бы позволяли ставить конкретные задачи, и внедрить инструменты, позволяющие отслеживать их исполнение, иначе процесс импортозамещения снова примет хаотический характер.

Кроме того, возникает закономерный вопрос: по какому сценарию пойдет процесс? Будет ли финалом этой масштабной работы создание продукта – аналога зарубежного, или мы пойдем дальше и в ряде областей сможем побороться за существующие зарубежные рынки? О планах руководства страны на этот счет можно судить по ряду высказываний. Так, Владимир Путин на XVIII Петербургском международном экономическом форуме в мае прошлого года отдельно подчеркивал необходимость подходить к импортозамещению избирательно, осуществлять его только в тех областях, где это перспективно, где отечественная продукция будет конкурентоспособной. Эту же мысль развил Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев во время ежегодного доклада Госдуме в апреле этого года, добавив, что импортозамещение не приведет к хозяйственной самоизоляции России. Однако как будет развиваться экономика в реальности, покажет время.

Производство продукта с высокой добавленной стоимостью, технологичных и конкурентоспособных товаров – залог успешного будущего государства, и программа импортозамещения в России до 2020 года – это одна из важных мер по диверсификации экономики страны и верный шаг на пути к «Индустрии 4.0», который поможет нашей стране избавиться от нефтегазовой зависимости. Что в себя включает данная стратегия и какие ее элементы уже воплощены в жизнь?

Разработка стратегии

Программа импортозамещения в России до 2020 является, в первую очередь, мерой решения правительством нашей страны вопроса продовольственной и товарной безопасности. Во-вторых, от ее реализации зависит конкурентоспособность российских товаров, поставляемых за рубеж и технологическое развитие экономики РФ. Попытки внедрения системных мер предпринимались властными структурами с 2012 года, когда была разработана Госпрограмма по поддержке и развитию сельскохозяйственного рынка на 2013-2020 гг.

Реализации стратегии помешали санкции со стороны США и стран Европы. В конечном итоге вопрос импортозамещения до 2020 г. встал «ребром». Результатом изыскания путей решения, возникших правовых и экономических коллизий стал ключевой документ – Программа № 328 от 15 апреля 2014 г. по развитию промышленности и повышению конкурентоспособности российского производства на международной арене. Кроме того, были изданы иные законодательные акты, которые объединила общая цель: формирование в стране конкретной позиции касательно импортозамещения.

04.08.2015 г. была создана ведомственная комиссия при Правительстве РФ, которая функционирует на основании ПП РФ от 04.08.2015 г. N785 и распоряжения Правительства РФ от 04.08.2015 г. № 1492-р.

В последнем законодательном акте поименован список ответственных лиц:

  • комиссия по ОПК;
  • комиссия по иным отраслям российской экономики.

В чем суть стратегии

Стратегия импортозамещения устанавливает для всех участников гражданского оборота определенные «правила игры».

Если кратко, то целью данной программы №328 является регламентирование производственной сферы в России с учетом механизмов импортозамещения. Положения документа также учитывают данные из Стратегии инновационного развития РФ от 08.12.2011 г. №2227-р.

Задачами программы являются:

  • повышение конкурентоспособности российской промышленности на мировой арене;
  • внедрение новейших технологий в производство;
  • освоение рынка инноваций с целью последующего применения разработок на практике.

Обратите внимание! В документе нет определенного механизма действий, лишь указаны общие цели, задачи, критерии достижения планируемых результатов, состав комиссии и т.д., необходимые для реализации процесса замещения продукции иностранного производства отечественными аналогами. Т.е. рассмотрена исключительно правовая сторона вопроса.

Реализация вышеуказанных целей достигается, в т.ч. за счет инвестиций в рамках Программы от 11.10.2014 г. №1044.

Результатами реализации стратегии к 2020 году должны стать:

  • создание развитой промышленной инфраструктуры в РФ;
  • формирование спроса на отечественную продукцию;
  • создание высококвалифицированных рабочих мест;
  • модернизация технологического базиса государства;
  • повышение экономической эффективности отечественных производителей;
  • стандартизация важнейших отраслей промышленности;
  • увеличение числа патентов, внедрение последних инноваций в практическую деятельность.

Какие товары включены в программу

С введением санкций РФ предприняла ответные меры в сторону Запада. Так, в нашу страну перестали импортировать товары из Австралии, Норвегии и США. Перечень импортозамещающих товаров представлен в ПП № 1421 от 19.12.2014.

Скачать действующую программу по импортозамещению в РФ.

Среди продуктов питания стоит отметить:

  • мясо;
  • рыбу и морепродукты;
  • молочную продукцию;
  • большое число овощей и корнеплодов, в т.ч. помидоры, картофель, морковь, бобы, репа, баклажаны, грибы и иные продукты, которые возможно вырастить на территории РФ;
  • фрукты и орехи;
  • колбасные изделия.

В сфере машиностроения также имеются существенные ограничения по ввозу изделий. На официальном портале Государственной системы правовой информации содержится перечень товаров, импорт которых на территорию страны невозможен без получения разрешения ведомственной комиссии при Правительстве РФ. В список разрешенных изделий для импорта входят:

  • цистерны;
  • генераторы переменного тока;
  • водные и газовые турбины;
  • силовые установки;
  • авиадвигатели;
  • самолеты;
  • ракеты-носители;
  • судна с водоизмещением свыше 10 000 т и т.д.

С IT-сферой все гораздо сложнее, так как в России нет аналогов многих иностранных гаджетов и программного обеспечения. Поэтому 15.11.2015 г. Правительство утвердило создание единого «Реестра российского ПО», в котором поименованы российские IT-проекты, которые в будущем будут иметь приоритет перед зарубежными при проведении госзакупок. В ПП от 16.11.2015 г. №1236 идет речь о запрете использования иностранного ПО в муниципальных и государственных учреждениях. Но данный документ не исключает вариант инсталляции такого программного обеспечения при отсутствии отечественных аналогов.

Что уже сделано

С июня 2015 года в России было воплощено в жизнь более 350 проектов по импортозамещению. В течение 2-3 лет будет реализовано еще порядка 780. Но при этом четверть из них представляют собой совместные инвестиционные проекты с иностранными корпорациями и банками.

По словам главы Минпромторга Дениса Мантурова, только за 2016-2017 г. в РФ запустили 350 высокотехнологичных производств.

Наилучшие результаты за последние 5 лет показали:

  • автомобильная промышленность;
  • сельское хозяйство;
  • машиностроение.

Рост на уровне 10-15% наблюдается в следующих отраслях промышленности:

  • станкостроение;
  • тяжелое машиностроение.

Рост на уровне 4-8% зафиксирован в сфере:

  • лесопереработки;
  • легкой промышленности;
  • авиационной сфере;
  • химической промышленности.

Несмотря на все меры государственной поддержки промышленности в рамках программы по импортозамещению до 2020, доля импорта продолжает расти. Так, за январь-ноябрь 2017 год рост 24%, а показатель – 181,4 млрд. USD. И в 2018 г. ФТС констатировала увеличение на 6,1 процентных пункта по сравнению с отчетным периодом 2017 г.

Наша страна по-прежнему нуждается в создании собственных высокотехнологических корпораций с минимальным участием иностранного капитала, таких как японские производства Schneider Electric, Microsemi и Sumitomo Electric. Особого внимания также требует IT-сфера, так как импортозамещение по данному направлению идет медленнее всего.

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *