Функции конституции

Автореферат «Системообразующая функция К РФ»

Автореферат Невинской Е.В. Системообразующая функция Конституции Российской Федерации
12.00.02 – конституционное право; муниципальное право
Основные положения, выносимые на защиту:

1. Право, являясь важнейшим социальным регулятором общественных
отношений, лежит в основе сбалансирования потребностей и интересов
человека и общества. Важнейшее значение для понимания сущности и роли
права в жизни человека, общества и государства имеет исследование таких
сопряженных с ним категорий, как система права, системность права и
системообразующая функция права. Каждая из этих категорий отражает
определенное конституционное содержание. Оно может быть направлено как
внутрь права, с целью придания ему целостности, единства, так и во вне его,
для обеспечения правового воздействия на существующие общественные
отношения. Перечисленные категории детально проанализированы в работе и
соотнесены между собой.

чистая 12.00.01.
глубину «детальности анализа» не знаю, но указанное здесь не ново.
кстати, насколько корректно в положениях ссылаться на дальнейший глубокий анализ, которого и в автореферате нет?

2. Системообразующая функция права покоится на определенных
системных связях (генетических, субординационных, координационных,
структурных), которые с точки зрения общеметодологического подхода к
понятию системы имеют решающее значение для понятия системы права и
системообразующей функции права.

вообще про конституцию забыла…

3. Системообразующая функция права, как общее явление, находит
проявление в системообразующей функции ведущей отрасли национального
права – конституционного (государственного) права и основного источника
права – конституции государства.

Если бы это так было, то 12.00.02. и 12.00.01. не разделяли бы.

4. Современная конституция, сохраняя свои базовые характеристики с
момента появления первых писаных конституций в конце XVIII века,
приобретает некоторые новые черты, требующие дополнительного
осмысления в целях совершенствования теории и практики
конституционализма. Это касается, в частности, функций современной
конституции, среди которых вполне оправданным следует считать выделение
системообразующей функции.

Глубокая мысль!!!!!!!! несомненно! за несколько столетий конституция «преобретет НЕКОТОРЫЕ новые черты»

5. Содержание системообразующей функции российской конституции
составляют системные связи, посредством которых осуществляется
направленное воздействие конституции на объекты социальной
действительности. К базовым объектам направленного воздействия
конституции следует отнести определенные общественные отношения;
принципы взаимоотношений личности, общества и государства; строение
системы права; систему источников (форм) права. Определяющее значение в
понятии системообразующей функции конституции имеют такие основные
системные связи как генетические (связи порождения), субординационные
(связи иерархии), координационные (связи взаимодействия, согласования) и
структурные (связи строения). Названные основные системные связи лишь условно обособляются для целей настоящего исследования, хотя в
действительности они тесно переплетены между собой, обеспечивая тем самым целостность, системность воздействия на соответствующие объекты.

условности, которые дальше автореферата не должны выходить. защитился и все забыли

6. Исследование природы и практики действия конституции в
различных странах мира, включая Россию, позволяет увидеть, что некоторые
широко известные юридические свойства писаной конституции
предопределяют роль конституции как системообразующего акта в праве
государства (российского государства). Иначе они выступают в качестве своеобразных факторов влияния на системообразующую функцию Конституции Российской Федерации. Наиболее отчетливо это проявляется
при исследовании таких свойств конституции, которые вытекают из ее
содержания: верховенство, высшая юридическая сила, учредительный и
базовый характер, прямое действие.

не уловил мысль…
«некоторые широко известные юридические свойства писаной конституции… выступают в качестве своеобразных факторов влияния на системообразующую функцию Конституции Российской Федерации» . так чтоль?

7. Верховенство Конституции Российской Федерации выступает в
качестве универсального юридического свойства конституции, вытекающего
из признания исключительно государственного суверенитета Российской
Федерации и в силу этого обеспечивающего системообразующее воздействие
на всю систему общественных отношений и регулирующего их российского
права как системы юридических норм.

иными словами, раз Россия обладает государственным суверенитетом, то верховенство конституции обеспечено?

8. Высшая юридическая сила Конституции Российской Федерации
обеспечивает целостность и системность российского права, внутреннюю
иерархическую соподчиненность различных источников права и нормативно-
правовых положений.

Спорное положение!
вспомним хотя бы дискуссию о соотношении международных договоров и национального законодательства. что, собственно, и зарубило проект ФЗ о НПА

9. Учредительный характер Конституции Российской Федерации
обусловливает первичность и комплексность упорядочения основных групп
общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования
положения человека и гражданина, общественного и государственного строя.

Учредительный характер Конституции безусловно влияет на общественный и государственный строй, но что бы и на «положения человека и гражданина» — сомневаюсь.

10. Базовый характер Конституции Российской Федерации
предопределяет систему основополагающих конституционных принципов в
развитии общества и государства, основ правового статуса личности,
общественного и государственного строя, которые в целом представляют
собой фундамент организации жизни отдельного человека и его семьи,
общества и государства.

еще одно упоминание верховенства конституция, которое и так ясно…
интересно, как можно доказать сие положение?
слог порадовал «представляют собой фундамент организации жизни отдельного человека и его семьи» — прям социология какая-то

11. Прямое действие норм Конституции Российской Федерации, при
всей дискуссионности по этому вопросу, следует признать важным фактором
влияния на системообразующую функцию конституции в силу того, что
каждая норма конституции вплетена в общую систему норм
конституционного (государственного) права, иных отраслей национального
права.

для начала надо доказать, а уж потом признать!

Сообщение отредактировал ultra vires: 13 Январь 2009 — 06:43

Важнейшие функции конституции

Выделяют шесть важнейших функций конституции:

  • — юридическая функция заключается в том, что, будучи законом, она является важнейшим источником права, нормы которого обладают высшей юридической силой и лежат в основе всей системы правового регулирования;
  • — политическая функция заключается в том, что политический процесс, в котором участвуют все политические силы, осуществляется на основе правил, установленных конституцией;
  • — учредительная функция заключается в признании и юридическом оформлении важнейших институтов общества, их узаконивании и придании им государственно-правовой формы, а также указывает на то, что Конституция появляется вследствие коренных изменений в жизни общества и выступает политической и правовой основой его дальнейшего развития;
  • — системообразующая функция заключается во взаимосвязи между такими составными частями конституции, как отрасли права, создавая условия для сбалансированного и непротиворечивого ее развития. Благодаря этой функции сама динамика правовой системы становится относительно прогнозируемой;
  • — охранительная функция характеризует конституцию с точки зрения направленности ее норм на защиту основ конституционного строя и присущих обществу и государству институтов, а кроме того, указывает на механизм ее самообеспечения и самозащиты;
  • — идеологическая (мировоззренческая) функция заключается в том, что она выступает средством идеологического воздействия. Конституция играет большую воспитательную роль, устанавливая основы взаимоотношений государства и человека, государства и общества, основанные на их взаимной ответственности.

Функции Конституции

Принимают конституцию для того, чтобы она функционально была полезна обществу, была способна ограничить произвол публичной власти в отношении человека, его прав и свобод. Поэтому каждая конституция выполняет определенные функции, которые раскрывают ее социальное назначение и характеризуют основные направления ее воздействия на общественные отношения. Исходя из сказанного выше, можно сделать вывод о трех важнейших функциях конституции: юридической, политической и идеологической.

Юридическая функция заключается в том, что конституция, будучи базовым законом, является важнейшим источником права, нормы которого обладают высшей юридической силой и лежат в основе всей системы правового регулирования.

Юридическая функция заключается в том, что конституция является основным источником права, содержащим исходные начала для всей правовой системы.

Суть этой функции конституции заключается в том, что она:

1) становится основой новой правовой системы и правопорядка в стране (или нового этапа в их развитии, если они существуют и в принципе сохраняются);

2) сама регулирует общественные отношения и как документ прямого действия может быть исходной почвой для их возникновения;

3) дает импульс развитию законодательства и принятию большого массива новых нормативных юридических актов, воплощающих общие идеи и отдельные положения конституции.

Сказанное в полной мере относится к действующей Конституции РФ. Она является «заглавным» документом создаваемой в России правовой системы, для детализации Конституции нужны около 600 нормативных актов, частично принятых, но в своем большинстве все-таки пока подготавливаемых. Достаточно актуальна и задача обеспечения прямого действия Конституции. Об этом свойстве Основного Закона «забывают и нередко смотрят на нее как на правовую библию, которой надо молиться на словах, но которой совсем не требуется следовать в делах, и в том числе потому, что она содержит набор благих идей, но не норм непосредственного юридического действия».

Политическая функция конституции заключается в том, что политический процесс, в котором участвуют, так или иначе все политические силы, осуществляется на основе правил, установленных конституцией. Политический процесс охватывает различные формы, способы и направления политической деятельности; по существу — это порядок функционирования политической системы, ее институтов. С изменением норм конституции вносятся определенные изменения и в политический процесс.

Близко к политической примыкает внешнеполитическая функция конституции, суть которой состоит в том, что основной закон обращен не только к внутренней жизни страны, он одновременно является фундаментом внешнеполитической деятельности государства. Это может быть выражено включением в конституцию специальных глав о внешней политике и обороне (так делали, например, Конституция СССР 1977 г., Конституция РСФСР 1978 г.). Но в принципе наличие таких глав совсем не обязательно — их не было, к примеру, в Конституции РСФСР 1918 г., Конституции СССР 1936 г. и следовавшей за ней Конституции РСФСР 1937 г. Нет подобной главы и в Конституции РФ 1993 г., в большинстве зарубежных конституций. Суть в другом, и это главное: наша Конституция не просто исходит из миролюбивой внешней политики государства, стремления к сотрудничеству и добрососедству, но и провозглашает общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ составной частью ее правовой системы.

И, тем не менее, понять без Конституции сущность государства невозможно.

Идеологическая функция конституции заключается в том, что она выступает средством идеологического воздействия. Конституция играет большую воспитательную роль, устанавливая основы взаимоотношений государства и человека, государства и общества, основанные на их взаимной ответственности.

Наличие идеологической функции нельзя отождествлять с государственной идеологией, которая иногда закладывается в тоталитарной конституции.

Такая функция также присуща и нашей Конституции. Но есть ли основания для этого утверждения? Ведь в ст. 13 Конституции РФ 1993 г. сказано, что в Российской Федерации признается идеологическое многообразие, никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Выходит, наша действующая Конституция — как бы деидеологизированный документ.

Действительно, идеологическая функция конституции может заключаться в закреплении постулатов какого-то политического учения в качестве господствующих. За примерами далеко ходить не надо. Такими были все предшествующие советские конституции. Так, не просто правовым актом, но и типичным документом научного коммунизма являлась Конституция СССР 1977 г. Она исходила из построения всей жизни в стране на постулатах теории и практики социалистического и коммунистического строительства, а в преамбуле Конституции содержалась характеристика существовавшей в стране общественной системы как развитого социализма. Вот такой вариант идеологического предназначения конституции и исключает теперь наш Основной Закон 1993 г.

Учредительная функция конституции выражается в признании и юридическом оформлении важнейших социально-экономических и политических институтов общества для сохранения и упрочения, основополагающих начал организации общества и государства. Именно эту функцию, прежде всего, выполняют нормы, закрепляющие основы конституционного строя (гл. 1 Конституции РФ), статус Российской Федерации и ее субъектов (ст. 65-70), общий статус Президента Российской Федерации (ст. 80-82, ч. 1 ст. 87, ст. 91), Федерального Собрания (ст. 94, 95), Правительства (ст. 110), Конституционного Суда (ч. 1 ст. 125), прокуратуры (ст. 129) и иных федеральных органов. Учредительная функция Конституции Российской федерации проявилась также в том, что ею созданы новые государственные органы, например, Счетная палата (п. «г» ч. 1 ст. 103), Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации (п. «д» ч. 1 ст. 103).

Суть этой функции состоит в том, что конституция, появляясь в результате коренных изменений в жизни общества, становится политико-правовой основой его развития на следующем историческом этапе. Слово «учредительная» понимают в том смысле, что конституция либо закрепляет то, что уже существует как результат деяний людей, либо создает предпосылки для совсем новых общественных отношений, созревших в обществе, но не могущих возникать, пока не будет для них необходимой правовой базы, которая с принятием конституции и учреждается. Таким образом, учредительные начала конституций могут проявляться и по отношению к общественной (политической) системе в целом, и по отношению к конкретным государственно-правовым институтам и учреждениям.

Опыт собственной истории подтверждает это. Каждая конституция знаменовала новый этап в социально-политическом развитии и выполняла учредительную функцию, естественно, с позиций тех, кто в то время осуществлял власть.

Так, учредительная функция Конституции РСФСР 1918 г., первых конституций других советских республик состояла в оформлении завоеваний социалистической революции и прежде всего перехода политической власти — по терминологии того времени — в руки рабочего класса и беднейшего крестьянства. В ст. 9 Конституции РСФСР было записано, что ее основная задача заключается «в установлении диктатуры городского и сельского пролетариата в виде мощной Всероссийской Советской власти в целях полного подавления буржуазии, уничтожения эксплуатации человека человеком и водворения социализма…».

Правонаделительная функция раскрывает позитивный аспект конституционного воздействия. Она служит установлению основ правового статуса определенной категории субъектов права и обеспечению необходимых связей между ними. Такую функциональную нагрузку несут те конституционные предписания, которые предусматривают права и позитивные требования к участникам регулируемых отношений. Например, в статьях 83-89, 101, 102, 114, 125 Конституция Российской Федерации не только установила систему и основные виды государственных органов, но и определила их предметы ведения и полномочия, а также главные направления взаимоотношений.

Охранительная функция, во-первых, характеризует конституцию как правовой акт, нормы которого направлены на недопущение нарушения основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, во-вторых, указывает на механизм ее самообеспечения. В широком смысле охранительная функция реализуется конституцией в целом, а в узком — через содержащиеся в ней специализированные нормы либо их структурные элементы. Для реализации данной функции конституция устанавливает охраняемые ею объекты (в Конституции Российской Федерации в качестве таковых названы, например, суверенитет Российской Федерации, ее независимость и государственная целостность (ч. 2 ст. 80), собственность и общественный порядок (п. «е» ч. 1 ст. 114), а также осуществляющие их охрану субъекты (соответственно Президент РФ и Правительство РФ)).

Защитительная функция конституции направлена на пресечение нарушений ее норм и на их восстановление. Для реализации данной функции конституция предусматривает конкретные объекты и определяет субъекты, осуществляющие такую защиту. Согласно Конституции Российской Федерации, государство защищает такие объекты, как, например, человек, его права и свободы (ст. 2, ч. 1 ст. 45); материнство и детство, семья (ч. 1 ст. 38); конституционный строй (ч. 1 ст. 56); каждый вправе защищать свои честь и доброе имя (ч. 1 ст. 23), а гражданин Российской Федерации — обязан защищать Отечество (ч. 1 ст. 59).

Стимулирующие и созидательные свойства конституции проявляются в установлении ею целей и задач развития общества и государства. Конституция выступает высшим политико-правовым ориентиром такого развития, средством и способом социальной ориентации. Программно-целевые положения конституции дают нормативный прогноз и осуществляют превентивное регулирование, определяют требования к возникновению новых общественных отношений.

Организаторская функция. Данная функция конституции заключается в том, что она не только оформляет достигнутое и ставит новые задачи перед обществом и государством, но и стимулирует политическую активность, нацеливает государственные органы и общественные объединения, всех граждан на деятельность в духе нового основного закона. Иначе говоря, после принятия конституции не должно быть такого положения, что о ней тут, же забыли, а люди жили бы и действовали в прежнем стиле, как будто бы ее и не было. Конституцию надо выполнять, и соответствующие ориентировки, а также механизмы должны содержаться в самой конституции.

Важное организующее значение имеет сам факт принятия новой конституции. Казалось бы, многое из того, что она отражает, уже существует в жизни, закреплялось предшествующими нормативными актами, в том числе и внесением поправок в ранее действовавший основной закон. И все-таки появление новой конституции является фактором мобилизующего значения для общества, государственных органов.

Сказанное в полной мере относится и к российским конституциям, в том числе и к Конституции 1993 г. Ее организаторская функция проявляется во многих отношениях. В социально-экономической сфере она нацеливает на деловую активность каждого человека, на путь к добросовестной конкуренции и рыночному хозяйству; в политической — на свободное создание различных общественных объединений и политический плюрализм; в государственной — на реальное разделение властей, формирование прочных правил и традиций применительно к относительно новым для нас, не так давно функционирующим конституционным институтам (президентство, профессиональный парламент, в котором равенство палат уступило место принципу верхней и нижней палаты, конституционное правосудие, разделение компетенции между РФ и ее субъектами, местное самоуправление и т.д.).

Экономическая функция. В период коренной трансформации и модернизации общественной системы возрастает роль экономической функции конституции. Ее содержание направлено на формирование нового гражданского общества, рыночных отношений, основанных на частной собственности в сочетании с другими формами собственности, в равной мере защищаемых конституцией, свободного предпринимательства и добросовестной конкуренции. Конституция одновременно ориентирует и на использование публичных начал в развитии новой экономики.

В России с переменным успехом складывается и развивается экономика на базе конституционных положений, отразивших качественную модернизацию общественного строя. Стержнем конституционных установлений, регулирующих отношения в сфере экономики, являются основные права и свободы собственников и других участников гражданского оборота, последовательная и эффективная реализация которых обеспечивает конституционность в сфере социально-экономических отношений.

Конституционное право всемерно способствует развитию конституционной экономики, рыночных отношений, запрещая необоснованные ограничения и дискриминационные условия реализации основанных социально-экономических прав собственников и других участников гражданского оборота.

Деловому климату в отечественной экономике препятствует нестабильность существующих отношений частной собственности, невысокий уровень корпоративного управления, использование механизмов банкротства для передела собственности, низкий уровень исполнения договорных обязательств и значительные проблемы в исполнении судебных решений.

8. Функции конституции

Конституция — это правовой акт высшей юридической силы, юридический фундамент государственной и общественной жизни, главный источник национальной системы права; ее отличают от других правовых актов легитимность (законный путь принятия), стабильность, реальность (исполнимость и гарантированность ее предписаний в условиях режима законности и правопорядка), верховенство (акт высшей юридической силы); она является политическим и идеологическим документом.

Сущность и действие конституции проявляется через ее функции.

Выделяют следующие основные функции конституции:

1. Юридическая функция заключается в том, что конституция является основным законом и обладает высшей юридической силой для всей системы правового регулирования.

2. Политическая функция заключается в том, что политический процесс, в котором участвуют все политические силы, осуществляется на основе правил, установленных конституцией.

3. Учредительная функция заключается в признании и юридическом оформлении важнейших институтов общества, их узаконивании и придании им государственно-правовой формы.

4. Системообразующая функция заключается во взаимосвязи между такими составными частями конституции, как отрасли права, и создает условия для сбалансированного ее развития.

5. Охранительная функция характеризует конституцию с точки зрения направленности ее норм на защиту основ конституционного строя и присущих обществу и государству институтов.

6. Идеологическая (мировоззренческая) функция заключается в том, что конституция выступает средством идеологического воздействия, играет большую воспитательную роль, устанавливая основы взаимоотношений государства и общества, основанные на их взаимной ответственности.

Своими функциями конституция закрепляет цели развития государства, всего общества, ориентирует национальное право, совершенствует отраслевое законодательство, обеспечивает устойчивость общества, систематизирует национальное право и усиливает системность права.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Функции конституции

Функции конституции — различные проявления ее назначения, воздействия на общественные отношения общества и госу-
дарства. Их можно разделить на два вида — социальнополитические и специально-юридические.

Основные социально-политические функции конституции следующие:

1. Учредительная функция. Ее смысл состоит в том, что предписания конституции выступают в качестве первоосновы, являются первичными как в утверждении существующих общественных отношений, так и в установлении основ правового регулирования их.

2. Организаторская функция проявляется в том, что ее нормы регулируют определенную организацию жизни общества и государства, правопорядка и законности. Она направляет жизнь общества по конкретному направлению и имеет мобилизационное значение.

3. Социально-экономическая функция заключается в том, что конституция закрепляет основы экономического устройства государства и общества, основные направления социальной политики.

4. Политическая функция. Конституция устанавливает основы политического строя государства, регламентирует политическую деятельность.

5. Идеологическая функция выражается в том, что конституция учреждает основы определенного мировоззрения. Конституции социалистических государств способствовали формированию в обществе социалистических ценностей. Современные исламские конституции прививают гражданам ценности исламского мировоззрения, российская Конституция декларирует идеологическое многообразие.

6. Внешнеполитическая функция имеет два направления. Вопервых, конституция закладывает основные направления внешней политики, во-вторых, служит источником информации об обществе и государстве для других стран.

Основные специально-юридические функции конституции:

— регулятивная (регулирует специфические общественные отношения);

— охранительная (защита своими средствами конституционных отношений);

— оценочная (служит основой оценки деяний, норм права с точки зрения их конституционности и неконституционное™, правомерности и неправомерности);

— непосредственно порождает права и обязанности;

— основа законности и правопорядка в обществе и государстве;

— ядро, юридическая база правовой системы государства и текущего законодательства.

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *