Импортные квоты

Импортная квота

Импортная квота — это ограничения по ввозу продукции в страну. Процедура характерна для международных торговых отношений. Её реализация контролируется таможенными органами.

Квота на импорт применяется с целью защиты интересов отечественных производителей. Нормированные значения параметра утверждаются Федеральным Правительством в таких величинах, которые не повлияют на конкурентоспособность представителей хозяйственной деятельности, осуществляющих её на территории Российской Федерации.

Что такое импортная квота

Как определяется

Импортная квота применена к количеству ввозимого товара или к его стоимостному параметру. Сроки её установки обычно определены годом. Критерий определяется для каждого иностранного государства в отдельности после проведения исследований и консультаций с компетентными специалистами. При этом учитываются интересы обеих сторон сделки, делая упор на личную преимущественную выгоду.

Величина квоты определяется с учётом количества товара, ввезенного в страну в предыдущий период.

На некоторую продукцию, такую как сахар и военное снаряжение, право продажи имеют только страны-экспортёры. Документально ограничение подтверждается соответствующей лицензией, которая может быть выдана определённому количеству субъектов предпринимательской деятельности.

Влияние на стоимость продукции

Ограничительные меры, относительно ввоза товара на территорию страны способствуют увеличению его стоимостных параметров. Это обусловлено следующими событиями:

  • превосходством спроса на товар, предложенного покупателям по первоначальной цене внутренних предложений за аналогичную продукцию с учётом суммы импорта;
  • ростом цены до момента наступления баланса, обусловленного стабилизацией рыночной ситуации.

Особенности

Введение квоты лишило правительство дополнительной возможности пополнения государственного бюджета. Все денежные средства, полученные в результате реализации продукции, достаются субъекту предпринимательства, который приобрёл необходимую для проведения операций, лицензию.

Держатели разрешительного документа имеют право осуществлять закупку импортной продукции для её реализации на рынках внутреннего значения, запрашивая цену, намного большую закупочной. Прибыль, полученная в результате такой хозяйственной деятельности, носит название квотная рента.

Создание единой структуры управления внутренним рынком, связанной с ограничением на ввоз продукции позволяет производителю самостоятельно регулировать её ценовые предложения. Это обусловлено тем, что на рынке Российской Федерации находится ограниченное количество аналогичного товара, который ввиду небольших объёмов не может оказывать воздействие на ценовую политику. Это обуславливает возможность увеличить цену продукции с одновременным сокращением объёмов производства.

Распределение прав на импорт

Влияние квотирования на благосостояние граждан Российской Федерации становится очевидным при распределении прав на импорт, которое осуществляется уполномоченными представителями власти. Мероприятие реализуется несколькими методами, в основе которых лежат:

  • система предпочтений;
  • распределение с учётом планируемых и фактических затрат;
  • аукционы, организованные в конкурсном режиме.

Продажа квот на аукционе проводится в открытом стиле на государственной основе. В процессе мероприятия устанавливаются цены на разрешительную документацию, приравненные к денежной разнице между установленной импортёрами и внутренней ценой, по которой субъект хозяйствования готов реализовать продукцию.

Приоритетно определение квот, учитывая системные и явные предпочтения в сферах торговли. Уполномоченными государственными органами устанавливаются конкретным компаниям стоимостные и объёмные ограничения. При этом отсутствует необходимость оформления заявок, ведения переговоров и конкурентной борьбы за право получения разрешительного документа.

Экспортные квоты

Экспортная квота — это ограничения объёмов конкретного вида продукции или товара, подлежащих экспортированию за границу.

Она может быть определена параметрами, выраженных в нормировании величин или их лимитировании. Ограничительными критериями пользуются страны, экономические характеристики которых находятся в непосредственной зависимости от продаж сырья в другие государства. Показатель характеризует состояние экономики страны, раскрывая степень значимости мероприятия, связанного с вывозом продукции за пределы государства, для успешного функционирования отдельных отраслей хозяйствования и государства в целом.

Экспортная квота является количественной величиной, выражаемой в натуральном или количественном измерении. Показатель определяет форму регулирования внешнеторговых операций без учёта влияния тарифного ограничителя.

Как рассчитывается

Экспортная квота определяется отдельно для каждого вида товара или продукции. В расчёте показателя учитывается общий объём продукции, которая была вывезена за границу за определённый промежуток времени и производственный объём этой же продукции, который был осуществлён за идентичное время. Получить искомое значение можно, определив процентное отношение одного параметра относительно другого.

Списки товаров и количественные критерии продукции, а также их процентное отношение к объёму, являющемуся допустимым к вывозу из страны, составляются в соответствии с идентичным параметром, касающимся национального производства.

Разрешения и ограничения экспортной квоты отражены в лицензии, которая выдаётся государственными органами. Документ регулирует операции по экспорту и импорту. Его действие распространяется на товары общегосударственного значения на протяжении определённого временного периода.

Преимущества применения

Квотирование — это ограничительный и регулирующий инструмент внешнеторговой политики, характеризующийся гибкими и прогрессивными характеристиками, по сравнению с применяемыми тарифными критериями. Это обусловлено тем, что тарифы формируются в соответствии с действующим законодательством и с требованиями международных соглашений.

Установленная квота не позволяет снижать цены за счёт увеличения объёмов продаж. Благодаря этому параметру, государство оказывает поддержку отдельным субъектам предпринимательской деятельности, реализующим производство в конкретных отраслях промышленности.

Достижение взаимовыгодности в международной торговле за счёт грамотной организации экспортных и импортных операций

Выгодные условия в проведении торговых операций международного уровня определяются грамотной организацией экспортно-импортных мероприятий. Эффективность сотрудничества определяется за счёт формирования адекватных принципов мирового ценообразования и произведения международных расчётов между участниками торгов. Предметом торгов могут являться:

  • продукция и товары;
  • услуги, реализованные на внешнем рынке;
  • технологии, планируемые к вывозу с целью использования за пределами государства.

К отдельной разновидности экспорта относится реэкспорт, смысл которого заключается в вывозе продукции за пределы страны, которые были ранее в неё ввезены, а на протяжении нахождения её в государстве она не претерпела никаких изменений. Смысл операции заключается в получении прибыли за счёт безобоснованного увеличения стоимости предмета продажи.

Процедура импортирование или экспортирования объектов, при пересечении через границу, фиксируется на таможне. Она также отражается в статистических внешнеэкономических и таможенных данных.

Эмбарго

Эмбарго означает что квота равна нулю. Она является запрещающей внешнеторговой квотой. Эмбарго применяется к государствам, к которым применены меры наказания, нарушением установленных соглашениями международных прав. Реализация процедуры происходит в виде санкций, применяемых одним или несколькими странами. Её сущность заключается в полном прекращении торговых отношений со страной-нарушителем.

Эмбарго

По отношению к стране, к которой применимо эмбарго правомерными действиями считаются:

  • задержание транспортных средств и судов;
  • запрет ввоза на территорию и вывоза с неё грузов и имущества;
  • запрет захода судов в порты.

Последствия экономических запретов находятся в непосредственной зависимости от критерия эластичности спроса на товар. Если продукция, к которой применён запрет на ввоз, не может быть заменена товаром с идентичными ценовыми характеристиками, то государство, являющееся импортёром, наложившим запрет, потерпит убытки, поскольку вынуждено будет покупать товар, имеющий более высокие стоимостные параметры. В случае если сложно найти идентичную продукцию, убытки перемещаются к стране – экспортёру, теряющей рынок сбыта.

2) Экспортная квота

  • •144 Дисциплина «мэо», лектор Шеремет т.Г., кафедра международной экономики
  • •Конспект лекцій
  • •“Міжнародні економічні відносини”
  • •Лекция 1.Предмет и задачи дисциплины «Международные экономические отношения».
  • •1.1. Предмет изучения дисциплины, ее место среди других экономических дисциплин.
  • •1.2. Международные экономические отношения как экономическая категория.
  • •1.3. Виды и формы мэо, их взаимосвязь.
  • •Лекция 2. Мировое хозяйство и особенности его развития.
  • •2.1. Мировое хозяйство: сущность, элементы и субъекты, факторы развития.
  • •2.2. Социально-экономический принцип систематизации стран мира.
  • •2.3. Общие проблемы современного развития мх.
  • •Лекция 3. Эволюционные периоды формирования международных экономических отношений. План
  • •3.1. Эволюционные периоды формирования международных экономических отношений.
  • •3.2. Мирохозяйственные связи современного периода.
  • •4.1. Понятие среды мэо, ее структура.
  • •4.2. Основные элементы среды мэо.
  • •Лекция 5. Международное разделение труда и кооперация производства.
  • •5.1. Международное разделение труда (мрт) — исходная основа развития мх.
  • •5.2. Международная специализация производства.
  • •5.3. Международное производственное кооперирование.
  • •Лекция 6. Международная торговля как ведущая форма международных экономических отношений.
  • •6.1. Сущность и роль международной торговли (мт) на современном этапе развития мх.
  • •6.1.1 Показатели объема (абсолютные)
  • •2) Индекс покрытия экспортом импорта.
  • •6.1.4. Показатели интенсивности международной торговли.
  • •1) Объем экспорта, импорта или внешнеторгового оборота на душу населения:
  • •2) Экспортная квота
  • •4) Внешнеторговая квота:
  • •1) Показатели темпов роста:
  • •6.2. Регулирование международной торговли.
  • •Тарифные методы регулирования мт:
  • •6.3. Сущность конъюнктуры товарных рынков.
  • •6.4. Ценообразование на мировом рынке.
  • •6.5. Виды и формы мт.
  • •Лекция 7. Международные экономические отношения в сфере услуг. План
  • •7.1. Специфические признаки международной торговли услугами, ее динамика, структура.
  • •Структура світового експорту послуг за категоріями послуг ркппб мвф, %
  • •7.2. Регулирование мэо в сфере услуг.
  • •7.3. Проблемы участия Украины в международной торговле услугами.
  • •Структура експорту послуг України
  • •Структура імпорту послуг України.
  • •Лекция 8. Международная инвестиционная деятельность и производственное сотрудничество. План
  • •8.1. Международное движение капитала: суть, факторы, формы.
  • •Международное движение капитала осуществляется в форме:
  • •8.3. Понятие финансово-промышленных групп.
  • •8.4. Предпосылки и особенности развития общего предпринимательства. Лекция 9. Международная миграция рабочей силы: План
  • •9.1. Сущность, история развития, причины международной трудовой миграции
  • •9.2. Виды, типы и направления международной миграции рабочей силы
  • •9.3. Последствия международной миграции рабочей силы
  • •9.4. Регулирование международных миграционных процессов
  • •Регулирование эмиграции. Миграционная политика стран-экспортеров для защиты своих интересов осуществляется по таким направлениям:
  • •Лекция 10. Международный научно-технический обмен. План
  • •10.1. Предпосылки и формы научно-технического сотрудничества (нтс).
  • •10.2.Международное регулирование прав интеллектуальной собственности.
  • •10.3. Интернационализация нтс.
  • •11.2. Понятие валюты, классификация валют, валютный курс и его формирование
  • •11.3. Валютные рынки: виды и структура.
  • •11.4. Основные этапы эволюции мвд
  • •11.5. Регулирование валютных отношений.
  • •11.6. Механизм международных расчетов
  • •Лекция 12. Международные кредитные отношения. План
  • •12.1. Международный кредит, его роль в мировой экономике.
  • •12.2. Мировой рынок ссудных капиталов
  • •Институциональная структура мрск отражает отношения между профессиональными финансовыми посредниками, заемщиками и кредиторами разных стран.
  • •Географическая структура мрск отражает движение капитала между странами, группами стран, регионами мира преимущественно через международные финансовые центры.
  • •12.3. Формы, структура и масштабы внешней задолженности. Лекция 13. Международная экономическая интеграция. План
  • •13.1. Сущность и основные черты международной экономической интеграции (мэи).
  • •13.2. Объективные предпосылки, цели, основные этапы развития западноевропейской экономической интеграции.
  • •13.3. Основные интеграционные группировки мировой экономики.
  • •2. Интеграционные процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе
  • •3. Интеграционные процессы в Южной Америке
  • •13.4. Украина в мировых и региональных интеграционных процессах.
  • •Лекция 14. Международные экономические организации в многостороннем экономическом сотрудничестве и регулировании международных экономических отношений. План
  • •14.1. Система международных организаций (мо) по регулированию мэо.
  • •14.2 Экономическая деятельность оон, ее уровни.
  • •14.3. Организация экономического сотрудничества и развития.
  • •14.4. Мо по регулированию международных финансовых отношений.
  • •Условия предоставления кредитов мвф
  • •14.5. Межгосударственные общеэкономические и политические организации развивающихся стран.
  • •14.6. Межгосударственные отраслевые организации.
  • •Лекция 15. Проблемы интеграции Украины к системе мирохозяйственных связей. План
  • •15.1. Необходимость и значение интеграции Украины в мх.
  • •15.2. Национальные экономические интересы Украины в сфере мэо.
  • •Лекция 16. Экономическое единство мира и глобальные проблемы мэо. План
  • •16.1. Глобализация экономического развития мх.
  • •16.2. Глобальные проблемы мх и мэо. Глобальные политические проблемы
  • •Глобальные экономические проблемы
  • •Глобальные социальные проблемы

Критерии и показатели открытости экономики.

Степень открытости экономики

Степень открытости экономики оценивается с помощью показателей. В качестве базовых применяются показатели, характеризующие активность страны в области международной торговли.

• Экспортная квота (Export Quota, XQ) – доля экспорта (X) в ВВП (Gross Domestic Product, GDP) страны, %:

(10.1)

Если величина экспортной квоты составляет менее 10%, экономика страны считается относительно закрытой. Если доля экспорта составляет более 35%, экономика страны считается относительно открытой. Увеличение экспортной квоты свидетельствует как о возрастающем участии страны в международном разделении труда, так и о росте конкурентоспособности производимой ею продукции.

• Импортная квота (Import Quota, MQ) – доля импорта (М) в ВВП (GDP) страны, %:

(10.2)

Увеличение импортной квоты, означая рост открытости экономики страны, не является однозначно положительной характеристикой. Более того, высокая доля импорта может свидетельствовать о высоком уровне зависимости национальной экономики от зарубежных поставок. И наоборот, чем в большей степени страна обеспечена природными ресурсами, тем меньше необходимость заимствовать их на мировом рынке и, соответственно, меньше степень открытости.

• Внешнеторговая квота (Foreign Trade Quota, FTQ) – соотношение внешнеторгового оборота (Foreign Trade Turnover, FTT) – совокупной стоимости экспорта (X) и импорта (М) – к стоимости ВВП (GDP), %:

Считается, что внешнеторговый оборот начинает оказывать стимулирующее или тормозящее влияние на национальную экономику с того момента, когда он достигает уровня около 25% ВВП. Согласно другим оценкам, экономикой с низким уровнем открытости считается экономика страны с величиной внешнеторговой квоты менее 27%.

Соответствующие показатели можно рассмотреть на примере российской экономики (табл. 10.1)

Анализ показателей открытости экономики России позволяет сделать вывод о ее достаточно высоком уровне, особенно в части организации экспорта. Однако следует отметить, что в последнее время степень открытости российской экономики несколько снижается за пределы относительной открытости (менее 35%), что может быть следствием ужесточения внешнеэкономической политики государства.

Для сравнения: доля экспорта в ВНП бывшего СССР в 1989 г. составляла 7,4%, доля импорта – 7,8, доля внешнеторгового оборота -15,2%. Очевидно, что величина данных показателей свидетельствует о высокой степени закрытости советской экономики.

(10.3)

Пример

Показатели открытости российской экономики

Таблица 10.1

Показатель

2000 г.

2005 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

млрд

руб.

%

к ВВП

млрд

руб.

%

к ВВП

млрд

руб.

%

к ВВП

млрд

руб.

%

к ВВП

млрд

руб.

%

к ВВП

ВВП

7305,6

100,0

21 609,8

100,0

46 321,8

55 798,7

100,0

62 356,0

100,0

Экспорт

3218,9

44,1

7607,3

35,2

13 529,3

29,3

16 940,9

30,4

18 484,8

29,6

Импорт

1755,8

24,0

4648,3

21,5

9789,6

21,1

12 164,4

21,8

13 795,7

22,1

Внешнеторговый оборот (ВТО)

4974,7

68,1

12 255,6

56,7

23 318,9

50,3

29 105,3

52,2

32 280,5

51,8

Чистый

экспорт

1463,1

20,0

2959,0

13,7

3739,7

8,1

4776,5

4689,1

7,5

Приведенные показатели, будучи базовыми, вместе с тем могут быть недостаточны для полноценной характеристики открытости экономики страны. Поэтому используют характеристику отраслевой структуры национальной экономики. Как показывает практика, чем больше в структуре промышленности удельный вес базовых отраслей (металлургии, энергетики), тем меньше относительная вовлеченность страны в международное разделение труда, тем меньше степень открытости ее экономики.

Кроме того, наряду с показателем объема рассматривают структуру экспорта и импорта, анализируя соотношение в них объемов сырья и готовой продукции.

Пример

В качестве примера рассмотрим отраслевую структуру СССР за 1980–1989 гг. (табл. 10.2).

Таблица 10.2

Удельный вес продукции отдельных отраслей в общем объеме продукции промышленности СССР, %

Отрасль промышленности

1980 г.

1985 г.

1986 г.

1987 г.

1988 г.

1989 г.

Вся промышленность

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

Тяжелая промышленность

66,7

69,0

69,8

70,1

70,5

69,9

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК)

12,1

11,3

11,1

11,1

10,5

Металлургический

комплекс

10,4

9,6

9,6

9,4

9,3

9,2

Машиностроительный комплекс

24,3

27,5

28,3

28,7

29,3

Химико-лесной

комплекс

10,7

11,2

11,3

11,3

11,3

11,2

Данные таблицы подтверждают выводы, сделанные выше, о высокой степени закрытости советской экономики. Доля отраслей тяжелой промышленности в народном хозяйстве страны в среднем составляла около 70%. При этом значительный удельный вес приходился на машиностроение (от 24,3 до 29,3%) и ТЭК (10,5-12,1%).

Для сравнения, в экономике современной России удельный вес в общем объеме добычи полезных ископаемых, обрабатывающих производств, производства и распределения электроэнергии, газа и воды:

  • • производства машин и оборудования – 3%;
  • • металлургического производства и производства готовых металлических изделий – 11,5%;
  • • добычи топливно-энергетических полезных ископаемых – 20,1%.

Эти данные свидетельствуют о наличии определенного потенциала автаркичности экономики России, прежде всего в части использования собственных природных ресурсов. Такой вывод подтверждает и высокая доля минеральных продуктов в общем объеме экспорта – 70,3%, которая год от года растет. В общем объеме импорта 2011 г. большую долю составил импорт транспортных средств – 48%.

Наряду с показателями международной торговли для характеристики открытости экономики используют показатели активности страны в сфере международного движения капитала. При этом одним из важнейших критериев открытой экономики является благоприятный инвестиционный климат страны, стимулирующий приток капитальных вложений (прежде всего прямых), технологий, информации в рамках, обусловленных экономической целесообразностью и международной конкурентоспособностью.

Конкретными показателями служат, например, объем зарубежных инвестиций (активов) данной страны, соотношение объема прямых зарубежных инвестиций страны за рубежом с объемом прямых иностранных инвестиций па ее территории и т.п.

Пример

Объемы иностранных инвестиций, поступивших в экономику России из-за рубежа и из экономики России за рубеж, представлены в табл. 10.3.

Иностранные инвестиции, поступившие в Россию из-за рубежа и из России за рубеж

Иностранные инвестиции

2000 г.

2005 г.

2010 г.

2011 г.

млн долл.

в % к итогу

млн долл.

в % к итогу

млн долл.

в % к итогу

млн долл.

в % к итогу

В Россию

10 598

100,0

53 651

100,0

114 746

100,0

190 643

100,0

В том числе:

прямые

40,4

13 072

24,4

13 810

12,1

18 415

9,7

портфельные

1,3

0,8

0,9

0,4

прочие

58,3

40 126

74,8

99 860

87,0

171 423

89,9

Из России

15 154

100,0

31 128

100,0

96 222

100,0

151 673

100,0

В том числе:

прямые

2,5

1,8

10 271

10,7

19 040

12,6

портфельные

0,2

1,3

0,8

11 113

7,3

прочие

14 741

97,3

30 164

96,9

85 156

88,5

121 520

80,1

Данные таблицы свидетельствуют о том, что инвестиционная активность страны за пределами национальных границ за последние два года существенно возросла. Если в 2000 г. соотношение между размещением прямых инвестиций за рубежом и привлечением прямых инвестиций из-за рубежа складывалось однозначно в пользу последних, то в 2011 г. ситуация выравнялась.

На практике степень открытости зависит от масштаба экономики. Относительная значимость внешнеэкономических потоков тем выше, чем меньше масштаб экономики. Имеется в виду, что небольшое государство гораздо более зависит от внешнего мира, чем государство со значительной численностью населения.

  • Рассчитано автором. Источник: Народное хозяйство СССР в 1989 г. Статистический ежегодник. М.: Финансы и статистика, 1990. С. 6, 641.
  • Рассчитано автором. Источник: URL: gks.ru
  • Источник: Народное хозяйство СССР в 1989 г. Статистический ежегодник. С. 336.
  • Рассчитано автором. Источник: Российский статистический ежегодник. 2012: Статистический сборник / Росстат. М.: Росстат, 2012. С. 388, 390-391, 394.
  • URL: gks.ru
  • Источник: Российский статистический ежегодник. М.: ФСГС, 2012. С. 660, 663.

>Квота

Квота (лат. quota) — норма, доля или часть чего-либо допускаемого в рамках возможных соглашений и договоров.

Варианты применения

  1. доля возможного участия в совместном деле (производстве, сбыте, экспорте или импорте товаров и т. д.);
  2. квота в иммиграционной политике — ограничение, лимит допустимого ежегодного притока иммигрантов;
  3. взнос стран — членов Международного валютного фонда (МВФ) в капитал фонда.
  4. в РФ, единица объёма дорогостоящей медицинской помощи, предусмотренная Перечнем видов дорогостоящей (высокотехнологичной) медицинской помощи, предоставляемой за счет средств федерального бюджета.

Ограничительные меры называют квотированием.

  1. доля, часть, пай, приходящиеся на каждого из участников общего дела.
  2. количественные ограничения (производства, сбыта, потребления, экспорта, импорта товаров), вводимые на определенный период времени.

В связи с используемой в международной торговле практикой ограничений под квотой понимается также количественный контроль над импортом и его ограничение. Квоты на импорт устанавливаются федеральным правительством для защиты отечественных производителей отдельных отраслей от иностранных конкурентов. Использование подобных квот в качестве протекционистской меры имеет как плюсы, так и минусы. Экономический выигрыш для производителей и занятых в защищенных отраслях весьма существенен, что выражается в росте рентабельности. Предприятия, испытывающие потребность в ограничении конкуренции зарубежных производителей, могут оказывать весьма ощутимое политическое давление, требуя введения квоты. Сторонники свободной торговли считают, что издержки таких ограничений перекладываются на потребителя, так как отечественные товары оказываются дороже, чем в условиях свободной торговли, а диапазон потребительского выбора сокращается.

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *