Бухгалтерская отчетность малого предприятия

Совсем недавно законодатель разрешил нам сдавать упрощенный бухгалтерский баланс.

Содержание

Бухгалтерский учет: как отчитываться малому бизнесу?

Министерством финансов разработаны облегченные формы и в 2013 году фирмы могли воспользоваться ими, когда сдавали отчетность за 2012 год.

Баланс по упрощенной форме за 2016 год могут сдавать не все компании, а только те, которые относятся к субъектам малого предпринимательства. Это очень удобно, так как баланс для малых предприятий за 2016 год может содержать гораздо меньшее количество форм по сравнению с традиционной полной формой бухгалтерской отчетности. Небольшая компания сама может решить, что ей удобнее – полноценный отчет или его упрощенная версия. Выбранный способ надо отразить в действующей учетной политике.

Кто сдает упрощенный бухгалтерский баланс

По облегченной форме может сдаваться баланс малого предприятия за 2016 год. Также воспользоваться подобным правом могут компании, принимающие участие в реализации инновационного проекта «Сколково», некоммерческие предприятия.

К малым предприятиям можно отнести юридические лица:

  • со среднесписочной численностью сотрудников не более 100 человек. Напомним, что среднесписочная численность отличается от списочной численности. Порядок расчета закреплен в законодательном акте госстатистики (приказ от 28.10.13 №428);
  • у которых доход от их коммерческой деятельности не превышает 800 млн рублей.
  • по иным основаниям, содержащимся в п.1.1. ст.4 закона №209-ФЗ.

Баланс по упрощенной форме не может сдаваться компаниями, у которых предусмотрен обязательный аудит отчетности (сюда попадает любое акционерное общество, так как для них аудиторское заключение необходимо), строительные и жилищные кооперативы, микрофинансовые предприятия, госучреждения, нотариальные конторы, адвокаты, партии и ряд других.

Как составить баланс малого предприятия

Бухгалтерский баланс малого предприятия формируется в соответствии с приложением к Приказу № 66н, утвержденному Минфином 02 июля 2010 г. Помимо показателей за отчетный год, в нем указываются показатели за два предыдущих года, для этого предусмотрены специальные столбцы, куда заносятся данные на конец года.

Форма по ОКУД 0710001 (бухгалтерский баланс для малых предприятий имеет сейчас именно такой номер) используется для отчетности за текущий 2016 год, а также за 2015. До этого использовалась другая форма, которая применялась с 2012 по 2014 годы.

Баланс для малых предприятий 2016 включает в обязательном порядке две формы – сам бухгалтерский баланс (форма 1) и отчет о финансовых результатах (форма 2). Если компания посчитает нужным предоставить больше форм для раскрытия недостающих сведений, то это допускается.

Компании, использующие форму по ОКУД 0710001, указывают данные крупно без детализации по статьям, так как данная форма отражает более общие показатели и количество строк в форме значительно меньше.

Неважно, какую систему налогообложения выбрала фирма, возможно и УСН, всем без исключения необходимо отчитываться перед госорганами и составлять годовую бухгалтерскую отчетность.

Вне зависимости от того какой выбран объем предоставляемой отчетности – полная или упрощенная, требуется соблюдение законодательных сроков ее представления. За 2016 год сдается до 31 марта 2017 года (четверг). При пропуске законного срока следуют значительные штрафы. Так как подаем отчетность в обязательном порядке в два госоргана — это налоговая инспекция и органы статистики, то и штрафы разные. В первом случае придется уплатить по 200 рублей за каждый вовремя не представленный документ, во втором случае предусмотрена ответственность от 3000 до 5000 рублей.

Когда деятельность не ведется, фирмы все равно должны сдать нулевую отчетность, в противном случае штрафы их ждут такие же.

Как заполнить упрощенный бухгалтерский баланс 2016?

По каждой из строк баланса приводятся показатели за 3 года, если какой-то показатель отсутствует, то ставится прочерк. Код в строке проставляется в зависимости от того, чей удельный вес в составе этого укрупненного показателя наибольший. К примеру, если у компании на конец отчетного периода больше всего дебиторской задолженности, то в строке «Финансовые и другие оборотные активы» в балансе проставляется код 1230 (см. пример заполнения баланса для малого предприятия ниже).

Упрощенный баланс для малых предприятий: инструкция по заполнению

Начнем с Актива баланса. Он состоит из пяти разделов и валюты баланса по разделу Актив (строка 1600). В Активе отражается все имущество компании, которое делится на оборотные и внеоборотные активы.

В строке «Материальные внеоборотные активы» отражаются данные об основных средствах. Это могут быть здания, сооружения, транспорт и т.п. Сюда заносится сальдо счетов 01 и 03 за вычетом сальдо 02 счета, а также прибавляются расходы по незавершенному строительству (счет 08).

В строке «Нематериальные, финансовые и другие внеоборотные активы» формируется стоимость нематериальных активов (к ним относятся: научные труды, произведения искусства, программы для ЭВМ, изобретения и т.п.), отражаются остатки по депозитам (счет 55), долгосрочные вложения (счет 58), а также сальдо по дебету по счетам 60, 62, 68, 69, 70, 71, 73, 75 и 76.

Заполнение строки «Запасы» упрощенного бухгалтерского баланса не отличаются от общепринятого заполнения бухгалтерской отчетности. В запасах учитывается стоимость сырья и материалов, не переданных в производство, а учтенных по дебету счетов 10, 15, 16, стоимость готовой продукции, отраженной по дебету счетов 43 и 45, размер издержек на незавершенное производство, учтенных на счетах 20,23,29 и т.п.

В строке «Денежные средства и денежные эквиваленты» указывается наличие денежных средств компании в российских рублях и иностранной валюте, которые имеются на счетах либо в кассе предприятия, а также денежные эквиваленты. Отражается сальдо по счетам: 50, 51, 52, 55 (кроме сумм, отражаемых по строкам 1170 и 1240), 57.

Строчка «Финансовые и другие оборотные активы» отображает информацию о краткосрочных финансовых вложениях (счет 58), о дебиторской задолженности, предъявленном НДС, но не принятом к вычету, сумме акцизов и других оборотных активов организации.

В валюте актива – это строка 1600, указывается сумма всех показателей, рассмотренных выше. Она отражает все имуществом компании.

Пассив упрощенного баланса состоит из 6 разделов и отражает источники формирования средств компании.

Источники бывают в виде собственных средств, они отражаются в строке «Капитал и резервы» и включают информацию об уставном и добавочном капитале, о резервном фонде и нераспределенной прибыли. Сюда заносятся данные по счетам 80 (за минусом дебетового сальдо счета 81), 82, 83 и 84.

Также компании привлекают заемные денежные средства, которые зафиксированы в строке «Долгосрочные заемные средства». Здесь находится задолженность по долгосрочным кредитам и займам (счет 67). Под долгосрочными понимаются обязательства со сроком погашения более 1 года. В данной строке отражается сальдо счетов 60, 62, 68, 69, 70, 71, 73, 75 и 76. И есть еще «Краткосрочные заемные средства», на нем отражается остаток по счету 66.

Название строки «Кредиторская задолженность» полностью раскрывает ее суть. Здесь содержатся показатели кредитового сальдо счетов 60, 62, 68, 69, 70, 71, 73, 75 и 76.

Строка «Другие краткосрочные обязательства» вполне может не заполняться, если уже указана вся информация.

Показатель строки 1700 отражает общую величину пассивов организации. Результаты Актива и Пассива должны быть равными.

Пример заполнения упрощенного бухгалтерского баланса

Упрощенный отчет о финансовых результатах: образец заполнения

Скачать бланк упрощенного баланса

По материалам сайта Современный предприниматель (C)

Новости госзакупок
Заполняем отчет об объеме закупок среди СМП и СОНО правильно

Отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее – отчет) составляется заказчиками, которые проводили в предыдущем году закупки товаров, работ, услуг в соответствии с требованиями федерального закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон №44-ФЗ). Тем заказчикам, кто закупался только по федеральному закону от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Закон №223-ФЗ) такой отчет готовить не надо. Отчет подлежит размещению в Единой информационной системе (далее – ЕИС) на сайте в сети Интернет по адресу www.zakupki.gov.ru до 01 апреля года следующего за отчетным, согласно ч. 4 ст. 30 Закона №44-ФЗ. В 2018 году заказчикам следует разместить отчет за 2017 год не позднее 31 марта 2018 года.

Требования к форме отчета и правила по его заполнению установлены в постановлении Правительства РФ от 17.03.2015 N 238 "О порядке подготовки отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, его размещения в единой информационной системе и внесении изменения в Положение о Межведомственной комиссии по отбору инвестиционных проектов, российских кредитных организаций и международных финансовых организаций для участия в Программе поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования" (далее – Порядок).

Чтобы не делать двойную работу, рекомендуем сразу заполнять отчет в структурированной форме в личном кабинете заказчика на сайте ЕИС.

В личном кабинете заказчика имеется раздел «Отчеты», внутри которого имеется подраздел «Отчеты заказчиков». В указанном подразделе имеется кнопка «Создать информацию об отчете заказчика», нажав которую Вы перейдете к выбору типа отчета. В выпадающем списке выберите первый тип отчета, который так и называется «Отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций».

Если указанных разделов в личном кабинете нет, значит Вам не назначены права на составление отчетов. Исправить ситуацию можно зайдя в личный кабинет заказчика через электронный ключ с правами «Администратора организации» и в разделе «Администрирование» найти подраздел «Пользователи организации», в котором для каждого пользователя организации можно назначить права доступа, в том числе права на составление отчета, проставив галочки в необходимых полях.

В следующем окне после выбора типа отчета Вам будет представлена «Общая информация об отчете», которая соответствует первому разделу отчета, предусмотренному формой отчета. Она будет автоматически заполнена, только надо будет выбрать «Отчетный период», т.е. 2017 год.

Также на первой странице требуется прикрепить «Копию размещаемого отчета», т.е. сканированный вариант оригинала отчета. Без копии отчета разместить информацию в ЕИС не получится, поэтому придется вернуться к этой странице, когда заполним отчет в структурированной форме, чтобы прикрепить файл с отчетом.

Нажимая на кнопку «Далее» внизу страницы, Вы перейдете к заполнению второго раздела отчета «Информация об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, о несостоявшемся определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с участием субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций».

В начале данного раздела необходимо указать «Расчет объема закупок, который заказчик обязан осуществить у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в отчетном году».

Первым пунктом данного раздела указывается «Совокупный годовой объем закупок, за исключением объема закупок, сведения о которых составляют государственную тайну» в тысячах рублей.

Согласно п. 16 ст. 3 Закона №44-ФЗ, совокупный годовой объем закупок (далее – СГОЗ) — утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году.

Для составления отчета мы считаем СГОЗ по сумме фактически оплаченных контрактов, поскольку неоплаченные по контрактам суммы не были освоены заказчиком и не использовались для закупок. При этом сумма утвержденного объема финансового обеспечения и сумма фактически оплаченных контрактов могут расходиться. Утвержденный объем финансового обеспечения закупок мы определяем на основе финансовых документов заказчика (бюджетной сметы для получателей бюджетных средств и плана финансово-хозяйственной деятельности для бюджетных учреждений и унитарных предприятий) для того, чтобы указать справочную информацию о СГОЗ в плане-графике при его утверждении. В процессе осуществления закупок нам придется корректировать планируемые платежи по каждой позиции в плане-графике и сам СГОЗ с учетом фактических платежей по контрактам. Законодательством такого требования не установлено, но учтите, что ту информацию, которую Вы укажете в отчете, контролеры смогут проверить на основании Ваших планов-графиков, поэтому постарайтесь привести в соответствие планируемые платежи по каждой позиции в плане-графике и сам СГОЗ с учетом фактических платежей. То есть если сумма начальной (максимальной) цены контракта или цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком, указанные в плане-графике, отличаются от суммы, фактически оплаченной по контракту, приведите их в соответствие, внеся изменения в планируемые платежи по каждой позиции, где есть расхождения, в том числе по особым закупкам.

Таким образом, в первом пункте второго раздела указывается СГОЗ по сумме фактически оплаченных контрактов за счет средств, утвержденных на 2017 год. При этом в СГОЗ не включаются суммы закупок, проведенные заказчиками (бюджетными учреждениями, унитарными предприятиями) по Закону №223-ФЗ.

Во втором пунктевторого раздела указывается «Общий объем финансового обеспечения для оплаты контрактов в отчетном году в рамках осуществления закупок, предусмотренных частью 1.1 статьи 30 Закона №44-ФЗ, за исключением объема финансового обеспечения для оплаты в отчетном году контрактов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну (тыс. рублей)». В ч. 1.1. ст. 30 Закона №44-ФЗ указаны виды закупок, которые в расчет совокупного годового объема закупок не включаются. В частности, это закупки:

  • 1)для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
  • 2)услуг по предоставлению кредитов;
  • 3)у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 93 настоящего Федерального закона;
  • 4)работ в области использования атомной энергии;
  • 5)при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В отчете необходимо указать суммы фактически оплаченных контрактов по таким закупкам в тысячах рублей, которые затем будут отниматься от суммы СГОЗ. Полученную разницу мы включаем в третий пункт второго раздела «Совокупный годовой объем закупок, рассчитанный за вычетом закупок, предусмотренных частью 1.1 статьи 30 Федерального закона». Указанные арифметические действия сайт проводит самостоятельно.

Четвертый пунктвторого раздела «Объем закупок, который заказчик обязан осуществить у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в отчетном году (не менее чем 15 % совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 статьи 30 Федерального закона) (тыс. рублей)» содержит минимальную сумму закупок, на которую заказчик должен провести закупки среди СМП и СОНО, согласно ч. 1 ст. 30 Закона №44-ФЗ она должна быть не менее чем 15 % совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом ч. 1.1 ст. 30 Закона №44-ФЗ. То есть мы должны в указанном пункте по своему выбору указать любую сумму, которая составляет не менее 15% от суммы, указанной в пункте третьем отчета.

Далее в отчете отражается «Объем закупок, который заказчик осуществил у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в отчетном году».

Пятый пунктвторого раздела содержит «Объем закупок в отчетном году, осуществленных по результатам состоявшихся процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в извещении об осуществлении которых было установлено ограничение в отношении участников закупок, которыми могли быть только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации (тыс. рублей)». В указанный пункт мы включаем сумму фактически оплаченных контрактов, заключенных по итогам конкурентных процедур, проведенных с соблюдением требований п. 1 ч. 1 и ч. 3 ст.

Как заполнять бухгалтерский баланс для малых предприятий

30 Закона №44-ФЗ, а именно конкурентных закупок, в которых было установлено ограничение об участии в закупке только СМП и СОНО. При этом важно, чтобы в закупке было допущено не менее двух участников, и был определен победитель, поскольку только такие закупки считаются состоявшимися.

В шестой пункт второго раздела включается «Объем привлечения в отчетном году субподрядчиков и соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций к исполнению контрактов, заключенных по результатам определений поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в извещениях об осуществлении которых было установлено требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (тыс. рублей)». Указанный объем представляет собой сумму средств, которая была фактически перечислена поставщиками (подрядчиками, исполнителями) своим субподрядчикам и соисполнителям из числа СМП и СОНО в размере процентов, установленных в контрактах, заключенных по итогам конкурентных закупок, в которых было установлено требование, предусмотренное ч. 5 ст. 30 Закона №44-ФЗ. Такое требование обязывает победителя закупки, не являющегося СМП или СОНО, привлекать в качестве субподрядчиков, соисполнителей субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере не менее 5 % от цены заключенного с ним контракта. При этом если победитель является СМП или СОНО, то ему привлекать субподрядчиков, соисполнителей не надо, но в зачет объема закупок среди СМП и СОНО заказчик сможет взять только тот процент от цены контракта, который был указан в самом контракте.

В седьмом пунктевторого раздела ЕИС автоматически показывает сумму показателей пятого и шестого пункта отчета, и называется это «Объемом закупок, который заказчик осуществил у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в отчетном году (тыс. рублей)».

Восьмой пунктвторого раздела отражает «Долю закупок, которые заказчик осуществил у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в отчетном году, в совокупном годовом объеме закупок, рассчитанном за вычетом закупок, предусмотренных частью 1.1 статьи 30 Федерального закона (процентов)». В указанном пункте сайт автоматически рассчитывает процентное отношение пункта седьмого и третьего. В результате у заказчика должно получиться не менее 15% от СГОЗ.

В информации о несостоявшихся определениях поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с участием субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций заполняется девятый пунктвторого раздела «Сумма начальных (максимальных) цен контрактов несостоявшихся определений поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с участием субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (тыс. рублей)». В девятом пункте отражается сумма начальных (максимальных) цен контрактов тех конкурентных закупок, которые были проведены заказчиком по правилам п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона №44-ФЗ, но не состоялись по причине допуска к участию в них только одного участника закупки, следствием чего стало заключение контракта по п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Указанная сумма также входит в объем финансового обеспечения для оплаты в отчетном году контрактов, заключаемых с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с частью 1 статьи 93 Федерального закона, который мы указывали в пункте втором отчета.

В последнем третьем разделе отчета отражается «Информация о заключенных контрактах», в качестве которой выступают «Уникальные номера реестровых записей из реестра контрактов». Сайт ЕИС позволяет осуществить поиск указанных номеров прямо в реестре контрактов, нажав на кнопку в виде лупы.

При указании параметров поиска контрактов обратите внимание на строку «Статус поставщика», где будут отмечены галочками субъект малого предпринимательства и социально ориентированная некоммерческая организация. Если галочки оставить, то поиск выдаст только те контракты, при заполнении которых в реестре контрактов был указан статус поставщика (подрядчика, исполнителя) СМП или СОНО. Поэтому галочки следует оставлять только при поиске в пункте первом раздела «Контракты, заключенные заказчиками с субъектами малого предпринимательства и социально ориентированными некоммерческими организациями» и втором пункте «Контракты, содержащие условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций».

При поиске контрактов при заполнении пункта третьего раздела третьего оставлять указанные галочки не надо, поскольку при внесении в реестр контрактов сведений о контрактах, заключенных по основаниям, предусмотренным частью 1.1 статьи 30 Федерального закона, Вы вряд ли указывали в статусе поставщика (подрядчика, исполнителя) СМП или СОНО. Сайт просто не найдет необходимые Вам контракты.

При попытке сохранить информацию об отчете сайт может выдать ошибку о «Нарушениях, допускающих сохранение и размещение: В перечне контрактов заключенных с субъектами малого предпринимательства и социально ориентированными некоммерческими организациями, отсутствуют следующие реестровые номера контрактов, заключенных по основаниям, предусмотренным ч. 1.1. ст. 30 Федерального закона….». Не обращайте внимания на эту ошибку, поскольку она содержит противоречивую информацию. В ч. 1.1. ст. 30 Закона указаны закупки, которые не проводятся среди СМП и СОНО, поэтому в перечне контрактов, заключенных с субъектами малого предпринимательства и социально ориентированными некоммерческими организациями не может быть реестровых номеров контрактов, заключенных по основаниям, предусмотренным ч. 1.1. ст. 30 Федерального закона.

Также при сохранении отчета и попытке его размещения в ЕИС сайт выдаст ошибку об отсутствии прикрепленного файла в блоке «Копия размещаемого отчета». Поэтому нам следует нажать на кнопку «Сохранить и закрыть». После чего Вы перейдете на страницу «Перечень отчетов заказчика», где будет строчка с проектом отчета, в меню отчета нажмите на пункт "Посмотреть в карточке". На следующей странице войдите в раздел отчета "Документы", где будет строка с "Проектом информации об отчете" в самом конце такой строчки будет значок в виде принтера, нажав на который Вы сможете распечатать отчет, подписать его у руководителя, поставить печать организации. Отсканированную копию отчета надо прикрепить на первой странице отчета «Общая информация об отчете» после чего Вы сможете разместить отчет в полном объеме на сайте ЕИС.

Тем заказчикам, которые обходятся при осуществлении закупок только статьей 93 Закона №44-ФЗ, надо указать в перовом пункте второго раздела СГОЗ, который должен быть равен сумме закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), который содержится в пункте втором второго раздела. Тогда во всех остальных пунктах отчета у заказчика будут нулевые показатели.

Не всем компаниям нужно вести бухгалтерский учет. Однако сдавать отчетность необходимо каждому предприятию, правда, для малого бизнеса создана своя упрощенная форма. Например, в бухгалтерском балансе остается всего 11 строк: 5 по активу и 6 по пассиву. Кроме него заполнить нужно отчет о финансовых результатах и сдать эти 2 документа в налоговую службу и Росстат до 31 марта.

Отчитываться перед государством по результатам деятельности – обязанность любого предприятия (ФЗ от 06.12.2011 N 402-ФЗ). И это нужно делать своевременно. Несдача отчетности влечет за собой штрафы и повышает вероятность проведения налоговой проверки.

Отчетность для малого бизнеса

Требования к бухгалтерскому учету приведены в ФЗ от 6.12.2011 г. N 402-ФЗ. Основу бухгалтерской отчетности составляет баланс и отчет о финансовых результатах. Также необходимо составлять пояснительную записку, если в этом есть необходимость.

Бухгалтерская отчетность малых предприятий может быть полной или упрощенной.

Упрощенную форму могут применять:

  • малый бизнес;
  • некоммерческие организации.

Делать это можно только в том случае, если сфера деятельности не находится в списке исключений. В частности, фирмане относится к микрофинансовым компаниям, юридическим консультациям, нотариальным и адвокатским бюро.

Критерии малых предприятий

К субъектам малого предпринимательства относятся компании, если:

  • их выручка без НДС за прошлый календарный год составила до 800 млн руб.;
  • средняя численность работников не превысила 100 человек;
  • доля государства, фондов, крупных компаний до 25%.

Рис. 1.

Лефтеровой

Малый бизнес

При этом совершенно неважно, какую систему налогообложения фирма применяет, т.к. от этого статуса зависят требования только к бухгалтерской отчетности и учету. Налоговый учет – это другое.

Однако в 2015 все предприятия на упрощенке автоматически приравниваются к субъектам малого предпринимательства. Все просто: чтобы применять УСН, выручка не должна быть выше 64 млн руб. в год и это значение входит в лимит 800 млн руб.Но, опять же, если фирма подходит по доле государства/фондов. Состав учредителей в данном вопросе важен.

Статус малого предприятия присваивается компании, если в течение трех лет подряд она удовлетворяет перечисленным выше критериям. Например, 2013, 2014 и 2015 гг. Чтобы фирма относилась к субъекту малого предпринимательства, не нужно никуда подавать никакие документы.

Если компания только зарегистрировались, то в первый год при соблюдении лимита на операции, численности работников и подходящего состава учредителей, то предприятие автоматически относится к малому бизнесу.

Отчетные документы

Малые компании могут формировать отчетность по упрощенной схеме. Но также они имеют право делать это на общих основаниях. На каждом предприятии этот вопрос решают самостоятельно. Кроме того, бланк можно разработать самостоятельно.

И в том, и в другом случае обязательно сдается 2 документа (скачать  бланк отчетности на 2015 год): 

  • баланс;
  • отчет о финансовых результатах (ранее – отчет о прибылях и убытках).

Разница между ними заключается в необходимости детализации. В упрощенном варианте не нужно все расписывать по статьям, в общем сделать это необходимо. В первом случае более простая форма, во втором она сложнее.

Перед заполнением документов необходимо сделать итоговые проводки за год, закрыть все счета компании.

Рис. 2. Форма баланса для малого бизнеса

Для сравнения: полная форма раздела пассива «V. Краткосрочные обязательства» ОАО «Газпром» за 2014 год.

Рис. 3. Пример одного раздела полной формы

В упрощенной форме в отличие от полной только одна строка.

Рис. 4. Форма отчета о финансовых результатах

Если нужно указать дополнительную информацию, без которой невозможно оценить финансовое состояние организации, или требуется раскрыть принципы учетной политики и другие важные сведения, составляют приложение.

Как заполнять формы

Основа для заполнения форм – данные бухгалтерского учета. Перед заполнением необходимо сделать все проводки и закрыть открытые счета (скачать заполненный пример).

Изменения вносить нельзя. Если в упрощенной форме нет возможности прописать нужные сведения, следует использовать общий бланк.

Исправлять ошибки можно. Как это делать, рассказывается в видео:

При укрупнении показателей код строки нужно указывать того из группы, доля которого больше.

Кому отчитываться

Если предприятие зарегистрировано после 30 сентября, то отчитываться оно должно не в следующем году, а через год и за весь срок с начала ведения деятельности.

Отчитываться нужно за год, промежуточные формы заполнять не требуется. Но делать это можно для самопроверки или по требованию руководства компании.

Подавать отчетность необходимо в 2 органа:

  • налоговую инспекцию;
  • Росстат.

Сделать это требуется в срок до 31 марта года.

Примечание: Для малых предприятий бухгалтерский учет можно вести самостоятельно (экономя на бухгалтере) при помощи интернет-сервиса "Мое дело". 

Вопросы и ответы по теме

По материалу пока еще не задан ни один вопрос, у вас есть возможность сделать это первым

Когда сдается бухгалтерский баланс (сроки, нюансы)?

Как часто нужно сдавать баланс?

В настоящее время государство требует представлять баланс только 1 раз в год: в любой подходящий день с 1 по 31 марта. Этот срок указан и в бухгалтерском (п. 2 ст. 18 закона № 402-ФЗ), и в налоговом (подп. 5 п. 1 ст. 23 НК) законодательстве.

Внимание! Баланс для собственников и иных заинтересованных лиц можно представлять с любой другой периодичностью (п. 4 ст. 13 закона № 402-ФЗ). При этом промежуточную отчетность налоговикам и в статистику передавать не требуется.

Что грозит компании, если срок сдачи пропущен?

Не успел сдать отчет вовремя – неминуемо наступит наказание. К счастью, величина его не зависит от показателей баланса, как это бывает в случае опоздания с налоговой декларацией.

Размеры материальных потерь при этом могут составить:

  • если не отправить налоговикам баланс или сделать это с задержкой, штраф предъявят в размере 200 руб. (пункт 1 статьи 126 НК). Также возможно административное наказание по ст. 15.6 КоАП;
  • если ваш баланс не получат органы статистики, может последовать наказание размером от 3 000 до 5 000 руб. по ст. 19.7 КоАП.

Подробнее о том, как государство планирует ужесточить наказание, если баланс вовремя не будет передан в органы статистики, см. материал «Штрафы за непредставление отчетности в Росстат могут быть увеличены»

Когда сдавать бухгалтерский баланс, если отчетный период сокращен или увеличен?

Обычно отчетный период равен году.

Упрощенный бухгалтерский баланс 2016

За это время нужно составить баланс и представить его во все инстанции в установленные сроки.

Но можно зарегистрироваться и начать работать с любой даты внутри календарного года, и тогда отчетный период будет меньше традиционного. При этом сроки подготовки баланса обычные: в течение 3 месяцев после окончания отчетного периода.

Другой случай – ликвидация компании. Для такой компании отчетный период заканчивается датой внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации (ст. 17 закона ФЗ-402), а для подготовки и сдачи отчетности применяется тот же 3-месячный срок.

Подробнее о том, куда предоставляется ликвидационный баланс, см. в материале «Куда представить ликвидационный баланс»

Увеличенный отчетный период возникает в том случае, когда решение начать бизнес принимается в конце года и регистрация происходит после 30 сентября (например, в октябре 2015 года). Тогда по п. 3 ст. 15 закона № 402-ФЗ отчетный период увеличивается и продолжается с 1 октября 2015 года по 31 декабря 2016 года. А срок сдачи бухгалтерского баланса сдвигается до 31 марта 2017 года.

Итоги

Сдавать отчетность нужно в строго установленное законом время. Затягивать сроки сдачи бухгалтерского баланса или забывать об этой обязанности – не избежать штрафных санкций.

Статья взята с сайта http://nalog-nalog.ru

Заполняем формы отчетности для малых предприятий

Виды бухгалтерской отчетности.

По видам отчетность подразделяют на:
1) бухгалтерскую отчетность — содержит сведения об имуществе, обязательствах и финансовых результатах по стоимостному показателю и составляется на основании данных бухгалтерского учета за месяц, квартал, полугодие, девять месяцев, за год нарастающим итогом с начала года;
2) статистическую отчетность — содержит сведения по отдельным показателям хозяйственной деятельности организации как в натуральном, так и в стоимостном выражении и составляется по данным статистики бухгалтерского и оперативного учета;
3) оперативную отчетность — содержит сведения на основе показателей за короткие промежутки времени (за сутки, неделю, декаду, полмесяца, месяц) и составляется на основании данных
оперативного учета;
4) внешнюю публичную отчетность — подлежит опубликованию.
По периодичности составления:
1) внутригодовую отчетность — составляется на определенную дату в течение года и называется периодической, так как составляется регулярно, через определенные промежутки времени (месяц, квартал, полугодие, девять месяцев);
2) годовую отчетность — это отчетность о деятельности организации за отчетный год.
К бухгалтерскому балансу предъявляются следующие требования:
1) правдивость (верность);
2) реальность;
3) единство;
4) преемственность;
5) ясность.
По сведениям, содержащимся в отчетах:
1) внутреннюю отчетность — включает информацию о работе на каком-либо одном участке деятельности организации (сегменте); составление внутренней отчетности обусловлено потребностями самой организации;
2) внешнюю отчетность — характеризует хозяйственную деятельность организации в целом и служит средством для информирования заинтересованных лиц о характере хозяйственной деятельности, доходности и имущественном положении того или иного хозяйствующего субъекта.
Существуют следующие виды отчетности:
1) Баланс – форма 1
2) Отчет о прибылях и убытках – форма 2
3) Отчет о движении капитала – форма 3
4) Отчет о движении денежных средств – форма 4
5) Приложение к бухгалтерскому балансу (расшифровка статей баланса) – форма 5
6) Отчет о бюджетном финансировании – форма 6
Малые предприятия сдают в налоговую инспекцию только 1 и 2 формы.
Один раз в год к годовому отчету прилагается пояснительная записка, аудиторское заключение (по необходимости) и учетная политика.

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *