Дефицит платежного баланса

110. Дефицит платежного баланса и способы его финансирования

ДЕФИЦИТ ПЛАТЕЖНОГО БАЛАНСА — макроэкономический показатель, отражающий ситуацию, при которой суммарные чистые поступления в страну иностранной валюты на текущий счет и счет движения капиталов являются отрицательными. Это может произойти, в частности, при превышении импорта в страну над экспортом из страны, а также вследствие негативной динамики валютного курса, снижения курса национальной валюты.

Дефицит платежного баланса и способы его финансирования.

Методы устранения дефицита:

  1. увеличение притока капитала через создание выгодных условий по привлечению прямых и портфельных инвестиций.

  2. уменьшение официальных резервов. При активном платежном балансе официальные резервы возрастают, однако использование валютных резервов имеют ограниченные возможности.

  3. использование иностранных займов.

  4. прямой контроль над торговыми и финансовыми потоками.

  5. валютное регулирование. Государство не должно допускать искусственного роста курса иностранных валют.

  6. использование механизма процентных ставок.

Причины хронического дефицита платежного баланса и способы его лечения

Причины, вызывающие хронический дефицит платежного баланса. Перечислим некоторые из них:

1. Спад производства и слишком сильная инфляция.

2.Чрезмерные военные расходы.

3. Отсутствие доверия к национальной валюте. Это побуждает многих иностранных инвесторов переводить деньги в столицы других стран, где им обеспечен более высокий доход.

4. Дискриминация за границей в отношении национальных товаров.

5. Быстрый рост производительности труда в других странах.

Способы лечения хронического дефицита:

обеспечить рост производительности труда в стране;

улучшить методы продаж за границей;

настаивать на смягчении дискриминационной политики, проводимой другими странами в отношении национальной валюты;

просить, чтобы процветающие нации взяли на себя большую долю бремени расходов на оказание помощи;

поддерживать политику, направленную на сокращение спроса на импортные товары и оказывающую давление на размеры прибылей в экспортных отраслях;

восстановить протекционизм.

Итак, исправить положение к лучшему можно через участие других стран в деле оказания помощи, ослабление дискриминации, осуществление программ, направленных на повышение производительности, усовершенствование методов продаж, более действенное сдерживание давления, оказываемого на увеличение издержек производства, и другие мероприятия.

Очень часто под дефицитом платежного баланса имеют в виду дефи­цит по счету текущих операций платежного баланса. Действительно, данный макроэкономический показатель, выступающий как несоответствие между расходами и доходами страны по текущим операциям, имеет весьма важное значение. Такая ситуация складывается, когда страна импортирует товары и услу­ги на большую величину, чем экспортирует, т. е. ее инвестиции превыша­ют сбережения. Тогда необходимо прибегнуть к заимствованиям на между­народных финансовых рынках, с тем, чтобы покрыть разницу между инве­стициями и сбережениями. Излишек инвестиций финансируются за счет внешнего кредитования, позволяющего ввозить необходимые товары и ус­луги. Приток капитала может происходить в разных формах: приобретения иностранцами акций отечественных предприятий, государственных ценных бумаг или других активов, продажи зарубежных активов (например, зе­мельной собственности за рубежом). В целом дефицит по счету текущих операций ведет к сокращению чистых заграничных активов, т. е. уменьше­нию заграничных активов, которыми владеют резиденты, по отношению к активам, которыми владеют иностранцы. Однако далеко не всегда чистый приток капитала может автоматически компенсировать дефицит платежного баланса по счету текущих операций. При постоянном его дефиците страна должна все больше влезать в долги и распродавать свои активы. Следовательно, страна, имеющая дефицит по счету текущих операций, может использовать больше благ, чем производит, только при условии роста международной задолженности. Рост международных заимствований порождает проблему внешнего долга и источников его финансирования. Это отдельная и весьма сложная проблема. Здесь же поставим лишь вопрос о том, как используются вне­шние заимствования. Если привлеченные средства инвестируются в реаль­ный сектор экономики, больших проблем не возникает. Возросшие инвес­тиции приведут к увеличению выпуска продукции, часть из которой будет экспортироваться, либо заменит импортную, что так или иначе приведет к выравниванию платежного баланса, росту доходов в иностранной валюте, которые пойдут на погашение внешнего долга и процентов по нему. Дру­гое дело, если внешние займы идут на финансирование потребительских расходов, выплату заработной платы в государственном секторе, пенсий и т. д., как это имело место в России во второй половине 90-х гг., что поста­вило страну в 1998 г. на грань банкротства (см. гл. 22). Таким образом, невозможно в течение длительного периода рассчиты­вать на покрытие дефицита по счету текущих операций за счет притока капитала. Внешние источники финансирования рано или поздно исчерпы­ваются, особенно при наличии сомнений в платежеспособности страны. Для притока иностранных частных инвестиций также необходимы благо­приятные условия и соответствующий инвестиционный климат. При рассмотрении общего дефицита платежного баланса можно вос­пользоваться несколько иной разбивкой его статей. Обычно в счет движе­ния капитала не включают сделки с официальными резервами. Однако, если суммарное сальдо счета текущих операций и счета движения капи­тала сводится с дефицитом, то эта нехватка поступлений иностранной валюты компенсируется за счет уменьшения официальных резервов. И, на­оборот, при активном платежном балансе официальные резервы возраста­ют. Покупку и продажу официальных резервных активов осуществляет Центральный банк. Иногда под балансом официальных платежей, или про­сто балансом платежей, понимают чистые продажи иностранной валюты Центральным банком. На самом деле, к официальным резервным активам относятся монетарное золото, специальные права заимствования (СДР), ре­зервная позиция в МВФ, иностранная валюта, иностранные официальные активы. Однако большая часть официальных резервов приходится на ос­новные иностранные валюты.

Изменения официальных валютных резервов выступают в качестве од­ного из основных инструментов регулирования дефицита платежного ба­ланса. В конечном счете, дефицит или активное сальдо платежного балан­са (баланса официальных расчетов) в точности соответствует продажам или покупкам Центральным банком иностранной валюты. Центральные банки покупают или продают коммерческим банкам ино­странную валюту для оказания воздействия на макроэкономические показатели своей страны. Сделки подобного типа называются официальной ва­лютной интервенцией.

Такие сделки, как и все другие, отражаются в платежном балансе дваж­ды: при продаже валюты, необходимой для финансирования дефицита пла­тежного баланса, уменьшение официальных резервов отразится в кредите со знаком «плюс», поскольку предложение валюты увеличивается, как и при экспорте товаров и услуг. С другой стороны, эта операция отразится в дебете счета операций с капиталом, поскольку означает сокращение зару­бежных активов страны. Напротив, увеличение валютных резервов страны записывается в дебет (знак «минус»), но в счете операций с капиталом это отразится в кредите. Таким образом, сумма счетов текущих операций, движения капита­ла и официальных резервов должна равняться нулю.

В таблице 28.1. соответственно (3 млрд.долл.) + (-1 млрд.долл.) +(-2 млрд. долл.) = 0. В этом смысле динамика официальных резервов служит показателем дефицита платежного баланса: рост величины резервов (со знаком «минус») равен величине активного сальдо платежного баланса, и наоборот.

С другой стороны, величина изменения официальных резервов может служить показателем степени государственного вмешательства в функцио­нирование рынков иностранных валют и активности в регулировании пла­тежного баланса в целом.

Использование валютных резервов для урегулирования платежного ба­ланса также имеет свои пределы и в длительном плане при хроническом дефиците баланса по счету текущих операций может привести к кризису платежного баланса. Кроме того, уменьшение валютных резервов является показателем дефицита платежного баланса лишь при системе фиксирован­ного валютного курса, о чем будет говориться дальше. При устойчивом дефиците платежного баланса, недостаточном притоке иностранного капи­тала и истощении валютных резервов страна должна будет использовать другие меры для корректировки макроэкономического неравновесия: огра­ничения на импорт, девальвацию валюты и т. д. Учитывая неоднозначность показателя общего дефицита платежного баланса, многие страны используют его сегодня весьма ограниченно. Так, США, начиная с 1976 г. прекратили расчет дефицита или активного сальдо платежного баланса и не указывают сальдо баланса официальных расчетов. Однако этот показатель используется большинством развивающихся стран и МВФ (в «International Financial Statistics» этот пункт записывается как «Операции с официальными резервами»).

Кризис платежного баланса может произойти по разным причинам. Предположим, что в какой-то стране ухудшаются внешнеторговые позиции вследствие возросшей конкуренции на внешних рынках и сокращения ее экспорта или из-за повышения цен на импортные товары, например, нефть. Тогда при отсутствии вмешательства государства эта страна столкнется с дефицитом по текущим операциям и необходимостью его финансировать. В течение какого-то времени для этого она может использовать иностран­ные займы и распродажу иностранных активов, либо проводить валютную интервенцию. Однако резервы иностранной валюты быстро истощаются (международным критерием достаточности валютных резервов является их величина, обеспечивающая трехмесячный уровень импорта товаров и не­факторных услуг). Иностранные кредиторы, как частные, так и государ­ственные отказываются от предоставления новых кредитов, а просроченная задолженность по ранее предоставленным кредитам, особенно частным, катастрофически растет. Кризис платежного баланса может возникнуть и по другим причинам. Так, в условиях инфляции и общей нестабильности экономики люди стремятся обезопасить свои сбережения, покупая иност­ранную валюту, а значительная часть доходов от экспорта не поступает в страну, оседая в зарубежных банках. Неурегулированные проблемы дефи­цита платежного баланса ведут к изменениям обменного курса валюты, о чем будет сказано в последующих параграфах.

>Дефицит платежного баланса: причины и способы его погашения

Дефицит платежного баланса: причины и способы его погашения

Дефицитом платежного баланса называют показатель, отражающий ситуацию, где совокупный чистый приток в государство иностранных валютных средств на текущие счета и счета движения капиталов является отрицательным. Как правило, это происходит, когда поступление импорта превалирует над экспортом товаров из страны. Кроме того, эта ситуация складывается при негативной динамике валютных операций, когда национальный валютный курс падает.

Итак. Дефицит в данном случае может быть устранен при использовании следующих методов:

  1. Создание выгодных условий с помощью увеличения притока капиталов через привлечение прямых и портфельных инвестиций.
  2. Снижение официальных резервов. Официальные резервы возрастают с увеличением активного платежного баланса, однако использование валютных запасов имеет ограниченные возможности.
  3. Привлечение иностранных займов.
  4. Осуществление контроля над торговыми и финансовыми потоками.
  5. Недопущение государством неестественного роста курса иностранных валют.
  6. Активное употребление механизма процентных ставок.

Далее. Перечень причин, вызывающих дефицит платежного баланса:

1. Высокий уровень инфляции и спад производства.

2. Чрезмерные расходы на вооружение.

3. Низкий уровень доверия к государственной валюте. Это приводит к тому, что большинство иностранных инвесторов переводят финансовые средства в другие страны, где они получат более высокий доход.

4. Дискриминация в отношении национальных товаров за пределами страны.

5. Рост в других государствах производительности труда.

Как погасить дефицит платежного баланса страны? Разберемся.

  1. Обеспечить необходимый уровень производительности труда на территории государства.
  2. Стремиться к увеличению продаж за пределами страны.
  3. Пытаться смягчить проявления дискриминационной политики, реализуемой другими странами в отношении государственной валюты.
  4. Обратиться за помощью к другим дружественным государствам с просьбой о том, чтобы они взяли на себя некоторую долю расходов, оказали помощь.
  5. Поддерживать курс, направленный на снижение спроса на зарубежные товары и оказывающий давление на размеры прибылей в отраслях, где возможен только экспорт.
  6. Возобновить политику протекционизма.

Вариации текущего платежного баланса одного и того же государства могут изменяться, развиваясь параллельно курсу, которым двигается национальная экономика. Погашение дефицитного баланса осуществляется при помощи финансирования. Что это значит? Для погашения дефицита платежного баланса используются следующие способы: текущее (временное) финансирование, резервное финансирование и исключительное финансирование. Подробнее.

По-порядку. Методы временного характера по погашению дефицита включают в себя: использование кредитов иностранных государств, введение в страну капиталов, краткосрочные займы по соглашению между национальными банками, реализацию иностранных ценных бумаг и размещение ценных бумаг государства за пределами страны.

Итак. При резервном финансировании для погашения дефицитного баланса государство использует официальные золотовалютные резервы. Зачем? Чтобы привести к равновесию платежный баланс. Финансы резервного фонда выступают в качестве международных высоколиквидных активов государства, находящиеся под контролем ее правительства. Этот резерв в любой момент может быть использован с целью финансирования дефицитного баланса и стабилизации валюты государства.

Резервные фонды представляют собой совокупность следующих активов:

  • Золото в монетах — золото самой высокой пробы, расположенное в хранилище центрального банка, которое в любой момент может быть реализовано за иностранную валюту на международном рынке. Золотовалютные резервы можно увеличить, если провести монетизацию (покупка в госрезерв добываемого золота и приобретение товарного золота на частном рынке).
  • Специальными правами заимствования (СДР) называют выпускаемый международным валютным фондом резервный актив, распределяющийся между странами, которые состоят в членстве в соответствии со степенью их участия. Эти финансовые средства используются с целью приобретения валюты других государств, предоставления займов и осуществления выплат. Государства могут реализовывать СДР друг другу. Но этот ресурс представляют собой не более трех процентов резервногомирового запаса и играет он не очень большую роль.
  • Резерв в международном валютном фонде — сумма зарезервированной доли страны и той суммы, которую должен МВФ этому государству. Резервный запас составляет 25 % квоты государства в капитале МВФ и может быть выплачен государству назад без каких-либо задержек и условий. Покупка валюты другого государства за национальные деньги в рамках резервной части, которая не определяется как кредит МВФ, приведет к повышению резервных активов государства.
  • Валютные активы — как правило, это наиболее представительная доля международных активов. Она состоит из требований в иностранной валюте к нерезидентам, а также ценных бумаг различного рода, выпущенных частными предприятиями и государственными органами иностранных государств.
  • Прочие требования — это все другие требования, обозначенные в иностранной валюте или ценных бумагах, включенные в международные активы центробанка.

Таким образом, дефицит платежного баланса может быть профинансирован за счет того, что сократятся официальные резервы Центрабанка.

Этот вид финансирования применяют в кризисных условиях (когда имеется отрицательное сальдо платежного баланса, которое невозможно покрыть в текущем году за счет уменьшения резервных активов, так как их объема недостаточно, либо их нельзя использовать для этих целей по закону). Исключительным финансированием называют операции, которые проводит страна, испытывающая проблемы с дефицитом баланса, при согласовании и поддержке ее иностранных партнеров для снижения этого дефицита до того уровня, который в рабочем порядке финансируется обычными средствами.

Все действия в рамках исключительного финансирования проходят по любым статьям платежного баланса. И, как правило, не обособляются отдельной группой. Наиболее часто встречающиеся из них следующие:

  • Ситуация, когда долг аннулируется, то есть кредитор добровольно отказывается от части долга или всей суммы, что фиксируется в специальном соглашении между кредитором и должником. В платежный баланс эта операция в качестве капитального трансферта в счете, где отражается движение капитала.
  • Замена имеющихся задолженностей акциями, в этом случае, просроченную задолженность и иные долговые обязательства заменяют акциями компаний государства-должника.
  • Осуществление займов, получаемых государством от других стран в целях финансирования дефицитного баланса, в том числе кредитов, предоставляемых международным валютным фондом.
  • Пересмотр положений имеющегося договора или подписание новых соглашений, которые будет предусматривать реструктуризацию долговых обязательств.
  • Просрочки выплат по задолженности — это метод относится к чрезвычайному финансированию баланса, в его рамках страны не выплачивают обозначенные суммы по внешним долговым обязательствам.
  • Привлечение средств из-за рубежа другими субъектами национальной экономики, кроме правительственных и финансовых органов.

Таким образом, мы приходим к выводу, что исправить ситуацию можно, привлекая к участию другие страны, стараясь ослабить дискриминационные движения, реализуя программы, направленные на повышение производительности, совершенствовать методы продаж, находить более действенные способы сдерживания давления, которое оказывают на умножение производственных издержек, а также проводя другие мероприятия. В общем, мы рассмотрели дефицит платежного баланса.

Дефицит платежного баланса, пути его ликвидации

Движение капиталов и кредитов отнесено к балансирующим статьям платежного баланса. Таким образом, понятие излишка (balance-of-payments sutplus) или дефицита (balance-of-payments deficit) следует относить к конкретному компоненту платежного баланса. Традиционно для погашения дефицита платежного баланса (если платежи превышают валютные поступления) используются иностранные кредиты и ввоз капиталов. Это временный метод покрытия дефицита платежного баланса, так как страны-должники обязаны выплатить проценты, дивиденды и основную сумму займа. Привлечение иностранных кредитов для покрытия пассивного сальдо платежного баланса порождает проблему урегулирования внешней задолженности. В мировой практике существуют рациональные пути ликвидации излишка или дефицита платежного баланса:

  • ? изменение потоков торговли и капитала (применение тарифов или пошлин, специальных сборов, квот, стандартов, лицензирование, субсидии, административные ограничения и др.);
  • ? корректировка внутренних экономических перекосов;
  • ? принудительное или разрешительное изменение курса валюты.

Второй из названных путей восстановления равновесия — устранение перекосов во внутренней экономике — связан прежде всего с антиинфляционными мерами. Темп роста инфляции можно снизить посредством жесткой денежной и финансовой политики, высоких процентных ставок, контроля над заработной платой и ценами. Но такой подход чреват экономическим застоем и безработицей, ведущими к политической нестабильности. Можно разнообразить экспорт путем перераспределения ресурсов на производство продукции, более конкурентоспособной на внешних рынках. Можно поощрять производство продукции, способной конкурировать с импортируемой, в интересах развития собственной экономики.

Покрытие пассивного сальдо платежного баланса возможно за счет официальных золотовалютных резервов страны. В современных условиях золото реализуется на мировых рынках для получения валюты, в которой выражены международные обязательства. С 1970 г. для покрытия дефицита платежного баланса используется специальные права заимствования СПЗ путем перевода этих безналичных международных активов со счета одной страны на счет другой в МВФ в обмен на иностранную валюту. С 1979 г. страны — члены ЕС использовали ЭКЮ для приобретения необходимой иностранной валюты в целях покрытия дефицита платежного баланса, а с 1999 г. используют для этих целей евро.

Вспомогательным средством покрытия пассивного сальдо платежного баланса может быть продажа иностранных и национальных ценных бумаг за рубеж. Нельзя также исключать возможности изменения валютного курса в целях восстановления равновесия в платежном балансе. Многие страны рассматривают платежный баланс как ключевой фактор принятия решений о целесообразности или необходимости изменения курса их валюты.

Дефицит платежного баланса определенной страны в отношениях с другой страной ведет к снижению курса валюты первой страны в валюте второй. Соответственно растет курс национальной валюты второй в валюте первой ввиду того, что дефицит платежного баланса одной страны означает положительное сальдо платежного баланса другой страны. Вместе с тем любая страна в одно и то же время может иметь с некоторыми государствами положительный платежный баланс, а с другими — отрицательный.

Материальной основой регулирования платежного баланса служат следующие базовые составляющие:

  • ? государственная собственность, в том числе официальные золотовалютные резервы страны;
  • ? национальный доход, перераспределяемый через государственный бюджет;
  • ? непосредственное участие государства в международных экономических отношениях как экспортера капитала, кредитора, гаранта, заемщика;
  • ? законодательная регламентация и контроль внешнеэкономических операций с помощью нормативных актов и органов государственного контроля.

В целом государственное регулирование платежного баланса можно охарактеризовать как совокупность экономических (в том числе валютных, финансовых, денежно-кредитных) мероприятий, направленных на рациональное формирование основных статей платежного баланса, устранение причин и факторов появления неравновесного состояния.

Страны с дефицитным платежным балансом обычно принимают меры, стимулирующие экспорт товаров и ввоз иностранных капиталов, сдерживающие импорт товаров и ограничивающие вывоз капиталов. В число таких мер входят:

  • ? дефляционная политика — ограничение бюджетных расходов преимущественно на гражданские цели, замораживание цен и заработной платы и др. Она направлена на сокращение внутреннего спроса. Ее составляющие — финансовые и денежно-кредитные инструменты, позволяющие добиться уменьшения бюджетного дефицита; изменения учетной ставки центрального банка (дисконтная политика); кредитные ограничения; установление пределов роста денежной массы. В условиях системного кризиса (экономический спад, высокий уровень безработицы и т.д.) такая политика грозит обострением социальных конфликтов;
  • ? девальвация (понижение курса национальной валюты) в целях стимулирования экспорта и сдерживания импорта товаров. Но такое воздействие на национальную экономику возможно только при наличии в стране высокого экспортного потенциала, конкурентоспособных товаров и услуг, а также благоприятной ситуации на мировом рынке. В противном случае, вызывая удорожание импорта, девальвация может привести к росту издержек производства от использования импортных товаров, повышению цен в стране и последующей утрате полученных с ее помощью временных конкурентных преимуществ на внешних рынках;
  • ? введение валютных ограничений в виде блокирования иностранной валютной выручки экспортеров, лицензирования, продажи иностранной валюты импортерам, сосредоточения валютных операций в уполномоченных банках и т.д.;

? финансовая и денежно-кредитная политика выделения бюджетных субсидий экспортерам, повышения пошлин на импортные товары.

Для регулирования платежей и поступлений по «невидимым» операциям платежного баланса принимаются следующие меры:

  • ? ограничение нормы вывоза валюты туристами из страны;
  • ? прямое или косвенное участие государства в создании инфраструктуры туризма и привлечении в страну иностранных туристов;
  • ? увеличение государственных расходов на НИОКР в целях повышения объемов поступлений от торговли патентами, лицензиями, научно-техническими знаниями (информацией) и т.д.;
  • ? регулирование миграции рабочей силы, в частности ограничение въезда иммигрантов для сокращения переводов за рубеж доходов иностранных рабочих и специалистов.

В современных условиях государственное регулирование охватывает не только сферу обращения, но и само производство экспортных товаров. Для создания долгосрочной заинтересованности экспортеров в вывозе товаров и освоении внешних рынков государство предоставляет им целевые экспортные кредиты, страхует от экономических и политических рисков, вводит льготный режим амортизации основного капитала, предоставляет и иные финансово-кредитные льготы (валютные, налоговые, ценовые и т.п.) в обмен на обязательства выполнять определенную экспортную программу.

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *