Что такое демпинг

Демпинг – это целенаправленное снижение экспортной цены товаров или услуг для захвата части рынка и создания проблем конкурентам. Цена может упасть даже ниже себестоимости и тогда для защиты внутреннего рынка приходится вводить специальные пошлины.

Демпинг (сброс, от англ. dumping) – реализация услуг и товаров по сниженным, по сравнению со средними по рынку, ценам, в некоторых случаях – ниже себестоимости. Может иметь как положительное, так и негативное влияние для экономики. Занижение продажной цены может применяться государственными и частными компаниями как:

  • разовая мера для реализации неликвидных складских запасов или когда возникает острая необходимость в дополнительных денежных средствах;
  • маркетинговая политика, направленная на завоевание части рынка и уменьшения доли конкурентов, в расчете компенсировать текущие потери увеличением объема продаж в будущем;

Варианты демпинга

На законодательном уровне обычно выделяют три основных вида:

  • ценовой – экспортная стоимость товаров и услуг существенно ниже, чем для внутреннего потребителя;
  • стоимостной – продажа на экспорт дешевле себестоимости;
  • валютный – выгодная цена достигается снижением курса национальной валюты, что особенно хорошо для экспортеров.

В коммерческой практике также встречаются следующие варианты:

  • спорадический – разовый демпинг, что дает возможность избавиться от складских излишков по низким ценам. В ситуации, когда объем произведенной продукции больше, чем возможно реализовать на внутреннем рынке, перед компанией возникает проблема: или сократить объем производства, что, чаще всего, нежелательно или попытаться максимально снизить стоимость и все-таки реализовать товар.
  • преднамеренный – метод «выдавливания» конкурентов с рынка с целью занятия на нем монопольного положения. Такое внешне простое действие обычно приводит к тому, что в дальнейшем цены могут вырасти даже выше предыдущего периода.
  • постоянный – цены на уровне или ниже себестоимости поддерживаются в течение долгого времени. Такой вид демпинга обычно характерен для промышленных предприятий с устаревшим производственным циклом, которые не могут конкурировать на внешних рынках иным способом.
  • обратный – экспортная стоимость искусственно завышена в сравнении с внутренними, например, при экспорте газа, нефти и других сырьевых товаров. Используется довольно редко, как правило, в периоды сильных колебаний курса национальной валюты;
  • взаимный – встречая торговля одним товаром между производителями в разных странах по заранее оговоренной сниженной цене.

    Демпинговать — что это означает и как помогает завоевать место на рынке, вытеснив конкурентов

    Является признаком высокой монополизации внутреннего рынка.

Антидемпинговые процедуры

Несмотря на возможные выгоды для отдельного поставщика, демпинг нарушает принципы справедливой конкуренции и в целом негативно сказывается на состоянии внутренней экономики. Введение повышенных импортных пошлин являются наиболее распространенным и действенным методом противостояния искусственному снижению цен, если доказан их системный характер и ущерб местным производителям.

Первым международным соглашением о предотвращении демпинга было IV Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), принятое в 1947 г.  

За три последующих раунда дополнительных соглашений в 1960-1961, 1964-1967 и 1986-1994 году были согласованы более жесткие меры и после того как в начале 90-х прошлого века функции ГАТТ перешли к Всемирной торговой организации (ВТО),  они были включены в Международное антидемпинговое соглашение, ратифицированное большинством участников данной организации.

Рекомендации Антидемпингового комитета ВТО определяют методику определения факта демпинга – можно говорить о его наличии, если доказаны два факта:

  • нормальная цена импортируемого товара или услуги, ниже, чем стоимость аналогичной продукции местных производителей. Под нормальной понимается итоговая стоимость товара(услуги), учитывающая себестоимость, средний уровень прибыли по отрасли, налоги и расходы по доставке товара потребителю. Если прямое сравнение невозможно, можно использовать два альтернативных варианта: анализируя цены экспортера в третьих странах или только по средним издержкам производства и норме прибыли. Расчет нормальных, или как их еще называют, индикативных цен обычно находятся в компетенции Таможенной службы и Антимонопольного комитета;
  • явно виден прямой ущерб для местных компаний и экономики;

Если установлен факт, что имеет место предполагаемый демпинг, это дает возможность инициирования расследования, в котором соблюдаются следующие обязательные условия:

  • заявление должно содержать реальные факты полученного ущерба, а также  препятствий в осуществлении хозяйственной деятельности, расчет нормальной цены при ее отсутствии и какую часть рынка, по мнению заявителя, занимает демпинговая продукция. Допустима подача коллективных исков, если затронуты интересы нескольких компаний;
  • может быть установлен минимальный размер снижения цены, например 2%, которое не считается демпингом;
  • до принятия соответствующими органами положительного или отрицательного решения о начале расследования соблюдается режим конфиденциальности о заявителе и поданная им информация с целью предотвращения давления со стороны импортеров и связанных с ним лиц;
  • при нанесении национальному производителю крупного ущерба, который продолжает увеличиваться, могут быть введены предварительные пошлины до вынесения окончательного решения по делу;

Законодательное регулирование в РФ

На текущий момент антидемпинговые процедуры в России регламентируются на трех уровнях:

  1. Нормы ВТО как страны-участника международной организации: Антидемпинговое соглашение и другие рекомендации соответствующего комитета;
  2. Соглашения в рамках Таможенного союза:  два основных документа –  «Соглашение о применении защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в отношении третьих лиц» от 25 января 2008 года и Федеральный закон «О ратификации Договора о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы» от 20 октября 2011 года, в котором устанавливается приоритет положений ВТО при спорах с участниками Таможенного союза;
  3. Защита внутреннего рынка и государственных закупок: законы № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» и № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных организаций».

Вопросы и ответы по теме

По материалу пока еще не задан ни один вопрос, у вас есть возможность сделать это первым



Под демпингом в сфере государственных закупок понимается ценовая политика участника, предусматривающая намеренное занижение предлагаемой цены контракта на 25% и более. Конечно, существуют участники, которые готовы работать без прибыли или даже себе в убыток для того чтобы "засветиться" на рынке закупок и проявить себя. Однако в большинстве случаев значительное снижение цены ведет к неприятным для заказчика последствиям.

К чему может привести демпинг

Итак, намеренный демпинг может обернуться неприятными для заказчика ситуациями.

  1. Отказ победителя заключать невыгодный для него контракт и, как следствие, необходимость проводить торги вновь.
  2. Недобросовестное исполнение контракта, использование при выполнении работ/оказании услуг некачественных дешевых материалов и, как следствие, необходимость расторжения контракта в одностороннем или судебном порядке.

В любом из этих случаев уклонившийся горе-победитель попадет в реестр недобросовестных поставщиков, однако для заказчика это не всегда является утешением. Ведь драгоценное время потеряно безвозвратно. Для того, чтобы избежать подобных ситуаций, Федеральным законом №44 предусмотрены антидемпинговые меры, определенные статьей 37.

Что такое антидемпинговые меры и какими они могут быть

Антидемпинговые меры — это меры, предупреждающие ситуацию намеренного занижения цены контракта участниками, имеющими недобросовестные намерения. Они определены частями 1 и 2 статьи 37 44-ФЗ и могут быть следующего характера:

  1. Для закупок, начальная максимальная цена которых превышает 15 000 000 рублей — увеличение в 1,5 раза размера обеспечения исполнения контракта.
  2. Для "недорогих" закупок, начальная цена которых меньше или равна 15 000 000 рублей, существует два вида антидемпинговых мер, на выбор участника: подтверждение добросовестности или перечисление увеличенного в 1,5 раза обеспечения исполнения контракта.

Как подтвердить свою добросовестность

Как подтвердить свою добросовестность — один из самых главных вопросов, который возникает у участников, столкнувшихся с антидемпинговыми мерами. Перечень необходимых для этого документов определен частью 3 статьи 37 Федерального закона №44. "Комплект" может состоять из:

  • информации о трех (можно больше) контрактах, исполненных за календарный год до момента подачи заявки без нарушений;
  • информации о четырех (можно больше) контрактах, за два календарных года до момента подачи заявки, при этом 3/4 из них должны быть исполнены без зафиксированных нарушений;
  • информации о трех (можно больше) контрактах, исполненных за три календарных года до момента подачи заявки без нарушений, качественно и в срок.

Все сведения, которые участники предоставляют для подтверждения своих добросовестных намерений, должны в обязательном порядке содержаться в реестре контрактов. Кроме того, подойдут не все контракты — только те, цена которых составляет не меньше 25% от предложенной в рамках данной закупки. Образец предоставления информации можно скачать здесь.

Когда предоставлять информацию, касающуюся антидемпинговых мер

Антидемпинговые меры предусмотрены в рамках электронных аукционов и конкурсов.

ПРОСТО ВЫБЕРИ

В первом случае комплект документов, доказывающих добросовестность намерений, нужно предоставлять при подписании проекта контракта. В противном случае он будет считаться неподписанным, а участник — уклонившимся от заключения.

Что касается конкурса, то участники предлагают цену заранее, поэтому и документы, подтверждающие добросовестность, нужно предоставлять в составе заявки. В противном случае она будет отклонена.

Исключения из правила

Законом предусмотрено несколько случаев, когда применяются особые антидемпинговые меры или они вовсе не применяются. Последнее возможно в случае закупки жизненно-важных лекарственных препаратов. Их предельная цена определяется правительством и 25% считаются не от начальной максимальной цены контракта, а именно от этой предельной цены. Если участник снижает ее менее чем на 25%, то подтверждать свою добросовестность не нужно.

В случае, если участник снижает более чем на 25% цену на поставку товаров требующихся для бесперебойного жизнеобеспечения, то ему, в соответствии с частью 9 статьи 37 Федерального закона №44 придется предоставить документы, подтверждающие что он действительно сможет подтвердить поставку по предлагаемой цене: гарантийные письма от производителей, товарные накладные, подтверждающие факт наличия товаров и так далее.

Что такое демпинг

Понятия: «Демпинг» и «антидемпинговые мероприятия».

Что такое демпинг: виды, примеры и как с ним бороться

Виды демпинга, экономическая целесообразность введения демпинга.

В экономике под демпингом обычно подразумевается традиционная ценовая дискриминация, при которой компания продает свой товар на экспортном рынке по более высокой цене, чем на национальном.

Вторым логическим видом демпинга является так называемый «хищнический демпинг», применяемый с целью нанесения урона или уничтожения конкурентов, иногда с целью образования картеля.

В последнее десятилетие возникло еще несколько дефиниций демпинга. В качестве причин назывались неустойчивый спрос и сложность в перераспределении ресурсов между различными отраслями хозяйства, которые выражались в так называемом "циклическом демпинге", основанном на разнице в издержках.

Кроме того, существует такой термин как "взаимный демпинг", объясняющий торговлю между развитыми странами схожей продукцией (внутриотраслевая торговля), зачастую сопровождаемую взаимными обвинениями в демпинге. Также стоит отметить, что существует эффект экономии на масштабах производства, когда производство сознательно наращивается с целью снизить себестоимость единицы продукции, что фактически при отсутствии спроса ведет к демпингу при сбыте на внешних рынках.

Таким образом, демпинг — это метод финансовой нетарифной торговой политики, заключающийся в продвижении товара на внешний рынок за счет снижения экспортных цен ниже нормального уровня цен, существующего в этих странах. Он может осуществляться как за счет ресурсов отдельных фирм, стремящихся завладеть внешним рынком своей продукции, так и за счет государственных субсидий экспортерам.

Распространенной формой конкурентной борьбы на мировом рынке является демпинг, когда экспортер продает свой товар на зарубежном рынке по цене, ниже нормальной. Обычно речь идет о продаже по цене ниже цены аналогичного товара на внутреннем рынке страны-экспортера.

Демпинг может являться, во-первых, следствием государственной внешнеторговой политики, когда экспортер получает субсидию; во-вторых, демпинг может стать результатом типично монополистической практики дискриминации в ценах, когда фирма-экспортер, которая занимает монопольное положение на внутреннем рынке, при неэластичном спросе максимизирует доход, повышая цены, тогда как на конкурентном зарубежном рынке при достаточно эластичном спросе она добивается максимизации дохода путем снижения цены и расширения объема продаж. Такого рода дискриминация в ценах возможна, если рынок сегментирован, т. е. затруднено выравнивание цен внутреннего и внешнего рынка путем перепродажи товара из-за высоких транспортных расходов или установленных государством ограничений торговли.

В целях защиты от демпинга государство-импортер может вводить антидемпинговые пошлины, чему должно предшествовать специальное расследование с целью установления самого факта демпинга и ущерба от него.

Однако часто фирмы, производящие импортозаменяющую продукцию, инициируют антидемпинговые расследования, когда демпинга как такового нет, а низкие цены импортных товаров объясняются более низким уровнем издержек у иностранных конкурентов. В этом случае существует опасность злоупотребления антидемпинговым законодательством и превращения его в чисто протекционистский инструмент, что может увеличить цену импортных товаров и ограничить конкуренцию на внутреннем рынке.

Антидемпинговые пошлины, как и обычные таможенные пошлины, приводят к повышению внутренних цен и ухудшению благосостояния страны. Вместе с тем если введение антидемпинговой пошлины вынудит фирму, осуществляющую демпинг, еще более снизить экспортную цену, то страна-импортер может получить выигрыш, как в случае с оптимальным тарифом.

Различают следующие виды демпинга:

Ценовой демпинг — продажа на экспортном рынке товара, по цене, которая ниже его цены на национальном рынке.

Стоимостный демпинг — продажа товара на экспортном рынке по цене, которая ниже его стоимости.

Спорадический демпинг — эпизодическая продажа излишних запасов товаров на внешний рынок по заниженным ценам. Он происходит тогда, когда внутренние объемы производства товара превышают емкость внутреннего рынка и перед компанией встает дилемма — либо вообще не использовать часть производственных возможностей и не производить товар, либо произвести товар и продать его по более низкой, чем внутренняя, цене на внешний рынок.

Преднамеренный демпинг — временное умышленное снижение экспортных цен с целью вытеснения конкурентов с рынка и последующего установления монопольных цен. На практике это может означать экспорт товаров по ценам ниже цен своего внутреннего рынка или даже ниже издержек производства.

Постоянный демпинг — постоянный экспорт товаров по цене ниже их себестоимости.

Взаимный демпинг — встречная торговля двух стран одним и тем же товаром по заниженным ценам.

Валютный демпинг — экспорт товаров по ценам ниже цен конкурентов в результате использования экспортером дополнительной прибыли, получаемой от обесценения валюты в силу ее девальвации, то есть падения курса валюты данной страны по отношению к валютам других стран.

Механизм действия валютного демпинга заключается в том, что в начале обесценения валюты данной страны, последовавшего в результате девальвации, внутренняя покупательная способность такой валюты выше, чем на внешних рынках. В течение некоторого периода производственные и торговые предприятия продолжают платить за местное сырье, топливо, энергию, рабочую силу и т. п. прежним количеством номинально неизменных денежных единиц. В то же время при экспорте готовой продукции фирмы получают в переводе на национальную валюту настолько более высокие цены, насколько упал курс национальной валюты по отношению к иностранной валюте. Экспортирующие фирмы могут продавать свои изделия на внешних рынках за счет сокращения дополнительной прибыли по ценам, более низким, чем до обесценения валюты, и таким образом расширять сбыт за границей.

Валютный демпинг не имеет места в следующих случаях: во-первых, когда девальвация валюты произошла в одинаковом размере, как в стране-экспортере, так и в стране-импортере; во-вторых, когда цены на внутреннем рынке страны повышаются в таком же размере, в каком обесценилась валюта данной страны по отношению к иностранной валюте. Главным стимулом для форсирования экспорта является дополнительная прибыль, получаемая экспортерами товаров за счет разрыва между курсом национальной валюты по отношению к валютам других стран и покупательной силой денег внутри данной страны.

Демпинг запрещен как международными правилами в рамках ВТО, так и национальными антидемпинговыми законами многих стран, которые позволяют применять антидемпинговые пошлины в случае обнаружения факта демпинга. Торгующие страны могут находиться в различных договорно-политических отношениях, т.е. являться членами таможенного или экономического союза, иметь подписанный договор о предоставлении им режима наибольшего благоприятствования или, наконец, не иметь никаких специальных соглашений в сфере торговли.

Применение карательных и антидемпинговых пошлин направлено на решение следующей задачи: не допустить на национальный рынок товары, не желательные по политическим или экономическим причинам. Проблемой при введении карательных или антидемпинговых пошлин является нахождение доказательств наличия демпинга или субсидирования экспорта. Причем демпинг определяется так: продажа товара по ценам ниже издержек производства. Однако фирмы неохотно предоставляют документацию, касающуюся издержек производства.

На практике поэтому используются косвенные доказательства демпинга. Например, международные организации определяют демпинг как продажу товаров по цене ниже цены на мировом или внутреннем рынке.

Для принятия решения о введении антидемпинговых пошлин немаловажно определение целей и характера демпинга, который может быть подразделен на постоянный (агрессивный) и разовый (пассивный).

Условием постоянного демпинга является сегментация рынка, т. е. разделение его на несколько частей. Выделяя один внутренний сегмент рынка (за счет транспортных расходов, таможенных тарифов и т. д.), монополии поднимают на нем цены, получая монопольные прибыли. Последние позволяют продавать часть товара на внешнем рынке по заниженным ценам. Постоянный демпинг связан с проведением политики вытеснения конкурента за счет низких цен; впоследствии фирма обычно снова повышает цены, доводя их до величины, превышающей первоначальную цену разоренных конкурентов. Разовый демпинг возникает в связи с необходимостью избавиться от случайного избытка товара путем его распродажи на внешнем рынке по низким ценам.

Для национальной экономики наиболее опасен постоянный демпинг, поскольку он ведет к разорению национальных производителей с последующей «перекачкой» монопольной прибыли иностранным производителям.

На практике трудно дифференцировать вышеперечисленные виды, поскольку невозможно четко выявить окончательные намерения фирмы, продающей по заниженным ценам. По этой причине при принятии решения о введении антидемпинговых пошлин страны учитывают, прежде всего, нанесение ущерба национальной промышленности в связи с ввозом данного товара. Национальные и международные суды обычно принимают дела по обвинению в демпинге и введении антидемпинговых пошлин при наличии «значительного ущерба» для национальной промышленности.

Выявление демпинга выступает причиной наложения карательной или антидемпинговой пошлины, величина которой в несколько раз превышает обычную. Антидемпинговые пошлины взимаются со всего объема товара, поставленного по неоправданно низким ценам (иногда за период в несколько лет), и поэтому могут достигать значительной суммы. Заранее определить размер антидемпинговой пошлины невозможно, хотя ее размер должен определяться как разница между «нормальной» ценой товара на национальном рынке и ценой фирмы, осуществляющей демпинг.

Антидемпинговые меры — это сильный экономический инструмент, применяемый импортирующей страной против нежелательного, с ее точки зрения, импорта. Для экспортера фактически закрывается доступ на рынок данной страны. Известно, что любое государство мира защищает, прежде всего, свои интересы на международном рынке, старается поддержать своего производителя и создать все условия для расширения рынков сбыта продукции, производимой в государстве.

Антидемпинговые пошлины наиболее часто применяются для защиты импорта в США, странах Европейского союза (ЕС), Канаде, Австралии. Особенностью ЕС является обязательность введения антидемпингового барьера на территории всех стран независимо от того, в какую страну экспортируется конкретный товар.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Антидемпинговый процесс.

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2

Принципы антидемпингового процесса:

1. Принцип законности, который обеспечивает демократический характер функционирования всего механизма антидемпингового обложения. Действие этого принципа направлено на соблюдение в ходе антидемпингового процесса процедурных норм. Правопорядок в антидемпинговой сфере создается и поддерживается в результате строгого и неуклонного соблюдения норм антидемпингового законодательства всеми участниками антидемпингового процесса.

2. Принцип гласности антидемпингового процесса. Она подразумевает открытость процесса на всех его стадиях. Таким образом, гласность является гарантом защиты от произвола властей, проводящих антидемпинговые расследования и имеющих чрезвычайно широкие полномочия. Однако вместе с тем этот принцип допускает, и ограничение в доступе к определенной информации, которая может использоваться в целях, для которых она запрошена, и по требованию заинтересованной стороны информации может быть представлен статус конфиденциальной.

3. Принцип справедливости предусматривает справедливое сравнение, которое препятствует произвольному установлению факта наличия демпинга — основного вопроса антидемпингового процесса.

4. Принцип многостороннего сотрудничества предполагает сотрудничество участников процесса на всех его этапах, прежде всего властей, проводящих антидемпинговое расследование, и поставщиков — экспортеров демпинговых товаров.

Этапы антидемпингового процесса:

Подготовительный этап. Антидемпинговый процесс может быть начат двумя способами:

подача антидемпингового заявления, которое вправе подать юридические, физические лица, действующие от имени соответствующей национальной промышленности, или ассоциация производителей;

представление доказательств, оправдывающих такое инициирование.

На подготовительном этапе 50% заявлений отклоняются, в том числе по причине отсутствия надлежащей документальной части.

Таким образом, для возбуждения расследования согласно заявлению необходимо соблюдение двух требований. Во-первых, заявление должно подкрепляться соответствующими документами. Во-вторых, в поддержку заявления должны высказать свое отношение производители, совокупный объем производства товаров которых составляет более 50% в общем объеме производства таких товаров в стране. Важно также учесть, что бремя доказательства обратного, то есть того, что данный % завышен, лежит на экспортере, обвиняемом в демпинговых поставках.

Инициирование антидемпингового процесса и проведение расследования. Инициирование процесса – его возбуждение по инициативе государств или правительств этих государств. После решения вопроса о наличии достаточных доказательств существования демпинга, наносящего ущерб, и определения степени поддержки заявления представителями соответствующей отрасли промышленности антидемпинговый процесс переходит ко второму этапу — инициированию процесса и проведению антидемпингового расследования.

Ценовой демпинг — что это такое простыми словами и как с ним бороться

Этот этап начинается с опубликования в официальном издании уведомления о начале расследования. Расследование содержит в себе две формы: это работа с документацией и проведение различных встреч и слушаний с участием заинтересованных сторон и их оппонентов. По требованию импортеров, экспортеров, представителей правительства страны экспорта и жалобщика должна представляться возможность проведения встреч со сторонами с "противоположными интересами" для выяснения позиции оппонентов. При такой организации встреч должна учитываться необходимость сохранения конфиденциальности

Введение временных мер. Только применение временных и окончательных антидемпинговых мер ставит первые препятствия на пути импорта. Однако, даже если антидемпинговое разбирательство не приводит к введению дополнительных пошлин или навязыванию экспортерам обязательств, уже сам факт его начала отрицательно сказывается на развитии торговли данным товаром, создавая «протекционистский эффект», тем не менее, такое введение временных мер не препятствует продолжению антидемпингового расследования и компетентные органы продолжают работать над вынесением уже окончательного решения.

Завершение процесса, принятие обязательств или наложение антидемпинговых пошлин. Антидемпинговое расследование заканчивается без защитных мер, принятием антидемпинговых обязательств и наложением окончательных пошлин. Принятие обязательств или наложение окончательных пошлин прекращает расследование, но не процесс, а прекращение расследования без каких-либо мер завершает и процесс и расследование. Когда после консультаций принято решение об отсутствии необходимости применения протекционистских мер и по этому поводу отсутствуют возражения Антидемпингового комитета, антидемпинговое расследование и процесс в целом подлежат завершению.

Заключительный этап (бойкот, квоты, прочее).

⇐ Предыдущая12

§ 310. Демпинг — экспорт товаров по бросовым ценам (to dump — сбрасывать излишки, хлам), т.е. обычно по ценам ниже, чем на внутреннем рынке страны экспорта. Демпинг используется либо для завоевания новых рынков, путем привлечения покупателей дешевыми ценами, либо для получения иностранной валюты, в которой экспортер по тем иным причинам (включая увод выручки за рубеж) испытывает нужду. Демпинг представляет собой распространенную разновидность недобросовестной конкуренции, так как может наносить серьезный ущерб для производства соответствующих товаров в стране импорта, а также для добросовестных экспортеров аналогичных товаров из других стран.

Способом противодействия демпингу является применение импортирующим государством обычно по жалобам терпящих убытки предпринимателей так называемых антидемпинговых мер, прежде всего в виде антидемпинговых пошлин. Эти пошлины устанавливаются в дополнение к обычным таможенным пошлинам и отличаются иногда штрафным характером, хотя в принципе должны быть компенсационными, т.е. соответствовать разнице между нормальной и демпинговой ценами. Антидемпинговые пошлины устанавливаются по результатам специального правительственного расследования, целью которого является прежде всего выявление самого факта демпинга и причиненного им ущерба, а уже затем установление пошлины. Антидемпинговые расследования весьма распространенная процедура. В США и Евросоюзе они одновременно проводятся в десятках и сотнях случаев. Десятки расследований имеют место в отношении российских товаров в Евросоюзе, в США, в Китае и т.д.

Кроме формально вводимых антидемпинговых пошлин, по существу в качестве антидемпинговых мер могут выступать и неформальные ( "предформальные") методы, как-то: само объявление о начале намерении начать антидемпинговое расследование (которое может в результате и не выявить оснований для введения антидемпинговых пошлин), а также обычно сопутствующие этому публикации в прессе, иногда в виде организованной компании против презюмируемого демпинга. Все это оказывает воздействие на экспортера данного товара, который, естественно, не заинтересован в доведении дела до применения антидемпинговых пошлин, которые, как правило, практически перекрывают импорт соответствующего товара, квалифицированного в качестве демпингового. Поэтому обыкновенно открываются переговоры, в том числе и на правительственном уровне, об урегулировании конфликта по взаимной договоренности. Такая договоренность может означать: повышение цен на товар и/ установление квот для его поставок. Иногда договоренность может на межправительственном уровне вылиться в заключение так называемых соглашений о "добровольном" ограничении экспорта (см. ниже).

§ 311. Поскольку антидемпинговые меры весьма эффективны для ограничения импорта в страну, нередки случаи злоупотребления использованием антидемпинговых расследований и антидемпинговых мер без достаточных к тому оснований, когда демпинга фактически нет. Таким образом, из средства борьбы с недобросовестной конкуренцией антидемпинговые меры, используемые как средство протекционизма, превращаются в орудие протекционизма и недобросовестной конкуренции.

Демпинг — что это такое простыми словами виды демпинговые цены

Такая практика давно вызывала противодействие на международно-правовом уровне посредством выработки четких критериев определения демпинга и допустимых пределов пресечения его.

§ 312. В ГАТТ 1947 г. ст. VI определяла демпинг как торговую операцию, состоящую в том, что "товары одной страны поступают в другую по цене ниже нормальной стоимости товаров". Обусловлена была при этом возможность использования антидемпинговых пошлин, но условия их применения не были достаточно четки, что и создавало почву для злоупотреблений. Поэтому последовательно в 1969 г. (Кеннеди раунд), в 1974 г. (Токио раунд) и в 1994 г. (Уругвайский раунд) принимались и пересматривались Соглашения об интерпретации ст. VI ГАТТ, получившие название "Антидемпинговый кодекс". Последняя его редакция 1994 г. предусматривает правила, направленные на недопустимость необоснованных антидемпинговых мер. Таковые могут вводиться только в результате антидемпингового расследования, инициированного, что важно, как правило, по заявлению заинтересованных предпринимателей, которые жалуются, что несут убытки от демпинга.

При этом в заявлении должны быть представлены национальные производители, доля которых в производстве данного товара более 50% всего национального производства той части производителей, которые поддерживают заявление возражают против. Но если доля производителей, поддерживающих заявление, менее 25% национального производства, — расследование не начинается.

Правительственные органы могут инициировать расследование лишь как исключение (при "особых обстоятельствах") и если они располагают доказательствами демпинга, ущерба от него и взаимосвязи ущерба с демпингом.

При этом расследование должно быть открытым для всех заинтересованных сторон и гласным.

Расследование должно установить, что:

— имеет место минимальная разница (2%) между ценой предположительно демпингового товара и нормальной ценой (внутреннего рынка страны экспорта). При этом такое сопоставление цен, как правило, производится по ценам франко-завод по сделкам примерно на одно и то же время; либо в сопоставлении средневзвешенных цен, по которым товар продается в стране, со средневзвешенными всех сопоставимых экспортных сделок, либо цен внутреннего рынка и экспортных цен по конкретным сделкам;

— объем импорта "демпингового" товара превышает минимум (3%) от всего импорта в страну аналогичного товара;

— имеется доказанная причинно-следственная связь между имевшим место демпингом и существенными материальными убытками национального производства угрозой таких убытков.

При этом "национальное производство" включает всех национальных производителей (более 50%), а не отдельные компании.

Только после установления указанных фактов может быть введена антидемпинговая пошлина. Но она не должна носить штрафного характера, а быть компенсационной, т.е. представлять собой разницу между демпинговой и нормальной ценой. В принципе, антидемпинговая пошлина служит для нейтрализации возникшего ущерба и действует на срок, необходимый для такой нейтрализации. В любом случае действие антидемпинговой пошлины автоматически прекращается через 5 лет после ее введения.

Антидемпинговый кодекс обусловливает методику и критерии определения материального ущерба ( угрозы его) для производства аналогичного товара в стране импорта, методику расчета антидемпинговых пошлин и четкие процедурные правила.

В частности, ущерб понимается весьма широко: сокращение сбыта, прибыли, производства, доли на рынке, производительности, доходов от инвестиций, недоиспользование производственных мощностей, воздействие на внутренние цены, товарные запасы, занятость, темпы роста производства, заработная плата, возможности привлечения инвестиций и другие объективные факторы.

Проводимое расследование не должно приостанавливать процесса таможенной очистки предположительно демпингового товара.

Как и во многих других случаях, в рамках ГАТТ/ВТО в Антидемпинговом кодексе содержатся особые льготные положения для развивающихся стран с учетом особенностей их экономики и формирования цен. В этой связи занижение экспортной цены товара из развивающейся страны по сравнению с внутренней ценой в такой стране не является само по себе поводом для обвинения в демпинге.

§ 313. Надо отметить, что Антидемпинговый кодекс в его последней редакции служит достаточно действенным инструментом пресечения злоупотреблений в использовании антидемпинговых мер, и в этом своем качестве возможности применения процедур Кодекса представляют особый интерес для России, в том числе с точки зрения ее вступления в ВТО, ибо нередки случаи, когда российские экспортеры страдают от антидемпинговых процедур в других странах без достаточных для этого действительно демпинговых оснований (§ 574, 526). С другой стороны, и сама Россия несет убытки от демпинга. Так, правительство Украины активно субсидирует свою черную металлургию. В результате украинские металлурги поставляют в Россию продукцию (особенно трубы) по демпинговым ценам. Соответственно Россия, спасая собственную металлургию, в 2001 г. вынуждена была ввести специальные квоты и договорилась с Украиной об ограничении ввоза труб из Украины в 620 тыс. т в год.

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *