Бакалавр или магистр?

Содержание

В чем отличия между бакалавриатом и магистратурой?

Более 15-ти лет в России официально используется Болонская система образования*. Но до сих пор возникает много вопросов: что важнее (бакалавриат или магистратура), можно ли получить одно образование без другого и как устраиваться на работу с тем или иным дипломом?

*Болонская система образования

В 1999 году ряд европейских стран подписали Болонскую декларацию, в 2003 к ним присоединилась и Россия. Цель этой кампании – приведение стандартов высшего образования разных странах к одной системе с максимально похожей структурой. В России образование стало трехступенчатым: бакалавриат, магистратура и аспирантура. Модернизация облегчила интеграцию российских студентов в иностранные вузы, а специалисты, получившие образование в России, смогли строить карьеру в странах Болонского процесса, где дипломы были признаны официально.

Единый формат диплома расширил возможности получения новых знаний и квалификаций в любой стране, использующей Болонскую систему, а также скоординировал функционирование европейских институтов и университетов.

Смотрите сравнительную таблицу по первому и второму уровням высшего образования в статье «Уровни высшего образования» на Study in Russia: вид, сроки, форма аттестации и т.д.

Бакалавриат

Бакалавриат – первая ступень Болонской системы образования, но, по сути, это законченное высшее образование. Дальнейшее обучение не является обязательным и остается на усмотрение выпускника. Имея на руках только диплом бакалавра, можно успешно устроиться на работу.

Поступить на программы бакалавриата может абитуриент с законченным средним общим или средним профессиональным образованием. Срок обучения: 4 года.

Если вы не знаете русского языка, то это еще не повод отказываться от обучения. Существуют специальные подготовительные курсы для иностранных абитуриентов по изучению русского языка. После них вы сможете смело подавать документы в любой российский вуз и сдавать экзамены.

Обучение по программам бакалавриата может вестись на русском или английском языках. Стоимость обучения на англоязычных программах выше.

Отметим, что не во всех вузах представлена программа бакалавриата. В частности, медицинские вузы предлагают обучение этого уровня только по направлению «Сестринское дело» (4 года). Другие специализации требуют более продолжительного обучения.

Study in Russia: все программы бакалавриата.

Сроки прохождения базовых программ образования

Чем еще отличается бакалавриат от специалитета и магистратуры? Учащиеся разных программ получают образование в течение разных сроков:

  • те, кто нацелен на получение степени бакалавра, учатся не менее 4-х лет;
  • те, кто намереваются получить диплом квалифицированного специалиста, проходят обучение больше 5 лет (иногда 5,5 лет);
  • те, кто выбирает направление магистратуры, должны проходить обучение в течение не меньше 6 лет.

Диплом бакалавра – показатель успешного завершения второй ступени высшего проф. обучения.

Первая ступень высшего проф. обучения – это неполное высшее, которое учащийся проходил по основным программам университета в течение не менее 2-х лет. Конкретный срок и содержание такой учебы отражаются в приложении к диплому.

Получить неполное высшее студент может, если будет отчислен или самостоятельно решит покинуть вуз в силу ряда причин.
Студент должен быть готовым к тому, что большинство работодателей не рассматривают кандидатов с неполным высшим образованием.

Бакалавр, в свою очередь, должен:

  • изучить общеобразовательные и общепрофессиональные предметы;
  • освоить специальные дисциплины и практику;
  • пройти итоговую аттестацию и получить квалификацию «бакалавр».

Такая квалификация предоставляет кандидату право претендовать на должности, где главное требование — наличие высшего профессионального образования.

Разница между бакалавриатом и специалитетом

Следует понимать, что здесь речь идет о двух совершенно разных программах обучения.

Бакалавриат является высшим образованием по ускоренной программе. В нем студент получает общие базовые знания по определенному направлению в течение 4 лет.

Если студенту нужны углубленные знания, он после бакалавриата поступает в магистратуру, где учится еще 2 года. Повысить уровень знаний можно везде, где есть специальные магистерские программы (а есть они не у всех вузов).

Плюс – можно поступить не только на первоначальное направление, но и выбрать другое. А при успешном прохождении вступительного испытания на магистратуру можно рассчитывать на бюджетное место.

Специалитет же дает глубокие знания в определенной профессиональной сфере. Студент обучается 5-6 лет. В течение первых двух лет он проходит общую базовую программу по выбранной специальности, далее получает расширенные знания.

Основное отличие специалитета в том, что после него можно идти в аспирантуру. Бакалавр сможет пойти в аспирантуру только после прохождения магистерской программы.

Есть и еще одно важное отличие: диплом бакалавра котируется за границей, где с ним можно пойти даже в магистратуру.

Диплом специалиста – чисто отечественная особенность образования. С ней могут возникнуть проблемы, потому что не все работодатели принимают такой документ об окончании вуза.

Чем различаются дипломы бакалавра и специалиста

Кроме самого звания — «бакалавр» или «специалист» по какому-то направлению — в дипломе специалиста дополнительно указывается еще и точная специальность: юрист, психолог, инженер.

Если изучить приложение к диплому, где указаны учебные дисциплины и затраченное на них время, можно увидеть, что у этих двух программ обучения разная глубина охвата предметов.

Выпускникам специалитета предоставляется больше карьерных возможностей. Бакалавр сможет поравняться со специалитетом только после того, как окончит магистратуру.

Вот наглядный пример того, как отличаются уровни подготовки и компетенций выпускников двух разных программ обучения (бакалавриата и специалитета) на юридическом образовании:

  1. Бакалавриат – Юриспруденция. Выпускник в целом хорошо подкован в законодательстве, может работать с документацией, проводить консультации, представлять частное лицо или компанию в суде. Но для получения специальных знаний придется осваивать ремесло на практике или в ходе обучения на следующей ступени образования.
  2. Специалитет – Судебная экспертиза. Здесь студенту передаются узкопрофильные знания по предмету. Выпускник может сразу расследовать преступления и проводить судебные экспертизы, так как его уровень знаний позволяет это сделать.

Диплом бакалавра включает лишь общее направление.


Есть профессии, обучиться которым можно только на специалитете.

Базовые различия бакалавра, магистра, специалиста

В чем еще отличия магистра и бакалавра от специалитета, так это в том, что эти две степени относятся к первым научным степеням. Звание магистра открывает перед молодыми учеными дорогу в аспирантуру.

Учащийся получает степень бакалавра до специалиста или магистра. Спустя 4 года учебы студент должен понять, куда двигаться дальше и какие вершины осваивать. Если у него в планах пойти в науку или он планирует остаться в вузе и работать преподавателем, он должен подумать о получении диплома специалиста или магистра.

Обратите внимание, что не все вузы предлагают своим студентам возможность получения диплома магистра. Еще меньше специальностей, по которым можно его получить. Подробную информацию о наличии интересующего направления и диплома получайте на официальном сайте вуза.

На какой бы системе образования вы не остановились, всегда старайтесь получить не сам диплом, а знания. Ведь именно они помогут добиться в жизни тех целей, которые вы перед собой поставите. А если достижению заветного мешают бесполезные предметы, специалисты нашего сервиса помощи студентам готовы избавить вас от этих мук.

История

В средневековых университетах существовали следующие академические степени: бакалавр, магистр, доктор философии, но в некоторых странах существовали другие академические степени: бакалавр, лиценциат, доктор философии. В 1240 году магистры получили право избирать ректора.

В Средние века учёная степень магистра — Magister artium liberalium (сокращ. M. A. L.) носил учитель так называемых свободных наук. Впоследствии оно было присвоено учёной степени на философском факультете, к XIX веку вытесненной степенью доктора философии. В XIX—XX вв. учёная степень магистра, низшая по отношению к докторской, сохранялась в Англии и России.

В Российской империи степень магистра различных наук существовала на всех факультетах, кроме медицинского. Степени магистра фармации и магистра ветеринарных наук являлись высшими в своей области. Степень магистра получало лицо, которое по окончании университетского курса выдерживало особое устное испытание в известной отрасли наук и публично защищало одобренную факультетом диссертацию. В особо уважительных случаях факультет мог допустить к испытанию на степень магистра и лицо, представившее докторский диплом иностранного университета. Лицо, выдержавшее магистерский экзамен, но не защитившее ещё диссертации, называлось магистрантом. При особенно выдающихся достоинствах магистерской диссертации факультет мог ходатайствовать о возведении магистранта прямо в степень доктора. Имевшие степень магистра могли просить о причислении в потомственное почётное гражданство; при поступлении на гражданскую службу они имели право на чин IX класса. Магистры могли быть назначаемы экстраординарными профессорами университетов. Магистрам были предоставлены такие же академические знаки отличия, как и докторам, только не золотые, а серебряные. Православные духовные академии могли удостаивать степени магистра богословия.

Степень магистра в Российской империи

Магистр — учёная степень, введённая в Российской империи во второй половине XVIII века. Первое присвоение степени магистра в России состоялось в 1753 в Академии наук по инициативе М. В. Ломоносова, ученики которого А. А. Барсов, А. А. Константинов, Н. Н. Поповский и Ф. А. Яремский были наименованы «магистрами философии». В Императорском Московском университете первые магистры появились с 1758: по распоряжению куратора И. И. Шувалова звание «магистров Московского университета» получили лекторы иностранных языков Н. Папафило, В. Рауль, И. Г. Рейхель и преподаватель всеобщей истории Х. Г. Кёльнер.

В 1760—1780 гг. звание «магистров философии и свободных наук» в Московском университете присваивалось после экзамена его выпускникам, начинавшим самостоятельное преподавание на философском факультете (Дмитрий Аничков, Семен Лобанов, Иван Урбанский, Илья Климов, Андрей Рогов, Дмитрий Синьковский, Андрей Рогов).

Звание «магистр» было закреплено законодательно «Предварительными правилами народного просвещения» (24.1.1803), а указом императора Александра I было принято «Положение о производстве в учёные степени» (20.1.1819), унифицировавшее систему учёных степеней и требования к ним в заведениях, подведомственных Департаменту народного просвещения.

Степень магистра занимала среднее положение между учёной степенью кандидата и степенью доктора в триаде кандидат — магистр — доктор. Магистерская степень давала право на чин титулярного советника (9 класс согласно Табели о рангах). В 1884 году в большинстве высших учебных заведений России отменяется кандидатская степень и утверждается двухуровневая система магистр — доктор.

Процедура аттестации включала написание диссертации, диспут, испытания. По положению об учёных степенях (1819) степень магистра утверждалась по представлению Совета университета Министерством духовных дел и народного просвещения.

Присуждение учёной степени магистра осуществлялось после сдачи магистерского экзамена (состоявшего из устной и письменной частей) и защиты диссертации на собрании университетского факультета; в некоторых случаях требовалась также публичная лекция. Подготовка к магистерскому экзамену занимала до 4 лет, известны лишь единичные случаи подготовки к такому экзамену за два года. Таким образом, степень магистра начала XIX века приблизительно могла соответствовать кандидату наук в Российской Федерации.

В первой половине XIX века претендент на звание магистра проходил «предварительный искус» — собеседование с целью выяснения общих познаний претендента, публичные словесные испытания, в ходе которых он отвечал на вопрос по своему усмотрению и по назначению, читал две публичные лекции. Позже процедура была упрощена, оставив лишь магистерские экзамены по предмету. Обязательным условием получения магистерской степени было представление диссертации. В первой половине XIX века она могла подаваться на факультет в виде рукописи. Во второй половине XIX века разрешалась защита лишь по опубликованному сочинению. На факультете диссертация получала экспертизу специалиста и выносилась на диспут, в котором принимали участие магистрант, его официальные и неофициальные оппоненты. По Уставу 1884 процедура присуждения степени магистра контролировалась министерством народного просвещения.

Требования к российской учёной степени магистра примерно соответствовали степени «доктор философии» в странах Европы того времени. Так, учёная степень доктора философии, полученная в университетах этих стран, приравнивалась к степени магистра, причём лишь после соответствующей аттестации в университете.

Общее число получивших учёную степень магистра (и не получавших докторскую степень) в университетах Российской империи (1803—1917) составило около 2 тыс. человек.

Распределение получивших магистерскую учёную степень (и не получавших докторскую степень) по университетам Российской империи (1803—1917):

Университет магистры
Московский университет 469
Дерптский
(Юрьевский) университет
250
Виленский университет 34
Харьковский университет 157
Казанский университет 136
Санкт-Петербургский
(Петроградский) университет
614
Александровский университет ?
Университет св. Владимира 188
Новороссийский университет 78
Варшавский университет 43
Томский университет 4
Николаевский университет

Магистерская учёная степень и связанные с нею права были отменены декретом СНК РСФСР от 1.10.1918. Система учёных степеней была восстановлена только в 1934 году — понятие «магистр» при этом уже не фигурировало (и во времена СССР не использовалось), однако введённая степень кандидата наук по рангу соответствовала дореволюционной магистерской.

Степень магистра в современной России

В 1996 году термин «магистр» возвращается как квалификация выпускников образовательных учреждений высшего профессионального образования.

Диплом магистра в современной России

Положение магистратуры в современной российской системе образования двойственное. Магистратура — это система повышения квалификации бакалавров и специалистов, но квалификация «магистр» приравнивается к квалификации выпускников вузов.

Нормативный срок программы подготовки магистра (при очной форме обучения) — 2 года. Квалификация присваивается по результатам защиты магистерской диссертации на заседании Государственной аттестационной комиссии и даёт право поступления в аспирантуру.

После 31 декабря 2010 года квалификации (степени) бакалавра и магистра стали основными для выпускников российских вузов (см. также Болонский процесс).

В связи с вхождением России в Болонский процесс изначально предполагалось, что квалификация специалист в ближайшие годы должна будет прекратить своё существование, останутся академические степени: бакалавр, магистр и доктор.

Однако несовпадение западных традиций и российской реальности а также потребности реальной экономики в квалифицированных специалистах потребовали внесения коррективов: выпуск специалистов в вузах страны был существенно сокращен, но не прекращен.

Степень магистра в зарубежных странах

Существуют разные степени магистра (англ. Master’s degree ) в Западной Европе и США, например:

  • Master of Arts, M.A. (Магистр искусств) присуждается в гуманитарных областях знания
  • Master of Science, M.Sc. (Магистр естественных наук) присуждается в точных и естественных науках
  • Master of Business Administration, MBA (Магистр делового администрирования)
  • Legum Magister (Master of Laws), LL.M (Магистр права)
  • Master of Public Administration, MPA (Магистр государственного управления)
  • Master of Financial Technical Analysis, MFTA (Магистр финансового технического анализа)
  • Master of Engineering, M.Eng. или Master of Applied Science, M.A.Sc. (Магистр техники и технологии, с 2014 года — Магистр-инженер)
  • Master of Divinity, M.Div. (Магистр богословия)
  • Master of Theology, M.Th. (Магистр теологии)
  • Master of Theological Studies, M.T.S.
  • Master of Social Work (Магистр социальной работы)
  • Master of Philosophy (Магистр философии)
  • Master of Letters (Магистр литературы)

В Северной Америке и Европейском союзе большинство выпускников высших учебных заведений после бакалавриата не продолжает обучение в магистратуре, потому что бакалавриат является подтверждением полноценного высшего образования. Продолжают обучение в магистратуре чаще студенты, которые планируют заниматься научными исследованиями или педагогической деятельностью в ВУЗе.

В Северной Америке обучение на магистра как правило длится дольше, чем в Европе (два года против одного), так как требует, помимо финальной работы, прохождения необходимого количества курсов, и, соответственно, получения необходимого количества кре́дитов (см. также course credit).

Отличия степеней M.A.Sc. и M.Eng.

Обе степени присваиваются инженерными факультетами университетов и в целом эквивалентны. Обучение на M.A.Sc. тем не менее требует более академического фокуса и защиты полноценной магистерской диссертации (graduate thesis) в прикладной области, что делает эту степень близкой к M.Sc. Обучение на M.Eng. имеет в большей степени практический, экспериментальный фокус. Диссертация в этом случае может быть заменена на проект.

Примечания

  1. Магистр — это… Что такое Магистр? (рус.), Словари и энциклопедии на Академике. Дата обращения 8 июня 2018.
  2. Лиценциат — статья из Большой советской энциклопедии.
  3. Altera — Ienāc un atpūties (латыш.) (недоступная ссылка). Altera. Дата обращения 8 июня 2018. Архивировано 30 мая 2014 года.
  4. Аналогией степени магистра для высших медицинских медицинских учреждений Российской империи (медицинские факультеты университетов и медицинские академии) можно считать степень лекаря.
  5. Магистр, ученая степень // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  6. Криворученко В.К. Присуждение ученых степеней в России в первой половине ХІХ века. Московский гуманитарный университет. Дата обращения 8 июня 2018.
  7. Шаршунов В. А., Гулько Н. В. Как подготовить и защитить диссертацию: История, опыт, методика и рекомендации. — СПб.: Технопринт, 2010. — 460 с. — ISBN 985-464-382-4.
  8. Исключением являлась присваиваемая духовными академиями степень магистра богословия, которая (как и степень кандидата богословия) присваивалась без защиты диссертации, только по результатам обучения в духовной академии. Для получения степени доктора богословия была необходима защита диссертации. Присуждение степени магистра утверждалось министром духовных дел и народного просвещения.
  9. Императорский Московский университет, 2010, с. 410.
  10. Дружилов С.А. Двухуровневая система высшего образования: западные традиции и российская реальность // Педагогика. — 2010. — № 6. — С. 51-58. — ISSN 0869-561X.
  11. Статистические данные (англ.)
  12. Postgraduate qualifications (англ.)

Литература

  • Магистр, ученая степень // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Императорский Московский университет: 1755-1917 : энциклопедический словарь / авторы проекта, составители: А. Ю. Андреев, Д. А. Цыганков. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. — 894 с. — 2000 экз. — ISBN 978-5-8243-1429-8.
  • Андреев А. Ю. Возникновение системы российских учёных степеней в начале XIX в. // Вестник православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 2: История. История Русской Православной Церкви. — 2015. — № 1 (62). — С. 62—87. — ISSN 1991-6434.
  • Якушев А., Кононова С. Присуждение учёных степеней в университетах Российской империи (Статистический анализ) // Высшее образование в России. — 2006. — № 3. — С. 147—150. — ISSN 2072-0459.

Квалификации, степени, звания и должности в науке и образовании

Выпускники вузов

Учёные степени

  • Кандидат наук
  • Доктор наук
  • Доктор философии (PhD)
  • Хабилитированный доктор (Dr. habil.)

Учёные звания

  • Доцент
  • Профессор
  • Эмерит

СССР научный сотрудник (младший, старший) ассистент

Преподавательские
должности

Российская империя заслуженный профессор ординарный профессор экстраординарный профессор адъюнкт доцент приват-доцент

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

GND: 4706762-7

В чем разница между бакалавром и магистром?

Перемены, произошедшие за 15 последних лет, разметали на российских просторах многие устойчивые понятия. Такое понятное и добротное советское высшее образование постепенно ушло в прошлое, и в настоящее время с трудом выстраивается новая система. И теперь мы привыкаем к новым понятиям: бакалавриат и магистратура.

Из истории

Российские студенты впервые столкнулись с этим в 1996 году. Тогда впервые в ВУЗах была введена двухуровневая система высшего образования. Цель нововведений – присоединение к Болонскому процессу, а именно добровольное объединение систем высшего образования в европейских странах, которое уже насчитывало к тому времени около двух десятков лет.

Юридически процесс присоединения к европейским стандартам был оформлен в 2003 году подписанием российской стороной Болонской декларации. Уже с 2011 года двухуровневая система стала основной в российском образовании.

Надо отметить, что у поступивших до 2010 года студентов ещё есть возможность получить степень «дипломированный специалист». Эта степень является промежуточной между бакалавром и магистром. Но в настоящее время система обучения выглядит следующим образом:

1. Бакалавр

2. Магистр.

Чем отличается бакалавр от магистра

Эти два непривычные для нас понятия означают степень подготовки выпускников ВУЗа. Чтобы хорошо понимать, чем магистр отличается от бакалавра, нужно знать, каковы цели подготовки на каждой из этих двух ступеней.

Бакалавриат готовит практикующих специалистов

После окончания школы выпускники поступают в бакалавриат. Это первая ступень высшего образования. После двух лет обучения каждый из них может получить диплом о неполном высшем образовании. Такой диплом означает, что человек прошел половину первой ступени высшего профессионального образования. Объём и содержание полученных знаний указываются в приложении к такому диплому.

На этом этапе практически никто не останавливается. Отучившись ещё 2 учебных курса, после прохождения итоговой аттестации, студент получает диплом бакалавра. К этому времени уже изучены не только общеобразовательные науки, но и специальные дисциплины, а также пройдена профессиональная практика. Диплом бакалавра свидетельствует о полноценном оконченном высшем профессиональном образовании. Выпускник может претендовать на такие должности, которые требуют обязательное наличие высшего образования.

Магистратура — ориентированность на научную работу

Если есть желание дальше заниматься наукой или вести преподавательскую деятельность в ВУЗах, нужно поступать в магистратуру. Магистратура – обязательная ступень для тех, кто планирует дальнейшую научную деятельность или преподавание в ВУЗе.

Однако желающих учиться дальше после 4 лет обучения в университете в настоящее время примерно 25-30% от общего числа студентов. Объясняется это реалиями нашей жизни – не каждый студент может позволить себе продолжать учебу.

Ещё один минус заключается в том, что на работу берут предпочтительно бакалавров – а больше и не требуется для офисной работы. Сотрудник должен уметь работать с информацией, заниматься обработкой документов, работать в коллективе. В общем, должен быть исполнительным и грамотным работником. Здесь не требуется особых занятий научной деятельностью. Именно поэтому большинство студентов в течение 4 курсов получают базовые знания, некоторый практический опыт и затем всерьёз занимаются карьерой.

Преимущества и недостатки двухуровневой подготовки

На просторах бывшего Советского Союза новая двухуровневая система вузовского обучения ещё не укоренилась и вызывает в понимании множество трудностей. Кадровики порой затрудняются определить степень подготовленности молодого специалиста. Ведь и те и другие при заполнении анкеты указывают «высшее образование». В глазах старшего поколения выпускник первой ступени выглядит скорее, как «недоучка». Кроме того, в некоторых областях диплом бакалавра – далеко не выигрышный вариант: экономика, юриспруденция, высокие технологии. Иногда первая ступень, по мнению кадровиков старой закалки, приравнивается к техникуму.

Но есть и плюсы. Крупные компании предпочитают брать на работу выпускника первой ступени. Особенно это касается тех структур, где есть собственная система подготовки кадров. Ведь учить гораздо легче, чем переучивать. И доучивать намного легче того, кто освоил практику обучения в ВУЗе — тренировка в течение 4 лет дает навыки готовности к обучению.

Да и к тому же у бакалавра больше нацеленность на практику, чем у магистра. Ведь в период обучения в магистратуре создается ориентировка на научно-исследовательскую деятельность в большей степени, чем на практическую.

Если студент нацелен на продвижение научно-технического прогресса, мечтает заниматься научной деятельностью или учить студентов, то тут без диплома магистра ему никак не обойтись.

Однако перед поступлением для обучения на магистра, обязательно нужно поинтересоваться, есть ли у ВУЗа лицензия на выпуск магистров и срок её действия. Нежелательно, чтобы срок действия лицензии заканчивался в год окончания магистратуры. В жизни всякое бывает…

Бакалавр и магистр — какая разница?

За последние 15 лет ветер перемен разметал многие устойчивые понятия на российских просторах. Советское высшее образование, такое добротное и понятное, постепенно сошло на нет и теперь с трудом выстраивается новая система. Мы постепенно привыкаем к новым названиям: бакалавриат и магистратура.

Немного истории

Для российских студентов все началось в 1996 году. В вузах была введена двухуровневая система подготовки. Целью нововведения было присоединение к Болонскому процессу – добровольное объединение систем высшего образования в странах Европы, которое к тому времени насчитывало около двух десятков лет.

Процесс присоединения к европейским стандартам был оформлен юридически в 2003 году, когда Россия подписала Болонскую декларацию. И с начала 2011 двухуровневая система стала основной в российском высшем образовании.

Справедливости ради надо сказать, что студенты, поступившие до 2010, еще имеют возможность получить степень «дипломированный специалист». Это промежуточная ступень между бакалавром и магистром. Но на сегодняшний день система восхождения на скалу из гранита науки выглядит следующим образом:

  1. Бакалавр;
  2. Магистр.

В чем разница между бакалавром и магистром

Эти два столь непривычные для нашего слуха слова означают степень подготовки выпускника вуза. Для понимания, чем отличается бакалавр от магистра, нужно знать цели подготовки на этих двух ступенях.

Бакалавриат – подготовка практикующего специалиста

Окончив школу, молодые люди поступают в бакалавриат. Это начало высшего образования. Проучившись в течение 2 лет, каждый из них может получить диплом о неполном высшем. То есть выдается диплом о том, что вы осилили половину первой ступени высшего профессионального образования, объем и содержание которого указывается в приложении к этому диплому.

Но на этом практически никто не останавливается. Продолжив учебу еще на 2 учебных курса, и пройдя итоговую аттестацию, вы получаете диплом бакалавра. К этому времени вы проходите не только общеобразовательные науки, но и специальные дисциплины и профессиональную практику. Этот диплом – свидетельство о полноценном и оконченном высшем профессиональном образовании. Вы имеете право претендовать на должности, в квалификационных требованиях которых значится необходимость иметь высшее образование.

Магистратура – нацеленность на научную работу

При желании дальше покорять научные вершины или заниматься преподавательской деятельностью в вузах, необходимо поступление в магистратуру. Магистратура необходима студентам, желающим или имеющим возможность в дальнейшем заниматься научной деятельностью или преподавать в вузе.

Но желающих учиться дальше после 4 лет обучения в университете на сегодняшний день, по данным статистики, примерно 25-30% от общего числа студентов. Объяснение стоит искать в реалиях нашей жизни. Не каждый студент может позволить себе продолжать учебу.

Минус еще и в том, что на работу предпочитают брать бакалавров – для офисной работы больше и не нужно. Человек должен уметь работать с информацией, обрабатывать документы, работать в коллективе. Словом быть грамотным и исполнительным сотрудником компании. И особых занятий научной деятельностью здесь не требуется. Именно поэтому большинство студентов предпочитают потратить 4 курса на получение базовых знаний, некоторого практического опыта и потом всерьез заняться карьерой.

От поступления в магистратуру удерживает еще несколько моментов:

  • Необходимость заново сдавать экзамены при поступлении. Даже в своем родном университете вы снова оказываетесь на правах абитуриента и в одном ряду с поступающими из других вузов.
  • На бесплатное обучение в магистратуру поступить еще тяжелее, чем при освоении первой ступени. Испытание проходит примерно одна треть из подавших заявление. Но для страстно желающих поступить есть платное обучение.
  • Можно считать фактом то, что стартовая зарплата магистров больше, чем у бакалавров. Особенно это подтверждают зарубежные исследования (например, в США и Канаде). Подробнее можно посмотреть в другом материале: статистика зарплат магистров и бакалавров.

Плюсы и минусы двухуровневой подготовки

Новая система ступеней вузовского обучения еще не укоренилась на просторах бывшего СССР и вызывает много трудностей в понимании. Для кадровиков иногда порой трудно определить степень подготовленности новоиспеченного специалиста. Тем более, что и те, и другие при заполнении анкеты пишут «высшее образование». Старшее поколение воспринимает выпускника первой ступени скорее как «недоучку». Кроме того, есть области, где диплом бакалавра явно не выигрышный момент: юриспруденция, экономика, высокие технологии. Первая ступень иногда приравнивается к техникуму (по мнению кадровиков старой закалки).

Но есть и плюсы. Крупные компании быстрее возьмут на работу выпускника первой ступени. Особенно те структуры, которые имеют собственную систему подготовки кадров. Ведь легче научить, чем переучивать. А доучить человека, который освоил практику обучения в вузе намного легче – тренировка в течение 4 лет дает навыки готовности к обучению.

Да и нацеленность на практику у него больше, чем у магистра. Ведь за время продолжения учебы в магистратуре создается ориентировка больше на научно-теоретическую деятельность, чем на практическую.

Если же студент мечтает заниматься научной деятельностью, продвигать научно-технический прогресс в лабораториях или в последствии учить студентов – без диплома магистра ему не обойтись.

Но перед поступлением для продолжения обучения, нужно узнать, если ли у вашего вуза лицензия на выпуск магистров и срок ее действия. Нежелательно, чтобы лицензия заканчивалась в год вашего окончания магистратуры. В жизни все бывает…

Программа бакалавриата

План ориентирован на то, чтобы дать студенту практические знания по выбранной им специальности. Узконаправленных дисциплин в образовательной программе практически нет. Если они включены, то с минимальным количеством часов, и дают только базовые знания. Бакалавриат изначально был задуман для того, чтобы студент выбрал узкую специальность, и осознанно продолжил обучение по ней на магистратуре. В российской же практике эта ступень стала относительно самостоятельной.

Бакалавриат с недавних пор разделяют на две категории по ряду признаков и поставленных перед студентами задач, хотя это нововведение пока практикуют не везде. Виды первой ступени академического образования:

  1. Прикладная. Для студентов, которые планируют устроиться на работу сразу после окончания высшего учебного заведения. Ведется практическая подготовка. Форма обучения на прикладном бакалавриате только дневная/очная.
  2. Академическая. Профессиональная подготовка бакалавров, планирующих поступать в дальнейшем на магистратуру. Упор делается на научно-исследовательскую работу, много теоретических курсов. Учиться можно как на дневной, так и на заочной форме.

Что такое магистратура

Это вторая ступень высшего образования, но для получения доступа к ней обязательно необходимо получить первую. Магистром человек считается после того, как он полностью закончит учебный процесс. Поступать на магистратуру бесплатно могут бакалавры и лица, получившие специалитет до того, как ввели болонскую систему. Курс предметов подобран так, чтобы студент был максимально погружен в практическую и научную деятельность.

Программами руководят преподаватели самой высшей квалификации, доктора наук. К каждому студенту с самого первого семестра прикрепляется наставник из их числа. Под руководством преподавателя человек выбирает направление научных исследований и защищает магистерскую диссертацию. До того момента, пока студент не защитил диссертацию, он — магистрант. В ходе обучения он получает педагогические навыки и по окончании программы может работать преподавателем.

Зачем нужна

Многие люди не понимают, зачем ходить на лекции еще какое-то время, если после бакалавриата можно сразу устроиться на работу. Магистратура необходима человеку для того, чтобы у него было право занимать руководящие должности. Для поступления на работу по ряду специальностей тоже нужно получить вторую ступень высшего образования. Кроме того, магистратуру можно окончить, чтобы получить образование не по выбранной изначально, а по другой специальности.

Что дает

Образование достается нелегко, но приносит множество преимуществ. Окончив магистратуру, вы получите такие возможности:

  1. Вы сможете занимать руководящие должности, работать на по специальностям, требующим обеих ступеней высшего образования.
  2. Профессиональный рост будет быстрым даже при условии высокой конкуренции.
  3. Вы получите массу полезных и углубленных теоретических знаний и практических навыков.
  4. Если вы поняли, что ошибочно выбрали специализацию, то магистратура дает вам право сменить ее.
  5. Стипендия и другие социальные гарантии (место в общежитии и т.д.) будут продлены еще на какое-то количество лет.
  6. У вас будет открыта дорога к поступлению в аспирантуру и занятие преподавательской деятельностью.

Нужно ли идти в магистратуру после бакалавриата

Это решение каждый человек принимает лично. Объективно несправедливым будет утверждать, что бакалавр – неполноценное образование. Тем не менее, перед принятием решения о том, стоит ли поступать в магистратуру, подумайте о следующих возможностях, которые она обеспечивает выпускнику ВУЗа:

  • диплом признается на международном уровне;
  • опыт работы с иностранными преподавателями;
  • проведение разработок и исследований для кандидатской работы;
  • равнозначности зарубежной научной квалификации PhD.

Как поступить на магистратуру

Получение второй ступени высшего образования возможно только по окончании бакалавриата. Необходимо будет сдать устный комплексный междисциплинарный экзамен по направлению подготовки. Его содержание, порядок проведения определяются каждым университетом, поэтому везде отличаются. Результаты оцениваются по 100-бальной шкале в соответствии с требованиями Болонской системы. Обучение длится два года. Не обязательно поступать сразу, сначала можно несколько лет поработать по специальности.

Кто может поступить

Для подачи документов необходимо иметь высшее профессиональное образование. Подойдут диплом бакалавра, специалиста, магистра. Из дополнительных документов нужны заявление, удостоверение личности, медицинская справка и несколько фотографий. Чтобы поступить на бюджетной основе, нужно иметь либо диплом бакалавра, либо специалитет, полученный до болонского процесса. Магистерское образование может быть и не связано с выбранным в прошлый раз направлением фундаментальной подготовки.

Магистратура по другой специальности

В процессе получения высшего образования вы сможете изменит его направление. Специальность можно взять любую, но практика показывает, что предпочтительнее выбирать смежную. Однако, если вы уверены в том, что обладаете необходимыми знаниями для сдачи вступительного экзамена по совершенно иной профессии, препятствий никаких нет. Магистратура после бакалавриата по другой специальности доступна в любом российском ВУЗе и даже за пределами страны.

Оплачивается работодателем

В трудовом законодательстве перечислены компенсации и гарантии работникам, которые профессиональную деятельность совмещают с обучением. К примеру, магистратура по ряду специальностей, особенно узконаучных, финансируется работодателем, которому средства перечислит государство. Если поступление – личная инициатива работника, то ему предстоит платное обучение, компания может лишь предоставить отпуск за свой счет.

Если вторая научная ступень необходима сотруднику для карьерного роста в конкретной организации, его не имеют права уволить. В данной ситуации возможно развитие по двум сценариям:

  1. Работодатель оплачивает все расходы, связанные с образованием. Так поступают, если компания очень заинтересована в работнике.
  2. Компания дает дни оплачиваемого отпуска на посещение подготовительных курсов, лекций, сдачу экзаменов.

Чем отличается бакалавр от магистра

Разница между этими ступенями образования состоит не только в количестве возможностей трудоустройства. В чем отличие бакалавриата от магистратуры, что лучше? Несколько примеров:

  1. В магистратуру может поступить только бакалавр.
  2. В аспирантуре имеет право обучаться только студент, у которого есть академическая степень магистра.
  3. Обучение на бакалавриате длится четыре года. В магистратуре – два.
  4. Вторую ступень высшего образования можно получить не по той специальности, которую вы приобрели на бакалавриате.
  5. Кто такой бакалавр? Он ориентирован на трудовую деятельность, практическое использование полученных знаний. В магистратуре готовят к работе в научно-исследовательской сфере.
  6. Вторую ступень высшего образования можно получить не во всех учебных заведениях.

Диплом бакалавра

Этот документ о наличии у человека первой квалификационной ступени высшего образования обеспечивает ему право трудоустройства по полученной им специальности, как правило, в социальной и экономической сферах. Его обладатель имеет полное право на продолжение образования и поступление в магистратуру. В зарубежной практике большинство людей после получения степени бакалавра сразу устраиваются на работу. Продолжают учебу лишь те, которые планируют заниматься наукой и исследованиями.

Диплом магистра

С таким документом человеку доступен большой выбор мест работы. Магистратура значительно повышает ваши шансы на трудоустройство по специальности в аналитические и исследовательские центры, крупные корпорации. Этот диплом обязательно нужно иметь лицам, которые планируют в дальнейшем поступать в аспирантуру или заняться преподавательской деятельностью.

Главные отличия

До перехода на новую систему после получения степени бакалавра можно было стать специалистом или магистром. Теперь же нужно пройти 2 этапа, сначала идет бакалавриат, а затем магистратура. Специалист же полностью упразднен.

Бакалавриат и магистратура это ступени высшего образования. Рассмотрим подробнее, кто такой бакалавр и кто такой магистр.

Бакалавр это научная степень, которая позволяет молодому специалисту работать по выбранной профессии. Некоторые вузы даже выдают дипломы международного образца, которые дают возможность деятельности за границей. Следовательно, любой студент, успешно окончивший бакалавриат, имеет полное высшее образование.

Срок обучения составляет 4 года, за это время студент получает основные теоретические и практические знания по выбранной профессии, и после получения диплома считается квалифицированным специалистом.

Как стать после бакалавра магистром. Сначала необходимо получить степень бакалавра, а затем претендовать на обучение в магистратуре, которая является более высокой научной степенью. Ее может получить только тот, кто окончил начальную ступень высшего образования. Здесь идет углубление полученных знаний с большим упором на теорию. Это позволяет выпускникам заниматься научной деятельностью. Аспирантура доступна лишь тем, кто смог получить степень магистра.

Так в чем же основная разница этих ступеней? Существует несколько пунктов, по которым можно ее отследить:

  1. Длительность. Программа для бакалавров рассчитана на 4 года, а магистрант учится еще два.
  2. Цель. За первые четыре года даются основные практические знания по специальности, которые позволяют трудиться в выбранной сфере. В последующие 2 года эти знания углубляются, добавляется теоретическая база, которая позволяет заниматься научной и преподавательской деятельностью.
  3. Уровень вуза. Бакалавриат есть в каждом вузе, а получить степень магистра можно только в самых престижных учебных заведениях.
  4. Количество учебных мест. На место бакалавра претендует большее количество абитуриентов, следовательно, и учебных мест для них больше в каждом отдельно взятом вузе. На магистратуру может поступить только студент, окончивший данную ступень, поэтому количество мест намного меньше.

Таким образом, бакалавр и магистр это образовательные степени. Необходимость продолжать посещение занятий будет зависеть только от целей самого студента. Если он планирует использовать прикладные знания, то в дальнейшем обучении нет смысла. Если же студент настроен стать преподавателем, посвятить себя научной деятельности и продолжить деятельность в аспирантуре, то ему нужно стать магистром.

Это интересно! Обретаем профессию удаленно: дистанционное высшее образование в государственных вузах

Виды учебных программ

Некоторые высшие учебные заведения планируют образовательные программы таким образом, чтобы максимально углубить практические или теоретические занятия.

Для этого существует 2 отдельные программы подготовки: академическая и прикладная. Первая рассчитана на дальнейшее обучение в магистратуре, вторая на практическую деятельность выпускника после получения диплома о высшем образовании.

Прикладная

Изначально, при переходе на Болонскую систему, Министерство склонялось к утверждению трехлетней программы обучения для прикладного бакалавриата. Однако, решено было сохранить период обучения в 4 года.

Кроме того, планировалось переименовать программы обучения в техникумах и колледжах, присвоив им статус прикладного бакалавриата. Эта идея оказалась не состоятельной, так как бакалавриат все же предполагает получение высшего образования, а колледжи и техникумы не имеют достаточной аккредитации, и срок обучения в них составляет 3 или 3,5 года.

Важно! Прикладная программа готовит кадры, которые больше учебного времени уделяли изучению практических аспектов будущей специальности. После выпуска студент становится квалифицированным специалистом и имеет некоторый практический опыт, что значительно помогает при трудоустройстве.

Академическая

Степень академический бакалавр более распространена в вузах нашей страны, так как больше внимания здесь уделяется теоретическим аспектам обучения, чтобы студенты имели возможность заниматься научной деятельностью.

Практический аспект минимален, так как программа предполагает получение опыта уже после трудоустройства.

При этом всех студентов с самого начала готовят к дальнейшему поступлению на магистратуру и продолжению научных исследований в выбранной области.

Абитуриент сразу после поступления в вуз может сделать осознанный выбор, опираясь на свои жизненные и профессиональные цели.

Это интересно! Для чего существует очно заочная форма обучения, это как то отличается от вечернего способа

Нужно ли продолжать обучение

Выбирая, кто он будет в дальнейшем, бакалавр или магистр, студент должен учитывать особенности своей дальнейшей работы.

Степень магистра необходима в двух случаях:

  • для дальнейшего поступления в аспирантуру и занятий научной деятельностью,
  • для получения возможности преподавания в вузе.

От поступления на эту степень многих выпускников удерживает необходимость снова сдавать вступительные экзамены, очень ограниченное количество бюджетных мест и высокая стоимость платного обучения. Кроме того, не у всех вузов есть лицензия на подготовку магистров.

Несмотря на длительность обучения в целом (чтобы получить степень магистра нужно потратить 6 лет), эта степень имеет множество преимуществ:

  • большинство работодателей отдают предпочтение выпускникам магистратуры,
  • большое количество семинаров, стажировок,
  • участие в научных конференциях и написание исследовательских работ,
  • возможность продолжить научную деятельность и поступить в аспирантуру, а затем в докторантуру.

Важно! Кроме того, в России отмечается такая тенденция: средняя заработная плата у выпускников магистратуры выше в среднем на 20%.

Не стоит забывать, что степень бакалавра также довольно хороша, диплом уже свидетельствует о наличии высшего образования. Но если целью студента становится наука и исследования предмета, то необходимо серьезно задуматься о дальнейшем поступлении на высшую образовательную ступень.

Каждый студент может сделать осмысленный выбор и решить, нужно ли ему продолжать обучение на протяжении еще двух лет.

Высшее образование

Чем бакалавр отличается от магистра

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *