Функции политики в обществе

Функции политики

Значение и роль политики как социального института обусловлены функциями, которые она выполняет в обществе. В современных обществах количество функций может быть различным. Как сфера руководства и управления общественными процессами политика может касаться различных областей деятельности человека.

В зависимости от того, в какой сфере общественной жизнедеятельности осуществляет политика свою регулятивную функцию, различают экономическую, социальную, демографическую, аграрную, культурную, техническую, военную, национальную и т.д. политику. Рассмотрим основные функции политики в современном обществе .

  • 1. Управленческая, регулятивная функция. Политика осуществляет управление социальными процессами общества, регулирует их, используя социальное принуждение и насилие. Политика не только выражает значимые интересы и потребности различных групп общества, но и обеспечивает их взаимодействие, оказывает на них влияние путем принятия политических решений.
  • 2. Функция обеспечения целостности и стабильности общества. Политика осуществляет эту функцию благодаря способности улавливать тенденции общественного прогресса и в русле этих тенденций формулировать общие цели, разрабатывать проекты будущего, определять социальные ориентиры, изыскивая для их осуществления необходимые ресурсы. Политика может предложить варианты желаемого будущего, в которых представлены политически значимые интересы групп, слоев, индивидов, государства, в том случае, если она способна интегрировать социально неоднородные группы.
  • 3. Функция политической социализации. Политика формирует политическое сознание индивидуума, включает личность в общественные отношения. Политика открывает широкие возможности реализации групповых и индивидуальных интересов, включает личность в социальные отношения, передавая ей опыт и навыки преобразовательной деятельности, эффективного выполнения социальных ролей и функций.
  • 4. Функция мобилизации и обеспечения эффективности общей деятельности. Политика систематизирует общественное взаимодействие, обеспечивая их реализацию путем создания мотивационного механизма, предоставляя индивиду эффективные возможности для удовлетворения его социальных потребностей, изменения социального статуса с помощью власти.
  • 5. Гуманитарная функция. Эта функция выражается в создании гарантий прав и свобод личности, обеспечении общественного порядка, гражданского мира и организованности.
  • 6 Рационализаторская функция. Представляя групповые и индивидуальные интересы, политика вырабатывает общие правила и механизмы их представительства и реализации. Тем самым политика рационализирует конфликты и противоречия, предупреждает их или цивилизованно разрешает.

Успешное выполнение политикой всех перечисленных функций гарантирует преемственность и поступательность в развитии общества. при этом, основные функции политики характеризуют важнейшие направления воздействия политики на общество, к которым относятся :

  • — поддержание и укрепление целостности общества как сложно дифференцированной социальной системы, обеспечение общественного порядка и организованности;
  • — разработка целей всего общества и составляющих его коллективных субъектов, организация масс и мобилизация ресурсов на их осуществление;
  • — авторитарное, обязательное для всех распределение дефицитных ценностей и благ;
  • — предотвращение и регулирование групповых конфликтов;
  • — конституирование сложных социальных субъектов (коммуникационная функция). Суть этой функции разъясняет английский политолог Р.Н. Берки: «Политика предполагает: выявление смысла существования общности; определение общих интересов всех субъектов политики, т.е. участников данной общности; выработку приемлемых для всех субъектов правил поведения; распределение функций и ролей между субъектами или выработку правил, по которым субъекты самостоятельно распределяют роли и политические функции; наконец, создание общепонятных для всех субъектов языков (вербального и символического), способных обеспечить эффективное взаимо-действие и взаимопонимание между всеми участниками данного сообщества».

Кроме этих, присущих в большей или меньшей степени любому обществу задач, политика выполняет и ряд специфических для определенных типов социальных систем функций, это:

  • — поддержание классового или социального господства;
  • — защита основополагающих прав человека;
  • — привлечение граждан к управлению государственными и общественными делами;
  • — обеспечение социальной справедливости и общего блага и др.

Конечно, это не все функции политики. Количество их нестабильно, они дополняются и уточняются в зависимости от ее вида. Многообразие функций политики свидетельствует о ее глубоком проникновении в общество, распространении на весьма различные социальные явления. Так, например, функции налоговой политики, как части финансовой, заключаются в централизации некоторой части ВВП в бюджете государства и во влиянии налогов на разные стороны деятельности их плательщиков.

При этом, чем многочисленнее функции политики в отдельно взятом обществе, тем меньше это общество развито. Социум представляет собой систему взаимодействия разных сфер человеческой жизнедеятельности. В идеале она внутренне согласована, сбалансирована.

Потребности по каждой сфере реализуются посредством методов, присущих только ей. Например, экономическая система, используя материальную заинтересованность производителя, удовлетворяет потребность населения в товарах широкого производства, в продуктах питания. Однако в обществах переходных или в традиционных все сферы подчиняются политической. Таким образом она компенсирует неразвитость остальных областей жизни.

власть партийный государство политика

Функции политики в обществе

Функции политики в обществе обусловливают ее роль и значение как института социального. Количество их нестабильно. Чем многочисленнее функции политики в отдельно взятом обществе, тем меньше это общество развито. Социум представляет собой систему взаимодействия разных сфер человеческой жизнедеятельности. В идеале она внутренне согласована, сбалансирована. Потребности по каждой сфере реализуются посредством методов, присущих только ей. Например, экономическая система, используя материальную заинтересованность производителя, удовлетворяет потребность населения в товарах широкого производства, в продуктах питания. Однако в обществах переходных или в традиционных все сферы подчиняются политической. Таким образом она компенсирует неразвитость остальных областей жизни. Социальные функции политики, которые она выполняет в данном случае, не совсем ей свойственны. Она чересчур вмешивается во все сферы гражданского общества, вплоть до его подмены. Благодаря такому воздействию, резко ограничиваются возможности для самореализации личности. Такое явление характерно для обществ, которые развиваются с помощью политико-идеологических методов. Они могут достичь больших успехов, несмотря на ограниченный круг ресурсов. В таких обществах применением насилия и внушением страха формируется внешняя мотивация работы. А внутренняя мотивация (потребности, интересы) не учитываются совсем.

Функции политики в современном социуме тоже многочисленны. Но можно выделить лишь несколько основных, без которых общество не способно развиваться нормально.

  1. Функция обеспечения его стабильности и целостности. Суть ее состоит в том, что политика определяет на будущее проекты, ориентиры и вектор развития общества. Также она обеспечивает ресурсами для выполнения запланированного.
  2. Функция мобилизации совместной деятельности и ее эффективности. Политика формулирует цели постепенного развития, которые имеют цену и значимость. Чтобы обеспечить их реализацию, она мотивирует индивида, предоставляя ему возможности для того, чтобы он с помощью власти мог удовлетворить свои социальные потребности или изменить статус в обществе.
  3. Регулятивная и управленческая функции политики. Это значит, что она выражает касающиеся власти и имеющие значимость потребности и интересы разных общественных групп. Тем самым политика с помощью принятия решений в своей сфере влияет на них и гарантирует их взаимодействие. Также воздействуя на заинтересованность отдельных групп, она посредством социального насилия и принуждения управляет процессами в обществе, регулирует их.
  4. Функция рационализации. Выражается в том, что политика создает общие механизмы и правила для представления и реализации интересов конкретного индивида или групп. Тем самым она цивилизованно предупреждает или улаживает возможные противоречия и конфликты, то есть рационализирует их.
  5. Функция политической социализации. Она проявляется во включении личности в общественные отношения, в наделении ее опытом, способностями к преобразовательным действиям, к эффективному выполнению своих ролей. При этом для реализации интересов групп и индивидов открываются огромные возможности.
  6. Гуманитарная функция. Она выражается в том, что личность приобретает гарантии своих прав и свобод. Кроме того, в обществе обеспечивается мир, порядок и организованность.

Конечно, это не все функции политики. Они дополняются и уточняются в зависимости от ее вида. Так, например, функции налоговой политики, как части финансовой, заключаются в централизации некоторой части ВВП в бюджете государства и во влиянии налогов на разные стороны деятельности их плательщиков

  • ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

    ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В соответствии со ст. 211 Трудового кодекса Российской Федерации государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в законах и иных нормативных…
    (Анализ и оценка риска производственной деятельности)

  • ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА

    Государственная политика в области охраны труда предусматривает совместные действия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, объединений работодателей, профессиональных союзов в лице их соответствующих…
    (Анализ и оценка риска производственной деятельности)

  • Антимонопольная политика государства

    Антитрестовская (антимонопольная) политика — комплекс экономических, законодательных и административных мер, направленных на ограничение условий возникновения и функционирования монополий и защиту конкурентного рынка. Необходимость вмешательства государства в этот аспект рыночных отношений связана с…
    (Экономическая теория)

  • Финансовая система и финансовая политика

    Финансовые отношения и финансовая система Рыночное хозяйство предполагает функционирование денежных отношений. Их сфера огромна. Они обслуживают товарные сделки, взаимоотношения предприятий друг с другом. Кроме того, все коммерческие и государственные организации, а также их работники, втянуты…
    (Экономическая теория)

  • Фискальная политика государства

    Элементы финансовой системы используются в рыночной экономике для регулирования процесса производства, поддержания равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением. Наиболее часто для этих целей используются расходная часть государственного бюджета и налоговая система. Манипулирование государственными…
    (Экономическая теория)

  • Денежный рынок и денежно-кредитная политика

    Денежная масса, денежный рынок и денежно-кредитная система Рыночная экономика для своего нормального развития формирует специфический денежный рынок. На этом рынке взаимодействуют институты, обеспечивающие взаимодействие спроса и предложения денег и определяется их цена. Деньги как всеобщий эквивалент…
    (Экономическая теория)

  • Денежно-кредитная политика

    Наличие в рыночной экономике коммерческих банков приводит к тому, что они увеличивают предложение денег в периоды инфляции, так как им это выгодно, и сокращают в периоды депрессии, способствуя тем самым усилению циклического развития. Поэтому за их деятельностью необходим контроль со стороны государства….
    (Экономическая теория)

  • Антиинфляционная политика государства

    В антиинфляционной политике различают стратегию и тактику. Стратегические меры направлены на причины инфляции и рассчитаны на получение какой-то отдачи через длительный промежуток времени. Тактика антиинфляционного регулирования предусматривает получение результатов через относительно короткие временные…
    (Экономическая теория)

  • Распределение доходов и социальная политика

    Рыночный механизм формирования доходов Отличительной чертой современной рыночной экономики является ее социальная направленность. Развитие экономики, с одной стороны, позволяет осуществлять более сложные социальные программы, а с другой — решение социальных проблем служит важным фактором роста…
    (Экономическая теория)

  • Социальная политика государства

    Социальная политика государства стоит в настоящее время практически на первом месте во всех развитых странах, осуществляющих государственное регулирование. В основе ее лежит необходимость обеспечить право человека на определенный стандарт благополучия в данном обществе и социальную защиту каждого члена…
    (Экономическая теория)

>Практическая работа 3

Какова структура политики? Насколько равноценные элементы?

Элементы политики — это структурные единицы политики как единой, целостной системы. К числу элементов политики относятся:

  • 1) Субъекты политики — социальные общности (класс, нация, политическая элита, массы, профессиональные группы), социальные институты (парламент, правительство, политические партии, профсоюзы, церкви, СМИ, международные организации) и отдельные личности (граждане, члены политической элиты, политические лидеры).
  • 2) Политическая власть — главный элемент политики. Политическая власть — это возможность навязывать свою политическую волю членам общества.
  • 3) Политическая организация — совокупность государственных институтов, выражающих интересы личности, группы, общества.
  • 4) Политические отношения — формы взаимосвязи и взаимодействия субъектов политики, основанные на согласии, партнерстве, конфликте, господстве.
  • 5) Политическое сознание — система политических оценок, смыслов и утверждений, проявляющихся на уровне эмоций, чувств, переживаний, симпатий и антипатий (политическая психология), а также на уровне рациональных представлений, убеждений, составляющих политическое мировоззрение субъекта (политическая идеология).
  • 6) Политическая культура — тип отношения индивида, социальной группы, общества в целом к тем или иным политическим явлениям, событиям, фактам, проявляющийся в поведении людей.

Какие функции выполняет политика в обществе?

Политика выполняет в общественной жизни следующие функции:

  • 1. Выражение общественно значимых интересов всех групп и слоев общества. Выражение интересов включает в себя: а) осознание интересов; б) их оформление в идеологии; в) институализацию интересов посредством создания политической партии или общественного движения.
  • 2. Рационализация возникающих в обществе противоречий. Достижение социальными группами своих интересов неизбежно сопровождается конфликтами между ними. Политика призвана перевести разрешение этих конфликтов в русло цивилизованного диалога. Другими словами, для достижения своих интересов можно выводить людей на улицы, переворачивать машины, бить витрины; а можно создать политическую партию, путем участия в избирательной кампании провести своих представителей в парламент и разрешать все вопросы за столом переговоров с представителями других партий в парламенте.
  • 3. Руководство и управление общественными процессами в интересах тех или иных групп или общества в целом. Руководство заключается в определении основных целей и приоритетов развития, а также в выработке путей и средств их достижения; управление представляет собой деятельность по реализации выработанных стратегических решений.
  • 4. Интеграция различных социальных групп за счет подчинения их интересов интересам целого. Политика призвана выразить единый общенародный интерес и определить место в нем каждой социальной группы.
  • 5. Обеспечение инновационного характера общественного развития. Это означает, что политика призвана обеспечить соответствие политических форм потребностям экономического и социального развития общества. Другими словами, политика должна создавать условия, благоприятные для экономического и социального развития.
  • 6. Наконец, политика выполняет своеобразную человекотворческую функцию. Она заключается в том, что политика представляет собой специфическую сферу самореализации личности, т.е. позволяет человеку проявить себя как социально активное, социально значимое существо.

Основные принципы социальной политики

Термин «принцип» латинского происхождения, на русский язык переводится как основное правило, распространяющееся на все явления области, из которой он был абстрагирован. Под принципом действия подразумевается этическое правило (норма), характеризующая отношения между людьми в обществе.Следовательно,принципы социальной политики– основные этические правила (нормы, положения), которых необходимо придерживаться при исполнении социально-политических действий.

Центральным принципом социально-политической деятельности выступает принцип социальной справедливости. Это категория, с помощью которой характеризуются отношения между людьми, исходя из понимания сущности человека, его прав и свобод. Социальная справедливость является общепринятой ценностью и нормой общественного сознания. Но признание социальной справедливости не дает представления о содержании данного многозначного понятия, поскольку существует неустранимое противоречие, в социальном смысле, между двумя типами справедливости.

Первый смысл социальной справедливости связан с одинаковыми возможностями, предоставляемыми индивидам независимо от индивидуальных и социальных различий – это уравнительный тип справедливости. Он снижает мотивацию людей к деятельности, ослабляет побуждение к труду, к творчеству. Второй смысл социальной справедливости связан с воздаянием индивидам за личный труд – это распределительный тип справедливости. Он ставит в ущемленное положение тех, кто не способен к усиленной деятельности, что неизбежно вызывает социальное напряжение в обществе.

Примирить противоречия между типами социальной справедливости возможно только на принципе эгалитаризма(социальное равенство). Данный принцип предоставляет людям равные права и возможности на «стартовом» этапе личностного развития. Принцип социального равенства предполагает равноправие всех на базовый социальный минимум, но не гарантирует фактическое материальное и финансовое равенство. Признание социальной справедливости и социального равенства есть равенство социальных прав всех граждан, независимо от индивидуальных и социальных отличий.

Принцип индивидуальной социальной ответственности основан на необходимости приложения человеком максимальных усилий для самопомощи и самообеспечения. Это связано со значительным снижением социальной роли государственной всесторонней опеки. В условиях перехода к рыночным социально-экономическим условиям жизни индивид обязан задуматься о собственном вкладе в разрешении социальных проблем, самостоятельном выходе из трудных жизненных ситуаций. Для этого необходимо сформировать устойчивую направленность индивида на социальную ответственность с юридическими, экономическими и организационными условиями реализации.

Принцип индивидуальной социальной ответственности требует приложения максимальных усилий даже в тех случаях, когда социальные проблемы не могут быть решены самостоятельно. Поскольку в обществе есть значительное количество индивидов, не способных по физическим, психическим, интеллектуальным дефектам, возрастным и иным особенностям к полноценному социальному функционированию, то государство не снимает с себя обязанность поддержки своих граждан.

Принцип социальной солидарностиоснован на том, что общество обязано воспринимать и разрешать социальные затруднения как часть системы. Согласно данному принципу, внутри общества должно происходить перераспределение благ от более сильных и самостоятельных групп людей к социально уязвимым категориям населения. Механизм перераспределения благ заключен в эффективности системы налогообложения, доступности к социальным коммуникациям, культуре, здравоохранению, образованию.

Каждый индивид независимо от социального положения должен иметь равный и справедливый доступ к социальным ресурсам и благам. Это делается в целях профилактики социальной нестабильности и криминальной активности части населения. Социальное государство, не имея возможности ликвидировать бедность, перераспределяет средства в пользу социально обездоленных групп и слоев населения.

Принцип социального партнерства (трипартизм)основан на равенстве прав трех сторон – государственная власть, наемные работники и работодатели. Это непременное условие обеспечения устойчивости демократичного общества, социального государства и эффективности социально ориентированной экономики. Принцип обязывает соблюдать правила «игры» всеми партнерами взаимодействия, что снижает социальную напряженность в обществе, позволяет сбалансировать противоречивые интересы групп.

Принцип социальных гарантийпредоставляет всем гражданам гарантированный государством минимум социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, профессиональной подготовке, рациональному трудоустройству. Социальные гарантии должны обеспечить минимальный объем и качество, необходимое для развития личности и ее подготовки к самостоятельной жизни, а также социальной опеки со стороны государства лиц, предусмотренных законом.

Принцип социальной поддержки(субсидарность)оказывает предпочтение общественным инициативам в социальной сфере. Данный принцип предполагает регулирование государственных и негосударственных структур в социальной отрасли, поддержку инициативы последних. Реализация принципа субсидарности позволяет более эффективно и гибко реагировать на возникающие запросы общества, решать социальные проблемы с привлечением самых людей (граждан).

Принцип гуманизма изменяется в ходе социального развития общества и государства, но их фундаментальный характер останется неизменным. В условиях перехода к демократичному обществу и социальному государству большое значение приобретает новый характер взаимодействий между людьми в обществе. Толерантность призывает к терпимости во взаимоотношениях между людьми, уважению к интересам других лиц, особенно социально неустроенных, утверждению в обществе принципов сострадания и милосердия.

В КОНСПЕКТ:

· Принципы социальной политики – основные этические правила (нормы, положения), которых необходимо придерживаться при исполнении социально-политических действий.

· Центральный принцип социальной справедливости — категория, с помощью которой характеризуются отношения между людьми, исходя из понимания сущности человека, его прав и свобод.

· Первый вариант социальной справедливости связан с одинаковыми возможностями, предоставляемыми индивидам независимо от индивидуальных и социальных различий – это уравнительный тип справедливости.

· Второй вариант социальной справедливости связан с воздаянием индивидам за личный труд – это распределительный тип справедливости, ставящий в ущемленное положение тех, кто не способен к усиленной деятельности,

· Примирить противоречия между двумя типами социальной справедливости возможно на принципе социального равенства, который предоставляет всем равные права и возможности на «стартовом» этапе личностного развития.

· Принцип индивидуальной социальной ответственностиоснован на максимальных усилиях человека для самообеспечения, что связано со снижением социальной роли государственной всесторонней опеки.

· Принцип социальной солидарностиоснован на том, что внутри общества должно происходить перераспределение благ от более сильных и самостоятельных групп к социально уязвимым категориям населения.

· Принцип социального партнерстваоснован на равенстве прав трех сторон – государственная власть, наемные работники и работодатели, что позволяет сбалансировать противоречивые интересы социальных групп населения.

· Принцип социальных гарантийпредоставляет всем гражданам гарантированный государством минимум социальных услуг, необходимых для развития личности и ее подготовки к самостоятельной жизни.

· Принцип социальной поддержкипредполагает регулирование государственных и негосударственных структур в социальной отрасли, предпочтение и поддержку общественных инициатив в решении социальных проблем.

· Принцип гуманизма, основанный на толерантности, призывает к терпимости во взаимоотношениях между людьми, уважению интересов и взглядов других лиц, утверждению в обществе сострадания и милосердия.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Как определяется содержание и объем понятия «принцип социальной политики»?

2. В чем смысл принципа социальной справедливости, в каких типах она существует?

3. Какую важную цель преследует введение принципа социального равенства?

4. В чем смысл индивидуальной социальной ответственности и социальной солидарности?

Цель социальной политики

Цельсоциальной политики — программирование в сознании человека и общества идеального результата, на достижение которого направлены социально-политические действия.

Целью социальной политики является повышение благосостояния людей качественным улучшением уровня жизни за счет создания условий, при которых удовлетворяются их жизненные потребности и интересы, а также создания благоприятного социального климата и общественного согласия. В центре социальной политики должен находиться человек, который одновременно выступает как цель, предмет и субъект социального развития.

Социальное развитие

Социальное развитие – процесс качественного улучшения социальных отношений, связанный с удовлетворением потребностей и интересов, как индивида, так и общества в целом, обеспечивающих условия для полноценной реализации личностного потенциала человека.

Социальное развитиеобеспечиваетсякомплексом мер по постоянному росту уровня и качества жизни, позволяющим реализовывать сущностные силы человека и гармонизировать социальные отношения в обществе. Индикаторами социальной динамики являются: величина прожиточного минимума; доля населения, находящегося за порогом бедности; величина поляризации доходов; доля получающих профессиональное образование; перечень и объем медицинских услуг, доступных всему населению; доля безработных; средняя продолжительность жизни; детская рождаемость и смертность населения.

Основными показателями социального развития являются:

1. Экономические параметры развития связанны с уровнем социально-экономического состояния региона и (или) страны; особенностями социальной инфраструктуры; характером собственности на производстве и типом распределительных отношений.

2. Социально-трудовые параметры характеризуются через ресурсы и потребности общественного производства в рабочей силе; динамика занятости и безработицы населения; условия и оплата труда; пороговые значения деградации трудового потенциала.

3. Природно-климатические параметры выделяют особенности взаимодействия населения с естественной средой обитания в конкретном регионе; влияние стандартов и образа жизни населения на природу; динамику показателей чистоты воды, воздуха, вредных выбросов; материальные затраты на обеспечение экологической безопасности.

4. Политические параметры характеризуют сущность и влияние социальной политики на качественное улучшение социальной сферы; реализацию правовых гарантий в области социального воспроизводства населения; социальную поддержку и помощь отдельным слоям населения.

5. Правовые параметры показывают уровень правосознания населения, нормы правоотношений и области регулирования социальных отношений.

6. Культурные параметры определяют воздействие духовно-нравственных интересов, ценностей, норм на социальные отношения в обществе, воздействие национального менталитета и культурных традиций и обычаев на национально-региональные особенности быта.

7. Социально-демографические параметры учитывают динамику населения по численности, половозрастному составу, рождаемости и смертности, продолжительность жизни, численность семей и их состав, количество браков и разводов, трудовую занятость и миграцию и др.

8. Социально-психологические параметры представляют собой особенности проявления политики в социальных отношениях с точки зрения самочувствия населения, состояния преступности, характера причин инвалидности и смертности и др.

Уровень и качество жизни

Результативность социальной политики проявляется в уровне и качестве жизни населения.Уровень жизни характеризует благосостояние людей, социальных групп, всего населения отдельно взятой страны или территории. Уровень жизни определяется текущими доходами; накопленным материальным имуществом, включая жилье и предметы повседневного обихода; количеством социальных услуг, предоставляемых бесплатно; объемом и структурой расходов.

Изменения уровня жизни определяются при помощи минимальных потребительских бюджетов – физиологический, прожиточный и социальный минимумы. «Минимальная потребительская корзина» по отдельным социально-демографическим группам лежит в основе определения прожиточного минимума. Прожиточный минимум – это размер денежного дохода, который удовлетворяет минимально допустимые потребности. Именно здесь проходит так называемая «черта бедности». От минимального уровня потребления следует отличать физиологический минимум потребления, который необходим для физического существования человека.

В отличие от уровня жизни качество жизни оценивать гораздо сложнее, так как качественные показатели с трудом поддаются количественной оценке. Качество жизни — комплексная характеристика уровня жизни, включает как объективные, так и субъективные факторы. Среди объективных факторов – потребление продуктов питания, жилищные условия, уровень занятости, развитость сферы услуг, образования, социального обеспечения. Среди субъективных факторов – удовлетворенность человека работой и жизненными условиями, социальным статусом, финансовым положением семьи и семейными отношениями, возможность использования свободного времени, состояние экологии, здоровье и физическое развитие граждан и др.

Из всего этого вытекает, что «качество жизни» – более широкое понятие, чем «уровень жизни». Например, характеризуя качество трудовой жизни, нельзя ограничиться показателями занятости, безработицы, продолжительности рабочего дня, уровнем производственного травматизма. Необходимы и другие оценки, в том числе соответствие интересам работников содержания и характера труда, его интенсивности, взаимоотношения внутри трудового коллектива и др.

Следует отметить, что требования к уровню и качеству жизни с течением времени повышаются, причем они различны в отдельных странах и регионах. Факторами, обусловливающими количественные и качественные показатели результативности социальной политики, являются состояние экономики в стране, политическая ситуация, природно-климатические условия, географическое положение, сложившиеся традиции культуры и др.

Дата добавления: 2016-10-07; просмотров: 3220 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *