Газопровод сила сибири

Пятнами каменных рек — курумов, на которых ничего не растет, плотно усеян ландшафт. Фото: Семен КОСОВ

Семен КОСОВ

Два года назад в России стартовал масштабный нефтегазовый проект: в окрестностях Якутска был сварен первый стык газопровода «Сила Сибири»

Через тернии — к Амуру

Газопровод протянется больше чем на 3 тысячи километров по югу Якутии и Амурской области до Благовещенска. Через реку Амур труба уйдет в Китай, и соответственно дальше прокладывать ее будут китайские строители.

Если посмотреть на карту России, то можно заметить, что почти на всем протяжении трасса «Силы Сибири» идет практически параллельно маршруту экспортного нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО). Местами они сближаются на расстояние нескольких километров.

На первый взгляд строителям газопровода это должно облегчить задачу — как говорится, первопроходцам заведомо труднее. В реальности же все наоборот, потому что нефтяники выбрали оптимальный маршрут. Хотя и на их пути условия были далеко не идеальными. Ведь Восточная Сибирь — это глухая тайга, болота, многочисленные ручьи и речки, крутые склоны сопок и, главное, отсутствие дорог.

Полный набор экстремальных прелестей природы достался генподрядчику «Газпрома» — ООО «Стройгазмонтаж».

«Сила Сибири»

Его компании «Краснодаргазстрой», «Ленгазспецстрой» и «Газрегион» должны проложить 1124 километра магистрального газопровода по Алданскому и Нерюнгринскому районам Якутии, Амурской области до КНР.

Сейчас в Якутию мобилизованы около 2 тысяч специалистов и почти тысяча единиц техники. «Стройгазмонтаж» продолжает наращивать темпы строительства — к концу этого года он выйдет на пиковую загрузку.

Траншею в скале не вырыть: в Нерюнгринском районе три четверти трассы пройдено с помощью взрывных работ. Фото: Семен КОСОВ

Что происходит на строительстве газопровода, мы решили узнать на примере одного из самых доступных его участков. Рядом — город Нерюнгри, и до «Силы Сибири» рукой подать.

Здесь занято подразделение СГМ — «Краснодаргазстрой». Первые специалисты этой компании приехали в поселок Чульман, расположенный в окрестностях угольной столицы Якутии — города Нерюнгри, в конце прошлого года.

Угольный край

Как и всегда, газопровод начался с возведения и обустройства временного жилого городка строителей. К Новому году в нем уже запустили отопление и появились первые жильцы. С отоплением успели вовремя: 26 декабря здесь было -52 градуса. Кроме жилых модулей, в городке есть столовая, административно-бытовой комплекс, медпункт, котельная, душевая — все, что нужно для комфортной жизни.

А рядом с городком развернута трубосварочная база.

— Здесь из двух труб сваривают секцию, что позволяет увеличить производительность сварочных комплексов, работающих на трассе строительства магистрального трубопровода, — рассказывает начальник участка КТП «Краснодаргазстрой» Иван Мельниченко.

Сварщик работает, не глядя на пульт, словно «печатает вслепую». Фото: Семен КОСОВ

Сварка автоматическая. Трубы соединяют торцами, а внутри них центратор, похожий на робота с ловкими руками-манипуляторами из фантастического фильма, идеально подгоняет кромки. После чего сварщик, установив сварочные головки, запускает процесс. На одну секцию уходит несколько десятков минут, а роль сварщика сводится к контролю и, если нужно, корректировке движения сварочной головки. В руках у него пульт с кнопками, перед глазами — монитор, на который видеокамера передает происходящее. Сварщик работает, не глядя на пульт, «печатает вслепую». В общем, для качественной работы нужны сноровка и определенные знания.

— Автомат я освоил в этой командировке. Изначально аттестовывался на сварщика ручной дуговой сварки, но потом мне предложили место здесь. Ничего сложного, а если что, бригадир Саша Николаев подскажет. Конечно, работа немного однообразная, но зато меньше физической нагрузки. В компании я работаю 6 лет. Выборг, Джубга, Пикалево, Вологда, сейчас — «Сила Сибири». Начинал слесарем, отработал год, выучился на сварщика и вскоре начал трубу варить. У нас есть учебный комбинат, так что все, кто хочет, переучиваются, повышают свою квалификацию и заработок, — рассказал электрогазосварщик «Краснодаргазстроя» Виталий Чернов.

На линейной части газопровода сварку производят на отечественном комплексе «Технотрон» и на комплексе автоматической сварки CRC Evans. Как рассказал главный сварщик «Краснодаргазстроя» Виктор Диденко, именно на него сделана ставка, так как это самый производительный комплекс — за смену он может варить от 35 до 45 стыков. И научиться управлять им можно за неделю-другую — все зависит от человека.

Ровные, без наклона участки на маршруте газопровода — редкость. Фото: Семен КОСОВ

Эх, дороги…

Секции труб на тягачах доставляют на трассу газопровода. В районе Чульмана это относительно несложно. А есть участки, где Макар телят не пас. Например, Малый Нимныр, заброшенный поселок в Алданском районе. Там «Краснодаргазстрой» строит еще один рабочий поселок. До цивилизации — 40 километров. В советское время это был поселок геологов, жили здесь и поселенцы, отмотавшие срок в лагерях. Можно было и ближе построить, но зато рядом проходит автодорога «Лена» и есть электросети.

— Вообще специфика этой стройки — в нехватке заездов на линейную трассу. Сегодня проектный институт рассматривает варианты, как обеспечить доставку труб, материалов и оборудования. Проектом также предусмотрено строительство вдольтрассового проезда, по которому будет осуществляться доставка материалов и оборудования для строительства крановых узлов и пунктов радиорелейной связи и их дальнейшая эксплуатация, — рассказывает руководитель проекта департамента линейного строительства «Краснодаргазстрой» Владимир Новомирский. — Кроме того, необходимо понимать, что трасса пролегает в сложной гористой местности, где крутизна склонов порой достигает 33 — 34 градусов.

Без дополнительных работ строителям не обойтись. Взрывать, срезать, сглаживать склоны, чтобы на них могла работать техника, придется много.

Впрочем, и на относительно равнинной части трассы рытье траншей не обходится без буровзрывных работ — кругом много скальника и мерзлоты. Камень в глубине и на поверхности. Интересно, что на юге Якутии газопровод проходит через территорию «каменных рек». Это так называемые курумы — скопища глыб. Пятнами курумов плотно усеян здешний ландшафт. На них ничего не растет, потому что камни находятся в движении. Оно очень медленное, но и этого достаточно, чтобы растереть в пыль любой росток.

Территория Южной Якутии богата дарами леса, вот только собирать грибы и ягоды строителям некогда. Фото: Леонид ЗАХАРОВ

Работа не волк?

Хотя территория Южной Якутии и считается малонаселенной, но местами «Сила Сибири» пройдет через земли коренных народов. Например, на юге Нерюнгринского района газопровод зацепит территорию Иенгринского эвенкийского национального наслега.

С коренными жителями согласовывалось строительство, в результате чего налажены нормальные взаимоотношения. Подход в «Стройгазмонтаже» такой: всячески оказывать содействие территориям. В частности, была оказана материальная помощь на организацию торжеств, посвященных 90-летию эвенкийского национального образования. В свою очередь, для строительства третьего вахтового жилого городка Иенгринская наслежная администрация Нерюнгринского района предоставила в аренду земельный участок в границах сельского поселения.

Но если с материальной помощью получается, то с наймом на работу — не очень. Вольным лесным жителям невдомек, как это — работать по графику.

Например, недавно собрали бригаду из местных мотать скальный лист на трубу. Работа несложная — бери хомуты и прикручивай к трубе похожее на жесткий линолеум полотно. Нанялось человек 15. Мало кто выдержал дольше двух-трех дней — ушли. Потом, правда, через неделю один работник вернулся. Ты чего пришел, его спрашивают. Работать, говорит, буду. А где был? Охотился — время подошло запас на зиму делать.

Как рассказал Владимир Новомирский, раньше при строительстве ВСТО местных не приглашали на работу. А сейчас на объекте специалист управления персоналом ведет набор рабочих и специалистов. И, если предложения людей реальны и представляют интерес, то они обсуждаются и по ним принимаются конкретные кадровые решения.

Газопровод «Сила Сибири» будет построен в срок — уверены в «Cтройгазмонтаже». Работы на трассе идут полным ходом.

СПРАВКА

Ведущий в России строительный холдинг нефтегазового комплекса — Группа компаний СГМ — создан в 2008 году. Основатель и главный акционер — Аркадий Ротенберг. Головная компания — ООО «Стройгазмонтаж». В составе Группы компаний СГМ — такие ведущие компании отрасли, как «Ленгазспецстрой», «Краснодаргазстрой», «Газрегион», «Волгограднефтемаш», «Волгогаз» и «Нефтегазкомплектмонтаж».

Строителей в спецодежде с логотипами этих предприятий можно встретить от Калининграда до Сахалина и от Ухты до Анапы. У них за плечами — почти полтора десятка газопроводов, крупнейшими из которых являются Сахалин — Хабаровск — Владивосток, Ухта — Торжок, «Южный коридор».

На трубосварочной базе варят 24-метровые секции и отправляют на линейную часть газопровода. Фото: Семен КОСОВ

Компетентно

Игорь Кузнецов, заместитель генерального директора по cтроительству объектов Сибири и Дальнего Востока ООО «Стройгазмонтаж»:

У нас нет невыполнимых задач

— Этот очень сложный с точки зрения реализации, принятия техни-ческих решений проект был подготовлен в период активного введения санкций против России. Поэтому принимались решения по импортозамещению, внедрялись новые проектные решения.

Энергоустановки раньше были запроектированы импортные, сегодня принято решение, что будут отечественные. Трубы, электроника, средства радиосвязи, телемеханика — отечественные. Раньше у нас были включены иностранные компоненты в производство, сегодня фактически вся компонентная база будет российской.

Конечно, это потребовало от снабженцев определенных усилий, из-за чего сдвинулись сроки внедрения новых проектных решений. Но на срок сдачи газопровода это не повлияет.

В жизни не бывает невыполнимых задач — бывают люди, не способные выполнить поставленные перед ними задачи. А таких людей у нас нет.

Зачем нужен?

Когда в 2012 году Газпром принял окончательное решение строить газопровод, мнения о целесообразности этого проекта разделились. Скептики утверждали, что «Сила Сибири» — бессмысленная затея: мол, деньги на строительство будут потрачены огромные, а газ кому будем продавать? Вскоре Газпром и Китайская национальная нефтегазовая корпорация (CNPC) подписали 30-летний договор, который предполагает поставку газа в Китай по газопроводу «Сила Сибири» в объеме 38 млрд. кубометров в год. Это и был ответ на вопросы скептиков.

В перспективе под Благовещенском предполагается сделать ответвление и соединить его с газопроводом Сахалин — Хабаровск — Владивосток. Также планируется удлинить «Силу Сибири» и перенести его «нулевой километр» на 500 километров к юго-западу — с Чаяндинского на Ковыктинское месторождение, которое сможет давать в год 35 млрд. кубометров газа.

Одной из фундаментальных составляющих топливно-энергетического сектора экономики России является обширная сеть ее промышленных трубопроводов, предназначенных для транспортировки газа, нефти, а также большого перечня продуктов ее переработки.

Артерии магистралей пронизывают практически каждый регион страны, связывая субъекты Российской Федерации в единую цепь и выходя за ее пределы в страны ближнего зарубежья, благодаря чему осуществляется экспорт нефтепродуктов.

Развитие трубопроводов в России неразрывно связано с историей добычи «черного золота». В начале XX в. доля нашей страны в этой области составляла почти 50%. Постоянное увеличение запасов нефти и газа требовало скорейшего обеспечения их транспортировки, причем в больших масштабах. Железные дороги уже не могли справиться с этой задачей. Возникла необходимость найти более дешевый и эффективный метод. Решением этой проблемы стало строительство трубопроводов.

Первые сооружения для транспортировки нефти появились в конце XIX  века. Предназначались они для соединения месторождения, разрабатываемого в Баку, с заводами по переработке добываемого сырья. Протяженность трассы составляла более 1140 км. Уже через 10 лет после начала работы этого сооружения, в 1906 году по инициативе гениального химика Д.И. Менделеева был реализован следующий грандиозный проект – строительство первого в России продуктопровода смонтированного из труб диаметром в 200 мм. Протяженность его составила более 830 км. На линии для обеспечения ее бесперебойного функционирования было сооружено 15 станций-компрессоров. На момент запуска в эксплуатацию этот трубопровод, осуществляющий постоянную поставку керосина из Баку в Батуми, был самым крупным в мире. Результатом его строительства стало экспортирование отечественной продукции в зарубежные страны.

Cтроительство Продуктопровода для поставки керосина из Баку в Батуми

До 40-х гг. наиболее крупные месторождения разрабатывались на Каспии, Кавказе и в районе Волжского бассейна. Активно эксплуатировались нефтепроводы, по которым транспортировалась нефть из Грозного в Туапсе. Общая протяженность их составляла 650 км, а для строительства были использованы трубы диаметром 273 мм. Были сданы в эксплуатацию трубопровод Ишимбай-Уфа (более 170 км) и продуктопроводы, ведущие из Мангышлака в Самару.

Строительство трубопровода Грозный — Туапсе

Очередной толчок в развитии российской нефтегазовой отрасли пришелся на конец 40-х – начало 50-х гг. Связано это было с активной разработкой месторождений в бассейне Волги и, конечно, с открытием залежей нефти в Западной Сибири. В кротчайшие сроки от территорий, на которых производились разработки месторождений, были протянуты магистральные трубопроводы протяженностью до 1200 мм. В результате сибирская нефть стала поступать в центр страны, а также в страны Прибалтики и братские государства. Главной артерией стала магистраль, ведущая из Сургута в Полоцк.

Во второй половине XX века нефтегазовая отрасль в СССР получила колоссальное развитие, а к началу третьего тысячелетия трубопроводы, благодаря своей рентабельности и масштабам превратились в основное средство транспортировки нефти. Перечень их преимуществ довольно объемен. В ряду основных можно отметить:

  • дальность поставок,
  • надежность и бесперебойность работы;
  • большие объемы транспортируемого вещества;
  • минимальные потери.

Кроме того трубопроводы позволяют осуществлять перекачку веществ очень широкого диапазона вязкости в самых различных климатических условиях.

Маршрут газопровода из России в Китай. Инфографика

Монтаж может производиться практически в любом регионе. Строительство при этом осуществляется с высоким уровнем механизации при автоматизации над технологическими процессами.

На сегодняшний день на российские трубопроводы приходится порядка 85% экспортируемых нефтепродуктов, оставшиеся 15% приходятся на железнодорожный и водный транспорт. Самой крупной компанией-оператором нефтепроводов в России является ОАО «АК «Транснефть». Ее доля в объемах поставляемой нефти составляет более 95%, а общая длина трубопроводов – более 215 тысяч км. Сеть конструкций для транспортировки сырья связывает между собой все промышленные регионы России, соединяя их с покупателями в Европе.

Доля сооружений, предназначенных для транспортировки нефтепродуктов в России, составляет более 19,5 км. Общая же протяженность трубопроводов для перегонки сырой нефти на сегодняшний день составляет 50 тыс. км.

  • Наиболее крупные нефтепроводы обеспечивают экспорт продукции. К таковым, в частности, относятся:
  • Балтийский нефтепровод, пропускающий более 75 млн т в год;
  • Сеть «Дружба», одна из ветвей которой обеспечивает поствки сырой нефти в Польшу, вторая – в Словакию. с пропускной способностью до 95 млн т в год;
  • Нефтепроводы черноморского бассейна – 45 млн т.

Строительство нефтепровода Дружба

Перспективы развития нефтегазовой отрасли в России велики. Так, в настоящее время активно развивается восточно-сибирское направление трубопроводной магистрали. Это связано с активно развивающимся рынком сбыта в Китае.

Построено 1954 км — 90,5% газопровода «Сила Сибири»

"Китайцы сразу говорили: извините, нам этот газ не нужен"

ООО "СИЛА СИБИРИ", Новосибирск

Чем занимается компания?

Закупки и тендеры

ПОСТАВКА ПОСУДЫ ИЗ СТЕКЛА

АДМИНИСТРАЦИЯ ГЛАВЫ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Российская Федерация, 167000, Коми Респ, Сыктывкар г, УЛ КОММУНИСТИЧЕСКАЯ, 9

ЗАКУПКА ТАРЕЛОК

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ "ДЕТСКИЙ САД № 66"

Российская Федерация, 344004, Ростовская обл, Ростов-на-Дону г, УЛ ПЛЕХАНОВА, 1А

ПОСТАВКА ПОСУДЫ ДЛЯ НУЖД ГБУ КО НОО "ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ"

КОНКУРСНОЕ АГЕНТСТВО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Российская Федерация, 236007, Калининградская обл, Калининград г, УЛ Д.ДОНСКОГО, ДОМ 1

ПОСТАВКА СУВЕНИРНОЙ НАГРАДНОЙ ПРОДУКЦИИ ИЗ АКРИЛА (ОРГСТЕКЛА)

АДМИНИСТРАЦИЯ ЗАТО Г. СЕВЕРОМОРСК

Российская Федерация, 184604, Мурманская обл, Североморск г, УЛ ЛОМОНОСОВА, 4

ПОСТАВКА ПОСУДЫ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "1 ОТРЯД ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ ПО АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ"

Российская Федерация, 675000, Амурская обл, Благовещенск г, УЛИЦА ОСТРОВСКОГО, 152

ПОСТАВКА ПОСУДЫ И СТОЛОВЫХ ПРИНАДЛЕЖНОСТЕЙ ДЛЯ НУЖД МВД РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ГЛАВНЫЙ ЦЕНТР АДМИНИСТРАТИВНО-ХОЗЯЙСТВЕННОГО И ТРАНСПОРТНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Российская Федерация, 119049, Москва, УЛ ЖИТНАЯ, 12А

ПОСТАВКА ПОСУДЫ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РЕАБИЛИТАЦИИ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ВОЛГОГРАД"

Российская Федерация, 400079, Волгоградская обл, Волгоград г, УЛ САНАТОРНАЯ, 29

ПОСТАВКА СТОЛОВОЙ ПОСУДЫ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РЕАБИЛИТАЦИИ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ТУМАННЫЙ"

Российская Федерация, 655111, Хакасия Респ, Сорск г, ЦЕНТР РЕАБИЛИТАЦИИ "ТУМАННЫЙ"

ПОСТАВКА ЛАБОРАТОРНОГО ГЕЛИЕВОГО СОСУДА ДЬЮАРА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ФИЗИКО-ТЕХНИЧЕСКИХ И РАДИОТЕХНИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ"

Российская Федерация, 141570, Московская обл, Солнечногорский р-н, Менделеево рп, УЛ ВНИИФТРИ ПРОМЗОНА

ПОСТАВКА КУХОННОГО ИНВЕНТАРЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ "УПРАВЛЕНИЕ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ"

Российская Федерация, 630005, Новосибирская обл, Новосибирск г, УЛ ФРУНЗЕ, ДОМ 88

Россия и Китай «не спешат» в переговорах о поставках газа по так называемому западному маршруту.

Как заявил в среду в беседе с российскими журналистами заявил чрезвычайный и полномочный посол РФ в КНР Андрей Денисов, важнейшая задача — урегулировать вопрос цены.

«Продолжаются переговоры по целому ряду очень крупных, масштабных проектов. Скажем, известный проект — так называемый западный маршрут транспортировки газа.

Но здесь ни китайская сторона, ни наша, не спешат», — сказал он.

«Мы уверенно продвигаемся по другим проектам.

У нас есть еще два проекта: это восточный маршрут — газопровод «Сила Сибири» и поставки газа на Дальнем Востоке с Сахалина.

В общем, наши возможности по наращиванию поставок газа в Китай и без того достаточно велики», — указал дипломат.

«Мы давно уже с нашими китайскими партнерами отошли от подписания контрактов по каким-то памятным датам, как раньше это было принято, или заключению крупных сделок по каким-то политическим мотивам.

Ни мы, ни они в этом не нуждаемся. И у нас, и у них приоритет — это долгосрочное стабильное сотрудничество.

Вот что нам нужно, в том числе и в энергетической области, а оно может быть выстроено только на взаимовыгодных началах», — отметил Денисов.

«Что касается западного маршрута, то тут, наверное, действительно, главное — это цена.

«Газпром»: газопровод «Сила Сибири» готов на 93%

Но никто не собирается жертвовать собственными доходами — продавец хочет продать подороже, а покупатель хочет купить подешевле, это вполне естественно, — продолжил дипломат.

Идут переговоры, и когда мы выйдем на цены, более приемлемые для двух сторон, тогда мы и подпишем это соглашение.

По маршрутам там тоже не все так просто — это высокогорная зона на Алтае, это сложная техническая операция».

Поставки в Китай

В настоящее время «Газпром» строит газопровод «Сила Сибири», по которому газ с месторождений Восточной Сибири (Чаяндинского в Якутии и Ковыктинского в Иркутской области) будет транспортироваться как на внутренний российский рынок, так и на экспорт в Китай.

Проект поставок газа в восточные районы Китая также называют «восточным маршрутом».

Инвестиции «Газпрома» в газопровод «Сила Сибири» в 2017 г. увеличены до 158,811 млрд руб. с 76,162 млрд руб.

Согласно контракту, подписанному 21 мая 2014 г. между «Газпромом» и CNPC, по «восточному маршруту» будет поставляться 38 млрд куб. м газа в год в течение 30 лет, сумма контракта — 400 млрд долларов. Условия партнерства в проектировании, строительстве и эксплуатации трансграничных зон газопровода определены межправительственным соглашением от 13 октября 2014 г. Поставки российского газа по трубопроводу «Сила Сибири» в Китай начнутся 20 декабря 2019 г.

В 2015 г. «Газпром» и CNPC подписали соглашение об основных условиях трубопроводных поставок газа с месторождений Западной Сибири в Китай по «западному маршруту» (газопроводу «Сила Сибири — 2″). Первоначально предусматривается поставка в Китай 30 млрд куб. м газа в год. Также в 2015 г. «Газпром» и CNPC подписали меморандум о взаимопонимании по проекту трубопроводных поставок природного газа в Китай с Дальнего Востока России.

Категории: Новости

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *