Государства с федеративным устройством

ГИА по обществознанию

Федеративное устройство — объединения двух и более государственно-территориальных образований в единое государство при сохранении за ними политической самостоятельности. Федеративное государство и федерация (союз) — понятия идентичны.

Федеративное государство характеризуется следующими юридическими признаками:

  • двухуровневой системой органов государственной власти
  • наличием федеральной правовой системы и правовой системы субъектов федерации
  • принципов бикамерализма (двух палатная система) в построении союзного парламента
  • верховенство федерального права
  • непризнание за субъектами федерации суверенитета
  • финансовой зависимостью субъектов от федеральной власти
  • принципом двойного гражданства
  • отсутствием у субъектов федерации права сецессии, т.е. выхода из состава федерации.

Федеральное государство выполняет две главные функции:

  • децентрализует власть посредством ее разделения по вертикали
  • интегрирует территориальные сообщества, т.е. собирает воедино различные территории, придавая им качество целостного образования. 1

Субъекты РФ.

Субъекты Российской Федерации имеют собственную исполнительную и законодательную власть, собственную конституцию или устав, собственный региональный парламент, а также по два представителя в Совете Федерации.

Согласно Конституции, все субъекты федерации равноправны, за исключением того, что автономные республики, в отличие от остальных субъектов, могут устанавливать свой (второй) государственный язык (или языки). Выход субъектов из состава РФ не предусмотрен.

На данный момент в России насчитывается 85 субъектов федерации:

  • одна автономная область (Еврейская Автономная область);
  • три города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь);
  • 4 автономных округа (Ненецкий, Чукотский, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий);
  • 9 краев (Алтайский, Камчатский, Хабаровский, Краснодарский, Красноярский, Пермский, Приморский, Ставропольский, Забайкальский);
  • а также 22 республики и 46 областей.

Все эти субъекты группируются в:

  • 9 федеральных округов;
  • 12 экономических районов;
  • 4 военных округа;
  • 11 часовых поясов. 2

Принципы федеративного устройства

Россия — суверенное, целостное, федеративное государство, состоящее из равноправных субъектов. Конституция РФ (ст. 5, ч. 3) закрепляет следующие принципы федеративного устройства нашего государства:

Государственная целостность.

Это означает, что РФ — целостное, единое, хотя и федеративное государство, включающее другие государственные образования. Они не имеют права выхода из состава Федерации в одностороннем порядке. Современная Россия — государственное по своей природе объединение всех субъектов Федерации, а не аморфный, слабый союз. Российская Федерация возникла не как договорная федерация, не в результате объединения своих субъектов. Они были образованы ею самой в составе единого государства. В преамбуле Конституции РФ подчеркивается, что многонациональный народ РФ сохраняет исторически сложившееся государственное единство. РФ имеет все признаки государства: суверенитет, единую территорию, охватывающую территорию всех субъектов, единые правовую и судебную системы, единое экономическое пространство и др.

Единство системы государственной власти.

Оно проявляется в наличии общефедеральных органов государственной власти, чьи полномочия распространяются на всю территорию страны, в верховенстве федеральной Конституции и законодательства. Субъекты Российской Федерации вне пределов компетенции РФ обладают всей полнотой власти, но они должны признавать конституционное разграничение компетенции между ними и Федерацией, верховенство федеральной Конституции. Система государственных органов субъектов Федерации формируется ими самостоятельно, но в соответствии с общими принципами, установленными РФ. Это обеспечивает единство системы государственных органов. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти во всей стране. Для реализации компетенции РФ федеральные органы исполнительной власти могут создавать свои территориальные органы. Президент РФ обеспечивает осуществление полномочий федеральной государственной власти.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.

Конституция РФ определяет:

  • перечень вопросов ведения РФ (ст. 71), которые полномочны решать только федеральные органы государственной власти;
  • предметы совместного ведения РФ и ее субъектов (ст. 72): правовые акты субъектов должны соответствовать федеральным законам по этим вопросам;
  • полноту власти субъектов РФ по вопросам, находящимся вне ведения РФ и вне предметов совместного ведения. В пределах своей компетенции и Федерация и субъекты принимают правовые акты.

По предметам ведения РФ принимаются федеральные законы, имеющие прямое действие на всей ее территории. По предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы, в соответствии с которыми субъекты Федерации могут принимать собственные нормативные акты. Законы и иные нормативные акты субъектов РФ, принятые по вопросам, находящимся в компетенции РФ или в совместном ведении РФ и ее субъектов, не могут противоречить федеральным законам. В случае коллизии федерального закона и нормативно-правового акта субъекта РФ, принятым по вопросам, находящимся вне ведения РФ и ее совместного с субъектами РФ ведения, действует нормативно-правовой акт субъекта РФ. Споры о компетенции между государственными органами РФ и органами государственной власти субъектов Федерации разрешаются Конституционным Судом РФ.

Принцип равноправия и самоопределения народов в РФ.

Наша Федерация — многонациональное государство. Многочисленные национально-государственные образования в РФ рассматриваются как разнообразные формы национальной государственности, как формы осуществления права наций на самоопределение. В настоящее время РФ включает субъекты Федерации, образованные как по национально-территориальному, так и по территориальному принципу. Равноправие народов проявляется в равных правах всех наций и народностей на национальное развитие, развитие национальной культуры. В Российской Федерации обеспечивается равенство прав и свобод человека независимо от расы и национальности. Государство гарантирует всем народам право на сохранение родного языка и его развитие. Каждый человек имеет право на свободный выбор языка обучения и творчества. И хотя государственным языком РФ является русский, но республики (в составе Российской Федерации) вправе устанавливать свои государственные языки (они употребляются наряду с русским). Конституция РФ гарантирует права малочисленных коренных народов.

Равноправие субъектов РФ.

Этот принцип впервые был закреплен в действующей Конституции РФ. Равенство субъектов Российской Федерации проявляется:

  • в равенстве прав и обязанностей субъектов в составе РФ;
  • в конституционно установленных равных пределах компетенции субъектов всех видов, в одинаковой степени ограничения их компетенции компетенцией РФ;
  • в равном представительстве всех субъектов в Совете Федерации;
  • в равноправии субъектов во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Однако некоторые различия в государственной организации субъектов Федерации сохранились. Среди них есть республики, обладающие признаками государства, и государственно-территориальные образования (остальные субъекты РФ), не имеющие своих конституций, гражданства, государственного языка, высших органов государства. 3

Особенности федеративного устройства России

Российская Федерация — неоднородная федерация, построенная по национально-территориальному принципу, причём республики, автономные округа образованы по национальному принципу, а края, области, города федерального значения — по территориальному принципу. Российская Федерация является конституционной, а не договорной федерацией, поскольку Конституция РФ имеет верховенство и высшую юридическую силу, а Федеративный договор не является государствообразующим (его сущность и содержание — разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ). Несмотря на неоднородность федерации и различный конституционно-правовой статус её субъектов, Конституция РФ провозглашает равноправие её субъектов, поэтому вопрос о симметричности или асимметрии Российской Федерации является дискуссионным. В составе РФ есть несколько сложнопостроенных субъектов — краёв и областей, в состав которых входят один или несколько автономных округов либо автономная область. 4

Федеративное устройство предполагает и разделение полномочий между центром и субъектами.

В ведении Российской Федерации находятся:

  • принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением; федеративное устройство и территория Российской Федерации;
  • регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;
  • гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;
  • установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности;
  • формирование федеральных органов государственной власти;
  • федеральная государственная собственность и управление ею;
  • установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации и т.д.

Для этого принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находятся:

  • обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции РФ и федеральным законам;
  • защита прав и свобод человека и гражданина;
  • защита прав национальных меньшинств;
  • обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности;
  • режим пограничных зон;
  • вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
  • разграничение государственной собственности;
  • природопользование;
  • охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;
  • особо охраняемые природные территории;
  • охрана памятников истории и культуры;
  • ряд других задач, закрепленных в Конституции РФ. Для реализации данных задач издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, которые не могут противоречить федеральным и федеральным конституционным законам.

По вопросам исключительного ведения субъектов РФ, последние могут осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

Для реализации поставленных задач федеральные органы исполнительной власти могут создавать свои территориальные органы в регионах и назначать соответствующих должностных лиц. Одновременно с этим часть полномочий федеральных органов исполнительной власти может передаваться органам исполнительной власти субъектов РФ. Возможна и обратная передача полномочий. 5

Пояснение.

Конституционный строй — устройство общества и государства, закрепленное нормами конституционного права. Конституционный строй характеризуется особыми принципами (базовыми началами), лежащими в основе взаимоотношений человека, государства и общества. Сегодня в России государство является политической организацией гражданского общества, имеет демократический правовой характер и человек в нем, его права, свободы, честь, достоинство признаются высшей ценностью, а их соблюдение и защита — основной обязанностью государства. Конституционно-правовые нормы, закрепляющие основы конституционного строя, формы и институты политического устройства общества, основы экономической системы составляют институт основ конституционного строя, который занимает ведущее место в системе конституционного права. Нормы его сосредоточены в гл. 1 «Основы конституционного строя» Конституции РФ. Обращает на себя внимание то, что каждый принцип, выраженный в этих нормах, является основой, отправной точкой для положений других глав Конституции. Содержание некоторых основ выражено не в одной, а в нескольких статьях. Так, характеристика России как государства содержится в ст. 1,7, 14 Конституции. Российская Федерация определена как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления; как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; как светское государство, в котором никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

1) федеративное устройство, основанное на государственной целостности — да, верно.

2) приоритет государственной формы собственности — нет, неверно.

3) государственное финансирование политических партий — нет, неверно.

4) наличие государственной идеологии — нет, неверно.

5) единство экономического пространства — да, верно.

Федеративное государственное устройство

Федеративное государство — это союзное (объединённое) государство нескольких (не менее двух) относительно автономных (самостоятельных, независимых) государственных образований. Идея федеративного государства восходит к Древней Греции и Риму. В современном мире примером федеративных государств являются Австралия, Австрия, Бельгия, Бразилия, Индия, Канада, Швейцария, Германия, Мексика, Нигерия, Пакистан, Российская Федерация, США, Танзания и др.

Федерализм впервые был провозглашен Конституцией США в 1787 году, когда «тринадцать первоначально автономных штатов объединились для создания гарантии каждому штату республиканской формы правления и защиты каждого из них от вторжения… и от внутреннего насилия», — читаем мы в Конституции США.

Штаты достигли договоренности о распределении властных полномочий между двумя уровнями правительств. Со временем, функционирование государства как единого целого заставило пересматривать полномочия центральной и региональных властей,

поэтому вносились поправки, предусматривающие расширение функций центральной (общенациональной) власти.

Федеративная форма государственного устройства является ещё более многоликой, чем унитарная. Каждая федерация обладает уникальными, специфическими особенностями. И все же можно при этом выделить черты, характеризующие все федеративные государства. Так, в отличие от унитарного государства федеративное в политико-административном отношении не представляет собой единого целого. Оно состоит из территорий субъектов федерации и является союзным государством. Государственные образования, входящие в состав федеративного государства, могут не являться государствами в собственном смысле слова, поскольку они не обладают полным суверенитетом, т. е. самостоятельностью и независимостью по всем вопросам внутренней и внешней политической жизни. Степень суверенности может быть разной. Однако выделяется круг вопросов, которые не могут быть решены без участия центральной власти. Но, во всяком случае, субъекты федерации наряду с хозяйственной и социально-культурной самостоятельностью приобретают и определённую политическую самостоятельность, и это их отличает от административно-территориальных образований унитарного государства.

В федеративном государстве функционирует правовая система, построенная на принципе централизации, единства. Но субъекты федерации могут создавать и свою систему права. Чаще всего, хотя и не всегда, им предоставляется право принятия собственной конституции. Однако всегда при этом устанавливается принцип субординации, иерархии законов, согласно которому конституции субъектов федерации должны полностью соответствовать союзной конституции и ей не противоречить, а республиканские законы не должны противоречить федеральным законам. Этот принцип должен соблюдаться и тогда, когда в отдельных государственных образованиях сохраняются конституции, принятые ими до вступления в федерацию. Они должны приводиться в соответствие с союзной конституцией. Это же правило касается и всех других нормативных актов, прежде всего законов. Принцип верховенства общефедерального закона над законами субъектов федерации является всеобщим и необходимым для всех видов федераций.

Одним из формальных признаков федерации является наличие двойного гражданства. Каждый гражданин считается гражданином федерации и гражданином соответствующего государственного образования. И это закрепляется конституциями государств. Это означает, что объём прав и свобод у каждого гражданина, независимо от того, на территории какого субъекта федерации он проживает, один и тот же.

Субъект федерации обладает правом иметь собственную судебную систему. Конституция определяет порядок организации, процедуры и предмет деятельности судебных и других правоохранительных органов, устанавливая как бы образец для построения судебной системы в субъектах федерации. Высшая судебная инстанция федерации, как правило, не рассматривает жалобы на решения судов субъектов федерации или рассматривает, но в крайне ограниченных и специально установленных случаях.

В федерации используется двухканальная система налогов: федеральные и налоги субъекта федерации. Как правило, собранные налоги поступают в общефедеральную казну и затем уже часть их (посредством бюджета) передается для использования субъектам федерации. Иной порядок может существенно подрывать федеративную природу государства, угрожать его целостности. При этом, разумеется, собственные доходы государственных образований (республик) крайне ограничены и субъекты федерации нуждаются в получении субсидий и дотаций от союзного государства. Финансовая зависимость является одним из важных дополнений к тому конституционному механизму, с помощью которого центральная власть подчиняет и контролирует субъекты федерации.

Таким образом, в пределах федерации действуют федеральные (общесоюзные, общереспубликанские, общеземельные и т. п.) законы, а также соответствующие им законы субъектов федерации. Действие последних, как правило, распространяется лишь на территорию соответствующего субъекта. Кроме того, федеральные законодательные органы могут принимать законы специально для определённых членов федерации и устанавливать им особый правовой статус.

Главным вопросом любой федерации является разграничение компетенции между союзом и субъектами федерации. От решения этого вопроса зависит юридическое положение государственных образований и характер тех отношений, которые складываются между федерацией и её членами. Каким образом разграничиваются властные полномочия между центральными и региональными органами власти?

Распределение функций между различными уровнями власти в федеративной системе должно быть зафиксировано конституционно. Строго говоря, большинство федеральных конституций определяют не две, а три категории (уровня) власти.

Первая включает обязанности общенационального (центрального) правительства. Это обычно вопросы обороны, международных отношений, торговли, валюты, деятельность банковской системы, почты, налогообложения.

Вторая категория — это властные полномочия, переданные в ведение региональных властей. Как правило, это функции, связанные с широким спектром муниципальных дел, здравоохранения, местных налогов и пр.

Третья категория очерчивает совместные полномочия центральной и региональных властей. Чаще всего это проблемы, связанные с развитием сельского хозяйства, рыболовства, добывающей и обрабатывающей промышленности, науки, искусства. Нередки споры между двумя уровнями правительства, обычно в случае весьма значительной выгоды, которую приносит та или иная отрасль, как, например, нефтеперерабатывающая промышленность. В этом случае, как центральные, так и местные правительства претендуют на большую долю прибыли.

Помимо такого разделения власти между центральными и местными правительствами, возникают сложные проблемы с полномочиями и обязательствами, не оговоренными в конституциях. Никакой список функций не может вместить в себя весь спектр проблем, связанный с государственным устройством. Кроме этого, практически нельзя предусмотреть все варианты развития тех или иных регионов и возможные противоречия, которые могут возникнуть в силу тех или иных обстоятельств. Поэтому вводится такое понятие, как «остаточная власть». В Швейцарии, например, конституция предписывает остаточную власть региональным единицам (кантонам): «Кантоны суверенные до той степени, пока их суверенность не ограничена Союзной конституцией, и могут пользоваться всеми правами, которые не переданы Союзной власти». В Бразилии, наоборот, остаточная власть передана центральному правительству. Каковы бы ни были сложности в решении вопроса о соотношении централизации и децентрализации, главной целью федерализма является компромисс единства и разнообразия.

Следует подчеркнуть, что в мире нет единых подходов в решении этих вопросов. Одни государства стремятся сохранить сложившееся территориальное деление, создавая условия для гармонизации межнациональных отношений. Это, прежде всего, такие страны как Бельгия. Канада. Однако сложный этнический, религиозный, языковой состав других государств приводит к попыткам пересмотреть границы внутри государства с целью создания мононациональных, монокультурных регионов, что, порой, как это имело место в Югославии, весьма затруднительно и может привести даже к вооруженным конфликтам.

Федерации строятся по территориальному и национальному признакам, которые в значительной мере определяют характер, содержание и структуру государственного устройства. Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов федерации

Во-первых, государственные образования, составляющие территориальную федерацию, не являются суверенными государствами, поскольку их деятельность в сфере внутренних и внешних отношений зависит от властных полномочий общефедеральных (союзных) государственных органов. Юридическое и фактическое разграничение компетенции между союзом и его субъектами определяется конституционными нормами: они устанавливают перечень вопросов, по которым только союз может издавать нормативно-правовые акты. Все остальные вопросы, не оговоренные конституцией, находятся в ведении законотворческих органов субъектов федерации. В Соединенных Штатах Америки в исключительной компетенции союза находятся вопросы регулирования междуштатной и внешней торговли, объявление войны, набор и содержание армии. Все остальные вопросы относятся к компетенции штатов,

Во-вторых, субъекты территориальной федерации конституционно лишены права прямого представительства в международных отношениях. В в случае нарушения союзной конституции в этой сфере центральная власть имеет право применения принудительных мер к субъекту федерации.

В-третьих, в территориальных федерациях конституционное законодательство не предусматривает, а иногда и запрещает односторонний выход из союза. Это вытекает из смысла конституций США, Бразилии, ФРГ и других стран.

В-четвертых, управление вооруженными силами в территориальных федерациях непосредственно осуществляется союзными государственными органами. Главнокомандующим вооруженными силами является глава федерального государства. Субъектам федерации в мирное время запрещается содержать профессиональные вооруженные образования. Властные органы в условиях федерального устройства государства имеют сложную структуру, которая должна защищать интересы этнических, религиозных, лингвистических, территориальных групп. Любые изменения должны быть продуманы и обоснованы, тем более что, как правило, правительства руководствуются принципом большинства. Уже в этом таится серьезное противоречие, поскольку принцип большинства служит функционирующему правительству, но не обязательно охраняет права и суверенность меньшинств. Опыт всех многонациональных государств, основанных на принципах демократического федерализма, доказывает, что они должны развивать полиэтнический государственный патриотизм, который позволит этнолингвистическим группам рассматривать эти государства как свои собственные, уделяющие равное внимание социальным проблемам как титульной нации, так и этнических меньшинств, включая культурно-языковую защиту этноконфессиональных меньшинств. Несмотря на наблюдаемую повсюду тенденцию к национально-государственному противодействию неограниченной иммиграции, каждая титульная нация и впредь будет вынуждена (при наличии у нее демократической конституции) терпимо относиться к этническим меньшинствам и предоставлять языкам официальную возможность распространиться, а не быть только делом частных лиц, отдельных семей или же общественных объединений.

Из выше сказанного следует, что сегодняшние проблемы федерализма — это уже не вчерашние коллизии XX. Людям XXI в. придется, по всей видимости, иметь дело с четырьмя типами национализма; традиционным государственным национализмом устоявших наций; макрорегиональным, континентальным и субконтинентальным наднационализмом европейской, индийской и, вероятно, некоторых других наций. Их тенденции развития и будут предопределять соотношение и формы взаимодействия между конституционно-правовыми и этнополитическими аспектами федерализма.

Преимущества и слабые стороны федерализма. Критики федерализма жалуются на громоздкий механизм принятия решений. Они считают, что федеральная система распределяет власть по территориальному принципу (центр и регионы), тогда как основные конфликты в обществе имеют национальную, религиозную, социальную, культурную, а не географическую природу.

Однако мы должны понимать, что федеральное устройство не снимает автоматически этнических, национальных, религиозных, культурных, социальных проблем, а только создает юридическую основу для их решения. Доказательством этого может служить история федеративного по своей природе государства Соединенных Штатов Америки.

Америка является примером страны, где, с одной стороны, довольно безболезненно прошел процесс ассимиляции и интеграции европейского населения. С другой стороны, это государство, где коренное население американских индейцев и негритянское население в течение длительного времени подвергалось жесточайшей дискриминации. Только в середине XX века стали предприниматься серьезные шаги по ликвидации расовой и этнической дискриминации. Раздельное обучение белых и черных детей было запрещено в государственных школах. Аналогичные указы были приняты по отношению к церкви и другим общественным местам. Были созданы более или менее равные возможности для получения образования, высокой квалификации. Представителей цветных рас стали охотнее продвигать по службе и принимать на престижные должности. В 1984 году впервые в американской истории одним из кандидатов на пост президента стал чернокожий гражданин Дж. Джексон. Все эти мероприятия уменьшили расизм и дискриминацию, но не решили проблему полностью. Процесс автоматизации и компьютеризации производства повлек за собой увеличение безработицы, прежде всего, цветного населения. Увеличение стоимости жилья также в большей степени затронуло эти слои. То есть, проблема дискриминации меньшинств остается и требует пристального внимания со стороны новой администрации США.

Сторонники федерализма считают, что он защищает народы от тирании центрального правительства и способствует также интеграции политических групп и территориальных единиц в объединении ресурсов наиболее динамичного развития общества в целом, федерализм примиряет требования различных групп населения — языковых, национальных, территориальных — по контролю и управлению регионов, входящих в состав государства. Защитники федерализма считают, что эта система укрепляет социальное разнообразие и автономию меньшинств.

Федеративная государственная система пытается сбалансировать потребность в общенациональном, координирующем правительстве и местном самоуправлении, охраняющем региональное, этническое, национальное самосознание и позволяющее осуществить максимально возможное самоуправление. Преимущество правильно поставленного местного самоуправления состоит в том, что малые пространства могут чаще использовать непосредственную, прямую демократию для решения многих вопросов, затрагивающих жизнь каждого гражданина.

Федеративное устройство обычно связано с необходимостью решения уникальных проблем, требующих существования и функционирования региональных управленческих структур. Эти структуры могут иметь очень сильное общенациональное руководство, что обычно называется федерацией, а могут быть практически автономными, то есть, быть конфедерацией, когда центральные органы носят исключительно координирующий характер.

4. Федеративная форма государственного устройства

Федеративное государство – это добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образова­ний в единое государство (США, ФРГ, Индия, Бразилия). Федеративная форма сложна и многолика. Тем не менее всем федерациям свойственны общие черты:

I) территория федерации состоит из территорий ее субъектов, которые, не являясь государствами в полном смысле, обла­дают определенной самостоятельностью. Степень суверенности отдельных субъектов федерации может быть разной;

2) в федерации существуют два уровня государственного ап­парата: федеральный и республиканский (уровень штата, земли) Как правило, на высшем уровне федеративный характер государства проявляется в создании союзного (федеративного) парламента, одна из палат которого отражает интересы субъектов федерации;

  1. наличие двойного гражданства, хотя чаще всего на практике особых юридических последствий не порождающего;

  2. субъекты федерации имеют право создавать свою правовую систему, принимать свою конституцию, что, впрочем, не должно идти вразрез с общими правовыми началами, установ­ленными федерацией;

  3. субъекты федерации могут иметь собственную судебную систему, и в таких случаях рассмотрение жалоб на судебные ре­шения заканчивается в высшем суде субъекта федерации. Высшая судебная инстанция федерации при этом их не рассматривает, а занимается обобщением судебной практики и другими вопросами;

  4. в федерации используется двухканальная система налогов: устанавливаются федеральные налоги и налоги ее субъектов.

Различают федерации:

1) национальные, где субъекты образуются по национальному признаку, и территориальные;

2) симметричные, характеризуемые равным юридическим статусом ее субъектов, и асимметричные – с разным статусом субъектов.

Унитарные и федеративные государства представляют собой идеальные типы в том смысле, что в политической действи­тельности они никогда не встречаются в «чистом виде». Самое централизованное государство оставляет определенные рамки автономии некоторым местным или областным органам, тогда как федеративное государство имеет центральные органы, власть которых распространяется на всю территорию. Таким образом, различие между двумя формами государства – в степени, но не в сути, в уровне децентрализации политической власти.

5. Конфедерации

Конфедерации обычно создаются путем подписания между­народных договоров представителями соответствующих госу­дарств для достижения экономических, политических или иных целей, что позволяет обеспечить более благоприятные условия для их развития. Государства, входящие в конфедерацию, не теряют своей государственности и в любой момент могут выйти из состава конфедерации. В конфедерации образуются политико-административные органы, власть которых признается государ­ствами-членами, как в Швейцарской Конфедерации или в Ев­ропейском Союзе. Как правило, конфедерация ведет к даль­нейшему слиянию государств в единое государство. Отношения между ними чаще всего симметричные. Однако государства, объединившиеся в конфедерацию, сохраняют неограниченное право отделения в тот момент, когда они сочтут необходимым.

Что же касается внутренней организации конфедерации, то следует отметить следующие моменты:

1) финансовые средства образуются за счет добровольных взносов государств-членов;

2) в законодательный орган входят обладающие равными пол­номочиями представители всех объединенных государств;

3) исполнительные органы имеют коллегиальный характер;

4) нормы права становятся обязательными, если они опублико­ваны каждым государством-членом;

5) вооруженные силы при­надлежат каждому из государств-членов, хотя могут формально находиться под общим командованием;

6) международная по­литика проводится совместно, хотя это не исключает самостоя­тельности в конкретных вопросах.

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *