Содержание
История
Российская империя
Самолёт «Илья Муромец»
К изготовлению дирижаблей в Российской империи приступили в 1908 году. Позже возникло несколько частных предприятий по изготовлению моторов и самолётов.
Развитие авиации в 1911—1913 гг. шло медленно. В 1913 году в Российской империи насчитывалось 4 небольших завода и 2 мастерские по производству и сборке самолётов, и лишь в мае 1914 года военное министерство разместило на них заказ на производство 292 самолётов.
Развитие авиации сдерживала слабость материальной части и необходимость поставок из-за рубежа авиационных компонентов, особенно авиамоторов (производство авиационных моторов до начала Первой мировой войны в 1914 году в России отсутствовало, если не считать отделения французского завода Гнома в Москве, дававшего не более 5 авиадвигателей в месяц)
Авиационная промышленность была развита слабо, в период до октября 1917 года в стране насчитывалось 15 самолётостроительных и 6 моторостроительных предприятий, которые в основном производили самолёты, спроектированные за рубежом.
- Завод «ПРТВ» Щетинина — первый в России (Петербург)
- Заводы В. А. Лебедева (Петербург, Ярославль, Таганрог)
- Завод В. В. Слюсаренко (Петербург)
- Завод Дукс (Москва)
- Русско-Балтийский вагонный завод (Рига, Москва)
- Завод аэропланов Анатра (Одесса)
В общей сложности, в период до октября 1917 года в стране было выпущено 5600 самолётов.
СССР
Сверхзвуковой стратегический бомбардировщик Ту-160 Основная статья: Авиационная промышленность СССР
- Первое (самолётное) управление Наркомата оборонной промышленности СССР
- Народный комиссариат авиационной промышленности СССР (НКАП) — государственный орган СССР в ранге министерства, управлявший развитием авиационной промышленности СССР в 1939—1946 гг.
- Министерство авиационной промышленности СССР — упразднено Постановлением Госсовета СССР от 14 ноября 1991 года, прекратило свою деятельность 1 декабря 1991 года.
Построены различные авизаводы, созданы КБ.
В СССР были созданы первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолёт (Ту-144), самый грузоподъёмный в мире серийный грузовой самолёт (Ан-124), крупнейший в мире серийный транспортный вертолёт (Ми-26).
Российская Федерация
1990-е
В конце 1980-х годов промышленность СССР оказалась под ударом политических изменений. Уменьшение международной напряженности привело к сокращению гособоронзаказа, а перестройка экономического уклада нарушила традиционные схемы работы предприятий. В 1991 году распался СССР, запустив процесс разрушения производственных цепочек и усложнив сбыт продукции на традиционных рынках. Хаотическая приватизация начала 1990-х и отмена системы госзакупок по заявкам авиапредприятий закончили процесс отключения отрасли от государственного финансирования. Таким образом, гражданские авиакомпании практически отказались от закупок новой техники в связи с коллапсом спроса на авиаперевозки, государственное финансирование оборонных нужд было минимально в связи с отсутствием денег в бюджете, а экспорт новых вооружений резко сократился из-за переизбытка предложения б/у вооружений советских образцов и неумения разрозненных производителей продвигать и поддерживать свою продукцию за рубежом. Производство всех видов авиатехники рухнуло в несколько раз.
Отказ государства от таможенного регулирования импорта иностранной б/у авиатехники и отсутствие дешевых кредитов усугубил коллапс гражданского авиастроения России. Авиакомпаниям было выгоднее взять в длительный лизинг иностранный борт чем покупать отечественный. К концу 1990-х стало ясно что производители авиатехники не имеют средств для разработки конкурентоспособных моделей, восстановления производственных цепочек и возобновления серийного производства самолетов.
2000-е
К концу 90-х годов государство озаботилось катастрофическим состоянием отрасли. Было ограничено иностранное участие в капитале и управлении ключевыми предприятиями. Начались попытки создать характерные для успешных капиталистических экономик инструменты финансирования отрасли. Например, возникла лизинговая компания Ильюшин Финанс Ко. Для продвижения военной продукции создан Рособоронэкспорт. Государство начало консолидацию авиастроительных активов, создав Объединённую авиастроительную корпорацию и Вертолёты России. В 2005 году была принята Стратегия развития авиационной промышленности РФ на период до 2015 года. С 2004 по 2009 год объём государственного финансирования авиапрома России увеличился в 20 раз. В 2008 году указом Президента РФ в Жуковском создан Национальный центр авиастроения России (НЦА).
В 2007 году рост объёма производства в авиационной промышленности составил 16,6 % в реальном исчислении, из них в гражданском авиастроении — 10,2 %, в военном — на 19,7 %. За этот год объём производства в авиационной промышленности России составил 230 млрд руб, из которых на экспорт пришлось около 30 %.
2010-е
В 2010 году было выпущено более 100 военных самолётов; объём выручки российских предприятий авиапрома составил более 504 млрд рублей, из которых 31 % — доля самолётостроения, 18 % — вертолётостроения, 24 % — двигателестроения, 8 % — агрегатостроения, 11 % — приборостроения, 8 % — производства спецтехники. В 2011 году было выпущено 267 вертолётов. В 2014 году «Объединённая авиастроительная корпорация» поставила заказчикам 161 самолёт (124 военных и 37 гражданских); «Вертолёты России» — 271 вертолёт.
Начато серийное производство нескольких самолетов, например новых Sukhoi Superjet 100, Як-130, Су-34, перенесено производство и обновлён Ил-76, совместно с Украиной Ан-148. Серийно выпускается несколько модельных линеек гражданских и боевых вертолётов, в том числе новые Ансат.
В 2014 году происходит cмена власти на Украине, предприятия которой были глубоко интегрированы в авиационную промышленность России. В первую очередь это касалось вертолетных и авиадвигателей двигателей «Ивченко-Прогресс» и «Мотор Сич». Новые власти Украины отказались от военно-технического сотрудничества и взяли курс на сворачивание производственной кооперации с предприятиями России. В связи с этими проблемами был интенсифицирован процесс импортозамещения украинских комплектующих. Под угрозой находятся совместные проекты, в частности Ан-148 и возобновление производства Ан-124.
В том же году США и ряд других стран вводят мораторий на кредитование резидентов России и санкции против отдельных промышленных предприятий.
25 декабря 2015 года совершил первый полёт учебный самолёт СР-10. 30 декабря 2015 года был сертифицирован новый вертолёт Ми-38. 29 сентября 2016 года состоялся первый полёт учебного самолёта Як-152. 25 мая 2017 года состоялся первый полёт среднего вертолёта Ка-62. 28 мая 2017 года совершил первый полёт пассажирский самолёт МС-21. В августе 2017 года был сертифицирован модернизированный средний вертолёт Ми-171А2. 18 ноября 2017 года совершил первый полёт новый самолёт ДРЛО А-100.
21 декабря 2016 года Постановлением № 1408 Правительства РФ создана Авиационная коллегия при Правительстве России. Главной компетенцией которой является координация действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации, организаций авиационной промышленности и воздушного транспорта в области разработки, производства, эксплуатации и продвижения на рынках отечественной гражданской авиационной техники.
Год | Самолеты («ОАК») | Вертолеты («Вертолеты России») |
---|---|---|
2017 | 101 военных 32 гражданских |
213 |
2016 | 104 военных 37 гражданских |
189 |
2015 | 124 военных 32 гражданских |
212 |
2014 | 124 военных 33 гражданских |
271 |
2013 | 80 военных 32 гражданских |
275 |
2012 | 80 военных 23 гражданских |
290 |
2011 | 88 военных 7 гражданских |
262 |
2010 | 214 |
В таблицу не входит БПЛА и малая авиация, собираемые большей частью компаниями не входящими в ОАК.
Выпускаемая и проектируемая авиатехника
Военные самолёты
Название | Фото | Тип | Статус | Первый полёт | Разработчики | Производители | Произведено | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Су-30 | ![]() |
Тяжёлый истребитель | Серийное производство | ОКБ Сухого | ИАЗ КнААЗ |
Всего >630 2018 год: 18 |
Эксплуатанты: Россия, Белоруссия, Казахстан, Индия, Китай, Алжир, Вьетнам, Венесуэла, Малайзия и др. | |
Су-35 | ![]() |
Тяжёлый истребитель | Серийное производство | 19.02.2008 | ОКБ Сухого | КнААЗ | >102 | Эксплуатанты: Россия, Китай. |
Су-57 | ![]() |
Тяжёлый истребитель | Серийное производство | 29.01.2010 | ОКБ Сухого | КнААЗ | 10 | В 2019 году было заказано 76 самолётов для Вооружённых сил России. |
МиГ-29СМТ | ![]() |
Лёгкий истребитель | Производство | РСК «МиГ» | >10 | — | ||
МиГ-35 | ![]() |
Лёгкий истребитель | Лётные испытания | Сокол | 2 | — | ||
МиГ-41 | Истребитель-перехватчик | Разработка | РСК «МиГ» | — | — | |||
Су-34 | ![]() |
Фронтовой бомбардировщик | Серийное производство | ОКБ Сухого | НАЗ | 126 | Принят на вооружение ВВС России 20.03.2014. | |
Ту-160М2 | Стратегический бомбардировщик | Разработка | КАЗ | — | — | |||
ПАК ДА | Стратегический бомбардировщик | Разработка | Туполев | — | — | |||
Як-130 | ![]() |
Учебно-боевой самолёт | Серийное производство | 25.04.1996 | ОКБ им. Яковлева | ИАЗ | >130 | Эксплуатанты: Россия, Алжир, Бангладеш, Белоруссия, Мьянма. |
А-100 | Самолёт ДРЛО | Лётные испытания | 18.11.2017 | 1 | — |
Учебные и легкие самолёты
Название | Фото | Тип | Статус | Первый полёт | Разработчики | Производители | Произведено | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Як-152 | ![]() |
Учебно-тренировочный самолёт | Лётные испытания | 29.09.2016 | «Иркут» | ИАЗ | 1 | |
СР-10 | ![]() |
Учебно-тренировочный самолёт | Лётные испытания | 25.12.2015 | 1 | |||
«Корвет» | ![]() |
Самолёт-амфибия | Производство | 1986 | «Серебряные крылья» | ~90 | ||
«Цикада» | Производство | 1997 | «Серебряные крылья» | ~20 | ||||
Ла-8 | ![]() |
Самолёт-амфибия | Производство | 20.11.2004 | АэроВолга | АэроВолга | >10 | |
Borey | Самолёт-амфибия | Серийное производство | АэроВолга | АэроВолга | ||||
Л-172 | Самолёт-амфибия | Разработка | Авиатех | — | ||||
Т-500 | Сельскохозяйственный | Серийное производство | «МВЕН» | «МВЕН» | >10 | |||
Diamond DA42 | ![]() |
Серийное производство | Diamond Aircraft Industries | УЗГА | ? |
Транспортные самолёты
Название | Фото | Взлетный вес Дальность |
Статус | Первый полёт | Разработчики | Производители | Произведено | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Ил-76МД-90А | ![]() |
200 тонн 6500 км |
Серийное производство | 22.09.2012 | АК им. Ильюшина | Авиастар-СП | ? | Модификации: Ил-76ТД-90А Ил-78М-90А |
Ил-276 | ![]() |
70 тонн 7300 км |
Разработка | План 2023 год | АК им. Ильюшина | — | ||
Ил-112В | ![]() |
21 тонна 5200 км |
Испытания | 30.03.2019 | АК им. Ильюшина | ВАСО | 1 | |
Бе-200 | ![]() |
41 тонна 3100 км |
Производство | 24.09.1998 | ТАНТК | ТАНТК | 12 | Самолёт-амфибия |
ПАК ТА | Разработка | АК им. Ильюшина | — | Замена Ан-124 |
Пассажирские самолёты
Название | Фото | Вместимость Дальность |
Статус | Первый полёт | Разработчики | Производители | Произведено | Эксплуатанты |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
ТВС-2ДТС | ![]() |
12 пасс. 1200 км |
Лётные испытания | 10.07.2017 | СибНИА | 1 | ||
L-410UVP-E20 | ![]() |
19 пасс. 1200 км |
Серийное производство | 2018 | УЗГА | 5 | ||
Ил-114-300 | ![]() |
64 пасс. 6500 км |
Сборка первого образца | План 2019 год | АК им. Ильюшина | РСК «МиГ» | — | |
SSJ 100 | ![]() |
87..108 пасс. 3000..4500 км |
Серийное производство | 19.05.2008 | ГСС | КнААЗ | >180 | Россия, Мексика и др. |
МС-21 | ![]() |
132..211 пасс. 6400 км |
Лётные испытания | 28.05.2017 | «Иркут», ОКБ им. Яковлева | ИАЗ | 3 | |
Ил-96-300 | ![]() |
До 300 пасс. 9800 км |
Производство | АК им. Ильюшина | ВАСО | 29 | ||
Ил-96-400М | До 370 пасс. 8700 км |
Разработка | ВАСО | — | ||||
CR929 | ![]() |
230..320 пасс. 10..14 тыс.км |
Разработка | «ОАК», COMAC | — | |||
Ту-204 | ![]() |
164..215 пасс. 4200..5920 км |
Серийное производство | 2.01.1989 | Авиастар-СП | 86 |
Вертолёты
Название | Фото | Тип | Статус | Первый полёт | Разработчики | Производители | Произведено | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Ми-28Н | ![]() |
Ударный вертолёт | Серийное производство | 14.11.1996 | Завод им. Миля | Роствертол | — | Основные эксплуатанты: Россия, Ирак. |
Ка-52 | ![]() |
Ударный вертолёт | Серийное производство | 25.06.1997 | ОКБ Камова | Прогресс | — | Эксплуатируется в России и Египте. |
СБВ | Ударный вертолёт | Разработка | «Вертолёты России» | — | — | |||
Ми-35М | ![]() |
Транспортно-боевой вертолёт | Серийное производство | ОКБ Миля | Роствертол | >120 | Основные эксплуатанты: Россия, Азербайджан, Ирак, Бразилия, Венесуэла, Индонезия. | |
Ми-26 | ![]() |
Тяжёлый транспортный вертолёт | Серийное производство | 14.12.1977 | Завод им. Миля | Роствертол | — | — |
Ка-32 | ![]() |
Средний вертолёт | Производство | КумАПП | — | — | ||
Ми-38 | ![]() |
Средний вертолёт | Серийное производство | 22.12.2003 | ОКБ Миля | КВЗ | — | Сертифицирован в декабре 2015 года. |
Ансат | ![]() |
Лёгкий вертолёт | Серийное производство | 17.08.1999 | КВЗ | КВЗ | — | — |
Ми-8 | ![]() |
Многоцелевой вертолёт | Серийное производство | КВЗ, У-УАЗ | — | — | ||
Ка-226 | ![]() |
Многоцелевой вертолёт | Серийное производство | 04.09.1997 | Камов | КумАПП | — | — |
Ка-62 | ![]() |
Многоцелевой вертолёт | Лётные испытания | 25.05.2017 | — | — |
Помимо указанных в таблице ведется разработка легких вертолетов по схеме с соосными несущими винтами VRT500 и R-34.
Беспилотные летательные аппараты
См. также Список беспилотных летательных аппаратов
Название | Фото | Взлетный вес Дальность Время полета |
Статус | Первый полёт | Разработчик Производитель |
Произведено |
---|---|---|---|---|---|---|
Линейка БПЛА ZALA-421 | 1,5..95 кг 2..50 км 0,5..8 часов |
Серийное производство | «ZALA AERO GROUP» | ? | ||
Т-23 Т-28 «Элерон-3» |
![]() |
3,5 кг 50 км 1,5 часа |
Серийное производство | 2003 | ЭНИКС | > 200 |
Т-10 «Элерон-10» | 15,5 кг 50 км 2,5 часа |
Серийное производство | 2007 | ЭНИКС | ? | |
Орлан-10 | 14 кг 600 км 16 часов |
Серийное производство | 2010 | СТЦ | > 1000 | |
Тахион | ![]() |
25 кг 40 км 2 часа |
Серийное производство | 2015 | «Ижмаш — Беспилотные системы» | ? |
Форпост Форпост-Р |
![]() |
450 кг 400 км 18 часов |
Производство | 2012 | УЗГА | >90 |
Дозор-600 | ![]() |
720 кг 3500 км 24 часа |
Готов к производству | 2010 | Транзас | ? |
Орион | ![]() |
1000 кг 250 км 24 часа |
Производство | 2016 | Группа Кронштадт | ? |
Альтаир | 5 тонн 10000 км 48 часов |
Лётные испытания | 08.2019 | НПО «ОКБ им. Симонова» | ? | |
С-70 | 20 тонн | Лётные испытания | 03.08.2019 | Сухой | — |
В 2019 году группа Кронштадт представила проект БПЛА «Сириус» взлетной массой 5 тонн.
Организационная структура
Основные активы российского авиастроения сконцентрированы в двух профильных государственных холдингах: «Объединённая авиастроительная корпорация» (в неё входят крупнейшие самолётостроительные предприятия) и «Оборонпром» (в неё входят крупнейшие вертолётостроительные и двигателестроительные предприятия). Эти компании включают в себя 214 предприятий и организаций, в том числе 103 — промышленные, 102 — НИИ и ОКБ. Общая численность занятых в российской авиационной промышленности — более 411 тыс. человек.
Крупнейшими научными центрами авиастроения являются:
- Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ);
- Центральный институт авиационного моторостроения (ЦИАМ);
- Всероссийский институт авиационных материалов (ВИАМ);
- Лётно-исследовательский институт (ЛИИ);
- Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем (ГосНИИАС).
- Национальный институт авиационных технологий (НИАТ);
Основные производственные площадки:
- Комсомольский-на-Амуре авиационный завод (выпуск самолётов Су-30, Су-35, Су-57, Sukhoi Superjet 100)
- Иркутский авиационный завод (выпуск самолётов Су-30, Як-130, Як-152, МС-21)
- Новосибирский авиационный завод (выпуск самолётов Су-34)
- Авиастар-СП (выпуск самолётов Ил-76 и Ту-204)
- Казанский авиационный завод (выпуск самолётов Ту-214)
- Воронежское акционерное самолётостроительное общество (выпуск самолётов Ил-96)
- Таганрогский авиационный научно-технический комплекс (выпуск самолётов Бе-200)
- Роствертол (выпуск вертолётов Ми-28, Ми-35, Ми-26)
- Арсеньевская авиационная компания «Прогресс» (выпуск вертолётов Ка-52)
- Казанский вертолётный завод (выпуск вертолётов серии Ми-8, Ми-38, Ансат)
- Улан-Удэнский авиазавод (выпуск вертолётов серии Ми-8)
- Кумертауское авиационное производственное предприятие (выпуск вертолётов Ка-226, Ка-32, Ка-28, Ка-31)
См. также: Список авиационных заводов России
Реализация продукции
Внутренний рынок
Крупные соглашения на поставку авиатехники российским заказчикам:
- Поставка 100 пассажирских самолётов SSJ 100 авиакомпании «Аэрофлот». Контракт заключён в сентябре 2018 года, стоимость контракта — 210 млрд рублей.
- Поставка 50 пассажирских самолётов МС-21-300 авиакомпании «Аэрофлот». Контракт заключён в феврале 2018 года.
- Поставка 76 истребителей Су-57 Министерству обороны России. Контракт заключён в июне 2019 года.
- Поставка 92 фронтовых бомбардировщиков Су-34 Министерству обороны России. Контракт заключён в феврале 2012 года. По состоянию на декабрь 2018 года заказчику были переданы 84 самолёта.
- Поставка 50 истребителей Су-35С Министерству обороны России. Контракт заключён в декабре 2015 года.
- Поставка 39 военно-транспортных самолётов Ил-76МД-90А Министерству обороны России. Контракт заключён в октябре 2012 года. Первый самолёт по контракту был передан заказчику в начале 2016 года.
Экспорт
Значительная часть производимой в России авиатехники идёт на экспорт. Основу экспорта военных самолётов составляют истребители (Су-30, Су-35, МиГ-29) и учебно-боевой самолёт Як-130. В экспорте гражданских самолётов в последние годы доминирует ближнемагистральный пассажирский самолёт Sukhoi Superjet 100. Экспортируемые вертолёты: Ми-8, Ми-35, Ка-32, Ка-226 и другие.
Портфель заказов «Рособоронэкспорта» (основного российского экспортёра вооружений) по авиационной технике по состоянию на начало 2016 года превышает $22 млрд.
Крупнейшие соглашения на экспорт российской авиатехники:
- Поставка свыше 20 истребителей Су-35 в Египет. Соглашение вступило в силу в конце 2018 года, стоимость соглашения — около $2 млрд.
- Поставка 11 истребителей Су-35 в Индонезию. Контракт заключён в феврале 2018 года, стоимость контракта — $1,1 млрд.
- Поставка свыше 50 истребителей МиГ-29М/М2 в Египет. Контракт заключён в апреле 2015 года, стоимость контракта — около $2 млрд. Поставки самолётов продолжаются.
- Поставка 30 пассажирских самолётов SSJ 100 для мексиканской авиакомпании Interjet. По состоянию на февраль 2018 года заказчику поставлено 22 самолёта.
- Поставка 50 боевых вертолётов Ка-52 в Египет. Контракт заключён в 2015 году, стоимость контракта — свыше $1 млрд. Поставки вертолётов начались в сентябре 2017 года.
- Организация сборки не менее 200 лёгких многоцелевых вертолётов Ка-226Т в Индии. Соглашение заключено в 2015 году.
- Поставка 48 новых вертолётов Ми-17-В5 для ВВС Индии. Контракт одобрен Советом по оборонным закупкам Индии в 2015 году, оценивается в сумму около 1,1 млрд долларов.
Примечания
- 1 2 3 4 5 Совокупная выручка российского авиастроения в 2010 году составила более 504 млрд рублей // Армс-ТАСС
- Доклад о целях и задачах Минпромторга России на 2019 год и основных результатах деятельности за 2018 год
- Китанина Т. М. Россия в Первой мировой войне 1914—1917 гг. Экономика и экономическая политика. Часть I. Экономическая политика царского правительства в первые годы войны. 1914 — середина 1916 г. СПб., изд-во СПбГУ, 2003. стр.73
- H.H. Головин. Россия в Первой мировой войне. Париж, 1939.
- Авиационная промышленность // Советская военная энциклопедия. / ред. Н. В. Огарков. том 1. М., Воениздат, 1976. стр.28-31
- Авиационная промышленность СССР в БСЭ
- Колпаков С. К. История авиационной промышленности России
- Стратегия развития авиационной промышленности Российской Федерации на период до 2015 года Архивировано 2 декабря 2008 года. // Минпромторг России, 28 сентября 2005
- МАКС-2009: кризисный облет // Интерфакс, 18 августа 2009
- Россия получила за год 230 млрд руб от продаж авиатехники — Иванов // РИА Новости, 28 мая 2008
- Производство вертолетов в России растет // Вести. Ru
- ОАК :: Новости
- «Вертолеты России» рассчитывают сохранить портфель заказов // Гудок
- ОАК:Годовые отчеты
- Вертолеты России: Годовые отчеты
- «Вертолеты России» поставили в 2017 году 213 машин различным заказчикам
- 1 2 3 Авиация России: итоги 2018, планы на 2019
- https://rg.ru/2019/07/29/reg-dfo/nachalsia-serijnyj-vypusk-istrebitelia-piatogo-pokoleniia-su-57.html
- https://ria.ru/20190627/1555981423.html
- На предприятии «АэроВолга» началось серийное производство сверхлегкого самолета-амфибии «Borey» — Волжская коммуна
- На HeliRussia впервые показали сверхлегкий российский вертолет
- https://uacrussia.ru/ru/press-center/news/oak-i-aeroflot-podpisali-soglashenie-na-postavku-100-samoletov-superdzhet
- https://forumvostok.ru/news/itogi-raboty-vostochnogo-ekonomicheskogo-foruma-2018/
- https://www.vedomosti.ru/business/articles/2018/02/01/749674-aeroflot-ms-21
- https://ria.ru/20190627/1555981423.html
- Ъ-Новости — Портфель заказов «Рособоронэкспорта» по авиатехнике превышает $22 млрд
- Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения 18 марта 2019. Архивировано 18 марта 2019 года.
- СМИ узнали о подписании контракта на поставку Индонезии российских Су-35 :: Бизнес :: РБК
- Корпорация «МиГ» поставит два истребителя МиГ-29М/М2 в Северную Африку // РИА Новости, 05.02.2016
- Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения 18 марта 2019. Архивировано 18 марта 2019 года.
- // Интерфакс — Агентство Военных Новостей
- Египет купил у РФ 50 вертолетов Ка-52 и может получить их в палубном варианте // ТАСС.
- Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения 18 марта 2019. Архивировано 18 марта 2019 года.
- Интерфакс-Агентство Военных Новостей
- Россия и Индия подписали соглашение о сборке не менее 200 Ка-226 // РИА Новости.
- СМИ: ВВС Индии закупят у России 48 вертолетов на 1,1 млрд долларов // РИА Новости
![]() ![]() |
||
---|---|---|
Истребители |
И-4¹ • И-14¹ • Су-9 • Су-11 • Су-15 • Су-27 • Су-27М • Су-30 • Су-33 • Су-35 • Су-57 |
![]() |
Бомбардировщики/штурмовики |
СЗ-1 • Су-2 (ББ-1) • Су-7 • Су-17/Су-20/Су-22 • Су-24 • Су-25 • Су-25Т • Су-34 • Су-39 |
|
Учебные и спортивные |
Су-25УТГ • Су-26 • Су-28 • Су-29 • Су-31 • Су-33УБ • Су-49 • УТБ |
|
Экспериментальные |
АНТ-25¹ • АНТ-37¹ • П-1 • П-42 • С-90 • С-90-200 • Су-1 • Су-3 • Су-4 (ББ-3) • Су-5 • Су-6 • Су-7 (1944) • Су-8 • Су-9 (1946) • Су-10 • Су-11 (1947) • Су-12 • Су-15 (1949) • Су-17 (1949) • Су-28 • Су-37 • Су-47 «Беркут» • Т-3 • Т-4 «Сотка» • Т-37 • Т-49 • Т-405 • Т-431 • ШБ (ББ-2) |
|
Гражданские |
Су-38 • Су-80 • Superjet 100 |
|
Проекты |
КР-860 • МФП • Су-13 • С-54 • Т-60 • Ш-90 (Т-12) • SSBJ • Shkval • С-70 • БАС-62 • Superjet 75 • Superjet 130 |
|
Примечания: ¹ работы под общим руководством А. Н. Туполева |
![]() |
||
---|---|---|
Бомбардировщики | ![]() ![]() |
|
Штурмовики | ||
Торпедоносцы и противолодочные самолёты |
||
Транспортные самолёты или двойного назначения |
||
Специальные самолёты на базе транспортных |
|
|
Пассажирские самолёты | ||
Специальные самолёты на базе пассажирских |
||
Текущие проекты | ||
Нереализованные / экспериментальные |
||
Примечания: курсивом выделены перспективные, опытные или не пошедшие в серийное производство образцы, полужирным — серийные образцы; ¹ совместно с ОКБ Бериева; ² совместно с НПК «Иркут» |
![]() |
||
---|---|---|
Истребители | ![]() ![]() |
|
Штурмовики | ||
Бомбардировщики | ||
Транспортные самолёты | ||
Специальные самолёты | ||
Пассажирские самолёты | ||
Тренировочные и спортивные самолёты | ||
Многоцелевые самолёты | ||
Планёры | ||
Экспериментальные самолёты, вертолёты и проекты |
||
Вертолёты | ||
Беспилотные |
![]() |
||
---|---|---|
Гидросамолёты | ![]() ![]() |
|
Корабельные катапультные | ||
Реактивные лодки | ||
Амфибии | ||
Многоцелевые гражданские | ||
Сухопутного базирования | ||
Экспериментальные ЛА | ||
Нереализованные проекты | ||
Примечания: ¹совместно ОКБ имени О. К. Антонова; ²совместо с концерном «Вега» |
![]() |
||
---|---|---|
Гражданские | ||
Военные |
ДБ-108 • 3М • М-4 • М-17 • М-50 |
|
Специальные |
М-55 • ВМ-Т |
|
Ракеты | ||
Проекты |
М-60(М) • М-30 |
![]() |
||
---|---|---|
Военные или двойного назначения | ![]() |
|
Гражданские | ||
Другая продукция | ||
Проекты |
1 курс / ЭГиРМ / Авиационная промышленность
1. Место и роль Авиационной промышленности в экономике России
Авиационная промышленность — отрасль промышленности, в которой осуществляются разработка, производство, испытания, ремонт и утилизация авиационной техники.
Говоря о роли и месте авиационной промышленности в экономике страны, Слюсарь Юрий Борисович, заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации, отметил: «Мы подчеркиваем уникальную роль отрасли, как некоего мультипликативного паровоза, который будет вытаскивать за собой другие отрасли, интеллектуризировать структуру ВВП. По опыту наших коллег из Евросоюза и Америки, до четверти экономики и промышленности этих стран ориентировано на авиационные стандарты. То есть, авиация — это еще и некий эталон, который задает правила игры для значительной части экономики»…
Авиационная промышленность является одной из наиболее высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики. Традиционно при создании новых образцов авиационной техники в работу вовлекались десятки крупнейших научно-исследовательских институтов, опережающие исследования проводились институтами Академии наук.
По объёму выпускаемой продукции военного самолётостроения Россия находится на 2-м месте в мире, вертолётостроения — на 3-м месте в мире (6 % мирового рынка вертолётов)
Машиностроительный комплекс играет важную роль в российской экономике. На долю машиностроения приходится около 20 % всей выпускаемой промышленной продукции и примерно 25 % основных промышленно-производственных фондов.
В ходе реформ российское машиностроение уступило лидирующее положение отраслям, производящим топливо, сырье и полуфабрикаты. Сократилась доля машиностроения в российской внешней торговле.
2. Основные места размещения
Главные факторы размещения производственных предприятий — удобство транспортных связей и наличие квалифицированной рабочей силы. А проектирование почти всех видов российских самолётов осуществляет КБ Москвы и Подмосковья. Единственное исключение — КБ имени Бериева в Таганроге, где производятся самолёты-амфибии.
Вообще производство авиационной промышленности подразделят на несколько подотраслей.
-
Предприятия по производству авиационных двигателей (Пермь, Самара, Казань, Москва, Омск)
-
Авиастроительные предприятия (Иркутск, Новосибирск, Воронеж, Ульяновск)
-
Вертолетостроительные (Москва, Казань, Ростов)
Объединённая авиастроительная корпорация (в неё входят крупнейшие самолётостроительные предприятия) и Оборонпром (в неё входят крупнейшие вертолётостроительные и двигателестроительные предприятия). Эти компании включают в себя 214 предприятий и организаций, в том числе 103 — промышленные, 102 — НИИ и Оборонные конструкторские бюро. Общая численность занятых в российской авиационной промышленности — более 411 тыс. человек.
3. Основные факторы размещения предприятий авиационной промышленности:
Важнейшим является наличие общественной потребности в продукции, квалифицированных трудовых ресурсов, собственного производства или возможности поставки конструкционных материалов и электроэнергии:
-
Наукоемкость. Производство наиболее сложной современной техники (компьютеров, всевозможных роботов) концентрируется в районах и центрах, обладающих высокоразвитой научной базой: крупными НИИ, конструкторскими бюро (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск и др.). Ориентация на научный потенциал – основополагающий фактор размещения машиностроительных предприятий.
-
Металлоемкость. Отрасли машиностроения, занимающиеся производством такой продукции, как, например, металлургического, энергетического, горно-шахтного оборудования потребляют много черных и цветных металлов. В связи с этим машиностроительные заводы, занимающиеся выпуском такого рода продукции обычно стараются находиться как можно ближе к металлургическим базам, чтобы уменьшить затраты по доставке сырья. Большинство крупных заводов тяжелого машиностроения расположены на Урале.
-
Трудоемкость. машиностроительный комплекс характеризуется большими затратами и очень высокой квалификацией труда. Производство машин требует больших затрат рабочего времени. В связи с этим достаточно большое количество отраслей машиностроения тяготеют к районам страны, где концентрация населения высока, и в особенности там, где есть высококвалифицированные и инженерно-технические кадры.
4. Проблемы и перспективы авиационной промышленности
Авиапромышленный комплекс переживает общие для всего промышленного комплекса проблемы:
-
Острую нехватку финансовых средств.
-
Heвозмещение затрат на незавершенное производство, которое приобрело хронологический характер корректировки государственного оборонного заказа.
-
Превышение накопленной задoлжeнности заказывающих министерств годовых paзмepoв финансирования предприятий,
-
Ослабление кадрового потенциaлa и т.д.
Председатель редакционного совета журнала «Авиатранспортное обозрение» Алексей Комаров
Мировой рынок гражданского авиастроения: конец дуополии
Рынок гражданского авиастроения является глобальным растущим рынком без национальных границ и в то же время характеризуется жесткой конкуренцией национальных производителей. Сложнейшие технологические задачи и высокие издержки являются причиной того, что лишь небольшое количество стран и несколько крупных компаний работают в авиастроительной отрасли. Таким образом, на рынке производителей воздушных судов конкуренция носит олигополистический характер, т.е. доминируют несколько крупных международных компаний, оказывающих сильнейшее влияние на весь рынок.
Лидерами гражданского авиастроения последние десятилетия являются компании Boeing (США) и Airbus (EC), занимающие более 90% мирового рынка пассажирских самолетов, однако технологическое развитие отрасли и формирующиеся на ближайшие годы особенности спроса приведут к разрушению всем уже привычной дуополии западных авиастроительных гигантов. В данной работе мы сознательно не включаем в анализ бедственное положение отечественного авиапрома, чему была посвящена другая статья автора (Толкачев С.А. Новый облик отечественной авиационной промышленности// «Капитал страны», 01.09.2010. http://www.kapital-rus.ru/index.php/articles/article/178599), дабы рассмотреть в чистом виде жесткий мировой рынок гражданских авиалайнеров, где России уготовлено место на задворках после бесславной сдачи позиций (фактически, как в Первой Мировой войне) в результате развала СССР и социалистического блока в 1989-1991 гг. Одной из форм контрибуции за якобы «поражение» СССР в Холодной войне с Западом стала сдача «победителям» гигантского рынка гражданской авиатехники, оцениваемого в то время в 40% мирового. Как станет ясно из дальнейшего изложения, только на этом «демократическая» Россия как правопреемница СССР потеряла за 20 лет не менее 1 трлн. долл.(!) или суммарную стоимость экспорта нефти за аналогичный период. Поэтому серьезно подходить к анализу мирового рынка авиалайнеров с участием осколков могучей советской авиапромышленности, которая сегодня робко стучится в двери либо с недоделанными позднесоветскими разработками (Ту-204, Ту-334, Ан-148), либо с джинериками западных моделей (Сухой Суперджет 100, МС-21), просто не хочется.
1. Основные сегменты рынка гражданских авиалайнеров
Все производимые в мире гражданские самолеты, предназначенные для массовой перевозки пассажиров, подразделяются на следующие сегменты в зависимости от типа фюзеляжа и дальности полета:
1) средне и дальне-магистральные широкофюзеляжные самолеты:
Диаметр фюзеляжа составляет от 5 до 6 метров. Самолет с двумя проходами между креслами в салоне. В ряду обычно от 7 до 10 пассажирских мест. Для сравнения, у узкофюзеляжных самолётов диаметр фюзеляжа обычно составляет 3-4 метра. В пассажирском салоне широкофюзеляжного самолета кресла расположены в 3-5 рядов. В среднем широкофюзеляжный самолет может взять на борт 300—500 человек.
В настоящее время эксплуатируются следующие широкофюзеляжные самолеты (табл.1):
Таблица 1. Основные находящиеся в эксплуатации широкофюзеляжные самолеты.
тип ВС | годы выпуска | количество пассажиров | максимальная дальность | всего выпущено |
---|---|---|---|---|
А 300 | 1972-2007 | 270 | 7 000 | 561 |
А 310 | 1982-1997 | 205-280 | 9 000 | 255 |
Ил-86 | 1980-1997 | 350 | 4 600 | 106 |
MD-11 | 1988-2000 | 298-410 | 13 400 | 200 |
В 747 | 1969-нв | 366-524 | 14 800 | 1 419 |
В 767 | 1982-нв | 180-375 | 11 300 | 1 000 |
А 340 | 1991-нв | 261-475 | 16 700 | 374 |
Ил-96 | 1993-нв | 300-436 | 12 000 | 29 |
А 330 | 1994-нв | 255-295 | 13 000 | 671 |
В 777 | 1994-нв | 301-451 | 17 500 | 901 |
А 380 | 2007-нв | 525-963 | 15 400 | 60 |
В 787 | 2009-нв | 210-350 | 16 300 | 7 |
А 350 (проект) | —- | 270-412 | 15 700 | —— |
2) средне и дальнемагистральные узкофюзеляжные самолеты:
Диаметр фюзеляжа до 4 метров. В сравнении с широкофюзеляжными самолётами узкофюзеляжные берут на борт гораздо меньшее количество пассажиров и имеют, как правило, меньшую дальность полёта. Максимальная пассажировместимость — 289 человек.
К узкофюзеляжным самолётам в частности относятся (табл.2):
- Airbus А320 — самый массовый европейский пассажирский реактивный самолёт.
- Boeing 737 — самый массовый пассажирский реактивный самолёт в мире.
- Ил-62 — узкофюзеляжный самолёт с самой большой дальностью полёта.
- Ту-154 — самый массовый советский пассажирский реактивный самолёт,
Таблица 2. Основные находящиеся в эксплуатации узкофюзеляжные самолеты.
Тип ВС | Годы выпуска | Пассажиров | Максимальная дальность | Всего выпущено |
---|---|---|---|---|
Caravelle | 1959-2005 | 104-130 | 1 800 | 285 |
Ил-62 | 1966-2010 | 186 | 11 000 | 277 |
Ту-154 | 1968-2011 | 150-180 | 3 500 | 1 020 |
Як-42 (142) | 1977-2002 | 100-120 | 4 000 | 188 |
MD-80 | 1980-1998 | 140-172 | 4 500 | 1 191 |
В 757 | 1982-2004 | 200-280 | 7 200 | 1 050 |
В 717 (MD95) | 1998-2006 | 98-106 | 3 800 | 156 |
В 737 | 1968-нв | 85-215 | 6 000 | 6 285 |
А 320 (318/319) | 1987-нв | 107-220 | 6 500 | 4 181 |
Ту-204 | 1990-нв | 164-212 | 7 500 | 66 |
Ту-334 | 2000-нв | 102-138 | 4 100 | 5 (испыт.) |
Embraer ERJ 195Х | 2006-нв | 106-118 | 3 990 | н/д |
Bombardier CSeries | план 2013 г | 100-150 | 5 500 | — |
МС-21 (проект) | план 2016 г | 150-212 | 5 500 | — |
COMAC С919 (проект) | план 2014 | 168-190 | н/д | — |
3) региональные самолеты:
К региональным самолётам относят ещё более мелкие по габаритам воздушные суда. Они перевозят до 100 пассажиров на расстояния до 2-3 тысяч километров. На этих самолётах могут устанавливаться как турбовинтовые, так и турбореактивные двигатели. К таким самолётам относятся самолёты семейства ERJ, CRJ, ATR, Dash-8 и SAAB (табл.3).
Таблица 3. Основные типы региональных самолетов, находящихся в эксплуатации.
Тип ВС | Годы выпуска | Пассажиров | Максимальная дальность | Всего выпущено |
---|---|---|---|---|
Ан-24 | 1962-1979 | 48 | 1 000 | 1367 |
Як-40 | 1966-1981 | 27-36 | 1 300 | 1013 |
BAe 146/Avro RJ | 1987-2003 | 85-100 | 2 000 | 387 |
Fokker 100 | 1986-1997 | 85-119 | 3 100 | 238 |
Ан-28 (Ан-38) | 1969-нв | 18-27 | 900 | 191 |
Bombardier DHC-8 (серия) | 1984-нв | 37-78 | 2 500 | 844 на 2008г |
ATR 42 | 1984-нв | 40-50 | 1 500 | 390 |
ATR 72 | 1989-нв | 50-75 | 1 300 | 408 |
Bombardier CRJ (серия) | 1991-нв | 50-100 | 3 800 | 533 |
Embraer ERJ 145 (серия) | 1999-нв | 35-50 | 3 000 | 1000 на 2007г |
Ан-140 | 1999 -нв | 52 | 2 400 | 12 |
Ил-114 | 2001-нв | 64 | 1 500 | 16 |
Embraer E-Jet (серия) | 2002-нв | 78-100 | 4 600 | 660 |
SukhoiSuperjet 100 | 2008-нв | 68-98 (130) | 4 500 | 8 |
Ан-148 (158) | 2009-нв | 70-99 | 6 200 | 13 |
ARJ21 (Китай) | 2008 | 70-100 | 3 700 | 1 (опыт) |
MitsubishiRegionalJet (проект) | 2014 план | 70-90 | 3 000 | — |
Ту- 324 (414) проект | нет данных | 52-76 | 3 500 | — |
4) местные самолеты:
Наиболее мелкий класс пассажирских самолётов составляют местные самолёты, предназначенные для перевозки малого количества пассажиров (от 20) на расстояния до 1000 километров. Они чаще всего оснащены турбовинтовыми или поршневыми двигателями. Наиболее распространённые самолёты подобного класса выпускают Цессна и Beechcraft.
Для лучшего понимания приведем сравнительную табл.4, включающую в себя все сегменты гражданских авиалайнеров.
Таблица 4. Сегменты рынка пассажирских самолетов и их прогнозируемая емкость (натуральная и стоимостная) на период 2005-2024 гг.
Региональные (50-100 мест) | Магистральные (свыше 100 мест) | |||
---|---|---|---|---|
Узкофюзеляжные (от 100 до 200 мест) | Широкофюзеляжные (от 200 до 400 мест) | Сверхбольшие (от 400 и более мест) | ||
Объем продаж, ед. | ||||
Выручка, млрд. долл. |
2. Основные компании-участники рынка гражданских авиалайнеров
На рынке пассажирского самолётостроения исторически доминируют американские и европейские производители. Boeing и Airbus являются крупнейшими производителями гражданских самолётов в мире.
Airbus S.A.S (произносится Эйрбáс) – одна из крупнейших авиастроительных компаний, производит одноимённые пассажирские, грузовые и военно-транспортные самолёты. Штаб-квартира компании находится в городе Тулуза, Франция. В 2001 году согласно законодательству Франции была объединена в акционерное общество или «S.A.S.» (фр. Société par Actions Simplifiée — упрощенное акционерное общество). Единственным акционером Airbus является компания EADS. Штат сотрудников Airbus составляет порядка 50 тыс. человек и сосредоточен в основном в четырёх европейских странах: Франция, Германия, Великобритания, Испания. Окончательная сборка продукции осуществляется на заводах компании в городах Тулуза (Франция) и Гамбург (Германия).
Модельный ряд гражданских самолетов Airbus начался с двухдвигательного самолёта A300. Укороченный вариант A300 известен как A310. Основываясь на нехватке успеха модели A300, Airbus начал разработку проекта A320 с инновационной системой управления fly-by-wire. A320 был большим коммерческим успехом для компании. A318 и A319 являются укороченными вариантами А320, которые с некоторыми изменениями предлагаются Airbus´ом для рынка корпоративных реактивных самолётов (AirbusCorporateJet). Удлинённая версия А320 известна как A321 и конкурирует с более поздними моделями Boeing 737.
Вдохновлённое успехом семейства А320, руководство компании Airbus решилось на разработку семейства ещё бо?льших авиалайнеров. Так появились двухдвигательный A330 и четырёхдвигательный A340. Одной из ключевых особенностей новых самолётов является новая конструкция крыла, оно имеет большую относительную толщину, которая увеличивает его конструктивную эффективность и внутренние объёмы для топлива. Аэробус A340-500 имеет дальность полёта 16,700 километров, это второй результат по дальности полёта коммерческих реактивных самолётов после Boeing 777-200LR (дальность 17,446 км).
Компания особенно гордится собственной технологией fly-by-wire, унифицированными кабиной и бортовыми системами, использующихся во всех семействах самолётов собственной разработки; они делают намного легче обучение экипажа и переквалификацию на новые модели.
Новейшая разработка компании A350XWB призвана конкурировать с новой моделью Boeing´а — 787.
The Boeing Company – один из крупнейших мировых производителей авиационной, космической и военной техники.
Штаб-квартира находится в Чикаго (штат Иллинойс, США).
Основные производственные мощности компании размещены в городах: Эверетт (штат Вашингтон), Калифорнии, Сент-Луис (штат Миссури).
Компания выпускает широкий спектр гражданской и военной авиационной техники, являясь наряду с Airbus крупнейшим производителем самолётов в мире. Помимо этого, Boeing выпускает широкий спектр авиационно-космической техники военного назначения (в том числе вертолёты), ведёт широкомасштабные космические программы (например, космический корабль CST-100).
Заводы компании расположены в 67 странах мира. Компания поставляет свою продукцию в 145 стран мира. Boeing сотрудничает с более чем 5200 поставщиками в 100 странах.
В 2001 году образовано подразделение Boeing International, которое контролирует работу компании в 70 странах мира, кроме рынка США, где отвечает за разработку и выполнение глобальной стратегии развития компании. Оно определяет и оценивает конкурентные преимущества и возможности в стране пребывания по разработке интеллектуальных ресурсов и технологий, развитию партнёрских отношений и бизнеса.
3. Сравнительная характеристика выпуска Airbus и Boeing
Компании оперируют в основном в сегментах узкофюзеляжных и широкофюзеляжных ближне- и среднемагистральных самолетов.
Ниже представлена сравнительная характеристика выпуска определенных моделей самолетов по годам.
- ? B-737 и A320. Самолёты средней вместимости для авиалиний средней протяжённости, каждый тип имеет множество модификаций. В последние годы A320 продаются в больших объёмах, нежели продукция Boeing.
Таблица 5. Поставки самолетов AirbusA320 и Boeing 737 за 1988-2010гг
- B-747 и A380. Самолёты большой вместимости для авиалиний средней и большой протяжённости. Азиатские авиакомпании, традиционные пользователи 747-х, являются основными заказчиками А380. В настоящее время B-747 производятся в количестве не более 10 штук в год, новых заказов на пассажирские машины очень мало (из 99 заказанных с начала 2006 года B-747 только 27 — пассажирские). В то же время портфель заказов A380 с начала 2006 года увеличился на 60 пассажирских лайнеров.
- B-767 и A330. Самолёт Airbus оказался коммерчески более успешным в последние годы.
Таблица 6. Поставки самолетов Airbus A330 и Boeing 767 за 1994-2009 гг.
- B-777 и A340. Оба самолёта появились одновременно, но за счёт большей топливной эффективности B-777 и ряда других факторов, американская компания продала вдвое больше машин, чем их европейские конкуренты.
Таблица 7. Поставки самолетов Airbus A340 и Boeing 777 за 1993-2009 г.
Новых заказов на A340 крайне мало. Предполагается, что с B-777 будет конкурировать A350, однако разработка последнего пока очень далека от завершения.
Embraer (Empresa Brasileirade Aeronautica) – бразильская авиастроительная компания, один из лидеров мирового рынка пассажирских региональных самолётов. Штаб-квартира в городе Сан-Жозе-дус-Кампус, штат Сан-Паулу.
Основана в 1969 году как компания, контролируемая государством. В 1990-х годах столкнулась с серьёзным кризисом, после чего в 1994 году была полностью приватизирована (у государства осталась лишь «золотая акция», дающая возможность права вето в вопросах поставок военных самолётов).
Компания специализируется на региональных лайнерах и выпускает коммерческие, корпоративные, военные, сельскохозяйственные самолёты. Производственные мощности сконцентрированы в Бразилии.
К 2010 году компания делила третье-четвертое место с канадской Bombardier среди крупнейших поставщиков коммерческих авиалайнеров, уступая компаниям Boeing и Airbus. За 2009 год компания поставила коммерческим заказчикам более 240 самолётов.
Численность персонала — 17 тыс. человек (2005 год).
Embraer Jet – семейство двухмоторных узкофюзеляжных пассажирских самолётов средней дальности производства бразильской компании Embraer. Включает в себя 4 модификации: E-170, E-175, E-190 и E-195. E-Jet впервые был представлен на авиасалоне в Ле Бурже в 1999 году. Серийное производство началось с 2002 года.
Таблица 8. Поставки самолетов Embraer E-jet 190, 195 в сумме за 2005-2010 гг, шт.
2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
---|---|---|---|---|---|
39 | 37 | 32 | 52 | 33 | 23 |
Bombardier Inc. (Бомбардьé), канадская машиностроительная компания. Штаб-квартира находится в Монреале, провинция Квебек.
Компания была основана в городе Валкурте (Квебек) в 1942 году под названием L´Auto-NeigeBombardierLimitée Жозеф-Арманом Бомбардье. Авиастроением компания занялась с середины 1980-х годов. В 2003 году компания продала своё подразделение Bombardier Recreational Products, занимавшееся производством снегоходов, вездеходов, гидроциклов, моторных лодок, сконцентрировавшись на железнодорожном и авиационном машиностроении.
Компания относится к крупнейшим мировым производителям бизнес-самолётов, самолётов регионального предназначения, а также железнодорожной техники и трамваев. Основные подразделения компании — крупнейший в мире производитель железнодорожной техники Bombardier Transportation и Bombardier Aerospace — третий в мире производитель гражданских самолётов после Boeing и Airbus. В 2008 году в Bombardier работало 59,8 тыс. человек.
Bombardier Canadair RegionalJet (CRJ) — семейство региональных пассажирских реактивных узкофюзеляжных самолётов. Первый полет самолет совершил 10 мая 1991 года. CRJ-100 стал первым самолётом современного уровня среди 50-местных машин. По скорости самолёт можно сравнивать и с более крупными машинами, в то время как его экономичность вполне соответствует классу. Семейство состоит из нескольких модификаций, отличающихся длиной фюзеляжа и дальностью полёта: CRJ100, CRJ 200, CRJ 700, CRJ 900.
Модель CRJ 900 рассчитана на перевозку 88 пассажиров. Первый полёт Bombardier CRJ 900 совершил 21 февраля 2001 года. Кроме стандартной, существует ещё несколько версий самолёта – удлинённая и для дальних перелётов.
Программа по созданию Bombardier CRJ 1000 была начата Bombardier Aerospace 19 февраля 2007 года. Совершивший первый полёт в сентябре 2008 г. 100-местный CRJ1000 является последней моделью семейства Canadian Regional Jet.
Таблица 9. Поставки самолетов Bombardier CRJ 900, 1000 за 2005-2010 гг., шт.
2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
---|---|---|---|---|---|
57 | 48 | 78 | 92 | 82 | 87 |
4. Прогнозы роста мирового рынка гражданских авиалайнеров
По прогнозам Airbus, в ближайшие 20 лет авиакомпании всего мира купят почти 25 тыс. новых магистральных самолетов на общую сумму 2,9 трлн. долларов. Из них около 10 тыс. потребуется для замены устаревающего парка, а еще 15 тыс. — для дальнейшего наращивания провозных мощностей. Причем наибольшим спросом будут пользоваться именно узкофюзеляжные авиалайнеры. Их будет продано около 18 тыс. на 1,27 трлн. долларов, что составит 70% от общего объема всех поставок в натуральном выражении. В результате к 2030 году глобальный парк авиакомпаний увеличится почти вдвое и превысит 30 тыс. самолетов. Высокий спрос на новые самолеты вызван растущими потребностями в замене лайнеров с низкой топливной эффективностью, а также динамичным развитием новых рынков и ростом пассажиропотока на существующих направлениях.
Согласно прогнозу Boeing, стоимость рынка новых гражданских самолетов в течение следующих 20 лет составит 3,6 трлн. долл. Рост рынка будет сопровождаться восстановлением мировой экономики после кризиса и увеличением спроса на новые и более эффективные самолеты. В соответствии с текущим обзором рынка 2011 г., к 2029 г., емкость рынка составит 30900 новых пассажирских и грузовых самолетов.
Таблица 10. Будущая рыночная стоимость (в ценах 2009 г.) и поставки самолетов по регионам к 2029 гг.
Регион | Рыночная стоимость поставок в млрд. долл. | Поставки самолетов, шт. |
---|---|---|
Тихоокеанский Азиатский регион | 1 320 | 10 320 |
Северная Америка | 700 | 7 200 |
Европа | 800 | 7 190 |
Ближний Восток | 390 | 2 340 |
Латинская Америка | 210 | 2 180 |
СНГ | 90 | 960 |
Африка | 80 | 710 |
Всего | 3 590 | 30 900 |
Из таблицы видно, что в долгосрочной перспективе, объем пассажирских перевозок будет увеличиваться на 5,3% в год под влиянием экономического роста в регионах с различной структурой спроса на самолеты. Наиболее быстрорастущим сегментом мирового рынка по-прежнему будут узкофюзеляжные самолеты, благодаря стремительному увеличению количества низкобюджетных авиакомпаний, развитию новых рынков, таких как Индия, Китай и Юго-Восточная Азия, и сохраняющейся нестабильности цен на топливо. Темпы роста сегмента узкофюзеляжных самолетов опережают широкофюзеляжный сегмент на протяжении последних десяти лет. Этот разрыв будет и дальше увеличиваться по мере вывода из парка авиакомпаний самолетов старого поколения.
Наиболее высокие показатели роста наблюдаются в Азиатско-Тихоокеанском регионе, в котором Китай выступает безоговорочным лидером.
На сегодняшний день, этот регион обеспечивает около 1/3 мирового объема воздушных перевозок. В результате роста этого рынка, к 2029 г. на долю Азиатско-Тихоокеанского региона будет приходиться почти 43% входящего, исходящего и внутреннего объема перевозок. Только одному Китаю за ближайшие 20 лет потребуется 4300 новых авиалайнеров.
Местные авиакомпании также будут наиболее активными покупателями широкофюзеляжных самолетов, генерируя около 40% общего спроса.
Еще одним динамично развивающимся рынком является Ближний Восток, который демонстрирует один из самых высоких показателей роста воздушных перевозок за последние годы. Ближневосточные авиакомпании достигли стремительного роста благодаря использованию преимуществ своего географического местоположения, демографии региона, приобретению современных самолетов и хорошо продуманным планам инвестиций и развития бизнеса. На Ближний Восток за период 2011-2029 гг. будет поставлено 2340 самолетов.
Более подробные данные о распределении поставок авиалайнеров разного типа по основным регионам предоставляет следующая таблица.
Таблица 11. Поставки самолетов по регионам в соответствии с размерами за 2011-2029 гг.
Регион | Региональные (шт.) | С одним проходом (шт.) | С двумя проходами (шт.) | Большие (шт.) | Всего (шт.) |
---|---|---|---|---|---|
Тихоокеанско-Азиатский регион | 470 | 6 710 | 2 840 | 300 | 10 320 |
Северная Америка | 800 | 5 180 | 1 180 | 40 | 7 200 |
Европа | 310 | 5 380 | 1 340 | 160 | 7 190 |
Ближний Восток | 70 | 1 100 | 1 000 | 170 | 2 340 |
Латинская Америка | 20 | 1 800 | 350 | 10 | 2 180 |
СНГ | 200 | 570 | 160 | 30 | 960 |
Африка | 50 | 420 | 230 | 10 | 710 |
Всего | 1 920 | 21 160 | 7 100 | 720 | 30 900 |
5. Обострение конкуренции и конец дуополии
Сейчас суммарный портфель твердых заказов Airbus и Boeing на узкофюзеляжные самолеты приближается к 3 тыс. штук, что составляет всего лишь 16% от прогнозного спроса на эти лайнеры на двадцатилетний период. Таким образом, на мировом рынке магистральных самолетов есть все предпосылки для появления как минимум еще одного крупного игрока, который при определенных обстоятельствах вполне может потеснить грандов мирового авиастроения. Дуополия медленно приближается к концу. Из всех авиастроительных компаний мира вызов «Большой Двойке» — Airbus и Boeing — первыми бросили канадцы. Еще пять лет назад Bombardier приняла решение начать разработку узкофюзеляжного самолета C-Series, рассчитанного на перевозку 110–130 пассажиров. Изначально реализации этого проекта мешала несговорчивость производителей авиадвигателей, которые, как утверждают некоторые эксперты, находясь под давлением Airbus и Boeing, не выказывали желания создавать новые модификации двигателей специально для нового самолета Bombardier. Свое решение они мотивировали узостью рынка сбыта. Но благодаря усилиям канадских властей и позиции компании Pratt&WhitneyCanada, а также изменившейся рыночной ситуации эта проблема, в конечном счете, была решена. Получив финансовую поддержку провинции Квебек, Pratt&Whitney все-таки разработала новое семейство двигателей Pure Power. Это именно те агрегаты, которые «Иркут» будет использовать на своем МС-21. Но в отличие от программы МС-21 проект C-Series уже прошел более половины пути. В середине прошлого года Bombardier представила рабочие чертежи тестового самолета SC100, а на заводе Saint-Laurent в Монреале был показан финальный проект обшивки левой части фюзеляжа самолета. Сейчас на этом предприятии уже полным ходом идет монтаж композитных панелей на хвостовую часть лайнера.
Новый самолет должен подняться в воздух уже в 2012 году, а первые поставки лайнера авиакомпаниям намечены на 2013-й. Но, несмотря на все пре¬имущества новых лайнеров, большим портфелем заказов на них Bombardier похвастаться пока не может: у канадцев всего 90 твердых контрактов на приобретение SC100 и еще столько же опционов. Главные заказчики этих самолетов — Lufthansa Group, ирландская лизинговая компания LCI и американская Republic Holdings. Но основные надежды Bombardier связывает с китайским рынком. По прогнозам канадской компании, в течение ближайших 20 лет он станет вторым по величине рынком для коммерческой авиации. Для достижения этой цели компания решила кооперироваться с китайскими авиапромышленными предприятиями.
У Китая есть свой проект создания магистрального узкофюзеляжного самолета — С919. И этот проект не что иное, как долгосрочный план Китая по разрушению дуополии Airbus и Boeing. Название модели и ее цифровой код для китайцев имеют огромное символическое значение. Первая цифра «9» может быть истолкована как «долгое время, которое необходимо затратить на преодоление сложного пути», а «19» обозначает, что первый китайский магистральный самолет будет способен перевозить 190 пассажиров. Помимо базовой версии корпорация Commercial Aircraft Corporationof China (COMAC) начала проектирование еще двух моделей — на 156 и 168 пассажиров.
В течение нескольких месяцев компания COMAC предполагает завершить общий технический проект самолета и выбрать поставщиков всех ключевых систем. Этот процесс активно идет последние полтора года.
COMAC планирует, что первый полет С919 должен состояться в 2014 году, а коммерческая эксплуатация лайнера начнется в 2016-м. В общей сложности китайцы в течение 20 лет намерены выпустить 2500 новых самолетов. Правда, оплаченных твердых заказов на С919 у COMAC пока нет. Но можно не сомневаться, что в ближайшее время они появятся.
Экспансия на рынок сразу трех новых производителей магистральных самолетов заставила Airbus и Boeing начать полномасштабную подготовку к отражению атаки. Компания Airbus приняла решение о старте программы ремоторизации авиалайнеров семейства А320, которые после оснащения новыми двигателями получат название NEO. Европейский концерн намерен вложить в этот проект около 1 млрд. евро. На новые самолеты предполагается устанавливать все те же двигатели семейства LEAP-X и PurePower. Более того, Airbus собирается оснастить свои модернизированные авиалайнеры новыми законцовками крыльев, которые дополнительно обеспечат снижение расхода топлива на 3–4%. Таким образом, суммарная экономия топлива составит около 18%. Конструкция планера А320 NEO на 95% схожа с эксплуатирующимися сейчас самолетами этого семейства. Европейскому концерну предстоит укрепить лишь крыло и пилоны. Ремоторизованные самолеты появятся на рынке уже в 2016 году и будут стоить всего лишь на 6 млн. долларов дороже своих предшественников. В общей сложности Airbus собирается продать около 4 тыс. А320 NEO. И не исключено, что этот план рано или поздно будет выполнен. За полтора месяца продаж Airbus заполучила уже трех крупных клиентов. Стартовым заказчиком А320 NEO стала авиакомпания Virgin America, подписавшая контракт на приобретение 30 лайнеров. А вскоре ее примеру последовали индийская IndiGo и малайзийская AirAsia, которые заключили предварительные соглашения о приобретении более 200 новых самолетов. Это привело к тому, что акции EADS (материнской компании Airbus) за день выросли в цене на 5%. Руководство компании уверено, что остаточная стоимость существующих моделей A320 сильно не пострадает, зато новоиспеченным конкурентам европейского концерна придется несладко.
Boeing посчитал запуск проекта NEO запоздалым ответом на свои самолеты семейства Next Generation, которые выпускаются уже более десяти лет. При этом Boeing в ближайшее время намерен создать новое семейство самолетов на замену существующим версиям Boeing 737 NG. Компания понимает ожидания Airbus от выпуска новой модели NEO, но не видит потребности в таких лайнерах, стратегия компании в соответствии с ожиданиями своих заказчиков нацелена на конструирование нового самолета.
Бразильская Embraer также рассматривает возможность создания нового магистрального самолета на 110–130 пассажиров. Компания ждет, пока Boeing примет окончательное решение о выпуске своего нового лайнера, и уже тогда будет думать, стоит ли им заниматься конкурирующим проектом.
Современная авиационная промышленность представляет собой глобальную сетевую структуру, включающую в себя тысячи специализированных поставщиков различных комплектующих изделий и производственных услуг, расположенных по всему миру, в т.ч. и в России.
Сегодняшнему состоянию рынка авиационной промышленности присущ этап стабилизации. Он характеризуется сложившимся зрелым рынком продукции соответствующей отрасли. Это означает, что рынок авиационной промышленности сегментирован:
- средне и дальнемагистральные широкофюзеляжные самолеты;
- средне и дальнемагистральные узкофюзеляжные самолеты;
- региональные самолеты;
- местные самолеты.
Важной особенностью состояния рынка гражданских авиалайнеров сегодня является непрерывное увеличение роли инноваций для достижения успеха: изменение ситуации во внешней среде требует пересмотра роли и места инноваций в деятельности компаний. Анализ тенденции развития мирового рынка в XX веке, выявил главную особенность: развитие рынка заключается в непрерывном увеличении изменчивости, нестабильности и непредсказуемости.
Основой стратегий развития ведущих мировых производителей гражданских воздушных судов является постоянное технологическое совершенствование их продукции и снижение эксплуатационных издержек предлагаемых моделей самолетов, включая расход топлива и затраты на ремонт и техническое обслуживание, а также развитие глубоких и долгосрочных отношений с авиакомпаниями путем оказания им всесторонней поддержки в эксплуатации, модернизации и обновлении парка самолетов. На современном этапе ассортимент продукции, выпускаемой компаниями Boeing и Airbus, а также Embraer и Bombardier, во многом аналогичен, если сравнивать их по таким характеристикам, как размер, дальность полета и стоимость воздушного судна.