Безопасность и ее виды

Системы и виды безопасности и пути их обеспечения

В настоящее время теория безопасности достаточно детально проработана для отдельных объектов безопасности и находит свое выражение в соответствующих системах безопасности :

· системе индивидуальной безопасности;

· системе коллективной безопасности;

· системе социальной безопасности;

· системе общественной безопасности;

· системе государственной безопасности;

· системе национальной безопасности;

· системе глобальной безопасности.

Эти системы безопасности неразрывно связывают между собой источники опасности, объекты защиты и субъекты, обеспечивающие безопасность. Это аргументируется тем, что если существует опасность и она не угрожает негативным воздействием объекту воздействия, то такое состояние не представляет значимого интереса для общества и не требует обеспечения безопасности. В том случае, если опасности предопределяют значительный ущерб обществу (риск), то в обязательном порядке должны быть разработаны превентивные меры безопасности, которые либо ликвидируют причину опасности, либо локализуют последствия их реализации. Отмеченные мероприятия по исключению и локализации результатов реализации опасностей (несчастные случаи, аварийные ситуации, природные происшествия и т. п.) реализуются по мере роста экономических возможностей государства и роста его социальной ответственности перед членами общества.

Одна из возможных схем организации системы безопасности приведена в таблице 2.2.

Эта таблица позволяет оценить системные взаимосвязи обеспечения безопасности в зависимости от источников опасности.

К системе безопасности, представленной в таблице 2.2., в глобальном виде, целесообразно добавить пути обеспечения безопасности, для каждого конкретного источника опасности.

Эти источники формирования опасности, в зависимости от области и объекта деятельности, предопределяют и виды безопасности и пути их реализации.

Виды безопасности, приведенные в таблицы 2.3., реализуются по объектам защиты:

· конкретный человек;

· население той или иной территории;

· объекты экономики;

· государство (государственная безопасность);

· нация (национальная безопасность);

· окружающая природная среда (охрана окружающей среды).

В системах (системе) обеспечения безопасности основным объектом защиты является человек. Безопасность человека в пределах всех систем рассматривается в четырех ипостасях (сущность, основание):

· безопасность человека, как объекта воздействия негативных факторов окружающей среды в комплексе «человек – среда обитания»;

· безопасность человека, как субъекта негативных воздействий, способных принести вред другим людям, объектам техносферы, природной среде, обществу, государству (человек – источник опасностей);

· безопасность человека, как объекта воздействия социальной среды на его организм – вредные привычки (курение, алкоголизм, наркомания), суицид и т. п.;

· безопасность человека по отношению к внутренней среде своего организма (собственное здоровье).

Таблица 2.2.

Источники опасностей Объекты защиты Системы (субъекты) безопасности
Опасности внутренней среды (организма) Человек (обслуживающий персонал техничес-кой системы) Система здравоохранения (Минздрав) Система личной и коллективной безопасности человека в процессе его жизнедея-тельности (в том числе труда)
Опасности среды деятельности и отдыха, города и жилища Система обеспечения безопасной жизнедеятельности
Опасности профессиональной деятельности, например, строительные профессии Охрана труда, например, система обеспечения безопасности в строительном производстве и обеспечении техники безопасности
Опасности социальной среды, реализующиеся в виде опасных социальных явлений Система социального обеспечения и социальной защиты (Минтруда и социальной защиты). Система охраны общественного порядка (МВД)
Опасности биосферы и техносферы, реализующиеся в виде опасных социальных явлений Человек, объекты техно-сферы, окружающая среда Промышленная, ядерная, радиационная, пожарная безопасность, химическая, медико-биологическая защита, защита в ЧС и т. п. (Ростехнадзор, Госатомнадзор, Энергонадзор, службы безопасности полетов, плавания, РСЧС, Служба противопожарной защиты, ГИБДД и др.) Система обществен-ной, государст-венной и национальной безопасности
Внешние и внутренние общегосударственные опасности Общество, государст-во, нация Система охраны общественного порядка, государственной безопасности, обороны страны (силовые структуры: ВС, МВД, ФСБ и др.)
Опасности техносферы (загрязнение окружающей среды, экологические катастрофы, истощение природных ресурсов) Природная среда, природныересурсы Охрана окружающей среды (Минприродных ресурсов)
Опасности неуправляемой антропогенной деятельности (рост населения, оружие массового поражения, глобальное потепление и т. п.) Челове-чество, биосфера Система глобальной (международной) безопасности (ООН и другие международные организации)
Опасности космоса Челове-чество, планета Земля Система космической безопасности (пока нет)

Таблица 2.3.

Виды обеспечения безопасности жизнедеятельности

Источники опасностей Виды опасностей Субъекты, по отношению к которым обеспечивается безопасность Виды безопасности
Космические объекты Космическая Человечество Глобальная, международная
Природная среда Экологическая
Биосфера Биологическая
Техносфера Техническая
Государство – агрессор Внешняя (военная) Нация Национальня
Политические экстремистские группировки, террористические группы, отдельные преступники Внутренняя Государство Государственная
Общество Общественная
Опасности со стороны окружающей среды Природная Человек Личная, коллективная
Трудовая деятельность Производственная опасность
Опасность социальной среды Социальная безопасность (охрана общественного порядка)
Опасности внутренней среды (организма человека) Угроза здоровью человека

>Виды безопасности (стр. 1 из 2) >Юридический институт

_____________________________________________________________________________

”Виды безопасности”

Выполнил:

Москва 2010

Безопасность — состояние защищенности жизненно-важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Существуют следующие виды безопасноси:

· Экологическая безопасность

· Национальная безопасность

· Промышленная безопасность

· Пожарная безопасность

· Информационная безопасность

· Экономическая безопасность

· Военная безопасность

· Внутренняя безопасность

· Внешняя безопасность

· Национальная безопасность

Экологическая безопасность — совокупность состояний, процессов и действий, обеспечивающая экологический баланс в окружающей среде и не приводящая к жизненно важным ущербам (или угрозам таких ущербов), наносимым природной среде и человеку (Хоружая, 2002, Козин, Петровский, 2005). Это также процесс обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества, природы, государства и всего человечества от реальных или потенциальных угроз, создаваемых антропогенным или естественным воздействием на окружающую среду. Объектами ЭБ являются права, материальные и духовные потребности личности, природные ресурсы и природная среда или материальная основа государственного и общественного развития.

Система ЭБ — это механизм, обеспечивающий допустимое негативное воздействие природных и антропогенных факторов экологической опасности на окружающую среду и самого человека:

· Комплексная экологическая оценка территории

· Экологический мониторинг

· Управленческие решения

Методы обеспечения ЭБ :

· Методы контроля качества окружающей среды:

— Методы измерений — строго количественные, результат которых выражается конкретным числовым параметром (физические, химические, оптические и другие).

— Биологические методы — качественные (результат выражается словесно, например, в терминах «много-мало», «часто-редко» и др.) или частично количественные.

· Методы моделирования и прогноза, в том числе методы системного анализа, системной динамики, информатики и др.

· Комбинированные методы, например, эколого-токсикологические методы, включающие различные группы методов (физико-химических, биологических, токсикологических и др.).

· Методы управления качеством окружающей среды.

Национальная безопасность — совокупность официально принятых взглядов на цели и государственную стратегию в области обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз политического, экономического, социального, военного, техногенного, экологического, информационного и иного характера с учетом имеющихся ресурсов и возможностей.

Национальная безопасность включает в себя :

— государственную безопасность — понятие, характеризующее уровень защищенности государства от внешних и внутренних угроз;

— общественную безопасность — понятие, выраженноя в уровне защищенности личности и общества, преимущественно, от внутренних угроз общеопасного характера;

— техногенную безопасность — уровень защищенности от угроз техногенного характера;

— экологическую безопасность и защита от угроз стихийных бедствий;

— экономическую безопасность

— энергетическую безопасность

— информационную безопасность

— безопасность личности

Обеспечение национальной безопасности — комплекс политических, экономических, социальных, здравоохранительных, военных и правовых мероприятий, направленных на обеспечение нормальной жизнедеятельности нации, устранение возможных угроз.

Обеспечение национальной безопасности включает в себя:

— защиту государственного строя;

— защиту общественного строя;

— обеспечение территориальной неприкосновенности и суверенитета;

— обеспечение политической и экономической независимости нации;

— обеспечение здоровья нации;

— охрана общественного порядка;

— борьба с преступностью.

— обеспечение техногенной безопасности и защита от угроз стихийных бедствий.

Органы обеспечивающие национальную безопасность — Армия, службы разведки и контрразведки, правоохранительные органы, медицинские органы.

Промышленная безопасность , промышленная безопасность опасных производственных объектов — состояние защищённости жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

Промышленная безопасность не является составной частью охраны труда. Можно сказать, что это пересекающиеся множества. Основная цель промышленной безопасности — отсутствие и/или минимизация последствий аварий на опасных производственных объектах. Авария — разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ. Основная цель охраны труда — сохранение жизни и здоровья работников. Т.е. вполне возможны аварии, которые не причиняют вред жизни и здоровью работников, и, наоборот, вред жизни и здоровью работников может приченен без аварий.

Пожарная безопасность — состояние объекта, характеризуемое возможностью предотвращения возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара. Пожарная безопасность объекта должна обеспечиваться системами предотвращения пожара и противопожарной защиты, в том числе организационно-техническими мероприятиями.

Общие требования для предотвращения пожара.

Пожар невозможен ни при каких обстоятельствах, если исключается контакт источника зажигания с горючим материалом (исходя из этого принципа разрабатываются разделы правил пожарной безопасности, направленные на предотвращение и тушение пожаров).

Если потенциальный источник зажигания и горючую среду невозможно полностью исключить из технологического процесса, то данное оборудование или помещение, в котором оно размещено, должно быть надежно защищено автоматическими средствами:

— Аварийное отключение оборудования.

— Различные сигнализации.

Информационная безопасность — это состояние защищённости информационной среды, защита информациипредставляет собой деятельность по предотвращению утечки защищаемой информации, несанкционированных и непреднамеренных воздействий на защищаемую информацию, то есть процесс, направленный на достижение этого состояния.

Целью реализации информационной безопасности какого-либо объекта является построение Системы обеспечения информационной безопасности данного объекта (СОИБ). Для построения и эффективной эксплуатации СОИБ необходимо:

— выявить требования защиты информации, специфические для данного объекта защиты;

— учесть требования национального и международного Законодательства;

— использовать наработанные практики (стандарты, методологии) построения подобных СОИБ;

— определить подразделения, ответственные за реализацию и поддержку СОИБ;

— распределить между подразделениями области ответственности в осуществлении требований СОИБ;

— на базе управления рисками информационной безопасности определить общие положения, технические и организационные требования, составляющие Политику информационной безопасности объекта защиты;

— реализовать требования Политики информационной безопасности, внедрив соответствующие программно-технические способы и средства защиты информации;

— реализовать Систему менеджмента (управления) информационной безопасности (СМИБ);

— используя СМИБ организовать регулярный контроль эффективности СОИБ и при необходимости пересмотр и корректировку СОИБ и СМИБ.

Как видно из последнего этапа работ, процесс реализации СОИБ непрерывный и циклично (после каждого пересмотра) возвращается к первому этапу, повторяя последовательно всё остальные. Так СОИБ корректируется для эффективного выполнения своих задач защиты информации и соответствия новым требованиям постоянно обновляющейся информационной системы.

Экономическая безопасность или финансовая безопасность — это состояние какого-либо субъекта, характеризующаяся наличием стабильного дохода и других ресурсов, которые позволяют поддержать уровень жизни на текущий момент и в обозримом будущем. Она включает в себя:

— сохранение платежеспособности

— планирование будущих денежных потоков экономического субъекта

— безопасность занятости

В макроэкономике экономическая безопасность — такое состояние производства в стране, при котором процесс устойчивого развития экономики и социально-экономическая стабильность общества обеспечивается практически независимо от наличия и действия внешних факторов.

Военная безопасность — важнейшая составная часть общей проблемы обеспечения национальной безопасности России. Она вытекает как из нового геополитического положения РФ, так и из складывающейся ситуации в Мире.
Военная безопасность — защищенность личности, общества и государства от военных угроз; состояние когда возможность войны сводится к минимуму, вследствие отсутствия мотивов применения военной силы, а также осуществления мер по предотвращению военной опасности.
Военная безопасность имеет внешние и внутренние аспекты:
* внешние аспекты — отражают способность сдерживать военную силу извне или противодействовать ей;
* внутренние аспекты – охватывают систему мер по созданию и поддержанию готовности личности, общества и государства к предупреждению военных угроз путем создания военной организации для осуществления мобилизационной подготовки экономики и населения страны.

Внутренняя безопасность — это безопасность внутри страны. В России существует; коррупция, взяточничество, бандитизм, хулиганство в разных формах, наркомания, проституция, воровство, огромное количество различных правонарушений со стоны населения. Появилось, то, чего раньше не было — массовые беспорядки, несанкционированные демонстрации и митинги. «БИЧ» России — это конечно коррупция и воровство. Воруют много и многие, в том числе, лица находящиеся на руководящих постах страны.

Введение

Безопасность Российской Федерации — это состояние защищенности жизненно важных интересов ее граждан, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Под угрозами безопасности мы понимаем потенциальные угрозы политическим, социальным, экономическим, военным, экологическим и иным, в том числе, духовным и интеллектуальным ценностям нации и Государства. Угрозы безопасности тесно связаны с национальными интересами страны, в том числе и за пределами её территории. В каждом конкретном случае для их ликвидации требуются особые формы и методы деятельности Государства: применение соответствующих специальных органов, сил и средств государства.

К основным объектам безопасности относятся:

личность — ее права и свободы; общество — его материальные и духовные ценности;

государство — его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность

Угроза безопасности Российской Федерации есть совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников, определяет содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности в зависимости от сфер жизнедеятельности общества и государства, на которые направлены угрозы безопасности. их можно условно разделить на политические (угрозы существующему конституционному строю), экономические, военные, информационные, техногенные, экологические и иные.

Угрозы безопасности: внешние, внутренние, трансграничные

Сегодня существует несколько типов угроз национальной безопасности Российской Федерации: внешние, внутренние и трансграничные. К внешним угрозам следует отнести развертывание группировок вооруженных сил и средств вблизи границ Российской Федерации и ее союзников территориальные претензии к Российской Федерации, угрозы отторжения от Российской Федерации отдельных территорий; вмешательство во внутренние дела Р.Ф. со стороны иностранных государств; наращивание группировок войск, ведущее к нарушению сложившегося баланса сил вблизи границ Российской Федерации; вооруженные провокации, включая нападения на военные объекты России, расположенные на территории зарубежных государств, а также на объекты и сооружения на Государственной границе РФ и границах ее союзников действия, затрудняющие доступ России к стратегически важным транспортным коммуникациям; дискриминация, несоблюдение прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации в некоторых зарубежных государствах

Основными внешними угрозами национальной безопасности являются:

1. снижение роли России в мировой экономике вследствие целенаправленных действий отдельных государств и межгосударственных объединений, например ООН, ОБСЕ;

2. снижение экономического и политического влияния на протекающие в мировой экономике процессы;

3. усиление масштабов и влияние международных военных и политических объединений, в числе которых находится НАТО;

4. наметившиеся тенденции к размещению около границ России военных сил иностранных государств;

5. повсеместное распространение в мире оружия массового уничтожения;

6. ослабление процессов интеграции и налаживания экономических связей России со странами СНГ;

7. создание условий формирования и возникновения военных вооруженных конфликтов вблизи государственных границ России и стран СНГ;

8. территориальная экспансия по отношению к России, например, со стороны Японии и Китая;

9. международный терроризм;

10. ослабление позиций России в сфере информации и телекоммуникаций. Это проявляется в снижении влияния России на международные информационные потоки и разработке рядом государств технологий информационной экспансии, которые могут быть применены и к России;

11. активизация на территории России деятельности иностранных организаций, занимающихся разведкой и сбором стратегической информации;

12. резкое снижение военного и оборонного потенциала страны, не позволяющее ей при необходимости отразить военное нападение, что связано с системным кризисом оборонного комплекса страны.

13. активизация на территории России деятельности иностранных организаций, занимающихся разведкой и сбором стратегической информации;

К внутренним угрозам специалисты относят: попытки насильственного изменения конституционного строя и нарушения территориальной целостности России; планирование, подготовка и осуществление действий по нарушению и дезорганизации функционирования органов государственной власти и управления, нападений на государственные, экономические и военные объекты, объекты жизнеобеспечения и информационной инфраструктуры; создание, оснащение, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований незаконное распространение на территории Российской Федерации оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ; широкомасштабная деятельность организованной преступности, угрожающая политической стабильности в некоторых регионах Российской Федерации. Деятельность сепаратистских и радикальных религиозных национальных движений.

Основными внутренними угрозами национальной экономической безопасности являются:

1. усиление степени дифференциации уровня жизни и доходов населения. Формирование небольшой группы богатого населения (олигархов) и большой части бедного населения создает ситуацию социальной напряженности в обществе, что в конечном итоге может привести к серьезным социально-экономическим потрясениям;

2. деформация отраслевой структуры национальной экономики. Ориентация экономики на добычу полезных ископаемых формирует серьезные структурные сдвиги;

3. усиление неравномерности экономического развития регионов. Резкое различие в уровне социально-экономического развития регионов разрушает существующие связи между ними и препятствует межрегиональной интеграции;

4. криминализация российского общества. В обществе резко усилились тенденции к получению нетрудовых доходов путем прямого грабежа, отъема собственности, что негативным образом сказывается на общей стабильности и устойчивости национальной экономики. Большое значение имеет тотальное проникновение криминальных структур в государственный аппарат и промышленность и наметившаяся тенденция сращивания между ними;

5. резкое снижение научно-технического потенциала России. Основа экономического роста — научно-технический потенциал — за истекшее десятилетие практические потерян, по причине сокращения инвестиций в приоритетные научные и технические исследования и разработки, массового выезда из страны ведущих ученых, разрушения наукоемких отраслей, усиления научно-технической зависимости;

6. усиление изоляции и стремления к независимости субъектов Федерации. Россия обладает значительными территориями, которые функционируют в рамках федеративного устройства;

7. усиление межэтнической и межнациональной напряженности, что создает реальные условия для возникновения внутренних конфликтов на национальной почве;

8. повсеместное нарушение единого правового пространства, ведущих к правовому нигилизму и несоблюдению законодательства;

9. снижение физического здоровья населения, ведущее к деградации по причине кризиса системы здравоохранения;

10. демографический кризис, связанный с устойчивой тенденцией преобладания общей смертности населения над рождаемостью.

В совокупности внутренние угрозы национальной безопасности тесно переплетены между собой и взаимосвязаны.

Негативными тенденциями характеризуется экологическая обстановка в мире. Её характерными чертами являются истощение природных ресурсов, периодическое возникновение обширных зон экологических бедствий и катастроф, деградация возобновляемых природных ресурсов. Для большинства стран характерно применение экологически несовершенных технологий в промышленности, сельском хозяйстве, энергетике, транспорте. Реальную угрозу интересам России представляет тенденция использовать её территорию для размещения вредных отходов химической и атомной промышленности развитых стран Европы.

Нарастают негативные тенденции в мировой социальной сфере. Отмечается увеличение удельного веса больных, инвалидов, людей, страдающих от голода и недоедания, употребления некачественной воды. Остается высокой доля безграмотных и безработных (по официальному показателю уровня безработицы Россия пока входит в число наиболее благополучных стран, занимая примерно 7-е место в мире). Однако по классификации Международной Организации Труда в России насчитывается более 5 млн. безработных. Примерно столько же трудятся неполную рабочую неделю или находятся в вынужденном отпуске, снижается уровень материального обеспечения населения. Расширяются до угрожающих размеров миграционные процессы. Ухудшаются показатели физического и умственного развития людей.

Угроза физическому здоровью нации проявляется в кризисном состоянии систем здравоохранения и социальной защиты населения. Отмечается повсеместная алкоголизация населения. Потребление учтённого и неучтённого алкоголя на душу населения в перерасчете на чистый спирт составляет от 11 до 14л, тогда как ситуация оценивается опасной при показателе -8л.

Трансграничные угрозы проявляются в следующем:

Создание, оснащение и подготовка на территории других государств вооруженных формирований и групп с целью их переброски для действий на территории России;

Деятельность поддерживающихся из-за рубежа подрывных сепаратистских, национальных или религиозных экстремистских группировок, направленная на подрыв конституционного строя России, создание угрозы ее территориальной целостности и безопасности ее граждан. Трансграничная преступность, в том числе контрабандная и другая противозаконная деятельность в угрожающих масштабах;

Деятельность наркобизнеса, создающая угрозу проникновения наркотиков на территорию России или использования ее территории для транзита наркотиков в другие страны;

Деятельность международных террористических организаций.

Терроризм, имея весьма сложное содержание, затрагивает национальную безопасность страны на всех ее уровнях — межгосударственном, государственном, межнациональном, национальном, классовом и групповом. Кроме того, внутренний и международный терроризм нарушает способность нации к самосохранению, самовоспроизводству и саморазвитию.

Внутригосударственный и международный терроризм несут в себе угрозу аналогичного характера. Вообще, граница между этими видами терроризма настолько зыбкая (по мнению большинства ученых, террористические акты, совершаемые в России — это проявления именно международного терроризма), что четкое разделение угроз от них, как видится автору, весьма затруднительно.

Терроризм несет угрозу интересам страны в социальной сфере, которые заключаются в обеспечении высокого уровня жизни народа. Разрушая экономическую и политическую системы жизни общества, терроризм препятствует достижению высшей ценности общества, которая заключается в его собственном благополучии.

Терроризм нарушает главное неотъемлемое право каждого человека — право на жизнь. Результат двух чеченских войн и деятельности всех про- и антироссийских администраций — полномасштабная гуманитарная катастрофа. За 12 лет антитеррористической войны в Чеченской Республике суммарные потери составили около 45 тыс. человек. Свыше полумиллиона жителей Чечни и прилегающих территорий вынуждены были покинуть свои дома

Процесс выявления источников опасностей и угроз требует ясного понимания их общих и специфических признаков. Источники опасности для безопасности государства находятся в самых различных сферах жизнедеятельности общества. Представляется, что наиболее существенные из них скрыты в сферах политических отношений государства, классов, социальных групп общества; экономических отношений; духовно-идеологической, этно-национальной и религиозной, а также в экологической сфере и сфере обеспечения информационной безопасности и др.

> Государственная безопасность

Понятие государственной безопасности

Формально определить государственную безопасность достаточно просто — это такое состояние государства и международных отношений, при котором либо ничто не угрожает его существованию, его возможностям нормально функционировать и развиваться, либо при наличии угроз оно надежно защищено от вероятного негативного воздействия. Традиционно под государством понимается механизм согласования различных социальных интересов и гармонизации общественных отношений, совокупность наиболее значимых институтов политической системы, аппарат управления обществом. Например, в энциклопедическом словаре «Безопасность России» государство определяется как «система институтов, организующих общественную жизнь на определенной территории».

В Федеральном законе от 5 марта 1992 г. «О безопасности» к главным элементам государственной безопасности отнесены:

  • — конституционный строй;
  • — суверенитет;
  • — территориальная целостность.

В «Концепции национальной безопасности Российской Федера- ции» в разделе «Национальные интересы России» отмечено, что «интересы государства состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества. Реализация национальных интересов России возможна только на основе устойчивого развития экономики. Поэтому национальные интересы России в этой сфере являются ключевыми. Во внутриполитической сфере национальные интересы России состоят в сохранении стабильности конституционного строя, институтов государственной власти, в обеспечении гражданского мира и национального согласия, территориальной целостности, единства правового пространства, правопорядка и в завершении процесса становления демократического общества, а также в нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий — социальных, межэтнических и религиозных конфликтов, терроризма».

В Уголовном кодексе РФ в главе 29 перечислены преступления против основ конституционного строя и безопасности государства:

  • — государственная измена;
  • — шпионаж;
  • — посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля;
  • — насильственный захват власти или насильственное удержание власти;
  • — вооруженный мятеж;
  • — публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности;
  • — публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации;
  • — диверсия;
  • — возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства;
  • — организация экстремистского сообщества;
  • — организация деятельности экстремистской организации;
  • — финансирование экстремистской деятельности;
  • — разглашение государственной тайны;
  • — незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну;
  • — утрата документов, содержащих государственную тайну;
  • — осуществление деятельности на территории Российской Федерации иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности.

Несомненно, вред государственной безопасности причиняют и другие преступления, перечисленные в разделе «Преступления против государственной власти» (преступления против порядка управления, против государственной власти, против правосудия), а также в разделах «Преступления против военной службы» и «Преступления в сфере экономики».

Анализ приведенных выше законодательных материалов позволяет в значительной мере составить представление о перечне тех деяний, которые могут причинить ущерб государственной безопасности. Как уже упоминалось выше этот ущерб, в конечном итоге, выливается в уничтожение государства либо утрату им функций, либо деструкцию развития (замедление, стагнацию или деградацию).

Формами уничтожения государства могут быть:

  • — полное уничтожение государства (с уничтожением или рассеянием населения);
  • — развал государства на части (либо с обретением государственного суверенитета частями, либо с поглощением их другими государствами);
  • — утрата суверенитета (трансформация в вассала, протекторат или колонию другого государства).

К числу функций государства относятся:

  • — защита территориальной целостности;
  • — защита населения от внешних и внутренних источников опасности, обеспечение общественной безопасности и общественного порядка;
  • — обеспечение использования природных ресурсов, а также иных ресурсов общества и государства в интересах населения страны;
  • — создание предпосылок для государственного и общественного развития.

Развитие государства предполагает не усиление государственного аппарата, а усиление страны с тем, чтобы:

  • — как минимум, не проиграть в конкурентной борьбе государств на международной арене и не допустить разграбления (или нерационального использования) национальных богатств;
  • — как максимум, одерживать победы в этой конкурентной борьбе и преумножать национальные богатства.

Во внутриполитической сфере развитие государства предполагает повышение его способности гармонизировать общественные отношения (в том числе гармонизировать государственные и общественные интересы). К числу аксиом государственности относится то, что сильным является не то государство, которое подавляет общество. Сильным является государство, которому удается обеспечить максимальное развитие социума в различных сферах и таким образом сделать сильной страну.

  • 1(1 Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты.Том 1 Национальная и международная безопасность.- М. 2012. С. 158.
  • Ныне действует Федеральный закон «О безопасности», принятый 28 декабря 2010 г.
  • Ныне действует «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020года», утвержденная указом Президента РФ от 12 мая 2009 г.
  • Концепция национальной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Пре-зидента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г №1300).

КЛАССИФИКАЦИЯ КАТЕГОРИИ «БЕЗОПАСНОСТЬ».

Классификация категории «безопасность».
По признаку масштабности в соответствии с видами опасности, пространственно-географическим взаимодействием социальных организмов различают следующие относительно самостоятельные геополитические уровни и виды безопасности:
— международная глобальная безопасность;
— международная региональная безопасность;
— национальная безопасность;
— местная безопасность.
Национальная безопасность в свою очередь подразделяется:
— на государственную безопасность;
— локальную (региональную) безопасность;
— частную (фирм и личности) безопасность.

В зависимости от типа угрозы, а также в содержательном плане для международной и национальной безопасности, выделяются следую­щие сферы (области) ее проявления и обеспечения:
— экологическая безопасность;
— экономическая безопасность;
— военная безопасность;
— ресурсная безопасность;
— информационная безопасность;
— социальная безопасность;
— научно-техническая безопасность;
— энергетическая безопасность;
— ядерная безопасность;
— политическая безопасность;
— инновационная безопасность;
— правовая безопасность;
— культурная безопасность;
— техническая безопасность и др.
В зависимости от источника угрозы при анализе катастроф, чрез­вычайных ситуаций и аварий, а также ликвидации стихийных бед­ствий используют понятия:
— природная безопасность;
— техногенная безопасность.
При описании сложных явлений и при оценке опасности не­скольких угроз используют комбинированное название безопасности или вводят условное название. Пример комбинированного названия безопасности — широко применяемое понятие глобальной эколо­гической безопасности — характеризует состояние защиты чело­вечества от экологической угрозы. Наглядный пример условного названия безопасности — национальная безопасность — характери­зует степень защиты государства; включает в себя экономическую, социальную, экологическую, финансовую, ресурсную, ядерную, информационную безопасность. Понятие национальной безопас­ности интегрирует в себе ряд частных безопасностей и позволяет полнее оценивать степень защиты интересов государства от раз­личных отдельных угроз, а также от их совокупности. По аналогии с понятием национальной безопасности вводится понятие глобаль­ной безопасности как объединения частных видов безопасности и меры интегрированного противодействия в случае совместного появления угроз.
Основное понятие в области безопасности в нынешних условиях — геополитика — наука, изучающая процессы и принципы развития государств, регионов, и мира в целом с уче­том системного влияния географических, политических, экономи­ческих, военных, экологических, этнических, демографических, ре­лигиозных и других факторов. Фактор в данном случае — движущая сила какого-либо процесса или явления, определяющая их характер или отдельные черты Исследование проблем безопасности тех или иных государств и регионов не может быть корректным и полным без системного анализа характерных для них геополитических фак­торов, их оценки, ранжирования и сопоставления с геополитически­ми факторами, характерными для других государств и регионов.
Ключевые в геополитике понятия: «геостратегический и геопо­литический регионы», «геополитическая обстановка».
Геостратегический регион — крупное географическое простран­ство с характеристиками и функциями глобальной значимости и влияния — выражает взаимосвязь и взаимозависимость в рамках той или иной достаточно крупной части мира с точки зрения его местоположения, происходящих здесь процессов, внешнеторговой ориентации, культурных и идеологических связей.
Геополитический регион — часть геостратегического региона — вы­ражает единство географических черт.
Примеры геостратегического региона — Евразийский континент, включающий геополитический регион бывших республик СССР и Восточной Европы, регион восточноазиатских государств и неко­торых других стран.
Геополитическая обстановка — конкретное положение в том или ином регионе или в мире в целом с учетом географических, полити­ческих, военных, экономических и других факторов.
Геополитика играет синтезирующую роль в политологических исследованиях. Она объединяет:
— общую теорию безопасности, находящуюся на начальном эта­пе своего развития;
— экономику;
— географию;
— социологию;
— военное дело;
— экологию;
— другие науки, связанные с исследованием процессов развития макромира.
Понятие безопасного развития отражает важнейшую роль раз­вития регионов, государств, общества и личности. Поэтому общая теория безопасности, изучающая сущность, содержание, методы, формы и средства обеспечения безопасности личности и социаль­ных формаций различного уровня, — центральная дисциплина в гео­политике.
Понятия «устойчивость—стабильность—живучесть» предопреде­ляют безопасность и жизнестойкость каких-либо систем или отдель­ных объектов. Говоря о безопасности, всегда следует подразумевать систему, включающую в себя одновременно и потенциальный объ­ект воздействия. В нашем случае — не менее одной личности (че­ловека) и по крайней мере одну угрозу для нее, т. е. такую ситуацию с данной системой и окружающей ее средой, при которой все угрозы парируются либо уклонением или уничтожением источников угроз, либо зашитой от их разрушительного воздействия.
Безопасность достигается благодаря устойчивости, стабильности и живучести подобных биологических систем. Под устойчивостью обычно подразумевают их способность нормально функционировать при различных возмущениях вследствие эластичности и резистентности; под стабильностью — совокупность устойчивости к широкому диапазону продолжительно действующих возмущающих факторов, а под живучестью — способность систем сохранять рациональную структуру и функционирование в условиях целенаправленного про­тиводействия.
В Законе РФ «О безопасности» понятие «жизненно важные ин­тересы» — совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессив­ного развития граждан, общества и государства.
Опасности и угрозы — непременные спутники жизни и деятель­ности индивидов, организаций, обществ, государств, и мирового со­общества в целем на всех этапах становления и развития. И всегда слабость безопасности оборачивается большими бедами: разруше­нием и гибелью государств, войнами, смутами, кровопролитием. Государства, общества, люди, не проявляющие должной заботы о своей безопасности, нежизнеспособны.
Ущерб — результат разрушительного изменения целостности и/или свойств конкретных личностей (граждан) и принадлежащих им материальных или духовных ценностей.
Опасности — возможные или реальные явления, события и про­цессы, способные нанести ущерб или уничтожить индивида, соци­альную группу, народ, общество, государство и человечество в целом, нанести ущерб благополучию, разрушить материальные, духовные или природные ценности, вызвать деградацию, закрыть путь к раз­витию науки в целом.
Опасность — вполне осознаваемая, объективно существующая, но не фатальная вероятность (возможность) негативного воздей­ствия на социальный организм или на что-либо, определяемая нали­чием объективных и субъективных факторов, обладающих поража­ющими свойствами. Ее результатом может быть какой-либо ущерб, ухудшающий состояние человека и/или условия жизнедеятельности социального организма и придающий его развитию нежелатель­ные динамику (характер, темпы) или параметры (свойства, формы и т. д.). Понятие «опасность» охватывает определенные социальные явления и процессы, а также бедствия, могущие причинять и причи­няют: люди — природе, природа — людям, а также самой себе.
Категория «опасность» применяется для характеристики психо­логического состояния людей, как осознание ими вредных послед­ствий тех или иных реальных явлений или как безнадежное выис­кивание несуществующих. Уяснение существа опасности должно быть исходным этапом противодействия опасности, ее парирования и устранения. Если индивиды не понимают всей глубины опасности, они не напрягают адекватно свои силы, чтобы ликвидировать или предупредить ее. Опасности родственно понятие «угроза»; угрозы исходят от различного рода источников опасности.
В Законе РФ «О безопасности» «угроза безопасности — совокуп­ность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества, государства». Используя современ­ный понятийно-категориальный аппарат концепции безопасности, можно дать следующее определение понятию «угроза».
Угроза — а) наиболее конкретная и непосредственная форма опасности, т. е. актуализированная (на стадии перехода из возмож­ности в действительность) опасность, характеризуемая конкретной формой проявления и способом воздействия;
б) совокупность условий и факторов, создающих опасность инте­ресам граждан (реальные или потенциальные действия, наносящие моральный или физический (психофизический) ущерб индивиду), общества и государства, а также национальным ценностям и нацио­нальному образу жизни. Это может быть высказанное намерение одних субъектов нанести ущерб другим, демонстрация готовности совершить соответствующую акцию. Наиболее тяжелые виды угроз словом, демонстрацией силы, делами (агрессия, поджоги, убийства и т. п.) квалифицируются как преступления.
Угрозы, которым приходится противостоять, весьма разнообраз­ны и могут быть классифицированы:

1. Умышленности действий:

— правомерная (вытекающая из реализации правовых норм);
— противоправная.

2. Форме:
— прямая;
— косвенная;

— завуалированная;
— манифестированная;
— латентная;
— несформированная.

3. Времени:
— мгновенная;
— перманентная;
— дискретная.

4. Последствиям:
— необратимая;
— обратимая.

5. Отношению к объекту:
— внешняя;
— внутренняя;
— автоугроза.

6. По источникам возникновения (источники возникновения опас­ности — это условия и факторы, таящие в себе и при определенных условиях сами по себе либо в различной совокупности проявляю­щие или обнаруживающие враждебные намерения, вредоносные свойства, деструктивную природу, реальные или потенциальные действия). По своему генезису источники возникновения опасности имеют следующее происхождение:
— естественно-природное;

— техногенное (техническое).
7. Актуализации:
— вероятная;
— потенциальная;
— реальная;
— осуществленная. 8. Возникновению:
— закономерная;
— случайная.
9.Величине нанесенного ущерба:
— предельный;
— значительный;
— незначительный.
10. Причинности:
— стихийная;
— преднамеренная.
11. Уровню (размаху и масштабам возможных негативных послед­ствий):
— международные (глобальные и региональные в смысле регионов мира);
— национальные, локальные (региональные в смысле регионов страны, в масштабе района, города);
— частные (фирм и личности).
12. По сферам общественной жизни и видам человеческой деятельности.

Общая безопасность

Общая безопасность предприятия — это состояние защищенности жизненно важных интересов предприятия в финансово-экономической, производственно-хозяйственной, технологической сферах от различного рода угроз, в первую очередь социально-экономического плана, которое наступает благодаря принятой руководством и персоналом системы мер правового, организационного, социально-экономического и инженерно-технического характера.

В настоящее время вопросы обеспечения условий общей безопасности предприятия выходят на первый план. На общую безопасность предприятия может оказывать влияние общеэкономическая ситуация в мире в целом и в государстве в частности. Экономическая ситуация в государстве, кроме ряда прочих факторов, находится в зависимости от способности соответствующих государственных органов обеспечить как безопасность государства, так и хозяйствующих субъектов — предприятий. В современных условиях процесс успешного функционирования и экономического развития российских предприятий во многом зависит от совершенствования их деятельности в области обеспечения общей безопасности.

Целью обеспечения экономической безопасности предприятия является ограждение его собственности и сотрудников от источников внешних и внутренних угроз безопасности, предотвращение причин и условий, порождающих их. Для каждого предприятия «внешние» и «внутренние» угрозы сугубо индивидуальны (отраслевые, масштаб предприятия, сфера деятельности). Вместе с тем, указанные ниже категории включают отдельные элементы, которые приемлемы практически к любому субъекту хозяйственной деятельности:

Внешние и внутренние угрозы экономической безопасности предприятия

Внешние угрозы

Внутренние угрозы

активное участие представителей власти и управления в коммерческой деятельности

действия или бездействия (в том числе умышленные и неумышленные) сотрудников предприятия, противоречащие интересам его коммерческой деятельности, следствием которых могут быть нанесение экономического ущерба компании

использование криминальных структур для воздействия на конкурентов

утечка или утрата информационных ресурсов (в том числе сведений, составляющих коммерческую тайну и / или конфиденциальную информацию)

отсутствие законов, позволяющих в полном объеме противодействовать недобросовестной конкуренции

подрыв ее делового имиджа в бизнес-кругах

отсутствие в стране благоприятных условий для проведения научно-технических исследований

возникновение проблем во взаимоотношениях с реальными и потенциальными партнерами (вплоть до утраты важных контрактов)

отсутствие подробной и объективной информации о субъектах предпринимательской деятельности и об их финансовом положении

конфликтных ситуаций с представителями криминальной среды, конкурентами, контролирующими и правоохранительными органами, производственный травматизм или гибель персонала и т.д.

отсутствие культуры ведения дел в предпринимательской среде

Как положительное влияние внешней среды следует рассматривать технические и управленческие нововведения, которые оказывает комплексное воздействие на деятельность всего предприятия. Предприятие может принять эти нововведения к реализации, а может и игнорировать их, однако необходимость учитывать нововведения диктуется рядом объективных причин. В результате инновационных процессов появляются новые способы и средства производства. Это объективно предопределяет необходимость активного вмешательства предприятий в инновационные процессы, критического анализа возможных средств и способов изготовления одного и того же вида продукции. Но это только одна сторона вопроса. Вторая — многообразие форм организации производства и труда, путей повышения эффективности производства. Необходимость учитывать появляющиеся нововведения как в области технологии производства, так и в сфере организации производства и управления обусловлена, как минимум, двумя причинами, а именно возможностью: снизить издержки производства и тем самым увеличить прибыль и получить конкурентные преимущества на рынке; расширить занимаемый сегмент рынка или выход на новые рынки сбыта. В конечном итоге и первое, и второе направления должны привести к росту прибыли предприятия, укреплению его конкурентных позиций на рынке и повышению уровня экономической безопасности.

Следует отметить, что сегодня не все руководители предприятий готовы в полной мере оценить необходимость создания надежной системы экономической безопасности. Особенно же сложно бывает определить конкретные действия, необходимые для защиты тех или иных жизненно важных ресурсов. Вследствие этого, многие руководители ограничиваются созданием на предприятии охранных структур, почти полностью, исключая из арсенала организационно- технические и правовые методы, средства и способы защиты информации. Меры обеспечения сохранности информации на отдельном предприятии могут быть различны по масштабам и формам и зависеть от производственных, финансовых и иных возможностей предприятия, от количества и качества охраняемых секретов. При этом выбор таких мер необходимо осуществлять, исходя их принципа разумной достаточности, придерживаясь в финансовых расчетах «золотой середины», так как чрезмерное закрытие информации, так же как и халатное отношение к ее сохранению, могут вызвать потерю определенной доли прибыли или привести к серьезным убыткам.

Итак, проект обеспечения общей безопасности предприятия представляет собой единый организационно-технический комплекс, в ходе формирования которого разрабатывается концепция обеспечения безопасности объекта или политика безопасности. Ее основу составляет перечень обязательных мероприятий, направленных на выработку плана действий по защите объекта: определение состава службы безопасности, ее место в организационной структуре предприятия, сфера ее компетенции, права и полномочия, варианты действий в различных ситуациях во избежание конфликтов между подразделениями. Соблюдение вышеизложенных условий позволит ликвидировать почву для подобных ситуаций или разрешать их быстро и безболезненно. Политика экономической безопасности определяет правильный с точки зрения организации способ использования коммуникационных и вычислительных ресурсов, правила доступа на объект, правила обращения с конфиденциальной информацией, а также процедуры предотвращения нарушений режима безопасности и реагирования на них.

Общественная безопасность

Смотреть что такое «Общественная безопасность» в других словарях:

  • Общественная безопасность — Общественная безопасность одна из составляющих национальной безопасности, выраженная в уровне защищенности личности, общества и государства преимущественно от внутренних угроз общеопасного характера. Часть ученых юристов определяют понятие… … Википедия

  • Общественная безопасность — неотъемлемая часть национальной безопасности, охватывающая общественные отношения в сфере предотвращения или устранения угрозы для жизни, здоровья людей и их имущества. Она органически связана с личной безопасностью граждан и общественным… … Официальная терминология

  • общественная безопасность — — Тематики электросвязь, основные понятия EN public protection … Справочник технического переводчика

  • Общественная безопасность — система отношений, которые складываются в процессе предупреждения и устранения угрозы жизни, здоровью граждан и их имуществу … Административное право. Словарь-справочник

  • ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ — см. Преступления против общественной безопасности … Словарь-справочник уголовного права

  • Общественная безопасность — защищенность интересов общества от внешних и внутренних угроз. Обхватывает экономический и социальный уклады жизни общества, общественные достояние и собственность, общественные институты и организации, национальные обычаи и традиции, среду… … Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

  • ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ — – система мероприятий, направленных на охрану государственного и общественного порядка, правил социалистического общежития, на обеспечение нормальных условий для трудовой деятельности и отдыха граждан. «Каждый гражданин СССР, – говорится в… … Советский юридический словарь

  • Общественная безопасность (Болгария) — Общественная безопасность (болг. Обществена безопасност) отделение болгарской полиции выполнявшее функции политического сыска. История Создано в 1907 году по Закону о столичной полиции. Первоначально являлось одним из трёх отделений Канцелярии… … Википедия

  • БЕЗОПАСНОСТЬ — БЕЗОПАСНОСТЬ, безопасности, мн. нет, жен. Отсутствие опасности. Находиться в полной безопасности. Общественная безопасность. || чего. Предупреждение опасности, условия, при которых не угрожает опасность. Безопасность труда. Толковый словарь… … Толковый словарь Ушакова

  • Безопасность гражданская (общественная) — понятие, обозначающее безопасность интересов личности, отдельных групп, государства и общества в целом, включая имущественные интересы. В английском языке имеет свой специальный термин security (в отличие от safety технической безопасности) … Российская энциклопедия по охране труда

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *