Гражданская авиация

История развития авиаперевозок в России

Размещено на http://www.allbest.ru/

Филиал НОУ ВПО «Московский психолого-социальный университет»

в г. Москва

Реферат

по дисциплине: «Общий курс транспорта»

на тему: «История развития авиаперевозок в России»

Выполнил: студент 4 курса, гр. ПП-08

Пупкин Василий Иванович

г. Москва — 2016 г.

Введение

Глава 1. Мировая история развития воздушных перевозок пассажиров

Глава 2. История развития авиаперевозок в России

2.1 Первый самолет в России

2.2 Первый пассажирский самолет в России

2.3 Развитие гражданской авиации в советское и постсоветское время

2.4 Современная гражданская авиация

Заключение

Литература

Введение

Всё большую роль в дальнейшем развитии и совершенствования экономики играют пассажирские перевозки. От скорости, надёжности и качества пассажирских перевозок зависит дальнейшее развитие экономических отношений между предприятиями, производства, торговли, строительства и сельского хозяйства. Все мы с вами, без исключения, время от времени становимся пассажирами, и с самого рождения пользуемся услугами пассажирских перевозок. Современному пассажиру уже недостаточно перемещаться со скоростью Московского трамвая. Московский трамвай для нас, уже не средство передвижения, а всё больше служит напоминанием, о безвозвратно ушедшей Советской эпохе. И нам уже мало просто вагона метро, мы готовы подождать вагон с кондиционированием воздуха. В отпуск на море, в выходные за город, или просто к друзьям, мы постоянно куда-то едем или нас кто-то везёт. Постоянный рост пассажиропотока формирует новые стандарты комфорта, безопасности и экологичности пассажирских перевозок.

Пассажирские перевозки — это организованная перевозка пассажиров и багажа, при помощи специально оборудованных транспортных средств, (такси, автобус, троллейбус, трамвай, поезд, самолёт, теплоход) на определённые расстояния.

Пассажир — это человек, который перевозится в каком-либо пассажирском транспортном средстве, на основании гласного или не гласного договора и не является членом экипажа.

Пассажирское транспортное средство — это специально оборудованный транспорт, перевозящий пассажиров и багаж.

Основными видами пассажирских перевозок являются: автомобильные перевозки (такси, микроавтобусы, маршрутные такси, автобусы), железнодорожные перевозки (электрички, поезда дальнего следования), морские и речные перевозки (корабли, паромы), авиаперевозки (вертолёты, самолёты).

Авиаперевозки являются одними из самых дорогих видов пассажирских перевозок. Для организации перевозок авиатранспортом, необходимо строить дорогостоящие аэропорты, со всей необходимой инфраструктурой, а также железнодорожные и автомобильные подъезды, без которых невозможно существование современного аэропорта. Самое большое преимущество авиационных пассажирских перевозок — это высокая скорость, относительный комфорт и возможность перемещения на огромные расстояния. Основной недостаток — это низкая степень надёжности и повышенная аварийность. Хотя, самолет официально считается самым безопасным видом транспорта.

Начиная с конца 1990-х годов, российский рынок авиатранспортных услуг динамически развивается. В период с 2002 по 2015 гг. шло активное становление рынка авиаперевозок, появились альтернативные и более доступные авиакомпании. В настоящий момент происходит выделение основных лидеров рынка и появление молодых конкурентоспособных авиакомпаний.

Цель данной работы — осветить основные направления и историю развития авиапассажирских перевозок в России.

В настоящий момент данная тема является актуальной, так как познав историю развития данной отрасли, можно спрогнозировать ее дальнейшее становление.

Глава 1. Мировая история развития воздушных перевозок пассажиров

На рубеже XVIII-XIX веков английский естествоиспытатель Джордж Кейли предложил концепцию летательного аппарата с фиксированным крылом и отдельным от него движителем. В 1843 году английский изобретатель Уильям Хенсон получил патент на проект самолёта. Первый российский проект самолёта был предложен Николаем Афанасьевичем Телешовым в 1864 году. В 1874 году французский морской офицер Жан Мари Феликс де Ла Круа Дю Тампль построил полноразмерный самолёт с паровой машиной. Однако недостаточная мощность двигателя не позволяла ему совершать полёт . В 1882 в присутствии представителей военного ведомства Российской Империи и Русского технического общества была предпринята попытка взлёта на самолёте с паровой силовой установкой, построенном по проекту русского морского офицера Александра Фёдоровича Можайского. Согласно ряду исследований, проведённых в XX веке в СССР, имеющаяся мощность двигателей также не позволяла самолёту Можайского совершать установившийся полёт, однако по некоторым сообщениям современников, имел место кратковременный отрыв аппарата от земли, о чем более подробно описано в Главе 2.

Поэтому считается, что история воздушных перевозок берет свое начало в 1903 году, когда знаменитые ныне на весь мир братья Райт осуществили свой первый перелет на самостоятельно сконструированном самолете «Wright Flyer». Длительность полета составила всего 12 секунд, за которые было покрыто расстояние в 36,5 метров. Возможность осуществлять пассажирские авиаперевозки появилась после основания Гленом Куртисом первого аэропорта и первой авиакомпании. Это произошло во Франции в 1907 году. На данный момент аэропорты есть практически во всех крупных городах нашей планеты, а авиабилеты можно купить онлайн.

Группа пассажиров в количестве 10 человек впервые оторвалась от земли в 1911 году. Самолет, которым управлял француз Луи Бреге, пролетел 5 км. На это же время приходится и первый в мире чартерный рейс. В 1914 стартовали перевозки пассажиров по воздуху на коммерческой основе. Маршрут имел сообщение Санкт-Петербург (США) — Тампа (США). Длина — 20 миль. В 1919 в Германии запущены рейсы из Берлина в Веймар и Гамбург. Интересно, что немцы впервые применили подходы маркетинга для продвижения услуг авиакомпании. А в 1924 в той же Германии создана крупнейшая авиакомпания Lufthansa, которая за первые 10 лет своего существования перевезла 1 млн. пассажиров .

Сегодня частные авиарейсы представляют собой перевозку пассажиров в комфортабельной обстановке в удобное для них время либо транспортировку ценных грузов по воздуху. В наши дни данный способ перемещения давно уже перестал быть роскошью. Наоборот, частные рейсы становятся все более клиентоориентированными. Таким образом, деловому человеку нет необходимости подстраивать свой график под расписание полетов, и теперь практически каждый может позволить себе перелёт в любую точку планеты.

Развитие авиационного ремесла происходит столь стремительно, что многие частные компании просто не успевают за прогрессом. Для того, чтобы суметь удержать свой бизнес «на плаву», руководство компании должно быть в курсе всех новинок, а также постоянно развивать и совершенствовать свой бизнес. Ведь, как показывает богатый опыт в данной сфере, даже профессионалы не всегда оказываются способны управлять авиакомпанией в нынешних переменчивых условиях .

Глава 2. История развития авиаперевозок в России

2.1 Первый самолет в России

Самолёт — воздушное судно, предназначенное для полётов в атмосфере с помощью силовой установки, создающей тягу, и неподвижного относительно других частей аппарата крыла, создающего подъёмную силу . историческое авиационная пассажирский транспорт

По одной из версий российских ученых первый в мире самолёт с паровым двигателем создан и испытан русским учёным Можайским А.И., первый полёт при «стечении толпы народа» был заактирован Императорской комиссией документально 20 июля 1882 года, самолёт разогнался, оторвался, и по многочисленным (опубликованным) воспоминаниям очевидцев, пролетев за 3-4 сек по воздуху до 50 метров в длину на высоте около метра над землёй по прямой, приземлился, т. к. движок, работавший на пределе мощности, «зачихал», его сразу выключили, опасаясь взрыва. И мощность двигателя оказалась мала. Комиссия посчитала, что этого отрыва от земли недостаточно и записала, что самолёт не летел, а только подскочил. Прошение Можайского А.И. о выделении средств для создания более мощного двигателя было отклонено, на свои деньги этого Можайский сделать не смог. В 1992 г. в ЦАГИ (центральный аэрогидродинамический институт) проверили и убедились, что даже при том старинном, но более мощном двигателе, что хотел заказать Можайский А.И., самолёт Можайского мог бы длительно лететь. Но и тот небольшой отрыв — был первым в мире. Но никаких документов на патентование за рубеж, конечно, не подавалось, просто тогда считали, что нет необходимости в этом .

Задолго до этого определить законы аэродинамики и изобрести летательный аппарат пытались многие российские ученые и простые люди. В том числе и Михаил Васильевич Ломоносов. Михайло Ломоносов задолго до официально признанных изобретателей геликоптера построил и испытал аппарат в России. Правда, Леонардо да Винчи ещё в 1475 г. писал о возможности построить геликоптер, но Ломоносову эти работы Леонардо, обнародованные только в конце XVIII столетия, не были известны. М.В. Ломоносов один из первых понял действительные законы сопротивления воздуха и нашел силу, способную поддерживать и продвигать аппарат в полете .

Первая Мировая война определила ход развития авиации. как писал академик Б.Н. Юрьев: «Война с первых же дней указала на огромное значение авиации, и царское правительство вынуждено было начать организацию авиационной науки…».

Разработка самолёта Можайского опиралась на идеи и работы великого русского учёного Жуковского Николая Егоровича в области аэродинамики, они и явились источником идей, на которых строился как Самолёт Можайского, и в дальнейшем- вся авиационная наука. Жуковский исследовал аэродинамику полёта птиц, теоретически рассчитал ряд возможных траекторий полета. Жуковский открыл закон, определяющий подъёмную силу крыла самолёта; определил основные профили крыльев и лопастей винта самолёта; разработал вихревую теорию воздушного винта. Его называют отцом российской авиации .

2.2 Первый пассажирский самолет в России

Пассажирский самолёт (коммерческий самолёт, авиалайнер) — самолёт, предназначенный для перевозки пассажиров и багажа. Не существует чёткого определения такого самолёта, однако чаще всего пассажирским самолётом принято считать самолёт, имеющий не менее двух двигателей, вмещающий от 20 и более пассажиров, а также с пустым весом не менее 20 тонн .

Родиной пассажирского авиастроения является Россия. Первым в истории авиации пассажирским самолетом стал российский «Илья Муромец». Самолет конструкции Сикорского, конвертированный в пассажирский из бомбардировщика, был оснащен комфортабельным салоном, рестораном, отдельными спальными комнатами и даже ванной. На «Муромце» имелось отопление и электроэнергия. Впервые самолет поднялся в воздух 10 декабря 1913, в феврале 1914 был выполнен демонстрационный полет с 16 пассажирами на борту. В июне того же года самолет установил рекорд дальности, совершив перелет из Петербурга в Киев и обратно всего с одной промежуточной посадкой. Начало Гражданской войны в России помешало дальнейшему развитию отечественной гражданской авиации .

2.3 Развитие гражданской авиации в советское и постсоветское время

Гражданская авиация СССР — это одна из составляющих частей единой транспортной системы и народнохозяйственного комплекса СССР, обслуживала потребности народного хозяйства и населения в воздушных перевозках; использовалась в сельском хозяйстве, для аэрофотосъёмки местности, разведки полезных ископаемых и других работ. 17 января 1921декретом «О воздушных передвижениях» устанавливались правила Полётов для советских и иностранных воздушных судов над территорией РСФСР и её территориальными водами». Положения декрета легли в основу Воздушного кодекса СССР (утвержденного в 1932, 1935, 1961, 1983) .

В советское время ставка была сделана не на четырёхмоторные самолёты-гиганты, а на небольшие одно- и двухмоторные, редко — трёхмоторные машины, перевозившие 7-9 пассажиров, применение которых в народном хозяйстве оказалось более оправдано. Изначально это были самолёты иностранного производства (в основном «Юнкерсы»), но уже в 1925 году появился вполне оригинальный К-1 конструкции К. Калинина, за которым последовала целая серия пассажирских машин «К» (К-2, К-3, К-5 и т. д.), строившихся в основном в индивидуальных экземплярах или малыми сериями. Примерно в то же время в КБ Туполева был создан ПС-9 (АНТ-9, «Крылья Советов»), запущенный уже в крупную серию, а в Харькове — самолёт ХАИ-1. Кроме того, выпускались самолёты серии «Сталь» с цельнометаллическим планером конструкции ОКБ Путилова — Сталь-2, Сталь-3, Сталь-7 .

В середине 30-х началось производство DC-3 в США, ставшего самым массовым в истории пассажирским самолетом. Самолет брал на борт 21-32 пассажира. DC-3 производился по лицензии в СССР под обозначением ПС-84/Ли-2 .

25 февраля 1932 года было создано Главное управление гражданского воздушного флота и получило название «Аэрофлот».

Задачи по обслуживанию научно-исследовательской экспедиции в северных широтах, ледовой разведке и проводке судов решало управление полярной авиации, входившее в состав Главсевморпути (организовано 17 декабря 1932). Беспримерная в истории воздушно-транспортная операция по спасению участников экспедиции на пароходе «Челюскин» продемонстрировала мужество пилотов, большие возможности отечественных самолётов (см. Челюскинская эпопея). Видное место в покорении Северного полюса заняла Арктическая воздушная экспедиция 1937.

В 1940 в СССР насчитывалось 150 крупных аэропортов, часть которых была оборудована системой слепой посадки «Ночь-1» (принята в эксплуатацию в 1939). Парк Г. а. СССР пополнился новыми пассажирскими самолётами ПС-35 и ПС-84 (Ли-2), имелась большая сеть местных линий во всех районах страны. В 1940 было перевезено 410 тысяч пассажиров, 475 тысяч т грузов, 14,6 тысяч т почты .

В годы Великой Отечественной войны развитие гражданской авиации в Советской Союзе было приостановлено. Ли-2, ПС-40, У-2 и другие совершали полёты к линии фронта и в тыл врага, обеспечивали действия партизан, доставку десантов, вооружения, боеприпасов, продовольствия.

В начале 50-х был создан авиалайнер Ту-104 (первый полёт 17 июня 1955) им. Туполева на основе военных самолетов с использованием накопленных знаний за годы Второй Мировой войны.

25 мая 1956 года было принято постановление Совета Министров СССР № 703-404 о создании пассажирского самолёта Ил-18 с четырьмя турбовинтовыми двигателями им Ильюшина. Опытные самолёты были рассчитаны на 75 мест. В 1965 году в ОКБ был разработан самолёт Ил-18Е, рассчитанный на 120 мест и имевший ещё более комфортабельный салон. Последней пассажирской моделью стал самолёт Ил-18Д, на котором были добавлены топливные баки в центроплане крыла, а также установлена система управления заходом на посадку. За счёт дополнительного топлива была увеличена дальность полёта .

В течение 1958-1959 гг. на самолётах Ил-18 было установлено двадцать мировых рекордов дальности полёта и высоты с различной полезной нагрузкой.

Самолёты Ил-18 по причине своей экономичности, уровню комфорта и безопасности вызвали интерес на мировом рынке, поэтому многие зарубежные компании приобрели эти самолёты. Самолёт стал первым советским пассажирским самолётом, пользовавшимся широким спросом на мировом рынке: для семнадцати иностранных компаний было построено свыше ста самолётов.

В отличие от лайнеров Ту-104 и Ту-114, созданных на основе военных стратегических бомбардировщиков Ту-16 и Ту-95, Ил-18 стал первым в СССР пассажирским лайнером, спроектированным «с чистого листа», изначально как гражданский пассажирский самолёт .

В 1968 г. Совершил свой первый полет легендарный Ту-144, который состоялся 31 декабря 1968 года (его выполнил испытатель ОКБ А.Н. Туполева Эдуард Елян), то есть на два месяца раньше «Конкорда». Ту-144 также является первым в истории пассажирским авиалайнером, преодолевшим звуковой барьер, это произошло (5 июня 1969 года) на высоте 11 000 метров.

Коммерческая эксплуатация Ту-144 была недолгой в связи с нерентабельностью и опасностью катастроф .

2.4 Современная гражданская авиация

Вся организационная система гражданской авиации полностью установилась к началу 40-х годов и просуществовала примерно в таком же виде до конца существования Советского Союза, то бишь до начала 90-х годов.

Стоит отметить, что современная российская гражданская авиация также имеет отличные характеристики. От типично советской организации этой деятельности современная отличается большей свободой по учреждению компаний (Аэрофлот ныне уже далеко не единственная авиакомпания), установлению тарифов и так далее.

В 2012 году пассажирооборот воздушного транспорта в России превысил пассажирооборот железнодорожного транспорта более чем на 70 %, хотя в 2000 году уступал ему более, чем в 2 раза. Наиболее интенсивно развиваются международные авиационные перевозки. Доля воздушных судов зарубежного производства в парке пассажирских самолётов Российской Федерации — России достигла 63 %, по магистральным самолётам 77 % . В то же время, в связи с массовым выпуском самолетов Sukhoi Superjet 100 и подготовки к серийному выпуску МС-21, на российских авиалиниях возросло количество гражданских самолетов производства Объединённой авиастроительной корпорации .

На текущий момент рынок авиации насчитывает десятки различных моделей воздушных судов. Чаще всего для пассажирских авиаперевозок на большие расстояния используются широкофюзеляжные американские Боинги-747 и европейские А 380. Для перевозки на средние и малые расстояния используют Боинги-737, А320 и самолеты российского производства Ту-154 .

Наиболее популярными и известными авиакомпаниями России, занимающимися пассажирскими перевозками, являются Аэрофлот, Победа, S7 Airlines.

Заключение

История создания и развития гражданской авиации интересна и таит в себе множество загадок и открытий.

Многие ученые пытались изучить и раскрыть закон аэродинамики, но удалось это сделать великому ученому и отцу российской авиации Жуковскому Н.Е.

Российская гражданская авиация в настоящее время активно развивается и не уступает по своим характеристикам зарубежной.

День гражданской авиации России является профессиональным праздником не только для пилотов и летчиков, но и для всех, кто имеет отношение к обслуживанию отрасли гражданской авиации непосредственно на борту и отмечается он 9 февраля. Причем это касается не только пассажирских, но и грузовых перевозок: любых, которые не имеют отношение к Вооруженным силам и реализации их задач. Именно в этот день любой человек может поздравить своих знакомых стюардесс, штурманов, других людей, обслуживающих рейс. Правда, несмотря на то, что данная дата является праздничной, в этот день все работают, в том числе те, кому он посвящен.

В современное время большинство людей предпочитают путешествовать именно самолетами, потому что это удобно, быстро, безопасно, пусть и не всегда дешево. Разумеется, чтобы устроить пассажирам максимально комфортное передвижение, задействованы тысячи людей, начиная от работников аэропортов, загружающих на борт пищу, заканчивая самими пилотами.

Литература

1. Авиация: Энциклопедия. М.: Большая Российская Энциклопедия. Главный редактор Г.П. Свищев. 1994. 537 с.

2. http://atributia.ru/news/.

3. http://kentawra.net/article/218-istoriya-razvitiya-aviaperevozok.html.

4. Соболев Д.А. История самолётов. Начальный период. — М.: РОССПЭН, 1995. 345 с.

5. История конструкций самолётов в СССР — Вадим Борисович Шавров. История конструкций самолётов в СССР 1938-1950 гг. // М. Машиностроение, 1994. 426 с.

6. http://russianplanes.net/planelist/Ilushin/Il-18/20/22/38 — Реестр выпущенных Ил-18/20/22/38 с описанием и статистикой по эксплуатации.

7. Таликов Н.Д. Три четверти века «ильюшинского» неба… — М.: Вестник Воздушного Флота, 2008. — 265 с.

Размещено на Allbest.ru

…>История создания воздушного транспорта> 1. История создания воздушного транспортаДелал Презинтацию: Иллюк Никита Петрович
Группа: ОПВ/Л-162

4. Изобретатель первого самолёта

Самолёт, как и дирижабль, приводится в движение с помощью силовой установки,
создающей тягу. Но в дирижабле используется аэростатический способ создания
подъёмной силы. А в самолёте – аэродинамический.
Удивительно, но первый самолёт был создан не авиатором, а русским морским
офицером Александром Фёдоровичем Можайским, которого называют пионером
авиации. Можайский имел прекрасное инженерное образование. Будучи
профессиональным моряком, он приобрёл огромный практический опыт
строительства кораблей с паровыми двигателями.
Как человек военный, Можайский прекрасно понимал, какие перспективы для
армии могут открыть летательные аппараты. Но в те времена ещё не существовало
теории полёта аппаратов тяжелее воздуха. Поэтому Можайский занялся изучением
аэродинамических свойств воздушных змеев, с которыми он познакомился, попав в
Японию в 1855 г., будучи старшим офицером на шхуне «Диана».
Проведя серию испытаний с воздушными змеями, которых тянула упряжка
лошадей, Можайский рассчитал размеры самолёта с достаточной подъёмной силой.
И здесь Можайскому помог его морской опыт. Теория вертикального паруса была
переложена на горизонтальное крыло, а тяга гребного винта пересчитана для
воздушного винта. Можно сказать, что Можайским были заложены основы
аэродинамики.
Осенью 1876 г. в петербургском манеже Можайский продемонстрировал модель
летательного аппарата, приводившегося в движение собственным двигателем –
четырёхлопастным винтом. И этот маленький летательный аппарат, добежав до
края стола, оторвался от поверхности и полетел.
Построенный в натуральную величину, самолёт Можайского смог пролететь всего
лишь десяток метров. После этого он накренился и потерял высоту. Это произошло
из-за невозможности сохранить равновесие при встречном потоке воздуха.
После неудавшегося эксперимента денег на дальнейшие исследования Можайский
не получил и дальнейшее усовершенствование самолёта он проводил за
собственные средства. Но работу завершить не успел, скончавшись от болезни в
полной нищете, несмотря на чин контр-адмирала.

История развития гражданской авиации

Гражданская авиация развивалась и продолжает развиваться невиданными темпами. Самолеты, по сравнению с другими видами транспорта, позволяют людям сэкономить время на преодолении расстояний. Представляем вашему вниманию этапы развития авиации.

Гражданская авиация развивалась невиданными темпами. Для того, чтобы стать одним из популярнейших видов пассажирского транспорта, затмившим железнодорожный, авиации потребовалось всего шесть десятилетий. Авиапассажиры появились в 1908 году, первый авиагруз был доставлен в 1910-м, первый чартерный рейс был совершен в 1911-м, первая авиакомпания, перевозившая пассажиров по расписанию — в 1914 году, первая стюардесса — в 1930-м, авиамаршал — в 1968-м.

1901 год.

Американский изобретатель Орвилл РайтOrville Wright совершил первый управляемый полет на летательном аппарате тяжелее воздуха. Историческое событие состоялось неподалеку от городка Китти Хок в штате Северная Каролина. Самолет Wright Flyer (его изобрели и собрали два брата — Орвилл и Вилбур Wilbur Райт) пролетел 36.5 метров и продержался в воздухе 12 секунд. Немедленно после этого были проведены еще три полета, один из них продолжался почти минуту.

Любопытно, что изобретатели самолета, как и многие другие изобретатели, были уверены, что их детище послужит исключительно делу мира. Братья Райт верили в то, что самолет сделает возможным достижение мира во всем мире. Войн больше не будет потому, что в мире не останется безопасных мест, поэтому сильные мира сего не захотят рисковать своими жизнями. Как известно, братья Райт ошибались — причиной трагедий Герники, Дрездена и Хиросимы были самолеты.
Менее известно, что первопроходцем авиации был французский изобретатель Клемент Адер, который в 1890 году собрал самолет Eole и оснастил его паровым двигателем. В том же году, неподалеку от Парижа Eole пролетел около 50-ти метров. Однако именно самолет братьев Райт, снабженный двигателем внутреннего сгорания, стал концептуальным образцом для иных изобретателей.

1906 год.

Установлен первый авиационный рекорд. Французский летчик Альберто Сантос-Дюмон поднялся на высоту 6 метров и преодолел дистанцию в 220 метров.

1907 год.

Построен первый в мире аэропорт с самолетными ангарами — он находился во французском городе Исси-ле-Мулино.
Американский бизнесмен Глен Куртис Glenn Curtiss основал первую в мире авиационную компанию.

1908 год.

Житель города Дайтона (США, штат Огайо) Чарльз ФарнесCharles Furnas стал первым в мире авиационным пассажиром. Уилбур Райт прокатил друга на своем самолете: полет продолжался 29 секунд, Фарнес преодолел дистанцию в 600 метров.
Братья Райт заключили первый в мире контракт с государством. Администрация США согласилась заплатить $25 тыс. за двухместный самолет, который мог бы преодолеть расстояние в 160 км со скоростью 60 км в час. В текст контракта было включено символичное добавление «самолет должен быть способен пролететь это расстояние, не упав на землю».
Лейтенант Армии США Томас СелфриджThomas Selfridge стал первым пассажиром, погибшим в авиакатастрофе. Самолет, который пилотировал Орвилл Райт, потерпел крушение. Пассажир погиб, сам Райт получил тяжелые травмы.
Француженка Тереза Пелтье стала первой авиапассажиркой. Ее взял на борт своего самолета французский летчик Леон Деланардж.

1909 год.

Во Франции опубликована первая в мире навигационная карта для авиаторов.

1910 год.

Аэроклуб Франции выдал первую в мире лицензию пилота. В число первых 16-ти дипломированных летчиков не попал Шарль Возен (первый француз, поднявшийся в воздух на самолете), но вошли пять человек, которые вообще никогда не летали. В том же году лицензию пилота впервые получила женщина — француженка Элиз Дерош (в списке Аэроклуба она находится на 36-м месте).

В Париже начались первые в мире международные переговоры — государства Европы и Северной Америки начали обсуждать возможность создания юридического базиса для организации международных авиаперелетов.
В США впервые прошли испытания самолетной радиостанции. Канадский летчик Джек МакКардиJ.A.D. McCurdy передал на наземную радиостанцию буквально следующее: «Написана новая глава в истории авиационных достижений».
Впервые произошло столкновение самолетов в воздухе. Первое произошло в Австрии, однако оно не было официально зарегистрировано (столкнулись братья Варчаловски, результаты аварии неизвестны). Через два месяца подобный инцидент был зарегистрирован официально и вошел в анналы авиации: под Миланом (Италия) столкнулись француз Рене Тома и англичанин Бертрам ДиксонBertram Dikson — оба пилота выжили.

Совершен первый транспортный перелет. Американский летчик Филип ПэлмэлиPhilip Palmalee перевез груз шелка из города Дэйтон в город Коламбус. Первым в мире заказчиком авиакарго стала компания Morehouse-Martens.

Американская фирма American Aeroplane Manufacturing Company впервые в мире организовала пошив формы для пилотов.

1911 год.

Впервые в мире в воздух поднялась группа пассажиров числом более 10-ти человек. Самолет пилотировал французский пилот и изобретатель Луи Бреге, который доставил своих пассажиров на расстояние 5 км.

Совершен первый безостановочный международный полет с пассажирами на борту. Француз Пьер Приер совершил перелет из Лондона в Париж, дорога заняла 3 часа 45 минут.

Британский авиатор Том Сопвич Tom Sopwith совершил первый в мире чартерный рейс. Компания Wanamaker наняла его, чтобы доставить пару очков для одного из пассажиров лайнера Olympic. Olympic вышел из гавани Нью-Йорка и отошел от берега на несколько миль, Сопвич догнал его и сбросил на палубу пакет с очками.

Начало авиапочты. Первый подобный рейс был совершен в Италии — самолет, нагруженный письмами и бандеролями, облетел три города — Болонью Венецию и Римини.

В США началась доставка авиапочты по заранее оговоренному маршруту: корреспонденцию раз в неделю начали доставлять из города Минеола в город Лонг-Айленд.

1913 год.

Изобретатель Игорь Сикорский построил первый пассажирский самолет («Русский Витязь»), снабженный туалетом. На тот момент «Русский Витязь» был крупнейшим самолетом мира, размах его крыла составлял 28 метров.

1914 год.

Начало пассажирской авиации. Американская компания St. Petersburg Tampa Airboat Line впервые в мире создала расписание полетов из города Санкт-Петербург в город Тампа (расположены во Флориде, на противоположных берегах залива). Первым пассажиром, купившим подобный билет стал мэр Санкт-Петербурга — он приобрел его на аукционе за фантастически высокую цену — $400 (обычный билет стоил $5).

Начало транспортной авиации. В Юго-Западной Африке (ныне — Намибия) начались регулярные полеты самолетов, доставлявших партии алмазов из городка Карибиб (центр алмазных приисков) в Виндхук (административная столица).

1917 год.

Итальянская почта впервые в мире выпустила марки авиапочты.

1918 год.

Первая в мире регулярная доставка международной авиапочты организована в Австрии: корреспонденция доставлялась по маршруту: Вена — Лемберг (ныне — украинский Львов) — Краков (ныне Польша, тогда де-юре часть России) — Проскуров (ныне Украина, тогда Россия) — Одесса (ныне Украина, тогда Россия). Чуть позже к этим городам был добавлен Будапешт. В конце года, из-за распада Австро-Венгерской империи, этот сервис прекратил свое существование.

1919 год.

Первая международная пассажирская авиалиния открыта между Парижем (Франция) и Брюсселем (Бельгия). Ее создала компания Lignes Aériennes Farman. Полет занимал 2 часа 50 минут.

В Брюсселе впервые в мире введена практика таможенного досмотра авиапассажиров.

Впервые авиапассажирам начали предлагать напитки и холодные закуски.

Лига Наций (предтеча ООН) приняла Парижскую Конвенцию, которая впервые в мире регулировала систему международных перелетов и правила регистрации летательных аппаратов.

1922 год.

В США Лаборатория ВМФNaval Aircraft Radio Laboratory впервые провела успешные испытания радара.

1923 год.

В США впервые в мире взлетно-посадочные полосы начали оснащать сигнальными огнями.

1926 год.

Сформирована авиакомпания Deutsche Lufthansa — старейшая из ныне существующих компаний, занимающихся перевозкой пассажиров. В 1934 году она первой из мировых авиакомпаний перевезла миллионного пассажира.

1927 год.

Впервые в мире пассажир доставлен на борту самолета через океан (Атлантический). Бизнесмен Чарльз ЛевинCharles Levine перелетел из Нью-Йорка в Эйслебен (Германия).

1930 год.

Американская медсестра Эллен ЧерчEllen Church стала первой в мире стюардессой. Ее наняла компания United Airlines (существует поныне). В первом рейсе стюардесса обслуживала 11 пассажиров. Два месяца спустя United Airlines приняла решение, что стюардессы должны обслуживать все их самолеты. Это объяснялось тем, что на самолетах компании пассажиров впервые в мире начали кормить горячими обедами. Первое авиаменю состояло из фруктового коктейля, жареного цыпленка, печенья, чая и кофе. В последующие годы этот опыт был подхвачен другими авиакомпаниями.

1932 год.

Впервые в мире совершен «слепой» авиаперелет — летчик руководствовался исключительно показаниями пилотов (рейс совершил американский летчик Альберт ХегенбергерAlbert Hegenberger на учебном самолете).

1928 год.

В Великобритании создан первый автопилот.

1939 год.

На германском самолете He-178 впервые успешно испытаны реактивные двигатели.

1945 год.

В Гаване (Куба) сформирована Международная Ассоциация АвиатранспортаInternational Air Transport Associaition (IATA).
В США создан первый в мире центр контроля за воздушным движением.

1947 год.

Образована Международная Организация Гражданской АвиацииInternational Civil Aviation Organisation (ICAO) с штаб-квартирой в Монреале (Канада).

Впервые в мире выпущен специальный бортовой журнал -Clipper (его предоставляла пассажирам американская авиакомпания
Pan American World Airways (Pan-Am).

1952 год.

Появление пассажирского авиалайнера в современном смысле слова — Comet 1. Он был создан во Франции.

1958 год.

В Австралии исследовательская организация Aeronautical Research Laboratories впервые создала «черный ящик», который ныне установлен абсолютно на всех самолетах и фиксирует переговоры пилотов и показания приборов.

В самолетах, совершавших полеты через Атлантический океан, впервые введена градация пассажирских мест. Появился эконом-класс.

1961 год.

Американская авиакомпания Trans World Airlines (TWA) первой в мире стала показывать кинофильмы во время полета. Первый киносеанс был проведен во время рейса из Нью-Йорка в Лос-Анджелес. Причиной появления этого сервиса были взгляды тогдашнего владельца авиакомпании — эксцентричного бизнесмена Говарда ХьюзаHoward Hughes, который очень увлекался кино и сам продюсировал фильмы.

1962 год.
Trans World Airlines первой в мире позволила пассажирам звонить по телефону с борта самолета (первый маршрут, где такие звонки стали доступными — Сент-Луис-Чикаго).

1968 год.

В СССР выпущен первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет — Ту-144.

Члены Народного Фронта Освобождения Палестины захватили пассажирский самолет израильской авиакомпании El Al и угнали его в Алжир. Это был первый в истории захват пассажирского самолета палестинской террористической группой. Пассажиры и экипаж самолета удерживались в заложниках шесть недель. После этого и подобных инцидентов во многих странах мира появились авиамаршалы, которые тайно находятся на борту самолета и призваны контролировать безопасность в салоне.

1970 год.

В США выпущен первый в мире широкофюзеляжный авиалайнер — Boeing 747, по образу и подобию которого ныне производятся все большие пассажирские самолеты.

1973 год.

В аэропорту Мемфиса (США) создана первая в мире система распределения багажа -багаж и иные грузы распределялись с помощью системы транспортеров.

История гражданской авиации

Не так давно пассажирооборот воздушного транспорта в нашей стране превысил показатели транспорта железнодорожного. О том, как появились первые поезда, мы уже рассказывали, теперь «Дилетант» вместе с «Ростехом» вспомнят историю гражданской авиации.

Первый пассажир

«Флайер-1» братьев Райт

Братья Райт подняли сконструированный своими руками «Флайер-1» в воздух на 59 секунд. Тогда, в 1903 году, им удалось пролететь 260 метров. В 1908 году, спустя пять лет, братья взяли на борт самолета первого пассажира и по совместительству своего хорошего друга — Чарли Фёрноса. В этом же году погиб Томас Селфридж, став первым человеком, разбившемся в авиакатастрофе. Несмотря на это, Администрация США заключила с братьями контракт на поставку одного самолёта, который обошёлся казне в 25 тысяч долларов. Однако в правительстве перестраховались, добавив в контракт графу о том, что самолет «должен пролететь расстояние в 160 километров, не упав на землю».

Братья Райт подняли «Флайер-1» в воздух на 59 секунд

Первый чартерный рейс

Лайнер Olympic стал пунктом назначения первого чартерного рейса

Он получился совсем необычным. Один из уважаемых пассажиров лайнера Olympic забыл свои очки и вспомнил об этом только тогда, когда судно уже вышло из гавани Нью-Йорка. Компания-перевозчик Wanamaker настолько любила своих клиентов, что они специально наняли британского авиатора Тома Сопвича. Том захватил очки, поднялся в воздух на своём самолёте, догнал лайнер и скинул очки на палубу.

Первая авиакомпания

Самолет компании St. Petersburg Tampa Airboat

В 1914 году, через 10 лет после полёта братьев Райт, появилась первая авиакомпания, самолёты которой летали по расписанию. В первом расписании полётов значились два города: Санкт-Петербург и Тампа. На самом деле, конечно, полёт из России в Америку на тот момент не был возможен. Санкт-Петербург, или Сент-Питерсбург, — город в штате Флорида, на западном побережье. На восточном как раз находится город Тампа. Поэтому первые клиенты первой авиакомпании St. Petersburg Tampa Airboat Line могли позволить себе только небольшой получасовой перелёт с одной части полуострова на другую.

В 1914 появилась компания, самолёты которой летали по расписанию

Милионный пассажир и рейс на автопилоте

Первая авиакомпания, которая перевезла больше миллиона пассажиров

Символичной отметки в миллион перевезённых пассажиров уже в 1934 году достигла старейшая из существующих ныне авиакомпаний — DeutscheLufthansa, открытая в 1926. Через два года после её образования в Великобритании создали первый аппарат, который мог без помощи пилота какое-то время управлять самолётом.

Старейшая из существующих ныне авиакомпаний — DeutscheLufthansa

Первая стюардесса

Элин Чёрч — медсестра и первая стюардесса

Американская медсестра Эллин Чёрч в 1930 раз и навсегда решила связать свою жизнь с авиацией. Но поскольку ей не суждено было стать пилотом, она начала обслуживать пассажиров на борту. В первом её рейсе таких было 11.

Компании UnitedAirlines так понравилась эта идея, что через два месяца они начали набирать стюардесс для всех своих рейсов. В то время, к слову, работы у них было довольно много — горячий обед на борту самолёта включал в себя обычно фруктовый коктейль, жареного цыпленка, печенье и горячий кофе.

Тем временем в России

Во время полёта пассажиры «Ильи Муромца» могли пройтись по прогулочной палубе

Верится с трудом, но именно в нашей стране был спроектирован первый в мире пассажирский самолёт. Пока полёты были ещё делом экспериментальным, инженеры Русско-Балтийского вагонного завода под руководством Игоря Сикорского уже в 1913 году сконструировали биплан «Илья Муромец». На следующий год провели показательный полёт: на борту находилось 16 человек и одна собака, за штурвал сел главный инженер аппарата — Сикорский. В разных модификациях самолёт Сикорского взял несколько мировых рекордов по длине перелётов, по высоте и времени полёта.

Именно в России был спроектирован первый в мире пассажирский самолёт

Вообще «Илья Муромец» — большой прорыв для авиации. Сикорский предложил несколько нововведений, которые до сих пор используются в авиастроении. Так, например, он первым разделил салон и кабину пилота, впервые на «Илье Муромце» появился туалет и спальные комнаты. Салон обогревался газовым отоплением, освещался электричеством. Такого комфорта на борту в то время никто даже не мог представить.

Ситуация сегодня

Модель авиалайнера МС-21

Российские инженеры продолжают заниматься новаторством в сфере авиастроения и сегодня. Один из самых амбициозных проектов — Магистральный самолёт XXI века, или просто МС-21. Первые полёты аппарата запланированы уже на 2016 год, серийное производство — на 2017. Уникальность МС-21 в том, что он должен стать первым в России «электрическим самолётом». Большая часть боровых устройств будет переведена на электрические механизмы, при этом в МС-21 будут задействованы вспомогательные источники энергии, которые обеспечат работу двигателей в случае их остановки в воздухе. Для электрификации самолета предприятия «Ростеха» уже изготовили ряд техники, которая проходит тестовые испытания.

МИ-38 будет строить на Казанском вертолётном заводе

Большое распространение в гражданской авиации получили не только самолеты, но и вертолеты. Поскольку они не рассчитаны на массовые пассажирские перевозки, их используют в самых разных сферах. Так, например, легкий вертолёт «Ансат» холдинга «Вертолёты России» используется в санитарной авиации: медицинская версия этого самолёта доставляет больных в лечебные учреждения, также позволяет реанимировать пострадавшего прямо на борту. А МИ-38, производить который стали в 2015 году, вообще из гражданского вертолёта может превращаться в военный.

История развития

Первым в истории самолётом, который спроектирован как пассажирский, катавший публику уже в 1911 году, стал французский Blériot XXIV Limousine. А в России в 1913 году — «С-21 „Гранд“» четырёхмоторный цельнодеревянный биплан созданный на Русско-Балтийском вагонном заводе. Самолёт конструкции Игоря Ивановича Сикорского с комфортабельным салоном. Имелось отопление и электроэнергия. Машина построена к октябрю 1913 года. На ней производили показательные полёты и установили несколько рекордов грузоподъёмности и дальности, совершив перелёт Петербург-Киев-Петербург всего с одной промежуточной посадкой в Орше. Но для регулярного пассажирского сообщения не использовался. С началом Первой мировой войны, проект использовался как бомбардировщик «Илья Муромец».

В СССР сначала использовали для пассажирских перевозок самолёты немецкой фирмы Junkers, но уже в 1925 году начали внедрять самолёты «К» конструкции Константина Алексеевича Калинина, строившихся по одному или малыми сериями. Примерно в то же время в КБ Туполева был создан ПС-9 (АНТ-9, «Крылья Советов»), запущенный уже в крупную серию, а в Харькове — самолёт ХАИ-1. Кроме того, выпускались самолёты серии «Сталь» с цельнометаллическим планером конструкции ОКБ Путилова — Сталь-2, Сталь-3, Сталь-7. Во второй половине 30-х появились вполне удачные для своего времени 12-местные ПС-89 (группа А. Лявиля на Заводе им. Гольцмана) и ПС-35 (КБ Туполева). Тем не менее, в целом, приходится признать, что в СССР разработка «своего» пассажирского самолёта зашла в тупик: стремление «выжать» из пассажирского самолёта максимальную скорость в сочетании, диктуемое в целом невысоким процентом пассажирских перевозок в работе Аэрофлота, приводило к появлению плохо сбалансированных машин, у которых преувеличенное развитие скорости заставляло поступиться дальностью полета, экономичностью, вместимостью и комфортабельностью. Первыми действительно массовыми пассажирскими самолётами стали ПС-84/Ли-2 — лицензионные копии американского «Дугласа» DC-3, которые при той же мощности моторов перевозили уже 21 пассажира, хотя и с меньшей скоростью, чем ПС-35.

За границей ставка первоначально также была сделана на сравнительно небольшие самолёты. Попытки создания гигантских лайнеров, вроде Farman F.60 «Голиаф» (на базе бомбардировщика времён Первой мировой войны), и здесь потерпели фиаско. Первым массовым пассажирским самолётом стал американский Ford Trimotor. Он был оснащен тремя поршневыми моторами (два на подкосах и один на носу) и брал на борт 8 пассажиров. Trimotor производился с 1925 по 1933, но благодаря своей надёжности использовался ещё многие годы после окончания производства. В середине 30-х началось производство DC-3, ставшего самым массовым в истории пассажирским самолётом. Он производился в том числе и для нужд армии США и Союзников в годы Второй мировой войны как C-47 Skytrain (Dacota). Самолёт брал на борт 21-32 пассажира. DC-3 производился по лицензии и в СССР под обозначением ПС-84/Ли-2. Самым популярным самолётом в предвоенной Европе был Junkers Ju52/3m. Значительное распространение получили пассажирские гидросамолёты. В 1938 году в небо поднялся Boeing 307 Stratoliner первый пассажирский самолет с наддувом кабины.

Ту-144 — советский сверхзвуковой пассажирский самолёт

По окончании войны для ведущих конструкторских бюро было характерно создание многомоторных пассажирских самолётов на основе планеров тяжёлых бомбардировщиков, огромный опыт постройки и эксплуатации которых был накоплен в военные годы. До появления больших реактивных самолетов в конце 50-х, в полетах на дальние расстояния господствовали американские поршневые самолеты Lockheed Constellation, Douglas DC-6, Douglas DC-7, способные совершать беспосадочные перелеты на расстояние до 10 000 км. На маршрутах средней протяженности в 50-е годы начали набирать популярность турбовинтовые самолеты, первым из которых стал Vickers Viscount.

В 50-е годы началась эра реактивных авиалайнеров. Первым таким самолётом стал британский De Havilland Comet, поднявшийся в воздух 27 июля 1949. Однако после серии катастроф, вызванных недостаточной прочностью конструкции, авиалайнер в 1954 был временно снят с рейсов и подвергнут серьёзной модернизации, продолжавшийся до возобновления эксплуатации в 1958 году. Лидерство Англии в реактивной пассажирской авиации утрачено с появлением в США более крупного Boeing 367-80 (первый полёт 15 июля 1954 года) — будущий Boeing 707, во Франции Sud Aviation Caravelle (первый полёт 27 мая 1955 года) и Ту-104 (первый полёт 17 июня 1955), созданный на основе удачного бомбардировщика Ту-16 в СССР. Запущенные в эксплуатацию в 1958 году самолеты Boeing 707 и Douglas DC-8 благодаря большой вместимости, дальности и высокой скорости стали популярны у авиакомпаний и по настоящему открыли реактивную эру в мировой гражданской авиации. В 1958 году количество пассажиров перевезенных через Атлантический океан авиацией впервые превысило количество пассажиров перевезенных морским путем, это ознаменовало начало полного отказа от морских судов как главного транспорта использовавшегося для перемещения пассажиров между материками.

Дальнейшим развитием гражданской авиации стали широкофюзеляжные самолёты-аэробусы. Американский Boeing 747 был первым широкофюзеляжным самолётом, поднявшимся в воздух в 1969. Самым большим широкофюзеляжным самолётом сверхбольшой вместимости стал двухпалубный Airbus A380, совершивший первый полёт 27 апреля 2005.

В конце 60-х годов XX века появились и первые сверхзвуковые самолёты — советский Ту-144 и англо-французский Concorde. Впрочем, коммерческого успеха они не добились, став скорее символами престижа национальных авиационных отраслей. Ту-144 после нескольких катастроф был выведен из эксплуатации. Конкорд прослужил до 2003, но катастрофа в 2000 г. оказалась фатальной и для этого самолёта, также выведенного из эксплуатации.

Несмотря на неосуществление нескольких других бывших и существующих проектов пассажирских сверхзвуковых и околозвуковых самолётов (Boeing 2707, Boeing Sonic Cruiser, Douglas 2229, Lockheed L-2000, Ту-244, Ту-344, Ту-444, SSBJ и др.) и снятие с эксплуатации самолётов двух реализованных проектов, разрабатывались ранее и существуют современные проекты гиперзвуковых (в том числе суборбитальных) пассажирских авиалайнеров (напр., ZEHST, SpaceLiner) и военно-транспортных (десантных) самолётов быстрого реагирования.

Долгое время на конструкцию авиалайнеров оказывали влияние мировые законодательные ограничения, согласно которым двухмоторные самолеты не могли прокладывать маршрут на удалении более 1 часа крейсерского полета от близлежащего подходящего для посадки аэропорта. По этой причине все дальнемагистральные самолеты, совершающие полеты над океанами, конструировались с тремя и четырьмя двигателями. Усилиями фирмы Boeing по продвижению своей двухмоторной модели Boeing 767 в середине 80-х были введены нормы ETOPS, благодаря которым двухмоторные самолеты могли удаляться от ближайших аэропортов на 90, 120, 180 и более минут. Это позволило производителям разрабатывать крупные двухмоторные дальнемагистральные самолеты такие как Boeing 777 и Airbus A330, которые по причине своей экономичности стали повсеместно вытеснять самолеты с количеством двигателей более двух.

Современные пассажирские самолёты внешне мало отличаются от тех, что появились в 60-е годы. В наши дни основной акцент делается на совершенствование авиационных двигателей, с целью повышения топливной эффективности и снижения уровня шумности, совершенствование авионики и облегчение конструкции планера за счет применения материалов нового поколения, в том числе на основе композитов. Новым словом в применении композитных материалов в пассажирской авиации стал самолет Boeing 787, в котором удельный вес композитных материалов составляет около 50 %. Принципиальным достижением в сфере повышения экономичности стала разработка двигателей с высокой степенью двухконтурности, что позволило увеличить КПД и тем самым снизить расход топлива. Если первый советский реактивный пассажирский самолет Ту-104 расходовал 6000 кг/час и вмещал 50 пассажиров то современный Airbus A350-900 имея типичную компоновку на 325 пассажиров расходует 5800 кг/час.

Энергоэффективность самолетов и эмиссия от авиаперевозок

Исторически топливной эффективности самолета не придавалось решающего значения, она рассматривалась наряду с другими качествами. Первые реактивные пассажирские самолеты уступали в топливной эффективности современным им самолетам с поршневыми двигателями как минимум вдвое, главное значение тогда придавалось скорости и дальности полета. Типичный современный воздушный лайнер по расходу топлива на пассажиро-километр находится на уровне поршневых пассажирских самолетов середины 50-х годов. Существует тенденция к снижению расхода топлива за счет совершенствование конструкций самолетов, но темпы этого процесса с годами снижаются. В 2020-х годах они, вероятно, составят менее 1 % в год.

Виды и категории пассажирских самолётов

По дальности полета пассажирские самолёты делятся на:

  • сверхдальнемагистральные – от 12000 и более км;
  • дальнемагистральные — от 6000 до 12000 км;
  • среднемагистральные — от 2500 до 6000 км;
  • ближнемагистральные — от 1000 до 2500 км;
  • самолёты местных воздушных линий — менее 1000 км.

Широкофюзеляжные

Основная статья: Широкофюзеляжный самолёт

Широкофюзеляжные авиалайнеры, именуемые также как аэробусы, являются рекордсменами по габаритам среди пассажирских самолётов. Длина фюзеляжа у крупнейших машин превышает 70 метров, а диаметр — 5-6 метров, что позволяет разместить в ряду 6-10 кресел. Существуют двухпалубные широкофюзеляжные самолёты, такие как Боинг 747 и А380. Кроме них, в настоящее время используются однопалубные широкофюзеляжные A300, A310, A330, A340, A350, Боинг 767, 777 и Боинг 787 Dreamliner, а также Ил-86 и Ил-96. Широкофюзеляжные самолёты предназначены для перевозки большого количества пассажиров на, как правило, средние и большие расстояния. Такие самолёты ввиду своей чрезвычайной дороговизны, как правило, берутся авиакомпаниями в операционный лизинг, а не покупаются.

Узкофюзеляжные

Основная статья: Узкофюзеляжный самолёт

Узкофюзеляжные самолёты гораздо более распространены. Они используются, как правило, на авиалиниях средней и малой протяженности и имеют меньшую по сравнению с широкофюзеляжными самолётами пассажировместимость. Диаметр фюзеляжа на этих воздушных судах не превышает 4 метров. Наиболее распространенные представители этого класса — американские Боинг 737 и 757, европейский А320 и российский Ту-154.

Региональные

Основная статья: Региональный самолёт

К региональным самолётам относят ещё более мелкие по габаритам воздушные суда. Они перевозят до 100 пассажиров на расстояния до 2-3 тысяч километров. На этих самолётах могут устанавливаться как турбовинтовые, так и турбореактивные двигатели. К таким самолётам относятся самолёты семейства ERJ, CRJ, ATR, Dash-8 и SAAB, советские Як-40 и Ан-24, украинские Ан-140, Ан-148, Ан-158, российский Sukhoi Superjet 100.

Местные

Наиболее лёгкий класс пассажирских самолётов составляют самолёты, предназначенные для перевозки малого количества пассажиров (до 20) на расстояния до 1000 километров. Они чаще всего оснащены турбовинтовыми или поршневыми двигателями. Наиболее распространённые самолёты подобного класса выпускают «Сессна» и Beechcraft.

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *