Финансовая система включает в себя

Структура источников финансирования предприятия

Виды финансирования

Внешнее финансирование

Внутреннее финансирование

Финансирование на основе собственного капитала

1. Финансирование на основе вкладов и долевого участия (например, выпуск акций, привлечение новых пайщиков)

2. Финансирование за счет прибыли после налогообложения (самофинансирование в узком смысле)

Финансирование на основе заемного капитала

3. Кредитное финансирование (например, на основе займов, ссуд, банковских кредитов, кредитов поставщиков)

4. Заемный капитал, формируемый на основе доходов от продаж — отчисления в резервные фонды (на пенсии, выплаты компенсаций, на уплату налогов)

Смешанное финансирование на основе собственного и заемного капитала

5. Выпуск облигаций, которые можно обменять на акции, опционные займы, ссуды на основе предоставления права участия в прибыли, выпуск привилегированных акций

6. Особые позиции, содержащие часть резервов (т.е. не облагаемые пока налогом отчисления)

Источниками формирования финансовых ресурсов является совокупность источников удовлетворения дополнительной потребности в капитале на предстоящий период, обеспечивающем развитие предприятия.

Принципиально все источники финансовых ресурсов предприятия можно представить в виде следующей последовательности:

  • собственные финансовые ресурсы и внутрихозяйственные резервы,

  • заемные финансовые средства,

  • привлеченные финансовые средства.

Рис 1.

Собственные и привлеченные источники финансирования образуют собственный капитал предприятия. Суммы, привлеченные по этим источникам извне, как правило, не подлежат возврату. Инвесторы участвуют в доходах от реализации инвестиций на правах долевой собственности. Заемные источники финансирования образуют заемный капитал предприятия.3

Прежде всего, предприятие ориентируется на использование внутренних источников финансирования.

Рис 2.

Собственные внутренние средства включают:

  • уставный капитал,

  • добавочный капитал,

  • нераспределенную прибыль.

Организация уставного капитала, его эффективное использование, управление им — одна из главных и важнейших задач финансовой службы предприятия. Уставный капитал — основной источник собственных средств предприятия. Сумма уставного капитала акционерного общества отражает сумму выпущенных им акций, а государственного и муниципального предприятия — величину уставного капитала. Уставный капитал изменяется предприятием, как правило, по результатам его работы за год после внесения изменений в учредительные документы.

Увеличить (уменьшить) уставный капитал можно за счет выпуска в обращение дополнительных акций (или изъятия из обращения какого-то их количества), а также путем увеличения (уменьшения) номинала старых акций.

К добавочному капиталу относятся:

  • результаты переоценки основных фондов;

  • эмиссионный доход акционерного общества;

  • безвозмездно полученные денежные и материальные ценности на производственные цели;

  • ассигнования из бюджета на финансирование капитальных вложений;

  • средства на пополнение оборотных фондов.

Нераспределенная прибыль эта прибыль, полученная в определенном периоде и не направленная в процессе ее распределения на потребление собственниками и персоналом. Эта часть прибыли предназначена для капитализации, т.е. для реинвестирования в производство. По своему экономическому содержанию она является одной из форм резерва собственных финансовых ресурсов предприятия, обеспечивающих его производственное развитие в предстоящем периоде.

К привлеченным средствам предприятий4 относят: средства, получаемые от размещения акций акционерного общества; паевые и иные взносы членов трудовых коллективов, граждан, юридических лиц в уставной фонд предприятия; средства, выделяемые вышестоящими холдинговыми и акционерными компаниями, государственные средства, предоставляемые на целевое инвестирование в виде дотаций, грантов и долевого участия; средства иностранных инвесторов в форме участия в уставном капитале совместных предприятий и прямых вложений международных организаций, государств, физических и юридических лиц.

Для покрытия потребности в основных и оборотных фондах в ряде случаев для предприятия становится необходимым привлечение заемного капитала. Такая потребность может возникнуть по независящим от предприятия причинам. Ими могут быть необязательность партнеров, чрезвычайные обстоятельства, реконструкция и техническое перевооружение производства, отсутствие достаточного стартового капитала, наличие сезонности в производстве, заготовках, переработке, снабжении и сбыте продукции и другие причины.

Таким образом, заемный капитал, заемные финансовые средства — это привлекаемые для финансирования развития предприятия на возвратной основе денежные средства и другое имущество. Основными видами заемного капитала являются: банковский кредит, финансовый лизинг, товарный (коммерческий) кредит, эмиссия облигаций и другие.

Заемный капитал по сроку подразделяется на:

  • краткосрочный;

  • долгосрочный.

Как правило, заемный капитал сроком до одного года относится к краткосрочному, а больше года — к долгосрочному. Вопрос о том, как финансировать те или иные активы предприятия — за счет краткосрочного или долгосрочного капитала необходимо обсуждать в каждом конкретном случае. Эффективность вложения заемного капитала определяется степенью отдачи основных или оборотных средств.

Рис 3.

По источникам финансирования заемный капитал подразделяется на:

  • банковский кредит;

  • размещение облигаций;

  • ссуды юридических лиц под долговые обязательства;

  • лизинг.

  • налоговый кредит

Долгосрочный банковский кредит, размещение облигаций и ссуды юридических лиц являются традиционными инструментами заемного финансирования.

Банковские кредиты предоставляются предприятию на основании кредитного договора, кредит предоставляется на условиях платности, срочности, возвратности под обеспечения: гарантии, залог недвижимости, залог других активов предприятия.

Многие предприятия, независимо от формы собственности, создаются с весьма ограниченным капиталом. Это практически не позволяет им в полном объеме осуществлять уставные виды деятельности за счет собственных средств и приводит к вовлечению ими в оборот значительных кредитных ресурсов.

Кредитуются не только крупные инвестиционные проекты, но и затраты на текущую деятельность: реконструкцию, расширение, переформирование производств, выкуп коллективом арендованной собственности и другие мероприятия.

Все предоставляемые в распоряжение инвестиционного проекта средства обладают стоимостью, т.е. за использование всех финансовых ресурсов надо платить вне зависимости от источника их получения. Плата за использование финансовых ресурсов производится лицу, предоставившему эти средства — инвестору в виде дивидендов для собственника предприятия (акционера), процентных отчислений для кредитора, который предоставил денежные ресурсы на определенное время. В последнем случае предусматривается возврат суммы инвестированных средств.

Учет и анализ платы за пользование финансовыми ресурсами является одним из основных при оценке экономической эффективности капитальных вложений.

Отметим две принципиально важные особенности платы за собственные финансовые ресурсы предприятия, накопленные предприятием в процессе своей деятельности, и привлеченные финансовые ресурсы, которые вложены в предприятие в виде финансовых инструментов собственности (акций). На первый взгляд может оказаться, что, если предприятие уже располагает некоторыми финансовыми ресурсами, то никому не надо платить за эти ресурсы. Это неправильная точка зрения. Дело в том, что имея финансовые ресурсы, предприятие всегда располагает возможностью инвестировать их, например, в какие-либо финансовые инструменты, и тем самым заработать на этом. Поэтому, минимальная стоимость этих ресурсов есть “заработок” предприятия от альтернативного способа вложения имеющихся в его распоряжении финансовых ресурсов. Таким образом, предприятие, решая вложить деньги в свой собственный инвестиционный проект, предполагает стоимость этого капитала как минимум равную стоимости альтернативного вложения денег.

Теперь рассмотрим плату собственникам предприятия. Эта плата не ограничивается дивидендами. Дело в том, что прибыль предприятия, оставшаяся в распоряжении собственников (после уплаты вознаграждения кредитному инвестору) распределяется на две части: первая часть выплачивается в виде дивидендов, а вторая часть реинвестируется в предприятие. И первое, и второе принадлежит, на самом деле, собственникам предприятия. Поэтому при исчислении стоимости собственного капитала необходимо руководствоваться следующими соображениями: вся денежная прибыль предприятия (чистый денежный поток), оставшаяся после уплаты кредитору причитающихся ему сумм, есть плата совокупному собственнику за предоставленные инвестиции, а не ограничиваться только дивидендными выплатами акционерам.

Различия между собственными и заемными средствами. Основное отличие между собственными и заемными финансовыми ресурсами заключается в том, что процентные платежи вычитаются до налогов, т.е. включаются в валовые издержки, в то время как дивиденды выплачиваются из прибыли.

Это обстоятельство служит источником дополнительной выгоды для предприятия, которая носит название «налогового щита».

Таким образом, кредитное финансирование более выгодно для предприятия, чем финансирование с помощью собственных финансовых средств. В то же время, кредитное финансирование для предприятия является более рисковым, так как проценты за кредит и основную часть долга ему нужно возвращать в любых условиях, вне зависимости от успеха деятельности предприятия. Ясно, что для инвестора такая форма вложения денег является менее рисковой, поскольку он в соответствии с законодательством в крайнем случае может получить свои деньги через суд. Предприятие, стремясь уменьшить свой риск, выпускает финансовые инструменты собственности (акции). Но как привлечь инвестора вкладывать деньги в эти инструменты, если долговые обязательства для него менее рискованные? Единственный путь — привлекать инвестора, обещая ему, а затем и обеспечивая, более высокую плату за привлечение принадлежащих ему финансовых ресурсов.

Финансовые ресурсы любого предприятия представляет собой совокупность собственных средств, заемных средств и привлеченных средств. Соотношение между собственными и заемными источниками средств служит одним из ключевых аналитических показателей, характеризующих степень риска инвестирования финансовых ресурсов в данное предприятие.

СТРУКТУРА ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

Финансовые ресурсы организации — это совокупность собственных денежных средств и поступлений извне, находящихся в распоряжении фирмы и предназначенных для выполнения ее финансовых обязательств, финансирования текущих затрат и затрат, связанных с расширением производства.
Наличие финансовых ресурсов в необходимых размерах, а также эффективное их использование предопределяют финансовое благополучие предприятия, финансовую устойчивость, платежеспособность и ликвидность баланса.
Предприятие не может существовать без финансирования. Под внутренними и внешними источниками финансирования понимают собственные и привлеченные (заемные) средства. Известны различные классификации источников средств. Одна из возможных и наиболее общих группировок представлена на рис. 1.
Структура источников средств предприятия

Рис. 1
Основным элементом приведенной схемы является собственный капитал. Источниками собственных средств являются (рис. 2.):

  1. уставный капитал (средства от продажи акций и паевые взносы участников);
  2. резервы, накопленные предприятием;
  3. прочие взносы юридических и физических лиц (целевое финансирование, пожертвования, благотворительные взносы и др.).

Структура собственного капитала предприятия

Рис. 2
К основным источникам привлеченных средств относятся:

  1. ссуды банков;
  2. заемные средства;
  3. средства от продажи облигаций и других ценных бумаг;
  4. кредиторская задолженность.

Принципиальное различие между источниками собственных и заемных средств кроется в том, что в случае ликвидации предприятия его владельцы имеют право на ту часть имущества предприятия, которая останется после расчетов с третьими лицами.
Основные источники финансирования — это собственные средства. Собственные средства предприятия формируются за счет внутренних (это прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия, амортизационные отчисления) и внешних источников (это дополнительные взносы средств в уставный капитал, дополнительная эмиссия и реализация акций, получение безвозмездной финансовой помощи, прочие внешние источники формирования собственных финансовых ресурсов).
Приведем краткую характеристику этих источников.
Уставный капитал — это сумма средств, предоставленная собственниками для обеспечения уставной деятельности предприятия. Содержание понятия «уставный капитал» находится в зависимости от организационно-правовой формы предприятия:

  1. для государственного предприятия — стоимостная оценка имущества, закрепленного государством за предприятием на праве полного хозяйственного ведения;
  2. для товарищества с ограниченной ответственностью — сумма долей собственников;
  3. для акционерного общества — совокупная номинальная стоимость акций всех типов;
  4. для производственного кооператива — стоимостная оценка имущества, предоставленного участниками для ведения деятельности;
  5. для арендного предприятия — сумма вкладов работников предприятия;
  6. для предприятия иной формы, выделенного на самостоятельный баланс, — стоимостная оценка имущества, закрепленного его собственником за предприятием на праве полного хозяйственного ведения.

Если осуществляется создание предприятия, то вкладами в его уставный капитал могут быть денежные средства, материальные и нематериальные активы. В момент передачи активов в виде вклада в уставный капитал право собственности на них переходит к хозяйствующему субъекту, а инвесторы в этот момент теряют вещные права на эти объекты. Если возникнет необходимость в ликвидации предприятия или выхода участника из состава общества или товарищества, то он имеет право лишь на компенсацию своей доли в рамках остаточного имущества, но не на возврат объектов, которые он передал в свое время в виде вклада в уставный капитал. Таким образом, уставный капитал отражает сумму обязательств предприятия перед инвесторами.
Уставный капитал формируется при первоначальном инвестировании средств, и его величина объявляется при регистрации предприятия. Любые изменения размера уставного капитала (дополнительная эмиссия акций, снижение номинальной стоимости акций, внесение дополнительных вкладов, прием нового участника, присоединение части прибыли и др.) допускаются лишь в случаях и порядке, предусмотренных действующим законодательством и учредительными документами.
При формировании уставного капитала могут образовываться дополнительные источники средств — эмиссионный доход. Этот источник возникает в ходе первичной эмиссии, когда акции продаются по цене выше номинала. Полученные суммы зачисляются в добавочный капитал.
Амортизационные отчисления являются внутренним источником финансовых ресурсов предприятия. Они представляют собой денежное выражение стоимости износа основных средств и нематериальных активов и являются внутренним источником финансирования как простого, так и расширенного воспроизводства.
Прибыль — это основной источник средств динамично развивающегося предприятия. В балансе она присутствует:

  1. в явном виде — как нераспределенная прибыль;
  2. в завуалированном виде — как созданные за счет прибыли фонды и резервы.

Величина прибыли зависит от многих факторов, основным из которых является соотношение доходов и расходов. В действующих нормативных документах заложена возможность некоего регулирования прибыли руководством предприятия. Перечислим такие регулирующие процедуры:

  1. варьирование границей отнесения активов к основным средствам;
  2. ускоренная амортизация основных средств;
  3. применяемая методика амортизации малоценных и быстроизнашивающихся предметов;
  4. порядок оценки и амортизации нематериальных активов;
  5. порядок оценки вкладов участников в уставный капитал;
  6. выбор метода оценки производственных запасов;
  7. порядок учета процентов по кредитам банков, используемых на финансирование капитальных вложений;
  8. порядок создания резерва по сомнительным долгам;
  9. порядок отнесения на себестоимость реализованной продукции отдельных видов расходов;
  10. состав накладных расходов и способ их распределения.

Прибыль — это основной источник формирования резервного капитала (фонда), который предназначен для возмещения непредвиденных потерь и возможных убытков от хозяйственной деятельности, т.е. является страховым по своей природе. Порядок формирования резервного капитала зафиксирован в нормативных документах, которые регулируют деятельность предприятия, а также его уставными документами.
Добавочный капитал — это источник средств предприятия, который образуется в результате переоценки основных средств и других материальных ценностей. Нормативные документы запрещают его использовать на цели потребления.
К специфическим источникам средств относят фонды специального назначения и целевого финансирования:

  1. безвозмездно полученные ценности;
  2. безвозвратные и возвратные государственные ассигнования:
  • на финансирование непроизводственной деятельности, связанной с содержанием объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения;
  • на финансирование издержек по восстановлению платежеспособности предприятий, находящихся на полном бюджетном финансировании, и др.

Введение

Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Следовательно, хотя структурный переход от в основном централизованно — планируемой и контролируемой экономики к экономике, функционирующей в соответствии с рыночными принципами, включает в себя многие элементы, самое важное — создать надежную финансовую систему. После того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки национальных государственных ценных бумаг.

В последние годы вопросами создания надежной финансовой системы и её построения посвящается значительное количество публикаций. Однако, единства по теоретическим аспектам этого вопроса не достигнуто.

Целью исследования является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы в рыночной экономике и теоретических основ её построения. Цель исследования определяет постановку следующих задач:

1. раскрыть сущность феномена «финансовая система» в отечественной литературе;

2. раскрыть основные звенья финансовой системы;

3. выявить основной принцип формирования финансовой политики государства;

При написании работы были использованы следующие источники информации: монографические статьи; учебники и учебные пособия; журналы периодической печати; всемирная сеть Интернет.

Работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Определение понятия финансовой системы

Анализ закономерностей развития финансов в разных условиях общественного воспроизводства свидетельствует о наличии общих признаков в сущности финансовых отношений, что обусловлено сохранением объективных причин и условий функционирования финансов. Среди этих условий выделяют два: развитие товарно-денежных отношений и существование государства как субъекта этих отношений. В отличие от других стоимостных категорий, как, например, деньги, кредит, фонд оплаты труда и другие, финансы органически связаны с функционированием государства.

Однако наличие общих признаков в сущности всех финансовых отношений не исключает определенных различий между ними. Это обусловливает существование относительно обособленных сфер этих отношений в рамках единой экономической категории финансов.

Финансовая система представляет собой совокупность разных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств и играет различную роль в общественном воспроизводстве.

Финансовая система развитых стран включает следующие звенья финансовых отношений:

· федеральный бюджет;

· специальные государственные внебюджетные фонды;

· государственный кредит;

· финансы предприятий различных форм собственности;

· финансовый рынок.

Страхование выделено в отдельную группу в силу специфики страховых отношений, включающих механизм формирования фондов страховых организаций, их использование методами, отличными от применяемых в других сферах финансовых отношений.

Все финансовые отношения можно разбить на две подсистемы: государственные финансы, за счет которых реализуются функции государства и обеспечиваются потребности расширенного воспроизводства на макроуровне; и финансы хозяйствующих субъектов, используемые для обеспечения расширенного воспроизводства денежными средствами на микроуровне и для реализации интересов собственников предприятий.

Разграничения финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также в методах формирования и использования фондов денежных средств. Многообразие фондов денежных средств и соответствующих им финансовых отношений обусловило деление их на уровни. Общегосударственные фонды принято называть централизованными, все прочие — децентрализованными. Общегосударственные централизованные денежных средств создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства.

Важная роль, которую выполняет государство в области экономического и социального развития, приводит к необходимости централизации в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов. Формами их использования являются бюджетные и внебюджетные фонды. За счет централизованных фондов обеспечивается решение задач общества на макроуровне. Это, прежде всего обеспечение потребностей общегосударственного значения: оборона страны; содержание центральных органов государственной власти и управления; поддержка отраслей народного хозяйства, имеющих национальное значение; выравнивание уровня экономического и социального развития отдельных регионов; охрана окружающей среды; поддержка фундаментальных исследований и содействие научно-техническому прогрессу. Иные формы и методы образования и использования денежных фондов применяются кредитными и страховыми звеньями финансовой системы. Децентрализованные фонды денежных средств образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий.

Несмотря на разграничение сферы деятельности и применение особых способов и форм образования и использования денежных фондов в каждом отдельном звене, финансовая система является единой, так как базируется на едином источнике ресурсов всех звеньев данной системы.

Основой единой финансовой системы являются финансы предприятий, поскольку они непосредственно участвуют в процессе материального производства. Источником централизованных государственных фондов денежных средств является национальный доход создаваемый в сфере материального производства.

Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль в обеспечении определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства, в перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, между производственной и непроизводственной сферами, а также между формами собственности, отдельными группами и слоями населения. Эффективное использование финансовых ресурсов возможно лишь на основе активной финансовой политики государства.

Общегосударственные финансы органически связаны с финансами предприятий. С одной стороны, главным источником доходов бюджета является национальный доход, создаваемый в сфере материального производства. С другой стороны, процесс расширенного воспроизводства осуществляется не только за счет собственных средств предприятий, но и с привлечением общегосударственного фонда денежных средств в форме бюджетных ассигнований и использования банковских кредитов. При недостаточности собственных средств предприятие может привлекать на акционерной основе средства других предприятий, а на базе операций с ценными бумагами — заемные средства. Посредством заключения договоров со страховыми компаниями осуществляется страхование предпринимательских рисков.

Взаимосвязь и взаимозависимость составных звеньев финансовой системы обусловлены единой сущностью финансов.

Через финансовую систему государство воздействует на формирование централизованных и децентрализованных денежных фондов, фондов накопления и потребления, используя для этого налоги, расходы федерального бюджета, государственный кредит.

Таким образом, финансовая система — это совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, связанных с ними денежных фондов и органов управления финансами . Можно выделить следующие функции финансовой системы:

— денежная — эмиссия, обращение, расчеты;

— налоговая (фискальная) — изъятие части продукта в форме средств, т.е. наполнение казны;

— бюджетная — превращение налогов в доходы, последних — в расходы;

— контрольно-надзорная — надзор за финансовыми институтами;

— государственного кредита — управление государственным долгом.

Финансовая система, ее сущность и структура

Финансы — это система экономических отношений, выражающих процессы формирования, распределения и использования денежных средств, обеспечивающих расширенное воспроизводство. Финансовая система — это совокупность финансовых отношений, связанных с использованием фондов денежных средств через соответствующие финансовые учреждения. Система финансовых отношений включает в свой состав следующие звенья:

— бюджеты различных уровней;

— фонды социального, имущественного и личного страхования;

— валютные резервы государства;

— денежные фонды предприятий, организаций и фирм;

— прочие специальные денежные фонды.

Через финансовый механизм государство образует фонды денежных средств, которые используются для выполнения различных функций в экономической, социальной и политической сферах.

В системе произведённых отношений финансы функционируют посредством денег, служат элементом воздействия на хозяйственные процессы, а также являются средством формирования экономических интересов предприятия (фирм, отраслей, регионов).

Финансы, как экономическая категория, представляют собой экономические отношения, возникающие в процессе распределения, перераспределения и использования денежных фондов для обеспечения общественных потребностей. Совокупность денежных отношений, возникающих по поводу формирования и расходования денежных фондов, образует финансовые отношения.

Следует уяснить, что финансовые отношения — понятие более узкое, чем денежные отношения; они являются их составной частью. Если денежные отношения охватывают все экономические отношения, связанные с выполнения функций денег, то финансовые отношения, связанные с движение фондов денежных средств производственного и непроизводственного назначения. В финансовые отношения не входят денежные отношения, связанные с товарным и денежным обращением в розничной торговле; с оплатой транспортных, бытовых, коммунальных, зрелищных и прочих услуг, с движением денег при их дарении и наследовании.

Система финансовых отношений включает: денежные отношения, складывающиеся между предприятиями как хозяйствующими субъектами; денежные отношения, складывающиеся между государством и предприятиями; между предприятиями и банковской системой, возникающие по поводу получения и погашения кредитов; денежные отношения, складывающиеся внутри предприятий: между государственными органами различных уровней управления по поводу распределения дифференциальной ренты, финансирования природоохранных мероприятий пр.; между государством и населением по поводу получения выплат и льгот из общественных фондов потребления и т.д.

В современных рыночных условиях наиболее распространённым является принцип фискального федерализма. Дынный подход используется и при построении финансовой системы Украины. К принципам построения финансовой системы относят:

— экономическая самостоятельность и чёткое разграничение функций между отдельными звеньями финансовой системы (республиканский, областной). Правительство финансирует решение задач общегосударственного значения — оборона, космос, внешнеэкономическая деятельность; местные органы — развитие школ, коммунальных учреждений, организаций общественного порядка и т.д. Местные своими доходами и расходами не входят в государственный бюджет;

— формирование бюджета осуществляется на нормативной основе;

— взаимодействие между бюджетами различных уровней внутри государства строится на основе соглашения;

— доходная часть бюджетов формируется в основном за счёт налогов.

С помощью финансовой системы воспроизводятся все процессы по перераспределению общественного продукта и национального дохода; регулирование финансовой политики осуществляется государством.

Совокупность финансовых отношений и соответствующих им учреждений образует финансовую систему. К финансовым учреждениям относятся национальные и коммерческие банки, финансово-кредитные учреждения, финансовые небанковские посредники и др.

Финансовая система включает следующие звенья: государственный и местный бюджеты, фонды социального, имущественного и личного страхования, валютные резервы государства, денежные средства предприятий, организаций, фирм, различные специальные денежные фонды. Различают систему государственных (централизованных) и муниципальных (нецентрализованных) фондов. К первым относят финансы госбюджета, государственного имущественного и личного страхования, государственного социального страхования, государственный банковский кредит; ко вторым — денежные средства негосударственных фондов имущественного и личного страхования, финансовых предприятий (фирм, организаций, отраслей).

Направление финансовой политики зависит от экономического состояния страны. Общей тенденцией сегодня является повышение роли правительства и регулирование национальной экономики через финансовую систему. Это связано с ростом расходов на поддержание уровня доходов, на программы по социальному обеспечению и т.д.

Финансовая система рассматривается с двух сторон: по внутреннему строению и организационной структуре. Финансовая система — совокупность относительно обособленных взаимосвязанных финансовых отношений, которые отображают специфические формы и методы распределения и перераспределения ВВП. Также финансовая система — совокупность финансовых органов и институтов, которые управляют денежными потоками.

Внутреннее строение финансовой системы отображает объективную совокупность финансовых отношений и является общей для всех стран. Она состоит из сфер и звеньев. Сфера характеризует обобщенную по определённому признаку совокупность финансовых отношений. Звенья показывают обособленную часть финансовых отношений. В основу выделения сфер и звеньев положен уровень экономической системы. Организационная структура финансовой системы — совокупность финансовых органов и институтов, которая характеризует систему управления финансами.

В основе выделения органов управления финансовой системой лежит её внутренняя структура. Общее управление финансовой деятельностью в какой-либо стране осуществляют органы государственной власти и управления.

Основным звеном финансовой системы является государственный бюджет. Как экономическая категория он представляет собой совокупность финансовых отношений, возникающих между государством и физическими лицами по поводу формирования, распределения, перераспределения и использование фонда денежных средств государства. По внешней форме госбюджет — это ежегодно составляемая смета доходов и расходов государства, его основной финансовый план.

Структура государственного бюджета имеет свои национальные особенности и зависит от уровня социально — экономического развития государства, его административно-территориального устройства, принципов функционирования экономической системы и других факторов.

Доходы госбюджета в количественном выражении представляют собой долю государства в созданном национальном доходе. На их абсолютную величину и удельный вес оказывают влияние, как объём национального дохода, так и задачи, стоящие перед государством.

Основным источником формирования финансовых ресурсов государства является денежные доходы сферы материального производства и та часть, которая выступает в форме чистого дохода предприятий. Способы аккумуляции этих доходов различны и зависят от задач, стоящих перед государством. Доходная часть складывается преимущественно за счёт налоговых поступлений от юридических и физических лиц. Основное место занимают налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доход и прибыль.

Главной задачей госбюджета является оптимальное расходование централизованных финансовых ресурсов. Расходная часть госбюджета предназначена для финансирования общегосударственных инвестиционных, экономических программ, развитие производственной и социальной инфраструктуры, бюджетные средства направляются в виде кредитов, субсидий и др., непроизводственной сферы, а также внешнеэкономических и военных нужд. Центральным звеном всей системы является государственный бюджет. С его помощью государство осуществляет распределение и перераспределение валового национального продукта между территориями, отраслями и сферами народного хозяйства.

Структура финансовой системы

Финансовую систему можно рассматривать по внутреннему строению и по организационной структуре.

По внутреннему строению финансовая система представляет собой совокупность относительно обособленных взаимосвязанных сфер и звенья финансовых отношений, отображающих специфические формы и методы обмена, распределения и перераспределения ВВП. В соответствии с организационной структурой финансовая система является совокупностью финансовых органов и институтов, руководящими денежным потоками.

Выделение составных элементов внутреннего строения финансовой системы производится по признаку каналов движения денежных потоков и места концентрации финансовых ресурсов. Концентрация финансовых ресурсов производится в соответствующих денежных фондах, которые могут выступать признаком выделения отдельных звеньев финансовой системы. связи с тем, что деятельность предприятий осуществляется на основе индивидуального кругооборота капитала, эти денежные фонды носят обособленный, децентрализованный характер. В то же время государство имеет непосредственные взаимоотношения с финансами частных предприятий. Они выражаются в виде взимания платежей в государственный бюджет, формирования амортизационного фонда, регламентации кредитных отношений, предоставления государственных субсидий.

Частные предприятия составляют подавляющую часть материального производства, на них приходится главная доля создаваемого валового внутреннего продукта и национального дохода. Поэтому государство использует различные методы (в т.ч. финансовые) для стимулирования деятельности этих предприятий, роста их накоплений, различных денежных фондов, связанных с ускорением научно-технического прогресса, созданием резервов, повышением квалификации работающих. Государство устанавливает льготный режим налогообложения прибыли, систему ускоренной амортизации, предоставляет в ряде случаев бюджетные кредиты, оказывает другие формы финансовой поддержки. В свою очередь частные предприятия своими платежами участвуют в формировании доходной базы государственного бюджета, других государственных фондов. Внутренняя сторона финансовой системы отображает объективную совокупность финансовых отношений и является общей для всех стран. Она складывается из сфер и звеньев. Сфера характеризует обобщенную по определенным признакам совокупность финансовых отношений. В основу выделения сфер обычно кладется уровень экономической системы. Выделяется четыре сферы: уровень микроэкономики — финансы субъектов хозяйствования; уровень макроэкономики — государственные финансы; уровень мирового хозяйства — международные финансы; обобщающий уровень — финансовый рынок. Звенья показывает обособленную часть финансовых отношений. Ее выделение производится по признаку наличия или обособленного фонда финансовых ресурсов, или специфических форм и методов финансовых отношений.

Сфера финансов субъектов хозяйствования не делится на отдельные звенья, поскольку они имеют общие принципы организации и методы ведения финансовой деятельности. Существуют определенные особенности, связанные с формой собственности или отраслевой спецификой. Однако они не настолько существенны, чтобы на их основании выделять отдельные звенья. Эти особенности влияют на организацию финансовых отношений, но не меняют их сути.

Сфера государственных финансов характеризует финансовую деятельность государства. Она включает такие звенья: бюджет государства, государственный кредит, фонды целевого назначения, финансы государственного сектора.

Сфера международных финансов отображает обменные и перераспределительные отношения на мировом рынке и включает три направления: международные расчеты; финансы международных политических, экономических, гуманитарных организаций, международные финансовые институты.

Особенности финансов хозяйствующих субъектов.

Финансы хозяйствующих субъектов являются основой единой финансовой системы страны. Они обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода и являются главным фактором формирования централизованных денежных фондов. От состояния финансов предприятий зависит обеспеченность централизованных денежных фондов финансовыми ресурсами. При этом активное использование финансов предприятий в процессе производства и реализации продукции не исключает участия в этом процессе бюджета, банковского кредита, страхования. В условиях рыночной экономики на основе хозяйственной и финансовой независимости предприятия осуществляют свою деятельность на началах комерческого расчета, целью которого является обязательное получение прибыли. Они самостоятельно распределяют выручку от реализации продукции, формируют и используют фонды производственного и социального назначения, изыскивают необходимые им средства для расширения производства продукции, используя кредитные ресурсы и ресурсы финансового рынка. Развитие предпринемательской деятельности способствует расширению самостоятельности предприятий, освобождению их от мелочной опеки со стороны государства и вместе с тем повышению ответственности за фактические результаты работы. Финансы предприятий — являются системой отношений, которые связаны с их денежными платежами и возникают в процессе индивидуальных кругооборотов средств предприятий и источников этих средств. Другими словами, финансовые процессы предприятий заключаются в формировании их денежных доходов и расходов. Финансовые отношения имеют место между: предприятиями при оплате разнообразных поставок, работ, услуг, реализации продукции, уплате и взыскании штрафных санкций; предприятиями при взаимных финансовых вложениях (долевое участие, приобретение ценных бумаг, предоставление займов); предприятиями и индивидуальными акционерами при распространении акций и выплате дивидендов по ним; предприятиями и трудовыми коллективами в процессе расчетов по оплате труда; предприятиями и подотчетными лицами, персоналом предприятий по операциям, не относящимся к расчетам по оплате труда, а также разными дебиторами и кредиторами; предприятиями, арендаторами, вышестоящими организациями по арендным платежам; предприятиями и государственным бюджетом при начислении и уплате налогов и санкций, целевом бюджетном финансировании, предоставлении налоговых льгот; предприятиями и органами социального страхования, внебюджетными фондами при начислении и уплате страховых взносов,

Сфера финансового рынка охватывает кругооборот финансовых ресурсов как специфического товара. Финансовый рынок делится на рынок денег и капиталов.

Обособленным звеном финансовой системы выступает страхование, которое не принадлежит к конкретной сфере.

Организационная структура финансовой системы характеризуется совокупностью финансовых органов и институтов, отображающих систему управления финансами. Необходимость распределения и перераспределения ВНП является объективным явлением, формы и методы финансовых отношений отображают установленную в мировой практике внутреннюю структуру финансовой системы. Вместе с тем, движение денежных потоков осуществляется не само собою, а ведется определенными управленческими структурами, юридическими и физическими лицами. Это субъективная сторона построения финансовой системы, которая с определенными закономерностями отображает условия конкретной страны.

В основе выделения органов управления финансовой системой лежит ее внутренняя структура. Общее руководство финансовой деятельностью в любой стране составляют органы государственной власти и управления.

Финансовая система и ее структура

Совокупность финансовых отношений в рамках национальной экономики образует финансовую систему государства.

Финансовая система представляет собой совокупность различных звеньев финансовых отношений, каждое из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве

Финансовая система включает в себя субъекты отношений, объекты отношений, финансовые методы, финансовые рычаги, органы, способствующие осуществлению финансовых взаимоотношений.

Финансовые отношения складываются между:

— государством и хозяйствующими субъектами – при уплате налогов в бюджетную систему и финансировании расходов;

— самими хозяйствующими субъектами – в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, а также реализации товаров и услуг;

— руководителями организаций и работниками – при выплате заработной платы;

— предприятиями и вышестоящими организациями – при создании централизованных фондов денежных средств и их распределении;

— государством, отдельными гражданами внебюджетными фондами – при внесении платежей в госбюджет, получении пенсий, пособие, стипендий;

— отдельными звеньями бюджетной системы;

— страховыми организациями, предприятиями и населением – при уплате страховых взносов и возмещении ущерба при наступлении страхового случая.

Основными звеньями финансовой системы являются государство, организации, граждане.

Каждое звено финансовой системы выполняет конкретные задачи:

  1. Задачей государственных финансов является сосредоточение финансовых ресурсов в фондах государства или территориальных органов власти и направление их на финансирование нужд общества.

  2. Задачей финансов хозяйствующих субъектов является формирование своих денежных фондов и использование их на основе эффективного управления денежным потоком.

  3. Задачей финансов граждан является формирование доходов и их использование.

Рассмотрим структуру финансовой системы.

Основные финансовые потоки проходят через такие звенья, как государство и хозяйствующие субъекты. В самом общем виде (с учетом этих звеньев) финансовая система РФ представлена на рис. 10.1).

Государственным финансам принадлежит ведущая роль:

— в обеспечении определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства;

— в перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, а также формами собственности и отдельными слоями населения.

Основой единой финансовой системы служат финансы хозяйствующих субъектов. Государственные финансы органически связаны с финансами промышленных предприятий. С одной стороны, главным источником доходов госбюджета является национальный доход. С другой стороны, предприятия привлекают бюджетные ассигнования, банковские кредиты.

В структуре государственных (централизованных) финансов главным элементом выступает государственный бюджет, а точнее, бюджеты трех уровней (в соответствии с Бюджетным кодексом РФ):

1) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

2) бюджеты субъектов Федерации (бюджеты республик, краев, областей);

3) местные бюджеты – городские, районные, сельские.

Рис. 10.1. Финансовая система Российской Федерации

Государственный бюджет – основной финансовый план доходов и расходов государства.

Через государственный бюджет государство концентрирует основную долю национального дохода для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепления обороны страны и содержания органов государственной власти и управления.

Государственный бюджет служит основным государственным планом страны, утверждаемым как закон.

С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, что создает возможность маневрировать денежными средствами и целенаправленно влиять на темпы и уровень развития общегосударственного производства, что позволяет осуществлять единую финансовую политику на всей территории страны.

Второй элемент государственной финансовой системы – внебюджетные фонды.

Внебюджетные фонды – совокупность финансовых средств, находящихся в распоряжении правительства или местных органов власти и имеющих целевое назначение.

Они находятся в собственности государства, но имеют определенную самостоятельность. Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение. По наименованию фонда можно судить о направлении использования его средств.

Фонды подразделяют на социальные и экономические.

Средства внебюджетных фондов направлены на расширение социальных услуг населению; на стимулирование развития остальных отраслей инфраструктуры; на обеспечение дополнительными ресурсами приоритетных отраслей экономики.

К социальным внебюджетным фондам относятся: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования РФ.

К экономическим внебюджетным фондам относятся: Российский фонд технического развития и отраслевые внебюджетные фонды НИОКР, финансовые фонды поддержки отраслей, инвестиционные фонды и др.

В России насчитывается более 40 федеральных внебюджетных фондов. Общие доходы всех внебюджетных фондов превышают 60% доходов государственного бюджета. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости продукции и устанавливаются в процентах к фонду оплаты труда.

Следующим элементом государственной финансовой системы выступает государственный кредит.

Дефицит государственного бюджета приводит к тому, что возникает потребность привлечения дополнительных ресурсов физических и юридических лиц. Такая форма привлечения средств – кредит.

Государственный кредит – денежные отношения, возникающие у государства с физическими и юридическими лицами, в связи с мобилизацией временно свободных денежных средств в распоряжение органов государственной власти и их использование на финансирование государственных расходов

Существуют два вида государственного кредита: внутренний и внешний. Внутренний государственный кредит формируется:

— путем выпуска государственных займов, в том числе за счет обращения части вкладов населения в Сбербанке РФ в государственные займы;

— за счет казначейских ссуд.

Государственные займы – кредитные отношения между государством и юридическими, физическими лицами, в результате которых государство получает определенные суммы денежных средств на определенный срок и за определенную плату.

Государственный займ осуществляется путем выпуска в обращение и продажи государственных ценных бумаг:

— ГКО – государственных краткосрочных облигаций;

— ОФЗ – облигаций федерального займа;

— ОГСЗ – облигаций государственного сберегательного займа;

— других ценных бумаг.

В России они выпускаются Министерством финансов,

Казначейские ссуды также выдаются на условиях срочности, платности, возвратности.

Казначейские ссуды выражают денежные отношения оказания финансовой помощи предприятиям или органам государственной власти и управления за счет бюджетных средств, в работе которых заинтересовано государство.

Государственный займ, размещенный в других странах – внешний государственный кредит.

Следующий элемент государственной финансовой системы — фонды страхования, обеспечивают возмещение возможных убытков в результате стихийных бедствий и несчастных случаев и способствуют их предупреждению.

Страхование – совокупность особых перераспределительных отношений между его участниками по поводу формирования за счет денежных взносов целевого страхового фонда, предназначенного для возмещения возможного ущерба, нанесенного субъектам хозяйствования или физическим лицам при происшедшем событии, которое является страховым случаем.

Страхование может быть добровольным и обязательным.

Различают следующие разновидности страхования:

— социальное;

— личное;

— имущественное;

— страхование ответственности;

— страхование предпринимательских рисков.

Фондовое звено – следующий элемент государственных финансов. Задача фондового рынка – обеспечение процесса перелива капитала в отрасли с высоким уровнем дохода.

Фондовый рынок — часть финансового рынка, связанная с эмиссией и куплей-продажей ценных бумаг и долговых обязательств.

Фондовый рынок служит для мобилизации и эффективного использования временно свободных денежных средств. Участники фондового рынка рассчитывают на получение более высокого дохода по сравнению с вложением в банк.

Финансы хозяйствующих субъектов представляют вторую сферу финансовых отношений (децентрализованную) и являются основой финансовой системы, так как здесь формируется преобладающая часть всех финансовых ресурсов. Децентрализованные фонды денежных средств образуются из денежных доходов и накоплений самих же организаций.

Финансы хозяйствующих субъектов характеризуют денежные отношения, связанные с формированием, распределением и использованием денежных средств для выполнения своих обязательств перед государством, другими организациями, работниками и т.д.

Таким образом, между централизованными и децентрализованными финансами имеется единый источник формирования – национальный доход. Кроме того, аккумулировав денежные ресурсы предприятий в централизованных государственных фондах, государство направляет их на удовлетворение общественных потребностей, в том числе на развитие производственных предприятий, наиболее значимых для экономики. Во взаимосвязи и взаимозависимости составных звеньев финансовой системы проявляется единая сущность финансов, а также единство финансовой системы России

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *