Антимонопольное регулирование

Антимонопольное регулирование в Российской Федерации

Для противодействия монополизации рынков и защиты конкуренции государство разрабатывает законы, на основе которых можно выявлять и наказывать фирмы-монополии; со­здает организации, которые проводят антимонопольную поли­тику и поддерживают предпринимательство (помогают созда­нию новых фирм, противодействующих монополизации рын­ков и разрушающих ее).

Еще в 1908 г.

в России была предпринята попытка созда­ния антимонопольного законодательства. Но принятие закона было сорвано организацией российских предпринимателей. Только в 1991 г. появился закон о борьбе с монополиями и не­добросовестной конкуренцией. В настоящее время к основным законодательным актам по антимонопольному регулированию в России относятся: Конституция Российской Федерации, За­кон «О конкуренции и ограничении монополистической дея­тельности на товарных рынках» 1991 г. (в редакции законов РФ от 1992 г. и федеральных законов от 1995 и 1998 гг.), Феде­ральный закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» 1999 г., указы Президента Российской Федерации, по­становления и распоряжения Правительства РФ. Например, в 1996 г. было принято постановление Правительства РФ «О Реестре хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке оп­ределенного товара долю более 35 процентов». Федеральным органом исполнительной власти — федеральным антимоно­польным органом — является Министерство Российской Фе­дерации по антимонопольной политике и поддержке предпри­нимательства (1999 г.). До этого времени антимонопольную деятельность в стране осуществлял Государственный Антимо­нопольный Комитет России. Указанное Министерство выпол­няет одновременно функцию антимонопольного органа и ока­зывает поддержку малому бизнесу, так как создать здоровую среду конкуренции в стране (поддерживая предприниматель­ство) можно только в том случае, если успешно проводится ан­тимонопольная политика.

Так, Закон «О конкуренции» устанавливает, что:

— запрещаются действия фирмы, занимающей доминирую­щее положение на рынке, если их результатом оказывается су­щественное ограничение конкуренции и ущемление интересов других участников рынка, в том числе отдельных граждан;

— запрещаются монопольные сговоры о ценах, изъятие то­варов с рынка для поддержания дефицита, раздел рынка, попыт­ки ограничения доступа на рынок конкурирующих фирм;

— подлежат наказанию фирмы, занимающиеся недобросо­вестной конкуренцией, в частности, распространяющие ложные сведения о товарах и фирмах своих конкурентов, чтобы отпуг­нуть от них покупателей; обманывающие покупателей относи­тельно реальных свойств и качества своего товара; незаслужен­но принижающие в своей рекламе качество товаров конкурен­тов; незаконно использующие для своих товаров чужие названия и товарные знаки, а также копирующие форму, упаковку и внеш­нее оформление товаров своих конкурентов; похищающие у сво­их конкурентов их коммерческие секреты, а также техническую, производственную и торговую информацию.

Предметом регулирования Федерального закона «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» являются отношения, влияющие на конкуренцию на рынке ценных бумаг, рынке бан­ковских услуг, рынке страховых услуг и рынке иных финансо­вых услуг и связанные с защитой конкуренции на данном рынке.

Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства проводит государ­ственную антимонопольную политику и осуществляет управ­ление в области предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности, недобросовестной конкурен­ции, развития предпринимательства и конкуренции на товар­ных рынках, обеспечивает контроль за соблюдением законода­тельства Российской Федерации о защите прав потребителей и о рекламе, о регулировании и контроле деятельности субъек­тов естественных монополий в области связи и на транспорте.

Парламентские слушания «Экономическая политика в об­ласти государственного антимонопольного регулирования: практический опыт и задачи совершенствования законодатель­ства» показали, что в России существует комплекс проблем в области государственного антимонопольного регулирования и обеспечения добросовестной конкуренции, который не решен до настоящего времени. Недостатки антимонопольного регули­рования, политики обеспечения добросовестной конкуренции наиболее остро проявляются в сфере ценообразования. До сих пор не выработано действенных механизмов пресечения неле­гальных сговоров участников рынка в целях завышения цены, отсутствуют ясные и научно-обоснованные методики регули­рования цен в естественных монополиях и высокомонополизи- рованных отраслях экономики (топливно-энергетический и химико-металлургический комплексы). Вследствие этого на­растает инфляция издержек и ценовые диспропорции, подры­вающие финансовое положение предприятий обрабатывающей промышленности, сферы услуг и сельского хозяйства. Сохра­няется неудовлетворительное положение с защитой прав потре­бителей. Проверки качества товаров народного потребления продолжают фиксировать очень высокую долю непригодных к потреблению товаров, в особенности импортного производ­ства. Процессы концентрации собственности остаются вне поля зрения органов антимонопольного регулирования. Вследствие этого формируются крупные горизонтальные монополии, конт­ролирующие целые отрасли. В ряде случаев этот контроль уста­навливается зарубежными компаниями, которые скупают акции российских предприятий, в том числе оборонной промышленно­сти. Из всего этого следует, что несмотря на предпринимаемые в России меры по антимонопольному регулированию, поддержке конкуренции, защите прав потребителей, стимулированию мало­го предпринимательства, регулированию деятельности естествен­ных монополий, сохраняется актуальность совершенствования антимонопольного законодательства и повышения эффективнос­ти его исполнения.

Меры антимонопольного регулирования

Первая попытка создания антимонопольного законодательства в России предпринималась еще в 1908 г. За образец был взят действовавший в США закон Шермана. Однако организации российских предпринимателей встретили проект закона в штыки и сумели сорвать его принятие.

В результате преобразований в Российской Федерации разрушены устои государственного монополизма, характер монополизации, структура рынков претерпели изменения. По отдельным товарным группам удалось ликвидировать дефицит, возникли первые конкурентные рынки.

По результатам исследований в России на 1 сентября 2005года наблюдается очень высокая степень монополизации рынка. Так, в машиностроении 87% крупных предприятий являются полными монополистами в производстве некоторых видов продукции. В нашей стране монополизм в течение десятилетий насаждался «сверху» государством. Поэтому демонополизация является важнейшей предпосылкой формирования рынка и отношений конкуренции между предприятиями.

Юридическая основа для борьбы с монополиями и недобросовестной конкуренцией появилась в России только в 1991 г., когда был принят Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Этот закон устанавливает, что:

  • 1) запрещаются действия фирмы, занимающей доминирующее положение на рынке, если их результатом оказывается существенное ограничение конкуренции и ущемление интересов других участников рынка, в том числе отдельных граждан;
  • 2) запрещаются монопольные сговоры о ценах, изъятие товаров с рынка для поддержания дефицита, раздел рынка, попытки ограничения доступа на рынок конкурирующих фирм;
  • 3) подлежат наказанию фирмы, занимающиеся недобросовестной конкуренцией, в частности: распространяющие ложные сведения о товарах и фирмах своих конкурентов, чтобы отпугнуть от них покупателей; обманывающие покупателей относительно реальных свойств и качества своего товара; незаслуженно принижающие в своей рекламе качество товаров своих конкурентов; незаконно использующие для своих товаров чужие названия и товарные знаки, а также копирующие форму, упаковку и внешнее оформление товаров своих конкурентов; похищающие у своих конкурентов их коммерческие секреты, а также техническую, производственную и торговую информацию;
  • 4) контроль за деятельностью монополистов осуществляет Государственный комитет по антимонопольной политике (Антимонопольный комитет);
  • 5) при нарушении требований законодательства Антимонопольный комитет вправе расторгнуть любой хозяйственный договор, потребовать от монополиста возместить причиненные его действиями убытки, а также наложить на виновную фирму штраф в размере до 1 млн. руб.

Законом установлено понятие «доминирующее положение», то есть исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на конкуренцию, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам или иным образом ограничивать свободу их экономической деятельности. Доминирующим может быть признано положение такой фирмы, доля которой на рынке составляет 65% и более. Установлен перечень акций, которые трактуются как злоупотребление доминирующим положением. К ним отнесены изъятие товаров из обращения в целях создания дефицита, навязывание условий, невыгодных контрагенту или не относящихся к предмету договора, создание препятствий к доступу на рынок конкурентов, нарушение установленного порядка ценообразования. В качестве соглашений хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию, признаются сговоры о ценах на товары и услуги, о ценах на аукционах и торгах, о разделе рынка, об ограничении доступа к рынку.

Законом установлен государственный контроль за созданием, слиянием, присоединением, преобразованием, ликвидацией хозяйствующих субъектов, а также за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций, паев, долей участия в уставном капитале предприятия, принудительном разделении хозяйствующих субъектов. Предусмотрена ответственность предприятий и должностных лиц за нарушение антимонопольного законодательства.

Этот закон действует и в настоящее время.

В 1995 г. отечественные фирмы получили право возбуждения дел по обвинению в демпинге с целью вытеснения конкурентов с российского рынка. Это явилось результатом постепенно совершенствующегося в нашей стране набора методов борьбы с монополизмом.

Вести работу в этом направлении антимонопольным органам России придется еще долго, пока они найдут наиболее действенные именно для нашей страны способы поддержки конкуренции и ограничения монополистических проявлений. Ведь первые попытки регулирования деятельности монополий, предпринятые в нашей стране в 1992-1993 гг., особого успеха не принесли. Стало ясно, что особая структура российского хозяйства, снижает действенность методов, вполне успешно работающих в странах с развитыми экономическими системами рыночного типа.

Весной 1994 г. правительство утвердило совершенно новую модель антимонопольной политики, предложенную в «Государственной программе демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации». Отныне в России доминирующие на рынке фирмы могут быть отнесены к одной из трех категорий:

  • 1) естественные монополии;
  • 2) разрешенные монополии;
  • 3) временные монополии.

Естественными монополиями считаются отрасли или фирмы, обладающие двумя признаками:

  • а) они производят продукцию или услуги, которые невозможно импортировать из-за рубежа или привести из других регионов страны;
  • б) они действуют на рынке, где создание конкурентной среды за счет увеличения числа фирм-производителей экономически неэффективно.

Реально в эту категорию попали такие отрасли, как электроэнергетика и теплоэнергетика, газовая промышленность, железные дороги, нефтепроводы, система водоснабжения и т. п.

Разрешенными монополиями считаются отрасли и фирмы, обеспечивающие нужды государства в обороне и безопасности, либо производящие некоторые специфические виды продукции, где сокращение числа фирм-производителей облегчает государству контроль за качеством и продажами этой продукции. В эту категорию попадают отрасли оборонной промышленности, а также фирмы, производящие ликероводочные и табачные изделия (акцизные товары, требующие лицензирования) и лекарства.

Временными монополиями признаются отрасли и фирмы, которые оказались доминирующими производителями на рынках своих товаров в силу проводившейся ранее в стране политики укрупнения предприятий, а не благодаря большей эффективности своей работы.

Именно временные и естественные монополии являются предметом особого внимания Антимонопольного комитета Российской Федерации и правительства в целом. Хозяйственная практика последних лет убедительно показала, что именно такие фирмы и отрасли влияют на развитие отечественной экономики наиболее негативно, именно они несут большую долю вины в раскручивании «маховика» инфляции.

Можно привести пример, роста цен на продукцию или услуги естественных монополистов по сравнению с ценами в целом по промышленности. При этом ускоренный рост цен в отраслях — естественных монополистах нельзя списать на удорожание потребляемых ими ресурсов. Так, в первом квартале 2003 г. затраты предприятий связи из-за роста цен повысились.

Но при этом тарифы на собственные услуги связисты повысили в 2,7 раза, что позволило им соответственно увеличить зарплату своим работникам в 2,4 раза (намного больше, чем в других отраслях).

В итоге доставка газет и журналов стала в России стоить уже дороже, чем собственно подписка на них, а многие органы печати вынуждены были ввести такую странную форму распространения своих изданий, как «подписка с получением непосредственно в редакции».

Аналогичную практику проводят и другие естественные российские монополии. В силу этого заработная плата, например, в электроэнергетике сейчас выше средней по промышленности в 4-5 раз (в зависимости от региона страны и ценовой политики действующей там местной энергетической системы). Примерно настолько же выше средней и зарплата на железнодорожном транспорте, и лишь немногим уступают в гонке зарплат работники связи.

Для регулирования естественных монополий предусмотрено создание специальных федеральных агентств на 3 года. Эти агентства имеют право установить естественным монополистам:

  • -перечень потребителей, которых они обязаны обслуживать;
  • -уровень и структуру цены;
  • -план инвестирования в расширение производства.

Иными словами, в отраслях с естественной монополией свобода рыночного поведения будет ограничена, и на смену ей придет государственное экономическое управление.

Именно на такой основе правительство России в октябре 1995 г. приняло, например, решение о «замораживании» цен (то есть запрещении их повышения) в отраслях естественных монополистах до конца года. «Замораживанию» подверглись цены на газ и электроэнергию, а также железнодорожные тарифы и тарифы на перекачку нефти и нефтепродуктов по трубопроводам.

По отношению к временным монополиям будет проводиться иная политика. Для ослабления их власти над рынком государство намеревается осуществлять следующие меры:

  • -запретить формирование финансово-промышленных групп, способных захватить доминирующее положение на местных товарных рынках отдельных регионов страны;
  • -запретить, уже существующим финансово-промышленным, группам включать в свой состав предприятия, занимающие доминирующее положение на местных товарных рынках отдельных регионов страны;
  • -поощрять импорт взаимозаменяемых товаров из соседних регионов, а также стран ближнего и дальнего зарубежья, чтобы ослабить доминирование монополиста на рынке;
  • -проводить принудительное разукрупнение фирм-монополистов с созданием на их основе нескольких независимых и конкурирующих фирм;
  • -поощрять новое строительство, а также создание малых фирм, если это может помочь снижению степени монополизации рынка.

При этом реально наиболее действенным методом решения задачи улучшения конкурентной ситуации на внутренних рынках России является максимальное их открытие для товаров зарубежных фирм. Беда лишь в том, что эту «лечебную процедуру» крайне трудно дозировать, а последствия ее неоднозначны. Дело в том, что отечественные предприятия пока полностью проигрывают соревнование с зарубежными конкурентами по соотношению «цена — качество» при сравнении аналогичных товаров (российские товары в пересчете на сопоставимый уровень качества стоят дороже зарубежных).

Поэтому вторжение на внутренний рынок больших партий зарубежных товаров приводит к тому, что отечественные фирмы вообще «теряют рынок» (так произошло, например, с российскими производителями телевизоров и магнитофонов после появления в магазинах больших партий электроники из Юго-Восточной Азии).

Конечно, появление на рынке более качественных и относительно более дешевых товаров выгодно для покупателей. И они (действуя вполне рационально) будут покупать именно зарубежные изделия. Но государство не может не считаться с тем, что такое развитие событий приведет к краху не только отдельных российских фирм, но и целых отраслей национальной экономики. А это грозит взрывом безработицы, для рассасывания которой у страны пока нет средств.

В итоге правительству России приходится постоянно действовать по принципу «шаг вперед — два назад»: то открывать внутренний рынок для поставок зарубежных товаров, чтобы усмирить отечественных монополистов, то снова «прикрывать дверь», чтобы не допустить полной гибели отечественной промышленности.

Именно из-за этого, например, в России за последние годы так часто менялись условия ввоза иностранных легковых автомобилей, конкурирующих с отечественными «Жигулями», «Ладами» и «Волгами». Правительство то повышало государственные пошлины на импорт машин, то снижало их, что соответственно вызывало относительное удорожание или удешевление иномарок по сравнению с продукцией отечественного автомобилестроения.

Проблема монополий в России еще не решена, и быстрого ее решения в короткий срок не предвидится.

§ 3. Основные меры государственного антимонопольного регулирования:

  • •Учреждение образования Федерации профсоюзов Беларуси
  • •Оглавление
  • •Введение
  • •Тема 1. Хозяйственное право и хозяйственное законодательство.
  • •§ 2. Хозяйственные отношения– общественные отношения в процессе производства и реализации товаров, работ, услуг – классифицируются на:
  • •§ 3.С понятием хп тесно связаны понятия о торговом праве, коммерческом праве, предпринимательском праве.
  • •Тема 2. Правовое регулирование предпринимательства.
  • •§ 2. Права предпринимателя:
  • •§ 3. Порядок государственной регистрации индивидуальных предпринимателей.
  • •§ 4. Прекращение деятельности индивидуальных предпринимателей возможно по решению:
  • •Тема 3. Правовое положение субъектов хозяйственной деятельности.
  • •§ 2. К субъектам малого предпринимательства относятся ип и юридические лица со среднемесячной численностью работников:
  • •§ 3. Стадии созданиякоммерческих организаций:
  • •§ 1. Основания для ликвидации коммерческих организаций.
  • •§ 2. Порядок ликвидации коммерческих организаций.
  • •§ 1. Коммерческая организация может быть ликвидирована по решению:
  • •§ 2. При ликвидации коммерческой организации по решению учредителей (участников) либо органа этой организации, уполномоченного на то учредительными документами, в регистрирующий орган представляются:
  • •Тема 4. Имущество, учет и отчетность субъектов хозяйственной деятельности.
  • •Тема 5. Правовое регулирование экономической несостоятельности (банкротства).
  • •§ 3. Производство по делу о банкротстве возбуждается хозяйственным судом на основании заявления о банкротстве, поданного должником либо кредитором.
  • •§ 1. Конкурсное производство. Собрание кредиторов и комитет кредиторов.
  • •§ 2. В процессе конкурсного производства управляющий производит опись (инвентаризацию) и оценку всего имущества должника.
  • •§ 4. Ликвидационное производство открывается после принятия хозяйственным судом решения об открытии ликвидационного производства в отношении должника.
  • •Тема 6. Правовое регулирование разгосударствления и приватизации государственной собственности.
  • •§ 3. Оплата приватизируемого объекта может производиться единовременно или в рассрочку платежей с учетом инфляции на условиях договора.
  • •Тема 7. Договор и санкции в хозяйственных отношениях (общие положения).
  • •1. Публичный договор
  • •§ 3. Санкция — мера, применяемая к нарушителю правовых норм или условий договора и влекущие для него опре­деленные неблагоприятные последствия.
  • •Тема 8. Правовое регулирование обеспечения качества продукции, работ, услуг.
  • •§ 1. Понятие качества и средства его обеспечения. Стандартизация.
  • •§ 2. Сертификация.
  • •§ 2. Сертификация – процедура подтверждения соответствия продукции, работ, услуг требованиям, установленным нормативными актами и стандартами, осуществляемая аккредитованным органом по сертификации.
  • •§ 1. Единство измерений.
  • •§ 2. Ответственность за нарушение законодательства о качестве.
  • •§ 2. Ответственность за нарушение законодательства о стандартизации, метрологии и сертификации выступает в виде, уголовной, административной и гражданской ответственности.
  • •Тема 9. Правое регулирование цен и ценообразования.
  • •§ 2. Виды цен и тарифов:
  • •§ 4. Права юридического лица, предпринимателя в области ценообразования:
  • •Тема 10. Законодательство о противодействии монополистической деятельности и поддержании конкуренции.
  • •2) Неправомерная.
  • •§ 2. Формы неправомерной монополистической деятельности:
  • •§ 3. Основные меры государственного антимонопольного регулирования:
  • •§ 4. Конкуренты — хозяйствующие субъекты, осуществляющие предпринимательскую деятельность на одном и том же товарном рынке.
  • •§ 5. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства включает гражданско-правовую, экономическую, административную и уголовную ответственность.
  • •Тема 11. Правовое регулирование деятельности бирж.
  • •§ 4. Валютная биржа — юридическое лицо Республики Беларусь, имеющее в соответствии с законодательством Республики Беларусь право осуществлять биржевые торги иностранными валютами;
  • •§ 5. Предметом биржевой сделки на товарной бирже является заключение договора (приобретение контракта) на поставку биржевого товара, а также права на его куплю или продажу.
  • •Тема 12. Правовые основы деятельности банков и небанковских финансовых организаций.
  • •3) Небанковская кредитно-финансовая организация
  • •§ 3. Лицензии на осуществление банковских операций выдаются Национальным банком в порядке, установленном настоящим Кодексом.
  • •§ 1. Виды банковских операций. Активные банковские операции.
  • •§ 2. Пассивные банковские операции.
  • •§ 3. Посреднические банковские операции.
  • •§ 1. Виды банковских операций:
  • •1. Банковский кредит
  • •2. Договор финансирования под уступку денежного требования (факторинг)
  • •3. Банковская гарантия
  • •§ 2. Пассивные банковские операции:
  • •1. Банковский вклад (депозит)
  • •2. Банковский счет
  • •3. Доверительное управление денежными средствами
  • •§ 3. Посреднические банковские операции:
  • •1. Расчеты
  • •2. Валютно-обменные операции
  • •3. Банковское хранение
  • •4. Инкассация
  • •Тема 13. Правовое регулирование рынка ценных бумаг.
  • •§ 1. Понятие рынка ценных бумаг. Понятие ценных бумаг и их классификация.
  • •§ 2. Виды ценных бумаг.
  • •§ 1. Рынок ценных бумаг (цб) – сфера обращения определенных видов цб, осуществляемого по установленным правилам между праводееспособными субъектами.
  • •Тема 14. Законодательство об инвестиционной деятельности.
  • •Тема 15. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности и валютных операций.
  • •Тема 16. Общая характеристика хозяйственного (торгового) права зарубежных стран.
  • •§ 2. В праве Германии юридические лица частного права делятся на:
  • •§ 3. Организационно-правовые формы юридических лиц в России:
  • •1. Хозяйственные товарищества.
  • •2. Хозяйственные общества
  • •Вопросы к зачету и экзамену по курсу «Хозяйственное право»

Антимонопольное законодательство

В развитых странах и странах Запада государство активно старается предотвратить развитие монополий, их негативное влияние на экономику и снизить отрицательное воздействие на социум. В связи с этим используется так называемое антимонопольное законодательство.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Определение 2

Антимонопольное законодательство – это сложная структура, которая включает в себя огромную сеть различных законов, регулирующих ту или иную отрасль права и экономики. Эти законы направлены, в первую очередь, на то, чтобы регулировать действие компаний на рынке товаров и услуг, отсекая недобросовестные фирмы, которые производят или предлагают некачественный товар или услугу, а также те компании, которые вредны для общества.

Антимонопольное законодательство существует в узком и широком аспекте. В первом случае антимонопольные законы направлены против действия чистых монополий, которые обладают избыточной монопольной властью, предотвращает недобросовестные и нечестные действия по отношению к производству, потребителям и деловым партнёрам. В широком аспекте антимонопольное законодательство борется с любыми формами накопления монопольной власти, также и с мелкими фирмами.

Первые антимонопольные законы

Первые антимонопольные законы были приняты в Канаде и США в $1899-1890$ годах.

Закон Шермана.

Закон Шермана, который негласно называли «хартией экономической свободы», был очень жёстким по отношению к возможным монополистам и звучал так: «Закон звучал очень грозно. Любые договоры или объединения, имеющие целью ограничить свободу промысла и предпринимательства, монополизировать какую-либо отрасль хозяйства, признавались незаконными. Создание монополий влекло штраф до $5$ тысяч долларов (впоследствии он был повышен до $50$ тысяч долларов) и тюремное заключение сроком до одного года».

Закон Клейтона.

Закон Клейтона был принят в $1914$ году и запрещал слияние или покупку фирм и создание холдингов, если это влекло к уничтожению конкуренции. На основе этого закона запрещались горизонтальные слияние организаций, то есть объединение фирм и корпораций одной отрасли.

Контроль над картелями.

С $1935$ по $1937$ года в Западной Европе были попытки принять законы, которые бы регулировали картельные соглашения. Законы были направлены на то, чтобы не было явных злоупотреблений картельной формой монополий.

Акт Келлера-Кефаувера.

В $1950$ году был принят акт Келлера-Кефаувера, который дополнил закон Клейтона запретом на слияние через приобретение активов. К тому же, запрещались не только горизонтальные, но и вертикальные слияния. То есть запрещалось объединять компании, которые специализируются и работают в разных процессах, но в одной отрасли.

Замечание 1

Все эти законы и акты были направлены на регулирование и контроль над соглашениями, обеспечение здоровой конкуренции и свободного рынка. Но эффективность этих законов часто сводилась на нет, когда дело доходило до практики. В судах решение часто принималось в пользу монополий.

Меры антимнопольного регулирования

Антимонопольное регулирование в современной экономике можно свести к трём основным группам:


Рисунок 1.


Рисунок 2.


Рисунок 3.

Замечание 2

Хочется отметить, что антимонопольное регулирование в каждой стране различается. Где-то оно более эффективное, где-то — менее. Однако следует сказать, компании монополисты всегда будут существовать. В первую очередь, это достигается путём лоббирования интересов компании монополиста (будущего монополиста) в правительстве той или иной страны, региона или города. Также сама конкуренция, как бы это странно не звучало, — порождает монополию. Ведь каждая конкурирующая фирма мечтает стать монополистом.

Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» был принят в марте $1991$ г. Его цель – определение организационных и правовых основ предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции для обеспечения условий создания и эффективного санкционирования товарных рынков.

Согласно закону, фирма занимает «доминирующее положение», если ее доля на рынке превышает $35 \ %$ – величину, устанавливаемую ежегодно Государственным комитетом по антимонопольной политике (ГКАП). В декабре $1991$ г. ГКАП утвердил «Государственный реестр РФ объединений и предприятий-монополистов», включающий предприятия, доминирующие на каком-либо товарном рынке. Для таких предприятий предусматривается обязательное декларирование повышения свободных цен и государственное регулирование цен, а также обязательное предоставление статистической отчетности по объему производства в натуральном выражении, удовлетворению спроса на рынке сбыта, показателям качества.

$12$ июля $1999$ г. Правительством было принято Положение о Министерстве Российской Федерации по антимонопольной поддержке предпринимательства (МАП России). Его территориальные органы:

  1. Предупреждают и пресекают факты ненадлежащей рекламы, допущенные юридическими и физическими лицами;
  2. Направляют рекламодателям, рекламопроизводителям и рекламораспространителям предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, решении об осуществлении контррекламы;
  3. Направляют материалы о нарушениях законодательства Российской Федерации о рекламе в органы, выдавшие лицензию, для решения вопроса о ее приостановлении или достаточном аннулировании;
  4. Направляют в органы прокуратуры и другие правоохранительные органы по подведомственности материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений в области рекламы.

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *