Действие нормативных актов во времени

Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц

Нормативно-правовые акты регулируют общественные отношения в определенных пределах, ограниченных временем, пространством и кругом лиц. Правовые границы действия юридических норм устанавливаются либо путем непосредственного указания в законодательном акте, либо посредством общих установлений относительно времени действия, территории и круга лиц, на которых распространяются нормы права.

Установление пределов действия нормативных правовых актов имеет непосредственное значение в юридической практике для правильной реализации правовых норм.

Действие нормативных правовых актов во времени начинается с момента вступления их в силу. Установление момента вступления юридических норм в силу — важный элемент для процесса реализации права, поскольку вступление закона в силу означает, что с этого момента те субъекты права, кому адресованы правовые нормы, должны руководствоваться этими нормами, так как они становятся обязательными для исполнения всеми участниками правоотношений.

Российское законодательство устанавливает следующие способы вступления законодательных актов в силу. Во-первых, нормативно-правовой
акт вступает в силу со времени его опубликования. Так, нормативные указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации вступают в силу с момента их официального опубликования, если иное не установлено в самих актах. Во-вторых, время вступления в силу нормативно-правового акта определяется по истечении определенного срока после его опубликования. Например, федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней со дня их официального опубликования в «Парламентской газете», «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации». В-третьих, нормативно-правовые акты вступают в силу с того момента, когда это прямо указано в них самих. Так, Семейный кодекс Российской Федерации введен в действие с 1 марта 1996 года, что прямо указано в самом кодексе. В некоторых случаях срок введения в действие федерального закона указывается в специальном законе, утверждающем этот нормативно-правовой акт. Так, Уголовный кодекс Российской Федерации введен в действие специальным Законом от 13 июня 1996 г. «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации», Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) введен в действие Федеральным законом Российской Федерации «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» с 1 января 1995 г. ит. д.

Пределы действия нормативно-правового акта во времени по общему правилу определяются с момента вступления его в силу и до момента прекращения его действия. Действие законов и других нормативных актов прекращается: по истечении срока действия, установленного в самом нормативном акте; в результате прямого указания об отмене нормативно­правового акта в специальном решении компетентного органа; в связи с принятием нового нормативного акта, заменившего ранее действовавший акт. Так, с принятием нового Уголовного кодекса Российской Федерации от 13 июня 1996 г. утратил свое действие Уголовный кодекс РСФСР от 27 октября 1960 г.

с последующими изменениями и дополнениями в период с 27 октября 1960 г. до 1 января 1997 г.

Однако законодательная практика знает и случаи расширения пределов действия закона во времени. Речь идет о так называемой «ретроактивности закона», когда закон приобретает обратную силу, то есть распространяется на деяния, совершенные до его издания, хотя по общему правилу в российском праве действует принцип, согласно которому закон не имеет обратной силы. Этот принцип означает, что вновь принятый закон регулирует только те отношения или права и обязанности, которые возникли после его вступления в силу, и он не распространяется на те правоотношения, которые уже существовали. Так, уголовный закон,
устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, то есть распространяется на тех лиц, которые совершили соответствующие деяния до вступления этого закона в силу. Данное правило подчеркивает гуманный характер российского уголовного законодательства по отношению к лицам, совершившим преступления до принятия нового уголовного закона.

В гражданском, семейном законодательстве и других отраслях права, регулирующих длящиеся отношения, по общему правилу закон применяется к тем отношениям или отдельным правам и обязанностям, которые возникли после его вступления в силу (ст. 4 Гражданского кодекса РФ, ст. 169 Семейного кодекса РФ). А обратную силу для этих отраслей законодательства приобретают лишь те нормы, на которые есть прямое указание в специальном законе. Например, ч. 2 ст. 4 ГК РФ закрепляет, что «действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом».

Законом могут быть предусмотрены и случаи так называемой «ультраактивности старого закона», т. е. сохранения действия этого закона на отдельные правоотношения после его отмены. Например, ст. 4 Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» закрепляет, что впредь до приведения законов и иных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с частью первой Кодекса законы и иные правовые акты Российской Федерации применяются постольку, поскольку они не противоречат части первой Кодекса.

Действие нормативно-правовых актов в пространстве означает, что они имеют юридическую силу в пределах территории данного государства, т. е. это связано с юрисдикцией государства. Под территорией государства понимается часть земной поверхности в пределах государственных границ, включая внутренние и территориальные воды, воздушное пространство над ними, а также военные корабли и гражданские суда, находящиеся в открытом море и в чужих территориальных водах, воздушные корабли, находящиеся в воздухе за пределами государства, и территории посольств и консульств. Федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации действуют на всей территории Российской Федерации.

Нормативно-правовые акты, принимаемые субъектами в составе Российской Федерации, действуют на территориях этих субъектов, а нормативные акты органов местного самоуправления — в пределах соответствующих административно-территориальных единиц, на которые распространяется власть органов местного самоуправления.

Экстерриториальное действие закона имеет место в тех случаях, когда законом признается возможность применения юридических норм данного государства к гражданам и организациям, находящимся за границей.

Так, форма и порядок совершения внешнеэкономических сделок определяются законодательством Российской Федерации независимо от места совершения сделок (ст. 162 ГК РФ). Уголовная ответственность российских граждан наступает по российским законам и в тех случаях, когда преступление совершено ими за границей и эти лица не были осуждены в иностранном государстве (ст. 12 УК РФ).

Внутри государства нормативно-правовые акты могут действовать как на всей территории Российской Федерации, так и на определенной ее части. Например, некоторые нормативные акты адресованы законодательством определенной части территории. Их называют нормативными актами ограниченного территориального действия (например, нормативные акты, предназначенные только для районов Крайнего Севера).

В связи с конституционным закреплением принципа приоритета международного права над национальным законодательством принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации действуют на всей территории Российской Федерации и имеют непосредственное и прямое действие. Это конституционное положение имеет важные правовые последствия, одно из которых состоит в том, что правоприменительные органы, включая Конституционный Суд Российской Федерации и суды общей юрисдикции, в пределах своей компетенции вправе применять нормы международного права при рассмотрении конкретных дел в случаях, определенных законодательством. Это особенно актуально при обеспечении основных прав человека и гражданина, установлении стабильности международного правопорядка.

Действие юридических норм по кругу лиц. Федеральные конституционные законы, федеральные законы распространяют свое действие в равной мере в отношении всех лиц, находящихся на территории Российской Федерации, государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, предприятий, учреждений и организаций.

В некоторых случаях закон прямо устанавливает круг лиц, на которых распространяется его действие. Так, одни юридические нормы действуют только в отношении граждан Российской Федерации, другие распространяются на должностных лиц (например, нормы Уголовного кодекса Российской Федерации об ответственности за воинские и должностные преступления).

Из общего правила о распространении закона на всех лиц есть и исключения. Так, иностранные граждане, пользующиеся дипломатическим иммунитетом, не могут быть привлечены к уголовной ответственности. Ответственность этих лиц за совершенные правонарушения разрешается дипломатическим путем. Они также не могут быть принудительно вызваны в суд для дачи показаний. Неприкосновенность дипломатических представителей иностранных государств обусловлена необходимостью обеспечения их свободы и независимости, без которых немыслимо исполнение ими возложенных на них обязанностей.

Несмотря на то, что по российскому законодательству иностранцам и лицам без гражданства, наряду с гражданами, предоставляется широкий круг прав и свобод и на них возлагаются обязанности, в некоторых правоотношениях они не могут выступать носителями субъективных прав и исполнять юридические обязанности. Например, они не могут избирать и быть избранными в органы государственной власти, органы местного самоуправления, состоять на службе в Вооруженных Силах и органах внутренних дел. Однако Конституция Российской Федерации гарантирует им основные права и свободы согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

> Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц

Нормативные акты имеют временные, пространственные и субъектные пределы своего функционирования.

Действие нормативных правовых актов во времени

Действие нормативного акта во времени обусловлено:

    • вступлением его в силу и
    • утратой силы.

Можно выделить несколько вариантов вступления нормативных правовых актов в действие:

    1. истечение определенного срока после его официального опубликования;
    2. момент их принятия или официального опубликования;
    3. указание на время вступления нормативного акта в действие в самом акте (в специально принятом по этому поводу акте);
    4. нормативные акты, которые не публикуются, а рассылаются в соответствующие ведомства и учреждения, вступают в действие с момента их получения этими органами.

Подробнее

Во-первых, наиболее распространенным моментом начала действия нормативного акта являются истечение определенного срока после его официального опубликования. Так, согласно ст. 6 Федерального закона «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания», «федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу», а акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, – по истечении 7 дней после их первого официального опубликования. Также по истечении семи дней после опубликования вступают в силу и акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций. Иные акты Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания.

Во-вторых, начало действия некоторых актов определяется моментом их принятия или официального опубликования. Так, например, акты глав местной администрации вступают в силу с момента их опубликования, если иное не определено самим актом.

В-третьих, время вступления нормативного акта в действие может быть указано в нем самом в специально принятом по этому поводу акте. Например, ныне действующий ГК РФ или принятый Государственной Думой УК РФ, который вступил в силу с 1 января 1997 г.

В-четвертых, те нормативные акты, которые не публикуются, а рассылаются в соответствующие ведомства и учреждения, вступают в действие с момента их получения этими органами, если в самих актах не указан иной срок введения их в действие.

Прекращение действия нормативных актов:

    • по истечении срока действия акта, на который он был принят;
    • в связи с изданием нового акта, заменившего ранее действующий (косвенная отмена);
    • на основании прямого указания конкретного органа об отмене данного акта (прямая отмена).

Вновь принятый нормативный акт, как правило, распространяет свое действие на те общественные отношения, которые возникли после его принятия. Закон обратной силы не имеет. Однако из этого правила есть исключения:

    1. когда в самом нормативном акте указано, что его предписания распространяются на общественные отношения, возникшие до его принятия;
    2. если нормативный акт смягчает или вовсе устраняет ответственность.

О действии правовой нормы в утратившем силу законодательном акте см. Письмо ФНС России от 19.01.2018 N СА-4-7/860@ «О направлении для сведения Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17.01.2018 N 3-П»

Действие нормативных правовых актов в пространстве

Действие нормативных актов в пространстве осуществляется на основе двух принципов:

    • территориального;
    • экстерриториального.

Территориальный принцип предполагает действие нормативного правового акта в пределах государственных или административных территориальных границ деятельности правотворческого органа (обычно такая территория вытекает из уровня субъекта правотворчества).

В федеративных государствах регулирование отношений осуществляется на основе приоритета общефедерального законодательства. Акты общефедеральных органов действуют в пределах территориальных границ федерации в целом. Акты субъектов федерации регулируют отношения в рамках их территориальных границ. Нормативные акты органов местного самоуправления действуют в пределах административных границ каждого из этих органов.

Вместе с тем федеральные законы могут специально устанавливать территорию, на которую они распространяются (например, законы о Крайнем Севере).

Экстерриториальность действия нормативных актов означает распространение правовых актов данного субъекта правотворчества за пределы территории его юрисдикции. Например, при рассмотрении судом определенных внешнеторговых сделок, по некоторым делам о наследстве допускается использование иностранного законодательства.

Кроме того, в соответствии с законодательством Российской Федерации при рассмотрении вещных гражданских споров суд или иной орган, управомоченный на разрешение возникшего конфликта, должны применять правовые акты тех государственных органов, на территории которых находится оспариваемое имущество.

Таким образом, действие нормативных актов в пространстве зависит:

    1. от уровня государственного органа, принявшего данный акт;
    2. от юридической силы акта.

Нормативные акты распространяют свое действие:

    • на территорию своей страны (как правило, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные акты высших органов государственной власти и управления);
    • на территорию субъекта Федерации (акты органов государственной власти и управления субъекта РФ, которые не могут отменять или приостанавливать на своей территории действие законов общефедеральных органов);
    • на территорию, указанную в самом нормативном акте;
    • на локальную территорию (предприятия, учреждения, организации).

Действие нормативных правовых актов по кругу лиц

Действие нормативных актов по кругу лиц зависит от двух факторов:

    1. гражданства;
    2. уровня субъекта правотворчества.

На территории России нормативные акты действуют в отношении всех ее граждан, государственных органов, общественных организаций, иностранцев, лиц без гражданства. Вместе с тем существуют специальные нормативные акты, распространяющиеся только на отдельные категории граждан или должностных лиц (военнослужащих, пенсионеров, милиционеров, студентов, преподавателей, госслужащих, врачей, избирателей, депутатов, судей, прокуроров, ветеранов войны, многодетных матерей и т.д.).

Здесь важно иметь в виду и принцип гражданства, согласно которому граждане России, где бы они ни находились, обязаны соблюдать российские законы. Если гражданин России совершил преступление на территории другого государства, он несет уголовную ответственность по законам России, даже если это деяние не является преступлением в той стране, где он его совершил.

Действие нормативных актов РФ ограничено (в основном в вопросах юридической ответственности) в отношении сотрудников дипломатических представительств иностранных государств и членов их семей.

Правило внешнего оформления нормативно-правовых актов

Нормативный акт должен иметь достаточно определенный предмет регулирования и рассчитан на регулирование однородных общественных отношений. Он не должен регулировать отношения разного рода и типа. Отношения, составляющие предмет регулирования разных отраслей права, должны регулироваться особыми актами.

Из этого правила вытекает другое: нормативный акт не должен изменять или отменять нормы, регулирующие отношения другого рода, нежели те, которые регулируются данным актом. Например, нормативный акт, устанавливающий нормы уголовного права, не должен отменять или изменять нормы земельного или семейного права. В нем могут содержаться лишь предписания об отмене или изменении норм, составляющих предмет регулирования данного акта.

В нормативном акте должны быть решены все вопросы, относящиеся к регулированию данных отношений. Нормативный акт, следовательно, не должен содержать пробелов.

Акт должен содержать такие решения вопросов, чтобы регулирование было однотипным, единообразным. Таким примером могут служить нормы Особенной части Уголовного кодекса.

Нормативный акт по возможности должен избегать исключений и отсылок.

Регулирование важных принципиальных вопросов не должно заслоняться вопросами второстепенными.

Этому обязана способствовать определенная структура нормативного акта, которая строится на логически последовательном изложении акта, отражающем специфику регулируемых общественных отношений, преследует цель удобства пользования нормативным актом.

Крупные нормативные акты могут состоять из двух частей, не считая титула: из вводной (или преамбулы) и постановляющей. В преамбуле указываются причины, поводы, цели издания нормативного акта. И, хотя она не является обязательной, в российском законодательстве преамбула стала широко распространенным структурным элементом законов.

В «Методических рекомендациях» предлагаются весьма интересные оценки преамбулы. Она: не содержит самостоятельных нормативных предписаний; не делится на статьи; не содержит ссылки на другие законодательные акты, подлежащие признанию утратившими силу или изменению в связи с изданием данного акта; не содержит легальные дефиниции; не формулирует предмет регулирования законопроекта; не нумеруется. Авторы «Методических рекомендаций» пишут о том, что преамбула предваряет текст законопроекта; важна и констатация того, что структурные единицы законопроекта не могут иметь преамбулу.

Приведенные положения относительно преамбулы законопроекта нуждаются в некоторых комментариях. В частности, хотя в «Методических рекомендациях» говорится, что преамбула «не содержит самостоятельных нормативных предписаний», все же неясно, признается ли в целом нормативный характер преамбулы закона. Думается, это зависит от вида преамбулы. Нередко она в общей форме говорит о том, что данный закон принимается для регулирования соответствующих общественных отношений. Тогда она действительно не содержит самостоятельных нормативных предписаний. Однако нормативность преамбулы порой обусловливается тем, что она воплощает в себе набор юридически формализованных положений о политических призвании и целях соответствующего закона (наглядный тому пример -преамбула Конституции Российской Федерации). Конечно, это несколько своеобразная нормативность, она выглядит как совокупность постулатов, а не норм непосредственного действия.

В постановляющей части излагаются нормы права. Постановляющая часть в конце акта может содержать предписания, определяющие время и порядок вступления нормативного акта в силу, а также предписания, отменяющие действие других актов Алексеев С.С. Государство и право: Начальный курс. — М., 1993.

Что же касается законов РФ, рассчитанных на длительный срок действия, то обычно порядок введения законов в действие, отмена других актов определяются, как правило, особым постановлением.

В числе правил, относящихся к структуре нормативного акта, можно назвать нижеследующие:

  • — нормы более общего характера должны помещаться в начале нормативного акта;
  • — однородные нормы должны выделяться, излагаться компактно, без разброса в разных частях нормативного акта; в крупных нормативных актах должны обособляться в главы, разделы, части; каждая глава, раздел, часть должны иметь название Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. — М.: Зерцало, 1997. — 480 с..

В «Методических рекомендациях» правильно отмечается, что деление законопроекта на структурные единицы упрощает пользование им, улучшает документ, помогает быстро и легко ориентироваться в нормативном материале. Предлагается употреблять такие структурные единицы законодательных актов по нисходящей:

часть

раздел

глава

статья.

Часть может применяться в структурировании больших законопроектов, она делится на разделы, которые, в свою очередь, могут делиться на подразделы. Главы в российском законодательстве чаще всего делятся на статьи, но порой применяется деление на параграфы.

Деление соответственно на части, разделы, главы, статьи или параграфы имеет сквозную нумерацию для каждого вида по всему тексту законопроекта (т.е., к примеру, главы не начинаются с первого номера внутри нового раздела, а имеют сплошную нумерацию по всему тексту).

Например, УК РФ подразделен на Общую и Особенную части, двенадцать разделов, тридцать четыре главы.

Каждая глава нормативного акта состоит из статей, которые в свою очередь могут подразделяться на части (пункты, параграфы) Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. — М.: Издательская группа НОРМА-ИНФА-М, 1999. — 570 с..

Наибольший разнобой в российских законах имеет место со статьями. Обобщенно говоря, авторы законопроектов применяют во внешнем оформлении статей такие стереотипы:

a) в тексте дается лишь номер статьи;

б) в тексте даются как номер, так и заголовок статьи.

Второй вариант гораздо привлекательнее, поскольку заголовок статьи воплощает ее содержание и помогает пользователю сразу же уловить (усвоить) назначение регулирования.

Во внутреннем оформлении статей законопроекта также много разнобоя. Одни разработчики предпочитают, чтобы статья состояла из одного абзаца. Однако в практике законотворчества такое если возможно, то лишь изредка. Гораздо чаще предмет статьи, будучи единым, тем не менее, требует дифференциации по степени усложнения действий (например, сначала простой состав правонарушения, затем более сложный, с квалифицирующими признаками) либо же по стадиям реализации основного положения статьи (к примеру, сначала надо сказать, что право законодательной инициативы имеют соответствующие субъекты данного права, далее — что законопроекты вносятся в Государственную Думу; такого рода цепочка может быть гораздо длиннее).

Если законопроект вводит то или иное понятие, неплохо начинать статью с его определения (например, в нашем примере с правом законодательной инициативы стоит сначала сказать, что есть суть данного права), если только законопроект не имеет специальной статьи (обычно одной из первых в тексте), где приводятся все основные определения, т.е. разъясняется, что понимается под каждым из них.

Отсюда предполагается деление статьи на части. Их оформление также не стало еще однотипным. В некоторых законах мы видим деление текста статей на абзацы — в этом случае при цитировании текста авторы чаще всего пишут «в соответствии с частью…(следует цифра) статьи» или «в соответствии с абзацем…(следует цифра) статьи». В других законах можно обнаружить нумерацию частей посредством арабских цифр — в этом случае при цитировании используется формулировка «в соответствии с частью… (следует цифра) статьи»’ или «в соответствии с пунктом … (следует цифра) статьи». Причем в российской практике нет единства. Например, статьи Конституции РФ разбиты на пронумерованные единицы, и авторы обычно пишут «в соответствии с частью … (следует цифра) статьи». Но по обычным законам, где структурные части статей также пронумерованы, более принято писать «в соответствии с пунктом … (следует цифра) статьи».

В любом случае внутреннюю нумерацию статей закона арабскими цифрами следует считать предпочтительной, чем отказ от такой нумерации. Прежде всего, нумерация упорядочивает регулирование и дисциплинирует творца закона. Она также облегчает работу с источником, особенно если законодатель вносит изменение в ранее принятый закон. Когда статья закона является огромной по объему, ученый или практик испытывает — при отсутствии нумерации — трудности в определении, какая же часть статьи подверглась корректировке. И все равно он вынужден посчитать абзацы цифрами, поскольку законодатель, внося изменения, вынужден был сделать это первым Общая теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов / Под ред. В.В. Лазарева. — М.: Зерцало, 1996. — 456 с..

Нумерация статей должна быть сплошной, т. е. одна нумерация должна идти через все разделы, части и главы. Нумерация статей должна быть постоянной, стабильной. В случае внесения дополнений в нормативный акт эти дополнения вносятся или в виде части уже существующей статьи, или вводится новая статья, которая помещается в соответствующей главе, ей присваивается номер уже существующей статьи, но с обозначением ее небольшим цифровым знаком (цифрой), который ставится рядом с номером статьи. Например, в УК РСФСР 1970 г. имелись три статьи под номером 198, одна из них обозначалась маленькой цифрой 1 (называется «статья 198-прим»), другая — цифрой 2 (называется «статья 198—два»).

Действие нормативно-правовых актов во времени и пространстве

При раскрытии действия нормативно-правовых актов во времени и пространстве следует отметить, что все нормативно-правовые акты являются актами направленного действия, т. е. реализуются в рамках определенных временных параметров и на определенной территории (пространстве).

Действие нормативно-правовых актов во времени связано с момен­том вступления нормативного акта в законную силу и с моментом утра­ты им юридической силы. Нужно знать следующие основные положе­ния вступления закона в силу:

• с момента официального опубликования закона. Публикация принятого Государственной Думой и одобренного Советом Федерации закона должна осуществляться не позднее чем через семь дней после подписания этого закона Президентом РФ;

• с момента подписания закона (что специально оговаривается в законе);

• со срока, указанного в самом законе или в специальном акте о введении закона в действие;

• с момента получения нормативного акта организациями и уч­реждениями. Это относится к адресным нормативным актам, кото­рые нигде не публикуются, а лишь направляются в соответствующие учреждения.

Нормативные акты Президента и Правительства РФ вступают в силу через семь дней после их опубликования. Все ведомственные подзаконные акты (инструкции, рекомендации) — через четырнадцать дней после их опубликования.

Нормативный акт утрачивает силу:

• по истечении срока его действия (например, Закон «О федераль­ном бюджете Российской Федерации» каждый раз прекращает свое действие по окончании текущего года);

• в результате его прямой отмены. Для этого принимается феде­ральный закон, содержащий статью о признании нормативного акта утратившим силу;

• в результате его фактической отмены. Это означает, что специ­ального закона, отменяющего правовой акт, не издавалось, но был при­нят новый нормативный акт, нормы которого входят в противоречие со старыми нормами. Главное, чтобы новые нормы не противоречили положениям Конституции.

Действие нормативно-правовых актов в пространстве определяется территорией государства, на которую распространяются их предписа­ния. В территориальное пространство государства входят:

• земная поверхность, недра, внутреннее водное пространство;

• внешнее водное пространство (территориальное море — 12 мор­ских миль);

• воздушное пространство в пределах государственных границ.

Кроме понятия территориального пространства, существует поня­тие экстерриториального пространства, которое включает в себя про­странство, находящееся за пределами границ государства, но име­ющее статус государственной территории. К экстерриториальному пространству относятся посольства и представительства; военные ко­рабли (в открытом море и портах); все другие корабли (только в от­крытом море); салоны и кабины летательных аппаратов (на земле, в воздухе и в космосе).

39. Пределы действия нпа во времени, пространстве и по кругу лиц, предметное действие

Нормативный правовой акт действует в трех сферах:

1. Во времени (с момента вступления в силу до момента ее утраты).

Момент вступления в силу: (указывается в сопутствующем документе; датой опубликования; поэтапно; с

момента принятия; с момента подписания; с момента регистрации; с момента получения адресатом; по истечении

10 дней после опубликования; с появлением условий, на которые он был рассчитан).

Прекращает действовать: (по истечении сроков; в случае официальной отмены его действия; с изменением

обстоятельств, на которые он был рассчитан; вследствие издания нового акта той же или высшей юридической

силы, противоречащего старому акту).

Обратная сила (может ли распространяться действие нормативного правового акта на прошедшее время) — закон

не имеет обратной силы. Два исключения:

  • если специально предусматривается применение норм к отношением, возникшим до вступления закона в силу;

  • если имеют обратную силу законы, устраняющие или смягчающие ответственность за преступления или административные проступки.

Действие актов во времени означает порядок опубликования и вступления в силу различных по своей силе нормативных правовых актов и ограничение их действия утратой юридической силы. Нормативные правовые акты вступают в действие:

  1. с момента опубликования. Неопубликованные акты не имеют юридической силы и не могут применяться;

  2. с момента, указанного в самом акте;

  3. по правилам, установленным действующим зак-вом. Так, ФЗ вступают в силу по истечении 10 дней после их официального опубликования; указы Президента РФ и правительственные акты — по истечении 7 дней после официального опубликования; акты исполнительных органов власти — при наличии 2 условий:

  • после регистрации в Министерстве юстиции РФ, если имеют межведомственный характер и затрагивают права, свободы и обязанности граждан,

  • после опубликования по истечении 10 дней после регистрации. При этом источниками официального опубликования ведомственных актов являются газета «Российские вести» и «Бюллетень нормативных актов федеральных органов власти».

■ ■

Прекращает свое действие нормативный правовой акт после:

истечения срока, на который был принят; официальной отмены или признания утратившим силу;

принятия нового акта, которому противоречит ранее действовавший акт. Новый акт, по общему правилу, перекрывает действие предыдущего, если это акты одинаковой юридической силы;

вступления в силу международного договора, которому противоречат акты внутригосударственного значения или их части; признания акта неконституционным;

приостановления действия акта правомочным органом. Например, Президент РФ вправе приостановить

действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия их Конституции РФ, ФЗ, международным обязательствам России или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (ч.2 ст. 85 КРФ). Например, Президент РФ вправе приостановить действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия их Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом. К действию НПА во времени относится и вопрос об обратной силе закона. В принципе каждый НПА распространяет свое действие на будущие общественные отношения, те, которые возникнут после вступления в силу данного акта. Вместе с тем в уголовном и административном праве установлено, что устраняющие ответственность или смягчающие наказание акты имеют обратную силу. Нормы же, устанавливающие наказуе­мость деяния или усиливающие меры ответственности, обратной силы не имеют. Но чаще всего в самом законе должно содержаться указание на его обратную силу, если законодатель предполагает распространить действие закона на отношения, существовавшие ранее, до издания данного акта.

2. В пространстве (действие может распространяться на всю территорию государства (НПА общего действия) и на территорию отдельных субъектов).

Территория государства: (суша с недрами и континентальный шельф; воды; воздушное пространство;

территория, занимаемая посольствами и представительствами за рубежом; кабели, трубопроводы; морские,

речные, воздушные и космические корабли и суда под флагом или знаком страны).

Действие актов в пространстве предполагает распространение действия акта на территорию данного гос-ва. К

ней относятся земная территория, в том числе недра и континентальный шельф (подводная часть материка),

внутренние и территориальные воды (в пределах 12 морских миль), воздушное пространство над земной и

водной территорией и не входящее в состав другого государства, речные и морские суда под флагом своего

государства, если они находятся в водах своего гос-ва или в нейтральных водах. Территорией данного

государства условно считаются кабели и трубопроводы, продолженные в открытом море.

Иностранное законодательство допускается к применению на территории другого государства, если об этом

имеется соответствующее соглашение между государствами.

3. По кругу лиц:

  • НПА общего характера (распространяется на всех граждан государства);

  • НПА специального характера (распространяется на отдельные категории граждан).

НПА распространяются на определенные общественные отношения, т.е. имеют предметное действие;

ограничены временными границами (действуют во времени); им присущи территориальные ограничения

(действие в пространстве); относятся ко всем или конкретным субъектам (действие по кругу лиц).

Действие актов по кругу лиц предполагает распространение их действия, по общему правилу, на всех, кто

находится на территории данного гос-ва независимо от того, временное это пребывание или постоянное.

Лица, пользующиеся дипломатическим иммунитетом, также подчиняются законам страны пребывания, но

привлечение их к ответственности регулируется правилами международного права. На иностранцев и лиц без

гражданства не распространяются некоторые положения зак-ва, например политические права и свободы

предоставляются только гражданам своего гос-ва, как и возложение некоторых обязанностей, например воинской

обязанности.

Адресатами ряда актов выступают не все лица, а лишь определенные социальные группы (пенсионеры,

военнослужащие, государственные служащие) или жители определенных регионов — Крайнего Севера, районов,

где объявлено чрезвычайное положение, и др.

Все нормативные правовые акты имеют определенные пределы действия. Они распространяются на

определенные общественные отношения, т.е. имеют предметное действие; ограничены временными границами

(действуют во времени); им присущи территориальные ограничения (действие в пространстве); относятся ко всем

или конкретным субъектам (действие по кругу лиц).

Предметное действие НПА состоит в том, что они регулируют различные виды общественных отношений.

Акты, регулирующие имущественные или личные неимущественные отношения, охватывают своим действием

частных и юридических лиц и не распространяются на отношения между государственными органами,

основанные на властном подчинении. Нормы одной отрасли, как правило, не распространяют свое действие на

отношения, регламентируемые нормами других отраслей права.

Правовые иммунитеты есть особые льготы и привилегии, пре­имущественно связанные с освобождением конкретно установленных в нормах международного права, Конституции и законах лиц от определенных обязанностей и ответственности, призванные обеспечивать выполнение ими соответствующих функций. Имму­нитеты — особый вид привилегий. Привилегии же в свою очередь, как отмечено выше, есть специфическая разновидность льгот, юридических изъятий. По сути это подтверждается и содержани­ем международных договоров. В частности, в разд. 19 ст. V Кон­венции о привилегиях и иммунитетах ООН от 13 февраля 1946 г. привилегии и иммунитеты соответственно называются «изъятия­ми и льготами, предоставляемыми, согласно международному праву, дипломатическим представителям». Иммунитеты, выступая специфическими разновидностями льгот и привилегий, естественно, имеют с ними следующие общие черты. Во-первых, все они создают особый юридический режим, позво­ляют облегчать положение соответствующих субъектов, расширя­ют возможности по удовлетворению тех или иных интересов. Действительно, на это направлены не только льготы и привилегии, но и иммунитеты. В частности, дипломатический и депутатский им­мунитеты также выполняют данную роль. Во-вторых, призваны быть правостимулирующими средства­ми, побуждающими к определенному поведению и обозначающи­ми собой положительную правовую мотивацию. В-третьих, являются гарантиями социально полезной деятель­ности, способствуют осуществлению тех или иных обязанностей. В-четвертых, названные средства выступают своеобразными изъятиями, правомерными исключениями для конкретных лиц, установленными в специальных юридических нормах. В-пятых, представляют собой формы проявления дифферен­циации юридического упорядочения социальных связей. Вместе с тем, иммунитеты имеют свои сугубо специфические признаки, позволяющие выделить их в системе льгот и привиле­гий, говорить об их самостоятельной юридической природе. Во-первых, если привилегии в большей мере воплощаются в преимуществах, в так называемых положительных льготах, то им­мунитеты, наоборот, в большей мере проявляются в виде отрица­тельных льгот (освобождений от выполнения отдельных обязан­ностей, — уплаты налогов, пошлин, свидетельский иммунитет и т.п., освобождений от ответственности). Во-вторых, целью иммунитетов является обеспечение выполне­ния международных, государственных и общественных функций, служебных официальных обязанностей. В-третьих, круг лиц, на который распространен иммунитет, должен быть четко определен в нормах международного права, Конституциях и законах. К числу подобных лиц законодательство относит дипломатический и консульский корпус, Президента РФ, депутатов, зарегистрированных кандидатов в депутаты, Уполно­моченного по правам человека в РФ, членов избирательных комис­сий с правом решающего голоса, членов комиссий по проведению референдума с правом решающего голоса, Председателя Счетной палаты РФ, его заместителя, аудиторов и инспекторов Счетной палаты РФ, судей, народных, присяжных и арбитражных заседа­телей, прокуроров, следователей прокуратуры и других. Носители же иных льгот и привилегий далеко не всегда так конкретно определены и обозначены в соответствующем законода­тельстве. Правовые иммунитеты весьма многообразны. Их можно клас­сифицировать по различным критериям. Так, в зависимости от природы реализуемых ими функций правовые иммунитеты под­разделяются на международные, государственные и обществен­ные; в зависимости от сферы их осуществления — на межгосудар­ственные и внутригосударственные; в зависимости от их характе­ра — на материально-правовые (например, освобождение долж­ностных лиц Совета Европы от обложения налогами окладов и вознаграждений, выплачиваемых Советом Европы; право беспошлинного ввоза личного имущества при первоначальном занятии должности, так называемые фискальные иммунитеты и другие) и процессуально-правовые (неприкосновенность депутатов, имму­нитет судей, должностных лиц правоохранительных и контроли­рующих органов и т.п.); в зависимости от того, какие объекты обеспечивает иммунитет — на личную неприкосновенность, не­прикосновенность служебных и жилых помещений, неприкосно­венность имущества, служебной переписки, архивов и иных доку­ментов, судебно-процессуальный и свидетельский иммунитет и т.д.

Действие нормативных актов во времени обусловлено вступление его в силу и утратой силы.

Нормативный акт может вступить в силу одним из следующих образов:

1. При указании даты вступления

2.При указании в акте соответствующих обстоятельств (с момента подписания, с момента опубликования)

3. При применении общих правил. Так в России по общему правилу федеральные конституционные законы и федеральные законы вступают в силу по истечении 10 дней после их официального опубликования, указы президента по истечении 7 дней после официального опубликования

Нормативный акт прекращает свое действие вследствие:

1. его официальной отмены

2.истечения срока, на который он был издан акт, если акт носил временный характер

3.замены акта другим, регулирующим те же общественные отношения

Интересной проблемой действий нормативных актов во времени является проблема обратной силы нормативных актов. Обратная сила закона — это распространение его действий на обстоятельства, возникшие до вступления закона в силу. В РФ по общему правилу обратная сила закона не допускается. Исключение составляют нормы, которым законодатель специально придает обратную силу, а также нормы, смягчающие или устраняющие наказание.

Действие нормативных актов в пространстве определяется территорией, на которую распространяются властные полномочия органа, его издавшего. Под территорией РФ понимается ее сухопутное и водное пространство внутри гос.границ, воздушное пространство над ними, недра. К ней также относится территория российских представительств за рубежом, военные и торговые суда в открытом море, воздушные корабли находящееся в полете за пределами страны.

Действие нормативных актов в пространстве зависит от:

— уровня гос. органа принявшего данный акт

— юридической силы акта

Нормативные акты распространяют свое действие:

— на территории всей страны (ФКЗ, ФЗ, иные акты высших органов власти и управления)

— на территории субъекта Федерации (акты органов гос.власти и управления субъекта РФ, не могут отменять или приостанавливать на своей территории действие законов общефедеральных органов)

— на территории указанной в самом акте

— на локальную территорию (предприятие, учреждение)

Действие нормативных актов по кругу лиц подчинено общему правилу — нормативный акт действует на всех лиц, находящихся на территории государства независимо от их гражданства. Из этого правила имеются исключения.

-некоторые лица обладают дипломатическим иммунитетом и находясь за рубежом, не подпадают под юрисдикцию соответствующего государства пребывания (главы государств, послы)

-лицо, совершившее преступление против государства, будет подлежать ответственности независимо от места своего нахождения.

-согласно принципу гражданства, граждане РФ, обязаны соблюдать российские законы. (если гр.РФ совершит преступление на территории другого государства, то будет нести ответственность по законам РФ, даже если данное деяние не является преступление в той стране)

-иностранные граждане не подпадают под действие некоторых нормативных актов (о гос.службе, о выборах)

Иммунитеты: парламентский, президентский, судебный, дипломатический.

Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц

Нормативные акты имеют временные, пространственные и субъективные пределы своего функционирования.

Действие нормативного акта во времени обусловлено вступлением акта в юридическую силу и моментом ее прекращения.

Согласно ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации: «Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются». К тому же, «любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».

Момент вступления нормативного правового акта в силу:

  • — устанавливается в самом акте или акте, его сопровождающем, путем указания на конкретную (календарную) дату;
  • — связывается с иными обстоятельствами, указанными в акте («с момента подписания», «с момента опубликования» и т.д.);
  • — наступает по истечении определенного срока после их официального опубликования.

Федеральный закон Российской Федерации «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (от 25 мая 1994 года) устанавливает, что:

  • 1. Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в тексте 7 дней после их подписания Президентом РФ. Акты палат Федерального Собрания публикуют не позднее 10 дней после их принятия.
  • 2. Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Российской газете» или Собрания Законодательства Российской Федерации.
  • 3. Федеральные конституционные законы, федеральные законы и т.д. вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления в силу.

Специальный Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. устанавливает:

  • 1. Акты Президента РФ (указы и распоряжения) и акты Правительства РФ (постановления и распоряжения) подлежат обязательному официальному опубликованию в «Российской газете» и Собрании законодательства РФ в течение 10 дней после дня их подписания.
  • 2. Акты Президента РФ, имеющие нормативный характер и акты Правительства, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования.

Момент утраты нормативным правовым актом юридической силы

  • — наступает по истечении срока, на который акт был принят;
  • — указывается в специальном акте, принятом для его отмены;
  • — связан со вступлением в силу другого акта, равной или большей юридической силы, регулирующего те же отношения;
  • — наступает с исчезновением обстоятельств, для регулирования которых он был принят (с распадом СССР утратили силу все акты, устанавливающие систему, полномочия союзных государственных органов).

Рассмотрение действия нормативного правового акта во времени предполагает рассмотрение еще двух понятий «обратная сила нормативного правового акта» и «переживание нормативного правового акта».

Обратная сила — это распространение действия нормативного правового акта на обстоятельства, имевшие место до его принятия.

По общему правилу нормативный правовой акт не имеет обратной силы, если в нем не указано иное. В ст. 54 Конституции РФ по этому поводу сказано: «Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность обратной силы не имеет… Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон».

Как видно, обретение законом обратной силы, т.е. исключение из общего правила имеет место:

  • 1. Если указание на это содержится в самом акте.
  • 2. Если данный акт устраняет или смягчает уголовную или административную ответственность.

Переживание нормативного правового акта — это применение его после отмены к обстоятельствам, имевшим место во время его действия. В частности, в настоящее время для решения вопросов о гражданстве могут использоваться некоторые законодательные акты советского периода, которые фактически утратили юридическую силу.

Действие нормативного акта в пространстве определяется территорией, на которую распространяется его юридическая сила. Под территорией Российской Федерации понимается ее сухопутное и водное пространство внутри государственных границ, воздушное пространство над ними, недра, континентальный шельф и двенадцати мильная морская зона. Она включает территории российских дипломатических представительств за рубежом, военных кораблей, морских, речных и воздушных судов, находящихся вне территории других государств, а также других объектов в космосе и открытом море, принадлежащих государству.

Специально отметим: речные, морские, воздушные суда считаются территорией государства; военные всегда и везде, а гражданские, если находятся в водах и воздушном пространстве государства или в нейтральных водах и воздушном пространстве.

Итак, в зависимости от своего вида нормативные правовые акты действуют по-разному:

  • а) распространяются на всю территорию государства;
  • б) действуют лишь на какой-то точно определенной части страны (например, многие нормативные акты федерального уровня в Российской Федерации касаются территорий Крайнего Севера, Дальнего Востока и т.д.);
  • в) предназначаются для действия за пределами государственной территории (суверенитет государства распространяется на территории своих посольств, военных и воздушных судов и др.).

Очевидно, нормативные правовые акты, принятые на уровне субъекта федерации или муниципального органа распространяют свое действие на территорию соответствующего субъекта.

Следует иметь в виду и принцип экстерриториальности. Согласно этому принципу, в пределах границ любого государства в соответствии с нормами международного права могут находиться участки территории и, на которых не распространяется юрисдикция данного государства. Иностранные посольства, консульства считаются находящимися на территории того государства, чье представительство в данном здании. Соответственно, они подпадают под действие законодательства представляемого государства.

Действие нормативных правовых актов по кругу лиц подчинено общему правилу: на территории Российской Федерации нормативные правовые акты действуют в отношении всех граждан, государственных органов, общественных организаций, иностранцев, лиц без гражданства являющихся их адресатами.

Однако есть и исключения:

  • а) иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть субъектами ряда правоотношений (например, быть судьями, состоять на службе в Вооруженных силах);
  • б) иностранные граждане, наделенные дипломатическим иммунитетом и пользующиеся правом экстерриториальности, не несут уголовной и административной ответственности по российскому законодательству;
  • в) некоторые нормативные правовые акты РФ распространяют свое действие на тех граждан России, которые находятся за ее пределами (например, Закон о гражданстве, Уголовный кодекс).

Круг лиц, подпадающих под действие нормативных правовых актов, может определяться также по признаку пола, по профессиональной принадлежности (например, должностные лица, военнослужащие), по состоянию здоровья (инвалиды) и другие.

ПРАКТИКУМ

Задание № 1

ПОДГОТОВКА ЗАКОНОПРОЕКТА

Студенты разделяются на небольшие группы (8-10 человек). Для работы над законопроектом среди студентов назначается ответственный. Каждой группе дается тема законопроекта (главное, чтобы тема была не слишком глобальной) и определяется разумное время для групповой работы.

Через некоторое время готовые законопроекты сдаются преподавателю. Преподаватель раздает их вновь для анализа по группам. Теперь студенты выступают в роли экспертов и анализируют уже не свой законопроект. Задача экспертов состоит в том, чтобы выявить достоинства и недостатки законопроекта, то есть провести его экспертизу.

Далее начинается мастер-класс, то есть анализ преподавателем работы, проделанной студентами, и устранение допущенных ими пробелов. Подробный анализ представленных законопроектов и экспертных заключений должен быть сконцентрирован не только на выявленных ошибках и допущенных в них пробелах, но и на положительных моментах. В ходе анализа законопроектов студентам дается возможность устно скорректировать ту или иную норму законопроекта.

По итогам работы либо распределяются призовые места групп и их законопроектов, либо студентам, принимавшим участие, выставляются оценки по пятибалльной шкале.

Задание № 2

ПРИНЯТИЕ ЗАКОНОПРОЕКТА

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМОЙ

Проведение практического занятия — одна из главных особенностей учебного процесса, так как здесь студентами приобретаются навыки публичного выступления. Для принятия выбирается

законопроект, получивший первое место на первом практическом занятии. Либо можно предложить другой законопроект. Заблаговременно распределяются роли:

• Председатель Государственной Думы;

• его заместители;

• Председатель Правительства (если законопроект вносит Правительство);

• Министры, ответственные за подготовку проекта или чья компетенция, так или иначе, его затрагивает;

• Представитель Президента в Государственной Думе;

• Председатель профильного комитета;

• Председатель комитета по законодательству;

• Председатель фракции и др.

Перед началом законотворческого процесса преподаватель настраивает студентов на деловой лад и серьезное отношение к занятию.

Поощрительные меры для лучших студентов, по нескольким номинациям:

• Лучший оратор (сочетание многих факторов);

• За содержательность (интеллектуальность) речи;

• За композицию речи;

• За эмоциональность речи;

• За форму выступления;

Далее начинается мастер-класс, состоящий в подведении итогов деловой игры, а также в выявлении ее достоинств и недостатков.

Преподаватель дает развернутую характеристику законодательного процесса в целом и отдельно по стадиям. Обязательно оценивается личностное участие в игре всех выступивших в процессе.

Задание № 3

ПОДГОТОВКА ПРОЕКТА ДОГОВОРА

Предварительно следует дать домашнее задание: каждому студенту необходимо распечатать из какого-либо издания и принести образец договора. Преподаватель должен проанализировать несколько интересных образцов договоров, принесенных студентами, и отметить имеющиеся в них достоинства и недостатки.

Студенты разбиваются на группы. Преподаватель предоставляет каждой группе предмет договора. Чтобы повысить интерес к занятию, лучше предлагать те варианты договоров, с которыми студенты имели дело, например, ремонт жилого помещения, строительство гаражного кооператива и т.

д.

Через установленный промежуток времени студенческие группы обмениваются проектами договоров с целью их анализа и выявления в них недостатков. Далее проекты возвращаются составителям, предоставляется время для устранения недостатков.

Проекты договоров собирает преподаватель, который их публично анализирует и оценивает.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЯ

Тесты для самоконтроля

1. К какому понятию относится следующее определение: «Деятельность, направленная на совершенствование и упорядочение законодательства»:

а) Правовая система;

б) Система законодательства;

в) Механизм государства;

г) Систематизация законодательства.

2. Какие из перечисленных реалий имеют отношение к систематизации нормативных правовых актов:

а) Соблюдение юридических норм;

б) Учет правовых норм;

в) Санкционирование юридических действий;

г) Правовая доктрина.

3. Укажите разновидность систематизации нормативных правовых актов, при которой они объединяются по хронологическому и (или) предметному критериям в разного рода сборники и собрания:

а) Легитимация;

б) Кодификация;

в) Инкорпорация;

г) Консолидация.

4. Какие из перечисленных нормативных правовых актов относятся к кодифицированным:

а) Конституция РФ;

б) Устав патрульно-постовой службы;

в) Правила дорожного движения;

г) Федеральный закон.

5. Подберите надлежащее понятие к данному определению: «Упорядочение юридических норм в процессе правотворчества компетентными органами, когда отменяются ранее действовавшие законы, иные нормативные и юридические акты, юридические нормы перерабатываются, вводятся в единую систему и издается единый юридически и логически цельный, согласованный нормативный акт»:

а) Легализация;

б) Кодификация;

в) Консолидация;

г) Инкорпорация.

6. К какому понятию относится следующее определение: «Форма систематизации, при которой осуществляется объединение мелких актов, изданных по единому или нескольким взаимосвязанным вопросам, в один укрупненный акт»:

а) Инкорпорация;

б) Кодификация;

в) Консолидация;

г) Учет.

7. Какой вид инкорпорации определяется как «утверждение сборников специально уполномоченными на то государственными органами»:

а) Официальная;

б) Полуофициальная;

в) Неофициальная;

г) Тематическая.

8. К какой разновидности инкорпорированных актов относятся инкорпорированные издания нормативных актов высших представительных и исполнительных органов государства:

а) Сборник;

б) Собрание;

в) Свод законов;

г) Кодексы.

9. Какая разновидность кодифицированных актов содержит нормы, определяющие порядок образования, структуру, задачи, функции и компетенцию определенной системы (или подсистемы) государственных органов:

а) Кодексы;

б) Уставы;

в) Положения;

г) Регламенты.

10. Назовите стадию правотворческого процесса:

а) Выбор правовой нормыц

б) Законодательная инициатива;

в) Установление фактических обстоятельств дела;

г) Установление юридических обстоятельств дела.

11. К какому понятию относится данное определение: «Деятельность компетентных субъектов правотворчества по подготовке, обсуждению, принятию и опубликованию нормативноправовых актов»:

а) Правореализация;

б) Правоприменение;

в) Правотворчество;

г) Интерпретация.

12. Какой из перечисленных субъектов по Конституции РФ (1993 год) не наделен правом законодательной инициативы:

а) Президент РФ;

б) Совет Федерации;

в) Депутаты Государственной Думы;

г) Генеральный прокурор РФ.

13. Какой из перечисленных источников права является результатом санкционированного нормотворчества:

а) Нормативно-правовой акт;

б) Правовой обычай;

в) Нормативный договор;

г) Судебный прецедент.

14. Как называется вводная часть нормативно-правового акта:

а) Гипотеза;

б) Преамбулац

в) Преюдиция;

г) Диспозиция.

15. Какой нормативно-правовой акт обладает высшей юридической силой:

а) Указ Президента РФ;

б) Федеральный закон;

в) Постановление Правительства РФ;

г) Указ Министра РФ.

16. Какой орган обладает правом издания нормативно-правовых актов, обладающих высшей юридической силой на территории Российской Федерации:

а) Президент РФ;

б) Правительство Российской Федерации;

в) Федеральное Собрание РФ;

г) Судебные органы.

17. От чего зависит юридическая сила нормативно-правового акта:

а) От времени издания нормативно-правового акта;

б) От компетенции правотворческого органа, значимости регулируемых отношений и вида нормативно-правового акта;

в) От территориальной юрисдикции правотворческого органа;

г) От времени публикации нормативно-правового акта.

18. Какой из перечисленных актов является локальным нормативно-правовым актом:

а) Указ Президента РФ;

б) Приказ о приеме на работу;

в) Положение о премировании работников конкретного предприятия;

г) Указ Министра РФ.

19. О каком понятии идет речь в приведенном ниже определении: «Охраняемый государством условный образ, отличительный знак, представляющий собой видимое либо слышимое образование, которому субъект правотворчества придает особый политико-правовой смысл, не связанный с сущностью этого образования»:

а) Правовая фикция;

б) Юридические конструкции;

в) Правовой символ;

г) Правовая аксиома;

20. К какому понятию относится следующее определение: «Несуществующее положение, закрепленное в законодательстве и в силу этого признаваемое существующим»:

а) Фикция;

б) Версия;

в) Гипотеза;

г) Исключение.

21. К какому понятию относится следующее определение: «Совокупность правил и приемов, с помощью которых создаются и реализуются нормативно-правовые акты»:

а) Юридическая практика;

б) Юридическая техника;

в) Юридическая методика;

г) Юридическая версия.

22. В чем состоит высшая юридическая сила закона:

а) Закон имеет общеобязательный характер;

б) Закон издается компетентным государственным органом;

в) Все иные нормативно-правовые акты должны строго соответствовать закону;

г) Закон издается в особом процедурном порядке.

23. В чем выражается обратная сила закона:

а) Закон отягчает ранее наложенное уголовное наказание;

б) Распространяет свое действие на юридические факты, возникшие после его принятия;

в) Распространяет свое действие на юридические факты, возникшие до его принятия;

г) Закон смягчает ранее наложенное уголовное наказание.

24. К какому понятию относится следующее определение: «Краткое определение какого-либо понятия, отражающее качественные признаки предмета, явления, процесса»:

а) Умозаключение;

б) Дефиниция;

в) Предикат;

г) Декларации.

25. Юридическая техника, используемая при упорядочении правового материала и направленная на более удобное его применение, называется …

а) Интерпретационная;

б) Законодательная;

в) Техника систематизации юридических документов;

г) Правотворческая.

26. Средствами идентификации юридического документа являются .

а) Юридическая сила;

б) Реквизиты;

в) Источник официального опубликования;

г) Юридическая версия.

27. Пути достижения намеченных результатов, определенный порядок использования средств в целях создания юридического документа высокого качества называется .

а) Способами юридической техники;

б) Правилами юридической техники;

в) Юридической стратегией;

г) Приемами юридической техники.

28. Средство, которое обеспечивает заимствование одной правовой системой у другой правовой системы определенной юридической модели без изменения ее формы и внутренней логической конструкции:

а) Рецепция;

б) Ратификация;

в) Отсылка;

г) Коллизия.

29. «Неуважение к суду» и «ненадлежащее исполнение обязанностей» — это …

а) Дефиниция;

б) Оценочные понятия;

в) Профессионализмы;

г) Юридическая категория.

30. К какой группе правил юридической техники относятся правила отражения социального явления адекватными лингвистическими средствами, точности определения предмета регулирования правового акта, познание контекста разрабатываемого акта:

а) Языковые;

б) Логические;

в) Гносеологические;

г) Грамматические.

31. В течение скольких дней федеральные конституционные законы, федеральные законы, подлежат официальному опубликованию после дня их подписания Президентом РФ:

а) В течение 7 дней;

б) В течение 9 дней;

в) В течение 10 дней;

г) В течение 14 дней.

32. В течение скольких дней Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ обязан подписать или отклонить (вотировать) принятый закон:

а) В течение 7 дней;

б) В течение 9 дней;

в) В течение 10 дней;

г) В течение 14 дней.

33. Официальными изданиями в РФ являются …

а) Газета «Известия» и журнал «Государство и право»;

б) Средства массовой информации РФ;

в) Газета «Российская газета» и «Собрание законодательства РФ»;

г) Все центральные газеты РФ.

34. Законы РФ действуют только после их:

а) Подписания Президентом РФ;

б) Одобрения Советом Федерации;

в) Даты указанной в самом законе;

г) Официального опубликования.

35. При возникновении разногласий между Советом Федерации и Государственной Думой по поводу отклонения Советом Федерации принятых Государственной Думой законов, в целях их устранения:

а) Проблему решает Президент РФ;

б) Данный закон снимается с рассмотрения;

в) Создается согласительная комиссия;

г) Законопроект передается на первое чтение в Государственную Думу.

36. Законотворческие ошибки — это …

а) Нарушение норм международного права;

б) Недостатки и упущения, возникшие на стадии проектирования норм права;

в) Когда закон не соответствует объективным закономерностям развития общества;

г) Отсутствие реализации нормы права.

37. Нормативный акт по возможности должен избегать:

а) Стандартности норм;

б) Наименований;

в) Дозволений;

г) Исключений и отсылок.

38. К общим средствам юридической техники относят:

а) Правовой акт;

б) Терминологиюц

в) Системный анализ;

г) Систематизацию.

39. Субъекты правотворчества — это …

а) Должностные лица;

б) Законотворческие органы власти;

в) Государственные органы;

г) Лица, осуществляющие правотворческую деятельность.

40. Уровень юридической техники — один из показателей уровня:

а) Юридической культуры в стране;

б) Заработной платы;

в) Обеспеченности пенсионеров;

г) Комфортности граждан.

41. Какие два элемента входят в юридическую технику:

а) Средства декламации и апробации;

б) Технические средства и технические приемы;

в) Средства денонсации и ратификации;

г) Средства кодификации и унификации.

42. На нормативном и социологическом уровнях правовой системы юридическая техника проявляется, прежде всего, в:

а) Правовой системе;

б) Уровне власти;

в) Правовых конструкциях;

г) Нормах права.

43. По видам правовых актов юридическая техника подразделяется на:

а) Законодательную и технику индивидуальных актов;

б) Правотворческую технику и законотворческую;

в) Технику федерального законодательства и технику законодательства субъектов федерации;

г) Технику локальную и единую.

44. До начала 60-х годов юридическая техника отождествлялась с:

а) Императивным методом;

б) Диспозитивным методом;

в) Методом правовых предписаний;

г) Догматическим юридическим методом.

45. Подберите понятие к данному определению: «Принятое судом решение, служащее ориентиром (эталоном) для решения аналогичных дел в дальнейшем»:

а) Акт толкования права;

б) Нормативный акт;

в) Правовой прецедент;

г) Правовой обычай.

46. Почему нормативно-правовой акт является основной формой (источником) российского права:

а) Обеспечивается государством;

б) Может быть оперативно издан, в любой своей части изменен, что позволяет относительно быстро реагировать на изменение социальных процессов;

в) Исходит от правотворческих органов, наделенных соответствующей компетенцией;

г) Имеет установленную форму и реквизиты, порядок вступления в силу и сферу действия.

47. Законодательные акты отличаются от подзаконных нормативных правовых актов:

а) Нормативностью;

б) Общеобязательностью;

в) Юридической силой;

г) Системностью изложения.

48. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам:

а) Предусмотренным Конституцией Российской Федерации;

б) Входящим в компетенцию Государственной Думы и Совета Федерации;

в) Входящим в компетенцию Государственной Думы;

г) Требующим правового регулирования.

49. Какое требование означает, что любой нормативный акт по содержанию должен соответствовать общепризнанным нормам и принципам международного права, Конституции, нормативным актам, имеющим более высокую юридическую силу:

а) Требование законности;

б) Требование стабильности;

в) Требование эффективности;

г) Требование соответствия нормам морали.

50. Доступности правовых актов способствуют:

а) Использование максимально простых терминов, фраз, широко употребляемых в обычном обиходе и легко воспринимаемых Польшей частью населения;

б) Отказ от использования в правовых актах сложных конструкций с причастными и деепричастными оборотами;

в) Отказ от использования некоторых канцелярских оборотов, бюрократических штампов, архаичных выражений и т.д.;

г) Все вышеперечисленное.

Ключи к тестам для самоконтроля

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *