Безнадзорные животные

Отлов бродячих собак: что изменится с принятием нового закона?

Да и новостные ленты с завидной периодичностью информируют нас о подобных случаях – часто нападения на человека заканчивающиеся серьёзными травмами, а в некоторых случаях даже смертью.

Проблему надо как-то решать. Традиционный способ, такой, как отлов собак, результата не даёт. Если судить по отчёту в нашем районе – количество отлавливаемых собак увеличивается, однако на улице их меньше не становится.

По поселениям Сосновского муниципального района в 2017 году отловлено 344 животных, в 2018 году чуть побольше – 394. Есть сельские поселения, в которых бродячих животных в течении этого времени не отлавливали – Архангельское, Теченское и Ново-Кременкульское. Есть и рекордсмены – в Долгодеревенском поселении в 2018 году отловлено 134 животных.

Особо щепетильных жителей района интересует «цена вопроса». Такие сведения представлены не по всем поселениям. Цена отлова по району разная. Отлов 10 животных в Вознесенском поселении обошёлся в 13 тысяч рублей (1300 р за особь). В Мирненском поселении поимка 57 животных стоила 163 900 рублей (2875 р за единицу отлова).

Проблема с бездомными животными не местная и даже не региональная. Поэтому и решать её стали на самом высоком уровне. Недавно вышел Федеральный закон от 27.12.2018 №498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Данный федеральный закон устанавливает полномочия федеральных и региональных органов государственной власти в области обращения с домашними и дикими животными, регламентирует требования к содержанию и использованию животных, осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев.

Почти каждому жителю района предстоит разобраться в нюансах и тонкостях нового закона, ведь он касается всех, у кого на попечении находятся различные животные, причём не только кошечки или собачки. Как говорят специалисты – закон ещё сырой, и наверняка, будет дорабатываться. Тем не менее, он уже действует, и его надо исполнять.

Ту часть закона, которая регламентирует деятельность по обращению с животными без владельцев, прокомментировал начальник управления сельского хозяйства Сосновского района Александр Воронков:

– В этом году основные изменения пошли по форме отлова и содержания. Раньше безнадзорные животные отлавливались и умерщвлялись. Сейчас они должны быть отловлены, пройти карантинное содержание, обследованы ветеринаром на предмет болезни, вакцинированы. В случае выявления агрессивности или бешенства – животное усыпляется, если здорово – стерилизуется и выпускается на том же месте, где его отловили.

(Комментарий для «щепетильных» – новые правила существенно увеличат цену отлова одного животного).

С 2020 года вместо пунктов передержки должны быть организованы приюты и животные будут содержаться только в них. Пока требований и норм по приютам нет. Приюты для животных могут быть государственными, муниципальными, а также частными.

– Александр Гарольдович, до конца года осталось не так много времени, а до сих пор нет даже механизма реализации закона, есть ли в районе действующие приюты, чьим опытом можно воспользоваться?

– Один приют в районе есть в поселке Саргазы – «Я Живой» на 500 собак. Соответствуют всем современным нормативам – их недавно проверяло министерство сельского хозяйства. Существуют на пожертвования и благотворительные средства.

– Многих жителей волнует вопрос – кто сейчас занимается отловом собак?

– Областным законом полномочия по отлову безнадзорных животных по организации мероприятий переданы муниципальным образованиям. Это и органы местного самоуправления района и администрации сельских поселений. Отловом как занимались поселения, так и занимаются. Работа выполняется по обращению заявителя в администрацию поселений. Отлов осуществляет специализированная организация, которая выбирается на основании проведения торгов, на договорных условиях. Оплата услуг производится из средств сельского поселения, и небольшая сумма направляется из областного бюджета.

Проблемы нормативного правового регулирования содержания и отлова безнадзорных животных на территории Республики Хакасия

Проблема существования безнадзорных животных является одной из актуальных проблем, имеющих большой общественный резонанс и требующих гуманного разрешения.

Так, в России за последние годы проблема безнадзорных животных стала предметом пристального внимания как общественности, так и органов государственной власти. Неслучайно в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 01.12.2016 года затронута тема создания гуманной системы обращения с бездомными животными.

Безнадзорные животные зачастую являются переносчиками заболеваний и причиной других опасных для человека явлений. К примеру, известны случаи нападения на людей стай бездомных собак. В связи с этим мероприятия по отлову и содержанию безнадзорных животных крайне важны для предупреждения и ликвидации болезней животных, их лечения, а также в целях поддержания санитарно-эпидемиологического благополучия и общественной безопасности населения.

Согласно статье 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (с последующими изменениями) (далее – Федеральный закон № 52-ФЗ), под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

На основании пункта 1 статьи 29 Федерального закона № 52-ФЗ, в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.

Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона № 52-ФЗ, полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают наряду с Российской Федерацией субъекты Российской Федерации, расходным обязательством которых является осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий и которые вправе осуществлять в названной сфере правовое регулирование.

В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 № 4979-I «О ветеринарии» (с последующими изменениями), к полномочиям субъекта Российской Федерации в области ветеринарии относятся, в том числе, организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению; защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.

Подпунктом 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с последующими изменениями) (далее – Федеральный закон № 184-ФЗ) установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в том числе, решение вопросов по организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.

В свою очередь, органы местного самоуправления городского, сельского поседения, а также городского округа, городского округа с внутригородским делением имеют право на осуществление мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, обитающих на территории указанных муниципальных образовании (п. 14 ч. 1 ст. 14.1, п. 15 ч. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с последующими изменениями).

Исходя из смысла приведенных норм, федеральный законодатель предусмотрел решение вопроса регулирования численности безнадзорных животных, как источника болезней, путем проведения мероприятия, представляющего собой единство двух действий: отлов и содержание, что исключает иное правовое регулирование на региональном уровне общественных отношений в названной сфере, в том числе предусматривающее вместо содержания безнадзорных животных их возврат в прежнюю среду обитания.

Данный вывод подтверждается судебной практикой, а именно Апелляционными определениями Верховного Суда Российской Федерации от 25.01.2017 № 41-АПГ16-12, 26.07.2017 № 2-АПГ17-9, в которых указано, что федеральный законодатель, регламентируя касающиеся безнадзорных животных вопросы, предусматривает не только их отлов, но в обязательном порядке содержание их в специальных питомниках. Компетенция субъектов Российской Федерации ограничивается регулированием правоотношений, связанных с отловом и содержанием безнадзорных животных, и согласуется с Санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.1.7.2627-10 «Профилактика бешенства среди людей», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 06.05.2010 № 54, а также Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 3.2.3215-14 «Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.08.2014 № 50 (с последующими изменениями).

При этом, отсутствие в федеральном законодательстве норм, запрещающих возврат ранее отловленных безнадзорных животных в места отлова после проведения специальных мероприятий, не свидетельствует о возможности такого возврата.

Во многих субъектах Российской Федерации приняты соответствующие нормативные правовые акты, которые согласуются с требованиями федерального законодательства и общеправовыми принципами гуманности и законности.

Так, например, Областной закон Ленинградской области от 21.06.2013 № 38-оз «О безнадзорных животных в Ленинградской области» (далее – Областной закон Ленинградской области о безнадзорных животных в Ленинградской области), Областной закон Ленинградской области от 10.06.2014 № 38-оз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области отдельными государственными полномочиями Ленинградской области в сфере обращения с безнадзорными животными на территории Ленинградской области».

Согласно части 2 статьи 2 Областного закона Ленинградской области о безнадзорных животных в Ленинградской области, органы исполнительной власти Ленинградской области принимают решения о создании приютов для содержания безнадзорных животных в соответствии с областным законом от 19 января 2001 года № 4-оз «Об отдельных вопросах управления и распоряжения государственным имуществом Ленинградской области», осуществляют ведение реестра действующих приютов.

Вышеуказанным законом регламентировано содержание безнадзорных животных в приюте, установлены такие обязанности, как:

— обеспечение проведения ветеринарного осмотра и карантирование поступившего безнадзорного животного, а при необходимости – оказание ему квалифицированной ветеринарной помощи (пункт 1 части 2 статьи 4 Областного закона Ленинградской области о безнадзорных животных в Ленинградской области);

— обеспечение ответственного обращения с безнадзорными животными (в том числе удовлетворение их потребностей в полнорационном сбалансированном питании, сне, движении) (пункт 3 части 2 статьи 4 Областного закона Ленинградской области о безнадзорных животных в Ленинградской области);

— принятие мер по недопущению размножения животных, в том числе обеспечение проведения мероприятий по стерилизации животных, передаваемых лицам, изъявившим желание принять на себя обязанности по содержанию животного (если отсутствуют противопоказания по состоянию здоровья животного) (пункт 6 части 2 статьи 4 Областного закона Ленинградской области о безнадзорных животных в Ленинградской области).

Аналогичные положения содержатся в нормативных правовых актах Республики Саха (Якутия).

Следует отметить, что на территории Республики Хакасия сложилась иная ситуация.

Так, в Республике Хакасия приняты следующие нормативные правовые акты в рассматриваемой сфере правоотношений:

— Закон Республики Хакасия от 05.07.2005 № 38-ЗРХ «О ветеринарии» (с последующими изменениями);

— Закон Республики Хакасия от 20.12.2016 № 106-ЗРХ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия отдельными государственными полномочиями по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных» (далее – Закон Республики Хакасия № 106-ЗРХ);

— постановление Правительства Республики Хакасия от 04.05.2017 № 211 «Об утверждении Порядка отлова и содержания безнадзорных животных на территории Республики Хакасия» (с последующими изменениями) (далее – постановление Республики Хакасия № 211).

При этом, в ходе проведения Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Хакасия правовой экспертизы постановления Республики Хакасия № 211 установлено, что пункт 4.9 Порядка отлова и содержания безнадзорных животных на территории Республики Хакасия, утвержденного постановлением Республики Хакасия № 211, противоречит требованиям федерального законодательства в части, касающейся возможности выпуска безнадзорных животных, после проведения необходимых лечебно-профилактических мероприятий (вакцинации против бешенства, стерилизации, кастрации), в среду обитания в месте отлова.

Согласно пункту 4.1 Порядка отлова и содержания безнадзорных животных на территории Республики Хакасия, утвержденного постановлением Республики Хакасия № 211, организации по отлову безнадзорных животных доставляют отловленных безнадзорных животных в имеющиеся у них пункты временного содержания безнадзорных животных. Поступившие животные находятся на карантине до выяснения состояния здоровья. По результатам клинического осмотра ветеринарный специалист выявляет признаки заразных и иных заболеваний, выявляет больных животных, подлежащих изолированному содержанию, определяет необходимость проведения кастрации (стерилизации) или эвтаназии (умерщвления) и составляет заключение о клиническом состоянии безнадзорных животных по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку в порядке и сроки, которые установлены ветеринарно-санитарными правилами.

Пунктом 4.7 Порядка отлова и содержания безнадзорных животных на территории Республики Хакасия, утвержденного постановлением Республики Хакасия № 211, установлено, что в случае, если безнадзорные животные не востребованы их собственниками, организация по отлову безнадзорных животных вправе передать их по акту приема-передачи по форме согласно приложению 4 к настоящему Порядку физическим или юридическим лицам, желающим их принять, либо в приют для животных, имеющий возможность их принять, в соответствии с гражданским законодательством.

Исходя из совокупного толкования пунктов 4.1, 4.7, 4.9 Порядка отлова и содержания безнадзорных животных на территории Республики Хакасия, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия № 211, данный порядок в целом не направлен на регулирование содержания безнадзорных животных как такового, поскольку животное может быть возвращено после проведения необходимых лечебно-профилактических мероприятий (вакцинации против бешенства, стерилизации, кастрации) в среду обитания в месте отлова, передано физическим или юридическим лицам, желающим их принять и в приют для животных, имеющий возможность его принять.

Между тем, как отмечалось ранее, федеральный законодатель, предоставляя органам государственной власти полномочие по отлову и содержанию безнадзорных животных и регламентируя касающиеся безнадзорных животных вопросы, предусматривает не только их отлов, но в обязательном порядке содержание их в специальных питомниках.

Кроме того, на практике сложилась ситуация, которая требует разрешения.

Так, согласно информации Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия за период с 2014 по 2017 год увеличилось количество безнадзорных животных, в том числе больных бешенством. Однако при реализации постановления Правительства Республики Хакасия № 211 на территории Республики Хакасия возникло ряд проблем, а именно: регулирование численности безнадзорных животных осуществляется в основном путем проведения эвтаназии, мероприятия по стерилизации, кастрации безнадзорных животных не проводятся в связи с отсутствием у муниципальных образований и специализированных организаций пунктов временного содержания, все отловленные безнадзорные животные не имеют собственников, приютов для животных в муниципальных образованиях Республики Хакасия нет, физические или юридические лица, желающие их принять, отсутствуют.

Таким образом, необходимость принятия как в Российской Федерации, так и в Республике Хакасия конкретных мер по решению проблемы отлова и содержания безнадзорных животных очевидна.

Стратегия решения проблемы безнадзорных животных должна быть долгосрочной, комплексной и включать в себя: создание и функционирование специализированных профессиональных структур, а также активную вовлеченность владельцев животных, повышение ответственности и информированности населения.

При этом, изначально необходимо разработать комплекс нормативных правовых актов как на территории Российской Федерации, так и в субъектах Российской Федерации, направленных на решение проблем отлова и содержания безнадзорных животных, на гуманное отношение и содержание безнадзорных животных.

На практике, учитывая современный западный опыт, рекомендуется вводить систему должного оформления и идентификации животных и их владельцев и экономически стимулировать стерилизацию. Должен быть налажен контроль выполнения владельцами правил содержания собак и кошек – в том числе и на территориях предприятий и организаций, где сейчас находится значительная доля безнадзорных собак и кошек.

Необходимо создавать систему идентификации всех владельческих собак и кошек для облегчения поиска владельца безнадзорно выгуливаемых и выброшенных животных. Для небольших поселений (отдаленных районов городов) с большой долей традиционно свободно выгуливаемых владельческих животных помимо прочего полезно использовать мобильные ветеринарные клиники для стерилизации (опыт некоторых развивающихся стран). Крайне необходимо соответствующая законодательная база для всей деятельности.

Следует также всемерно поощрять уже имеющиеся благотворительные инициативы, а именно: создание общественных и частных приютов «ограниченного приема» и помощь хозяевам стихийно возникших «приютов на квартире» (домашняя передержка); наладить информационное обеспечение для поиска новых хозяев (общественные «службы поиска»).

Исходя из анализа комплекса факторов, для России оптимальным представляется вариант подхода, принятого в развитых странах, предусматривающий активное воздействие на популяции, и имеющий целью в перспективе полное искоренение явления бездомности.

Следует отметить, что на сегодняшний день в России подготовлен проект Федерального закона № 458458-5 «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – проект Федерального закона № 158458-5).

Большое внимание в законопроекте уделяется проблеме регулирования численности безнадзорных животных и недопустимости жестокого обращения с ними, проведения мероприятий по стерилизации, созданию приютов для животных.

Законопроект включает в себя, в частности, понятийный аппарат, устанавливает полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, полномочия и права органов местного самоуправления в области обращения с животными, регламентирует требования к содержанию и использованию животных, устанавливает требования к осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев, в том числе, предусматривает создание приютов для безнадзорных животных.

Кроме того, пунктом «а» части 1 статьи 25 проекта Федерального закона № 158458-5 предлагается внести изменения в статью 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ, исключив из полномочий органов государственной субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, такое полномочие как отлов и содержание безнадзорных животных.

Таким образом, в настоящее время нормативно-правовое регулирование в рассматриваемой сфере правоотношений является недостаточным. На федеральном уровне закреплено только полномочие за органом государственной власти субъекта Российской Федерации по отлову и содержанию безнадзорных животных, однако механизмов реализации данного полномочия не имеется. На практике при реализации данного полномочия органами государственной власти и органами местного самоуправления возникает ряд проблем. Более того, проект Федерального закона № 158458-5 до настоящего времени не принят, а его разработка осуществляется с 2010 года.

Об утверждении Порядка отлова и содержания безнадзорных животных на территории Черемисиновского района Курской области

АДМИНИСТРАЦИЯ

ЧЕРЕМИСИНОВСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

29.11.2016 № 000

Об утверждении Порядка отлова и содержания безнадзорных
животных на территории Черемисиновского района Курской области

В соответствии с Законом Курской области от 01.01.01г. №36-ЗКО «О наделении органов местного самоуправления Курской области отдельными государственными полномочиями по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных» Администрация Черемисиновского района Курской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1.Утвердить прилагаемый Порядок отлова и содержания
безнадзорных животных на территории Черемисиновского района Курской области.

2.Признать утратившим силу постановление Администрации
Черемисиновского района Курской области «Об утверждении Порядка отлова и содержания безнадзорных животных на территории Черемисиновского района Курской области».

Глава Черемисиновского района

УТВЕРЖДЕН

Постановлением Администрации Черемисиновского района Курской области

ПОРЯДОК

отлова и содержания безнадзорных животных на территории

Черемисиновского района Курской области

1. Настоящий Порядок отлова и содержания безнадзорных животных на территории Черемисиновского района Курской области (далее — Порядок) разработан в целях предупреждения и ликвидации болезней животных, а также защиты населения от болезней, общих для человека и животных, в соответствии с законом Курской области от 01.01.2001 года №36-ЗКО «О наделении органов местного самоуправления Курской области отдельными государственными полномочиями по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных», Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденными Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации от 4 декабря 1995 года №13-7-2/469, СП 3.1.7.2627-10 «Профилактика бешенства среди людей. Санитарно-эпидемиологические правила», Законом Курской области от 29 декабря 2005 года «О ветеринарии в Курской области» и определяет требования к мероприятиям по отлову и содержанию безнадзорных животных.

2. Для целей настоящего Порядка основные понятия используются в следующих значениях:

безнадзорные животные — это собаки и кошки, которые не имеют собственника либо собственник которых неизвестен, либо от которых собственник отказался, либо которые против воли собственника либо лица, осуществляющего правомочия владения (пользования), выбыли из владения (пользования) указанных лиц, независимо от породы, в том числе имеющие ошейник, находящиеся на улицах и в иных общественных местах без сопровождающих лиц;

иные понятия, используемые в настоящем Порядке, применяются в значениях, определенных законодательством Российской Федерации о ветеринарии.

3. Безнадзорные животные подлежат отлову, транспортировке в места временного содержания, а в случаях, указанных в пункте 7 настоящего Порядка, эвтаназии.

4. Отлов, транспортировку и содержание безнадзорных животных на территории Черемисиновского района Курской области осуществляют юридические лица независимо от организационно-правовой формы и формы собственности и (или) индивидуальные предприниматели (далее — организации по отлову).

5. Безнадзорные животные могут содержаться в приютах, созданных некоммерческими организациями, зарегистрированными в качестве юридических лиц на территории Российской Федерации и осуществляющими деятельность по содержанию приютов для безнадзорных животных на территории Курской области.

6. Организация по отлову проводит инструктаж работников по технике безопасности при работе с животными.

Работники организации по отлову не должны состоять на учете в психоневрологическом и наркологическом диспансерах.

7. Безнадзорные животные при проведении отлова и в местах временного содержания подлежат эвтаназии:

в случае создания реальной угрозы жизни и здоровью человека (агрессивное поведение, нападение);

в случае необходимости прекращения страдания безнадзорных животных при невозможности оказания ему помощи.

Эвтаназия проводится специалистом станции по борьбе с болезнями животных на территории проведения отлова или по месту временного содержания безнадзорного животного с составлением акта эвтаназии безнадзорного животного — по форме согласно приложению №1 к настоящему Порядку.

8. При проведении отлова безнадзорных животных запрещается:

жестоко обращаться с безнадзорными животными;

проводить отлов в присутствии несовершеннолетних, за исключением случаев, когда поведение безнадзорных животных угрожает жизни или здоровью человека (людей);

использовать огнестрельное и иное оружие и средства, травмирующие безнадзорных животных или опасные для их жизни и здоровья;

изымать безнадзорных животных из квартир граждан или из огражденной территории домовладений, кроме как по решению суда;

наглухо закрывать окна в автомобиле с отловленными безнадзорными животными;

присваивать себе отловленных безнадзорных животных, продавать и передавать их иным лицам;

превышать рекомендуемую инструкцией по применению ветеринарного препарата дозировку специальных средств для временной иммобилизации.

9. Отлов безнадзорных животных осуществляется:

с использованием специальных технических приспособлений, не травмирующих безнадзорных животных, и специальных средств временной иммобилизации (временной парализации), сеток, ловушек, пищевых приманок. Использование при отлове безнадзорных животных приспособлений, которые травмируют безнадзорных животных (проволочных петель, крюков), не допускается;

при отсутствии массового скопления людей и предпочтительно в утренние часы.

10. Транспортировка отловленных безнадзорных животных в места временного содержания осуществляется:

индивидуально в переносных клетках, помещаемых в специально оборудованные автотранспортные средства организаций по отлову;

с использованием при погрузке, транспортировке и выгрузке безнадзорных животных устройств и приемов, предотвращающих нанесение им травм, увечья, а также гибель безнадзорного животного.

Не допускается эвтаназия отловленного безнадзорного животного в специально оборудованном автотранспортном средстве.

11. На территории Черемисиновского района Курской области осуществляется плановый и вынужденный отлов безнадзорных животных.

12. Плановый отлов осуществляется в соответствии с графиком отлова безнадзорных животных на территории муниципального района.

13. Утвержденный график подлежит размещению на официальном сайте Администрации муниципального района.

14. О проведении планового отлова соответствующая администрация муниципального района информирует граждан не позднее чем за два дня до начала проведения мероприятий по отлову безнадзорных животных.

15. Вынужденный отлов осуществляется по обращениям (заявлениям) физических и юридических лиц.

16. Отловленные безнадзорные животные в день проведения отлова доставляются в место временного содержания, где подлежат обязательному клиническому осмотру ветеринарным специалистом станции по борьбе с болезнями животных. Результаты клинического осмотра оформляются заключением о клиническом состоянии отловленного безнадзорного животного по форме согласно приложению № 2 к настоящему Порядку.

17. Содержание отловленных безнадзорных животных в местах временного содержания включает в себя проведение следующих мероприятий:

1) наблюдение за безнадзорными животными;

2) информирование ветеринарного специалиста об ухудшении физиологического состояния безнадзорного животного и (или) подозрении на заболевание;

3) информирование через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» об отловленных безнадзорных животных в целях поиска собственника или нового владельца безнадзорного животного;

4) эвтаназия безнадзорного животного в случаях, указанных в пункте 7 настоящего Порядка;

5) мытье и дезинфекция помещений, где содержаться безнадзорные животные, подсобных помещений, посуды для безнадзорных животных;

6) кормление безнадзорных животных.

18. При содержании отловленных безнадзорных животных должны соблюдаться ветеринарно-санитарные, санитарно-гигиенические, зоотехнические и противоэпизоотические требования, а также приниматься меры по недопущению размножения отловленных безнадзорных животных.

19. Возврат животного собственнику осуществляется после установления фактов, свидетельствующих о праве его владения данным животным, подтверждаемых наличием унифицированного индивидуального номера — татуировки или электронного микрочипа, которые позволяют идентифицировать животное, или иными способами, не противоречащими гражданскому законодательству Российской Федерации. Отловленные безнадзорные животные возвращаются их владельцам безвозмездно.

20. Право собственности на невостребованных отловленных безнадзорных животных возникает в соответствии с гражданским законодательством.

21. Информация об отловленных безнадзорных животных является доступной и открытой. Владелец, заинтересованные лица и организации могут обратиться в организацию по отлову за получением необходимой достоверной информации об отловленных безнадзорных животных.

Информация об отловленных безнадзорных животных размещается на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района или городского округа соответственно в течение трех календарных дней со дня отлова.

22. Отловленные безнадзорные животные подлежат учету, который осуществляется администрацией муниципального района в соответственно путем ведения реестра учета безнадзорных животных на территории Черемисиновского района Курской области согласно приложению №3 к настоящему Порядку на основании актов выполненных работ, представляемых организацией по отлову.

23. Трупы павших и подвергнутых эвтаназии безнадзорных животных подлежат утилизации в соответствии с Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденными Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации от 4 декабря 1995 года№ 13-7-2/469.

Запрещается выбрасывание трупов павших и подвергнутых эвтаназии безнадзорных животных и их несанкционированное захоронение в землю.

24.Лица, виновные в нарушении настоящего Порядка, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Приложение
к Порядку отлова и содержания

безнадзорных животных
на территории Черемисиновского района Курской области

Акт

эвтаназии безнадзорного животного

Мною, _________________________________________________________________________________

{должность ветеринарного специалиста, его Ф. И.О. и наименование учреждения)

в присутствии____________________________________________________________________________

(должность работника организации по отлову, его Ф. И.О. .наименование организации)

(по адресу (наименование населенного пункта, название улицы, номер дома) или в месте временного содержания)

проведена эвтаназия безнадзорного животного.

Описание безнадзорного животного (если нет учетной карточки отловленного безнадзорного животного):

Описание безнадзорного животного:

категория: (собака(и), кошка(и))

■ …………………………………

пол:

порода (если возможно определить)

окрас

шерсть

уши

хвост

размер

возраст (примерный)

особые приметы

регистрационный номер

Причина проведения эвтаназии *:

* Указываются время, дата, причина применения процедуры эвтаназии, способ, препарат, доза

» » 20 г

(подпись ветеринарного специалиста)

» » 20 г

(подпись работника организации по отлову)

Приложение
к Порядку отлова и содержания

безнадзорных животных
на территории Черемисиновского района Курской области

Заключение

о клиническом состоянии отловленного безнадзорного животного
Мною,____________________________________________________________________________

(должность ветеринарного специалиста, его Ф. И.О. и наименование учреждения)

в присутствии______________________________________________________________________

(должность работника организации по отлову, его Ф. И.О. .наименование организации)

(по адресу (наименование населенного пункта, название улицы, номер дома) или в месте временного содержания)

проведен клинический осмотр отловленного безнадзорного животного.

Описание безнадзорного животного:

категория: (собака(и), кошка(и))

пол:

порода (если возможно определить)

окрас

шерсть

уши

хвост

размер

возраст (примерный)

особые приметы

регистрационный номер

В результате клинического осмотра установлено *:

* Кроме описания состояния здоровья указываются признаки заразных и иных особо опасных заболеваний, общих для человека и животных, применение эвтаназии.

Клинический диагноз ________________________________________________________________

» «________ 20____ г., время:____ часов __ минут

» » 20 г

(подпись ветеринарного специалиста)

» » 20 г

(подпись работника организации по отлову)

Приложение
к Порядку отлова и содержания

безнадзорных животных
на территории Черемисиновского района Курской области

Реестр

учета безнадзорных животных на территории муниципального района*

и/п

Дата составления

учетной карточки и

ее номер

Дата

отлова животного

Адрес места отлова

животного

Описание

животного

(указываются

данные согласно

учетной карточке)

Проведенные

лечебно-

профилактические

мероприятия в

отношении

животного

(наименования и

даты)

Дата передачи

животного

владельцу,

заинтересованному

лицу/организации

Данные о лице,

которому животное

передано (Ф. И.О. и

адрес/наименование

и место

нахождения)

Дата и место

эвтаназии

животного с

указанием причины

Дата, место и

способ

уничтожения

трупа животного

* Реестр заполняется на основании данных актов выполненных работ по отлову безнадзорных животных

Отлов безнадзорных животных

Приложение. Правила осуществления органами местного самоуправления Челябинской области переданных государственных полномочий по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию …

Приложение
к приказу
Министерства
сельского хозяйства
Челябинской области
от 27 апреля 2016 года N 317

Правила осуществления органами местного самоуправления Челябинской области переданных государственных полномочий по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных

(в редакции Приказа Министерства сельского хозяйства Челябинской области от 18.08.2016 N 609)

Общие положения

Настоящие Правила осуществления органами местного самоуправления Челябинской области переданных государственных полномочий по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных (далее — Правила), устанавливают требования к проведению мероприятий по отлову, транспортировке, содержанию, учету безнадзорных животных, а также утилизации трупов безнадзорных животных на территории Челябинской области.

Правила разработаны в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического и ветеринарного благополучия, охраны здоровья, жизни людей и животных и регулирования численности безнадзорных животных на территории Челябинской области.

Осуществление мероприятий по исполнению органами местного самоуправления Челябинской области отдельных государственных полномочий по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных, основывается на принципах гуманного отношения к животным и соблюдения норм общественной нравственности, исключающих убийство животных и жестокое обращение с ними.

Основные понятия и их определения, используемые в настоящих Правилах

2.1. Безнадзорные животные — животные, которые оказались вне надзора его собственника или иного владельца либо собственник которых или место его пребывания неизвестны.

2.2. Жестокое обращение с животными — побои, истязания, разрушение мест обитания, нарушение зоотехнических, зоогигиенических, ветеринарно-санитарных норм и правил, иное действие (бездействие), влекущее увечье, травму, истощение от длительного голодания или гибель животных, жестокое умерщвление животных, а также иные действия, противоречащие установленным законодательством правилам и принятым в обществе нормам гуманного отношения к животным.

2.3. Организация по отлову безнадзорных животных (далее — специализированная организация) — юридическое лицо, осуществляющее отлов, содержание и дальнейшее использование безнадзорных животных на территории Челябинской области, укомплектованное работниками, оборудованием и средствами, необходимыми для осуществления соответствующей деятельности. Организация по отлову безнадзорных животных должна быть размещена в специально предназначенном здании (зданиях) или помещениях, которые обеспечиваются всеми средствами коммунально-бытового обслуживания и оснащены телефонной связью.

2.3.1. Режим работы должен обеспечивать возможность своевременного, быстрого и качественного осуществления комплекса работ по отлову и содержанию безнадзорных животных.

2.3.2. Пункт по временному содержанию — специальное отведенное помещение для содержания отловленных безнадзорных животных в специализированной организации.

2.3.3. По размерам и состоянию помещения должны отвечать требованиям санитарно-гигиенических норм и правил, правил пожарной безопасности, безопасности труда и быть защищены от воздействия факторов, отрицательно влияющих на качество работ по отлову и содержанию безнадзорных животных.

2.3.4. Площадь, занимаемая специализированной организацией, должна обеспечивать размещение персонала, клиентов и безнадзорных животных в соответствии с санитарно-техническими и ветеринарными нормами, утвержденными действующим законодательством.

2.3.5. Специализированная организация должна располагать количеством работников, необходимым для выполнения всего объема работ. Каждый работник должен иметь соответствующее образование, квалификацию, профессиональную подготовку, обладать знаниями и опытом, необходимыми для выполнения возложенных на него обязанностей. К работе допускаются лица, не состоящие на учете в психоневрологическом и наркологическом диспансерах. Работники специализированной организации, проводящие отлов и содержание безнадзорных животных, вакцинируются против бешенства в установленном порядке.

При проведении отлова безнадзорных животных работники специализированной организации должны иметь при себе удостоверение личности, выданное специализированной организацией, по форме, разработанной органами местного самоуправления.

2.3.6. Специализированные организации должны быть оснащены специальным оборудованием и приборами, транспортом, отвечающими требованиям стандартов, технических условий, других нормативных документов, обеспечивающими надлежащее качество проводимой работы, включая пневмоустройство с «летающим» шприцем или «летающим» дротиком, спецодеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты. На спецодежду наносится надпись с ясно читаемыми названием и номером телефона специализированной организации. Спецодежда должна регулярно подвергаться обеззараживанию и стирке.

Специальное оборудование, приборы и аппаратуру следует использовать строго по назначению в соответствии с эксплуатационными документами, содержать в технически исправном состоянии, которое следует систематически проверять. Запрещается применение самодельных средств для отлова безнадзорных животных.

2.3.7. При проведении работ должен использоваться автотранспорт, специально оборудованный для перевозки животных, исключающий возможность травматизма животных.

Отлов безнадзорных животных

3.1. Отлов безнадзорных животных производится в целях регулирования их численности, устранения угрозы для жизни и здоровья человека, предупреждения возникновения опасных для человека и животных болезней, обеспечения общественного порядка и спокойствия населения, возвращения животных собственнику либо передачи заинтересованным организациям или гражданам на основании их заявлений.

3.2. Отлов безнадзорных животных основывается на принципах гуманного отношения к ним и производится с применением приспособлений, препаратов и материалов, исключающих травмы, увечья и гибель животных.

3.3. При проведении отлова безнадзорных животных запрещается:

производить отлов животных в присутствии несовершеннолетних, за исключением случаев, когда поведение животных угрожает жизни или здоровью человека (людей);

отлавливать животных на территории частных домовладений без соответствующего решения суда или заявления владельцев животных и (или) домовладений;

снимать с привязи животных, временно оставленных у входа в организацию, учреждение, предприятие и других общественных местах;

в случае применения для отлова безнадзорных животных средств обездвиживания — стрелять по неясно видимой цели, в кустах, при плохом освещении, вдоль узких пространств, в местах возможного появления посторонних лиц;

применять огнестрельное оружие;

совершать иные действия (бездействие), нарушающие требования законодательства по обеспечению безопасности населения и гуманного обращения с животными.

3.4. Отлов безнадзорных животных производится на основании заказа-наряда на выполнение работ по отлову безнадзорных животных, составленного на основании письменных обращений физических, юридических и иных лиц (далее — заявитель).

3.5. Обращение заявителя об отлове безнадзорных животных регистрируется в день поступления обращения в специальном журнале с указанием сведений о заявителе (Ф.И.О., наименование организации, адрес места жительства гражданина или места нахождения организации, контактный телефон).

3.6. Отлов безнадзорных животных может производиться в присутствии заявителя (его представителя), заранее оповещенного о проведении отлова по указанному им контактному телефону.

3.7. После проведения отлова безнадзорных животных в тот же день составляется акт отлова по форме, разработанной органами местного самоуправления, с указанием фактического количества отловленных безнадзорных животных.

3.8. Животные, погибшие при отлове, учитываются в акте отлова с указанием причины гибели. Погибшие животные доставляются в пункт временного содержания (приют) для установления причины смерти и учета количества безнадзорных животных.

3.9. В случае отлова животных, имеющих признаки принадлежности человеку (наличие клейма, электронного идентификационного номера, ошейника, породности), специализированная организация в срок не позднее 3 дней размещает информацию в средствах массовой информации об отловленном животном, имеющем признаки принадлежности человеку, а в случае идентификации незамедлительно извещает владельца о местонахождении животного любыми доступными способами и возвращает по его требованию. Специализированная организация вправе требовать возмещения владельцем животного расходов по проведению отлова, транспортировке, ветеринарному обслуживанию и содержанию животного в пункте временного содержания.

3.10. Информация об отловленных безнадзорных животных является доступной и открытой. Любое физическое либо юридическое лицо вправе обратиться в организацию по отлову по вопросам безнадзорных животных за получением необходимой достоверной информации об отловленных безнадзорных животных.

3.11. Содержание, стерилизация, кастрация и эвтаназия задержанного безнадзорного домашнего животного осуществляются в соответствии со статьями 230 — 232, иными статьями Гражданского кодекса Российской Федерации, а также нормами иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Транспортировка животных

4.1. Транспортировка отловленных безнадзорных животных должна осуществляться на специально оборудованном для перемещения животных автотранспорте (далее — спецавтотранспорт).

4.2. Спецавтотранспорт должен быть в технически исправном состоянии и оборудован набором медикаментов для оказания первой медицинской помощи пострадавшим людям и животным. Водители, осуществляющие непосредственно обслуживание и эксплуатацию специализированного транспорта, должны иметь водительское удостоверение соответствующей категории.

4.3. На спецавтотранспорте должна присутствовать надпись с ясно читаемым названием и номером телефона специализированной организации и адреса пункта временного содержания.

4.4. Спецавтотранспорт для транспортировки отловленных безнадзорных животных должен быть оборудован естественной вентиляцией и должен обеспечивать безопасность, защиту животных от погодных условий. При необходимости (в случае транспортировки более 3 часов, при температуре воздуха более 25 град. C) животные должны быть обеспечены питьевой водой. Спецавтотранспорт для транспортировки отловленных животных должен быть оборудован окном для доступа дневного света.

4.5. Спецавтотранспорт должен быть укомплектован набором переносных клеток для кошек и собак, набором ошейников, поводков, намордников для применения в случае необходимости. После отлова безнадзорное животное помещают в индивидуальную клетку, в которой его загружают в спецавтотранспорт и доставляют до пункта временного содержания.

4.6. При погрузке, транспортировке и выгрузке безнадзорных животных должны использоваться устройства, предотвращающие травмы, увечья или гибель животных.

4.7. Ежедневно по окончании работ по отлову и транспортировке безнадзорных животных кузов спецавтотранспорта, а также оборудование очищается и проводится их дезинфекция.

Размещение и содержание отловленных безнадзорных животных в специализированных организациях

5.1. Отловленные безнадзорные животные в день отлова размещаются в карантинном помещении пункта временного содержания, где они подлежат регистрации в Журнале с оформлением индивидуальной карточки отдельно на каждое животное, форма которых разрабатывается органами местного самоуправления. Срок содержания безнадзорных животных в карантинном помещении составляет 10 дней для исключения заболеваний.

В период нахождения в карантинном помещении безнадзорные животные осматриваются ветеринарным специалистом, им оказывается ветеринарная помощь, другие необходимые профилактические мероприятия по заключению ветеринарного специалиста.

5.2. Вольеры для содержания безнадзорных животных на карантине должны быть отделены от вольеров для здоровых животных. Во время пребывания на карантине животные не должны контактировать с вновь прибывшими безнадзорными животными.

После истечения срока пребывания безнадзорного животного в карантинном помещении оно помещается в другие помещения пункта по временному содержанию. Предельные сроки пребывания безнадзорных животных в пункте по временному содержанию устанавливаются органами местного самоуправления. На время розыска собственника безнадзорных домашних животных они могут быть сданы на содержание и в пользование заинтересованным лицам, имеющим необходимые для этого условия, на основании письменного заявления указанных лиц.

5.3. Отловленные больные, агрессивные безнадзорные животные изолируются в отдельные вольеры карантинного помещения.

Также отдельно размещаются безнадзорные животные, нанесшие укусы или другие повреждения человеку. Решение о дальнейшей судьбе данных животных в зависимости от их клинического состояния выносится ветеринарными специалистами.

5.4. В состав работ по содержанию в пункте временного содержания безнадзорных животных должны входить: осмотр всех животных; мытье и дезинфекция вольеров, мест для прогулок и подсобных помещений; мытье и дезинфицирование посуды для животных; кормление животных и др. мероприятия.

5.5. Размещение собак:

5.5.1. Собаки должны размещаться в отдельных отсеках (боксах).

5.5.2. Допустимо размещение не более пяти собак в одном боксе при условии психологической совместимости животных.

5.5.3. В секции для собак в каждом отсеке (боксе) должен быть установлен деревянный или пластмассовый поддон, защищающий от холода, находиться подстилка и непереворачиваемая поилка.

5.6. Размещение кошек:

5.6.1. Кошки могут размещаться в вольерах по 5 особей (или в отдельных клетках), где предусматривается устройство полок (лежаков), достаточных по площади для размещения всех животных.

5.6.2. Площадь на одну кошку должна быть не менее 5000 кв. см.

(п. 5.6.2 в ред. Приказа Министерства сельского хозяйства Челябинской области от 18.08.2016 N 609)

5.7. Рацион питания кошек и собак устанавливается в зависимости от возраста, веса животного и вида применяемого корма.

5.8. Недопустимо размещение кошек и собак в пределах видимости друг друга.

5.9. Размеры бокса должны соответствовать длине и росту животных.

5.10. Чистка клеток, отсеков (боксов) производится с помощью инвентаря, строго закрепленного за каждой секцией.

5.11. Не реже одного раза в неделю кормушки, поилки (миски), подстилки и поддоны должны подвергаться дезинфекции.

| следующая лекция ==>
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ БИБЛИОТЕКИ | Предоставление Участниками Конкурса согласия на обработку персональных данных

Дата добавления: 2018-11-11; просмотров: 132 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *