Бюджетно налоговая политика государства

§ 9. Экономические функции государства. Налоговая система
Внешние эффекты экономической деятельности.
Общественные блага являются частным случаем так называемых экстерналий, или внешних эффектов, поскольку показывают влияние производителя на потребителей.
Внешние эффекты экономической деятельности — внешние последствия экономической деятельности, продукции и услуг.
Таким образом, внешние эффекты — это последствия деятельности одной фирмы или индивида для других фирм, групп населения и индивидов, которые не являются участниками этой деятельности.
Они делятся на положительные и отрицательные. Загрязнение окружающей среды является классическим примером таких эффектов (последствий для общества), которые оказывают негативное влияние на промышленность, рыболовство, туризм, городское развитие, качество жизни. Внешние эффекты отражают тот факт, что социальные и частные интересы часто не совпадают: то, что хорошо для одного индивида, может вызвать издержки у остальной части общества.
Внешние эффекты представляют собой полезность или затраты, связанные с третьими лицами и не учтённые в цене товара. Причиной их существования служит то обстоятельство, что все люди живут в одном мире и используют одни и те же ресурсы. Каждый человек преследует свои цели, но одни делают это в ущерб, а другие во благо соседям. Причём часто — ненамеренно, так что внешний эффект может стать побочным результатом, не входящим в первоначальную цель человека. На языке экономической теории это означает, что потребление или производство какого-то блага может оказывать побочное воздействие на потребление или производство другого блага. Внешние эффекты иначе называют эффектами соседства.
Роль государства в появлении внешних эффектов чрезвычайно велика. В начале 1990-х гг. российское правительство решило покончить с пустыми прилавками и товарным дефицитом, резко ввело рыночные отношения и отпустило цены. Прилавки действительно наполнились, но карманы граждан опустели. Розничные цены взметнулись вверх, а зарплата осталась прежней. Миллионы людей любовались переполненными витринами, но купить ничего не могли. Как цепная реакция последовали банкротства и закрытия предприятий, людей выгоняли на улицу либо отправляли в неоплачиваемый отпуск. Бедных, нищих и голодных стало больше, чем в эпоху товарного дефицита. Одновременно на приватизации общественной собственности и покупке обесценившихся ваучеров разбогатело множество бизнесменов. Для них внешний эффект действия правительства оказался положительным.
Влияние отрицательных эффектов сглаживается с помощью государственного регулирования. Если речь идёт об ухудшении качества окружающей среды за счёт выбросов или сбросов загрязняющих веществ, используются такие методы регулирования, как нормирование качества выбросов (сбросов), платежи за выбросы загрязняющих веществ, торговля правами на выбросы загрязняющих веществ. Способ борьбы с последствиями экономической деятельности, принятый рядом правительств и международных организаций в 1970-х гг., сводится к принципу: «Платит тот, кто загрязняет», в частности, те, кто загрязняет окружающую среду, оплачивают все общественные издержки, вызываемые их производством, через налоги и сборы.
Налоги. Налоги являются важным инструментом регулирования экономической жизни со стороны государства.
Налог — обязательный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в денежной форме в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Налогообложение касается не только физических, но и юридических лиц, т. е. предприятий и организаций.
Сумма, с которой взимаются налоги, называется налоговой базой. В случае налогов на доходы её можно назвать налогооблагаемым доходом (прибылью). Налогооблагаемый доход (прибыль) равен разности между полученным доходом (прибылью) и налоговыми льготами. Сумма налога исчисляется на основе налоговой ставки. В соответствии с Налоговым кодексом РФ налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговая база и порядок её определения, а также налоговые ставки по федеральным налогам устанавливаются Налоговым кодексом.
Налоги являются главной статьёй бюджетных доходов государства. Объектами налогообложения выступают: доходы (прибыль); стоимость определённых товаров; отдельные виды деятельности налогоплательщиков; операции с ценными бумагами; пользование природными ресурсами; имущество юридических и физических лиц; передача имущества; добавленная стоимость произведённых товаров и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами.
Налоги бывают двух видов. Первый вид (прямые налоги) — налоги на доходы и имущество: налог на доходы физических лиц; налог на прибыль корпораций (фирм); налог на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налоги на перевод прибыли и капитала за рубеж и др. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица.
Второй вид (косвенные налоги) — налоги на товары и услуги: налог с оборота, который в большинстве развитых стран в настоящее время заменён налогом на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); налоги на наследство, на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и др. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.
Налоги выполняют три важнейшие функции:
1) финансирования государственных расходов (фискальная функция);
2) поддержания социального равновесия путём изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция);
3) государственного регулирования экономики (регулирующая функция).
Виды налогов. Наибольшая доля налоговых поступлений в консолидированный бюджет России приходится на налог на добавленную стоимость (НДС) и налог на прибыль юридических лиц, в то время как, например, в Австрии, Великобритании, Германии, США, Японии лидирующее положение в структуре доходов государственного бюджета занимает подоходный налог с физических лиц, во Франции — соответственно НДС и подоходный налог с физических лиц. В разных странах мира ставка НДС колеблется от 5 до 38% стоимости товаров и услуг предприятия. Подоходный налог с юридических лиц (корпоративный налог) взимается по следующим ставкам: в большинстве стран (Дания, Италия, Испания, США и др.) основная ставка налога составляет 34%, в Великобритании — 35%, в Бельгии — 43%, в Германии — 50%. Во Франции НДС составляет 19,6% на большинство товаров и услуг. Декларация и оплата НДС делается помесячно или каждые три месяца. Сегодня российские налоги — самые низкие в Европе.
НДС — показательный пример того, как может осуществляться перераспределение налогового бремени: субъект налога и носитель налога не совпадают. Налогоплательщик по закону (субъект налога) стремится к тому, чтобы переложить налог либо «вперёд» — на покупателей своих товаров и услуг, повышая цену этих товаров и услуг в соответствии с размером налога, либо «назад» — на лиц, у которых он сам покупает товары и услуги, уплачивая им меньше, т. е. столько, сколько он заплатил бы, если бы налога не существовало.
НДС охватывает практически все виды товаров и услуг, поэтому при относительно низких ставках пополняет казну лучше других видов налогов. Кроме того, НДС позволяет гибко балансировать бюджетные расходы и доходы при инфляционном росте цен, их либерализации.
НДС имеет преимущества как для государства, так и для налогоплательщиков: от него труднее уклониться, с ним связано меньше экономических нарушений, он повышает заинтересованность в росте доходов, а для налогоплательщиков, кроме того, предпочтительнее налогообложение расходов, а не доходов.
С 1 января 1993 г. в России действовала ставка НДС в размере 20%. В 2006 г. она равнялась 18%, оставаясь на таком уровне и сейчас.
Существует и льготная ставка этого налога в размере 10% по некоторым видам продовольствия, товаров детского ассортимента, лекарственных средств и печатных изданий.
Налог на прибыль определяется исходя из налогооблагаемой базы и ставки налога. Ставка налога на прибыль в 2009 г. в нашей стране составляла 24%. Во Франции, например, любая коммерческая деятельность облагается налогом в размере 33,3% от прибыли. Под прибылью подразумевается сумма, остающаяся после вычета всех расходов на функционирование предприятия (расходов на зарплату, оплату поставщиков, амортизации и т. д.).
Налог на имущество предприятий взимается с балансовой стоимости имущества предприятий. Объектом налогообложения являются основные средства (включая долгосрочно арендуемые с правом последующего выкупа), нематериальные активы, запасы и затраты в стоимостном выражении, находящиеся на балансе.
Расчёт налога ведётся на основе среднегодовой стоимости имущества, при этом из состава имущества предприятия исключается стоимость принадлежащей ему земли, объектов жилого фонда и социально-культурной сферы, а также линий связи и энергопередачи, путей сообщения и т.д. Ставка налога устанавливается властями соответствующей республики (области), но не свыше 0,5% налогооблагаемой базы.
Акциз — косвенный налог на товары или услуги.
Акцизы вводятся Федеральным законом как средство обложения продаж так называемых подакцизных товаров — винно-водочных изделий, пива, табака, шоколада, икры осетровых и лососёвых рыб, автомобилей, ювелирных изделий, мехов и т. д. С помощью акцизов в государственный бюджет изымается часть стоимости (цены) товара, которая не отражает ни эффективности его производства, ни потребительских свойств, а является следствием особых условий его производства и реализации. Если бы эта часть цены не изымалась в бюджет, то фирмы-изготовители соответствующей продукции получали бы незаслуженно высокую прибыль.
Основные виды налогов и сборов в Российской Федерации
Федеральные
Региональные
налог на добавленную стоимость
акцизы
налог на прибыль организаций
налог на доходы физических лиц
государственная пошлина
налог на добычу полезных ископаемых
водный налог
сборы за пользование объектами животного мира
и за пользование объектами водных биологических ресурсов
налог на имущество организаций
транспортный налог
налог на игорный бизнес
Местные
земельный налог
налог на имущество физических лиц
Ставки акцизов устанавливаются в процентах по отношению к свободным отпускным ценам, включающим издержки производства, прибыль и сумму акциза. При этом ставки рассчитаны таким образом, чтобы после изъятия акциза оставшаяся в цене прибыль обеспечивала нормально работающему предприятию рентабельность 25% и более.
Социальные взносы (социальные налоги) охватывают взносы предприятий на социальное обеспечение и налоги на заработную плату и рабочую силу. Они представляют собой выплаты, которые осуществляются частично самими работающими, частично их работодателями. Это отчисления во внебюджетные фонды: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования РФ. Налоги на фонд заработной платы и рабочую силу выплачиваются только работодателями.
Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации.
К федеральным налогам и сборам относят, например, налог на прибыль (доход) организаций, налог на доходы физических лиц и пр.
К региональным налогам и сборам относятся: налог на имущество организаций; налог на недвижимость; транспортный налог; налог на игорный бизнес и пр.
Местные налоги и сборы включают: земельный налог; налог на имущество физических лиц; налог на рекламу и пр.
Налогово-бюджетная политика государства. Государство управляет экономической жизнью страны с помощью двух мощных инструментов: налогово-бюджетной (фискальной) и денежно-кредитной политики. Государство, во-первых, собирает деньги с помощью налогов, во-вторых, тратит их в соответствии со статьями бюджета. И первое, и второе являются мощными рычагами, использование которых может привести как к процветанию страны, так и к глубокому затяжному кризису. Некоторые экономические школы рекомендуют свести их использование к минимуму.
Как показывает практика, в ходе экономического цикла автоматически может возникнуть дефицит бюджета (превышение расходов над доходами) в фазе спада и профицит (превышение доходов над расходами) в фазе подъёма. Для борьбы с дефицитом госбюджета и в целях оживления хозяйственной жизни некоторые экономисты предлагают снижать налоги. Они полагают, что более низкие ставки налогов не обязательно приведут к увеличению дефицита госбюджета из-за сокращения налоговых поступлений, а вот подъёму производства (предложения) и спроса помогут обязательно. Однако проблема состоит в том, что если это и происходит, то в долгосрочном периоде, а в краткосрочной перспективе поступление налогов в бюджет, скорее всего, снизится.
Изменение ставки налогов влияет в первую очередь на предложение (весь объём производимых в стране товаров и услуг). Управлением расходной части бюджета можно повлиять на спрос. Так, во время кризиса 1929—1933 гг. англичанин Дж.М. Кейнс рекомендовал для вывода экономики из застоя увеличивать расходы бюджета для организации разнообразных общественных работ: строительство шоссейных дорог, освоение новых районов, сооружение предприятий. Снижение уровня безработицы, по его мнению, должно было увеличить спрос и начать процесс оживления экономики.
Денежно-кредитная политика государства. Под таким термином подразумевается вся совокупность государственных мероприятий в области денежного обращения и кредита. На денежное обращение государство влияет в первую очередь посредством денежной эмиссии (может напечатать новые деньги). Кредит регулируется с помощью учётной политики (регулирование нормы процента, под который предоставляется ссудный капитал).
В условиях падения производства и увеличения безработицы центральные банки пытаются оживить конъюнктуру путём расширения кредита и снижения нормы процента. Напротив, экономический подъём часто сопровождается «биржевой горячкой», спекуляцией, ростом цен, нарастанием диспропорций в экономике. В таких условиях центральные банки стремятся предотвратить «перегрев» конъюнктуры с помощью ограничения кредита, повышения процента, сдерживания эмиссии платёжных средств и т. д.
Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объёма производства, занятости и уровня цен. Осуществляя её, Центральный банк воздействует на кредитную деятельность коммерческих банков и направляет регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики. Его цель — стабилизация экономики, укрепление денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом.
С помощью денежно-кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции. Государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики страны.
Денежно-кредитная политика осуществляется как косвенными (экономическими), так и прямыми (административными ) методами воздействия. Различие между ними состоит в том, что Центральный банк либо оказывает косвенное воздействие через ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты в отношении количественных и качественных параметров деятельности банков.
К инструментам денежно-кредитной политики относятся: изменение ставки рефинансирования; изменение норм обязательных резервов; операции на открытом рынке с ценными бумагами и иностранной валютой, а также внедрение кредитных ограничений.
К числу экономических функций государства в современном обществе специалисты относят: регулирование денежного хозяйства страны и контроль за деятельностью банков; формирование законодательной основы экономической деятельности и обеспечение судебной защиты имущественных интересов граждан и коммерческих фирм; защиту механизма конкуренции и предотвращение негативных последствий монополизма; охрану частной собственности граждан и фирм от посягательств криминала; заботу о материальном благополучии населения и сокращение уровня бедности; регулирование трудовых отношений в стране, улаживание социальных конфликтов; предотвращение экономических кризисов; охрану интересов потребителей и контроль за качеством товаров и услуг; и, наконец, контроль за сферой внешней торговли и валютных операций, а также защиту экономических интересов страны в международных отношениях.
Основные термины и понятия
Внешние эффекты экономической деятельности, налог, акциз
Вопросы и задания
1. Что подразумевается под внешними эффектами экономической деятельности?
2. Охарактеризуйте влияние государства на внешние эффекты экономической деятельности.
3. Как государство регулирует экономику? Назовите направления и механизмы проведения такой политики.
4. Что такое налоги? Может ли государство жить без налогов? Могут ли граждане жить без них?
5. Охарактеризуйте функции, которые выполняют налоги. Практикум
1. Сконструируйте модель воздействия государства на экономику страны, отметив:
цели экономической политики;
ожидаемые результаты;
её направления;
механизмы деятельности государства.
2. Найдите в приведённом списке ошибочное утверждение. Налоги выполняют следующие важнейшие функции:
1) финансирования государственных расходов (фискальная функция);
2) поддержания социального равновесия путём изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция);
3) государственного регулирования экономики (регулирующая функция);
4) являются выплатой, которую каждая фирма обязана возместить за предоставленные ресурсы.
3. Вставьте пропущенные слова: «С помощью в государственный бюджет изымается часть стоимости (цены) товара, которая не отражает ни эффективности его производства, ни потребительских свойств, а является следствием особых условий его производства и 4. Выберите правильный ответ. Посредством налоговой политики государство:
1) управляет денежными расходами;
2) изымает часть доходов граждан и фирм в свою пользу;
3) перераспределяет сырьё и материалы;
4) увеличивает личные доходы граждан.
5. Продолжите перечисление экономических функций государства (их должно быть 16).
1. Регулирование денежного хозяйства страны.
2. Контроль за деятельностью банков.
3.

Стимулирующая и сдерживающая бюджетно-налоговая политика

Кейнсианская модель «доходы – расходы» обосновывает, что равновесный объем производства (У) устанавливается при данном уровне инвестиций (/), государственных расходов (С) и налоговых отчислений (Г). Вследствие недостаточности совокупного спроса равновесный уровень производства может быть достигнут в условиях неполной занятости ресурсов. Образовавшийся в результате этого разрыв может быть ликвидирован при помощи государственного вмешательства в экономику с использованием государственных расходов и налоговых отчислений в бюджет.

На стадии циклического спада в экономике проводится стимулирующая бюджетно-налоговая политика. Она осуществляется путем увеличения государственных расходов и снижения налоговых ставок, что приводит к возникновению дефицита госбюджета.

На стадии циклического подъема экономики осуществляется сдерживающая бюджетно-налоговая политика. Ее осуществление предполагает снижение государственных расходов и увеличение налогов, в результате чего возникает профицит госбюджета В краткосрочном периоде проведение этой политики позволяет охладить инфляционный перегрев экономики и снизить инфляцию, но имеет своим следствием рост безработицы и спад производства. В долгосрочной перспективе рост налогов и сокращение

государственных расходов может привести к спаду совокупного предложения и развертыванию стагфляции (спада, стагнации или значительного замедления экономического развития и торговли при одновременном повышении инфляции). В конечном итоге возникают предпосылки для разрушения экономического потенциала страны.

В рамках кейнсианского подхода в краткосрочном периоде должно учитываться действие трех мультипликаторов: государственных расходов, налогового и сбалансированного бюджета.

Мультипликатор государственных расходов отражает изменения в ВВП в результате динамики государственных расходов. Он показывает кратность прироста объема национального производства при увеличении государственных расходов на единицу и определяется по формуле

где ΔY – прирост выпуска; ΔG – прирост государственных расходов; МРС – предельная склонность к потреблению; MPS – предельная склонность к сбережению.

Действие этого мультипликатора отображается на графике кейнсианского креста (рис. 26.1). Если государственные расходы увеличиваются на ΔG, то кривая планируемых расходов сдвигается вверх на эту же величину, точка равновесия перемещается из положения А в положение В, а равновесный объем производства возрастает от Y1 до Y2 на величину ΔΥ, определяемую из уравнения ΔY = ΔG Ч MULTg.

Рис. 26.1. Влияние государственных расходов на выпуск продукции

Таким образом, при проведении экспансионистской бюджетноналоговой политики с целью оживления экономики и увеличения объема производства государство должно увеличивать свои расходы. И наоборот, в условиях перегрева экономики государство может использовать в качестве рестрикционной меры снижение государственных расходов.

С учетом налогообложения дохода (Y) модель мультипликатора государственных расходов в закрытой экономике принимает вид

где t – предельная ставка налогообложения, т.е. соотношение между приростом суммы вносимого налога и приростом дохода (t = ΔT/ΔY).

При прогрессивной шкале налогообложения эффект мультипликатора ослабевает, уровни занятости и выпуска стабилизируются. Снижение ставки налогообложения усиливает мультиплицирующий эффект.

Изменение суммы налогов Т также оказывает мультипликационное воздействие на равновесный уровень дохода, однако более мягкое, так как налоговый мультипликатор по своей величине меньше мультипликатора государственных расходов. Он рассчитывается по формуле

и показывает отношение изменения объема ВВП к вызвавшему его изменению налогов, или кратность изменения Y при изменении налогов на единицу.

Изменение совокупного дохода может быть подсчитано по формуле

Для оживления экономики государство должно снижать налоги, а для ее охлаждения – увеличивать. Действие налогового мультипликатора отражено на рис. 26.2 (по вертикальной оси отложены совокупные расходы АЕ).

При условии что все налоговые отчисления в госбюджет зависят от текущего дохода, налоговая функция принимает вид Т= t • Y, где t – предельная налоговая ставка.

В этом случае формула налогового мультипликатора принимает вид в закрытой экономике:

Если при увеличении государственных расходов правительство стремится сохранить сбалансированность бюджета и для этого увеличивает величину налоговых поступлений, т.е. когда величины государственных расходов и налоговых поступлений изменяются в одном направлении, то возникает эффект мультипликатора сбалансированного бюджета. Действие этого мультипликатора состоит в следующем: при возрастании государственных расходов и налоговых поступлений на одну и ту же величину (ΔС = ΔТ), равновесный объем производства возрастает на ту же самую величину (т.е. ΔY = ΔG = ΔТ).

Рис. 26.2. Влияние снижения налогов на выпуск продукции

Допустим, правительство для покрытия дополнительных государственных расходов ужесточило налоговую политику, повысив налоговые ставки. В результате осуществления этих мер и государственные расходы, и налоговые поступления в бюджет возросли на 100 тыс. руб. Предельная склонность к потреблению составляет 0,8. Нужно определить величину изменения равновесного объема производства, вызванного указанными действиями правительства. Рассчитаем мультипликаторы государственных расходов и налогов:

В этом случае прирост Y за счет роста государственных расходов составит

Снижение Y в результате роста налогов окажется равным

Тогда общее изменение объема национального производства составит

т.е. ту же самую величину, что и первоначальный прирост государственных расходов и налогов.

Этот вывод получил название теоремы Хаавельмо по имени сформулировавшего его норвежского ученого Трюгге Хаавельмо (1911–1999), лауреата Нобелевской премии по экономике за 1989 г.

Действие мультипликатора сбалансированного бюджета связано с тем, что мультипликативный эффект от роста налогов слабее, чем от увеличения государственных расходов. Налоговая политика относится к мерам косвенного воздействия на величину ВВП, в то время как рост государственных расходов является рычагом прямого действия. Данное различие является определяющим при выборе инструментов бюджетно-налоговой политики: для преодоления циклического спада в экономике увеличиваются государственные расходы (это дает сильный стимулирующий эффект), а для сдерживания инфляционного подъема возрастают налоги (что является относительно мягкой ограничительной мерой).

Сторонники «теории предложения» считают одним из важнейших факторов экономического роста понижение налоговых ставок. Американский профессор Артур Лаффер (род. 1941), участвовавший в 1980-е гг. в разработке стабилизационной программы президента Р. Рейгана, сформулировал теоретическое положение, получившее название эффект Лаффера, графически изображаемое в виде кривой Лаффера.

Кривая Лаффера показывает зависимость суммы налоговых поступлений в бюджет от уровня налоговой ставки. При налоговой ставке, равной нулю, государство не получит налоговых поступлений. При увеличении налоговой ставки до 50% сумма налоговых поступлений в бюджет будет увеличиваться, а при дальнейшем росте ставок – уменьшаться. Это происходит оттого, что снижаются стимулы к предпринимательской деятельности (так как бо́льшую часть заработанного дохода предприниматели и население должны перечислить в государственный бюджет). Это, в свою очередь, приводит к банкротству товаропроизводителей, свертыванию ими предпринимательской деятельности либо уводу ее «в тень». При налоговой ставке в 100% экономическая деятельность полностью прекратится. Кривая Лаффера изображена на рис. 26.3.

На практике эффект Лаффера не принес ожидаемых результатов. Предположения, что снижение налогов вызовет в длительной перспективе рост сбережений, инвестиций и занятости в американской экономике, не подтвердились. Кроме того, весьма трудно определить, на какой стороне кривой находится экономика в данный момент.

Рис. 26.3. Кривая Лаффера

Бюджетно-налоговая политика государства

Итак, что же такое бюджетно-налоговая политика государства? Это политика, проводимая в области налогообложения и государственных расходов, направленная на поддержание хорошего уровня занятости населения, стабильной экономики в стране, ну и, конечно же, постоянного прироста ВВП. Эту политику часто называют фискальной.

Основная задача этой политики — регулирование (чаще поддержание) совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов.

Слово «фискальная» у многих финансовых работников ассоциируется с налогами. По большому счету так оно и есть — именно этой политикой регулируются ставки налогов и сборов.

Какие цели преследует бюджетно-налоговая политика?

  • стабильный экономический рост в стране;
  • занятость трудовых ресурсов (то есть сведение уровня безработицы к минимуму);
  • стабильный уровень цен (инфляция — это самая большая проблема экономик любых стран).

Есть два вида бюджетно-налоговой политики государства:

  1. Стимулирующая.

Стимулирующая фискальная политика проводится в период экономического кризиса (стагнации экономики). В этом случае просто жизненно необходимо всеми силами стимулировать совокупный спрос или совокупное предложение. Что можно сделать для этого? Используют:

  • повышение государственных закупок товаров и услуг;
  • снижение налогового бремени на предприятия;
  • повышение трансфертов (если это позволяет бюджет).

Все эти меры ожидаемо приведут к увеличению спроса. Как следствие, будет увеличен выпуск продукции, вырастет объем выполненных работ и услуг.

  1. Сдерживающая.

А вот если экономика, наоборот, «перегрелась», то есть возник синдром перекредитования, экономический рост усиленно профинансирован государственными средствами, избыточное вложение средств грозит увеличением инфляции, то проводится сдерживающая фискальная политика. Что это значит:

  • сокращение государственных расходов;
  • увеличение налогов;
  • сокращение трансфертов.

Эти меры приводят к сокращению системы «спрос — предложение». Такая политика регулярно проводится во многих странах для контроля над уровнем инфляции.

Более интересна для нас будет другая классификация фискальной политики.

Фискальная политика

Дискреционная (объявляется государством).

Характерны следующие маневры:

  • изменение госзакупок в большую или меньшую сторону;
  • изменение налоговой ставки;
  • изменение трансфертных выплат

Автоматическая («встроенные стабилизаторы»).

«Работают» следующие инструменты:

  • контроль за процентом подоходного налога;
  • косвенные налоги;
  • трансфертные пособия

Стоит помнить, что размеры государственных трансфертов всегда меняются в зависимости от состояния экономики в стране

Подробно о дискреционной политике можно прочитать в нашей статье «Дискреционная бюджетно-налоговая политика (нюансы)».

Автоматическая налогово-бюджетная политика как вид фискальной политики

Одним из достоинств данной политики является наличие встроенных стабилизаторов. Таким термином обозначают инструменты, величина которых не меняется, но само наличие их в экономике автоматически стабилизирует ситуацию, стимулируя экономику при спаде и сдерживая при «перегреве». Рассмотрим, как эти инструменты влияют на совокупный спрос.

НДС, например, как косвенный налог и часть цены товара, снижается при падении объема продаж и увеличивается при росте выручки. Соответственно, при рецессии экономики поступления от НДС в бюджет снижаются (изъятия из экономики денежных средств уменьшаются), а при «перегреве» экономики поступления налога увеличиваются. Так происходит автоматическая стабилизация.

Кстати, подробно узнать о делении налогов на прямые и косвенные можно .

А вот трансфертные пособия (пособия по безработице и «по бедности») влияют по-другому. При спаде экономики выплаты данных пособий увеличиваются (безработица растет), при росте экономики — уменьшаются (занятость населения увеличивается). Таким образом, выплата данных трансфертов стимулирует совокупный спрос при спаде, уменьшение выплат при подъеме оказывает своего рода сдерживающее влияние на экономику.

Основные инструменты налогово-бюджетной политики

Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно:

  • государственные закупки;
  • налоги;
  • трансферты.

Давайте рассмотрим, как эти инструменты влияют на совокупный спрос:

  1. Во-первых, трансферты. Когда государство увеличивает социальные выплаты, при прочих равных и неизменных условиях доход хозяйства (семьи, организации) растет, следовательно, есть финансовая возможность тратить больше — повышается спрос. С другой стороны, если смотреть непосредственно на фирму, получение господдержки дает возможность расширения производства и возможное увеличение инвестиционных расходов. Соответственно, уменьшение выплат ведет к сокращению совокупного спроса.
  2. Во-вторых, это налоги. Здесь ситуация, полностью противоположная трансфертам. Чем выше применяемые ставки налогов, тем меньше совокупный спрос (спрос отталкивается от возможного дохода), сокращается инвестиционный расход (в компаниях уменьшается чистая — нераспределенная — прибыль). Как только ставки налогов снижаются, ситуация меняется в диаметрально противоположную сторону.

О новостях-2018 в налогообложении читайте в материале «Новое: налоги-2018».

  1. Рост государственных закупок ожидаемо ведет к росту совокупного спроса. Так как сами закупки являются частью совокупных расходов.

Поэтому инструменты бюджетно-налоговой политики могут использоваться для стабилизации экономики в разных фазах экономического цикла. Причем если следовать кейнсианской экономической теории (Кейнс — автор фискальных методов регулирования экономики), все инструменты фискальной политики имеют мультипликативное влияние на экономику страны в целом, поэтому регулирование экономической ситуации в стране стоит вести именно при помощи фискальной политики, в частности путем регулирования государственных закупок как инструмента, наиболее влияющего на совокупный спрос.

О том, в какой форме проводятся тендеры по выбору поставщика по госзакупкам, читайте в материале «В каких тендерах участвуют без электронной подписи?».

Плюсы и минусы фискальной политики

У бюджетно-налоговой политики есть немало положительных моментов:

  1. Все инструменты фискальной политики имеют мультипликативный эффект влияния на экономику.
  2. Наличие автоматических стабилизаторов — частичное сглаживание циклических колебаний экономики.
  3. Отсутствие долгого времени между принятием решений по направлению экономики и результатом воздействия (короткий внешний временной лаг).

При этом противники кейнсианского подхода называют несколько недостатков:

  1. Наличие внутреннего лага. То есть между наступлением спада или подъема экономики проходит достаточно длительный процесс утверждения новой политики (все подобные решения должны утверждаться Госдумой РФ для придания им силы закона). Между тем ситуация в стране уже может измениться и принятые решения могут оказаться неактуальными и даже губительными: если меры принимались при рецессии экономики, то их действие при подъеме может, наоборот, вызвать уже «перегрев».
  2. Некая неопределенность. Порой сложно определить момент, когда надо от стимулирующей экономики переходить к сдерживающей. Отсюда может возникнуть некая дестабилизация экономической ситуации.
  3. Дефицит бюджета. Работа большинства инструментов фискальной политики приводит к оттоку денежных средств из бюджета: увеличению госрасходов, трансфертов, снижению ставок налогов. Данный недостаток считается самым крупным.

О критериях эффективности государственного налогового менеджмента читайте в статье «Основные элементы государственного налогового менеджмента».

Бюджетно-налоговая политика, ее цели и задачи

Бюджетно-налоговая политика представляет собой политику государственного регулирования экономики через изменение налогов и государственных расходов. Иногда такую политику называют фискальной политикой.

Общей задачей бюджетно-налоговой политики является обеспечение макроэкономической стабильности через перераспределение бюджетных доходов и расходов. Однако в зависимости от экономической ситуации цель бюджетно-налоговой политики может уточняться.

Это может быть, во-первых, политика стабилизации. В этом случае целью государственного регулирования является максимальное приближение реального объема ВНП к потенциальному ВНП, достижение высокого уровня занятости и сохранение низких темпов роста цен.

Во-вторых, политика экономического роста. Целью этой бюджетно-налоговой политики является сохранение темпов увеличения ВВП.

В совокупности и политика экономического роста, и политика стабилизации носят характер стимулирующей бюджетно-налоговой политики.

В-третьих, политика ограничения деловой активности (сдерживающая) направлена на уменьшение темпов роста ВВП. Как правило, она проводится на стадии экономического подъема, когда развитие экономики достигло потенциального уровня. ·

В целом задачи бюджетно-налоговой политики государства можно определить как:

• сглаживание колебаний экономического цикла;

• стабилизация темпов экономического развития;

• достижение высокого уровня занятости и низких темпов инфляции.

Для проведения бюджетно-налоговой политики государство использует свой основной ресурс — государственный бюджет.

Известно, что государственный бюджет состоит из доходов и расходов. Доходная часть бюджета состоит из налоговых и неналоговых поступлений. Расходная часть складывается из трансфертов и государственных закупок товаров и услуг. Для воздействия йа объем совокупного спроса государство использует инструменты государственного бюджета — государственные закупки товаров и услуг, налоги и трансферты. Эти инструменты иногда в экономической литературе называют регуляторами. .

Таким образом, государство при проведении бюджетноналоговой политики использует следующие инструменты:

• Государственные закупки товаров и услуг. Под ними понимается спрос правительства на товары и услуги на рынке благ.

• Налоги — обязательные безвозмездные, безвозвратные платежи домохозяйств и фирм в пользу государства. Иногда при анализе бюджетно-налоговой политики для упрощения считается, что налоги платят только домохозяйства.

• Трансфертные платежи. Под ними понимаются выплаты государства, носящие социальный характер, или система поддержки государственных и частных предприятий. К трансфертам будут в первом случае относиться пенсии, пособия, стипендии, во втором — государственные дотации, субсидии фирмам.

Для государственных инструментов, используемых в экономике, характерна одна особенность: какой бы инструмент мы ни использовали, его влияние на равновесный уровень общего дохода будет носить мультипликативный характер. При прочих равных условиях изменение величины одного из инструментов (или государственных закупок, или трансфертов, или налогов) вызовет более значительное изменение величины равновесного дохода.

В зависимости от интенсивности использования государством бюджета для стабилизации ситуации в экономике различают два типа бюджетно-налоговой политики:

1. Дискретная, или активная, политика. Государство в этом случае целенаправленно манипулирует доходами и расходами бюджета, сознательно меняя их величину, для корректировки значения макропоказателей.

2. Политика встроенных стабилизаторов, пассивная бюджетно-налоговая политика. В силу того, что государство будет всегда формировать доходы и осуществлять расходы, которые будет использовать для решения экономических или социальных проблем, изменение величины этих регуляторов автоматически будет влиять на экономические процессы.

‘ Влияние инструментов бюджетно-налоговой политики анализируется при следующих условиях:

• уровень цен постоянен;

• влияние чистого экспорта не учитывается;

• изменение объема государственных инвестиций не меняет объема частных инвестиций.

В модели “совокупный спрос и совокупное предложение” бюджетно-налоговая политика воздействует на динамику совокупного спроса и совокупного предложения. Объект влияния формируется в зависимости от выбора инструментов. На совокупное предложение воздействует изменение величины налогов и трансфертов, выплачиваемых фирмам. Так, увеличение налогов ведет к снижению объема совокупного предложения, снижение налогов стимулирует его рост. Увеличение дотаций и субсидий фирмам увеличивает и совокупное предложение в экономике. Увеличение государственных расходов воздействует на положительную динамику совокупного спроса в краткосрочный период.

1. Бюджетно-налоговая политика: сущность и цели.

Бюджет является центральным звеном в деятельности государства. Он представляет собой совокупность средств, концентрируемых в руках государства и используемых для достижения определенных целей. Он является инструментом финансирования государственных расходов, важнейшим средством регулирования экономики, регулирования доходов регионов, отраслей, индивидов.

Бюджет нацелен на:

1. финансирование расходов государства

2. регулирование экономики

3. регулирование взаимоотношений субъектов федерации.

Функции бюджета:

1. фискальная функция

2. функция экономического регулирования

3. социальная функция

Бюджетная политика – важнейший элемент экономической политики государства. Она включает в себя меры, осуществляемые государством, направленные на формирование государственного фонда средств, необходимого для обеспечения нормальной жизнедеятельности общества. В рыночной экономике госбюджет выполняет важные макроэкономические функции: обеспечение создания общественных благ; создание материальной базы для управления рыночными процессами с помощью государственного фонда средств; формирование основы для решения задач роста благосостояния населения, для решения социальных вопросов.

Госбюджет построен на соотношении доходов и расходов. Теоретически наиболее оптимальным является бюджет, который предполагает нулевое сальдо. Однако, если экономика развивается, то она должна решать все большие по объему задачи и средств на их реализацию хватать не будет.

Первочередной задачей государственного сектора является стабилизация экономики, которая реализуется, как правило, средствами фискальной политики, т.е. через манипулирование государственными расходами (G) и налогообложением (T) с целью увеличения производства, занятости и снижения инфляции.

От качества федерального бюджета, от уровня собираемости налогов зависят инвестиционные возможности государства, уровень социальной защиты граждан, предпринимательская активность, взаимоотношения России с другими странами и в целом результативность всей внутренней и внешней политики государства.

Бюджетно-налоговая политика нацелена на:

а) макроэкономическую стабилизацию и сбалансированность;

б) решение финансовых задач;

в) повышение инвестиционной и предпринимательской активности;

г) повышение конкурентоспособности экономики;

д) обеспечение условий для экономического роста.

2. Налоговая система, как инструмент бюджетной политики. Налоги, их виды.

Налоговая система – это совокупность налогов, методов и

механизмов их исчисления. Она является одним из основных инструментов бюджетной политики государства.

Основные качества эффективной налоговой системы:

• встроенность в общее бюджетное устройство;

• стимулирование предприятий к производству товаров и услуг;

•чёткое регулирование взаимоотношений налогоплательщиков и налоговых органов.

Цель налоговой системы: обеспечить поступление в бюджет финансовых ресурсов, которые необходимы для поддержания деятельности государства в области социальной защиты граждан, перераспределения доходов, регулирования экономики, обеспечения обороноспособности и правопорядка в стране.

Налоги – это обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством.

Классификация налогов:

1. по региональному признаку:

• федеральные

• региональные

• местные

2. по объекту налогообложения:

• налоги с доходов;

• налоги на имущество;

• налоги на операции с ценными бумагами.

3. по экономическому содержанию:

• косвенные

• прямые

4. по прогрессивности:

• прогрессивные

• пропорциональные

• регрессивные

Государственные расходы оказывают влияние на AD и обладают мультипликативным эффектом

ВНП = kg G,

где kg = 1/1-MPC – мультипликатор государственных расходов.

Действие налогов, подобно G, обладает мультипликативным эффектом

ВНП = — kt T,

где kt = MPC/MPS – мультипликатор налогов.

kg > kt, так как, например, при сокращении Т потребление увеличивается лишь частично (часть располагаемого дохода идет на увеличение сбережений), тогда как каждая единица прироста G оказывает прямое воздействие на величину ВНП.

Дискреционная фискальная политика – сознательное регулирование государством уровня налогообложения и государственных расходов с целью воздействия на реальный объем национального производства, занятость, инфляцию. При дискреционной фискальной политике в целях стимулирования совокупного спроса (AD) в период спада целенаправленно создается дефицит госбюджета вследствие увеличения G или снижения T. В период подъема создается бюджетный излишек.

Недискреционная фискальная политика – предполагает использование автоматических стабилизаторов, которые без частого вмешательства реагируют на изменение макроэкономической ситуации. К основным встроенным стабилизаторам относится изменение налоговых поступлений в различные периоды экономического цикла. При этом ставки налогов действуют достаточно долго, не изменяя свою величину. Поэтому в период подъема налоговые поступления автоматически возрастают, что обеспечивает снижение покупательной способности населения и сдерживание экономического роста. К встроенным стабилизаторам также относятся – пособия по безработице; соц. выплаты; программы по поддержанию малоимущих слоев населения.

Встроенные стабилизаторы: прогрессивная система налогообложения и система государственных трансфертов. Они нивелируют циклические колебания совокупного спроса.

Фискальная политика будет экспансионистской, если приводит к росту совокупных расходов. Это происходит, когда государство:

1. увеличивает расходы,

2. сокращает чистые налоги

Фискальная политика будет рестриктивной, если она ведет к снижению совокупных расходов. Это наблюдается, когда:

1. снижаются государственные расходы,

2. увеличиваются чистые налоги.

В системе финансовых отношений немаловажную роль, с точки зрения пополнения доходной части бюджетов различных уровней и возможности воздействия на национальную экономику, играют налоги.

Налоги – обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц на основе специального налогового законодательства.

Принципы налогообложения: – сочетание прямых и косвенных налогов; – универсальность налогообложения; – равнонапряженность налогового бремени для всех субъектов налоговых правоотношений; – однократность налогообложения; – использование системы налоговых льгот; – стремление к стабильности условий налогообложения; – запрет обратной силы налоговых законов.

Субъекты налога должны уплачивать налоги пропорционально тем выгодам, которые они получают от государства, т.е. те, кто получил большую выгоду, платят налоги, необходимые для финансирования создания этой выгоды.

Юридические и физические лица должны уплачивать налоги в прямой зависимости от размера полученного дохода.

При высокой ставке подоходного налога (более 50%) резко снижается деловая активность фирм и населения. Кривая Лаффера (рис. 1.) отражает зависимость поступлений в бюджет сумм налогов от ставок подоходного налога.

Суть «эффекта Лаффера» в следующем: если экономика находится справа от точки А, то уменьшение уровня налогообложения до оптимального (ra) в краткосрочном периоде приведет к временному сокращению налоговых поступлений в бюджет, а в долгосрочном – к их увеличению, так как возрастут стимулы к трудовой и предпринимательской деятельности (выход из «теневой экономики»).

Объект налога – доход или имущество, с которого начисляется налог.

Рис.1. Кривая Лаффера

Ставка налога – величина налоговых отчислений на единицу объекта налога. Различают твердые ставки (устанавливаются в абсолютном выражении на единицу отложения, независимо от размеров дохода); пропорциональные (в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины); прогрессивные (возрастание ставки по мере роста дохода); регрессивные (снижение ставки по мере роста дохода).

Прямые налоги – платятся субъектами налога непосредственно и прямо пропорциональны платежеспособности (подоходный налог, налог на землю и т.д.). Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене и являются налогами на потребителей (акцизы, НДС, таможенные пошлины).

Чистые налоговые поступления в бюджет – разность между величиной общих налоговых поступлений в бюджет и суммой выплаченных правительством трансфертов.

> Взаимосвязь монетарной и фискальной политики государства

Связь фискальной и монетарной политики

Взаимосогласованность между фискальной и монетарной политиками — это путь к проведению успешной стабилизационной политики государства, является ее непосредственными инструментами.

Между фискальной и монетарной политикой существует тесная взаимосвязь.

Например, меры и инструменты фискальной политики, направленные на увеличение объемов производства, должны сопровождаться сбалансированным увеличением денег в обращении. Это является необходимым условием оптимального увеличения покупательной способности национальной экономики. С увеличением государственных закупок увеличивается спрос на товарном рынке и на денежном рынке. При условии, если центральный банк не осуществляет сбалансированного роста номинальной денежной массы, то могут вырасти цены и процентная ставка. Это приведет к уменьшению спроса на потребительские и инвестиционные товары, сведет эффективность фискальной политики к нулю.

Существование тесной взаимосвязи между фискальной и монетарной политиками означает, что их автономное применение уменьшает эффективность стабилизационной политики. Именно поэтому для обеспечения высокой эффективности стабилизационной политики меры фискальной и монетарной политик должны согласовываться между собой. Так, если целью стабилизационной политики является обуздание и контроль за уровнем инфляции, то нужно применять не только меры контроля за денежной массой, но и средства минимизации бюджетного дефицита.

Аналогично при условии, что денежная политика стимулирующим, а фискальная — ограничительной, то эффективность стабилизационной политики может иметь или достаточно незначительные положительные результаты, или же негативный эффект.

Стабилизационная политика государства

Стабилизационная политика государства — это совокупность государственных мероприятий, направленных на смягчение экономических колебаний в краткосрочном периоде с целью поддержания полной занятости и оптимального уровня инфляции.

Стабилизационная политика, сочетающий меры фискальной и монетарной политики, называется смешанной (комбинированной).

На эффективность стабилизационной политики влияют следующие основные факторы:

— Состояние национальной экономики;

— Лаг стабилизационной политики;

— Ожидания субъектов национальной экономики (производителей и потребителей).

Сущность первого фактора заключается в том, что в странах со слабо развитой рыночной инфраструктурой, банковской системой, неустойчивой национальной валютой и преобладанием административных методов воздействия над экономическими средства стабилизационного политики преимущественно неустойчивые и малоэффективны. Так, в частности, исследователи макроэкономического состояния национальной экономики и факторов его оптимизации считают, что классическая стимулирующая политика (монетарная и фискальная экспансия) является эффективной лишь в странах с развитой рыночной экономикой.

Сущность второго фактора заключается в том, что стабилизационные меры влияют на экономику не сразу, а с некоторой задержкой во времени (временной лаг). Они могут быть внутренними и внешними.

Внутренний лаг измеряется с момента возникновения возмущений в экономике до момента принятия соответствующих стабилизационных мер. Внешний лаг измеряется временем, необходимым для того, чтобы появились результаты от внедрения стабилизационных мероприятий.

В фискальной политике внутренней лаг более длительный, чем в монетарной. Это объясняется тем, что принятие решения о корректировке фискальной политики проходит длительную административную процедуру. А меры монетарной политики могут приниматься центральным банком за достаточно короткое время. Вместе с тем монетарная политика должна длительные внешние лаги по сравнению с фискальной, так как в ее основе лежит сложный причинно-следственная связь между политическим решением по изменению предложения денег и изменениями в экономике.

Временной характер стабилизационной политики свидетельствует о том, что ее мероприятия — это политико-экономические инвестиции (риски).

Риски стабилизационной политики связанные с экзогенными и эндогенными величинами. То есть существует ряд событий, которые стабилизационная политика не может влиять, и такие, на которые она способна влиять, однако реакция на которые четко невозможно предсказать.

Третьим важным фактором является ожидание субъектов экономики. Они играют значительную роль в процессе принятия решений экономическими субъектами. Так, домохозяйства, определяя объем потребления и сбережений, выходят из ожиданий относительно своих будущих доходов, возможного уровня инфляции и общей экономической и политической ситуации в государстве; инвесторы опираются на свои ожидания будущей доходности инвестиционных проектов. На эти ожидания влияет много факторов, в том числе и запланированные мероприятия стабилизационной политики.

Традиционные методы обоснования стабилизационной политики и ее эффективности, к которым относятся эконометрические модели, недостаточно учитывают влияние ожиданий на поведение людей, уменьшает ее эффективность.

Эффективность стабилизационной политики, ее конкретный вид (активная или пассивная политика) зависят от состояния национальной экономики и тех методов ГРЭ, что в ней преобладают.

В экономике Украины существует ряд противоречий в проведении фискальной политики государства и ее взаимосвязи с монетарной политикой. Одной из главных проблем институциональных реформ в национальной экономике является формирование фискальной и монетарной политики на основе адекватности требованиям современного рыночного хозяйствования.

Фискальная и монетарная политика Украины формировалась в условиях жесточайшего экономического кризиса, что не могло не сказаться на характере изменений. С одной стороны, постоянной оставалась проблема мобилизации средств в бюджет для выполнения государством своих функций и обязательств из непрерывный процесс потери одних источников финансовых поступлений в бюджет и в связи с этим поиска других, неэффективная политика стабилизации национальной денежной единицы и зависимость политики Национального банка от правительственных коллизий, а с другой — имели место низкая финансовая и управленческая дисциплина, тенизация экономики, неэффективность осуществления отдельных видов расходов, расточительство, факты хищения государственных средств, манипулирование в сфере денежно-кредитных отношений политическими группами.

К сожалению, ни бюджет, ни фискальная политика, ни ее оптимальное сочетание с инструментами монетарной политики до сегодняшнего времени недостаточно используются для экономического роста и весьма негативно влияют на развитие национальной экономики. Бюджет продолжает рассматриваться только как фискальный план доходов и расходов, выполнению которого подчинены другие средства экономической политики. А фискальная и монетарная политика не стали механизмом, который бы помогал правительству проводить в полном объеме структурные реформы. Значительная часть решений в сфере фискальной и монетарной политики подчиняется не стратегическим экономическим соображениям, а является предметом политического торга. Отсутствие, противоречивость или неопределенность стратегических приоритетов препятствует, соответственно, и выработке сбалансированной стабилизационной политики государства. А отдельное приложение рычагов и инструментов фискальной и монетарной политики, как было определено выше, тормозят ее эффективное применение.

Согласно с целью исправления имеющихся в экономике Украины деформаций государственным органам необходимо осознать, что основной (конечной) целью применения рычагов стабилизационной политики является преодоление инфляции, обеспечения устойчивого экономического роста и рационализация экономической структуры, которые в дальнейшем будут определять ее общее состояние и пути дальнейшего развития.

Вопросы для самоконтроля

1. Что представляет собой дефицит бюджета?

2. Назовите основные статьи расходов государственного бюджета.

3. Назовите основные функции фискальной политики.

4. Перечислите основные источники доходов государственного бюджета.

5. Назовите составляющие налоговой системы.

6. Какая взаимосвязь существует между монетарной и фискальной политикой государства?

7. Перечислите основные государственные расходы и проанализируйте их структуру.

8. Какие виды бюджетного дефицита Вы знаете?

9. Охарактеризуйте причины дефицита государственного бюджета. Какие меры по снижению бюджетного дефицита?

10. Какие экономические закономерности отражает Кривая Лаффера?

11. Дайте определение сути бюджетно-налоговой политики и назовите ее основные виды.

12. Дайте характеристику налоговой системы государства и основных типов налогов в условиях рыночной экономики.

13. Охарактеризуйте структуру государственного бюджета и укажите, какую роль он играет в фискальной политике.

14. Как определяется бюджетное сальдо?

15. Дайте объяснение действия механизма фискальной политики по стабилизации национальной экономики.

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *