ГБУ как расшифровать

Возможность для ГБУ, МБУ участвовать в коммерческих организациях

Ответ на первый вопрос очевиден: безусловно, ГБУ может стать учредителем общества с ограниченной ответственностью. Основанием служат приведённые ниже нормы российского законодательства и та практика хозяйственной жизни, которая уже стала реальностью с участием «Кластеров». Юридически, это аргументируется следующим образом.

В Федеральном законе от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее – Закон) определены правовые возможности государственных и муниципальных бюджетных учреждений (ГБУ, МБУ).

В соответствии с текстом статьи 6 Закона, бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Эта норма означает, чтов случае внесения учредителем в устав ГБУ, МБУ (раздел «Цели и задачи») положения: «Разработка и участие в программах регионального развития», с приложением соответствующих ОКВЭД, такое бюджетное учреждение становится полноправным участником всех видов деятельности в рамках социально-экономических проектов на территории региона или района.

Подпункт д) пункта 3) статьи 5 Закона вносит в пункт 2 статьи 120 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) абзац следующего содержания: «Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности (…)».

Текст данного абзаца предполагает для ГБУ, МБУ возможность получать доход от видов предпринимательской деятельности, закреплённых в Уставе (текст Устава, в соответствии со статьёй 6 Закона, утверждает орган исполнительной власти соответствующего уровня).

Таким образом, Законом утверждается правовая основа для осуществления ГБУ, МБУ предпринимательской деятельности с целью получения дохода, в рамках уставных положений, определённых учредителем (органом исполнительной власти). В соответствии с пунктом 1 статьи 2 ГК РФ, это означает возможность «самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельности, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке», то есть, в рассматриваемом случае ГБУ, МБУ.

Одним из способов получения прибыли является участие в деятельности общества с ограниченной ответственностью (далее – ООО). Отношения участников ООО регулируются Федеральным законом от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». Статья 7 данного закона гласит, что участниками общества могут быть граждане и юридические лица. Пунктом 2 статьи 7 установлено, что государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками обществ. Ограничений для ГБУ, МБУ в качестве участников ООО не предусмотрено.Хотя государственные (муниципальные) учреждения создается государственными или муниципальными органами, закрепляющими за ними имущество на праве оперативного управления (ст. 296 ГК РФ), оно само, как таковое, не является государственным или муниципальным органом, поэтому на него не распространяется запрет, содержащийся в пункте 2 статьи 7 указанного ФЗ № 14 «Об обществах с ограниченной ответственностью». В законодательстве отсутствует прямой запрет на участие государственных (муниципальных) бюджетных учреждений в качестве учредителей в обществах с ограниченной ответственностью, что означает: такое участие допускается.

Совокупность приведённых выше норм показывает, что для ГБУ, МБУ существует закреплённая в законе возможность выступать учредителем коммерческой структуры. При этом уставная деятельность учреждаемой структуры (в рассматриваемом случае – ООО) может отличаться от уставной деятельности ГБУ или МБУ, то есть: предпринимательская деятельность ООО может осуществляться по иным, чем для ГБУ или МБУ, кодам ОКВЭД. Запретов на участие одних юридических лиц в уставном капитале других юридических лиц, имеющих различающуюся с учредителем уставную сферу деятельности, в законодательстве не предусмотрено.

Прибыль, поступающую на расчётный счёт ГБУ, МБУ, данное бюджетное учреждение обязано использовать в соответствии с целями и направлениями деятельности, определёнными уставом. При этом в пункте 5) статьи 5 Закона установлено, что «доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения».

Таким образом, полученная ГБУ, МБУ за счёт участия в ООО прибыль является собственным доходом ГБУ, МБУ, не отражается в статьях доходов бюджета субъекта РФ или муниципального образования, исполнительный орган власти которого выступил учредителем ГБУ, МБУ, и относится к категории внебюджетных (внереализационных) доходов.

Самостоятельное распоряжение полученным доходом со стороны ГБУ, МБУ ограничено получением согласия со стороны собственника (органа власти, учредившего бюджетное учреждение) только тогда, когда речь идёт об особо ценном имуществе, переданном собственником учреждению либо купленном на деньги собственника (пункт 5) статьи 5 Закона). Во всех прочих случаях, доходы от предпринимательской деятельности ГБУ, МБУ направляются учреждением для решения уставных задач по распоряжению руководителя учреждения. ГБУ, МБУ могут выполнять все виды работ и оказывать все виды услуг, предусмотренные его учредительным документом (уставом) для граждан и юридических лиц за плату (пункт 5) статьи 6 Закона).Доходы, полученные от приносящей доход деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения (п. 3 ст. 298 ГК РФ).

Существенными являются условия, на основании которых ГБУ, МБУ выполняют бюджетное задание за счёт бюджетных субсидий. В соответствии с пунктом 5) статьи 6 Закона, для выполнения бюджетного задания из бюджета соответствующего уровня на счёт ГБУ, МБУ перечисляются соответствующие средства, причём «бюджетное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) бюджетного задания». Обязательным условием является ведение разделённого баланса для бюджетных и внебюджетных доходов и расходов (осуществляемого, в рамках системы АС, на двух разных счетах, открытых ГБУ, МБУ в казначействе).

Это означает, что осуществление со стороны ГБУ, МБУ полученного бюджетного задания в пределах выделенных субсидий не предполагает прохождение ГБУ или МБУ конкурсных процедур, если само задание основано на наличии в уставе учреждения целей и полномочий по его выполнению. В частности, повторяя ранее сказанное: если устав ГБУ, МБУ содержит формулировку «разработка и реализация проектов и программ регионального (муниципального) развития», основанную на праве бюджетного учреждения, в соответствии со статьёй 6 Закона, осуществлять деятельность в иных сферах, помимо науки, образования, здравоохранения, культуры, спорта и социальной защиты – такая формулировка позволяет бюджетному учреждению без конкурсных процедур получать бюджетные средства, направляемые на реализацию проектов развития (например, строительство производственных и социальных объектов).

Таким образом, осуществление проектов развития территории (без проведения в отношении ГБУ, МБУ конкурсов, а затем – без проведения конкурсов самими бюджетными учреждениями) за счёт, частично, бюджетных средств, превращает ГБУ, МБУ в инструмент целевого бюджетного финансирования таких проектов.

Унитарное предприятие в России (обычные сокращения: Государственное унитарное предприятие — ГУП, Муниципальное унитарное предприятие — МУП, Федеральное государственное унитарное предприятие — ФГУП) — коммерческая организация, не наделённая правом собственности на закреплённое за ней собственником имущество.
В такой форме могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество (соответственно государственное или муниципальное) принадлежит унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (казенное предприятие).
Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, но не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества. Учредительным документом унитарного предприятия является устав.
Обычно унитарные предприятия расцениваются как менее прозрачная форма по сравнению с акционерными обществами, поскольку в последних закон устанавливает процедуры корпоративного управления. Однако в качестве преимущества унитарных предприятий можно выделить то, что имущество остается в государственной (муниципальной) собственности.
В отличие от акционерных обществ и иных коммерческих организаций унитарные предприятия обязаны раскрывать информацию о проводимых ими закупках на официальных сайтах уровня своей подчиненности. Для ФГУП — на официальном сайте государственных закупок Российской Федерации (федеральный государственный заказ), для ГУП на сайтах закупок регионов и для МУП на официальных сайтах муниципалитетов или, при их отсутствии, на официальных сайтах закупок регионов.
Виды государственных унитарных предприятий
1. унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, ¬федеральное госпредприятие и госпредприятие субъекта РФ (госпредп¬риятие), муниципальное предприятие;
2. унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, ¬
федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта РФ, муниципальное казенное предприятие (казенное предприятие).
Право хозяйственного ведения и право оперативного управления составляют особую разновидность вещных прав, неизвестную развитому законодательству. Это — вещные права юридических лиц по хозяйственному и иному использованию имущества собственника. Они призваны оформить имущественную базу для самостоятельного участия в гражданских правоотношениях юридических лиц-несобственников, что невозможно в обычном, классическом имущественном обороте.
Различие прав хозяйственного ведения и оперативного управления состоит в содержании и объеме правомочий, которые они получают от собственника на закрепленное за ними имущество. Право хозяйственного ведения, принадлежащее либо предприятию как коммерческой организации, либо учреждению, осуществляющему разрешенную ему собственником предпринимательскую деятельность, в силу этого является более широким, нежели право оперативного управления, которое может принадлежать либо некоммерческим по характеру деятельности учреждениям, либо казенным предприятиям.
Согласно ст. 295 ГК собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.
Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.
Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.
Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.
Статья 294. Право хозяйственного ведения
Государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.
Статья 295. Права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении
1. Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.
Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.
2. Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.
Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.
Статья 296. Право оперативного управления
(в ред. Федерального закона от 03.11.2006 N 175-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
2. Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за казенным предприятием или учреждением либо приобретенное казенным предприятием или учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у казенного предприятия или учреждения, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.
Статья 297. Распоряжение имуществом казенного предприятия
1. Казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества.
Казенное предприятие самостоятельно реализует производимую им продукцию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
2. Порядок распределения доходов казенного предприятия определяется собственником его имущества.
Бюджетное учреждение — по российскому законодательству это государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ (англ. budget institution) — по бюджетному законодательству РФ организация, созданная органами гос-ной власти РФ, органами гос-ной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов (ст. 161 БК РФ*). Б.у. является некоммерческой организацией.
В смете доходов и расходов должны быть отражены все доходы Б.у., получаемые как из бюджета и гос-ных внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской деятельности, в т.ч. доходы от оказания платных услуг, др. доходы, получаемые от использования гос-ной или муниципальной собственности, закрепленной за Б.у. на праве оперативного управления, и иной деятельности.
При уменьшении уполномоченными органами гос-ной власти в установленном порядке средств соответствующего бюджета, выделенных целевым назначением для финансирования договоров, заключаемых Б.у., такое учреждение и др. сторона подобного договора должны согласовать новые сроки, а если необходимо, то и др. условия договора. Сторона договора вправе потребовать от Б.у. только возмещения реального ущерба, причиненного изменением условий договора.
Статус бюджетной организации имеет только организация, обладающая одновременно следующими признаками:
1. В качестве учредителей организации должны выступить органы государственной власти РФ, субъектов РФ, а также органы местного самоуправления. Акционерные общества, кооперативы и другие аналогичные хозяйствующие субъекты не могут создать бюджетную организацию.
2. В качестве цели создания бюджетной организация в учредительных документах могут быть определены исключительно функции некоммерческого характера. В то же время, указанное ограничение нельзя понимать так, что бюджетной организации запрещено оказывать платные услуги и самостоятельно получать доходы.
Основная масса бюджетных организаций осуществляет те или иные виды платной деятельности и получает, таким образом, средства, необходимые для своего развития. Однако получение прибыли не является и не может являться целью бюджетной организации. А все самостоятельно заработанные ею средства должны направляться исключительно на расширение и развитие системы услуг, для предоставления которых она создана.
3. Бюджетная организация должна финансироваться из федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, муниципального бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда.
Данный признак имеет следующую особенность: само по себе получение финансирования из бюджета еще не говорит о том, что данная организация является бюджетной. Бюджетные средства выделяются не только бюджетным организациям, но и коммерческим структурам. Это осуществляется в многочисленных формах, начиная от закупки различных товаров в государственных или муниципальных целях и кончая предоставлением финансовой поддержки в виде дотаций, субвенций, субсидий и т.п.
4. Основой финансового планирования бюджетной организации является смета доходов и расходов. До начала финансового года бюджетная организация обязательно составляет этот документ, по истечении отчетного периода обязательно составляется баланс исполнения сметы.
Следует обратить внимание, что только сочетание всех перечисленных признаков вместе по отношению к одной структуре дает бюджетную организацию, каждый из названных признаков сам по себе не означает, что мы имеем дело с бюджетной организацией.
Виды бюджетных организаций.
Бюджетные организации могут классифицироваться по ряду признаков.
В зависимости от выполняемых ими функций (т.е. по роду деятельности) бюджетные организации могут подразделяться в соответствии с функциональной классификацией расходов бюджета.
По этому признаку можно выделить бюджетные организации, реализующие функции государства и, соответственно, получающие финансирование по разделам бюджетной классификации:
государственное управление и местное самоуправление, к которому, в частности, относится Комитет РФ по финансовому мониторингу, Комитет РФ по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами, Федеральная служба РФ по финансовому оздоровлению и банкротству, Счетная палата РФ, Министерство финансов РФ;
судебная власть, в том числе Конституционный Суд, Верховный Суд, суды общей юрисдикции, Высший Арбитражный суд;
международная деятельность, посольства и представительства за рубежом и т.д.
В зависимости от источника финансирования бюджетные организации могут быть разделены на следующие группы:
финансируемые за счет средств федерального бюджета;
финансируемые за счет средств бюджетов субъектов РФ;
финансируемые за счет средств местных бюджетов.
По источникам формирования средств бюджетные организации могут быть разделены на две группы:
* бюджетные организации, оказывающие платные услуги физическим и юридическим лицам и, соответственно, имеющие собственные источники средств;
* бюджетные организации, не оказывающие платные услуги физическим и юридическим лицам и, соответственно, не имеющие собственных источников средств.
Место финансов бюджетных организаций в финансовой системе РФ.

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *