Дебиторская задолженность

4. Управление дебиторской задолженностью предприятия

Часто встречаются ситуации, когда предприятие, стремясь увеличить прибыль, начинает перегружать себя дебиторами, что в итоге может привести к большому количеству неоплаченной задолженности и даже к банкротству предприятия. Разумные управленцы уделяют большое внимание объему долгов и ведут строгий учет дебиторской задолженности с помощью различных инструментов, например Excel.

Методы управления дебиторской задолженностью:

  • Усиление работы с дебиторской задолженностью – взыскание долгов, не прибегая к помощи судебных органов.
  • Контроль баланса и анализ кредиторской и дебиторской задолженности.
  • Мотивация сотрудников отдела сбыта (относительно принятия мер, с целью максимально быстрого возврата средств со стороны дебиторов)
  • Подсчет реальной стоимости ДЗ, учитывая возможность ее продажи.
  • Создание системы реализации, при которой регулярно и гарантированно будут происходить платежи, например система скидок для пунктуальных клиентов.
  • Расчет предельного уровня дебиторской задолженности.
  • Аудит потерь от ДЗ (какую прибыль могла получить фирма в случае моментальной оплаты и использования этих денег).

При грамотном контроле и управлении дебиторской задолженностью, предприятие максимально может оградить себя от рисков, связанных с непогашением долгов, снижением платежеспособности и недостатком оборотных средств.

5. Инвентаризация дебиторской задолженности

Инвентаризация дебиторской задолженности – это сверка документов с контрагентами, подтверждение наличия задолженности и ее размеров. Проводят инвентаризацию перед годовым отчетом, сменой главного бухгалтера, при ликвидации или реорганизации предприятия и в случае чрезвычайных ситуаций, например пожара.

Инвентаризация осуществляется на определенную дату, предприятие отправляет данные по задолженности своим заемщикам, и те должны в письменной форме подтвердить или опровергнуть наличие и сумму долга. Это в идеале, но на деле не все так гладко, во-первых, инвентаризация может занять большое количество времени, в некоторых фирмах показатели доходят до месяца. Во-вторых, не все должники отвечают на запросы, особенно те, чья задолженность уже давно ждет, чтобы ее погасили.

Далее проблема заключается в урегулировании несоответствий данных, в таком случае приходится сверять все проведенные операции с данным предприятием, особую сложность это создает, если предприятие находится в другом городе или, еще лучше, в другой стране. При отправлении справки о дебиторской задолженности, нужно учитывать тот факт, что предприятие может являться и дебитором и кредитором одновременно. Даже если по подсчетам вы оказались должником, ведомость высылать нужно, при этом указывать сумму и дебиторской и кредиторской задолженности.

После проведения сверок, предприятие должно составить акт инвентаризации, некоторые устанавливают собственный шаблон формы, или же используют стандартный, например: .

6. Оборачиваемость дебиторской задолженности

Оборачиваемость дебиторской задолженности показывает, насколько быстро фирма получает оплату ДЗ за проданные товары и услуги.

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности показывает, насколько эффективные меры предпринимает организация для минимизации ДЗ. Этот показатель количественно измеряет, сколько раз фирма получила оплату за период в размере среднего остатка неоплаченной задолженности от своих покупателей.

*Средний остаток дебиторской задолженности рассчитывается как сумма дебиторской задолженности покупателей по данным бухгалтерского баланса на начало и конец анализируемого периода, деленное на 2.

Формула оборачиваемости дебиторской задолженности:

Период оборачиваемости дебиторской задолженности в днях формула:

*ОДЗ в днях показывает количество дней, в течение которых задолженность остается неоплаченной.

Как таковой нормы коэффициента оборачиваемости не существует, для каждой отрасли она будет различной. Но в любом случае, чем выше ОДЗ, тем лучше для организации, это означает, что покупатели быстро погашают задолженность.

7. Взыскание дебиторской задолженности

Любое предприятие встречается с проблемой непогашения дебиторской задолженности. Конечно, у покупателя могут быть различные веские причины, но кого это волнует? Компания желает взыскать свои деньги за предоставленный товар.

Возврат дебиторской задолженности можно осуществлять разными методами, например, нанять мафию, ну а если законно, то лучше предъявить претензию или обратиться в судебные органы. Если вы решили уладить конфликт полюбовно, вам следует направить претензию должнику, чтобы четко изъяснить вашу позицию и выяснить имеет ли он какие обоснованные возражения.

В обращении взыскания дебиторской задолженности нужно указать следующие пункты:

  • Требование уплаты долга
  • Подробный расчет суммы возникшего долга
  • Расчет начисления процентов
  • Крайний срок погашения задолженности
  • Предупреждение об обращении в суд

Помимо этого, под претензией должна стоять подпись уполномоченного лица, так же следует приложить копии всех документов, имеющих отношение к задолженности. Если должник получил ваше письмо (должны быть доказательства) и не отреагировал в установленные сроки, то со спокойной совестью вы можете обращаться в суд с требованием возврата дебиторской задолженности.

8. Списание дебиторской задолженности

По закону задолженность считается просроченной, если истек срок исковой давности долга (3 года) и безнадежной задолженностью, если фирма не имеет возможности выплатить долг. На этих основаниях предприятие имеет право списать задолженность. Списание безнадежной просроченной дебиторской задолженности разрешено проводить в заключительный день периода, в котором прошел срок исковой давности.

Списание дебиторской задолженности с истекшим сроком давности можно осуществить двумя методами. Первый – использовать для этой цели резерв сомнительных долгов, если для данного долга резерв не был предусмотрен, то списать на финансовые результаты. Проводки списания дебиторской задолженности нужно проводить исключительно по каждому обязательству отдельно. Причиной для этого могут служить результаты инвентаризации, письменные подтверждения или распоряжение руководителя предприятия.

Образец приказа о списании дебиторской задолженности: .

Списание безнадежной ДЗ не является фактический аннулированием долга, поэтому в течение пяти лет после списания дебиторская задолженность отражается в балансе. И на протяжении всего периода нужно следить за финансовым состоянием должника, не появилась ли у него возможность погасить долг.

Дебиторская задолженность — это…

Одним из важнейших критериев финансовой стабильности любого коммерческого предприятия является объем задолженности в денежном эквиваленте. При этом задолженность дифференцируется (разделяется) на 2 вида:

  1. кредиторская (мы должны);
  2. дебиторская (нам должны).

Кто может быть должен предприятию (организации, компании)? В роли должника может оказаться любое физическое или юридическое лицо из следующего перечня:

  1. контрагент (кто это?), получивший в свое распоряжение товар (услугу), но еще не оплативший покупку;
  2. контрагент, получивший инвестиции (что это?), но пока не окупивший их;
  3. сотрудник, получивший командировочное финансирование;
  4. контрагент, получивший предоплату за какой-либо товар или услугу, и т.д.

Вывод: дебиторская задолженность (ДЗ) компании – это сумма долгов физических и юридических лиц данной компании в денежном эквиваленте.

В переводе с латинского (debet) – «он должен». Лица, которые являются должниками, называются дебиторами.

Дебиторская задолженность по бухгалтерскому «раскладу» – это оборотный актив компании (совокупность ценностей, использующаяся в хозяйственной деятельности предприятия для получения прибыли).

Это значит, что дебиторка является ценностью, которая через определенный срок обратится в денежный эквивалент. Но в то же время ДЗ порождает косвенные потери в доходах предприятия т. к. не является «живыми» деньгами, которые можно сей момент пустить в оборот.

Образование дебиторской задолженности – это всегда финансовый риск для компании.

Если компания не отпускает товар без оплаты, не инвестирует сторонние коммерческие проекты, то говорят, что предприятие придерживается консервативной кредитной политики. И, напротив, говорят, что компания, берущая на себя повышенные финансовые риски, ведет агрессивную кредитную политику.

Как оборачиваемость влияет на дебиторскую задолженность

Предприятие финансово устойчиво, если дебиторская задолженность ликвидна (т.е. может быть обращена в денежные средства за минимальный период времени).

Показатель ликвидности ДЗ называется коэффициентом оборачиваемости дебиторской задолженности. В бухгалтерии обозначается аббревиатурой RTR (receivables turnover ratio) и рассчитывается по следующей формуле:

RTR = В / ∑ДЗ

где:

  1. В – выручка, полученная от реализации продукции за определенный период времени (месяц, квартал, год);
  2. ∑ДЗ – средняя сумма дебиторской задолженности по всем контрагентам, вычисляется по такой формуле: (∑ДЗ на начало периода + ∑ДЗ на конец периода) / 2.

Коэффициент показывает, сколько раз в течение определенного периода ДЗ может быть обращена в денежные средства.

Чем больше количественный показатель этого коэффициента, тем выше ликвидность ДЗ.

Для увеличения объективности полученных данных, вычисления проводятся в динамике как в целом по всем должникам, так и в разрезе каждого конкретного контрагента.

Анализируя приведенную выше формулу, можно сделать вывод: чтобы увеличить коэффициент оборачиваемости ДЗ, нужно:

  1. увеличить выручку от продаж;
  2. уменьшить ДЗ;
  3. выполнить п.1 и п.2 одновременно.

Период оборота дебиторской задолженности (DSO (day’s sales outstanding)) также является важным показателем при анализе финансовой устойчивости компании. Численное значение DSO показывает, за какой период времени ДЗ может быть превращена в денежные средства. Формула:

DSO = 365 / RTR

подставляем в нее формулу расчета RTR (приведена в статье выше) → DSO = 365 /(В / ∑ДЗ) = (365 х ∑ДЗ) / В, где:

  1. 365 – количество дней в году;
  2. ∑ДЗ – средняя сумма дебиторской задолженности, вычисляется как (∑ДЗ на начало года + ∑ДЗ на конец года) / 2;
  3. В — выручка за год.

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *