Финансовая грамотность населения

Содержание

Рабочая программа по предмету «Основы финансовой грамотности»

I. Пояснительная записка по предмету «Основы финансовой грамотности»

Рабочая программа предмета «Основы финансовой грамотности» составлена в соответствии с УМК В.В.Чумаченко «Основы финансовой грамотности», а также в соответствии со следующими документами:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». Информация о Проекте представлена на официальном сайте Минфина России: http://www.minfin.ru/ru/om/fingram/

3. Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации http://www.misbfm.ru/node/11143.

4. Стратегия развития финансового рынка российской федерации на период до 2020 года http://www.ippnou.ru/lenta.php?idarticle=005586.

5. Основная образовательная программа среднего общего образования МБОУ «Гимназия № 3».

6. Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов внеурочной деятельности МБОУ «Гимназия №3» от 30.08.2018.

Повышение финансовой грамотности является одним из основных направлений формирования инвестиционного ресурса, обозначенных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Актуальность программы «Основы финансовой грамотности» продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы.

Поэтому введение курса «Основы финансовой грамотности» помогает создать условия для развития личности подростка, мотивации к обучению, для формирования социального и профессионального самоопределения, а также является профилактикой асоциального поведения. Именно овладение основами финансовой грамотности поможет учащимся применить полученные знания в жизни и успешно социализироваться в обществе.

Обеспечивая выполнение Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения и доступность качественного образования для учащихся всех категорий, наша гимназия создаёт условия для получения дополнительного экономического образования, в том числе его прикладных аспектов – финансовой грамотности, основ потребительских знаний в старших классах в рамках элективных курсов.

Содержание программы существенно расширяет и дополняет знания старшеклассников о личном финансировании, управлении домашней бухгалтерией, функционировании фондового рынка и банковской системы, а выполнение творческих работ, практических заданий позволит подросткам приобрести опыт принятия экономических решений в области управления личными финансами, повышать свою профессиональную компетентность в будущем, применить полученные знания в реальной жизни.

Кроме того, задачи с финансово-экономическим содержанием включены в материалы итоговой аттестации за курс основной школы ЕГЭ.

Новизной данной программы является направленность курса на формирование финансовой грамотности старшеклассников на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия.
Отличительной особенностью программы предмета «Основы финансовой грамотности» является то, что он базируется на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию учащихся. У них формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки согласно ФГОС последнего поколения.

Цель программы: формирование ключевых компетенций старшеклассников для принятия рациональных финансовых решений в сфере управления личными финансами.

Задачи программы:

— создать комфортные условия, способствующие формированию коммуникативных компетенций;

— формировать положительное мотивационное отношение к экономике через развитие познавательного интереса и осознание социальной необходимости;

— изучить нормативные и методические документы Минобрнауки по повышению уровня финансовой грамотности и финансово-экономического образования учащихся;

— освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами;

— овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;

— формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами;

— формировать у обучающихся готовность принимать ответственные и обоснованные решения в области управления личными финансами, способности реализовать эти решения;

— формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического поведения, ценностей деловой этики;

— воспитывать ответственность за экономические решения.

II. Общая характеристика учебного предмета «Основы финансовой грамотности»

Для достижения поставленных целей и с учетом вышесказанного в основе организации занятий лежат, прежде всего, педагогические технологии, основанные на сотрудничестве и сотворчестве участников образовательного процесса, критическом анализе полученной информации различного типа, деятельностные технологии, проектная и исследовательская деятельность, игровая технология.

На занятиях учащиеся занимаются различными видами познавательной деятельности, учатся творчески мыслить и решать практико-ориентированные экономические задачи.

Так как метод обучения – это обобщающая модель взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся и она определяет характер (тип) познавательной деятельности учащихся, то методы обучения реализуются в следующих формах работы:

  • Деловые гры.
  • Использование технических средств обучения, ресурсов интернета.
  • Работа с источниками экономической информации.
  • Анализ инструментов финансовых рынков, экономической ситуации на отдельных рынках и в регионе.
  • Интерактивные технологии.
  • Групповая , фронтальная и индивидуальная работа.
  • Экскурсии.

III. Описание места учебного предмета «Основы финансовой грамотности» в учебном плане

Настоящая программа предназначена для обучающихся 10 х классов.

Рабочая программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю).

IV. Планируемые результаты освоения предмета «Основы финансовой грамотности»

Структура и содержание предмета «Основы финансовой грамотности»» предполагают, что учащиеся должны овладеть практическими навыками планирования и оценки собственных экономических действий в сфере управления семейным бюджетом, личными финансами.

В течении учебного года обучающиеся старших классов демонстрируют общие проектные умения: планировать и осуществлять проектную деятельность; определять приоритеты целей с учетом ценностей и жизненных планов; самостоятельно реализовывать, контролировать и осуществлять коррекцию своей деятельности на основе предварительного планирования; использовать доступные ресурсы для достижения целей; применять все необходимое многообразие информации и полученных в результате обучения знаний, умений и компетенций для целеполагания, планирования и выполнения индивидуального проекта.

Планируемые результаты обучения

Предметные результаты изучения данного предмета – приобретение школьниками компетенций в области финансовой грамотности, которые имеют большое значение для последующей интеграции личности в современную банковскую и финансовую среды. Кроме того, изучение курса формирует навыки старшеклассников принятия грамотных и обоснованных финансовых решений, что в конечном итоге поможет им добиться финансовой самостоятельности и успешности в бизнесе.

Метапредметные результаты – развитие аналитических способностей, навыков принятия решений на основе сравнительного анализа сберегательных альтернатив, планирования и прогнозирования будущих доходов и расходов личного бюджета, навыков менеджмента.

Личностными результатами изучения курса – это воспитание мотивации к труду, стремления строить свое будущее на основе целеполагания и планирования, ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое благополучие, благополучие своей семьи и государства.

Таким образом, в результате обучения по данному предмету выпускник научится:

— принимать рациональные финансовые решения в сфере управления личными финансами;

— проводить своевременный финансовый анализ;

— ставить стратегические задачи для достижения личных финансовых целей;

— планировать и прогнозировать будущие доходы и расходы личного бюджета;

— определять направления взаимодействия граждан с фондовыми и валютными ранками;

— основам взаимодействия с кредитными организациями;

— основным понятиям и инструментам взаимодействия с участниками финансовых отношений;

— основам управления налоговыми платежами с целью снижения налоговых расходов в условиях соблюдения налоговой дисциплины;

— выбирать страховые продукты и страховые компании;

— принимать инвестиционные решения с позиции минимизации финансовых рисков;

— составлять личный финансовый план.

Выпускник получит возможность научиться:

— в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

— распознавать принципы функционирования финансовой системы современного государства;

— понимать личную ответственность за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами;

— понимать права и обязанности в сфере финансов;

— владеть коммуникативными компетенциями;

— анализировать и интерпретировать финансовую информацию из разных источников;

— определять задачи в области управления личными финансами;

— находить источники информации для решения финансовых задач;

— сотрудничать со сверстниками и взрослыми в образовательной и учебно-исследовательской деятельности;

— формировать собственную финансовую стратегию;

— решать финансовые задачи;

— проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

— самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

— осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

— самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

V. Содержание программы учебного предмета «Основы финансовой грамотности» (35 часов)

Освоение содержания предмета «Основы финансовой грамотности» осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами базового уровня обществознания, истории, технологии, математики, предметами регионального компонента.

Личное финансовое планирование (11 часов).

Содержание учебного блока.

Знакомство с курсом. Краткая характеристика изучаемого курса. Формирование понятия человеческого капитала. Формирование знаний о применении человеческого капитала.

Принятие решений о личном финансировании. Определение целей, подбор альтернатив.

Активы и пассивы. Доходы и расходы. Составление текущего и перспективного личного финансового бюджета. Основные источники дохода. Типичные уровни доходов и расходов в течение жизни человека.Составление текущего личного финансового плана.

Личное финансовое планирование. Стратегия и тактика в финансовой игре.

Формы организации учебных занятий.

Урок-лекция, урок открытия новых знаний, урок актуализации знаний, комбинированный урок, урок-обобщения, урок — деловая игра, творческая работа.

Основные виды деятельности.

Знать роль предмета «Основы финансовой грамотности», понятие «человеческий капитал», «деньги», их функции. Уметь объяснять, что такое потребление, что является основными источниками доходов, распознавать свои активы и пассивы, уметь вести их учет. Знать как составлять бюджет, уметь оптимизировать расходы. Уметь разрабатывать стратегию достижения своих целей, создавать личный финансовый план достижения целей. Уметь работать в команде, стремиться к сотрудничеству.

Депозит (7 часов).

Содержание учебного блока.

Накопления, инфляция, причины инфляции, расчет инфляции. Депозит. Оценка рисков. Проценты по депозитам. Преимущества и недостатки депозита. Условия и содержание депозита. Номинальная ставка, реальная ставка, депозитный договор. Виды банковских депозитов. Банки, банковские вклады, финансовые риски.

Формы организации учебных занятий.

Урок — открытия новых знаний, урок актуализации знаний, комбинированный урок, урок – обобщения знаний.

Основные виды деятельности.

Знать понятия накопление и инфляции, причины инфляции. Рассчитывать инфляцию.

Знать понятие депозит. Уметь давать собственную оценку рискам, знать способы начисления процентов по депозитам. Уметь характеризовать особенности депозита в России. Знать способы начисления процентов по депозитам. Уметь вычислять простые и сложные проценты по депозиту, приводить примеры виды банковских депозитов, проявлять креативность в творческой работе.

Кредит (7 часов).

Содержание учебного блока.

Понятие кредита. Знакомство с основными характеристиками кредита. Выгода при выборе кредита. Стоимость кредита. Вычисления по уменьшению стоимости кредита. Типичные ошибки при использовании кредита.

Формы организации учебных занятий.

Урок — открытия новых знаний, урок актуализации знаний, комбинированный урок, урок – обобщения, творческая работа.

Основные виды деятельности.

Знать понятие «кредит», его характеристики. Знать необходимые документы при оформлении кредита. Научиться анализировать и сравнивать условия по кредиту в различных банках. Уметь характеризовать особенности кредита в России, приводить собственные примеры прав и обязанностей кредитополучателя, давать оценку изученному явлению, проявлять креативность в творческой работе.

Расчетно-кассовые операции (7 часов).

Содержание учебного блока.

Банковская система, экономические ситуации.Знакомство с выбором банковской карты. Виды банковских карт (дебетовая и кредитная). Банковская прибыль. Основные виды банковских процентов. Пластиковые карты. Банкоматы, мобильные банки. Применение пластиковых карт в расчетах и платежах, различие между дебетовыми и кредитными картами. Хранение обмен и перевод денег. Различные виды платежных средств. Формы дистанционного банковского обслуживания. Повторение изученного по блоку. Экскурсия в банк.

Формы организации учебных занятий.

Урок — открытия новых знаний, урок актуализации знаний, комбинированный урок, урок – обобщения, урок -экскурсия.

Основные виды деятельности.

Знать понятие «Банковская система», функции центрального банка. Уметь решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные экономические ситуации. Знать виды банковских карт. Понимать, в чем состоит механизм получения банковской прибыли. Уметь характеризовать основные виды банковских процентов. Знать правила пользования банкоматами, мобильными банками, онлайн-банками.

Повторение изученного (3 часа).

Содержание учебного блока.

Личное финансовое планирование, депозит, кредит, расчетно-кассовые операции. Стратегия и тактика в деловой игре «Золотая корона».

Формы организации учебных занятий.

Урок – деловая игра, урок обобщения знаний.

Основные виды деятельности.

Уметь применять на практике знания полученные на уроках по предмету «Основы финансовой грамотности», разрабатывать стратегию и тактику в командной игре, проявлять креативность, инициативу.

VI. Описание учебно-методического комплекта по учебному предмету «Основы финансовой грамотности»

  1. В.В.Чумаченко. Основы финансовой грамотности. Учебное пособие. – М.: Просвещение, 2018 г.
  2. В.В.Чумаченко. Основы финансовой грамотности. Методические рекомендации. – М.: Просвещение, 2018 г.
  3. В.В.Чумаченко. Основы финансовой грамотности. Рабочая тетрадь. – М.: Просвещение, 2018 г.

Интернет-ресурсы для ученика и учителя

1. www.nlu.ru

2. www.banki.ru

3. www.banki.ru

4. www.nalog.ru

5. www.prostrahovanie.ru

VII. Календарно-тематическое планирование предмета «Основы финансовой грамотности»

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения урока по плану
10 «д»
10 «ж»

Дата проведения урока по факту
10 «д»
10 «ж»

Личное финансовое планирование (11 часов)

Знакомство с курсом «ОФГ»

Человеческий капитал и успех

Принятие решений о личном финансировании

Домашняя бухгалтерия. Активы и пассивы

Домашняя бухгалтерия. Доходы и расходы

Составление личного финансового плана

Творческая работа «Составление личного плана»

Деловая игра «Моя стратегия»

Депозит (7 часов)

Накопления и инфляция

Что такое депозит и какова его природа?

Условия депозита

Управление рисками по депозиту

Повторение изученного по блоку «Депозит»

Кредит (7 часов)

Что такое кредит?

Основные характеристики кредита

Как выбрать наиболее выгодный кредит

Как уменьшить стоимость кредита

Типичные ошибки при использовании кредита

Творческая работа «Кейс»

Расчетно-кассовые операции (7 часов)

Хранение, обмен и перевод денег

Различные виды платежных средств

Формы дистанционного банковского обслуживания

Повторение и обобщение знаний по блоку «РКО»

Экскурсия в банк

Повторение изученного (3 часа)

Деловая игра «Золотая корона»

Повторение и обобщение знаний по курсу ОФГ

Экономический ликбез: куда и на что уходят наши налоги

После ряда скандальных законопроектов правительства, включающих повышение НДС и пенсионного возраста, у хабаровчан возникло много вопросов относительно того, куда пропадают налоги, которые платят граждане. Ответы на них дает экономический эксперт DVhab.ru.

Налог – это государственный сбор с населения и предприятия. Определение само по себе просто и ясно, но когда задаешь вопросы: «Куда мы платим налоги?», «Для чего мы платим налоги?», «Какова функция налогов?», более 50 опрошенных впадают в ступор. В глазах проявляется задумчивость бытия. Прежде стоит обратиться к истории. Первые упоминания налогов появились в XIII -XII веке до нашей эры. Подоходный и подушный налоги взимались на территории Персии, Китая и Вавилона. Позднее упоминания о налогах появляются в Египетских хрониках. Храмовая десятина — один из первых налогов. История налогов имеет тысячелетнюю историю. Функции остались прежними, а что поменялось, так это количество и сложность налогов. Разделить функции можно на четыре вида:

1. Фискальная.
2. Распределительная.
3. Регулирующая.
4. Контролирующая.

1. Фискальная функция исторически древняя, но основная. Это сбор налогов в пользу государства. Благодаря ей формируются финансовые ресурсы государства. Проще говоря, собираются все поборы в один котел, который находится в Москве, а после уже распределяют по регионам, в том количестве, в котором это необходимо. Все остальные функции — производные от фискальной.

2. Распределительная функция — на мой взгляд, одна из самых спорных. Она состоит в перераспределении общественных доходов. Простыми словами — это уход большей части налогов в более слабую категорию граждан за счет налогового бремени более сильной. На мой взгляд, требуется более детальный подход к этой функции налогов. Пример из жизни… Поступая в институт, я сразу почувствовал себя в неравных условиях по отношению к отдельным абитуриентам. Что имею ввиду? В 10-11 классах я активно готовился к поступлению. Аттестат не имел ни одной тройки. Скажу больше, отличных оценок было больше, чем хороших. Вступительные экзамены сдал неплохо, но поступить на бюджет не получилось, пришлось обучаться платно. Параллельно также поступал абитуриент, так сказать, из слабой категории граждан. От него требовалось сдать экзамены на тройки. Что и произошло. Но в отличие от меня у него был бюджет и каждый месяц стипендия. Через год данный студент был отчислен за неуспеваемость и хмельную жизнь. Он не стремился получить знания, так как по умолчанию он знал свое превосходство при поступлении. Но вопрос заключается в том, на какие денежные средства было организовано его короткое путешествие в науку? Правильно! За счет поборов более сильной категории граждан. Это один частный пример из миллиона. Мое мнение, что данный подход нужно пересматривать и стимулировать более сильное и заинтересованное в развитие население.

3. Регулирующая функция налогообложения. Функция полезная и крайне необходимая. Но прежде нужно понимать ее подфункции:

а) стимулирующая – направлена на развитие малых предприятий, предприятия инвалидов, сельскохозяйственных производителей, организаций осуществляющие капитальные вложения в производство и так далее. На мой взгляд, нужно уделять большую часть времени в этом направлении. Правительство считает иначе.

б) дестимулирующая – эта подфункция направлена на остановку развития, каких-либо экономических процессов с помощью налогового бремени. Скажу прямо… в нашей стране это основное направление. Я думаю, объяснять не стоит, достаточно только перечислить. Повышение акцизов на нефтепродукты, НДС, налога на имущество, транспортные налоги — перечислять можно долго, но прожиточный минимум стабилен, рост незначительный.

в) воспроизводственная подфункция. Она аккумулирует средства на восстановление используемых ресурсов. Производятся отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Например, плата за воду.

4. Контрольная функция. Позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов. Без комментариев. Контрольная функция в нашем государстве на высшем уровне.

Понимая функцию налога, мы понимаем в общих чертах, куда они направлены. Нам становится понятно, что это не только зарплата чиновникам и министрам, налоги должны также направляться на повышение количества различных благ для населения. Это равномерное распределение денег в системе, необходимая, чтобы ликвидировать черту между бедностью и богатством. Но история еще не имела достаточных ярких примеров, когда налоги полностью выполняли свои функции. Нужно знать и понимать, куда и за что мы платим. Но как и в древности большинство остаются в стороне, оставляя несовершенство системы своим потомкам.

Хочу закончить словами великого экономиста Карла Маркса: «Налог – это материнская грудь, кормящая правительство. Налог – это пятый бог рядом с собственностью, семьей, порядком и религией. В налогах воплощено экономически выраженное существование государства».

Напомним, что официально президент России Владимир Путин подписал закон, предусматривающий повышение налога на добавленную стоимость (НДС) с 18% до 20%, в начале августа.

Артём Меренков, новости Хабаровска на DVhab.ru

Повышение финансовой грамотности населения России: обзор образовательных проектов Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

DOI 10.22394/1818-4049-2017-80-3-71-78 УДК 336.025

Г. В. Цветова М. В. Ерофеева

Повышение финансовой грамотности населения России: обзор образовательных проектов

В статье нашли отражение наиболее важные вопросы, касающиеся повышения финансовой грамотности населения в Российской Федерации. Образовательные проекты, направленные на повышение финансовой грамотности населения, являются частью государственной политики РФ в сфере финансового образования. Повышение финансовой грамотности населения невозможно без усилий органов власти разных уровней, в связи с чем, обзор образовательных проектов, направленных на повышение финансовой грамотности, представленный авторами статьи является актуальным.

В настоящее время сформирована Федеральная, методическая сеть (далее — ФМС) по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования, которая имеет двухуровневую структуру, состоящую из Федерального методического центра по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования и пятнадцати региональнъх методических центров (далее — РМЦ). РМЦ позволяют создать на всей территории РФ условия для развития кадрового потенциала — специалистов по обучению финансовой грамотности.

Ключевые слова.: финансовая грамотность населения, Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования, региональные методические центры, программы повышения финансовой грамотности.

В Российской Федерации за период 2008 — 2016 гг. Национальным агентством финансовых исследований (далее — НАФИ), Всероссийским центром изучения общественного мнения (далее — ВЦИОМ), Фондом «Общественное мнение» (далее — ФОМ) проводились многочисленные регулярные исследования различных параметров финансовой грамотности населения, выводы которых свидетельствуют о том, что уровень финансовой грамотности россиян недостаточно высок.

Понимая всю важность проблемы, органы власти в Российской Федерации на протяжении нескольких последних лет разрабатывают программы повышения финансовой грамотности. Эта задача

определена в качестве одного из основных направлений формирования инвестиционного ресурса в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, а Стратегия развития финансового рынка РФ на период до 2020 г. рассматривает повышение финансовой грамотности населения в качестве важного фактора развития финансового рынка в России, повышения стабильности финансовой системы и конкурентоспособности экономики государства. Кроме того, Правительством РФ утверждена Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 — 2023 гг. .

Основным компонентом реализации

Цветова Галина Владимировна — канд. экон. наук, доцент, зав. кафедрой экономики и финансового права, Дальневосточный институт управления — филиал РАНХиГС (г. Хабаровск). Е-таИ: тда1т1008@таИги

Ерофеева Мария Викторовна — магистрант, Дальневосточный институт управления — филиал РАНХиГС (г. Хабаровск). Е-таИ: ка/паЬ@$ии-.гапера,.ги

государственной политики, направленной на повышение финансовой грамотности населения, несомненно, является разработка и реализация образовательных программ и информационной кампании. Это предполагает создание современных учебных материалов по финансовой грамотности, программ, включая различные интерактивные, дистанционные, онлайн-программы и инструменты. Особенностью создаваемых образовательных программ является их направленность на формирование навыков финансового планирования и рационального поведения на протяжении всего жизненного цикла человека. В настоящее время разработаны, апробированы и реализуются образовательные программы и учебно-методические материалы для школ и специальные программы для воспитанников и выпускников детских домов и интернатов, студентов вузов, взрослого населения с низким и средним уровнем дохода.

Общими целями всех реализуемых программ повышения финансовой грамотности являются содействие формированию разумного финансового поведения населения, его ответственного участия на рынках финансовых услуг и повышение эффективности зашиты прав потребителей финансовых услуг. Фокус программ повышения финансовой грамотности направлен в основном на молодых людей в возрасте от 18 до 25 лет, хотя все программы в той или иной степени затрагивают различные слои и возрастные группы населения.

Реализация образовательных программ в сфере финансовой грамотности населения осуществляется посредством разнообразных каналов коммуникации — средств массовой информации (например, социальная реклама), распространения бесплатных материалов. Помимо этого, проводятся специальные образовательные программы с участием представителей финансово-кредитной сферы.

Решение задачи повышения финансовой грамотности в первую очередь молодежи как поколения, которое будет определять будущее российской экономики и степень цивилизованности финансового рынка, возможно только в результате тесного сотрудничества государства с различными субъектами (финансовы-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ми и коммерческими институтами, образовательными учреждениями, общественными организациями), каждый из которых способен внести определенный вклад в реализацию данной цели в сфере своей компетенции.

В Российской Федерации в качестве каналов доведения информации о финансах активно используются интернет-ресурсы, среди которых можно выделить:

— информационный портал Банки.ру -крупнейший банковский сайт России;

— «Город финансов» — портал, созданный в рамках программы «Финансовая культура и безопасность граждан России»;

— «Азбука финансов» — проект о банковских картах, разработанный платежной системой Visa International при поддержке Министерства финансов РФ;

— «Финансовая грамота» — совместный проект Российской экономической школы (далее — РЭШ) и Фонда Citi .

В октябре 2015 г. открыт официальный сайт Национальной программы повышения финансовой грамотности — ва-шифинансы.рф. Этот информационный ресурс дает возможность оценить уровень личной финансовой грамотности, получить онлайн-консультацию финансовых экспертов, познакомиться с образовательными материалами.

С 2014 г. в России проводится ежегодно Всероссийская неделя сбережений, в рамках которой всем желающим предоставляется возможность посетить бесплатные образовательные онлайн- и оффлайн-мероприятия, принять участие в Фестивалях финансового здоровья, Всероссийском экзамене по финансовой грамотности, получить консультации ведущих экспертов. Отмечается ежегодное увеличение числа участников оффлайн и онлайн мероприятий Всероссийской недели сбережений со 150000 чел. в 2015 г. до 360000 чел. в 2016 г. География мероприятий расширилась с 42 регионов в 2015 г. до 60 регионов в 2016 г. .

С 2015 г. проводится Всероссийская неделя финансовой грамотности для детей и молодежи, которая представляет собой серию бесплатных информационно-просветительских мероприятий, проводимых во всех субъектах РФ.

Участники мероприятий знакомятся с основными финансовыми понятиями и

принципами финансово грамотного поведения, узнают более подробно о существующих финансовых рисках и защите своих прав, а также обсуждают с экспертами вопросы грамотного принятия первых финансовых решений.

Партнерами Недели выступают региональные министерства финансов, финансовые институты, образовательные учреждения и общественные организации, которые проводят на своих площадках бесплатные лекции, семинары, экскурсии и игры.

Одним из компонентов активного финансово грамотного поведения является гражданское участие в сфере общественных финансов. Это предполагает участие граждан в бюджетных слушаниях, инициативное бюджетирование. В целях повышения открытости и прозрачности общественных финансов органы власти различных уровней размещают информацию о бюджете соответствующего уровня на специально созданном портале, посвященном непосредственно бюджетной тематике. В целом 80 субъектов Российской Федерации подтверждают наличие у них практического опыта по представлению информации о бюджете в доступной для граждан форме .

Территориальные налоговые органы оказывают консультационную помощь налогоплательщикам и проводят информационно-разъяснительную работу через средства массовой информации: информируют налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, предоставляют формы установленной отчетности и разъясняют порядок их заполнения, дают разъяснения о правилах исчисления и уплаты налогов и сборов. Эти обязанности прямо связаны с эффективностью налогового контроля. В процессе проведения такой работы создаются условия для сокращения ошибок при начислении и уплате налогов, резко сокращается объем рутинной работы в ходе налоговых проверок и тем самым повышается эффективность управления по проведению налогового контроля. Кроме того, разъяснительная работа реализует право налогоплательщика получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и других

актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах, а также правах и обязанностях налогоплательщиков.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 2011 г. была начата реализация Национальной программы (проекта) повышения финансовой грамотности «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развития финансового образования в РФ» . Проект разработан Министерством финансов при поддержке Всемирного банка и первоначально был рассчитан на пять лет. Целью проекта является содействие формированию разумного финансового поведения граждан, их ответственного поведения на рынках финансовых услуг. Образовательные программы в рамках данного проекта направлены:

— на учащихся общеобразовательных учреждений и учреждений среднего профессионального образования, которые в будущем станут активными пользователями финансовых услуг;

— на студентов образовательных организаций высшего образования, которые делают первые шаги на рынке финансовых услуг;

— на взрослое население.

В соответствии с распределением программ в зависимости от целевой аудитории в рамках глобального проекта реализуется три субпроекта:

1. Повышение финансовой грамотности в школах, лицеях, колледжах и других учреждениях среднего общего и профессионального образования. Этот субпроект является наиболее сложным по организации работ и масштабам деятельности. Исполнитель — консорциум в составе Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» и Института экономической политики имени Е. Т. Гайдара.

2. Повышение финансовой грамотности студентов вузов. Исполнителем по данному субпроекту является Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова.

3. Повышение финансовой грамотности взрослого населения. Исполнителем по данному субпроекту является Финансовый университет.

Для замера результатов реализации Проекта в 2015 г. была проведена серия социологических исследований, которая показала прирост по ряду ключевых показателей:

— с 63% до 65% увеличилась доля взрослого населения с низкими и средними доходами, понимающего соотношение «риск — доходность» при выборе финансовых продуктов;

— с 31% до 33% у взрослого населения и с 55% до 76% у школьников и студентов возросла доля граждан, понимающих важность наличия «финансового буфера» на случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций;

— с 59% до 62% возросла доля граждан, сравнивающих альтернативные предложения, прежде чем брать кредит;

— с 39% до 41% увеличилась взрослого населения, знающих, какие действия нужно предпринимать в случае нарушения прав потребителей финансовыми организациями1.

Реализация данного проекта предполагала создание институтов федерального и регионального уровней, вовлеченных в программу финансового образования и информирования населения, поддержку

региональных инициатив по повышению финансовой грамотности, укрепление системы защиты потребителей финансовых услуг и построение системы оценки уровня финансовой грамотности и эффективности мероприятий, направленных на ее повышение.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В настоящее время сформирована Федеральная методическая сеть (далее — ФМС) по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования, которая имеет двухуровневую структуру, состоящую из Федерального методического центра по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования и пятнадцати региональных методических центров (далее — РМЦ). Деятельность ФМС обеспечивается консорциумом Научно-исследовательского университета «Высшая школа экономики», РАНХиГС и Фонда «Институт экономической политики имени Е. Т. Гайдара».

На рисунке 1 можно увидеть распределение РМЦ по федеральным округам.

Работа центров нацелена на формирование в России кадрового потенциала учителей, преподавателей, методистов, администраторов образовательных ор-

Рис. 1. Распределение региональных методических центров по федеральным, округам2

доставлено на основании исследований, проведенных Национальным агентством финансовых исследований . — Режим доступа: https://nafi.ru/analytics

2Составлено авторами на основании данных Информационного бюллетеня . — Режим доступа: https://fmc.hse.ru/mirror/pubs/share/190956933

ганизаций, а также на создание эффективной инфраструктуры поддержки деятельности педагогов по распространению финансовой грамотности. Таким образом, РМЦ призваны обеспечить предоставление образовательных, методических, информационных и консультационных услуг по вопросам внедрения и практического использования учебных программ и материалов в сфере финансовой грамотности, разработанных в рамках Проекта.

В своей работе РМЦ используют:

— базовую программу повышения квалификации педагогов «Содержание и методика преподавания курса финансовой грамотности различным категориям обучающихся», которой предусмотрено самостоятельное изучение тем в виде видеолекций и аудиторных занятий в различных формах (лекции, семинарские и практические занятия, деловые игры, рассмотрение кейсов и т. д.);

— программы для вариативных модулей: специфика обучения финансовой грамотности в 1 — 4 классах, специфика обучения финансовой грамотности в 5 -9 классах, специфика обучения финансовой грамотности в 10 — 11 классах, специфика обучения финансовой грамотности студентов СПО и специфика обучения финансовой грамотности воспитанников детских домов и школ-интернатов;

— краткосрочное повышение квалификации педагогов по курсу «Повышение финансовых компетенций Педагогов».

В Дальневосточном федеральном округе Региональный методический центр функционирует в Хабаровском крае. Он создан на базе Высшей школы государственного управления Дальневосточного института управления — филиала РАНХиГС.

Основными задачам РМЦ по Хабаровскому краю являются:

— привлечение к сотрудничеству в области развития финансовой грамотности общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций, включая детские дома, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных орга-

низаций, представителей финансового сектора, главной задачей которых должно стать массовое распространение знаний по финансовой грамотности среди работников и учащихся образовательных организаций;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— подготовка необходимого количества преподавателей, которые должны будут проводить мероприятия по повышению квалификации по программам финансовой грамотности на площадках по повышению квалификации педагогов;

— проведение регулярных семинаров для преподавателей в области финансовой грамотности по вопросам работы с информационно-методической базой, мониторинга и другим актуальным вопросам;

— мониторинг деятельности подготовленных преподавателей в области финансовой грамотности, включающий посещение мероприятий, проводимых обученными педагогами, и оформление соответствующих отчетов;

— организация, обобщение и анализ «обратной связи» с обученными, сбор предложений и пожеланий педагогов по доработке и/или корректировке программ повышения квалификации и обеспечивающих их реализацию учебно-методических материалов, а также предложений по развитию информационных материалов и образовательных ресурсов.

За период 2016 — 2017 гг. планируется обучить более 400 учителей, преподавателей, методистов, администраторов общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций Хабаровского края (табл. 1).

Обучение педагогов производится по учебно-методическим материалам, учитывающим особенности обучающихся в зависимости от их возраста и психолого-педагогические особенности работы с ними.

За анализируемый период 14.11.2016 — 07.06.2017 гг. обучение прошли 83 педагога начальной школы, 53 педагога основной школы, 83 — средней школы, 59 преподавателей профессиональных образовательных организаций и 21 педагог детских домов и школ-интернатов (см. табл. 2).

Таблица 1

План обучения педагогов образовательных организаций Хабаровского края по дополнительной профессиональной программе (повышение квалификации) «Финансовая грамотность»

№ потока Период проведения обучения Кол-во слушателей, чел.

1 14.11.2016 — 23.11.2016 50

2 — 3 22.03.2017 — 31.03.2017 100

4 — 5 01.04.2017 — 11.04.2017 100

6 29.05.2017 — 07.06.2017 50

7 01.10.2017 — 10.10.2017 50

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8 25.10.2017 — 03.11.2017 50

ИТОГО 400

Источник: Составлено на основании отчетности и планов работы Регионального методического центра . URL: https://fmc.hse.ru/mirror/ pubs/share/190956933

Таблица 2

Распределение количества слушателей по категориям работы с разными целевыми аудиториями, чел.

Категория слушателей Плановое кол-во человек Период проведения обучения

14.11.2016 — 23.11.2016 22.03.2017 — 31.03.2017 01.04.2017 — 11.04.2017 29.05.2017 — 07.06.2017 01.10.2017 — 10.10.2017 25.10.2017 — 03.11.2017

Педагоги начальной школы (1 — 4 классы) 83 — — 33 50 — —

Педагоги основной школы (5 — 9 классы) 93 16 37 — — — 40

Педагоги средней школы (10 — 11 (12) классы) 114 14 37 32 — 31 —

Педагоги профессиональных образовательных организаций 59 19 20 20 — — —

Педагоги детских домов и школ-интернатов 51 — 6 15 — 20 10

Всего педагогов 400 49 100 100 50 51 50

Источник: Составлено на основании отчетности Регионального методического центра . URL: https://fmc.hse.ru/mirror/pubs/ share/190956933

В целях повышения качества содержания и организационно-методического сопровождения программы Региональным методическим центром проводятся сплошные анонимные опросы, позволяющие узнать мнение слушателей о её практической подготовке.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результаты анкетирования показывают, что большинство слушателей РМЦ считают программу повышения финансовой грамотности актуальной, содержательной, практико-ориентиров анной и необходимой в жизни и в работе как для них лично, так и для учащихся общеобразовательных школ и средних специальных учебных заведений. Слушатели отмечают, что представляемый материал структурирован, доступен и продуман. Особый интерес у слушателей вызывают темы, связанные со страхованием, пенсионным и социальным обеспечением, финансовым мошенничеством, функционированием банковского сектора.

Работа РМЦ характеризуется четким позиционированием и адресным характером, учитывающим потребности различных целевых аудиторий: школьников и их родителей, учителей общеобразовательных школ и педагогов профессиональных образовательных организаций и детских домов.

РМЦ в рамках Проекта разрабатываются методические материалы, подготавливаются специальные курсы по финансовой грамотности «Страхование», «Банки», «Фондовый рынок», «Собственный бизнес», формируется банк проектов, в котором содержится более двадцати различных тематических проектов «Семейный бюджет», «Банковская система РФ», «Какие деньги на ощупь», «Оптимизация семейного бюджета» и др.

Региональный аспект государственной политики в сфере повышения финансовой грамотности, реализуемый

Библиографическое описание статьи —

посредством функционирования РМЦ, позволяет создать на всей территории РФ условия для развития кадрового потенциала — специалистов по обучению финансовой грамотности. Однако программы в сфере финансового образования должны распространяться не только на школьных учителей, но и на социальных работников, банковских служащих и иных лиц, осуществляющих работу с клиентами, — на тех, от кого зависит успех деятельности по повышению финансовой грамотности.

Список литературы:

1. Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 — 2023 гг. : распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.09.2017 г. №2039-р. -.- URL: http://www.garant. ru/products/ipo/prime/ doc/71675558 (дата обращения 06.10.2017).

2. Цветова, Г. В. Финансовое поведение и потребность в повышении финансовой грамотности / Г. В. Цветова // Власть и управление на Востоке России. 2016. № 2 (75). С. 57-64.

3. Итоги третьей Всероссийской недели сбережений -.- URL: https:// www. minfin. ru/ ru/ om/fingram/news/

4. Доклад об основных направлениях повышения эффективности бюджетных расходов в субъектах Российской Федерации. 20.04.2016 г. -.- URL: http: //min-fin.ru/ru/document/?id_4=113905&area_ id=4&page_id=2104&popup=Y# ixzz4l09 zgbTV (дата обращения 01.06.2017).

5. Ерофеева, М. В., Цветова, Г. В. К вопросу о роли государства в повышении финансовой грамотности населения / М.. В. Ерофеева, Г. В. Цветова // Перспективы инновационного развития российской экономики на современном этапе : Труды Всероссийской научно-практической конференции Под ред. М. А. Нем-чаниновой. — Хабаровск, Изд-во ДВГУПС. 2016. С. 137-141.

Цветова Г. В., Ерофеева М. В. Повышение финансовой грамотности населения России: обзор образовательных проектов // Власть и управление на Востоке России. 2017. № 3 (80). С. 81-88^01 10.22394/1818-4049-2017-80-3-71-78

B^acTb m ynpaB^eHMe Ha BoeroKe poccmm. 2017. №3 (80)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

G. V. M. V.

1. Ob utverzhdenii Strategii ansovoj gramotnosti v Rossijskc

j Fede

■ 2023 gg. : rasporyazhenie Pravitel’stva í Federacii ot 25.09.2017g. №2039-r. -.- URL:

(data obrashcheniya 06.10.2017).

2. Cvetova, G. V. Finansovoe povedenie i

/ er. V. Csetvva /y hant’ i upravleme na Vontoke Rossii. 2016. № 2 (75). S. 57-64.

üjskoj nedeli ¡

Rossijskoj Federacii. g. -.- URL: http: //minfin.

konferencii. Pod red. M. A. Nemchaninovoj. — Habarovsk, Izd-vo DVGUPS. 2016. S. 137-141.

Reference to the artiste

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Социальный проект «Финансовая грамотность»

Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Пятигорский техникум торговли, технологий и сервиса»

(ГБПОУ ПТТТиС)

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»

Руководитель проекта

ХРОМАТИДИ К.М.

2016 год

Аннотация проекта

Социальный проект – это способ выражения идеи улучшения состояния общества языком конкретных целей и задач, мер и действий по их достижению, а также описание необходимых ресурсов для практической реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой идеи.

Актуальность

В современном мире все больше внимания уделяется личной финансовой практике, а именно финансовой грамотности. Во многих странах на национальном уровне реализуются проекты по повышению финансовой грамотности. У нас в стране такие предложения выдвигаются, и государство не остается в стороне. На данный момент реализуется целый ряд программ: «Государственная программа повышения финансовой грамотности в РФ», «Финансовая культура и безопасность граждан», «Проект финансового образования в России «Повышение финансовой грамотности населения с низкими доходами «Планируй свое будущее»»» и другие. Развитие этого направления в основном связано с тем, что финансово грамотные люди в большей степени защищены от финансовых рисков и непредвиденных ситуаций. Они могут более ответственно относиться к управлению личными финансами, а так же повышать свой уровень благосостояния за счет рационального распределения расходов и планирования бюджета.

Развитие современной рыночной экономики предполагает широкое участие населения в долгосрочных накопительных пенсионных, страховых и ипотечных схемах, помогающих решить множество вопросов по пенсионному накоплению, социальному страхованию, образованию и жилью.

Активное сберегательное поведение населения, использование накопительных и страховых инструментов предполагает достаточный уровень финансовой грамотности, который позволяет гражданам активно взаимодействовать с финансовыми институтами. В последнее время происходит повышение роли личной ответственности за финансовые решения на фоне расширения предложений финансового рынка, общего роста доходов и сбережений населения, что делает проблему повышения финансовой грамотности еще более актуальной.

Повышение финансовой грамотности способствует росту качества финансовых услуг, расширяет возможности граждан более эффективно использовать финансовые услуги.

Актуальность данного проекта подтверждается и проведенным в сентябре этого года социологическим опросом среди первокурсников ГБПОУ ПТТТиС на тему: «Оценка финансовой грамотности». Из результатов опроса можно сделать вывод, что около половины обучающихся считают себя финансово грамотными людьми и следят за личными расходами. Но остается другая половина, которая нуждается в разъяснении разного рода финансовых вопросов. Таким образом, это еще раз доказывает необходимость внедрения специального курса по финансовой грамотности.

Цель проекта: разработка, апробация, внедрение и реализация комплекса образовательных мероприятий с целью активного привлечения молодежи к вопросам повышения финансовой грамотности.

Задачи:

1. Изучить потребность и возможность обучающихся в повышении своей финансовой грамотности.

2. Изучить предложения и структуру услуг в сфере финансовой грамотности на образовательном рынке.

3. Разработать уроки финансовой грамотности для разных групп населения.

4. Провести пробный цикл занятий по финансовой грамотности для школьников 7-9 классов, 10-11 классов.

5. По результатам апробации, учитывая все недостатки, провести занятия в детском доме № 32.

6. Сформулировать выводы и предложения по способам и вариантам повышения финансовой грамотности населения.

Целевые группы проекта:

Данный проект направлен на детей из детских домов.

В рамках программы для детей-сирот наиболее актуальными являются вопросы по личному финансовому планированию, образовательным кредитам и банковским вкладам.

В рамках разработанной программы для воспитанников детского дома № 32 рассматриваются вопросы по личному финансовому планированию, сетевому маркетингу и финансовым пирамидам, банковским продуктам.

Сроки реализации проекта

Сентябрь 2016 – апрель 2017 учебного года.

Планирование проекта:

1. Подготовительный.

На данном этапе необходимо:

• продумать структуру проекта

• подготовить необходимые документы для его согласования: положение о клубе волонтеров финансового просвещения,

• продумать потребность в материально-технических ресурсах

• Провести социологический опрос на выявление заинтересованности детей-сирот в вопросах повышения финансовой грамотности

• Сформировать команду для клуба волонтеров финансового просвещения из числа обучающихся техникума;

2. Реализационный.

По итогам подготовительного этапа необходимо осуществить следующее:

• Провести индивидуальные консультации;

• Провести занятия в детском доме № 32 по главным вопросам финансового просвещения;

• Провести серию занятий в детском доме;

• Провести открытое занятие по основам финансовой грамотности;

• Провести несколько заседаний клуба, связанных с выходом проекта в детский дом.

После подготовительного этапа и сформировавшейся команды, вхождение в которую подтверждается анкетой участника, было проведено занятие на базе детского дома по теме: «Пенсионная реформа в РФ» и «Сетевой маркетинг и финансовые пирамиды», «Кредит — жизнь в долг или способ удовлетворения потребностей», «Сетевой маркетинг и финансовые пирамиды» и «Банковские вклады».

3. Заключительный.

• Организованная работа клуба

• Оформление и публикация результатов проделанной работы на сайте техникума.

• Оценка эффективности проекта

Управление проектом:

Организационный комитет:

Руководитель проекта – реализация и организация проекта;

Члены клуба – организация и координация работы;

Руководство образовательного учреждения – внедрение проекта в образовательное учреждение и контроль над деятельностью клуба.

Экспертный совет:

Преподаватели учебного заведения – консультирование по финансовой грамотности;

Оценка эффективности проекта:

• Рост численности обучающихся, получающих доступные качественные услуги дополнительного образования;

• Уменьшение финансовых рисков;

• Повышение уровня финансовой грамотности;

• Открытие раздела на сайте техникума;

•Межрегиональный обмен опытом между участниками программы клуба;

Ожидаемые результаты проекта:

• Создание и внедрение новых досуговых и образовательных программ;

• Подготовка кадров по направлению «Финансовая грамотность»;

•Увеличение числа обучающихся, принимающих участие в олимпиадах по финансовой грамотности;

•Увеличение числа детей-сирот, имеющих возможность получать доступные качественные услуги дополнительного образования;

• Рост доли преподавателей, заинтересованных в работе клуба по финансовой грамотности;

• Внедрение данного проекта в другие образовательные учреждения;

• Возможность сотрудничества с высшими профессиональными учреждениями;

• Обмен опытом с другими учебными заведениями;

Перспективы реализации проекта.

• Возможное создание виртуального клуба по финансовой грамотности;

• Привлечение обучающихся к проектно-исследовательским работам по вопросам финансового просвещения;

• Поиск единомышленников, установление связей с другими учебными заведениями города, оперативный обмен опытом в целях создания единого воспитательного и образовательного пространства;

• Создание пресс-центра клуба;

Заключительное положение.

В результате реализации проекта происходит повышение коммуникативной культуры обучающегося, что является очень важным компонентом при формировании сознания студента. Происходит уменьшение количества необдуманных финансовых вложений, а также повышение доли финансово грамотного населения будет способствовать развитию финансового рынка, притоку инвестиций граждан, повышению качества предлагаемых продуктов и услуг, развитию малого и среднего бизнеса, трудовой занятости.

Для этого необходимо как можно раньше начать изучать финансовый рынок, повышать финансовую грамотность, получать практические навыки по управлению личными финансами, уметь составлять свой личный финансовый план, учиться искусству сбережения и инвестирования; необходимо формировать устойчивые взгляды на то, что финансово грамотные люди в большей степени защищены от финансовых рисков и непредвиденных ситуаций. Они более ответственно относятся к управлению личными финансами, способны повышать уровень благосостояния за счёт распределения имеющихся денежных ресурсов и планирования будущих расходов.

Навык решения финансовых вопросов, удачно примененный на заседаниях клуба, в дальнейшем может получить продолжения в других жизненных ситуациях. Поэтому так важно обучение поведению в финансовых решениях всех участников образовательного процесса, ведь в дальнейшем опыт работы клуба можно применить на уровне города, региона и страны.

Анкета

Тема исследования: «Оценка финансовой грамотности».

Проводится опрос с целью выявления потребности обучающихся в финансовой грамотности. Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов. Просим Вас принять участие в нашей анкете потому, что нам важно мнение каждого из Вас. Вполне возможно, что некоторые ответы могут быть полезны и для Вас.

Анкета анонимная, т. е. свое имя писать не нужно.

Правила заполнения анкеты: обведите кружком тот ответ, который, как Вы считаете, более совпадает с Вашим мнением. Заранее благодарим Вас за работу. Заполнение анкеты займёт у вас 5-7 мин.

1. Скажите, пожалуйста, ведёте ли Вы учёт своих расходов?

1. Да, я веду учёт расходов.

2. Нет, я не веду учёта.

3. Затрудняюсь ответить

2. Скажите, пожалуйста, какие вопросы о финансовом рынке, Вам сейчас особенно необходимы?

1. Банковские услуги, в частности получение образовательного кредита.

2. Консультации по планированию личного бюджета.

3. Консультации по жилищному вопросу.

4. Функционирование пенсионной системы.

5. Налогообложение доходов физических лиц и получение налоговых вычетов на обучение.

6. Другое (напишите)_________________________

7. Затрудняюсь ответить.

3. Скажите, пожалуйста, считаете ли Вы себя финансово грамотным человеком?

1. Да.

2. Скорее да.

3. Скорее нет.

4. Нет.

5. Затрудняюсь ответить

4. Скажите, пожалуйста, нуждаетесь ли вы в повышении финансовой грамотности?

1. Да.

2. Скорее да.

3. Скорее нет.

4. Нет.

5. Затрудняюсь ответить.

5. Скажите, пожалуйста, необходимо ли изучение основ финансовой грамотности в школе?

1. Да.

2. Скорее да.

3. Скорее нет.

4. Нет.

5. Затрудняюсь ответить.

6. Скажите, пожалуйста, в какой форме необходимо изучение основ финансовой грамотности в школе?

1. В виде факультативных занятий.

2. В виде элективных курсов.

3. Нужны занятия по финансовой грамотности в рамках предмета «экономика».

4. Нужен отдельный предмет » Основы финансовой грамотности» в программе.

5. Нужны образовательные программы, проводимые основными участниками финансового рынка (Пенсионным фондом, инвестиционными фондами, страховыми компаниями, банками).

6. Затрудняюсь ответить.

Финансовая грамотность

Финансовая грамотность – достаточный уровень знаний и навыков в области финансов, который позволяет правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать разумные решения.

Знание ключевых финансовых понятий и умение их использовать на практике дает возможность человеку грамотно управлять своими денежными средствами. То есть вести учет доходов и расходов, избегать излишней задолженности, планировать личный бюджет, создавать сбережения. А также ориентироваться в сложных продуктах, предлагаемых финансовыми институтами, и приобретать их на основе осознанного выбора. Наконец, использовать накопительные и страховые инструменты.

Стоит отметить, что от общего уровня финансовой грамотности населения страны во многом зависит ее экономическое развитие. Низкий уровень таких знаний приводит к отрицательным последствиям не только для потребителей финансовых услуг, но и для государства, частного сектора и общества в целом. Поэтому разработка и внедрение программ по повышению финансовой грамотности населения – важное направление государственной политики во многих развитых странах, например в США, Великобритании и Австралии. Высокий уровень осведомленности жителей в области финансов способствует социальной и экономической стабильности в стране. Рост финансовой грамотности приводит к снижению рисков излишней личной задолженности граждан по потребительским кредитам, сокращению рисков мошенничества со стороны недобросовестных участников рынка и т. д.

В России финансовая грамотность находится на низком уровне. Лишь небольшая часть граждан ориентируется в услугах и продуктах, предлагаемых финансовыми институтами.

По данным Всемирного банка за 2008 год и последующего мониторинга Национального агентства финансовых исследований, 49% россиян хранят сбережения дома, а 62% предпочитают не использовать какие-либо финансовые услуги, считая их сложными и непонятными. О системе страхования вкладов осведомлено 45% взрослого населения России, причем половина из этого количества только слышали данное название, но не могут объяснить его. Лишь 25% россиян пользуются банковскими картами. При этом у держателей кредитных карт наблюдается низкий уровень знаний о рисках, связанных с этим продуктом. Только 11% россиян имеют стратегию накоплений на период пенсионного возраста (для сравнения: 63% – в Великобритании). Большинство наших сограждан принимают решения об управлении своими финансами не на основе анализа полученной информации, а по рекомендациям знакомых или заинтересованных сотрудников финансовых учреждений. Также следует отметить, что в России низкая информированность населения о том, какие права имеет потребитель финансовых услуг и как их защищать в случае нарушений. К примеру, свыше 60% семей не знают об обязанности банков раскрывать информацию об эффективной процентной ставке по кредиту, лишь 11% осведомлены об отсутствии государственной защиты в случае потери личных средств в инвестиционных фондах. Порядка 28% населения не признает личной ответственности за свои финансовые решения, считая, что государство все должно возмещать.

Такая статистика показывает, что заниматься повышением финансовой грамотности населения необходимо на государственном уровне.

Впервые эту проблему в России стали обсуждать в 2006 году на встрече в Санкт-Петербурге министров финансов G8, после чего меры по формированию финансовой грамотности в стране нашли отражение в целом ряде документов президента и правительства РФ.

Например, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года повышение финансовой грамотности обозначено в качестве одного из основных направлений формирования инвестиционного ресурса. В Стратегии развития финансового рынка РФ на период до 2020 года оно рассматривается в качестве важного фактора развития финансового рынка в России.

Министерство финансов РФ совместно с рядом федеральных органов исполнительной власти и при участии Всемирного банка ведет разработку программы повышения финансовой грамотности населения. Программа рассчитана на пять лет и на первом этапе будет реализовываться в нескольких российских регионах. Она будет включать в себя подготовку конкретных учебных программ и продуктов, совершенствование законодательства в сфере финансовых услуг и прав потребителей. Также данный проект должен по возможности объединить, обеспечить координацию уже реализуемых и готовящихся к запуску на разных уровнях программ и инициатив в сфере финансовой грамотности. Общий объем затрат составляет 110 млн долларов. Основная часть (80%) будет финансироваться из федерального бюджета, оставшаяся – за счет средств Всемирного банка.

На сегодняшний день по-прежнему большинство россиян получают теоретические знания в области финансов самостоятельно, посредством специализированных интернет-сайтов, телепередач, литературы, новостей, посещая курсы и тренинги, а опыт приобретают на собственных ошибках.

Наиболее известные интернет-ресурсы в области финансовой грамотности.

1. Информационный портал — крупнейший банковский сайт России. Повышению финансовой грамотности населения полностью посвящен раздел «Банковский словарь», в котором разъясняются финансовые и экономические понятия и термины, даются практические рекомендации потребителям финансовых услуг.

2. «Город финансов» – портал, созданный в рамках общефедеральной программы «Финансовая культура и безопасность граждан России».

3. «ФинграмТВ» — проект Ассоциации российских банков. Интернет-телеканал, ориентированный на повышение финансовой грамотности. На сайте можно посмотреть телевизионные лекции и получить консультации онлайн.

4. «Экспертная группа по финансовому просвещению при Федеральной службе по финансовым рынкам России».

5. «Финграмота.com» – официальный сайт Союза заемщиков и вкладчиков России.

6. «Азбука финансов» – проект по повышению финансовой грамотности, разработанный платежной системой Visa International при поддержке Министерства финансов РФ.

7. «Финансовая грамота» — совместный проект по повышению финансовой грамотности Российской экономической школы (РЭШ) и Фонда Citi.

Финансовая грамотность – это ключевая, центральная тематика этого сайта, и поэтому сегодня я решил еще раз остановиться на этой теме и написать статью, которая доступно и наиболее полно раскрывала бы это понятие. Ознакомившись с этой публикацией, вы сложите полное представление о том, что такое финансовая грамотность, что включает в себя это понятие, и для чего это все необходимо каждому человеку.

В статье я буду давать много ссылок на другие материалы сайта, где те или иные вопросы описаны подробнее, поэтому переходите по ним, чтобы узнать больше.

Что такое финансовая грамотность?

Итак, что подразумевается под словосочетанием “финансовая грамотность”, что это такое? Не нужно выдумывать ничего сложного и заумного, достаточно просто заглянуть в словари и посмотреть там, что означают слова, составляющие это понятие.

Финансы – это движение денежных средств, процессы формирования, распределения и использования денежных фондов.

Грамотность – это высокая степень владения человека определенными навыками и умениями.

Соответственно, можно соединить эти понятия и получить вот такое определение:

Финансовая грамотность – это владение человеком принципами формирования, распределения и использования денежных фондов. Другими словами, это умение грамотно распоряжаться личными финансами.

Обратите внимание: нет выражения “денежная грамотность”, ее называют именно “финансовой”. Причина в том, что финансы – это более обширное, более точное, и более правильное понятие, чем деньги (подробнее об этом можно почитать в статье Что такое финансы?). Поэтому воспринимать свои поступления и траты как деньги – неправильно и недостаточно, для того чтобы быть финансово грамотным человеком.

Если кратко и доступно обозначить разницу между этими понятиями, то это будет выглядеть так.

Деньги можно:

  • зарабатывать;
  • тратить;
  • использовать для определения стоимости;
  • копить.

Финансы можно:

  • зарабатывать;
  • расходовать;
  • учитывать;
  • распределять;
  • оптимизировать;
  • использовать для создания фондов;
  • резервировать;
  • накапливать;
  • вкладывать.

Отдельно хочу отметить, что финансы можно вкладывать (инвестировать) для того, чтобы они “производили” новые финансы, в этом случае они приобретают уже новое название – капитал.

Финансовая грамотность подразумевает управление именно финансами, а не деньгами: это более широкое и более точное понятие.

Для чего нужна финансовая грамотность?

Для чего вообще нужна финансовая грамотность? Все очень просто. Есть важнейшие сферы человеческой жизнедеятельности, в которых человек просто обязан, на мой взгляд, хорошо разбираться, ориентироваться, быть грамотным. Почему? Потому что на этом основана вся его жизнь, и ему постоянно приходится с этим сталкиваться. И хорошее знание дела, профессиональный подход к решению вопросов – всегда даст лучшие результаты, чем дилетантский и неграмотный.

Финансы – это одна из таких важнейших сфер, если даже не самая важная. Почему? Потому что практически все в жизни в той или иной степени зависит от финансовой составляющей, а очень часто – зависит на все 100%. Смотрите сами: чтобы удовлетворять все свои потребности, от низших до высших, нужны финансы. Питаться – нужны финансы, одеваться – нужны финансы, где-то жить – нужны финансы, содержать семью – нужны финансы, даже дружить и общаться – тоже нужны финансы, и т.д. Более подробно на эту тему я писал в статье Пирамида Маслоу и личные финансы.

Если подходить к финансовым делам неграмотно, дилетантски – все эти вопросы так и будут решаться: медленно, не до конца, на “тяп-ляп”. Поэтому и необходима финансовая грамотность: разумный, грамотный, профессиональный подход к распоряжению личными финансами.

Финансовая грамотность позволяет быстрее, проще, оптимальнее достигать любые жизненные цели.

Возможно, кто-то думает: “Да что там, я в принципе и так умею распоряжаться финансами. Я зарабатываю деньги, стараюсь зарабатывать их больше, вполне разумно трачу, иногда у меня получается что-то накопить, иногда я беру кредиты, у меня есть пластиковые карты и счета в банках, я отправляю и получаю деньги – я вполне финансово грамотный человек!”. Как правило – это большое заблуждение, которое реально мешает в жизни и тормозит многие жизненно необходимые процессы.

Чтобы было понятнее, я объясню на примере. Вот каждый человек примерно представляет себе, как построить дом. Он знает, что нужно выкопать котлован, заложить фундамент, воздвигнуть стены, положить блоки перекрытия, соорудить крышу, застеклить, установить двери, сделать внешнюю и внутреннюю отделку. Вроде все понятно и всем давно известно. Но сможет ли реально любой человек спроектировать и построить качественный, надежный, красивый дом? Даже если у него будут в распоряжении все необходимые ресурсы? Даже если он будет просто управлять и руководить этим процессом? Нет! Не сможет! То, что он построит, не будет соответствовать нормам и стандартам, где-то будет неправильным, неэстетичным, и даже опасным для жизни: при каком-то малейшем стихийном бедствии дом, построенный дилетантом, может не выдержать и рухнуть! Качественно построить дом может только грамотный, профессиональный прораб!

Точно так же все обстоит и с финансовой грамотностью. Считать себя финансово грамотным – еще не значит быть им! Управление личными финансами должно подчиняться выработанным правилам и стандартам, которые уже на деле доказали свою эффективность и правильность. Это наука, которую необходимо изучать, осваивать и внедрять на практике. Это то, к чему необходимо формировать профессиональный подход.

Что включает в себя финансовая грамотность?

Чтобы было еще понятнее, далее я приведу основные направления, которые затрагивает финансовая грамотность, которые необходимо изучать, знать и применять. Как раз на примере дома я уже однажды разбирал понятие личные финансы (тоже стоит прочесть), а понятие финансовая грамотность еще немного шире. Итак, что она в себя включает?

Умение зарабатывать деньги. Финансово грамотный человек, в первую очередь, должен знать, как заработать деньги. И эти знания и умения не должны ограничиваться единственно возможной традиционной работой. Способов заработка гораздо больше, они предполагают получение активного и пассивного дохода. Я не говорю, что надо обязательно использовать их все, но их точно должно быть более одного, потому что доход из одного источника (даже кажущегося очень надежным) – это всегда огромный риск. Нужно уметь видеть возможности для заработка во всем, и использовать то, что вам больше по душе. При этом ориентироваться желательно именно на пассивный доход.

Умение тратить деньги. Я всегда это подчеркиваю: умение тратить деньги не менее важно, чем умение их зарабатывать. Сколько бы человек не зарабатывал, если он не умеет грамотно тратить – его финансовое состояние всегда будет максимум нестабильным. У людей, которые зарабатывают, допустим, 200 долларов, и тратят 200 долларов на свои текущие нужды, и у людей, которые зарабатывают 1 млн. долларов и тратят его на свои текущие нужды, одинаково ничего не остается. Этот вопрос я тоже не раз рассматривал в разных публикациях сайта, например, вот тут: Как правильно тратить деньги?

Умение экономить. Это один из компонентов умения тратить, но его я решил выделить отдельно. Наблюдения показывают, что у большинства людей совершенно искаженное представление об экономии: они считают, что экономить – это “жаться”, отказывать себе в чем-то, недополучать что-то жизненно необходимое, и т.д. В общем, многие подвержены влиянию ряда мифов и стереотипов об экономии. На самом же деле экономия – это просто бережливость, а экономить – значит бережно расходовать личные финансы. Больше на эту тему можете почитать тут: Экономия денег: зачем экономить? и в других статьях сайта на тему экономии.

Умение учитывать. Личные финансы должны подвергаться учету. Отсутствие учета = отсутствие контроля, анализа и планирования. Любой хозяйствующий субъект (государство, город, предприятие, предприниматель) ведет учет своих финансов. Человек или семья – это тоже небольшой хозяйствующий субъект, поэтому тех, кто не ведет учет личных доходов и расходов, никак нельзя отнести к финансово грамотным людям. На домашнем уровне тоже должна вестись своя простенькая бухгалтерия, как ее правильно организовать – читайте в статье Домашняя бухгалтерия.

Умение планировать. Для чего необходим учет? Для того, чтобы наглядно видеть свои прошлые расходы, и на основе этого планировать будущие. Финансовая грамотность подразумевает наличие краткосрочных и долгосрочных финансовых планов и следование им. Как их составлять – можно почитать тут:

  • Как составить финансовый план на год? (пример);
  • Как составить личный финансовый план?

Умение оптимизировать. Финансово грамотный человек должен уметь оптимизировать свой бюджет, то есть, грамотно распределять свои траты в порядке приоритета, чтобы исключить вероятность нехватки финансов на что-то действительно важное и срочное. Как это можно сделать – в статье Методы оптимизации расходов.

Умение инвестировать. Высшее умение, которое включает в себя понятие финансовая грамотность – это умение инвестировать: вкладывать деньги, чтобы они приносили новые деньги, создавать себе источники пассивного дохода. Это непросто, и всегда связано с рисками, тем не менее, это необходимо – это главный инструмент для достижения финансовой независимости, высшего финансового состояния человека. Инвестированию на этом сайте посвящен целый раздел, начать можно, например, со статьи Зачем, когда и куда инвестировать деньги?

Умение пользоваться банковскими услугами. В процессе управления личными финансами любой человек будет неизбежно постоянно сталкиваться с банками, их продуктами и услугами. И он просто обязан неплохо в них разбираться, уметь отличать выгодные продукты, тарифы, сделки от невыгодных, чтобы не терять, а зарабатывать на услугах банка, чтобы отношения с банком были партнерскими, а не кабальными, как это часто бывает. Банкам и банковским услугам тоже посвящен отдельный раздел на сайте: пользуйтесь поиском по сайту, читайте, изучайте то, что интересно вам в первую очередь – материалов уже очень много.

Базовые знания экономики. И, наконец, финансовая грамотность предполагает знание и понимание основных экономических процессов, происходящих в государстве, в первую очередь – тех, которые оказывают самое прямое влияние на состояние личных финансов: экономические циклы, инфляция, девальвация, валютный курс и т.д. Экономика и ее процессы тоже рассматривается в отдельном разделе сайта – заходите, изучайте.

Где научиться финансовой грамотности?

Ну и в заключение – о том, где можно научиться финансовой грамотности, где узнать обо всем этом, если это так важно. К сожалению, этому сейчас практически нигде не учат. Лично у меня диплом по специальности “Финансы”, но личным финансам там не было уделено ни одного занятия ни по одному предмету. В целом, я уже не раз делал выводы, что финансово грамотные люди невыгодны государству: ими сложнее управлять, их сложнее заставить жить в каких-то нужных рамках.

Государству куда проще держать людей в сильной денежной зависимости – это отличный инструмент управления. Ведь государство наделено функцией производства денег, может производить их столько, сколько посчитает нужным, а его граждане вынуждены эти деньги зарабатывать.

Поэтому обучение финансовой грамотности в учебных заведениях пока не получило широкого распространения. Хотя определенные подвижки в этом есть, что радует, но все равно этого явно недостаточно. Поэтому научиться финансовой грамотности в достаточном объеме сейчас можно только самостоятельно, проявив к этому стремление и интерес. Основных источников обучения я могу выделить три:

  1. Литература по финансовой грамотности (книги отечественных и зарубежных авторов).
  2. Частные курсы, семинары, вебинары, тренинги по финансовой грамотности.
  3. Сайты, обучающие финансовой грамотности.

Что выбрать, на чем заострить свое внимание – каждый вправе решать сам, и хорошо, что в этом случае есть выбор. Я бы хотел остановиться на третьем пункте, поскольку он самый доступный, а главное – бесплатный.

Я сам, увидев проблему низкой финансовой грамотности населения, решил внести в ее решение свой вклад, и создал этот сайт – Финансовый гений, который на сегодняшний момент уже стал достаточно известным, популярным и авторитетным интернет-ресурсом, одним из лучших в своей тематике (кому интересно – можете почитать, например, подведение итогов за 2016 год – там много наглядной статистики). Уже сейчас здесь опубликованы более 1150 уникальных авторских статей с материалами, которые помогут вам повысить свою финансовую грамотность. Доступ ко всем материалам сайта совершенно бесплатный, платить за что-либо здесь вам не придется, в отличие от многих других похожих проектов.

Здесь собрано все необходимое для того, чтобы развить и повысить свой уровень финансовой грамотности, научиться управлять личными финансами, повысить свое финансовое состояние, а значит, жить лучше в современных реалиях.

Я всегда готов к диалогу со своими читателями в комментариях и на форуме, где уже общается немало интересных людей, для которых финансовая грамотность – не пустые слова, и которые уже достигли хороших результатов в управлении личными финансами, а также те, кто находятся только в начале этого пути. Лично мне всегда интересно читать и обсуждать финансовые истории других людей, где могу – я всегда помогаю советом.

В общем, вот вам реальная и конкретная возможность повысить финансовую грамотность, а как вы ей воспользуетесь и воспользуетесь ли – это уже ваше решение.

В любом случае, хотелось бы, чтобы количество финансово грамотных людей было как можно большим! Так будет лучше для всех и для каждого! Увидимся на страницах сайта!

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *