Государственный совет РФ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ — в ряде государств название высших государственных органов — исполнительной власти (КНР), администрации юс­ти­ции (Франция), представительных органов (Куба).

В Российской империи в 1810-1906 годах совещательное государственное учреждение при императоре, в 1906-1917 годы законодательный орган, фактически верхняя палата парламента (существовал наряду с нижней палатой — Государственной думой). Учреждён по проекту М. М. Сперанского указом императора Александра I от 1(13).1.1810 года, заменил упразднённый Непременный совет. Председатель Государственного совета (в 1812-1865 годы являлся одновременно председателем Комитета министров) и его члены назначались императором из числа наиболее опытных государственных и военных деятелей; министры входили в состав Государственного совета по своей должности. Членство в Государственном совете фактически было пожизненным. В 1810 году в Государственный совет назначено 35 членов, в 1890 году их насчитывалось 60. Государственный совет состоял из Общего собрания и департаментов: законов; государственной экономии; гражданских и духовных дел (все 1810-1906 годы); военных дел (1810-1854 годы); дел Царства Польского (1832-1862 годы); промышленности, наук и торговли (1900-1906 годы). Обычно поступавшие в Государственный совет дела первоначально рассматривались в одном из департаментов по принадлежности (или в соединённых собраниях двух департаментов), а затем поступали в Общее собрание; в особо важных или чрезвычайных случаях они поступали прямо в Общее собрание. Заседания Государственного совета были закрытыми.

Государственный советГосударственный совет должен был обсуждать или по указу императора готовить все законопроекты (для этого при Государственном совете учреждались особые совещания и комиссии). На практике некоторые проекты, составленные министрами, направлялись императору минуя Государственный совет. Совет рассматривал проекты росписи государственных доходов и расходов (до 1862 года — смет общих государственных приходов и расходов) и сметы отдельных ведомств, требования о необходимости выделения сверхсметных кредитов, отчёты государственных кредитных учреждений и другие финансовые вопросы; дела об учреждении акционерных компаний, в случае если им предполагалось предоставить особые преимущества; проекты распоряжений, касавшиеся отчуждения государственных имуществ и вознаграждений частным лицам за отчуждённые у них имущества для государственных и общественных нужд; дела о возведении в дворянство (в 1842-1869 годы); с 1842 года — о возведении в княжеское, графское, баронское достоинство, передаче дворянам фамилий, гербов и титулов их родственников; в 1842-1869 годах — о лишении дворянства и чинов за преступления. С 1842 года в Департамент духовных и гражданских дел поступали по распоряжению императора сообщения о должностных преступлениях членов Государственного совета, главноуправляющих и генерал-губернаторов. Рассмотрев сообщение, Департамент мог решить прекратить дело за отсутствием преступления либо передать его на предварительное следствие Сенату и министру юстиции. По получении результатов следствия Департамент духовных и гражданских дел мог постановить либо прекратить дело, либо наложить на обвиняемого взыскание без суда, либо предать обвиняемого суду. С 1842 года Государственный совет представлял императору заключения по делам, при решении которых в Общем собрании Сената не набралось большинства голосов или не было достигнуто согласия Сената с министром юстиции, а также по делам, которые вызывали разногласия Сената с Военным советом и Адмиралтейств-советом. По усмотрению императора Государственный совет мог также обсуждать различные вопросы внутренней и внешней политики.

Все результаты обсуждения законопроектов и других вопросов представлялись государственным секретарём (возглавлял Государственную канцелярию, которая занималась организацией работ Государственного совета) императору, который мог утвердить мнение любого числа членов Государственного совета или наложить собственную резолюцию.

В 1815-1841 и 1861-1867 годах существовал также региональный Государственный совет Царства Польского, контролировавший и координировавший деятельность основных ведомств Царства Польского.

Преобразование Государственного совета Российской империи в за­ко­но­дательный ор­ган состоялось согласно указу императора Николая II от 20.2(5.3).1906 года и было закреплено в Основных государственных законах 1906 года. Половина или менее половины членов Государственного совета ежегодно назначались императором (члены по назначению; из них император назначал председателя Государственного совета), другие члены Государственного совета избирались путём двухстепенных или прямых выборов на срок 9 лет (члены по выборам). Последние избирались: дворянскими обществами (18 человек); Советом торговли и мануфактур, комитетами торговли и мануфактур, биржевыми комитетами и купеческими управами (12 человек); Петербургской Академии Наук и университетами (6 человек); Сеймом Великого княжества Финляндского (2 человека); губернскими земствами (по одному человеку); землевладельцами тех губерний Европейской России, где отсутствовали земства, а также землевладельцами Области войска Донского (по одному человеку от каждой губернии); землевладельцами губерний Привислинского края (6 человек). К членам по выборам относились 6 человек из числа православного ду­хо­вен­ст­ва, назначавшихся Синодом. Каждые 3 года треть выборных членов Государственного совета переизбиралась по жребию. В 1914 году Государственный совета состоял из 188 членов.

Государственный совет имел равные законодательные права с Государственной ду­мой. На рассмотрение Государственного совета поступали законопроекты, одобренные Государственной думой или внесённые самими членами Совета. Принятый в Государственном совете законопроект передавался на рассмотрение или императору (если поступил в Государственный совет из Государственной думы), или в Государственную думу (если был разработан по инициативе самих членов Государственного совета). И император, и Государственная дума могли отклонить или утвердить законопроект Совета. Как и Государственная дума, Государственный совет мог обращаться к министрам и главноуправляющим с запросами по поводу незаконных действий подведомственных им учреждений или должностных лиц.

Основной формой работы Государственного совета стало Общее собрание. Для предварительного рассмотрения законопроектов в составе Государственного совета учреждались комиссии, из которых важнейшую роль играла постоянная Финансовая комиссия, рассматривавшая проекты росписи государственных доходов и расходов, смет и чрезвычайных расходов.

Подавляющая часть членов Государственного совета организовывалась по политической принадлежности в группы (фракции) — правых, центра, а также академическую (с 1913 года называлась прогрессивной группой), которая объединяла либеральных членов Государственного совета. Первоначально преобладала группа центра, с начала 1910-х годов — группа правых (в 1911 году из неё вышла группа правого центра); в 1915 году значительная часть членов Государственного совета вошла в «Прогрессивный блок», к осени 1916 его сторонники стали преобладать в Совете. Часть членов Государственного совета оставалась вне групп.

Реформированный Государственный совет сохранил ряд прежних функций: он продолжал рассматривать дела о должностных преступлениях высших чиновников, возведении в княжеское, графское и баронское достоинство, отчёты финансово-кредитных учреждений и некоторые другие вопросы. Они обсуждались в двух вновь созданных департаментах (1-м и 2-м), состоявших из членов Государственного совета по назначению. Их заключения представлялись непосредственно на усмотрение императора.

С 1906 года публиковались протоколы открытых заседаний Государственного совета (заседание Государственного совета могло быть и закрытым по решению его председателя или Общего собрания).

После Февральской революции 1917 года деятельность Государственного совета прекратилась. Государственный совет упразднён декретом СНК от 14(27).12.1917 года.

Председатели Государственного совета: Н. П. Румянцев (1810-1812 годы), Н. И. Салтыков (1812-1816 годы), П. В. Лопухин (1816-1827 годы), В. П. Кочубей (1827-1834 годы), Н. Н. Новосильцов (1834-1838 годы), И. В. Васильчиков (1838-1847 годы), В. В. Левашов (1847-1848 годы), А. И. Чернышёв (1848-1856 годы), А. Ф. Орлов (1856-1861 годы), Д. Н. Блудов (1861-1864 годы), П. П. Гагарин (1864-1865 годы), великий князь Константин Николаевич (1865-1881 годы), великий князь Михаил Николаевич (1881-1905 годы), Д. М. Сольский (1905-1906 годы), Э. В. Фриш (1906-1907 годы), М. Г. Акимов (1907-1914 годы), И. Я. Голубев (исполняющий должность в 1914-1915 годы), А. Н. Куломзин (1915-1919 годы), И. Г. Щегловитов (1917 год).

Совещательный орган при Президенте Российской Федерации (с 2000 года). Председателем Государственного совета является Президент Российской Федерации, а его членами — высшие должностные лица (руководители исполнительных органов государственной власти) всех субъектов Российской Федерации. Кроме того, Президент Российской Федерации может включить в состав Государственного совета лиц, замещавших должностных лиц субъектов Российской Федерации два и более срока подряд. Для решения оперативных вопросов в составе Государственного совета формируется его президиум (7 членов). Состав президиума подлежит ротации (обновлению) один раз в полгода. Основные задачи Государственного совета: содействие реализации полномочий Президента Российской Федерации по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, обсуждение имеющих особое государственное значение проблем, касающихся взаимоотношений Российской Федерации и её субъектов, обсуждение (по предложению Президента Российской Федерации) проектов федеральных законов и указов Президента Российской Федерации, имеющих общегосударственное значение, проекта федерального бюджета, информации Правительства Российской Федерации о ходе исполнения бюджета, основных вопросов кадровой политики Российской Федерации и др. Государственный совет не имеет своего аппарата, его деятельность обеспечивает Администрация Президента Российской Федерации. Организационными вопросами ведает секретарь Государственного совета, который не входит в его состав. Заседания Государственного совета проводятся регулярно, как правило, не реже одного раза в три месяца.

Законодательные органы государственной власти ряда республик в составе Российской Федерации — Удмуртской Республики, Чувашской Республики, Республики Татарстан и др.

Иллюстрации:

«Тор­же­ст­вен­ное за­се­да­ние Го­су­дар­ст­вен­но­го со­ве­та 7 мая 1901 го­да, в день сто­лет­не­го юби­лея со дня его уч­ре­ж­де­ния». Кар­ти­на И. Е. Ре­пи­на (при уча­стии Б. М. Кус­то­дие­ва и И. С. Ку­ли­ко­ва). 1903. Рус­ский му­зей (С.-Пе­тер­бург). Архив БРЭ;

За­се­да­ние Го­су­дар­ст­вен­но­го со­ве­тапри Пре­зи­ден­те РФв Алек­сан­дров­ском за­ле Боль­шо­го Крем­лёв­ско­го двор­ца. Мо­ск­ва. Фо­то. 2005. Фото Ю. М. Инякина.

Исторические источники:

От­че­ты по де­ло­про­из­вод­ст­ву Го­су­дар­ст­вен­но­го со­ве­та. СПб., 1870–1906. ;

Сте­но­гра­фи­че­ские от­че­ты Го­су­дар­ст­вен­но­го со­ве­та. . СПб., 1906–1916. .

Президиум Государственного совета Российской Федерации

Состав президиума Государственного совета на 2 сентября 2000 года:

  • Ишаев Виктор Иванович — глава администрации Хабаровского края,
  • Кресс Виктор Мельхиорович — глава администрации (губернатор) Томской области,
  • Лужков Юрий Михайлович — мэр Москвы,
  • Магомедов Магомедали Магомедович — председатель Государственного совета Республики Дагестан,
  • Рокецкий Леонид Юлианович — губернатор Тюменской области (с 29 января 2001 г. — член Государственного совета РФ),
  • Шаймиев Минтимер Шарипович — президент Республики Татарстан,
  • Яковлев Владимир Анатольевич — губернатор Санкт-Петербурга.

Примечание. Леонид Юлианович Рокецкий после прекращения полномочий губернатора Тюменской области распоряжением Президента Российской Федерации от 29 января 2001 г. № 49-рп был назначен членом Государственного совета Российской Федерации, оставшись в составе его президиума.

На 12 марта 2001 года:

  • Волков Николай Михайлович — губернатор Еврейской автономной области,
  • Катанандов Сергей Леонидович — председатель Правительства Республики Карелия,
  • Коков Валерий Мухамедович — президент Кабардино-Балкарской Республики,
  • Лисицын Анатолий Иванович — губернатор Ярославской области,
  • Полежаев Леонид Константинович — глава администрации (губернатор) Омской области,
  • Рахимов Муртаза Губайдуллович — президент Республики Башкортостан,
  • Филипенко Александр Васильевич — губернатор Ханты-Мансийского автономного округа.

На 17 сентября 2001 года:

  • Бетин Олег Иванович — глава администрации Тамбовской области,
  • Дзасохов Александр Сергеевич — президент Республики Северная Осетия — Алания,
  • Меркушкин Николай Иванович — глава Республики Мордовия,
  • Сердюков Валерий Павлович — губернатор Ленинградской области,
  • Сумин Петр Иванович — губернатор Челябинской области,
  • Суриков Александр Александрович — глава администрации Алтайского края,
  • Цветков Валентин Иванович — губернатор Магаданской области.

На 13 марта 2002 года:

  • Гениатулин Равиль Фаритович — глава администрации (губернатор) Читинской области,
  • Гужвин Анатолий Петрович — глава администрации (губернатор) Астраханской области,
  • Неелов Юрий Васильевич — губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа,
  • Прусак Михаил Михайлович — губернатор Новгородской области,
  • Строев Егор Семенович — губернатор Орловской области,
  • Титов Константин Алексеевич — губернатор Самарской области,
  • Фархутдинов Игорь Павлович — губернатор Сахалинской области.

На 27 сентября 2002 года:

  • Абрамович Роман Аркадьевич — губернатор Чукотского автономного округа,
  • Виноградов Николай Владимирович — глава администрации Владимирской области,
  • Позгалев Вячеслав Евгеньевич — губернатор Вологодской области,
  • Собянин Сергей Семенович — губернатор Тюменской области,
  • Толоконский Виктор Александрович — глава администрации Новосибирской области,
  • Федоров Николай Васильевич — президент Чувашской Республики,
  • Чуб Владимир Федорович — глава администрации (губернатор) Ростовской области.

На 24 мая 2003 года:

  • Евдокимов Юрий Алексеевич — губернатор Мурманской области,
  • Россель Эдуард Эргартович — губернатор Свердловской области,
  • Савченко Евгений Степанович — глава администрации Белгородской области,
  • Трутнев Юрий Петрович — губернатор Пермской области,
  • Тулеев Амангельды Молдагазыевич — губернатор Кемеровской области,
  • Черногоров Александр Леонидович — губернатор Ставропольского края,
  • Штыров Вячеслав Анатольевич — президент Республики Саха (Якутия).

На 19 декабря 2003 года:

  • Богомолов Олег Алексеевич — губернатор Курганской области,
  • Волков Александр Александрович — президент Удмуртской Республики,
  • Говорин Борис Александрович — губернатор Иркутской области,
  • Громов Борис Всеволодович — губернатор Московской области,
  • Дарькин Сергей Михайлович — губернатор Приморского края,
  • Ефремов Анатолий Антонович — глава администрации Архангельской области,
  • Ткачев Александр Николаевич — глава администрации Краснодарского края.

На 19 июля 2004 года:

  • Зязиков Мурат Магометович — президент Республики Ингушетия,
  • Королев Олег Петрович — глава администрации Липецкой области,
  • Лебедь Алексей Иванович — председатель Правительства Республики Хакасия,
  • Малахов Иван Павлович — губернатор Сахалинской области,
  • Матвиенко Валентина Ивановна — губернатор Санкт-Петербурга,
  • Сумин Петр Иванович — губернатор Челябинской области,
  • Чернышев Алексей Андреевич — глава администрации Оренбургской области.

На 16 марта 2005 года:

  • Бочкарев Василий Кузьмич — губернатор Пензенской области,
  • Илюмжинов Кирсан Николаевич — президент Республики Калмыкия,
  • Коротков Леонид Викторович — губернатор Амурской области,
  • Ооржак Шериг-оол Дизижикович — председатель Правительства Республики Тыва,
  • Торлопов Владимир Александрович — глава Республики Коми,
  • Филипенко Александр Васильевич — губернатор — председатель правительства Ханты-Мансийского автономного округа — Югры,
  • Шершунов Виктор Андреевич — глава администрации (губернатор) Костромской области.

На 27 сентября 2005 года:

  • Дудов Николай Николаевич — губернатор Магаданской области,
  • Киселёв Николай Иванович — глава администрации Архангельской области,
  • Кулаков Владимир Григорьевич — глава администрации Воронежской области,
  • Максюта Николай Кириллович — глава администрации Волгоградской области,
  • Маркелов Леонид Игоревич — президент Республики Марий Эл,
  • Неелов Юрий Васильевич — губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа,
  • Потапов Леонид Васильевич — президент Республики Бурятия.

На 30 марта 2006 года:

  • Артамонов Анатолий Дмитриевич — губернатор Калужской области,
  • Боос Георгий Валентинович — губернатор Калининградской области,
  • Жилкин Александр Александрович — губернатор Астраханской области,
  • Машковцев Михаил Борисович — губернатор Камчатской области,
  • Морозов Сергей Иванович — глава администрации Ульяновской области,
  • Хлопонин Александр Геннадьевич — губернатор Красноярского края,
  • Якушев Владимир Владимирович — губернатор Тюменской области.

На 29 сентября 2006 года:

  • Алиев Муху Гимбатович — президент Республики Дагестан,
  • Жамсуев Баир Баясхаланович — глава администрации Агинского Бурятского автономного округа,
  • Кожемяко Олег Николаевич — губернатор Корякского автономного округа,
  • Кузнецов Михаил Варфоломеевич — губернатор Псковской области,
  • Михайлов Александр Николаевич — губернатор Курской области,
  • Россель Эдуард Эргартович — губернатор Свердловской области,
  • Шанцев Валерий Павлинович — губернатор Нижегородской области.

На 16 марта 2007 года:

  • Богомолов Олег Алексеевич — губернатор Курганской области,
  • Ишаев Виктор Иванович — губернатор Хабаровского края,
  • Каноков Арсен Баширович — президент Кабардино-Балкарской Республики,
  • Карлин Александр Богданович — глава администрации Алтайского края,
  • Маслов Виктор Николаевич — губернатор Смоленской области,
  • Сердюков Валерий Павлович — губернатор Ленинградской области,
  • Шаклеин Николай Иванович — губернатор Кировской области.

На 25 сентября 2007 года:

  • Артяков Владимир Владимирович — губернатор Самарской области,
  • Зеленин Дмитрий Вадимович — губернатор Тверской области,
  • Кара-оол Шолбан Валерьевич — председатель Правительства Республики Тыва,
  • Мамсуров Таймураз Дзамбекович — глава Республики Северная Осетия — Алания,
  • Митин Сергей Герасимович — губернатор Новгородской области,
  • Сумин Петр Иванович — губернатор Челябинской области,
  • Хорошавин Александр Вадимович — губернатор Сахалинской области

На 27 мая 2008 года:

  • Дудка Вячеслав Дмитриевич — губернатор Тульской области,
  • Кадыров Рамзан Ахматович — президент Чеченской Республики,
  • Кузьмицкий Алексей Алексеевич — губернатор Камчатского края,
  • Позгалев Вячеслав Евгеньевич — губернатор Вологодской области,
  • Толоконский Виктор Александрович — губернатор Новосибирской области,
  • Чиркунов Олег Анатольевич — губернатор Пермского края,
  • Якушев Владимир Владимирович — губернатор Тюменской области.

На 1 декабря 2008 года:

  • Ипатов Павел Леонидович — губернатор Саратовской области,
  • Копин Роман Валентинович — губернатор Чукотского автономного округа,
  • Мень Михаил Александрович — губернатор Ивановской области,
  • Михальчук Илья Филиппович — глава администрации Архангельской области,
  • Наговицын Вячеслав Владимирович — президент Республики Бурятия,
  • Тхакушинов Асланчерий Китович — президент Республики Адыгея,
  • Филипенко Александр Васильевич — губернатор Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.

На 25 мая 2009 года:

  • Гордеев Алексей Васильевич — губернатор Воронежской области,
  • Евкуров Юнус-бек Баматгиреевич — президент Республики Ингушетия,
  • Кожемяко Олег Николаевич — губернатор Амурской области,
  • Матвиенко Валентина Ивановна — губернатор Санкт-Петербурга,
  • Неёлов Юрий Васильевич — губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа,
  • Тулеев Аман-Гельды Молдагазыевич — губернатор Кемеровской области,
  • Шаймиев Минтимер Шарипович — президент Республики Татарстан.

На 29 ноября 2009 года:

  • Белых Никита Юрьевич — губернатор Кировский области,
  • Гаевский Валерий Вениаминович — губернатор Ставропольского края,
  • Зимин Виктор Михайлович — председатель Правительства Республики Хакасия,
  • Мишарин Александр Сергеевич — губернатор Свердловской области,
  • Слюняев Игорь Николаевич — губернатор Костромской области,
  • Турчак Андрей Анатольевич — губернатор Псковской области,
  • Шпорт Вячеслав Иванович — губернатор Хабаровского края

На 16 июня 2010 года:

  • Бердников Александр Васильевич — глава Республики Алтай,
  • Бровко Анатолий Григорьевич — глава администрации Волгоградской области,
  • Винников Александр Аронович — губернатор Еврейской автономной области,
  • Денин Николай Васильевич — губернатор Брянской области,
  • Дмитриенко Дмитрий Владимирович — губернатор Мурманской области,
  • Комарова Наталья Владимировна — губернатор Ханты-Мансийского автономного округа — Югры,
  • Минниханов Рустам Нургалиевич — президент Республики Татарстан
  • Эбзеев Борис Сафарович — Президент Карачаево-Черкесской Республики.

На 18 декабря 2010 года:

  • Борисов Егор Афанасьевич — президент Республики Саха (Якутия),
  • Вахруков Сергей Алексеевич — губернатор Ярославской области,
  • Гайзер Вячеслав Михайлович — глава Республики Коми,
  • Голубев Василий Юрьевич — глава администрации (губернатор) Ростовской области,
  • Кобылкин Дмитрий Николаевич — губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа,
  • Магомедов Магомедсалам Магомедалиевич — президент Республики Дагестан,
  • Мезенцев Дмитрий Фёдорович — губернатор Иркутской области,
  • Хамитов Рустэм Закиевич — президент Республики Башкортостан.

На 5 июля 2011 года:

  • Берг Юрий Александрович — губернатор Оренбургской области,
  • Илюхин Владимир Иванович — губернатор Камчатского края,
  • Ковалёв Олег Иванович — губернатор Рязанской области,
  • Кузнецов Лев Владимирович — губернатор Красноярского края,
  • Орлов Алексей Маратович — глава Республики Калмыкия,
  • Темрезов Рашид Бориспиевич — глава Карачаево-Черкесской Республики,
  • Фёдоров Игорь Геннадьевич — губернатор Ненецкого автономного округа,
  • Юревич Михаил Валериевич — губернатор Челябинской области.

На 4 января 2012 года:

  • Богомолов Олег Алексеевич — губернатор Курганской области,
  • Игнатьев Михаил Васильевич — президент Чувашской Республики,
  • Каноков Арсен Баширович — президент Кабардино-Балкарской Республики,
  • Козлов Александр Петрович — губернатор Орловской области,
  • Копин Роман Валентинович — губернатор Чукотского автономного округа,
  • Ткачёв Александр Николаевич — глава администрации (губернатор) Краснодарского края,
  • Цуканов Николай Николаевич — губернатор Калининградской области,
  • Юрченко Василий Алексеевич — губернатор Новосибирской области.

На 28 июля 2012 года:

  • Боженов Сергей Анатольевич — губернатор Волгоградской области,
  • Волков Владимир Дмитриевич — глава Республики Мордовия,
  • Груздев Владимир Сергеевич — губернатор Тульской области,
  • Ерощенко Сергей Владимирович — губернатор Иркутской области,
  • Зеренков Валерий Георгиевич — губернатор Ставропольского края,
  • Куйвашев Евгений Владимирович — губернатор Свердловской области,
  • Миклушевский Владимир Владимирович — губернатор Приморского края,
  • Полтавченко Георгий Сергеевич — губернатор Санкт-Петербурга.

На 22 февраля 2013 года:

  • Жилкин Александр Александрович — губернатор Астраханской области,
  • Кожемяко Олег Николаевич — губернатор Амурской области
  • Комарова Наталья Владимировна — губернатор Ханты-Мансийского автономного округа — Югры
  • Мамсуров Таймураз Дзамбекович — глава Республики Северная Осетия — Алания
  • Назаров Виктор Иванович — губернатор Омской области,
  • Радаев Валерий Васильевич — губернатор Саратовской области,
  • Собянин Сергей Семёнович — мэр Москвы,
  • Худилайнен Александр Петрович — глава Республики Карелия.

На 3 октября 2013 года:

  • Евкуров Юнус-бек Баматгиреевич — глава Республики Ингушетия,
  • Жвачкин Сергей Анатольевич — губернатор Томской области,
  • Кобылкин Дмитрий Николаевич — губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа,
  • Кувшинников Олег Александрович — губернатор Вологодской области,
  • Орлов Алексей Маратович — глава Республики Калмыкия,
  • Савченко Евгений Степанович — губернатор Белгородской области,
  • Рустэм Закиевич Хамитов — Президент Республики Башкортостан,
  • Хорошавин Александр Вадимович — губернатор Сахалинской области.

На 9 апреля 2014 года:

  • Аксёнов Сергей Валерьевич — председатель Совета министров Республики Крым,
  • Гордеев Алексей Васильевич — временно исполняющий обязанности губернатора Воронежской области,
  • Дрозденко Александр Юрьевич — губернатор Ленинградской области,
  • Ильковский Константин Константинович — губернатор Забайкальского края,
  • Кадыров Рамзан Ахматович — глава Чеченской Республики,
  • Меркушкин Николай Иванович — губернатор Самарской области,
  • Печёный Владимир Петрович — губернатор Магаданской области,
  • Тхакушинов Аслан Китович — глава Республики Адыгея,
  • Якушев Владимир Владимирович — губернатор Тюменской области.

На 25 октября 2014 года:

  • Абдулатипов Рамазан Гаджимурадович — глава Республики Дагестан,
  • Басаргин Виктор Фёдорович — губернатор Пермского края,
  • Бочаров Андрей Иванович — губернатор Волгоградской области,
  • Воробьёв Андрей Юрьевич — губернатор Московской области,
  • Городецкий Владимир Филиппович — губернатор Новосибирской области,
  • Дубровский Борис Александрович — губернатор Челябинской области,
  • Меняйло Сергей Иванович — губернатор города Севастополя,
  • Орлов Игорь Анатольевич — губернатор Архангельской области,
  • Шпорт Вячеслав Иванович — губернатор Хабаровского края.

На 7 апреля 2015 года:

  • Аксёнов Сергей Валерьевич — глава Республики Крым,
  • Артамонов Анатолий Дмитриевич — губернатор Калужской области,
  • Владимиров Владимир Владимирович — губернатор Ставропольского края,
  • Голубев Василий Юрьевич — губернатор Ростовской области,
  • Кара-оол Шолбан Валерьевич — глава — председатель Правительства Республики Тыва,
  • Кокорин Алексей Геннадьевич — губернатор Курганской области,
  • Кошин Игорь Викторович — губернатор Ненецкого автономного округа,
  • Миклушевский Владимир Владимирович — губернатор Приморского края,
  • Соловьёв Александр Васильевич — глава Удмуртской Республики.

На 10 ноября 2015 года:

  • Кожемяко Олег Николаевич — губернатор Сахалинской области,
  • Коков Юрий Александрович — глава Кабардино-Балкарской Республики,
  • Кондратьев Вениамин Иванович — глава администрации (губернатор) Краснодарского края
  • Куйвашев Евгений Владимирович — губернатор Свердловской области
  • Меняйло Сергей Иванович — губернатор города Севастополя
  • Митин Сергей Герасимович — губернатор Новгородской области,
  • Морозов Сергей Иванович — губернатор Ульяновской области,
  • Орлова Светлана Юрьевна — губернатор Владимирской области,
  • Толоконский Виктор Александрович — губернатор Красноярского края.,

На 6 апреля 2016 года:

  • Аксёнов Сергей Валерьевич — глава Республики Крым,
  • Борисов Егор Афанасьевич — глава Республики Саха (Якутия),
  • Дубровский Борис Александрович — губернатор Челябинской области,
  • Жилкин Александр Александрович — губернатор Астраханской области,
  • Карлин Александр Богданович — губернатор Алтайского края,
  • Ковтун Марина Васильевна — губернатор Мурманской области,
  • Королев Олег Петрович — глава администрации Липецкой области,
  • Маркелов Леонид Игоревич — глава Республики Марий Эл,
  • Темрезов Рашид Бориспиевич — временно исполняющий обязанности главы Карачаево-Черкесской Республики.

На 22 ноября 2016 года:

  • Бочаров Андрей Иванович — губернатор Волгоградской области,
  • Евкуров Юнус-бек Баматгиреевич — глава Республики Ингушетия,
  • Илюхин Виктор Иванович — губернатор Камчатского края,
  • Кокорин Алексей Геннадьевич — губернатор Курганской области,
  • Наговицын Вячеслав Владимирович — глава Республики Бурятия,
  • Ситников Сергей Константинович — губернатор Костромской области,
  • Турчак Андрей Анатольевич — губернатор Псковской области,
  • Шанцев Валерий Павлинович — губернатор Нижегородской области.

На 26 мая 2017 года:

  • Абдулатипов Рамазан Гаджимурадович — глава Республики Дагестан,
  • Зимин Виктор Михайлович — глава Республики Хакасия — Председатель правительства Республики Хакасия,
  • Комарова Наталья Владимировна — губернатор Ханты-Мансийского автономного округа – Югры,
  • Кувшинников Олег Александрович — губернатор Вологодской области,
  • Минниханов Рустам Нургалиевич — президент Республики Татарстан,
  • Орлов Алексей Маратович — глава Республики Калмыкия,
  • Островский Алексей Владимирович — губернатор Смоленской области,
  • Печёный Владимир Петрович — губернатор Магаданской области.

На 22 ноября 2017 года:

  • Битаров Вячеслав Зелимханович — глава Республики Северная Осетия — Алания,
  • Голубев Василий Юрьевич — губернатор Ростовской области,
  • Евстифеев Александр Александрович — глава Республики Марий Эл,
  • Жданова Наталья Николаевна — экс-губернатор Забайкальского края,
  • Кобылкин Дмитрий Николаевич — губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа,
  • Левинталь Александр Борисович — губернатор Еврейской автономной области,
  • Никитин Андрей Сергеевич — губернатор Новгородской области,
  • Савченко Евгений Степанович — губернатор Белгородской области.

На 28 января 2019 года:

  • Белозерцев Иван Александрович — губернатор Пензенской области.
  • Ведерников Михаил Юрьевич — губернатор Псковской области.
  • Владимиров Владимир Владимирович — губернатор Ставропольского края.
  • Воскресенский Станислав Сергеевич — губернатор Ивановской области.
  • Кондратьев Вениамин Иванович — глава администрации (губернатор) Краснодарского края.
  • Моор Александр Викторович — губернатор Тюменской области.
  • Носов Сергей Константинович — губернатор Магаданской области.
  • Травников Андрей Александрович — губернатор Новосибирской области.

> См. также

  • Хроника заседаний Государственного совета Российской Федерации
  • Государственный совет Российской Федерации

Примечания

  1. Распоряжение президента Российской Федерации от 2 сентября 2000 г. № 393-рп
  2. Распоряжение президента Российской Федерации от 12 марта 2001 г. № 121-рп
  3. Распоряжение президента Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. № 515-рп
  4. Распоряжение президента Российской Федерации от 13 марта 2002 г. № 97-рп
  5. Распоряжение президента Российской Федерации от 27 сентября 2002 г. № 458-рп
  6. Распоряжение президента Российской Федерации от 24 мая 2003 г. № 269-рп
  7. Распоряжение президента Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 606-рп
  8. Распоряжение президента Российской Федерации от 19 июля 2004 г. № 321-рп
  9. Распоряжение президента Российской Федерации от 16 марта 2005 г. № 98-рп
  10. Распоряжение президента Российской Федерации от 27 сентября 2005 г. № 437-рп
  11. Распоряжение президента Российской Федерации от 30 марта 2006 г. № 136-рп
  12. Распоряжение президента Российской Федерации от 29 сентября 2006 г. № 460-рп
  13. Распоряжение президента Российской Федерации от 16 марта 2007 г. № 110-рп
  14. Распоряжение президента Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. № 531-рп
  15. Распоряжение президента Российской Федерации от 27 мая 2008 г. № 299-рп
  16. Распоряжение президента Российской Федерации от 1 декабря 2008 г. № 728-рп
  17. Распоряжение президента Российской Федерации от 25 мая 2009 г. № 326-рп
  18. Распоряжение президента Российской Федерации от 29 ноября 2009 г. № 797-рп
  19. Распоряжение президента Российской Федерации от 16 июня 2010 г. № 392-рп
  20. Распоряжение президента Российской Федерации от 18 декабря 2010 г. № 873-рп
  21. Распоряжение президента Российской Федерации от 5 июля 2011 г. № 461-рп
  22. Распоряжение президента Российской Федерации от 4 января 2012 г. № 6-рп
  23. Распоряжение президента Российской Федерации от 28 июля 2012 г. № 343-рп
  24. Распоряжение президента Российской Федерации от 22 февраля 2013 г. № 65-рп
  25. Распоряжение президента Российской Федерации от 3 октября 2013 г. № 368-рп
  26. Распоряжение президента Российской Федерации от 9 апреля 2014 г. № 107-рп
  27. Распоряжение президента Российской Федерации от 25 октября 2014 г. № 337-рп
  28. Распоряжение президента Российской Федерации от 7 апреля 2015 г. № 85-рп
  29. Распоряжение президента Российской Федерации от 10 ноября 2015 г. № 356-рп
  30. Распоряжение президента Российской Федерации от 6 апреля 2016 г. № 74-рп
  31. Распоряжение президента Российской Федерации от 22 ноября 2016 г. № 371-рп
  32. Распоряжение президента Российской Федерации от 26.05.2017 № 179-рп «О президиуме Государственного совета Российской Федерации».
  33. Распоряжение Президента Российской Федерации от 22.11.2017 г. № 400-рп «О президиуме Государственного совета Российской Федерации». Дата обращения 10 марта 2018.
  34. Распоряжение Президента Российской Федерации от 28.01.2019 № 23-рп «О президиуме Государственного совета Российской Федерации». publication.pravo.gov.ru. Дата обращения 2 февраля 2019.

Президенты

  • Борис Ельцин¹ (1991—1999)
  • Владимир Путин (2000—2008)
  • Дмитрий Медведев (2008—2012)
  • Владимир Путин (с 2012)

Исполняющие обязанности

  • Александр Руцкой² (1993)
  • Виктор Черномырдин (1996)
  • Владимир Путин (1999—2000)

Вице-президент (должность упразднена)

Александр Руцкой³ (1991—1993)

Выборы

Отрешение от должности

Отставки

Верховный
главнокомандующий ВС России

Администрация

Органы исполнительной власти
в ведении президента России

Консультативные и совещательные
органы при президенте России

Документы президента

Символы президентской власти

Формы поощрения президентом

  • Почётная грамота Президента Российской Федерации
  • Благодарность Президента Российской Федерации

Прочее

  • ¹ В 1991 году президент РСФСР
  • ² Глава альтернативного правительства
  • ³ В 1991 году вице-президент РСФСР

Образование и деятельность Государственный Совета (1810-1906 годы)

Государственный Совет с момента создания в 1810 году и до Февральской революции занимал особое место в государственном механизме Российской империи. За все это время его роль то усиливалась то ослабевала,. Однако юридически Государственный Совет всегда оставался высшим законотворческим органом империи. Он упорядочивал процесс законодательства: опытные сановники подвергали каждый поступавший законопроект основательной обработке, добиваясь наиболее полного соответствия его норм интересам государства.

Деятельность, полномочия и устройство Совета определялись специальным нормативным документом — “Образование Государственного Совета” (далее “Образование”). Этот орган призван был осуществлять также и кодификационную деятельность. Члены Совета назначались императором. Постоянным председателем Государственного Совета объявлялся монарх. В структурном плане Совет состоял из Общего собрания, четырех департаментов, двух комиссий и Государственной канцелярии. Канцелярия была не только делопроизводственным департаментом: именно в ней все законопроекты подвергались редакционной шлифовке еще до обсуждения на Общем собрании.

Согласно “Образованию”, юридическую силу имело мнение большинства членов Совета. Хотя на практике это правило соблюдалось не всегда: царь рассматривал не только мнение меньшинства, но и мнения отдельных членов Совета, выбирая наиболее близкое ему. По “Образованию”, законами могли становиться лишь законопроекты, обсуждавшиеся в Государственном Совете и утвержденные монархом, что также не соблюдалось в действительности.

С течением времени компетенция Совета теряла четкие очертания. Происходило наделение Государственного Совета финансовыми, судебными и административными функциями, не свойственными его первоначальному назначению. Одновременно сокращались функции в законотворческой сфере.

Судебные вопросы стали рассматриваться Советом уже с 1812 года. Первоначально на его решение предлагались дела только в тех случаях, когда возникали разногласия в мнениях Общего собрания Сената и Военного Совета. Но постепенно в правило вошло рассмотрение судебных дел и по другим вопросам, причем постановления Сената перестали иметь силу до окончательного решения Государственного Совета. Последний получил также право изменять приговор по уголовным делам.

Указом от 5 апреля 1812 года Совет получал чрезвычайные полномочия на время отсутствия монарха, подчиняя себе министерства. 29 августа 1813 года вышел Указ, согласно которому решения большинства собрания Государственного Совета во время продолжительного отсутствия царя в столице становились законом. Более того, не требовалось немедленно извещать императора о принятом решении. Эти меры, значительно усилившие государственное значение Совета, рассматривались как временные. Однако при переиздании “Образования” в 1832 году они были в нем закреплены. О переустройстве учреждения Государственного Совета”, Указ 20 февраля 1906г., В кн. Политическая история России, стр. 271.

С 1811 года Государственный Совет стал рассматривать финансовые дела. За 1823-1825 гг. было принято несколько указов, согласно которым Совет наделялся полномочиями рассматривать сметы о доходах и расходах двух столиц, ежегодно вносимые Министерством внутренних дел в департамент государственной экономии.

В 1832 году появился особый департамент по делам царства Польского. Его образование было вызвано восстанием 1830-1832 гг. в Польше.

В то же время происходило существенное ограничение прав Государственного Совета. Так, по “Образованию” 1810 года, министры должны были предоставлять Совету ежегодные отчеты о проделанной работе. Однако с 1832 года обсуждение даже этих ежегодных отчетов было изъято из компетенции Государственного Совета. С этого времени министры и главноуправляющие отдельными частями министерств должны были отправлять свои отчеты в Комитет министров, орган малочисленный и гораздо менее доступный суду общественного мнения.

В 1826 году Комиссия Совета по составлению законов была преобразована во II отделение Собственной его императорского величества канцелярии. Департамент законов, таким образом, лишили функции по выработке всех законопроектов до вынесения их на обсуждение, что ослабило законотворческие возможности Государственного Совета в целом. В 1835 году в самостоятельное учреждение была преобразована Комиссия прошений.

В свою очередь, в “Учреждении военного министерства”, изданном в 1836 году, говорилось, что все дополнения и пояснения к законам, а также меры усовершенствования законодательства по военной части, не имеющие связи с другими ведомствами, должны предоставляться на высочайшее рассмотрение не Государственным, а Военным Советом.

Из административных дел до 1842 года на рассмотрение Государственного Совета были переданы лишь дела Сибирского комитета.

Важной вехой в истории Совета стала замена “Образования Государственного Совета” 1810 году новым “Учреждением Государственного Совета” 1842 года (далее “Учреждение”).

Поводом к разработке “Учреждения” послужило намечавшееся общее переиздание “Свода законов Российской империи”.

Работа над “Учреждением Государственного Совета” проводилась специальным комитетом под председательством князя Васильчикова. В состав комитета входили графы В.В. Левашов, П.Д. Киселев, Д.Н. Блудов, В.Г. Марченко и государственный секретарь барон М.А. Корф. Новый документ содержал два раздела: первый назывался “Учреждение Государственного сонета”, второй — “Учреждение Государственной Канцелярии”. Каждый раздел состоял из трех глав.

И “Образование” 1810 года, и “Учреждение” 1842 года определяли Государственный Совет как высший в государстве, постоянный орган с законосовещательными функциями, предназначенный для того, “чтобы водворять порядок и осуществлять идею законности”.

В “Учреждении” 1842 года отсутствали положения, согласно которым Совет имел право участвовать в обсуждении всех законов и учреждений; на его рассмотрение представлялись любые проекты; а на утверждение царя поступали законы, уставы и учреждения, после принятия их Советом.

После 1842 года оформилось пять групп законопроектов, которые рассматривались без участия Государственного Совета: 1) законопроекты по военному и морскому ведомству, которые не соприкасаются с другими частями управления (с 1836 года); 2) законопроекты, относящиеся к делам Кавказского края, Закавказья и Сибири, которые проходили через Кавказский и Сибирский комитеты; 3) законопроекты, проходящие через другие комитеты, например, через Еврейский комитет; 4) законы, выходящие в форме высочайших повелений, объявленных министрами или другими уполномоченными лицами; 5) положения, указы, инструкции административного характера, утверждаемые через Комитет министров и министерские доклады. Политическая история России, с. 278.

Николай I констатировал такой порядок с прямотой абсолютного монарха: “Совет существует в моем понятии для того, чтобы добросовестно высказывать свое убеждение по тем вопросам, по которым я его спрашиваю, не более и не менее”.

Существенно отличался и новый круг деятельности Государственного Совета . Он оказался значительно расширенным за счет административных и судебных дел. По новому положению, Совет занимался вопросами от предположительных смет доходов и расходов городов, в том числе столиц, до надзора за деятельностью земств и городских дум.

Кроме того, расширилась его деятельность по обсуждению частных законов. С 1810 года в компетенции Совета находились две категории вопросов: первый — экспроприация, и второй — отчуждение частной собственности в частное владение. В 1842 году к ним прибавились дела: 1) об учреждении акционерных компаний с запросом об особых привилегиях; 2) об изобретениях; 3) о “введении в дворянство и присвоении почетных титулов — княжеского, графского, баронского”. Среди судебных дел вводилось производство следствия над министрами и генерал-губернаторами.

Таким образом, по многим вопросам Государственный Совет становился высшей судебной инстанцией по отношению к Сенату. Зато из компетенции Совета изымались дела: 1) относящиеся к докладам министров; 2) относящиеся к сфере деятельности Комитета министров или находящиеся во власти министров; 3) все изменения и дополнения законов, относящихся к военному ведомству, если они не имели связи с другими частями управления.

В “Учреждении” 1842 года отсутствуют положения о контроле за деятельностью министерств. Как уже отмечалось, ежегодные отчеты были исключены из числа дел, обсуждаемых Государственным Советом: теперь министры предоставляли ежегодные отчеты о доходах и расходах по своим ведомствам. Это ослабило значение Совета, который был в силах сдерживать министерский произвол. Согласно “Учреждению”, начать следствие над министром можно было лишь по высочайшему распоряжению в чрезвычайном случае. Более того, с увеличением количества административных дел в Государственном Совете министры — члены его по званию — получили возможность усиленно влиять на деятельность Совета О переустройстве учреждения Государственного Совета”, Указ 20 февраля 1906г., В кн. Политическая история России, стр. 280..

“Учреждение” 1842 года подтвердило отделение Комиссии по составлению законов от Государственного Совета . Все проекты законов и дополнений к ним оставлялись теперь во II отделении Собственной Его Императорского Величества канцелярии, что ослабляло законотворческие возможности Совета.

Согласно “Образования” 1810 года, заключениям Совета по частным делам придавалась сила общих законодательных норм. А по “Учреждению” 1842 года решения по частным делам должны были основываться на существующих законах..

Из “Учреждения” оказалась исключена статья, по которой решения, утвержденные большинством членов Совета, считались принятыми. С 1842 года в случае разногласий среди членов Совета в журнал стали заносить два мнения с указанием количества членов “за” и “против”. Особое мнение могло быть лишь дополнением к одному из этих двух, что стесняло свободу высказываний членов Государственного Совета по спорным и, как правило, наиболее важным вопросам.

Практика показала, что из 242 дел, по которым голоса в Совете разделились, Александр I утвердил мнение большинства лишь в 159 случаях (65,7%), причем несколько раз поддерживая мнение всего лишь одного члена Совета. Кроме того, имелись случаи, когда по судебным делам он утверждал заключения Совета или департамента гражданских дел и духовных, вопреки мнению Общего собрания Государственного Совета .

В дореволюционной юридической литературе наибольшее внимание уделялось факту отсутствия в тексте “Учреждения” знаменитой формулы “вняв мнению Государственного Совета ”. Появление этой формулы в 1810 году вызвало особое недовольство в консервативных кругах, воспринимавших ее как прямое посягательство на неограниченность власти русского самодержца. Так, Н.М. Карамзин писал: “Государь Российский внемлет только мудрости, где находит ее, в собственном ли уме, в голове ли лучших своих подданных; но r самодержавии не надобно ничьего одобрения для законов, кроме подписи Государя: он имеет всю власть. Совет, сенат, комитет суть только способы ее действий или поверенные Государя: их не спрашивают, где он сам действует”.

Учреждение Государственного Совета

РАЗМЫШЛЕНИЯ М.М. СПЕРАНСКОГО

История России от времян Петра Первого представляет беспрерывное почти колебание правительства от одного плана к другому. Сие непостоянство, или, лучше сказать, недостаток твердых начал, был причиною, что доселе образ нашего правления не имеет никакого определенного вида и многие учреждения, в самих себе превосходные, почти столь же скоро разрушались, как и возникали.

При издании самых благоразумных и спасительных законов вопрос, на чем они основаны и что может удостоверить их действие, сей вопрос оставался всегда не разрешенным, и в сердце народа умерщвлял всю силу их и доверенность.

Сему иначе и быть невозможно. Во всяком государстве, коего политическое положение определяется единым характером государя, закон никогда не будет иметь силы, народ будет все то, чем власть предержащая быть ему повелит. Воссядет на престол дух сильный и предприимчивый, один из сих духов, что небо посылает на землю для преобращения судьбы царств, он пожелает народ грубый и упрямый одним махом передвинуть и поставить на той точке совершенства, к коей смежные государства веками доходили – и царство сие покроется всем блеском заимственного просвещения. Успехи войны и наружное сходство внутреннего устроения заставят возмечтать народ, что он все сделал, нарядившись в чужое платье и переменив внешний свой вид. С сего времяни подражание войдет в свойство народа, и природная гордость северных обитателей обратится в тщеславие и напыщенную уверенность. Все займутся украшением поверхностей и, введя иностранные названия в образ правления, будут думать, что переменили самое существо его – позлатят цепи свои и нарекут себя свободными. Ослепись призраками роскоши и меняя кровавый пот на игрушки, возмечтают, что обогатились торговлею. Откроются академии, явятся Бернуллии и Ридингеры, прославятся в Европе деяния мудрых, а народ чтение грамоты будет считать еще между смертными грехами. Таким образом пройдет и другое царство по глубокой бразде, проложенной первым. Обуреваемый царедворскими интригами, престол достанется властолюбивым министрам, кои под имянем восседящей на нем слабости, дозволят себе в европейском государстве самые азиатские жестокости и самовластие. Народ, угнетенный под сим ярмом, переведет дух при царстве милости и благочестия, и хотя судьба его в существе своем не переменится, но сладкая уверенность владеющего милосердия поддержит несколько дух его от падения.

Сперанский М. М. Размышления о государственном устройстве империи // Сперанский М.М. Проекты и записки. М., Л., 1961 http://stepanov01.narod.ru/library/speransky/chapt02.htm

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА

По примерам древнего отечественного нашего законодательства мы не оставим назначить порядок, коим уложение сие совокупным рассмотрением избраннейших сословий имеет быть уважено и достигнет своего совершенства.

Но законы гражданские, сколь бы они ни были совершенны, без государственных установлений не могут быть тверды.

В числе сих установлений Совет издавна занимал важное место. В начале своем он был временным и преходящим. Но при вступлении нашем на престол, наименовав его Государственным, мы тогда же предназначили дать ему в свое время образование, свойственное публичным установлениям.

Ныне, с помощью Вышнего, положили мы совершить сие образование на следующих главных началах:

I. В порядке государственных установлений Совет составляет сословие, в коем все части управления в главных их отношениях к законодательству соображаются и через него восходят к верховной императорской власти.

II. По сему все законы, уставы и учреждения в первообразных их начертаниях предлагаются и рассматриваются в Государственном совете и потом действием державной власти поступают к предназначенному им совершению.

III. Никакой закон, устав и учреждение не исходит из Совета и не может иметь своего совершения без утверждения державной власти.

IV. Совет составляется из особ, доверенностью нашею в сословие сие призываемых.

V. Члены Совета могут иметь звания в порядке судном и исполнительном.

VI. Министры суть члены Совета по их званию.

VII. В Совете председательствуем мы сами.

VIII. В отсутствие наше место председателя занимает один из членов по нашему назначению.

IX. Назначение члена председательствующего возобновляется ежегодно.

X. Совет разделяется на департаменты.

XI. Каждый департамент имеет определенное число членов, из коих один председательствует.

XII. Министры не могут быть председателями департаментов.

XIII. Члены всех департаментов составляют общее собрание.

XIV. Члены Совета, при определении коих не будет назначен особенный департамент, присутствуют в общих собраниях.

XV. Распорядок членов по департаментам возобновляется каждые полгода по нашему усмотрению.

XVI. Присутствия департаментов и общих собраний имеют положенные дни, но по уважению дел во всякое время они могут быть созваны особенным нашим повелением.

Манифест «Образование Государственного совета» 1 января 1810 г. // Российское законодательство X–XX вв. В 9 т. Т.6. Законодательство первой половины XIX века. М., 1988. http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/gossovet.htm

НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА

Государственный совет, таким образом составленный, в первых своих собраниях обратит внимание на следующие главные предметы:

Первое. Гражданское уложение, по мере совершения его с принадлежащими к нему судебными обрядами и устройством судебных мест, будет поступать на его уважение. За сим последует уложение уголовное. От успешного окончания сего труда зависит общее устройство судебной части. Вверив оную особенно Правительствующему сенату, мы не умедлим дать сему высшему в империи нашей судебному сословию образование, важному назначению его свойственное, и присоединим к его установлениям все, что может их усовершить и возвысить.

Второе. Различные части, министерствам вверенные, требуют разных дополнений. При первоначальном их учреждении предполагаемо было постепенно и соображаясь с самим их действием приводить сии установления к совершенству. Опыт показал необходимость довершить их удобнейшим дел разделением. Мы предложим Совету начала окончательного их устройства и главные основания общего министерского наказа, в коем с точностью определятся отношения министров к другим государственным установлениям и будут означены пределы действия и степень их ответственности.

Третье. Настоящее положение государственных доходов и расходов требует также неукоснительного рассмотрения и определения. На сей конец доставим мы Совету план финансов, составленный на началах, части сей наиболее свойственных. Главные основания сего плана состоят в том, чтоб всевозможным сокращением издержек привести их в надлежащую соразмерность с приходами, установить во всех частях управления истинный разум доброй экономии и самыми действенными мерами положить твердое основание постепенной уплаты государственных долгов, коих ненарушимость, удостоверенную всеми государственными богатствами, мы всегда признавали и будем признавать одним из важнейших и неприкосновенных обязательств нашей империи.

Дан в Санкт-Петербурге в 1-й день генваря в лето от рождества Христова 1810, царствования же нашего в десятое.

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *