Что такое картель

Картель – один из методов создания монополистических структур по общим признакам, таким как: сфера влияния, ценообразование, использование патента, способ производства, условия сбыта продукции, порядок найма рабочих или иным.

На вопрос что такое картель определение, данное профессором Игорем Владимировичем Липсицом в учебнике по экономике, дает наиболее наглядное разъяснение:

«Картель— это метод, при котором заключается соглашение между изготовителями однородного товара о разделе рынка между ними и согласовании объемов продаж каждым из участников соглашения. В картельном сговоре могут быть согласованы единые для всех его участников уровни цен и условия продаж потребителям. Такой метод монопольного завышения цен сейчас широко распространен среди торговых предприятий».

При этом каждый из участников соглашения сохраняет производственную и финансовую независимость от остальных.

Экономическая природа

Картельное соглашение или сговор распространяет свое действие, как правило, в рамках определенной отрасли. Создается с целью господства на рынке и получения максимальных прибылей.

И хотя практически во всем мире картельные соглашения, подпадая под действие антимонопольного законодательства, запрещены, в некоторых странах они поощряются: считается, что они помогают реструктуризировать промышленность, ограничивают конкуренцию между мелкими фирмами, способствуют стандартизации материалов и комплектующих.

Однако, в энциклопедическом словаре 1953 года есть утверждение о том, что международным картелям принадлежит ведущая роль в развязывании, а также подготовке 2-й Мировой войны, в период которой они извлекли огромные прибыли.

Примечательно, что австрийский экономист Фридрих Август фон Хайек придерживается мнения, что проблемы картелей и монополий в современной экономике не существует. А благодаря завышенным картельным ценам другие игроки рынка создают усовершенствованные товары и/или услуги в данной отрасли. Яркие примеры этого явления: развитие интернет-изданий, мобильной связи, грузовых автомобильных перевозок.

Отличие от других форм монополистических союзов

Картель – наиболее простая форма монополистических образований. Отличие ее от более устойчивых структур см. таблицу 1

Формы образований

Главные пункты соглашений

Самостоятельность участников

Картель

  • о квотах продаж
  • об уровне цен
  • о разделе рынков

финансовая и производственная

Синдикат

  • о торговых квотах и ценах
  • о совместном сбыте продукции и закупках сырья

только производственная

Трест

  • полное объединение предприятий

теряют всякую самостоятельность

Немного истории: Оловянный сговор

Имеющий место быть факт в истории: существование в период с 1931 по 1946 гг.

Что такое Картель

Оловянного картеля – международного монополистического объединения, которое контролировало большую часть добычи олова капиталистических стран.

Весьма интересный ход был предпринят в 1931 году участниками Оловянного картеля с целью получения сверхприбылей. В его основу лег способ, который называется корнер и был изобретен немецкими купцами еще в XVI веке. А заключается он в тайном соглашении о временном изъятии или скупке того или иного товара с целью создания ажиотажа и вызова повышения цен. На этом и сыграли участники вышеупомянутой группировки. Они скупили грандиозное количество олова, что вызвало дефицит и резкий скачек цен. Спустя год, они продали свои запасы по баснословно высоким ценам, что и позволило им получить сверхприбыли.

Этот исторический факт очень напоминает недавний ажиотаж в России с солью, чуть позже с гречкой, когда цены на эти продукты неожиданно взлетели в несколько раз. Организовывали ли корнер «гречневые» и «солевые» картели или действительно был дефицит вышеуказанных продуктов? Остается только догадываться.

В настоящее время широкую известность получили Тихоокеанский картель – Синалоа – крупнейший мексиканский наркокартель и другие подобные группировки.

Запрет на соглашения, ограничивающие конкуренцию

В России на действие картелей распространяется безусловный запрет, несмотря на это такие группировки существуют. По данным Федеральной антимонопольной службы (ФАС) с 2010 г. по 2013 г. в России выявлено 1057 соглашений, нарушающих данный запрет (см. рис. 1).

Рисунок 1: Нарушения запрета на создание соглашений, ограничивающих конкуренцию, ед.

Самыми распространенными нарушениями в данной сфере в России являются сговоры на торгах по государственным закупкам. За несколько последних лет ФАС вынесла множество решений по крупнейшим объединениям, охватившим целые отрасли: это «содовый», «соляной» картели, сговоры на торгах по закупкам медикаментов, вещевых, мясных поставок для нужд отдельных ведомств. О масштабах подобных дел можно судить хотя бы по размерам и количеству штрафов (см. рис. 2), которые были наложены в 2013 году – речь идет о сумме около 4 млрд. рублей.

Рисунок 2. Количество штрафов, наложенных за заключение ограничивающих конкуренцию соглашений, ед.

Современность: лекарственный сговор

19 августа 2016 года в прессе появилось сообщение о выявлении ФАС в Москве и Подмосковье противозаконной деятельности картеля, состоящего из семи компаний, специализирующихся на поставке лекарственных средств. Участники соглашения препятствовали снижению цен на лекарства и медицинскую технику, помогая друг другу поддерживать их высокий уровень.

Схема сговора такова: при участии в тендерах на поставку медицинской техники и лекарств в учреждения здравоохранения, они лишь создавали видимость конкуренции, государственные контракты доставались участнику по начальной стоимости – остальные лишь искусственно обозначали борьбу. Сумма сговора при проведении торгов составила чуть меньше 1,5 млрд. рублей.

В этот же период был выявлен самый массовый российский картель, специализирующийся на объединении участников тендеров на поставку для нужд отдельных ведомств (МВД, таможенных органов, ФСБ) вещевого имущества.

Вопросы и ответы по теме

По материалу пока еще не задан ни один вопрос, у вас есть возможность сделать это первым



Организационно-экономические формы объединения фирм

В перманентно меняющихся рыночных условиях предпринимателям бывает выгодно объединять свои усилия на временной или постоянной основе для расширения производства и сбыта, защиты общих имущественных интересов, усиления инновационной активности и конкурентоспособности, создания комбинированных производств, концентрации финансовых ресурсов и т.п.

Все это ведет к стабилизации рынка, повышению отдачи от используемых ресурсов, росту эффективности предпринимательской деятельности.

Мировая практика выработала такие варианты объединения предприятий, как картель, синдикат, пул, трест, концерн, промышленный холдинг, финансовые и финансово-промышленные группы

Краткая характеристика

Картель

Объединение предприятий, как правило, одной отрасли, которые в специальном

(картельном) соглашении оговорили обязательные для всех участников усло-

вия: по объему производства, ценам, квотам (долям) на рынках сбыта, общим

позициям в отношении оптовых покупателей. При этом предприятия сохраняют коммерческую, хозяйственную, финансовую, юридическую самостоятельность. Примеры: Картель ОПЕК стран экспортеров нефти; Волжский индустриальный

картель – вторсырье, металлолом, станки для металлообработки; Коммуникаци- онная группа «Рекламный картель» – продукция для TV (РФ)

Синдикат

Более жесткая форма картельного соглашения, когда создается в форме ООО или ЗАО общий для всех участников сбытовой канал. Предприятия теряют коммерческую независимость, сохраняя производственную, финансовую и

юридическую самостоятельность. Распространены в отраслях с однородной продукцией: горнодобывающая, металлургическая, химическая и др. Примеры: для выпуска крупных пакетов облигаций и акций часто создаются

банковские синдикаты. Так, для выпуска облигаций ОАО «Генерирующая ком- пания» на сумму 2 млрд. руб. был образован синдикат из банков Зенит, ВТБ, Сбербанк РФ, ИНГ Банк (Евразия) и др.; Региональный телевизионный синди-

кат – телевизионная сеть ТВ3

Пул

Разновидность картельного соглашения, предусматривающего особо оговорен- ный порядок распределения прибыли. Она поступает в «общий котел», а затем

распределяется между участниками в заранее оговоренной пропорции, завися- щей от многих факторов, в том числе, от переданных в общее пользование па-

тентов, лицензий и др.

Примеры: пул страховщиков – обязательное страхование в туризме; модемный пул РФ «Электросвязь»; пул медицинских страховых компаний «Астра-

Металл» (Магнитогорск) и «Мединком » (Екатеринбург)

Трест

Наиболее тесное объединение предприятий, при котором они теряют юридиче-

скую, финансовую и хозяйственную самостоятельность, сливаясь в единый производственный комплекс. Форма треста удобна для организации комбини- рованного или многостадийного производства, предприятий из различных от- раслей промышленности.

Примеры: тресты «Севзапморгидрострой», «Юговостокэлектромонтаж»; торго- вый дом «Трест 14» – отделочные материалы и др.

Концерн, холдинг

Объединение юридически самостоятельных предприятий в форме АО, которые имеют общее руководство финансами, снабжением, маркетингом. Общее руко-

водство осуществляет холдинговая (англ. hold – власть, влияние) компания, ко- торая является материнской или головной, владеет контрольным пакетом акций

предприятий, обеспечивает контроль над ними и управление деятельностью. Примеры: ОАО «Концерн» ЦНИИ «Электроприбор»; концерн «Цитрон» – про-

изводство фильтров для автопрома; торгово-промышленный концерн «РИАЛ» –

алкогольная продукция, металлопластиковые окна и двери. Первый холдинг в РФ «Лукойл», затем «Славнефть» и т.д.

Строится на различных принципах: отраслевом, межотраслевом, территориаль-

ном, программно-целевом. Масштаб их деятельности от регионального до госу- дарственного и межгосударственного («Славнефть»)

Финансово-промышленные группы (ФПГ)

Являются объединением юридических лиц, часто действующих как материн-

ские и дочерние предприятия, полностью или частично объединивших свои ма- териальные и нематериальные активы в целях повышения конкурентоспособно- сти и эффективности производства, расширения рынков сбыта.

Термины: картель, синдикат, трест

В ФПГ помимо предприятий могут входить банки, страховые компании, негосударственные пенсионные фонды, а также государственные и муниципальные унитарные предприятия.

В России получили широкое распространение. Например, «Газпром», «Атом Руд Мет», «Нижегородские автомобили», «Драгоценности Урала», «Союз Аг- ропром», «Электронные технологии» и многие др.

Нередко возникают плохо классифицируемые формы организации крупного бизнеса, называемые интегрированными бизнес-группами (ИБГ), соединяющие компании разных отраслей и секторов экономики. Они настолько нечетко оформ- лены, что их нельзя ни оценить, ни продать.

Например, консорциум «Альфа-групп», в который входят: ТНК-ВР (нефть), Вымпелком, Мегафон (связь), Торговый дом «Перекресток», СТС-Медиа, Альфа банк. К подобным образованиям относятся «Базовый элемент» (Русский алюми-

ний, Руспромавто, Континенталь-Менеджмент, Банк «Союз», Ингосстрах); Интеррос (Норильский никель, Агрос (сельхозпроизводство)); «Ренова»; «Север- сталь-групп»; Группа МДМ; АФК «Система» и много других.

Различные формы объединений предприятий дают возможность осуществлять большие инвестиционные проекты, позволяющие выпускать на рынок новую кон- курентоспособную и прибыльную продукцию, создавать организационно- структурные конфигурации, минимизирующие налоги и диверсифицирующие риски, что, как правило, невозможно в рамках автономно действующего предприятия.

Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 224 | Нарушение авторских прав

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 |

Что такое картель?

Б) Устанавливая более высокую цену, чем другие участники картеля.

В) Проводя активную неценовую конкуренцию.

Г) Ограничивая выпуск своей продукции ниже установленной квоты, чтобы повысить цену.

Д) Настаивая на том, чтобы картель постоянно повышал согласованную цену.

74.Верно / Неверно:

А) На рынке совершенной конкуренции фирмы предлагают более разнообразные товары, чем при монополистической конкуренции.-верно

Б) Если на олигополистическом рынке фирма повысит или снизит цену или объем выпуска продукции, то это окажет влияние на продажи и прибыль фирм-конкурентов.-верно

В) На олигополистическом рынке цены менее устойчивы, чем на рынке совершенной конкуренции.-неверно

Г) Рыночное поведение отраслевого картеля, максимизирующего прибыль, аналогично поведению чистой монополии.-верно

75.Верно / Неверно:

А) На практике картели и подобные им тайные соглашения трудно создавать и поддерживать длительное время.-верно

Б) При монополистической конкуренции отраслевой выпуск товарной группы обеспечивается достаточно большим количеством фирм.-неверно

В) На рынках с монополистической конкуренцией не достигается эффективное использование ресурсов.-неверно

Г) Соперничество олигополистов сопровождается в большей степени ценовой, чем неценовой конкуренцией.-верно

76.Верно / Неверно:

А) В монополистически конкурентных и олигополистических отраслях объем выпуска продукции ниже, а цены выше, чем в условиях совершенной конкуренции.-верно

Б) При несовершенной конкуренции производители могут оказывать влияние на рыночную цену, что обусловлено снижающейся кривой спроса на товары.-верно

В) Наиболее точной моделью рыночного поведения фирмы в условиях олигополии считается модель “ломаной” кривой спроса.-верно

Г) В условиях монополистической конкуренции фирма всегда получает положительную экономическую прибыль.-неверно

77.Олигополия- это рыночная структура, характеризующаяся признаками:

А) барьеры входа в отрасль не преодолимы для новых фирм.

Б) в отрасли возможно образование картеля.

Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 2482 | Нарушение авторского права страницы

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *