Автоматический обмен налоговой информацией

Для владельцев КИК предоставление информации о владельцах счетов в рамках автоматического обмена будет означать невозможность скрыться за «фасадом» иностранной компании, говорит советник налоговой практики адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Игорь Шиков.

Представитель ФНС утверждает, что прямого влияния на владельцев долей в КИК подписание соглашения не окажет. Но служба рассчитывает, что автоматический обмен информацией позволит эффективно в автоматическом режиме проверять информацию о КИК, представленную российскими налогоплательщиками.

«Имея у себя такую базу данных, налоговые органы смогут сравнить ее с информацией о владении иностранными компаниями и о КИК, которую предоставили российские резиденты, и выявить расхождения. Это может привести к доначислению налогов с прибыли КИК, а также к санкциям за непредставление информации и неуплату налога», — не исключает Александр Токарев из КПМГ. Информация о балансе по счету, а главное — о поступлениях на счет, качественно поможет российским налоговым органам в проверке полноты информации, отраженной в декларации по налогу с прибыли КИК, добавляет Быховская из EY.

Что изменится для обычных граждан?

Ничего, если у человека нет иностранных финансовых счетов. ФНС будет обязана передавать иностранным налоговым органам информацию об открытых в российских финансовых организациях счетах налоговых резидентов соответствующих зарубежных стран. Информация о финансовых счетах российских налоговых резидентов за рубеж в автоматическом режиме передаваться не будет, говорит представитель ФНС. Исключения возможны только в тех случаях, если такая информация официально запрошена иностранным налоговым органом в рамках проводимых налоговых проверок или расследований налоговых преступлений, уточняет он. Но подобная информация могла передаваться и раньше в соответствии с международными договорами об избежании двойного налогообложения и Конвенцией об административной помощи в налоговых делах, действующей для России с июля 2015 года, добавляет представитель ФНС.

Если у россиянина есть банковский счет за рубежом, то он обязан уведомлять о нем уже сейчас в соответствии с действующим законодательством. В этом случае соглашение об обмене информацией по финансовым счетам поможет контролировать выполнение этих требований, говорит Быховская.

«Раскроется» ли Панама?

Офшорные финансовые институты, обсуждаемые в свете скандала с утечкой «панамского досье», скоро тоже начнут предоставлять информацию о своих клиентах. О том, что Панама наряду с Бахрейном, Науру, Вануату и Ливаном обязалась присоединиться к многостороннему соглашению, 11 мая объявила ОЭСР.

Опрошенные налоговые консультанты указывают, что владельцы иностранных активов уже год назад стали думать над тем, сохранять ли им иностранные компании или структуры. И для многих «панамское досье» стало дополнительным толчком, поскольку стало очевидно, насколько хрупкой может быть «тайна офшоров», отмечает Игорь Шиков.

«Мы в своей практике пока не видим значительный интерес к смене юрисдикции иностранной компании в свете автоматического обмена информации, учитывая то число юрисдикций, которые либо уже присоединились к соглашению, либо намерены это сделать в будущем. Однако мы видим интерес к смене резидентства физических лиц — владельцев иностранных компаний с целью выхода за пределы действия российских правил КИК», — говорит Токарев.

«Мы уже сейчас отмечаем рост запросов клиентов на предмет соблюдения требований нового налогового и валютного законодательства, раскрытия зарубежных счетов, компаний и структур, а также их приведения в соответствие с новыми правилами, добровольного декларирования активов, — указывает старший юрист по международному налогообложению юридической фирмы Goltsblat BLP Артем Торопов. — Спросом начинает пользоваться безналоговая ликвидация офшорных структур с декларированием ликвидации в РФ, перенос налогового резидентства холдинговых компаний в Россию, отказ от номинального владения активами». Он добавляет, что пока спрос нельзя назвать массовым.

Кто еще присоединился к соглашению?

К соглашению уже подключились 80 стран и территорий, включая европейские страны, часть офшоров (в том числе Британские Виргинские острова (BVI), Каймановы острова, остров Мэн, Джерси и Гернси). На сайте ОЭСР говорится (.pdf), что 101 юрисдикция подтвердила, что также будет обмениваться финансовой информацией. Многие страны Евросоюза, BVI, Кайманы планируют начать обмениваться информацией в автоматическом режиме уже в следующем году, поясняет Александр Токарев. Панама — с 2018 года.

Чтобы соглашение для России начало действовать, необходимо будет внести изменения в законодательство и внедрить стандарты обмена. В частности, стандарт CRS. Также надо будет наладить систему защиты передаваемых данных, поскольку такая информация является конфиденциальной. Для полноценной реализации автоматического обмена финансовой информацией будут приняты поправки в действующее законодательство и необходимые подзаконные акты, ФНС России уже подготовила соответствующий законопроект и направила его на рассмотрение в Минфин, сообщил РБК представитель ФНС.

Обычная процедура предполагает принятие федерального закона. Далее необходимо уведомить секретариат координационного органа о готовности конкретной страны-участницы к применению соглашения. Большинство стран уже работает над технической стороной процедуры: данные в стандартном формате должны быть собраны и подготовлены для автоматического обмена, уточняет Шиков.

Что будет с черным списком офшоров ФНС?

В перспективе подписание соглашения может привести к изменению списка стран, которые входят в черный список ФНС — не обмениваются информацией для налогообложения с Россией либо предоставляют информацию ненадлежащего качества, сообщил РБК представитель ФНС.

Список был утвержден приказом ФНС в марте 2016 года и начал действовать с 1 апреля 2016 года. В него вошли, в частности, BVI, Бермуды, Панама и ряд других стран — всего 111 стран и 22 территории, которые российские власти приравнивают к офшорам. «Мы надеемся, что все государства и территории, которые подключатся к автоматическому обмену информацией с ФНС России и будут полностью выполнять свои обязательства, не попадут в указанный перечень или же будут из него исключены в будущем», — сообщил представитель ФНС.

Исключение из списка «будет зависеть от того, насколько эффективным, по мнению налоговых органов, станет обмен информацией с юрисдикциями из черных списков; формально присоединение той или иной страны к соглашению не означает автоматическое ее исключение из черного списка», говорит Александр Токарев. «Если практика обмена информацией окажется положительной, не исключено, что такие государства и территории могут быть исключены из черного списка — например, Бермуды, BVI, Гернси, Джерси, Каймановы острова», — указывает Ирина Быховская.

В налоговом обзоре PwC от октября 2015 года говорилось, что если компания является налоговым резидентом страны из черного списка ФНС, то она в ряде случаев не сможет воспользоваться возможностью освобождения прибыли от налогообложения в России. В частности, в таких случаях, когда КИК имеет высокую эффективную ставку налога в своей юрисдикции (не менее 75% средневзвешенной российской ставки), является банком или страховой организацией, осуществляющей деятельность в соответствии со своим личным законом на основании лицензии или иного специально разрешения, и если КИК является эмитентом обращающихся облигаций, или организацией, уполномоченной на получение процентных доходов, или организацией, которой были уступлены соответствующие права и обязанности.

ФНС работала над черным списком офшоров несколько месяцев. В октябре в одном из вариантов списка оказались Австрия, Великобритания и Швейцария, а также, к примеру, Бразилия, которая вместе с Россией входит в БРИКС. Затем в начале 2016 года в ходе работы над списком «прозрачные» Австрия, Великобритания и Швейцария были из него исключены. Партнер Paragon Advice Group Александр Захаров тогда говорил РБК, что исключение из черного списка ФНС этих стран является серьезным послаблением для бизнеса, так как эти страны были популярными среди российских владельцев КИК местом для регистрации бизнеса.​

Содержание

Как можно избежать автоматического обмена информацией?

Для физических лиц решением может стать переезд в страну, которая отказалась участвовать в соглашении. Таких стран остается все меньше, поэтому выбор небольшой. Например, Украина и Белоруссия не подписали CRS. Однако страны, которые отказываются присоединиться к соглашению, рискуют оказаться в «черных списках», и их резиденты могут получить отказ в открытии счета в иностранном банке.

Также можно сменить налоговое резидентство. У каждой страны выработаны свои критерии налогового резидентства. Для получения такого статуса некоторые страны требуют, например, наличия жилья или проживания на территории государства более полугода, как в случае с Россией. Для минимизации рисков, связанных с обменом налоговой информацией можно рассмотреть варианты стран, которые предлагают льготное налогообложение для резидентов.

Таким образом, у россиян есть возможность оптимизировать свои риски и найти подходящий вариант для решения налоговых вопросов. Процесс перехода к автоматическому обмену информацией не будет быстрым и простым, и это дает возможность выиграть время для более разумного налогового планирования.

Комментарии экспертов:

Александр Воронов, директор по развитию в странах СНГ и Балтии NTL Trust Limited:

После сообщения о подписании Россией соглашения об автоматическом обмене налоговой информацией заметно увеличился спрос на программы получения второго гражданства и резидентства в странах с благоприятным налоговым режимом. Нужно помнить, что наличие второго гражданство не решает вопрос налогового резидентства, поэтому вопрос нужно рассматривать комплексно. В основном рассматриваются страны с большим количеством договоров о двойном налогообложении и территориальным или льготным налогообложением резидентов. Россиянам стоит обратить внимание на Великобританию, Мальту, Кипр, Андорру, Монако, Сингапур, Багамы, ОАЭ. Выбор также зависит также и от инфраструктуры, часового пояса, безопасности, языка страны.

Олег Лемешко, юрист-международник компании «Элма Глобал»:

Вряд ли россияне будут массово переезжать за границу, чтобы избежать попадания под обмен налоговой информацией. Переехать могут только те, кого не связывает необходимость активного участия в управлении бизнесом на родине. Например, владельцы арендного бизнеса или пассивные инвесторы в облигации, которым все равно, где проживать. Помимо переезда за границу многие выбирают другие способы обойти обмен: перевод активов на лихтенштейнские фонды или покупку страхового полиса, а также перевод средств из «обменных» стран, расположенных в Европе, в «необменные» (например, в банки США). Пока что сложно сказать, когда будут известны партнеры России по автоматическому обмену налоговой информацией. У нас есть информация, что как минимум две страны, в которых россияне любят хранить свои деньги, а именно Швейцария и Кипр, проводят с властями РФ соответствующие переговоры. Возможно, именно они будут первыми, а остальные европейские страны последуют со временем. Но уже ясно одно: с 1 января 2018 года никто из европейских стран по тем или иным причинам не успевает запустить автоматический обмен.

ПриватБанк запустил услугу «Стандарт безналоговый» для тех, кто получает пенсию, соцвыплаты и «белые» зарплаты

10.03.2015 09:40:27

ПриватБанк запустил новую услугу «Стандарт безналоговый» для клиентов, которые интересуются вкладами и получают пенсии, социальные выплаты и заработную плату на карты банка.

Как сообщили в ПриватБанке, эта услуга на 27% более доходная, чем обычные вклады, потому что проценты по ней не облагаются налогами. Например, при ставке по депозиту 24%, Вы получаете, за вычетом 21,5% налога, чистый доход в размере 18,84% годовых. А с услугой «Стандарт безналоговый» Вы получите заявленные 24% годовых, что на 27% больше, чем Вы получили бы по обычному депозиту.

Единственное условие – сумма по «Стандарту безналоговому» не может превышать суммы, полученной в виде зарплаты, пенсии, стипендии или социальной помощи.

«Предлагая суперкрутые проценты на сбережения тем, кто получает официальные зарплаты, мы хотим поддержать усилия правительства по выводу зарплат из тени, – отмечает Первый Заместитель Председателя Правления ПриватБанка Олег Гороховский. – Мы предлагаем такой супервыгодный вариант всем клиентам, которые получают в нашем банке зарплату, пенсию или социальные пособия на Карту для выплат».

Пользоваться новой услугой можно точно так же, как и привычным депозитом. Оформить услугу «Стандарт безналоговый» можно в любом отделении банка или в Приват24: достаточно определить сумму из зарплаты или пенсии, на которую Вы хотите получать дополнительный доход и выбрать срок – 1, 3, 6 или 12 мес. А затем ПриватБанк ежемесячно будет выплачивать проценты на Карту для выплат, с которой ранее была оформлена услуга. Пополнить «Стандарт безналоговый» можно в любое удобное время, если на карту поступила очередная зарплата или пенсия.

Депозиты ПриватБанка — условия, проценты и тарифы

Приват банк последние 15 лет является лидером среди Украинских банков по привлеченным от населения депозитов. Данные лидерские позиции обусловлены узнаваемостью Приват банка и огромной сетью отделений которые есть почти в каждом городе, поселке или селе.

Подарок каждому оформившему кредит

Приват банк всегда на слуху и если у кого-то появляется лишняя «денюшка» и хочется ее покласть на депозит в банк, то первый банк который вспоминается — это Приват банк.

Учитывая момент популярности Приват банка и востребованности депозитныъ и вкладных продуктов данного банка, мы решили провести обзор всех депозитов Приват банка и показать Вам условия, тарифы и процентные ставки по депозитам Приват банка.

Какие депозиты и вклады есть у Приват банка?

К Приват банка до воли обширное предложение по депозитам и вкладам для клиентов — физических лиц. На момент написания данной статьи мы насчитали 8 депозитных продуктов которые могут удовлетворить требования любого клиента — это с досрочным снятием и без, с начислением процентов ежемесячно и в конце срока, любой срок и валюта, с возможностями до вложения и без…

Предоставляю Вам названия депозитов Приват банка — Депозит Плюс срочный, Депозит Плюс, Стандарт срочный, Стандарт, Приват-вклад, Стандарт безналоговый для пенсионеров, получателей зарплаты и социальных выплат, Копилка, До востребования.

Как видите, перечень депозитов и вкладов достаточно велик и разнообразен, что уже заставляет напрячься и выбрать. Предлагаю Вам более подробней рассмотреть каждый из депозитов Приват банка для более ясного восприятия условий и процентов по ним.

Депозиты Приват банка — условия, тарифы и проценты…

Предлагаю более подробней ознакомится с каждым из депозитов Приват банка ниже…

Депозит плюс срочный от Приват банка

Данный вид депозита имеет наивысшую процентную ставку. Проценты начисляются ежемесячно. Вклад с пополнением. В данном вкладе нет возможности досрочно закрыть депозит и забрать деньги.

Срок Выплата процентов Досрочное расторжение Возможность пополнения Процентная ставка
3 месяца Ежемесячно Без права досрочного расторжения С пополнением 16%
6 месяца Ежемесячно Без права досрочного расторжения С пополнением 16,5%
12 месяца Ежемесячно Без права досрочного расторжения С пополнением 16,8%

Депозит плюс от Приват банка

Условия по данному депозиту идентичны, но данный депозит отличаеться от предыдущего лишь тем, что в его договоре прописана возможность досрочного рассторжения, а именно — » Если Вы требуете вернуть часть вклада, Ваши обязательства и обязательства Банка по вкладу прекращаются, и вклад Вам возвращается»

Срок Выплата процентов Досрочное расторжение Возможность пополнения Процентная ставка
1 месяца Ежемесячно С возможностью досрочного расторжения С пополнением 12%
3 месяца Ежемесячно С возможностью досрочного расторжения С пополнением 13%
6 месяца Ежемесячно С возможностью досрочного расторжения С пополнением 14%
12 месяца Ежемесячно С возможностью досрочного расторжения С пополнением 15%

Как видите, условие досрочного расторжения вклада увеличивает риск банка, что Вы в любой момент можете забрать деньги и при этом уменьшает процентную ставку по нему.

Депозит Стандарт срочный от Приват банка

Данный депозит с возможностью пополнения, выплатой процентов ежемесячно, но без возможности досрочно расторгнуть договор и забрать деньги.

Срок Выплата процентов Досрочное расторжение Возможность пополнения Процентная ставка
3 месяца Ежемесячно Без права досрочного расторжения С пополнением 13%
6 месяца Ежемесячно Без права досрочного расторжения С пополнением 14%
12 месяца Ежемесячно Без права досрочного расторжения С пополнением 15%

Депозит стандарт от Приват банка

Данный депозит идентичеый предыдущему, единственное отличие лишь в том, что в нем есть возможность досрочного расторжения.

Срок Выплата процентов Досрочное расторжение Возможность пополнения Процентная ставка
1 месяца Ежемесячно С возможностью досрочного расторжения С пополнением 12%
3 месяца Ежемесячно С возможностью досрочного расторжения С пополнением 13%
6 месяца Ежемесячно С возможностью досрочного расторжения С пополнением 14%
12 месяца Ежемесячно С возможностью досрочного расторжения С пополнением 15%

Приват-вклад

Данный депозитный вклад от Приват банка дает возможность полностью расспоряжатся своими деньгами — пополнять, снимать, да еще и получать проценты на остаток.

Срок Выплата процентов Досрочное расторжение Возможность пополнения Процентная ставка
12 месяца Ежемесячно Пополнять и снимать в любой момент С пополнением 7%

Как Вы видите не высокая процентная ставка обусловлена тем, что депозитный вклад до-востребования, что означает свободу действий клиента.

Депозит Стандарт безналоговый от Приват банка

Данный депозит уникальный! Условиями договора обусловленно то, что с Вас не берут налог 20% как с всех депозитов — данный налог покрывает сам банк — Вы получаете полную сумм по процентам. Данными депозитными условиями могут воспользоваться лишь клиенты Приват банка — пенсионеры, получатели социальных выплат и клиенты которые получают зарплату через Приват банк.

Срок Выплата процентов Досрочное расторжение Возможность пополнения Процентная ставка
1 месяц Ежемесячно Без права досрочного расторжения С пополнением 11,5%
3 месяца Ежемесячно Без права досрочного расторжения С пополнением 14,5%
6 месяца Ежемесячно Без права досрочного расторжения С пополнением 15%
12 месяца Ежемесячно Без права досрочного расторжения С пополнением 15,5%

Депозитный вклад Копилка от Приват банка

Данный депозитный продукт Приват банка дает возможность свободно распоряжаться своими деньгами — пополнять, частично снимать, при этом Вы получаете максимально высокую процентную ставку на остаток

Срок Выплата процентов Досрочное расторжение Возможность пополнения Процентная ставка
12 месяца При возврате депозита Пополнять и снимать в любой момент С пополнением 15%

Особенность Копилки от Приватбанка заключается в том, что данная Копилка это как бы виртуальный счет на который вы можете пополнить деньги и в любой момент вернуть на какую-то карту Приват банка. Это все означает, что напрямую с Копилки Вы не сможете снять деньги с банкомата или расчитатся на терминале в магазине — Вам сначала нужно осуществить операцию перевода денег с Копилки на карту и потом уже Вы сможете воспользоваться деньгами. Перевод денег с Копилки или на Копилку можно в банкоматах Приват банка, терминалах, в Приват 24 или в отделениях банкаю.

Важно знать о Депозитах Приват банка.

Обязательно читайте договор депозитного вклада перед тем как класть деньги на депозит. Договора Приват банка очень просты и понятны. Согласно законодательства Украины если в договоре не указано, что есть возможность досрочного или частичного снятия депозита, значит у Вас не будет возможность забрать свои деньги досрочно и банк в данном случае будет прав и на полном законодательном праве не вернет Вам деньги до окончания депозита.

Также, если Вы оформляете депозит через систему Приват 24, не поленитесь обратиться в ближайшее отделение и попросить у них свой экземпляр депозитного договора, а то мало чего может случится.

P.S. Данный обзор был написан в марте 2017 года, на данный момент эти процентные ставки могут быть уже не актуальны! Ознакомится с депозитами Приват банка на сегодняшний день можно вот здесь — https://privatbank.ua/ru/depozit/

Автоматический обмен информацией о финансовых счетах

12 мая 2016 года в ходе Форума ОЭСР по налоговому администрированию в Пекине ФНС России подписала Многостороннее соглашение компетентных органов об автоматическом обмене информацией о финансовых счетах. Первый такой обмен для России намечен на сентябрь 2018 года. Данная мера была предусмотрена «Основными направлениями налоговой политики РФ на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов».

Что это означает для российских налогоплательщиков, а равно для нерезидентов, имеющих счета в России? Какая именно информация и в каком объёме будет подпадать под автоматический обмен? Кто, как и с кем будет обмениваться такой информацией?

Многостороннее соглашение компетентных органов (Multilateral Competent Authority Agreement, MCAA) и Единый стандарт отчетности по автоматическому обмену информацией о финансовых счетах (Common Reporting Standard, CRS) были разработаны на основании статьи 6 Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам 1988 г. (в редакции Протокола 2010 г.).

На уровне Европейского Союза также действует Директива 2014/107/EU от 9 декабря 2014 года о внесении изменений в Директиву 2011/16/EU («Об административном сотрудничестве в области налогообложения») в части обязательного автоматического обмена информацией в области налогообложения. Данная Директива обязывает государства-члены ЕС привести свое законодательство в соответствие с требованиями MCAA и CRS.

«Нижний» (но отнюдь не менее важный) уровень регулирования включает национальное законодательство и подзаконные акты, непосредственно обеспечивающие исполнение обязательств по автоматическому обмену в каждой отдельной стране.

Отличие автоматического обмена от обмена «по запросу»

Обмен по запросу
(Конвенция 1988 в ред. Протокола 2010)
Автоматический обмен
(CRS)
Объём передаваемой информации По запросу одного государства другое государство предоставляет требуемую информацию относительно отдельных (конкретных) лиц и операций. Между компетентными органами передаются данные не об отдельных лицах, а массивы информации о нерезидентах, обслуживаемых финансовыми учреждениями страны-участницы обмена.

Категории сведений

Информация, подлежащая обмену в рамках Конвенции – это «любая информация, …которая предположительно является важной для администрирования и обеспечения соблюдения законодательства в отношении налогов, на которые распространяется настоящая Конвенция» (п. 1 ст. 4). Закрытый перечень данных, подлежащих обмену, определён в разделе I Стандарта CRS, и ограничивается только данными о счетах нерезидентов, которыми располагают финансовые учреждения (в первую очередь – банки) участвующих юрисдикций.
Формат и периодичность обмена Информация передаётся в письменной форме в ответ на поступивший запрос. Информация предаётся автоматически в унифицированном электронном формате один раз в год (следующий за отчётным).

Между какими странами будет автоматический обмен?

Согласно статье 6 Конвенции 1988/2010, процедуры автоматического обмена определяются по взаимной договоренности «двух или более» сторон. На практике за основу была взята модель многостороннего соглашения, в силу чего странам, подписавшим такое соглашение, уже не потребуется подписывать между собой отдельные двусторонние соглашения.

На 28 июня 2016 года Многостороннее соглашение компетентных органов подписали 83 юрисдикции. Часть стран обязалась осуществить первый (по сути – тестовый) автоматический обмен информацией в сентябре 2017 года, часть – в сентябре 2018 г.

В сентябре 2017 года осуществить первый автоматический обмен обязались Ангилья, Аргентина, Барбадос, Бельгия, Бермуды, Болгария, Британские Виргинские острова, Великобритания, Венгрия, Германия, Гернси, Гибралтар, Гренландия, Греция, Дания, Джерси, Индия, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Каймановы острова, Кипр, Колумбия, Корея (Южн.), Кюрасао, Латвия, Лихтенштейн, Литва, Люксембург, Мальта, Мексика, Монтсеррат, Нидерланды, Ниуэ, Норвегия, Остров Мэн, Острова Тёркс и Кайкос, Польша, Португалия, Румыния, Сан-Марино, Сейшельские острова, Словакия, Словения, Фарерские острова, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швеция, Эстония, ЮАР.

В сентябре 2018 года осуществить первый автоматический обмен обязались Австралия, Австрия, Албания, Андорра, Антигуа и Барбуда, Аруба, Белиз, Гана, Гренада, Израиль, Индонезия, Канада, Китай, Коста-Рика, Маврикий, Малайзия, Маршалловы острова, Монако, Науру, Новая Зеландия, Острова Кука, Россия, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Самоа, Синт-Маартен, Чили, Швейцария, Япония.

Полный перечень стран, подписавших MCAA, можно найти по .

В чём заключается автоматический обмен?

В рамках автоматического обмена компетентные (обычно – налоговые) органы участвующей юрисдикции будут

  • получать от финансовых учреждений своей страны информацию о счетах физических и юридических лиц – резидентов других стран – участников MCAA;
  • ежегодно передавать данную информацию компетентным органам этих стран;
  • получать от компетентных органов других стран – участников MCAA информацию о счетах физических и юридических лиц – резидентов своей страны.

Таким образом, информация будет передаваться по следующей цепочке:

Обмен информацией будет осуществляться между компетентными органами стран-участниц MCAA (полученной ими от «подотчётных финансовых учреждений» в своих странах) ежегодно на автоматической основе в унифицированном электронном формате.

«Подотчётными финансовыми учреждениями» (Reporting Financial Institutions) являются любые финансовые учреждения юрисдикции, участвующей в автоматическом обмене (в первую очередь – банки, но также и брокеры, депозитарии, страховые и др. компании), за исключением правительственных учреждений, международных организаций, центральных банков, государственных пенсионных фондов и прочих юридических лиц, имеющих низкий уровень риска быть использованными в целях уклонения от уплаты налогов.

Обмен информацией за конкретный календарный год между компетентными органами соответствующих стран может осуществляться только при условии, если:

  • для данных органов MCAA вступило в силу;
  • в их странах имеется и действует внутреннее законодательство, требующее от подотчётных финансовых учреждений отчитываться за такой календарный год в объёме и порядке, предусмотренном Единым стандартом отчетности (CRS).

Подписывая MCAA каждое государство определяет месяц и год начала обмена информацией. Обмен должен быть осуществлен в течение 9 месяцев после окончания календарного года, за который предоставляется информация.

Какая информация будет передаваться автоматически?

Информация, подлежащая автоматическому обмену, включает (п. 2 ст. 2 MCAA):

a) для физических лиц: имя, адрес, идентификационный номер налогоплательщика, дата рождения – в отношении каждого держателя счета (Account Holder);

для юридических лиц: наименование, адрес, идентификационный номер налогоплательщика – в отношении каждого юридического лица – держателя счета; а также имя, адрес, идентификационный номер налогоплательщика, дата рождения – в отношении физических лиц, идентифицированных в рамках процедур due diligence в качестве «контролирующих лиц» (Controlling Persons) данного юридического лица;

b) номер счета (или аналогичный по функции эквивалент);

c) наименование и идентификационный номер подотчётного финансового учреждения (банка);

d) остаток денежных средств на счете на конец соответствующего календарного года (а если счет был закрыт в этом году – на момент закрытия счета);

e) по cчетам депо (Custodial Account):

(1) общая сумма процентов, дивидендов или иного дохода, полученного в отношении активов, размещенных на таком счете за календарный год или иной отчетный период;

(2) общая поступившая на счет выручка от продажи или выкупа активов, в отношении которых подотчётное финансовое учреждение выступало депозитарием, брокером, номинальным держателем или агентом держателя счета;

f) по депозитным счетам (Depository Account) – общая сумма процентов, поступивших на счет за календарный год или иной отчетный период;

g) по любым иным счетам, не указанным в подпунктах 2(е) и (f), – общая сумма, поступившая держателю счета за календарный год или иной отчетный период.

Обмену будет подлежать информация как о вновь открываемых счетах (начиная с определенной даты), так и об уже существующих счетах (уже открытых на определенную дату). Эти даты также указываются каждым государством в приложении к подписываемому ими MCAA.

Due diligence существующих счетов юридических лиц

Сразу обратим внимание, что, говоря о держателях счёта, под словом “entity” Стандарт понимает не только собственно юридических лиц (корпорации), но и иные образования, включая товарищества, трасты и фонды.

Стандарт CRS выводит из-под автоматического обмена существующие счета юридических лиц (Preexisting Entity Accounts), агрегированный остаток на которых не превышает 250 000 долларов США на 31 декабря соответствующего года. То есть идентификация, сверка и передача информации о таких счетах осуществляться не будет.

Подотчётные счета (Reportable Accounts), то есть счета, информация о которых подлежит передаче, – это счета, держателями которых выступает:

  • одно или более «подотчётное лицо» (Reportable Person), то есть физическое или юридическое лицо – резидент юрисдикции, участвующей в автоматическом обмене; либо
  • «пассивная нефинансовая организация» (Passive NFE) (далее – «пассивная НФО»), одно или более контролирующее лицо которой является резидентом участвующей юрисдикции.

Правила определения налоговой резидентности, принятые в каждой из стран-участниц MCAA, можно найти на портале автоматического обмена ОЭСР в разделе «Rules governing tax residence».

Какие организации являются «активными» и «пассивными» для целей обмена информацией?

«Пассивная НФО» – это нефинансовая организация, не являющаяся «активной».

«Активная НФО» – это нефинансовая организация, пассивный доход которой за прошедший календарный год составил менее 50%, а объем активов, порождающих пассивные доходы или предназначенных для их получения, составил за тот же период менее 50%.

Кроме того, Стандарт предусматривает ряд других признаков, каждый (любой) из которых также позволит отнести организацию к «активной НФО», в частности:

  • акции НФО регулярно обращаются на организованных рынках ценных бумаг;
  • НФО является государственной или международной организацией, центральным банком или организацией, которой полностью владеет какая-либо из упомянутых организаций;
  • холдинговые НФО (при определённых условиях);
  • НФО пока не ведёт деятельность и не имеет истории ведения деятельности, но инвестирует капитал в активы с намерением вести нефинансовую деятельность;
  • НФО находится в процессе ликвидации или реорганизации в целях продолжения или возобновления нефинансовой деятельности;
  • НФО осуществляет финансирование или хеджирование сделок со связанными нефинансовыми организациями, и не предоставляет услуг финансирования другим лицам;
  • НФО является некоммерческой организацией (отвечающей ряду признаков).

Значение термина «пассивный доход» должно определяться на основании законодательства каждой участвующей юрисдикции. Согласно комментарию к разделу VIII Стандарта CRS (п. 126), под пассивным доходом обычно понимается часть общего дохода, включающая: а) дивиденды; б) проценты; в) доходы, аналогичные процентам; г) рентные платежи и роялти; д) аннуитеты; е) превышение доходов над убытками в результате продажи или обмена финансовых активов, порождающих пассивные доходы; ж) превышение доходов над убытками от сделок с любыми финансовыми активами (в том числе фьючерсные, форвардные, опционные и аналогичные сделки); з) превышение доходов над убытками от сделок с иностранной валютой; и) чистый доход от сделок «своп»; к) суммы, полученные по договорам накопительного страхования жизни.

Итак, подотчётное финансовое учреждение (банк) должно осуществить следующие процедуры due diligence (то есть сбора либо актуализации информации о клиенте):

Во-первых, определить, является ли организация (entity) подотчётным лицом. Для этого банк проверяет имеющуюся информацию, собранную в рамках процедур AML/KYC, чтобы определить налоговое резидентство держателя счёта.

Если согласно имеющейся информации держатель счёта является налоговым резидентом участвующей юрисдикции, то данный счёт будет рассматриваться как «подотчётный» (то есть информацию о нём банк должен будет передать налоговому органу своей страны), кроме случаев, когда держатель счёта сам не заявит о том, что он не является подотчётным лицом, либо это не установит банк на основании информации, находящейся в его распоряжении, либо из публичных источников.

Во-вторых, определить, является ли организация «пассивной НФО» с одним или более контролирующим лицом, являющимися подотчётными лицами. Для этого необходимо:

1) Определить, является ли держатель счёта пассивной НФО. Банк анкетирует клиента, чтобы установить его статус (кроме случаев, когда банк располагает информацией, позволяющей сделать обоснованный вывод о том, что держатель счёта является активной НФО);

2) Определить контролирующих лиц держателя счёта. Для этого банк опирается на информацию, полученную им ранее в рамках процедур AML/KYC;

3) Определить, является ли контролирующее лицо «подотчётным». Здесь банк также опирается на информацию, полученную им ранее в рамках процедур AML/KYC, в случае, если агрегированный остаток существующего счёта пассивной НФО не превышает 1 000 000 долларов США; либо специально анкетирует держателя счёта или контролирующее лицо в целях выяснения юрисдикции, в которой такое контролирующее лицо является налоговым резидентом.

Говоря о «контролирующем лице», Стандарт CRS отсылает к толкованию термина «бенефициарный владелец», которое даётся в Рекомендациях ФАТФ (Группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денежных средств). Согласно ему, бенефициарный владелец – это физическое лицо (лица), которое в конечном счёте владеет клиентом или контролирует его, и/или физическое лицо, в чьих интересах совершается сделка.

В результате, если какое-либо из контролирующих лиц пассивной НФО является «подотчётным лицом», то обмену будет подлежать не только информация о счёте клиента, но и о контролирующем его (клиента) лице.

Due diligence существующих счетов физических лиц

Для определения принадлежности клиента к участвующей юрисдикции банк на основании имеющейся у него информации устанавливает налоговое резидентство данного клиента.

Стандарт разделяет существующие счета физических лиц на:

— «счета с низкой стоимостью» (Lower Value Account), агрегированный остаток на которых по состоянию на 31 декабря отчётного года не превышает 1 000 000 долларов США; и

— «счета с высокой стоимостью» (Higher Value Account), агрегированный остаток на которых превышает 1 000 000 долларов США на 31 декабря отчётного года или на 31 декабря любого последующего года. Сбор информации о данной категории счетов (а соответственно, и обмен информацией по ним) будет проводиться в первоочередном порядке.

Важно обратить внимание, что автоматическому обмену будет подлежать информация обо всех счетах физических лиц в банках участвующих стран, поскольку Стандарт не устанавливает для таких счетов какой-либо пороговой суммы баланса, непревышение которой выводило бы счёт из-под автоматического обмена.

Обобщение

Итак, в порядке автоматического обмена направляется информация:

  • о физических лицах (держателях счёта), являющихся резидентами юрисдикции, участвующей в MCAA, – в налоговые органы данной юрисдикции;
  • о юридических лицах (держателях счёта), являющихся как активными, так и пассивными нефинансовыми организациями, – в налоговые органы страны, резидентами которой эти юридические лица являются (если эта страна участвует в MCAA);
  • о контролирующих лицах (бенефициарных владельцах) пассивных НФО (держателей счёта), если эти контролирующие лица являются резидентами стран, участвующих в MCAA, – в налоговые органы страны, резидентами которой являются эти контролирующие лица.
Держатель счёта в банке страны, участвующей в MCAA Какая информация передаётся налоговому органу страны банка В какую юрисдикцию налоговый орган страны банка передаёт информацию
Физическое лицо (резидент участвующей юрисдикции) О счёте данного физического лица В юрисдикцию, налоговым резидентом которой является данное физическое лицо
«Активная» компания (резидент участвующей юрисдикции) О счёте данной компании В юрисдикцию, налоговым резидентом которой является компания
«Пассивная» компания (резидент участвующей юрисдикции) без бенефициаров – резидентов участвующих юрисдикций
«Пассивная» компания (резидент участвующей юрисдикции) с бенефициарами – резидентами участвующих юрисдикций О счёте данной компании В юрисдикцию, налоговым резидентом которой является компания
1) О счёте данной компании;
2) О бенефициаром владельце компании
В юрисдикцию, налоговым резидентом которой является бенефициар.

Пример 1. Компания, зарегистрированная на Британских Виргинских островах, имеет банковский счёт на Кипре. Обе юрисдикции участвуют в MCAA и начинают обмен в 2017 году. В этом случае кипрский банк направляет кипрскому налоговому органу данные о счёте компании (держателя счёта), а затем кипрский налоговый орган передаёт данную информацию уполномоченному органу BVI. Если компания не является «пассивной НФО» с бенефициарами – резидентами юрисдикций, участвующих в MCAA, процесс завершается.

Пример 2. Если имеет место та же ситуация (см. пример 1), однако банк классифицировал компанию как «пассивную НФО» и установил, что её бенефициаром является физическое лицо – резидент участвующей в MCAA юрисдикции, например, России. В этом случае кипрский банк передаёт налоговому органу Кипра информацию не только о компании – держателе счёта, но и её бенефициаре. Налоговый орган, в свою очередь, направляет на BVI данные о счёте компании, а в Россию (юрисдикцию налогового резидентства бенефициара) – как данные о счёте компании, так и сведения о её бенефициаре (учитывая, что в отношении России это будет возможно лишь начиная с сентября 2018).

Важно учитывать, что…

1. Автоматический обмен не будет являться тотальной и всеохватывающей передачей информации «всем и обо всех». Объём информации, подлежащей обмену, строго определён Стандартом CRS и ограничен целым рядом «фильтров»:

— есть участвующие в обмене страны, и есть страны, пока не взявшие на себя такие обязательства;

— участвующие страны вступают в практическую фазу обмена не одновременно;

— информация, подлежащая передаче, ограничивается только той информацией, которой располагают банки (или иные финансовые учреждения, ведущие счета клиентов). Информация, которой располагают иные субъекты (например, органы регистрации юридических лиц, нотариусы, налоговые органы вне рамок компетенции по автоматическому обмену, органы финансовой разведки, правоохранительные органы и др.) – под автоматический обмен не подпадает;

— для счетов юридических лиц установлена планка в 250 000 долларов США. Если остаток на счете ниже этого порога, информация о таком счете обмену не подлежит;

— сбору (актуализации) и передаче подлежит не любая информация, а только установленный Стандартом CRS закрытый перечень сведений о счетах, клиентах и контролирующих лицах;

— данные о контролирующих лицах (бенефициарах) передаются не по всем счетам, а лишь по тем, чьими владельцами являются так называемые «пассивные» компании, чьи бенефициары являются резидентами участвующих в обмене стран. Такая «категоризация» для целей обмена будет осуществляться самими банками посредством стандартных процедур AML/KYC с поправкой на новые требования CRS и дополнительного анкетирования клиентов;

— возможны (и неизбежны) трудности, связанные с имплементацией Стандарта CRS в законодательство отдельных стран. Несвоевременное внесение изменений в национальные законы, принятие подзаконных актов и разъяснений регуляторов, и иные юридические и технические препятствия могут затруднить практическое осуществление обмена в заявленные сроки и с охватом всех участвующих юрисдикций.

2. Тем не менее, автоматический обмен может стать одним из альтернативных источников информации, с помощью которого налоговые органы РФ смогут установить факт наличия у налогового резидента РФ незадекларированного счёта в иностранном банке или незадекларированной контролируемой иностранной компании. И то, и другое является правонарушением и, при определённых обстоятельствах, может повлечь меры налоговой (ст. 129.5, 129.6 НК РФ), административной (ст. 15.25 КоАП) или уголовной (ст. 198, 199 УК РФ) ответственности. Присоединение России к автоматическому обмену неоднократно декларировалось как один из ключевых способов повышения эффективности администрирования налогообложения КИК.

3. По замыслу разработчиков MCAA и CRS, в определённой перспективе механизм автоматического обмена должен приобрести практически глобальный (по числу присоединившихся стран) характер. Вне данной системы, в конечном счёте, могут остаться лишь самые «маргинальные» или малозначимые территории, непригодные для ведения международного бизнеса и хранения сбережений, так что перенос в такие юрисдикции налогового резидентства или банковских счетов будет лишён всякого смысла. Напротив, участие в автоматическом обмене станет одним из признаков, положительно влияющих на деловой имидж той или иной юрисдикции.

Теги: обмен информацией

После присоединения России к Международной Конвенции ОЭСР об автоматическом обмене налоговой информацией мировое сообщество вело активные споры по поводу того состоится ли по факту автоматический обмен налоговой информацией с Россией или нет. Главным аргументом в пользу того, что обмена не будет было отсутствии подписанных с Россией двусторонних соглашений об обмене. И вот 21 декабря 2017 г. на официальном портале ОЭСР http://www.oecd.org/tax/automatic-exchange/international-framework-for-the-crs/exchange-relationships/ рядом с «Россией» вместо нулей появились цифры «Россия 56/73», это значит, что ИЗ России налоговая информацией будет в автоматическом режиме отправляться в 56 стран, но самое главное, что В Россию также в автоматическом режиме будут направлены сведения из 73 государств. Кто будет направлять эти сведения? Что будет включаться в перечень обязательной информации для передачи? И что со всем этим делать? Речь об этом пойдет ниже.

Актуально на 04.06.2019 г.: «Россия 65/92».

Какие страны будут передавать информацию в Россию и за какие налоговые периоды

Как было указано выше, всего таких стран 91 — количество довольно внушительное. Это Австрия, Андорра, Аргентина, Австралия, Барбадос, Бельгия, Белиз, Бермудские острова, Бразилия, Британские Виргинские острова (BVI), Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Гибралтар, Греция, Гренландия, Гернси, Гонконг, Дания, Джерси, Исландия, Испания, Индия, Индонезия, Ирландия, остров Мэн, Италия, Кайманы, Китай, Колумбия, острова Кука, Коста-Рика, Кюрасао, Кипр, Корея, Латвия, Ливан, Лихтенштейн, Литва, Люксембург, Малайзия, Мальта, Маврикий, Мексика, Монсеррат, Науру, Нидерланды, Н.Зеландия, Норвегия, ОАЭ, Пакистан, Польша, Португалия, Румыния, Сент Люсия, Сент Винсент и Гренадины, Самоа, Сан-Марино, Саудовская Аравия, Сейшельские острова, Сингапур, Словакия, Словения, острова Туркс и Кайкос, Чехия, Чили, Швеция, Швейцария, Уругвай, Фарерские острова, Финляндия, Франция, Хорватия, Эстония, Южная Африка, Япония.

За налоговый период с 01 января по 31 декабря 2017 — Андорра, Австралия, Барбадос, Бразилия, Болгария, Чили, Китай, Коста-Рика, Гибралтар, Индия, остров Мэн, Маврикий, Монсеррат, Науру, Н.Зеландия, Сент Винсент и Гренадины, Самоа, Саудовская Аравия, Сингапур, Южная Африка, острова Туркс и Кайкос, Великобритания, Уругвай.
За налоговые периоды с 01 января по 31 декабря 2018 — Ливан, Малайзия, Пакистан, Швейцария, Лихтенштейн
За налоговые периоды с 01 января по 31 декабря 2019 — ОАЭ, Гонконг, острова Кука, Сент Люсия

Обмен налоговой информацией с ФНС РФ произошел 30 сентября 2018 г. со странами обмена за налоговый период с с 01 января по 31 декабря 2017 г.

КОММЕНТАРИЙ:
Если Вы открыли счет (на Вашу компанию или Ваш личный) в банке любой из указанных выше стран, то при определенных условиях сведения о Вас, компании, в которой Вы являетесь «контролирующим лицом», и Вашем счете в автоматическом режиме (а не по запросу, как было ранее) будут выгружены и переданы в налоговые органы страны Вашего налогового резидентства — для налоговых резидентов РФ — в ФНС РФ.

Здесь Вы можете ознакомиться со Standard for automatic exchange of financial information in tax matters, регулирующим основные положения, о которых ресь пойдет ниже.

Какие страны НЕ обмениваются в автоматическом режиме с Россией по состоянию на июнь 2019 г.

К таким странам в том числе относятся:

  • США (не присоединились к CRS)
  • Канада (не присоединилась к CRS)
  • Грузия (не присоединилась к CRS)
  • Черногория (не присоединилась к CRS)
  • Сербия (не присоединилась к CRS)
  • Македония (не присоединилась к CRS)
  • Таиланд (не присоединился к CRS)
  • Турция (не подписала с Россией двустороннего соглашения)
  • Великобритания (ЗА 2018 ГОД)

ВАЖНО!

В конце марта 2019 г. проанонсировано, что Великобритания не будет обмениваться с Россией в автоматическом режиме за 2018-й год, т.к. в одностороннем порядке отказалась от автоматического обмена с Россией. Т.е. первый обмен в 2018-ом за 2017 -й, должен был состояться, а вот обмена в 2019-ом за 2018 -й — не будет.

В ФНС данную информацией подтвердили, но напомнили, тем не менее, что с Великобританией продолжает существовать обмен данными по запросу.

Кто является «контролирующим лицом» иностранной компании

Если у Вас есть иностранная компани, то в ФНС РФ будет передана информация только в отношении «Контролирующего лица» (Controlling Person) — лицо прямо или косвенно контролирующее более 25% акций компании либо иное лицо, осуществляющее фактический контроль над компанией, являющегося налоговым резидентом РФ.

Если у Вас есть личный счет в иностранном бынке, то в ФНС РФ в любом случае будет передана информация о счете.

Какие институты/органы/организации будут передавать информацию о контролирующем лице

Обязанность по сбору информации о контролирующем лице и передаче ее в местный налоговый орган лежит на RFI – reporting financial institution), под которыми понимаются банки, брокеры, депозитарии, инвест компании, фонды, управляющие активами, страховые компании (рег.агенты, проф посредники, правоохранительные органы под автоматический обмен и обязанность выгружать известные им сведения НЕ подпадают).

Иными словами, подпасть под обмен можно в первую очередь открыв счет в банке страны, которая обменивается информацияей с Россией. Если счет открывается на компанию, то большинство банков мира в рамках проведения процедур compliance и KYC попросит клиента заявить бенефициара бизнеса — информация о нем и будет собираться и передаваться при определенных условиях в ФНС РФ.

Какая именно информация будет передаваться и как часто

Формат сообщения для обмена закреплен в Форме электронного отчета (см. выше) и содержит следующие сведения для обмена (clause 2 section 2 MCAA):

  • данные банка, где открыт счет
  • номер счета
  • отчетный период
  • данные о клиенте банка, ДЛЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ — код страны, ИНН, ФИО, дата рождения, адрес проживания
  • данные о клиенте банка, ДЛЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ — код страны, ИНН, наименование, регистрационный адрес
  • данные о контролирующем лице компании (код страны, ИНН, ФИО, дата рождения, адрес проживания)
  • сумма поступлений и сумма списаний средств за отчетный период (БЕЗ расшифровки) и остаток на счете на конец отчетного периода

Перечень является закрытым – сведения, например, об источнике происхождения денежных средств, расшифроки по назначению платежей и контрагентам в него не включены, а следовательно не могут быть получены российской ФНС в автоматическом режиме – только по дополнительному запросу.

Выгрузка и автоматический обмен будут осуществляться 1 раз в календарный год, следующий за отчетным.

В какие страны будет передаваться информация о компании и ее контролирующем лице

Информация будет передавать банком в налоговый орган своего государства, а налоговый орган обязан будет направить:

  • в налоговый орган страны нахождения компании будет передана информация о счете — как для «активных», так и для «пассивных» компаний
  • в налоговый орган страны налогового резидентства контролирующего лица будет передана информация о счете и о контролирующем лице, НО ТОЛЬКО В СЛУЧАЕ ЕСЛИ компания подпадает под статус «пассивная НФО» по критерию вида дохода. «Пассивная НФО» — доля пассивных доходов (дивиденды, проценты, роялти, рента, консалтинг и т.д.) составляет более 50% за отчетный период.

В каких случаях информация о «контролирующем лице» компании НЕ будет подпадать под обмен и передачу

При соблюдении любого из следующих условий:

  • если агрегированный остаток по счету на 31 декабря отчетного года состаыялет менее $250 000 (clause 9 art. 17 CRS). Данное положение распространяется ТОЛЬКО на “Preexisting Entity Accounts” — счета открытые до 01 января 2016 г. (страница 50 CRS, ссылка выше). Дословно следуя формулировке закона, «юрисдикция предоставляет банкам ПРАВО не проводить процедуры due diligence в отношении существующих счетов клиентов с агрегированным балансом менее $250 000 <…> на конец года», то есть по умолчанию данные счета в обмен включаться не будут (возможны исключения, если компании по каким-либо причинам покажутся банкам подозрительными). Данное положение распространяется на ВСЕ, включая «активные» и «пассивные» компании, независимо от вида их деятельности. Главная цель данного послабления – разгрузить банки от работы со счетами, имеющими незначительные суммы
  • если лицо компания является «активной» — получающей более 50% активного дохода, например, занимается торговлей. «Пассивный» доход: дивиденды, проценты, роялти, рентные платежи. При этом, пассивность необходимо будет подтвердить по запросу банка и при заполнении соответствующих анкет

Информация о личном счете физического лица выгружается в автоматический обмен ВНЕ зависимости от суммы и вида доходов по нему.

ПРИМЕР:
Компания в Великобритании контролируется налоговым резидентом России и имеет счет в банке Кипра.
Великобритания, Россия и Кипр присоединились к автоматическому обмене. Кипрский банк перед формированием информации, подлежащей передаче проводит due diligence клиента и выявляет:

  • сумму агрегированного остатка по счету – если счет открыт после 01.01.2016 и сумма остатка по счету свыше $250 000, то сбор информации проводится дольше;
  • налоговое резидентство компании-клиента – Великобритания – страна присоединилась к обмену
  • является ли компания «активной НФО» или «пассивной НФО» (путем анкетирования клиента) — на предмет необходимости передавать информацию о контролирующем лице в налоговый орган страны налогового президентства контролирующего лица
  • налоговое резидентство контролирующего лица компании-клиента – Россия – страна присоединилась к обмену

Помимо прочего, указанный автоматический обмен возможен ТОЛЬКО если между этими странами подписано дополнительное двустороннее соглашение об обмене налоговой информацией (ссылку см.выше).

Таким образом если по примеру выше, если компания путем анкетирования была квалифицирована банком как «пассивная НФО», то данные о контролирующем лице и счете будут переданы в Россию и в Великобританию.

Ответственность за неуведомление о личном счете в иностранном банке

Автоматический обмен — едитсвенный самый действиейнный способ узнать информцию об иностранном счете или иностранной компании. Если налоговым органам станет известно о Вашем личном счете в иностранном банке, о котором Вы не уведомляли ФНС, то Вам грозит:

  • штраф за неуведомление об открытии счета
  • штраф за ненаправление отчетов о движении денежных средств
  • штраф в случае наличия незаконных валютных операций 75-100% от суммы незаконной валютной операции (срок давности привлечения к ответственности — 2 года)
  • в случае наличия на счете незадекларированного дохода:
    • доначисление НДФЛ и пеней
    • штраф за несвоевременную подачу 3-НДФЛ (5% за каждый месяц просрочки, но не более 30% от суммы неуплаченного налога и не менее 1 000 руб.)
    • штраф за неуплату налога (20% от суммы налога — этот штраф МОЖНО ИЗБЕЖАТЬ, в случае если САМОСТОЯТЕЛЬНО ЗАДЕКЛАРИРОВАТЬ доход на зарубежном счете ДО того, как ФНС узнает о нем через автоматический обмен)

Более детально с разбором каждого правонарушения Вы можете ознакомиться в наших статьях:

  • Уведомление об открытии счета в иностранным банке
  • Валютные операции по личному счету физического лица в иностранном банке. Перечень разрешенных и запрещенных валютных операций

Ответственность за неуведомление о контролируемой иностранной компании (КИК)

Если налоговым органам станет известно о принадлежащей Вам КИК, о которой Вы не уведомляли ФНС, то Вам грозит:

  • штраф за неуведомление об участии в иностранной организации — 50 000 руб. за каждую компанию (начисляется независимо от того, самостоятельно ли подано уведомление или после соответствующего предписания ФНС)
  • штраф за ненаправление уведомлений о КИК — 100 000 руб. (ежегодно, начиная с 20 марта 2017 г. — дата, когда владельцы КИК должны были направить соответствующее уведомление в отношении прибыли КИК за 2015 год). Штраф начисляется независимо от того, самостоятельно ли подано уведомление или после соответствующего предписания ФНС.
  • в случае наличия у контролирующего лица дохода от прибыли КИК, который контролирующее лицо должно было учесть при определении своей базы по НДФЛ с учетом порогов прибыли КИК за 2015 — 50 млн. руб., за 2016 — 30 млн. руб., с 2017 — более 10 млн. руб., при превышении которых у контролирующего лица появялется такая обязанность:
    • доначисление НДФЛ и пеней
    • штраф за несвоевременную подачу 3-НДФЛ (5% за каждый месяц просрочки, но не более 30% от суммы налога к уплате и не менее 1 000 руб.)
    • штраф за неуплату налога (20% от суммы налога — этот штраф МОЖНО ИЗБЕЖАТЬ, в случае если САМОСТОЯТЕЛЬНО ЗАДЕКЛАРИРОВАТЬ доход ДО того, как ФНС узнает о нем через автоматический обмен)
    • уголовная ответственность по ст.ст.198,199 УК РФ в случае уклонения от улпаты налогов в крупном размере

Более детально с разбором каждого из указанных правонарушений Вы можете ознакомиться в наших статьях:

  • Подготовка и подача уведомлений о КИК
  • КИК. Деоффшоризация

Налоговый обмен – в 2019 году нужно относиться серьезно

Для граждан России налоговый обмен российских налоговиков с иностранными юрисдикциями необходимо учитывать не просто в связи с интересом российских налоговиков к уплате налогов в России, но прежде всего, как существенный этап валютного контроля. Кроме того, россиянам не стоит забывать, что зарубежные доходы могут облагаться налогами и в России.
Последствия нарушений валютного законодательства могут оказаться гораздо серьезнее, чем налоговые нарушения. Например, штраф за неуплату налога в России – 20%, валютные нарушения могут привести к уплате от 75 до 100% суммы валютной операции. Чем выше сумма сделки – тем серьезнее возможные финансовые потери.
В международных актах, в законодательстве РФ вы не найдете термин «налоговый обмен». В публикациях и в российском законодательстве более распространен термин «Международный автоматический обмен финансовой информацией». Но и этот термин не совсем точно передает смысл заключенного международного соглашения, в рамках которого должен происходить автоматический обмен информацией в целях налогообложения.

Между какими странами происходит автоматический налоговый обмен

Инициатором автоматического обмена налоговой информацией выступила международная организация ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития). Условия начала автоматического обмена, объем и вид информации, передаваемой в рамках налогового обмена, определяются в международных договорах, к которым присоединилась Российская Федерация:
1) Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам от 25.01.1988 года (далее — Конвенция);
2) Многостороннего Соглашения компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29.10.2014 (Multilateral Competent Authority Agreement, MCAA) (далее – Соглашение).*
*Справка: Многостороннее соглашение компетентных органов (Multilateral Competent Authority Agreement, MCAA) оформлено на английском языке, официального перевода текста Соглашения на русский язык не существует.
Обмен предполагает встречное движение налоговой информации между странами. Положения статьи 6 Конвенции устанавливают необходимость взаимной договоренности «двух или более сторон» по вопросам процедуры автоматического обмена, что предполагает наличие соответствующих «двусторонних» соглашений между государствами-участниками Соглашения.
На 29 октября 2018г. Соглашение подписано 104 государствами и территориями. Актуальный список подписантов Соглашения читайте здесь .
По условиям заключенных соглашений Российская Федерация должна ПЕРЕДАВАТЬ информацию через автоматический налоговый обмен в 61 государство (территорию).
В то же время подписанные Российской Федерацией соглашения позволяют российским налоговым органам в 2019г. ПОЛУЧАТЬ финансовую информацию от 89 государств (территорий).
Актуальный перечень государств (территорий)-участников автоматического налогового обмена с Российской Федерацией .

Какие счета попадают под автоматический налоговый обмен

Автоматический налоговый обмен касается счетов принадлежащих гражданам (физическим лицам) стран-участниц Соглашения, и счетов юридических лиц, имеющих регистрацию в странах-участницах Соглашения. Учитывая, что Российская ФЕдерация подписала соглашения об автоматическом обмене с 89 странами, российские налоговики в 2019г. должны располагать сведениями о зарубежных счетах россиян, расположенных практически во всех развитых странах мира, а так же в низконалоговых гаванях, например, на Кипре.
Вместе с тем, в налоговый обмен должны попасть сведения не по всем счетам, а только счета, соответствующие критериям, установленным в Стандарт CRS.
Так, не подлежат автоматическому обмену существующие счета юридических лиц (Preexisting Entity Accounts), агрегированный остаток на которых не превышает 250 000 долларов США на конец финансового года. В отношении таких счетов банки вообще не должны проводить соответствующие операции для автоматического обмена.

Счета, сведений о которых подлежат автоматическому обмену — Подотчётные счета (Reportable Accounts) – это счета, владельцами которых выступает:
— одно или более «подотчётное лицо» (Reportable Person), то есть физическое или юридическое лицо – резидент государства – участника Соглашения;
— «пассивная нефинансовая организация» (Passive NFE) (далее – «пассивная НФО»), одно или более контролирующее лицо, которой является резидентом государства-участника Соглашения.
В отношении сведений о владельцах зарубежных счетов «не физических лицах» для автоматического налогового обмена учитываются счета, принадлежащие юридическим лицам (корпорациям), товариществам, трастам, фондам.
Справка:
Пассивная НФО –нефинансовая организация, не являющаяся «активной».
Активная НФО –нефинансовая организация, пассивный доход которой за прошедший календарный год составил менее 50%, а объем активов, порождающих пассивные доходы или предназначенных для их получения, составил за тот же период менее 50%.
Стандарт CRS предусматривает ряд других признаков, каждый (любой) из которых также позволит отнести организацию к «активной НФО».
Отнесение дохода к «Пассивному» определяется на основании национального законодательства соответствующего государства-участника Соглашения места регистрации юридического лица.
В разделе VIII Стандарта CRS (п. 126), пассивный доход понимается в виде части общего дохода, включающей:
— дивиденды;
— проценты;
— доходы, аналогичные процентам;
— рентные платежи и роялти;
— аннуитеты;
— превышение доходов над убытками в результате продажи или обмена финансовых активов, порождающих пассивные доходы;
— превышение доходов над убытками от сделок с любыми финансовыми активами (в том числе фьючерсные, форвардные, опционные и аналогичные сделки);
— превышение доходов над убытками от сделок с иностранной валютой;
— чистый доход от сделок «своп»;
— суммы, полученные по договорам накопительного страхования жизни.
Во всех случаях, первый этап автоматического обмена – определение резидентства владельца счета.

Автоматический налоговый обмен – нужно определить резидентство владельца счета

Гражданам России при использовании зарубежных активов нужно учитывать, что автоматический налоговый обмен осуществляется между компетентными (налоговыми) органами государств, а сами финансовые сведения для обмена собирают и передают госорганам соответствующие финансовые институты — «Подотчётные финансовые учреждения» (Reporting Financial Institutions).

Подотчетными финансовыми учреждениями являются любые финансовые учреждения, участвующие в автоматическом обмене, той юрисдикции где находится зарубежный актив. Такими учреждениями являются банки, брокеры, депозитарии, страховые и др. компании.

Находящиеся в зарубежном банке счета юридических и физических лиц являются для банков подотчетными счетами, если государство является участником Соглашения.

В рамках Соглашения сбор сведений о подотчетных счетах подотчетные финансовые учреждения (прежде всего банки) производят ежегодно. Банки передают информацию о подотчётных счетах в налоговые органы своей страны в календарном году, следующем за годом, к которому данная информация относится.

Под налоговый обмен в рамках Соглашения попадают сведения о счетах, принадлежащих (связанных) с иностранными владельцами. С даты подписания соответствующим государством Соглашения входящие в его юрисдикцию банки, брокеры, страховые компании и иные подотчетные финансовые учреждения проводят due diligence своих клиентов с целью определения их резидентства.

Применяется два способа сбора сведений для определения резидентства клиентов:
1) По имеющейся информации о клиентах, располагаемой (полученной) банками в рамках процедур AML/KYC («знай своего клиента»). Применяется к клиентам, существующим на момент присоединения государства к Соглашению;
2) По информации, сообщенной самим клиентом (self-certification). Получается банками в форме сбора дополнительной информации (в отношении имеющихся клиентов на дату присоединения государства к Соглашению), или получение расширенного перечня сведений от самих клиентов при открытии счета – в отношении новых клиентов (с даты присоединения государства к Соглашению).

По стандартам CRS подотчетные финансовые институты для автоматического обмена обязаны определять налоговое резидентство владельцев счетов по правилам соответствующего государства-участника Соглашения, что подразумевает два этапа: 1)Определение гражданства по паспорту – для физ лиц, по сведениям о регистрации юр лица – для юр лиц; 2) Определение налогового резидентства – по правилам соответствующего государства гражданина или места регистрации юр лица.

Сведения о порядке определения налогового резидентства каждого из государств-участников Соглашения размещены на официальном сайте ОЭСР на странице Rules governing tax residence (http://www.oecd.org/tax/automatic-exchange/crs-implementation-and-assistance/tax-residency/#d.en.347760).
В отношении счетов граждан РФ зарубежные банки используют самый простой и эффективный способ определения налогового резидентства, способ №1: Резидентство определяется по паспорту владельца счета, предъявленного при открытии счета.
Существует и исключение — в отношении физического лица сведения не подлежат автоматическому обмену, если это лицо самостоятельно представит банку доказательства, что это физ лицо не признается подотчетным лицом.

Автоматический налоговый обмен – какую информацию получит ФНС России ?

По условиям Соглашения ФНС России будет получать в автоматическом режиме финансовые сведения о счетах, владельцы которых, по критериям Конвенции и Соглашения, имеют признаки резидентства Российской Федерации.
Применительно к физическому лицу, которое идентифицировано зарубежным банком страны-участницы Соглашения в качестве резидента РФ и которое является владельцем счета, ФНС России получит сведения о владельце счета — физическом лице:

  1. имя,
  2. фамилия,
  3. адрес,
  4. ИНН,
  5. дата и место рождения.

Применительно к юридическому лицу (корпорация, траст, фонд, и т.д.), к структуре без образования юридического лица, идентифицированному зарубежным банком в качестве резидента РФ, которое является владельцем счета, или которое идентифицировано как имеющее одно или более контролирующих лиц, которые являются подотчетными лицами:

  1. наименование,
  2. адрес,
  3. ИНН такого лица и (или) имя, фамилия, адрес, ИНН, дата и место рождения каждого подотчетного лица.

Кроме перечисленных «общих сведений о владельцах счета» ФНС России получит сведения:
1) номер счета (или его функциональный эквивалент в случае отсутствия номера счета);
2) наименование и номер (номера) (при наличии) подотчетной организации финансового рынка, позволяющий идентифицировать такую организацию;
3) баланс счета или стоимость (включая применительно к договору страхования с наличной стоимостью или договору об аннуитете наличную стоимость или выкупную стоимость) на конец соответствующего календарного года, или другого соответствующего отчетного периода, или, если счет был закрыт в течение такого года или периода, на момент закрытия счета.

Сведения по cчетам депо (Custodial Account):
1) Общая сумма процентов, дивидендов или иного дохода, полученного в отношении активов, размещенных на таком счете за календарный год или иной отчетный период;
2) Общая поступившая на счет выручка от продажи или выкупа активов, в отношении которых подотчётное финансовое учреждение выступало депозитарием, брокером, номинальным держателем или агентом держателя счета;

Сведения по депозитным счетам (Depository Account):
1) Общая сумма процентов, поступивших на счет за календарный год или иной отчетный период;

По любым иным счетам:
1) общая сумма, поступившая держателю счета за календарный год или иной отчетный период.

Справка:

Обмену будет подлежать информация как о вновь открываемых счетах (начиная с определенной даты), так и об уже существующих счетах (уже открытых на определенную дату). Эти даты также указываются каждым государством в приложении к подписываемому ими MCAA.

Автоматический налоговый обмен – с какого времени и за какой период ФНС России будет получать информацию

Автоматический налоговый обмен должен осуществляться в отношении информации за календарный год и за каждый последующий год, начиная с года согласованного соответствующим государством при подписании Соглашения.

Так, с сентября 2017 года начать автоматический обмен обязались (1 этап автоматического обмена):
Англия, Аргентина, Барбадос, Бельгия, Бермуды, Болгария, Британские Виргинские острова, Великобритания, Венгрия, Германия, Гернси, Гибралтар, Гренландия, Греция, Дания, Джерси, Индия, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Каймановы острова, Кипр, Колумбия, Южная Корея, Кюрасао, Латвия, Лихтенштейн, Литва, Люксембург, Мальта, Мексика, Монтсеррат, Нидерланды, Ниуэ, Норвегия, Остров Мэн, Острова Тёркс и Кайкос, Польша, Португалия, Румыния, Сан-Марино, Сейшельские острова, Словакия, Словения, Фарерские острова, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швеция, Эстония, ЮАР.

В сентябре 2018 года начать автоматический обмен обязались:
Австралия, Австрия, Албания, Андорра, Антигуа и Барбуда, Аруба, Белиз, Гана, Гренада, Израиль, Индонезия, Канада, Китай, Коста-Рика, Маврикий, Малайзия, Маршалловы острова, Монако, Науру, Новая Зеландия, Острова Кука, Россия, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Самоа, Синт-Маартен, Чили, Швейцария, Япония.

Учитывая, общие правила CRS о начале автоматического обмена финансовой информацией Российская Федерация с начала 2019 года может располагать сведениями о зарубежных счетах россиян, собранных по состоянию на 2017г. (существующих или закрытых в 2017г.).

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *