Аудит охрана труда

АУДИТ УСЛОВИЙ И БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА

Цель этого аудита — оценка правильности реализации и управ­ления программ безопасности и здоровья в организации. Это направление связано с диагностикой условий рабочей обста­новки, которые могут привести к подрыву здоровья работников. Та­кими последствиями могут стать заболевания как различных орга­нов человека, гак и психологические нарушения, стресс и депрессия.

Аудитор опирается на научно-обоснованные эргономические ре­комендации, санитарные нормы, законодательные акты, производит сравнение производительности в различных условиях, выясняет вос­приятие своего рабочего места самими работниками.

Можно выделить три основных причины возникновения несчаст­ных случаев — случайности, небезопасные условия труда и небезо­пасные действия.

Дополним этот список типичными проблемами здоровья работ­ников: алкоголизм, наркомания, эмоциональные болезни и стрессы.

Так как случайности практически выходят за рамки управляемых факторов, подробнее остановимся на остальных причинах.

Опасные условия — это плохо подготовленное оборудование, опас­ная процедура, присутствие опасных химикатов, газов, излучения. Интенсивная и тяжелая работа, переутомление, шум, недостаточная освещенность, теснота, высокая температура также причины несча­стных случаев и заболеваний.

Основная задача аудитора — обнаружение отклонений и наруше­ний правил и стандартов работы как работодателем, так и наемным работником.

К опасным условиям работы можно также отнести и само рабочее место, поскольку несчастные случаи и профессиональные заболева­ния у шахтера, крановщика, литейщика встречаются в несколько раз чаще, чем у работников бухгалтерии, менеджеров того же предприя­тия.

К несчастным случаям вследствие переутомления может привес­ти неудачное расписание работы, нарушающее биологический ритм человека. Известно, что несчастные случаи чаще происходят в ноч­ные смены.

Психологический климат в сильной степени влияет на заболевае­мость и возникновение несчастных случаев. Отсутствие стабильнос­ти, угроза сокращения, враждебные отношения, некомпетентный ме­неджмент, отсутствие перспектив роста нередко приводят к депрессии.

Опасные действия, причина которых сами работники, — главная причина несчастных случаев. Эксперты считают, что невозможно ус­транить несчастные случаи только сокращением опасных условий. Люди часто сами сознательно пренебрегают техникой безопасности и даже бравируют этим, считая такое поведение частью профессио­нализма. Пренебрежение защитным обмундированием и оборудова­нием еще сильнее повышают степень опасности.

Исследования показывают, что есть люди, чаще других попадаю­щих в разного рода «истории». Психологи считают, что склонность к несчастным случаям — это тип индивидуальности человека. Экс­перты также считают, что склонность к несчастным случаям являет­ся ситуационной.

Опыт показывает, что возраст работника и стаж рабо ты влияют на вероятность несчастного случая: такие случаи наиболее вероятны у работников моложе 30 лет и вероятность снижается после 50 лет. Зрение и визуальные навыки, недостаточность психомоторных и перцептуальных навыков, импульсивность также являются факто­рами влияния.

Особенности и черты характера работника могут быть сегодня идентифицированы определенными методами кадровой диагности­ки, например, тестированием.

Фирма может идентифицировать черты характера человека при отборе на должность, определяя таким образом склонность к несча­стным случаям при определенной работе, например, путем психоло­гического тестирования, испытания мускульной координации и ви­зуальных навыков, оценки генетической восприимчивости к ядо­витым и химическим веществам и т. д.

Все вышесказанное требует большого внимания со стороны ме­неджмента. Социально ответственные собственники и управляющие создают хорошие программы по обеспечению безопасности и здоро­вья работников своих предприятий, делают безопасность и здоровье важными стратегическими задачами и добиваются их выполнения с неустанным вниманием. Успех таких программ требует поддержки и кооперации со стороны менеджеров по управлению персоналом и линейных менеджеров. Важная роль в этом вопросе принадлежит профсоюзам, могущим оказывать давление на работодателей через коллективные соглашения в плане создания более эффективных программ. Высшее руководство должно поддерживать эти програм­мы через адекватный бюджет.

Аудиторские исследования показывают, что фирмы имеют ус­пешные программы безопасности там, где существует сильное чувст­во ответственности в вопросах безопасности со стороны управления.

Работа по таким программам может вестись в четырех направле­ниях:

• предупредительные мероприятия и подготовка условий работы;

• регулярные проверки и анализ;

• пропаганда и обучение;

• положительное стимулирование за безопасное выполнение ра­боты.

Аудитор детально рассматривает эту программу и условия рабо­ты, чтобы ответить на вопросы:

• изучены ли работниками правила техники безопасности?

• используется ли защитное оборудование?

• существуют ли такие опасные факторы, которые можно было бы устранить путем перестройки условий труда?

• имеется ли потенциальная угроза здоровью работника на его ра­бочем месте?

• какие меры по страхованию от несчастных случаев предпри­няты?

• какие действия предприняты по произошедшим инцидентам?

Материалом для изучения аудитором служат периодические от­четы специалистов по безопасности, журналы фиксации инцидентов, опросы работников и менеджеров.

Кроме внутренних источников информации аудитор использует и внешние, например, журналы, специально посвященные вопросам безопасности, публикующие последние разработки в этой области. Затем аудитор рассчитывает показатели инцидентов в данной орга­низации и сравнивает их со средними по отрасли и стране для опре­деления качества безопасности.

Отдельно остановимся на нескольких серьезных проблемах, не столь подробно отраженных в литературе по российскому менеджменту. Западный менеджмент давно уделяет внимание решению про­блем алкоголизма и наркомании, считая их наиболее распространен­ными среди проблем здоровья.

Влияние алкоголизма на работника и работу серьезно. И количе­ство, и качество работы резко снижаются, поэтому распознание алко­голика на работе важная задача менеджмента. Традиционными мето­дами, используемыми во всех странах при решении этой проблемы, являются дисциплинарные меры, увольнения, внутрифирменные программы реабилитации, направление на лечение в специализиро­ванные медицинские учреждения.

Работники, попавшие в алкогольную или наркотическую зависи­мость, должны быть охвачены программой помощи.

Аудитор может задаться серией вопросов типа:

• уведомлены ли работники о политике фирмы в отношении упо­требления наркотиков?

• осуществляются ли программные действия по проверке на ал­когольную и наркотическую зависимость по отношению к будущим или работающим служащим?

• что предпринимает фирма по отношению к работникам, добро­вольно обратившимся за помощью?

• получили ли менеджеры фирмы необходимую подготовку для распознавания этой проблемы?

Иногда проблемы алкоголизма и злоупотребления наркотиками следствие напряжения на работе. Связанные с работой факторы ока­зывают на человека столь сильное давление, что результатом может стать злоупотребление алкоголем или прием наркотиков.

Стрессы способствуют заболеваниям эндокринной, кардиососу- дистой, мускульной систем, а также сильно влияют на эмоции.

Исследования показывают, что стресс у работника дорого обхо­дится фирме. Поэтому один из способов борьбы с этим явлением определение стрессоров, которые к этому приводят (рис. 4.19).

Если стрессы причиняют вред работнику, его коллегам, всей фир­ме, то за них необходимо взяться серьезно. Большинство западных фирм сегодня пришли к пониманию необходимости управления стрессами с использованием программы управления стрессами как на индивидуальном уровне, так и на уровне организации через изме­нение кадровой политики, структуре производства, требованиях и т. п. И здесь выводы независимой аудиторской экспертизы могут быть весьма полезными.

В процедуре аудита предусмотрена и самодиагностика, которую полезно проводить регулярно службам охраны груда фирмы.

Самодиагностика своих рабочих условий персоналом сводится к анализу своего рабочего места, чтобы аудитор мог судить по резуль­татам этого анализа, кто и на каких рабочих местах испытывает наи­большее неудобство, подвергается наиболее опасному риску.

Самодиагностика соответствует пожеланиям персонала и таким образом приносит ему большее удовлетворение, чем то, которое он ожидает. Менеджментом по результатам самодиагностики могут быть предприняты предупредительные меры и реорганизации, тем более что они будут определены заинтересованными лицами.

Однако такое партиен нативное мероприятие имеет некоторые ог­раничения, поскольку выводы персонала о вредности здоровью не всегда наиболее справедливы и объективны. Так, вред от шума и да­же серьезная опасность глухоты широко недооцениваются рабочими, главным образом с наибольшим стажем. Звуковая обстановка часть многих профессий. Приспосабливаться к ней доказательство про­фессионализма.

Аналогичное явление имеет место в «огненных» профессиях: «жа­ра — это характеристика работы, ты не настоящий литейщик, если не умеешь ее выдержать».

Предприятия, опробовавшие метод самодиагностики рабочих мест, быстро оценили его достоинства и стали испытывать потреб­ность пользоваться им для сбора и обсуждения полученной инфор­мации.

Аудит может проводи ться в пять этапов.

1. Знакомство с предприятием (инвентаризация списка напря­женных мест и нарушений в работе).

2. Анализ общей ситуации по отделам (сравнительное состояние секторов и выбор объектов для подробного исследования).

3. Разработка и распространение анкет на местах, которая помо­жет определить подробное состояние сектора и дать оценку.

4. Составление диагностического баланса сектора с целью вы­явить причины плохих рабочих условий.

5. Рекомендации к подготовке программы улучшения.

Руководство фирмы дает необходимые пояснения, советы по спо­собам сбора информации, таблицы ввода информации, таблицы об­работки и синтеза.

Например, на фазе анкетирования руководству фирмы могут быть заказаны сведения по следующим направлениям:

Что включает в себя аудит по охране труда?

Иначе говоря, зачем он нужен. Как и любой контроль процедур и бизнес-процессов организации, аудит по охране труда позволяет выявить слабые места в документации и проводимых мероприятиях. Любое зафиксированное во время внутренней проверки нарушение лучше устранить заблаговременно. А предупредить наступление несчастного случая, как известно, намного легче, чем заниматься его расследованием.

Итак, что же включает в себя аудит по охране труда? Для конструктивности разделим этапы проверки на документальную и реальную.

Во время первой проверяется наличие и правильность оформления документации по охране труда. За основу берётся список необходимых документов по охране труда. Как такой список составить, учитывая все особенности деятельности организации, мы писали ранее.

Видео по теме:

Что такое поведенческий аудит по охране труда?

Вторая часть аудита по охране труда заключается в непосредственной проверке фактического соблюдения правил охраны труда на рабочих местах. В зависимости от того, чем занимаются работники организации, такая проверка может меняться в объёмах. К примеру, работники рабочих профессий обязаны применять за работой средства индивидуальной защиты (СИЗ), если это предусмотрено правилами охраны труда и внутренними локальными документами. Во время проверки следует удостовериться, правильно ли применяются работником СИЗ.

Вместе с этим стоит проверить, свободны ли проходы, нет ли участков с разбросанными по полу проводов, соблюдаются ли условия хранения опасных веществ. Как Вы понимаете, список таких пунктов намного более обширен и зависит от того, какие рабочие места фигурируют в Вашем штатном расписании.

Аудит по охране труда: готовим документы и бланки

Наиболее правильным решением является, как всегда, комплексный подход. И начать лучше всего с процедуры внутреннего аудита по охране труда, являющейся неотъемлемой частью системы управления охраной труда. Такая процедура содержит алгоритм действий, проводимых во время аудита, а также все необходимые бланки. О них подробнее.

Ключевым документом при проведении аудита по охране труда является проверочный лист (чек-лист), в котором собраны все возможные критерии соблюдения правил охраны труда в организации. Так как внутренний аудит по охране труда, как правило, является инициативой руководства самой организации, имеет смысл сделать этот список максимально расширенным.

Возьмите на вооружение процедуру СУОТ «Управление профессиональными рисками» — её содержание поможет Вам определиться с базовым элементами проверочного листа. Подключите инструкции по охране труда и инструктажи (вводный, на рабочем месте) — они также помогут Вам сообразить, что именно следует проверять по охране труда на рабочих места. Если на одном из них произошел несчастный случай (даже если это микротравма), обратите на это рабочее место пристальное внимание.

Не совсем понятно? Позвоните нам, мы подскажем, как составить проверочный лист.

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *