Амнистия в РФ

Перечень статей которые попадают под амнистию к 100-летию революции в 2019 году

Амнистия в России проводится регулярно и здесь нужно знать об особенностях процедуры. Очень важно определять, какие статьи подпадают под такого рода помилование, а какие нет.

Обычно освобождение этого плана приурочивают к какому-либо крупному событию в стране. Столетие революции относится к группе таких праздников и потому нужно понимать, каковы нюансы законодательных постановлений.

Что надо знать

В 2019 году отмечают 100 лет от начала гражданской революции в стране. Именно с этого момента началась история новой России. Символичность данного дня достаточно большая, потому на официальных сайтах государственных регуляторов появились документы об амнистии.

В данной области есть много нюансов, которые нужно учитывать для успешного проведения всех процессов. Дело в том, что задолго о самой амнистии никто не объявляет. Это уже стало традицией, что официальные подтверждения появляются незадолго до даты начала действия нормативно-правовой документации.

Пока официальной информации по поводу амнистирования нет. Существуют лишь экспертные мнения относительно данного вопроса. Рассматривается возможность частичного освобождения осужденных. Хотя не исключается возможность и широкой уголовной процедуры помилования.

Основными моментами по рассмотрению данного вопроса занимаются такие структуры:

  • Государственная дума Российской Федерации;
  • Администрация президента России;
  • Совет по правам человека — СПЧ.

На 2019 год известно лишь о некоторых планах и обработке проекта законодательства. К примеру, для средств массовой информации и других граждан в открытом доступе есть скан-копия проекта.

Это постановление Государственной думы под номером 266546-7 “Об объявлении амнистии в связи со 100-летием Октябрьской революции 1917 года”.

Там же прописаны базовые понятия относительно грядущих изменений. Только на основании этого документа и можно делать выводы, попадет ли человек под этот правовой акт или нет.

Хотя здесь нужно понимать, что это только проект документа, подготовленный депутатами. Окончательно его должно утвердить несколько инстанций, и они имеют право вносить изменения в положения бумаги.

К таким относится и подпись, требуемая от президента России. Сравнивать нужно еще и те моменты, когда проводились процедуры массового освобождения.

За последние 18 лет такие решения принимались всего 4 раза:

2000 год К 55-летию окончания Великой Отечественной войны
2005 год К 60-летию Победы
2006 год К 100-летию Государственной думы
2010 год 65-летие победы в ВОВ

Перечень статей попадающие под данный проект

В данном проекте Постановления Госдумы не прописаны статьи, по которым действует документ. В ходе составления бумаги правительство руководствовалось положениями статьи 103 Конституции РФ. Именно она в пункте “ж” оговаривает принципы гуманизма.

Что касается статей, подпадающих под освобождение, то они в документе четко не установлены. В постановлении в большей мере прописаны категории лиц, которые могут претендовать на статус амнистирования. Хотя некая привязка к совершенному преступлению существует.

Обратить нужно внимание на то, что статьи относительно Уголовного кодекса России прописаны только в пункте 12 постановления. Это та часть документа, которая отвечает за распределение ограничений по амнистии — в зависимости от того, тяжкие нарушения закона были или нет.

Не могут рассчитывать на применение действия этого документа к себе лица, осужденные по таким статьям УК РФ:

Часть Статья
105, 111
2 117
3 122
126
3 127
127.1
2 128
131, 132
2 133-135
3,4 150
3,4 158, 159 в пунктах 1-6, 160
164
3,4 166
169-171.1
2 172
173 с пунктами 1 и 2
2,3,4 174
3,4 174.1
3 175
176, 177
3 178
2 179
180, 181
4 183
184-187
2,3 189
190
2 191
192-198
2 199
199.1-200.1, 205-206, 208-212
3 215 в пунктах 2-3
221
2,3 222
1,2,3 223
226-227
2 228
228.1-229.1
2,3 230
2 231
232
3 234
2,3 240
3 241
242.1, 242.2
2, 3, 4, 5, 6 264
275-279, 281
2 282-282.2, 290, 295
296, 299, 300
2,3 301
2 305
3 306
4 309
313, 317
2 318
321, 322.1
2 333
335, 353-360

Рассматривать список нужно внимательно, так как нередко статья не полностью попадает под запрет к амнистированию.

Кто может рассчитывать на нее

Постановление прописывает, что рассчитывать на освобождение могут:

Те, кого суд лишил свободы на срок до пяти лет Преступления должны быть совершены до достижения лицом 16 лет
Осужденные на заключение длительностью до пяти лет за проступки, случившиеся в диапазоне 16-18 лет человека Амнистия предоставляется только при условии отсутствия других эпизодов с отбыванием в воспитательных колониях
За умышленные правонарушения, совершенные на момент несовершеннолетия, за которые суд постановил посадить человека за решетку на срок свыше пяти лет На момент освобождения они должны отбыть в месте лишения свободы 50% срока

К данным лицам снимаются и ограничения относительно любых дополнительных ограничений и наказаний. Исключением становится запрет на ведение профессиональной деятельности.

Документ действует и в отношении таких категорий граждан:

  • женщин с беременностью;
  • лиц женского пола, которые содержат несовершеннолетних детей;
  • мужчин и женщин, достигших пенсионного возраста (55 и 60 лет соответственно);
  • для мужчин, которые воспитывают детей, не перешагнувших возраст 3-х лет;
  • лица с инвалидностью — вне зависимости от группы.
Статус производства Категории лиц к освобождению
Отбыто не менее четверти срока
  • несовершеннолетние лица за преступления неумышленного характера;
  • женщины, у которых на содержании имеются дети, не достигшие совершеннолетия;
  • беременные;
  • женщины и мужчины пенсионного возраста
Условно-осужденные, либо освобожденные досрочно
  • несовершеннолетние правонарушители;
  • женщины с иждивенцами в виде детей до 18-ти лет;
  • женщины, вынашивающие ребенка;
  • граждане, которые получили инвалидность
Наказания, по которым не предполагается лишение свободы
  • мужчины с детьми до 14 лет, но в том случае, если они родители-одиночки;
  • осужденные женского пола, которым сделали отсрочку исполнения наказания;
  • инвалиды любой из групп

Дополнительно документ устанавливает необходимость прекратить те дела, которые еще не завершены и находятся в органах дознания, предварительного следствия, судов.

Но совершается такое действие только в отношении:

  • подростков до 16 лет, но ограничение стоит в том, что наказание должно предусматривать не больше 5-ти лет заключения;
  • лица в возрастном диапазоне 16-18 лет, которым могут избрать меру наказания не более пяти лет, но при условии, что ранее они не привлекались к ответственности.

Аналогично предусматривается освобождение от преследования тех лиц, которые получают не более пяти лет лишения свободы и ранее не получавшие подобные наказания:

  • женщины с отпрысками, не перешагнувшими рубеж совершеннолетия, вынашивающие потомство и старше 55 лет;
  • мужчины с детьми до трех лет или пенсионного возраста;
  • лица с инвалидностью.

Если лицам, которые были осуждены в диапазоне своего возраста начиная от 16-ти и заканчивая 18-ю годами, назначено наказание больше пяти лет, то возможно освобождение. Обязательным условием становится отсутствие у человека других эпизодов с наказаниями.

Существуют и варианты сокращения сроков отбывания, на таких условиях:

Если было признано, что проступок был совершен на почве неосторожности На 50%
Тем, чье деяния признали умышленным, но дали наказание не более пяти лет Сокращают на треть
Преступления предумышленного порядка, срок заключения по которым составил больше, чем пять лет На четверть

Отказать в предоставлении освобождения или снижения количества лет заключения могут на основании принадлежности человека к одной из категорий.

К таким относятся:

  • люди, получавшие ранее наказание за умышленные проступки два раза и более;
  • граждане, признанные в официальном порядке рецидивистами с особо опасным поведением;
  • получившие приговор после совершения рецидива в особо опасной форме;
  • те, кто уже были освобождены после 2005 года по линии помилования по статьям умышленных дел;
  • осужденные за преступление предумышленного характера, которое было совершено при ограничении свободы нарушителей;
  • уже лишившиеся свободы люди из категории закоренелых преступников.

Только данные категории граждан имеют возможность претендовать по закону, на амнистию. Именно их прописала Дума в своем нормативном акте.

Последние новости о проведении широкой амнистии заключенным по уголовным делам

Назначение амнистии проводится в рамках установленного законодательства. В 2019 году никаких новостей относительно широкомасштабных освобождений заключенных, нет. Существует много информации по поводу планируемых принятий законов. Но официальных подтверждений от властей нет.

Уголовные преследования не часто подпадают под послабления. Проект постановления под номером 266546-7 рассматривает все варианты действий, в том числе и уголовные производства, влияние на административную ответственность.

К примеру, появились новости, что депутаты Федотов и Москалькова предлагают отменить некоторые уже принятые наказания. По ним в нормативно-правовом акте прописаны ограничения по освобождению.

Там установлены как пункты по:

  • статьям, которые влияют на отказ в помиловании такого рода;
  • дополнительным показателям лишения свободы, принятым в отношении гражданина.

По большей части этот проект правительства направлен на “льготные” категории лиц. К ним относятся несовершеннолетние, лица пенсионного возраста, инвалиды, беременные женщины и те, кто воспитывают детей до возраста 14 или 3 лет.

Из тюрем и исправительных учреждений в России выпускают довольно часто, преимущественно к праздникам и памятным датам. И досрочно выйти на свободу получают возможность разные категории граждан.

Те документы, которые приняты по состоянию на начало 2019 года, ничего не говорят о широкомасштабной амнистии.

Здесь нужно учитывать не только прописанные статьи в отведенном постановлении. Проект оговаривает и особенности распределения помилования между разными группами заключенных.

Уголовная амнистия в 2020 году

В отличие от уголовной амнистии 2018 года, когда в обществе, особенно в связи с выборами, искусственно подогревался интерес к этому вопросу, взвинчивались таким образом рейтинги и достигались другие неблаговидные цели, процессу 2020-го ход дадут обязательно – все-таки речь о юбилее Великой Победы. Напомним, в 2018-м хотели традиционно приурочить эту практику к 25-летию Конституции РФ – главного гаранта прав и свобод российского гражданина, в том числе и сотен тысяч заключенных.

Однако вопрос, похоже, спустили на тормозах. По крайней мере, на момент написания этого материала именно так оно и было. Многие заинтересованные категории, конечно, возмутились, однако если посмотреть на вопрос шире и в перспективе, становится понятно, почему сделали именно так, а не иначе. Прежде всего, речь о том, что пересматривается уголовно-исправительная система, как таковая. Есть тенденции к тому, чтобы статьи, которые регулярно входят в амнистии попросту изъять из УК, заменив их статус на любой другой, позволяющий возместить ущерб, пройти процедуру исправления и т.п. прочими гуманными путями. Так, «первой ласточкой» стал закон о прекращении уголовных дел по экономическим статьям после возмещения ущерба.

В то же время планы на 2020-й – дело совсем другое. После эпохальной амнистии 1945 года в честь Победы, были освобождения 1955, 1985, 1995, 2000, 2005, 2010 и 2015 гг., так что это – уже традиция.

Кому положена амнистия?

В черновом варианте постановления готовящейся амнистии, что разрабатывается соответствующими профильными комитетами ГД, содержатся следующие категории осужденных лиц:

  • несовершеннолетние, со сроками до 5 лет (совершившие преступления в возрасте до 16 лет, от 16 до 18, но только с первой судимостью);
  • несовершеннолетние, со сроками свыше 5 лет, уже отсидевшие более 50% времени;
  • женщин с несовершеннолетними детьми, беременных, женщин, старше 55 лет, со сроками менее 5 лет;
  • мужчин с детьми до трех лет, старше 60-ти, со сроками менее 5 лет;
  • инвалидов любой группы, со сроками менее 5 лет.

Исключения составляют проходящие по следующим статьям УК РФ: ст.105, 111, ч.2 ст.117, ч.3 ст.122, ст.126, ч.3 ст.127, ст. 127, ч.2 ст.128, ст.131, ст.132, ч.2 ст.133, ст.134, ст.135, ч.3/4 ст.150, ч.3/4 ст.158, ч.3/4 ст.159, ч.3/4 ст.160, ч.2/3 ст.161, ст.162, ч.2/3 ст.163, ст.164, ч.3/4 ст.166, ст.169, ст.170, ст.171, ч.2 ст.172, ст.173, ч.2/4 ст.174, ч.3 ст.175, ст.176, ст.177, ч.3 ст.178, ч.2 ст.179, ст.180, ст.181, ч.4 ст.183, ст.184, ст.185, ст.186, ст.187, ч.2/3 ст.189, 190, ч.2 ст.191, ст.192, ст.193, ст.194, ст.195, ст.196, ст.197, ст.198, ч.2 ст.199, ст.200, ст.205, ст.206, ст.208, ст.209, ст.210, ст.211, ст.212, ч.3 ст.215, ст.221, ч.2/3 ст.222, ч.2/3 ст.223, ст.226, ст.227, ч.2 ст.228, ст.229, ч.2/3 ст.230, ч.2 ст.231, ст.232, ч.3 ст.234, ч.2/4 ст.240, ч.3 ст.241, ст.242, ч.2/3/4/5/6 ст.264, ст.275, ст.276, ст.277, ст.278, ст.279, ст.281, ч.2 ст.282, ст.290, ст.295, ч.4 ст.296, ст.299, ст.300, ч.2/3 ст.301, ч.2 ст.305, ч.3 ст.306, ч.4 ст.318, ст.321, ст.322, ч.2 ст.333, ст.335, ст.353, ст.354, ст.355, ст.356, ст.357, ст.358, ст.359, ст.360. А также все рецидивисты, совершившие преступления в местах отбытия наказаний, злостные нарушители порядка.

Что нужно знать об амнистии

Обычно, амнистия – это акт милосердия по отношению к преступникам, целью которого является полное либо частичное освобождение от наказания. Это может означать, что человека попросту досрочно выпустят на свободу, что заменят его меру пресечения смягченной и т.д.

Мишенью для амнистии могут выступать как уже осужденные по решению суда лица, так и еще только подвергающиеся уголовному преследованию. От помилования она отличается тем, что оно индивидуально, и от внешних факторов, как правило, не зависит – это узконаправленное решение в конкретных обстоятельствах. Амнистию же могут объявить целой категории лиц: несовершеннолетним, женщинам с детьми, отбывающим по незначительным преступлениям, пожилым и др.

Помимо сокращения срока или досрочного освобождения, амнистия может предусматривать снятие судимости с указанной группы лиц, а также освобождать кого-то и от административной ответственности.

Несмотря на негативный опыт некоторых амнистий еще советских времен, и уверенность скептиков по поводу того, что данная практика подрывает институты угловно-исполнительной системы, ставя в неравные условия осужденных, иногда даже совершавших равносильные преступления, статистика демонстрирует весьма позитивный эффект от данной процедуры. Так, лишь 5% из прошедших по амнистии пошли на рецидив.

Общая концепция программы

Институт амнистии с гуманистической позиции неоспорим и правилен, к тому же — весьма полезен для государственной исполнительно-наказующей системы, так как позволяет освободить места в учреждениях для заполнения их новыми отбывающими наказание. Часто он способствует снижению социально-политического градуса напряжения в обществе, служит свидетельством доброй воли государства по отношению к своим гражданам.

Если амнистия не объявляется в результате ЧП, например, в ходе вооруженного конфликта, после революции, когда освобождаются политические репрессированные, схваченные представители противоборствующей стороны, в обычных условиях ее часто приурочивают к каким-то громким юбилеям, событиям в жизни страны.

В обществе к понятию амнистии, применительно к тем, кто совершает уголовно наказуемые преступления, относятся весьма насторожено. С одной стороны – это важный гуманистический инструмент. Правда, исключительно в том случае, если выпущенные на свободу полагают себя действительно раскаявшимися личностями, и полноценно включены в программу ресоциализации с решением проблем на государственном и муниципальном уровне с их медицинским обслуживанием вне тюремных стен, устройствам труда и быта, другими важными аспектами.

Процедура

Согласно Конституции страны, амнистию должна объявлять Госдума, издав по этому поводу соответствующий акт-постановление, подписываемый президентом. Там не перечисляются поименно все, кто по ней досрочно выйдет на свободу или же сменит свою меру наказания более легкой – этот документ содержит лишь общее описание группы лиц, подпадающей под его нормы. Специально прописывается отдельной строкой, что рецидивисты, проходящие по тяжким и особо тяжким статьям, нарушители порядка отбывания наказаний из амнистии исключаются.

После издания соответствующего акта применительно к конкретному лицу решение принимается судом, прокурорской службой или же органами следствия. Однако только, если его одобрит администрация исправительного учреждения, в котором отбывается наказание.

Какие амнистии предстоят в 2020 году?

Помимо упомянутой амнистии 2020 года к 75-летию Победы в ВОВ по уголовно наказуемым преступлениям в разрезе вышеописанных категорий лиц, ожидается, безусловно, и продление ряда амнистий другого рода, актуальных для нашего гражданского общества. Например, речь об амнистии капитала для бизнесменов, а также о т.н. «дачной амнистии» — обеим наша редакция уже посвящала в соответствующих рубриках персональные материалы.

Согласно данным, предоставленным ФСИН России, с 2000 года количество заключенных снизилось почти что вдвое. Однако нет никаких оснований предполагать, что в долгосрочной перспективе амнистия 2020 года снизит это число еще. Дело в том, к сожалению, что судебная система страны, по сути, топчется на месте: «койки» тех, кого выпускают по амнистии, тут же забиваются новыми преступившими закон.

По сравнению с дореволюционным временем процент соотношения добропорядочных граждан и отбывающих наказания увеличился в 3,5 раза – до 405 преступников на 100 000 населения. И даже сейчас по горизонтали сравнение с другими странами Европы происходит не в пользу России. Ближайшей к нам оказалась, ожидаемо, Беларусь – 314 заключенных на сто тысяч человек. Внезапно низким показатель оказался в Украине – всего 167. Для сравнения, в Испании – это 126 заключенных, в Великобритании – 142, а в Китае – 118.

>Видео

Амнистия

Не следует путать с помилованием. У этого термина существуют и другие значения, см. Амнистия (значения).

Амнистия (греч. αμνηστια — забвение, прощение) — мера, применяемая по решению органа государственной власти к лицам, совершившим преступления, сущность которой заключается в полном или частичном освобождении от наказания, замене наказания на более мягкое или в прекращении уголовного преследования.

Амнистия отличается от помилования тем, что распространяется не на отдельных индивидуально определённых лиц, а на целые категории преступников, установленные родовыми признаками: женщин, несовершеннолетних, осуждённых к небольшим срокам наказания и т. д.

Применение амнистий обычно обосновывается соображениями гуманизма, однако амнистии имеют и чисто практические задачи: они могут служить уменьшению населения учреждений, исполняющих наказания, либо способствовать достижению конкретных политических целей (например, прекращения вооружённого конфликта).

Во многих государствах (в том числе России) объявление амнистий оказывается приурочено к национальным праздникам и юбилеям.

Амнистия в мире

Амнистия широко применяется во всём мире. Она предусмотрена законодательством всех стран СНГ, бывшей Югославии, Австрии, Албании, Андорры, Болгарии, Вьетнама, Дании, Египта, Ирака, Италии, КНР, КНДР, Латвии, Ливана, Литвы, Португалии, Румынии, Сан-Марино, Турции, Филиппин, Франции и её бывших колоний и Эфиопии.

В то же время, сфера её применения в этих государствах не одинакова. В одних государствах амнистии объявляются часто и касаются значительного количества преступников, в других, напротив, применяются только в исключительных случаях (например, в странах Латинской Америки амнистии касаются, как правило, только «политических» преступлений).

Отсутствует институт амнистии в странах англо-саксонской правовой семьи, а также в некоторых странах романо-германской правовой семьи, например, в Германии, Испании, Нидерландах, Норвегии, Швеции, Эстонии. В Польше применение налоговой и, следовательно, всех прочих видов амнистии признано неконституционным.

В целом критическое отношение к амнистии во многих странах мира связывается с тем, что совершенствование системы уголовного законодательства и уголовных наказаний делает ненужным институт «прощения», а также с тем, что монархи во многих государствах (в частности, во Франции) чрезмерно широко пользовались правом, что приводило к фактической безнаказанности преступников, имевших связи при дворе. Негативно высказывались об институте «прощения» преступников такие известные юристы, как Ч. Беккариа, И. Бентам и др.

Сфера действия амнистии

Обычно амнистия распространяется как на лиц, подвергающихся уголовному преследованию, так и на осуждённых. Акт амнистии может освобождать от уголовной ответственности и наказания, сокращать наказание или заменять его более мягким видом, освобождать осуждённых от дополнительного наказания, снимать судимость с лиц, отбывших наказание.

В отдельных государствах (например, во Франции) амнистия распространяется только на лиц, которым вынесен обвинительный приговор.

Во многих странах (государства бывшей Югославии, Аргентина, Гондурас, Ирак, Куба, Молдова, Франция) специально предусматривается, что предоставление лицу амнистии не освобождает его от претензий со стороны третьих лиц (потерпевших или гражданских истцов по уголовному делу). Во Вьетнаме, напротив, предоставление амнистии касается и гражданской ответственности виновного.

В праве большинства государств отсутствует указание на категории лиц или преступления, по которым применение амнистии не допускается (хотя, как правило, амнистии касаются лишь неопасных преступников и преступлений небольшой тяжести). Согласно Конституции Бразилии, амнистия не применяется к лицам, применявшим пытки, занимавшимся незаконной перевозкой наркотиков и соответствующих лекарств, а также к террористам. По Конституции Эфиопии, запрещено применение амнистии (в том числе в форме смягчения наказания) к лицам, совершившим преступления против человечества. Конституция Эквадора запрещает применение амнистии к лицам, совершившим такие деяния, как геноцид, пытки, насильственное исчезновение, похищение человека, убийство по политическим или идейным мотивам.

Объявление амнистии

Порядок объявления амнистии обычно закрепляется не только уголовным законодательством, но и конституцией государства, в связи с чем амнистия имеет двойственную (государственно-правовую и уголовно-правовую) природу. Обычно амнистия объявляется высшим органом законодательной власти путём принятия закона или иного акта. Исключение составляет Япония, где амнистию объявляет кабинет министров с последующим утверждением императором.

Амнистия в России

См. также: Список амнистий в России

Правовая сущность амнистии в России

Правовое регулирование применения амнистий в Российской Федерации осуществляется Конституцией РФ, которая определяет, что объявление амнистии относится к компетенции Государственной Думы РФ (п. «ж» ч. 1 ст. 103 Конституции РФ), и Уголовным кодексом РФ, который раскрывает содержание данного акта (ст. 84 УК РФ). Вопрос о правовой природе амнистии в РФ является спорным: одни авторы указывают, что амнистия является институтом уголовного права (так как регламентирована в первую очередь уголовным законодательством), другие — государственного права (так как объявляется высшим органом законодательной власти), третьи же, опираясь на наличие его сущностной регламентации в уголовном законодательстве, говорят о его двойственной (государственно-правовой и уголовно-правовой) природе. Акт амнистии не является актом уголовного законодательства, вследствие чего он не связан с внесением изменений в Уголовный кодекс РФ; кроме того, это означает возможность коррекции изданных актов об амнистии, даже если в результате круг лиц, подлежащих амнистии, сужается.

Амнистия не ставит под сомнение преступность деяний, описанных в акте амнистии. Меры уголовной ответственности за деяния, аналогичные подпадающим под акт амнистии, но совершённые вне срока её действия, продолжают применяться. Кроме того, освобождение от ответственности и наказания по амнистии не связано с сомнениями в обоснованности и законности актов предварительного расследования и приговора суда. Такое освобождение не является основанием для реабилитации лица, оно продолжает считаться обоснованно привлечённым к ответственности, виновным в совершении преступления. Акт амнистии выступает лишь как проявление милосердия, гуманизма со стороны государства.

В соответствии со ст. 84 УК РФ, амнистия объявляется в отношении индивидуально не определенного круга лиц. В акте об амнистии, таким образом, не могут быть перечислены пофамильно лица, к которым она применяется; обычно такой акт содержит описание категории людей (несовершеннолетние, женщины, лица старше определённого возраста и т. д.). Круг лиц может сужаться путём указания на категории преступников, которые не подлежат амнистии: например, на осуждённых за тяжкие и особо тяжкие преступления, злостных нарушителей порядка отбывания наказания, рецидивистов и т. д. Амнистии могут распространяться как на узкий круг преступников (например, амнистия 9 февраля 1996 года в отношении лиц, участвовавших в противоправных действиях, связанных с вооруженным конфликтом на территории республики Дагестан в январе 1996 года), так и на весьма широкий круг лиц (амнистия от 24 декабря 1997 года распространяла действие на 400 тысяч лиц, осуждённых условно, 35 тысяч лиц, освобождённых из мест лишения свободы и различные иные категории лиц).

Применимость амнистии к конкретному лицу определяется решением органа предварительного расследования, прокурора или суда. Актом об амнистии может предусматриваться:

  • освобождение от уголовной ответственности лиц, совершивших преступления;
  • освобождение осуждённых лиц от наказания или от дальнейшего его отбывания;
  • сокращение назначенного наказания;
  • замена назначенного наказания более мягким;
  • освобождение от дополнительного наказания;
  • снятие судимости.

Конкретный акт амнистии может предусматривать применение всех перечисленных мер или их части. Кроме того, амнистия может предусматривать освобождение определённых категорий лиц от административной ответственности.

Поводы для объявления амнистии

Традиционно амнистии в России связывались с праздничными датами (например, амнистия, объявленная Стоглавым собором 1551 года к празднику пасхи), с восшествием на престол монарха, болезнью царя или членов царской семьи, с важными военными победами и заключением мира (например, амнистия по поводу мира, заключённого со Швецией в 1721 году). Амнистия при этом рассматривалась как частный случай прощения или помилования.

В советский период амнистии привязывались к юбилеям Октябрьской революции 1917 года (например, это амнистия 1967 года), в современный период регулярные амнистии связываются с юбилеями Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов.

Некоторые амнистии носят чисто политический характер. Такой была амнистия, объявленная в 1994 году участникам августовского путча 1991 года и октябрьских событий 1993 года. Учёными данная амнистия оценивается как в целом неудачная, воспрепятствовавшая установлению действительного хода событий и виновности затронутых лиц. Однако это не означает, что все подобные амнистии нецелесообразны; при должной подготовке и проработке выгоды от амнистии способны перевесить её недостатки. Амнистия может связываться и с существенными изменениями социально-политической обстановки: таковой являлась, например, амнистия 7 июня 1945 года, объявленная в связи с победой над фашистской Германией. Кроме того, неофициальной, но практически нередко одной из главных целей объявления амнистий является решение проблемы переполненности мест лишения свободы и следственных изоляторов.

Применение амнистии

Акты об амнистии в период новейшей российской истории принимались в разной форме (указы Президиума Верховного Совета СССР, постановления Верховного Совета СССР, закон СССР), однако в настоящее время единственной формой акта об амнистии является постановление Государственной Думы РФ.

Как правило, одновременно с постановлением об амнистии Государственная Дума РФ принимает ещё один документ, также в форме постановления, в котором разъясняется порядок применения акта об амнистии и даётся его толкование: разъясняются понятия, используемые в постановлении об амнистии, называются субъекты, на которых возлагается применение акта амнистии к конкретным лицам и т. д.

Имеет особенности применение амнистии к длящимся и продолжаемым преступлениям. Соответствующие разъяснения содержатся в Постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 4 марта 1929 года «Об условиях применения давности и амнистии к длящимся и продолжаемым преступлениям», амнистия применяется в отношении длящихся преступлений, закончившихся или пресечённых до момента её издания, а в отношении продолжаемых преступлений — если все преступные действия из числа составляющих продолжаемое преступление были совершены до её издания. Акт об амнистии может предусматривать исключения из этого правила, например, связывая предоставление амнистии с завершением деяния до определённой даты после его издания.

Согласно УПК РФ (п. 3 ч. 1 ст. 27) принятие акта амнистии является основанием прекращения уголовного преследования в отношении лиц, входящих в упомянутые в нём категории. Данное основание прекращения уголовного преследования является нереабилитирующим: лица, освобождённые по амнистии, считаются привлечёнными к уголовной ответственности на законных основаниях и не имеют права на компенсацию; они обязаны возместить причинённый деянием ущерб, не могут быть в принудительном порядке восстановлены на работе и т. д. Ввиду этого прекращение уголовного преследования вследствие принятия акта об амнистии допускается лишь при отсутствии возражений со стороны подозреваемого или обвиняемого. Известным примером отказа от применения амнистии является дело В. И. Варенникова, которому было предъявлено обвинение в измене Родине в связи с августовскими событиями 1991 года. Единственный из всех обвиняемых, он отказался от применения амнистии, отрицая свою вину, и был в 1994 году оправдан по приговору Военной коллегии Верховного Суда РФ. Если суд признаёт подлежащее амнистии, но отказавшееся от её применения, лицо виновным, то выносится обвинительный приговор с освобождением от наказания вследствие акта амнистии.

Освобождение от уголовной ответственности и наказания в связи с амнистией является безусловным и окончательным.

Отношение общества к амнистиям

В целом российское (а ранее советское) общество относилось и относится к амнистиям достаточно настороженно. Отрицательным является и отношение к амнистии многих учёных и политиков. Опасения обычно связываются с возможным освобождением в результате амнистии лиц, которые имеют достаточно стойкие антисоциальные мотивации и склонны к повторному совершению преступлений. С. Н. Сабанин указывает также, что акт амнистии нарушает принцип справедливости уголовного закона, который предусматривает равенство всех категорий граждан, независимо от пола, возраста, национальности и др. Известно высказывание Е. Т. Гайдара: «Когда страна находится в таком положении, гуманизм к преступникам за счет их жертв по крайней мере неуместен»

Такое отношение не в последнюю очередь связано с рядом неудачных амнистий (например, амнистии 1953 и 1957 года), в результате которых на свободу вышло значительное количество опасных преступников, продолживших на свободе совершать общественно опасные деяния.

В то же время, отмечаются и положительные стороны амнистии. Так, она способствует реализации принципа экономии уголовной репрессии и принципа гуманизма, которые также являются важными для современного уголовного права. Эффективность современных амнистий достаточно высока, а процент рецидива среди амнистированных мал (не более 5 %). Указывается, что повышение эффективности амнистии возможно путём включения в постановление о порядке её применения порядка ресоциализации освобождаемых лиц: их трудового и бытового устройства, медицинского обслуживания и др.

> См. также

  • Налоговая амнистия
  • Дачная амнистия
  • Международная амнистия
  • Помилование

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 Додонов В. Н. Сравнительное уголовное право. Общая часть / под общ. ред. С. П. Щербы. — М.: Юрлитинформ, 2009. — С. 401. — 448 с. — ISBN 978-5-93295-470-6.
  2. Додонов В. Н. Сравнительное уголовное право. Общая часть / под общ. ред. С. П. Щербы. — М.: Юрлитинформ, 2009. — С. 401-402. — 448 с. — ISBN 978-5-93295-470-6.
  3. 1 2 3 4 5 6 Додонов В. Н. Сравнительное уголовное право. Общая часть / под общ. ред. С. П. Щербы. — М.: Юрлитинформ, 2009. — С. 402. — 448 с. — ISBN 978-5-93295-470-6.
  4. 1 2 3 4 5 6 7 Курс уголовного права. Том 2. Общая часть. Учение о наказании / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой, И. М. Тяжковой. — М.: ИКД «Зерцало-М», 2002.
  5. Тищенко К. М. Помилование в уголовном праве. — М., 1994. — С. 8-12.
  6. Карпушин А. М., Курляндский В. И. Уголовная ответственность и состав преступления. — М., 1974. — С. 224.
  7. Дурманов Н. Д. Советский уголовный закон. — М., 1967. — С. 36.
  8. Келина С. Г. Теоретические вопросы освобождения от уголовной ответственности. — М., 1974. — С. 87.
  9. Скибицкий В. В. Освобождение от уголовной ответственности и отбывания наказания. — Киев, 1987. — С. 66, 176.
  10. Курс российского уголовного права. Общая часть / под ред. В. Н. Кудрявцева, А. В. Наумова. — М., 2001. — С. 688.
  11. Марогулова И. Л. Амнистия и помилование в российском законодательстве. — М., 1998. — С. 62.
  12. 1 2 3 Уголовное право России. Практический курс / под общ. ред. А. И. Бастрыкина, под науч. ред. А. В. Наумова; Р. А. Адельханян и др.. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Волтерс Клувер, 2007. — С. 266. — 808 с. — ISBN 978-5-466-00282-9.
  13. 1 2 3 Уголовное право России. Практический курс / под общ. ред. А. И. Бастрыкина, под науч. ред. А. В. Наумова; Р. А. Адельханян и др.. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Волтерс Клувер, 2007. — С. 267. — 808 с. — ISBN 978-5-466-00282-9.
  14. Таганцев Н. С. Русское уголовное право. Часть общая. Т. II. — СПб., 1902. — С. 1457-1458.
  15. Уголовное право Российской Федерации. Общая часть / под ред. Л. В. Иногамовой-Хегай, А. И. Рарога, А. И. Чучаева. — М.: Инфра-М; Контракт, 2005. — С. 499. — 553 с. — 60 000 экз. — ISBN 5-16-002209-0 (Инфра-М); ISBN 5-900785-87-4 (Контракт).
  16. 1 2 Уголовное право России. Практический курс / под общ. ред. А. И. Бастрыкина, под науч. ред. А. В. Наумова; Р. А. Адельханян и др.. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Волтерс Клувер, 2007. — С. 268. — 808 с. — ISBN 978-5-466-00282-9.
  17. См., например, Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 6 июня 2003 года № 4127-III ГД «О порядке применения постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «Об объявлении амнистии в связи с принятием Конституции Чеченской Республики»
  18. Уголовное право Российской Федерации. Общая часть / под ред. Л. В. Иногамовой-Хегай, А. И. Рарога, А. И. Чучаева. — М.: Инфра-М; Контракт, 2005. — С. 502. — 553 с. — 60 000 экз. — ISBN 5-16-002209-0 (Инфра-М); ISBN 5-900785-87-4 (Контракт).
  19. 1 2 Уголовное право России. Практический курс / под общ. ред. А. И. Бастрыкина, под науч. ред. А. В. Наумова; Р. А. Адельханян и др.. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Волтерс Клувер, 2007. — С. 269. — 808 с. — ISBN 978-5-466-00282-9.
  20. Сабанин С. Н. Амнистия и помилование в уголовном законодательстве России // Государство и право. 1995. № 11. С. 81.
  21. Цит. по: Наумов А. В. Российское уголовное право. Общая часть. Курс лекций. М., 1996. С. 478—479.
  22. Уголовное право России. Общая часть / Под ред. В. Н. Кудрявцева, В. В. Лунеева, А. В. Наумова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2006. — С. 475.
  23. Марогулова И. Амнистия и помилование: актуальные проблемы // Уголовное право. 1997. № 4. С. 55-58.

> Ссылки

  • Амнистия // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

А зачем нужна амнистия?

В России готовится самая масштабная за последние годы амнистия.
***
Амнистия по случаю юбилея Победы обещает быть беспрецедентно масштабной.
Треть миллиона человек получат послабления, из них сорок шесть с лишним тысяч – реально выйдут на свободу из заключения.
И что же, все эти люди участники войны?
Ничего подобного. Говорят, что натуральных ветеранов в заключении всего сорок человек, то есть лишь один из тысячи планируемых к освобождению. Даже если прибавить к ним блокадников, узников концлагерей, тружеников тыла – все равно получается полторы тысячи человек, далеко уж не молодых и действительно уже вряд ли представляющих общественную опасность.
Но всё равно процент их мизерный.
Тогда в чем смысл?
Наверное, время от времени государство должно проявлять показательное милосердие, тем более что государство наше в остальные дни столь же показательно жестоко. Но когда от ответственности освобождается толпа народу, равная по численности населению областного центра, то возникает несколько вопросов.
Например, не опасно ли даже в честь Дня Победы отпускать столько преступников?
И если нам скажут, что это совершенно неопасно, тогда мы можем задать другой вопрос: а почему тогда этих граждан хотели посадить в тюрьму, а сорок шесть тысяч действительно посадили?
Ну если нет от них никакой опасности на свободе, так может и сажать их не стоило?
А если их стоило сажать, может быть не стоит тогда выпускать? Ведь сам по себе юбилей Победы не сделает этих людей честнее, чище, сознательнее.
Нужно еще посчитать, сколько из амнистированных потом снова попадают в тюрьму.
Нам говорят, что таковых по статистике немного, но раньше и амнистии были скромнее, и условия поменялись. Вышедших из тюрьмы надо трудоустроить, а сейчас найти работу непросто даже лицам с безупречной биографией.
Поймите правильно: нет ничего хорошего в том, что люди сидят за решеткой, человек должен быть на свободе, и многие люди именно в тюрьме становятся рецидивистами.
Если бы в отношении них в свое время проявили больше гуманности, то их жизнь могла сложиться по-другому, более счастливо. Однако что сделано, то сделано. А теперь масштабная амнистия больше похожа на показную пиар-кампанию.
Или же правоохранительные органы просто облегчают себе жизнь.
Освободят сорок шесть тысяч койко-мест и станет им проще работать. Освободят от преследования еще триста тысяч – и хлопот меньше.
А хочется, чтобы раз уж в честь праздника государство пошло на такой риск с амнистией, то чтобы этот риск был действительно оправдан.
«Холодным летом 53-го» пугать, пожалуй, не стоит, но все равно как-то сомнительно.

Пределы действия амнистии во времени Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

УГОЛОВНОЕ ПРАВО

Д. А. Кокотова*

Пределы действия амнистии во времени

Аннотация. В российских юридических исследованиях можно встретить две точки зрения: 1) амнистия бессрочна; 2) амнистия действует в пределах определенного срока. Цель настоящей статьи — проверить, какая из двух позиций соответствует свойствам современной российской амнистии. Анализ практики объявления амнистии и практики применения ее судами в Российской Федерации позволяет сделать следующие выводы. Срок исполнения амнистии не является сроком ее действия. Применение амнистии за пределами этого срока осуществляется без каких-либо дополнительных ограничений. Возможная продолжительность разрыва между объявлением амнистии и ее применением не должна приводить к выводу о бессрочности амнистии. Амнистия распространятся лишь на деяния, совершенные до определенного момента (в течение определенного срока). Поэтому круг случаев, в которых должна быть применена амнистия, заведомо исчерпаем. Полное исполнение амнистии и является моментом, когда прекращается действие амнистии во времени.

Ключевые слова: амнистия, действие во времени, временное действие, бессрочное действие, срок исполнения амнистии, срок действия амнистии, исчерпываться исполнением, круг амнистируемых, конкретный временной предел, момент исполнения амнистии.

001: 10.17803/1994-1471.2018.90.5.136-142

Характеризуя амнистию, одни авторы чения терминов, избранных для их изложения) утверждают, что она действует1 времен- точек зрения обусловливает актуальность об-но2, другие говорят о бессрочном дей- ращения к данной теме. Рассмотрим соответствии амнистии3. Существование двух проти- ствие каждой из этих версий современной рос-воположных (по крайней мере, исходя из зна- сийской амнистии, воплощающейся в актах,

1 В статье используется термин «действие», как и в иных научных публикациях, посвященных амнистии.

2 См., например: КохманД. В. Некоторые проблемы нормативно-правового регулирования института амнистии и процедуры принятия актов об амнистии в Российской Федерации // Уголовно-исполнительная политика и вопросы исполнения уголовных наказаний : сб. материалов Международной научно-практической конференции : в 2 т. Рязань, 2016. Т. 2. С. 148.

3 См., например: Сумникова О. Г., Сумников Д. В. Прекращение уголовного преследования вследствие акта амнистии по делам о мошенничестве // Наука и практика. 2015. № 3 (64). С. 115 ; Мишенина А. А.,

© Кокотова Д. А., 2018

* Кокотова Дарья Александровна, кандидат юридических наук, ассистент кафедры уголовного права Уральского государственного юридического университета darya.kokotova@mail.ru

620137, Россия, г. Екатеринбург, ул. Комсомольская, д. 21

оформлявших амнистию за время существования Российской Федерации4.

Утверждение о временности амнистии может быть подтверждено выявлением предела, прекращающего ее действие. В качестве такого предела некоторые авторы называют срок, отводимый на исполнение амнистии5.

Как правило, в России амнистии предусматривают срок в 6 месяцев на их исполнение (в 19 из 21 амнистий, объявленных в Российской Федерации, он установлен для всех, а в одной амнистии — для части амнистируемых6). Иногда срок исполнения не устанавливается. Он не задан для амнистии 1996 г.: условие амнистирования по ней — освобождение незаконно удерживаемых лиц; исполнение амнистии состоит во взаимном одномоментном обмене (в случае, если такой обмен не состоится, амнистия отменяется)7.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В постановлении «Об объявлении экономической и политической амнистии» для п. 3, 4 предусмотрен шестимесячный срок исполне-

ния, исполнение п. 1, 2 предписано осуществить немедленно8. Указание на немедленное исполнение означает лишь то, что постановление должно быть исполнено как можно быстрее. Оно не может иметь предел действия во времени, как и указание на одномоментный обмен в амнистии 1996 г.

Однако и в тех случаях, когда установлен шестимесячный срок исполнения амнистии, он не является сроком ее действия. Истечение этого срока не прекращает действия амнистии. Это подчеркивают при обсуждении проектов постановлений об объявлении амнистии9. Об этом свидетельствует включение в текст оформляющих амнистию актов оговорки об исполнении амнистии в общем порядке в случаях, если вопрос о ее применении возникает по истечении шестимесячного срока со дня вступления постановления об объявлении амнистии в силу. Такая оговорка имеется в 18 актах. Единственный акт, где она отсутствует, — об амнистии 1996 г., для которой не был установлен срок исполнения.

Кирянина И. А. Особенности прекращения уголовного преследования вследствие акта об амнистии // Расследование преступлений: проблемы и пути их решения. 2015. № 2 (8).

Были проанализированы оформляющие амнистию акты, принятые с 31.12.1991 по 19.08.2017 и содержащиеся в ИПС «Законодательство России» (URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?start_search&fattrib=1 (дата обращения: 19 августа 2017 г.)) по запросу: вид акта — постановление, слова в названии — амнистия. Из полученного списка отобраны постановления об объявлении амнистии (21), постановления о порядке их применения (19). Как отдельное постановление об объявлении амнистии рассматривалось постановление Государственной Думы от 10.06.1998 № 2580-II ГД «О распространении действия постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 12 марта 1997 года № 1199-II ГД «Об объявлении амнистии в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния в связи с вооруженным конфликтом в Чеченской Республике» на лиц, уклонившихся от военной службы» (Рос. газ. 24.06.1998).

См., например: Аветисян С. В. Амнистия, помилование и обратная сила уголовного закона // Бизнес в законе. 2012. № 4. С. 48.

В 12 случаях такой срок закреплен в постановлении об объявлении амнистии, в 6 случаях — в постановлении о порядке его применения. В одном постановлении срок не установлен; в одном для одних категорий срок установлен актом о порядке применения, для других — актом об объявлении амнистии. Постановление Государственной Думы от 09.02.1996 № 61-II ГД «О порядке применения постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «Об объявлении амнистии в отношении лиц, участвовавших в противоправных действиях, связанных с вооруженным конфликтом на территории Республики Дагестан в январе 1996 года»». П. 4, 5 // СЗ РФ. 1996. № 8. Ст. 723. Постановление Государственной Думы от 23.02.1994 № 65-I ГД «Об объявлении политической и экономической амнистии» (ред. от 25.03.1994). П. 9 // Рос. газ. 26.02.1994.

Стенограмма заседания Государственной Думы от 22.04.2015. Содоклад П. В. Крашенинникова // URL: http://transcript.duma.gov.ru/node/4272/ (дата обращения: 11.09.2015).

При этом ни для одной из амнистий возможность применения не зависела от причин, по которым амнистирование не состоялось в пределах срока, отведенного на ее исполнение. Вопреки представлению, воплощающемуся в отдельных решениях судов10, для применения амнистии не требовалось, чтобы срок истек по причинам, не зависящим от амнистируемого лица; чтобы в пределах срока, отведенного на исполнение амнистии, дело поступило на рассмотрение суда или было вынесено исходное решение, которое обжалуется в силу неприменения амнистии11. Также не имело значения, сколько времени прошло с момента объявления амнистии, истечения срока, отведенного на ее исполнение.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В проанализированной судебной практике встречаются случаи применения амнистии по истечении различного времени с момента объявления амнистии. Освобождение по амнистии от уголовной ответственности произошло в течение шести месяцев (решения говорили об амнистиях 201312 и 2015 гг. 13, устанавливавших такой срок) после вступления в силу постановлений об амнистии в 62 из 157 проанализированных решений. В 80 случаях освобождение произошло по истечении шести месяцев от этой даты14. Разрыв15 между окончанием шестимесячного срока и вынесением решения об освобождении при этом составлял 2—1 006 дней16. Освобождение по амнистии от уголовного наказания произошло в течение шести месяцев

10 Судебная практика, результаты обобщения которой представлены в статье, получена на сайте «Судебные решения. РФ» по запросу: текст документа — амнистия; вид (категория) — уголовное (URL: http:// судебныерешения.рф (дата обращения: 12 июля 2017 г.)).

В настоящей статье использовались результаты обобщения: 1) 157 решений об освобождении по амнистии от уголовной ответственности, принятых 16.01.2014 — 15.03.2017 судами 17 субъектов РФ (Москва, Санкт-Петербург, Краснодарский, Красноярский, Пермский, Ставропольский края, Владимирская, Курганская, Ленинградская, Московская, Нижегородская, Новосибирская, Ростовская, Свердловская, Томская области, республики Башкортостан и Чувашия) и опубликованных 14.10.2015 — 15.05.2017; 2) 901 решение об освобождении по амнистии от уголовного наказания, принятое 19.12.2013 — 15.05.2017 судами 19 субъектов РФ (все перечисленные для решений об освобождении от уголовной ответственности, а также Иркутская и Тюменская области) и опубликованное 14.10.2015 — 12.07.2017.

11 Те или иные из перечисленных доводов приводились в обоснование возможности применения амнистии в 5 из 522 решений об освобождении от уголовной ответственности, наказания, вынесенных за пределами срока отведенного на исполнение амнистии. В большинстве проанализированных решений (487) суды не обсуждали, что применение происходит за пределами этого срока, и никак не обосновывали возможность такого применения. В оставшихся случаях обоснование исчерпывалось ссылкой на возможность применения амнистии и за пределами этого срока (30).

12 Постановления Государственной Думы от 02.07.2013 № 2559-6 ГД «Об объявлении амнистии»; от 18.12.2013 № 3500-6 ГД «Об объявлении амнистии в связи с 20-летием принятия Конституции Российской Федерации».

13 Постановление Государственной Думы от 24.04.2015 № 6576-6 ГД «Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов».

14 Вынесено ли решение в пределах этого срока или нет, здесь и далее определялось путем сопоставления даты вынесения решения и срока исполнения конкретного акта об амнистии. В 15 случаях не была известна дата вынесения решения, поэтому невозможно понять, применена ли амнистия в пределах срока.

15 Здесь и далее при установлении продолжительности разрыва не учитывался день принятия решения суда.

16 В 13 случаях разрыв составлял менее месяца (менее 30 дней); в большинстве случаев (55) — один или несколько месяцев, но менее года; в 10 случаях — более года, но менее двух лет; в 2 случаях — более двух лет.

(решения говорили об амнистиях 200017, 2013, 2015 гг., устанавливавших такой срок) после вступления в силу актов об амнистии в 379 из 901 проанализированного решения. В 442 случаях освобождение произошло по истечении шести месяцев от этой даты18. Разрыв между окончанием шестимесячного срока и вынесением решения об освобождении при этом составлял 1 — 5 266 дней19.

Возможность применения амнистии спустя годы после вступления в силу оформляющих ее актов (максимальный разрыв в 5 266 дней — это примерно 15 лет) может создать ощущение бессрочности амнистии. Говоря о бессрочном действии амнистии, подразумевают, что акт об амнистии, вступивший в законную силу однажды, подлежит исполнению всегда независимо от времени возникновения вопроса о его применении20. В таком рассуждении верно устанавливаются свойства амнистии, но не вполне точен выбор термина «бессрочное». Сколько бы времени ни прошло с момента объявления амнистии, лицо, на которое она распространяется должно быть

освобождено. Однако в том, как определяется круг таких лиц, и заложены пределы действия амнистии.

Одним из признаков, через которые определяется круг лиц, подлежащих амнистированию, неизменно выступает временной предел, до которого (период, в течение которого), было совершено преступление. Данный предел описывался в российских амнистиях путем указания на конкретную дату (например, деяния, совершенные с 27.10.1991 до 00 часов 18.12.1994 включительно21) или событие, привязанное к конкретной дате (например, вступление в силу акта об амнистии22). Означенные способы иногда комбинировались между собой, когда одна из границ периода определялась указанием на конкретную дату, а другая — на событие (например, в период с 15.12.1999 до дня вступления в силу постановления об объявлении амнистии23); когда приводилось и событие, и его дата (например, по факту столкновения демонстрантов и работников органов внутренних дел 01.05.1993 в Москве24). Также использовалось определение начала периода привязкой его

17 Постановление Государственной Думы от 26.05.2000 № 398-Ш ГД «Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов» (ред. от 28.06.2000) // Парламентская газета. 27.05.2000.

18 В 80 случаях не были известны дата вынесения решения или то, какая именно амнистия была применена, поэтому невозможно понять, применена ли амнистия в пределах срока.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19 В 72 случаях он составлял менее месяца (менее 30 дней); в большинстве случаев (326) — один или несколько месяцев, но менее года; в 42 случаях — более года, но менее двух лет; в 2 случаях — несколько лет.

20 Сотников С. А. Амнистия в уголовном праве России : монография. М., 2010. С. 67.

21 См.: постановление Государственной Думы от 08.02.1995 № 515-1 ГД «О порядке применения постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «Об объявлении амнистии в отношении лиц, участвовавших в противоправных деяниях, связанных с вооруженными конфликтами на Северном Кавказе»». П. 1 // Рос. газ. 01.03.1995.

22 В Российской Федерации указание на момент вступления в силу акта об амнистии использовалось в том или ином варианте для определения круга деяний, на которые распространяется амнистия, в 18 случаях.

23 Постановление Государственной Думы от 22.09.2006 № 3500-4 ГД «О порядке применения постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «Об объявлении амнистии в отношении лиц, совершивших преступления в период проведения контртеррористических операций на территориях субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Южного Федерального округа»». П. 1 // Рос. газ. 23.09.2006.

24 Постановление Государственной Думы от 23.02.1994 № 65-1 ГД «Об объявлении политической и экономической амнистии» (в ред. от 25.03.1994). Пп. «б» п. 1.

к определенному событию и закрепление продолжительности периода (6 месяцев25).

То общее, что объединяет все варианты, имевшиеся в практике объявления амнистии в Российской Федерации, — наличие временного предела, отсекающего деяния, к которым будет применяться амнистия, и определение такого предела через указание на конкретную дату или событие, привязанное к конкретной дате. Задание конкретного временного предела, ограничивающего круг деяний, на которые распространяется амнистия, делает заведомо конечным круг случаев, в которых должна быть применена амнистия, что создает возможность исчерпания ее исполнением26. Следовательно, можно утверждать, что амнистия не бессрочна, но действует вплоть до ее исполнения.

Момент исполнения амнистии не всегда может быть четко установлен, поскольку не всегда можно быть уверенным, что известны все лица, к которым должна быть применена амнистия, и через некоторое время «не найдется» еще кто-нибудь, кто должен быть амнистирован. В числе возможных причин «позднего» обращения к вопросу о применении амнистии называют трудности выявления преступления, установления лица, его совершившего27. Кроме того, это может быть связано с тем, что условием освобождения по амнистии являются обстоятельства, которые могут возникнуть лишь на определенной стадии уголовного преследования, наступление которой откладывается по каким-либо причинам на неопределенный

срок. Например, наиболее продолжительный разрыв между объявлением амнистии и ее применением в изученной судебной практике объяснялся тем, что лицу, скрывшемуся от суда с 22.01.2001 и задержанному 07.10.2015, было в итоге назначено наказание до трех лет лишения свободы, при котором он должен был быть освобожден по амнистии 2000 г. Вплоть до момента назначения наказания не могло быть известно, будет ли амнистия распространяться на это лицо.

Впрочем, в некоторых случаях может быть точно зафиксирован момент исполнения амнистии. Примером этого могут служить амнистия 1996 г. и другие амнистии, оформлявшие обмен незаконно удерживаемых лиц на задержанных участников незаконных вооруженных формирований28 (последние освобождались по амнистии). После осуществления обмена можно было быть точно уверенным, что амнистия полностью исполнена.

Возможность точного установления момента исполнения амнистии связана с тем, в зависимость от каких обстоятельств поставлено освобождение по амнистии. Но и невозможность точного установления этого момента не препятствует признанию его пределом действия амнистии.

Таким образом, амнистия не бессрочна. Она действует до тех пор, пока не исполнена. Срок ее «жизни» определяется исполнением содержащихся в ней предписаний, но не конкретными временными пределами.

25 Постановление Государственной Думы от 10.06.1998 № 2580-11 ГД «О распространении действия постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 12 марта 1997 года № 1199-11 ГД «Об объявлении амнистии в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния в связи с вооруженным конфликтом в Чеченской Республике» на лиц, уклонившихся от военной службы». П. 2.

26 См.: Алексеев С. С. Проблемы теории права : курс лекций : в 2 т. Свердловск, 1972. Т. 1. С. 209.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

27 Сотников С. А. Указ. соч. С. 67.

28 Кроме амнистии 1996 г., такой обмен предполагали еще две амнистии 1997 и 1999 гг. См.: постановления Государственной Думы от 12.03.1997 № 1199-11 ГД «Об объявлении амнистии в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния в связи с вооруженным конфликтом в Чеченской Республике». П. 5 // Рос. газ. 15.03.1997 ; от 13.12.1999 № 4784-11 ГД «Об объявлении амнистии в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния в ходе проведения антитеррористической операции на Северном Кавказе». П. 5 // Парламентская газета. 15.12.1999.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Аветисян С. В. Амнистия, помилование и обратная сила уголовного закона // Бизнес в законе. — 2012. — № 4. — С. 48—50.

2. Алексеев С. С. Проблемы теории права : курс лекций :в 2 т. Свердловск : Свердловский юридический институт, 1972. — Т. 1. — 396 с.

3. КохманД. В. Некоторые проблемы нормативно-правового регулирования института амнистии и процедуры принятия актов об амнистии в Российской Федерации // Уголовно-исполнительная политика и вопросы исполнения уголовных наказаний : сб. материалов Международной научно-практической конференции : в 2 т. — Рязань, 2016. — Т. 2. — С. 147 — 151.

4. Мишенина А. А., Кирянина И. А. Особенности прекращения уголовного преследования вследствие акта об амнистии // Расследование преступлений: проблемы и пути их решения. — 2015. — № 2 (8).

5. Сотников С. А. Амнистия в уголовном праве России : монография. — М. : Проспект, 2010. — 386 с.

6. Сумникова О. Г., Сумников Д. В. Прекращение уголовного преследования вследствие акта амнистии по делам о мошенничестве // Наука и практика. — 2015. — № 3 (64). — С. 114—116.

Материал поступил в редакцию 20 августа 2017 г.

SCOPE OF VALIDITY OF THE AMNESTY IN TIME

KOKOTOVA Darya Aleksandrovna — PhD in Law, Assistant of the Criminal Law Department

of the Ural State Law University

darya.kokotova@mail.ru

620137, Russia, Ekaterinburg, ul. Komsomolskaya, 21

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

REFERENCES (TRANSLITERATION)

1. Avetisyan S. V. Amnistiya, pomilovanie i obratnaya sila ugolovnogo zakona // Biznes v zakone. — 2012. — № 4. — S. 48—50.

2. Alekseev S. S. Problemy teorii prava : kurs lektsiy :v 2 t. Sverdlovsk : Sverdlovskiy yuridicheskiy institut, 1972. — T. 1. — 396 s.

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *