Фактор производства труд

Труд как фактор производства

Труд, — это процесс сознательной целесообразной деятель­ности людей, направленной на создание необходимых им благ. Процесс труда связан с затратами человеческой энергии, мускулов, интеллекта. По характеру этих затрат труд можно де­лить на физический и умственный. Физический труд характеризу­ется затратами преимущественно физической, а умственный — ум­ственной энергии.

Подобные затраты рассматриваются экономической теори­ей как расходование рабочей силы человека. Под рабочей силой понимается способность человека к труду – способность физическая и профессиональная. Это означает, что для того, чтобы тру­диться, надо обладать определенным минимумом здоровья и про­фессиональными навыками. Профессиональные навыки предпо­лагают наличие у человека необходимой для данного труда ин­формацией и умения ее использовать в процессе труда. Такая ин­формация нужна, так как труд всегда конкретный — это труд то­каря, продавца, врача, учителя — и он требует конкретных знаний и умении, необходимых для изготовления какой-то вещи или ока­зания услуги, которые до процесса труда должны существовать в голове работника в виде информационного образа.

Рабочая сила, таким образом, существует до того, как на­чинается процесс труда, являющегося функцией рабочей силы. Поскольку рабочая сила заключает в себе потенциальный труд, то ее можно рассматривать в качестве трудового ресурса, а рабо­чее население страны со всей его совокупностью рабочих сил как трудовые ресурсы общества.

В масштабах всего общества трудовые ресурсы представле­ны той частью населения страны, которая способна к труду, т.е. обладает рабочей силой. Это означает, что лишь часть населения представляет трудовые ресурсы.

В современном обществе основными критериями включения людей как носителей рабочей силы в состав трудовых ресурсов являются возраст, состояние здоровья и готовность трудиться. Человека можно включить в состав трудовых ресурсов, если он находится в трудоспособном возрасте и в трудоспособном состоя­нии. Однако конкретное содержание понятий «трудоспособный возраст» и «трудоспособное состояние» в разных странах может быть различным.

Если обратиться к первому понятию, то оно означает тот возраст человека, при котором он может быть субъектом труда как фактора производства. У этого возраста есть нижние и верх­ние границы, разные в разных странах.

Нижняя граница во многих странах зависит от содержания труда, системы образования и трудового законодательства. Если преобладает труд, не требующий больших знаний, то образование может сводиться к передаче родителями своего трудового опыта детям, при этом если нет запрета на детский труд, то трудоспособ­ный возраст может начинаться рано. Если же в стране работа детей запрещена, при этом преобладает сложный труд, то возникает не­обходимость в обязательном среднем и профессиональном образовании и трудоспособный возраст начинается сравнительно поздно.

Верхняя граница трудоспособного возраста в современных условиях в основном зависит от законодательства, определяюще­го пенсионный возраст. Во многих странах он начинается в 65 лет. В некоторых странах есть законы, согласно которым ушед­ший на пенсию не должен работать. В других странах, как, на­пример, в России, пенсионерам разрешено работать, так что тру­доспособный возраст отдельных людей оказывается в зависимос­ти от их трудоспособного состояния. Трудоспособное состояние характеризуется физической и умственной дееспособностью. С одной стороны, эта дееспособ­ность зависит от состояния здоровья, а с другой — от требований, которые предъявляет производство к труду как к своему фактору. Очевидно, что больной находится в недееспособном состоянии, но не каждый физически и умственно здоровый может считаться дееспособным на тех работах, которые требуют особой квалифи­кации и оказывают такую нагрузку на организм, которую не вся­кий может выдержать. Вот почему при рассмотрении труда как фактора производства необходимо обращение к его качественным и количественным характеристикам.

Качественные характеристики труда отражают уровень ква­лификации работников. По этому уровню существует общее деле­ние работников на квалифицированных, полуквалифицированных и неквалифицированных.

К квалифицированным относят рабочих, обучение и подго­товка которых потребовали значительного времени, которые ов­ладели большой информацией и способны осуществлять сложные не столько в физическом, сколько в интеллектуальном плане тру­довые операции. В эту категорию включаются профессиональные работники, относимые в России к служащим: преподаватели, вра­чи, юристы, экономисты, работники государственных органов, прошедшие длительную общую и профессиональную подготовку и являющиеся носителями значительной информации, необходи­мой для осуществления сложных работ.

К полуквалифицированным относят работников, подготов­ка которых не потребовала продолжительного времени и кото­рые, владея ограниченным объемом информации, способны про­изводить трудовые операции средней сложности.

Неквалифицированными считают работников, выполняю­щих работу, не требующую специальной подготовки. Как прави­ло, обучение необходимым трудовым операциям и получение не­обходимой для этого информации происходит в процессе самого труда, как труда землекопов.

Квалификация работников находит отражение в степени сложности их труда. Неквалифицированный труд считается про­стым, а квалифицированный — сложным, как бы возведенным в степень простым трудом, или простым трудом, помноженным на соответствующий коэффициент сложности.

Отличить квалифицированного работника от неквалифицированного можно прежде вceго пo их способности к взаимоза­мещению. Квалифицированней работник может заменить неквалифицированного на его работе., а вот обратное невозможно. На­пример, инженер-конструктр может торговать сигаретами, тогда как, киоскер сконструировать машину не в со­стоянии. Ясно, что использование квалифицированных работников на неквалифицированных, работах означает нерациональное использование труда как фактору производства.

В увеличении доли затрат квалифицированного труда и уменьшении доли неквалифицированного труда проявляется про­гресс общества. Тем более, что вместе с профессиональным рос­том человека идет и его общее развитие. Обратный процесс свиде­тельствует об экономическом и социальном регрессе.

Достижение и поддержание определенного уровня квалифи­кации рабочего населения является важной составляющей воспро­изводства совокупной рабочей силы как ресурса. Оно требует на­личия в.стране дошкольного воспитания професси­онального образования и — всех тех, институтов общества, которые, обеспечивают фазу производства рабочей силы. Обществу также важно распределять, рабочую силу по тем отрас­лям и предприятиям, которые испытывают в ней нужду.

Особенности, труда, как фактора производства обусловли­вают тесную связь фазы обмена рабочей силы, с фазой ее потреб­ления, которая проявляется через ко операцию труда, под которой понимается объединение рабочих сил в едином процессе труда. Без кооперации такой процесс оказывается невозможным. Например, при ручной погрузке. 200-килрграммрвый может быть под­нят лишь четверкой рабочих.: Сложный узел к машине может быть изготовлен лишь при совместной работе токарей, фрезеровщиков, шлифовщиков и слесарей.

В фазе потребления рабочей силы проявляются количествен­ные характеристики труда как фактора производства, поскольку они представляют собой затраты труда. Зависимость результатов производства от затрат труда требует учета факторов, влияющих на эти затраты.

В рамках, страны такие затраты груз прежде всего зависят от численности занятого рабочего населения. Незанятость части ра­бочего населения в общественном производстве, наличие в стране безработицы означает уменьшение величины труда как фактора производства. На затраты индивидуального и совокупного труда влияет продолжительность рабочего дня: и недели; а также отпусков. Ра­бочий день — это время суток, в течение которого происходит про­цесс труда; Рабочая неделя определяется количеством рабочих ча­сов в неделю.

Рабочий день и рабочая неделя характеризуют рабочее вре­мя — время, в течение которого происходит процесс труда. Нера­бочие дни предстают как выходные. Они, как правило, приходят­ся на конец недели. Нерабочие дни, обычно устанавливаемые раз в год с сохранением среднего заработка, считаются отпусками. Оче­видно, что увеличение продолжительности отпусков ведет к со­кращению затрат труда,

На затраты труда влияет и его интенсивность. Под интен­сивностью понимается напряженность труда, измеряемая расхо­дами человеческой энергией единицу времени. Более интенсив­ный труд предполагает при прочих одинаковых факторах боль­шие затраты труда.

Рассмотренные факторы тесно связаны друг с другом, недо­статок одного фактора может быть возмещен другим. С точки зрения общественного производства неполная занятость рабочего населения может быть возмещена повышенной продол­жительностью рабочего времени или интенсивностью труда ра­ботников. Рост интенсивности труда может компенсировать со­кращение рабочего дня и наоборот.

Подобная связь существует между качественными и количе­ственными характеристиками труда как фактора производства. Так, труд полуквалифицированного работника может дать такой же результат в виде блага и его полезности, что и труд квалифи­цированного работника, если он будет более продолжительным или интенсивным. И это несмотря на то, что квалифицированный труд дает в единицу времени при той же интенсивности гораздо больший результат, чем полуквалифицированный.

Отношение результата труда в виде произведенного про­дукта к его затратам в виде» человеческой энергии характеризует его производительность. Рост производительности позволяет при данных затратах труда в единицу времени производить больше продукции. Производительность труда зависит от ряда факторов, которые можно подразделить на субъективные и объективные.

К субъективным факторам относят все то, что непосред­ственно связано человеком как субъектом труда. Прежде всего, это его квалификация. Квалифицированный труд в единицу времени создает больше благ, чем неквалифициро­ванный. Другим таким фактором является кооперация труда, о возможностях которой деле увеличения объема производства мы уже говорили. Важную роль в обеспечении производительности труда играет его организация. Организация труда должна исклю­чать непродуктивные затраты усилий работников, обеспечивать ответственное отношение к труду; вызывать у работников заинтересованность в результатах своего труда.

К объективным факторам производительности труда относят изменения в вещественных факторах производства — в земле и капитале, выступающих в качестве объектов труда. Например, замена менее плодородного участка земли на более плодородный позволяет увеличить урожай при прежних затратах труда. Оснащение работников машинами ведет к увеличению объемов производства продукции даже при сокращении затрат труда. Здесь можно видеть, что действие объективных факторов ведет к тому, что они замещают труд как фактор производства. При этом проявляются те же закономерности, что и при замещении земли. Замещение труда капиталом может вызвать рост отдачи от каждой дополнительно вовлекаемой, единицы капитала до опре­деленного момента, после чего, отдача начинает падать, т.е. вступает в действие эффект — убывающей отдачи на капитал как фак­тор производства.

Следует отметить, что субъективные и объективные факто­ры влияют на производительность труда в тесном взаимодействии друг с другом. Тем не менее, можно говорить о чистой производи­тельности того или иного фактора/производства. Чистая произ­водительность личного фактора производства характеризует про­изводительную силу труда, которая существует наряду с производительной силой земли или капитала,

В целом же производительность определяется одновременно несколькими факторами. Так, если на предприятии старая техника заменяется на новую, то эти изменения могут не, обеспечить рост производительности, если не произойдут соответствующие изменения в труде по обслуживанию техники. Так что рост производительности здесь определяется не только капиталом, но и трудом.

Производство и факторы производства

Производство – сфера хозяйственной деятельности, в которой непосредственно осуществляются затраты экономических ресурсов для получения необходимых благ.

Факторы производства – ресурсы, необходимые для производства товаров и услуг. Традиционно подразделяются на составляющие:

  • Трудовые ресурсы, или труд;

  • Инвестиционные ресурсы, или капитал;

  • Природные ресурсы, или земля;

  • Предпринимательский талант, или предпринимательские способности;

  • Информация;

Труд представляет собой целесообразную деятельность человека по созданию экономических благ, проявление совокупности умственных и физических способностей человека.

Капитал представляет собой весь накопленный запас средств, необходимых для производства материальных благ, это созданные людьми производственные ресурсы (машины, здания, железные дороги и т.д.), предназначенные для повышения производительности труда. А также деньги, акции, облигации, на которые приобретаются физические элементы производства.

Земля как фактор производства это природные ресурсы (ископаемые, лес, вода, воздух), земля в прямом понимании, а также совокупность природных условий, необходимых для производства товаров и услуг.

Предпринимательский талант предполагает особые способности человека, заключающиеся в его умении:

• организовывать производство и выпуск товаров и услуг путем соединения всех необходимых факторов производства;

• принимать основные решения по управлению производством и ведению бизнеса;

• рисковать денежными средствами, временем, трудом, деловой репутацией, поскольку деятельность на рынке связана с большой неопределенностью, а результат не гарантирован;

• быть новатором, то есть внедрять новые технологии, новые продукты, методы организации производства.

Одним из ключевых экономических ресурсов на современном этапе развития общества является информация.

Обладание достоверной информацией является необходимым условием для решения стоящих перед экономическим субъектом проблем. Вместе с тем даже полная информация не является гарантией успеха. Умение использовать полученные сведения для принятия наилучшего при сложившихся обстоятельствах решения характеризует такой ресурс, как знания. Носителями этого ресурса выступают квалифицированные кадры в сфере управления, продажи и обслуживания покупателей, технического обслуживания товара. Именно этот ресурс дает наибольшую отдачу в бизнесе.

Для производства необходимы еще 2 фактора кроме основных:

1) технологии (превращение веществ природы в сырье или сырья в готовую продукцию);

2) менеджмент (совокупность принципов, методов и способов организации хозяйственной деятельности для достижения поставленных целей.

Особенности рынка факторов производства:

1) спрос на ресурсы носит производственный характер;

2) потребление ресурсов взаимосвязано (рис. 8).

Рис.8. Взаимосвязь факторов производства.

В условиях рыночной экономики все перечисленные выше экономические ресурсы свободно покупаются и продаются и приносят своим владельцам особый (факторный)доход:

• рента (земля.);

• процент (капитал);

• заработная плата (труд);

• прибыль (предпринимательская способность).

Деятельность фирмы может быть описана производственной функцией – это соотношение, показывающее максимальный объем выпуска продукции, который может быть произведен при каждом отдельном сочетании факторов производства.

Q = f (K, L, M…)

Изокванта выпуска продукции.

Изокванта представляет собой кривую, на которой расположено сочетание производственных факторов, которые обеспечивают одинаковый объем выпуска продукции.

Рис.9. Изокванта. Рис.10. Карта изоквант.

В

С

озникает вопрос: на сколько нужно увеличить объем капитала, чтобы уменьшить на 1 ед. человеческий труд. Здесь нужно рассмотреть крутизну наклона изокванты, которая характеризуется предельной нормой технического замещения (MRSTXY). Предельная норма технического замещения – отношение изменения фактора у к фактору х:

Изокванты похожи на кривые безразличия, однако кривая безразличия характеризуется MRS – предельной нормой замещения (замена одного блага другим). Изокванта характеризуется MRTS – заменой одного фактора производства другим.

Изокванты могут иметь различную конфигурацию: линейную и жесткодополняющую.

  1. Линейная (рис.11)

Изокванта выражает совершенную взаимозаменяемость факторов производства (MRTS=const)

Рис.11. Линейная изокванта.

  1. Жесткодополняющая (рис.12)

В ситуации жесткодополняемости MRST = 0

Рис.12. Жестко-дополняемая изокванта.

Равновесие производителя.

Изокванта результат взаимодействия факторов производства, а роль бюджетной линии выполняет изокоста.

Изокоста – это линия, ограничивающая комбинацию денежных ресурсов, расходуемых на производство (с ее помощью определяются бюджетные возможности производителя – линия равных затрат).

Бюджетными ограничениями производителя можно считать:

, где K- капитал,

L- труд,

r- цена данной услуги (процент),

w- цена услуг труда (заработная плата).

Даже если предприятие использует собственные средства – это все равно затраты ресурсов и их следует считать. Соотношение цен факторов показывает наклон изокосты.

Рост бюджетных возможностей предприятия сдвигают изокосту вправо (рис.13):

Рис.13. Изокоста.

Путем совмещения графиков изокванты и изокосты можно определить равновесие производителя, т.е. тот оптимальный набор ресурсов, который при имеющихся финансовых затратах дает наилучший результат (рис.14).

Рис.14. Равновесие производителя.

Е – точка оптимума – изокванта в точке Е совпадает с касательной наклона изокосты.

Отдача от масштабов производства:

Масштаб – величина примененных в производстве факторов. Отдача от масштаба – результат производственной деятельности.

Эффект – конкретный результат хозяйственной деятельности.

Эффективность – относительный показатель.

Отдача может быть:

  1. Постоянная – если результат производства возрастает в той же пропорции что и ресурсы (рис.15).

Рис.15. Постоянная отдача от масштабов производства.

  1. Возрастающая — если результат возрастает в большей пропорции, чем ресурсы (рис.16).

Рис.16. Возрастающая отдача от масштабов производства.

3. Убывающая — если результат возрастает в меньшей пропорции, чем ресурсы (рис.17).

Рис.17. Убывающая отдача от масштабов производства.

Траектория развития предприятия

Для того чтобы представить перспективы развития предприятия в долгосрочном периоде необходимо представить как будет увеличиваться объем производства и соответствующие затраты на приобретение 2-х переменных факторов. Задача для производителей остается прежней – необходимо оптимизировать затраты факторов «х» и «у» и увязать их с бюджетными возможностями предприятия. Соединим точки касания изоквант и изокост. Таким образом получим траекторию расширения экономической деятельности фирмы или траекторию развития деятельности предприятия (рис.18).

Рис.18. Траектория развития предприятия.

Оптимизация использования ресурсов

На рынке факторов производства в роли покупателей (спрос) выступают фирмы, а в роли продавцов (предложение) домашние хозяйства и другие фирмы.

Для определения спроса на ресурсы необходимо решить 4 основные задачи:

1) определить оптимальный объем закупок;

2) установить оптимальную структуру ресурсов;

3) добиться наиболее выгодных условий приобретения ресурсов.

4) способствовать оптимизации вложений в ресурсы с учетом фактора времени.

В условиях рыночной экономики устанавливается зависимость величины и структуры спроса на факторы производства от решения задач о максимизации прибыли (рис.19).

Рис.19. Формирование спроса на ресурсы в рыночной экономике.

Объем спроса на ресурсы зависит от 3 составляющих:

1) от производительности данного ресурса;

2) от цены экономических благ произведенных с его помощью;

3) от цены самого ресурса и издержек, которые понесет фирма в результате его приобретения.

Материальные факторы производства

Главная » Экономисту » Материальные факторы производства


Вернуться назад на Факторы производства
Блага производственного назначения, к ним относятся материальные факторы производства, такие как оборудование, сырьё, заводские здания, транспорт, дороги.
Средства производства — это совокупность средств и предметов труда, образующих материальные факторы производства.
Производство – есть процесс воздействия человека на вещество природы в целях создания материальных благ и услуг, необходимых для развития общества. Исторически оно прошло длительный путь развития от изготовления простейших продуктов до производства сложнейших технических систем, гибких переналаживаемых комплексов, вычислительных машин. В процессе производства не только меняется способ и вид изготовления благ и услуг, но происходит нравственное совершенствование самого человека.
Но во многих учебных и даже научных трудах понятие «производства» сужается.
Отнесение тех или иных видов деятельности к производству не следует жестко связывать с видами производства и производимой продукции, с применяемой технологией. Создается ли продукт с помощью ручного труда человека или посредством машинных операций, для себя или для других, тем или иным способом – не должно решающим образом влиять на суждение о том, следует ли считать данный процесс производственным. Хотя традиционно в экономической науке домашнее производство для собственных нужд человека и семьи не принято относить к производству.
Существуют два критерия отнесения процессов к производственным:
• создание ранее не имевшегося продукта или образования материалов, энергии, информации, направленное на создание такого продукта, а также изменение качества имеющегося продукта;
• приложение трудовых усилий в целях получения необходимого продукта, участие людей в его создании.
Проще говоря, там, где люди создают вещество, энергию, информацию или преобразуют их своим трудом, имеет место производство.
Вообще можно говорить о производстве в узком и широком смысле.
Производство представляет собой главный источник получения благ, необходимых для жизни человека, для удовлетворения его потребностей. Давно прошли времена, когда люди обеспечивали свое существование за счет даров природы. Природа превращена людьми в источник ресурсов, из которых и с помощью которых производятся средства существования. Если «раскрутить назад» сложную цепочку производства любого, даже самого высокотехнологичного продукта, например компьютера или автомобиля, то у ее истоков окажутся природные ресурсы. По мере перехода от присваивающего к производящему хозяйству усложнялось и усиливалось взаимодействие людей с природой и ресурсами. Их производственная деятельность создала «вторую», антропогенную природу, творение рук человеческих. Само производство образует часть этой искусственной природы, все более вторгающейся в окружающий мир. В этом причины возникновения острых экологических и социальных проблем, поневоле занимающих ведущее место в современном производстве.
Производство насквозь пронизывает экономику, составляет ее стержневую часть не только потому, что для обеспечения жизни необходимо производить огромное количество видов продукции, непосредственно потребляемой, используемой, применяемой людьми в виде пищи, одежды, жилья, мебели, предметов культурно-бытового назначения, духовных ценностей, средств транспорта и связи, зданий, сооружений, машин. Кстати, такую продукцию принято именовать конечной, так как она завершена в производстве и поступает в сферу своего использования по конечному назначению.
Часть конечной продукции, которая используется в целях непосредственного удовлетворения потребностей населения, применяется в домашнем хозяйстве, называют потребительскими товарами (предметами потребления). Потребительские товары и услуги есть то, что вырабатывает производство для непосредственного содержания жизнедеятельности людей.
Для производства конечной продукции вне зависимости от того, имеет ли она производственное или потребительское назначение, необходимо производить не менее разнообразное количество видов промежуточной продукции, то есть сырья, материалов, энергии, полуфабрикатов, комплектующих изделий, из которых затем и создается конечный продукт. Ее именуют продукцией производственного потребления, назначения. Отсюда возникает колоссальное множество взаимосвязанных производств, образующих цепь от добычи исходного сырья до выпуска конечной продукции. Все это вместе взятое и именуется одним словом «производство».
Материальное производство является основой существования и развития человеческого общества.
Человек – венец природы – мера всех вещей.
Производство делится на материальное и нематериальное.
Материальное производство создает и преобразует экономический продукт в его материально-вещественной форме, а также вещественное богатство. В рамках материального производства существует своя инфраструктура. Инфраструктура – совокупность видов хозяйств, обеспечивающих общие условия производства и жизнедеятельности людей. Производственная инфраструктура непосредственно обслуживает материальное производство.
Оно включает отрасли по производству материальных благ и услуг:
• промышленность;
• сельское хозяйство;
• строительство;
• коммунальное хозяйство;
• бытовое обслуживание.
Нематериальное производство создает духовные, нравственные и иные ценности. Оно тоже имеет инфраструктуру называемую непроизводственной (социальной), которая опосредованно связана с процессом производства (подготовка кадров, школьное и высшее образование и т.п.).
Нематериальное производство включает в себя все социальные сферы общества:
• образование;
• искусство;
• здравоохранение;
• сфера общественно-политических отношений.
Это два взаимосвязанных вида производства, когда одно без другого не может существовать. Соотношение между ними предполагает гармоничное развитие общества.
Всякое производство имеет и свои особенные формы. Среди исследователей нет единства воззрений по этой проблеме. Все зависит от того, какие классификационные признаки принимаются за основу при определении социальных форм производства.
Если за основу классификации принять этапы и уровень развития производительных сил, то на основе такого критерия выделяются:
— доиндустриальное производство, где преобладает сельское хозяйство и ручной труд;
— индустриальное производство, где преобладает крупное механизированное промышленное производство;
— постиндустриальное производство, где преобладает сфера услуг, наука, образование, информатика и т.д.
Цель производства постиндустриального общества заключена в обеспечении экономического роста, обеспечении занятости, стабилизации уровня цен, справедливом распределении доходов, экономическом обеспечении малоимущих слоев населения и т.д.

Совокупное предложение
Финансовая политика
Рынок капитала
Финансовый механизм
Затраты предприятия
Классификация затрат

| | Вверх

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *