ФЗ о бухгалтерском учете

Федеральный закон «О бухгалтерском учёте» 2019 года (N 402-ФЗ редакция 2018-2019)

Федеральный закон «О бухгалтерском учёте» РФ — N 402-ФЗ — устанавливает единые требования к бухучёту, к финансовой отчётности. Создаёт правовой механизм регулирования бухгалтерского учёта. Распространяет свою силу на Центральный банк России, коммерческие и некоммерческие организации, индивидуальных предпринимателей, нотариусов, учредивших адвокатские кабинеты адвокатов, гос. органы, власть местного самоуправления, на управление государственных внебюджетных фондов и территориальных гос. внебюджетных фондов, находящиеся на территории нашего государства филиалы, представительства и т.п. структурные подразделения организаций, международные сообщества, их филиалы и представительства, располагающиеся на территории России. Применяется при составлении бюджетной отчётности и при работе над бюджетным учётом активов и обязательств нашего государства и его субъектов, муниципальных образований.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Цели и предмет настоящего Федерального закона

Статья 2. Сфера действия настоящего Федерального закона

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Статья 4. Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете

Глава 2. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ

Статья 5. Объекты бухгалтерского учета

Статья 6. Обязанность ведения бухгалтерского учета

Статья 7. Организация ведения бухгалтерского учета

Статья 8. Учетная политика

Статья 9. Первичные учетные документы

Статья 10. Регистры бухгалтерского учета

Статья 11. Инвентаризация активов и обязательств

Статья 12. Денежное измерение объектов бухгалтерского учета

Статья 13. Общие требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности

Статья 14. Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности

Статья 15. Отчетный период, отчетная дата

Статья 16. Особенности бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации юридического лица

Статья 17. Особенности бухгалтерской (финансовой) отчетности при ликвидации юридического лица

Статья 18. Обязательный экземпляр бухгалтерской (финансовой) отчетности

Статья 19. Внутренний контроль

Глава 3. РЕГУЛИРОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Статья 20. Принципы регулирования бухгалтерского учета

Статья 21. Документы в области регулирования бухгалтерского учета

Статья 22. Субъекты регулирования бухгалтерского учета

Статья 23. Функции органов государственного регулирования бухгалтерского учета

Статья 24. Функции субъекта негосударственного регулирования бухгалтерского учета

Статья 25. Совет по стандартам бухгалтерского учета

Статья 26. Программа разработки федеральных стандартов

Статья 27. Разработка и утверждение федеральных стандартов

Статья 28. Разработка федеральных стандартов уполномоченным федеральным органом

Глава 4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 29. Хранение документов бухгалтерского учета

Статья 30. Особенности применения настоящего Федерального закона

Статья 31. О признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации

Статья 32. Вступление в силу настоящего Федерального закона

1.Федеральный закон «о бухгалтерском учете» относится к документам:

1. Первого уровня системы нормативного регулирования бухгалтерского учета

2. Второго уровня системы нормативного регулирования бухгалтерского учета

3. Третьего уровня системы нормативного регулирования бухгалтерского учета

4. Четвертого уровня системы нормативного регулирования бухгалтерского учета

2. Приказ по учетной политике организации относится к документам:

1. Первого уровня системы нормативного регулирования бухгалтерского учета

2. Второго уровня системы нормативного регулирования бухгалтерского учета

3. Третьего уровня системы нормативного регулирования бухгалтерского учета

4. Четвертого уровня системы нормативного регулирования бухгалтерского учета

3. ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» относится к документам:

1. Первого уровня системы нормативного регулирования бухгалтерского учета

2. Второго уровня системы нормативного регулирования бухгалтерского учета

3. Третьего уровня системы нормативного регулирования бухгалтерского учета

4. Четвертого уровня системы нормативного регулирования бухгалтерского учета

4. «Обособленное существование активов и обязательств организации от активов и обязательств собственников этой организации и других юридических лиц» — это содержание:

1. Допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности

2. Допущения последовательности применения учетной политики

3. Допущения непрерывности деятельности

4. Допущения имущественной обособленности

5. Тождество данных аналитического и синтетического учета обеспечивается при выполнении требования:

1. Полноты

2. Осмотрительности

3. Рациональности

4. Непротиворечивости

6. Способ оценки материальных ресурсов, включаемых в затраты производства относится к:

1. Организационным аспектам учетной политики

2. Методическим аспектам учетной политики

3. Техническим аспектам учетной политики

4. Не является элементом учетной политики

7. Принятая в установленном порядке учетная политика организации применяется, начиная с:

1. Даты ее утверждения

2. Дата должна быть оговорена в распорядительных документах

3. 1 января года, следующего за годом издания распорядительных документов

4. Никаких регламентирующих этот вопрос положений не существует

8. Позиция аналитического учета, которая может быть представлена видом продукции, работ, услуг, на производство которой нормируются и планируются затраты называется:

1. Статьей затрат

2. Статьей калькуляции

3. Объектом учета затрат

4. Объектом калькуляции

9. Затраты, абсолютная величина которых изменяется (увеличивается или уменьшается) в зависимости от изменения объемов производства продукции называются:

1. Прямыми

2. Основными

3. Накладными

4. Переменными

10. Деление затрат на основные и накладные осуществляется на основании критерия:

1. Отношения к календарному периоду

2. Способу включения затрат в себестоимость отдельных видов продукции

3. Степени зависимости от объема выпуска продукции

4. Технико-экономического назначения

11. Сигнальные документы используются при следующем методе учета затрат:

1. Простом

2. Попередельном

3. Позаказном

4. Нормативном

12. Размер оплаты труда главного бухгалтера определяется:

1. Федеральным законом «О бухгалтерском учете»

2. Учетной политикой организации

3. Распорядительными документами Министерства Финансов России

4. Трудовым договором

13. При каком методе учета затрат 25 счет «Общепроизводственные расходы», как правило, не используется:

1. Простом

2. Попередельном

3. Позаказном

4. Нормативном

14. В машиностроении, как правило, применяется следующий метод учета затрат:

1. Простой

2. Попередельный

3. Позаказный

4. Нормативный

15. «Топливо и энергия на технологические цели» является:

1. Элементом затрат

2. Калькуляционной статьей

3. Статьей баланса

4. Элементом управленческого учета

Тесты для проверки знаний закона «О бухгалтерском учете» от 06 декабря 2011 г. № 402-ФЗ

1. Объектами бухгалтерского учета экономического субъекта являются:

1. Факты хозяйственной жизни и источники финансирования его деятельности

2. Активы, обязательства, капитал, доходы и расходы

3. Активы, обязательства, доходы, расходы, факты хозяйственной жизни, источники финансирования его деятельности и иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами

4. Имущество организации, их обязательства и хозяйственные операции

2. Факт хозяйственной жизни это:

1. Любой факт хозяйственной деятельности оформленный документально

2. Хозяйственная операция

3. Сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств

4. Нет правильного ответа

3. Организацию ведения бухгалтерского учета и хранения документов бухгалтерского учета осуществляет:

1. Руководитель экономического субъекта

2. Главный бухгалтер экономического субъекта

3. Финансовый директор экономического субъекта

4. Юрист экономического субъекта

4. Руководитель какой организации может принять ведение бухгалтерского учета на себя?

1. Руководитель любого экономического субъекта

2. Руководитель кредитной организации

3. Руководитель открытого акционерного общества

4. Руководитель субъекта малого и среднего предпринимательства

5. Первичный учетный документ принимается к регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета по письменному распоряжению руководителя экономического субъекта (единоличная ответственность за созданную в результате информацию) если:

1. Первичным документом оформлены операции по списании убытков организации

2. Первичным документом оформлены операции по начислению оплаты труда работникам организации

3. Возникли разногласия в отношении ведения бухгалтерского учета между руководителем экономического субъекта и главным бухгалтером

4. Главный бухгалтер ушел в отпуск

6. Учетная политика экономического субъекта формируется:

1. Правительством РФ

2. Министерством финансов РФ

3.Институтом профессиональных бухгалтеров России 4. Экономическим субъектом самостоятельно

7. Способ ведения бухгалтерского учета конкретного объекта при формировании учетной политики экономического субъекта определяется:

1. Институтом профессиональных бухгалтеров России

2. Министерством финансов РФ

3. Советом по международным стандартам финансовой отчетности

4. Исходя из способов, допускаемых федеральными стандартами

8. Первичным учетным документом подлежит оформлению:

1. Решения руководителя экономического субъекта

2. Решения руководителя и главного бухгалтера экономического субъекта

3. Каждый факт хозяйственной жизни

4. Финансовое положение, финансовый результат деятельности и изменение в финансовом положении экономического субъекта

9. Не является обязательным реквизитом первичного документа:

1. Дата составления документа

2. Дата образования экономического субъекта

3. Наименование документа

4. Содержание факта хозяйственной жизни

10. Исправления в первичном учетном документе:

1. Не допускаются

2. Допускаются любые

3. Допускаются, если они выполнены руководителем и главным бухгалтером экономического субъекта

4. Допускаются, если они содержат дату исправления, а также подписи лиц, составивших документ, в котором произведено исправление, с указанием их фамилий и инициалов

11. Денежное измерение объектов бухгалтерского учета производится:

1. В любой мировой валюте

2. В стабильной мировой валюте

3. В валюте Российской Федерации

4. По решению руководителя экономического субъекта выбор валюты измерения производится из евро, долларов США или валюты Российской Федерации

12. Бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после:

1. Представления ее на бумажном носителе главным бухгалтером руководителю экономического субъекта

2. Подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта

3. Принятия ее экземпляра на бумажном носителе налоговым органом и органом статистики

4. Ее официального опубликования

13. Режим коммерческой тайны устанавливается в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности:

1. Да

2. Нет

3. Да, если такое решение принимает руководитель экономического субъекта

4. Да, если такое решение принимает собственник экономического субъекта

14. Последнюю бухгалтерскую (финансовую) отчетность ликвидируемого юридического лица вследствие признания его банкротом составляет:

1. Главный бухгалтер ликвидируемого юридического лица

2. Ликвидационная комиссия

3. Арбитражный управляющий

4. Налоговый орган

15. В обязательном порядке бухгалтерская (финансовая) отчетность экономического субъекта представляется:

1. Любому заинтересованному пользователю

2. Органам государственной статистики

3. Надзорным органам

4. Нет правильного ответа

ТЕМА 8. УЧЕТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ, РАСЧЕТНЫХ И КРЕДИТНЫХ ОПЕРАЦИЙ

8.1. Вопросы для изучения и самоконтроля:

1. Расчетные отношения, их виды и формы

2. Учет денежных средств на расчетном счете и других счетах в банке

3. Учет кассовых операций и денежных средств в пути

4. Учет подотчетных сумм и расчетов с подотчетными лицами

5. Учет банковских кредитов и заемных средств

6. Учет хозяйственных операций, выраженных в иностранной валюте

7. Инвентаризация денежных средств и расчетов

8.2. Задания:

Задание 1.

Записать в журнале регистрации хозяйственных операций и на счетах бухгалтерского учета учебной формы хозяйственные операции за январь 20__г.

Исходные данные.

1. Остатки по бухгалтерским счетам ООО «Ритм» на 31 декабря 20__г.: 01 – 55 000 руб.; 10 – 15 000 руб.; 50 – 7 000 руб.; 51 – 108 000 руб.; 60 – 3 000 руб.; 62 – 6 500 руб.; 68 – 7 000 руб.; 69 – 13 000 руб.; 75 – 7 000 (дебиторская задолженность) руб.; 76 (дебиторская задолженность) – 8 000 руб.; 80 – 183 500 руб.

2. В течение января 20__г. организация перечислила с расчетного счета: бюджету по налогу на прибыль – 7 000 руб., органам социального страхования и обеспечения – 13 000 руб., поставщикам – 2 000 руб. В кассу организации с расчетного счета поступило 53 000 руб.: 50 000 руб. было выплачено в виде заработной платы работникам, 3 000 руб. – выдано подотчетному лицу на хозяйственные расходы. В течение месяца на расчетный счет поступили следующие денежные средства: от покупателей – 6 500 руб., краткосрочный кредит банка – 30 000 руб., от учредителей в качестве вклада в уставный капитал организации – 7 000 руб., от разных дебиторов – 5 000 руб. В соответствии с договором займа в январе ООО «Ритм» перечислило ЗАО «Орбита» 20 000 руб.

Задание 2.

Записать в журнале регистрации хозяйственных операций бухгалтерские проводки по поступлению и выбытию денежных средств из кассы ООО «Монолит».

Исходные данные.

В кассу ООО «Монолит» в течение сентября 20__г. поступили следующие денежные суммы: с расчетного счета на выплату заработной платы и командировочных расходов – 105 000 руб., от другой организации в погашение предоставленного займа – 15 000 руб., от покупателей – 40 000 руб., краткосрочный заем от другой организации – 35 000 руб., от материально-ответственного лица в погашение стоимости недостачи имущества – 5 000 руб., неиспользованный аванс от подотчетного лица – 3 000 руб., от разных дебиторов – 8 000 руб., от работника в погашение предоставленного организацией займа – 35 000 руб., от учредителя в качестве вклада в уставный капитал – 50 000 руб.

Из кассы ООО «Монолит» в течение сентября 20__г. выбыли следующие денежные суммы: сданы на расчетный счет в банке – 20 000 руб., выдан краткосрочный заем другой организации – 10 000 руб., оплачено поставщикам – 30 000 руб., погашен краткосрочный заем, полученный от другой организации, – 8 000 руб., выплачена заработная плата – 100 000 руб., выдан аванс на командировку – 5 000 руб., оплачено разным кредиторам – 17 000 руб.

Задание 3.

Записать в журнале регистрации хозяйственных операций и на счетах бухгалтерского учета учебной формы хозяйственные операции за май 20__г.

Исходные данные.

1. Остатки по бухгалтерским счетам на 30 апреля 20__г.: 10 – 13 000 руб.; 50 – 3 000 руб.; 51 – 100 000 руб.; 71 (дебиторская задолженность) – 12 900 руб.; 80 – 128 900 руб.

2. Расшифровка к счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами»: расчеты с директором Ивановым Н.О. – 12 800 руб. (дебет); расчеты с завхозом Агеевым М.Я. – 100 руб. (дебет).

3. В течение мая директор Иванов Н.О. представил авансовый отчет о командировке на сумму 12 500 руб. Завхоз Агеев М.Я. приобрел канцелярские товары на сумму 120 руб. В конце месяца экспедитору Петрову П.И. были выданы денежные средства из кассы на оплату услуг транспортной организации по доставке готовой продукции покупателям.

Задание 4.

Записать в журнале регистрации хозяйственных операций и на счетах бухгалтерского учета учебной формы хозяйственные операции за март 20__г.

Исходные данные.

1. Остатки по бухгалтерским счетам ЗАО «Маяк» на 28 февраля 20__г.: 01 – 500 000 руб.; 02 – 100 000 руб.; 50/1 – 3 000 руб.; 50/3 – 2 000 руб.; 51 – 50 000 руб.; 80 – 452 000 руб.; 99 – 3 000 руб.

2. Расшифровка к счету 50/3 «Денежные документы»: марки госпошлины – 200 руб.; проездные документы – 1 800 руб.

3. В марте работнику организации было выдано из кассы 100 руб. на приобретение почтовых марок. Марки были оприходованы в кассу организации и затем списаны на обработку почтовой документации. В течение марта с расчетного счета туристической фирме «Олимп» были перечислены 40 000 руб. на приобретение путевок для работников организации. Путевки были оприходованы в кассу организации и выданы работникам с оплатой 50% от их стоимости. Работники внесли в кассу денежные средства за путевки. В марте директору организации, отправляющемуся в служебную командировку, из кассы были выданы проездные документы на сумму 1 800 руб.

Задание 5.

Записать в журнале регистрации хозяйственных операций бухгалтерские проводки ООО «Грифон» по инкассации денежных средств.

Исходные данные.

1 сентября в кассу организации поступили следующие денежные средства: за продажу товаров населению за наличный расчет – 550 000 руб., от покупателей за товары, отгруженные в прошлом месяце, – 490 000 руб. В этот же день все полученные денежные средства были сданы через инкассатора в вечернюю кассу банка для зачисления на расчетный счет организации. На следующий день денежные средства были зачислены на расчетный счет.

Задание 6.

Записать в журнале регистрации хозяйственных операций бухгалтерские проводки по инвентаризации денежных средств в кассе ООО «Радуга» в первом квартале 20__г.

Исходные данные.

В январе в результате проведенной плановой инвентаризации в кассе организации были выявлены излишки денежных средств в сумме 200 руб. В марте в результате проведенной внезапной инвентаризации кассы была выявлена недостача в сумме 2 400 руб. В соответствии с приказом руководителя 50% от суммы недостачи кассир внес в кассу организации, а оставшаяся сумма была удержана из его заработной платы.

Задание 7.

Записать в журнале регистрации хозяйственных операций бухгалтерские проводки, связанные со служебной командировкой работника ЗАО «Интерком» в сентябре 20__г. Предварительно следует рассчитать все необходимые суммы, связанные с командировочными расходами.

Исходные данные.

22 сентября менеджеру ЗАО «Интерком» Анисимову Р.С. был выдан аванс в сумме 18 000 руб. на командировочные расходы в г. Москву с 23 сентября по 26 сентября. После возвращения из командировки Анисимов Р.С. представил авансовый отчет с приложенными документами: железнодорожный билет г. Санкт-Петербург – г. Москва на сумму 3 100 руб., в т.ч. НДС 18% – 472 руб. 88 коп.; счет за проживание в гостинице «Мир» на сумму 7 500 руб., в т.ч. НДС 18% – 1 144 руб. 07 коп.; железнодорожный билет г. Москва – г. Санкт-Петербург на сумму 3 300 руб., в т.ч. НДС 18% – 503 руб. 39 коп.; суточные в соответствии с отметкой в командировочном удостоверении за 4 дня. Авансовый отчет был утвержден руководителем организации, и Анисимов Р.С. произвел все необходимые расчеты, связанные со служебной командировкой. В соответствии с Положением о служебных командировках в ЗАО «Интерком» суточные установлены в размере 1 000 руб. в сутки.

Задание 8.

Записать в журнале регистрации хозяйственных операций и на счетах бухгалтерского учета учебной формы хозяйственные операции ЗАО «Меридиан» за февраль 20__г.

Исходные данные.

1. Остатки по бухгалтерским счетам ЗАО «Меридиан» на 31 января 20__г.: 01 – 20 000 руб.; 10 – 10 000 руб.; 51 – 159 000 руб.; 62 – 25 000 руб.; 60 – 14 000 руб.; 80 – 200 000 руб.

2. В феврале организация открыла покрытый аккредитив для расчета с ОАО «Сфера» за пиломатериалы на сумму 150 000 руб. В течение месяца ОАО «Сфера» отгрузила ЗАО «Меридиан» пиломатериалы на сумму 118 000 руб., в т.ч. НДС 18% – 18 000 руб. После проверки банком поставщика документов об отгрузке аккредитив был исполнен. В этом же месяце пиломатериалы поступили в ЗАО «Меридиан» и были оприходованы. Неиспользованные суммы аккредитива были возвращены на расчетный счет ЗАО «Меридиан».

Задание 9.

Записать в журнале регистрации хозяйственных операций и на счетах бухгалтерского учета учебной формы хозяйственные операции ООО «Орион» за март 20__г.

Исходные данные.

ООО «Орион» заключило договор с банком «Гермес» на приобретение расчетной корпоративной банковской карты на сумму 50 000 руб. 5 марта денежные средства были перечислены с расчетного счета ООО «Орион» на специальный карточный счет. 10 марта коммерческий директор ООО «Орион» снял наличные денежные средства в сумме 6 000 руб. для оплаты услуг юриста по вопросам, связанным с деятельностью организации. 11 марта коммерческий директор представил авансовый отчет о произведенных расходах.

Задание 10.

Записать в журнале регистрации хозяйственных операций бухгалтерские проводки ЗАО «Мир» за март 20__г.

Исходные данные.

1 марта на расчетный счет ЗАО «Мир» были ошибочно зачислены денежные средства в сумме 5 000 руб. На основании заявления организации 10 марта ошибочно зачисленные суммы были списаны с расчетного счета. 18 марта с расчетного счета организации были ошибочно списаны 12 000 руб. На основании заявления организации 28 марта ошибочно списанные суммы были возвращены на расчетный счет организации.

Задание 11.

Записать в журнале регистрации хозяйственных операций и на счетах бухгалтерского учета учебной формы хозяйственные операции ООО «Премиум» за первый квартал 20__г.

Исходные данные.

1. ООО «Премиум» ведет строительство собственными силами здания производственного цеха: на начало первого квартала общая сумму затрат на строительство здания составила 750 000 руб. Для осуществления строительства здания в банке был получен долгосрочный кредит на сумму 150 000 руб. Строительство здания цеха предполагается завершить в первом квартале 20__г. В соответствии с учетной политикой здание производственного цеха признается инвестиционным активом. Кроме того, в настоящее время принято решение о приобретении металлорежущего станка.

2. Остатки по бухгалтерским счетам ООО «Премиум» на 31 декабря 20__г.: 01 – 300 000 руб.; 02 – 50 000 руб.; 08 – 750 000 руб.; 10 – 170 000 руб.; руб.; 51 – 100 000 руб.; 60 – 20 000 руб.; 67 – 150 000 руб.; 80 – 1 100 000 руб.

3. В течение первого квартала были осуществлены следующие хозяйственные операции: начислены проценты по долгосрочному кредиту – 8 000 руб.; получен в банке краткосрочный кредит на приобретение металлорежущего станка – 118 000 руб.; поступил от поставщика металлорежущий станок – 118 000 руб., в т.ч. НДС 18% – 18 000 руб.; перечислено с расчетного счета поставщику за металлорежущий станок – 118 000 руб.; израсходованы материалы на строительство здания цеха – 100 000 руб.; начислена заработная плата работникам за разгрузку и установку станка – 10 000 руб.; начислены проценты по краткосрочному кредиту на приобретение станка – 7 000 руб.; станок введен в эксплуатацию; поступили денежные средства от покупателей – 145 000 руб.; погашен с расчетного счета краткосрочный кредит банка – 118 000 руб.; здание производственного цеха принято к учету; начислены проценты по долгосрочному кредиту после принятия к учету здания производственного цеха – 8 000 руб.

Задание 12.

Записать в журнале регистрации хозяйственных операций и на счетах бухгалтерского учета учебной формы хозяйственные операции ОАО «Юником» за март 20__г.

Исходные данные.

1. Для осуществления внешнеэкономической деятельности в ОАО «Юником» открыты в коммерческом банке транзитный и валютные счета в иностранной валюте – евро.

2. В течение марта в ОАО «Юником» были осуществлены следующие валютные операции: 1 марта поступила валютная выручка от иностранного покупателя фирмы «Shrate» в сумме 20 000 евро; 6 марта валютная выручка была перечислена на текущий валютный счет организации; 15 марта с текущего валютного счета в кассу организации были получены 6 000 евро на служебную загранкомандировку, и в этот же день они были выданы директору под отчет; 20 марта с текущего валютного счета перечислен аванс фирме «Clade» за комплектующие материалы в сумме 5 000 евро; 26 марта директор представил авансовый отчет на сумму 5 500 руб.

3. Курс евро ЦБ РФ (цифры условные): 1 марта – 40.40 руб./евро; 6 марта – 40.90 руб./евро; 15 марта – 41.00 руб./евро; 20 марта – 40.80 руб./евро; 26 марта – 41.20 руб./евро.

Цели, предмет, сферы действия Федерального закона N 402-ФЗ

Первое, что сделали законодатели, — конкретизировали цели и предмет нового Закона. Теперь в нем четко сказано, что Федеральный закон N 402-ФЗ устанавливает единые требования к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также к созданию правового механизма регулирования бухгалтерского учета.

Сфера действия Федерального закона N 402-ФЗ обширнее, чем у Федерального закона N 129-ФЗ. В отношении бюджетного сектора отмечено, что данный Закон распространяется на некоммерческие организации (в том числе казенные, бюджетные и автономные учреждения), а также на государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов. При этом отдельным пунктом выделено, что данный Закон применяется при ведении бюджетного учета активов и обязательств РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства, а также при составлении бюджетной отчетности (п. п. 1, 2 ст. 2 Федерального закона N 402-ФЗ).

Также в Федеральном законе N 402-ФЗ, в отличие от Федерального закона N 129-ФЗ, указано, в каких случаях он не применяется. В частности, при создании информации, необходимой для составления экономическим субъектом отчетности для внутренних целей, отчетности, представляемой кредитной организации в соответствии с ее требованиями, а также отчетности для иных целей, если законодательством РФ и принятыми в соответствии с ним правилами составления такой отчетности не предусматривается применение данного Закона (п. 5 ст. 2 Федерального закона N 402-ФЗ).

Понятийный аппарат

Некоторые термины и их определения, содержавшиеся ранее в аналогичном документе, изложены в новой редакции. Для сравнения приведем их в таблице.

В редакции Федерального закона
N 402-ФЗ
В редакции Федерального закона
N 129-ФЗ
Бухгалтерский учет
Формирование документированной
систематизированной информации об
объектах, предусмотренных
Федеральным законом N 402-ФЗ, в
соответствии с требованиями,
установленными Федеральным законом
N 402-ФЗ, и составление на ее основе
бухгалтерской (финансовой)
отчетности
Представляет собой упорядоченную
систему сбора, регистрации и
обобщения информации в денежном
выражении об имуществе,
обязательствах организаций и их
движении путем сплошного,
непрерывного и документального учета
всех хозяйственных операций
Бухгалтерская (финансовая)
отчетность
Бухгалтерская отчетность
Информация о финансовом положении
экономического субъекта на отчетную
дату, финансовом результате его
деятельности и движении денежных
средств за отчетный период,
систематизированная в соответствии с
требованиями, установленными
Федеральным законом N 402-ФЗ
Единая система данных об
имущественном и финансовом положении
организации и о результатах ее
хозяйственной деятельности,
составляемая на основе данных
бухгалтерского учета по
установленным формам
Руководитель экономического субъекта Руководитель организации
Лицо, являющееся единоличным
исполнительным органом
экономического субъекта, либо лицо,
ответственное за ведение дел
экономического субъекта, либо
управляющий, которому переданы
функции единоличного исполнительного
органа
Руководитель исполнительного органа
организации либо лицо, ответственное
за ведение дел организации

Отметим, что изменения в понятии бухгалтерского учета связаны отчасти с внесением изменений в перечень объектов учета. Об этом поговорим далее.

Организация и ведение бухгалтерского учета

Объекты бухгалтерского учета. Если раньше такими объектами являлись имущество и обязательства организаций, а также хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности, то теперь их перечень существенно расширен.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона N 402-ФЗ объектами бухгалтерского учета являются:

  1. факты хозяйственной жизни;
  2. активы;
  3. обязательства;
  4. источники финансирования его деятельности;
  5. доходы;
  6. расходы;
  7. иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.

Таким образом, неизменным названием объекта бухгалтерского учета остались только обязательства. Имущество теперь называется активами, хозяйственные операции — фактами хозяйственной жизни. Другие объекты учета добавлены вновь. Наибольший интерес вызывает последний из перечисленных — иные объекты, в случае если это установлено федеральными стандартами.

Для справки. Федеральные стандарты для организаций государственного сектора разрабатывает уполномоченный федеральный орган в порядке, установленном ст. 27 Федерального закона N 402-ФЗ.

Отметим, что в настоящее время федеральные стандарты для государственного сектора еще не утверждены, однако с их проектами можно ознакомиться на сайте Минфина <1>.

<1> http://www.minfin.ru/ru/budget/sfo/fsfo/.

Возложение обязанности ведения бухгалтерского учета. С 2013 г. изменились отдельные требования по организации бухгалтерского учета. Теперь руководитель экономического субъекта (в том числе учреждения бюджетной сферы) обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета (п. 3 ст. 7 Федерального закона N 402-ФЗ). Напомним, ранее согласно Федеральному закону N 129-ФЗ в зависимости от объема учетной работы руководители организации лично могли вести бухгалтерский учет. Теперь такое положение неприемлемо.

В отношении лиц, на которых могут быть возложены обязанности по ведению бухгалтерского учета, Федеральным законом N 402-ФЗ установлены определенные требования. Рассмотрим их в таблице.

Лица, которые
могут вести
бухгалтерский
учет
Требования, установленные к данным лицам Нормы
Федерального
закона N 402-ФЗ
Физическое лицо,
с которым
заключен договор
об оказании
услуг по ведению
бухгалтерского
учета
1) наличие высшего профессионального
образования;
2) наличие стажа работы, связанной с
ведением бухгалтерского учета,
составлением бухгалтерской (финансовой)
отчетности либо с аудиторской
деятельностью, не менее трех лет из
последних пяти календарных лет, а при
отсутствии высшего профессионального
образования по специальностям
бухгалтерского учета и аудита — не менее
пяти лет из последних семи календарных
лет;
3) отсутствие неснятой или непогашенной
судимости за преступления в сфере
экономики
Пункты 4, 6
ст. 7
Юридическое
лицо, с которым
заключен договор
об оказании
услуг по ведению
бухгалтерского
учета
должно иметь не менее одного работника,
отвечающего указанным выше требованиям,
с которым заключен трудовой договор
Пункты 4, 6
ст. 7
Главный
бухгалтер, иное
должностное
лицо, на которое
возлагается
ведение
бухгалтерского
учета
в отношении главных бухгалтеров
отдельных экономических субъектов РФ
применяются указанные выше для
физических лиц требования. При этом
отметим, что на главных бухгалтеров
государственных (муниципальных)
учреждений данные требования не
распространяются. К главному бухгалтеру
или иному должностному лицу, на которое
возлагается ведение бухгалтерского
учета, в государственном (муниципальном)
учреждении могут устанавливаться
дополнительные требования другими
федеральными законами
Пункты 4, 5
ст. 7

Обратите внимание! Стоит отметить, что требования, установленные п. п. 4, 6 ст. 7 Федерального закона N 402-ФЗ, не применяются в отношении лиц, на которых по состоянию на 01.01.2013 уже возложены обязанности по ведению бухгалтерского учета (п. 2 ст. 30 Федерального закона N 402-ФЗ).

Порядок урегулирования разногласий между руководителем и главным бухгалтером. В п. 8 ст. 7 Федерального закона N 402-ФЗ введено положение, согласно которому в случае возникновения разногласий в отношении ведения бухгалтерского учета между руководителем экономического субъекта и главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета (далее — бухгалтер):

  1. данные, содержащиеся в первичном учетном документе, принимаются (не принимаются) бухгалтером к регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета по письменному распоряжению руководителя экономического субъекта, который единолично несет ответственность за созданную в результате этого информацию;
  2. объект бухгалтерского учета отражается (не отражается) бухгалтером в бухгалтерской (финансовой) отчетности на основании письменного распоряжения руководителя экономического субъекта, который единолично несет ответственность за достоверность представления финансового положения экономического субъекта на отчетную дату, финансового результата его деятельности и движения денежных средств за отчетный период.

Напомним, ранее в п. 4 ст. 9 Федерального закона N 129-ФЗ содержалось аналогичное положение. В случае возникновения разногласий между главным бухгалтером и руководителем по осуществлению отдельных хозяйственных операций возможно было принятие к исполнению первичных учетных документов без подписи главного бухгалтера с письменного разрешения руководителя.

Как видим, теперь в Федеральном законе N 402-ФЗ содержится более подробный порядок урегулирования разногласий, и не только в отношении первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, но и касательно бухгалтерской отчетности.

Учетная политика. В Федеральном законе N 402-ФЗ учетной политике посвящена отдельная статья (ст. 8). В ней, в частности, говорится, что экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами.

В настоящее время бухгалтерский учет в государственных (муниципальных) учреждениях осуществляется в соответствии с Инструкциями N 157н <2>, N 162н <3>, N 174н <4>, N 183н <5> (в зависимости от типа учреждения). Что касается указанных стандартов, как уже было отмечено выше, для учреждений бюджетного сектора они еще не утверждены.

<2> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.
<3> Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.
<4> Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н.
<5> Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н.

Отметим, что согласно п. 6 Инструкции N 157н учетная политика государственного (муниципального) учреждения должна содержать:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета;
  • методы оценки отдельных видов имущества и обязательств;
  • порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;
  • правила документооборота и технологию обработки учетной информации, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов в соответствии с утвержденным графиком документооборота для отражения в бухгалтерском учете;
  • формы первичных (сводных) учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым законодательством РФ не установлены унифицированные формы документов. При этом они должны содержать обязательные реквизиты первичного учетного документа, предусмотренные п. 7 Инструкции N 157н;
  • порядок организации и обеспечения (осуществления) субъектом учета внутреннего финансового контроля;
  • иные решения, необходимые для организации и ведения бухгалтерского учета.

Как и прежде, учетная политика применяется последовательно из года в год. В соответствии с п. 6 ст. 8 Федерального закона N 402-ФЗ изменения в учетную политику могут вноситься:

  1. при изменении требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами;
  2. при разработке или выборе нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета;
  3. при существенном изменении условий деятельности экономического субъекта.

Напомним, ранее в Федеральном законе N 129-ФЗ содержались аналогичные нормы, но изложены они были по-другому. Таким образом, их суть не поменялась, чего не скажешь о следующем пункте.

В п. 7 ст. 8 Федерального закона N 402-ФЗ сказано, что изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обусловливается причиной такого изменения. Ранее в Федеральном законе N 129-ФЗ не было слов «если иное не…».

Отметим, до вступления в силу Федерального закона N 402-ФЗ в практике государственных (муниципальных) учреждений имелись случаи, когда учетная политика менялась в течение года. Так, например, бюджетное учреждение сменило свой тип на автономное в середине года, соответственно, изменение учетной политики было произведено на дату изменения типа учреждения. В настоящее время данный пробел в законодательстве устранен.

Первичные учетные документы. Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона N 402-ФЗ каждый факт хозяйственной жизни должен быть оформлен первичным учетным документом. Ранее в Федеральном законе N 129-ФЗ говорилось, что каждая хозяйственная операция должна оформляться оправдательными документами. От того, что в данную норму внесены коррективы, суть ее не изменилась.

Важным нововведением является отсутствие в Федеральном законе N 402-ФЗ требования об обязательном применении унифицированных форм первичной учетной документации, однако это не распространяется на учреждения государственного сектора (п. 4 ст. 9 Федерального закона N 402-ФЗ). В отношении данных учреждений в этом пункте сказано: формы первичных учетных документов для них устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством. То есть государственные (муниципальные) учреждения используют в своей деятельности формы первичных учетных документов, утвержденные Приказом Минфина России N 173н <6>. По тем фактам хозяйственной жизни (операциям), для оформления которых унифицированные формы документов не утверждены, учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает их в составе учетной политики с указанием в них обязательных реквизитов, приведенных в п. 2 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете N 402-ФЗ. Аналогичный перечень реквизитов содержится в п. 7 Инструкции N 157н:

  • наименование документа;
  • дата составления документа;
  • наименование экономического субъекта, составившего документ;
  • содержание факта хозяйственной жизни;
  • величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
  • наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность ее оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за правильность оформления свершившегося события;
  • подписи лиц, предусмотренных выше, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

<6> Приказ Минфина России от 15.12.2010 N 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению».

Также по-новому изложена норма, касающаяся исправлений в первичных учетных документах (для сравнения рассмотрим ее в таблице).

В редакции Федерального закона
N 402-ФЗ
В редакции Федерального закона
N 129-ФЗ
В первичном учетном документе
допускаются исправления, если иное
не установлено федеральными законами
или нормативными правовыми актами
органов государственного
регулирования бухгалтерского учета.
Исправление в первичном учетном
документе должно содержать дату
исправления, а также подписи лиц,
составивших документ, в котором
произведено исправление, с указанием
их фамилий и инициалов либо иных
реквизитов, необходимых для
идентификации этих лиц (п. 7 ст. 9)
Внесение исправлений в кассовые и
банковские документы не допускается.
В остальные первичные учетные
документы исправления могут
вноситься лишь по согласованию с
участниками хозяйственных операций,
что должно быть подтверждено
подписями тех же лиц, которые
подписали документы, с указанием
даты внесения исправлений (п. 5
ст. 9)

Напомним, для государственных (муниципальных) учреждений порядок исправления первичных учетных документов содержится в п. 10 Инструкции N 157н. В нем сказано, что принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформлены операции с наличными или безналичными денежными средствами, содержащих исправления, не допускается. Иные первичные (сводные) учетные документы, содержащие исправления, принимаются к бухгалтерскому учету в случае, когда исправления внесены по согласованию с лицами, составившими и подписавшими эти документы, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, с проставлением надписи «Исправленному верить» («Исправлено») и даты внесения исправлений.

По сути, в порядке исправления документов для учреждений государственного сектора ничего не поменялось.

Инвентаризация активов и обязательств. Положения об инвентаризации в Федеральном законе N 402-ФЗ, в отличие от Федерального закона N 129-ФЗ, сокращены. Можно сказать, что теперь в Законе содержатся только основные положения об инвентаризации активов и обязательств.

Так, в соответствии со ст. 11 Закона о бухгалтерском учете N 402-ФЗ активы и обязательства организации подлежат инвентаризации. Случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением инвентаризации, проведение которой обязательно. Обязательное проведение инвентаризации предусмотрено законодательством РФ, федеральными и отраслевыми стандартами.

Для справки. Согласно п. 20 Инструкции N 157н инвентаризация имущества, финансовых активов и обязательств в государственных (муниципальных) учреждениях проводится субъектом учета в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми Минфином в соответствии с законодательством РФ. На сегодняшний день такой порядок установлен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49.

Хранение документов бухгалтерского учета. Несмотря на внесение изменений в нормы, предусматривающие порядок хранения документов, основные требования остались прежними. То есть первичные документы, регистры бухгалтерского учета, а также бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года.

Для справки. Хранение документов по бухгалтерскому учету и отчетности в государственных (муниципальных) учреждениях осуществляется в соответствии с Приказом Минкультуры России от 25.08.2010 N 558 «Об утверждении «Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения».

В новом Законе более подробно прописано положение о том, что документы учетной политики, стандарты экономического субъекта, другие документы, связанные с организацией и ведением бухгалтерского учета, в том числе средства, обеспечивающие воспроизведение электронных документов, а также проверку подлинности электронной подписи, следует хранить не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в последний раз (п. 2 ст. 29 Закона о бухгалтерском учете N 402-ФЗ).

Ранее в Федеральном законе N 129-ФЗ было установлено, что ответственность за хранение первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета и отчетности несет руководитель организации.

Новый Закон такой нормы уже не содержит, однако в п. 3 ст. 29 Закона о бухгалтерском учете N 402-ФЗ говорится, что экономический субъект должен обеспечить безопасные условия хранения документов бухгалтерского учета и их защиту от изменений.

Внутренний контроль. Статьей 19 Федерального закона N 402-ФЗ введена новая норма, в соответствии с которой экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни.

Однако для учреждений бюджетного сектора это не является новшеством, так как для них такое положение установлено в п. 6 Инструкции N 157н. Выше мы отмечали, что учетная политика государственных (муниципальных) учреждений должна обязательно содержать порядок организации и обеспечения (осуществления) субъектом учета внутреннего финансового контроля.

Бухгалтерская отчетность. Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности в учреждениях государственного сектора устанавливается в соответствии с бюджетным законодательством (п. 4 ст. 14 Федерального закона N 402-ФЗ). Аналогичное положение и раньше содержалось в Федеральном законе N 129-ФЗ.

В заключение отметим также, что новым Законом введены нормы, предусматривающие особенности бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации и ликвидации юридического лица (ст. ст. 16, 17 Федерального закона N 402-ФЗ).

О.Сизонова

Главный редактор журнала

«Учреждения культуры и искусства:

бухгалтерский учет и налогообложение»

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *