Евразийский союз страны

Таможенный союз ЕАЭС

Таможенный союз (ТС) – межгосударственное соглашение в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС). ТС предполагает отмену таможенных пошлин и подобных платежей во взаимной торговле между странами-участницами союза. Кроме того в Таможенном союзе унифицируются методы оценки качества и сертификации, создается единая база данных по некоторым аспектам экономической деятельности.

Заключение Союза является основанием для создания единого таможенного пространства на территории его участников и переноса таможенных барьеров на внешние границы Союза. Исходя из этого, все страны таможенного пространства применяют единый, согласованный подход к таможенным процедурам и товарам, импортируемым и экспортируемым через границы ТС.

Также на всей территории ТС предполагаются равные права граждан стран-участниц при трудоустройстве.

Участниками Таможенного союза в настоящее время (2016 год) являются члены ЕАЭС:

  • Республика Армения;
  • Республика Беларусь;
  • Республика Казахстан;
  • Кыргызская Республика;
  • Российская Федерация.

О намерении вступить в ТС заявляли Сирия и Тунис, было озвучено предложение принять в состав Союза Турцию. Однако о конкретных действиях по реализации этих намерений ничего не известно.

Органами управления и координации в ЕАЭС выступают:

  • Высший евразийский экономический совет – наднациональный орган, состоящий из глав государств членов ЕАЭС;
  • Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) – постоянно действующий регулирующий орган ЕАЭС. В компетенцию ЕЭК входят, среди прочего, вопросы международной торговли и таможенного регулирования.

Справедливо будет утверждать, что Таможенный союз – один из этапов плана по укреплению экономических связей между некоторыми государствами на территории бывшего СССР. В определенном смысле это можно рассматривать как восстановление когда-то существовавших хозяйственных и технологических цепочек с учетом новых, политических и экономических реалий.

Важным аспектом деятельности Союза стала система централизованного распределения таможенных пошлин уплачиваемых при пересечении границ Единого экономического пространства.

  • На долю России приходится 85, 33% от общей суммы;
  • Казахстан получает – 7,11%;
  • Беларусь – 4,55%;
  • Кыргызстан – 1,9%;
  • Армения – 1,11%.

Кроме того в ТС действует механизм согласованного взимания и распределения косвенных налогов.

Таким образом, в своем нынешнем состоянии Таможенный союз представляет собой способ экономической интеграции государств входящих в ЕАЭС.

Официальную информацию о Таможенном союзе можно получить на сайте Евразийского экономического союза — eurasiancommission.org.

История создания ТС

Для лучшего понимания предпосылок и целей создания Таможенного союза, полезно будет рассмотреть эволюцию интеграционных процессов на постсоветском пространстве:

  • 1995 год – Беларусь, Казахстан и Россия подписывают первое соглашение о создании Таможенного союза. Впоследствии к соглашению присоединяются Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан;
  • 2007 год — Беларусь, Казахстан и Россия заключают Договор о единой таможенной территории и строительстве Таможенного союза;
  • 2009 год – ранее заключенные соглашения наполняются конкретным содержанием, подписывается порядка 40 международных договоров. Принимается решение о формировании с 1 января 2010 года единого таможенного пространства на территории Беларуси, России и Казахстана;
  • 2010 год – вступает в силу Единый таможенный тариф, принимается общий для трех государств Таможенный кодекс;
  • 2011 год – таможенный контроль снимается с границ между государствами ТС и переносится на их внешние границы с третьими странами;
  • 2011 – 2013 годы – продолжается разработка и принятие общих для стран Союза законодательных норм, появляется первый единый технический регламент о безопасности продукции;
  • 2015 год — в Таможенный союз вступает Армения и Кыргызстан.
  • 2016 год — Вступление в силу Соглашения о зоне свободной торговли между ЕАЭС и Вьетнамом. Заявление президентов стран ЕАЭС «О цифровой повестке Евразийского экономического союза».
  • 2017 год — «Белая книга» барьеров, изъятий и ограничений. Подписание и ратификация Договора о Таможенном кодексе ЕАЭС.
  • 2018 год — Вступление в силу Договора о Таможенном кодексе ЕАЭС. Предоставление Республике Молдова статуса страны-наблюдателя при ЕАЭС. Подписание Соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и КНР. Подписание Временного соглашения, ведущего к созданию зоны свободной торговли между ЕАЭС и Ираном.

Нужно сказать, что интеграционные процессы, с разной скоростью и результатами, постоянно шли весь описываемый период. Постепенно приводилось к общим нормам законодательство и таможенные тарифы в торговле с третьими странами.

Цели Таможенного союза и их реализация

Ближайшей целью Таможенного союза было заявлено увеличение рынков сбыта товаров и услуг производимых его участниками. Расчет делался, в первую очередь, на рост продаж внутри Единого таможенного пространства Союза. Добиться этого предполагалось путем:

  • Отмены внутренних таможенных платежей, что должно способствовать ценовой привлекательности производимой в Союзе продукции;
  • Ускорения оборота товаров в связи с отменой таможенного контроля и оформления при их перемещении внутри ТС;
  • Принятия общих санитарно-эпидемиологических и ветеринарных требований, единых стандартов безопасности товаров и услуг, взаимного признания результатов испытаний.

Для унификации подходов к качеству и безопасности было заключено межгосударственное соглашение об обязательной сертификации продукции указанной в «Едином перечне продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов». На 2016 согласовано свыше трех десятков регламентов по требованиям к безопасности и качеству товаров, работ и услуг. Сертификаты, выданные любым государством, имеют силу во всех остальных.

Следующей целью Таможенного союза нужно назвать совместную защиту внутреннего рынка ТС, создание благоприятных условий для производства и реализации в первую очередь внутренней продукции стран-участниц Союза. В этом пункте программы взаимопонимания между государствами оказалось несколько меньше, чем в вопросах взаимной торговли. В каждой стране имелись собственные приоритеты в развитии производства, в то время как защита интересов соседей иногда не лучшим образом сказывалась на предприятиях-импортерах и населении.

Противоречия в ТС

Таможенный союз объединил государства с общим прошлым, в том числе экономическим, но разным настоящим, в первую очередь экономическим. У каждой из бывших советских республик и в советский период имелась своя специализация, а в годы независимости произошло множество других изменений, связанных с попытками найти свое место на мировом рынке и в региональном разделении труда. У Беларуси и Кыргызстана, государств равно далеких географически и по устройству экономики, мало взаимных интересов. Но есть интересы одинаковые. Хозяйственная структура обоих стран еще с советских времен построена таким образом, что нуждается в российском рынке сбыта. Ситуация у Казахстана и Армении несколько отличается, но и для них связи с Россией чрезвычайно важны, в значительной степени по причинам геополитического характера.

В то же время российская экономика до конца 2014 года успешно росла за счет высоких цен на нефть, газ и прочие сырьевые ресурсы. Что давало Российской Федерации финансовые возможности для финансирования интеграционных процессов. Подобный образ действий, возможно, не обещал скорой экономической выгоды, но предполагал рост влияния России на мировой арене. Таким образом, настоящим локомотивом процессов евразийского объединения вообще и Таможенного союза в частности, всегда оставалась Российская Федерация.

История интеграционных процессов последних десятилетий выглядит как череда компромиссов между влиянием России и интересами ее соседей. Например, Беларусь неоднократно заявляла, что ей важен не Таможенный союз сам по себе, а единое экономическое пространство с равными ценами на нефть и газ и допуском предприятий Республики к российским госзакупкам. Ради этого Беларусь согласилась на повышение тарифов на ввоз легковых авто в 2010-2011 годах, не имея собственного производства подобной продукции. Подобная «жертва» также стала причиной объявления обязательной сертификации товаров легкой промышленности, что больно ударило по мелкорозничной торговле. Кроме того внутренние стандарты ТС пришлось привести в соответствие с нормами ВТО, хотя Россия является членом этой организации (и пользуется соответствующими возможностями в международной торговле), а Беларусь нет.

Пока Республика Беларусь не получила желаемых выгод в полной мере, т.к. вопросы о равных с внутрироссийскими ценах на энергоносители отложены до 2025 года. Также белорусские предприятия не получили возможностей для участия в российской программе импортозамещения.

Следует отметить, что соглашения Таможенного союза имеют множество исключений и уточнений, антидемпинговых, защитных и компенсационных мер, не позволяющих говорить об общей выгоде и равных условия для всех участников организации. Практически каждое из государств ТС в определенные моменты выражало свое недовольство договорными условиями.

Несмотря на ликвидацию таможенных постов внутри Союза, пограничный контроль между государствами сохраняется. Также на внутренних границах продолжаются проверки службами санитарного контроля. Практика их работы не демонстрирует ни взаимного доверия, ни объявленного единства подходов. Пример тому – периодически возникающие между Россией и Беларусью «продовольственные войны». Их обычный сценарий начинается с непризнания качества сертифицированных белорусской стороной продуктов и приводит к запрету поставки российским потребителям «до устранения недостатков».

Преимущества Таможенного союза

Говорить о достижении декларированных при заключении Таможенного союза целей на данный момент (2016 год) невозможно, внутренний товарооборот между участниками ТС падает. Особенных преимуществ для экономики по сравнению с периодом до заключения договоренностей также не наблюдается.

Вместе с тем есть основания считать, что без соглашения о Таможенном союзе ситуация выглядела бы еще более удручающей. Кризисные явления в каждой отдельно взятой экономике могли бы иметь больший масштаб и глубину. Присутствие в ТС дает многим предприятиям сравнительное преимущество на внутрисоюзном рынке.

Долевое распределение таможенных пошлин между государствами ТС тоже выглядит благоприятным для Беларуси и Казахстана (первоначально РФ претендовала на перечисление в собственный бюджет 93% от общего объема).

Действующие в ТС соглашения дают возможность беспошлинной реализации автомобилей произведенных на территории Союза в режиме промышленной сборки. Благодаря этому Беларусь получила иностранные инвестиции в строительство предприятий для производства легковых авто. До этого времени подобные проекты не имели успеха ввиду малого объема собственно белорусского рынка сбыта.

Практика применения таможенных соглашений

Изучая опубликованную информацию о создании и функционировании Таможенного союза легко заметить, что декларативная часть, т.е. ратифицированные межгосударственные соглашения и общие документы упоминаются значительно чаще, чем конкретные цифры по увеличению товарооборота.

Но относиться к Союзу как пиар-акции очевидно не следует. Заметно упрощение движения товаров, уменьшение числа административных процедур, некоторое улучшение конкурентных условий у предприятий стран-участниц ТС. Вероятно, для наполнения согласованных единых правил экономическим содержанием требуется время и взаимная заинтересованность не только государственных институтов, но и субъектов хозяйствования внутри ТС.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС)

Государствами – членами Евразийского экономического союза являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация.

Правила перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу ЕАЭС:

1. Пассажиру необходимо заполнить таможенную декларацию в случае перевозки следующих товаров:

  • Ввозимые товары, таможенная стоимость которых превышает 10 000 евро в эквиваленте и/или общий вес которых превышает 50 кг;
  • Ввозимые и вывозимые наличные денежные средства (банкноты, казначейские билеты, монеты, за исключение монет из драгоценных металлов) и/или дорожные чеки на общую сумму, превышающую в эквиваленте 10 000 долларов США;
  • Ввозимые и вывозимые денежные инструменты (векселя, банковские чеки, ценные бумаги);
  • Культурные ценности;
  • Драгоценные металлы и драгоценные камни;
  • Вывозимые государственные награды РФ;
  • Животные и растения, находящиеся под угрозой исчезновения, их части, а также полученная из них продукция;
  • Оружие и боеприпасы, в том числе холодное оружие (ножи, кастеты, сурикены и т.д.)
  • Ввозимые алкогольные напитки в количестве больше 3-х литров;
  • Наркотические средства и психотропные вещества в виде лекарственных средств по медицинским показаниям при наличии соответствующих документов;
  • Радиоэлектронные средства и/или высокочастотные устройства гражданского назначения, в том числе встроенные или входящие в состав других товаров;
  • Технические средства, имеющие функции шифрования;
  • Товары для личного пользования, полученные в наследство при условии документального подтверждения факта получения таких товаров в наследство;
  • • Товары для личного пользования, ввозимые в сопровождаемом багаже, если перемещающее их лицо имеет несопровождаемый багаж*

* Под определение «товары для личного пользования» попадают предметы, медикаменты и т.д., которые ввозятся/вывозятся в ЕАЭС исключительно для нужд одного человека без цели последующей продажи.

2. На таможенную территорию ЕАЭС с освобождением от уплаты таможенных платежей допускается ввоз следующих товаров для личного пользования:

  • Товары, таможенная стоимость которых не превышает 10 000 евро в эквиваленте и/или общий вес которых превышает 50 кг;
  • Алкогольные напитки и пиво не более 3-х литров в расчете на одно физическое лицо, достигшее 18-летнего возраста;
  • Табак и табачные изделия: 200 сигарет или 50 сигар (сигарилл) или 250 гр табака (в том числе жевательный табак «насвай»*), либо указанные изделия в ассортименте общим весом не более 250 гр., в расчете на одно физическое лицо, достигшее 18-летнего возраста;

* Насвай — сосательный табак, изготовленный из очищенной махорочной или табачной пыли, щелочных и клеящих веществ, с возможным добавлением растительного масла, нетабачного сырья и иных ингредиентов.

Обращаем внимание, что при ввозе товаров для личного пользования физическими лицами на таможенную территорию ЕАЭС применяются следующие ставки таможенных платежей:

  • Единая ставка 30% от таможенной стоимости товаров, но не менее 4 евро за 1 кг веса, в части превышения стоимостной нормы 10 000 евро в эквиваленте и/или общий вес которых превышает 50 кг;
  • Единая ставка 22 евро за 1 литр – в случае ввоза этилового спирта в количестве до 5 литров;
  • Единая ставка 10 евро за 1 литр в части превышения количественной нормы 3 литра – в случае ввоза алкогольных напитков и пива в количестве от 3-х до 5-ти литров включительно.

Для личного пользования пассажир НЕ МОЖЕТ вывезти с территории ЕАЭС:

  • Рыба и морепродукты (кроме икры осетровых рыб) в количестве более 5 кг;
  • Икра осетровых рыб весом более 250 граммов

К товарам, не являющимися товарами для личного пользования, относятся:

  • Природные алмазы;
  • Вывозимые товары, в отношении которых установлены вывозные таможенные пошлины;
  • Котлы центрального отопления;
  • Косилки (кроме косилок для газонов), машины для заготовки сена и т.д.;
  • Солярии для загара;
  • Медицинская техника и оборудование (за исключением необходимых в пути следования либо по медицинским показаниям) и т.д.

На единую таможенную территорию Таможенного союза* запрещен ввоз насвая** в количестве, превышающем 250 граммов на одно лицо, достигшее 18-летнего возраста, для граждан пребывающих из Средней Азии.
**Насвай — сосательный табак, изготовленный из очищенной махорочной или табачной пыли, щелочных и клеящих веществ, с возможным добавлением растительного масла, нетабачного сырья и иных ингредиентов.

Евразийская экономическая комиссия

Экономическая интеграция
на постсоветском пространстве

Руководящие органы

Стадии интеграции

См. также

Упраздненные институты и организации

Международная экономическая интеграция

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) — постоянно действующий наднациональный регулирующий орган Евразийского экономического союза (ЕАЭС) (ранее — Таможенного союза (ТС) и Единого экономического пространства (ЕЭП)).

Создана решением президентов Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан и функционирует на основе Договоров от 18 ноября 2011 г. «О Евразийской экономической комиссии» и «О регламенте работы Евразийской экономической комиссии». Дата начала функционирования — 2 февраля 2012 г.

Имеет статус наднационального органа управления, подчинённого Высшему Евразийскому экономическому совету (ВЕЭС). Решения Комиссии обязательны для исполнения на территории государств-участников ЕАЭС, ЕЭП и ТС.

Основная задача Евразийской экономической комиссии — обеспечение условий функционирования и развития Евразийского экономического союза, Таможенного союза и Единого экономического пространства, выработка предложений в сфере интеграции в рамках этих объединений.

Место пребывания — Москва (Российская Федерация).

Сферы полномочий ЕЭК

Сферы полномочий Комиссии закреплены в статье 3 Договора «О Евразийской экономической комиссии». Евразийской экономической комиссии переданы полномочия Комиссии Таможенного союза. На Комиссию также возложен ряд дополнительных функций.

Сферы полномочий Комиссии:

  • таможенно-тарифное и нетарифное регулирование;
  • таможенное администрирование;
  • техническое регулирование;
  • санитарные, ветеринарные и фитосанитарные меры;
  • зачисление и распределение ввозных таможенных пошлин;
  • установление торговых режимов в отношении третьих стран;
  • статистика внешней и взаимной торговли;
  • макроэкономическая политика;
  • конкурентная политика;
  • промышленные и сельскохозяйственные субсидии;
  • энергетическая политика;
  • естественные монополии;
  • государственные и (или) муниципальные закупки;
  • взаимная торговля услугами и инвестиции;
  • транспорт и перевозки;
  • валютная политика;
  • охрана и защита результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации товаров, работ и услуг;
  • трудовая миграция;
  • финансовые рынки (банковская сфера, сфера страхования, валютный рынок, рынок ценных бумаг);
  • другое.

Комиссия обеспечивает реализацию международных договоров, формирующих договорно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства.

Комиссия также выполняет функции депозитария этих договоров и решений Высшего Евразийского экономического совета.

В рамках установленных сфер деятельности Комиссия может принимать решения, имеющие обязательный характер для Сторон, и рекомендации, не носящие обязательного характера.

Бюджет Комиссии формируется за счёт долевых взносов Сторон и утверждается главами государств-Сторон.

История создания и перспективы развития

Евразийская экономическая интеграция началась в 1994 году, когда Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев в ходе своего выступления в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова предложил создать на евразийском пространстве союз государств, объединенных экономическими взаимосвязями.

В 1995 году руководители Казахстана, России, Белоруссии и присоединившихся к ним позже Киргизии и Таджикистана подписали первые договоры о создании Таможенного союза. В 2000 году на этой базе был создан ЕврАзЭС.

6 октября 2007 года Белоруссия, Казахстан и Россия подписали Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза, в соответствии с которым была учреждена Комиссия Таможенного союза как единый постоянно действующий регулирующий орган Таможенного союза.

С 1 июля 2010 года был введён в действие Таможенный кодекс Таможенного союза.

18 ноября 2011 года президентами Казахстана, России и Белоруссии была принята Декларация о евразийской экономической интеграции, в которой было заявлено о переходе к следующему этапу интеграционного строительства — Единому экономическому пространству (ЕЭП). 1 января 2012 года вступило в силу 17 межгосударственных соглашений, создающих правовую основу для формирования ЕЭП. Была сформирована Евразийская экономическая комиссия, заменившая упразднённую Комиссию Таможенного союза.

19 марта 2012 года на заседании Межгосударственного совета ЕврАзЭС / Высшего Евразийского экономического совета было принято решение о подписании к 1 января 2015 года всеобъемлющего договора о формировании Евразийского экономического союза.

29 мая 2014 года в Астане в ходе заседания Высшего Евразийского экономического совета главами Беларуси, Казахстана и России был подписан Договор о Евразийском экономическом союзе. 10 октября 2014 года к ЕАЭС присоединилась Армения, 23 декабря 2014 года — Киргизия.

Первый этап работы ЕЭК — 2012-2015 гг. — с одной стороны, совпал с периодом высокой волатильности в мировой экономике, с другой — с периодом проявления первых интеграционных эффектов. Поэтому приоритетными темами для обсуждения в странах ЕАЭС стали вопросы свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также снижения негативного взаимного и внешнего влияния с использованием интеграционных инструментов и механизмов и развития отношений с третьими странами.

29 мая 2015 года страны ЕАЭС и Социалистическая Республика Вьетнам подписали соглашение о создании зоны свободной торговли. Документ, предполагающий обнуление пошлин на 90% товаров, позволит к 2020 году увеличить товарооборот союзных государств и Вьетнама более чем в два раза. В октябре 2016 года Соглашение вступило в силу.

В мае 2017 года на пространстве ЕАЭС начали функционировать общие рынки лекарственных средств и медицинских изделий. Запуск этих рынков позволит повысить доступность эффективных и качественных лекарств и медизделий для граждан Союза, а также создать оптимальные условия для повышения конкурентоспособности продукции фармацевтической и медицинской промышленности стран ЕАЭС на мировом рынке.

В октябре 2017 года президенты стран ЕАЭС утвердили Основные направления реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года.

1 января 2018 года вступил в силу Таможенный кодекс Евразийского экономического союза. Новый таможенный кодекс является современным инструментом таможенного регулирования, отвечающим вызовам сегодняшнего дня, и предусматривает ряд существенных нововведений, направленных на оптимизацию системы регулирования внешнеэкономической деятельности и соблюдение баланса интересов государственных органов и предпринимательского сообщества.

В мае 2018 года подписано Временное соглашение, ведущее к образованию зоны свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и Исламской Республикой Иран. Документ подразумевает два этапа создания зоны свободной торговли. За три года планируется договориться по полноформатному соглашению о ЗСТ между ЕАЭС и Ираном. Оно охватит уже практически всю товарную номенклатуру. В перспективе товарооборот может увеличиться до полутора раз (150%).В мае же было подписано Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и Китайской Народной Республикой. Соглашение задаёт высокий стандарт регулирования в различных сферах, включая защиту и охрану прав интеллектуальной собственности, при этом оно носит непреференциальный характер и не предусматривает отмены экспортных пошлин.

Организационная структура органов управления

Структура

С 1 января 2012 года численность сотрудников Комиссии составила 600 человек, с 1 июля 2012 года она увеличилась до 850 человек, а с 1 января 2013 года — до 1071 человека. Работники Комиссии являются международными служащими.

ЕЭК имеет два уровня управления: Совет ЕЭК и Коллегия ЕЭК.

Совет Евразийской экономической комиссии

Совет ЕЭК осуществляет общее руководство деятельностью Комиссии. Совет ЕЭК состоит из пяти представителей — по одному от каждой Стороны-участника договора — занимающих в национальных правительствах должность вице-премьера. Заседания Совета ЕЭК, как правило, проходят раз в месяц.

Состав Совета Евразийской экономической комиссии

Республика Армения — Мгер Гербертович Григорян
Республика Беларусь — Игорь Викторович Петришенко
Республика Казахстан — Аскар Узакпаевич Мамин
Киргизская Республика — Жениш Парпиевич Разаков
Российская Федерация — Антон Германович Силуанов

Председательство осуществляется поочерёдно в течение 1 года в порядке русского алфавита по наименованию Стороны.

Совет ЕЭК принимает решения консенсусом.

Коллегия Евразийской экономической комиссии

Коллегия ЕЭК является исполнительным органом Комиссии, осуществляющим выработку предложений в сфере дальнейшей интеграции в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства. Коллегия ЕЭК состоит из 10 членов (по 2 члена от каждой Стороны), один из которых является председателем Коллегии ЕЭК.

Члены Коллегии ЕЭК и председатель Коллегии ЕЭК назначаются сроком на 4 года решением Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств с возможным продлением полномочий. Работа в Комиссии является для члена Коллегии основной работой. Коллегия ЕЭК принимает решения голосованием. Каждый член Коллегии обладает одним голосом.

Заседания Коллегии ЕЭК проводятся раз в неделю.

Состав по состоянию на 2019-й год

Председатель Коллегии Армения Тигран Суренович Саркисян
Член Коллегии (Министр) по конкуренции и антимонопольному регулированию Казахстан Серик Макашевич Жумангарин
Член Коллегии (Министр) по интеграции и макроэкономике Россия Татьяна Дмитриевна Валовая
Член Коллегии (Министр) по техническому регулированию Белоруссия Виктор Владимирович Назаренко (с 12.09.2018г.)
Член Коллегии (Министр) по промышленности и агропромышленному комплексу Белоруссия Александр Михайлович Субботин (с 12.09.2018г.)
Член Коллегии (Министр) по торговле Россия Вероника Олеговна Никишина
Член Коллегии (Министр) по экономике и финансовой политике Казахстан Тимур Мекешевич​ Жаксылыков (с 14 апреля 2017 года)
Член Коллегии (Министр) по внутренним рынкам, информатизации,

информационно-коммуникационным технологиям

Армения Карине Агасиевна Минасян
Член Коллегии (Министр) по таможенному сотрудничеству Киргизия Нурлан Орозбаевич Акматов
Член Коллегии (Министр) по энергетике и инфраструктуре Киргизия Эмиль Абдыкалыевич Кайкиев

Структурные подразделения Комиссии

Структурными подразделениями Комиссии являются департаменты, внутри которых сформированы отделы. Структура департаментов ЕЭК утверждена Решением Совета ЕЭК от 25 января 2012 года № 2. В настоящее время в структуре ЕЭК функционируют 25 департаментов, при которых созданы более 20 консультативных комитетов с целью выработки предложений для Коллегии ЕЭК и проведения консультаций с представителями национальных органов государственной власти. Председателями комитетов являются члены Коллегии (министры) согласно их направлениям деятельности.

Каждым департаментом руководит директор департамента, являющийся должностным лицом ЕЭК. Члены Коллегии (министры) в соответствии с распределением обязанностей между ними курируют по 2-3 департамента (Решение Высшего Евразийского экономического совета от 19 декабря 2011 года № 1).

Подробнее о каждом департаменте на сайте ЕЭК.

Партнерство ЕАЭС и Шелкового пути могло бы стать основой Большого Евразийского партнерства с участием других крупных региональных объединений, таких как ШОС, АСЕАН и БРИКС.

— Путин В.В.

Взаимодействие ЕЭК с бизнес-сообществом

Форматы взаимодействия ЕЭК с деловым сообществом ЕАЭС

Бизнес может:

• сообщить о препятствии на внутреннем рынке ЕАЭС – https://barriers.eaeunion.org

• участвовать в процедурах общественного обсуждения проектов документов, оценки регулирующего воздействия (ОРВ) в отношении проектов решений Комиссии –https://docs.eaeunion.org/ru-ru

• участвовать в обсуждении торговой политики в рамках Бизнес-диалога – http://www.eaeunion.org/forum/

• участвовать в обсуждении нормативно-правовых актов ЕЭК на площадках консультативных комитетов, рабочих и экспертных групп

• участвовать в развитии кооперации на основе отраслевых Евразийских технологических платформ http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/Documents/Брошюра%20ДПП.pdf

• предложить цифровую инициативу – http://digital.eaeunion.org

• предложить товары для маркировки –https://portal.eaeunion.org/sites/odata/markedgoods/Pages/extensionsuggestions.aspx

Площадки взаимодействия ЕЭК с деловым сообществом ЕАЭС

23 консультативных комитета

Более 20 рабочих групп

30 подкомитетов

Более 10 экспертных групп

В них входят представители бизнес-сообщества государств — членов в качестве независимых экспертов. В этих форматах они регулярно взаимодействуют с ведущими специалистами уполномоченных государственных органов и ЕЭК по системным и стратегическим экономическим вопросам функционирования Союза, а также готовят предложения по совершенствованию права ЕАЭС с учетом потребностей рынка.

Деловой совет ЕАЭС

Постоянно действующий координационно-совещательный орган деловых кругов государств Союза. В Совет входит Союз промышленников и предпринимателей (работодателей) Армении, Конфедерация промышленников и предпринимателей (нанимателей) Беларуси, Национальная палата предпринимателей Казахстана «Атамекен», Кыргызский союз промышленников и предпринимателей и Российский союз промышленников и предпринимателей.

Консультативный совет по взаимодействию ЕЭК и Делового совета ЕАЭС

Формат организации перманентного диалога между Комиссией и Деловым советом ЕАЭС. Обеспечивает взаимодействие и диалог ЕЭК и Делового совета ЕАЭС. В его состав входят представители бизнес-сообществ, промышленных объединений, общественных организаций стран Союза. Совет стал правопреемником Консультативного совета по взаимодействию Евразийской экономической комиссии и Белорусско-Казахстанско-Российского Бизнес-диалога, который был образован в 2013 году.

Консультативный комитет по вопросам предпринимательства

Для улучшения бизнес-климата в странах Союза и системного устранения избыточного давления на бизнес при Коллегии Комиссии создан Консультативный комитет по вопросам предпринимательства. Более половины его членов – представители сообщества предпринимателей. Задача комитета – содействие улучшению бизнес- и инвестиционного климата, устранение избыточного административного давления и необоснованных расходов хозяйствующих субъектов и субъектов рынка, создание благоприятных условий для развития трансграничной торговли в ЕАЭС.

Оценка регулирующего воздействия (ОРВ)

Оценка регулирующего воздействия (ОРВ) – обязательный этап процесса подготовки проектов решений Комиссии, которые могут оказать влияние на условия ведения предпринимательской деятельности.

За период с 1 апреля 2015 года по 31 мая 2018 года в рамках публичного 244 проектов решений ЕЭК поступило 5852 замечания и предложения, что в среднем составляет 24 отзыва на один проект. При этом доля учета замечаний и предложений бизнес-сообщества стран Союза к проектам решений ЕЭК находится на достаточно высоком уровне и в среднем составляет 64,35%, что свидетельствует о «регуляторной гибкости» департаментов ЕЭК и принятии ими во внимание пожеланий деловых кругов.

За период проведения этой процедуры подготовлено 215 заключений об ОРВ, в которых содержится 896 замечаний и предложений.

Доля учета замечаний и предложений в заключениях об ОРВ, в принятых редакциях решений ЕЭК в 2015-2017 годах составила 73,6%, что подтверждает действенное влияние результатов ОРВ на повышение качества наднационального регулирования в рамках Союза. При этом по результатам проведения ОРВ не только корректируются отдельные положения проектов решений ЕЭК, но и меняются концептуальные подходы к введению наднационального регулирования в рамках ЕАЭС с учетом последствий его влияния на бизнес стран Союза.

Портал «Функционирование внутренних рынков»

Портал «Функционирование внутренних рынков» — это система информационного взаимодействия с заинтересованными лицами, в частности предпринимателями, по выявлению и устранению препятствий в рамках Союза. Она предоставляет возможность напрямую сообщать в Комиссию о препятствиях и отслеживать ход работы по обращению.

Создание информационного портала позволило вовлечь большее количество граждан в работу по обеспечению функционирования Союза без барьеров, изъятий и ограничений и обеспечить реализацию одного из ключевых направлений этой работы — мониторинг и выявление препятствий.

Устранение административных барьеров

В рамках адвокатирования предпринимательства, в целях устранения избыточных административных барьеров для бизнеса в странах Союза Комиссия проводит экспертизу эффективности разрабатываемых проектов актов ЕЭК, затрагивающих интересы субъектов предпринимательства.

С октября 2012 года по первое полугодие 2018 года включительно проведен анализ более 2,5 тыс. проектов актов Комиссии. По каждому девятому из них сформулированы предложения по устранению административных преград для ведения бизнеса и необоснованных расходов представителей бизнес-сообщества, создающих барьеры для свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы в странах Союза.

Решения ЕЭК, касающиеся предпринимательской деятельности, рассматриваются с участием предпринимателей.

Бизнес-диалог с представителями предпринимательского сообщества стран ЕАЭС

Бизнес-диалог – ежеквартальное мероприятие, которое организует торговый блок Евразийской экономической комиссии с приглашением департаментов других блоков с целью обмена информацией и проведения открытых дискуссий на наиболее актуальные темы внешнеторговой и внутренней политики на евразийском пространстве. Повестка дня Бизнес-диалога формируется на основе предложений как департаментов Комиссии, так и непосредственно деловых объединений и союзов ЕАЭС – основных участников мероприятия.

Состав Бизнес-диалога формируется из должностных лиц и сотрудников профильных департаментов Комиссии, ответственных координаторов бизнес-объединений стран-членов Союза по основным направлениям деятельности торгового блока Комиссии, представителей бизнес-сообщества и третьих стран (ассоциаций, союзов, отраслевых объединений и пр.), а также крупных компаний государств-членов Союза.

Ключевые достижения интеграции, по мнению бизнеса:

Упрощение процедур

Упрощение таможенных и других процедур при осуществлении внешнеэкономической деятельности — сокращение временных и административных издержек, связанных с пересечением внешних границ Союза.

Отсрочка по налогам

Отсрочка по уплате косвенных налогов до 50 дней. Раньше налог нужно было платить сразу на границе.

Единство разрешения деятельности

Благодаря созданию единого рынка услуг в 43-х секторах предприниматели могут работать в этих сферах на рынках стран Союза без ограничений, изъятий и дополнительных требований и условий; без дополнительного учреждения в форме юридического лица; на основании разрешения на поставку услуг, полученного в своей стране; с автоматическим и безусловным признанием профессиональной квалификации персонала.

Равноправие граждан при трудоустройстве

Граждане одной страны ЕАЭС имеют равные с резидентами других государств — членов права при трудоустройстве; нет квот при заключении соглашений с работодателями; не надо получать дополнительные разрешительные документы.

Граждане получили право на медицинские услуги; дипломы взаимно признаются по абсолютному большинству специальностей; дети трудящихся имеют право на посещение дошкольных учреждений и школ.

Единое техническое регулирование

Бизнес избавлен от выполнения дополнительных требований к безопасности продукции (кроме содержащихся в техрегламентах), проведения дополнительных процедур оценки соответствия. Достаточно получить сертификат соответствия в одной из стран ЕАЭС по единой форме, чтобы свободно торговать в четырех других.

Равноправный режим для инвесторов

Режим для инвесторов из государств — членов предполагает национальный режим и режим наибольшего благоприятствования в каждой стране ЕАЭС и выбирается инвестором в зависимости от того, какой из режимов является наиболее благоприятным.

Снижение налоговой нагрузки на бизнес

До присоединения к Союзу НДС исчислялся исходя из стоимости товаров плюс стоимость расходов, связанных с перевозкой этих товаров. Теперь, по правилам ЕАЭС, налог начисляется только на стоимость товара по договору.

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *