Архитектурное бюро

Бизнес план архитектурного бюро

Сегодня рынок услуг по «обустройству окружающей среды» медленно, но верно формируется, и производство архитектурных проектов стало отлаженным процессом. Появляются ниши и отдельные сегменты, которые стремительно заполняются

О том, что, помогая человеку обустраивать жилище, офисы и сад-огород, можно неплохо заработать, свидетельствует и обилие специализированных журналов — их в России сейчас около двух десятков. Для развития рынка определенно есть все условия: строительный бум, стабильный платежеспособный спрос, ограниченные возможности насыщения импортной продукцией, низкий порог входа, не требующий глобальных инвестиций, и обилие безработных кадров. «Если раньше люди редко заказывали проект, в основном «евростандарт» делали бригады шабашников, то сегодня большинство владельцев квартир приходит к пониманию, что проект нужен с точки зрения не только идей, но и документации, полезной для строительства», — считает Михаил Иванов, генеральный директор компании «Бау-Групп». Архитектура и дизайн определенно выделяются в отдельный рынок.

Свободные и несвободные художники

Архитектурно-дизайнерский рынок вмещает немало игроков: здесь находят приют и крупные комплексные бюро (как государственные, так и частные), свободные художники или индивидуальные предприниматели, фирмы средней руки, избравшие проектирование, выполнение функций представителя заказчика и традиционный авторский надзор за строительством. Во главе высится фигура архитектора-дизайнера, специалиста, которому по силам понять заказчика, предложить ему будущий интерьер в наиболее доступном виде (3D-визуализация, эскизы, чертежи), знающего толк в отделочных материалах и умеющего оперативно подбирать «детали». Служба дизайнера интересна, креативна и многообразна, отношения с клиентом сложны и порой требуют серьезных психологических навыков.

Независимо от вида собственности и организационно-правовой формы игроки на этом рынке занимаются средовым дизайном — по сути, самыми разными по классу и типу объектами. Есть те, кто успешно осваивает «индивидуальные» заказы, решая самые сложные задачи; есть склонные к «типовым» предложениям (5 вариантов проектов для «панелек»). Одни игроки предлагают широкий спектр услуг, удел других — узкая специализация. Так, например, «Первый макетный цех» успешно занял особую нишу — производство макетов: в любом масштабе и из любых материалов — картона, пенокартона, пластика, пенопласта, дерева, металла. Они изготавливают бумажные и начиненные механизмами, цельные и разборные макеты. Однако, по мнению экспертов, большинство компаний движется к комплексности услуг. В этом бизнесе нередко встречаются «смежные» строительно-архитектурные фирмы, когда дизайнерский отдел организуется внутри «застройщика». В строительной компании «Бау-Групп» своего архитектурного отдела нет, как следствие, им приходится общаться с огромным числом смежников. «Если клиенту нужен архитектор, мы помогаем ему найти специалистов, а выбор делает он сам», — говорит Михаил Иванов.

Обратный сценарий: архитектурное бюро «обрастает» строительно-отделочными подразделениями, которые занимаются поставками эксклюзивного оборудования и материалов. Подобные «слияния» — очевидное требование рынка, оба бизнеса достаточно рентабельны (15—25%), потенциально привлекательны. И еще одна причина, уверен Михаил Иванов: «Есть два мнения: удобнее получать услуги «в одном флаконе», когда заказчик работает с одним и тем же коллективом. Они согласовывают бумаги, сами закупают стройматериалы, выполняют отделочные работы, и эта услуга более качественна с позиции защитников «комплексности». Клиент получает все в одном окне, ремонтные работы значительно удешевляются (но не всегда). Мы думаем иначе (и, кстати, до сих пор спорим): если архитектурная фирма существует сама по себе, самое главное — она выдает проекты не под конкретных строителей, а готовит пакет тендерной документации, с которым может работать любой строитель». Качество архитектурного проекта изначально другое: это более адекватный путь. Второй момент: строителей выбирают, исходя из четких понятий — цена, качество, сроки, рекомендации, архитекторов же находят по пониманию стилистики, здесь играет больше творческий, нематериальный фактор. Михаил Иванов: «Если держать архитекторов у себя в штате, то они будут «закрывать» лишь небольшой спектр, мы попросту не сможем удовлетворять всех заказчиков. И третья причина, по которой, полагаем, неразумно смешивать два этих ремесла: архитектор — все же представитель заказчика. Он делает проект и ведет его, осуществляя «авторский надзор» над строителями. А если строители будут организовывать архитекторов-дизайнеров, то связь между заказчиком и строителями теряется».

Типология участников рынка, на первый взгляд, прозрачна: проектные институты специализируются на городских объектах, малые архитектурные фирмы занимают значительную и относительно стабильную долю рынка частных и офисных интерьеров, большинство имеет в среднем 3—5 сотрудников (2 директора-архитектора, один бухгалтер, проектировщик), реже 10—15 человек, остальные игроки — бесчисленная орда свободных «художников» самого разного профиля и происхождения. В регионах мало-помалу формируется своя лига профессионалов, однако пока три четверти «громких» и бюджетных проектов выполняют столичные мастера. «Причина в том, что московский уровень, несомненно, выше, здесь фирмы начинают ощущать друг друга, и «теснота»» положительно сказывается на качестве дизайн-проектов, заказчику есть из чего выбирать», — рассказывает Михаил Иванов.

Цена пространства

В этой отрасли за прошедший десяток лет обозначились вполне конкретные расценки на работы дизайнеров, проектировщиков, архитекторов, декораторов. Сформировался спектр услуг, которые способны оказывать архитекторы и дизайнеры заказчику: это «объект под ключ», «проект до гвоздя», разовые работы, разработка макета или только проектирование и визуализация. Офисные помещения, а также бутики, рестораны некоторыми игроками считаются более интересными и денежными — больше бюджет, а соответственно и проценты, свобода творчества.

Идеальна ситуация, когда есть некое помещение (типовые квартиры в панельных и монолитных домах, элитные квартиры, коттеджы, офисы), которое необходимо обустроить, и возникают четыре персонажа: Заказчик — заказывает музыку, Архитектор — старается привести планировку объекта в соответствие с желаниями Заказчика, Строитель — совершает акт воплощения придуманного архитектором, и, наконец, Дизайнер — исправляет все, что плохо нарисовал архитектор и построил строитель. В жизни нередко многое смыкается, но Заказчик и Исполнитель, как правило, остаются. Они-то вместе и проходят по всем уровням и кругам рая или ада, в зависимости от сложившихся обстоятельств и характеров обеих сторон.

Однако свобода творчества (ибо и сама отрасль является наполовину производством, наполовину креативным процессом) остается, в том числе и в отношении self-promotion: хороший дизайнер берет за работу столько, за сколько способен свой труд продать. За проценты от строительства или за гонорар. «Имя» и «брэнд», неважно — частного архитектора или бюро, здесь не пустой звук, и хорошее портфолио — это прямые инвестиции в светлое архитектурное будущее. Некоторые скептически настроенные специалисты уверены, что тут царит дух «друг моего друга» — «классный дизайнер», «раскрученные» профи зарабатывают гораздо больше собратьев по цеху. Есть в архитектурной среде и «откат», когда дизайнер получает проценты, сотрудничая с поставщиками строй- или отделочных материалов. Проворные дизайнеры-предприниматели создают целую сеть таких партнеров, от поставщиков сантехники до строительных бригад, за выбор именно их товара или услуги получая скромные проценты

Некоторые игроки не скрывают — определить цену не просто, очень индивидуально рассчитывается каждый проект. Вот что говорят в «Первом макетном цехе»: «Каждый наш макет — это штучная вещь, поэтому мы не говорим здесь о конкретных ценах. Мы не скрываем, что производство макета — трудоемкий и дорогостоящий процесс, но никогда не берем лишних денег, уже по ходу подсказываем клиенту, на чем можно сэкономить». Диапазон цен действительно очень широк: разница между 20 и 100 долларами за квадратный метр ощутима, однако вполне объяснима — это цена репутации и профессионализма, помноженных на талант и знакомства.

В принципе условия позволяют сосредоточиться исключительно на проектировании, выполнении функций представителя заказчика и традиционном авторском надзоре за строительством. Как правило, прибыль зависит от объема и масштаба выполняемых заказов, сложности работ, поэтому выручка может различаться на несколько порядков. «Иногда «выход» заказа — 10 тысяч долларов, но возиться с ним приходится три месяца, а то и полгода, — сетует Наталья Клешнина, частный дизайнер-архитектор. — Недавно договорилась на подготовку дизайн-проекта будущего коттеджа в Крыму, невысокая стоимость работ (5 долларов за квадратный метр) окупается теплым апрельским солнышком». По опыту действующих дизайнеров, одновременно можно вести 2—3 проекта, не больше. И то если речь идет о типовых «квартирных» проектах в панельных домах. Коттедж и монолитные «площадки» — это трудоемкий процесс, который требует мобилизации и постоянных поездок. Подготовка полного пакета документации дизайн-проекта — достаточно нудная работа, без терпения, повышенного внимания и профессиональных навыков здесь не обойтись. Однако кто сказал, что во главе таких успешных бюро и студий стоят архитекторы или выпускники Строгановки? Вовсе нет, ваша задача — организовать бизнес, проинвестировать его запуск и искать заказчиков (как нередко происходит в рекламном креативном агентстве). Расходы на штат из 3 человек (бухгалтер, архитектор, чертежник) составят 1 500 долларов в столице и около 1 200 в регионах. Прибавьте к этому аренду офиса (100—200 долларов в месяц), затраты на лицензию и оргтехнику (см. далее). Параллельно можно искать субподрядчиков — бригаду строителей. «Работать со «своей» бригадой очень удобно, — уверена Наталья Клешнина, — за качество можно отвечать полностью, а процесс легко контролировать». Бригады бывают русские, югославские, эсэнгэшные и интернациональные. Задача архитектора — ознакомить со стилем работы, любимыми материалами, типичными проектами. Гораздо легче выбирать строителей для конкретных клиентов под конкретные заказы по ценовому уровню (средний уровень одного квадратного метра общестроительных работ — от 350—450 долларов) и исполнению (около трех месяцев на 150-метровую квартиру).

Я в дизайнеры пойду

Прежде чем идти, нужно решить куда. Это зависит от склонностей, образования (художественного, архитектурного) либо от конъюнктуры рынка. Так, проектировщик, дизайнер-архитектор «окучивают» среду человеческого обитания. Дизайнеры-оформители или, говоря русским языком, декораторы доводят ее до ума, затем подключаются дизайнеры по интерьеру. Еще одна возможная сфера применения талантов — ландшафтный дизайн и оформление выставок. Выставочные дизайнеры обычно берут 5—10% от стоимости монтажа. Учитывая, что выставки в среднем «стоят» от 50—200 тысяч долларов, один заказ прибавит около 5 тысяч честно заработанных евро или больше. Иногда используется другая система ценообразования — когда за единицу берется квадратный метр, и проценты господина оформителя считают исходя из этой цифры (от 60 до 100 долларов). Как видим, море возможностей для человека, обладающего такой тонкой материей — вкусом, набитой рукой, и владеющего искусством облагораживать наш мир.

Начинать можно интуитивно — строительство идет, квартиры есть, а интерьеров нет, значит, нам туда. Есть и другой путь, который избрала два года назад саратовская фирма «ZODчество», заказав НИЦ «Миромак» небольшое исследование конкурентного окружения (досье на функционирующие архитектурные организации), потенциала рынков архитектурных, дизайнерских и ремонтно-отделочных услуг как в корпоративном секторе, так и в секторе физических лиц (динамика, характеристики и тенденции, мотивация лиц, принимающих решения о выборе фирмы, выполняющей архитектурные, дизайнерские и ремонтно-отделочные работы; выявлены характеристики подобной фирмы, наиболее значимые для руководителей саратовских предприятий, максимально эффективные коммуникационные каналы для воздействия на целевой рынок, проанализированы позиции конкурирующих брэндов). И хотя затраты на такое исследование составляют около 1 500—5 000 долларов и выше, компания вышла на незанятые привлекательные сегменты рынка и значительно увеличила прибыль благодаря «точечному» попаданию.

Проектировать дома — бизнес не капиталоемкий. Чтобы организовать свой скромный «архитектурный» бизнес, грандиозных вложений не требуется — дизайнеры-свободные предприниматели обходятся без офисных трат, работая дома и порой без лицензии. Бюро или студию положение обязывает иметь лицензию на осуществление деятельности по проектированию зданий и сооружений (а получить ее, по мнению игроков, не так уж сложно) и офис не только и не столько из-за юридического статуса, а скорее из имиджевых соображений. «Архитекторы — это прежде всего идеи. Если подходить к бизнесу серьезно, а не «сшибать деньгу», то офис — олицетворение их идей. Он должен быть интересным, не просто набором комнат, где сидят мальчики и девочки-проектировщики. В нем должны быть качественный и необычный дизайн, хорошая мебель», — убежден Михаил Иванов, генеральный директор «Бау-Групп».

Компьютеры и программное обеспечение — вот основные затраты начинающего дизайн-бюро. Хороший компьютер стоит около 3 тысяч долларов, плюс принтеры, сканеры и программы (в России, по понятным причинам, в основном контрафактные).

Кроме того, есть три вещи, на которые стоит обратить особое внимание на старте и в дальнейшем развитии небольшого архитектурно-дизайнерского бюро (обустройство коттеджей и дизайн квартир или офисных помещений). Это — управление, проектирование и работа с клиентом.

Вообще же российский рынок дизайна, значительная доля которого находится в тени, тем не менее постепенно приобретает структуру, свойственную развитым странам: наибольшее количество компаний занимается промышленным дизайном (82%), графическим (60%), дизайном мультимедиа (16%) и дизайнерскими исследованиями (около 20%). Дизайн среды и интерьера занимает в этой галерее ни много ни мало — 48%. По данным Министерства строительства и архитектуры, разработка дизайн-проекта обходится сегодня в 4—5% от общей стоимости ремонтно-строительных работ (включая затраты на строительные материалы). На Западе же доля интерьерного дизайн-проектирования в цене несравненно выше — как минимум 10%.

Как все происходит: достойные идеи, достойная технологическая проработка.

Предпроектное предложение: выясняются концепция и детали

На первой встрече после рекомендации, как обычно и бывает в архитектурно-дизайнерской практике, клиент знакомится с портфолио (то есть набором разработанных, осуществленных проектов) дизайнера-архитектора. Если ваша кандидатура заказчика устроила, можно делать эскизы нескольких вариантов, пытаясь выразить на бумаге то, чего хочет клиент. Дальше — план БТИ или работа замерщика и составление обмерного плана; полученные параметры лягут в основу дизайн-проекта.

Договор на проектирование

Договор необходим, чтобы все требования были прописаны, только так вы можете застраховаться от восклицаний: «я так вижу» и «такого не говорил никогда!» Дизайн-проект — это комплект документации, максимально отражающий характеристики будущего жилья, модель, в которой учтены все пожелания заказчика. На этапе обдумывания заказчик может вносить коррективы в замысел дизайнера, рабочим же удобнее работать по грамотно составленным чертежам. Эскизный проект, как правило, включает обмерный чертеж с привязкой инженерных коммуникаций, варианты планировочных решений, схематичный план расстановки мебели, план пола с указанием типа покрытия, план потолка (без размеров и разрезов), план размещения сантехники без привязки выпусков, перспективы помещений, выполненные в программе ArchiCad. Консультации по выбору мебели, сантехники, напольных, настенных и потолочных покрытий в каждое помещение, плюс совместные поездки в поисках этих материалов (впрочем, по свидетельству самих дизайнеров, иногда они предпочитают ограничиться подготовкой пакета и несколькими выездами). Такое обслуживание приносит обычно около 10—15 долларов за квадратный метр обустраиваемой жилплощади.

Рабочий проект и авторский надзор

Разработка рабочего проекта и проекта инженерных коммуникаций — следующие этапы работы, оцениваются они обычно тоже каждый в 5—10 долларов за метр. Визуализация в программе 3D Studio Max позволяет клиенту не только узреть свое обиталище, но и побродить по нему, поиграть с цветами, практически ощутить, где он будет жить. Декорирование и ландшафтный дизайн (если речь идет о загородном коттедже) — не всегда входят в обязанности архитектора-проектировщика, он может работать с субподрядчиками либо предоставить клиенту самому выбирать исполнителей. Однако авторский надзор — очень важная услуга, которая, во-первых, оплачивается дополнительно (10 долларов) и ее, по идее, должен оказывать каждый профессионал, взявшийся за гуж, — понятие в этой среде растяжимое. Одному достаточно создать пакет документации и один раз появиться на месте, получить деньги за проект и отправиться в дальние края со спокойной совестью. Другие, более сознательные творцы следят за процессом воплощения строителями своих идей, и это, разумеется, положительно влияет на их имидж и отношения с заказчиком. Не жалейте времени, ведите проекты, и заказчик вас не забудет. Архитектурный рынок, ко всему прочему, очень специфичен: огромную роль на нем играют рекомендации прежних клиентов, наличие связей во всевозможных бюрократических средах. Частные заказы — это, как правило, доступ к конфиденциальной информации об уровне доходов и прочих тонкостях клиентской биографии. Любую деятельность лучше сдавать поэтапно, соответственно же брать с клиента деньги. Однако надо помнить, что проект после согласования с заказчиком становится обязательным для исполнения документом и в конфликтных ситуациях является единственным доказательством вашей невиновности.

Комьюнити-архитектура

Архконтора

Архконтора считает архитектуру слишком сложной и многозадачной для того, чтобы в процессе создания здания участвовали только архитекторы. Отсюда разнообразный состав и распределение ролей, где Булат Валиев — начинающий архитектор, он же единственный, Арсений Романов — создатель видео, Ильнар Ибрагимов — управляющий деньгами, а Шади Бухссас — перспективный энтузиаст.

Построить дом — мечта каждого архитектора. Из этой мечты и сложилась команда. Ради своего первого проекта участники команды переехали в Сочи, где три месяца жили на стройке и снимали об этом сериал.

Архитектурную философию Архконторы можно проследить по их ассоциативной таблице:

Кто он — группа людей в кругу
Статус — небольшие группы людей в разных средах (в поле, в лесу, в городе и т. д.), связанные невидимыми нитями. Люди общаются без слов и звуков
Стиль в одежде — монохромные тона, с цветными вкраплениями
Марка машины — несколько Tesla, которыми пользуются все по мере необходимости
Персонаж — Яго, Абу, Джин, Алладин, Жасмин, Коврик… их много, они все разные, но они вместе и им весело

Повседневная архитектура

NTML architects

NTML — это инициальная аббревиатура, которая расшифровывается именами сооснователей, партнеров и архитекторов из Петербурга: Никита Тимонин и Мария Ляшко. После выпуска из Академии Художеств, чтобы набраться практического опыта, архитекторы пошли работать в известные мастерские, а для реализации творческого потенциала вместе сделали несколько конкурсов. Характерному стилю они противопоставляют индивидуальный подход к каждому проекту, который поспособствует оптимальному решению поставленной задачи, в конкретных условиях, для конкретной местности и для конкретного потребителя.

Архитекторы воспринимают профессию как одну из немногих возможностей вернуть утраченную связь между культурой, интеллектом и красотой, которые в современном мире все больше удаляются друг от друга. Поэтому молодые архитекторы решили плотно заняться развитием своего бюро.

Из ассоциативной таблицы становится понятнее направление в архитектуре, к которой стремятся NTML architects:

Кто он — мужчина
Статус — средний класс
Стиль в одежде — кэжуал
Марка машины — Nissan Juke
Персонаж — Альбус Дамблдор

После емкого блока теории и практики раскрытия своего продукта через ассоциации, финалистам спецпроекта предложили задать свои вопросы экспертам Plan the Best по четырем направлениям: стратегия, ивенты, диджитал и пиар. Для этого мы выбрали формат спид-дейтинга, где у архитекторов было по 15 минут на общение со специалистами каждого направления. А после мы попросили участников поделиться наиболее важными инсайдами.

Стратегия

HEADS Group: «На воркшопе между нами не возникало противоречий на счет нашего общего будущего, и это здорово. Но более продуктивно будет пожить с этими мыслями и окончательно скорректировать наши взгляды. Поэтому через месяц мы планируем снова провести интенсив по бренду бюро, но уже самостоятельно. Когда сформируем окончательное видение и миссию нашего бюро, мы обратимся к журналисту для разработки текстового манифеста. Его можно использовать для размещения на сайте или на любых печатных материалах.

Еще один совет — о грамотном донесении нашего видения до сотрудников. Пока у нас работает 6 человек, это легко делать через общение. Но по мере роста доносить ценности из уст в уста станет сложнее, поэтому планируем постепенно разрабатывать печатные материалы. Нам важно, чтобы сотрудники, представляя бюро где-либо, помнили о наших общих задачах и ценностях».

Архконтора: «Стратегия — наше самое слабое место. Энтузиастам вроде нас часто может не хватать организованности идей, мыслей и знаний о себе. Поэтому нам было сложно, когда кураторы попросили ответить на самые простые вопросы. После совместной работы мы наконец сформулировали свой продукт, поняли его пользу и убедились в своих ценностях».

NTML architects: «Мы поняли, что на ближайшее время наша цель — обязательно сделать сайт-портфолио. Нам нужно точнее сформулировать свой бренд-код, проанализировать ошибки в процессе работы и двигаться дальше. Возможно, стоит создать не только большой план на далекое будущее, но и разбить его на мелкие цели, к которым мы будем стремиться и анализировать весь процесс нашей работы на разных уровнях.

Разговор про стратегию был своего рода кратким итогом воркшопа: нужно формулировать нашу цель, продумывать путь, и двигаться по нему. И не запускать все на самотек, потому что система так не работает».

Ивенты

HEADS Group: «Мы поняли как важно посещать ключевые мероприятия нашей отрасли, потому что если этого не делать, то даже именитых людей быстро забывают. Как лайфхак — на любой инфоповод в бюро можно пригласить журналистов из разных изданий за свой счёт, и это практикуют многие известные архитекторы. Мы рассмотрели этот способ на конкретных примерах и возьмём его на вооружение».

Архконтора: «Для своей маркетинговой стратегии мы выбрали видеоформат, поэтому пока выставки и живая демонстрация нас не интересует. Но, несмотря на это, сгенерировали и заморозили на будущее пару идей.

В нашей концепции Архконтора могла бы участвовать в благотворительных стройках с участием волонтеров и организовывать строительную практику для студентов на лето».

NTML architects: «Посещение профессиональных мероприятий — это отличный повод не пропадать из вида и быть на слуху. Мы часто об этом забывали и не очень часто на них ходили, надо это исправлять.

Еще нам, как рисующим архитекторам, посоветовали самим устраивать собственные выставки и приглашать туда прессу, других архитекторов и т. д.».

@ Plan the Best

Диджитал

HEADS Group: «Самостоятельно мы много сил потратили на диджитал маркетинг, но из этого ничего не получилось. И после консультации по этому направлению мы поняли, почему так произошло. Как оказалось, секрет в том, что диджитал-маркетинг работает только когда есть поддержка офлайн: например, мы участвуем в мероприятии и настраиваем таргет на его аудиторию. Так можно охватить гораздо больше уже „разогретых“ людей, которые будут доверять нам больше, потому что видели нас на мероприятии. Такую схему мы хотим попробовать внедрить в ближайшее время».

Архконтора: «В огромном количестве контента важно быть не только полезным, но и цепляющим. Понятно, что между создателем контента и зрителем всегда происходит химия, но и про подготовку забывать не правильно. Есть огромное количество правил, законов и приемов, которые увеличивают шансы на успех. Да и химия — химией, но идти на свидание лучше в чистых ботинках.

Для ютуб-канала нам предложили четко понять ЦА и сконцентрироваться на убойном вступлении, потому что именно первые 10 секунд решают, продолжит ли зритель смотреть серию. Также важно следить за регулярностью обновлений, что мы сейчас сильно запустили».

NTML architects: «Инстаграм бюро мы завели только под проект, и вели его интуитивно. Эксперты провели аудит нашей страницы и порекомендовали заранее продумывать контент, график публикаций, разбавлять рендеры какими-то видео по проектам, фотографиями из жизни и рабочего процесса. Также нам порекомендовали подумать над текстами, чтобы они не были похожи на пояснительную записку к проекту, а стали понятными и доступными для чтения. Мы убедились, что на правильном пути, и поняли куда двигаться дальше».

Пиар

HEADS Group: «Мы поняли, что каждая площадка рассчитана на определенную аудиторию: на Фэйсбуке больше заходят длинные серьезные тексты, а в Инстаграме нужно быть живым человеком с чувством юмора. И так как в нашем бюро три партнера, нам дали классный совет по разделению аудитории в личных аккаунтах. Для увеличения охвата у одного из нас может быть обучающий контент для студентов, у других — разборы проектов в бюро или советы по бизнесу для взрослой аудитории. Именно так мы и видели развитие своих личных аккаунтов, а подтверждение специалистов укрепило нашу веру в правильность этой затеи».

Архконтора: «Возможно это самый недооцененный „кит“ маркетинговой стратегии. Именно на неправильном пиаре часто спотыкаются хорошие архитекторы и проекты. К сожалению, наш опыт именно такой, поэтому нам было о чем поговорить с экспертами.

Наш ютуб-канал про строительство дома пока на паузе, но нам объяснили как важно, чтобы эфир не пустовал. И первое, что нам предложили — это сменить приоритетную площадку и создать шоу про строительство в Инстаграме. А начинать запуск активной рекламы посоветовали заранее, примерно за месяц до перезапуска канала».

NTML architects: «Сейчас у нас нет реализованных объектов, но нам рассказали что проект можно продвигать даже на стадии концепции. Кураторы привели примеры, когда идею удавалось реализовать просто потому, что архитекторы хотели как-то усовершенствовать город. Они предлагали свой проект потенциальным заказчикам и чиновникам на разных уровнях, и этот пример вдохновил нас. Мы сами очень хотим приносить пользу своему городу, но такая мысль казалась недостижимой.

Еще мы узнали, что можно отправлять информацию о себе в разные СМИ, не только профильные, и не бояться напоминать о себе. Раньше мы никогда этим не занимались».

Подвела итоги обсуждения и Екатерина Панова:

«Архитектурный спид-дейтинг — классный формат экспресс-маркетинга для молодых бюро, который мы в этом году хотим провести на „Арх-Москве“. За 15-20 минут наша команда диагностирует слабые места в существующей стратегии и дает направление, как можно их прокачать. Очень часто молодые архитекторы двигаются интуитивно, но для бизнеса и его роста очень важно, чтобы коммуникация была выстроена правильно с самого начала».

Маркетинг в архитектуре — один из блоков образовательной программы спецпроекта «Проектируй себя», где в течении месяца бюро-финалисты участвуют в реалити-воркшопах. В серии публикаций мы расскажем про подготовку презентаций и публичных выступлений, успешный подход к бизнесу и запишем видеовизитку. А самые полные итоги проекта представим 5 апреля на международной выставке строительных и отделочных материалов MosBuild.

Для читателей нашего сайта действует промокод mbw19iHEPC, позволяющий получить бесплатный электронный билет на выставку MosBuild. Чтобы воспользоваться им, перейдите по и выберите промокод как способ приобретения билета.

5. Perkins+Will (США)


Небоскреб «Чейз Тауэр


Медицинский центр Университета Раша в Чикаго, США


Музей естествознания в Шанхае, Китай

Годом основания фирмы Perkins+Will принято считать 1935, когда молодые архитекторы из Чикаго Лоуренс Перкинс и Филипп Уилл приняли решение объединить свои таланты и открыть собственное дело. Сегодня в структуру входят 24 офиса по всему миру, в которых работают более 1500 сотрудников. Главным преимуществом этой архитектурной фирмы можно считать ее нацеленность на максимальную экономичность и энергоэффективность. Недаром эта компания является рекордсменом по количеству LEED сертификатов.
Парадоксально, что несмотря на столь продолжительное существование и масштаб компании, она до сих пор считается перспективной, а ее название мало кому известно даже в профессиональной среде архитекторов.
На пути к успеху любой архитектурной компании очень важно заявить о себе, как, например, это сделало бюро Snøhetta с весьма необычным проектом. Ознакомиться с ним можно в нашей статье Концептуальный павильон в норвежском заповеднике. А недавно норвежцы удивили весь мир своей новой работой, вызвавшей массу разговоров. Подробнее о ней — в материале New Golden State Warriors Arena – впечатляющая баскетбольная арена в Сан-Франциско.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Обстановка на рынке

На сегодняшний день, дизайнера заказчику найти просто, потому что рынок переполнен разномастными предложениями, начиная от государственных, заканчивая частными. Дизайнерская деятельность создаёт целую нишу работы фрилансеров, готовых взяться за любую работу. Помимо свободных художников планшетного пера действует множество частных фирм, где дизайнер занят на постоянной основе и получает зарплату, но он ограничен теми заказами, которые ему даёт работодатель.

Но, тем не менее, начинать бизнес в этой сфере можно. Потому что, большая часть дизайнерских услуг – не профилирована и не квалифицирована. Молодые художники, предлагая свои услуги ждут маны небесной, не заботясь о своём профессиональном обучении и развитии. Частные фирмы не всегда предоставляют опытного дизайнера и берут не качеством, а количеством.

И к тому же, сфера разрастается не только по количеству предложений, но и по их разности. Начинается выделение из категорий профильных подкатегорий работ. Поэтому сама по себе сеть дизайнерских заказов и исполнителей обширна, а значит, в ней обязательно найдётся место тому, кто подойдёт к делу качественно и с творчеством.

Так, одним из широко распространённых по спросу ответвлений дизайнерского поприща становится создание макетов для заказчика из любого материала – пенокартона, пластика, пенопласта, картона и любых других.

Комплексные дизайнерские услуги

Одновременно с тенденцией появления на рынке всё новых видов дизайнерских услуг существует и почти обратный процесс. По словам специалистов, многие фирмы, чтобы прийти к универсальным способам привлечения клиентов стараются соединить в своём прейскуранте все возможные варианты, которые могут удовлетворить спрос потенциальной аудитории.

Всё чаще встречаются компании, которые предоставляют комплексные дизайнерские услуги. И существует два варианта развития таких фирм.

— Когда одна компания увеличивает по мере развития штат разноплановых специалистов.

— Когда компании идут к слиянию, и, имея общую базу клиентов, выполняют каждый свою функцию. При таком варианте возможна работа разных компаний в одном конгломерате даже над одним заказом.

Так, дизайнерское бюро может заключать партнёрское соглашение с фирмами из строительно-отделочной сферы, или из ниши поставок эксклюзивного оборудования. Конечно, такие союзы имеют неоспоримые плюсы в борьбе с соседями по рынку.

Оба вида решения бизнес задач рентабельны при правильном и качественном подходе. Хотя на этот счёт существует разные мнения.

Например, фирмы, ведущие деятельность исключительно единолично, считают, что клиенту удобнее и спокойнее получить услугу от одного предприятия. Однако, компания, при необходимости предоставить клиенту виды услуг, которыми она сама не занимается, вынуждена выставлять работу в виде тендера, с которым может работать любая компания. А фирма, работающая в партнёрстве с другими, может позволить себе стабильное качество и цену.

Однако на крупные заказы и государственные тендеры в регионах пока не находится компаний. Почти всегда самые крупные тендеры берут столичные компании.

И коли речь зашла о крупных строительных заказах с элементами дизайнерского ремесла, нужно заметить, что только дизайнер является представителем клиента и действует по его плану. А, если строители будут стоять над дизайнерами, то связь с клиентом будет не такой прочной.

Инвестиции

Расходы на организацию бизнес идеи архитектурное агентство сравнительно невелики для категории бизнеса. Помимо двух обязательных пунктов получения лицензии и оформления юридического лица, вам придётся вложиться в аренду офиса.

Аренда офиса

Первое, что нужно учесть – спальные районы для подобного дела не подойдут. Вы будете оказывать услуги не жителям города, которые по пути с работы могут заскочить в ваш «магазин» за ежедневными покупками. Да и определённый образ своей фирмы нужно будет создавать проверенными средствами, среди которых – правильно оформленный офис.

Поэтому выбор для архитектурного агентства – центр города или бизнес квартал.

Хотя, раскошеливаться на громоздкое помещение в сотню квадратов тоже не придётся. Так как состав первоначального персонала не будет большим, можно начинать с аренды помещения в 20 квадратных метров.

Зарплата персонала – также обязательный пункт первых инвестиций. Но опять же, исходя из небольшого количества человек, занятых на этапе формирования предприятия, можно ограничиться зарплатными фондом в 50 – 70 тысяч в месяц на три человека.

Закупка мебели и оргтехники. Ещё один пункт, без которого не получится стартовать. Голые стены и один компьютер с парой стульев не приведут к хорошему результату. Увещевания посетителей, что это только начало также не помогут. Поэтому, 200 – 300 тысяч рублей придётся заложить сразу.

Реклама вашей фирмы – важный момент, если вы хотите хоть как-то раскрутиться для получения первых заказов. Наличие клиентской базы – не повод отвергать маркетинговую политику. Ваша задача – максимально быстро набрать темп работы. 50 тысяч в месяц на рекламу на основных порталах и продвижение в интернете собственной страницы – оптимальный начальный вариант.

Доход архитектурного агентства

Фактором, непосредственно влияющим на доход на любом этапе, будет профессионализм вашего персонала. И именно этот фактор станет решающим при первых заказах. Если ваши архитекторы и дизайнеры неизвестны на рынке – не беда. Они могут получить имя под вашим руководством. Но будьте в таком случае готовы на время без прибыли. Поначалу заказов может быть мало только потому, что клиенты не спешат обращаться к неизвестному мастеру.

Если же вам удалось открыться вместе с небольшим штатом профессионалов, которые уже зарекомендовали себя, то можете рассчитывать на скорую прибыль. Однако и зарплатный фонд возможно придётся пересматривать. Опытные профессионалы берут больше.

Доходы будут складываться из заказов. Для примера – тарифы некоторых фирм:

— дизайн интерьера – 50 долларов за квадрат.

— дизайн-проект – 200 долларов за квадрат.

— авторский надзор – 1000 долларов в месяца.

В любом случае, на момент открытия и формирования расценок требуется провести анализ рынок и прайсов конкурентов, потому как нестабильная экономическая ситуация может изменить среднюю стоимость.

Специфика бизнеса архитектурного дизайна

Как бы ни старалась прийти фирма к универсальности услуг, предоставляя обширный прайс своим потенциальным клиентам, охватить всю специфику ниши архитектурного дизайна не получится. Поэтому на сегодняшнем рынке и существует конкуренция среди специализаций. Тем более выбор конкретики в услугах характерен для фирм, только делающих первые шаги по рынку.

Как выбрать специализацию? В первую очередь, оценив квалификацию людей, которые на вас будут работать, и соотнести её со спецификой спроса на конкретном рынке. А меж тем выбирать есть из чего.

  • Специализированные архитектурные бюро. Тип такой фирмы предполагает разработку комплексных проектных документов – генплана, архитектурно-строительной, отопительной, вентиляционной, водопроводной, газовой, канализационно составляющих коммуникаций. Также к сфере деятельность подобной организации относится предоставление клиентам решений в сфере жилых и ландшафтных интерьеров. Работа ведётся индивидуально с пожеланиями заказчиков, выделяется и подбирается колористика, стилистические задумки, общая концепция. А также генпланами жилых зданий и производственных сооружений.
  • Универсальные архитектурные компании. Такие фирмы включают в себя несколько разноплановых отделов, а сфера деятельность подразумевает авторский надзор на всех стадиях проектирования и воплощения проекта.

Пробиться на рынок подобных компаний не просто. Лучше строить бизнес этой ниши на рынках с ограниченным спросом. И смысл в том, что какой бы запрос на услугу не поступил, запросивший в любом случае становится клиентом фирмы.

Бывает так, что опытные фирмы, уже съевшие собаку на поприще архитектурных мастерских переформатируют бизнес в чистое проектирование и строительство под ключ. Почему этим занимаются только профессионалы? Потому что архитектурная мастерская в таком случае полностью берёт на себя организацию строительства и поставки клиенту всех строительно-отделочных материалов, в том числе и дефицитных. Рентабельность такого бизнеса выше.

Как открыть архитектурное бюро: Характеристика рынка

Сегодня рынок услуг дизайнеров-архитекторов развит во всех крупных городах России. Несомненными лидерами по количеству действующих архитектурных бюро, ателье, мастерских и студий являются Москва и Санкт-Петербург. Особенностью данного рынка является быстрый рост числа игроков, в связи с чем здесь присутствует большая конкуренция. Сложно выделить какие-нибудь крупные компании, занимающиеся архитектурной деятельностью. Чаще это некие объединения (постоянные или временные) профильных специалистов, которым подобное сотрудничество позволяет быстро и качественно выполнять крупные заказы, не упуская при этом и мелких клиентов. В этом бизнесе на счету каждый клиент — любая выполненная работа демонстрирует профессионализм и мастерство сотрудников компании: это, по сути, ее долговременная реклама. Помимо демонстрации выполненных проектов, для привлечения новых клиентов служат и публикации в профильных СМИ, и организация собственных интернет-ресурсов, и участие в специальных телепередачах, выставках, семинарах, симпозиумах.

Число работающих на рынке компаний определить практически невозможно — здесь доминирует «серая» экономика, когда многие предприниматели (иногда, полноценные фирмы, в которых работает по 25–30 человек) оказывают услуги в частном порядке, даже не зарегистрировавшись как юридическое лицо.

Можно предположить, что на московском рынке сейчас действует до 250 архитектурно-дизайнерских бюро (АДБ), суммарный оборот которых превышает 250–300 миллионов долларов в год. Ежегодные темпы роста этой отрасли превышают 30 %. Причем речь идет только об услугах дизайнеров и архитекторов. Многие из них также занимаются продажей строительных материалов. С учетом этой статьи доходов емкость рынка АДБ в 2004 году можно оценить в 900–950 миллионов долларов.

Сегодня архитектурные бюро стараются максимально расширить спектр услуг, оказываемых клиентам. Так, во многих компаниях, наряду с уже привычными дизайном интерьера, проектом фасада, перепланировкой квартиры, появились еще и услуги по ландшафтному дизайну, демонтажу ненужных строений, строительству домов и пристроек.

Кроме того, по мере роста конкуренции на рынке АДБ растет и специализация:
• сейчас лишь около 30 % компаний заявляют о том, что они могут выполнить любые работы со всеми типами недвижимости;
• около 25 % игроков специализируются на работе с жилыми помещениями. В рамках этой сферы также растет сегментация: есть фирмы, занимающиеся только перепланировкой квартир, кто-то работает в основном с коттеджами, кто-то с пентхаусами, некоторые даже с замками (небольшое, но очень прибыльное направление);
• 20 % фирм отдают предпочтение офисной недвижимости, сотрудничая с девелоперами и компаниями, желающими придать своему рабочему помещению соответствующий облик;
• 10 % АДБ оказывают услуги владельцам ресторанов: здесь доминируют небольшие структуры (как правило, созданные известными дизайнерами);
• 5–7 % компаний выбрали специализацию на торговой недвижимости. Этот сегмент растет самыми высокими темпами — более 100 % в год;
• 2–3 % игроков работают с салонами красоты и другими предприятиями сферы услуг;
• 2–5 % АДБ относятся к категории «прочие», здесь речь может идти об эргономичных проектах для новых промышленных предприятий, современных автостоянках, храмах (очень закрытый сегмент) и т. д.

Работа архитектурно-дизайнерского бюро, как правило, строится по модели, когда один архитектор (нередко, собственник компании) генерирует идею, а остальные ее прорабатывают. В АДБ невыгодно держать слишком оригинальных творцов, ведь в таких компаниях спрос на обыкновенные уютные интерьеры гораздо выше, чем на оригинальные проекты. Смелые идеи бывают востребованы один-два раза в год, а зарплату сотрудникам нужно платить ежемесячно. Именно поэтому основа архитектурных бюро — архитекторы, качественно выполняющие свою работу. Дизайнеры, генераторы идей, чаще всего вынуждены открывать свои собственные компании. С другой стороны, новые идеи создают бюро репутацию модного и престижного салона, делают его законодателем интерьерной моды.

Как открыть архитектурное бюро: Специфика бизнеса

Архитектурные бюро сегодня предлагают своим клиентам:
• разработку дизайн-проектов и сопроводительной документации;
• разработку эскизного предложения и стилевой концепции интерьера;
• разработку проектной документации и инженерных чертежей;
• согласование перепланировки в МВК с последующими изменениями в планах БТИ;
• ремонт;
• авторский надзор выполнения проекта;
• комплектацию объектов мебелью и отделочными материалами.

Как правило, большая часть клиентов приходит в АДБ с просьбой разработать дизайн интерьера, а в дальнейшем выбирает услуги компании по согласованию, строительству и авторскому надзору. Каждый вид работ оплачивается отдельно.

Более или менее стандартные расценки сейчас сформировались только в компаниях, работающих с жилой недвижимостью. Например, разработка интерьера квартиры сейчас стоит примерно — 50 у. е. за квадратный метр, дизайн-проект строительства объекта — около 200 у. е. за квадратный метр, авторский надзор — 1000 у. е. в месяц. Стоимость работ может варьироваться в зависимости от их сложности.

Основная часть клиентов АДБ — собственники квартир размером 200–600 квадратных метров. Однако в последнее время, в связи с активной рекламой этого вида услуг по центральным телевизионным каналам, к услугам дизайнеров чаще обращаются хозяева квартир до 100 квадратных метров. Можно с уверенностью сказать, что сегодня этот вид услуг из разряда элитных переходит в разряд массовых, чему немало способствует и практика сдачи жилых домов без внутренней отделки.

Рентабельность деятельности архитектурного бюро, как правило, превышает 200 % (в отдельных случаях — в несколько раз); правда, речь здесь идет именно о работе дизайнеров и архитекторов. Дополнительный доход многим бюро приносит работа со строительными материалами. Он формируется либо за счет 25–30%-ной торговой наценки на оптовые цены (в случае если компания сама обеспечивает ремонтно-строительные бригады всем необходимым), либо за счет посреднического вознаграждения (получаемого от непосредственных продавцов, список которых бюро рекомендует своему клиенту).

Проведение ремонтных работ также относится к прибыльным направлениям бизнеса. Большинство АДБ имеют несколько партнерских строительных бригад, которые перечисляют определенное вознаграждение за посредничество.

Штатные ремонтные бригады создаются редко.
Одним из наиболее прибыльных направлений бизнеса является обеспечение клиента эксклюзивными предметами интерьера, которые могут покупаться у известных дизайнеров или создаваться силами сотрудников бюро. В первом случае рентабельность будет относительно невелика — 25–40 %, во втором может превысить 1500 %.

Как открыть архитектурное бюро: АДБ в законе

Как правило, за создание архитектурного бюро «с нуля» берутся профессионалы, имеющие большой круг постоянных клиентов, и определенную репутацию в этом виде деятельности.
Федеральный закон «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» регламентирует вопросы, связанные с разработкой архитектурных проектов (архитектурной части комплексных проектов строительства), правовые аспекты деятельности архитектора; закон не распространяется на общий порядок разработки, согласования и экспертизы проекта.

Юридическое лицо, осуществляющее архитектурную деятельность, должно иметь соответствующую лицензию на выполнение проектных и ремонтно-строительных работ. В том случае, когда руководитель организации — архитектор, имеющий персональную лицензию на архитектурную творческую деятельность, наличие лицензии у юридического лица не обязательно.
Соискатель лицензии должен соответствовать установленным законом критериям. При этом немаловажную роль играют квалификация специалистов и их производственный опыт. В соответствии с положением о текущем надзоре, каждая организация в течение срока действия лицензии должна быть проверена лицензирующим органом. Органами архитектурного надзора являются Государственная вневедомственная экспертиза проектов, Госархстройнадзор и Государственная жилищная инспекция.

Как открыть архитектурное бюро: Офис

Как правило, АДБ стремятся арендовать небольшой офис с отдельным входом (до 100 кв. м) в престижном районе города. Как известно, спрос на такие помещения есть всегда, и с каждым годом открыть приличный офис в центре становится все сложнее.
Офис оборудуется мебелью и компьютерной техникой, которая должна отвечать потребностям этого бизнеса.

Как открыть архитектурное бюро: Структура АДБ

Как правило, внутренняя структура архитектурно-дизайнерских бюро следующая:
• архитектурный отдел, отвечающий за общую концепцию, качество и сроки выполнения заказа. Все сотрудники отдела должны иметь высокую квалификацию, высшее архитектурное или художественное образование;
• отдел по работе с клиентами, к сожалению, существует не во всех компаниях, однако он необходим, чтобы ограничить контакт клиентов с дизайнерами. Обычно такой отдел состоит из нескольких менеджеров, которые, во-первых, ведут переговоры о продаже услуг компании, а во-вторых, выступают в роли персональных менеджеров клиентов в ходе выполнения проектов. В этом же отделе работает менеджер, который отвечает за связи с поставщиками отделочных материалов;
• отдел по согласованию занимается получением разрешений и согласований на перепланировку находящихся в работе объектов, координирует работу с субподрядными организациями;
• строительный отдел производит ремонтно-строительные работы на объектах, отвечает за привлечение субподрядных организаций, качество и сроки проведения работ на стройках. Если имеется строительная лицензия, то в этот отдел входят также прораб и бригада строителей;
• бухгалтер, секретарь, программист и т. д.
Обычно отделы компании работают не автономно, а в тесной кооперации.

Как открыть архитектурное бюро: Продвижение

Архитектурные бюро могут достаточно эффективно рекламировать свою деятельность. Но в данном виде деятельности наружная реклама не приносит больших доходов. Специфика этого бизнеса в том, что услуги АДБ можно продвигать по определенным каналам, так или иначе связанным со строительством и ремонтом помещений.
Все средства эффективного продвижения АДБ можно подразделить на три группы.
1. Реклама в СМИ:
• рекламные публикации в специализированных журналах;
• интернет-сайт;
• участие в телепередачах, касающихся темы ремонта, строительства, перепланировки.
2. Информация (в том числе и посредническая) от строительных, риэлторских и тому подобных компаний. Эта группа средств базируется прежде всего на личных знакомствах руководства и ведущих сотрудников бюро; огромную роль играют посредническое вознаграждение и банальные «откаты».
3. Рекомендации участников референтной группы (в основном, рекомендации предыдущих клиентов бюро).

Архитектурное бюро трудно создавать «с нуля» по нескольким причинам:
• соискателя ждет волокита с оформлением лицензий и получением сертификатов;
• вхождение на рынок в связи с большой (и постоянно растущей) конкуренцией будет происходить в течение длительного времени и потребует дополнительных затрат;
• в новую компанию сложно будет привлечь «сильных» архитекторов, чье имя уже достаточно известно на рынке. Сейчас эта проблема нередко решается за счет передачи привлекаемому специалисту доли в бизнесе;
• труднее всего будет получить первый заказ. Отсутствие имени, а значит, и клиентов, на начальном этапе крайне затормозит развитие бизнеса;
• очень тяжело подобрать свободное помещение, соответствующее всем требованиям предъявляемым к офису АДБ.

Взвесив все «за» и «против», многие частные инвесторы, желающие выйти на рынок АДБ, отдают предпочтение покупке действующей компании.

Оксана Созинова, Олеся Селюх
Источник: журнал «Директор-инфо» №2, 2005
http://www.director-info.ru

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *