Екатерина 2 абсолютизм

Екатерина 2. Сущность политики просвещенного абсолютизма

Россия после Петра. Основные тенденции исторического развития.

Вплоть до конца 18в доминирующими тенденциями развития России оставались:

Усиление самовластия и деспотизма(оно отмечается правлением Анны Иоанновны, несмотря на то, что ее вступлению на престол предшествовало подписание кондиций, ограничивающих самодержавие в пользу аристократической верхушки, заседавшей в верховном тайном совете, но разорвала кондиции при поддержке гвардейцев и дворян и провозгласила себя самодержавной императрицей),

ужесточение крепостнических порядков(за счет податей расширилась крепостная зависимость, 1736 указ о прикреплении наемных работников к мануфактурам 1760 ПетрЗ получение права ссылать крестьян в Сибирь, 1765 -на каторжные работыЕк2, в 1767 Ек2 указ о запрещении крестьянам жаловаться на помещика(уг. наказание), 1783 -крепостное право распростр на вольную Украину.),

усиление позиции дворянства( 1727 -разрешение офицерам и рядовым из дворян увольняться из армии на 3 год, 1732 — корпус кадетов(дворяне-выпускники шли в армию уже офицерами), 1730 -приписка двор детей к полку, 1736 — отмена бессрочной службы дворян в армии(25лет), 1741 винокурение объявлено дворянской монополией, 62 — манифест вольности дворянства. Вывод: расширились и законодательно укрепилиь привилегии дворянства.

С 1725 по 1762 к власти пришла Екатерина II Россией справит 6 монархов. Это время власти временщиков. Престолонаследие стало причиной дворцовых переворотов течении 37 лет. С помощью гвардии к власти в 1725 пришла жена Екатерина Петра Великого 1727.Императрица Анна Иоановна- период бироновщины. После ее смерти правит регентша Иона Антоновича анна Леопольдовна, но не долго. Переворот Елизаветы Петровны состоялся 25 ноября 1741г. Настало время «Веселой Елизаветы» лежит между аннинским и екатериниским временами. Восстановила в 1741 Сенат под ним кабинет министров, отмена главы привительство конца 40-ых, таможен. Пошлин внутри гос-ва. В общем проводилась все же продворянская закрепостническая политика. Отмена смертной казни. Семилетняя война 1756-1763. Престол унаследовал Петр Федорович сын ст. дочери Петра Анны стал императором Петром III в 1761. Он уничтожил тайную канцелярии, отправил церковные земли под управлении Коллегии экономики. Однако его жена немка Екатерина совершила переворот и приказала убить Петра III в 1762 став императрицей Екатериной II

Просвещенный абсолютизм – политика, проводимая в 18 веке рядом монархичнских стран и направленная на устранение остатков средневекового феод строя в пользу капиталистических отношений

Признаки

1) Масштабная законодательная инициатива

2) Ограничение позиций церкви

3) Ослабление сословных перегородок.

4) Активизация политики в сфере образования, просвещения

5) Масштабное переустройство гос-ного аппарата в целях его совершенствования

6) Содействие буржуазному развитию.

Наиболее значительными преобразованиями в духе просвещенного абсолютизма были:

— созыв и деятельность Уложенной комиссии (1767—1768). Цель состояла в разработке нового свода законов, который был призван заменить Соборное уложение 1649 г. В Уложенной комиссии работали представители дворянства, чиновничества, горожан, государственных крестьян. Деятельность комиссии не принесла желаемого результата. Новый свод законов выработан не был, депутаты не сумели подняться над узкими интересами сословий и особого рвения в выработке реформ не проявили. В декабре 1768 г. императрица распустила Уложенную комиссию и более подобных ей учреждений не создавала;

— реформа административно-территориального деления Российской империи. Страна была поделена на 50 губерний (300—400 тыс. душ мужского пола), каждая из которых состояла из 10—12 уездов (20—30 тыс. душ мужского пола). Учреждалась единообразная система губернского управления: губернатор, назначаемый императором, губернское правление, осуществлявшее исполнительную власть, Казенная палата (сбор налогов, их расходование), Приказ общественного призрения (школы, больницы, приюты и др.). Губернское деление, введенное Екатериной II, сохранилось до 1917 г.;

— принятие в 1785г. Жалованной грамоты дворянству, которая закрепила все сословные права и привилегии дворян (освобождение от телесных наказаний, исключительное право владеть крестьянами, передавать их по наследству, продавать, покупать деревни и др.);

— принятие в 1775г. манифеста о свободе предпринимательства, согласно которому для открытия предприятия не требовалось разрешения правительственных органов;

— реформы 1782—1786гг. в области школьного образования (см. билет № 6).

Конечно, эти преобразования имели ограниченный характер. Самодержавный принцип управления, крепостное право, сословный строй оставались незыблемыми. Крестьянская война Пугачева (1773—1775), взятие Бастилии (1789) и казнь короля Людовика XVI (1793) не способствовали углублению реформ. Они шли с перерывами, в 90-е гг. и вовсе прекратились. Преследования А. Н. Радищева (1790), арест Н. И. Новикова (1792) не были случайными эпизодами. Они свидетельствуют о глубинных противоречиях просвещенного абсолютизма, невозможности однозначных оценок «золотого века Екатерины II».

И тем не менее именно в эту эпоху появилось Вольное экономическое общество (1765), работали вольные типографии, шла горячая журнальная полемика, в которой лично участвовала императрица, были основаны Эрмитаж (1764) и Публичная библиотека в Петербурге (1795), Смольный институт благородных девиц (1764) и педагогические училища в обеих столицах. Историки говорят и о том, что усилиями Екатерины II, направленными на поощрение социальной активности сословий, прежде всего дворянства, заложены основы гражданского общества в России.

19. Россия в эпоху наполеоновских войн. Отечественная война 1812 года. Заграничный поход русской армии.

В 1807 г. Александром I и Наполеоном был подписан Тильзитский мирный договор, по которому Россия присоединилась к континентальной блокаде, обязавшись прервать торговые отношения с Англией. Участие в континентальной блокаде противоречило экономическим интересам России и вызывало недовольство дворянства и купечества. Что касается Наполеона, то он понимал, что успешная война против России позволит ему не только расправиться с Англией, но и добиться главной цели — господства в Европе и в мире

Причины войны 1812г.: 1)устранение давнего противника Наполеона I, 2)расширение империи, завоевание земель и ресурсов. Противоборствующие стороны: 1) Великая армия Наполеона(640 тыс.) 2) Разделенная на 3 части постоянная русская армия (590 тыс.) и крестьянское ополчение, крайне плохо вооруженных. Ход войны: 1) 12 июня 1812г Великая армия перешла Неман. 2)Наполеоновская армия стала быстро продвигаться. Русские были разделены на 3 корпуса Барклая-де-Толли, Багратиона, Тормозова. 3)Александр I в это время издал манифест о партизанской войне. 4)К Смоленску подошло только 200 тыс. французов из-за заслонов и партизанских отрядов. 5)К концу июля у Смоленска 2 корпуса объединились под предводительством Барклая-де-Толли. 6)22 августа главные русские силы остановились у села Бородино.24 августа у села Шевардино русские задержали французов. 7)26 августа произошла битва у Бородино 132 тыс.-русские против 135 тыс. противника. 8)русская армия обосновалась у Тарутина в 80 км. От Москвы, Наполеон думал заключить мир, но мина не было. 9) у Тарутино встретились передовые силы, французы отступили. 7 октября Наполеон отступил из Москвы. 10) в середине декабря жалкие остатки великой армии перешли Неман. Война была выиграна. Значение победы: Московская, Смоленская, Псковская губернии были разрушены. Война показала сплоченность русского народа. Подняло его политический статус. Наполеоновская империя стала слабеть.

Заграничные походы: янв1812 — поход с целью уничтожения наполеона, окт 1813 — сражение под г. Лейпциг, март 14 — взятие Парижа, 15г-сражение в Ватэрлоу, 20г смерть наполеона. Конец войны: Венский конгресс 14-15гг о разделении границ. У Фр — довоенные границы, к России — герцогство Варшавское. 1815 — договор о свящ союзе между Пруссией, Австрией, Россией.

14. Политика «просвещенного абсолютизма» Екатерины II

Екатерина II доказывала закономерность и необходимость самодержавия в России. Задача монарха заключалась в издании наилучших законов, а правительства и других органов управления — в исполнении его воли. Все подданные и сам монарх обязаны следовать этим законам, что и отличает просвещенную монархию от деспотии.

В результате дворцового переворота в июне 1762 года Петр III был свергнут с престола своей женой Екатериной II. В основу политики Екатерины II легли идеи европейских философов-просветителей М.Ф. Вольтера, III.Л. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро. Они утверждали, что можно достичь гармонического общества через деятельность просвещенных монархов, которые помогут делу просвещения народа и установят справедливые законы.

Политика Екатерины II получила название «просвещенного абсолютизма».

Самым крупным мероприятием Екатерины II был созыв Уложенной комиссии в 1767 г. в качестве руководящего документа комиссии императрица подготовила «Наказ», в котором теоретически обосновала политику «просвещенного абсолютизма». Комиссия была созвана с целью составить новый свод законов. В ходе обсуждения наказов с мест выявились противоречия: каждое сословие требовало привилегий в свою пользу, невозможно было отменить крепостное право. В 1768 г. под предлогом начала войны с Турцией комиссия была распущена. Выработать новое уложение не удалось.

Екатериной II был проведен курс реформ в социально-политической и экономической жизни России. Стремясь укрепить государственную власть, Екатерина II наладила работу Сената (1763 г.), разделив его на 6 департаментов, имеющих конкретные обязанности и полномочия; ликвидировала автономию прав Украины; подчинила церковь государству, проведя секуляризацию церковных земель (1763 — 1764 гг.). В 1775 г. была осуществлена реформа местного управления, в результате которой Россия была разделена на 50 губерний, на местах вводились сословные суды и четкое разделение власти по функциям (административная, судебная, финансовая). Эта реформа укрепила местную власть.

Экономические преобразования Екатерины II имели целью способствовать развитию отечественной промышленности и торговли. В 1765 г. было создано Вольное экономическое общество дворян и купцов. В 1776, 1782 и 1796 гг. были введены таможенные тарифы, сохранявшие высокие пошлины на иностранные товары. В 1775 г. были изданы Манифест о свободе открытия предприятий и Жалованная 1рамога городам, подтвердившая привилегии купечества и вводившая городское самоуправление. Екатерина II ввела новую форму торговли — магазины и бумажные деньги. В годы ее правления возросло число мануфактур (при Петре I было 200 мануфактур, при Екатерине II — 2000).

Сословная политика Екатерины II была направлена на укрепление дворянства. Указ 1765 г. разрешал помещикам ссылать своих крестьян без суда в Сибирь на каторгу, а Указ 1767 г. запрещал крестьянам жаловаться императрице на своих владельцев.

Усиливается крепостное право. В 1775 г. дворянство получает Жалованную грамоту, подтверждающую сословные привилегии дворянства. Дворянству присваивается звание «благородного».

Таким образом, реформы Екатерины II сохранили и укрепили абсолютную монархию и крепостничество в России.

Итоги «Просвещенного абсолютизма»

  1. Укрепилось и модернизировалось самодержавие.

  2. Оживилась общественная жизнь, появились зачатки гражданского общества

  3. Усилилось крепостничество, но впервые был поставлен вопрос о смягчении или даже отмене крепостного права.

4.Зародились понятия чести, свободы и прав личности. И хотя они не выходят за рамки духовной элиты русского общества, но со временем, осознав их значение, русская дворянская интеллигенция начнет бороться за предоставление свободы для всего народа.

  1. Политика экономического либерализма правительства будет способствовать развитию капиталистического уклада, что ускорит разложение крепостнических отношений

  2. Некоторые негативные последствия политики просвещенного абсолютизма, неспособность реализовать декларируемые либеральные принципы приводят часть общества к разочарованию в реформистской политике верхов и зарождению радикальных революционных идей.

Екатерининская эпоха: «просвещенный абсолютизм» и его противоречия.

Абсолютизм- форма правления, при которой верховная власть в государстве полностью и безраздельно принадлежит монарху. Сложилась она в ходе петровских реформ. Стать на путь просвещенного абсолютизма Екатерину 2 заставило:

-Обострение социальных противоречий в стране, вызванное усилением крепостного гнета. -Желание преодолеть грядущие крестьянские выступления. Реформы государственного управления: -Стала реформа сената, которая ограничила его функции, он был превращен из законодательного в простой административный орган. Это ослабило власть Сената, усилило власть Екатерины2.

-В период с 1763 по 1764гг она осуществила отмененную после свержения Петра 3 реформу, в результате которой забрала церковные земли в казну, чем лишила церковь экономического могущества. -Было ликвидировано Гетманство. Украина лишилась своей автономии. -С целью помощи дворянским предпринимателям в 1765г было создано вольное экономическое общество.

Реформы государственного управления:

-В 1775г была проведена губернская реформа. В соответствии с ней было принято учреждение для управления губерниями всероссийской империи. Страна делилась на 50 губерний во главе с губернаторами, власть которых была расширена, провинции ликвидированы

Произошли изменения и в судебной системе, которая была построена по сословному принципу. Каждое сословие получало свой суд:

Дворянство судил земский суд в губернии и уездный суд в уездах. Горожан – губернский и городовой магистрат. Государственных крестьян – губернские и уездные судебные расправы. Духовенство – свой суд. Крепостных крестьян судил сам помещик.

Вывод : Политика просвещенного абсолютизма осуществлялась двойственностью. С одной стороны, широко провозглашались идеи блага, законности и т.д., а с другой провозглашалась жесткая политика по отношению к крепостным крестьянам. Все реформы Екатерины 2 свидетельствовали о стремлении абсолютизма укрепить положение дворянства (социальная опора самодержавия), закрепить сословное деление общества и упрочить самодержавную власть.

Новая расстановка сил на международной арене после Второй мировой войны

В Европе в годы войны союзники по антигитлеровской коалиции решили создать международный орган в целях поддержания мира, развития дружественных отношений и укрепления эконом., соц., культ, и гуманит. сотрудничества. Таким органом стал ООН — как инструмент мира и безопасности. 25 июня 1945г.- сост. первая сессия генеральной ассамблеи ООН, кот. приняла устав об организации.

На 1-ой сессии участвовало 50 гос-в. Был создан Совет Безопасности, постоянными членами, кот. стали СССР, Англия., Фр., США, Китай. Надежду на послевоенный мир давали итоги 2 Мировой Войны. В рез-те победы СССР и его союзников вырос авторитет нашего гос-ва и его влияние на решение междунар. проблем.Усилилась роль коммунист. и народи. партии в освобожд. Европе и Азии. А также роль либеральных тенденции странах старого капитализма.

Германский вопрос.На Потсдамской конференции в июле — авг. 45г.- СССР высказались за целостность и единство Герм. Зап. страны не возраж. против этого, и не поддержали советск. предлож. о создании обшегерманского правительства. Компромиссным оказ. решение о созд. сист. 4-х стороннего контроля. Так появилась сначала Бизония (а затем Тризония) и Восточной Германии. Но в 1948г.- Тризония объявила о созд. ФРГ. В ответ на это в окт.1949г.- в Вост. Герм, была создана ГДР. В ГДР приступили к плановой системе экономики, ликв. крупного капитала, созд. крупных коопер. хозяйств.

СССР потерял 1/3 своих нац. богатств, а долг Анг. перед США вырос в 3 раза. Франция сумела сохранить только 30% довоенного объема экономики. Не лучше было положение ие в др. странах. США в результате войны получила доход в 14 млрд. $. Милитаризация экономики привела к тому, что США захв. все мировые рынки и диктовало цены на свою продукцию. В это же время СССР оказало эконом. полит. и военную помощь Польше, Чехосл. Венгр. Рум. Югосл. В этих странах утверждён. народно — демокр. строй. Но такое сближение с СССР привело к ослаблению традиционных связей Восток- Запад. Советское правительство оказало им существ, эконом. помощь: Румын. пост. 300000 тонн зерна, Чехосл.- 600000 тонн. СССР выделил кредит нар.- демокр. режимам в 15 млрд. р.

Между СССР и этими странами были закл. договора о дружбе я сотрудник, сроком на 25 лет. Шел процесс создания единой социалистической системы. Результаты войны привели к росту демократ и либеральн. тенденции в др. странах Европы. Увеличилось влияние коммунистов. В окт. 45 г. — на выборах во Фр. комм. получ. 26% голосов. А в Италии-19%. Массовыми стали компартии в Тризонии (205000).

Комм, и соц. партии вход, в состав 12-ти государств.

После разгрома Герм, и Яп. начался процесс распада колониальной системы.

В авг. 45г- провозгл. нез-ть Индонезии, в 47г- Индии и Бирмы, Сирии, Ливана и Египта.

Укрепление международных идей, национальная освободит, борьба подорвали позиции империализма, сузили сферу его влияния и определили новое соответствие сил. В мире стало складываться 2 центра полит. притяжения: СССР и США. Идеологическим манифестом империализма стало выступление премьер — мин. Анг.- Черчиля. 5 марта 46г.- в Фултоне с призывом начать крестовый поход против СССР и была выдвинута программа Англо — Америк, мирового госп-ва.

В 47г.- пущен в оборот термин «Холодная война», кот. обозначил состояние эконом., полит., идеолог., психолог, конфронтации, сочетаемой с гонкой вооруж-ии. Эта конфрант. должна была держать мир на грани войны. Зап. страны усиливали свое военн. присутств. во всех регионах мира.

Екатерининская эпоха: просвещенный абсолютизм и его противоречия

Долгое царствование Екатерины II (1762—1796) наполнено значительными и весьма противоречивыми событиями и процессами. «Золотой век русского дворянства» был вместе с тем веком пугачевщины, «Наказ» и Уложенная комиссия соседствовали с гонениями на Н. И. Новикова и А. Н. Радищева. И все-таки это была целостная эпоха, имевшая свой стержень, свою логику, свою сверхзадачу. Это было время, когда императорская власть пыталась осуществить одну из самых продуманных, последовательных и успешных в истории России программ реформ (А. Б. Каменский). Идейной основой реформ стала философия европейского Просвещения, с которой императрица была хорошо знакома. В этом смысле ее правление нередко называют эпохой просвещенного абсолютизма. Историки спорят о том, чем был просвещенный абсолютизм — утопическим учением просветителей (Вольтер, Дидро и др.) об идеальном союзе королей и философов или политическим феноменом, нашедшим свое реальное воплощение в Пруссии (Фридрих II Великий), Австрии (Иосиф II), России (Екатерина II) и др. Эти споры небеспочвенны. Они отражают ключевое противоречие теории и практики просвещенного абсолютизма: между необходимостью радикально менять сложившийся порядок вещей (сословный строй, деспотизм, бесправие и др.) и недопустимостью потрясений, нуждой в стабильности, невозможностью ущемить ту социальную силу, на которой этот порядок держится, — дворянство. Екатерина II, как, быть может, никто другой, понимала трагическую непреодолимость этого противоречия: «Вы, — пеняла она французскому философу Д. Дидро, — пишете на бумаге, которая все стерпит, я же, бедная императрица, — на коже человеческой, столь чувствительной и болезненной». Весьма показательна ее позиция в вопросе о крепостном крестьянстве. Нет сомнений в отрицательном отношении императрицы к крепостному праву. Она не раз задумывалась о способах его отмены. Но дальше осторожных размышлений дело не пошло. Екатерина II ясно осознавала, что ликвидация крепостничества с негодованием будет воспринята дворянами, а крестьянская масса, невежественная и нуждающаяся в руководстве, не сумеет использовать дарованную свободу себе во благо. Крепостническое законодательство было расширено: помещикам разрешили на любой срок ссылать крестьян на каторгу, а крестьянам запрещалось подавать жалобы на помещиков.

Наиболее значительными преобразованиями в духе просвещенного абсолютизма были:

— созыв и деятельность Уложенной комиссии (1767—1768). Цель состояла в разработке нового свода законов, который был призван заменить Соборное уложение 1649 г. В Уложенной комиссии работали представители дворянства, чиновничества, горожан, государственных крестьян. К открытию комиссии Екатерина II написала знаменитый «Наказ», в котором использовала труды Вольтера, Монтескье, Беккариа и других просветителей. В нем говорилось о презумпции невиновности, об искоренении деспотизма, о распространении просвещения, о народном благосостоянии. Деятельность комиссии не принесла желаемого результата. Новый свод законов выработан не был, депутаты не сумели подняться над узкими интересами сословий и особого рвения в выработке реформ не проявили. В декабре 1768 г. императрица распустила Уложенную комиссию и более подобных ей учреждений не создавала;

— реформа административно-территориального деления Российской империи. Страна была поделена на 50 губерний (300—400 тыс. душ мужского пола), каждая из которых состояла из 10—12 уездов (20—30 тыс. душ мужского пола). Учреждалась единообразная система губернского управления: губернатор, назначаемый императором, губернское правление, осуществлявшее исполнительную власть, Казенная палата (сбор налогов, их расходование), Приказ общественного призрения (школы, больницы, приюты и др.). Создавались суды, построенные по строго сословному принципу, — для дворян, горожан, государственных крестьян. Административные, финансовые и судебные функции, таким образом, были четко разделены. Губернское деление, введенное Екатериной II, сохранилось до 1917 г.;

— принятие в 1785г. Жалованной грамоты дворянству, которая закрепила все сословные права и привилегии дворян (освобождение от телесных наказаний, исключительное право владеть крестьянами, передавать их по наследству, продавать, покупать деревни и др.);

— принятие Жалованной грамоты городам, оформившей права и привилегии «третьего сословия» — горожан. Городское сословие делилось на шесть разрядов, получило ограниченные права самоуправления, избирало городского голову и членов городской Думы;

— принятие в 1775г. манифеста о свободе предпринимательства, согласно которому для открытия предприятия не требовалось разрешения правительственных органов;

— реформы 1782—1786гг. в области школьного образования (см. билет № 6).

Конечно, эти преобразования имели ограниченный характер. Самодержавный принцип управления, крепостное право, сословный строй оставались незыблемыми. Крестьянская война Пугачева (1773—1775), взятие Бастилии (1789) и казнь короля Людовика XVI (1793) не способствовали углублению реформ. Они шли с перерывами, в 90-е гг. и вовсе прекратились. Преследования А. Н. Радищева (1790), арест Н. И. Новикова (1792) не были случайными эпизодами. Они свидетельствуют о глубинных противоречиях просвещенного абсолютизма, невозможности однозначных оценок «золотого века Екатерины II».

И тем не менее именно в эту эпоху появилось Вольное экономическое общество (1765), работали вольные типографии, шла горячая журнальная полемика, в которой лично участвовала императрица, были основаны Эрмитаж (1764) и Публичная библиотека в Петербурге (1795), Смольный институт благородных девиц (1764) и педагогические училища в обеих столицах. Историки говорят и о том, что усилиями Екатерины II, направленными на поощрение социальной активности сословий, прежде всего дворянства, заложены основы гражданского общества в России.

Политика «просвещённого абсолютизма» Екатерины II

В отличие от своих предшественников, Екатерина II (1762-1796 годы) была талантливым государственным деятелем, тонким политиком и дипломатом. Она умела подбирать людей, необходимых для решения конкретных политических задач, которые часто становились её фаворитами (например, Г.Г.Орлов, Г.А.Потёмкин).

Екатерина стремилась всемерно упрочить свою власть, устранив при этом влияние высшей чиновной аристократии и её орудия — гвардии.

Одной из первых её реформ стала реформа Сената, целью которой было ограничение его функций в управлении государством. В декабре 1763 года был издан указ, разделивший Сенат на 6 департаментов, два из которых были переведены в Москву. Дробление функций Сената привело к усилению самодержавного правления Екатерины II.

Правление Екатерины II оставило заметный след в истории России. Её политика «просвещённого абсолютизма» была характерна для многих европейских государств той эпохи и предполагала правление «мудреца на троне», покровителя искусств, благодетеля всей нации. Стремление соответствовать этому образу не помешало Екатерине усилить крепостной гнёт и распространить его на новые земли. Хорошо образованная, знакомая с сочинениями Плутарха, Цицерона, Корнеля, Расина, Вольтера, Монтескье, Екатерина II не только читала работы французских просветителей, но и состояла с ними в переписке, особенно с Вольтером и Дидро.

Императрица уверяла, что одна из главных целей самодержавия — внедрение в подданных «разума вольности», достижение всеобщего блага и благосостояния всех сословий. Все пороки современного общества она связывала отнюдь не с крепостничеством и сословными привилегиями дворянства, произволом властей, а с недостаточной «просвещённостью» населения.

Политика «просвещённого абсолютизма», содействуя развитию торговли и промышленности, не только не ущемляла интересов дворянства, но, напротив, предоставляла им привилегии и расширяла их полномочия. Это неудивительно, так как Екатерина II, не имея формальных прав на престол, всецело опиралась на поддержку дворянства.

Период «просвещённого абсолютизма» был временем заигрывания монархов с просветителями, временем очень робких реформ, не затрагивающих основы феодально-абсолютистского строя. Типичным манёвром в этом духе стал созыв Екатериной в 1767 году Комиссии по составлению нового Уложения. К выборам Уложенной комиссии были привлечены дворяне, купцы и государственные крестьяне. Никакого расширения политических прав свободных слоёв населения, не говоря уже о крепостных, Екатерина не предусматривала. В конце 1768 года, воспользовавшись начавшейся войной с Турцией, Екатерина прервала работу комиссии и больше её не возобновляла.

Для европейских монархов был характерен резкий отход от идей «просвещённого абсолютизма» и переход к реакции после французской революции. Реакция Екатерины II началась раньше и была ответом на крестьянскую войну Пугачёва в 1773-1775 годах. В 1775 году Екатерина проводит губернскую реформу. Империя была разделена на 50 губерний, во главе которых поставлены генерал-губернаторы. В их руках сосредоточивалась вся полнота власти — государственная, административная и так далее. Даже выборные должности находились под контролем местной администрации. Под началом губернатора действовал впервые создаваемый Приказ общественного призрения, ведавший школами, медицинскими, благотворительными и некоторыми другими учреждениями. Полицейские функции в уезде осуществлял избираемый дворянами нижний земский суд во главе с земским исправником, а в уездном городе — городничий. В губернии и уезде появилась целая система судов, формально отделённых от администрации, но на деле зависимых от неё. Реформа создала более совершенную систему местного управления, укрепила союз самодержавия и дворянства.

Губернская реформа, носившая полицейско-бюрократический характер, была распространена и на окраины. В эти же годы ликвидирована Запорожская Сечь и остатки автономии в Левобережной Украине.

Укреплению абсолютизма послужили и обнародованные в 1785 году жалованные грамоты дворянству и городам. Жалованная грамота дворянству закрепила за ним все права и привилегии, сложившиеся к концу XVIII века. Дворяне получили право организации уездных и губернских дворянских обществ (под контролем губернской администрации). Дворяне могли лишаться прав и имущества только по приговору дворянского суда, утверждённому императрицей, освобождались от телесных наказаний, от обязательной службы.

Жалованная грамота городам предоставляла городскому собранию, в состав которого могли входить те, кто обладал высоким имущественным цензом, право избирать органы городского самоуправления. Но и эти органы находились под контролем местной администрации.

Екатерина II щедро награждала своих приближённых, фаворитов, полководцев и других деятелей послуживших ей. Широкой рекой лились из казны деньги, драгоценности, давались высокие титулы, почётные звания, большие пенсии. Но особенно характерной была неслыханная по размаху раздача государственных земель с крестьянами, прежде всего, во вновь приобретённых землях.

К концу XVIII благодаря жёсткой и последовательной политике Екатерины II абсолютная монархия в России заметно укрепилась.

Преобразования Екатерины II по-разному оцениваются историками. По мнению одних, они имели принципиальное значение, поскольку впервые в российском законодательстве понятие права было поставлено выше понятия обязанности. Другие видят в них обычную социальную демагогию, стремление создать привлекательный образ России за рубежом. Следует признать, что императрице не удалось создать упорядоченной социальной системы, из которой могло бы развиться гражданское общество. Ведь дворянство фактически стало единственным полноправным сословием. Вместе с этим неравенство пробуждало оппозиционные настроения у передовых представителей высшего сословия, закладывая предпосылки развития либерального и революционного движения следующего столетия.

Основы просвещённого абсолютизма

Теория «просвещённого абсолютизма», родоначальником которой считается Томас Гоббс, вполне проникнута рационалистической философией века «просвещения». Сущность её заключается в идее светского государства, в стремлении абсолютизма поставить выше всего центральную власть. До XVIII века государственная идея, выразителем которой был абсолютизм, понималась узкопрактически: понятие о государстве сводилось к совокупности прав государственной власти. Крепко держась за выработанные традицией взгляды, просвещённый абсолютизм внёс вместе с тем и новое понимание государства, которое уже налагает на государственную власть, пользующуюся правами, обязанности. Следствием такого взгляда, сложившегося под влиянием теории договорного происхождения государства, явилось то теоретическое ограничение абсолютной власти, которое вызвало в европейских странах целый ряд реформ, где рядом со стремлением к «государственной пользе» выдвигались заботы об общем благосостоянии.

В литературе «просвещённый абсолютизм» был встречен восторженно. Наиболее яркий пример просвещённого абсолютизма — политическое миросозерцание Вольтера, этой же точки зрения держалась и школа физиократов с Кенэ, Мерсье-де-ла-Ривьером и Тюрго во главе. «Просветительская» литература XVIII века не только ставила задачу критики старых порядков: стремления философов и политиков того времени сходились в том, что реформа должна совершиться государством и в интересах государства. Поэтому характерная черта просвещённого абсолютизма — союз монархов и философов, которые желали подчинить государство чистому разуму.

Представители просвещённого абсолютизма

Центральными фигурами этой эпохи были Фридрих II Великий (с 1740 по 1786) и Иосиф II Австрийский (с 1780 по 1790). Другие представители просвещённого абсолютизма:

  • в Испании — министр Аранда при Карле III (1759—1788)
  • в Португалии — Помбал (1760—1777) при Жозе I
  • в Неаполе — министр Тануччи при Карле III и Фердинанде IV
  • в Тоскане — Леопольд I (1765—1790)
  • в Дании — Кристиан VII (1766—1808) с министром Струэнзе (1769—1772)
  • в Швеции — Густав III (1771—1792)
  • в Бадене — Карл Фридрих
  • в Речи Посполитой — Станислав Понятовский (1764—1795)
  • в России — Екатерина II

Деятельность всех этих реформаторов была в значительной степени подражанием преобразованиям Фридриха II и Иосифа II, которые воплотили в себе два направления, дополняющие друг друга и вполне характеризующие просвещённый абсолютизм. Фридрих был консерватором и во многом лишь продолжал старую политику династии Гогенцоллернов, которую хотел осветить философскими идеями века. Иосиф II, больше теоретик, «революционер на троне», порвал с политикой своих предшественников и совершил смелую попытку радикально преобразовать весь государственный строй Австрии в духе философии XVIII века. В его деятельности, так же как и в деятельности Фридриха II — много противоречий, которые внесла новая государственная идея в традиционную политику абсолютизма. Характер преобразований просвещённого абсолютизма был во всех странах один и тот же, видоизменяясь лишь в зависимости от местных условий; но он существенно отличался в протестантских странах (Пруссия) и католических (Австрия).

Не во всех странах инициатива реформы принадлежала королям. В Португалии, Испании и Неаполе в роли просвещённых деспотов выступали министры, то же произошло и в Дании во время Струэнзе.

Реформы просвещённого абсолютизма

Все реформы просвещённого абсолютизма, стремившиеся разрушить церковно-феодальные отношения, совершались не только ввиду государственных соображений, но и содействовали эмансипации личности. Однако просвещённые абсолютные монархи обошли один из крупных недостатков государственной жизни XVIII в. — несовершенство законодательной деятельности государства и не выработали правильного порядка законодательства. Всё зависело от абсолютного монарха или его министра. Реформы захватывали область администрации, финансов, суда, интеллектуальной жизни, церкви, наконец — область сословных отношений и крестьянского быта.

В области администрации просвещенный абсолютизм стремился к бюрократической централизации, к вытеснению чиновничеством общественных сил и к подавлению интересов дворянства, был враждебен народному представительству и старался уничтожить местный партикуляризм. Иосиф II нарушил конституции Австрийских Нидерландов и Венгрии, Фридрих II лишил в 1741 г. земские чины Силезии их права вотировать налоги.

Экономическая деятельность просвещенного абсолютизма вытекала из сочувствия просвещённых абсолютных правителей меркантилизму, ставившему выше всего торговлю и промышленность, которые находились под опекой государства. Стремясь к пополнению государственных доходов, к удержанию в стране золота и серебра, просвещенный абсолютизм покровительствовал развитию промышленности, охранял и улучшал в то же время и сельское хозяйство, обратил особенное внимание на распределение налогов и упорядочение государственных расходов.

Громадную услугу оказал просвещенный абсолютизм судебному устройству и законодательству. «Один закон для всех» — таков принцип, которым руководствовался просвещённый абсолютизм. В уголовном процессе были уничтожены пытки, ограничена смертная казнь и улучшен порядок отправления правосудия. Образцом судебной реформы была Пруссия при Фридрихе II, который преобразовал судоустройство и судопроизводство, установил чёткий порядок вместо произвола. Задачей просвещённого абсолютизма было не только отделить суд от исполнительной власти и обеспечить независимость судей, но и составить свод законов, отличавшийся простотой, ясностью и краткостью. Самуил фон Кокцеи, фон Кармер и Суарец в Пруссии предприняли составление общего кодекса (Allgemeines Landrecht), в котором ярко отразилось влияние философии XVIII в. В Австрии уже при Марии-Терезии судебная часть была отделена от администрации. Иосиф II весьма энергично работал над составлением свода законов, издал несколько частных уставов. Свод законов, изданный в Португалии Помбалем, привлёк внимание тогдашнего учёного мира. Эти реформы были проникнуты гуманностью, уважением к человеческой личности и чувством справедливости.

Для распространения образования также принимались серьёзные меры. Уже одно преклонение королей перед философами давало печати больше свободы. С другой стороны, монархи относились безразлично к прессе, так как общественное мнение было забыто. Но в целом эпоха просвещённого абсолютизма характеризуется большей свободой печати, особенно там, где не затрагивались политические вопросы. Цензурные стеснения были ограничены (в Австрии — цензурный устав Иосифа II в 1781 г.), но по отношению к католическому духовенству сохраняли особенную строгость.

Просвещённый абсолютизм представляет собой эпоху сильного антагонизма между духовной и светской властью. Вместе с «просвещением» абсолютизм относился отрицательно к традициям католицизма, защищая права светского государства от клерикальной опеки и видя опасного врага в римской курии и клире. Борьба против католицизма (в католических странах) велась упорно и часто жестоко. Особенно сильна была власть церкви в Португалии, Испании, Неаполе, которые и открыли поход против притязаний средневекового католицизма. У папских булл было отнято юридическое значение, если они не утверждены королём, клир подчинён светским судам, закрыты инквизиционные суды, уничтожено множество монастырей, а имения их перешли в казну, духовенство обложено податями и т. д. В Португалии Помбаль подал пример изгнания иезуитов, ордену которых отовсюду наносятся удары. В 1759 г. иезуитов изгоняют из Португалии, в 1764 — из Франции, далее, в 1767—68, из Испании, Неаполя, Пармы, пока в 1773 г. орден совсем не был уничтожен. До крайности были доведены церковные реформы Иосифом II, который не только хотел ограничить папское влияние в Австрии, ослабить силу духовенства, подчинив его светской власти, но вмешался даже в обрядовую сторону веры, чем возбудил против себя массу прихожан церкви.

В области сословных отношений вообще и крестьянского вопроса в частности просвещенный абсолютизм тоже оказал значительное влияние. И здесь во имя государственной пользы правители боролись с остатками феодализма, старались сократить аристократические привилегии и ограничить права дворян и духовенства. Помбаль весьма резко действовал в Португалии, стеснив дворянство. В Неаполе дворянские суды были лишены своей силы тем, что их решения могли быть пересмотрены в порядке апелляции в королевском суде. В Швеции и Дании Густав III и Струэнзе теснили дворянство и вооружили его против себя. В Австрии Иосиф II вызвал сильнейшую оппозицию духовенства и дворянства тем, что хотел уничтожить податные привилегии дворян и ввёл поземельный налог.

В эту же эпоху впервые был поставлен на очередь крестьянский вопрос. Этому значительно способствовали физиократы, которые по своим политическим взглядам были на стороне просвещённого абсолютизма, и многие деятели просвещённого абсолютизма были сторонниками физиократов. Осуждая феодальные права, тяготевшие над землевладельцами, литература XVIII в. требовала уничтожения рабства и прекращения крепостных отношений. Вследствие этого в эпоху просвещенного абсолютизма было обращено внимание на положение сельской массы, от которой зависит обогащение казны, и рядом с покровительством обрабатывающей промышленности просвещённый абсолютизм покровительствует и крестьянскому труду. В Пруссии Фридрих II меньше всех правителей подчинился физиократии, но и здесь было обращено внимание на улучшение быта крестьян. В Австрии крестьянский вопрос был выдвинут Иосифом II, который формально отменил крепостное состояние. То же было и в Савойе при Карле-Эммануиле III.

Российское Просвещение

Монета Банка РФ

Российское Просвещение — эпоха просвещения и образование в Российской империи.

В России эпоха просвещения занимает преимущественно вторую половину XVIII века, когда правительство активно способствовало развитию наук и искусств. В этот период возникли первые российские университеты, библиотеки, театр, публичные музеи и относительно независимая пресса. Наибольший вклад в российское Просвещение принадлежит Екатерине Великой, которая, как и прочие просвещённые монархи, играла ключевую роль в поддержке искусств, наук и образования. Хотя в России, как и в других европейских странах, в эту эпоху произошли существенные перемены, отличие российского Просвещения от западного состоит в том, что в России не только не произошло сдвига общественного мнения в сторону развития либеральных идей, но напротив, они были встречены крайне настороженно. В особенности русское дворянство сопротивлялось нападкам на крепостничество. Тем не менее восстание Пугачёва и Великая французская революция породили иллюзии предстоящих политических перемен и оказали значительное влияние на интеллектуальное развитие российского общества. Место России в мире в эту эпоху активно обсуждали Денис Фонвизин, Михаил Щербатов, Андрей Болотов, Иван Болтин и Александр Радищев. В дальнейшем эти дискуссии породили раскол русского общества на западников и славянофилов.

Екатерининская эпоха

Как и в остальной Европе, на русское Просвещение сильное влияние оказало Просвещение Франции. Наиболее сильным это влияние было в период правления Екатерины II. Екатерину обычно считают образцом просвещённого деспота. Как известно, она поддерживала дружескую переписку с Вольтером и Дидро, основала один из крупнейших музеев мира — Эрмитаж, Вольное экономическое общество и Российскую национальную библиотеку в Санкт-Петербурге, три учреждения, важнейших для последующего распространения образования и просвещения в России. Ко двору Екатерины стремились такие европейские деятели, как Дени Дидро, Леонард Эйлер, Петр Паллас и Алессандро Калиостро. Когда во Франции издание Энцикпопедии было под запретом, Екатерина предлагала Дидро закончить его работу в России.

Титульный лист Наказа императрицы Екатерины II Уложенной комиссии 1767 г.

Хотя православие по-прежнему оставалось государственной религией, Екатерина, следуя советам своих просвещённых друзей, провела целый ряд реформ, в частности секуляризацию большей части русских монастырей. Были также проведены муниципальные реформы, благодаря которым русские города приобрели более рациональный план. В 1767 году императрица даже созвала Уложенную (законодательную) комиссию, которая должна была заменить ранее действовавшее Соборное уложение 1649 года и подвести законную базу под режим абсолютной монархии, установившийся в Российской империи вместо сословной монархии XVII века. Для комиссии был составлен Наказ, содержавший ряд идеи государственного устройства, авторство которых принадлежит Чезаре Беккариа и Монтескьё. Хотя никаких практических последствий для ограничения режима самодержавия Наказ не имел, законодательная активность послужила некоторым стимулом для распространения либеральных идей; кульминацией его было появление книги Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790).

Тем не менее, энтузиазм Екатерины по поводу французской Энциклопедии и идей её создателей никак не повлиял на режим её собственной абсолютной власти, а когда после американской и французской революций оказалось, что Просвещение оказывает сильное влияние на политическую жизнь, Николай Новиков за вольнодумство был заключён в тюрьму, Радищев — сослан на каторгу, а его работы, как и работы Вольтера, были сожжены и запрещены. Конституция Речи Посполитой от 3 мая 1791 года была расценена Екатериной как якобинская и опасная по своему влиянию на Россию и её собственному влиянию в Польше. В итоге в 1792 году разразилась русско-польская война, за которой последовали разделы Польши. Этот поворот от политики Просвещения получил название контрпросвещение.

Образование

В начале царствования Петра Великого школы в России были предназначены для обучения лиц духовного звания. Из-за недостаточного количества светских школ Петр I посылал дворян учиться за границу. Он же предпринял усилия для организации в России школ западного образца. Одним из первых подобных учебных заведений стала навигацкая школа в Москве, созданная в 1701 году для подготовки кадров вновь построенного русского флота. В 1715 году для той же цели была открыта морская академия в Петербурге. В 1707 году в Москве появилась медицинская школа при военном госпитале, в 1715 году — инженерная школа и в том же году в Петербурге — артиллерийская. В 1720-х годах в России насчитывалось до полусотни школ в провинциальных городах, по большей части начальных, в которых выпускники Московской навигацкой школы преподавали «цыфирные науки».

Петр I ввел новый гражданский алфавит, написание букв которого приобрело сходство с латинским. Им были изданы Геометриа и другие светские учебники, а также знаменитое Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, переведённое с немецкого наставление по светскому поведению для молодых дворян, которое только при жизни Петра выдержало три издания.

Первое здание Московского Университета (слева) у Воскресенских ворот на Красной площади.
Гравюра нач. XIX века

Будучи в Европе, царь пригласил в свою новую столицу многих учёных, из которых сформировал Академию наук. При ней уже после его смерти открылись два учебных заведения: Академическая гимназия и Академический университет с тремя факультетами и преподаванием математики, физики, анатомии, философии, истории и права. Вторым русским университетом стал Московский, открывшийся в 1755 году. Кроме его медицинского факультета и Московской госпитальной школы в Петербурге также уже существовали медицинские школы при госпиталях, которые в 1786 году были объединены в Главное врачебное училище. В 1798 году система учреждений здравоохранения и медицинского образования была дополнена созданием Московской медико-хирургической академии. Для высшего дворянства в 1731 году был учреждён Шляхетский кадетский корпус, а в 1752 году — Морской кадетский корпус. В образовательную программу Шляхетского корпуса входили логика, математика, физика, риторика, история, география, латинский и французский языки, этика, право, экономика, навигация, артиллерия и фортификация, фехтование, музыка, танцы, архитектура, рисование и скульптура. Во второй половине XVIII века получили распространение также частные пансионы и домашнее образование. Гувернёрами русские дворяне обычно приглашали французов.

В сравнении с Западной Европой Россия, обладая огромной территорией и населением, к концу эпохи Просвещения всё же имела мало учебных заведений. Ещё одной отличительной особенностью русского Просвещения была его зависимость от центральной власти. Если на Западе общество инициировало как Просвещение, так и политические изменения, то в России лидером просветительской миссии было правительство, опирающееся на авторитет самодержавия. Не будучи заинтересованным в политических переменах, оно не только не стимулировало развитие политической системы, но и законсервировало абсолютную монархию, которая в результате пережила конец Просвещения более чем на сто лет.

Недостаточность правительственных мер была предметом критики не только со стороны Новикова и Радищева. Видный публицист и историк Михаил Щербатов, на чьи представления о свободе сильно повлияли работы Руссо, считал, что России необходимо по-настоящему массовое образование. Иван Бецкой также ратовал за реформу образовательной системы. Его предложения отчасти воплотились в организации Смольного института, первого в России учебного заведения для женщин благородного происхождения. Этот проект был, в свою очередь, практическим воплощением идей французского просветителя Франсуа Фенелона, который считал, что женское образование является ключом для изменения общественной морали в целом. Директора Императорской Академии наук и искусств Екатерину Дашкову нередко считают также одной из основательниц суфражизма. Дашкова, в частности, реформировала русскую Академию по образцу французской.

Даже Русская православная церковь отчасти попала под влияние идей Просвещения. Московский митрополит Платон (Левшин) призывал к реформе духовного образования и религиозной толерантности.

Наука

Впервые наука появилась в России при Петре Великом. Царь был заинтересован в составлении карт своих владений, в особенности на Дальнем Востоке, для чего посылал в Сибирь и Америку несколько экспедиций, в том числе знаменитую экспедицию Беринга. В 1719 г. Петр направил на Урал и в Сибирь Василия Татищева, одним из поручений которому также было географическое описание России. В ходе работы оно превратилось в историческое исследование, в частности, Татищев разыскал и подготовил к публикации Русскую правду, Судебник Ивана Грозного (1550), целый ряд летописей и множество других ценных исторических документов. Его работа над «Историей Российской» продолжалась в течение всей жизни; первый том этого труда был опубликован лишь в 1768—1769 гг. Г. Ф. Миллером, а пятый — в 1848 г. М. П. Погодиным.

Существенный толчок к развитию научных исследований был дан учреждением Петербургской Академии наук, куда были приглашены многие известные учёные Европы. Среди них был и Герхард Миллер, второй русский историк, автор «Описания Сибирского царства» (1750 г.) и норманнской гипотезы происхождения Руси. Географию и флору Сибири изучали академики Степан Крашенинников, Иван Лепехин и Петер Паллас. Русским академиком почти всю свою жизнь был и знаменитый математик Леонард Эйлер, который не только писал учебники на русском языке, но и стал в Петербурге автором множества научных трудов, среди которых «Механика, или наука о движении, в аналитическом изложении» (1736 г.) и «Всеобщая сферическая тригонометрия» (1779 г.), первое полное изложение всей системы сферической тригонометрии.

Большой вклад в развитие русской науки сделал академик Михаил Ломоносов. Он заложил основы современной физической химии, молекулярно-кинетической теории тепла, изготовлял телескопы собственной конструкции, с помощью которых открыл атмосферу у планеты Венеры, а также был одаренным поэтом и одним из создателей современного русского языка. Среди российских естествоиспытателей эпохи Просвещения известны также химик Товий Ловиц, натуралисты и этнографы Иоганн Георги и Иоганн Гюльденштедт, ботаник и географ Иоганн Фальк, географы Н. Я. Озерецковский и П. И. Рычков.

Архитектура и искусство

Архитектура

Зарубежное влияние в русской архитектуре раньше всего сказалось на московских постройках нарышкинского стиля, который включил в традиционный русско-византийский архитектурный стиль элементы западноевропейского барокко. Нарышкинский стиль получил своё название от боярской семьи Нарышкиных, к которой, в частности, относилась мать Петра I, Наталья Нарышкина. В конце XVII в. ими были возведены некоторые постройки, такие как церковь Покрова в Филях, сохранившиеся до нашего времени. Более решительный разрыв с византийской традицией состоялся в новой столице Петра I, Санкт-Петербурге, который с самого начала строился в духе петровского барокко. К нему, в числе прочих, относится знаменитый Петропавловский собор, усыпальница семьи Романовых. Первым архитектором Петербурга был итальянец Доменико Трезини, но уже в эту эпоху в России работали собственные талантливые зодчие, такие как Иван Зарудный. Некоторые здания строили по эскизам самого Петра Великого.

Петропавловский собор

Своей вершины русское барокко достигает в елизаветинскую эпоху, когда работала целая школа талантливых русских архитекторов, таких как Дмитрий Ухтомский и Савва Чевакинский. Тем не менее, из других стран Европы по-прежнему активно приглашали иностранцев, таких как Антонио Ринальди. Самым выдающимся зодчим этого времени считается Растрелли, который возвел Зимний дворец, Смольный монастырь, Строгановский дворец, Большой Петергофский дворец и множество других великолепных зданий Петербурга и его окрестностей. С приходом к власти Екатерины Великой Растрелли вынужден был уйти в отставку, так как императрица отдала предпочтение второму главному стилю эпохи Просвещения — классицизму. Этот стиль в России представлен работами Карло Росси, Джакомо Кваренги, Василия Баженова, Матвея Казакова и других выдающихся мастеров.

Изобразительное искусство

В XVIII в. традиционная русская иконопись постепенно приходит в упадок. Все большее влияние на неё оказывает проникающая из-за рубежа масляная живопись, которая к этому времени прошла большой путь развития от эпохи Возрождения до барокко. Среди наиболее известных представителей иконописи этого периода выделяются Г. Т. Зиновьев, А. И. Казанцев и С. С. Нехлебаев. Иконы писал также известный живописец В. Л. Боровиковский.

В. Л. Боровиковский. Портрет М. И. Лопухиной, 1797

Первые русские художники в современном смысле этого слова, такие как И. Н. Никитин и А. М. Матвеев, учились за границей. Другие (А. Шлютер, Л. Каравак) были приглашены из-за границы и работали в качестве придворных живописцев. Они не только создали отечественную школу живописи (И. Я. Вишняков, А. П. Антропов, А. И. Бельский), но и положили начало традиции, которую в современном искусствоведении называют россикой, изображению русской жизни западноевропейскими живописцами (П. Ротари, Г. Х. Грот, А. Рослин и др.).

После открытия в 1757 г. Академии художеств русская живопись эпохи Просвещения достигает расцвета в работах выдающихся мастеров Д. Г. Левицкого, В. Л. Боровиковского, Ф. С. Рокотова.

Музыка и театр

Русская духовная музыка, как и Русская православная церковь в целом, претерпела период реформ ещё в XVII в., и её развитие под влиянием западноевропейской музыки продолжалось и в XVIII в. В конце XVII в. появилась «Мусикийская грамматика» Дилецкого, первое пособие по музыкальной грамоте. Музыкой сопровождались военные парады, театральные постановки и ассамблеи эпохи Петра Великого. Музыкантов ко двору часто приглашали из-за границы. Среди русских исполнителей XVIII в. известность приобрели скрипач Иван Хандошкин и певица Елизавета Сандунова, а авторов музыкальных произведений — Василий Титов и Василий Тредиаковский. Среди любителей музыки сенатор Григорий Теплов выделялся тем, что он сам был исполнителем и автором песен, изданных в виде сборника в 1751 г.

Первый балет был поставлен в России ещё в царствование отца Петра Великого, царя Алексея Михайловича. В 1738 г. в Петербурге была открыта «Танцевальная Ея Императорского Величества школа», будущая Академия русского балета им. А. Я. Вагановой, а в 1731 г. императрица Анна Иоанновна на свою коронацию в Москве пригласила из Италии и первую оперную труппу. За ней вскоре последовала ещё одна, под руководством Франческо Арайи, которая оставалась в Петербурге с 1735 до 1760 г. В основном опера в то время исполнялась на итальянском языке, но в 1755 г. Арайя написал и одну оперу на либретто Сумарокова, исполнявшуюся по-русски, открыв тем самым новую эпоху в русской музыке.

Франческо Арайя не был единственным композитором, чьи оперы исполнялись на русской сцене XVIII в. Кроме него для русской оперы писали музыку и другие зарубежные композиторы, такие как Галуппи, Иван Керцелли и др. В русских труппах пели нередко крепостные актёры, самой известной из которых является Прасковья Жемчугова, сопрано из частного театра графа Шереметьева, выступавшая на сцене Кусково и Останкино.

Екатерина II посылала своих лучших композиторов, таких как Березовский и Бортнянский, учиться за границу. К концу XVIII в. либретто все чаще писали на русском языке, как для опер «Анюта» (1772 г.) на текст Михаила Попова и «Мельник-колдун» (1779 г.) на текст Александра Аблесимова, музыку которой написал Михаил Соколовский. Важный вклад в раннюю русскую оперу сделали также Василий Пашкевич, Евстигней Фомин и лично Екатерина II, также писавшая либретто для опер.

Первая русская театральная труппа появилась в Ярославле в царствование Елизаветы. Её создали Федор Волков и Иван Дмитриевский, а творцом её репертуара был Александр Сумароков. В эпоху Екатерины II ведущими драматургами были Денис Фонвизин, высмеивавший провинциальных помещиков и их подражание всему французскому, Владимир Озеров, автор неоклассических трагедий с элементами сентиментализма, и Яков Княжнин, драма которого о народном восстании против Рюрика была объявлена якобинской и в 1791 г. публично сожжена. Даже сочинения любимого поэта Екатерины Великой Гавриила Державина, соединявшего в своих одах развлечение и нравственную назидательность, в последние годы её царствования порой были под запретом.

Позднее Просвещение

Сменивший в 1796 г. Екатерину на русском троне император Павел I, хотя и правил не менее самодержавно, освободил из тюрем вольнодумцев Новикова и Радищева. В годы его короткого правления фаворитом императора среди писателей стал Иван Крылов, чьи басни вошли в моду как образец иносказательной речи на политически опасную тему.

Смольный институт, проект архитектора Кваренги

Следующий император Александр I, пришедший к власти в результате государственного переворота, осознавал опасность противостояния между либерально настроенным дворянством и режимом его абсолютной власти. Впервые созванный им уже в 1801 г. Негласный комитет, как и Уложенная комиссия 1767 г., должен был разработать программу политических реформ. В 1801—1803 гг. рядом указов государственным крестьянам, купцам и прочим подданным неблагородных сословий разрешалось покупать землю, передача помещикам и закрепощение государственных крестьян были запрещены, был даже установлен механизм выкупа крестьянами личной свободы, которым, впрочем, сумела воспользоваться только наиболее предприимчивая часть крестьянства. После отмены крепостного права в Германии и Австрийской империи Россия все ещё оставалась единственной европейской страной, где господствовало средневековое крепостничество. Тем не менее, недавно присоединенное к империи Великое княжество Финляндское стало автономным, его законы не могли быть изменены без согласия местного сейма. После войны 1812 г. было отменено крепостное право в Прибалтике, а в 1815 г. получило конституцию Царство Польское (оба в составе Российской империи). В 1810 г. был учрежден новый орган управления, Государственный совет, канцелярию которого, по рекомендации одного из членов Негласного комитета, возглавил видный реформатор М. М. Сперанский, продолжавший свою деятельность даже в эпоху политической реакции, наступившую с воцарением Николая I. Программа реформ была в значительной мере осуществлена лишь при Александре II.

Примечания

  1. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика // Большая советская энциклопедия. / Гл. ред. Б. А. Введенский. 2-е изд. Т. 37
  2. Joseph Klaits, Michael Haltzel (editors), Global Ramifications of the French Revolution Cambridge University Press, 2002, ISBN 0-521-52447-4, Google Print, p.73
  3. Shlapentokh D. V. The French Revolution in Russian Intellectual Life 1865—1905: 1865—1905, Praeger/Greenwood Publishing Group, 1996, ISBN 0-275-95573-7, Google Print, p,81
  4. Charlton Grant Laird, The world through literature, 1959, ISBN 0-8369-1359-0 p. 414
  5. K. Paul Johnson, The Masters Revealed, ISBN 0-7914-2063-9 Google print
  6. Wolfgang Menzel, Germany from the Earliest Period Vol. 4, Kessinger Publishing, 2004, ISBN 1-4191-2171-5, Google Print, p.33
  7. John Markoff, Waves of Democracy, 1996, ISBN 0-8039-9019-7, p.121.
  8. Paul W. Schroeder, The Transformation of European Politics 1763—1848, Oxford University Press, 1996, ISBN 0-19-820654-2, Google print p.84
  9. Henry Eldridge Bourne, The Revolutionary Period in Europe 1763 to 1815, Kessinger Publishing, 2005, ISBN 1-4179-3418-2, Google Print p.161
  10. Robert Wokler, Isaiah Berlin’s Counter-Enlightenment, DIANE, ISBN 0-87169-935-4, Google Print, 108
  11. Лекция LXIX // Ключевский В. О. Русская история: В 2-х кн.: Кн.2. М.: 2000. С. 548—559.
  12. Лекция LXIX // Ключевский В. О. Русская история: В 2-х кн.: Кн.2. М.: 2000. С. 559—562.
  13. лекция LXXXI // Ключевский В. О. Русская история: В 2-х кн.: Кн.2. М.: 2000. С. 869—884.
  14. А. С. Пушкин. Евгений Онегин. Гл.1, ст. XVIII

    Волшебный край! там в стары годы,
    Сатиры смелый властелин,
    Блистал Фонвизин, друг свободы,
    И переимчивый Княжнин;
    Там Озеров невольны дани
    Народных слез, рукоплесканий
    С младой Семеновой делил;
    Там наш Катенин воскресил
    Корнеля гений величавый;
    Там вывел колкий Шаховской
    Своих комедий шумный рой,
    Там и Дидло венчался славой,
    Там, там под сению кулис
    Младые дни мои неслись.

  15. Троицкий Н. «„Под скипетром Александра I“: Проекты М. М. Сперанского».
  16. Сугай Л. А.Термины «культура», «цивилизация» и «просвещение» в России XIX — начала XX века // Труды ГАСК. Выпуск II. Мир культуры. — М.: ГАСК, 2000. — С. 39-53
  17. Н. М. Яновский. Новый словотолкователь, расположенный по алфавиту. СПб., 1804. Ч. II. От К до Н. С. 454

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *