Богатство значение слова

Богатство

У этого термина существуют и другие значения, см. Богатство (значения).

Богатство — изобилие у человека или общества нематериальных и материальных ценностей (таких, как деньги, средства производства, недвижимость или личное имущество), превышающее жизненные потребности человека (достаток). К богатству можно также отнести доступ к здравоохранению, образованию и культуре. В социологии богатым считается тот человек, который обладает значительными ценностями по отношению к другим членам общества. В экономике богатство определяется как разница между активами и пассивами на данный момент времени. В религиозно-философском смысле — богатство духа и моральные качества. Противоположностью богатства является бедность. На английский язык богатство, в смысле обладания материальными и финансовыми ценностями, переводится как Wealth (синоним — благосостояние), богатство в смысле крайнего превосходства над другими членами общества как Richness. Страны, значительно превосходящие в богатстве другие страны, обычно называют развитыми.

История экономических взглядов на богатство

Вопрос об оптимальном способе накопления богатства начал изучаться экономистами классической школы. Адам Смит создал теорию о природе капитала и способах его увеличения. Давид Рикардо развил взгляды Смита и дополнил их оригинальными теориями земельной ренты и международной торговли. Томас Мальтус впервые показал, что быстрый рост населения представляет большую угрозу богатству страны. Джон Стюарт Милль углубил теории своих предшественников и обосновал необходимость свободного рынка для наибольшего экономического роста и увеличения богатства людей и общества. Карл Маркс в «Капитале» выводит «всеобщий закон капиталистического накопления»:

«…накопление богатства на одном полюсе есть в то же время накопление нищеты, муки труда, рабства, невежества, огрубения и моральной деградации на противоположном полюсе».

Бодо Шефер и Роберт Кийосаки разрабатывают (раздельно) психологический образ человека, обретая который можно разбогатеть. В России XVII—XIX веков общественно-экономическая и церковная мысль рассматривала несколько иной подход к пониманию сущности богатства: в Домострое, в дальнейшем у Ивана Посошкова богатство принимает не только материальный, но и этический, нравственный характер:

трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.

Старообрядец — промышленник XIX века Тимофей Васильевич Прохоров написал работу «О богатении» (работа сохранилась лишь в отрывках), в которой обосновал, что богатство — это необходимое условие развития общества, промышленности и науки, но это и особая миссия, возложенная Богом на человека: Бог дал его в пользование и спросит отчета, на что оно было использовано. Накопление, преумножение богатства каждыми последующими поколениями естественно, но здесь Тимофей Васильевич называет «нравственную жизнь» гарантией успешности накопленных капиталов: «…чистое богатение, даже коммерсантов и банкиров, полезно, если наживающий богатство живёт по-Божьему». Забытый в настоящее время русский экономист Василий Гаврилович Яроцкий под богатством понимает «полностью всю сумму жизненных интересов человека, а не только переводимые на денежную оценку предметы и отношения».

Примечания

  1. Компаниец В.В., д. э. н., профессор. О СУЩНОСТИ, МЕХАНИЗМЕ И ЦЕННОСТНЫХ ОСНОВАХ ВИРТУАЛЬНОЙ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ.
  2. Миллиардеры богатеют, Россия беднеет, Газета РБК. Архивировано 31 августа 2017 года. Дата обращения 21 сентября 2017. «Россия, равно как и большинство стран Восточной Европы, Китай, Бразилия, Мексика и Индонезия, вошла в группу государств со средним уровнем личного благосостояния в $5–25 тыс. на человека. Беднее — страны Центральной Африки и Средней Азии, Индия, Бангладеш, Камбоджа, а также Белоруссия, Молдавия и Украина. Здесь уровень личного благосостояния не превышает $5 тыс. на человека.».
  3. К. Маркс, Капитал, глава 23 «Всеобщий закон капиталистического накопления».
  4. См.: Терентьев П. Н. Материалы к истории Прохоровской Трехгорной мануфактуры. Годы 1799—1915. С.108.
  5. Там же. С. 108
  6. Яроцкий В. Г. Экономическая ответственность предпринимателей. СПб., 1887. С. 43.
  7. Credit Suisse: Global household wealth increases 4.9% to USD 241 trillion. Credit Suisse AG (October 9, 2013).
  8. Global Wealth Reaches New All-Time High (недоступная ссылка). Credit Suisse AG (October 9, 2013). Дата обращения 9 января 2015. Архивировано 29 апреля 2014 года.
  9. 1 2 Беднеют все: Украина — лидер по падению благосостояния / Статьи / Finance.UA
  10. Harford (and Tabarrok) on Macroeconomics, economics professor Alex Tabarrok, January 25, 2014.

В родственных проектах

  • Цитаты в Викицитатнике
  • Медиафайлы на Викискладе

Значение слова &laquoбогатый»

  • БОГА́ТЫЙ, -ая, -ое; -га́т, -а, -о; бога́че, богате́йший.

    1. Обладающий большим имуществом, большими материальными ценностями; зажиточный; противоп. бедный. Богатый колхоз. Богатая страна. □ Богат, хорош собою, Ленский Везде был принят как жених. Пушкин, Евгений Онегин. Усолье богатое село; в нем живут зажиточные купцы. Решетников, Подлиповцы. Ребенок родился в богатой семье. Короленко, Слепой музыкант. | в знач. сущ. О человеке. бога́тый, -ого, м. Бедный живет только своим трудом; богатый — своими поместьями, своими капиталами. Пестель, Русская Правда. || чем, обычно в знач. сказ. Обладающий чем-л. в большом количестве. — рассказывал разные истории из своей жизни, богатой событиями. Гладков, Повесть о детстве. Нынешняя зима была богата снегом. Б. Бедный, Девчата.

    2. Пышный, роскошный. Богатая кружевная косынка соскользнула со стола и упала на пол, под ноги Ирины. Тургенев, Дым. || Прекрасный, великолепный. Тема для статьи — богатейшая. Короленко, Феодалы.

    3. В высшей степени достаточный; обильный. Богатый урожай. Богатый опыт. □ У нас богатая французская библиотека. А. Островский, Бешеные деньги. В окрестностях залива Джигит находятся богатейшие золотые россыпи. Арсеньев, Дерсу Узала. — должна у нас уродиться богатая. Паустовский, Рождение моря.

    Чем богаты, тем и рады — обращение, которым предлагают гостю воспользоваться тем, что есть в доме у хозяев (угощением и т. п.).

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Лексическое значение: определение

Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.

Словари онлайн бесплатно — открывать для себя новое

Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:

  • Толковые Найти значение слова вы сможете в толковом словаре русского языка. Каждая пояснительная «статья» толкователя трактует искомое понятие на родном языке, и рассматривает его употребление в контенте. (PS: Еще больше случаев словоупотребления, но без пояснений, вы прочитаете в Национальном корпусе русского языка. Это самая объемная база письменных и устных текстов родной речи.) Под авторством Даля В.И., Ожегова С.И., Ушакова Д.Н. выпущены наиболее известные в нашей стране тезаурусы с истолкованием семантики. Единственный их недостаток — издания старые, поэтому лексический состав не пополняется.
  • Энциклопедические В отличии от толковых, академические и энциклопедические онлайн-словари дают более полное, развернутое разъяснение смысла. Большие энциклопедические издания содержат информацию об исторических событиях, личностях, культурных аспектах, артефактах. Статьи энциклопедий повествуют о реалиях прошлого и расширяют кругозор. Они могут быть универсальными, либо тематичными, рассчитанными на конкретную аудиторию пользователей. К примеру, «Лексикон финансовых терминов», «Энциклопедия домоводства», «Философия. Энциклопедический глоссарий», «Энциклопедия моды и одежды», мультиязычная универсальная онлайн-энциклопедия «Википедия».
  • Отраслевые Эти глоссарии предназначены для специалистов конкретного профиля. Их цель объяснить профессиональные термины, толковое значение специфических понятий узкой сферы, отраслей науки, бизнеса, промышленности. Они издаются в формате словарика, терминологического справочника или научно-справочного пособия («Тезаурус по рекламе, маркетингу и PR», «Юридический справочник», «Терминология МЧС»).
  • Этимологические и заимствований Этимологический словарик — это лингвистическая энциклопедия. В нем вы прочитаете версии происхождения лексических значений, от чего образовалось слово (исконное, заимствованное), его морфемный состав, семасиология, время появления, исторические изменения, анализ. Лексикограф установит откуда лексика была заимствована, рассмотрит последующие семантические обогащения в группе родственных словоформ, а так же сферу функционирования. Даст варианты использования в разговоре. В качестве образца, этимологический и лексический разбор понятия «фамилия»: заимствованно из латинского (familia), где означало родовое гнездо, семью, домочадцев. С XVIII века используется в качестве второго личного имени (наследуемого). Входит в активный лексикон. Этимологический словарик также объясняет происхождение подтекста крылатых фраз, фразеологизмов. Давайте прокомментируем устойчивое выражение «подлинная правда». Оно трактуется как сущая правда, абсолютная истина. Не поверите, при этимологическом анализе выяснилось, эта идиома берет начало от способа средневековых пыток. Подсудимого били кнутом с завязанными на конце узлом, который назывался «линь». Под линью человек выдавал все начистоту, под-линную правду.
  • Глоссарии устаревшей лексики Чем отличаются архаизмы от историзмов? Какие-то предметы последовательно выпадают из обихода. А следом выходят из употребления лексические определения единиц. Словечки, которые описывают исчезнувшие из жизни явления и предметы, относят к историзмам. Примеры историзмов: камзол, мушкет, царь, хан, баклуши, политрук, приказчик, мошна, кокошник, халдей, волость и прочие. Узнать какое значение имеют слова, которые больше не употребляется в устной речи, вам удастся из сборников устаревших фраз. Архаизмамы — это словечки, которые сохранили суть, изменив терминологию: пиит — поэт, чело — лоб, целковый — рубль, заморский — иностранный, фортеция — крепость, земский — общегосударственный, цвибак — бисквитный коржик, печенье. Иначе говоря их заместили синонимы, более актуальные в современной действительности. В эту категорию попали старославянизмы — лексика из старославянского, близкая к русскому: град (старосл.) — город (рус.), чадо — дитя, врата — ворота, персты — пальцы, уста — губы, влачиться — волочить ноги. Архаизмы встречаются в обороте писателей, поэтов, в псевдоисторических и фэнтези фильмах.
  • Переводческие, иностранные Двуязычные словари для перевода текстов и слов с одного языка на другой. Англо-русский, испанский, немецкий, французский и прочие.
  • Фразеологический сборник Фразеологизмы — это лексически устойчивые обороты, с нечленимой структурой и определенным подтекстом. К ним относятся поговорки, пословицы, идиомы, крылатые выражения, афоризмы. Некоторые словосочетания перекочевали из легенд и мифов. Они придают литературному слогу художественную выразительность. Фразеологические обороты обычно употребляют в переносном смысле. Замена какого-либо компонента, перестановка или разрыв словосочетания приводят к речевой ошибке, нераспознанному подтексту фразы, искажению сути при переводе на другие языки. Найдите переносное значение подобных выражений в фразеологическом словарике. Примеры фразеологизмов: «На седьмом небе», «Комар носа не подточит», «Голубая кровь», «Адвокат Дьявола», «Сжечь мосты», «Секрет Полишинеля», «Как в воду глядел», «Пыль в глаза пускать», «Работать спустя рукава», «Дамоклов меч», «Дары данайцев», «Палка о двух концах», «Яблоко раздора», «Нагреть руки», «Сизифов труд», «Лезть на стенку», «Держать ухо востро», «Метать бисер перед свиньями», «С гулькин нос», «Стреляный воробей», «Авгиевы конюшни», «Калиф на час», «Ломать голову», «Души не чаять», «Ушами хлопать», «Ахиллесова пята», «Собаку съел», «Как с гуся вода», «Ухватиться за соломинку», «Строить воздушные замки», «Быть в тренде», «Жить как сыр в масле».
  • Определение неологизмов Языковые изменения стимулирует динамичная жизнь. Человечество стремятся к развитию, упрощению быта, инновациям, а это способствует появлению новых вещей, техники. Неологизмы — лексические выражения незнакомых предметов, новых реалий в жизни людей, появившихся понятий, явлений. К примеру, что означает «бариста» — это профессия кофевара; профессионала по приготовлению кофе, который разбирается в сортах кофейных зерен, умеет красиво оформить дымящиеся чашечки с напитком перед подачей клиенту. Каждое словцо когда-то было неологизмом, пока не стало общеупотребительным, и не вошло в активный словарный состав общелитературного языка. Многие из них исчезают, даже не попав в активное употребление. Неологизмы бывают словообразовательными, то есть абсолютно новообразованными (в том числе от англицизмов), и семантическими. К семантическим неологизмам относятся уже известные лексические понятия, наделенные свежим содержанием, например «пират» — не только морской корсар, но и нарушитель авторских прав, пользователь торрент-ресурсов. Вот лишь некоторые случаи словообразовательных неологизмов: лайфхак, мем, загуглить, флэшмоб, кастинг-директор, пре-продакшн, копирайтинг, френдить, пропиарить, манимейкер, скринить, фрилансинг, хедлайнер, блогер, дауншифтинг, фейковый, брендализм. Еще вариант, «копираст» — владелец контента или ярый сторонник интеллектуальных прав.
  • Прочие 177+ Кроме перечисленных, есть тезаурусы: лингвистические, по различным областям языкознания; диалектные; лингвострановедческие; грамматические; лингвистических терминов; эпонимов; расшифровки сокращений; лексикон туриста; сленга. Школьникам пригодятся лексические словарники с синонимами, антонимами, омонимами, паронимами и учебные: орфографический, по пунктуации, словообразовательный, морфемный. Орфоэпический справочник для постановки ударений и правильного литературного произношения (фонетика). В топонимических словарях-справочниках содержатся географические сведения по регионам и названия. В антропонимических — данные о собственных именах, фамилиях, прозвищах.

Толкование слов онлайн: кратчайший путь к знаниям

Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.

Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!

Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.

Богатство обязывает — в этих двух словах заключена основа старообрядческой благотворительности, явления практически неизученного, неизвестного, неведомого, но напрямую связанного со специфическим старообрядческим мировидением.
В статье «Купечество московское» старообрядческий публицист, один из крупнейших специалистов по истории русской иконописи Владимир Рябушинский, вспоминал слова старшего брата Павла Павловича, который, перефразируя французское «noblesse oblige» (знатность обязывает), наставлял: «richesse oblige» (богатство обязывает). Просматриваешь сборники статей и тезисов научных конференций, посвящённых старообрядчеству — сплошная «этнография»: особенности одежды, говоры, археографические находки. И всё это тоже само по себе ценно, да в том-то и беда, что этим-то зачастую исчерпывается старообрядческая тематика, интересы учёных.
Глубинной особенностью старообрядческого мировоззрения было и остаётся убеждение: не мы раскольники, не мы отступили от Церкви, напротив, в середине XVII века в результате Никоновских реформ ушла в раскол, увы, большая часть русского народа с царём и патриархом во главе. Понятие «старообрядчество» размыто, и возникло не в старообрядческой среде, оно объединяет и тьму заблуждений, и подлинное православие. Пользоваться им можно с определённой долей условности. Здесь правильней говорить о русском православии, которое, не подчиняясь властной государственной стихии, пошло своей дорогой.
В 1907 году на страницах старообрядческой газеты «Слово правды» увидела свет работа публициста Владимира Сенатова «Философия истории старообрядчества», впоследствии изданная отдельной брошюрой. «Никоновские реформы имели то значение, — писал он, — что ими русский народ отстранялся от непосредственного участия в делах церковных, и накопленные в течение долгих веков религиозные знания откладывались куда-то в сторону. <…> История старообрядчества есть история развития собственно русской религиозной мысли, зарожденной в глубине веков, задавленной было при Никоне, но никогда не утратившей своих жизненных сил, растущей стихийно».
Из этой «глубины веков», из этой «собственно русской религиозной мысли» исходит преемственно понятие о десятине, упоминаемое ещё в книге Бытия, прошедшее через всю историю дораскольной Русской Церкви. Не только стремление к личному спасению воплотилось в старообрядчестве, но вместе с тем — и устроение здесь, на земле, «жизни по-Божьи»: с достатком, с благами земными, равенством, правом молиться.
Со временем в старообрядчестве сложилась особая хозяйственная этика. Среди основных её черт исследователи выделяют «мирскую аскезу», когда к труду и к работе требуется такое же отношение, как к исполнению религиозных обрядов, отказ от роскоши (к ней относилась в значительной степени чувственная, зрелищная культура: чем театр — лучше книга, и меценатская помощь театральному искусству скорее исключение), трудолюбие, бережливость с отказом от необдуманных трат и расточительства, взаимодоверие, дух общины (община — как сообщество верующих, объединяемых единым мировоззрением, могла выделять беспроцентный кредит, наладить связи в других регионах), наконец, социальное служение.
«Богатство не рассматривалось как самоцель, а лишь как средство для сохранения и укрепления общины… Эта норма проявлялась в распределении заработанных благ в среде старообрядцев. Нередки были случаи пожертвований, завещаний целого капитала в пользу общины, меценатства. Типичен пример московского купца Тимофея Ефремовича Соколова, прихожанина Преображенского кладбища федосеевцев, который в 1845 году пожертвовал в своём завещании в пользу общины колоссальную по тем временам сумму в 3 миллиона рублей, а тысяче человек повелел выдать по тулупу. Причём благотворительность и меценатство не ограничились рамками общины. Купцы-старообрядцы пополняли коллекции музеев, строили богадельни и больницы, даже поддерживали театральное искусство (С. Т. Морозов)».
Более чем полтора столетия назад о том же писал в своих «Очерках поповщины» П. И. Мельников-Печерский: «Расчётливые, бережливые и осторожные в делах своих, старообрядцы постепенно накапливали миллионы и, что гораздо важнее, умели сохранять их нерастраченными в своих родах. Они не банкрутились вследствие рискованных торговых предприятий; они не пускали сыновей своих в государственную службу, и оттого дети и внуки их не превращались из купцов, ворочавших миллионами, в промотавшихся дворян со вчерашним гербом и дворянским дипломом, приобретённым посредством прапорщичьего чина. Миллионными приданными не покупали они дочерям своим титулы сиятельства и превосходительства. Постоянно с чувством презрения относясь к откупам (т. е. предпринимательству, связанному с торговлей вином и водкой. — В. Б.) московские старообрядцы никогда в них не участвовали. Ведя таким образом свои дела, они не расточали, а постоянно собирали богатства, и ко времени французского разгрома в Москве было уже немало старообрядцев, владевших миллионами».
Итак, богатство обязывает.»Конечно, громадное большинство людей, которые жили по этому обязательству, — отмечал Владимир Рябушинский, — в формулы свои ощущения не укладывали, да и не хотели укладывать, но знали и нутром чувствовали, что не о хлебе одном жив будет человек». Он приводит старообрядческий стих об Иоанне Предотече, в котором поётся о дарах, посланных Богом человеку: первый — крест и молитва, второй — любовь и милостыня, третий — ночное моление, четвёртый — «читальная книга».
С первым ясно. «Храмоздатель и русский хозяйственный мужик и купец — это почти синонимы». Храмовые комплексы Рогожского и Преображенского кладбищ в Москве, Громовского — в Петербурге выстроены на пожертвования старообрядческого купечества, поддерживались поколениями благотворителей, известных и неизвестных. Если «гражданским» памятником свободе остаётся статуя женщины с факелом над головой в Нью-Йорке, то христианский памятник — высотная колокольня на Рогожском кладбище, возведенная в 1913 году на пожертвования в ознаменование указа Николая II, даровавшего старообрядцам равные вероисповедные права.
После 1905 года, когда объявлен был Высочайший манифест «Об укреплении начал веротерпимости», по всей старообрядческой Руси началось широкое строительство храмов, не на государственные, разумеется, деньги. К примеру, на средства балаковского предпринимателя Анисима Михайловича Мальцева возведен был красивейший храм Живоначальной Троицы, ныне переданный местной общине РПЦ. Листаешь дореволюционные подшивки журналов «Церковь», «Слово Церкви», «Старообрядческая мысль», тут и там в коротких заметках о событиях того или другого прихода — имена и фамилии благотворителей. Истоки столь бурного храмостроительства надлежит искать в XVIII и XIX столетиях, в духовных опорах старообрядчества, а 1905 год лишь дал им раскрыться в полной силе.
Дару любви и милостыни служили богадельни, больницы, столовые для неимущих, «ночлежки». Нижегородский предприниматель Николай Александрович Бугров, будучи крупнейшим домовладельцем города, регулярно выделял часть средств на содержание построенного ещё его отцом «Вдовьего дома», рассчитанного примерно на 600 призреваемых. Не десять процентов, а сорок пять выделял он ежегодно на благотворительные цели. При его участии в Нижнем был построен водопровод, пользование которым было бесплатное. И это не далеко всё.
В память о рано умершем сыне выстроила больницу на Рогожском кладбище в Москве купчиха Феодосия Ермиловна Морозова. Её усердием создавались старообрядческие училища и школы. Дома призрения, больницы и школы строил Арсений Иванович Морозов, глава правления Богородско-Глуховской мануфактуры. В Богородске на его средства выстроен был храм во имя пророка Захарии и великомученицы Евдокии (тезоименитые святые его деда и бабки) по типу древнего храма св. Евфросиньи Полоцкой в Полоцке. Богадельня и храм при ней были выстроены в Саратове на средства Евфимия Яковлевича Горина, и впоследствии этот дом призрения прозвали «Горинской богадельней». В 1908 году, когда богадельне исполнилось 25 лет, на юбилейном торжестве выступил старообрядческий епископ Михаил (Семенов) — известнейший в то время проповедник, писатель, публицист, участник Религиозно-философского общества в Санкт-Петербурге.
«Любите друг друга. Стройте спасение друг друга в любви — вот завещание учредителя этого дома, — говорил он о Горине. — Он умер, но он среди нас. Он здесь молится с нами. Я сказал, он не видит это торжество: да, не видит телесными очами. Но видит душа его. И просит он с высоты небес, где, надеемся, верим и молимся, и обитает душа его, братию, собравшуюся в храме, созданном им: «Братья! Продолжайте дело мое… Среди мира около великолепных храмов и колоколов продолжите дело любви, начатое при гонении. Да не оскудеет вера ваша. Пусть община ваша будет Церковью Бога Живого, маленьким уголком Царства Божия».
Третий и четвёртый дары: ночное моление и книга. Молитве служит и сопутствует икона, не случайно старообрядцы собирали их. Но не чурались и светского искусства. Крупнейшим коллекционером живописи был Михаил Павлович Рябушинский. В его собрании находились картины В. М. Васнецова «Снегурочка», М. А. Врубеля «Демон», Б. М. Кустодиева «Японская кукла», Э. Дега «Певица из кафе-концерта» и многие другие. К 1909 году в коллекции насчитывалось около ста полотен стоимостью примерно в 150 тысяч рублей. В 1917-м он передал их Третьяковской галерее, часть из них и ныне находится там же, часть — в Государственном Русском музее, Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Киевском музее русского искусства и других. По самым разным галереям России разошлись картины из коллекции Николая Павловича Рябушинского. Широкой известностью пользовался издаваемый им в своё время ежемесячный журнал «Золотое руно», объединивший ведущих представителей русского символизма. Владельцем одной из лучших коллекций икон в Москве, собирателем живописи был также другой представитель старообрядческой фамилии — Степан Павлович Рябушинский. Иконы он сосредоточил в своей домашней моленной, никогда не используя их для украшения, например, кабинета или других помещений, считая это греховным. Одним из первых он поставил дело реставрации икон. Собирал также предметы церковной утвари, шитья. Его коллекция разошлась по разным музейным фондам, лучшие образцы — в Третьяковской галерее.
До 800 книжных памятников XV-XIX веков находилось в собрании московского купца-старообрядца Ивана Никитича Царского. Он, как писал о Царском М. П. Погодин, «во всю свою жизнь уделял часть своих избытков не на мраморные стены, не на бархатные подушки, не на золотые карнизы, не на лихих рысаков и златокованую сбрую, но на собрание и сохранение драгоценнейших отечественных памятников, во славу Отечества». В Отделе рукописей Государственного исторического музея (Москва) хранится книжное собрание коллекционера-«книжника» Алексея Ивановича Хлудова. В Российской государственной библиотеке — собрание Тихона Федоровича Большакова, дополненное после смерти его сыном Сергеем Тихоновичем. Посетителями частной галереи Козьмы Терентьевича Солдатёнкова были Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, И. С. Аксаков, чью издательскую деятельность он поддерживал и деньгами (финансовую помощь в издании аксаковской газеты «Москва» оказывал также старообрядец Тимофей Саввич Морозов).
К. Т. Солдатёнковым были изданы «Народные русские сказки» А. Н. Афанасьева, сочинения В. Г. Белинского, И. З. Сурикова, И. С. Никитина, Н. А. Некрасова, А. Фета и многих других классиков, в том числе зарубежных. Согласно завещанию, из капиталов Кузьмы Терентьевича после его смерти выделялись средства на строительство в Москве больницы для бедных, независимо от их звания и вероисповедания. Сейчас она носит название Городской клинической больницы им. С. П. Боткина, возле административного здания установлен бюст Солдатёнкова. Традицию собирания книг в ХХ веке, уже при советской власти, продолжал председатель Московской Преображенской старообрядческой общины Михаил Иванович Чуванов, ныне его собрание также передано в Российскую Государственную библиотеку. И это далеко не все имена.
Было ещё одно, пятое направление благотворительной деятельности, которое Владимир Рябушинский не отметил. Не говорит об этом даре и старообрядческий стих, приведённый им. Имею в виду пожертвования на борьбу с захватчиками России во время войн — от Отечественной 1812 года до Отечественной 1941-1945-годов, открытие лазаретов, наконец, личное участие в ратном делании. Но во всякое время, военное или мирное, определяющим правилом, руководившим деятельностью старообрядцев- предпринимателей, были евангельские слова: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где червь и тля истребляют и где воры подкапывают и крадут. Но собирайте… на небе, где ни червь, ни тля не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут. Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6, 19-21).
Виктор Боченков

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *